Облигации госзайма ссср 1956. Государственный займ. Последние займы ссср

Облигации госзайма ссср 1956. Государственный займ. Последние займы ссср

Государство Урарту

В 1916 г. русские войска, тесня отступавших турок, вступили в древний армянский город Ван. Вместе с войсками прибыли в Ван русские археологи.

Город Ван расположен посреди Армянского нагорья в долине, на берегу горького Ванского озера; со всех сторон видны вершины гор, кое-где покрытые сединой снегов. Над самым городом возвышается огромная отвесная скала, а по её вершине тянутся стены турецкой крепости, в верхней части сложенные из камней поменьше, а в нижней - из огромных каменных глыб, остатков другой, очень древней крепости - цитадели города Тушпы, столицы Урарту, древнейшего государства, в состав которого входила часть территории нашей родины.

Тогда, в древности, эта крепость была укреплена ещё сильнее. На склонах скалы были высечены ступени, и на них уложена кладка дополнительных стен, являвшихся как бы продолжением отвесных утёсов. Эти стеньг были сзади завалены землёй. Крепость как бы срослась с горой и была совершенно неприступной.

Археологи, прибывшие в Ван с русскими войсками, начали изучение прошлого этого древнего города. На северном откосе Ванской скалы, более низком, были видны две полукруглые ниши, или искусственные пещеры, высотой около двух с половиной метров. Нижняя часть их была засыпана землёй, обвалившейся при разрушении стен. Эта же земля образовала ниже ниш род склона, по которому сравнительно нетрудно было добраться до них. Ниши были пусты, но в одной из них на стене была высечена клинописная надпись.

Эти пещеры назывались местными жителями «Дверью сокровищницы», или «Домами идолов»; рассказывали, что под одной из них есть железная решётка, а за ней подвал, наполненный золотом и драгоценными камнями. Клад стерегут два великана с огненными мечами. По ночам из щели в скале выползает змей, до утра стерегущий клад. Другие рассказывали, что здесь когда-то языческая жрица Семирамида приносила огромные жертвоприношения.

И. А. Орбели приступил к раскопкам ниш. Наиболее интересной явилась западная ниша, которая, когда была раскопана целиком, оказалась почти восьмиметровой высоты.

Почти неделю копали солдаты твёрдую глину, пока, наконец, не показался над поверхностью земли большой камень. Когда под него попытались подкопаться и перевернуть его, выяснилось, что Он глубоко уходил под землю. На четырёх его сторонах видны были строки клинописи. Это был трёхметровый столб, памятник урартского царя Сардура, увековечивавший историю его походов и побед в VIII в. до н. э.

В те времена государство Урарту было на вершине своего могущества; даже ассирийцы называли его самым большим и сильным царством мира.

Учёные долго и упорно работали над фотографиями и копиями надписи Сардура, расшифровывая записи о событиях давнего прошлого. И теперь тот, кто знает урартские письмена, так читает надпись царя Сардура:

«…Бог Халд выступил, своим воинством одолел он паря страны эриайцев, одолел страну абилианийцев, преклонил их перед Сардуром, сыном Аргишти. Бог Халд силен, сильно халдово воинство. С помощью величия бога Халда выступил Сардур, сын Аргишти.

Сардур говорит: я выступил и страну эриайиев, покорил страну эриайцев, в один день победил я её… поселения я разрушил, страну разорил, мужчин и женщин увёл в Ван…

Сардур говорит: на обратном пути я выступил в страну абилианийцев, города разрушил, страну разорил. Пришёл Мурини абилианиец, обнял Сардуровы колени, пал ниц, Я его помиловал, наложил на него дань.

Сардур, сын Аргишти, говорит: для бога Халда я захватил там такой полон: 9 150 человек в один год - одних я убил, других живьём полонил; 500 коней увёл, 8 650 коров, 25 170 овец».

Абилианийцы и эриайцы были жители Закавказья, от долины реки Аракса до склонов снежной горы Арагац.

В царстве урартов, населённом многочисленными племенами, предками нынешних грузин, армян и других народов, были, понятно, не только жестокие воины, но и трудолюбивые хлебопашцы и садоводы, искусные зодчие и металлисты. Когда урартские войска прочно обосновывались в какой-либо местности, там проводились каналы, строились города, насаждались сады. Вот как описывает писец ассирийского царя, заклятого врага Урарту, деятельность Русы, преемника Сардура:

«Ульху, укреплённый город, расположен у подножья горы… люди его, как рыбы на суше, жаждали, не пили и не насыщались. Руса, царь, правитель их, по желанию сердца своего указал выход вод. Он вырыл канал, несущий проточную воду, и заставил его течь водой изобилия, как Евфрат. Он вывел от его русла бессчётные арыки и воистину оросил нивы. На пустынные земли, которые издревле не возделывались, он дождём пролил плоды и виноград. Платанам, высоким деревьям, как лесу над окрестностью, он дал простереть тень и, как бог, дал людям возглашать радостные жатвенные песни. Пустынные земли он превратил в луга, и зеленели они весьма сильно в начале года, трава и пастбище не прекращались ни зимой, ни летом. Он превратил их в загон для коней и стад, сделал всей своей тёмной стране известными верблюдов, и они работали при насыпке плотин. Он построил для своего удовольствия на берегу канала дворец, царственное жилище, перекрыл его кипарисовыми стволами и сделал приятным его аромат. Крепость Сардурихурда он заложил для охраны на горе».

О том же рассказывают урартские надписи, найденные у холма Армавир и у Еревана (в Армянской ССР). Город Ван и сейчас питается водой, подводимой по каналу, называемому «Каналом Семирамиды», построенному урартскими царями. Много таких каналов, прокопанных на пустынной местности или высеченных в скале, до сих пор орошают нынешние колхозные поля в Закавказье.

Большими мастерами были также урартские металлисты и художники. Около полустолетия назад крестьяне нашли около Вана урартский трон или кресло, всё обитое золотым листом. Ножки, подставка ручек и другие его части были сделаны в виде фигур богов и фантастических животных - крылатых быков и львов с человеческими лицами. К сожалению, трон разломали; с него был ободран золотой лист и бронзовые фигуры. Всё это распродано по частям. Несколько таких фигур есть в Государственном Эрмитаже в Ленинграде. Сначала урартские мастера вылепили их из воска, по воску была нанесена и резьба; затем восковую модель заключили в глиняную форму и через дырочку влили горячий металл; воск таял, и металл замешал его в форме, повторяя и внешний вид модели и тонкую резьбу. Затем форму уничтожили и получившуюся бронзовую фигуру обили тонким золотым листом, который облегал её так плотно, что лаже резьба не скрывалась им. Лицо фигуры делалось из белого камня со вставными глазами.

Вещи такой художественной работы в Урарту изготовлялись во множестве. В 714 г. до н. э. ассирийцы ворвались в урартский город Мусасир. Вот как ассирийский писец описывает часть добычи, захваченной во дворце и в храме бога Халда:

«6 золотых щитов, которые были повешены в покое бога справа и слева и блестели сиянием, а из середины их выступали головы оскаленных псов, тянули весом 5 талантов 12 мин огненно-красного золота;

1 золотой засов в виде руки человека; скрепа створки, на которой полажено летящее чудовище; 1 золотой колышек, закрывающий засов, закрепляющий затвор храма, охраняющий скопленное имущество и богатство; 2 золотых ключа в виде богинь в тиарах, держащих меч и гривну, попирающих подошвами ног оскаленных псов, - это четыре части дверного запора, украшение внутреннего святилища, которые тянули весу 2 таланта 12 мин золота и закрывали двери;

1 большая медная цистерна, берущая по 80 мер воды, с большим медным ковшом к ней, которую цари Урарту при жертвоприношении перед богом Халдом наполняли жертвенным вином;

4 медных изображения великих привратников, охраны его дверей, четыре подставки вместе с сиденьями - литая медь;

1 изображение в позе молитвы, царское приношение Сардура, сына царя урартского Ишпуина, подставка его - литая бронза;

1 бык, 1 корова со своим телёнком, которых отлил Сардур, сын Ишпуина, пустив в переплавку медь храма бога Халда;

1 изображение Аргишти, царя Урарту, увенчанного звёздной тиарой божественности, благословляющего правой рукой, с футляром к нему, весом 60 талантов меди;

1 изображение царя Русы с его двумя ездовыми лошадьми и колесничим, с их подставками (литая медь), на котором можно прочесть его похвальбу: „С моими двумя конями и одним колесничим рука моя овладела царством Урарту“».

Крылатый лев с человеческим лицом и торсом (хранится в Эрмитаже).

Бронзовый щит царя Русы.

Далее перечисляются десятки золотых, сотни серебряных, сотни тысяч медных, бронзовых и железных изделий; мечи, копья, кинжалы, чаши, кубки, лохани, жаровни, корзины, очаги, котелки, светильники; мебель из ценных пород дерева, украшенная металлом и слоновой костью, рога диких быков, оправленные в золото, опахала; кроме того, около 2 тонн золота, около 10 тонн серебра, более 100 тонн меди в слитках.

Даже если допустить значительное преувеличение (хотя ассирийский писец входит в такие подробности, с такой точностью приводит всё цифры, что ему невольно веришь), всё же видно, что богатство Урарту было огромно, а мастерство его ремесленников велико.

При раскопках дворца ассирийского царя Саргона в числе многочисленных рельефов было найдено изображение города Мусасира с храмом Халда, главного бога урартского царства. С большим трудом рабочие отделили от стен огромные рельефные плиты и стащили их к реке Тигру, чтобы погрузить на плоты. Рельефы были отправлены в. Париж, но перегружённый плот перевернулся, и открытые после стольких веков памятники ассирийского искусства опять, и теперь уже, пожалуй, навсегда, погибли для человечества.

К счастью, их успели зарисовать на месте. На рисунке мы видим окружённое высокими домами здание на высокой платформе, с высокой покатой крышей, с колоннами перед входом. Перед дверьми - описанные ассирийским писцом статуи привратников и коровы с телёнком - и гигантские котлы или лохани. Между колоннами висят щиты с выступающими из середины мордами зверей.

Урартские зодчие были мастерами своего дела. Старинный армянский историк Моисей Хоренский рассказывает, что город Ван был полон прекрасных, многоэтажных домов и дворцов, облицованных изнутри цветным камнем. Русские археологи нашли там остатки плит красного мрамора с резными изображениями быков, деревьев и причудливым орнаментом.

Но до недавнего времени археологам не везло - не удавалось обнаружить ни одного настоящего урартского здания. В Ване древние строения были либо разрушены до основания, либо остатки их застроены сверху. А значит не найти здесь и клинописных архивов и библиотек, памятников культуры и быта этого древнего народа. Правда, развалины урартских городов есть и в Советском Закавказье, но они скрыты под землёй, и неизвестно, как их найти.

Из книги 100 Великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Армянское нагорье в I тыс. до н. э. Урарту, Армина Урартские (уруатрийские) племена, родственные хурритам, но обособившиеся от них еще к середине III тыс. до н. э., заселяли бассейн озера Ван и область истоков Верхнего Заба. Около 1300 г. до н. э. бол? ьшая часть урартов составила

автора Коллектив авторов

Первые находки памятников Урарту В «Истории Армении», написанной армянским средневековым историком Моисеем Хоренским, приводится легенда об армянском царе Ара Прекрасном и об ассирийской царице Шамирам. Согласно этой легенде, Шамирам, после смерти своего

Из книги По следам древних культур [с иллюстрациями] автора Коллектив авторов

Расцвет древнего царства Урарту Около двух веков, с начала VIII и до начала VI века до нашей эры, южная часть Закавказья входила в состав царства Урарту. На территории Армянской ССР сохранилось большое количество урартских памятников - клинообразные надписи на скалах,

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Глава XV. Урарту Природные условия Ассирийцы уводят захваченных пленников. Бронзовая обивка Балаватских, ворот времени Салманасара III. Британский музей История страны Урарту имеет большое значение для изучения древнейших культурных народов, населявших территорию

Из книги Древняя Ассирия автора Мочалов Михаил Юрьевич

Усиление Урарту В описываемый период происходит резкое усиление Урарту. По сути, ассирийцы сами взрастили себе эту проблему, столетиями терроризируя разрозненные племена горцев. Те не только познакомились с ассирийской армией, но и в большом количестве оказывались на

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Разгром Урарту Саргоном II Около 720 г. до н. э. на северных рубежах Урарту появились ираноязычные кочевники-киммерийцы, вытесненные из причерноморских степей за Кавказ скифами. В течение следующих десятилетий они наводили страх на Закавказье и Анатолию. Особенно

автора Бадак Александр Николаевич

1. Урарту природные условия К востоку от полуострова Малая Азия расположено Армянское нагорье и отделено от него долиной Верхнего Евфрата. Эта территория занята в основном горными цепями (Армянский Тавр на юге и параллельные ему горные цепи далее к северу) и прорезается

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Возвышение Урарту Набеги Салманасара не подорвали сил Урарту и не коснулись центральных, наиболее плодородных районов к востоку от озера Ван.Уже после 856 г. молодое Урартское государство начинает укрепляться. К 832 г. до н. э. во главе его становится царь Сардури I - первый

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Период наивысшего могущества Урарту При сыне Менуа - Аргишти I (786–764 гг. до н. э.), который около 780 г. до н. э. вступает на престол, Урарту достигает наивысшего могущества.От его правления сохранилась одна из крупнейших древневосточных надписей - огромная «Хорхорская

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Поход Саргона II в Урарту в 714 г. до н. э С серьезным кризисом, в котором оказалось Урартское государство, благополучно справился Руса I. Но с ростом сил Урарту назревала неизбежность нового столкновения с Ассирией.Скорее всего, Руса I понимал это и потому, готовясь к новым

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Урарту при Русе II В 690-х или 680-х годах на престол вступает новый урартский царь, Раса II, при котором вновь начинает укрепляться государство.Этот царь вел большое строительство как в столице, так и в особенности в Закавказье. Ко времени правления Русы II относится сооружение

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Историческое значение Урарту В формировании народностей Закавказья и Армянского нагорья и их государств Урартское государство сыграло главную роль. Известно, что само царство Урарту было объединением, которое в своем составе имело разнородное в этническом отношении

Урарту было одним из самых могущественных государств Древнего мира. В VI веке до нашей эры оно прекратило существование. Однако до сих пор некоторые армяне считают себя потомками урартов.

На Армянском нагорье

Урарту - древнее государство в Юго-Западной Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья. Урарту как племенной союз оформился уже в XIII веке до нашей эры, упоминание Урарту как государства встречается в источниках с VIII века. На протяжении целой четверти I тысячелетия Урарту был значимой силой на геополитической карте Древнего мира. Но, пережив свой расцвет в IX- середине VIII века до нашей эры, уже к VI веку до нашей эры государство пришло в упадок. Он был вызван как внешними, так и внутренними факторами.

Кто такие урарты

Такого народа как урарты, можно сказать, не было. На протяжении всей своей истории народонаселение Урарту представляло из себя межплеменное сообщество. Разрозненность урартского общества была одной из причин заката Урарту как государства.
В настоящее время в научных кругах идет полемика о преемственности Армении от Урарту. Урарту как государство, как мы уже писали, пришло к закату в VI веке до нашей эры, в это время этногенез армян только находился в завершающей стадии развития.

Ещё в V веке до нашей эры население Армянского нагорья было неоднородным и состояло из остатков урартов, протоармян, хурритов, семитов, хеттов и лувийцев. Заметим, что урарты в этом списке есть, но есть в нем и другие народы.

Несомненно, генетический компонент урартов до сих пор присутствует в генетическом коде армян, но не больше, чем генетический компонент тех же хурритов и лувийцев, не говоря о протоармянах. О связи армян с урартами говорят заимствования, взятые армянским языком из урартских и хурритских диалектов. Также нужно признать, что испытали армяне и культурное влияние некогда могущественного государства.

Язык Урарту

Язык Урарту не был однородным и использовался правящей династией. Все найденные источники урартской письменности рассказывают о царях и их славных подвигах. Лингвисты видят связь между и урартским и хурритским языком, а также говорят о влиянии на урартский ассирийского языка. Многие идеограммы Урарту повторяют ассирийские, но сохранили меньшее количество трактовок каждого символа. Также урартский язык от ассирисйкого отличается некоторыми огласовками, что говорит о своеобразии артикуляции урартского языка.

Религия

Религия Урарту была типичной для ближневосточных деспотических государств Древнего мира политеистической религией с развитым пантеоном богов. Список богов состоит из 70 позиций.

Верховным богом в пантеоне был бог Халди. Это был единственный бог урартского происхождения. Этимология его имени до конца не выяснена. Есть версии, что имя Халди связано с существующим до сих пор в некоторых кавказских языках словом «-hal» (небо), таким образом «Халди» можно перевести как «небесный».
Второй бог пантеона - Тейшеба - был богом грома и войны, бог Шивини - богом солнца.

Богов Урарту, как и богов любого древнего пантеистического пантеона, сложно назвать милосердными и терпимыми. В Урарту были распространены жертвоприношения, в том числе и человеческие. Тем не менее, исследователи отмечают относительную терпимость урартской религии, связанную с многоплеменностью урартского населения.

Урарту и его враги

Главным врагом Урарту была Ассирия. Борьба за гегемонию на Ближнем Востоке шла на протяжении всей истории Урарту. От ассирийцев Урарту многое заимстовавали, в том числе и элементы военной формы и характерное для ассирийцев оружие. В открытых столкновениях армия Урарту проигрывала ассирийцам, отчасти с этим связано широкое развитие оборонительной архитектуры в государстве.

Армия Урарту была регулярной, войны, как обронительные, так и экспансионные шли постоянно. При этом правители Урарту принимали непосредственное участие не только в сражениях, но и в проводившихся в Урарту воинских турнирах. Армия Урарту была достаточно многочисленной, чтобы обеспечивать её интересы (в лучшие годы). Так, войско царя Ишпуини состояло из 100 колесниц, 10 тыс. конных воинов и 3 тыс. пеших солдат.

VI век до нашей эры был кризисным и для Ассирии и для Урарту. Урарту атаковали скифы и киммерийцы с севера, с юго-востока - мидийцы. Под их натиском государство стало распадаться, его столица переместилась в закавказский город Тейшебаини. С момента разрушения Тейшебаины историю Урарту как государства можно считать законченной. На тему того, кто разрушил этот город, историки до сих пор не имеют точного представления. Честь погребения славы Урарту делят скифы, киммерийцы, мидийцы и вавилоняне.


Введение

Глава 1.Образование государства Урарту

1 Страна «Наири»

2 Усиление государства Урарту

3 Урарту-могущественное государство передней Азии

Глава 2.Урарту и соседние государства

1 Политические противостояния между Урарту и Ассирией

2.2 Мидийцы и распад Урарту

Глава 3.Культура, экономика и государства государственное устройство Урарту.»

1 Общественный строй

2 Государственный строй.

3 Экономика Урарту.

4 Строительство в Урарту.

5 Клинопись.

6 Религия в Урарту

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ


Целью нашей курсовой работы является рассмотрение образования и дальнейшего существования государства Урарту. Актуальность моей работы обусловлена моим личным интересом к кому, как же жили предшественники моего народа. Мы рассмотрим несколько этапов существования государства, от образования, страна «Наири» IX век до н.э., до распада государства VI до н.э.

Ослабление и распад Хеттского царства к концу XII века до н.э. ослабило внешнее давление с запада, и процесс государственного образования в западной части Армянского нагорья значительно замедлился. Однако в т же время усилилось давления с юга, со стороны Ассирии. Ассирийские цари часто вторгались в южные области Армянского нагорья для захвата рабов и материальных ценностей. Завоевательная политика Ассирии объективно способствовала ускорению процесса консолидации сил и образования государства. Больше всего от вторжений Ассирийских царей страдали «царства» Наири, Шубрия, Уруатри, расположенные в южной части Армянского нагорья. Естественно, здесь и сложились наиболее благоприятные условия для консолидации сил и образования единого Армянского государства.

Процесс слияния возглавило царство Биайна, которому удалось объединить другие царства Армянского нагорья в борьбе против общего врага. Как сообщают ассирийские источники, уже к концу 860 года до н.э. возникло объединенное государство, территория которого охватывала южное и западное побережье озера Ван.

В своей работе я акцентирую внимание на царей, правивших в стране, от Арама I до Русы II, на их государственную деятельность. Невозможно рассказать про Урарту, не затронув Древнюю Ассирию, на протяжении всего своего существования Урарту сражалось с войсками ассирийцев за территорию, конечно, были и другие недруги, но ассирийцы испокон веков являются основными противниками Урартского государства.

Так же в своей работе мы расскажем про письменность, религию, строительство и экономику государства Урарту.

Так же в своей работе мы приведем пару примеров, которые доказывают, что Урарту именно армянское государство.

Глава 1. «Образование государства Урарту»


1 «Страна Наири»


Название «Урарту» получило распространение в трудах ученых XIX века, когда были широкомасштабные раскопки на территории древней Ассирии, расшифрованы и прочитаны Ассирийские клинописные тексты. Только к началу XX века были собраны, изучены и переведены клинописные надписи оставленные царями Урарту, и впервые прочитано название «Биайна». В своих надписях урартские цари назвали свое государство «Биайна», тогда как Ассирийские источники называли страну «Урарту». В Библии Урарту упоминается как «страна Арарат».

Урарту в первый раз упоминается в клинописях царя Салмоназаром I (годы правления 1280 <#"justify">По источника ассирийских клинописей и учениям Мовсеса Хоренаци, первым царем Урарту был Арам I, который правил в начале IX века до н.э. Урарту располагалось вокруг озера Ван (Наири). Во время правления Арама I ассирийский царь Салмоназар III предпринял несколько попыток завоевать территорию Урарту (859, 857 и 845 гг. до н.э), но они были безуспешны. В своих клинописях Салмоназар III хвастался, что разорил почти все на территории Урарту, но ни в одной из источников не упоминается, что он захватил столицу Урарту - Ван (Тушпа), и это свидетельствует о том, что ассирийцы всегда получали достойный отпор от армии Арама.

Образ Арама можно охарактеризовать основываясь на учениях Мовсеса Хоренаци, в своем труде « История Армении» он пишет: « Арам совершил много подвигов в победных боях. Он так же расширял границы Урарту со всех сторон». Так же Хоренаци основываясь на учениях Мара Абаса пишет:

« Царь Арам I был очень трудолюбивым. Он был патриотом своей родины. Он считал, что лучше умереть за свою родину, чем видеть как «чужаки» захватывают его землю».


1.2 « Усиление государства Урарту»


Расцвет государства Урарту был во время правления Сардури I (845-825 гг. до н.э.) и его сына Ишпуина.

Рядом с озером Ван сохранились три клинописи Сардури I. Именно в годы правления Сардури I в Урарту появляются первые клинописи. Они были на аккадском языке. На одной из них было написано: «Это написано Сардури I, Великим царем, Царем страны Наири, тем Царем, равным которому нету, который не боится войн, Царем, который собирает дань со всех царей ».

Царь Ишпуин (так же в ассирийских клинописях упоминается как Ушпина) (825-810 гг. до н.э) в годы его правления в Ассирии были внутренние войны, это способствовало тому, что в Урарту царствовал мир, поэтому он прославился тем, что занимался строительством. Главным наследием Ишпуина стал город Мусасир - религиозный центр Урарту, который находился южнее озера Урмия.

Ишпуина передал свой трон своему молодому сыну Менуа, но он остался главным советником царя.

Отец и сын в городе Ван, на скале, которая называлась « Ворота Мгера», оставили клинопись, в котором перечисли всех богов, которым поклонялись жители Урарту. Эта клинопись является основным источником об урартских богах.

1.3 « Урарту - могущественное государство передней Азии»

урарту ассирия государство армянский

После смерти Ишпуина, Урарту правил Менуа еще 24 года (810-786 гг. до н.э). В годы правления Менуа было написано более ста клинописей, в которых рассказывается как он расширял границы своего государства, и как развивалось строительство в Урарту.

Царь Менуа предпринял ряд походов, расширяющих границу Урарту. В результате этих походов он захватил страны Ману, Пушта и Парсуа. Так же в ходе своих походов он расширил границы на западе до верхнего течения реки Евфрат. Так же он первым дошел до реки Аракс, тем самым открыв для урартского народа Араратскую долину. На склоне горы Арарат он построил город Менухинили.

За долгие годы своего правления Менуа сохранял хорошие отношения с Ассирией. В клинописях упоминается всего два сражения, которые были вдали от столицы Урарту

Отсутствие противостояний с Ассирией позволило Менуа сосредоточиться на строительстве внутри страны. Самое известное строение Менуа - это канал длиной 80 километров, 4.5 метра в ширину и в 1.5 метра глубиной. По бокам канала было расставлено четырнадцать клинописей. Канал обеспечивал водой город Ван (Тушпа). Народ Урарту назвали канал рекой Семирамиды (Шамирама). Мовсес Хоренаци рассказывает, что в строительстве канала участвовала сама царица Семирамида.

После смерти Менуа оставил наследника Аргишты I (786-760 гг. до н.э.). Аргишты I в годы своего правления успешно отражал атаки ассирицев. Аргишты I предпринял ряд успешных походов на страну Ману, тем самым расширил границы Урарту. Присоединив к своему государству Арартскую долину, он построил там город Аргиштихинили <#"justify">В VII веке до н.э. образовался племенной союз мидийцев. Со столицей Экботана. Во главе со своим правителем Каштарити, мидийцы восстали и обрели независимость от ассирийцев в 673 до н.э. В союзе с Вавилоном мидийцы завоевывают Ассирию в 612 году до н.э. Сражения продолжались до 605 года до н.э. После распада Ассирии, вся их территория была разделена между мидийцами и Вавилоном.

В конце VII века до н.э. Урарту с трудом отбивалось от вторжений скиффиских и киммерийских племен. Территория Урарту постепенно сокращалась, переставали подчиняться центральной власти подвластные цари и племена. Власть Урартских царей распространялась уже только на территории, прилегающей к озеру Ван с востока.

В одном из Вавилонских летописей есть упоминание, что в 610 году мидийцы завоевали Урарту, но в Библии упоминается, что Урарту еще существовала до 90 годов VI века, последним царем Великого государства Урарту был Руса III.


Глава3. «Культура, экономика и государства государственное устройство Урарту


1. «Общественный строй»


Крупнейшим рабовладельцем в Урарту являлся царь. Ему принадлежала верховная собственность на землю. На его землях трудились рабы, большинство которых составляли пленные. В результате удачных войн переселялись на царские земли целые народы. Так, в высеченной на каменной плите надписи царя Сардура читаем, что он за один год захватил и угнал из других стран 12 750 юношей, 46 600 женщин, 12 000 воинов, 2 500 коней, множество другого скота. Царю принадлежали дворцы с несметными богатствами, громадное количество скота, сады, виноградники. На него работали пленные ремесленники. В состав класса рабовладельцев входили также члены царского рода, жрецы, правители областей, военная знать, которые обладали крупными хозяйствами, основывающимися на труде рабов.

Жрецы составляли значительную и влиятельную часть класса рабовладельцев. В стране было построено большое количество храмов, обладавших огромными богатствами. Храмы имели свое хозяйство, где трудились рабы. Жрецы осуществляли идеологическую функцию государства. В результате удачных военных походов часть добычи цари жертвовали храмам.

Основной массой эксплуатируемых были рабы. Их труд широко использовался на строительстве ирригационных сооружений, водопроводов, крепостей, дворцов знати, храмов, дорог, хозяйственных построек царя и других рабовладельцев. Главным источником рабства являлся плен. С этой целью совершались военные походы в соседние страны. Большую часть рабов присваивали царь и рабовладельческая знать. Лишь незначительная часть их перепадала простым воинам. Рабы были совершенно бесправной частью населения. Их жестоко эксплуатировали. Источники свидетельствуют о такой форме протеста рабов, как массовые побеги.

Основную массу свободного населения составляли крестьяне-земледельцы. Они были объединены в сельские общины. Крестьяне-общинники платили налоги, несли разнообразные повинности. Их привлекали к строительству оросительных систем, дорог, к выполнению воинской повинности, поставке лошадей для царского войска.

В городах жили торговцы, ремесленники, которые славились обработкой железа, меди, драгоценных металлов, камня, дерева. Большая часть ремесленников принадлежала, по-видимому, к рабам. В городах проживала и часть земледельцев, которые обрабатывали землю царя и находились на государственном обеспечении, не имея своего хозяйства. В городах-крепостях, являвшихся административными центрами, проживали также чиновники местного аппарата и размещались гарнизоны.


3.2 «Государственный строй»


Рабовладельческое государство Урарту было монархией. Во главе его стоял царь, которому принадлежала верховная, светская и духовная власть. Центром управления являлся царский двор, где основные должности занимали члены царского рода. Для Урарту, подобно другим странам Древнего Востока, было характерно наличие трех ведомств: финансового или ведомство по ограблению собственного народа, военного, или ведомства по ограблению соседних народов, и ведомства общественных работ.

В Урарту осуществлялись обширные ирригационные работы, без которых было невозможно вести хозяйство. Важным звеном государственного аппарата являлись вооруженные силы, нужные для отражения нападения Ассирии, скифов, киммерийцев, для завоевания и ограбления других народов, для удержания в повиновении эксплуатируемых рабов и крестьян-общинников. Войско состояло из постоянных царских отрядов, а в случае военного похода также из отрядов, приводимых правителями областей, и ополченцев. По тем временам войско было хорошо организованным: имелись боевые колесницы, кавалерия, пешие отряды лучников, копейщиков. Как свидетельствуют письменные ассирийские источники, в Урарту существовали области, где специально выращивали и тренировали лошадей для конницы.

Местный государственный аппарат по тем временам был четко организован. Вся территория Урарту делилась на области во главе с областными начальниками, назначаемыми царем. Им принадлежали военные, административные, финансовые, судебные полномочия. Административный центр области находился в городе-крепости. В своей области правители по существу обладали неограниченной властью, что в ряде случаев приводило к выступлениям против царя, особенно когда тот терпел военное поражение. Стремясь ограничить власть областных правителей, царь Руса I разукрупнил области.


3.3 «Экономика Урарту»


В Урарту основной производительной силой было земледелие и скотоводство. Строительство каналов способствовало развитию земледелия, кроме канала Менуа, недалеко от столицы был разложен 25-ти метровый водоканал, который назывался водоканал Руса I. До сих пор сохранился водоканал, недалеко от современного Еревана, который из реки Рздан через тоннель снабжает водой Араратскую долину. Процветало садоводство и виноградарство.

На горных территория основная часть населения занималась скотоводством.

Больших успехов добились ремесленники. Во время раскопок в урартских крепостях и городах, было найдено боевые оружия, украшения, посуда, изготовленные из бронзы, железа, серебра, золота, разных видов камней, глиняные, костяные и из других материалов изготовленные урартскими мастерами. Так же были найдены куски одежды и ковров из шерсти, волокна и кожи животных.


3.4 «Строительство в Урарту»


Урартское царство оставило богатое культурное наследие. Высокого развития достигло градостроительство. Строились города- крепости, становившиеся административными и военно-политическими центрами области, региона, района. Город- крепость имел цитадель, где жил областеначальник. Здесь, в огромных глиняных карасах вместимостью более 1000 литров, хранились большие запасы продуктов для военных и государственных нужд. Вокруг цитадели распространялся сам город, в котором жили простые люди. На территории республики Армения раскопано множество крепостей того периода- Эребуни, Тейшебаини, Аргиштихинили и др.

В строительстве, в основном, применялись камень, глина, реже кирпич. Архитектура дворцов и домов была простая, строения- одноэтажные, крыши делались из дерева, камыша и покрывались глиной. Жилые помещения изнутри украшались фресками и настенной живописью, у входа ставились каменные скульптуры богов, мифических животных. В Строительсве храмов применялись обтесанные камни. На стеле, найденной во дворце Ассирийского царя Саргона II, сохранилось изображение взятия и разграбления святилища бога Халди в Мусасире. По архитектурному строение храм напоминал известный эллинистический храм Гарни.

3.5 «Клинопись»


Многое об истории и культуре Урарту мы узнаем из клинописных надписей Урартских царей. Клинописью так же выполнялись надписи Ассирийских царей. В Урарту быстро освоили Ассирийскую клинопись и приспособили к своему языку.

Язык Урартских надписей неиндоевропейский, а так называемый урартский. Он уже давно расшифрован, все надписи прочитаны. На этом языке, вероятно, говорила правящая элита, население области Биайнили, лежащей к востоку от озера Ван. После образования объединенного государства этот язык стал официальным государственным языком Урартского царства. На нем составлялись строительные надписи, писались письма. Но на огромной территории государства, объединявшего многочисленные государственные образование и племенные союзы Армянского нагорья, разговорным языком был индоевропейский армянский язык. Эти языки параллельно существовали. В них есть множество заимствованных слов, что свидетельствует о длительном соприкосновении и взаимопроникновении этих языков. После падения Урартского царства урартский язык перестал быть официальным государственным языком, его письменность была забыла, носители полностью ассимилированы и поглощены индоевропейским большинством населения Армянского нагорья. Неиндоевропейское население полноценно участвовало в завершении процесса образования армянского народа и языка.


3.6 « Религия Урарту»


В религии государственной религией было язычество. В Урартском пантеоне было более ста богов. Они перечислены в клинописи «Дверь Мгера», которая была написана в годы правления Ишпуина и Менуа. Для каждого бога написано сколько жертв надо принести. Больше всех требовалось для бога Халди, который был покровителем царей. Второе и третье место занимали Бог Войны Тейшебаини и Бог Солнца Шивини. После них следовали их жены и другие божества.

Среди Урартских богов были так же Боги рек, озер и гор.

Видимо, про этом Богов существовали легенды, которые не дошли до нас, но их следы сохранились в древнейших легендах армянского народа.

Заключение


В своей курсовой работе мы рассмотрели особенности развития древнего могущественного государства Урарту, находившегося на Армянском нагорье. Изучив историю Урарту, мы выяснили насколько нелегка была судьба данного государства, с самого начала возникновения государства боролось за территории с могучей Ассирией. Но в итоге пало государство от рук мидийцев.

Кто же может называть себя предками урартцев? Несомненно, рассматриваемое государство было многонациональным, но основной массой населения были армяне.

Это доказывает несколько фактов, которые мы приведем ниже:

)Два брата поднимают восстание против своего отца ассирийского царя, убивают его, а убежище находят в Урарту (ассирийские источники). В Четвертой книге царей Ветхого завета те же события, только там говориться, что они сбежали в государство Арарат.

2)В армянском эпосе «Сасунци Давид» описываются те же самые события и говорится, что браться сбежали в Сасун (юго - запад Армянского нагорья)

)Мовсес Хоренаци описывая эти события пишет … они пришли к нам

)В VI веке до н.э. было создано Аххиминетское царство, которое оставило нам свидетельства на трех языках: аккадском, эламском и староэлмаском и эламском. Персы называют территорию Армения-Армина. В некоторых местах та же самая территория указывается как Уруатри(аккадский), Бианстронская надпись(Дарий I). Урарту и Арарат это одно и тоже слово, ранее из них появилось Арарат.

)Профессор Мещанцев говорит, что главное божество урартов- Халди, это тот же самый армянский бог Айк.

Список используемой литературы


1.Мелик Башхян: «История Армянского народа» 1988 г.

2.Хачикян. А. Э: «История Армении» (Краткий очерк). Издание второе, дополнительное. Ереван 2009 г.

.Чобанян П: «История Армении» 2004 г.

.Саркисян Г: «История Армении» 1993 г.

.Чистяков И.О: «История отечественного государства и права». часть первая 2007 г.

.Новосельцев, А.П: «Древнейшие государства на территории СССР.» 1985 г.

.Бархударян В.Б: «История Армении.» 2000 г.

.Арутюнян Н.В. «Биайнили - Урарту. Военно-политическая история и вопросы топонимики.» Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006 г.

9.Пиотровский Б.Б. «Ванское царство (Урарту)». Москва: Издательство Восточной литературы, 1959.

Меликишвили Г.А. «Урартские клинообразные надписи». Москва: Издательство АН СССР, 1960

Баграт Угубабян. «Сборник бесед. Ереван» 1991 г.

Р. Ишханян. Иллюстрированная История Армении. Книга 1. Ереван 1990 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Древнее государство Урарту занимало значительную территорию в юго-западных регионах Азии, сегодня здесь находятся земли современной Армении, а также часть Турции и Ирана. Союз племен образовался в 13 веке до н.э., лишь в 8 в. до рождества Христова оно превратилось в самостоятельное государство.

Исходно цивилизация Урарту являлась неоднородной. Говоря о происхождении его жителей современные историки подразумевают происхождение племени, которое добилось главенствующего положения в регионе, и использовало урартский язык. Первое упоминание Урарту было найдено в записях ассирийского правителя Салманасара I. Ассирия не раз втягивала Урарту в долгие войны, в которых в большинстве случаев побеждали ассирийцы. Однако они не захватывали эти земли, их главной целью было разграбление. Ассирийские источники часто называют жителей Урарту - «наири», по всей видимости, именно так называли всех жителей этого государства. При этом в те времена часто встречалось такое словосочетание, как «цари Наири», что является свидетельством разобщенности Урарту.

  • Царь государства Урарту
  • Культура Урарту
  • Народ Урарту
  • Искусство Урарту
  • Боги и религия Урарту

Современные ученые убеждены, что именно Ассирия способствовала тому, что цивилизация Урарту объединилась в единую политическую силу. Постоянные набеги южных соседей вынудили местных жителей искать способы защиты. Зарождающееся государство смогло использовать для своего развития богатые природные богатства. Объединение было сравнительно долгим, одновременно жители Урарту учились возводить крепости и вести войны. Первым правителем здесь стал Арама, однако его правление оказалось неудачным - ассирийцы, почуяв зарождение способной противостоять им силы на севере, нанесли удар, и уничтожили первые столичные города в середине 9 века до н.э.

Древнее государство Урарту смогло оформиться в 844 г. до рождества Христова его возглавил Сардури I, выстроивший столичный город - Тушпу, раскинувшуюся на побережье озера Ван. На подходах к Тушпе он выстроил множество оборонительных крепостей. Тогда власть здесь стала централизованной, и здесь появилась первая царская династия. Это государство уже перестало быть легкой добычей для ассирийцев, и с ходом времени оно сравнилось с Ассирией по силе.

Царство Урарту пережило свои лучшие годы с 9 в. по середину 8 в. до нашей эры. В годы правления Ишпуини, сына Сардури I, власть Тушпы над регионом усилилась, а пределы государства расширились. В это же время все боги объединившихся племен были объединены в один пантеон, главными богами были признаны Халди, Тейшеба и Шивини, племен, обитавших в центре государства. Тогда же появились первые клинописные тексты на урартском языке.

В 744 г. до нашей эры в Ассирии к власти пришел Тиглатпаласар III, реформировавший армию и начавший работать над восстановлением величия своей державы. В результате ассирийцам удалось возвратить себе контроль над торговыми маршрутами Ближнего Востока, уже в 735 г. войска Урарту были наголову разбиты на побережье Евфрата. Царство Урарту в этот период потеряло значительную часть земель, однако сумело пережить его. Впрочем, еще до конца 8 века до н.э. Урарту пережила новое разорительное нападение ассирийцев, были разграблены многие города, а также Халди - центр их религии.

7 век до н.э. начался с перемирия между двумя державами, в котором Урарту не смогла восстановить свое могущество. В итоге, мидяне и вавилоняне окончательно уничтожили Ассирию, а Урарту пала под ударами скифов и киммерийцев. Последним оплотом для Урарту посулжила крепость Тейшебаини, выстроенная царем Русой II на холме Кармир-Блур. Кем был уничтожен этот город доподлинно неизвестно, однако еще до конца 7 века до н.э. Урарту перестала фигурировать в древнегреческих исторических хрониках.

УРАРТУ – могущественное рабовладельческое государство Древнего мира в IX–VI вв. до н.э. Располагалось на территории Армянского нагорья, в районе озер Ван (совр. Турция), Урмия (северо-запад Ирана), Гокча (Севан), включая бассейн реки Аракс и вплоть до реки Куры на севере.

Армянское нагорье населяли племена урартов и наири, лингвистически близкие к хурритам, жителям древнего государство Митанни на территории северной Месопотамии (середина 2-го тыс. до н.э.).

Первые ассирийские упоминания об Урарту относятся к Х в. до н.э. К середине IX в. до н.э. начинает складываться государство Урарту. Древние надписи в Тушпе (современный Ван), столице Урарту, упоминают о царе урартов Сардури I.

Ок. 832 до н.э. вновь встречаются упоминания о набегах ассирийцев на Урарту. Вероятно, ассирийцы хотели взять под свой контроль торговые пути, по которым Месопотамия снабжалась железом из юго-восточной Малой Азии (современная Турция). Впрочем, ассирийские походы 856 и 832 до н.э. против Урарту не были удачными. Поэтому ассирийский царь Салманасар III в 829 до н.э. вновь вторгается в район озера Урмия для подавления урартов, стремящихся к независимости. По всей вероятности, ассирийцы были в очередной раз отброшены, и Сардури I объявил себя «царем великим, царем сильным, царем множеств, царем Наири», бросив тем самым вызов могущественной Ассирии за господство в Передней Азии. Эти ассирийские походы против Урарту изображены на барельефах храмовых ворот в ассирийском городе Имгур-Эллиль (совр. Балават на севере Ирака).

Ослабив некогда могущественную Ассирийскую державу к концу IX – началу VIII вв., государство Урарту вступает в период своего расцвета. С этого времени начинается экспансия урартийских царей Ишпуини и Менуа. Утвердившись на территориях вокруг озер Ван и Урмия, урарты совершили ряд удачных походов на страну Диаухи (территория современной восточной Турции в районе Карса и Эрзерума) и Южное Закавказье (современная Армения и часть южной Грузии). В араратской долине была построена крепость Менуахинили как форпост для предстоящей экспансии урартов вглубь Закавказья.

Преемник Менуа – его сын Аргишти I – продолжил завоевательную политику своего отца. Он основал хорошо укрепленные крепости Эребуни (окраина Еревана) и Аргиштихинили (впоследствии Армавир) на левом берегу Аракса. Аргишти I разгромил страну Диаухи и вплотную приблизился к «стране Кулха» (Колхида). Походы Аргишти I сопровождались захватом большого количества рабов и скота. Об этих событиях нам повествует т.н. «Хорхорская летопись», высеченная на отвесных склонах Ванской скалы в Тушпе.

В 764–735 до н.э. на урартийском престоле воцаряется Сардури II, сын Аргишти I. Передовая армия урартов, созданная по образцу ассирийской (большие круглые щиты, остроконечные шлемы из бронзы, защитные пластинчатые доспехи и.д.), совершила ряд успешных походов в северное Закавказье, Ману (страна манеев на территории современного Южного Азербайджана в Иране) и Кумаху (Коммагену – турецкий анклав Курдистана). Сардури II заключил ряд союзов с сирийцами и стал угрожать Ассирийской державе с запада.

Неизбежная схватка между Урарту и Ассирией началась после восшествия на ассирийский престол Тиглатпаласара III, положившего конец междоусобным войнам и смутам внутри самой Ассирийской державы. Ок. 740 до н.э. Тиглатпаласар III направил свое войско в Кумаху, и в битве при Киштане и Халпе нанес серьезное поражение объединенной союзной армии урартов и сирийцев. Сардури II был вынужден отступить за Евфрат. Ассирийцы вытеснили урартов из Северной Месопотамии и Северной Сирии. По всей вероятности, Тиглатпаласар III ок. 735 до н.э. осадил урартийскую столицу Тушпу, но захватить цитадель на Ванской скале ассирийцы не смогли.

После смерти Сардури II (30-е годы VIII в. до н.э.) в Урарту воцарился Руса I, который провел ряд реформ для укрепления центральной власти и воздвиг новые крепости (на берегу Севанского озера и др.).

В это время в Урарту вторгаются кочевые племена киммерийцев из Закавказья. Руса I ценой огромных потерь смог противостоять опустошительным набегам киммерийцев и успешно вывести Урарту из этого кризиса.

После этого столкновение с Ассирией вновь становится неизбежным. Ок. 715 до н.э. ассирийский правитель Саргон II выдвинулся к озеру Урмия. В генеральном сражении при Уауш (близ оз. Урмия) ассирийцы наголову разбили войско Руса I и его союзников. Царь Урарту бежал в Тушпу, где покончил жизнь самоубийством. После этого ассирийцы жестоко разграбили и опустошили Урарту.

В начале VII в. до н.э. урартийский царь Руса II попытался восстановить относительное могущество Урарту. Им были построены ряд крепостей (в т.ч. Тейшебаини в Араратской долине). В союзе с киммерийскими племенами Руса II совершил ряд походов во Фригию. Между Урарту и Ассирией в целом сохранялись мирные отношения.

Во второй половине VII до. н.э. у северных закавказских границ Урарту появляются племена скифов, разгромившие и поглотившие киммерийцев. Над некогда могущественным государством Урарту нависла смертельная опасность вторжения скифов. Ок 630 до н.э. царь Урарту Сардури III обращается за помощью к ассирийскому царю Ашшурбанапалу (см . АШШУРБАНАПАЛ) за помощью, называя себя уже не «братом» как ранее, а «сыном», признав тем самым главенство Ассирии. Однако вскоре Ассирия была сама разгромлена возвысившимся Мидийским царством, существовавшим в северо-западных областях Иранского нагорья. После падения Ассирийской державы, ок. 609 до н.э. мидийские войска вторглись в Урарту и заняли Тушпу. К 590 до н.э. государство Урарту, очевидно, полностью утратило свою независимость.

Урарту было скорее государственным объединением различных этнических племен и народов. Геродотв V в. до н.э. рассказывает о четырех основных этнических группах населения Урарту – алародиев (собственно урартов), армениев (армян), матиенов (родственных хурритам) и саспейров (соответствующих картвельским племенам). Несомненно, государство Урарту сыграло огромную роль в формировании и становлении народов Армянского нагорья и Закавказья. Можно предположить, что конец истории Урарту является началом истории армянского и картвельского (восточно-грузинского) народов.