В прошлом императорская семья, знать, зажиточные люди строили на Елагином, Крестовском и Каменном островах загородные усадьбы. Тишина и уединенность, обилие водных пространств и зелени принесли Каменному острову заслуженную славу одной из самых красивых и привлекательных частей города. В XIX — начале ХХ веков на небольшом участке суши сложился целый комплекс сооружений в стилях модерн и неоклассицизм.
С 2007 года Международный Благотворительный Фонд «Константиновский» принял участие в привлечении благотворительных средств на реставрацию и восстановление ряда архитектурных памятников Каменного острова.
По проекту выдающего архитектора первой половины ХХ века, ученика Леонтия Бенуа, И. А. Фомина на Каменном острове является одним из лучших образцов русского неоклассицизма. Предназначалась эта усадьба для сына сенатора, статского советника А. А. Половцова.
По своему характеру это обширная усадьба дворцового типа, почти облик русского усадебного дома рубежа XVIII—XIX веков, с большим, открытым парку парадным фасадом, заключенным между боковыми крыльями.
Здание отвечало всем современным требованиям комфорта еще до революции: здесь имелись центральное отопление, лифт, специальный подогрев зимнего сада. Фомин закончил оформление интерьеров особняка только в 1916 году. Однако уже через десять лет, по решению советских властей, ему пришлось перестроить здание под санаторий. Интерьеры дома утратили большую часть декоративного убранства в 1922 году одновременно с конфискацией имущества Половцова.
До начала 1990-х годов дом Половцова служил главным корпусом санатория «Клинический», затем ее арендовала частная фирма, а в 2003 году особняк перешел в ведение Управления делами Президента РФ.
При поддержке Константиновского Фонда в доме Половцова были проведены строительные и реставрационные работы. В большей части помещений первого этажа, в том числе вестибюле, анфиладе парадных залов, столовой, гостиных, парадной лестницы была проведена комплексная реставрация. Самое сложное было максимально сохранить исторический облик здания, воссоздать детали интерьера, внешнего декора и организовать в историческом пространстве комфорт и возможности ультрасовременного здания.
Двухэтажное каменное здание с открытыми террасами, вписанным в круг парадным входом и небольшой башенкой. В. И. Шене был один из самых первых и выдающихся представителей модерна. По его проектам построены четыре дачи в стиле модерн на Каменном острове, дача Гаусвальда (1898 г.), доходный дом Н. В. Чайковского, доходный дом Спиридонова, особняк А. Ф. Кельха.
Значительное место в архитектуре Каменного острова занимают памятники неоклассицизма. Среди них следует отметить дом А.Г. Соловейчик в начале Полевой аллеи. Он совмещает в себе классицистические мотивы: балюстрада, полу-ротонды и приемы модерна: строенные окна, свободный план. Образец творческого подхода к использованию классических форм в сочетании с элементами модерна, варьирующими мотивы петровского барокко и классицизма.
Судьба этого дома после 1917 года типична: детская колония, детский дом, госпиталь, детский сад. В 1980-х годах дом пережил несколько пожаров, в результате которых погибла отделка интерьеров ротонды, кабинета и столовой.
Мельцер, архитектор Императорского двора, ученик Санкт-Петербургской Академии Художеств с 1878года был блистательным зодчим модерна. По его проектам были выполнены отделка и мебель в Царскосельском Александровском дворце, мебель для Ливадийского дворца, для особняков М. Ф. Кшесинской, ограда Зимнего дворца и т. д.
Деревянный, на высоком каменном основании, дом необычного силуэта — яркий образец модерна. Традиции народного искусства, используемые архитектором, дали жизнь самому поэтичному и сказочному сооружению на острове, которое получило свое собственное имя — «Дом сказка» (или «Баба-Яга»).
Регионального значения
Памятник
Памятник градостроительства и архитектуры
первая половина XIX в.; 1874 г., 1883 г., 1907 г.
г. Санкт-Петербург, улица Репина, дом 16/3, литера А
закон Санкт-Петербурга "Об объявлении охраняемыми памятниками истории и культуры местного значения" № 174-27 от 05.07.1999 г.
Объемно-пространственное решение: исторические габариты и конфигурация здания, состоящего из трехэтажных лицевого корпуса (частично двухэтажного со стороны двора) и флигеля, включая ризалит, раскреповку, эркер, завершенный балконом и аттик; историческая конфигурация крыши лицевого корпуса со стороны Большого проспекта. Конструктивная система здания: исторические кирпичные наружные и внутренние капитальные стены; исторические отметки плоских междуэтажных перекрытий; типы сводов цокольного этажа – цилиндрические, сомкнутые, коробовые с распалубками и крестовые; парадная лестница лицевого корпуса (Л-1) – местоположение, габариты, конструкция (по металлическим косоурам), тип (трехмаршевая), ступени (из лещадной плиты); ограждение – материал (чугун), техника исполнения (литье), рисунок (в виде вертикальных орнаментированных стоек); поручни – материал (дерево), конфигурация (профилированные); лестница флигеля (Л-2) – местоположение, габариты, конструкция (по металлическим косоурам), тип (двухмаршевая), ступени (из лещадной плиты); ограждение – материал (чугун), техника исполнения (литье), рисунок (в виде вертикальных стоек с декором в верхней части); поручни – материал (дерево), конфигурация (профилированные). Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен. Архитектурно-художественное решение фасадов: фасад лицевого корпуса, выходящий на Большой проспект: материал отделки цоколя – известняковая плита; материал и характер отделки фасадной поверхности – штукатурная разделка под руст (в уровне 1-го этажа – гладко оштукатуренный линейный руст, в уровне 2-3-го этажей – гладко оштукатуренный квадровый руст); раскреповка в три оси; эркер на уровне 2-го этажа на оштукатуренных кронштейнах, завершенный в уровне 3-го этажа балконом; ограждение балкона – материал (чугун), техника исполнения (литье), рисунок (в виде вертикальных ажурных стоек); местоположение, габариты и конфигурация исторических дверного (балконного) и оконных проемов; исторический материал (дерево), цвет (коричневый) и расстекловка оконных заполнений; профилированные наличники окон цокольного этажа; лучковые сандрики на кронштейнах в форме бриллиантового руста окон 2-го этажа по 2 и 8 осям; наружные подоконные доски на кронштейнах в форме бриллиантового руста окон 3-го этажа; междуэтажный профилированный карниз; подоконный карниз на стилизованных кронштейнах в уровне 2-го этажа; венчающий антаблемент с гладким фризом и профилированным карнизом с дентикулами, на орнаментированных сдвоенных кронштейнах (в осях раскреповки); фигурный аттик над раскреповкой; фасад лицевого корпуса по ул. Репина: материал отделки цоколя – известняковая плита; материал и характер отделки фасадной поверхности – штукатурная разделка под руст (в уровне 1-го этажа – гладко оштукатуренный линейный руст, в уровне 2-3-го этажей – гладко оштукатуренный квадровый руст); раскреповка; местоположение, габариты и конфигурация исторических дверного и оконных проемов; исторический материал (дерево), цвет (коричневый) и расстекловка оконных заполнений; профилированные наличники окон цокольного этажа; наружные подоконные доски на кронштейнах в форме бриллиантового руста окон 3-го этажа; междуэтажный профилированный карниз; подоконный карниз на стилизованных кронштейнах в уровне 2-го этажа; венчающий антаблемент с гладким фризом и профилированным карнизом с дентикулами. дворовый фасад лицевого корпуса: материал отделки цоколя – известняковая плита; материал и характер отделки фасадной поверхности – гладкая штукатурка; местоположение, габариты и конфигурация исторических оконных проемов; исторический материал (дерево), цвет (коричневый) и расстекловка оконных заполнений; венчающий профилированный карниз (с дентикулами торцового фасада); фасад флигеля: материал отделки цоколя – известняковая плита; материал и характер отделки фасадной поверхности – гладкая штукатурка; местоположение, габариты и конфигурация исторических дверных (входных и балконного) и оконных проемов; исторический материал (дерево), цвет (коричневый) и расстекловка оконных заполнений; ризалит; световой фонарь – конструкция (в форме пирамиды), материал (стекло); остекленный проем в скате крыши; венчающий профилированный карниз (с дентикулами на торцевом фасаде). Декоративно-художественная отделка интерьеров: Помещения II этажа лицевого корпуса квартира № 6 помещение 5, площадью 18,4 кв. м, помещение 6, площадью 14,0 кв. м: декоративное оформление потолка – квадратные кессоны, фанерованные деревом; живописное перспективное панно – в центре потолка; помещение 7, площадью 22,9 кв. м, помещение 9, площадью 13,7 кв. м, помещение 10, площадью 7,9 кв. м, помещение 11, площадью 9,7 кв. м декоративное лепное оформление стен – рамы, декорированные цветочными гирляндами, десюдепорты с орнаментом рокайльного характера; декоративное лепное оформление потолка – профилированный карниз; падуга, обрамленная иониками и тягой с порезкой растительного характера; восемь композиций с орнаментом рокайльного характера, в том числе угловых; круглая розетка с орнаментом растительного характера; три дверных заполнения – материал (дерево), конфигурация (с лучковым завершением), тип (двухстворчатая), рисунок (филенчатая, с резным растительным орнаментом); два прямоугольных зеркальных полотна с фацетом в резных деревянных орнаментированных рамах – на южной стене; помещение 8, площадью 14,4 кв.м: декоративное лепное оформление потолка – падуга, профилированные тяги по периметру со стилизованным розетками в точках пересечения; квартира № 11 помещение 4, площадью 31,1 кв. м, помещение 5, площадью 27,1 кв. м: декоративное оформление стен – деревянные филенчатые панели (в нижней части стены), арочные филенки в обрамлении деревянных тяг с резными деталями; откосы окна и арочных ниш обшитые деревом; две профилированные рамы, декорированные по углам лепным растительным орнаментом; декоративное оформление потолка – лепной трехчастный плафон с орнаментом в виде розеток, раковин, листьев аканта; по северной и южной границе потолка – тяги с лавровыми ветвями, переплетенные лентами; декоративное живописное панно с изображением мужской фигуры в деревянной раме арочной формы с резными деталями – на западной стене; помещение 4, площадью 31,1 кв. м, помещение 12, площадью 13,8 кв. м: дверные заполнения проемов второго этажа – материал (ценные породы дерева), габариты, конфигурация (с лучковой перемычкой), тип (двухстворчатое), рисунок – филенчатое с резными деталями растительного орнамента); помещение 7, площадью 24,2 кв. м, помещение 8, площадью 9,2 кв. м: декоративное лепное оформление потолка – падуга, профилированные тяги по периметру; помещение 10, площадью 10,4 кв. м, помещение 11, площадью 12,8 кв. м, помещение 12, площадью 13,8 кв. м: декоративное лепное оформление потолка – падуга, профилированная тяга по периметру; парадная лестница: декоративное оформление пола вестибюля и лестничных площадок – полихромная метлахская плитка растительного орнамента двух видов; декоративное лепное оформление стен вестибюля и парадной лестницы – филенки с фальцами и розетками-патерами в углах в профилированных рамах, профилированный карниз; декоративное лепное оформление потолка – профилированная тяга по периметру, круглая розетка в центре с орнаментом растительного характера; подоконники помещений II этажа лицевого корпуса – материал (мрамор), цвет (белый), конфигурация (с профилированным краем); помещения III этажа лицевого корпуса квартира № 2 помещение 7, площадью 22,9 кв. м: декоративное лепное оформление потолка – падуга; профилированные тяги по периметру, образующие фигурную раму; угловые композиции в виде корзин с розами, декорированные бантами; овальная розетка с орнаментом растительного характера (вазоны с цветами); квартира № 9 помещение 5, площадью 56,9 кв. м: декоративное лепное оформление потолка – гладкий фриз; профилированный карниз с иониками; падуга; угловые композиции в падуге в виде картушей с гирляндами и ветками; профилированные тяги по периметру в виде порезок, образующие фигурные рамы; угловые композиции с орнаментом растительного характера (вазоны с цветами), круглая розетка с орнаментом растительного характера с изображением вазонов с цветами и цветочной гирляндой по периметру; дверные заполнения проемов помещений третьего этажа – материал (дерево), габариты, конфигурация, рисунок (в нижней части – филенки с фальцами и розетками-патерами в углах, в средней – орнамент из желобков, верхняя часть – прямоугольная филенка с вогнутыми углами).
Прежде на этом участке стоял трехэтажный дом, перестроенный в 1836 г. видным мастером позднего классицизма А. И. Мельниковым. В ту пору он принадлежал купцам Костылевым. Существующее шестиэтажное здание возведено в 1911-1913 гг. по заказу статского советника М. А. Соловейчика акад. арх. М. С. Лялевичем - знатоком и приверженцем итальянского ренессанса.
Нижние два этажа оформлены наподобие крупной аркады. Средняя часть, завершенная массивным аттиком, усилена портиком композитного ордера, охватывающем по высоте четыре этажа. Это - своеобразная архитектурная цитата, заимствованная из творческого наследия величайшего зодчего итальянского Возрождения Андреа Палладио. Портик повторяет главный фасад знаменитого Палаццо дель Капитанио в Виченце, а две статуи над трехчетвертными колоннами, выполненные ск. В.В.Кузнецовым, словно сошли с бокового фасада того же здания. Однако если там ордер является неотъемлемой частью целостной структуры, то здесь он выглядит монументальной апликацией, наложенной на фасад многоквартирного доходного дома с повторяющейся планировкой этажей. Введение такой цитаты сделало здание представительным и запоминающимся. Впоследствии подобный прием неоднократно использовали другие архитекторы - как в предреволюционные годы, так и в период 1930-1950-х гг.. Мотив аркады, и особенно комбинация трех арок - излюбленная тема творчества Лялевича. Она варьируется в таких его постройках, как дома на Кировском проспекте,9 и 48, на Невском проспекте,21 и 80 (ныне - Дом моделей и кинотеатр "Октябрь").
Боковые арки портика вели внутрь участка дома на Пантелеймоновской, а в средней помещался парадный подъезд. Основной, квадратный в плане, двор по-своему примечателен. В отличие от обычных дворов-колодцев, он и уютен, и репрезентативен. Стены его декорированы колоннами, балконами с балюстрадами. В глубине находятся еще два малых дворика, которые не превратились в темные шахты лишь потому, что соседний участок не был застроен по всему периметру. Остались открытыми и массивные брандмауэры дома 7(стены на границах владения, делавшиеся глухими из противопожарных соображений), которые видны не только изнутри квартала, но и с улицы. Грубые спонтанные формы брандмауэров, подчас вызывающие впечатление фантасмагории, порождают разительный контраст с парадными фасадами. Но и они давно стали привычным неотъемлемым компонентом исторически сложившейся городской среды старого Петербурга.
Строитель этого дома М. С. Лялевич был в течение нескольких лет его жильцом. А после революции он, поляк по национальности, уехал на родину, где стал одним из ведущих архитекторов. В 1944 г. он погиб в оккупированной фашистами Варшаве.
Доходный дом М. А. Соловейчика