Доходный дом М. А. Соловейчика. Доходный дом Соловейчика М.М Сведения о дате создания

Доходный дом М. А. Соловейчика. Доходный дом Соловейчика М.М Сведения о дате создания

В прошлом императорская семья, знать, зажиточные люди строили на Елагином, Крестовском и Каменном островах загородные усадьбы. Тишина и уединенность, обилие водных пространств и зелени принесли Каменному острову заслуженную славу одной из самых красивых и привлекательных частей города. В XIX — начале ХХ веков на небольшом участке суши сложился целый комплекс сооружений в стилях модерн и неоклассицизм.

С 2007 года Международный Благотворительный Фонд «Константиновский» принял участие в привлечении благотворительных средств на реставрацию и восстановление ряда архитектурных памятников Каменного острова.

Дом А. А. Половцова на Каменном острове (1911—1912 гг. архитектор И. А. Фомин)

По проекту выдающего архитектора первой половины ХХ века, ученика Леонтия Бенуа, И. А. Фомина на Каменном острове является одним из лучших образцов русского неоклассицизма. Предназначалась эта усадьба для сына сенатора, статского советника А. А. Половцова.

По своему характеру это обширная усадьба дворцового типа, почти облик русского усадебного дома рубежа XVIII—XIX веков, с большим, открытым парку парадным фасадом, заключенным между боковыми крыльями.

Здание отвечало всем современным требованиям комфорта еще до революции: здесь имелись центральное отопление, лифт, специальный подогрев зимнего сада. Фомин закончил оформление интерьеров особняка только в 1916 году. Однако уже через десять лет, по решению советских властей, ему пришлось перестроить здание под санаторий. Интерьеры дома утратили большую часть декоративного убранства в 1922 году одновременно с конфискацией имущества Половцова.

До начала 1990-х годов дом Половцова служил главным корпусом санатория «Клинический», затем ее арендовала частная фирма, а в 2003 году особняк перешел в ведение Управления делами Президента РФ.

При поддержке Константиновского Фонда в доме Половцова были проведены строительные и реставрационные работы. В большей части помещений первого этажа, в том числе вестибюле, анфиладе парадных залов, столовой, гостиных, парадной лестницы была проведена комплексная реставрация. Самое сложное было максимально сохранить исторический облик здания, воссоздать детали интерьера, внешнего декора и организовать в историческом пространстве комфорт и возможности ультрасовременного здания.

Дом архитектора В. И. Шене (1903 г., по проекту В. И. Шене)

Двухэтажное каменное здание с открытыми террасами, вписанным в круг парадным входом и небольшой башенкой. В. И. Шене был один из самых первых и выдающихся представителей модерна. По его проектам построены четыре дачи в стиле модерн на Каменном острове, дача Гаусвальда (1898 г.), доходный дом Н. В. Чайковского, доходный дом Спиридонова, особняк А. Ф. Кельха.

Дом банкира А. Г. Соловейчика (1911 г., по проекту Е. Ф. Эделя)

Значительное место в архитектуре Каменного острова занимают памятники неоклассицизма. Среди них следует отметить дом А.Г. Соловейчик в начале Полевой аллеи. Он совмещает в себе классицистические мотивы: балюстрада, полу-ротонды и приемы модерна: строенные окна, свободный план. Образец творческого подхода к использованию классических форм в сочетании с элементами модерна, варьирующими мотивы петровского барокко и классицизма.

Судьба этого дома после 1917 года типична: детская колония, детский дом, госпиталь, детский сад. В 1980-х годах дом пережил несколько пожаров, в результате которых погибла отделка интерьеров ротонды, кабинета и столовой.

Дом архитектора Р. Ф. Мельцера (1901—1904 гг., архитектор Р. Ф. Мельцер)

Мельцер, архитектор Императорского двора, ученик Санкт-Петербургской Академии Художеств с 1878года был блистательным зодчим модерна. По его проектам были выполнены отделка и мебель в Царскосельском Александровском дворце, мебель для Ливадийского дворца, для особняков М. Ф. Кшесинской, ограда Зимнего дворца и т. д.

Деревянный, на высоком каменном основании, дом необычного силуэта — яркий образец модерна. Традиции народного искусства, используемые архитектором, дали жизнь самому поэтичному и сказочному сооружению на острове, которое получило свое собственное имя — «Дом сказка» (или «Баба-Яга»).

Регистрационный номер

Категория историко-культурного значения

Регионального значения

Вид объекта

Памятник

Основная типология

Памятник градостроительства и архитектуры

Сведения о дате создания

первая половина XIX в.; 1874 г., 1883 г., 1907 г.

Адрес объекта (местонахождение)

г. Санкт-Петербург, улица Репина, дом 16/3, литера А

Наименование, дата и номер решения органа государственной власти о постановке объекта на государственную охрану

закон Санкт-Петербурга "Об объявлении охраняемыми памятниками истории и культуры местного значения" № 174-27 от 05.07.1999 г.

Описание предмета охраны

Объемно-пространственное решение: исторические габариты и конфигурация здания, состоящего из трехэтажных лицевого корпуса (частично двухэтажного со стороны двора) и флигеля, включая ризалит, раскреповку, эркер, завершенный балконом и аттик; историческая конфигурация крыши лицевого корпуса со стороны Большого проспекта. Конструктивная система здания: исторические кирпичные наружные и внутренние капитальные стены; исторические отметки плоских междуэтажных перекрытий; типы сводов цокольного этажа – цилиндрические, сомкнутые, коробовые с распалубками и крестовые; парадная лестница лицевого корпуса (Л-1) – местоположение, габариты, конструкция (по металлическим косоурам), тип (трехмаршевая), ступени (из лещадной плиты); ограждение – материал (чугун), техника исполнения (литье), рисунок (в виде вертикальных орнаментированных стоек); поручни – материал (дерево), конфигурация (профилированные); лестница флигеля (Л-2) – местоположение, габариты, конструкция (по металлическим косоурам), тип (двухмаршевая), ступени (из лещадной плиты); ограждение – материал (чугун), техника исполнения (литье), рисунок (в виде вертикальных стоек с декором в верхней части); поручни – материал (дерево), конфигурация (профилированные). Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен. Архитектурно-художественное решение фасадов: фасад лицевого корпуса, выходящий на Большой проспект: материал отделки цоколя – известняковая плита; материал и характер отделки фасадной поверхности – штукатурная разделка под руст (в уровне 1-го этажа – гладко оштукатуренный линейный руст, в уровне 2-3-го этажей – гладко оштукатуренный квадровый руст); раскреповка в три оси; эркер на уровне 2-го этажа на оштукатуренных кронштейнах, завершенный в уровне 3-го этажа балконом; ограждение балкона – материал (чугун), техника исполнения (литье), рисунок (в виде вертикальных ажурных стоек); местоположение, габариты и конфигурация исторических дверного (балконного) и оконных проемов; исторический материал (дерево), цвет (коричневый) и расстекловка оконных заполнений; профилированные наличники окон цокольного этажа; лучковые сандрики на кронштейнах в форме бриллиантового руста окон 2-го этажа по 2 и 8 осям; наружные подоконные доски на кронштейнах в форме бриллиантового руста окон 3-го этажа; междуэтажный профилированный карниз; подоконный карниз на стилизованных кронштейнах в уровне 2-го этажа; венчающий антаблемент с гладким фризом и профилированным карнизом с дентикулами, на орнаментированных сдвоенных кронштейнах (в осях раскреповки); фигурный аттик над раскреповкой; фасад лицевого корпуса по ул. Репина: материал отделки цоколя – известняковая плита; материал и характер отделки фасадной поверхности – штукатурная разделка под руст (в уровне 1-го этажа – гладко оштукатуренный линейный руст, в уровне 2-3-го этажей – гладко оштукатуренный квадровый руст); раскреповка; местоположение, габариты и конфигурация исторических дверного и оконных проемов; исторический материал (дерево), цвет (коричневый) и расстекловка оконных заполнений; профилированные наличники окон цокольного этажа; наружные подоконные доски на кронштейнах в форме бриллиантового руста окон 3-го этажа; междуэтажный профилированный карниз; подоконный карниз на стилизованных кронштейнах в уровне 2-го этажа; венчающий антаблемент с гладким фризом и профилированным карнизом с дентикулами. дворовый фасад лицевого корпуса: материал отделки цоколя – известняковая плита; материал и характер отделки фасадной поверхности – гладкая штукатурка; местоположение, габариты и конфигурация исторических оконных проемов; исторический материал (дерево), цвет (коричневый) и расстекловка оконных заполнений; венчающий профилированный карниз (с дентикулами торцового фасада); фасад флигеля: материал отделки цоколя – известняковая плита; материал и характер отделки фасадной поверхности – гладкая штукатурка; местоположение, габариты и конфигурация исторических дверных (входных и балконного) и оконных проемов; исторический материал (дерево), цвет (коричневый) и расстекловка оконных заполнений; ризалит; световой фонарь – конструкция (в форме пирамиды), материал (стекло); остекленный проем в скате крыши; венчающий профилированный карниз (с дентикулами на торцевом фасаде). Декоративно-художественная отделка интерьеров: Помещения II этажа лицевого корпуса квартира № 6 помещение 5, площадью 18,4 кв. м, помещение 6, площадью 14,0 кв. м: декоративное оформление потолка – квадратные кессоны, фанерованные деревом; живописное перспективное панно – в центре потолка; помещение 7, площадью 22,9 кв. м, помещение 9, площадью 13,7 кв. м, помещение 10, площадью 7,9 кв. м, помещение 11, площадью 9,7 кв. м декоративное лепное оформление стен – рамы, декорированные цветочными гирляндами, десюдепорты с орнаментом рокайльного характера; декоративное лепное оформление потолка – профилированный карниз; падуга, обрамленная иониками и тягой с порезкой растительного характера; восемь композиций с орнаментом рокайльного характера, в том числе угловых; круглая розетка с орнаментом растительного характера; три дверных заполнения – материал (дерево), конфигурация (с лучковым завершением), тип (двухстворчатая), рисунок (филенчатая, с резным растительным орнаментом); два прямоугольных зеркальных полотна с фацетом в резных деревянных орнаментированных рамах – на южной стене; помещение 8, площадью 14,4 кв.м: декоративное лепное оформление потолка – падуга, профилированные тяги по периметру со стилизованным розетками в точках пересечения; квартира № 11 помещение 4, площадью 31,1 кв. м, помещение 5, площадью 27,1 кв. м: декоративное оформление стен – деревянные филенчатые панели (в нижней части стены), арочные филенки в обрамлении деревянных тяг с резными деталями; откосы окна и арочных ниш обшитые деревом; две профилированные рамы, декорированные по углам лепным растительным орнаментом; декоративное оформление потолка – лепной трехчастный плафон с орнаментом в виде розеток, раковин, листьев аканта; по северной и южной границе потолка – тяги с лавровыми ветвями, переплетенные лентами; декоративное живописное панно с изображением мужской фигуры в деревянной раме арочной формы с резными деталями – на западной стене; помещение 4, площадью 31,1 кв. м, помещение 12, площадью 13,8 кв. м: дверные заполнения проемов второго этажа – материал (ценные породы дерева), габариты, конфигурация (с лучковой перемычкой), тип (двухстворчатое), рисунок – филенчатое с резными деталями растительного орнамента); помещение 7, площадью 24,2 кв. м, помещение 8, площадью 9,2 кв. м: декоративное лепное оформление потолка – падуга, профилированные тяги по периметру; помещение 10, площадью 10,4 кв. м, помещение 11, площадью 12,8 кв. м, помещение 12, площадью 13,8 кв. м: декоративное лепное оформление потолка – падуга, профилированная тяга по периметру; парадная лестница: декоративное оформление пола вестибюля и лестничных площадок – полихромная метлахская плитка растительного орнамента двух видов; декоративное лепное оформление стен вестибюля и парадной лестницы – филенки с фальцами и розетками-патерами в углах в профилированных рамах, профилированный карниз; декоративное лепное оформление потолка – профилированная тяга по периметру, круглая розетка в центре с орнаментом растительного характера; подоконники помещений II этажа лицевого корпуса – материал (мрамор), цвет (белый), конфигурация (с профилированным краем); помещения III этажа лицевого корпуса квартира № 2 помещение 7, площадью 22,9 кв. м: декоративное лепное оформление потолка – падуга; профилированные тяги по периметру, образующие фигурную раму; угловые композиции в виде корзин с розами, декорированные бантами; овальная розетка с орнаментом растительного характера (вазоны с цветами); квартира № 9 помещение 5, площадью 56,9 кв. м: декоративное лепное оформление потолка – гладкий фриз; профилированный карниз с иониками; падуга; угловые композиции в падуге в виде картушей с гирляндами и ветками; профилированные тяги по периметру в виде порезок, образующие фигурные рамы; угловые композиции с орнаментом растительного характера (вазоны с цветами), круглая розетка с орнаментом растительного характера с изображением вазонов с цветами и цветочной гирляндой по периметру; дверные заполнения проемов помещений третьего этажа – материал (дерево), габариты, конфигурация, рисунок (в нижней части – филенки с фальцами и розетками-патерами в углах, в средней – орнамент из желобков, верхняя часть – прямоугольная филенка с вогнутыми углами).

Прежде на этом участке стоял трехэтажный дом, перестроенный в 1836 г. видным мастером позднего классицизма А. И. Мельниковым. В ту пору он принадлежал купцам Костылевым. Существующее шестиэтажное здание возведено в 1911-1913 гг. по заказу статского советника М. А. Соловейчика акад. арх. М. С. Лялевичем - знатоком и приверженцем итальянского ренессанса.

Нижние два этажа оформлены наподобие крупной аркады. Средняя часть, завершенная массивным аттиком, усилена портиком композитного ордера, охватывающем по высоте четыре этажа. Это - своеобразная архитектурная цитата, заимствованная из творческого наследия величайшего зодчего итальянского Возрождения Андреа Палладио. Портик повторяет главный фасад знаменитого Палаццо дель Капитанио в Виченце, а две статуи над трехчетвертными колоннами, выполненные ск. В.В.Кузнецовым, словно сошли с бокового фасада того же здания. Однако если там ордер является неотъемлемой частью целостной структуры, то здесь он выглядит монументальной апликацией, наложенной на фасад многоквартирного доходного дома с повторяющейся планировкой этажей. Введение такой цитаты сделало здание представительным и запоминающимся. Впоследствии подобный прием неоднократно использовали другие архитекторы - как в предреволюционные годы, так и в период 1930-1950-х гг.. Мотив аркады, и особенно комбинация трех арок - излюбленная тема творчества Лялевича. Она варьируется в таких его постройках, как дома на Кировском проспекте,9 и 48, на Невском проспекте,21 и 80 (ныне - Дом моделей и кинотеатр "Октябрь").

Боковые арки портика вели внутрь участка дома на Пантелеймоновской, а в средней помещался парадный подъезд. Основной, квадратный в плане, двор по-своему примечателен. В отличие от обычных дворов-колодцев, он и уютен, и репрезентативен. Стены его декорированы колоннами, балконами с балюстрадами. В глубине находятся еще два малых дворика, которые не превратились в темные шахты лишь потому, что соседний участок не был застроен по всему периметру. Остались открытыми и массивные брандмауэры дома 7(стены на границах владения, делавшиеся глухими из противопожарных соображений), которые видны не только изнутри квартала, но и с улицы. Грубые спонтанные формы брандмауэров, подчас вызывающие впечатление фантасмагории, порождают разительный контраст с парадными фасадами. Но и они давно стали привычным неотъемлемым компонентом исторически сложившейся городской среды старого Петербурга.

Строитель этого дома М. С. Лялевич был в течение нескольких лет его жильцом. А после революции он, поляк по национальности, уехал на родину, где стал одним из ведущих архитекторов. В 1944 г. он погиб в оккупированной фашистами Варшаве.

Доходный дом М. А. Соловейчика
Существующее шестиэтажное здание возведено по заказу статского советника Михаила Альбертовича Соловейчика (1870-1916) академиком архитектуры М. С. Лялевичем - знатоком и приверженцем итальянского ренессанса.Нижние два этажа оформлены наподобие крупной аркады. Средняя часть, завершенная массивным аттиком, усилена портиком композитного ордера, охватывающим по высоте четыре этажа. Это - своеобразная архитектурная цитата, заимствованная из творческого наследия величайшего зодчего итальянского Возрождения Андреа Палладио. Портик повторяет главный фасад знаменитого Палаццо дель Капитанио в Виченце, а две статуи над трехчетвертными колоннами, выполненные скульптором В. В. Кузнецовым, словно сошли с бокового фасада того же здания. Однако если там ордер является неотъемлемой частью целостной структуры, то здесь он выглядит монументальной аппликацией, наложенной на фасад многоквартирного доходного дома с повторяющейся планировкой этажей. Введение такой цитаты сделало здание представительным и за.. Существующее шестиэтажное здание возведено по заказу статского советника Михаила Альбертовича Соловейчика (1870-1916) академиком архитектуры М. С. Лялевичем - знатоком и приверженцем итальянского ренессанса.
Нижние два этажа оформлены наподобие крупной аркады. Средняя часть, завершенная массивным аттиком, усилена портиком композитного ордера, охватывающим по высоте четыре этажа. Это - своеобразная архитектурная цитата, заимствованная из творческого наследия величайшего зодчего итальянского Возрождения Андреа Палладио. Портик повторяет главный фасад знаменитого Палаццо дель Капитанио в Виченце, а две статуи над трехчетвертными колоннами, выполненные скульптором В. В. Кузнецовым, словно сошли с бокового фасада того же здания. Однако если там ордер является неотъемлемой частью целостной структуры, то здесь он выглядит монументальной аппликацией, наложенной на фасад многоквартирного доходного дома с повторяющейся планировкой этажей. Введение такой цитаты сделало здание представительным и запоминающимся.
Мотив аркады, и особенно комбинация трех арок - излюбленная тема творчества Лялевича. Она варьируется в таких его постройках, как дом Д. В. Быховского и особняк М. К. Покотиловой , здание Торгового дома Ф. Л. Мертенса и доходный дом Н. И. Дернова .
Боковые арки портика вели внутрь участка дома, а в средней помещался парадный подъезд.
Основной, квадратный в плане, двор по-своему примечателен. В отличие от обычных дворов-колодцев, он и уютен, и репрезентативен. Стены его декорированы колоннами, балконами с балюстрадами. В глубине находятся еще два малых дворика, которые не превратились в темные шахты лишь потому, что

Дом, находящийся слева - доходный дом Соловейчика М.А. В 1780-1790-ых годах здесь стоял деревянный дом хлебника Сиверса. В первой половине XIX века был построен каменный дом. В 1878 году архитектор Жоффрио Л.И удлинил крыло здания по переулку и надстроил третий этаж. А в 1907 году дом купил директор Сибирского банка Соловейчик М.А. В доме ряд помещений были оформлены заново.

До сих пор сохранились некоторые детали интерьера. Вот образец сохранившейся изразцовой плитки в ванной комнате.


На нечетной стороне улицы Репина мы видим угловое здание, принадлежащее лютеранской церкви Святой Екатерины. В 1859 году архитектор В.Я.Лангваген реставрировал кирку и одновременно возвел по левую сторону ее каменный четырехэтажный жилой корпус. Здесь располагалась евангелическая школа женского рукоделия.
В этом доме родился в 1915 году и жил до ареста в 1937 году Г.С.Жженов, впоследствии народный артист СССР. С 1927 по 1948 год со стороны улицы Репина находилась квартира выдающегося филолога-романиста В.Ф.Шишмарева. В то время он заведовал кафедрой университета.
Фото Карла Буллы 1912 - 1914 г.г.


Во время блокады его угловая часть была разрушена бомбой. Ныне существующий дом - это дом, восстановленный пленными немцами в 1946 году.
Так он выглядит сейчас.






Дом №18. Доходный дом Сольского М.Д. На этом месте в 1730 году была построена деревянная лютеранская кирка Cвятой Екатерины. После того, как для нее построили здание на Большом проспекте участок передали лютеранской школе, для которого построили каменное здание. С 1840 по 1890 г.г. дом принадлежал доктору медицины Сольскому М.Д. и его наследникам. Этот дом по 2-ой линии - дом №17. В этом доме в 1990-ых годах жил Путин.



Дом №23. На улицу Репина выходит флигель.



По 1-ой линии - дом №22. У участка сменилось много хозяев. Последней хозяйкой дома была жена провизора Е.С.Соловейчика, для которой в 1890 году надстроили 3-ий этаж.

Вот такая доска висит на этом доме:


Дом №24. Дом купца П.Я.Бекеля. Был построен в 1881-83 г.г. по проекту архитектора Пуншеля Ф.К. В 1932 году достроен. Думаю, что эти ворота старые-престарые. Вообще почти все, что выходит на ул.Репина производит убогое впечатление. Но все равно, эти домики такие милые...



Напротив - дом №25. В 1872-1873 г.г. ранее существующий на этом участке дом был перестроен и расширен по проекту архитектора Крюгера Э.Ф. В части, выходящей на 1-ую линию, в 1911 году в одной из квартир был открыт толстовский музей.
Летом 1912 года он переехал в другое помещение по адресу Большой проспект дом №6.





Дом №26. Как и все, участок начал застраиваться в 1720-1730 г.г. В 1862 году для нового владельца Винокурова И.В. по проекту арх.Кольба А.Х. надстроили 3,4 и мансардный этажи. В советское время мансарды перестроили в 5 этаж. А полностью дом реконструировали в 2006 году.


Дом №27. Этот дом построен в 1913-1915 г.г. по проекту архитектора Переулочного А.Ф. для А.Г.фон Нидермиллера. Доходный дом. На ул.Репина выходит флигель. Ничего красивого в нем нет.



Решетка ворот.



Деревянные ворота.


Вот это - не моя фотография улицы Репина. Летняя. Мне она очень понравилась. Провинциальная...


Дом №28. Застройка участка началась в 1720-1730 г.г. Во второй половине XVIII века на вторую линию выходил садик и в глубине участка стоял двухэтажный каменный дом. Со временем старые постройки разрушались и не сохранились. На месте участка стояли гаражи. В 1997 году на участке было возведено современное красивое здание по проекту архитекторов С.Гайковича и Л.Ченцова. Вот так выглядит его фасад со стороны улицы Репина.





А так выглядит здание со второй линии (дом №27). При постройке учитывались мотивы архитектуры соседнего дома №29.


Посмотрите, как блестяще вписался новый дом между старыми, построенными в XIX веке.



Дом №30 - доходный дом И.Ф.Смирнова. Построен в 1901-1902 г.г. по проекту архитектора Пруссакова А.В. На ул.Репина выходит флигель. Дом неказистый и облупившийся, но что-то в нем есть...



Дом №31 - тоже флигель. Дом Долгоруковых. В середине XVIII века принадлежал князьям Андрею и Якову Долгоруким. В 1906-1907 г.г. ряд помещений занимали частные художественные мастерские, здесь учился Филонов П.Н.



Дом №33. Первоначальная постройка - в 1720 году. Затем в 1790 дом перестраивался. По имени одного из владельцев называется - дом Бахов.


Дом №35. На улицу Репина выходит флигель дома. В 1853 году владельцы немецкой фирмы В.Сименс и И.Гальске основали тут телеграфную мастерскую. Через два года приобрели дом. Первоначально в мастерской только настраивали привозимые из Берлина телеграфные аппараты, чинили их. Потом освоили сборку. На базе этого производства сформировались производственные объединения им.Козицкого, "Электросила" и "Севкабель".


На этой фотографии хорошо видны все остальные дома по нечетной стороне улицы Репина вплоть до последнего дома №45 розового цвета. Все дома однообразны и некрасивы.



Здесь мы видим сразу два дома №36 и 38. Дом №36 - современной постройки, а №38 - построен в 1822-23 г.г., принадлежал купцу Рахманову. На ул.Репина выходит только флигель.



А посмотрите, как выглядит дом Рахманова со второй линии.



Дом №39. В 1860 -1870 г.г. принадлежал живописцу Ф.Бруни. По ул.Репина - флигель. Затем дом принадлежал его
наследникам. С 1880 и до революции домом владела семья формацевта Пеля.


Это подворотня дома №39.



Вот мы дошли до последнего дома по нечетной стороне улицы. Дом стоит на углу улицы Репина и Среднего проспекта. В XVIII и XIX веках на этом месте стоял деревянный дом, имеющий деревянный флигель по переулку. В 1904-1906 г.г. архитектор Ф.А.Корзухин возвел пятиэтажный доходный дом в стиле модерн. Фасад на уровне 1-го этажа был декорирован майоликой. Сейчас она утрачена. 1 этаж был спроектирован как торговое помещение. Часть этого помещения в начале ХХ века занимал ресторан.




Сейчас на первом этаже находится вот такой магазин.



Это фотография 1976 года. Тогда здесь размещалась кондитерская. Я помню, что в ней сильно пахло сладким и шоколадом. Запах был даже на улице...


Эта фотография начала века.

А вот - небольшая часть интерьеров, сохранившихся до наших дней. Конечно, на эти стены жалко смотреть. Но потолок выглядит хорошо. Вопреки всему.



Угловой дом на противоположной стороне улицы Репина. По Среднему проспекту - дом №16. Дом занимает обширный участок между ул.Репина и 2-ой линией. Застройка его началась в 1720-1730 г.г. На углу 2-ой линии был построен большой деревянный дом. По проспекту к нему прилегал сад, занимающий почти все владение. На рубеже XIVIII и XIX веков вместо деревянного было построено одноэтажное каменное здание. В 1780-1800 г.г. оно принадлежало британскому торговцу Д.Весле, а в 1840-1860 г.г.- купцу Я.В Фохтсу, содержащему здесь винный погреб.


. В 1897-1898 г.г. по заказу очередного владельца купца Путилова К.И. архитектор В.В.Шауб возвел 5-этажный доходный дом. В его угловой части были предусмотрены торговые залы.Вдова купца Т.Н.Путилова была последней владелицей дома. На следующей фотографии 1912 года Путилов со своей семьей около парадной своего дома.

.С 1890 по 1918 г.г. 1-ый этаж занимал большой мануфактурный и галантерейный магазин торгового дома "Путилов". После революции и до капитального ремонта в конце 1970-ых - начале 1980-ых годов здесь располагался один из крупнейших галантерейных магазинов Васильевского острова.
Вот на этой фотографии мы видим угол этого дома, смотрящий на 2-ую линию. Именно в этом угловом помещении был этот магазин. Если я не ошибаюсь - он был двухэтажный и на площадке второго этажа стояло чучело медведя со стеклянными глазами.
В 1980-ых года здесь находился магазин "Аист".




В доме также сохранились некоторые украшения. Хочется показать некоторую их часть.Посмотрите, как красиво!





Вот все, что я хотела рассказать и показать.