Будет ли строится южный поток. Прояснилась схема газопровода «Турецкий поток»: он обойдет запреты ЕС. Исходные позиции и финал

Будет ли строится южный поток. Прояснилась схема газопровода «Турецкий поток»: он обойдет запреты ЕС. Исходные позиции и финал

Газопровод «Южный поток» планировалось построить для доставки газа в Европу в обход бывших советских стран. Однако после ухудшения отношения с Европой реализация проекта была приостановлена. В качестве альтернативы началось обсуждение строительства «Турецкого потока», однако и этот проект был свернут из-за охлаждения политических отношений Москвы и Анкары. Будут ли введены в строй эти газопроводы, когда это произойдет и что собой представляет проект «Южный поток», рассказывает НТВ.

Читайте ниже

Что такое «Южный поток»?

«Южный поток» — это проект строительства газопровода, который поможет связать Россию со странами Центральной и Южной Европы: Болгарией, Сербией, Венгрией, Хорватией, Словенией и Италией. Предполагается, что этот газопровод будет обладать мощностью 63 млрд кубометров.

Его подводная часть должна пройти по дну Черного моря от российского до болгарского побережья через экономическую зону Турции. Проект был создан российской газовой компанией ОАО «Газпром» и итальянской корпорацией ENI в 2007 году. В 2011 году к проекту присоединились французская и немецкая компании Electricite de France и Wintershall. Управляющая компания South Stream AG была зарегистрирована в Швейцарии в 2008 году. Основным конкурентом проекта называли газопровод Nabucco.

Сообщалось, что бюджет только морского участка «Южного потока» будет составлять от 10 млрд евро до 19–24 млрд евро, 30% из которых планируется обеспечить за счёт акционерного финансирования, а 70% — за счёт проектного финансирования.

Общая протяженность морской части «Южного потока» составит 900 км. Общая протяжённость трассы газотранспортной системы должна составить 2446 км, а максимальная глубина залегания газопровода в Чёрном море могла достичь отметки в 2250 м.

Нужно сказать, что при помощи «Южного потока» нельзя добиться полной независимости от стран-транзитеров газа — газопровод должен был пройти по дну в территориальных водах Украины, Румынии или Турции. От этих стран в любом случае нужно согласие на строительство и реализацию такого проекта.

Планировалось, что «Южный поток» заработает в 2015 году.

Газопровод должен был пролегать от станции «Русская» по дну Чёрного моря и проходить к побережью Болгарии. Далее предполагался наземный маршрут: через Сербию, Венгрию, Словению и Италию.

Проект «Южный поток» реализуется на территории восьми субъектов России: Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Волгоградской, Воронежской, Ростовской области, Республики Мордовия и Краснодарского края.

Реализация проекта была разделена на два этапа, а чтобы построить «Южный поток», нужно было возвести 10 специальных компрессорных станций (КС).

На первом этапе необходимо было проложить западный маршрут от КС «Писаревка» (Воронежская область) до КС «Русская» (Анапский район, Краснодарский край). Второй этап предполагал строительство восточного маршрута КС «Починки» (Нижегородская область) — КС «Русская» (Анапский район, Краснодарский край).

Все новости по этой теме читайте

Нужно отметить, что концерн «Газпром» принял участие в реализации проекта «Южный поток» для расширения рынка сбыта газа в Европе и заметного снижения зависимости от Украины как страны-транзитера.

Как началось строительство «Южного потока»?

Первые межгосударственные переговоры по этому проекту прошли в 2008 году. Свое согласие на участие в нем дали Болгария, Сербия, Венгрия и Греция, а в 2009 году к ним присоединилась Словения.

По сообщениям СМИ, резко против строительства выступала Украина. Такую реакцию можно объяснить тем, что этот газопровод лишил бы страну части транзита. Однако международному согласованию «Южного потока» способствовал газовый конфликт Украины с РФ, который произошел в 2009 году. Тогда российский «Газпром» приостановил поставки газа на Украину из-за наличия неурегулированной задолженности, в результате чего без российского газа остались некоторые страны Восточной Европы.


Фото: ТАСС / Никольский Алексей

В 2009 году СМИ сообщили о переговорах России и Турции по сотрудничеству в газовой сфере. Через некоторые время российская и турецкая сторона подписали предварительное соглашение о реализации «Южного потока» в прибрежных водах Турции. Также Россией было получено разрешение на проведение геолого-разведочных работ в турецкой экономической зоне. В обмен на это наша страна согласилась принять участие в строительстве стратегически важного для Турции нефтепровода «Самсун — Джейхан» (Samsun — Ceyhan).

В декабре 2011 года Турция дала окончательное разрешение на строительство газопровода в своей исключительной экономической зоне.

Строительство наземного участка началось 10 июля 2012 года на территории Ростовской области. Предполагалось, что газопровод будет запущен в конце 2015 года, а в 2018 году выйдет на полную мощность.

Почему его строительство было приостановлено?

3 июня 2014 года Евросоюз потребовал от Болгарии «Южный поток». В Еврокомиссии утверждали, что данный газопровод не соответствует («третий энергопакет» — это пакет реформ в области газа и электроэнергии, утверждённый в Евросоюзе в 2009 году. Он направлен на либерализацию рынка электроэнергии и газа. По мнению Еврокомиссии, директивы данного пакета помогут повысить конкуренцию, позволят выйти на рынок новым игрокам, а также снизят цены на энергию.)

Кроме того, Брюссель подозревал Софию в нарушении европейского законодательства во время проведения тендеров на сооружение газопровода.

Напомним, что еще в апреле 2014 года Россия подала иск во Всемирную торговую организацию о начале процедуры судебного разбирательства в связи с применением Евросоюзом мер «Третьего энергопакета». По мнению Москвы, директивы противоречат обязательствам ЕС в ВТО по базовым принципам не дискриминации и доступа на рынок.


Фото: РИА Новости / Сергей Гунеев

Человек существует в постоянном информационном потоке. Далеко не в каждой теме он пытается разобраться самостоятельно. Некоторые не интересуют, другие - слишком сложны. Однако многие стараются быть в курсе экономических новостей. Ведь от успехов государства в этой области зависит жизненный уровень каждого. Все привыкли за много лет к термину «Южный поток». Он прочно вошел в нашу жизнь. А что такое «Южный поток»? Чем он так важен для нашей страны? Давайте разберемся.

Торговые отношения с Западом

Мы с вами не Дженнифер Псаки, которая не особенно понимает, куда идут потоки газа. Поэтому понимаем, что с Европой Россию связывает отнюдь не пламенная любовь. Между государствами идет бойкая торговля. В ее тонкости и перипетии необходимо вникнуть, чтобы понять, что такое «Южный поток».

Это система перекачки природного газа потребителям европейских стран. Вроде бы очень выгодный проект. Однако его реализация постоянно тормозится. Европейский Союз выдвигает все новые требования к Газпрому. Вы спросите, так им что - не нужен этот ресурс? Вот тут и начинается все самое интересное. Конечно, европейские предприятия нуждаются в природном газе. Этот источник энергии признан самым экологически чистым. Кроме того, газ является сырьем для некоторых производств. Да и обычное отопление с ним гораздо дешевле. Так в чем проблема? Что такое «Южный поток» для европейцев? Почему они так упорно сопротивляются внедрению проекта в жизнь?

Глобальный рынок

Чтобы понять строптивость Европы, необходимо посмотреть на всю планету целиком. Ведь экономические связи ныне не локальны. Все государства имеют возможность выбирать себе партнеров исходя из собственных интересов и выгоды. В Евросоюзе действует определенный принцип.

Страны ревностно следят за тем, чтобы не оказаться в зависимости от монополиста. То есть на локальном европейском рынке свято блюдутся либеральные принципы. Должна быть конкуренция, и точка. Допустим, с нефтью проблем в этом смысле не возникает. Ее предлагают различные страны-добытчики. Кроме того, «черное золото» можно транспортировать на судах. То есть для него океаны не являются преградой. Иная ситуация с природным газом. Существуют технологии, позволяющие сжижать голубое топливо. Но, во-первых, это дорого. Во-вторых, необходимо строить специальные предприятия, позволяющие проводить обратную процедуру. Труба обходится значительно дешевле.

История вопроса

Пока еще наверняка непонятно, что такое «Южный поток». Дело в том, что Европа уже много десятилетий пользуется российским газом. Первый трубопровод был построен еще в советское время. Шел он по территории ныне независимой Украины. Тогда никаких политических проблем не существовало. Выбирали оптимальный маршрут. Всем было выгодно данное сотрудничество. Европа строила заводы и иные предприятия, СССР получал необходимую валюту для закупки технологий. Однако случился развал Союза. Пришлось выстраивать новые отношения не только с Европой, но и между некогда братскими республиками. С одной стороны, вроде договорились. Украина стала страной-транзитером. За использование своей территории она получала неплохие деньги и скидки на голубое топливо. Но тут в процесс вмешалась большая политика...

Ненадежный транзитер

События на Украине развивались рывками. В 2004 году прозвучал первый звоночек, предупреждающий Газпром об усложнении транзита газа по территории соседа. Следующий был в 2009 году. Украину трясло в политическом смысле. Власти менялись, а вместе с ними и те, кто влиял на транзит. Чтобы не зависеть от ненадежного построила газопровод в обход его территории. Он нынче отлично работает. Название его - «Северный поток». Однако этой трубы недостаточно, чтобы удовлетворить потребности всех Южная его часть обеспечивается голубым топливом через украинскую трубу. А аппетиты соседа становятся все больше, требования жестче. Вот тут и возник проект «Южный поток». То есть это еще один газопровод, идущий в обход Украины.

Пути поставок газа в Европу

«Южный поток» - газопровод для обеспечения голубым топливом стран Балканского полуострова, Австрии и Италии.

Его впервые озвучили в 2007 году. С тех пор проделано множество необходимой работы. Заключались договора, разрабатывалась прокладывались маршруты и так далее. Евросоюз практически сразу стал тормозить грандиозный проект. Дело в том, что «Южный поток» - газопровод, часть которого должна была пересечь Черное море. Порядка девятисот километров трубы должны были лечь на дно. Начинаясь у компрессорной станции «Русская», труба должна была выйти в районе города Варна на Болгарском побережье. По идее, таким образом Европа и Россия защищались от стран-транзитеров, а именно от Украины и Турции. Однако проекту не суждено было воплотиться в жизнь.

Болгария - причина закрытия проекта

Работа по строительству «Южного потока» шла со скрипом. Евросоюз требовал все новых согласований, ставил незаявленные ранее условия. Одним из них стал «Третий энергопакет». Суть его состояла в том, что поставщик газа не может быть одновременно владельцем транспортной системы. То есть получается, что страны-получатели топлива хотели владеть трубой. С этим Россия не могла согласиться, так как надежность «чужого» транспортера вызывала сомнения. Тем более что Газпром строительство собирался осуществлять на собственные средства. Зачем же делиться прибылью с другими? «Южный поток», схема которого все же была согласована с некоторыми конечными пользователями, должен был начать работать в 2015 году. Но тут выяснилось, что Болгария не выдает на своей территории. Никакие увещевания на нее не подействовали. Правительство страны отказалось от огромной прибыли от транзита (порядка 400 млн долларов) и отказало в нужных согласованиях.

«Южный поток» закрыт

В декабре 2014 году президент РФ побывал с визитом в Турции. Переговоры велись по разным направлениям. Затрагивались в том числе и вопросы транзита газа. К этому времени Россия уже построила свою часть трубы, входящей в «Южный поток». Схема транзита к этому времени уже пересматривалась. Во-первых, Крым стал уже частью РФ. Следовательно, появилась возможность удешевить строительство за счет прокладки трубы по его территории. Во-вторых, Болгария уже официально заявила об отказе от проекта. Этим тут же воспользовалась Турция.

«Южный поток» решили полностью закрыть. Об этом в интервью о результатах переговоров сообщил В. В. Путин. Он также рассказал о перемене в планах. В ходе переговоров было решено, что проект «Южный поток» переориентируется на турецкие берега. Это, кстати, значительно удешевит его постройку, так как сократит длину морской части.

«Южный поток» через Турцию

Газпром подписал новое соглашение с корпорацией Botas Petroleum Pipeline Corporation. Согласно новой схеме, от «Русской» труба пройдет по дну моря и выйдет на турецком берегу. Ее технические характеристики не меняются. Поставляться будет все тот же объем. А именно 63 млрд кубических метров газа в год. Часть топлива используют турецкие предприятия. А излишки, как планируется, станет покупать Европа. Южный поток» все же дойдет до ее территории. Но теперь уже в обход Болгарии. Эта страна оказалась самой «пострадавшей». Ведь ей теперь не видать ни газа, ни денег за транзит. Надо отметить, что «Южный поток» через Турцию решает сразу несколько задач. Далеко не все они лежат в экономической плоскости, но денег от этого у новых газовых партнеров должно прибавиться.

США и «Южный поток»

Мы пока не коснулись еще одного игрока, который влиял на процесс согласования ныне закрытого проекта. Это, конечно, наши любимые Штаты. Им очень не хочется уступать такой огромный энергетический рынок России. Европа «Южный поток» воспринимала в качестве гарантированного решения проблемы дефицита газа. Из иных вариантов есть «Набукко». Только этот проект существует, так сказать, на бумаге. До его реализации дело так и не дошло. Если коротко, то, согласно этой задумке, Европа могла бы получать туркменский газ. Транзитером же должна была стать Турция. «Южный поток» конкурировал в некотором смысле с «Набукко». Стоит отметить, что данный проект создавался под протекторатом США. Им крайне необходимо выйти на европейский рынок энергоресурсов, чтобы утрясти собственные Решения Еврокомиссии, как вы понимаете, были напрямую продиктованы Вашингтоном. А не подчиниться им страны Евросоюза не могут. Таковы правила этого надгосударственного образования. Кстати, «Южный поток» через Турцию отменяет необходимость подчиняться Европейскому законодательству. Что значительно облегчает участь Газпрома.

Турецкий поток

Изменение маршрута в пользу транзитера - не приводит к тому, что Брюссель теряет возможность влиять на поставки. Странам теперь придется самим решать, желают ли они провести к себе «Южный поток». Новости по этому поводу поступают самые разнообразные. С одной стороны, все боятся окриков из Брюсселя, с другой - без газа никак не обойтись. А бюрократы Евросоюза ведут переговоры с США о трансатлантическом партнерстве. Если таковой договор будет подписан, то Газпром выживут из этой зоны. Европа, «Южный поток» которую «не устроил», будет вынуждена покупать втридорога. Необходимо отметить, что ситуация обостряется еще и политической позицией Турции. Эта страна уже пять десятков лет ждет, когда ее примут в Евросоюз. Следовательно, давить на Эрдоган не получится. Он будет поставлять голубое топливо на своих условиях. Да и угроза строительства «Набукко» теперь не влияет на процесс. Ведь в обход Турции его построить невозможно. Поэтому появляется уверенность в том, что в этот раз ничто не помешает открытию газопровода «Южный поток». Новости о строительных работах появились в прессе еще в 2014 году. Турки с удовольствием взялись за дело, предложив европейским партнерам становиться в очередь.

Об этом в Варне сообщил атташе по торговле РФ в Болгарии Игорь Илингин .

«Вероятно, проект будет реализован», — цитирует его издание Dnevnik. Илингин напомнил слова президента России Владимира Путина о том, что Москве нужны «железобетонные гарантии» Болгарии, для того чтобы вернуться к реализации «Южного потока».

Напомню, проект «Южного Потока» затевался как альтернатива украинскому транзиту. Трубопровод мощностью 63 млрд кубометров в год должен был пройти через территории России, Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении, Австрии, Италии с отводами в Хорватию. Но из-за охлаждений отношений с Евросоюзом по украинскому вопросу Брюссель стал чинить газопроводу препятствия. Свои претензии ЕС объяснял несоответствием проекта правилам Третьего энергетического пакета, по которым одна и та же компания (в нашем случае «Газпром») не вправе одновременно отвечать за транспортировку топлива и заниматься его поставками. Также Брюссель требовал от Москвы допуска к газопроводу сторонних экспортёров. Первой страной, приостановившей работы по «Южному потоку», стала как раз Болгария. В результате Россия отказалась от этого проекта, но не от идеи поставлять газ европейским потребителям в обход Украины. Москва договорилась с Анкарой о строительстве другого газопровода: «Турецкий поток».

Сегодня Россия уже согласовала все вопросы о строительстве «Турецкого потока». Поэтому в сегодняшней ситуации РФ может вести переговоры по «Южному потоку» с позиции силы, диктовать свои условия. Хотя Россия имеет свои интересы в данном проекте.

«Южный поток» может стать альтернативой турецкому газовому маршруту. Ввиду нестабильных отношений России и Турции это очень серьёзный аргумент в пользу «Южного потока». При этом речь должна идти не об одном проекте, а о реализации обоих маршрутов.

Строительство двух веток газопроводов в Чёрном море в разных направлениях усилит переговорные позиции России как со странами ЕС, так и с Турцией, которая слишком сильно давит на скидочные программы по газовым контрактам. «Южный поток» — это прямой выход на европейские рынки, тогда как «Турецкий поток» подразумевает транзит, и ещё неизвестно, насколько надёжной будет Турция в качестве транзитёра. В любом случае такая схема доставки газа в Европу подразумевает риски, от которых Россия пытается уйти, ограничивая транзит через Украину.

Для Европы «Южный поток» также представляет серьёзный интерес. Во-первых, «Турецкий поток» подразумевает транзитные риски и для ЕС. Во-вторых, турецкий маршрут увеличивает логистическое плечо, а значит, и конечные цены для потребителей, в которые, кстати, войдёт и транзитная составляющая. «Южный поток» позволит избежать эти ценовых надбавок для европейских потребителей.

По причине заинтересованности как минимум России и стран Балканского полуострова проект «Южного потока» действительно может быть реанимирован. Однако Евросоюз уже неоднократно демонстрировал, что готов идти в отношениях с Россией на принцип, даже если это экономически нецелесообразно, например, как в случае с допуском «Газпрома» к газопроводу OPAL. Gока о заинтересованности в «Южном потоке» не заявят официальные власти ЕС, о проекте можно рассуждать лишь в сослагательном наклонении.

Российский газ прикинется чужим

«Турецкий поток», по словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, начнут прокладывать в 2018 году. К концу 2019-го он должен быть готов к эксплуатации. Морской участок газопровода протяженностью в 910 км полностью профинансирует российская сторона, и соответственно он останется в собственности «Газпрома».

Стоимость только первой нитки трубопровода оценивается в 4,3 млрд евро. Но самая главная проблема проекта не в размерах финансирования, а в том, как обойти запреты Еврокомиссии на поставки газа одной монопольной компанией.

Напомним предысторию «Турецкого потока». О его прокладке было заявлено в декабре 2014 года.

Этот газопровод должен был заменить «Южный поток», который планировали протянуть с российского берега Черного моря к болгарскому.

Изначально договорились о четырех трубах пропускной способностью в 15,75 млрд кубометров в год, то есть более 62 млрд в целом. В принципе такой мощности вполне хватало, чтобы прекратить транспортировку российского газа по территории Украины.

В свое время (в советское) через соседнюю страну в Европу экспортировалось до 140 млрд кубов в год. Но все это уже в давнем прошлом. В этом году в ЕС направят по украинской газотранспортной системе немногим более 60 млрд. Причина падения объемов - ежегодный рост «незалежных» тарифов на перекачку газа, изношенность соответствующих мощностей в соседней стране, а также стремление Еврокомиссии ограничить импорт российского газа.

Договоренности о транзите газа с Украиной заканчиваются в декабре 2019 года. В Москве их продлевать явно не хотят, хотя официальных заявлений на этот счет пока не было. Но ясно, что смысла в их продлении нет - и дорого, и ненадежно, и, самое главное, слишком много геополитических рисков.

Но «Южный поток», как известно, приказал долго жить и не по вине российской стороны. На Софию надавил Брюссель. В ЕС уже с 2010 года действует так называемый третий энергопакет, согласно которому на еврорынке запрещено работать энергомонополистам наподобие «Газпрома».

Поэтому еще в декабре 2014 года Москва и Анкара договорились и переориентировали «Южный поток» на «Турецкий». Труба из России вынырнет совсем близко от болгарского берега, но на территории турецкой Фракии.

Впрочем, и тут потом не заладилось. После того же, как турки сбили российский Су-24, все, казалось бы, и на «Турецком потоке» поставили точку.

Как пояснил затем глава «Газпрома» Алексей Миллер, строительство «Турецкого потока» начнется в 2018 году и завершится в конце 2019-го. Пока договорились о двух нитках газопровода, каждая из которых рассчитана на все те же 15,75 млрд кубов в год, стоимостью в 4,3 млрд евро. Практически за все заплатит «Газпром». Именно наша газовая компания возведет 910 км подводной части трубопровода. Но туркам придется раскошелиться на 180 км сухопутной части трубы на своей территории. Кстати, трубы по российской суше «Газпром» уже давно проложил, готовясь еще к «Южному потоку». По разным данным, пришлось потратить до $5 млрд.

Но теперь главное не сроки и не капитальные вложения. Разрешит ли теперь Еврокомиссия обход Украины? Вряд ли. Брюссель уже успел высказать свою обеспокоенность «Турецким потоком».

Но редуты ЕС можно прорвать вполне законно. Турция согласно последним соглашениям становится одним из крупнейших газовых хабов в мире. Первые 15,75 млрд кубов ей нужны самой. Пока они поставляются через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию.

А с 2019 года - будут поставляться напрямую из России по дну Черного моря. Еще 15,75 млрд кубов предназначаются Греции и Италии. Туда они будут поставляться по европейскому трубопроводу Poseidon. Но это будет не российский газ (хотя, конечно, наш), а официально турецкий! И третий энергопакет ЕС может отдыхать.

Та же схема будет использована при строительстве «Северного потока-2», куда «Газпром» и перебрасывает трубы из бывшего «Южного потока». Владельцем российского газа будет не «Газпром», а ряд европейских компаний, так как сырье будет продаваться российской стороной не на суше, а в международных водах Балтики.

Осталось подождать ответа Еврокомиссии.

«Газпром» представил новый вариант реанимации проекта магистрального газопровода (МГП) «Южный поток». Об этом поведал энергичный советник главы «Газпром экспорта» Андрей Конопляник 28 апреля 2016 г. Морской участок «Южного потока» могут начать с Крымского полуострова, а не из Анапы, что позволит сократить протяженность подводного участка до Болгарии и, соответственно, сэкономить деньги. Но это только надводная часть айсберга , о которой будут много говорить, а есть еще и подводная, которую подразумевают, но о которой никто никогда официально не скажет…

О том, что проект «Южный поток» закрыт, 1 декабря 2014 года было озвучено Владимиром Путиным на пресс-конференции в Анкаре. Неконструктивная позиция Болгарии сыграла свою роль, и Москва решила отказаться от проекта, который вот-вот должны были начать реализовывать.

Прошло полтора года. Что же заставило руководство РФ вернуться к этому вопросу? И не изменило ли руководство страны своим принципам? Давайте разбираться.

Примечательно, что идея этого проекта впервые была озвучена еще в начале марта 2014 года, когда референдум в Крыму еще не состоялся.

Согласно ей, трубопровод идет не от станции «Русская» по морю, а проходит по территории России через Керченский пролив и Крым. А уже из района Евпатории начинается его морская часть по дну Черного моря в Болгарию. Если «Южный поток» пойдет через Крым, то самый дорогой морской участок может уменьшиться практически в два раза. За счет этого Россия как владелец трубы может сэкономить на строительстве.

Кстати, Россия в 2015 году предусмотрительно выкупила у европейцев все права на газопровод, что сейчас упрощает ее действия. Как в воду глядела, или знала что-то?

Экономическое обоснование этого проекта безупречно.

Во-первых, он дешевле. Дело в том, что прокладка подводной части трубы стоит в комплексе намного дороже, нежели сухопутная часть. Чистая экономия средств составляет около трех миллиардов евро.

Для сравнения. Это ровно столько же, сколько будет стоить транспортная система мостопроводов из Кубани в Крым.

Во-вторых, это позволит сэкономить средства на прокладку в Крым отдельной трубы. В случае сооружения «Южного потока» она становится ненужной.

Интересно, а что из себя представляет газовая труба, которая сегодня проектируется к прокладке. Насколько она соотносится с проектом «Южного потока»? Это дало бы ответы на многие вопросы .

В-третьих, прокладка труб «Южного потока» через Крым сразу же решает вопросы с освоением газовых месторождений региона. В этом случае проекты по добыче газовых богатств черноморского шельфа становится не только выгодными, но и довольно просто реализуемыми.

Спасибо в том числе и бывшей украинской инфраструктуре. Двум суперсовременным вышкам «бойко» в первую очередь. Да, они никогда не выйдут из акватории Черного моря, но им там работы еще на десятки лет.

Весь лишний газ Крыма и шельфа будет просто перенаправлен в новую трубу, что сократит операционные расходы по его доставке.

Одно дело прокачивать его из сибирских месторождений в южную Европу, а совсем другое - из Крыма.

Но самым важным для Москвы аспектом проекта станет политический . Именно статус Крыма стал главным камнем преткновения для европейских дипломатов, когда летом 2014 года Москва официально предложила подумать над крымским вариантом «Южного потока». Сегодня уже совсем другая ситуация, когда может статься, что у южноевропейских стран просто не будет другого выхода, кроме как согласиться…

Реализация этого проекта со странами ЕС сразу, по факту, узаконит Крым в статусе российского федерального округа. И тут даже не важно, что де-юре он не будет признан еще очень долго. Важно, что Крым под российской юрисдикцией станет важной составной частью энергетической безопасности европейских стран. Они будут кровно заинтересованы, чтобы нынешнее статус-кво не было нарушено, что и требуется Москве.

Итак, новое российское предложение на запросы европейцев озвучены. Каким будет ответ Европы, зависит не столько от ее моральных принципов, которых нет, сколько от той ситуации, которая будет развиваться вокруг Украины и Турции.