Характеристика второго типа воспроизводства населения.  Типы воспроизводства населения? Коэффициент жизнеспособности нации

Характеристика второго типа воспроизводства населения. Типы воспроизводства населения? Коэффициент жизнеспособности нации

Культура ацтеков связывается с культурным комплексом, известным как науа (nahua) из-за общего языка.

Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли в долину Анауак вокруг озера Тескоко с севера. Место расположения этих долины и озера известны наверняка - это сердце современного Мехико , но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков.

Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан , и принадлежали к последнему из семи науатлаков (науатль nahuatlaca , "говорящие на науатле ", от слова «tlaca», означающего «человек»). По легенде, ацтеков вел бог Уицилопочтли (науатль Huitzilopochtli ), что означает «колибри левой стороны», «колибри-левша». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе на острове посреди озера и поедавшем змею, - образ из пророчества, гласившего, что именно в таком месте должно основать новый дом. Эта сцена - орел, поедающий змею, - изображена на мексиканском флаге.

К приходу ацтеков земли вокруг озера Тескоко давно были поделены между прибрежными городами-государствами. Признав верховную власть правителя города Аскапоцалько , ацтеки обосновались на двух небольших островах и построили Тлателолько (Тлальтелолько). Теночтитлан (город Теноча) был основан в г. Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место - центр Мехико.

Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, - большей частью от древних тольтеков (которых они могли путать с более древней цивилизацией Теотиуакана). Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля с мифическим городом Толлан (современная Тула , штат Идальго, Мексика), который они также отождествляли с более древними теотиуаканами.

Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными; среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой. Наша эра - Науи-Оллин (науатль Nahui-Ollin ), пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение, - избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля , что значит «весь в ранах» (по-русски обычно переводится «весь в бубонах»; самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в Солнце). Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом (букв. «место превращения в бога»), который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.

Другой миф описывает Землю как создание двух богов-близнецов - Тескатлипоки (науатль Tezcatlipoca ) и Кетцалькоатля . Тескатлипока потерял стопу при создании мира, поэтому изображается без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой.

Империя

Эволюция территориальных владений ацтеков

Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. В этом контексте Арнольд Тойнби проводит аналогию с Ассирийской империей .

Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Единственный народ, одержавший победу над ацтеками, - пурепеча (науатль purépecha ) - был главным производителем медных топоров.

Основным управленческим вкладом ацтеков стала система коммуникаций между завоёванными городами. В Месоамерике не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10-15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани ), державшие ацтеков в курсе последних событий.

Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов: население Месоамерики увеличилось с 10 до 15 миллионов человек.

Самого важного чиновника правительства Теночтитлана европейцы обычно называют ацтекским императором. С языка науатль титул императора Уэй Тлатоани (науатль Huey Tlahtoani ) переводится примерно как «Великий Оратор»: тлатоке (науатль tlatoque , «ораторы») являлись аристократией, высшим классом общества. Власть тлатоани росла с возвышением Теночтитлана. Ко времени правления Ауицотля титул "тлатоани" уже можно счтать аналогом императорского, но, как и в Священной Римской империи , он не передавался по наследству.

К моменту Конкисты государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, от устьев рек Бальсас и Панукодо до земель майя. Отдельные колонии существовали на землях Гватемалы. С другой стороны, город-государство Тласкала на севере долины Пуэбло не подчинилось ацтекам.

Ацтекское общество

Ацтекский воин-ягуар

Структура классов

Традиционно общество разделялось на два социальных слоя, или класса: масеуалли (науатль macehualli, люди ), или крестьянство, и пилли (науатль pilli ), или знать. Изначально статус знати не передавался по наследству, хоть у сыновей пилли был лучший доступ к ресурсам и обучению, так что им было проще стать пилли . Со временем социальный статус стал наследоваться. Подобным образом ацтекские воины становились пилли благодаря своим воинским достижениям. Только те, кто брал пленников в войне, могли стать постоянными воинами; и со временем воинская слава и награбленное в войне делали их пилли. Как только ацтекский воин захватывал четверо или пятеро пленников, его называли текиуа (науатль tequiua ), и он мог получить ранг Орла или Ягуара ; позже он мог получить ранг тлакатеккатль (науатль tlacateccatl ) или тлакочкалькатль (науатль tlacochcalcatl ). Чтобы стать тлатоани , нужно было захватить хотя бы 17 пленных. Когда юноша достигал совершеннолетия, он не стригся до тех пор, пока не захватит своего первого пленника; иногда двое или трое юношей объединялись для этого, тогда их называли ияк (науатль iyac ). Если после прошествия определенного времени - обычно трех битв - они не могли взять пленника, они становились масеуалли (науатль macehualli ); считалось позором быть воином с длинными волосами, означающими отсутствие пленных; однако находились и такие, кто предпочитал быть масеуалли.

Богатая воинская добыча привела к появлению третьего класса, не являвшегося частью традиционного общества ацтеков: почтека (науатль pochtecatl ), или торговцы. Их деятельность не была исключительно коммерческой; почтека также были хорошими лазутчиками. Воины их презирали, однако так или иначе отдавали им награбленное в обмен на одеяла, перья, рабов и другие товары.

В поздние годы империи понятие масеуалли изменилось. Эдуардо Ногера подсчитал, что только 20 % населения занималось сельским хозяйством и производством продовольственных товаров. Система хозяйствования, называемая чинампа (науатль chinampa ), была очень эффективна, она могла обеспечить продовольствием около 190,000 жителей. Также значительное количество продовольствия получалось в виде дани и благодаря торговле. Ацтеки были не только завоевателями, но и умелыми ремесленниками и предприимчивыми торговцами. Позже большинство масеуалли посвятили себя искусству и ремеслам, их работы были важным источником прибыли для города.

Раскопки некоторых ацтекских городов показывают, что большинство предметов роскоши было произведено в Теночтитлане. Необходимо больше исследований, чтобы установить, верно ли это для остальных районов; но если торговля была так важна для ацтекского хозяйства, как это представляется, это может объяснить возвышение почтека как влиятельного класса.

Рабство

Рабы, или «тлакотин», также составляли важный класс, отличавшийся от военнопленных. Это рабство также сильно отличалось от того, что наблюдалось в европейских колониях, и имело много общего с рабством классической древности. Во-первых, рабство было личным, не передаваемым по наследству, дети раба были свободны. У раба могла быть личная собственность и даже собственные рабы. Рабы могли купить свою свободу, и рабы могли быть освобождены, если они были способны доказать, что с ними жестоко обращались, или у них были дети от хозяев, или они были замужем за своими владельцами.

Обычно при смерти владельца те рабы, чья работа высоко ценилась, освобождались. Остальные рабы передавались как часть наследства.

Другой весьма поразительный способ освобождения раба был описан Мануэлем Ороско-и-Берра (исп. Manuel Orozco y Berra ): если на базаре раб мог избежать пристального наблюдения хозяина, выбежать за стены рынка и наступить на человеческие экскременты, он мог представить свое дело судьям, которые освобождали его. Затем бывшего раба мыли, давали ему или ей новую одежду (чтобы он или она не носили одежду, принадлежащую бывшему хозяину), и объявляли свободным. А поскольку, в полную противоположность порядкам в европейских колониях, человека могли объявить рабом, если он пытался предотвратить побег раба (если только он не был родственником хозяина), никто не пытался помогать владельцу поймать раба.

Ороско-и-Берра также пишет, что раба нельзя было продать без его согласия, кроме случаев, когда власти классифицировали раба как непослушного. (Непослушность определялась по лени, попыткам побега и плохому поведению). Непослушных рабов заставляли носить деревянные шейные кандалы с обручами сзади. Кандалы были не просто знаком вины; их устройство усложняло побег в толпе или в узких проходах.

При покупке закованного в кандалы раба покупателю сообщали, сколько раз этого раба перепродавали. Раба, проданного четырежды как непослушного, могли продать на жертвоприношение; такие рабы продавались за более высокую цену.

Однако если закованный раб добивался представления в королевском дворце или храме, он получал свободу.

Ацтек мог стать рабом в качестве наказания. Приговоренного к смерти убийцу могли отдать в рабы вдове убитого по её желанию. Отец мог продать своего сына в рабство, если власть объявляла сына непослушным. Должников, не платящих долги, также могли продать в качестве рабов.

Кроме того, ацтеки могли продавать как рабов сами себя. Они могли оставаться свободными достаточно долго, чтобы насладиться ценою своей свободы, - около года, - после чего шли к новому хозяину. Обычно это было уделом неудачливых игроков и старых «ауини» (науатль ahuini ) - куртизанок или проституток.

Следует заметить, что не всегда в жертву приносился человек; частым было приношение животных, для чего ацтеки разводили особую породу лам. Также жертвовали вещами: их ломали в честь богов. Культ Кетцалькоатля требовал жертвоприношения бабочек и колибри. Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний наносили себе раны, совершая ритуальные кровопускания; носили специальные шипы, постоянно ранящие тело. Кровь занимала центральное место в культурах Месоамерики; в одном из мифов о сотворении мира Кетцалькоатль жертвовал кровью из своего полового члена, чтобы дать жизнь человечеству. Известно множество мифов, в которых боги науа жертвуют своей кровью ради помощи человечеству. В мифе о Пятом Солнце боги приносят себя в жертву, чтобы люди могли жить.(Все жертвы - для поддержания энергии солнца, которая, по мнению ацтеков, дает им жизнь)

Все это готовило людей к высшему пожертвованию - человеческому. Обычно кожу жертвы красили синим мелом (цвет жертвоприношения); затем жертву приводили на верхнюю площадку огромной пирамиды. Здесь жертву укладывали на каменную плиту, живот жертвы разрезали ритуальным ножом (обсидиановым ножом сложно раскрыть грудную клетку), после чего сердце жертвы вынимали и поднимали вверх, к Солнцу. Сердце клали в особый каменный сосуд - куаушикалли или чак-мооль, а тело сбрасывали на лестницу, откуда его утаскивали жрецы. Жертвоприношение считалось (и, как правило, было) добровольным, но не в случаях с пленными; если веры было недостаточно, могли использоваться наркотики. Потом от частей тела избавлялись различными способами: внутренности скармливали животным, череп полировали и выставляли на показ в цомпантли (науатль tzompantli ), а остальное либо сжигалось, либо разрубалось на мелкие кусочки и предлагалось в качестве подарка важным людям. Недавние (2005) археологические свидетельства указывают на удаление мускулов и кожи у части обнаруженных в крупном храмовом комплексе останков.

Существовали и другие типы человеческих жертвоприношений, в том числе и пытки. В жертву стреляли стрелами, сжигали или топили. Меру тут уследить сложно. Ацтекские хроники описывают, как для сооружения главного храма было принесено в жертву около 84 400 пленников за четыре дня. Однако неясно, как город с населением в 120 000 жителей мог поймать, вместить и избавиться от такого числа пленников, особенно если ещё учесть то, что Ауицотль приносил их в жертву собственноручно. Это равняется 17 жертвоприношениям в минуту в течение четырех дней. Некоторые ученые считают, что количество жертв не могло превышать 3000 и что количество смертей было завышено в целях военной пропаганды.

Другие цифры взяты у Берналя Диаса дель Кастильо (исп. Bernal Díaz del Castillo ), испанского солдата, писавшего свои отчеты в течение 50 лет после завоевания. При описании цомпантли, места с черепами жертв, он насчитывает около 100 000 черепов. Однако для вмещения такого количества черепов цомпантли должен был бы иметь в длину несколько километров вместо описанных 30 метров. Современные реконструкции подсчитывают от 600 до 1200 черепов. Точно так же Диас заявлял, что в цомпантли Тлальтелолько, столь же важного, как и в Теночтитлане, было 60 000 черепов. Согласно книге Вильяма Аренса (англ. William Arens ), при раскопках было найдено 300 черепов.

Характерные сообщения о каннибализме ацтеков:

  • Кортес пишет в одном из писем, что его солдаты поймали ацтека, поджаривавшего младенца на завтрак.
  • Гомарра пишет, что во время взятия Теночтитлана испанцы предложили ацтекам сдаться, поскольку у них (ацтеков) не было еды. Ацтеки предложили испанцам атаковать, чтобы потом быть взятыми в плен и съеденными.
  • В книгах Бернардино де Саагуна есть иллюстрация, показывающая ацтека, поджариваемого неизвестным племенем. Подпись под иллюстрацией гласит, что такова была одна из опасностей, угрожавших ацтекским торговцам.
  • В летописи Рамиреса, составленной ацтеками после завоевания, латинским алфавитом, написано, что по окончании жертвоприношения мясо ладоней жертвы отдавалось в качестве дара воину, захватившему её. Согласно летописи, мясо предполагалось есть, но фактически его заменяли индейкой.
  • В своей книге Хуан Баутиста де Помар заявляет, что после жертвоприношения тело жертвы отдавали воину, захватившему жертву, и затем воин варил его, чтобы его можно было разрезать на мелкие кусочки, с тем, чтобы подносить их в дар важным людям в обмен на подарки и рабов; но это мясо редко употребляли в пищу, так как считали, что в нем не было ценности; его заменяли индейкой или попросту выбрасывали.

Недавние археологические находки (2005 г.) в подвалах ацтекских храмов свидетельствуют о надрезах, означающих удаление мускулов. Однако такие разрезы есть не у всех тел.

Поэзия

Поэзия была единственным достойным занятием ацтекского воина в мирное время. Несмотря на потрясения эпохи, некоторое число поэтических произведений, собранных во времена Конкисты , дошло до нас. Для нескольких десятков поэтических текстов даже известны имена авторов, например Нецауалькойотль (науатль Netzahualcóyotl ) и Куакуацин (науатль Cuacuatzin ). Мигель Леон-Портилья, наиболее известный переводчик с науатля, сообщает, что именно в стихах мы можем найти истинные намерения и мысли ацтеков, независимо от «официального» мировоззрения.

В подвальном этаже Великого Храма (исп. Templo Mayor ) находился «Дом орлов» (см. также «Дом ягуаров»), где в мирное время ацтекские военачальники могли выпить пенящегося шоколада , покурить хороших сигар и посоревноваться в поэзии. Стихи сопровождались игрой на ударных инструментах (науатль teponaztli ). Одна из наиболее распространённых тем (среди сохранившихся текстов) стихов - «жизнь - реальность или сон?» и возможность встречи с Создателем.

Самая большая коллекция стихов была собрана Хуаном Баутистой де Помаром. Позже этот сборник был переведен на испанский учителем Леона-Портильи. Хуан Баутиста де Помар был правнуком Нецауалькойотля. Он говорил на языке науатль , но был воспитан как христианин, - и стихи своего деда записал латинскими символами.

Ацтеки любили драму, однако ацтекский вариант этого вида искусства было бы трудно назвать театром. Наиболее известные жанры - представления с музыкой и акробатическими выступлениями и представления о богах.

Источники

  • Мифологический словарь/Гл.ред. Е. М. Мелетинский - М.:Советская энциклопедия, 1991 г.
  • Баглай В.Е., «Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй»
  • Галич, Мануэль. «История доколумбовых цивилизаций»
  • Зубарев В.Г.,
  • Кинжалов, Ростислав на Озоне
  • Керам, К., «Боги, гробницы, ученые» , «Сокровища Монтесумы» , «Первый американец. Загадка индейцев доколумбовой эпохи»
  • Косидовский, Зенон , «Как Кортес завоевал страну ацтеков» , «Конец пожирателей человеческих сердец»
  • Кузьмищев, Владимир Александрович

Содержание статьи

АЦТЕКИ, название народов, населявших долину Мехико незадолго до испанского завоевания Мексики в 1521. Этот этноним объединяет многие племенные группы, которые говорили на языке науатль и обнаруживали черты культурной общности, хотя имели свои собственные города-государства и царские династии. Среди этих племен главенствующее положение занимали теночки, и «ацтеками» иногда называли только этот последний народ. Под ацтеками также имеют в виду могущественный тройственный союз, созданный теночками Теночтитлана, аколуа Тескоко и тепанеками Тлакопана, установившими свое господство в Центральной и Южной Мексике в период с 1430 по 1521.

Ацтекские города-государства возникли на обширном горном плато под названием «долина Мехико», где теперь расположена столица Мексики. Эта плодородная долина площадью ок. 6500 кв. км простирается приблизительно на 50 км в длину и ширину. Она лежит на высоте 2300 м над у.м. и со всех сторон окружена горами вулканического происхождения, достигающими в высоту 5000 м. Во времена ацтеков своеобразие ландшафту придавала цепь соединяющихся озер с самым обширным из них, озером Тескоко. Озера питались горными стоками и ручьями, и периодические наводнения создавали постоянные проблемы для населения, жившего на их берегах. Вместе с тем озера давали питьевую воду, создавали среду обитания рыб, водоплавающих птиц и млекопитающих, а лодки служили удобным средством передвижения.

Тройственный союз подчинил своей власти огромную территорию от северных областей нынешней Мексики до границ Гватемалы, включавшую разнообразные ландшафты и природные зоны – относительно засушливые районы севера долины Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака и Герреро, Тихоокеанские горные хребты, прибрежные равнины Мексиканского залива, буйные влажные тропические леса полуострова Юкатан. Тем самым ацтеки получили доступ к разнообразным природным ресурсам, которых не было в местах их первоначального проживания.

Обитатели долины Мехико и некоторых других ареалов (например, тлашкаланцы, жившие на территории нынешних штатов Пуэбла и Тласкала) говорили на диалектах языка науатль (букв. «благозвучие», «складная речь»). Он был принят как второй язык у ацтекских данников и стал языком-посредником почти во всей Мексике в колониальный период (1521–1821). Следы этого языка обнаруживаются в многочисленных топонимах типа Акапулько или Оахака. По некоторым оценкам, ок. 1,3 млн. человек до сих пор говорят на языке науатль или его варианте науат, чаще называемом «мехикано». Этот язык входит в семью макронауа юто-ацтекской ветви, распространенной от Канады до Центральной Америки и включающей около 30 родственных языков.

Ацтеки были большими любителями словесности и собирали библиотеки пиктографических книг (т.н. кодексов) с описаниями религиозных обрядов и исторических событий либо представляющих реестры сбора дани. Бумага для кодексов изготовлялась из коры. Подавляющая часть этих книг была уничтожена во время конкисты или сразу после нее. В целом во всей Месоамерике (так называется территория от севера долины Мехико до южных границ Гондураса и Сальвадора) сохранилось не более двух десятков индейских кодексов. Некоторые ученые утверждают, что до наших дней не дошло ни одного ацтекского кодекса доиспанской эпохи, другие полагают, что таковых два – Бурбонский кодекс и Реестр податей. Как бы там ни было, но и после конкисты ацтекская письменная традиция не умерла и применялась для различных целей. Ацтекские писцы фиксировали наследственные титулы и владения, составляли донесения испанскому королю, а чаще описывали быт и верования соплеменников для испанских монахов, чтобы облегчить им задачу христианизации индейцев.

Европейцы получили первые сведения об ацтеках в период конкисты, когда Эрнан Кортес послал пять писем-донесений испанскому королю о ходе завоевания Мексики. Примерно 40 лет спустя участник экспедиции Кортеса, солдат Берналь Диас дель Кастильо, составил Подлинную историю завоевания Новой Испании (Historia verdadera de la conquista de Nueva España ), где ярко и обстоятельно описал теночков и соседние народы. Информация о различных аспектах ацтекской культуры поступала в 16 и начале 17 вв. из хроник и этнографических описаний, созданных ацтекской знатью и испанскими монахами. Из сочинений такого рода наибольшую ценность представляет многотомная Всеобщая история вещей Новой Испании (Historia general de las cosas de Nueva España ) монаха-францисканца Бернардино де Саагуна, содержащая самые разные сведения – от рассказов об ацтекских богах и правителей до описаний флоры и фауны.

Столицу ацтеков, Теночтитлан, конкистадоры разрушили до основания. Остатки древних сооружений не привлекали внимания, пока в 1790 при земляных работах не были обнаружены т.н. Камень Солнца и 17-тонное изваяние богини Коатликуэ. Археологический интерес к ацтекской культуре возник после того, как в 1900 был открыт угол главного храма, но широкомасштабные археологические раскопки храма были предприняты только в 1978–1982. Тогда археологам удалось обнажить семь отдельных сегментов храма и извлечь из сотни захоронений более 7000 предметов ацтекского искусства и обихода. Более поздние археологические раскопки выявили под мексиканской столицей еще ряд больших и малых древних сооружений.

ИСТОРИЯ

Исторический фон.

Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14–3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди.

Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих цивилизациях. Во влажных тропических лесах юга Месоамерики на сравнительно краткий исторический срок пышно расцвела цивилизация майя, оставившая после себя обширные города и множество великолепных произведений искусства. Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане – огромном городе площадью в 26–28 кв. км и с населением до 100 тыс. человек.

В начале 7 в. Теотиуакан был разрушен в ходе войны. На смену ему пришла культура тольтеков, расцвет которой приходится на 9–12 вв. Тольтекская и прочие позднеклассические цивилизации (включая ацтекскую) продолжали тенденции, заложенные в предклассическую и классическую эпохи. Избытки сельскохозяйственной продукции способствовали росту населения и городов, богатство и власть все больше концентрировались в верхних слоях общества, что привело к формированию наследственных династий правителей городов-государств. Усложнялись религиозные обряды, основанные на политеизме. Возникли обширные профессиональные прослойки людей, занятых интеллектуальным трудом и торговлей, а торговля и завоевательные походы распространяли данную культуру на обширную территорию и приводили к образованию империй. Доминирующее положение отдельных культурных центров не мешало существованию других городов и поселений. Такая сложная система социальных взаимосвязей уже прочно устоялась во всей Месоамерике ко времени появления здесь ацтеков.

Скитания ацтеков.

Название «ацтеки» (букв. «люди Астлана») напоминает о легендарной прародине племени теночков, откуда они совершили многотрудное путешествие в долину Мехико. Ацтеки были одним из многих бродячих или полуоседлых племен чичимеков, которые мигрировали из пустынных районов северной Мексики (или даже более отдаленных) в плодородные сельскохозяйственные области Центральной Мексики.

Мифологические и исторические источники указывают, что скитания теночков заняли более 200 лет с начала или середины 12 в. до 1325. Покинув остров Астлан («Место Цапель»), теночки дошли до Чикомостока («Семь пещер»), мифической отправной точки странствий многих бродячих племен, в том числе тлашкаланцев, тепанеков, шочимилько и чалько, каждое из которых когда-то отправилось из Чикомостока в длительное путешествие на юг, в долину Мехико и близлежащие долины.

Теночки последними ушли из Семи Пещер, ведомые главным божеством своего племени, Уицилопочтли («Колибри левой стороны»). Их путешествие не было плавным и непрерывным, поскольку время от времени они надолго останавливались, чтобы возвести храм или разрешить с помощью оружия внутриплеменные раздоры. Родственные племена теночков, уже обосновавшиеся в долине Мехико, встретили их со смешанными чувствами. С одной стороны, они были желанны как храбрые воины, которых воюющие между собой города-государства могли использовать в качестве наемников. С другой стороны, их порицали за жестокие обряды и обычаи. Первое святилище теночки воздвигли на холме Чапультепек («Холм Кузнечика»), затем переходили из одного города в другой, пока в 1325 не выбрали для поселения два островка на озере Тескоко.

Этот выбор, обусловленный практической целесообразностью, имел и мифическую подоплеку. В плотно заселенном озерном бассейне острова оставались единственным свободным местом. Их можно было расширить за счет насыпных искусственных островов (чинампа), а лодки служили легким и удобным видом транспорта. Существует легенда, согласно которой Уицилопочтли повелел теночкам обосноваться там, где они увидят сидящего на кактусе орла со змеей в когтях (этот символ вошел в государственный герб Мексики). В том месте и был основан город теночков – Теночтитлан.

С 1325 до 1430 теночки находились в услужении, в том числе в качестве военных наемников, у самого сильного города-государства в долине Мехико, Ацкапоцалько. В награду за службу они получали земли и доступ к природным ресурсам. С необыкновенным трудолюбием они отстраивали город и расширяли с помощью искусственных островов чинампа свои владения. Они заключали союзы, чаще всего посредством браков, с правящими династиями соседних народов, восходившими к тольтекам.

Создание империи.

В 1428 теночки вошли в союз с аколуа города-государства Тескоко, расположенного на восток от Теночтитлана, восстали против тепанеков Ацкапоцалько и разгромили их в 1430. После этого к военному союзу теночков и аколуа присоединились тепанеки близлежащего Тлакопана. Так была создана мощная военно-политическая сила – тройственный союз, нацеленный на захватнические войны и контроль над экономическими ресурсами огромной территории.

Правитель теночков Ицкоатль, первым возглавивший тройственный союз, подчинил прочие города-государства долины Мехико. Каждый из пяти последующих властителей расширял территорию империи. Впрочем, последний из ацтекских императоров, Мотекусома Шокойотцин (Монтесума II), занимался не столько захватом новых территорий, сколько консолидацией империи и подавлением восстаний. Но Монтесуме, как и его предшественникам, не удалось подчинить тарасков на западных границах империи и тлашкаланцев на востоке. Последние оказали огромную военную помощь испанским конкистадорам во главе с Кортесом при покорении ацтекской империи.

ОБРАЗ ЖИЗНИ АЦТЕКОВ

Экономика.

Основу питания ацтеков составляли кукуруза, бобы, тыква, многочисленные разновидности стручкового перца чили, помидоры и прочие овощи, а также семена чиа и амаранта, разнообразные фрукты из тропической зоны и колючий грушевидный кактус нопаль, растущий в полупустынях. Растительную пищу дополняли мясо одомашненных индюков и собак, дичь, рыба. Из всех этих компонентов ацтеки умели готовить очень питательные и полезные тушеные блюда, каши, соусы. Из зерен какао они готовили душистый пенистый напиток, предназначенный для знати. Из сока агавы приготовлялся алкогольный напиток пульке.

Агава давала также древесное волокно для выделки грубой одежды, веревок, сетей, сумок и сандалий. Более тонкое волокно получалось из хлопка, который культивировался за пределами долины Мехико и ввозился в столицу ацтеков. Носить одежды из хлопчатых тканей имели право только знатные люди. Мужские головные уборы и набедренные повязки, женские юбки и блузки нередко покрывались замысловатыми узорами.

Расположенный на острове Теночтитлан расширялся за счет «плавучих садов» чинампа. Ацтекские земледельцы строили их на мелководье из связанных корзин с илом и водорослями и укрепляли, обсаживая по краям ивами. Между искусственными островами образовалась сеть связанных между собой каналов, которые служили для орошения и транспортировки грузов и поддерживали среду обитания рыб и водоплавающих. Земледелие на чинампа было возможно только в окрестностях Теночтитлана и в южных озерах, возле городов Шочимилько и Чалько, поскольку источники здесь сохраняли воду пресной, тогда как в центральной части озера Тескоко она была более соленой и потому непригодной для земледелия. В середине 15 в. ацтеки построили через озеро мощную дамбу, чтобы сохранить пресную воду для Теночтитлана и защитить город от наводнений. Инженерные и архитектурные достижения ацтеков, не знавших вьючных животных, колеса и металлических инструментов, были основаны исключительно на эффективной организации труда.

Однако чинампа и земли долины Мехико не могли прокормить растущее городское население. К 1519 в Теночтитлане проживало от 150 до 200 тыс. человек, население второго по величине города Тескоко достигло 30 тыс., а в других городах проживало от 10 до 25 тыс. человек. Возрастала доля аристократии, да и среди прочих городских слоев значительную долю составляли те, кто потреблял, но не производил продукты питания: ремесленники, торговцы, писцы, учителя, жрецы и военачальники.

Продукты доставлялись в города в качестве дани, взимаемой с покоренных народов, или привозились торговцами и окрестными земледельцами для продажи на рынке. В крупных городах рынки функционировали ежедневно, а в небольших открывались раз в пять или двадцать дней. Самый большой рынок в государстве ацтеков был организован в городе-спутнике Теночтитлана – Тлателолько: по оценкам испанского конкистадора, здесь ежедневно собиралось от 20 до 25 тыс. человек. Купить здесь можно было все что угодно – от маисовых лепешек и перьев до драгоценных камней и рабов. К услугам посетителей всегда были цирюльники, носильщики и судьи, следившие за порядком и честностью совершения сделок.

Покоренные народы регулярно, раз в три месяца или в полгода, платили дань ацтекам. Они доставляли в города тройственного союза продукты питания, одежды, воинские облачения, полированные бусы из жадеита и яркие перья тропических птиц, а также оказывали различного рода услуги, в том числе конвоировали пленников, назначенных к принесению в жертву.

Торговцы предпринимали долгие и опасные путешествия, чтобы привезти в ацтекские города ценные товары, и многие наживали изрядные богатства. Зачастую купцы служили осведомителями и послами в землях, лежавших за пределами империи.

Социальная организация.

Ацтекское общество было строго иерархичным и делилось на два основных класса – наследственную аристократию и плебс. Ацтекская знать жила в роскоши в пышных дворцах и имела множество привилегий, в том числе на ношение особых одежд и знаков отличия и на многоженство, посредством которого устанавливались союзы с аристократией других городов-государств. Знати были уготованы высокие посты и самые престижные виды деятельности, ее составляли военачальники, судьи, жрецы, учителя и писцы.

Низший класс составляли земледельцы, рыбаки, ремесленники, торговцы. В Теночтитлане и соседних городах они жили в особых кварталах под названием «калпулли» – своего рода общинах. Каждый калпулли имел собственный надел земли и своего бога-покровителя, собственную школу, платил общинную подать и выставлял воинов. Многие калпулли были сформированы по профессиональной принадлежности. Так, например, мастера по выделке птичьих перьев, резчики по камню или торговцы проживали в особых районах. Некоторые земледельцы были приписаны к владениям аристократов, которым платили трудом и податями больше, чем государству.

Однако, при всей своей прочности, классовые барьеры можно было преодолеть. Чаще всего путь наверх открывали военная доблесть и захват пленников на поле боя. Иногда сын простолюдина, посвященный какому-либо храму, со временем становился жрецом. Искусные ремесленники, изготовлявшие предметы роскоши, или торговцы могли, несмотря на отсутствие наследственных прав, заслужить благосклонность правителя и разбогатеть.

В ацтекском обществе было распространено рабовладение. В качестве наказания за воровство или невыплату долга виновного могли на время отдать в рабство пострадавшему. Нередко случалось, когда человек на оговоренных условиях продавал в рабство себя или членов своей семьи. Иногда рабов покупали на рынках для человеческих жертвоприношений.

Образование и образ жизни.

Приблизительно до 15-летнего возраста дети получали домашнее образование. Мальчики осваивали военное дело и учились управлять хозяйством, а девочки, которых в этом возрасте часто выдавали замуж, умели готовить, прясть и вести домашнее хозяйство. Кроме того, и те и другие получали профессиональные навыки в гончарном ремесле и искусстве выделки птичьих перьев.

Большинство подростков отправлялись в школы в 15 лет, хотя некоторые начинали школьное обучение в 8 лет. Детей знати отправляли в калмекак, где под руководством жрецов они обучались военному делу, истории, астрономии, управлению, общественным установлениям, обрядам. В их обязанности вменялось также собирать дрова, наводить чистоту в храмах, участвовать в различных общественных работах, жертвовать кровь во время религиозных обрядов. Дети простолюдинов посещали телпочкалли своего городского квартала, где обучались главным образом военному делу. И юноши и девушки ходили также в школы под названием «куикакалли» («дом песни»), предназначенные для обучения литургическим песнопениям и танцам.

Женщины, как правило, занимались воспитанием детей и домашним хозяйством. Некоторые обучались ремеслам и акушерству или же посвящались в религиозные таинства, после чего становились жрицами. По достижении 70-летнего возраста мужчины и женщины окружались почетом и получали ряд привилегий, в том числе дозволение без ограничений употреблять алкогольный напиток пульке.

Вера в жизнь после смерти сопровождалась определенными представлениями о том, что ждет умершего. Воина, погибшего в бою или принесенного в жертву, ожидала честь сопровождать Солнце на его пути от восхода к зениту. Женщины, погибшие при родах – так сказать, на своем поле битвы, – сопровождали Солнце от зенита к закату. Утопленники и убитые молнией попадали в цветущий рай, обитель бога дождя Тлалокан. Большинство же умерших ацтеков, как считалось, не выходили за пределы низшего подземного мира, Миктлана, где правили бог и богиня смерти.

Завоевательные войны и управление империей.

Каждый ацтекский город-государство имел одного или нескольких правителей под названием «тлатоани» («оратор»). Власть была наследственной и переходила от брата к брату либо от отца к сыну. Впрочем, наследование почетных титулов происходило не автоматически, а требовало одобрения высших кругов городской знати. Таким образом, легитимность власти каждого нового правителя обеспечивалась как божественным правом наследования, так и публичным признанием его достоинств. Правители жили в роскоши, но не в праздности, поскольку были обязаны осуществлять управление, выносить вердикты в сложных судебных случаях, наблюдать за должным исполнением религиозных ритуалов и защищать подданных. Поскольку некоторые города-государства подпали под власть других, одни правители считались выше других, а главным из них признавали правителя Теночтитлана.

На службе правителей состояли советники, военачальники, жрецы, судьи, писцы и прочие должностные лица. Имперские захваты потребовали расширения бюрократического аппарата за счет сборщиков дани, наместников и начальников гарнизонов. Покоренные народы пользовались относительной свободой. Городам-государствам, как правило, позволялось сохранять правящие династии при условии аккуратной выплаты дани. Новые территории входили в состав империи различными путями – одни народы теночки завоевывали и принуждали к регулярной выплате дани, других склоняли к союзу переговорами, брачными связями и дарами. Города-государства, покоренные тройственным союзом в раннюю эпоху его существования, к началу 16 в. были уже глубоко интегрированы в имперскую структуру. Их правители участвовали в захватнических войнах теночков, получая награды в виде титулов и земель.

Война составляла важнейшую сферу жизнедеятельности ацтеков. Успешные войны обогащали империю и предоставляли возможность отдельным воинам продвинуться вверх по социальной лестнице. Главной доблестью считался захват пленного для жертвоприношения; воин, взявший в плен четырех воинов противников, повышался в чине.

Религия.

Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый Тескатлипока («Курящееся Зеркало»), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль («Пернатый Змей»), «давший людям маис». Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли теночков, ассоциировались с Солнцем.

Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями.

Согласно ацтекской мифологии, Вселенная делилась на тринадцать небес и девять преисподних миров. Сотворенный мир прошел четыре эпохи развития, каждая из которых завершилась гибелью человеческого рода: первая – от ягуаров, вторая – от ураганов, третья – от всемирного пожара, четвертая – от потопа. Современная ацтекам эпоха «Пятого Солнца» должна была завершиться страшными землетрясениями.

Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода. Жертвоприношения, считали ацтеки, необходимы для поддержания устойчивого жизненного цикла; человеческая кровь питала Солнце, вызывала дожди и обеспечивала земное существование человека. Некоторые формы жертвоприношений ограничивались кровопусканиями посредством шипов растения магуэй, но часто жертву убивали жрецы, распарывая ножом грудь и вырывая сердце. При одних обрядах в жертву приносили избранника, которому выпала честь воплощать собою божество, при других убивали множество пленников.

Достижения науки и искусства.

Ацтеки имели циклический счет времени. Солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Согласно первому, год делился на 18 месяцев по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5 т.н. несчастливых дней. Солнечный календарь применялся к сельскохозяйственному циклу и основным религиозным обрядам. Ритуальный календарь, употреблявшийся для пророчеств и предсказаний человеческой судьбы, содержал 20 наименований дней месяца («кролик», «дождь» и т.п.) в сочетании с цифрами от 1 до 13. Новорожденный вместе с наименованием дня своего рождения (вроде «Два Олень» или «Десять Орел») получал также предсказание своей судьбы. Так, считалось, что Два Кролик будет пьяницей, а Один Змея заслужит славу и богатство. Оба календаря соединялись в 52-летний цикл, по завершении которого прожитые годы исчезали подобно тому, как ветер уносит связанный пучок из 52 тростин, и начинался новый цикл. Окончание каждого 52-летнего цикла грозило гибелью Вселенной.

Ацтеки создали обширный корпус устной литературы, представленной жанрами эпической, гимнической и лирической поэзии, религиозных песнопений, драмой, легендами и сказаниями. По тону и тематике эта литература также весьма разнообразна и варьирует от воспевания воинской доблести и подвигов предков до созерцания и размышлений о сущности жизни и предназначении человека. Поэтические упражнения и диспуты постоянно практиковались в среде знати.

Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, резчики по камню, гончары, ювелиры, ткачи. Особым почетом пользовалось искусство изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали щиты воинов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов.

:::

Центральная Мексика

В период с 1068 по 1168 гг. (предположительно всё-таки в 1168 г.) племя чичимеков покинуло свою легендарную прародину - остров Астлан ("место, где живут цапли", "место цапель"). Точное местонахождение острова неизвестно, некоторые исследователи считают, что он находился где-то в северной части Калифорнийского залива, однако по современным представлениям, предки ацтеков жили где-то относительно недалеко от долины Мехико (Анауак). От слова "Астлан" и произошло название "ацтек" (сами себя они называли "мешики" или "теночки").

Б олее 200 лет согласно преданиям племя ацтеков скиталось в поисках своей новой родины (современные учёные считают, что затраченное время на путешествие было в разы меньше), прежде чем они обосновались на двух островках озера Тескоко. Мифологические и исторические источники указывают на то, что ацтеки сначала достигли мифической отправной точки Чикомостока ("Семь пещер") (Чикомосток служил "перевалочным" пунктом и для многих других бродячих племён, например, тлашкаланцев, тепанеков, чалько), а уж потом отправились в долгое путешествие на юг к более плодородным землям долины Мехико.

П режде чем добраться до долины Мехико, они много раз подолгу останавливались: возводили храмы, разрешали внутриплеменные конфликты. Своё первое святилище они воздвигли на холме Чапультепек ("холм кузнечика"), принадлежавший городу-государству Аскапоцалько, где они обитали в период с 1253 по 1295 гг. Свой первый праздник Рождения Нового Огня они отпраздновали в Коатепеке, второй - в Апацко (в долине Мехико), третий - в Теспайокане (на побережье озера Тескоко), а четвертый - в Чапультепеке (озеро Шочимилько).

М ногие обитавшие вокруг озера племена встречали их весьма недружелюбно (они их называли "люди без лица") и вели с ними борьбу. Уже в долине Мехико ацтеки были атакованы коалицией прибрежных городов, схвачены в плен и сосланы в качестве рабов в Кулуакан (Кулуа - "место тех, кто имеет предков") - там они стали воинами-наёмниками, впоследствии своей храбростью они заслужили почёт и уважение. Но в 1322 году Кулуакан прогнал их из своих земель, и ацтеки перебрались вглубь озера на болотистые островки. По другой версии, они получают независимость и покидают этот район - Тисапан ("у меловой воды").

В 1325 г. на небольшом островке озера Тескоко ацтеки наяву увидели древнее пророчество, явившееся вождю Теночу, в котором главный бог ацтеков Уицилопочтли предрекал им обосноваться там, где они увидят орла, держащего в когтях змею и сидящего на кактусе. В этот же год и была основана столица будущей империи ацтеков - Теночтитлан, названный в честь легендарного вождя Теноча (отсюда и другое название ацтеков - "теночки"). Есть и другой перевод названия города - "место, где растёт на камне кактус". В дальнейшем в городе сформировались 4 квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько; а посреди города расположился гигантский ритуальный центр.

С 1325 г. до 1430 г. ацтеки находятся в услужении (в основном в качестве военных наемников) у самого сильного города-государства того периода в долине Мехико - Аскапоцалько. В качестве наград за службу они получали земли и доступ к природным ресурсам. В этот период они с большим усердием отстраивали свой город, расширяя его с помощью искусственных островов - чинамп, а также старались заключать союзы (чаще всего посредством браков - первый такой брак был совершён с женщиной из Кулуакана) с правящими династиями соседних народов, восходившими своими корнями к тольтекам.

В 1337 году к северу от Теночтитлана группой ацтеков, отделившейся от основного племени, основывается город Тлателолько.

В 1348 году идёт война с тепанеками, при которой уничтожаются многие рукописи из королевсих архивов Тескоко.

В 1359 году Чолула был захвачен царством Уэшоцинго.

В 1375 г. правитель Аскапоцалько разрешил ацтекам официально избрать себе правителя, и в период между 1375 г. и 1376 г. ацтеки избирают себе первого верховного вождя, которым стал Акамапичтли (1376-1395). Во время своего правления он достаточно сильно укрепил политическое положение ацтеков как внешнее, так и внутреннее.

В озможно в 1390 году заложен Великий Храм, посвящённый Уицилопочтли, но, вполне вероятно, он мог быть построен и раньше.

В 1395 г. Акамапичтли умирает (после его смерти наступает период смут) и ему на смену приходит Уицилиуитль (1395-1405/14).

В 1405/14 (по одним данным в 1405, по другим - в 1414) году третьим императором ацтеков становится Чимальпопока (1405/14-1428), брат Уицилиуитля. Он утвердил сложную систему династического наследования. Тлатоани (верховного правителя) избирали четыре военачальника, назначенные Высшим советом. Они могли выбирать его среди братьев умершего тлатоани, а если их не было, то среди сыновей и племянников по мужской линии.

К 1418 году тепанеки Аскапоцалько завоёвывают весь район Тескоко.

В 1428 году к власти приходит Ицкоатль (1428-1440).
Император Ицкоатль и его племянник (или брат) Тлакаэлель (советник императора) впервые официально узаконили практику жертвоприношений. Отождествляя главного бога ацтеков Уицилопочтли с солнцем, они обязали периодически питать небесное светило свежей человеческой кровью, чтобы оно не останавливало свой путь движения по небу.

В этот же год Аскапоцалько выступил против Теночтитлана, но ацтеки создали союз с Тлателолько, Тлакопаном, Тескоко, Тлашкалой, Уэшоцинго и окончательно разгромили тепанеков Аскапоцалько в 1430 году. Ицкоатль образует могущественный тройственный союз Теночтитлан-Тескоко-Тлакопан (мешики, аколуа и тепанеки) с верховным советом, в котором вопросы внешней политики решали ацтеки, вопросы торговли - тепанеки, а вопросы законодательства - аколуа. Военная добыча в таком союзе делилась в соотношении 2:2:1. А Тлакаэлель стал руководить войском тройственного союза, т.к. проявил себя на войне с тепанеками выдающимся полководцем.

И цкоатль захватил земледельческий юг и север долины Мехико. При нём появился земельный фонд. Совет старейшин, военных вождей и жрецов был заменен Советом Четырех, высшим совещательным органом при тлатоани, состоявшим из его родственников и обладавшим правом выбирать нового тлатоани. Также Ицкоатль уничтожил старые пиктографические рукописи, в которых ацтекам и их божествам отводилась скромная роль в истории долины Мехико. Вместо них были написаны новые рукописи, в которых возвеличивали значение ацтеков и умалчивали о примитивном родоплеменном прошлом.

В 1440 году к власти приходит Монтесума I (1440-1469). В период его правления начинает пользоваться популярностью жертвоприношения в виде поединков между пленёнными противниками. Если в ходе таких поединков пленники проявляли смелость и оказывали упорное сопротивление, то пленившему их ацтеку жрецы вручали ценные подарки. У такой формы жертвоприношения появился и политический подтекст - Монтесума I стал часто приглашать на такие бои вождей ещё не покорённых ацтеками племён. Далее, в целях психологического воздействия на гостей, устраивалась массовая казнь.
Также между Тройственным союзом и другими городами-государствами - Тлашкалой, Уэшоцинго, Чолулой - по взаимной договоренности велись "войны цветов", главной целью которых было раздобыть пленников для приношения в жертву Солнцу.

И мперия ацтеков разрасталась новыми землями и нуждалась в административных реформах. Был введен особый порядок управления, новые нормы продвижения по социальной лестнице. Монтесума I заложил основы судебной системы, отличной от общинного и родового права. Тлатоани по-прежнему сохраняли свой обожествленный статус и, ещё со времен Ицкоатля, продолжался процесс сосредоточения в руках правителя военной, политической, религиозно-идеологической, законодательной и судебной власти.

В середине 15 века ацтеки продолжали обустраивать свою столицу и построили через озеро огромную дамбу, которая позволяла сохранять для жителей Теночтитлана пресную воду и защищала город от наводнений. Был построен первый акведук в городе.

В 1445 году ацтеки предпринимают военный поход на Оахаку.

В 1446 году они ведут военные действия против конфедерации Чалько-Амекамекана.

С 1450 по 1454 гг. на ацтеков обрушилось природное бедствие: были продолжительные засухи и несвоевременные заморозки. Следствием этого стал голод, болезни - многие жители умирали. Были отмечены многочисленные случаи каннибализма.

1458 год - завоевание Веракруса и Коиштлауака.

В 1465 году ацтеки одерживают победу над чальками и покоряют их.

1467 год - у Ашайакатля, внука Монтесумы I, рождается сын - будущий правитель Теночтитлана Монтесума II Шокойотцин.

В 1469 году к власти приходит Ашайакатль (1469-1481) и в 1473 году он покоряет Тлателолько после того, как правитель этого города Мокиуштли провозглашает свою независимость.

В 1470-1480-е гг. ацтеки одерживают ряд военных побед и расширяют западные границы империи: в том числе, в 1476 году была завоёвана Долина Толука.

В 1481 году императором ацтеков стал внук Монтесумы I Тисок Кальчиутлатонак ("Продырявленный изумрудами") (1481-1486) - в его период правления происходит расцвет империи. Через 2 года после начала своего правления он решает перестроить теокалли, посвящённый Уицилопочтли (Великий Храм). Храм решают сделать значительно выше, величественнее и мощнее - на это требовалось множество человеческих ресурсов: при строительстве работало не только взрослое население города и рабы, но и дети.

В 1486 году Тисок был отравлен (это предположение) и императором становится третий внук Монтесумы I Ауицотль (1486-1502). Он успел прославиться как выдающийся полководец. В следующем году (19 февраля 1487 г.) завершается строительство Великого Храма. В честь открытия храма ацтеки пригласили вождей племён, входивших в империю, которые привезли с собой немало подданных для жертвоприношений. Также были празднично украшены все имеющиеся в то время храмы в Теночтитлане (около 300). Первым вырвал сердце жертвы и вручил его жрецу сам император. В тот же момент во всех храмах города началось массовое жертвоприношение, которое продолжалось с утра до позднего вечера. Праздник продолжался 3 дня. По разным оценкам, в жертву было принесено от 4000 до 80600 человек (но более правдивой кажется цифра в 20000 пленных).
Во время своего правления Ауицотль вынужден был заняться строительством ирригационных и водосборных сооружений, из-за периодического недостатка пищи и пресной воды в Теночтитлане (население города стремительно росло). Так, был построен второй акведук в городе.

1496 год - границы империи ацтеков находятся недалеко от границ миштекского государства (долина Оахаки). Ауицотль не может оставить без внимания территорию миштекского государства - начинается военная экспансия ацтеков, которая превращается в затяжную.
Происходит солнечное затмение, напугавшее всех жителей империи.
В этом же году умирает великий полководец империи Тлакаэлель - ему было 98 лет.

К началу 16 века города-государства, покорённые тройственным альянсом в раннюю эпоху существования союза, глубоко интегрировались в имперскую структуру - правители таких городов участвовали в захватнических войнах ацтеков, получали за это награды в виде титулов и земель. В тройственный союз входило около 50 городов-государств и подчинялось свыше 400 селений. Выделялось 38 провинций, с которых собиралась дань.

В 1502 году к власти приходит Монтесума Шокойотцин ("молодой") (Монтесума II - 1502-1520) сын Ашайакатля. В период его правления империя в основном занималась не столько захватом новых земель, сколько консолидацией ранее захваченных и подавлением восстаний и мятежей. Монтесуме II не удалось как и его предшественникам покорить на западе тарасков, а на востоке тлашкаланцев (последние оказали военную помощь испанским конкистадорам, выступив с ними против ненавистных ими ацтеков).

М онтесума II оставил память о себе как о непревзойденном дипломате. Он продолжал политику военной экспансии, но его политика отличалась от политики его предшественников. На смену молниеносным атакам пришли последовательные мероприятия по активному включению различных народов в экономическую жизнь страны. В течение его правления в состав страны были включены многочисленные анклавы, в результате территория Тройственного союза охватила всю центральную Мексику, включая штаты Веракрус, Идальго, Пуэбла, Мехико, Морелос и частично Герреро, Оахаку и Чьяпас. В Теночтитлане был построен особый храм, где находились статуи всех богов покоренных племен.

В этот период продолжается практика массовых жертвоприношений - известен случай, когда Монтесума II приказал в один день принести в жертву свыше 1000 пленных.

В 1503 году ацтеки заново начинают затяжные и кровавые военные действия против Оахаки. Монтесума II атакует миштекские города Ачиотлан и Хальтепек. Ливневые дожди затопляют столицу ацтеков Теночтитлан.

В 1504 году ацтеками ведутся боевые действия против Анклава Пуэбла.

С 1505 по 1509 гг. ацтеки начинают военные походы против городов Кецальтепек, Тототепек, Теуктепек, Миауатлан, Януэтлан и Зозаллан.

В 1509 году ацтеки с ужасом наблюдают за кометой.

В 1511-1512 гг. ацтеки терпят поражение в войне против Оахаки.

В 1512 году в горах вокруг Мексиканской долины происходит 3 сильных подземных толчка.

В 1514 году происходят природные катаклизмы в виде засух и сильных холодов - гибнет урожай, начинается голод.

В 1515 году поднимает мятеж Иштлильшочитль. Началась война Тескоко с Тлашкалой.
По империи разносятся слухи о появлении бородатых белых людей.

В 1518 году Хуан де Грихальва на четырёх хорошо оснащенных кораблях совершил экспедицию на п-ов Юкатан, а затем, по возвращении на Кубу, проплывал вдоль побережья империи ацтеков.


1519 год - ацтеками покорена столица тотонаков Семпоала.
Год, когда во власти империи находилась уже огромная территория с разнообразными богатыми природными ресурсами от северных областей нынешней Мексики до границ Гватемалы: засушливые районы севера долины Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака и Герерро, прибрежные районы Мексиканского залива, тихоокеанские горные хребты.

К этому времени Теночтитлан ацтеков превратился в один из крупнейших городов мира с населением в 150-200 тысяч человек и стал огромным торговым центром с большим рынком в городе-спутнике Тлателолько, где в торговый день собиралось до 25 тысяч человек. Вторым по величине городом империи был Тескоко с населением в 30 тысяч человек. Во многих других городах проживало по 10-25 тысяч человек.

В 1519 году началась экспедиция Эрнандо Кортеса. Он отплыл с Кубы 18 февраля с 11 кораблями, на борту которых было 508 солдатов, 16 лошадей и несколько пушек. Сначала он приплыл с 10 кораблями к о. Косумель. Затем он обогнул п-ов Юкатан и приплыл к мексиканскому побережью, где основал город Веракрус.


После прибытия испанцев, ацтекскому императору принесли донесение: "Боги вернулись. Их копья извергают пламя. У их воинов по две головы и по шесть ног и они живут в плавающих домах". Монтесума ожидал исполнения древнего пророчества о возвращении Кетцалькоатля в год Се Акатль (год тростникового прута), который соответствовал 1519 году. За десять лет до этого события в ацтекской империи было 8 предзнаменований о грядущей беде:

  1. Каждую ночь в течение года пламя появлялось в восточной части неба.
  2. По необъяснённой причине, сгорел храм Уицилопочтли в Тлакатеккане.
  3. Молния ударила в храм Шиутекутли в Цонмолько.
  4. Однажды днём появилась комета, развалившаяся на три части.
  5. Вода в озере Тескоко взбурлила и разрушила окружающие дома.
  6. Однажды ночью был услышан голос плачущей женщины: "Мои дорогие дети, мы должны идти! Куда мне вести вас?" (Флорентийский кодекс).
  7. Одним рыболовом была поймана цапля, с хохолком в виде зеркала, в котором Монтесума увидел небеса и армию, скачущую на животных подобных оленям.
  8. Были найдены люди с двумя головами и одним туловищем, которые загадочным образом потом исчезли.

Во время пребывания на побережье Мексиканского залива, Кортес не раз вступал в стычки с местными племенами, но сила оружия индейцев была несопоставима с европейским - порох делал своё дело. Между тем Монтесума получал донесения, в которых говорилось, что белые люди стреляют молниями и облачены в доспехи, сделанные из серебра и камня, и их невозможно победить в открытом бою. Чтобы как-то умилостивить "богов" Монтесума присылает Кортесу различные дары, среди которых было и 20 рабов женщин. Кортес отбирает среди рабынь себе женщину по имени Малинче (по-индейски её имя означало "неудача и раздор"), которая в дальнейшем становится его переводчиком (быстро изучив испанский язык) и любовницей. Испанцы сразу окрестили её Мариной, а индейцы называли её Ла Малинче, что означает "предательница". С её помощью Кортес узнал, что империя ацтеков это колосс на глиняных ногах, что множество племён присоединятся к нему если он поведёт их против ненавистных им ацтеков и что император Монтесума живёт за горами в большом, красивом и очень богатом городе Теночтитлане. Но если и племена готовы были пойти против Теночтитлана, то испанцы нет. Постоянные стычки сделали своё дело - хлеб, бекон и соль были на исходе; воины устали носить тяжёлые доспехи и многие боялись замёрзнуть в горах, а также огромной ацтекской армии. Однако Кортес не собирался возвращаться с пустыми руками и жажда лёгкой и быстрой наживы, а также ораторские способности лидера испанцев, убедили всех двинуться походом на Теночтитлан.

16 августа 1519 года испанцы начали свой марш на столицу ацтекской империи, которая лежала приблизительно в 450 километрах к западу. По пути к ним присоединились несколько тысяч индейцев.

8 ноября 1519 г. испанцы вступили в Теночтитлан, а Монтесума приветствовал их: "Добро пожаловать, мы ждали Вас. Это Ваш дом". Он ждал Бога, Кетцалькоатля. Но пришли не боги… В последующие недели император ацтеков обнаружил, что он на самом деле стал заложником, а испанцы стали разрушать все святыни индейцев и ставить вместо них христианские алтари. Потом индейцы всё больше и больше убеждались, что выдаваемые себя за богов испанцы являлись на самом деле не менее кровожадными и алчными на золото людьми. Росло недовольство действиями Монтесума, по-прежнему поддерживающего белых пришельцев. Однажды его вывели на крышу, чтобы он утихомирил разбушевавшуюся толпу, но его закидали камнями, от ранения которых он умер через три дня (по версии испанцев, но есть и другие версии, в которых говорится, что испанцы сами убили императора перед своим бегством из города). После Монтесумы на недолгое время императором стал его брат Куитлаулак (1520-1520). Вскоре под натиском огромного количества бесчинствующих толп ацтеков, Кортес с войском был вынужден покинуть город. В этот же год последним верховным правителем-тлатоани империи ацтеков становится Куаутемок из Тлателолько ("Спускающийся (падающий) орёл" - 1520-1521). В тот год ему исполнилось 18 лет.

С бежавший из города Кортес не намерен был сдаваться. Построив корабли, он поместил на них всех своих людей и, уповая на удачу, порох, лошадей и железо, повёл своё войско на штурм Теночтитлана.

13 августа 1521 года испанцы захватили Теночтитлан вместе с последним тлатоани Куаутемоком и рядом его верховных советников. Впоследствии Теночтитлан был полностью разграблен и разрушен, Куаутемок был казнён (в 1525 году), а империя ацтеков была полностью покорена испанцами.

Ацтекские правители:

  1. Акамапичтли (1376-1395)
  2. Уицилиуитль (1395-1405/14)
  3. Чимальпопока (1405/14-1428)
  4. Ицкоатль (1428-1440)
  5. Монтесума Первый (1440-1469)
  6. Ашайакатль (1469-1481)
  7. Тисок (1481-1486)
  8. Ауисотль (1486-1502)
  9. Монтесума Второй (1502-1520)
  10. Куитлауак (1520-1520)
  11. Куаутемок (1520-1521)