К заемным источникам инвестирования строительства относятся. Основные источники финансирования инвестиций. Косвенные источники инвестиций

Среди современных дидактических поисков одно из ведущих мест принадлежит учебной дискуссии, то есть целенаправленному обмену мнениями, идеями, суждениями ради поиска истины.

Такой вид учебной деятельности, как диспут, сформировался в средние века и представлял собой форму поиска истины. Во время его проведения активно используются следующие элементы дискуссии: спор, столкновение позиций, преднамеренное заострение и преувеличение противоречий.

Дискуссия – это динамическая диалоговая форма, способ и процесс взаимодействия при обсуждении каких-либо проблем, спорных вопросов. Предметом дискуссии могут быть не только содержательные проблемы, но и нравственные, а также межличностные отношения участников группы.

Правильно проведенная дискуссия в отличие от классического метода позволяет видеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному, что каждую правду можно рассмотреть с разных точек зрения, что из многих правд в жизни можно выбрать для себя свою собственную, не утверждая, что она единственная и объективная.

Дискуссия оживляет неживой предмет – вместо повторения одинаково сформулированных параграфов, в дискуссии появляются собственные примеры из жизни, актуальные случаи. Дискуссия как метод дает возможность (на основе опыта диалога) убедиться в необходимости принципов применения основных прав и свобод: право на выражение мнения, учет мнения меньшинства, толерантность при столкновении противоположных взглядов. Студенты в таких дискуссиях учатся формулировать свое мнение, тем самым способствуя личному самопознанию и умению свободно говорить на общественно важные темы.

Дискуссионные методы включают не только обсуждение конфликтов, но и анализ ситуации морального выбора. Эти методы являются гибким инструментом в развитии учебной активности студента, самопознания, развития креативности, а также решают многие внутриличностные проблемы.

Групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности. Объектом дискуссионного обсуждения могут быть: реальные случаи, или казусы; проблемы различного характера; ситуации межличностного взаимодействия; ситуации морального выбора. Ценность последнего метода чрезвычайно велика, поскольку именно однородность группы по уровню нравственного развития обеспечивает ее эффективность. Практика показывает, что значительное расхождение в показателях нравственной зрелости среди участников группы может парализовать ее деятельность даже в тех случаях, когда перед ней стоят чисто инструментальные цели.

Метод обсуждения нравственных проблем преследует как диагностические, так и конструктивно-воспитательные цели: осознание участниками последствий выбора того или иного типа поведения, адекватного для окружающих и для функционирования собственного «я» в системе отношений.


Метод групповой дискуссии способствует уяснению каждым участником своей точки зрения, развитию инициативы, коммуникативных качеств и умения пользоваться своим интеллектом, помогает решать следующие задачи:

1) обучать участников анализу реальных ситуаций, навыку отделять важное от второстепенного, формулировать проблемы;

2) прививать умение слушать и взаимодействовать с другими людьми;

3) моделировать особо сложные ситуации;

4) продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность возможных решений.

Аргументация (лат. argumentatio) – способ подведения оснований под какую-либо мысль или действие (обоснование) с целью их публичной защиты, побуждение к определённому мнению о них, признания или разъяснения; способ убеждения кого-либо с помощью значимых аргументов.

Аргументация всегда диалогична и шире логического доказательства, поскольку она ассимилирует не только «технику мышления» (собственно логику), но и «технику убеждения» (искусство подчинять мысль, чувства и волю человека).

Выделяются следующие аспекты аргументации :

фактуальный (информация о фактах, используемых в качестве аргументов);

риторический (формы и стили речевого и эмоционального воздействия);

аксиологический (ценностный подбор аргументов);

этический (нравственная приемлемость или дозволенность аргументов);

логический (последовательность и связность аргументов, их организация в дедуктивный вывод).

Существуют следующие подходы к ведению дискуссии-спора :

эвристический подход: одна из сторон постепенно убеждает собеседника в правильности своей позиции;

логический подход – жесткий логический анализ и аргументация приводят к единственно верному выводу;

софистский подход, когда одна сторона даже логически неверным путем, используя софизмы, обязательно страстно желает победить другую;

критикующий подход, когда внимание сосредоточивается только на недостатках, слабых позициях своих оппонентов, а позитивные стороны игнорируются;

демагогичный подход – намерение свести дискуссию в сторону от истины, чтобы добиться неизвестных целей;

прагматический подход – одна или обе стороны ведут спор не только ради истины, а ради своих практических, иногда меркантильных интересов, которые скрыты и неизвестны собеседникам.

Дискуссия, спор – это не только столкновение противоположных мнений, но и борьба характеров.

Для плодотворного ведения дискуссии необходимо выполнение следующих условий :

√ должен существовать предмет спора – некоторая проблема, тема, к которой относятся участники дискуссии;

√ должно существовать реальное расхождение позиций;

√ необходима какая-то основа спора , т. е. принципы, положения, убеждения, которые признаются обеими сторонами, иначе спор оказывается невозможным;

√ требуется некоторое знание о предмете спора ;

√ способность быть внимательным к своему противнику, умение выслушивать и желание понимать его рассуждения, готовность признать свою ошибку и правоту собеседника.

В ходе дискуссии, спора используются различные приемы, которые условно можно разделить на лояльные и нелояльные, то есть недопустимые.

Лояльные (допустимые) приемы спора:

‒ захватить инициативу: предложить свою формулировку предмета спора, план обсуждения, направлять ход полемики в нужном направлении;

‒ не обороняться, а наступать; предвидя возможные аргументы противника, лучше высказать их самому и тут же ответить на них;

‒ возложить бремя доказывания или опровержения на оппонента;

‒ концентрировать внимание и действия на наиболее слабом звене в аргументации оппонента, а не стремиться к опровержению всех её элементов;

‒ использовать эффект внезапности (используя основные аргументы в конце дискуссии, когда оппонент уже исчерпал свои аргументы, можно привести его в замешательство);

‒ стремление взять последнее слово в дискуссии: подводя итоги спора, можно представить его результаты в выгодном для себя свете.

Некорректные, нелояльные приемы:

‒ аргумент к тщеславию – расточение неумеренных похвал оппоненту, чтобы он был покладистее (например, «я верю в глубокую эрудицию оппонента» или «оппонент – человек выдающихся достоинств);

‒ аргумент к силе («к палке») – угроза неприятными последствиями, угроза применения силы и принуждения;

‒ аргумент к жалости – жалобы на тяготы жизни, трудности, болезни с целью пробудить сочувствие и желание уступить в споре;

‒ аргумент к невежеству – использование именно таких фактов и положений, о которых оппонент ничего не знает. Рассчитывая смутить оппонента признанием отсутствия представлений о содержании аргументов, человек надеется захватить инициативу и манипулировать фактами с целью завуалирования истины.

Спор принципиально отличается от дискуссии. В споре цель – доказать правоту, в дискуссии – найти истину, решение задачи, выход из ситуации.

Во избежание превращения дискуссии в безрезультатный спор, нужно придерживаться следующих условий :

√ Всегда помнить о цели дискуссии – найти истину, решение, выход. Обсуждать только то, что относится к данному вопросу. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы.

√ С уважением относиться к мнению другого человека. Любое мнение – это точка зрения человека. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся в начале невероятными вещи.

√ Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано. Выражения типа: «Мне так кажется», «Так было всегда», «Это правильно, потому что это верно» и пр. аргументами не являются.

√ Уважайте мнение любого человека. Иногда мнение важной персоны или авторитета изначально считается верным просто в силу статуса этого человека (профессор, опытный исследователь). Прислушиваться к ним, но без фанатизма. Опираться на реальные факты. Иногда свежий непредвзятый взгляд какого-то новичка помогает по-иному взглянуть на ситуацию, найти новые подходы к решению давней проблемы, считавшейся неразрешимой.

√ Придерживаться дружелюбного тона, обращаться к человеку по имени или другим уважительным способом («мой коллега, собеседник, оппонент»). Оппонент – не личный враг, он просто человек с другой точкой зрения. Не допускать проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности.

√ Не давать дискуссии превратиться в азартный спор и выяснение отношений.

Дискуссионный метод обучения

В современной системе российского образования огромная роль отводится нетрадиционным формам обучения, которые направлены на усиление самостоятельной, творческо-поисковой деятельности. Одной из таких форм является дискуссия.

Дискуссия – это метод группового активного социально-психологического обучения, основанный на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебно-профессиональных задач.

Любая дискуссия предполагает обсуждение какого-либо вопроса, темы или проблемы, в отношении которых уже существуют различные точки зрения или мнения присутствующих актуализируются непосредственно в дискуссии. Обсуждение предполагает поочередные выступления различных участников. Но для появления полемики активными должны быть не только выступающие или спикеры, но и слушатели, которые своими вопросами, оценками, контр выступлениями и создают необходимый полемический задор, обозначают границы проблемного поля.

Таким образом, посредством применения дискуссионных методов возможно частичное или полное решение следующих задач:

· осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;

· выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;

· развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;

· развитие умения воспринимать критические замечания в свой адрес;

· развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику;

· развитие умения слушать, не перебивая;

· развитие умения работать в группе единомышленников;

· развитие умения вырабатывать единое групповое решение, учитывающее различные точки зрения, включая мнение меньшинства;

· формирование навыка говорить кратко и по существу;

· развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту.

Управление ходом дискуссии осуществляется в несколько этапов.

Первый вводный этап предполагает «разогрев» участников. Для этого ведущий устно или наглядно (на экране отображения, раздаточных листах, плакатах и т.п.) знакомит участников с темой дискуссии, оценивает эмоциональный отклик, который она вызывает у них и степень их готовности к спору, обсуждению, которая зависит от настроения и опыта участников. Для повышения заинтересованности ведущий приводит ряд цифр, фактов, примеров. Он также устанавливает предполагаемую продолжительность дискуссии и регламент работы.

Второй этап представляет собой полемику участников. Полемика может происходит двумя способами. Учащиеся могут высказывать свои личные мнения, отстаивая индивидуальные позиции. Также возможна командная работа в подгруппах внутри класса с последующим выступлением представителей каждой подгруппы.

Для управления полемикой ведущий может напомнить или специально ввести правила обсуждения, например порядок или очередность, правило выступления от первого лица, уважения к мнению противоположной стороны и т.п. При необходимости ведущий инициирует высказывания выступающих, их вопросы и оценки в адрес услышанного. Усиление и угасание интереса, корректность ведения полемического спора обеспечиваются управленческими действиями ведущего (его примером, оценками по поводу происходящего, директивными указаниями вплоть до лишения слова и др.). Если дискуссия направлена на выработку и принятие решения, то ведущий следит за тем, чтобы каждая из заинтересованных сторон имела возможность выступить, их позиция была грамотно представлена и правильно понята присутствующими.

Иногда возникает необходимость свертывания дискуссии, если второй этап чрезмерно затягивается или участники переходят к выяснению личных отношений. Здесь ведущий должен занять достаточно жесткую позицию, иначе дискуссия рискует перерасти в бесплодный спор или спор ни о чем.

Третий завершающий этап работы предполагает краткое резюмирование ведущим основных положений, высказанных участниками, оценку количества, качества, содержания вопросов, прозвучавших в адрес выступающих. Подведение итогов дискуссии может выразиться в вычленении тех аспектов проблемы, которые были затронуты по ходу обсуждения, оценку степени вовлеченности и компетентности участников обсуждения, их готовность принимать позицию другой стороны, умение вести полемику, общую гибкость, размытость представлений или принципиальность и несгибаемость позиций, продиктованную принципами, опытом выступающих. Оценка сходства - противоположности позиций участников может быть положена в основу проекта решения, ряда рекомендаций, которыми завершается дискуссия, вне зависимости от формы ее проведения.

Дискуссионные методы

Среди современных дидактических поисков одно из ведущих мест принадлежит учебной дискуссии, то есть целенаправленному обмену мнениями, идеями, суждениями ради поиска истины.

Дискуссия – в переводе с латинского – рассмотрение, исследование; это динамическая диалоговая форма, способ и процесс взаимодействия при обсуждении каких-либо проблем, спорных вопросов.

Правильно проведенная дискуссия в отличие от классического метода позволяет видеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному; что каждую правду можно рассмотреть с разных точек зрения; что из многих правд в жизни можно выбрать для себя свою собственную, не утверждая, что она единственная и объективная.

Дискуссия оживляет неживой предмет – вместо повторения одинаково сформулированных параграфов, в дискуссии появляются собственные примеры из жизни, актуальные случаи... Дискуссия как метод дает возможность (на основе опыта диалога в классе) убедиться в необходимости принципов применения основных прав и свобод: право на выражение мнения, учет мнения меньшинства, толерантность при столкновении противоположных взглядов. Дети в таких дискуссиях учатся формулировать свое мнение, тем самым способствуя личному самопознанию и умению свободно говорить на общественно важные темы.

“Не существует единого рецепта эффективной дискуссии, какой-то определенной формы выработки мнений в группе. Здесь многое зависит от учителя. Даже если он не вмешивался активно в ход дискуссии, не говорил много, он все равно несет ответственность за эффективность дискуссии. Он должен знать, когда закончить дискуссию, что предоставить решать детям, и на основе этих знаний помочь структурировать дискуссию так, чтобы она имела смысл и давала учащимся наибольшие возможности выявить основные принципы прав и свобод человека. Кроме общего понимания, необходимо на основе собственного опыта понять и прочувствовать эти принципы и ценности”. (Д. Ондрошек).

Итак, отметим еще раз, что нам предлагает дискуссия как форма работы на уроке:

  • ознакомление каждого участника со сведениями, имеющимися у других участников дискуссии;
  • поощрение разных подходов к одному явлению;
  • сосуществование различных, даже противоположных мнений;
  • вместе с тем возможность оспаривать и отвергать любое высказываемое мнение;
  • побуждение участников к поиску общего решения поставленных проблем.

Кроме того, во время дискуссии ребята думают над тем:

  • как убедительно изложить информацию;
  • как обосновать и аргументировать свою точку зрения;
  • как рассмотреть все подходы к проблеме;
  • как попробовать решить ее.

Причины возможных неудач

Какие опасности могут поджидать преподавателя и учеников, решивших организовать дискуссию?

  • Дискуссия превращается в диалог учителя с отдельными учениками – учитель задает вопросы, ученики отвечают.
  • Дискуссия не складывается из-за пассивности учащихся – дети не хотят (не умеют) думать самостоятельно, высказывать свою точку зрения.
  • В дискуссии принимает участие лишь небольшая часть ребят – несколько человек активно обсуждают проблему, в то время как остальные пассивно наблюдают или отвлекаются.
  • Дискуссия перестает быть упорядоченной – ученики не слушают, перекрикивают друга, повторяют то, что уже было сказано.

Организация дискуссии

Время дискуссии:

  • для детей 10-11 лет- 40-45минут

Пространственное расположение:

  • дискуссия может быть организована в любом классе;
  • ребята должны сидеть так, чтобы все время видеть друг друга и не быть слишком далеко друг от друга. Столы можно переставить в круг или подковой, от этого появится более неформальная обстановка в классе, учащиеся настроятся на дискуссию;
  • в пространстве работы группы должны быть условия для размещения материалов работы, видимых для всех участников дискуссии.

Правильная организация пространства позволяет преодолеть один из самых устойчивых школьных рабочих стереотипов: учитель стоит перед классом и задает вопросы, отдельные желающие ему отвечают. Такой стиль работы позволяет устанавливать связи между взрослым и каждым (в идеале) ребенком, но не поощряет диалог между детьми. Если в сферу внимания учащегося, кроме преподавателя, будут включены его одноклассники, то вероятность проведения дискуссии, а не обмена репликами между учителем и учениками повысится.

Установка правил ведения дискуссии

Один из способов предотвращения “хаоса” во время дискуссии – это предварительное установление правил. Если учитель и ребята заранее договорятся о том, как вести себя во время обсуждения, гораздо меньше времени потребуется для решения организационных и дисциплинарных проблем, в то время как непосредственно на тему дискуссии останется гораздо больше времени. Четкие правила делают атмосферу класса более доверительной, дружелюбной и безопасной.

Проще всего начать разговор о правилах после неудавшегося, неорганизованного обсуждения, когда ребята ссорились и не проявили большого уважения друг к другу. Учитель может предложить им самостоятельно выработать правила, которые необходимо соблюдать для того, чтобы успешно решать проблемы. Добровольцы предлагают свои варианты, а учитель или кто-то из ребят записывает их на доске. Если ребята что-то не учли, учитель может предложить свой вариант какого-нибудь правила, Каждое из правил совместно рассматривается для того, чтобы все ребята поняли его смысл и разобрались, в самом ли деле оно необходимо. Ребята моего класса приняли правило: “Уважать всех, и в первую очередь говорящего”. Формулировка достаточно абстрактная, я спросила ребят: “Как это – “уважать”? И, подумав, ребята определили: “Не перебивать, не смеяться, внимательно слушать”.

Возможен вариант, когда учитель предлагает классу готовый список “Законов дискуссии “ и последовательно следит за их исполнением. Однако, если ребята осознали необходимость правил и приняли участие в их разработке, они более охотно будут их соблюдать, Так или иначе, очень многое зависит от класса, и преподаватель должен сам решить, какой из методов окажется более эффективным в работе с этими учениками.

К сожалению, просто установка правил не является панацеей (хотя может сильно изменить атмосферу в классе). Ребята могут искренне желать улучшений, но соблюдать правила самостоятельно оказывается для них слишком сложно. Поэтому на первом этапе работы следует уделить большое внимание соблюдению правил. Будет очень хорошо, если удастся написать правила на большом листе и повесить в классе. Учитель может постоянно обращать внимание ребят на то, как они выполняются. Можно совместно выработать некий жест или сигнал, который подаст любой человек в том случае, когда какое-то из правил нарушается. Можно назначить специального “ответственного за правила”, который следит за их соблюдением, указывает, если правила нарушаются, а в конце дискуссии ставит всей группе “оценку”. При желании преподаватель и класс могут заключить договор о соблюдении правил, установив поощрения и наказания.

Кстати, правила поведения при обсуждении можно расширить до правил работы в классе.

Начало дискуссии

От того, как начнется дискуссия, зависит очень многое. Поймут ли ребята тему, заинтересует ли их проблема – все это повлияет на ход обсуждения. Чтобы дискуссия прошла успешно, необходимо эмоционально и интеллектуально настроиться на проблему. Если учитель уверен, что проблема важна, значима или интересна для ребят, они уже задумывались над ней, достаточно просто сформулировать тему или вопрос. Тогда обсуждение начнется само собой.

Если предмет будущей дискуссии может оказаться далеким от ребят, не вызывать интереса, необходимо подготовить более эмоциональное или зрелищное начало. Учитель может прочесть небольшой яркий текст, добровольцы могут разыграть небольшую сценку. Если есть возможность, можно показать ребятам какой-то видеофрагмент (например, эпизод из художественного или специального учебного фильма). Эксперт (приглашенный или кто-то из ребят) может кратко обрисовать проблему и наметить темы для обсуждения.

Так или иначе, с помощью любого из приемов нужно постараться затронуть чувства ребят, вызвать у них интерес, показать связь предмета дискуссии с их жизнью.

Представляя тему, в зависимости от целей учителя можно будет показать несколько разных аспектов проблемы, то есть задать какие-то рамки обсуждения.

“Лучше всего написать тему и важнейшие подтемы на доске. В те моменты, когда дискуссия слишком отклоняется от темы, есть возможность указать на формулировку, возвратиться к проблематике и увидеть, по чему дискуссия отошла от темы. Хорошо, если тема написана и виде вопроса или утверждения, которые предлагают множество возможных ответов.” (Д. Ондрошек).

Приемы для упорядочивания свободной дискуссии

Любая дискуссия может протекать свободно или подвергаться регулированию.

“Если дискуссия “не выровнена”, появляется несколько активно говорящих учащихся, а остальные молчат, не получив слова, Учитель может помочь им, организовав дело так, чтобы активировать молчаливых. Для этого существует много технических приемов (чтобы умерить ораторский пыл одних и активизировать других) “. (Д. Ондрошек).

Когда дискуссия проводится в свободной форме, то есть говорят все, кто хочет высказаться, один за другим, может помочь следующее.

Этот прием подходит для классов, где есть несколько очень активных ребят, которые обычно подавляют остальных.

Каждому участнику дискуссии выдается несколько карточек-голосов. Одна карточка – одно высказывание. Высказался – отдал карточку ведущему. Когда закончатся карточки у самых говорливых, смогут сказать более тихие.

Карточки-сигналы

Для каждого участника дискуссии, готовится целый набор карточек-сигналов: зеленая карточка, покажет согласие с говорящим, красная – несогласие, карточка со знаком вопроса – желание задать вопрос, с восклицательным знаком – высказаться самому. А можно придумать карточку – призыв к тишине, если участники дискуссии говорят все сразу и не слушают друг друга.

Микрофон

“Учитель вызывает учеников, которые изображают, что они говорят в микрофон. Ребята не могут вскакивать и кричать, поскольку право говорить имеет только тот, у кого микрофон (символический)”. (Д. Ондрошек).

Иначе этот прием называется “Жезл оратора”: маленькая игрушка, мячик, палочка – все это может стать “жезлом оратора”. Говорить может только тот, у кого он в руке. Сказал и передал следующему.

Речевой этикет

Очень часто, горя желанием высказать свою точку зрения, ребята не слушают друг друга и повторяют то, что уже было несколько раз сказано. Для того чтобы ребята слушали чужие выступления, можно ввести правило. Каждый, кто хочет что-то сказать, должен начать со слов: “Как сказал мой уважаемый коллега...” – дальше кратко изложить суть точки зрения предыдущего оратора. “Я же считаю, что...” – продолжает говорящий и излагает свое мнение. Обращения “мой уважаемый коллега” или “уважаемый предыдущий оратор” обычно очень нравятся детям.

Роли.

Еще один прием, позволяющий включать в работу самых разных ребят, – предлагать участникам дискуссии какие-то роли. Они могут быть как организационными, так и смысловыми.

К организационным ролям можно отнести роль “протоколиста “, кратко записывающего идеи на доске или бумаге; “хронометриста”, следящего за продолжительностью выступления; “ответственного за материалы”, в нужный момент раздающего участникам дискуссии листы с текстами или по мере надобности приводящего факты из этих материалов.

Смысловые роли определяют то, как будут вести себя участники дискуссии: “во всем сомневающиеся”, “всем восторгающийся”, “постоянно задающий вопросы”, “ничего не понимающий” и т. д.

Приемы для упорядочивания структурированной дискуссии.

1. Разговор по кругу

Один из простейших способов структурирования дискуссии – организация разговора по кругу. Предлагаем вам несколько способов организации такой дискуссии.

Карусель

“Учащиеся высказывают свои мнения по кругу, как сидят, и каждый имеет не больше, например, трех минут. Учитель даст инструкцию:

а) назвать вольные ассоциации по теме;

б) высказать одну из возможностей решения заданной проблемы и обосновать свое мнение;

в) окончить мысль, предложенную и начатую учителем”. (Д. Ондрошек).

2. Работа в парах

Общий шум

Каждый участник поворачивается к своему соседу (левому или правому) и за несколько минут обсуждает проблему вместе с ним. Одной из целей этого упражнения может быть “интервьюирование” своего напарника и представление его мнения остальным ребятам.

Колесо

Ребята разбиваются на две равные группы и образуют два круга: внутренний и внешний. Члены внутреннего круга поворачиваются лицом к членам внешнего круга так, чтобы образовались пары. Предлагается вопрос или задание, которое можно обсудить за 30-60 секунд. По сигналу пары начинают говорить друг с другом, второй сигнал – “колесо поворачивается” – члены обоих кругов чуть-чуть подвигаются вправо, так чтобы оказаться лицом к лицу со следующим человеком. Эту форму хорошо использовать для того, чтобы ребята познакомились с мнениями своих одноклассников по какому-то вопросу.

Информация, собранная с помощью этих приемов, может послужить для дальнейшего свободного обсуждения.

3. Работа в группах

Дума (“Аквариум “)

Участники дискуссии делятся на маленькие группы по 3-5 человек и в них обсуждают проблему. Каждая группа вырабатывает свою коллективную точку зрения. Затем группа выбирает своего представителя.

Представители рассаживаются в центре комнаты и начинают обсуждать проблему между собой, руководствуясь точкой зрения своих групп. Остальные участники дискуссии внимательно слушают обсуждение и высказывания своего представителя в частности. Если члены группы не согласны с ними или хотят подсказать своему представителю новые аргументы, он посылают ему записку. Если группе не нравится, как выступает ее представитель, она может заменить его другим. Если же сам представитель в затруднении, он может взять тайм-аут и посоветоваться со своей группой.

Молчаливая дискуссия

Данный способ был предложен Фондом “Образование для Демократии”.

Эту форму можно использовать перед началом обычной дискуссии для того, чтобы выявить разные взгляды, мнения и чувства, вызываемые каким-то понятием или событием. Она позволяет вовлечь в работу всех ребят и обеспечивает независимость суждений.

Ребята делятся на группы по четыре-пять человек. Каждая группа садится вокруг своего стола, на котором лежит большой лист бумаги (а можно расположиться просто на полу). Учитель пишет на доске какое-то понятие (например, “расизм”, “равенство”, “закон”) и просит написать на листе свои ассоциации и вообще все, что приходит в голову, когда думаешь о предложенной теме. Это могут быть отдельные слова или небольшой связный текст, примеры, маленькие рисунки. Все одновременно пишут (лучше фломастерами, а не ручками), соблюдая самое главное правило: “Говорить нельзя, нужно все делать молча”.

После того как кто-то записал свои мысли, он может посмотреть, что делают соседи, и, не говоря ни слова, ответить на что-то, что написано кем-то другим. Между словами можно рисовать связи, задавать вопросы (письменно), предлагать встречные аргументы.

Закончить “молчаливый этап” можно примерно через 10 минут или в тот момент, когда все перестанут писать. Теперь можно рассмотреть листы, представить общую картину и обсудить что-то из написанного.

Диспут

Участники дискуссии сразу же определяют две противоположные точки зрения по обсуждаемому вопросу и делятся на две группы – сторонников одной точки зрения и сторонников другой. Группы рассаживаются по разным концам класса.

После этого на середину выходит один из членов первой группы и приводит аргумент в защиту своей точки зрения. Затем выходит представитель второй группы, опровергает высказанный аргумент и приводит свой довод. Далее опять выходит человек из первой группы, опровергает доводы предыдущего оратора и высказывает новые аргументы. Так происходит до тех пор, пока сторонники какой-либо точки зрения не убедят сторонников другой в своей правоте.

Внутри группы участники дискуссии могут коллективно обсуждать доводы другой группы, могут устанавливать очередь выхода и высказывания аргументов в защиту своей точки зрения или предоставлять это право тому, у кого есть что сказать. Если кто-то из группы в результате дискуссии изменил свою точку зрения, он может перейти в другую группу.

Закончиться диспут можно несколькими способами. В результате подробного обсуждения сторонники обеих точек зрения получают много новой информации. Рассмотрев вопрос с разных сторон, они могут склониться к одному из мнений. Одна из групп может переубедить других. В других случаях можно пригласить судей – умных и уважаемых людей, придерживающихся нейтральной позиции. Они присуждают победу группе, чьи аргументы были более убедительны.

Внутренний круг

“Молчаливые ребята, которые в первую половину урока не получили слова, пересаживаются так, чтобы образовался внутренний крут. Им поручается роль наблюдателей. Пока внешний круг, составленный из слишком активных и говорливых участников, спорит, сидящие во внутреннем кругу запоминают и оценивают полемику, а потом должны высказать свое мнение”. (Д. Ондрошек)

Симпозиум

Каждый участник группы выступает со своим сообщением, представляющим его точку зрения, и отвечает на вопросы других, а затем идет обсуждение.

Дискуссии, использующие иерархию ценностей

Там, где для вольной дискуссии тема слишком сложна и широка, лучше использовать возможности, заложенные в упорядочивании, иерархии положений. Проблему можно выразить и в виде множества возможных решений, положений, ценностей и т. д. Перед учениками нужно поставить одну из задач:

а) выбрать одну из возможностей (которая кажется наиболее важной, правдоподобной);

б) выбрать несколько положений, которые находятся для них на первых местах и несколько положений, которые по их оценке, находятся на последних местах;

в) упорядочить все положения (на основе критерия, данного в инструкции).

Положения, которые нужно упорядочить, учитель может выбрать сам исходя из актуальных потребностей класса, на основе информированности и знаний учащихся, а также на основе сегодняшней общественной ситуации, актуального события в классе или в школе. Эти положения учителя надо заранее хорошо обдумать и подготовить. Список должен быть таким, чтобы очередность положений не была очевидной, ясной, не предполагала единое правильное решение задачи. Напротив, они должны быть выбраны так, чтобы заранее предполагалось, что разные люди по-разному будут их оценивать, отсюда – простор для дискуссии. Список положений может пополняться прямо во время урока. Ребята сами выдвинут положения и с помощью учителя, побуждающего их к дальнейшим находкам, могут создавать интересное и мотивированное вступление к дискуссии об упорядочении положений.

Дискуссию такого типа можно разделить на несколько фаз.

1. Ребята создают список положений, о которых будут дискутировать (если учитель не счел необходимым подготовить такой список заранее).

2. Каждый самостоятельно выстраивает эти положения в иерархическом порядке – исходя каждый из своего представлении о предмете.

3. В малых группах ребята посредством дискуссии (15 минут) составляют общий список. По окончании дискуссии его пишут на доске, и ведущий указывает, что, несмотря на одинаковую инструкцию, мнения разделились.

4. Ключевой момент. Учащиеся дискутируют по широкому кругу проблем:

  • что повлияло на разделение мнений в классе (прошлый опыт, информация, предрассудки и т.д.);
  • как происходила дискуссия в малых группах и как группы приходили к окончательному общему решению (все ли участвовали в дискуссии или некоторые доминировали, были ли в группе разные роли, был ли у дискуссии ведущий; как пришли к решению; голосованием, на основе консенсуса, оценкой положений к т.д.);
  • увидели ли ребята во время дискуссии взаимосвязь с правами, гражданскими свободами и принципами демократии “ (Д. Ондрошек).

Приведем примеры вопросов для иерархической дискуссии.

  • Каковы права ученика школы на физическое пространство, на учителя, дающего достойный уровень образования, на отдых от занятий – на перерыв)?
  • Если школа достала бесплатные путевку за границу, кого нужно послать (отличников, тех, кто не может сам поехать, спортсменов, выбранных голосованием, вытянувших жребий)?
  • Какие подарки лучше делать детям на день рождения (из материальной или духовной сферы)?

Мозговой штурм

Это очень распространенная форма, используемая для решения творческих задач. Ее основной принцип – отделение этапа генерации идей от этапа окончательного принятия решения.

Задача этапа генерации идей – предложить как можно больше способов решения проблемы. Принимаются любые идеи, независимо от их серьезности или безумности. Участники должны чувствовать себя абсолютно свободно, тогда освободится дремлющая творческая энергия и среди потока предложений появятся настоящие “жемчужины”. Чтобы никого не смутить, запрещается любая критика. Один из участников назначается протоколистом, его цель – записать все, что будет названо.

На втором этапе (принятие решения) все предложенные идеи подвергаются серьезному анализу. Для начала участники могут выработать некие критерии, по которым будут отбираться подходящие идеи. Второй вариант – критерии сами вырабатываются в процессе обсуждения. Результатом этого этапа будет отбор одного или нескольких подходящих решений.

Задача ведущего дискуссии – постараться уменьшить, значимость своей роли и увеличить значимость ролей участников. Его главная цель – организовывать процесс обсуждения, поощрять ребят принимать участие в диалоге, не становясь то же время главным судьей или “истиной в последней инстанции “.

  • Старайтесь поддерживать атмосферу доверия и уважения в группе.
  • Убедитесь, что все участники дискуссии понимают предложенный вопрос.
  • Вовлекайте в дискуссию максимально большое количество учащихся.
  • Давайте ребятам время на обдумывание ответа. Если ученик не начинает говорить сразу же, дайте ему несколько секунд, чтобы собраться с мыслями (этот совет подходит для более младших ребят).
  • Обращайте внимание на каждый ответ (не игнорируйте никого).
  • Чтобы дискуссия проходила более плодотворно, старайтесь изменить ход рассуждений (расширить мысль, дать ей другое направление).
  • Задавайте ребятам уточняющие вопросы (“Ты сказал, что здесь есть сходство... Сходство в чем?”, “Что ты имеешь в виду, когда говоришь о...”, “Как ты пришел к этам выводам?” и т.п.).
  • Предостерегайте ребят от необоснованных обобщений!

Завершение дискуссии

“В конце необходимо еще раз вспомнить и обобщить принципы и выводы, которые учащиеся сделали во время дискуссии. В идеальном варианте их могли бы формулировать сами дети, а учитель только подтверждал бы их решение, помогал бы им найти лучшее выражение и примерную всеобъемлющую формулировку”. (Д. Ондрошек).

Преподаватель может поблагодарить всех участников дискуссии, отметить вклад активных членов группы, сказать отдельное спасибо тем, кто внимательно слушал товарищей или вовлекал в дискуссию молчаливых. Тем самым ребята получат положительную “обратную связь “, которая поможет им закрепить цивилизованные навыки участия в дискуссии.

Для того чтобы поощрять сознательное отношение ребят к участию в дискуссии и стремление следовать установленным правилам, можно предложить им оценить проведенное обсуждение, опираясь на такие вопросы.

  • Довольными вы дискуссией?
  • Что было в ней удачно?
  • Что, по вашему мнению, не удалось в обсуждении? Почему?
  • Какие разногласия и конфликты возникли? Как их решили?
  • Все ли имели шанс принять участие в обсуждении? Если нет, пытались ли их вовлечь в дискуссию?

Существует несколько форм организации оценки – краткое обсуждение по каждому пункту, самостоятельный ответ на вопросы с последующим подведением итогов, обсуждение отдельных параметров оценки. Вопросы для оценки можно написать на большом плакате и повесить на стену в классе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ондрошек Д. Воспитание в духе прав человека. – Братислава, 1994.
  2. Кульневич С. Совсем необычный урок. – Воронеж, 2006.
  3. Классные часы в 3-4 классах.
  4. Евтеева О. Учебная дискуссия. – // Литература, №31/2003.
  5. Метод дискуссии.- // Завуч. Управление современной школой, №2/2006.

Дискуссия как метод активного обучения

Дискуссия от латинского «discussion» (рассмотрение, исследование):

· способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе;

· метод активного обучения, основанный на публичном обсуждении проблемы, цель которого выяснение и сопоставление различных точек зрения, нахождение правильного решения спорного вопроса;

· метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность процесса восприятия за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности его успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Начало устойчивого интереса педагогов и психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами известного швейцарского психолога Жана Пиаже. Важную роль в плане изучения процессов принятия управленческих и творческих решений в группе сыграли идеи Курта Левина о влиянии групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменение социальных отношений. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию участников в решение обсуждаемых проблем.

Цель дискуссии – не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её, стимулировать творчество и выработать решение проблемы посредством активной совместной деятельности.

Посредством применения дискуссионных методов осуществляется решение следующих задач:

· осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;

· выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;

· развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;

· развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику;

· развитие умения работать в группе единомышленников;

· способность продуцировать множество решений;

· формирование навыка говорить кратко и по существу;

· развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту.

Дискуссионные методы - вид групповых методов активного социально-психологического обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебно-профессиональных задач. Дискуссионные методы могут быть реализованы в виде диалога участников или групп участников, сократовской беседы, групповой дискуссии или ``круглого стола"", ``мозгового штурма"", анализа конкретной ситуации или других.

Условия проведения дискуссии:

· предметность дискуссии;

· наличие доброжелательной и открытой атмосферы взаимодействия;

· готовность участников слушать и слышать иные позиции, иные точки зрения;

· наличие достаточного объема информации по обсуждаемой проблеме;

· наличие возможности высказаться;

· развернутая, корректная аргументация своей позиции;

· наличие возможности задавать вопросы.

Правила ведения и правила поведения в процессе общения. Среди правил ведения дискуссии называет следующие:

· выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего), недопустима перепалка между участниками;

· каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;

· в обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться;

· в ходе обсуждения недопустимо "переходить на личности", навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т. п.

Роль и позиция ведущего дискуссий

· изучает интересы и возможности аудитории, определяет границы проблемного поля, в границах которого может развертываться обсуждение;

· формулирует название дискуссии, определяет будущий регламент работы и определяет задачи, которые должны быть решены участниками ее;

· регламентирует работу участников, осуществляет управление их когнитивной, коммуникативной и эмоциональной активностью;

· стимулирует развитие элементов коммуникативной компетентности участников дискуссии;

· контролирует степень напряженности отношений оппонентов и соблюдение ими правил ведения дискуссии;

· занимается профилактикой конфликтных ситуаций, возникающих по ходу дискуссии, при необходимости использует директивные приемы воздействия;

· мысленно фиксирует основные положения, высказанные участниками, отмечает поворотные моменты, выводящие обсуждение на новый уровень;

· резюмирует и подводит итоги обсуждения.

Вместе с тем позиция ведущего остается нейтральной. Он не имеет права высказывать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, выражать пристрастное отношение к кому-либо из участников, принимать чью-либо сторону, оказывая давление на присутствующих.

Виды групповой дискуссии

1. Ролевая дискуссия. В зависимости от того какой материал обсуждается и какие цели ставятся перед дискутантами, можно вводить различные роли:

· ведущий - получает все полномочия по организации дискуссии;

· оппонент - находит уязвимые места и предлагает свой собственный вариант решения;

· логик - выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждениях докладчика и оппонентов;

· психолог - отвечает за организацию продуктивного общения и взаимодействия, добивается доброжелательности отношений;

· эксперт - оценивает продуктивность всей дискуссии, высказывает мнение о вкладе того или иного участника дискуссии в нахождение общего решения, дает характеристику того, как шло общение участников дискуссии.

· Дискуссия со скрытыми ролями. Цель проведения является расширение репертуара реально освоенных ролей, которые может принимать участник дискуссии сознательно для более продуктивного поиска выхода из ситуации спора. Возможны два варианта организации такой дискуссии: участнику сообщается роль конфиденциально, чтобы никто из остальных не услышал инструкции и наоборот, все участники знают о роли, которую ведущий отвел всем, они не осведомлены лишь о своей собственной роли в дискуссии. Скрытые роли участникам дискуссии выдаются такие, которые для них конкретно чужды и трудны в исполнении. Тяготеющие к доминированию получают роль соглашателя, быстро поддающийся чужому влиянию и авторитету участник дискуссии получает роль спорщика.

3. Дискуссия как анализ конкретных ситуаций. Этот вид дискуссии стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. Используются ситуации двух видов: 1) «здесь и теперь» (обсуждаются ситуации, произошедшие в группе) и 2) «там и тогда» (случаи из профессиональной практики или личной жизни).

Ход дискуссии:

1. Вводная часть. Цель – интеллектуальный и эмоциональный настрой на работу и обсуждение.

Приемы :

· краткое обсуждение проблемы в малых группах;

· краткий предварительный опрос по теме;

· введение темы через вводное проблемное сообщение.

2. Введение в дискуссию. Цель – проинформировать о проблеме, заинтересовать.

Приемы :

· описание конкретного случая из жизни;

· использование текущих новостей;

· ролевая игра;

· демонстрация фильма.

3. Групповое обсуждение. Этап представляет собой полемику участников. Для управления ею ведущий организовывает участников через систему вопросов, может также специально ввести правила обсуждения, Каждая группа высказывает свое мнение. Работают соответственно своим ролям аналитик, протоколист и т. д. При необходимости ведущий инициирует высказывания выступающих, их вопросы и оценки в адрес услышанного. Усиление и угасание интереса, корректность ведения полемического спора обеспечиваются управленческими действиями ведущего.

4. Итоговое заключение. Цель – оценка работы группы в вычленении тех аспектов проблемы, которые были затронуты по ходу обсуждения, оценка степени вовлеченности и компетентности участников обсуждения, их готовность принимать позицию другой стороны, умение вести полемику. Оценка сходства-противоположности позиций участников может быть положена в основу проекта решения, ряда рекомендаций, которыми завершается дискуссия, вне зависимости от формы ее проведения.

Заседание родительского клуба

на тему «Поощрение и наказание»

Пояснительная записка

Цель: акцентировать внимание родителей на актуальных проблемах поощрения и наказания детей.

Задачи:

1. повысить психологическую компетентность родителей;

2. познакомить родителей с принципами использования поощрений и наказаний;

3. способствовать созданию в семье благоприятной атмосферы для развития ребенка .

Инструментарий: магнитофон, ватманы, маркеры, мольберт, аудиокассета с релаксационной музыкой.

Оформление кабинета:

1. Изображение цветка с надписью:

· Если ребенок чувствует поддержку, он учится быть уверенным в себе

· Если он живет в атмосфере враждебности, он учится драться

· Если ребенок чувствует одобрение, он учится уважать себя

2. Рисунки детей на тему «Моя семья»

Форма проведения: «Круглый стол»

Ход дискуссии

1. Вводная часть

Звучит легкая музыка.

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада, что вы нашли время прийти на очередное заседание нашего клуба. Сегодня мы поговорим на такую всем знакомую, и вместе с тем очень личную тему «Поощрение и наказание детей». У каждого из нас есть свой опыт на эту тему: и детский, и родительский.

Предлагаю поприветствовать друг друга: вы должны называть свое имя и характеризовать себя, как родителя, тремя прилагательными.

2. Введение в дискуссию

В наши дни среди педагогов, и среди родителей бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание вообще без поощрений и наказаний.

Давайте попытаемся ответить на глубоко нас затрагивающие вопросы наказаний:

· Какие наказания и поощрения применялись в ваших родительских семьях?

· Как вы к ним относились в детстве?

· Как вы к ним относитесь сейчас?

· Какие из них оказали на вас наибольшее воздействие?

3. Групповое обсуждение

Предлагаю вам разделиться на две подгруппы: 1-я подгруппа – «Родители» сторонники наказаний; 2-я – «Ребенок» противники наказаний.

1 Задание «Аргументы»

Вы должны обсудить и записать аргументы «за» наказания, вторая - «против».

Есть ли допустимые и недопустимые физические наказания? Или все запрещены?

Телесные наказания – недопустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме. Поведение родителей является для ребенка моделью для подражания. Родители, демонстрируя ребенку свою несдержанность, не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями. Один из нежелательных результатов частого битья – то, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.

Дети, в отношении которых часто используются физические наказания, вообще не оценивают это как что-то страшное, нежелательное, они к нему привыкают, воспринимая его как агрессивную реакцию взрослых. Таким образом, для них оно теряет свою педагогическую функцию.

Наказание – это не действие со стороны взрослого, а то, что происходит с наказываемым ребенком, то, что он при этом переживает. Цель “не топить” ребенка, а спасти через прощение.

Наказание имеет тройное значение

1. оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением;

2. способствует тому, чтобы такие действия не повторялись;

3. снятие вины с ребенка.

2 задание «Обсуждение ситуаций»

Сейчас давайте обсудим ситуации. (После анализа ситуации и обсуждения способа наказания его относят к эффективным или бесполезным методам воспитания ребенка. Результаты заносятся в таблицу на стенде).

Ситуация 1 (бить):

Пятилетний мальчик подбежал к девочке, ударил ее и убежал, схватив ведерко и лопатку. Мать мальчика набросилась на сына, шлепая и крича: «Это поможет тебе понять, как плохо бить тех, кто младше!»

Правильно ли поступил родитель? Почему ребенок не может понять, почему нельзя драться? Каким способом воспользовалась мать, пытаясь доказать сыну его неправоту и добиться от него послушания? Что чувствовал ребенок? (отвечает группа «Родители»). Правильно ли поступил родитель? (отвечает группа «Ребенок»).

Ситуация 2 (обзывания, угрозы):

«Где ты был, я тебя спрашиваю?! Опять с тунеядцем Витькой?! Поговори еще, поговори, врун. Еще раз увижу чьи-то следы на ковре – ты у меня получишь!»

Ситуация 3 («наряды вне очереди»):

Диалог матери с ребенком:

– Сережа, почему ты опоздал?

– Мам, мы лепили огромного снеговика.

– Значит, для тебя какой-то снеговик дороже здоровья матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя.

– Мам, мы могли проиграть ребятам из дома напротив!

– Ничего не хочу слышать! За то, что не пришел, когда обещал, вынеси ведро и подмети пол.

Участники дискуссии, выискивая в поведении мамы положительные моменты, отмечают, что она пытается узнать причину, но не слушает, что говорит ребенок. Она говорит о своих чувствах, но в форме нотации, что не принимается мальчиком. Справедливо ли, по вашему мнению, наказание? «Наряды вне очереди» прививают отвращение к труду, а в больших дозах и к жизни. Что чувствовал ребенок? (отвечает группа «Родители»). Правильно ли поступил родитель? (отвечает группа «Ребенок»).

Ситуация 4 (высказать неодобрение):

Вернувшись в детскую, мама увидела, что низ занавески похож на бахрому. Она догадалась, что ее сын попытался проверить, легко ли режется ткань. Села на стул возле мальчика и сказала: «Ты поступил плохо. Я огорчена твоим поступком».

Наказала ли мама ребенка? Каким способом воспользовалась она для оценки его поступка?

Специалисты называют этот способ наказания прямым неодобрением. Оценивая, мы часто внушаем ребенку: ничего из тебя не выйдет, ты неисправим. В этом случае ребенок либо принимает навязываемую роль, либо не принимает роль хулигана, предателя и борется. Как? Так, как нам этого не хочется. Есть ли разница в следующих высказываниях: “Ты плохой” и “Ты сделал плохо”?

Предлагаю вам научиться способам выражения своих чувств и эмоций посредством языков «Я-высказывание» и «Ты-высказывание».

- «Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест («Прекрати разговаривать!», «Немедленно уберись в комнате!»). Высказывания такого рода отрицательно влияют на самооценку и уровень притязаний другого человека. На такие высказывания ребенок обычно отвечает обидой, защитой.

- «Я-высказывание» характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации без оценочной характеристики поведения ребенка. Высказывая свои чувства без приказа, мы оставляем за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослых. «Я-высказывание» – это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения Лучше просто выразить ему ваше чувство. Используйте местоимения «я», «мне» («Мне не приятно, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?»).

Тренировка в построении «Я – высказывания».

Проблема

Ты – сообщение

Я – сообщение

Сын (дочь) не может выучить стих.

О чем ты только думаешь? Неужели тебе трудно запомнить? Ты меня в могилу сведешь …

Давай вместе разберемся…

Я надеюсь, что у тебя при старании все получится …

Ребенок грубо ответил Вам на замечание.

Когда ты научишься разговаривать с родителями? Ты вечно дерзишь!

Мне больно это слышать. Я думаю, что ты просто поторопился.

На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне.

Плохое поведение

Ты всегда ужасно себя ведешь!

Меня обижает такое поведение.

Ты умеешь быть другим, поэтому в следующий раз будь более сдержан.

Ситуация 5 (строить Я-сообщение):

Вы который раз зовете дочь к столу обедать. Она отвечает: «Сейчас»– и продолжает заниматься своим делом. Вы начинаете сердиться.

Какими будут ваши слова? Выберете варианты ответа, который оказался бы более эффективным на ваш взгляд, обоснуйте:

· Да сколько же раз тебе надо говорить!

· Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и тоже!

· Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Ситуация 6 (отменить ритуал):

Каждый раз на прогулке Маша ест снег. Мама перепробовала много разных способов отучить девочку, но ничего не помогало. Однажды маме в голову пришла идея.

– Маша, есть снег нельзя.

– Почему?

– У тебя будет болеть горло.

– Ну и что?

– Раз снег такой вкусный я не буду печь сегодня твой любимый яблочный пирог.

Как вам понравилась идея мамы?

Лишить ребенка чего-то приятного, ожидаемого – более эффективное наказание. Нужно всегда иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий, семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте их регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, ели он не сделает чего-то плохого. Отменяйте их, если случится проступок действительно ощутимый. Однако, не угрожайте их отменой по пустякам. Например: прогулки, поход в цирк, чтение книг на ночь, просмотр мультфильмов – все это может стать ритуалом для ребенка.

Ситуация 7 (наказывать спустя время):

Ребенок что-то испортил, стащил или напакостил. Родители узнают об этом спустя 3-4 недели.

Как вы поступите: накажите или простите?

Запоздалые наказания напоминают ребенку неприятное прошлое, не дают стать другим. В подобных случаях лучше не наказывать, а простить, поскольку есть риск задержки душевного развития. Ведь даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности совершения правонарушения.

- Сейчас предлагаю обсудить способы поощрений:

1. Какие способы поощрения вы знаете и используете в воспитание детей?

2. Как вы думаете, за что нужно благодарить, хвалить ребенка?

3. Чего надо опасаться во время похвалы?

4. Чем плоха оценка-похвала?

В похвале всегда есть элемент оценки: “Молодец, ты просто гений!”, “Ты у нас самая красивая!”, “Ты такой храбрый!”

Когда родитель часто хвалит, ребенок начинает понимать: где похвала там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других.

Ребенок может стать зависимым от похвалы – ждать, искать ее.

Ребенок может заподозрить, что вы неискренны. \

Например:

Сын: Не получаются у меня эти буквы!

Мама: Что ты, ты прекрасно их написал!

Сын: Неправда, ты нарочно так говоришь, что бы я ни расстраивался.

Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное – умение родителей подметить в поведении ребенка хотя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям.

Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.

Упражнение “Кулачок”

Предлагаю поиграть. (Участники работают в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются).

По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания.

Обсуждение:

1. Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?

2. Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?

3. Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?

4. Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?

Итоговое заключение

Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребенка? (Высказывания родителей).

Поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость от родительской похвалы или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием – все это чувства, которые ребенок переживает очень остро.

Поэтому одно из главных правил – использовать и поощрение, и наказание не часто и лишь тогда, когда это действительно необходимо. Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь тогда, когда они помогают детям выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки и привычки.

И если поощрять ребенка надо обдуманно, то трижды обдумайте наказание! - Что же касается телесных наказаний – то, они недопустимы ни в каких ситуациях. Любые шлепки и подзатыльники, а тем более наказание ремнем, унижают ребенка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого способа разрешения конфликтов. Хватаясь за ремень, родители тем самым расписываются в полной своей педагогической беспомощности.

Итак, главный вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

Но, ни в коем случае нельзя спекулировать на естественной любви детей к родителям, заявляя: “Мне не нужно такого сына, я не люблю тебя!” Наоборот, и наказанный, ребенок должен быть уверен, что родители не только его по-прежнему любят, но и вместе с ним переживают случившееся.

Рефлексия результатов встречи:

1. Что было самым важным для вас в течение сегодняшней встречи?

2. Какие вопросы Вы хотели бы обсудить в рамках этой темы?

После подведения результатов дискуссии, родители награждаются медалью «Домашний воспитатель».

Дискуссионные методы обучения.

Современное общество диктует новые требования к обучающимся и выпускникам школы. «Новый» ученик– это активная творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и навыки, действовать и решать проблемы.

Как сформировать такую личность? Какие методы обучения помогут решить задачу?

Метод - это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил. Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обуче­ния по ее достижению, намеченный результат.

Различают две группы методов обучения: традиционные и активные методы обучения. Традиционное обучение носит репродуктивный характер и направлено на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности. Задача обучаемого- выучить заданное и воспроизвести его при контроле.

Активные методы обучения - форма обучения, направленная на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности решать нестандартные задачи. Цель обучения - не просто знания, а умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия. Знания усваиваются не «про запас», учат не культуре исполнительского действия, а культуре мыслительной творческой деятельности. Они рассчитаны на самостоятельную поисковую дея­тельность учащихся,

Самое главное в жизни- это собственный опыт.

Экспериментально установлено, что в памяти человека запечатлеется до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает.

Одна из главных задач учителя на современном уроке развивать у детей самостоятельное, критическое мышление, так как обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни. Сложность поставленной задачи предъявляет особые требования к её реализации. Следовательно, педагогу необходимо активно осваивать и применять методы, которые способствуют формированию таких качеств как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения . Я считаю, что именно дискуссионные методы обучения создают особую среду взаимодействия, где ученик может быть активным и компетентным.

Дискуссионные методы - это группа активных методов обучения, пришедших на смену уже сложившимся традиционным, поскольку в их основе лежит доминирующая продуктивная деятельность.

Дискуссионные методы развивают коммуникативную компетентность участников: умение доказывать, апеллировать, дебатировать,выражать свою или групповую точку зрения, слушать оппонентов, формулировать и задавать вопросы, оценивать и критиковать.

Основными характеристиками учебной дискуссии являются:

Актуальность, проблемность, противоречивость.

В основу любой дискуссии положена проблема, выбор которой определяется актуальностью, злободневностью с одной стороны, и удобством и уместностью для учебного процесса, с другой. Поэтому основными ориентирами при выборе темы должны стать:

Соответствие темы (проблемы) дидактическим задачам;

Значение, своевременность, значимость для всех членов общества;

Подготовленность (моральная, эмоциональная, психологическая,) участников дискуссии.

Мотив, целенаправленность.

Проблемная ситуация сопровождается интеллектуальным затруднением, пробуждением познавательной активности, желанием разобраться, высказаться. Так возникает мотив дискуссии . Формулировка проблемы, её анализ, поиск путей решения происходят в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование выводов, их обсуждение, проверка, возможно даже достижение окончательного единственного решения.

Применение дискуссионных методов способствует частичному или полному решению следующих задач:

    осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;

    развитие самостоятельного мышления учащихся, предполагающее знание и учет различных, зачастую диаметрально противоположных точек зрения, отказ от доктринерства (идеи превосходства какой-либо концепции);

    выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;

    развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;

    развитие умения воспринимать критические замечания в свой адрес;

    развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, слушать, не перебивая, вести полемику;

    развитие умения работать в группе единомышленников;

    способность продуцировать множество решений;

    формирование навыка говорить кратко и по существу;

    развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту;

    формирование личностной гражданской позиции.

Особенности организации дискуссии в учебном процессе.

дискуссионные методы обучения: групповая дискуссия, метод «мозгового штурма» и кейс-метод.

    Групповая дискуссия - метод организации совместной коммуникации в интересах интенсивного и продуктивного решения групповой задачи.

Как активный метод обучения групповая дискуссия применяется при обсуждении сложных теоретических проблем. Основная задача, решаемая данным методом, - это обмен мнениями между слушателями, уточнение и согласование их позиций, выработка единого подхода к проблеме. Этот метод позволяет успешно закрепить знания, расширить их и сформировать умение вести диалог.

Групповые дискуссии целесообразно использовать при изучении тем, которые не имеют однозначной исторической оценки. Например…(лит. 10 класс)

В мировом педагогическом опыте получили распространение ряд приемов организации групповой дискуссии обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. К их числу относятся:

симпозиум конференция – формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса).

- круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так с «аудиторией» (остальной частью класса). «Круглый стол» предназначен для того, чтобы не только глубоко раскрыть теоретические или практические проблемы, но и дать обучаемым большой объем научной информации;

заседание экспертной группы («панельная дискуссия») (обычно четыре-шесть учеников, с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. При этом председатель высказывает наиболее популярную, общепринятую точку зрения, затем каждый участник выступает с сообщением, которое четко регламентируется. Экспертные группы могут заседать по одной теме или по разным проблемам, выделенным из одной общей.

- судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела), в ходе которого происходит «защита» своей точки зрения. (Пример 7 кл. лит.)

дебаты – явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), – и опровержений.

(лит.10 кл.)

Любая дискуссия имеет три этапа :

1 – подготовительный , в ходе, которого происходит формулировка проблемы, определение основных вопросов для обсуждения, устанавливаются правила, условия, регламент, распределяются роли, раздается дидактический материал;

2 – ход дискуссии;

3 – этап подведения итогов , в ходе которого делается резюме, суммируются высказанные мнения, обсуждаются варианты дальнейшей работы или способов применения полученных выводов, а затем оценивается ход обсуждения, участие каждого в решении проблемы.

Для введения в дискуссию можно использовать разные приемы:

Изложение проблемы или описание конкретного случая;

Ролевая игра;

Демонстрация кинофрагмента;

Обсуждение представленного наглядного материала (объекты, иллюстрации);

Обсуждение текущих новостей.

Как организатору дискуссии, учителю приходится придерживаться определенной стратегии:

1) воздерживаться от собственных суждений;

2) стимулировать продуктивность идей с помощью вопросов;

3) менять ход обсуждения с помощью вопросов или обобщенных суждений;

4) уточнять, пояснять высказывания учащихся с помощью вопросов, перефразирования;

5) не игнорировать ни одного вопроса и ответа;

6) давать время для обдумывания ответов;

7) наблюдать за соблюдением правил ведения дискуссии:

Выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего); повторные выступления могут быть только отсроченными; недопустима перепалка между участниками.

Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами. В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться.

Каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены.

В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т. п.

При ориентации на задачу метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умение пользоваться своим интеллектом.

Методические приемы организации метода «мозгового штурма».

«Мозговой штурм» («мозговая атака») - первичная форма инновационной игры, род дискуссионных методов, который характеризуется отсутствием критики поисковых усилий, сбором всех гипотез, рожденных в поиске. «Мозговой штурм» - это метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Пять правил проведения мозгового штурма:

1. Отсутствие всякой критики.

2. Поощрение идей.

3. Равноправие участников.

4. Запись всех идей.

Применение метода «мозгового штурма» на этапе объявления темы и постановки УЗ, обеспечивает нестандартность организации данного этапа.

Преимущества мозгового штурма

1. Поощрение креативного мышления.

2. Выход за пределы стандартного мышления.

3. Простота.

Методика организации кейс-метода.

Использование метода кейсов в качестве средства обучения стало чрезвычайно популярно в последние годы.

Кейс-метод - род дискуссионных методов обучения, основанный на изучении анализа конкретных ситуаций. Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Условия, необходимые для организации кейс-метода.

1. Выбор подходящего материала.

2. Наличие альтернатив.

3. Небольшое число участников в группе.

Преимущества метода кейсов:

1. Реализм.

2. Минимизация давления.

3. Активное взаимодействие.

Метод помогает решать следующие задачи:

а) обучать участников анализу реальных ситуаций, а также навыку отделять важное от второстепенного и формулировать проблемы;

б) прививать умение слушать и взаимодействовать с другими участниками;

в) моделировать особо сложные ситуации, когда самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы; здесь важно показать, что именно коллектив является основой в принятии большинства решений;

г) продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность возможных решений.

На ЕГЭ задания части «С» направлены на проверку умения высказывать и аргументировать свое мнение, давать оценочные суждения, сравнивать и обобщать. Решить эту задачу и помогают дискуссионные методы обучения.

Внедрение дискуссионных методов обучения обеспечит решение проблем, связанных с формированием компетенций обучающихся, обеспечит развитие их способностей для жизни в современном обществе и творческую самореализацию, они станут более уверенными, способными выражать и отстаивать свое мнение.

Применяя в своей педагогической практике различные дискуссионные методы обучения, я выделила общие достоинства и недостатки.

2. Дают возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения.

3. Побуждают к самоанализу.

4. Возможность использования дополнительных материалов.

5. Воспитывается терпимость, умение слышать других.

6. Позволяют углубить знания по предмету.

7. Позволяют организовать учебный процесс в новых нестандартных формах.

1. Занимает много времени.

2. Требуется предварительно объяснить правила.

3. При узко поставленной теме возможны повторения.

4. Требует дополнительной подготовки и учителя и учеников.

Дискуссионные методы социального обучения являются гибким инструментом в развитии социальной адаптации подростка, самопознания, развития креативности, а также решают многие внутриличностные проблемы.

Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности их успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Знаменитая фраза «В спорах рождается истина» относится к дискуссионным методам.

Но какие бы методики не использовал учитель на своем уроке, всегда нужно помнить, что любые методики пусты и мертвы без любви к своему делу.