Расчетов с подотчетными лицами расходы. Учет расчетов с подотчетными лицами. Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с подотчетными лицами

Расчетов с подотчетными лицами расходы. Учет расчетов с подотчетными лицами. Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с подотчетными лицами

Социализацией называется процесс овладения и усвоения индивидом культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Содержанием процесса социализации является превращения человека из существа биологического в существо социальное, т.е. становление и формирование личности. Социализация не кратковременный, а длительный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида и включающий ряд этапов: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно социализация происходит в детстве и юности.

Выделяют первичную и вторичную социализацию.

Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности.

Вторичная социализация - процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии.

Отдельные личности, группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация, называются агентами социализации.

Агентами первичной социализации личности выступает ближайшее окружение, оказывающее на нее непосредственное воздействие: семья, родители, друзья, ровесники, учителя, тренеры и т.д.

Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов.

В процессе социализации индивид проходит две фазы: социальная адаптация (приспособление индивида к определенным социально- экономическим условиям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности) и интериоризация (более сложный процесс, означающий включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека). Причем каждый раз в новой социальной среде человеку приходится отвыкать от чего-то, и наоборот, чему-то переучиваться заново. Поэтому процесс социализации включает два этапа: десоциализация — отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения и следующий за ним, более важный этап - ресоциализация , т.е. обучение новым ценностям и ролям для замены прежде недостаточно усвоенных или не соответствующих новой ситуации.

Американский социолог Ирвин Гоффман (1922-1982) выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях:

  • изоляция от внешнего мира:
  • постоянное общение с одними и теми же людьми;
  • утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания;
  • отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым.

Уровни и агенты социализации

Социализация как процесс самоидентификации продолжается практически в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации считается детство, но и взрослые индивиды вынуждены постоянно адаптироваться к меняющимся социальным условиям (смена социального статуса, места жительства, работы, круга общения и т.д.), привыкать к новым социальным ролям (вступление в брак, рождение детей, занятие новой должности и т.п.).

В связи с этим в выделяют два динамичных уровня социализации:

  • первичную, происходящую в сфере межличностных отношений в малых группах, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества;
  • вторичную, происходящую на уровне больших социальных групп, с помощью которой уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества.

Агенты социализации , находясь в непосредственном взаимодействии с человеком, играют важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление. В социологической литературе термин «агенты социализации» также означает каналы, обеспечивающие социализацию человека. Например, по отношению к детям и подросткам агентами социализации выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги, друзья и проч. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают влияние на индивида. При этом у индивидов разных возрастов социализация носит двунаправленный характер. Не только старшее поколение передает молодым нормы и ценности, но и молодежь, легко приспосабливаясь к изменившимся социальным условиям, учит старших.

Поскольку социализация делится на два вида — первичную и вторичную, постольку ее агенты делятся на первичных и вторичных.

Первичные агенты социализации

Первичными агентами социализации выступает ближайшее окружение индивида — родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных групп, спорт, а в современное время мощность набирают такие агенты первичной социализации, как СМИ, в том числе Интернет и т.д. Среди агентов первичной социализации особую роль играют родители и друзья-ровесники. Родители хотят, чтобы их ребенок стремился походить на взрослых, а у ровесников он учится быть ребенком. Родители наказывают его за ошибочные решения, проступки, нарушение нравственных принципов, норм поведения, а ровесники к его ошибкам либо равнодушны, либо их одобряют. Ровесники выполняют важную функцию: облегчают переход от состояния детской зависимости к взрослости, учат быть лидером, добиваться господства над другими, т.е. тому, чему родителям трудно научить. Поэтому родители часто смотрят на сверстников детей как на конкурентов в борьбе за влияние в процессе социализации своих детей.

Семья — важнейший агент социализации , так как составляет первое и самое близкое социальное окружение ребенка, которое само входит в более обширную социальную среду и несет на себе ее отпечаток. Именно с помощью семьи ребенок вписывается в общество. Семья даст ему имя и включает его в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое. Таким образом, именно в семье формируется первичная социальная сущность индивида. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении первых 20 лет его жизни. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи. В семье ребенок знакомится с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми, с половыми ролевыми стереотипами, проходит процесс половой идентификации.

Одновременно семья — это тот социальный институт, который может оказать негативное воздействие на процесс социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положение на работе, социальное отчуждение, неполнота семьи (отсутствие одного из родителей), жестокое обращение родителей с детьми — все это накладывает отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка, в конечном счете на его социальный статус и те социальные роли, которые ему приходится исполнять уже сейчас или которые придется исполнять в будущем.

Причины роста депрессии в подростковой среде связаны с множеством факторов, среди которых и материальное неблагополучие семьи, и конфликтные отношения в семье и с окружающими, и наследственная предрасположенность. Развитие этого заболевания у подростков может привести к трагическому исходу — самоубийству (в России фиксируется высокий процент суицидов среди подростков и молодежи).

Таким образом, именно семья стоит в центре всех проблем, связанных с психическим, физическим и социальным здоровьем молодежи. Конечно, здесь нет прямой жесткой связи, поскольку социализация зависит и от других агентов, а также личных качеств индивида, врожденных черт его личности и других обстоятельств. Поэтому дети, подвергавшиеся жестоким наказаниям, могут вырасти садистами, но могут стать гуманными людьми, активными борцами с жестокостью.

Спорт как агент социализации оказывает позитивное влияние на формирование физически и духовно здоровой личности. По мнению исследователей, спорту следует уделять большее внимание в контексте его социализирующей функции. Причин, по которым дети недостаточно уделяют внимание физическим занятиям, много, и среди них: загруженность в школе и соответственно нехватка времени, низкая спортивная мотивация детей, отсутствие спортивных секций в районе проживания и др.

Развитие спорта в обществе и укрепление его позиций как агента социализации молодого поколения составляют одно из важнейших направлений оздоровления общества. Известно, что спорт придает жизни человека здоровый режим, заряжает его энергией и требует от занимающегося спортом ограничения в негативных стилевых привычках (употребление спиртного, табакокурение и др.). Короче говоря, спорт дисциплинирует личность, формирует силу воли, целенаправленность и целеустремленность, а также является залогом здоровой психической деятельности человека, бодрости и жизнерадостности. Процесс социализации через спорт отличается от процесса социализации в семье, школе, формируя позитивную направленность на поддержание, закрепление и трансляцию определенных социальных ценностей и установок, формирующих жизненно важную для современной молодежи культуру самосохранительного поведения.

Школа как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, научается преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. Так, французский социолог П. Бурдье показал, что для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и т.д. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Социализация в процессе воспитания в семье и школе имеет двойственный характер — не только регулируемый и целенаправленный, но и неуправляемый, стихийный. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. Этот опыт может быть как позитивным, т.е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным.

Интернет как агент социализации молодежи оказывает сильнейшее воздействие на личность и ее нравственное состояние: виртуальный мир, в который попадает молодой человек, дает ему дополнительную свободу для выражения своих эмоций, чувств, жизненных позиций, настроений, взглядов, преодоления различного рода внутренних и внешних конфликтов, возникающих в реальной жизни в семейных отношениях, отношениях со сверстниками. Интернет, усиливая процесс опосредованного общения, оказывает воздействие на психическое состояние личности в плане формирования интернет-зависимости.

Особого внимания заслуживает такая проблема влияния на социализацию личности, как распространение в глобальных сетях игр с элементами насилия. В частности, известны случаи, когда подростки под влиянием этих жестоких сетевых игр расстреливали своих одноклассников. Таким образом, функционирующая в глобальных сетях среда способна оказывать существенное влияние на формирование негативных психологических и поведенческих установок подростков, что актуализирует обращение к базовым агентам социализации, в первую очередь семье.

Вторичные агенты социализации

Агенты вторичной социализации - это формальные организации, официальные учреждения: администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, работники средств массовой информации, лидеры партий и т.д. Если агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя их воздействие сохраняется всю жизнь, то агенты вторичной социализации (их называют также институтами социализации) преобладают во второй половине жизни человека и выполняют, как правило, одну-две социальные функции (например, у СМИ это — информация и идеологическая обработка).

Среди агентов вторичной социализации особая роль принадлежит средствам массовой информации, в первую очередь телевидению. Их влияние на все группы населения огромно: под влиянием СМИ за короткое время может произойти настоящий переворот в массовом сознании, рухнуть системы ценностей и идеологические стереотипы, внедрявшиеся десятилетиями в это сознание. Кинофильмы и особенно телесериалы формируют у индивидов стереотипы поведения, которых они не могут видеть в семье и непосредственном окружении, — сцены «красивой жизни» богатых и праздных, физически привлекательных людей, а также сцены насилия, которыми изобилует современное телевидение. При всем этом огромна позитивная воспитательная роль средств массовой информации, выходящих за рамки . Благодаря именно современным СМИ в значительной мере компенсируется пропасть в возможностях расширения кругозора, разделяющая людей из обеспеченных слоев и представителей бедноты, жителей миллионных городов и население глухих деревень и труднодоступных географических регионов.

В индустриальных обществах важным фактором социализации является трудовая деятельность, которая обеспечивает социальную интеграцию индивида в мир взрослых людей, помогает найти свое место и быть признанным в социальной системе, т.е. наделяет индивида социальной значимостью, дает ему ощущение престижа. Для многих профессия служит главным средством самоидентификации.

Социализация на работе — это преимущественно вторичная социализация, затрагивающая взрослых, уже сформировавшихся людей. Это обусловливает трудности, связанные прежде всего с необходимостью найти правильное соотношение между уже интериоризированными ценностями и ценностями, следовать которым требует работа. Например, люди, воспитанные в духе независимости и самостоятельности суждений, часто испытывают затруднения из-за необходимости на работе зримо проявлять знаки подчинения начальству. Люди, ценящие творческую инициативу, часто бывают плохими исполнителями, а хорошие исполнители часто страдают безынициативностью. Обычно взрослый человек критически относится к ценностям, предлагаемым ему работой, и принимает не все из них, а лишь те, которые кажутся ему приемлемыми. В связи с этим французский социолог Э. Шайн выделяет три типа реакции индивида на производственную социализацию:

  • протест — отказ от всех ценностей и норм;
  • творческий индивидуализм — принятие только основных ценностей и норм;
  • конформизм — безоговорочное принятие всех ценностей и норм, подавляющее творческий потенциал.

Процесс формирования личности называется социализацией. Сложный процесс длится в зависимости от индивидуальных особенностей человека, условий его проживания, экологии, состояния здоровья и других многочисленных факторов. Становлению личности помогают также множество условий; такие факторы имеют свой научный термин - агенты.

Понимание процесса

8 класс предлагает начать изучение процесса социализации с научной точки зрения.

Агенты социализации - это люди и структуры, отвечающие за обучение конкретного человека его социальным ролям. В обществознании раздел строится на проникновении в суть понятий.

Агенты обладают способностью переходить из одной группы в другую. Принцип социализации - не просто приспособление человека к окружению. Все подвергается взаимозависимости, проникновению и превращению, свойственному только человеческому обществу.

Структура агентов

Схема «Агенты социализации» помогает понять распределение задач социализации личности.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • Первичные агенты.
  • Вторичные агенты.

Первые - это близкое окружение. Но понимать термин следует не в прямом смысле. Близкими являются:

  • родители;
  • родственники (даже если они живут далеко);
  • друзья (родителей и самого человека);
  • сверстники (одноклассники, одногруппники);
  • учителя (воспитатели, няни, тренеры, педагоги кружков и студий);
  • врачи.

Первичные агенты близки по способу общения и воздействия на психологию человека, формирующего свой характер и индивидуальный стиль жизни.

  • представители администрации тех учреждений, где учится человек (детский сад, школа, образовательная организация высших ступеней);
  • представители предприятий, являющихся рабочим местом;
  • сотрудники полиции и других надзорных органов;
  • служители церкви;
  • сотрудники средств массовой информации.

Составляющие схемы различны, они зависят от уровня жизни окружения ребенка, его возраста, потребностей и желаний.

Первичные агенты считаются неформальными группами, окружающими личность. Они составляют сферу близкого личного общения, формируют умение находиться в семье близких, компании друзей, группе сверстников. Каждый агент, входящий в первичную социализацию, выполняет поставленную перед ним задачу, социальную роль:

Например:

  • отец добывает средства для комфортного проживания;
  • мать заботиться о состоянии психологии;
  • друг защищает и помогает;
  • учитель дарит знания;
  • сверстник помогает отдохнуть;
  • врач следит за состоянием здоровья.

Первичная группа агентов связана с человеком тесно, но связи могут быть и на расстоянии. Отец даже в командировке способен повлиять на поведение сына. Бабушка, живущая за сотни километров, воспитывает доброту и терпение.

Функционал агентов первичного уровня

Вторичные социальные группы строят формальные отношения. Это контакты деловых связей. Они влияют на воспитание человека, формирование его социализации:

  • школа учит выбирать знания, которые нужны в будущем для выбранной профессии;
  • церковь учит канонам религии, придерживающейся членами всей семьи;
  • предприятие помогает построить свой день так, чтобы получать от труда удовольствие;
  • полиция требует соблюдать нормы, утвержденные законами страны;
  • телевидение расширяет знания о жизни вокруг;
  • государство заставляет жить по законам для всех жителей.

Формальные отношения иногда носят неформальный характер. Например, учитель, являющийся классным руководителем или преподающим любимый предмет более близок, чем другие. Отношения с ним дружественные, переходящие в личностный контакт.

Изменения агентов

В течение жизни круг общения человека претерпевает изменения. На одних этапах неформальная группа очень большая, с течением жизни она уменьшается или расширяется. Все зависит от выбора человека, его социализации. Друзей в детстве и юности много, затем остаются только настоящие, других разбрасывает судьба. Тоже происходит и с формальными связями. Они на пике в период зрелости и выполнения трудовых обязанностей. Для человека имеют значения оба вида отношений, но их ценность проходит по этапам:

  • до 18 лет - важны неформальные отношения;
  • от 18 до 60 - формальные;
  • после 60 лет - неформальные.

Распределение на этапы относительно. Каждый человек строит свою жизнь по своим законам, выбирает для себя место учебы, любимого человека, профессию.

Что мы узнали?

Структурными единицами процесса социализации являются различные понятия. Их научный термин - агенты. В курсе изучения придется познакомиться с классификацией агентов: первичными и вторичными группами. Рассматривается система взаимосвязи агентов, их изменений и преобразование в течение жизни.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 178.

Мальчик, трудившийся в известном в Москве второй половины XIX в. купеческом доме, так описывал работу: «Я всегда отличался большой смекалкой и быстрым и

точным исполнением приказаний. Это было замечено и оценено моим хозяином, и меня через четыре месяца пе ревели на второй этаж - в детское отделение, где всегда было много дам с детьми, покупавших башмаки. Я энергично взялся за дело и скоро научился примеривать детям башмаки, а затем назначать за них цену, причем, боясь продешевить, я немилосердно запрашивал. Покупательницы часто говорили мне, что я ничего не понимаю и поэтому назначаю сумасшедшую цену, а некоторые обижались и уходили. Я с башмаками следовал за покупательницами вниз... дипломатично расхваливал выбранные ими башмаки и понемногу сбавлял цену. Когда мы сходили вниз, где за прилавком постоянно находился хозяин, я, обращаясь к нему, рапортовал: «...на значил рубль пятьдесят копеек, жалуют шестьдесят копеек». Хозяин, в свою очередь, обращался к покупательнице и просил ее сколько-нибудь прибавить, в заключение громко говорил: «Пожалуйте» - и приказывал завернуть башмаки в бумагу. Упустить, то есть не продать... всегда вменялось в вину, за которую приказчикам тут же, при покупателях, хозяин делал строгий выговор, а мальчиков хватал за волосы и стучал их головой о чугунную лестницу». 1.Как ты думаешь, можно ли извлечь из приведенного фрагмента какие-то правила успешного ведения бизнеса? (Ответ обоснуйте)

Каждое учреждение регулярно сталкивается с вопросом о проведении бухучета расчетов с подотчетными лицами. При этом некоторые правила расчетов периодически изменяются.

Поэтому возникает необходимость разобраться, что входит в обязанности бухгалтера, нужно ли заключать договор с подотчетным лицом и как быть, если подотчетное лицо приобрело материалы за свой счет.

Общие моменты

Субъекты хозяйственной деятельности часто сталкиваются с необходимостью оплаты товаров наличными деньгами.

В некоторых случаях это позволяет существенно сократить сроки исполнения обязательств по .

Расчеты наличными средствами предприятия также осуществляют через подотчетных лиц, например, при погашении задолженности перед бюджетом. Расчеты с подотчетными лицами относятся к категории кассовых операций.

Подобная практика присуща каждой организации. Выдача денег через кассу предприятия обычно происходит при выплате заработной платы или во время .

Наличные деньги являются достаточно привлекательным финансовым инструментом при проведении расчетов за товары или услуги.

Однако чтобы исключить злоупотребления правительство установило определенные ограничения для юридических лиц. Международная практика содержит похожие стандарты бухучета.

Порядок выдачи денег подотчетным работникам предусматривает следующее:

  1. Наличие письменного распоряжения директора предприятия.
  2. Список лиц, которые могут получать деньги.
  3. Размер подотчетной суммы.
  4. Сроки возврата денег.
  5. Сроки подачи отчета о расходовании средств.
  6. Соблюдение процедуры выдачи подотчетных денег лицам, отображенным в распоряжении.
  7. Соблюдение процедуры выдачи средств лицам, которые отчитались по авансовым платежам.
  8. Предупреждение о запрете на передачу подотчетных денег между сотрудниками.

Отдельно стоит сказать, что документальное отображение операций является неотъемлемой частью хозяйственной деятельности каждого предприятия.

При этом каждая операция должна сопровождаться оправдательным документом. На основании первичных документов впоследствии формируется бухгалтерский учет.

Если говорить о расчетах с подотчетными лицами, то обычно организации создают отдельный участок учета.

На небольших предприятиях обязанность по ведению первичного учета операций может быть возложена на бухгалтера, который осуществляет учет денежных расчетов.

Основные понятия

Ниже будут рассмотрено несколько базовых определений, которые встречаются в бухучете:

Бухгалтерский учет Это непрерывная фиксация и анализ данных, которые позволяют получить необходимую информацию о состоянии имущества, обязательств и активов предприятия. Сюда также относятся любые изменения, возникающие в ходе хозяйственной деятельности организации
Подотчетные лица Должностные лица, которые обязаны представить письменный отчет о том, как ими были использованы выданные средства
Учет расчетов Документальное отображение операций по расчетам с контрагентами
Синтетический учет Учет итоговых сведений бухучета о разновидности имущества, обязательствах предприятия и хозяйственных операциях, который создается на основании конкретных экономических признаков
Счет 71 Служит для отображения суммы задолженности перед предприятием. На этом счету также указывается сумма невозмещённого перерасхода
Аудитор Физическое лицо, которое занимается проверкой финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Кто осуществляет расчет

Выдачу подотчетных сумм осуществляет кассир на основании . При этом кассовые документы должны быть заверены директором и главным бухгалтером учреждения.

При выдаче подотчетных средств организация должна придерживаться . Наличные деньги выдаются из кассы предприятия на основании .

Что касается составления кассового документа, а также его последующей регистрации в , то этим занимается сотрудник, который отвечает за ведение подобных операций.

И только после этого документ передается кассиру для исполнения. Получателю подотчетных сумм документ на руки не выдается.

Такой порядок исключает внесение ошибочной информации в расходный документ. В результате чего кассир не понесет материальную ответственность за чужие ошибки.

Нормативное регулирование

Базовым нормативным документом, регулирующим трудовые правоотношения, является ТК РФ. Бухучет хозяйственных операций предприятия осуществляется на основании .

Для органов государственной власти разработан Единый план счетов бухучета (). Инструкция по его применению утверждена .

При осуществлении кассовых операций организациям и предпринимателям необходимо учитывать .

Порядок осуществления наличных расчетов утвержден Указанием Центробанка №3073-У.

В бюджетных учреждениях расчеты с подотчетными сотрудниками могут производиться на основании положений:

При этом выдача наличных денег может происходить путем их перечисления на банковскую карту работника. Для этого в положении о выдаче денег должна быть соответствующая оговорка.

Степень детализации разновидности выплат в локальном документе предприятие определяет самостоятельно. Аналогичная правовая позиция изложена в .

Выдача денег под отчет производится исключительно по распоряжению директора предприятия. Основанием для перечисления средств является .

Закон не предусматривает ограничений по сумме выплат. Но, если подотчетное лицо приобретает товары в интересах учреждения, то при расчете наличными деньгами нужно придерживаться лимитов, установленных для юридических лиц.

В рамках одного соглашения сумма платежа не должна превышать 100 тыс. руб. ().

На закупку продукции у одного поставщика установлены определенные ограничения. Закон также вводит годовой лимит на совокупную сумму закупок.

Поэтому предприятие должно контролировать на протяжении календарного года размер отчислений. Для этого нужно утвердить документ, определяющий порядок закупок через подотчетных работников.

В документе необходимо указать ответственное лицо, которое будет следить за тем, чтобы не был превышен лимит. Обычно для этой цели привлекают специалиста по закупкам.

После утверждения кандидатуры подотчетные сотрудники должны будут согласовывать заявления о выдаче денег на производственные нужды.

Авансирование допускается только при условии, что подотчетное лицо не имеет задолженности по деньгам, по которым пришло время для подачи авансового отчета (п.214 приказа Минфина №157).

Форма документа утверждена . Если сотрудник не отчитался в срок, то деньги ему не выдаются.

Следовательно, перед тем как выдать заявленную сумму денег бухгалтер должен проверить, чтобы не было дебиторской задолженности.

Если задолженность есть, тогда нужно проверить сроки предоставления отчета. Аванс выдается подотчетному работнику, если указанные сроки не истекли.

После их истечения подотчетный сотрудник обязан представить об использовании денег и документы, подтверждающие то, что полученные деньги оприходованы на приобретенные материалы.

Для этого сотруднику отводится 3-дневный срок. Проверка отчета проводится в срок, установленный директором в соответствующем распоряжении.

Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами

Перечень лиц имеющих возможность получать деньги под отчет определяется нормативной документацией или внутренними локальными актами предприятия.

Выдача денег должна сопровождаться , с отображением следующих данных:

  • цель расхода;
  • сроки;
  • сумма аванса.

Расходный кассовый ордер должен быть зарегистрирован в журнале регистрации. Авансовый отчет служит письменным доказательством целевого применения выданных денег.

На его основании происходит списание средств. О том, как делаются проводки об израсходованных подотчетным лицом на производственные цели деньгах, будет сказано ниже.

Основные проводки

Проводки при выдаче аванса работнику коммерческого предприятия на командировочные издержки делаются так:

Отчет должен сопровождаться документами, подтверждающими понесенные издержки и то, что материалы поступили на предприятие.

По подотчетным суммам организация делает такие записи:

Сумма денег своевременно не возвращенная работником отображается так:

Удержание обозначенных сумм фиксируется так:

Бухгалтерские проводки при выдаче денег учреждения подотчетному работнику делаются так:

Дт 0 208XX 560 Наращивание дебиторской задолженности
Кт 0 20134 610 Выданы деньги из кассы предприятия
Кт 0 20135 610 Выбытие финансовой документации из кассы
Кт 0 20111 610 Списание денег со счета в казначействе
Кт 0 20121 610 Выбытие денег в банк
Кт 1 30405 XXX Расчеты по платежам из бюджета с фин. органом

Увеличение дебиторки ответственного сотрудника происходит по факту оплаты им определенного товара через банковскую карту.

Поэтому бухгалтер должен контролировать расходные операции, чтобы вовремя отражать задолженность и обязательства организации.

При выполнении обязанностей необходимо руководствоваться должностной инструкцией бухгалтера.

Проводки при переводе денег на карту предприятия в течение одного операционного дня отражаются так:

Если зачисление денег на карту предприятия произошло на другой операционный день, тогда проводки делаются так.

Первая:

Вторая:

Если сотрудник снял поступившие на карту подотчетные деньги или оплатил ими товары, то проводка делается так:

После утверждения директором предприятия отчета записи делаются так:

При возврате денег запись делается так:

Как видно, не только выдача денежных средств отражается записью, но, и возврат подотчетных сумм.

Отражение в балансе (актив или пассив)

Расчеты с получателями подотчетных сумм отображаются на активно-пассивном счете 71 «Расчеты с подотчетными работниками».

Если подотчетный работник потратил свои деньги, то они возмещаются предприятием, при условии, что сотрудник предоставит подтверждающие документы.

Проверка расчетов

Для проведения проверки расчетов предприятие может привлечь аудитора. Проверке подвергаются следующие документы:

  1. Авансовые отчеты.
  2. Журналы регистрации.
  3. Список лиц, имеющих право получать подотчетные суммы.
  4. Сметы представительских издержек.
  5. Заявления о выдаче денег.
  6. Оправдательные документы.

Результатом проверки является аудиторское заключение. Этот документ имеет юридическую значимость для всех субъектов хозяйственной деятельности и государственных органов.

Так как они отвечают только за умышленное причинение вреда, включая ущерб, нанесенный в состоянии алкогольного опьянения. Поэтому такой категории работников подотчетные суммы не выдаются.

Какие могут возникнуть проблемы при инвентаризации?

Проверка состояния расчетов является частью инвентаризации, которая проводится накануне составления годовой отчетности ().

При описи могут возникнуть следующие проблемы:

  1. Расхождения между фактическим имуществом и данными бухучета.
  2. Невыплаченные суммы по оплате труда.
  3. Необоснованная кредиторская или дебиторская задолженность.
  4. Отсутствие приказа о подотчетных лицах, имеющих право получать деньги.
  5. Несоответствие перечня лиц, которые могут получать подотчетные суммы фактическим данным.
  6. Отсутствие авансовых отчетов по суммам, по которым истек срок подачи отчета.
  7. Недостача оправдательных документов и др.

Как быть, если выдан аккредитив

Под аккредитивом подразумевается условное денежное обязательство банка, которое выдается по поручению клиента в интересах его контрагента.

На основании этого поручения кредитная организация должна будет произвести платеж поставщику. Основанием для перечисления денег являются документы, предусмотренные аккредитивом.

Если аккредитив открывает бюджетное учреждение, то его размер не должен превышать лимит соответствующего бюджетного финансирования. Проводки делаются следующим образом:

При предоставлении фальшивых документов

Первичные финансовые документы должны быть составлены в соответствии с требованиями российского законодательства.

Обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • код формы;
  • дата составления;
  • название организации, выдавшей документ;
  • суть операции;
  • наименование должностей лиц, которые ответственны за проведение операции;
  • подпись уполномоченного сотрудника.

При отсутствии подписи главбуха документ считается недействительным и не должен приниматься к исполнению. Что касается подложных документов, то за их предоставление законом предусмотрена уголовная ответственность.

Подбивая итог обзора учета расчетов с подотчетными лицами нужно выделить несколько ключевых моментов. Получать подотчетные суммы могут материально ответственные работники предприятия.

Выдача денег осуществляется на основании приказа руководителя организации. Наличные деньги выдаются на основании расходного кассового ордера.

Денежные средства должны быть израсходованы исключительно на цели, предусмотренные служебной запиской.

  • 5. Инвентаризация: порядок ее проведения и отражения результатов в учете.
  • 6. Понятие, состав, назначение бухгалтерской отчетности.
  • 7. Бухгалтерский баланс – информационная модель состояния средств организации.
  • 8. Учет денежных средств на расчетном счете организации
  • 9. Организация учета кассовых операций, порядок ведения кассовой книги.
  • 13. Учет расчетов с учредителями
  • 14. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
  • 15. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
  • 17. Учет расчетов с подотчетными лицами.
  • 18. Учет расчетов с бюджетом.
  • 19. Учет импортных операций
  • 20. Учет экспортных операций
  • 21. Основные средства: понятие, классификация, виды оценки
  • 22. Основные средства: учет поступления и выбытия.
  • 23. Учет амортизации основных средств.
  • 24. Учет аренды основных средств.
  • II. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
  • 1. Комплексный экономический анализ, как элемент управления организацией.
  • 2. Методика детерминированного факторного анализа, как способ поиска резервов деятельности организации.
  • 3. Традиционные и экономико-математические приемы экономического анализа.
  • 4. Экономический анализ в системе маркетинга: анализ спроса, рынка, ценовой политики.
  • 5. Конкурентоспособность продукции, методика ее экономического анализа и способы повышения.
  • 6. Экономический анализ объема производства и реализации продукции.
  • 13. Экономический анализ обеспеченности организации основными средствами
  • 14. Экономический анализ эффективности и интенсивности использования основных средств
  • 15. Экономический анализ использования производственной мощности организации
  • 16. Экономический анализ технического уровня производства.
  • 18. Экономический анализ обеспеченности организации материальными ресурсами.
  • 19. Экономический анализ организации материально-технического снабжения материальными ресурсами и использования отходов
  • 20. Экономический анализ и оценка эффективности использования оборотных средств. Резервы повышения эффективности использования
  • 21. Экономический анализ денежных средств и денежных потоков
  • 22. Экономический анализ дебиторской и кредиторской задолженностей.
  • 23. Экономический анализ затрат на производство продукции, затрат на один рубль товарной продукции.
  • 24. Экономический анализ себестоимости единицы продукции, сравнимой товарной продукции.
  • III. Аудит
  • 1. Понятие об аудите и аудиторской деятельности. Место аудита в системе контроля в Российской Федерации.
  • 2. Виды аудита.
  • 3. Услуги, сопутствующие аудиту.
  • 4. Кодекс профессиональной этики аудитора.
  • 5. Принцип независимости аудиторов.
  • 6. Права и обязанности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций.
  • 7. Права и обязанности аудируемых лиц.
  • 8. Аудит финансовой отчетности.
  • 9. Правовое регулирование аудиторской деятельности.
  • 13. Аттестация аудиторов в рф
  • 14. Планирование аудиторской проверки
  • 15. Сущность в аудите
  • 16. Аудиторские риски.
  • 17. Аудиторские доказательства.
  • 18. Документирование в аудите.
  • 19. Структура аудиторского заключения
  • 20. Аудит основных средств и нематериальных активов
  • Основные виды нарушении:
  • 21. Аудит материально-производственных запасов
  • 22. Аудит расчетов по оплате труда.
  • 23. Аудит затрат на производство.
  • 24. Аудит товарных операций.
  • 17. Учет расчетов с подотчетными лицами.

    Подотчетные лица – работники предприятия, получающие денежные авансы на осуществление хозяйственных расходов и на затраты по случаю командировок. Порядок ведения кассовых операций определяет порядок выдачи денег под отчет. Выдача производится при наличии кассы и без кассы, выдается чек из кассы банка.

    Подотчетные суммы на хозяйственные расходы выдаются в размере 2-дневной потребности не более, чем на 3 дня. Если вне места нахождения предприятия – в размере 10-дневной потребности до 15 дней. На служебные командировки: на стоимость проезда туда и обратно, суточные и расходы по найму жилого помещения.

    В случае если командировочный работник временно нетрудоспособен, то ему возмещается наем жилого помещения, кроме тех случаев, когда работник был в стационаре, и выплачиваются суточные за все время, пока он не мог продолжить поручение и вернуться, но не свыше 2 месяцев.

    Временная нетрудоспособность и невозможность вернуться должны быть установлены документально. В срок командировки не включаются дни временной нетрудоспособности. Работнику возмещаются услуги по предварительной покупке билетов, пользование постелью, страховой сбор, расходы по бронированию жилого помещения, по пользованию транспортом общего пользования (кроме такси), если они находятся вне пункта назначения только на основании документов.

    Днем выезда является день отправления транспортного средства из места постоянной работы, а днем приезда считается день приезда транспортного средства к месту работы. При отправлении в место до 24 ч является текущий день, после 0 ч – последующие сутки.

    Если место назначения находится за чертой города, учитывается время приезда до станции. Режим работы и отдыха определяется предприятием, командировавшим его. Взамен дней отдыха, не использованных во время командировки, другие дни не предоставляются. Если работник выезжает в командировку по распоряжению администрации в выходной день, то ему в установленном порядке предоставляется другой день отдыха.

    Полученные авансы разрешается использовать подотчетным лицам только на те цели, на которые они выданы. В течение 30 дней после возвращения из командировки подотчетные лица обязаны представить авансовый отчет об израсходованных суммах.

    Расчеты с подотчетными лицами учитываются на активно-пассивном счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Выдача наличных денежных средств выдается подотчетному лицу на основании служебной записки, в которой должны быть указаны: цель расхода, сроки и необходимая для этого сумма. Служебную записку должен подписать руководитель предприятия, и только после этого бухгалтер может выписать расходный кассовый ордер на данную сумму, а кассир – выдать подотчетную сумму.

    Подотчетное лицо в установленный срок должно представить в бухгалтерию предприятия авансовый отчет с подтверждающими документами (товарные чеки) о факте приобретения предметов для административно-хозяйственных нужд. Остаток неиспользованной суммы подотчетное лицо возвращает в кассу предприятия по приходному кассовому ордеру.

    Руководитель предприятия может отправить подотчетное лицо в служебную командировку (например, в поездку на определенный срок в другой регион или город для выполнения каких-либо поручений руководителя).

    При направлении подотчетного лица в служебную командировку в пределах Российской Федерации в бухгалтерии предприятия оформляется командировочное удостоверение, которое должно содержать следующие необходимые реквизиты:

    1) фамилия, имя, отчество подотчетного лица;

    2) пункт назначения командировки;

    3) наименование предприятия, куда командируется подотчетное лицо;

    4) цель командировки;

    5) срок командировки.

    Командировочное удостоверение должно быть подписано руководителем предприятия. Действующее законодательство предусматривает следующие гарантии и компенсационные выплаты при командировках:

    1) сохранение за командированным работником в течение всего времени командировки места работы (должности) и среднего заработка;

    2) оплату суточных за время нахождения в командировке;

    3) оплату расходов по проезду к месту назначения и обратно;

    4) оплату расходов по найму жилого помещения. В бухгалтерском учете операции с подотчетными лицами отражаются следующими проводками:

    1) выдан аванс на командировочные расходы:

    Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», Кредит счета 50 «Касса»;

    2) отражены расходы по найму жилого помещения (без учета НДС):

    Дебет счета 44 «Расходы на продажу», Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

    3) учтена сумма НДС, уплаченная за найм жилого помещения:

    Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»,

    Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

    4) возврат неиспользованной суммы в кассу от подотчетного лица:

    Дебет счета 50 «Касса»,

    К авансовому отчету прилагаются оформленные документы, подтверждающие расход подотчетных сумм, по командировкам прилагается оформленное командировочное удостоверение и т. д.

    В бухгалтерии авансовые отчеты проверяются и определяются суммы, подлежащие утверждению руководством предприятия.

    На суммы, выданные под отчет, делается запись:

    На израсходованные суммы, принятые и утвержденные по авансовым отчетам, делаются записи:

    Дебет счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 10 «Материалы»,

    Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

    Неизрасходованные суммы возвращаются в кассу предприятия:

    Дебет счета 50 «Касса», Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

    При заграничных командировках выдача аванса в валюте в учете отражается так:

    Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», Кредит счета 50 «Касса».

    Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, списываются следующим образом: Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

    Если эти суммы могут быть удержаны из зарплаты, то делается запись:

    Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

    Если они не могут быть удержаны:

    Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»,

    Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

    Аналитический учет ведется по каждой авансовой выдаче. Выдача новых авансов может быть только при полном отчете по предыдущему авансу. Передача аванса другому лицу не допускается.