Крайслер-билдинг в Нью-Йорке: фото и описание. Небоскреб крайслер-билдинг в нью-йорке. Знаменитый небоскреб в поп-культуре

Крайслер-билдинг в Нью-Йорке: фото и описание. Небоскреб крайслер-билдинг в нью-йорке. Знаменитый небоскреб в поп-культуре

Небоскреб Крайслер-билдинг принадлежал когда-то компании «Крайслер».
Здание было построено в 1930 году, сегодня оно считается одним из символов Нью-Йорка.
Высота здания 319 м. Располагается оно в восточной части Манхэттена.
Сейчас собственниками небоскреба являются: «TMW Real Estate» (75 процентов) и «Tishman Speyer Properties» (25 процентов).

3

В конце двадцатых - начале тридцатых годов прошлого века в Нью-Йорке один за другим строились небоскребы, причем для владельцев каждого из них вопросом престижа было превзойти по высоте предшественника. Архитектор Уильям ван Ален разработал проект здания высотой 246 метров для подрядчика Уильяма Рейнольдса, но позднее права на постройку были выкуплены Уолтером Крайслером, который планировал разместить в новом строении штаб-квартиру своей автомобильной корпорации. По требованию Крайслера проект был пересмотрен, планируемая высота здания увеличилась на десять этажей (до 282 метров).

Первоначальный дизайн Ван Алена предполагал в качестве украшения стеклянную крышу в виде бриллианта. В проекте также было обозначено основание, в котором выставочные окна были увеличены по высоте в три раза и имели над собой 12 этажей со стеклянными углами, что должно было создавать визуальный и физический эффект легкости, будто башня парит в воздухе. Также первоначально небоскреб должен был составлять 246 метров в высоту. Однако проект посчитали слишком опережающим время, да к тому же дорогим для его заказчика Уильяма Г. Рейнолдса, который не одобрил первоначальный план Ван Алена. Тогда дизайн и аренды были проданы Уолтеру П. Крайслеру, который работал с Ван Аленом и переделал дизайн небоскреба, добавив несколько этажей; в итоге он доходил до 282 метров в высоту. Так как Уолтер Крайслер был председателем Автомобильной корпорации Крайслер (Chrysler Automobile Corporation), различные архитектурные детали и особенно статуи и горгульи на здании были сделаны в виде продуктов компании Крайслер, например, в виде капотов Plymouth; они представляли собой механический век в 1920-ых годах

Работы по расчистке территории для строительства начались в октябре 1928 года, через шесть месяцев начались строительство фундамента, а спустя ещё шесть месяцев был уже полностью возведён стальной остов здания. Открытие здания состоялось 27 мая 1930 года.

В общем, было использовано почти 400 000 заклепок и примерно 3 826 000 кирпичей были положены вручную, чтобы создать ненесущие стены небоскреба. Для координации строительства к подрядчикам, строителям и инженерам присоединились и другие эксперты строительных служб.

77-этажный небоскрёб Крайслера был частью сумасбродного трёхстороннего соревнования за звание самого высокого здания в мире. Боролись с Крайслером за этот титул компания Банк Манхеттена со зданием Уолл-стрит 40, возводимого бывшим партнёром Ван Алена, и его главным непримиримым соперником Крэгом Северансом (H . Craig Severance), а также Эмпайр Стейт Билдинг. Когда Северанс пронюхал о том, что Крайслер собираются возводить до высоты 925 футов (281,94 м), он добавил 50-футовый (15,24 м) флагшток, который сделал его здание на два фута выше, достигнув 927 футов (282,55 м). Затем, в августе 1930 года Ван Ален раскрыл своё «секретное оружие» - верхушку, шпиль из нержавеющей стали, который под покровом тайны был собран внутри купола здания, а затем поднят, благодаря чему небоскрёб достиг высоты 1048 футов (319,43 м). Шпиль Ван Алена оказался первым возведённым человеком объектом, превзошедшим высоту 1024,5 футовой (312,27 м) Эйфелевой башни, которая удерживала рекорд высоты со времени Парижской Всемирной ярмарки 1889 года.

В это же время в Нью-Йорке заканчивалось строительство другого небоскреба - семидесятиэтажного здания на Уолл-стрит, 40 (позднее ставшего известным как "Трамп Билдинг"). Его архитектором был Крэг Северанс, бывший коллега, а на тот момент соперник ван Алена. Зная предпологаемую высоту Крайслер Билдинг, Северанс в погоне за славой увеличил высоту своей стройки до 283 метров.

Ответом Уильяма ван Алена стало получение разрешения на увеличение высоты "Здания Крайслера". Без лишней огласки он собрал внутри строящегося небоскреба стальной шпиль высотой около 38 метров. После того, как шпиль был водружен на вершину здания, Крайслер Билдинг достиг высоты 320 метров, став самым высоким сооружением в мире.

Земля, на которой стоит Крайслер-билдинг, была отдана организации The Cooper Union for the Advancement of Science and Art – частному колледжу, предлагающему каждому абитуриенту полную стипендию на обучение, в 1902 году. Земля была сдана в аренду Корпорации Крайслер в 1929 году. Колледж до сих пор владеет этой землей. Права на само здание имело несколько хозяев. Семья Крайслер продала здание в 1947 году. Корпорация Крайслер съехала оттуда в 1950-х, а в 1957 его купили лидеры в сфере недвижимости Сол Голдман и Алекс ДиЛоренцо, и оно перешло во владение Массачусетской компании страхования жизни на взаимных началах (Massachusetts Mutual Life Insurance Company). Вестибюль был обставлен по-новой, а фасад переделан в 1978-1979 годах. В 1979 году зданием владел Джек Кент Кук – инвестор из Вашингтона, округ Колумбия. Шпиль претерпел реконструкцию, которая завершилась в 1995 году. В 1998 компания Tishman Speyer Properties (Тишман Спейер Пропертис) и Группа туристического страхования (Travelers Insurance Group) купила Крайслер-билдинг на пересечении 42nd Street и Lexington Avenue и соседнее здание Кент-билдинг (Kent Building) в 1997 году примерно на 220 миллионов долларов у консорциума банков и организации Джека Кента Кука. До 1997 года компания Tishman Speyer Properties выпросила у компании Cooper Union аренду на землю на 150 лет и до сих пор продолжает удерживать арендные права.

В 2001 году 75% акций здания были проданы за 300 миллионов долларов немецкому филиалу инвестиционного фонда TMW со штаб-квартирой в Атланте. 11 июня 2008 года сообщалось, что Совет инвестиций Абу-Даби ведет переговоры по покупке 75% акций у TMW и 15% акций у Tishman Speyer Properties, а также доли организации Trylons по-соседству за 800 миллионов долларов. 9 июля 2008 года объявлялось, что сделка была совершена, и что теперь Совет инвестиций Абу-Даби владеет 90% акций на здание.

Крайслер Билдинг удерживал корону высочайшего здания в мире в течение всего лишь одиннадцати месяцев, пока не был побеждён небоскрёбом Эмпайр Стейт Билдинг, который был открыт в мае 1931 года. (Без своей причальной мачты, Эмпайр Стейт был всего лишь на два фута (0,61 м) выше, чем Крайслер. Однако, 200-футовая (60,96 м) мачта, первоначально предназначавшаяся для причаливания дирижаблей, а затем установленная в 1950 году 204-футовая (62,18 м) телевизионная антенна увеличивали его высоту до 1452 футов, 8 и 9/16 дюймов (442,787 м) до вершины громоотвода.)

Было немало попыток расшифровать фасад Крайслера, особенно шпиль, который высмеивался ведущими критиками того времени как «конструкция-недоросток» со «всем этим бессодержательным романтизмом, этим бессмысленным сладострастием, этим пустым символизмом», как «перевёрнутая рыба-меч» и как «архитектура Маленького Немо», имея в виду футуристичный космический дизайн.

Тридцать первый этаж башни, облицованной белым кирпичом со вставками из серого кирпича, украшен фризом стилизованных автомобилей, увенчанных крылатыми урнами, напоминающими крышку радиатора модели Крайслера 1929 года. На следующем выступе восемь гигантских металлических орлиных голов сторожат стороны света как защищающие символы на средневековых замках.

Лейтмотив здания - это автомобиль, превращающийся в летательный аппарат, или аппарат, становящийся живым летающим существом. Урны, отрастившие крылья, головы орлов, сделанные из металла. В этом контексте, шпиль может быть истолкован как оперение, сделанное из металла, с треугольными окнами и фигурными металлическими панелями, являющимися элементами этого оперения.

27 мая 1930 года Крайслер Билдинг был открыт для посетителей. Несмотря на очень быстрые темпы строительства (четыре этажа в неделю) и весьма примитивные меры безопасности во время возведения здания не погиб ни один человек.
Крайслер Билдинг - классический пример стиля ар-деко в архитектуре. В отделке построенного из кирпича здания широко использовалась нержавеющая сталь, в том числе и для венчающих здание арочной "короны" и шпиля. Не менее роскошно отделаны также вестибюли, лифты и другие внутренние помещения небоскреба.

Крайслер-билдинг также известно своей короной, украшающей переднюю сторону крыши. Имеющий семь полукруглых арок террасы, дизайн короны Ван Алена представляет собой крещатый свод, сделанный из семи полукруглых частей с переходными скосами, возведенными один за другим. Покрытия из нержавеющей стали закреплены и скованы в солнечный узор с многочисленными треугольными сводчатыми окнами, переходящими в небольшие сегменты семи узких скосов фасада короны. Сама корона выложена из серебристого металла «Эндуро КА-2» - аустенитной нержавеющей стали, разработанной в Германии компанией Krupp и поставляемой на рынок под названием «Нироста» (немецкий акроним слова nichtrostender Stahl – нержавеющая сталь».

Когда здание первоначально открылось, оно имело галерею, доступную публике, на 71-ом этаже, которая была закрыта в 1945. Теперь этот этаж – самый высокий из всех занимаемых этажей в здании, совсем недавно занимаемый офисной компанией. Частный клуб «Cloud Club» занимал пространство на трех этажах – с 66 по 68, но он был закрыт в конце 1970-ых. Выше 71-го этажа здание представляет собой, в основном, лестницу на шпиль. Эти очень узкие этажи с низким косым потолком служат исключительно для хранения радио и другого оборудования. Телевизионный канал WCBS-TV (второй канал) первоначально вещал с крыши Крайслер-билдинг в 1940-х и начале 1950-х, прежде чем переехать в Эмпайр-стейт-билдинг. В течение многих лет радиостанции WPAT-FM and WTFM (теперь WKTU) также использовали Крайслер-билдинг в качестве своей вышки, но они также переехали в Эмпайр-стейт-билдинг к 1970-ым годам. В данный момент в Крайслер-билдинг нет радиостанций.

На шпиле и его украшении есть два вида освещения. Первый - V-образные входы освещения в самом здании. Позднее была добавлена группа прожекторного освещения на кронштейнах осветительных столбов, направленных на заднюю сторону здания. Это позволяет осветить крышу здания огнями различного цвета по особым случаям. Это освещение было установлено электриком Чарльзом Лонднером и его командой во время строительства здания.

По мнению многих специалистов Крайслер Билдинг - это самый красивый из многочисленных небоскребов Манхэттена. Здание традиционно входит в десятку "самых любимых" архитектурных сооружений Соединенных штатов Америки.

Сразу после окончания строительства здания на семьдесят первом этаже была расположена доступная для посетителей смотровая площадка, но уже в 1945 году она была закрыта. До конца семидесятых годов прошлого века три этажа Крайслер Билдинг (с шестьдесят шестого по шестьдесят восьмой) занимал частный "Облачный клуб". Некоторое время на верхних (технических) этажах здания были установлены телевизионные и радиопередатчики, но со временем практически все они "переехали" на Эмпайр Стейт Билдинг.

В 1976 году здание Крайслер Билдинг получило статус Национального исторического памятника США.

До пятидесятых годов XX века здание оставалось собственностью семьи Крайслер, впоследствии оно поменяло многих хозяев. Сейчас здесь расположены офисы множества компаний, в связи с чем свободный доступ открыт только в вестибюли первого этажа. Тем не менее Крайслер Билдинг является одной из наиболее известных достопримечательностей и символов Нью-Йорка и постоянно привлекает к себе внимание многочисленных туристов.

Крайслер-билдинг - пример ар-деко в архитектуре. Своеобразная орнаментация небоскрёба - это повторение мотивов дизайна колпаков для дисков колёс автомобилей Крайслер того времени. Возможно, Крайслер-билдинг является лучшим образцом периода Ар-деко в нью-йоркской архитектуре, который считается самым красивым периодом в развитии города.

Необыкновенно элегантным является холл небоскрёба, а на вершине здания была оборудована обзорная площадка, которую через несколько лет заменили рестораном. Но с началом Великой депрессии бывшую площадку обозрения превратили в частный клуб. Самые верхние уровни небоскрёба являются узкими, у них низкие потолки, они были созданы преимущественно для обозрения снаружи, их использовали для установки радиооборудования и других аппаратов (механических и электрических).

Материалы, применённые в отделке здания роскошны и экзотичны – красный марокканский мрамор с узором, напоминающим пламя, багровые слои которого, как будто ухватили дух эпохи джаза, и полы, выполненные из жёлтого сиенского мрамора. Изыскано инкрустированные двери и кабины лифтов, словно поэма, по памяти прочитанная вслух: тиковое дерево, филиппинское красное дерево, кубинская слива, английский клён с зелёной древесиной, американская и южно-африканская прима-вера, осина, кудрявый клён и ореховое дерево из Америки, австралийский шёлковый дуб. Богатая отделка деревом - это ещё один буквальный образ автомобиля в оформлении интерьера здания, ведь автомобили того времени имели в своей внутренней отделке множество деревянных элементов, а также деревянную панель приборов

Выше облаков – Крайслер-билдинг

Небоскрёб в разрезе

Самый высокий небоскреб в мире – Крайслер-билдинг : Американцы всегда гордились тем, что в их стране разбогатеть может каждый. Не раз случалось, что в США успешное предприятие уже через несколько месяцев после основания приносило миллионные доходы. Из всех американских компаний самыми богатыми и быстрорастущими были те, что производили автомобили. Это новое изобретение оказалось настолько популярным, что всего за десять лет автомобильные
компании “Форд” и “Дженерал Моторес” стали крупнейшими в США.

Уолтер Крайслер, основав компанию по производству автомобилей, надеялся, что она станет не менее успешной, чем “Форд” и “Дженерал Моторес”. Для штаб – квартиры он решил построить в Нью – Йорке здание столь же красивое и современное, как и автомобили марки “Крайслер”. Крайслер-билдинг должен был стать ни много ни мало самым высоким небоскрёбом в мире!

Выше облаков – Крайслер-билдинг. Небоскрёб в разрезе. Самый высокий небоскреб в мире – Крайслер-билдинг

В то время самым высоким сооружением была Эйфелева башня, а самым высоким зданием – небоскрёб Вулворт-билдинг высотой 241 метр. С его обзорной площадки открывался вид на Нью- Йорк, холмы за городом и океан. Крайслер хотел, чтобы его здание стало ещё выше. Вместе с архитекторами он изучил проект и объявил, что высота Крайслер-билдинга будет 246 метров.

Тогда Уолтер Крайслер предполагал, что с этого момента вступил в жестокое соперничество. Однажды к нему в офис прибежал курьер и рассказал новость: Банк Манхэттена начал возводить на Уолл – стрит небоскрёб, который будет на 14 метров выше Крайслер-билдинга!

Уолтер Крайслер созвал своих архитекторов и строителей на экстренное совещание.
Вместе они увеличили высоту Крайслер-билдинга, добавив в проект дополнительные этажи. К удовлетворению главы компании, теперь высота небоскрёба составляла 282 метра.

Крайслер-билдинг рос с невероятной скоростью, прибавляя по четыре этажа в неделю. День и ночь рабочие поднимали в небо огромные стальные балки, закрепляли их с помощью болтов и выкладывали кирпичные стены. Но на Уолл-стрит строительство шло
ещё быстрее. А перед самым его завершением выяснилось, что владельцы добавили к запланированным шестидесяти восьми этажам ещё три! И вот на их небоскрёбе
уже развеваются флаги, а внизу раздаются сигналы автомобилей, и вся Уолл-стрит аплодирует самому высокому зданию в мире.

Самое высокое здание на земле

Но Уолтер Крайслер не сдался – у него тоже был секретный план. Во время строительства его рабочие собрали внутри Крайслер-билдинга шпиль из нержавеющей
стали и в последний момент при помощи лебёдки установили его на крыше. Спустя несколько недель, когда небоскрёб был представлен публике, он оказался выше не только здания Банка Манхэттена, но и Эйфелевой башни. Крайслер-билдинг высотой 319 метров стал самым высоким сооружением на Земле!

Однако триумф Уолтера Крайслера длился недолго. Ещё до окончания строительства его небоскрёба начались работы по возведению , который
вскоре обогнал своих предшественников, поднявшись в небо на 381 метр.

И всё же в одном остался не превзойдённым. Он покорял
людей не только своей высотой и невероятной формой, но и изяществом каждой детали. Углы его верхних этажей были украшены скульптурами орлов – эмблемой Крайслера, двери лифтов инкрустированы орнаментами из металла и дерева, а шпиль взмывал к облакам над арками из нержавеющей стали, сиявшими в солнечном свете.
Пусть здание штаб-квартиры корпорации «Крайслер» не стало самым высоким в мире, зато оно стало самым красивым из всех небоскрёбов.

Давным-давно люди изобрели механизмы, которые с помощью системы тросов и роликов приводили в движение платформы с грузом. С появлением мощных двигателей
грузы стало возможным поднимать на огромную высоту. Но перевозить людей было по – прежнему опасно. Что будет, если трос оборвётся?

Решить проблему смог изобретатель Элиша Отис . Он разработал автоматический тормоз, обеспечивавший безопасность людей даже в случае обрыва кабины. Отис продемонстрировал своё изобретение на Всемирной выставке 1854 года. Стоя на платформе высоко над землёй, он приказал помощнику обрубить трос топором. Когда трос лопнул, зрители ахнули – но лифт Отиса не рухнул на землю. С тех пор, и по сей
день, люди повсеместно пользуются безопасными лифтами, изобретёнными Отисом.

Лифты Отис. Самый высокий небоскреб в мире – Крайслер-билдинг.

Определить высоту небоскрёба сложнее, чем кажется. Принимать ли в расчёт шпиль? А антенны? Мерить до крыши или до последнего этажа? Архитекторы решили, что высоту дополнительных конструкций следует учитывать, только если они являются неотъемлемой частью архитектурного образа здания. Именно поэтому, несмотря на то что Уиллис-тауэр вместе с антеннами выше башен Петронас, его высота официально считается на 10 метров ниже них.


Самый высокий небоскреб в мире – Крайслер-билдинг.

Самый высокий небоскреб в мире – Крайслер-билдинг

Самый высокий небоскреб в мире – Крайслер-билдинг.

Для строительства Крайслер-билдинга понадобились 20 961 тонн стали, 391881 металлическая заклёпка, 3 826 000 кирпичей, 10 000 лампочек и 3862 оконные рамы.
Внутри небоскрёба находятся 32 лифта, кабины которых инкрустированы ценными
породами дерева.

Крайслер-билдинг до сих пор является самым высоким в мире кирпичным зданием . При его строительстве было использовано более 1200 километров электрического провода. Здание стало первым полностью кондиционируемым небоскрёбом. Уолтер Крайслер отказался платить своему архитектору Уильяму ван
Алену, и тому пришлось подавать иск в суд, чтобы получить свой гонорар.

Небоскрёб Крайслер-билдинг в разрезе

Самый высокий небоскреб в мире – Крайслер-билдинг.

Расшифровка обозначений:

  1. Вершина шпиля Крайслер билдинга находится на высоте 319 метров.
  2. Стальной каркас
  3. Шпиль облицован панелями из нержавеющей стали.
  4. Пожарная лестница поднимается на всю высоту здания.
  5. Арки облицованы листами нержавеющей стали.
  6. 77-й этаж
  7. Обзорная площадка
  8. Изогнутая стальная рама
  9. 70-й этаж
  10. Стальная облицовка украшена деталями в форме лучей солнца.
  11. 62-ой этаж
  12. Украшение в виде головы орла на углу здания.
  13. Периметр башни уменьшается к вершине
  14. В центре каждого этажа находятся лестницы, лифты и туалеты.
  15. 53-й этаж
  16. Лифты быстро поднимают людей на верхние этажи здания.
  17. 4б-й этаж
  18. 40-й этаж
  19. 33-й этаж
  20. Металлические «крылатые» колпаки – заглушки на водосточных тубах.
  21. На фасаде – орнамент в виде колёс автомобилей «Крайслер».
  22. 24-й этаж
  23. 14-й этаж
  24. Стальной каркас
  25. Холл с лифтами
  26. 5-ый этаж
  27. Стены здания облицованы кирпичом
  28. В цокольном этаже расположились магазины
  29. Вход со стороны Лексингтон – Авеню
  30. Вход со стороны 43-ей улицы

Крайслер-билдинг стоит в деловом центре Манхэттена на пересечении 42 улицы и Лексингтон-авеню, всего в одном квартале от знаменитого Большого центрального вокзала, построенного по инициативе железнодорожного короля Корнелиуса Вандербильта, бывшего одним из «принцев города». Открытие вокзала состоялось в 1913 году.

  • Объект:
  • Месторасположение: Нью-Йорк, США
  • Проект: Уильям Ван Ален
  • Высота: 319 м.
  • Материалы: сталь, стекло, кирпич и хром
  • Год постройки: 1930
  • Стиль: Ар-деко
  • Небоскреб считался самым высоким в мире всего 12 месяцев – в 1931 году его превзошли

Над деловым центром Манхэттена доминирует коническая громада Крайслер-билдинга, увенчанная сверкающим шпилем, декорированным в экстравагантном стиле, навеянном эстетикой автомобильного дизайна.

Небоскреб компании «Крайслер» с 1930 года высится в небе над Манхэттеном, это образец стиля ар-деко с блестящими арками и лучами, торжество машинного века, и самый подходящий маяк для «города, который никогда не спит». Днем тонкая стальная вершина небоскреба сияет на солнце, ночью яркие фонари обеспечивают удивительное освещение в центре бурного мегаполиса по имени Нью-Йорк.

Здание создали и воплотили в период всеобщего помешательства на небоскребах, которое достигло апогея в период между двумя мировыми войнами. Рынок акций процветал, pi поэтому архитекторы, разработчики и состоятельные спонсоры все вместе устремились в бешеной гонке вверх, стараясь пронзить небо.

Среди них был и Уолтер Крайслер, основатель и глава недавно созданной корпорации «Крайслер-моторс». Крайслер безумно хотел построить такое огромное и роскошное здание, которое стало бы настоящим символом его империи. Он купил участок земли на углу 42-й улицы и Лексингтон-авеню, в двух шагах от Большого Центрального вокзала, и сообщил архитектору Уильяму ван Алену, чего хочет: «Пусть это здание будет выше, чем Эйфелева башня».

Коническая громада небоскреба покоится на трехэтажном основании, занимающем площадь целого квартала; средняя основная часть небоскреба поднимается уступами, сужаясь по мере набора высоты. Центральную секцию небоскреба образуют многочисленные этажи, над которыми нависают подобия карнизов, декорированных орлиными головами; продолжая подниматься выше, она постепенно переходит в сверкающий шпиль.

Его символика очевидна корона города, сияющее солнце прогресса, образы, навеянные эстетикой дизайна автомобилей, и футуристические идеи, типичные для Нью-Йорка 1940-х годов с дирижаблями, парящими над остальными небоскребами Манхэттена Крайслер был первым из трех гигантов, построенных в Нью-Йорке между 1920 и 1930 годами, благодаря благоприятному стечению обстоятельств, которые, как это ни парадоксально, проявились именно во время экономического кризиса.

Пока в 1931 году не был построен Эмлайр-стейт-билдинг, Крайслер обладал титулом “высочайшего сооружения в мире”, отобрав его у Эйфелевой башни и перенеся этот символ прогресса из Старого Света в Новый. Три гиганта всегда будут занимать почетное место среди основных достопримечательностей Манхэттена, как и среди самых высоких и самых удивительных в художественном отношении небоскребов мира.

Каноническая архитектура Крайслера, выраженная в элегантных, строго очерченных образах, всегда позволяла ему занимать первое место среди зданий, славящихся своей «женственной» красотой. Его также рассматривали в качестве «объекта», построенного в соответствии с (новыми для того времени) принципами «макродизайна», когда архитектурная конструкция поднимается до уровня планетарного символа, что подтверждается его постоянным появлением как одного из символов США в рекламных проектах, а также в фильмах, посвященных Нью-Йорку и Соединенным Штатам.

Памятник веку машин

Ван Ален предложил простой проект в стиле ар-деко. Проект был одобрен, но архитектор столкнулся со сложной задачей – как же построить самое высокое здание в мире?

Крейг Северанс, бывший партнер, и к тому времени уже противник ван Алена, шел на шаг впереди. Он уже начат строить огромную башню банка на Уолл-стрит, 40, и именно она должна была стать самой высокой в мире. Архитекторы-соперники постоянно дополняли проекты и пытались превзойти друг друга еще на стадии разработки.

Но когда башня на Уолл-стрит высотой 282,5 метра была уже достроена, ван Ален нанес решающий сокрушительный удар: он тайно построил внутри своего небоскреба 56-метровый шпиль и шокировал прессу и публику – шпиль подняли прямо через отверстие в крыше и установили наверху.

Так 77-этажный небоскреб Крайслер-билдинг достиг высоты 319 метров, и, наконец, стал самым высоким в мире. Творение ван Алена потом признали одним из главных достижений архитектуры в стиле ар-деко.

Творческий конкурс на лучший проект чикагского Трибюн-билдинга, в котором приняли участие представители европейского культурного авангарда (такие как Вальтер Гропиус и Адольф Лоос), ясно показал, что в Соединенных Штатах ищут новые системы образов, отличные от модернизма.

Он также указал на новые пути развития американской архитектуры небоскребов: исключительно вертикальная ориентация стен; подчеркивание геометрических элементов, декорирование, шпили, выполненные в классическом или готическом стиле с романтическим налетом; заимствование стилистических элементов, присущих буржуазному эклектизму, и образы неевропейской архитектуры, такие как вавилонские зиккураты, монументальные конструкции неоклассицизма и встраивание в окружающие исторические и архитектурные ландшафты (пересмотренные на «сверхчеловеческом» уровне).

Архитектурные особенности Крайслер-билдинг:

  • Внутренние пространство Крайслер-билдинг декорированы с такой же элегантностью, что и фасад. Потолок украшен изображением самого здания, тогда как остальные части интерьера расписаны в основном изображениями новейших средств передвижения.
  • Каркас небоскреба собирался из стальных горизонтальных и вертикальных конструкций.
  • Выставочный зал, расположенный на первом этаже и обновленный в 1978 году, и роскошные двери зала, богато декорированные стоянии – мраморными и гранитными элементами, свидетельствуют о том, с какой тщательностью разрабатывались даже мельчайшие детали здание чтобы оно стало лучшим в мире.
  • Являясь памятником золотому веку автомобилестроения, Крайслер-билдинг обладает уникальным стилем, воплощенным в элементах оформления, напоминающих различные части автомобиля – радиаторы, колеса, детали кузова.
  • Уильям вон Ален втайне занимался сборкой шпиля, но установил его только после того, кок было завершено строительство здания банка Манхэттена. Он появился над вершиной небоскреба, словно чудное видение, знаменующее очередную победу в «войне небоскребов»
  • Наверху небоскреб украшен арками и лучами, это распространенные мотивы в стиле ар-деко, в них отражен оптимизм того времени.
  • Самой известной и важнейшей частью Крайслер-билдинг является его шпиль, выполненный в эстетике автомобильного дизайна, он символизирует сияющее солнце прогресса, взошедшее вместе с ним над Нью-Йорком.

И только в послевоенный период международный стиль обрел окончательные формы в небоскребах нового поколения – “стеклянных призмах современного города”.

Правила, регулирующие гражданское строительство, изменились в сторону защиты городских улиц от подпирающих их со всех сторон высотных зданий. Поэтому возникла необходимость в стимулировании строительства таких зданий, верхние уровни которых будут как бы нависать над улицами, что позволит им подниматься на какую угодно высоту над строительной площадкой. Так начала развиваться тенденция к увеличению фактической строительной площади, чтобы иметь достаточно пространства для центральной секции.

Таким образом, возник новый тип небоскребов, вступивший в соревнование за обладание мировым рекордом высоты. Конструкция из стальных горизонтальных и вертикальных несущих элементов со встроенным в нее центральным стержнем (где устанавливались лифты) успешно противостояла горизонтальным потокам воздуха, что освобождало фасад от выполнения статических функций.

Новые технологии также внедрялись в подъемные системы, системы вентиляции, центрального отопления, звукоизоляции, сбора и уничтожения мусора и другие. При выборе материалов большое значение придавалось их прочности, а также внешнему виду. Так, шпили собирались из прочной и блестящей нержавеющей стали.

По некоторым мнениям, Крайслер-билдинг являлся воплощением небоскребов этого типа, однако вскоре появляется третий городской гигант – – чрезвычайно выделяющийся своими разнообразными структурами, имеющими внутренние и внешние секции, в совокупности формирующими многофункциональное сооружение, в большей степени открытое городу.

В недавние годы количество небоскребов этого типа увеличилось. Утопические и футуристические идеи, которые последовали за изменениями в правилах строительства, нашли яркое отражение в знаменитых видах идеального города Хью Ферриса, а также в комиксах и кинофильмах. Заметное сходство можно обнаружить в огромном дворце (вершина которого напоминала Статую Свободы) из фильма Фрица Ланга «Метрополис» (1927), на подготовку и съемки которого ушло два года. Метрополис состоял из двух частей: подземного города для рабочих и «воздушного» города из высоких и величественных зданий, опутанных сетью многоуровневых автомобильных и пешеходных дорог и виадуков.

Рост безработицы, последовавший за финансовым крахом 1929 года, продолжался в течение десятилетий – тогда количество производимых автомобилей упало до рекордно низкого уровня. Автомобильная промышленность была фундаментом американской экономики, достигнув наивысших темпов развития в первом десятилетии двадцатого века. Генри Форд построил народный автомобиль – модель Т. В условиях экономического спада Уолтер Крайслер строит небоскреб, который носит имя его компании. Едва экономический кризис начинает сказываться на доходах всех автомобильных предприятий, Крайслер (который основал свою автомобильную компанию в 1926 году) решает возвести монумент золотому веку автомобилестроения. Его решение было воплощено в сооружении, элементы оформления которого напоминали различные части автомобиля, – радиаторы, колеса, декоративные детали кузова.

Строительство началось в 1929 году. Этот небоскреб тридцать с лишним лет держал мировой рекорд высоты, пока по инициативе Дэвида Рокфеллера не был построен Центр международной торговли.

Тактическая уловка, к которой прибег Уильям ван Ален, архитектор Крайслера, была вызвана «войной небоскребов», которая в те годы велась в Нью-Йорке. На последних этажах здания он втайне собрал знаменитый шпиль, который в невиданно сжатые сроки был установлен на свое место только после того, как было завершено строительство здания Банка Манхэттена, проект которого принадлежал его сопернику архитектору Крейгу Северенсу.

Другим проявлением «войны небоскребов» стало какое-то проклятие, преследовавшее великих архитекторов: так, финансовые скандалы, разразившиеся над компанией ван Алена, покрыли его имя позором, от которого он так и не оправился. Однако это не помешало ему принять участие в великосветском бале-маскараде, на котором он появился в костюме Крайслер-билдинга со шпилем на голове.

Вместе с другими знаменитыми архитекторами Нью-Йорка, одетыми в костюмы собственного дизайна, он был запечатлен на групповой фотографии. Головной офис компании Крайслер никогда не переезжал в это здание, ей принадлежал здесь только выставочный зал на первом этаже. Здание подверглось обновлению в 1978 году – тогда на его первом этаже был построен гостеприимный и роскошный выставочный зал, декорированный стальными, мраморными и гранитными элементами, собранными со всего мира.

Ар-деко – это обтекаемые и геометрические формы, стилизованные орнаменты и блестящие детали, современная утонченность эры машин и промышленности. Знаменитая стальная корона Крайслера поражает нас своей геометрией, арками и треугольниками, которые постепенно сходятся к острому сверкающему шпилю. Это одно из первых зданий, где сталь была так широко использована для внешней отделки. Его стены, облицованные белым глазурованным кирпичом с темной отделкой, сочетают традиционные вертикали и современные горизонтальные линии. Фасад украшен так, что заметна одержимость орнаментами, характерная для стиля ар-деко, и общая «тема» здания: фриз с колесами, несколько абстрактных автомобилей, крылатые крышки радиаторов, и огромные горгульи в виде головы орла, такой же, как на капотах «Крайслеров».

Эти необычные новомодные горгульи из стали смотрят с углов здания, они, пожалуй, самое странное его украшение.

Внутри небоскреба все тоже необычно и ярко. Когда проходишь через вход из черного гранита высотой в три этажа, то кажется, что внезапно очутился в угольной шахте. Внутренняя обстановка затемненная, напоминает подземелье и очень сильно контрастирует с фасадом.

Стены выложены узорчатым темно-красным марокканским мрамором, от ониксовых панелей возле ламп льется приглушенный свет. Двери 32 лифтов в небоскребе украшены экзотическим деревом, а роспись на высоких потолках изображает самолеты, процесс сборки автомобилей и само здание.

Дух состязания

Крайслер в то время выпустил брошюру, где с гордостью говорится, что в здании есть «все для удобства чистоты, комфорта и даже вдохновения, что только может придумать, создать и купить за деньги человек». Но всего через год после того как построили Крайслер-билдинг, самым высоким зданием стал другой небоскреб, Эмпайр-стейт-билдинг.

В 1995 году был отреставрирован хромовый шпиль, названный «Нироста», который заблестел еще ярче и стал хорошо виден по ночам, как и Эмпайр-стейт-билдинг, озаряющий ночное небо разноцветной иллюминацией верхних этажей.

Крайслер-билдинг на углу 42-й улицы и Лексингтон Авеню в паре шагов от вокзала Гранд Централ — это, пожалуй, самое известное здание Нью-Йорка наряду с Эмпайр Стэйт Билдинг . А в течение 11 месяцев в 1930-31 годах Крайслер-билдинг успел побывать в звании высочайшего небоскреба на свете, уступив это звание тому же Эмпайр Стэйт. Высота 77-этажного здания — 319 метров. При этом стоит сразу подчеркнуть, что оно славится не столько размерами, сколько впечатляющей элегантностью и органичностью. На свете найдется не так уж много небоскребов, в которых так потрясающе сочетаются стиль и масштаб. Именно это, пожалуй, и обеспечило Крайслер-билдинг славу одной из главных достопримечательностей Нью-Йорка, которой в 1976 году было присвоено звание Национального исторического памятника США.

Являясь настоящим образцом стиля Ар-Деко, властвовавшего в Нью-Йорке в 30-е годы прошлого века, Крайслер-билдинг был создан архитектором Вильямом ван Аленом по заказу Вальтера Крайслера. Причем бизнесмен платил сам, не выступая от лица автомобильной корпорации, так что здание никогда не принадлежало компании, хотя и было её штаб-квартирой до середины 50-х. Можно добавить, что на сегодняшний день здание на 90 процентов принадлежит арабской инвестиционной компании Abu Dhabi Investment Council. Строительство началось в 1928 году и сразу набрало гигантский темп — в неделю строилось в среднем по четыре этажа, причем за все время не погиб ни один рабочий. Изначальным заказчиком проекта был бывший сенатор Уильям Рейнольдс, который отверг план ван Алена как слишком дорогостоящий. Тогда же его перекупил Вальтер Крайслер, и ван Ален увеличил высоту здания, добавив еще несколько этажей. В постройке здание было использовано 3 826 000 кирпичей, что, видимо, уже навсегда превратило Крайслер-билдинг в высочайший кирпичный небоскреб на свете. Само строительство было отмечено соревнованием ван Алена со своим бывшим коллегой, ставшим заклятым врагом, архитектором Х. Крейгом Северансом, который построил на Уолл-стрит, 40 здание на 2 фута выше, чем у ван Алена. Однако последний не растерялся и втайне от широкой публики получил разрешение установить на крыше здания 38-метровый шпиль, который был собран прямо внутри уже готового сооружения. Шпиль был изготовлен из специальной нержавеющей стали и превратил Крайслер в высочайшее сооружение на свете, обогнавшее по высоте Эйфелеву башню. Здание было в итоге открыто 27 мая 1930 года. Правда, ван Ален вряд ли был очень обрадован, узнав, что Крайслер решил не выплачивать ему причитающийся гонорар. А уже меньше чем через год лавры высочайшего здания планеты перехватил Эмпайр Стэйт Билдинг.

В любом случае, ван Ален сумел создать один из самых потрясающих образцов стиля Ар-Деко со своими специфическими чертами. Особенного внимания заслуживает крыша здания, состоящая из семи радиальных сводов в виде террас, повторявших рисунок автомобильных дисков «Крайслера». Ребристая облицовка из нержавеющей стали расходится своеобразными лучами наподобие солнца. Немалую роль в создании этого эффекта играют и многочисленные треугольные окна. Важными элементами фасада являются загадочные на первый взгляд скульптуры, расположенные по углам здания. На самом деле, на уровне 31 этажа по углам можно видеть большие копии эмблем «Крайслера», а на уровне 61-го этажа — пугающие горгульи в виде орлов, по паре на каждом углу. Однако без этих элементов Крайслер-билдинг наверняка бы не имел статуса абсолютного шедевра стиля Ар-Деко, которым может похвастаться сегодня.

Chris Parker / flickr.com Teri Tynes / flickr.com Rachel / flickr.com Shaina Sawyer / flickr.com Angelo Amboldi / flickr.com angela n. / flickr.com angela n. / flickr.com Rev Stan / flickr.com Patrick Ashley / flickr.com NYCUrbanScape / flickr.com Rachel Docherty / flickr.com Jason Eppink / flickr.com Jason Eppink / flickr.com Jim Bowen / flickr.com vtravelled.com Tony Hisgett/ flickr.com Andrew Napier / flickr.com

Крайслер Билдинг – здание, построенное специально для владельца марки автомобилей «Крайслер» Уолтера Крайслера. Небоскреб находится на восточной стороне острова Манхеттен. Стоит он на перекрестке двух улиц – Лексингтон Авеню и 42 улицы недалеко от вокзала Гранд Централ. По популярности это здание стоит на втором месте после Эмпаир Стейт Билдинг. Является одним из архитектурных объектов, символизирующих Нью-Йорк.

Конец 20-х годов прошлого столетия для Нью-Йорка ознаменовался интенсивным строительством высотных зданий. В воздух взмыли такие гиганты, как Эмпаир Стейт Билдинг, здание с Уолл-стрит 40 и Трамп Билдинг. Здание Крайслер Билдинг тоже не стало исключением, и приняло участие в знаменитой гонке небоскребов.

Архитектором этого замечательного строения стал Уильям ван Ален. Изначально он разрабатывал проект для Уильяма Рейнольдса, по которому высота здания составляла 246 метров. Однако все права на этот проект выкупил Уолтер Крайслер, которому требовалась штаб-квартира для собственной компании по производству автомобилей.

Небоскреб Крайслер-Билдинг (Teri Tynes / flickr.com)

Проект ван Алена первоначально предусматривал строительство небоскреба со стеклянной крышей похожей на корону, украшенную бриллиантами. Также он планировал сделать основание для строения с большими окнами и стеклянными углами, чтобы создать эффект легкости и невесомости. Архитектор хотел, чтобы это гигантское сооружение как бы парило над землей.

Позже проект был доработан, добавлены этажи, и общая высота здания должна была составлять 282 метра. К тому же некоторые элементы небоскреба призваны были подчеркнуть принадлежность его к автомобильной корпорации. Были добавлены горгульи и статуи в виде частей машин производства Крайслер, например, капотов автомобиля.

Расчистка площади под строительство и последующее возведение здания началось в 1928 году. Небоскреб Крайслер строился очень быстро – по 4 этажа за неделю. Крайслер Билдинг соревновался по высоте с крупными зданиями Нью-Йорка и мира. Соперник Алена Крэг Северанс, который добавил на свой небоскреб 15-метровый флагшток для того, чтобы хоть ненамного опередить своего конкурента по высоте. Поэтому под самый конец строительства ван Ален соорудил шпиль для Крайслера Билдинга. Он был собран внутри здания под куполом, чтобы никто из конкурентов его не видел до открытия.

Благодаря этому шпилю высота Крайслер Билдинг достигла 319 метров, а установка его заняла всего 90 минут. Такой хитрый ход позволил небоскребу опередить по высоте не только многие здания Нью-Йорка, но саму Эйфелеву башню в Париже. Официальное открытие состоялось в 1930 году.

История Крайслер Билдинг

Крайслер Билдинг после своей постройки стал высочайшим зданием Нью-Йорка. Но первенство свое среди небоскребов он сохранял совсем недолго. Примерно через год состоялось открытие легендарного Эмпаир Стейт Билдинг, который имел 102 этажа, в отличие от 77-этажного здания Крайслера. Но по сравнению с новым гигантом, строительство Крайслер Билдинг не забрало ни одной человеческой жизни. Хотя техника безопасности в работах над высотными сооружениями в те времена была не лучшей.

Оформление фасада Крайслер-Билдинг (Patrick Ashley / flickr.com)

Архитектор Ван Ален вложил много усилий в проектирование этого здания, но его начальник Уолтер Крайслер по неизвестным причинам отказался оплачивать работу. Может быть, потому что изначальной целью хозяина крупной автомобильной компании было строительство именно самого высокого здания в Нью-Йорке. Возможно, он хотел таким образом повысить свой статус в обществе. И хотя небоскреб был воплощением изящества, самым высоким зданием ему не было суждено стать.

Здесь была оборудована специальная смотровая площадка для посетителей. Она располагалась на 71 этаже. Но ее закрыли в 1945 году.

В 1947 году здание было продано семьей Крайслер. Автомобильная компания Крайслера переехала в 1950. Следующими владельцами небоскреба стали лидеры недвижимости и страховая компания Нью-Йорка. У здания Крайслера с тех пор сменилось множество владельцев. Какое-то время отсюда вещались теле- и радиопередачи на верхних этажах технического назначения. Но затем эту функцию взял на себя первый по высоте небоскреб в Нью-Йорке.

До 70-го года на трех этажах был расположен «Облачный клуб». В 1976 году Крайслер Билдинг стал Национальным памятником в Соединенных Штатах. Сейчас здесь расположенных офисы многочисленных фирм, поэтому в свободном посещении только вестибюль первого этажа.

Внешний вид

Внешний вид небоскреба Крайслер Билдинг позволил ему войти в список самых красивых зданий мира. Хотя он подвергся многочисленной критике, с момента постройки его полюбили жители Нью-Йорка и туристы. «Красавица Манхеттена» - одно из прозвищ этого сооружения. Сверкающий в лучах солнца блестящий небоскреб Крайслер из стекла и стали привлекает множество взглядов. Он построен в классическом стиле – арт деко. При его создании использовали такие строительные материалы, как кирпич и нержавеющая сталь.

Для его верхушки в виде сверкающей колонны было использовано большое количество стальных элементов. Она сделана из семи арок символизирующих узоры на дисках автомобилей Крайслер.

Знаменитый орел, украшающий Крайслер-Билдинг (Jason Eppink / flickr.com)

Верхние этажи имеют очень низкие потолки и использовались только в технических целях. Исторический шпиль здания имеет длину 38 метров. В ночное время суток корона подсвечивается. Так, что Крайслер Билдинг можно увидеть со всех точек Нью-Йорка, в любую погоду и в темноте.

На протяжении всей высоты здания так же были вставлены элементы, выполненные в автомобильной тематике. Например, на углах сооружения на высоте 31-го этаже сделаны стальные орлы. Подобные фигуры в 1929 году были украшением для капотов автомобилей фирмы Крайслер.

Высота здания Крайслер Билдинг составляет 319 метров. А на уровне 61 этажа, с углов небоскреба на город смотрят знаменитые горгульи с головами орлов.

Хотя небоскреб необычайно красив издалека оформление нижних этажей скучновато. По замыслу архитектора фасад должны были украшать полосы серой, черной и белой кирпичной кладки в византийском или восточном стиле. Но, к сожалению, ограничились карнизами, показывающими устремленность вверх.

Внутренняя отделка

Внутреннее оформление отличается стилем и элегантностью, также как и внешний вид здания. Вестибюль оформлен в теплых оттенках благодаря красному марокканскому мрамору и янтарному ониксу. Стены, двери и лифты отделаны с применением редких пород деревьев. Освещение вестибюля неяркое и теплое.

Рассеянный свет очень хорошо обыгрывает терракотовые и желтые мраморные стены. Для оформления потолка применена фреска «Энергия и результат, мастерство и транспорт» художника Эдварда Тарнбулла. На ней изображен Крайслер Билдинг и строители в ходе работ. Эту фреску в 1970 году закрасили, и только в 1999 она была восстановлена.

Крайслер Билдинг, хотя и недолго являлся самым высоким небоскребом Нью-Йорка, и сейчас он пользуется большой популярностью среди местных жителей и туристов.