Основные принципы, заложенные в «Трактат о счетах и записях. Отец современного учета, бухгалтер, изобрел принцип «двойной записи. Основные принципы, заложенные в «Трактат о счетах и записях»

Основные принципы, заложенные в «Трактат о счетах и записях. Отец современного учета, бухгалтер, изобрел принцип «двойной записи. Основные принципы, заложенные в «Трактат о счетах и записях»

Биография

С 14 октября 1477 года по 11 декабря 1480 года - профессор в университете , где читает лекции по алгебре, геометрии. Развёрнутые конспекты двух курсов: «Алгебра» и «Пять правил Платона» были оформлены им в виде отдельной книги, которую автор посвятил «своим любезным ученикам, отличным и славным юношам Перуджи». Затем в течении восьми лет он живёт в Заре (ныне - в Хорватии), где занимается теологией и математикой, иногда совершая по делам ордена поездки по другим городам Италии.

В г. Пачоли публикует на итальянском языке математический труд под названием «Сумма арифметики, геометрии, дробей, пропорций и пропорциональности» (Summa di arithmetica, geometrica, proportione et proportionalita ). В этом сочинении излагаются правила и приемы арифметических действий над целыми и дробными числами, пропорции, задачи на сложные проценты, решение линейных, квадратных и отдельных видов биквадратных уравнений. Примечательно то, что книга написана не на обычной для учёных трудов латыни, а на итальянском языке.

В арифметической части «Суммы» излагаются приёмы выполнения арифметических действий; эта часть опирается на многочисленные «Книги абака», принадлежавшие разным авторам. Алгебраические задачи, решаемые в «Сумме», не выходят за пределы круга задач на линейные и квадратные уравнения, рассматривавшегося в арабских трактатах по «алгебре и альмукабале»; в Европе эти задачи были известны по «Книге абака» (1180–1240). Из задач, привлёкших внимание математиков последующих поколений, следует отметить задачу о разделе ставки при незавершённой игре, которую сам Лука решил неправильно. Пожалуй, самое существенное нововведение Пачоли состоит в систематическом использовании синкопированной алгебраической записи - своеобразной предшественницы последующего символического исчисления. Книга содержит таблицу монет, весов и мер, принятых в разных частях Италии, а также руководство по венецианской двойной бухгалтерии. Что касается геометрической части Суммы, она следует за «Практической геометрией» Леонардо Пизанского.

В по приглашению герцога приезжает в и возглавляет только что созданную при Миланском университете кафедру математики. В Милане знакомится с , с которым в дальнейшем очень сдружился. В Милане Пачоли написал послание «О божественной пропорции», адресованное герцогу , а Леонардо выполнил к нему иллюстрации. Трактат был завершён 14 декабря 1498 года. К нескольким рукописным экземплярам трактата, вручённым властительным особам, прилагался набор правильных многогранников и других геометрических тел, о которых брат Лука говорит, что изготовил их собственноручно. Сохранилось две рукописи этого трактата - одна в Публичной библиотеке в Женеве, вторая - в Амброзианской библиотеке в Милане.

В году, после оккупации Милана французской армией, Лука Пачоли и Леонардо да Винчи уехали во , после чего их пути разошлись. В последующие годы Пачоли читает лекции в Пизе (1500), Перудже (1500), Болонье (1501–1502) и Флоренции (1502–1505).

В 1508 году в Венеции Пачоли он издаёт латинский перевод , принадлежащий . Этот перевод, сделанный ещё в 1259 году с арабского языка, уже издавался в 1482 году и затем несколько раз переиздавался, но издание изобиловало опечатками и ошибками. Пачоли отредактировал перевод; по этой редакции, снабжённой многочисленными комментариями, он и читал свои университетские лекции.

В 1509 году в Венеции была издана ещё одна книга Пачоли: «Божественная пропорция. Сочинение, весьма полезное всякому проницательному и любознательному уму, из коего каждый изучающий философию, перспективу, живопись, скульптуру, архитектуру, музыку или другие математические предметы извлечёт приятнейшее, остроумное и удивительное учение и развлечёт себя различными вопросами сокровеннейшей науки».

В году, благодаря своему давнему знакомству с папой , получает должность местоблюстителя монастыря в родном городе Сан-Сеполькро. Однако в декабре 1509 г. два монаха его монастыря передали генералу ордена письмо, в котором указывали на то, что «маэстро Лука неподходящий человек, чтобы управлять другими», и просили освободить его от административных обязанностей. Но поддержки у начальства они не нашли, и в феврале 1510 года Лука Пачоли становится полноправным приором родного монастыря. Впрочем, распри внутри монастыря продолжались и далее.

Трактат « о счетах и записях»

Общая характеристика трактата

Итак, 10 ноября 1494 года монументальный труд ученого Луки Пачоли вышел в свет: он был напечатан в типографии « мудрого Паганино ди Паганини» и назывался « Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях». В современное время сохранилось только семь экземпляров издания трактата 1949 года. В этой книге содержится множество примеров из хозяйственной жизни людей того времени, именно поэтому книга имела особую практическую направленность. Большое внимание автор уделяет купеческим задачам, приводя примеры в арифметических и алгебраических разделах труда. «Сумму...» нельзя назвать работой «инновационной», поскольку в ней не было новых теорий и доказательств, законов и правил: это был огромный обобщающий труд, собравший в себе опыт предыдущих поколений. Л. Пачоли в конце XV века, в эпоху Ренессанса, подытожил математические знания средневековья, подготавливая таким образом теоретическую базу для будущих ученых. Это и было главной целью Пачоли: выработка теоретического знания. Ведь подведение итогов - это всегда начало нового дела.

Следует также обратить внимание на язык написания работы: Пачоли писал не на латинском языке - «языке науки», а на вольгаре. Вольгаре («народная латынь») - разговорная разновидность латинского языка, распространенная в Италии (смесь латинского и итальянского языков). Лука Пачоли выступает здесь как создатель народного и всем доступного языка науки. Действительно его обобщающий труд предназначался широким массам. «Сумма …», в отличие от других работ XV века, не была адресована конкретному кругу читателей. Энциклопедической работой мог воспользоваться любой желающий - от студента, изучающие математические науки, до купца или лавочника. Какова структура книги?

Книга содержит 300 страниц in folio,

Текст на странице расположен в два столбца (Приложение 2). Трактат по структуре весьма сложен. Весь материал делится на две части: первая часть посвящена арифметике и алгебре (224 листа), вторая - геометрии (76 листов). Деление на более мелкие части следующее: Часть - Отдел - Трактат-Глава. В «Сумме …» нас интересует лишь один тракта, посвященный бухгалтерскому учету: «Трактат о счетах и записях». Таким образом, можно определить положение трактата в труде Л. Пачоли: Часть один - Отдел девять - Трактат одиннадцать «О счетах и записях»- 36 глав. О чем эти 36 глав трактата и как они повлияли на дальнейшее развитие науки бухгалтерского учета?

Трактат « О счетах и записях» стал катализатором, который превратил прошлое в будущее. Но как я уже отмечала, выход в свет книги не был воспринят современниками как некий прорыв или революция в бухгалтерском деле. Дело в том, что публикация трактата сделала диграфизм (двойную запись) всеобщим достоянием, великим инструментом исчисления финансовых результатов, хотя сама по себе двойная запись возникла раньше. Несмотря на то, что Лука Пачоли не был создателем двойной записи, его книга быстро распространилась по Италии и всей Европе в целом в переводах купцов и торговцев, и двойная запись стала известна как «венецианский» или «итальянский» метод бухгалтерского учета. Труды ученых разных стран (Германии, Голландии, Англии) XVI века, посвященные бухгалтерскому учету, так или иначе опирались на описание Лукой Пачоли двойной записи в трактате « О счетах и записях». Пачоли говорил, что написал трактат по указанию своего покровителя - герцога из Урбино, так как « существовала необходимость купцам … хранить все свои счета и записи в надлежащем порядке». Трактат был написан во времена «торговых принцев», когда купцам не нужно было покидать свой дом для управления делами компании, когда всеми хозяйственными делами занимались агенты и работники, покупавшие и продававшего товары без непосредственного участия купца. Ему же нужно было следить за финансовым состоянием предприятия, что стало результатом создания надежной системы видения учетного дела: системы двойной записи.

Как бы то ни было, в 1494 году существовало множество схожих методов бухгалтерского учета. Двойная запись еще не стала унифицированным методом. Тогда Лука Пачоли обратился к « последней версии» метода- «венецианскому подходу» - и сделав его основой для своего трактата. Описав этот метод и адаптировав его для Северной Италии и в последствие для всей Европы, двойная запись стала единым методом контроля хозяйственных операций. Лука Пачоли создал «инструкцию»: как регистрировать бартерные оперции, вести расчеты в нескольких валютах, и многое другое так, чтобы итальянский купец мог вести свое дело и за пределами Италии. Тракта «О счетах и записях» позволил купцам проверять правильность ведения учетных книг и журналов, чтобы удостовериться, что агенты и бухгалтера делают достоверные записи, в соответствии с единым методом. Без наличия такой системы все купцы, не ведущие подобных книг и журналов, подвергались опасности быть обманутыми своими же работниками: не случайно Лука несколько раз упоминает в трактате необходимость точного и аккуратного ведения книг учета. Не будем забывать, что прежде всего Л. Пачоли был математиком, поэтому системность и логичность стали присущи и бухгалтерскому учету. Он применил научный подход, превратив учет из полумагической практики в одну из отраслей точных наук. Это, в свою очередь, привело к тому, что многие ученые - математики в последствии интересовались теорией бухгалтерского учета.

А. Сжатое изложение правил.

1. Все верители должны быть записаны в книгу по твоей правой руке, а должники — по левой.

2. Все занесенные в книгу статьи должны быть двойные, т. е. если кого-либо обозначаешь верителем, то должен другого обозначить должником.

3. Всякая статья как в «Дать», так и в «Иметь» должна содержать в себе три момента, а именно: дату, денежную сумму и причину платежа.

4. Последнее слово в статье долга должно быть тождественно первому в статье требования(1).

5. В тот же день, когда составлялась статья о долге, должна быть составлена статья о требовании.

6. Под балансом Главной книги разумеется сложенный в длину лист, на котором перечислены по правой руке все верители и по левой—все должники; если сумма страницы «Дать» равна сумме страницы «Иметь», то этим доказывается, что книга исправна.

7. Главная книга должна быть сбалансирована(2). Я не говорю, что сумма твоих долгов за другими должна равняться сумме, которую другие за тобой считают, но говорю, что ты должен в «Иметь» получить ту же сумму, что и в «Дать», ибо в противном случае это означает, что в книге есть ошибка.

8. Счет Кассы должен всегда показывать остаток в «Дать» или не содержать остатка вовсе; если этого нет, то ошибка в Главной книге несомненна.

9. Нельзя никого без его ведома и согласия сделать в книге должником, и если несмотря на это такая запись все же сделана, то следует считать ее подложной. Нельзя включить в «Иметь» никаких обязательств и условий, не заручившись согласием верителя, и если бы в статье, имеющей отношение к тебе, это случилось, то запись считается подложной.

10. Главная книга должна показывать с начала и до конца одну и ту же монету; в тексте статей можно называть все монеты, которые бывают, будь это дукаты, лиры, гульдены, золотые, скуди или другие, однако же при составлении статей должна быть принята одна и та же монета, от начала и до конца книги.

11. Запись в «Дать» или в «Иметь» счета Кассы может быть выполнена в сокращении, без указания причины ее возникновения, а именно: «От господина такого-то сына такого-то или господину такому-то сыну такого-то и пр.». Причина может быть видна из противоположной статьи(3).

12. Когда открывается новый счет(4), то для него следует отвести новую страницу, при этом отнюдь не следует идти обратно, а всегда вперед, по порядку наступления дней, которые никогда не возвращаются; поступать иначе — значит вести книгу подложно.

13. Если статья ошибочно внесена не в ту книгу или вообще не на то место, что иногда происходит по недоразумению, то ошибка исправляется следующим образом. Отметив означенную статью на полях крестом или буквой Н, необходимо записать ту же статью на противоположную сторону листа того же счета, Допустим, что в «Иметь» ошибочно помещена статья в сумме Л. 50. с. 10. гр. 6, то ее следует перенести в «Дать», сказав: должен «Дать» Л. 50. с. 10. гр. 6 за противоположную крестом отмеченную статью, которая по ошибке внесена в ненадлежащее место. Обе статьи отмечаются крестом(5).

14. Когда место, отведенное для счета, настолько заполнено, что больше статей на нем поместить нельзя, а продолжение записей в счете необходимо, то следует высчитать остаток по названному счету, причем обдумать, относится ли такой остаток к «Иметь» или «Дать». Положим, что в «Иметь» остаток равен Л. 28. с 4. гр. 2, в таком случае следует записать на противоположную сторону отдельного счета, употребляя для этого особые выражения и не показывая числа: должен «Дать» Л. 28. с 4. гр. 2 за остаток, как это видно из «Иметь» (лист...), тогда все в порядке. На полях книги у сказанной статьи ставится буква R(6), что означает остаток, т.е. что упомянутая статья не представляет собой должника, хотя находится на странице долга, но происходит от превышения требований и перенесена в виде долга. Затем станешь перелистывать листы Главной книги до тех пор, пока не дойдешь до пустой страницы, на которой откроешь данный счет, записав верителем новую статью, без указания числа, следующими словами: «господин такой-то сын такого-то имеет Л. 28. с 4. гр. 2 остатком счета, перенесенного из этой же книги со страницы такой-то». И эту статью нужно отметишь на полях буквой R, что означает «остаток». Такое же правило соблюдай и в том случае, когда ocтаток по счету показывается на странице «Дать», и, все то, что ты записал в первом случае на стороне «Иметь», запиши в «Дать».

15. Если книга вся заполнена записями или пришла в ветхость и ты желаешь перенести содержание ее в новую книгу, то поступай следующим образом. Прежде всего надо справиться, мечена ли книга на переплете, если на ней значится, например, буква А, то новую книгу следует отметить В, ибо купеческие книги маркируются одна за другой по порядку алфавита: А, В, С, D, Е, F,G и пр. Затем составляется баланс по старой книге со всей точностью и правильностью и переносятся из него все должники и верители в новую книгу. Каждый счет самостоятельно становится или должником, или верителем. При этом для каждого счета следует оставить столько места, сколько, по твоему разумению, для него достаточно.

16. По каждой статье должника скажешь: «За остаток должен «Дать» по старой, буквой А меченой книге (лист...), и пр.». При статье верителя: «Остатком имеет по старой, буквой А меченой книге, (лист...), и пр.». Таким образом все остатки старой книга перенесены будут в новую.

17. При закрытии старой Главной книги следует все открытые счета(7) балансировать, т.е. если какой-либо счет состоит по старой книге верителем, в чем легко убедиться из баланса, то сделаешь его должником, сказав: « Остатком имеет по сему счету и перемещено в «Иметь» новой, буквой В меченой книги (лист...)», и таким способом закрывается вся старая главная книга и открывается новая. Все то, что я говорил тебе о верителе («Иметь»), относится и к должнику (должен «Дать») с той лишь разницей, что где веритель записывается в «Иметь», там следует записать должника в «Дать».

На этом — конец.

В. О случаях, которые подобает вносить в купеческие книги. Относительно всех наличных денег, которые у себя находишь и которые принадлежат тебе исключительно, т. е. тех денег, которые ты прежде в разное время заработал или которые достались тебе по наследству после умерших родителей, или же подарены тебе каким-либо государем, ты должен себя самого считать верителем, а свою кассу — должником.

Точно так же относительно драгоценностей и товаров, которые составляют твою собственность и заработаны тобой или же достались тебе по завещанию или подарком. Все эти вещи должны в отдельности оцениваться на наличные деньги, и сколько таких вещей имеешь, столько следует составить и статей в книге. Всякую из этих вещей сделаешь своим должником, сказав: «За столько-то имеющихся у меня сегодня и оцененных во столько-то денег. Относящийся к ним веритель записан в книге (лист...) и пр.». По каждой статье ты сделаешь свой собственный счет, т.е. самого себя верителем, причем помни, что такие статьи не могут быть по сумме менее 10 дукатов, потому что вещи незначительной ценности не заносятся в книгу.

Что касается недвижимости, которую имеешь и которая составляет твою собственность, как, например, дома, имения, лавки и пр., то названный дом и все прочее ты должен сделать должником, показав цену его, по твоему усмотрению, в наличных деньгах, а себя по своему счету — верителем(8). Затем таким же порядком сделаешь свои имения должником, показав их иену, а себя по своему счету—верителем. Как уже было замечено в правилах, всякая статья должна включать в себя три момента: дату (число), деньги и причину.

Относительно покупки товаров, за которые уплачено тобой наличными, — все товары, какими бы они ни были, делаются должниками, а твоя касса — верителем.

Если ты говоришь, что хотя товары и куплены тобой на наличные деньги, но заплачено было за тебя банком или твоим приятелем, то отвечу тебе, что во всяком случае товар выступает твоим должником, а верителем вместо кассы сделаешь банк или приятеля, который платил за тебя.

Что касается товаров или вещей, купленных в кредит, то товар считается должником, а верителем тот, у которого товар куплен в кредит.

Если же товар или какие-либо другие предметы куплены частью на наличные, а частью в кредит, то сделаешь товар должником, а верителем того, у кого товар тобой куплен на предусмотренный срок и при означенных условиях, например, одну треть за наличный платеж, а остальные—с уплатой в течение шести последующих месяцев. Затем следует составить другую статью, в которой должником будет получатель наличных денег, т. е. указанной третьей части, а верителем — касса или банк, который за тебя уплатил.

Относительно продаваемых тобой товаров или других вещей ты исполнишь все, как сказано выше, с той разницей, что будешь поступать прямо противоположно указанному способу. Выше я сказал тебе, что товар следует сделать должником. Здесь же я говорю,что при продаже товар всегда значится верителем, а касса - должником, если товар был продан на наличные деньги. Вместо кассы банк будет должником в том случае, если этот последний принял на себя обязательство уплатить тебе деньги. Если товар продан в кредит, то тот, кому товар отпущен, считается должником; продавая товар частью на деньги, а частью в кредит, следует тебе, как я говорил при покупке, составить две статьи, которые были указаны мною выше.

Если товар продан в обмен (например, тысяча фунтов английской шерсти на две тысячи фунтов перцу), то спрашивается: как составляется эта запись? Я говорю тебе, поступай так: оцени по своему усмотрению, сколько стоит перец на наличные деньги. Скажем, что по твоей оценке считаешь 12 дукатов за центнер, следовательно, за 2000 фунтов всего 240 дукатов. Поэтому шерсть сделаешь верителем в сумме 240 дукатов, так как она отдана тобой за эту цену. Все это соблюдай при всех статьях о мене, как при настоящем случае, где перец оценен был в 240 дукатов и в «Дать» сделан должником.

Давая своему приятелю деньги взаймы, следует тебе сделать приятеля должником, а кассу верителем; занимая же у приятеля, будешь считать кассу должником, а приятеля верителем.

Если ты принял 8 или 10, или 20 дукатов для застрахования корабля, галеры или другой какой-либо вещи, то сделаешь общество страхования кораблей верителем, объяснив при этом, что, как, когда и где, а также сколько процентов; счет кассы будет должником.

Если товар прислан тебе другими лицами с поручением продать его или обменять, за что ты получишь свои комиссионные, ты должен товар этот, принадлежащий господину такому-то, считать должником за портовые, пошлину, провоз, хранение и пр., верителем же будет счет Кассы. За всякие товарные расходы, которые ты сам. должен нести, будь это за провоз пошлина, маклерские, носильщикам и пр., сделаешь кассу верителем, а должником — тот товар, к которому расход относится.

С. О случаях, которые следует купцу записывать на память. Всякую утварь как в доме, так и в магазине, которая составляет твою собственность, должно записать по порядку (а именно: все вещи из железа отдельно), оставляя при этом, в случае надобности, место для продолжения. На полях будешь отмечать те вещи, которые из числа записанных будут затеряны, проданы, подарены или испорчены. Это однако же не относится к дешевой домашней утвари. Точно так же отдельно записываются все вещи из латуни, а равно из олова, дерева, красной меди, серебра, золота и пр.

Далее следует записать все поручительства, обязательства и обещания, данные тобой за какого-либо приятеля, причем всегда нужно объяснить, что и как. Сюда же относятся все товары и вещи, полученный. тобой от какого-либо приятеля для присмотра за ними) для хранения или взаимообразно, точно так же и вей предметы, которыми ты ссудил своих приятелей. Еще далее — все торговые сделки, купли и продажи. Например, договор о том, что ты обязался выслать мне ближайшими галерами, которые возвратятся из Англии, столько-то центнеров шерсти, насколько она хорошего качества и годна к приему, за что я обязан уплатить тебе столько-то за ящик или центнер или, же выслать тебе взамен столько-то ящиков хлопком, вой ткани.

Точно так же — все дома, имения, лавки и драгоценности, которые ты отдал внаймы за столько-то дукатов или лир в год, плата за наем записывается в Главной книге по получении денег, как указано выше.

Если одолжишь приятелю драгоценный камень или сосуд из серебра или золота на 8—14 дней, то нет надобности записывать это в Главную книгу, а делается только заметка в памятной книжке, ибо через несколько дней вещи будут тебе возвращены. Равно и вещи, которые ты занял у других, ты не запишешь в книгу, а только сделаешь заметку в памятной книжке, так как отдашь вещи в скором времени.

Как составляются статьи о должниках

Как составляются статьи о верителях

МССССLХХХХIII

MCCCCLXXXXIII

Людовико, сын Пьетро Форестани, должен дать 14 ноября 1493 года Л. 44. с. 1. д. 8. Занес ему наличные деньги в долг. Находится в «Иметь» кассы (лист 2). Л. 44. с. 1. д. 8

Людовика, сын Пьетро Форестани, имеет 22 ноября 1493 года Л. 20. с. 4. д. 2 как часть уплаты. Вместо него с нашего согласия нам обещал уплатить Франческа, сын Антонио Кавальканти. Записано в «Дать» (лист 2). Л. 20. с. 4. д. 2.

И 18 дня того же месяца Л. 18. с. 11. д. 6 обещали уплатить за него Мартини, сыну Пьетро Форабоска, с его согласия. Занесено в «Иметь» сей книги (лист 2). Л. 18. с. 11. д. 6.

Касса в руках Симона, сына Алексио Бонбени, имеет 14 ноября 1493 года Л. 4. с. 1. д. 8 от Людовика, сына Пьетро Форестани. Занесено в сей книге (лист 2). Л. 44. с. 1. д. 8

Касса в руках Симона, сына Алексио Бонбени, должна дать 14 ноября 1493 года Л. 62. с. 13. д. 6 за полученные от Франческо, сына Антонио Кавальканти, в сей книге (лист...). Л. 62. с. 13. д. 6.

И 22 ноября 1493 года Л. 18. с. 11. д. 6 от Мартини, сына Пьетро Форабоски (лист 2). Л. 18. с. 11. д. 6

Мартини, сын Пьетро Форабоски, должен дать 20 ноября 1493 года Л. 18. с. 11. д. 6. Занес ему наличные деньги, которые записаны в кассу (лист 2). Л. 18. с. 11. д. 6.

Мартини, сын Пьетро, Форабоски, имеет 18 ноября 1493 года Л. 18. с. 11. д. 6 за обещанные ему с его согласия за Людовика, сына Пьетро Форестани. Записано в «Дать» сей книги (лист 2). Л. 18. с. 11. д. 6.

Франческа, сын Антонио Кавальканти, должен дать 12 ноября 1493 года Л. 20. с. 4. д. 2. Обещал нам заплатить по нашему желанию за Людовика, сына Пьетро Форестани (лист 2). Л. 20. с. 4. д. 2

Франческа, сын Антонио Кавальканти, имеет 14 ноября 1493 года Л. 62. с. 13. д. 6. Внесено им наличными и записано в «Дать» кассы (лист 2). Л. 62. с. 13.д.6.;

Примечания

1) Под словом понимается название счета. В данном случае на кредитуемой стороне счета Главной книги записывают название дебетуемого счета.

2) Л. Пачоли и здесь подчеркивает положение о том, что баланс—следствие двойной записи.

3) Тем самым причиной факта хозяйственной жизни можно считать либо дебет, либо кредит, по желанию бухгалтера.

4) Подразумевается Главная книга.

5) Имеется в виду ошибочная статья и статья, написанная на противоположной стороне счета для исправления первой.

6) Resto — остаток, правильнее — сальдо.

7) Т. е. счета, имеющие сальдо.

8) Т. е. кредитовать счет капитала.

Лука Пачоли (годы жизни 1445г. – 19 июня 1517г.) – математик из Италии, имя которого стало известно с момента обнаружения профессором математики Лючини в 1869 году в Миланском университете на забытых полках библиотеки известного на сегодняшний день каждому бухгалтеру Трактата о счетах и записях .

Фра Лука Бартоломео де Пачоли был рожден в 1445 году в Апеннинах, в небольшом городе Борго – Сан – Сеполькро на пересечении Умбрии и Тосканы. Этот небольшой городок упирался в правый берег Тибра, воды которого вели к Риму, а с другой стороны была гора Монте Казале. Город славился ремесленниками, а на горе был монастырь, построенный еще в тринадцатом век францисканцами, или как они именовали себя миноритами. Его отец Бартоломео Пачоли был из весьма уважаемой семьи. Лука был одним из трех сыновей. На воспитание мальчика большое влияние оказал его дядя по материнской линии, капитан армии Альфонса V – Бенедетто.

Точно не известно сколько лет было будущему математику, когда он начал учится и работать у известного на всю Италию художника и ученого Пьеро делла Франческа (1416 – 1492) в мастерской. Характерно для эпохи Возрождения Пьеро делла Франческа был не только художником, его мастерская больше напоминала своеобразный «уголок культуры», чем привычную для нас школу живописи. Лука Пачоли по многим источникам был любимчиком. Чувство прекрасного было присуще ему, однако он не стал человеком искусства, а отзвук в его сердце нашла вторая ипостась учителя. Еще в юном возрасте Лука Пачоли был прирожденным математиком, его любовь к числам позволяла видеть в них ключ к красоте и истине.

Помимо учебы Лука Пачоли посещал вместе с учителем различные празднества и поездки в другие города, она были частыми гостями в доме герцога Федерико де Монтефельтро в Урбино. Федерико де Монтефельтро был человеком, преданным искусству и науке, у него был роскошный дом, где он любил собирать архитекторов, поэтов, ученых, художников. Одним из многоуважаемых гостей в этом доме был писатель, музыкант, ученый, но в первую очередь известный зодчий — Леон Баттиста Альберти (1404-1472).

Леон Баттиста Альберти был «новым итальянцем» того времени, он относился к тем людям, для которых ценны были не герои, а желающие развиваться люди, кто умеет делать деньги и добывать сокровища. Главным лозунгом того времени являлось стремление людей не быть бедными. Один из величайших людей той эпохи Леонардо да Винчи говорил откровенно:

«Служу тому, кто больше платит» … «мне почти все равно, чем заниматься и за что получать деньги».

В девятнадцатилетнем возрасте Лука Пачоли по рекомендации Альберти становится воспитателем для сыновей купца Антонио де Ромпизани в Венеции, на этом его путь в мастерской Пьеро делла Франческа заканчивается.

Переезд в Венецию пришелся на 1464 год, новый дом и место работы Луки Пачоли находилось на острове Гвидека. Этот остров был одним из 70 островов, которые представляли в совокупности Европу того времени.

Воспитывая в доме Ромпизани трех его сыновей, Лука усердно учится сам. Вместе с учениками он ходит на публичные лекции известного математика Доменико Брагадино в школу Риальто. Именно на данных лекциях он знакомится с будущим видным математиком и своим другом – Антонио Корнаро. Кроме обучения сыновей Ромпизани, Пачоли занимается ведением конторских книг, а также как он сам позднее скажет «путешествует на торговых кораблях». В 1470 году он заканчивает работу над своей первой книгой «Учебник коммерческой арифметики» (достоверных данных о том была ли она напечатана нет) и уезжает из Венеции в Рим.

Карта Италии того времени выглядела как мозаика небольших государств, ведущих вражду друг с другом. Рим представлял центр католического мира и был столицей Папской области. Перед Пачоли предстала древняя императорская столица, средневековые здания сочетались с новыми постройками. Он остановился у своего друга Альберти. Их общение и занятия наукой оказали влияние на уже повзрослевшего математика и бухгалтера.

Пачоли как и Пифагор придерживался мнения, что число лежит в основе мироздания. Обретя в это время много новых друзей, Пачоли осознает, что успех зависит от друзей, которых мы выбираем или нас выбирают. Одним из таких знакомств стала встреча с уважаемым семейством делла Ровере. Главой данного семейства был генерал ордена францисканцев Франческа делла Ровере, ставший в 1471 году папой под именем Сикста IV. Лука хорошо общался с двумя его племянниками, в будущем большое значение в его жизни сыграет общение с одним из них — Джулиано делла Ровере (1441 – 1513), который также станет позже папой под именем Юлий II. В Риме Пачоли проживет около двух лет и постарается покинуть «самый неопрятный город тогдашней Европы». Как говорилось в текстах историка и философа А. Ф. Лосева:

«В эпоху Ренессанса гадали на трупах, заклинали публичных женщин, составляли любовные напитки, вызывали демонов, совершали магические операции при закладке зданий, занимались физиогномикой и хиромантией, бросали в море распятия с ужаснейшими богохульствами и зарывали в землю ослов для вызывания дождя во время засухи. В массовом порядке верили в привидения, в дурной глаз и вообще во всякого рода порчу, верили в черных всадников, якобы намеревавшихся уничтожить Флоренцию за ее грехи, но отстраненных заклинаниями праведника; околдовывали детей, животных и полевые плоды. Верили, что женщины совокуплялись с бесами и были колдуньями, хотя иной раз и добрыми. Публичные женщины для привлечения мужчин пользовались разными снадобьями, в состав которых входили волосы, черепа, ребра, зубы и глаза мертвых, человеческая кожа, детский пупок, подошвы башмаков и куски одежды, добытые из могил, и даже трупное мясо с кладбища, которое они незаметно давали съесть своим любовникам. Протыкали фигурки из воска и золы с известными припевами для воздействия на тех, кого изображали эти фигурки, мстили пророкам за их предсказания».

В эпоху Ренессанса католическая церковь признает существование ведьм. Инквизиция развивается быстрыми темпами, за период с 1450 по 1598гг. в Италии, Испании, Германии было сожжено около 30 000 ведьм.

Лука Пачоли в эти неспокойные времена был далек от демонологии, одной из самых прогрессивных наук того времени, он полностью посвятил себя математике. Стремясь к знаниям, он уехал из Рима.

Доподлинно не известно куда именно переехал Лука Пачоли, однако существует предположение что он переехал в Неаполь заниматься торговлей. В возрасте 27 лет, поняв, что успехов в торговле ему не достичь, он надел на свои ноги сандали, ряса стала его повседневной одеждой и после принятия трех обетов: целомудрия, бедности и послушания он ушел из мирской жизни. Приняв постриг, он поселился на своей родине в Сан-Сеполькро.

Л. Пачоли нашел в монашестве все что ему было нужно: хорошая библиотеку, удобное место и общение с коллегами, а также свободное время. В ордене францисканцев состояло большое количество замечательных людей, ученых, музыкантов. Братья Луки Пачоли также были францисканцами.

Ученый Соколов Я. В. Говоря о выборе «отцом бухгалтерии» религиозного ордена францисканцев отмечает:

«Официально орден францисканцев был нищенствующим, и Лука Пачоли, становясь фра Лукой ди Борго Сан-Сеполькро, принес обет бедности. Пройдет 450 лет, и французский бухгалтер Альбер Дюпон увидит в этом глубоко символический акт: отец бухгалтерии приносит за себя и за своих будущих коллег обет бескорыстия и бедности. И в самом деле знаменательно: на заре нового времени для бухгалтеров уже прокламируется бедность как принцип, а на закате будет отмечено, что обещание сбылось».

Отличительной особенностью ордена являлось то, что францисканцы хотели внести в мир жизнь, нести людям слова Господа, так как иные монахи стремились в монастырь, чтобы уйти из жизни. Такого мнения придерживался и Пачоли, он хотел стать профессором в университете, нести людям знания.

Начало профессорско-преподавательской работы Л. Пачоли

Его мечта сбывается 14 октября 1477 года, Пачоли становится профессором в университете Перуджи, а в ноябре этого года он уже читает свои первые лекции по алгебре и геометрии. До сих пор его рукописи с лекциями хранятся в библиотеке Ватикана, под названием «Пять правил Платона» и «Алгебра». В этих книгах были отмечены такие темы как обзор денежных единиц- монет, правила определения процентов, вексельное право и др.

Изначальный оклад, который ему предложили составлял 30 гульденов, однако уже 11 января 1478 года он получил прибавку за его превосходные познания и его оклад составил 50 гульденов. Время не заставило себя долго ждать, и корпорация профессоров уже летом 1478 года предложила Пачоли остаться на занимаемой кафедре еще на два года с окладом 60 гульденов.

Достаточная плата это или нет, сложно оценить. Профессоры того времени вели кочевую жизнь, как комедианты. Они переходили из одного университета в другой, с некоторыми заключали контракт на месяц, с другими на год, а с кем-то и пожизненно.

Получив в Перудже в последний раз профессорское жалование Л. Пачоли уезжает в Зару. В профессорско-преподавательской карьере наступает перерыв. Лука полностью посвящает себя науке, начинает заниматься теологией, философией, улучшением знаний в математике. Именно в этом городе Пачоли начнет свою работу «Summa». Кроме занятия наукой он выполнял орденские обязанности, совершая поездки в различные города Италии.

В 1486 году Л. Пачоли получает звание магистра теологии. 14 декабря 1487 года он по приглашению, благодаря генерала Франческа делла Ровере приезжает в Перджу. Тут он возвращается к преподавательской деятельности. Позднее, глядя на портрет того времени, Альбер Дюпон опишет Луку Пачоли:

«Красивый, энергичный молодой мужчина; поднятые и довольно широкие плечи обличают врожденную физическую силу, мощная шея и развитая челюсть, экспрессивное лицо и глаза, излучающие благородство и интеллект, подчеркивают силу характера. Такой профессор мог заставить слушать себя и уважать свой предмет».

Пачоли подходил к обучению с особыми чувствами, он считал, что обучить чему-то намного сложнее, чем учится самому. В практике он придерживался «дедуктивного» метода обучения, объясняя сначала сложные моменты, потом переходя к более легки, если это требовалось. Он говорил:

«Не заслужил сладкого тот, кто не отведал раньше горького».

Работая преподавателем, он не оставляет и научную деятельность, продолжая работать над энциклопедическим трудом «Summa». В этот раз в Перудже ему пришлось пробыть длительное время. В 1487 году, в возрасте 42 лет он выступил перед своими студентами с просьбой быть к нему снисходительными, так как он утомился от ежедневных занятий. И уже в апреле 1488 года он, получив должность в штате епископа Пьетро Валлетари переезжает в Рим.

Переехав в Рим Пачоли продолжает писать труд, начатый в Перудже, работать над моделями геометрических тел, выступать с лекциями.

В период с 1490 по 1493гг. Лука живет и работает в Неаполе и Падуе. В это время Европу потрясли два события: одно из них было радостным – Христофор Колумб нашел «путь в Индию»; а второе было печальным – умирает Пьеро делла Франческа. Последние годы жизни он был лишен зрения, человека, который раньше мог изобразить солнечный свет так как никто другой, водили по улице за руку. На одной из его картин «Мадонна со святыми», которая была написана в 1475 году (к этому времени Пачоли уже принял постриг), как утверждается был изображен лука Пачоли в образе монаха Петра Мученика.

«Summa de Arithmetica, Geometria, proportioni et Proportionalita» - «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях»

В 1493 году Пачоли закончил работу над книгой, которую писал в течении тридцати лет. Покинув монастырь с рукописями своих книг, он уезжает в Венецию. 10 ноября 1494 года выходит его многолетний труд «Summa de Arithmetica, Geometria, proportioni et Proportionalita» - «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях». При подготовке рукописи в типографии возникли проблемы, т.к. там еще не научились набирать геометрические фигуры. До сих пор бытуют различные мнения на счет того, кто придумал изображать рисунки на полях страниц сам Пачоли или Паганини-издатель книги. Эта выдающаяся инкунабула до наших дней сохранилась только в семи экземплярах. Так один из экземпляров хранился в духовном училище в Киеве до начала 20-х гг. ХХ века, в дальнейшем он был передан в библиотеку в Академию наук в СССР в Ленинград.

Данная книга в первую очередь была для математиков, напечатана она была на 300 листах в две колонки и первоначально включала в себя 5 частей:

Позднее Лука Пачоли пересмотрел данное деление, и книга делилась уже разбивалась на две части: алгебра и геометрия. Каждая из данных частей включала в себя отделы, отделы в свою очередь делились на трактаты, а те на главы. Так одним из трактатов данной книги являлся «Трактат о счетах и записях» .

Подобно другим ученым того времени Пачоли наивно полагал, что все возможные знания уже получены и в своей работе он хотел всего лишь объединить все что было накоплено человечеством до пятнадцатого века.

Данная работа способствовала славе Луки Пачоли и в 1496 году его приглашают преподавать на кафедру математики в университет в Милан. Именно в Милане он начинает работать над другой своей книгой «Божественная пропорция», иллюстрации для которой делал Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи также занимался наукой и хотел выпустить учебник элементарной геометрии, но в период написания он увидел работу «Summa» Пачоли и понял, что его книга является бесполезной. Леонардо и Лука были друзьями, однако в 1499 году их пути разошлись, когда они переехали во Флоренцию.

Наука и религия в жизни Л. Пачоли

Переехав в 1501 году в Болонью Пачоли начинает работать на кафедре математики в старейшем университете Европы до 1505 года. В библиотеке этого университета и сейчас хранится работа Пачоли «О силах и количестве», которая так и не была издана. Работа Пачоли, посвященная графу и графине Мантуанским «Трактат о шахматной игре» и вовсе была утеряна.

В 1505 году Лука переезжает во Флоренцию в братию монастыря Святого Креста. Там ему покровительствует его давний друг Юлий II и Лука просит его освободить от некоторых обетов, которые он давал, принимая монашество, 28 апреля 1508 года ему дают разрешения и в свет выходит соответствующая булла.

В 1508 году Лука Пачоли получает место настоятеля в Сан-Сеполькро, однако умиротворения ему это не принесло. Монахи были недовольны тем, что настоятель большую часть своего времени посвящал науке, а не религии и они обратились с челобитной к генералу ордена францисканцев Ринальдо Грациани, попросив лишить Луку привилегий, которые он получил от папы Юлия II.

Поскольку наш монастырь освящен именем славного и св. Франциска и поскольку наши люди привязаны к нашему ордену сверх обычной меры, мы не можем без горя слышать и видеть вещи, которые являются позором для нашего ордена. Поэтому мы просим святейшего отца обратить внимание на честь вашего и нашего ордена св. Франциска и особенно проследить, чтобы фра Лука Пачоли был лишен привилегий, вытекающих из папской буллы, и всех административных обязанностей, во всяком случае тех, которые получил от папы, либо через ваше посредничество, либо кого-то еще, поскольку мы считаем, что таковые обязанности не приносят пользу монастырю, а скорее, напротив, ведут к несчастью и вреду, особенно если принять во внимание тот факт, что этот маэстро Лука неподходящий человек, чтобы управлять другими, и у него нет таких навыков, чтобы он подвергал наказанию или исправлял других, так как сам он, соответственно тому, что мы видим ежедневно, является человеком, которого надо исправлять, и по этой причине вышеупомянутый монастырь терпит ущерб при собирании подаяний и других вещей, которые перечислять было бы слишком долго… Таким образом, мы просим Ваше святейшество позаботиться о нуждах монастыря, о коих Вас более полно проинформирует податель этого письма, который придет к Вам не только по общему согласию братьев, но, как и понукаемый всеми нами, которые несут особую ответственность за Ваш Орден.

Мы уверены, что Вы, со свойственной Вам деликатностью, примете участие в этом деле и все выйдет как должно. Это все. Из Бурго, декабрь 12, 1509 года.

Генерал не стал принимать никаких мер и 22 февраля 1510 года Лука Пачоли получает повышение, становится приором монастыря в Сан-Сеполькро. Однако дело Пачоли закрыто не было и в октябре 1512 состоялось новое слушание. Доподлинно не известно, чем оно закончилось, но пост приора Пачоли в 1514 году не занимал.

Помимо работы настоятелем Лука Пачоли не переставал читать лекции, а также не забывал о работе над двумя рукописями. В 1508 году вышел в свет перевод Евклида.

Данная работа была не очень успешной, в ней было много ошибок и темных мест. Вторая рукопись оказалась более удачной.

Книга «Божественная пропорция» была менее популярной чем «Summa», она подводила итого бесед Пачоли с Л. Б. Альберти, П. делла Франческа, Леонардо да Винчи.

С вхождением на папский престол Льва Х, Луку Пачоли отзывают в Рим то ли для работы, то ли для вразумления. Любимчиком он стать скорее всего так и не смог, так как в 1514 году его имя в списке лекторов уже отсутствует. Скорее всего почти 70-летний старик получил приглашение в Рим, просто из-за желания помочь ему и изменить те унизительные условия, в которых он находился последнее время.

Последние годы жизни великого математика и бухгалтера

Спустя некоторое время он вернулся в Сан-Сеполькро. Точных данных о том, как умер Лука Пачоли нет, однако есть относительно недавние сведения, полученные японскими исследователями, о том, что умер он 19 июня 1517 года. Данные записи были сделаны в церковных книгах монастыря Святого Креста во Флоренции. Похоронили его в Сан-Сеполькро в возрасте 72 лет в церкви. Как церковь данное место не сохранилось, но здание осталось, на его месте сделали склад. До этого считалось, что Л. Пачоли умер в 1508 году в Сан-Сеполькро.

Пачоли запомнят, как бухгалтера, нежели математика, однако это произойдет не сразу. Известный всем на сегодняшний день в бухгалтерских кругах «Трактат о счетах и записях» затеряется в истории и будет обнаружен только в 1869 году профессором математики Лючини. Это станет невероятным событием и в 1878 году в Сан-Сеполькро будет установлена мемориальная доска на стене муниципалитета с надписью:

«Луке Пачоли, который был другом и советником Леонардо да Винчи и Леона Баттиста Альберти, который первым дал алгебре язык и структуру науки, который применил свое великое открытие к геометрии, изобрел двойную бухгалтерию и дал в математических трудах основы и неизменные нормы для последующих исследований. Население Сан-Сеполькро по почину исполнительного комитета общины, в исправление 370-летнего забвения, водрузило своему великому согражданину, 1878».

Что же великого сделал Лука Пачоли?

С точки зрения развития практического учета его книга была устаревшей и элементарной. В ней не было ценных практических достижений. Написана она была на итальянском и латинском языках, что делало ее сложной для восприятия. Кроме того, она содержала много противоречий, так к примеру, в третьей главе при описании системы заполнения данных об инвентаре автор игнорирует ценовой момент, однако при описании порядка открытия счетов в главной книге в двенадцатой главе он говорит о необходимости указания цен. Были и другие не схождения, однако вклад Пачоли в развитие бухгалтерского учета невозможно переоценить.

Что же выдающегося сделал известный на весь мир бухгалтер Лука Пачоли? Наиболее значимыми моментами являются:

  1. Он впервые изложил в теории принцип двойной записи и попытался раскрыть сущность таких понятий как дебет и кредит, хотя сами термины он не употреблял. Он персонифицировал учет и создал базу для его юридического обоснования.
  2. Персонификация позволила создать условия для дальнейшего выделения бухгалтерского учета в самостоятельную науку.
  3. В работе Пачоли учет рассматривался как метод, позволяющий отражать хозяйственные процессы как на отдельном предприятии, так и за его пределами.
  4. Появление двойной записи определило систему учета, которая формируется преследуемыми целями.
  5. Представление учета в виде общей системы. Моделирование, основанное на комбинаторике, позволило рассматривать каждую отдельную задачу как частный случай общей системы.

Эти и другие правила, изложенные в книге, получили название — «правила Пачоли».

«Трактат о счетах и записях» (1494 г.) - произведение итальянского математика (1445 - 1517) (перевод - Вальденберг Эдуард Григорьевич (1837-1895)). Считается, что это произведение заложило основу современной бухгалтерии и ввело принцип двойной записи (Taxslov.ru) .

Трактат является одинадцатой главой произведения Луки Пачоли, посвященного различным вопросам применения математики в практической деятельности - «Summa de Arithmetica, Geometria, Proportioni et Proportinalita».

Ученые сходятся во мнении, что принцип двойной записи был изобретен и применялся до Луки Пачоли. Главная заслуга математика, что он описал и популяризировал этот подход.

"Трактат о счетах и записях" был впервые опубликован 1494 года в Венеции. В этот день отмечается .

Qual fuerant mediis
carie consumpta latebris
restituit Lucas lectoramice tibi

То, что в пыли валялось
и томилось забытым в темнице,
Лука нашёл для тебя,
друг и читатель.