Кручу-верчу, запутать хочу! Или современная историческая геология на примере скэблендов

Кручу-верчу, запутать хочу! Или современная историческая геология на примере скэблендов


Совсем недавно и до Саратова добралось повальное мировое увлечение спиннерами. Сейчас популярность этой игрушки такова, что продавцы торговых точек не успевают запасаться товаром, который расходится, как горячие пирожки.

Нехитрая конструкция, напоминающая нечто среднее между обыкновенным подшипником и пропеллером с вращающимися лопастями, уже успела прописаться не только в обыкновенных городских квартирах и школьных классах, но и в офисных помещениях, будучи позиционируема как игрушка-антистресс, расслабляющая и помогающая снять напряжение.

Но так ли уж безобиден и полезен этот маленький гаджет, как уверяют в этом те, кто зарабатывает на парадоксальной любви человечества к спиннерам весьма неплохие деньги? Вертушки, как по-простому называют их не знакомые с английскими терминами бабушки и дедушки своих продвинутых внуков, действительно самый ходовой товар на саратовском проспекте. Спиннеры дополняют ассортимент прилавков с солнечными очками, зонтами, бижутерией и прочей атрибутикой.

Но почему-то именно странные маленькие «волчки» притягивают покупателей как магнит. Люди останавливаются, с горящими глазами перебирают представленные богатства всех цветов и размеров и, как правило, не уходят без вожделенной покупки, запасаясь подарками себе и друзьям. Благо, цена на спиннеры пока и не думает кусаться — самый обыкновенный гаджет можно приобрести за цену от 50 до 600 рублей и выше.

— Может быть, кому-то нравятся мультяшные или киношные персонажи, — рассуждает продавец Марина. — Таким покупателям можно посоветовать выбрать спиннер с картинками. А вообще цена зависит не только от внешнего вида игрушки, но еще и от материала, из которого она изготовлена. Спиннеры с металлическими частями дороже. Пластмассовые — дешевле.

Марина, женщина уже в возрасте, утверждает, что слово «спиннер» выучила не сразу, зато теперь за весь рабочий день оно практически не сходит у нее с языка, ведь общаться с покупателями, жаждущими заиметь такой гаджет, приходится по нескольку раз за час.

В нашем классе спиннеры есть у всех, поэтому родители купили мне тоже, — признался «Телеграфу» юный саратовец Андрей. — Правда, один я уже сломал, так что этот — второй. Мне просто нравится его крутить, и я уже освоил разные трюки с этой штукой.

Психологи, однако, уверены, что массовая истерия вокруг незамысловатых приспособлений — явление временное и, по всем признакам, не продлится долго. Если, конечно, производители спиннеров не подсуетятся на волне бешеной популярности своего продукта и не придумают очередные «фишки».

— Здесь большую роль сыграл информационный вброс в СМИ и, в первую очередь, в Интернет, в те ресурсы, которые рассчитаны на детей и подростков, — считает психолог Сергей Саратовский. — Сама по себе эта игрушка не обладает никакими выдающимися свойствами. Все зависит от того, какой вектор ей придать. Она может действительно развивать мелкую моторику, если ребенок будет постоянно ее крутить. Она может снижать стрессовые состояния, если человек себя на это настроит, а может, наоборот, стимулировать его к какой-либо деятельности, помогая ему, как говорится, внутренне «заводиться». Для любителей, скажем, писать красивыми ручками, иметь стильные аксессуары спиннер играет роль некоего тренда, который делает человека модным, современным. А в среде подростков вообще очень актуально «быть в теме». Я думаю, что это — одно из изобретений человечества, которые, к счастью, в скором времени лягут на полку, как в свое время это случилось со змейкой, кубиком Рубика и волком, который ловит яйца из легендарной советской электронной игры. Но сейчас спиннер действительно привлекает внимание детей. Я это вижу и по собственной дочери.

У спиннеров интересная форма, которая позволяет детям хвалиться друг перед другом тем, у кого спиннеры лучше и функциональнее. Главное, по мнению специалистов, эта игрушка при всей ее сомнительной функциональности все же не способна причинить какой-либо серьезный вред здоровью — если, конечно, родители не будут забывать, что спиннеры все же не предназначены для совсем маленьких детей, которые могут попытаться опробовать чудо-волчка на зуб. — К этому надо адекватно относиться и не создавать проблемы, — характеризует спиннероманию психолог Сергей Саратовский.

Великобритании, чья политическая элита изо всех сил пытается научить нас, как нам правильно жить, «отменяют» пол у детей. 8 августа консервативное издание «LifeSiteNews» сообщило, что шотландские государственные школы и детсады теперь будут учить детсадовцев, что пол - это «выбор самого ребенка», и нет девочек и мальчиков. В остальных частях Великобритании такая политика уже местами реализуется, а с 2020 года станет обязательной.

Шотландцы, которые сейчас поднимают крик, оказались последними в проекте британского правительства, которое поручило школам в Великобритании обучать маленьких детей тому, что естественный «пол» человека - это «сменяемая» категория. Министр образования Англии Дэмиан Хайндс опубликовал новый разработанный гомосексуалистами государственный документ по принудительному секспросвету английских малышей (RSE), который станет обязательным во всех детсадах и школах Англии с сентября 2020 года.

В опубликованном недавно в Шотландии «Проекте руководящих принципов в области образования» утверждается, что дети в возрасте пяти лет будут обучаться в шотландских государственных школах теперь тому, что их пол - это якобы «то, что дети сами себе выбирают». По решению шотландского правительства она станет повсеместной и тоталитарной в детских садах и школах Шотландии даже раньше, чем в Англии - с 2019 года. Так, в этом «чудесном» документе говорится, что детям нужно внушить: когда ребенок рождается, то нет мальчиков и девочек, а это врачи «выбирают» или «назначают» ему пол «произвольно».

Основные положения документа, пролоббированного в английском Минобре педерастами, можно прочесть на сайте Трансгендер-тренд в публикации еще от 2016 года. Все полностью открыто и не скрывается. «Правительство рекомендует увеличить число активистов-трансгендеров, работающих с детьми в школах, что приведет к тому, что все больше и больше детей будут истолковывать свое несоответствие половым стереотипам как доказательство того, что они действительно противоположного пола.

Повысить уровень подготовки учителей по вопросам социального перехода детей, что приведет к тому, что все больше и больше детей, которые все еще находятся на стадии формируемого мышления, будут верить в то, что они действительно противоположного пола».
И далее, далее, далее.

Притом навязывается это все, несмотря протест родителей. Хотя протест и скрытый.

«"Мы уверены, что половые стереотипы и гендерные ожидания пагубны и вредны", - сказала шотландская мать, которая посетила тренинги шотландских защитников трансгендеров в Национальной службе здравоохранения. "К сожалению, позитивный характер этого руководства становится бессмысленным из-за запутанных советов, после которых дети не могут решить, являются ли они мальчиком или девочкой, - объяснила она. - Не менее опасным является представление о том, что секс, а не предпочтения или поведение, является главным. Маленькие дети очень буквально мыслят, и если их призывают верить, что физическая реальность их тела изменчива, это может создать потенциально разрушительную борьбу с психическим или физическим здоровьем".

Большинство людей согласны с ней, но боятся того, что трансгендерные активисты будут пытаться испортить их репутацию и обвинят в гомофобии и фашизме, многие даже не решаются раскрыть свою личность.

Во всем мире трансгендерное явление становится модным среди детей, и Шотландия ничем не отличается. Христианский Институт сообщил, что в период с 2016 по 2017 год число шотландских детей, "направляемых на лечение гендерной дисфории", выросло на 21%, причем некоторые из детей были в возрасте шести лет. Средний возраст таких детей тоже идет вниз, а сейчас сидит в возрасте четырнадцати лет»,
- сообщает шотландское издание. И они оказались правы: «оскорбленные активисты» уже пишут возмущенные петиции, не за горами время, когда это издание обвинят в российской пропаганде. А родители, засунув язык куда подальше, трясутся за работу или забирают детей из государственных и отправляют в частные садики. Самые смелые подали в суд в отношении авторов предыдущей школьной реформы, которая предписывает учителям не информировать родителей, если их дети в школе сменили пол. Правда шансов на победу мало, ибо тогда и судья быстро станет фашистом-гомофобом.

СМИ сообщило, что Христианский Институт направил правительству Англии письмо с выражением «серьезной обеспокоенности» относительно принуждения маленьких детей к смене пола в английских детсадах и школах. Оказывается, сегодня учителям Англии официально предписывается сообщать местным властям имена родителей, которые «борются» «с признанным школой иным полом ребенка». Речь идет о случаях, когда в английской школе ребенку принудительно сменили пол и заставляют его переодеваться в школе в существо другого пола, а родители дома относятся к ребенку «по-старому». Согласно одному из последних предписаний властей Англии, «детям в школах должна оказываться поддержка в смене пола независимо от их возраста».

Шансов на то, что небольшая группа христиан сможет остановить секс-просвет, скажем честно, реально немного. И немного их, в первую очередь, по одной простой причине - полной толерантности, то есть неспособности общества к сопротивлению любым инициативам власти от слова совсем. Риторика лоббистов извращенцев в Британии и Шотландии ничем не отличается от подобной риторики в любом другом месте планеты. Только недавно РИА «Катюша» рассказывала о попытке властей отодвинуть их от госкормушки в Японии, где депутата Мио Сугити также заклеймили фашисткой, человеконенавистником и далее по тексту. То же самое они кричат в России, Австралии, Аргентине или США.

Система навешивания ярлыков и порядок действий там отработан по нотам. Сломать эту систему реально только одним способом - массовыми протестами именно населения. Когда политики видят миллионы, то начинают бояться, как это было во Франции, после чего на выборах в президенты чуть не прошла Ле Пен, да и в целом в континентальной Европе толерантность встретилась с евроскептиками, которые занимают все более сильные позиции, отодвигая лобби «золотого миллиарда» на вторые роли.

Что касается России, то лоббисты легализации извращений есть и в российской политической (и экономической) «элите», но у нас, к счастью, другой народ. Пусть мы нередко не способны защитить свои экономические интересы и легко смиряемся с наименьшим из зол в виде продажной власти и т.п., но когда дело касается души и детей - нашего будущего, - реакция следует совершенно другая.

Я снова в Петербурге, всего на один день — отработать концерт, и обратно в Вену, еще на несколько дней. А потом 2го июня в Москву, чтобы 6го вылететь в Питер. Неудивительно, что моим любимым аттракционом в луна-парке всегда была карусель. Большая такая, без лошадок и зайчиков, а с длинными цепями и крохотными стульчиками на их концах. Чтобы действительно захватывало дух, чтобы где-то рядом мельтешили зеленые кроны и голубое небо. В какой-то момент казалось, что вот именно ты не двигаешься с места, а мир вертится юлой. Кстати, сейчас детишкам кто-нибудь покупает юлу? В большинстве семей, которые мне встречались, малыши игрались с разноцветными макетами автомобилей (пианино, домиков, whatever), усыпанных огромными кнопками, которые при нажатии на них издавали отвратительные звуки, отдаленно напоминающие тех же лошадок, зайчиков, кошечек. Это ведь совершенно нормально, чтобы из машины раздавалось мяуканье, верно?
Мои игрушки, слава Богу, были довольно тихими. За исключением, наверное, межгалактического сверхлазерного бластера (лукавый смайл). Когда мне его купили, я чуть не свел своих родителей с ума, без конца выстреливая пронзительными (пи-и-и-у, тра-та-та-та, пи-и-и-иу, пи-и-у) залпами из серого пластикового ствола. Папу с мамой спасло то, что в бластере очень быстро сели батарейки (я постарался 🙂), и эта забава мне наскучила. Зато юлу я любил. Сначала она у меня была большая и золотистая, но потом, когда я ее сломал, то разобрал машинку на радиоуправлении, вытащил из нее шестеренки, и уже из них сделал себе маятники вроде того, который Ди Каприо запускает в финале «Inception». Получались маленькие белые юлы (или юлОчки). Мы с моими товарищами вообще как-то любили работать руками и мастерили иногда игрушки себе сами. У меня было четыре или пять конструкторов Лего (космос, дачный участок и др.; техникс-наборы тогда еще не появились), и я, после того как все сделал по инструкции и собрал стандартные модели, перемешал все наборы и стал создавать сначала огромный космический корабль, потом пытался спроектировать машинку, которая не разлеталась бы на мелкие детали при падении с высоты полутора метров (мне это, в итоге, удалось, но получился этакий лего-БТР). В общем, времени зря не терял. 🙂
По-настоящему шумной, звуковой игрушкой для меня стала приставка Денди. По качеству графики это было все равно что тот же самый лего, только на дисплее и в движении. Сопровождался он настолько же низкокачественной музыкой (до сих пор помню все темы из Супер Марио, что бы сказали на это мои педагоги по муз. литературе?). Но тогда эта приставка равнялась нынешней PS4 или Xbox. Папа подарил мне ее на день рождения. Естественно, я ее сразу распаковал, подключил к телевизору и стал играть. Час. Два. Три. Четыре. В какой-то момент папа позвал меня ужинать, но я не откликнулся — наверное, мокрушил очередного босса в Черепашках-ниндзя (до этого у меня были все четыре черепахи в «аналоговом варианте», одни из самых любимых игрушек). Тогда отец понял, что сына надо спасать, выключил телевизор, собрал все обратно в коробку и куда-то унес. Больше свою Денди я никогда не видел. Наши отношения были такими короткими, но я до сих пор ее помню… (всхлип)
Именно из-за отсутствия компьютера и приставок, а также из-за ограничения времени, которое мне позволялось проводить перед телевизором, я немного затянул с конструкторами, шестеренками и юлой. Символично, потому что теперь и сам верчусь, как юла: Копенгаген, Вена, Петербург, Вена, Москва, Петербург, Берлин, Москва, Копенгаген, Амстердам. Юхххууууу!

Каждый любитель транспорта знает, что круговые саморегулируемые пересечения, существующие в России - это полное дно. И совершенно необходимо вместо них делать модные, эффективные, лидирующие roundabout"ы, отличающиеся от "обычных" кругов всем, ну кроме, может быть, собственно, кругового движения.

Но в среде градостроителей это секретное знание начала 70х почему-то не распространено. И все бы ничего, но при разработке проекта планировки делается помимо всего и транспортная схема. Это, конечно, не ПОДД с разметкой и светофорными циклами, но такие параметры, как количество полос, пешеходные переходы и типы перекрестков в ней отражены. И то и дело в каком-нибудь Обнинске в транспортной схеме появляется вооот такенный кружище шириной метров в 80, убивающий всю жизнь вокруг себя.

Поэтому совершенно необходимо было написать маленькую статейку про круги, и как надо их применять (а как не надо) в городской ткани, чтобы ничего не испортить, сделав город необитаемым-непроходимым, ну или непроезжаемым (да, машинки тоже важны) - смотря как накосячить. Аудитория ее - именно градостроители, поэтому мы здесь не будем ковыряться в разметке или безопасности движения велосипедистов, зато рассмотрим такие, казалось бы, далекие от транспорта вещи, как окружающая перекресток застройка, ее функции, типы и интенсивность использования пешеходного пространства вокруг нее и перекрестка же. Что ж, читаем!=)

К сожалению, в городах нашей страны все еще господствует планировочный империатив о том, что в первую очередь городские улицы необходимо проектировать для удобства автомобилистов. Общественному транспорту и пешеходам не то что бы сознательно ухудшают условия передвижения, но просто не включают их в поле зрения, считая, что раз можно пройти/проехать, значит, все отлично.

Что выходит из такой практики, мы прекрасно знаем. В последнее время набирает силу и другое движение. Вкратце его позицию можно охарактеризовать так: "машинки должны страдать". Даже самое незначительное улучшение для пешеходов имеет безусловный приоритет перед интересами автомобилистов и пр. В таких условиях жесткого противопоставления двух групп пользователей улиц особенно ценны взаимовыгодные решения - то есть, когда можно сделать так, чтобы лучше стало всем и сразу. Согласитесь, звучит нереалистично. Но оно существует, нужно только знать, как.

И вот тут нам сильно помогут современные круговые пересечения, известные простому англоговорящему обывателю под словом roundabout. В отличие от традиционных круговых перекрестков, машины на них имеют приоритет выезда с круга и низкие расчетные скорости, что приводит к невероятно привлекательным операционным показателям. Roundabout снижает аварийность на перекрестке вдвое и более (-51% в США и Нидерландах, -82% во Франции и так далее). Случаи со смертельным исходом практически исчезают. А в некоторых случаях и полностью исчезают.

При пропускной способности около 3000 машин в час задержки транспортных средств по сравнению со светофорным регулированием снижаются до 78%. Время ожидания у пешеходов сводится практически к нулю: их безусловный приоритет подкреплен геометрическими характеристиками проезжей части (нарушить ПДД сложнее, чем исполнить их).

Казалось бы, рецепт идеального перекрестка найден. И roundabout должен применяться абсолютно везде, где это позволяет интенсивность трафика и прочие транспортные параметры. Но тут в игру вступает градостроитель: спектр его задач гораздо шире - именно он должен определить, где следует применить модные круги, а где нет. И оказывается, что roundabout далеко не настолько универсальный перекресток...

Для того, чтобы понять, где можно применить круги, а где нельзя, нужно их классифицировать поключевым характеристикам, влияющим на окружение кольца. Современные круговые пересечения есть трех типов: mini-roundabout (traffic calming circle), urban compact, urban large. Конечно, инженер-транспортник скажет, что это не совсем правильная классификация, но здесь мы рассматриваем влияние кругов на их окружение , а не то, что творится на асфальте между бордюрами - это уже дело не градостроителей.

1. Mini-roundabout

Mini-roundabout (еще его зовут traffic calming circle) очень компактен и лишь незначительно больше стандартного перекрестка (внешний диаметр кольца от 13 до 25 м, диаметр островка – 4 м). Крупным т/с разрешено проезжать по островку, отделенному от проезжей части только мощением или разметкой. Расчетная скорость движения – 25 км/ч и менее, пропускная способность – до 500 авт/час.

Mini-roundabout - правильно

Такое круговое пересечение предназначено для повышения безопасности движения и успокоения трафика. Подходящее место использования - преимущественно жилые районы периферии и срединного пояса с частой сеткой улиц (Новогиреево, Измайлово, Марьина Роща в Москве), малых городов (Зарайск, Ржев, Бежецк). Длинные и прямые улицы провоцируют водителей ездить по ним слишком быстро: мини-круги ограничивают скорость, вносят разнообразие в монотонную структуру кварталов, помогая ориентироваться в районе, придавая местности идентичность.

Важно, чтобы профиль улицы не был слишком узкий, дома стояли бы свободно, с разрывами. Радиусы закруглений проезжей части в mini-roundabout"е выше минимальных (9 - 12 м против 5), поэтому в тесной сплошной застройке места для пешеходов останется немного. Кроме того, большое количество пешеходов блокирует круговой перекресток гораздо быстрее, чем обычный, а диагональные переходы и вовсе недопустимы – хотя это обычная практика для мест с обилием точек притяжения в углах зданий. Mini-roundabout успешно применяется не только за рубежом, но и в Перми.


Mini-roundabout - неправильно

2. Urban compact

Urban compact roundabout имеет бóльший габарит. Скорости возрастают до 35 км/ч: соответственно, внешний диаметр круга может быть от 25 до 40 метров – больше обычного перекрестка, но меньше традиционных круговых пересечений, диаметр которых начинается от 50 метров. Пропускная способность возрастает до 1000 авт/час.

Островок в центре непроезжий – но внешняя часть может быть приспособлена для крупных машин – на ней устраивается мощение (apron). Заезд на апрон легковых автомобилей запрещен. Потоки, въезжающие и выезжающие с перекрестка, канализируются разделительными островками – они же служат островками безопасности для пешеходов. Проход пешеходов через центр круга запрещен. Компактность по сравнению с традиционным круговым пересечением дает возможность более широкого применения перекрестка в городской ткани. Пешеходные переходы безопасны, удобны и не требуют ожидания на светофоре.


Urban compact roundabout - правильно

Отсутствие задержек и низкие скорости улучшают безопасность, пропускную способность, уменьшают шум и вонь по сравнению с регулируемым перекрестком. Однако, как и mini-roundabout, он не терпит повышенной активности на пересечениях, близкой, тесной застройки. Это значит, что их сфера применения ограничена периферийными районами с низкой и средней плотностью жителей.

Нельзя вокруг такого круга выстраивать локальный центр: повышенная общественная активность не сочетается с запретом на диагональные пешеходные переходы и ограничением на интенсивность пешего передвижения вообще. Лучше всего делать такой перекресток на пограничных территориях массива застройки. Районные улицы могут быть настоящими барьерами, разделяющими город шириной проезжей части и интервалами светофорных циклов: roundabout решает обе проблемы, делая городскую ткань более проницаемой.


Urban compact roundabout - неправильно

Чтобы понять, как работают такие круги на родине кругов - в Британии - можно посмотреть на карту маленького города Бейсингсток. Почти все пересечения главной распределительной дороги с районными и местными улицами выполнены в форме круга. Тесные конгломераты застройки отделены небольшой зеленой зоной от главной дороги. Так соблюдается баланс между пешеходной доступностью через весь город и нормальным функционированием улиц.

Расположенные на границе района, roundabout"ы могут стать своеобразными воротами для въезжающих. Необычный план и возможность акцентировать центральный островок способствуют этому.

3. Urban large


Urban large roundabout - правильно

Urban large roundabout при высокой пропускной способности (до 4000 авт/час) имеет самые спорные характеристики безопасности и совместимости с городской средой. Его внешний диаметр (45 - 60 метров) сравним с традиционными круговыми пересечениями. Из-за того, что на круге имеется две полосы движения, велик риск боковых столкновений. Расчетная скорость движения – 40 км/ч – усиливает последствия ДТП в сравнении с однополосными кругами.

Двухполосные круговые пересечения несут наибольший урон окружающей городской среде, разрывая ее почти как традиционные круговые пересечения. Высока опасность double-lane roundabout"а и для велосипедистов, которым рекомендуется спешиваться и переходить перекресток по тротуару. Urban large roundabout не должен располагаться поблизости от застройки в нормальных обстоятельствах. Сферой их применения может быть реконструкция перекрестков неудавшихся «улиц непрерывного движения» с внеуличными переходами, широкой проезжей частью, множеством накопительных полос и растянутыми циклами светофора.


Urban large roundabout - неправильно

Вопреки ряду примеров, устройство в центральной части кругов остановок трамвая, павильонов, скверов не рекомендуется. Проход на центральный остров небезопасен и уменьшает пропускную способность перекрестка. Гораздо лучше тогда сделать обычное пересечение.

Есть смысл и взглянуть шире – круговые пересечения вписываются в концепцию «wide nodes, narrow links». Увеличение габаритов перекрестка компенсируется уменьшением ширины дороги между узлами, на которой уже не нужно столько пространства для ожидания автомобилями своего сигнала. Возможно, стоит пожертвовать территорией вокруг большого кругового пересечения, чтобы между перекрестками улица была дружелюбнее к горожанам.

Разумеется, традиционные круговые пересечения стометрового диаметра совершенно необходимо выкинуть на свалку истории. А остальными не увлекаться - а внимательно следить, подходят ли они для существующей ситуации или все же нет.