Как принимаются к учету основные средства. Что относится к основным средствам. Метод списания стоимости ОС по сумме чисел лет срока полезного использования

Как принимаются к учету основные средства. Что относится к основным средствам. Метод списания стоимости ОС по сумме чисел лет срока полезного использования

Этапы становления. Общие сведения о Византийской культуре. Православие — основа мировоззрения. Взаимосвязь императорской власти и православной веры. Своеобразие византийского христианства . Литературная деятельность. Искусство Византии: архитектура, скульптура, мозаика.

Византия — это самобытная культурная целостность (330-1453), первая христианская империя. Византия располагалась на стыке трех континентов: Европы, Азии и Африки. Ее территория включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, Киренаику, часть Месопотамии и Армении, острова Кипр, Крит, опорные владения в Крыму (Херсонес), на Кавказе (в Грузии), некоторые области Аравии. Средиземное море было внутренним озером Византии. Наибольших размеров территория Византии достигла в «золотой век» Юстиниана Великого (527-565), стремившегося возродить былую славу Древнего Рима , но в последующие века становилась меньше и меньше, потеряв огромные территории во время арабского нашествия (VII в.). Земные пространства Византии в значительной части — горные и гористые области, изрезанные небольшими долинами. Разно образный на большей части территории средиземноморский климат благоприятен для земледелия.

Византия была многонациональной империей, пестрой по этническому составу населения, которое составляли сирийцы, копты, фракийцы, иллирийцы, армяне, грузины, арабы, иудеи, греки, римляне. Не греки и не римляне играют главную роль после падения Западной Римской империи. Физической преемственности между древними и средневековыми народами вообще не было. Иммиграция варваров в империю (в ее северо-восточную часть) — существенная черта, отделяющая древность от средневековья . Постоянное и обильное пополнение провинций империи новыми народами вливало много новой крови в остатки старого населения, содействовало постепенному изменению самого физического типа древних народов.

Византийскую цивилизацию создавали все народы, жившие на ее территории, но это была по преимуществу грекоязычная культура. Греческий стал государственным языком Византии с конца VI-VII в., вытеснив из государственно-административных сфер латинский. Греческая культура составляла ее стержень, и собственные глубокие традиции сочетались с терпимостью к культуре иноплеменников, с готовностью использовать творческий опыт других народов.

Вместе с тем преемственность в идеях и воззрениях, их иное «звучание» в новом духовном «ключе», тесная культурная связь между Древним миром и средними веками определили в значительной степени то обстоятельство, что византийская культура уже с самого начала стала своеобразной. Ей предстоял не выбор самой себя, а развитие и реализация изначально данных возможностей, вследствие чего в византийской культуре нельзя увидеть динамичную смену эпох, отличающихся друг от друга по своей глубинной идее. Все византийское тысячелетие нужно рассматривать как одну великую эпоху истории культуры, постижение которой не может не поражать своим единством.


Византийская крепость в Гаидре, Северная Африка IX-XI вв. Реконструкция.

Культура Византии не имеет восходящей линии развития. Общепринятой и строго обоснованной периодизации до сегодняшнего дня не существует. Византийская культура имеет еще одну специфическую черту. Более чем тысячелетняя история Византии предстает взору как почти беспрерывная серия кризисов, часто ставивших империю на грань катастрофы. Натиски внешних врагов бесконечны: IV в, — готы, V в. — гунны, вандалы, VI в. — славяне, начиная с VII в. — арабы, персы, авары, половцы, печенеги, болгары, турки-сельджуки, турки-османы, западные христиане (латиняне). Это определило изощренное ремесло дипломатии Византии и высокую степень военного искусства.

Тем не менее периодизацию византийской культуры можно обозначить. Ранневизантийская культура развивается в период с IV в. по первую половину VII в. С именем Константина Великого (327-337) связан поворот в религиозной политике, перенос столицы из Рима в Константинополь, начало византийской культуры. В «золотой век» Юстиниана Великого (527-565) империя приобрела максимальные территориальные размеры. Время Ираклия (61-641) связано с победой над Сасанидским Ираном и поражением в сражениях с арабами, потерей Египта, Сирии, Палестины. Этот период характеризуется общекультурным кризисом.

Центральный период развития византийской культуры, начавшийся в середине VII в. и закончившийся в начале XIII в., ознаменован седьмым Вселенским собором (787 г.), победой над иконоборчеством. Крупнейшими личностями этой эпохи являются патриарх Фотий, Константин Багрянородный, Михаил Пселл, Лев Диакон.

Поздневизантийская культура: XIII — середина XV в. В 1453 г. произошел захват Константинополя крестоносцами и Византия оказалась в изоляции. При Палеологах (1261-1453 гг.) в стране происходит падение государственной мощи при возрождении богословских, литературных, художественных сил. В XIV в. историки Иоанн Кантакузин, Никифор Григора, богословы св. Григорий Палама, Николай Кавасила, философы Дмитрий и Прохор Кидонисы прославили византийскую культуру.

Византийское судно. IX-XV-ee.

Византия — страна монастырей и монашества, семи Вселенских соборов, наиболее чтимых отцов и учителей церкви, родина христианской мистики св. Дионисия Ареопагита , Максима Исповедника , Симеона Нового Богослова, Григория Паламы. Византия знаменита как наставница славянского мира, оплот христианства против ислама, охранительница культуры от варварства. Византийская культура родилась из духа евангельского откровения, ей свойственны черты храма, жизнь которого освящена молитвами и тайнодействиями; она представляется как ценнейшая златотканая парча, как прекрасной работы миниатюра, украшающая заглавный лист какой-то древней церковной книги, как несказанной красоты мозаика в абсиде древнего храма, как замысловатая мелодия древнецерковной молитвы (архимандрит Киприан Керн).

Сущность и сила христианского средневековья состояла в том, что жизнь не была отделена от религии.

Православие являлось основной стихией народной жизни, главным и определяющим фактором цельности державы ромеев. Священная цель сохранения чистоты православия пронизывала все сферы культуры византийского мира. Верность церкви составляла высшую доблесть для византийца, согрешающего, падающего, но всегда помнящего о своей духовной родине. Идеал воцерковленной культуры и государственности, который внесла в мировую историю Византия, отнюдь не означал осуществления ею евангельского царства на земле.

Византийскому нравственному идеалу всегда была присуща наклонность к разочарованию во всем земном. В отличие от римлян (и романизированных народов), самого политико-государственного народа в мире, создателя образцового права, византийцы- эллинизированные народы половины империи — в соответствии со своим национальным характером, ярко выраженной мистической одаренностью, поняли христианство преимущественно как богооткровение, как путь ко спасению личности и ее духовному совершенствованию во Христе. Именно тип личности византийца — homo byzantinus - являет собой смыслообразующий и культуросозидающий центр.

Византия в V-VI вв.

Стены Феодосия в Констаптинополе. X в.

Константинополь — центр и око Вселенной, ни с чем не сравнимое (Григорий Богослов), высшая опора и средоточие православного мира. Само уникальное географическое положение Константинополя, как бы соединяющего Европу, Азию и Африку в высшем духовном единстве, является ярчайшим символом православной веры. В христианской политической теории столица Византии стала естественной столицей всего восточно-христианского мира. Будущее империи оказалось навсегда связано с Востоком. Предвестием этого служит царствование последнего языческого императора Диоклетиана (285-305), сумевшего отвести Рим от близкой гибели, гениального и во многом загадочного правителя, перенесшего свою резиденцию в восточную область империи, в город Никомедию.

На переходе от античности к средневековью происходит разделение до тех пор единой Римской империи на две неравные части. Первоначально империя, оставаясь единой, была разделена (395 г.) на две административные области, в соответствии с завещанием императора Феодосия Великого, между его сыновьями — Гонорием и Аркадием (Западная и Восточная империи). В 410 г. Рим был взят готами, воглавляемыми Аларихом , в 451 г. подвергся осаде гуннов, которых привел «бич Божий» Аттила, в 455 г. Рим в течение двух недель был отдан на разграбление вандалам, возглавляемым королем Гейзерихом , а в 476 г. военачальник Одоакр, подняв мятеж, низложил последнего римского императора Ромула Августула. Византия жила после этого еще тысячу лет.

Базилика Константина в Риме

Крещение Византия в Константинополь ознаменовало поворот в религиозной политике, состоявший во впервые заключенном союзе между императорской властью и христианской верой. Первый и важнейший шаг к этому был сделан 1 сентября 313 г., когда соправители Константин и Лициний Августы провозгласили Миланский эдикт , даровавший христианам свободу исповедания их веры. В память об этом событии отцы первого Вселенского собора (325 г., Никея) постановили начинать церковный год с 1 сентября. Две силы в своем единстве составляют формообразующий принцип византийской культуры — императорская власть и православная вера. Их взаимоотношения строятся на основе принципа «симфонии»: разделенного единства священства и царства, духовной и светской властей при превосходстве церковного канона над гражданским законом.

Любовь антийцев к пышной церемониальности проявилась в наименованиях императора и внешних формах осуществления выражения почтения к его сану. Следует отметить, что византиец верен не личности, не особе государя, а его Божественному сану. Вследствие этого в Византии не могло возникнуть, не существовало феномена самозванства, ибо на престоле был всегда тот, кто угоден Богу. Император назывался святым, сыном Божиим, владыкою всех христиан; его почитание выражалось в поклонении (наклонении головы до самой земли), в целовании руки, в славословиях (многолетиях и хвалебных эпитетах). Вступление на престол сопровождалось церковным обрядом коронования. Чин коронования слагался постепенно. Первый раз церковный обряд коронования был совершен в V в., в XIV в. коронационный чин достиг высшей степени развития, церковная сторона приобрела в нем преимущественное значение.

Кресло. VI в.

Хотя в титул византийского императора входило наименование «святой» (agio), ибо само пребывание на престоле уже есть свидетельство богоизбранничества, почитание императоров как святых в Византии было связано и с их личной праведностью, определялось требованиями библейской традиции, прежде всего чудотворением. Из 116 византийских императоров как святые были прославлены только 14 (среди них Константин Великий, Юстиниан Великий, Феодора, Ирина и др.).

После того как император Константин Великий принял христианскую веру под свое покровительство, был пережит опыт, никогда не повторявшийся впоследствии и властно определивший средневековое сознание вообще и навсегда сформировавший византийское сознание. История признала Константина Великим, а Церковь — Святым и Равноапостольным. Современные историки сравнивают его с Петром Великим и Наполеоном снову византийской культуры составляет органичное соединение римской императорской идеи, православной веры и греко-римского культурного наследия. В Византии не было столь глубокого разрыва между античностью и средневековьем, который был характерен для Запада. Византия вобрала в себя все знания, добытые в Древнем мире, явившись хранительницей античного наследия, творчески преобразовав его христианским духом.

Двуединство Римской империи и Православной Церкви — само себе мир. Римская империя, объединявшая все земли Средиземноморья, и впрямь была в некотором смысле миром.

Вселенская Римская империя (Византия) — земная, государственная рамка для священной истории. Для христианского сознания Византия — тот мир, который стоит под владычеством «князя мира сего», но который должен быть спасен и освящен.

Византийская империя в VI-VII вв.

Термин «Византия» возник уже после падения Римской империи, примерно в XVI в., в среде итальянских гуманистов, предложивших деление истории на «древнюю», «среднюю» и «новую» и давших средневековью уничижительное в их глазах название — Византия (хотя Византии не средневековый, а античный город, переставший носить античное имя в год основания Константинополя — 324-й). Византийцы в своем самосознании были римляне — ромеи в византийском выговоре.

Во внутренней политической жизни Византии элемент дестабилизации пронизывает всю ее историю. Так, в период с 395 по 1453 гг. из 107 государей только 34 умерли своей смертью, пали на войне или стали жертвами случая, остальные погибли в результате дворцовых интриг и переворотов (Ш. Диль).

Вместе с тем история державы ромеев поражает своей законченной цельностью и внутренней органичностью, в основе которой верность византийцев высшему духовному православному идеалу.

Важнейший признак византинизма состоит в церковно-религиозном характере византийского просвещения, науки, искусства. Богословие было центральным предметом литературной деятельности. Богословские споры сотрясали империю, ибо это были споры об основаниях культуры и отражали потребность греческого мышления выразить христианскую истину языком философии. Противостояние эллинской философии и церковного опыта обратилось в плодотворный синтез, творцами которого стали греческие отцы церкви со II по XV вв.: Игнатий Антиохийский, Ириней Лионский , Афанасий Александрийский , великие капподокийцы (Василий Великий , Григорий Богослов , Григорий Нисский , Максим Исповедник , Иоанн Дамаскин , Фотий Великий). Вершина в развитии греческого богословия приходится на XIV в. и связана с именами Григория Паламы , Нила Константинопольского, Николая Кавасилы. В Восточном Предании богословие и мистика отнюдь не противопоставляются, а поддерживают и дополняют друг друга. Первое невозможно без второй. «Мистический опыт есть личностное проявление общей веры. Богословие есть общее выражение того, что может быть опытно познано каждым». *

* Лосский Н. Бог и мировое зло. М., 1994. С. 125.

Большое распространение получили и исторические сочинения: история и хронография были очень популярны. Никогда не замирала и философская традиция. Ее создавали Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл, Никифор Влемид, Плифон, Геннадий Схоларий.

Поэзия развивалась преимущественно на церковной почве, отражая потребности богослужения. В VI в. Роман Сладкопевец создал жанр кондака. Это был величайший церковный поэт всех времен. Песнетворческое наследие оставили патриархи Сергий и Софроний, преп. Максим Исповедник.

Византийская империя в VII-X вв.


В конце VII в. возникает новая форма религиозного творчества — канон (создатель Андрей Критский). Крупнейшие авторы — Иоанн Дамаскин, Косьма Иерусалимский.

Самобытные черты византийского искусства представлены в архитектуре, музыке, изобразительном творчестве, литературе и христианской историографии. Уже в «золотой век» Юстиниана Великого был создан собор св. Софии, Свод гражданского права, мозаика Равенны.

Искусство Византии в целом имеет ортодоксально-христианский, вероучительный характер. По своей внутренней сути оно есть свободное аскетическое послушание. Средневековый художественный реализм онтологичен, ибо выявляет высшую духовную красоту, вечные законы, которыми управляется мир. Церковное византийское искусство можно рассматривать как «динамику в статике», «неподвижное движение любви». Единый художественный стиль одухотворяет все византийское тысячелетие. В византийском искусстве объединены в единую художественную систему утонченный спиритуализм и пышная зрелищность.

Мозаика купола баптистерия Сан- Джованни в Равенне.

Константинопольская Святая София — это чудо византийского искусства. Великая Церковь — вселенский символ Боговоплощения. Храм был построен в VI в. малоазийскими зодчими Анфимием и Исидором. Из двух основных типов средневекового храма — базиликального и куполь-но-центрического — второй утвердился в Византии. Однако Константинопольская София — пример редкого и блестящего соединения обоих типов храма.

Для Византии характерна так называемая «полосатая архитектура»: оформление наружных стен сводилось к горизонтальным полосам, возникающим благодаря рельефной кирпичной кладке либо чередованию слоев кирпича-плинфы и белого раствора.

В скульптуре имеют место преимущественно декоративные рельефы на кости и рельефы на саркофагах. Главные формы византийской живописи — монументальная храмовая живопись (мозаика, фреска), икона, книжная миниатюра. Древнейшие византийские мозаики хорошо сохранились в храмах и усыпальницах Равенны (V-VII вв.). Искусство византийских мозаик возникло из идеи драгоценного камня. Мастера скрупулезно добивались мерцания фона, располагая смальту под разным углом. В Византии впервые появился мотив аркад с открытой колоннадой. Византийцы изобрели новый тип капители, сплошь покрытой глубокой каменной резьбой. Невиданного расцвета достигло ювелирное искусство: процветало искусство эмалей, резьбы по кости, инкрустации из драгоценных камней.

Собор св Софии в Константинопполе. Разрез.

Собор св. Софии в Константинополе.

Архитекторы Анфимий и Исидор, IV в. План.

Историческая роль Византии в судьбах Европы, Ближнего Востока, Северной Африки и Кавказа огромна, значение ее культуры в развитии мировой цивилизации непреходяще и безусловно плодотворно.

В истории мировой культуры Византия — первая христианская империя, православная держава, открывающая эру европейского средневековья. Самое древнее долговечное средневековое государство, Византия в течение многих столетий — могущественнейшая страна христианского мира, очаг многогранной, выдающейся цивилизации.

План уроков

  • ? 1. Особенности культуры Византии. Периодизация.
  • ? 2. Система образования.
  • ? 3. Архитектура Византии:
    • а) базилика;
    • б) Софийский собор в Константинополе;
    • в) крестово-купольный храм.
  • ? 4. Живопись: фрески, мозаики, иконы.
  • ? 5. Иконоборческое движение.
  • ? 6. Влияние византийской культуры на соседние народы. Данный вариант изучения темы предлагается для классов с

углубленным изучением истории, так как он предполагает включение ряда теоретических положений. На первом уроке целесообразно рассмотреть особенности культуры Византии и систему образования, а на втором уроке на основе видеоряда изучать искусство Византии и влияние византийской культуры на соседние народы. Для общеобразовательных классов можно сократить объем материала, оставив следующие позиции: особенности культуры Византии; система образования в Византии; искусство Византии: архитектура, мозаика, иконопись.

Г Вводное слово учителе

Учитель обращает внимание учеников на тот факт, что не только хозяйственная и политическая жизнь Византии имела свои особенности, но и ее культура также сильно отличалась от западноевропейской в изучаемый период. Выявить эти особенности и необходимо на последующих уроках.

Первый урок

Урок с элементами практической работы.

1. Урок начинается с формулировки задания для учащихся: «Изучив политическую историю Византии, вы сами сможете определить две особенности, во многом определившие характер византийской культуры. Они видны уже в самом названии Византии - «Ромейское царство». Проанализируйте это словосочетание и сделайте выводы».

В ходе обсуждения учитель подводит учащихся к пониманию того, что, во-первых, Византия была единственным в средневековой Европе более или менее стабильным централизованным государством. Во-вторых, Византия, будучи средневековым государством с соответствующими социально-экономическими отношениями, аналогичными западноевропейским феодальным порядкам, и соответствующей христианской идеологией... тем не менее сознательно ориентировалась на прошлое, постоянно подражая античной классике и соразмеряя себя с Грецией и Римом. Античные традиции пропитывали все: лексику, образную систему, принципы обучения, право. Гомер был в Византии образцом и наставником почти в такой же мере, как и Библия. Античные мраморы были как бы «включены в тело» византийских зданий, и даже христианские церкви подчас опирались на колонны языческих храмов.

Материалы для учителя ^

V-VI вв. - расцвет культуры, разнообразие, наличие прямо противоположных идейных течений и взглядов, нескольких культурных центров (Александрия, Бейрут, Афины, Константинополь). Это время существенных новшеств: именно в эти столетия совершается замена старой книги-свитка новым типом рукописной книги, так называемым кодексом; строительное искусство решает ряд важных задач, в том числе возведение купола над прямоугольным в плане зданием; изобретен «греческий огонь» - горючая жидкость, направляемая из сифонов и обладавшая удивительным свойством не гаснуть в воде. Христианское богословие отличалось чрезвычайной творческой активностью: к этому времени относится деятельность «отцов церкви»..,

VII-IX вв. - упадок государства и культуры. Замирает строительная деятельность, сокращается чеканка монеты, переписка книг, литературное творчество обедняется, упрощается язык, в упадок приходит система образования, закрываются университеты. На эти «темные века» византийской истории приходится идейно-политическое движение - иконоборчество.

IX-XI вв. - экономический и культурный подъем, затронувший прежде всего Константинополь. Оживляется денежное дело, разворачивается строительство, возрождается книжное дело, увеличивается количество школ. Вырабатывается единообразие церковной архитектуры - крестово-купольный храм 67 .

2. Вопрос о системе образования в Византии можно изучить на основе подборки заданий и комментариев учителя. По ходу решения задач и выполнения заданий учащиеся заполняют часть сравнительной таблицы 14 «Система образования в раннее средневековье». Они выписывают в тетрадь основные черты византийского образования.

Материалы для учителя

а) «В IV-VI вв. Константинополь не был не только единственным, но даже наиболее важным культурным центром. Он переживал еще стадию роста. В столицу свозили памятники с разных концов страны. Уже в середине IV в. в Константинополе была основана библиотека со скрипторием при ней, появился и университет, профессора которого состояли на государственной службе.

Сюда из Греции, Сирии, Малой Азии, Африки прибывают грамматики, риторы, философы либо самостоятельно, либо по вызову правительства. В столице открываются частные и общественные школы, где обучают греческой и латинской грамматике, красноречию и философии. Существование их подтверждает закон Феодосия II от 27 февраля 425 г.

Тогда же в столице был основан университет. В нем были учреждены кафедры греческой и латинской грамматики и риторики, права и философии. Обучение велось на греческом и латинском языках. Общее число преподавателей было определено в 31 человека» 68 .

б) «После упадка VII-IX вв. школы в Константинополе оживляются. Преподаватели школ обычно назначались или утверждались самим императором. В середине XI в. в Константинополе возрождается университет - философская и юридическая высшая школа.

Наряду с частными учебными заведениями в Константинополе функционировали называемые иногда «университетами» высшие школы, организуемые императорами... Это были государственные учреждения, возникавшие благодаря покровительству просвещенного правителя, увлеченного науками и стремящегося возродить их изучение. На содержание профессоров, занимавших весьма видное место в обществе, и студентов выделялись значительные средства. Обучение в них было бесплатным и теоретически было доступным представителям всех социальных слоев в империи. В действительности же здесь получала образование византийская элита, так как поступающие в них должны были обладать определенным минимумом знаний, приобретаемых на более низких ступенях обучения, большей частью платных. Главной задачей, стоящей перед государственными школами, была подготовка чиновников государственного аппарата. Основное внимание уделялось преподаванию семи свободных искусств... Богословие среди них отсутствовало. Высшие

J государственные школы имели светский характер

  • 1. Начальные и средние школы в Византии были в большинстве своем частными и государственными, а не церковными и монастырскими, как в Западной Европе. Чтобы получить образование, многие люди в Византии готовы были идти на большие жертвы: некоторые родители распродавали имущество, чтобы вносить плату за обучение своих сыновей. Какие выгоды мог извлечь из своих знаний образованный византиец? Почему в Византии по-иному относились к знаниям, чем в Западной Европе в раннее средневековье?
  • 2. Характеризуя императоров, историк Михаил Пселл обязательно сообщает об уровне образованности каждого из них, например: «Его речь не была гладкой, он не округлял фраз и не распространял периодов, запинался и делал короткие паузы, скорее как деревенщина, нежели человек образованный» (Василий II); «С науками он не был знаком и лишь слегка, по-ученически был причастен к эллинской образованности, владея бойким и изящным слогом» (Константин VIII); «Этот муж был воспитан на эллинских науках и приобщен к знаниям, которые доставляются наукой латинской, отличался изящной речью» (Роман III). О чем свидетельствуют такие характеристики? Каково отношение историка к образованию?
  • 3. Знатные и богатые византийцы гордились своей образованностью и любили к месту блеснуть цитатой из сочинений древних авторов. Грамотные люди встречались даже среди крестьян и ремесленников. Сравните уровень образованности в Византии и Западной Европе в VI- XI вв. Чем объясняется различие?
  • 4. Рассказав о сильном землетрясении в отдельных районах Византии в 967 г., историк Лев Диакон рассуждает, почему оно случилось: «Причиной такого сотрясения и движения являются, согласно выдумкам ученых, некие дыхания и испарения, скрытые в недрах земли, узость выходов не дает им возможности сразу вырваться наружу, и они образуют бурные вихри... Но так объясняло это явление пустословие эллинов. Я же полагаю... что столь сильное сотрясение возникает от промысла Божьего, который неусыпно следит за нашими уклонениями от божественного завета». Как относился средневековый историк к объяснению причин землетрясений античными учеными? Какой точки зрения он сам придерживался? В чем эти поиски причин принципиально различались?
  • 5. На каких языках велось обучение в византийских школах? Почему в Восточной Римской империи греческий язык постепенно вытеснил латынь?
  • 6. В сборнике для византийской школы была помещена арифметическая задача: «Господин берет со своих зависимых крестьян 4,5 меры зерна с каждых 8 мер [урожая]. На долю господина пришлось 60 мер. Сколько получит крестьянин?». Подумайте, какие выводы может сделать историк о жизни в Византии на основе этой и подобной ей задач. Данные каких источников ему помогут подтвердить или опровергнуть эти выводы?

После того как задания будут выполнены в классе, учитель организует самостоятельную работу по заполнению второй части таблицы, касающейся системы западноевропейского образования. Данный материал уже был пройден на предыдущих уроках, однако, если необходимо, можно указать соответствующие страницы в учебнике, где содержатся необходимые сведения. Если осталось мало времени на уроке, эту часть работы можно проделать дома.

Таблица U. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

В Византии

В Западной Ев one

  • 1. Образование было не церковным, а светским.
  • 2. Оно было необходимо для того, чтобы стать чиновником.
  • 3. Образованный человек пользовался большим уважением.
  • 4. Образованных людей было больше, чем в Западной Европе, они встречались даже среди крестьян.
  • 5. Сохранялось значение древнеримских и греческих знаний и литературы.
  • 6. Распространялось христианское объяснение мира, отвергавшее античные знания.
  • 7. Обучение велось на греческом (реже латинском) языке.
  • 1. Школы были в основном при церквах и монастырях.
  • 2. Образование было необходимо, как правило, только священнослужителям.
  • 3. Ученость уважалась, но знатному человеку необязательно быть грамотным.
  • 4. Образованных людей было мало.
  • 5. Значение древнеримских и греческих знаний и литературы было невелико.
  • 6. Христианское объяснение мира было основным и не допускало иных точек зрения.
  • 7. Обучение велось на латыни.
  • 1. Что общего и какие различия имели системы образования в Западной Европе и Византии в раннее средневековье?
  • 2. Чем можно объяснить эти различия?
  • 3. Какими особенностями государства и культуры определились особенности системы образования в Византии?

Задания для домашней работы:

  • а) закончить заполнение таблицы 14;
  • б) составить рассказ «Один день ученика византийской школы», отразив в нем следующие моменты: имя ученика; для чего его отдали учиться; предметы, которые он изучает; на каком языке ведется обучение; некоторые конкретные знания, полученные в школе в этот день.

Второй урок

Видеоурок с элементами практической работы.

Искусство Византии лучше всего изучать на основе зрительного ряда. Это могут быть слайды «Культура Византии», либо подборка иллюстраций (рисунки из учебников, учебные картины, фотографии из журналов), либо записанные на видеокассету необходимые изображения из книг по художественной культуре. Желательно иллюстрации раздать на парты учащимся и использовать возможности учебников.

Оборудование урока:

  • а) возможный перечень иллюстраций следующий :
    • 1. План раннехристианской базилики.
    • 2. План Софийского собора, его внешний и внутренний вид.
    • 3. План и внешний вид крестово-купольного храма.
    • 4. Примеры византийских мозаик (лучше изображения Юстиниана и Феодоры).
    • 5. Византийские иконы (можно взять репродукции в книгах по древнерусскому искусству, так как на Руси в это время были в основном византийские иконы).
  • б) словарь специальных терминов (они встретятся при изучении нового материала, и ученики смогут обращаться к словарю для их понимания).

Алтарь (лат. altaria

Апсида (гр. apsis (apsidos) свод, арка) - полукруглая, иногда многоугольная, выступающая часть здания, имеющая собственное перекрытие.

Базилика (лат. basilica

Икона (гр. eikon изображение, образ) - видимый символ невидимого мира.

Мозаика - изображение или орнамент, выполненные из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла (смальты), цветных камней, дерева и других материалов.

Неф (фр. nef корабль) - продольная часть христианского храма, обычно расчлененного колоннадой или аркой на главный, более широкий и высокий неф и боковые нефы.

Парус - треугольная конструкция, являющаяся переходом от прямоугольного основания здания к круглому куполу.

Порфир (гр. porphyreos пурпурный) - общее название для изверженных горных пород, характеризующихся выделением крупных кристаллов силикатов или кварца, вкрапленных в Основную мелкозернистую массу; применяется как строительный, иногда как декоративный камень.

Фреска - роспись стен или потолков по сырой штукатурке водяными красками.

3. Учитель характеризует архитектуру, сопровождая свой рассказ показом соответствующих иллюстраций и вопросами к учащимся.

Материалы для учителя ^

а) До нас дошли в основном церковные постройки, а о светской архитектуре можно судить лишь по письменным источникам и остаткам оборонительных сооружений и построек, обнаруженных археологами. Наиболее распространенной формой церковных построек в ранней Византии была базилика (см. словарь).

Церковная базилика завершалась полукруглым или граненым выступом в восточной части - алтарем (апсидой).

Перекрытие базилик в западных областях империи было деревянным. Восточные, в частности сирийские, базилики строились почти исключительно из камня, каменными бывали и перекрытия - арки (показать основные части базилики на плане).

Постепенно все большее значение стали приобретать здания с центрическим планом. Первоначально это были усыпальницы и крещальни. Позже, особенно на Востоке - в Сирии, в Малой Азии, в Закавказье, - строятся церкви квадратного плана, увенчанные куполом. Переход от квадрата основания к круглому куполу осуществлялся при помощи так называемых парусов. В некоторых случаях сочетались принципы базилики и здания с центрическим планом.

Период царствования Юстиниана связан с большими строительными работами в Константинополе, Равенне и других городах империи. Венцом зодчества этого времени является константинопольская София.

Вопросы и задания для учащихся

  • 1. Посмотрите в словаре, что такое базилика, алтарь, апсида, парус. Найдите на иллюстрациях эту форму и части здания.
  • 2. Почему алтарь помещался всегда на востоке?
  • 3. В чем преимущества каменных перекрытий? Как византийцам удавалось строить каменные перекрытия (вспомните одно изобретение римлян)?
  • 4. Почему Юстиниан так много строил? Какие цели он преследовал? 6) Храм Св. Софии в Константинополе. В 532 г. в столице

Византии вспыхнуло восстание, известное под названием «Ника». Во время этого восстания сгорела построенная еще Константином базилика «Святой премудрости», или Св. Софии. Юстиниан задумал создать на ее месте грандиозный храм, который воплощал бы в себе силу его империи и могущество христианского бога. В замысле храма Св. Софии, как одной из главных частей императорского дворца, торжествует идея зависимости церкви от императорской власти. К строительству были привлечены малоазийские зодчие - Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, руководившие постройкой в 532-537 гг.

Внешний вид храма Св. Софии с его гладкими стенами и огромными контрфорсами отличается простотой и массивностью форм (показать внешний вид храма). Но когда зритель входит внутрь храма, впечатление сразу же резко меняется (показать внутренний вид и план собора). Перед ним развертывается грандиозное подкупольное пространство с кольцом купола, поднятым на высоту 55 метров, и диаметром кольца - 31,5 метра. Длина храма - 77 метров. Благодаря гениальному расположению примыкающих к куполу по- лукуполов взор зрителя охватывает все это пространство целиком, и он кажется ему, при всей своей грандиозности, необычайно легким, простым и свободным в конструкции. Ни в одном здании мира до тех пор человеческий гений не добивался столь совершенной победы над материалом.

В основу здания зодчими был положен план трехнефной базилики (показать план собора). Центральный неф был перекрыт куполом. Купол лежит на парусах, покоящихся на четырех громадных арках, которые опираются на столбы по углам центрального квадрата. Купол образован сорока радиальными арками, которые позволили прорезать в нем сорок окон. Промежутки между окнами рассчитаны так, что, когда солнце заливает светом подкупольное пространство, купол кажется парящим в воздухе.

Грандиозности архитектурного облика соответствует богатство внутреннего оформления здания. Стены нефов, галерей и подкупольных столбов облицованы ценнейшими породами разноцветного мрамора, боковые аркады и своды галерей опираются на малахитовые и порфировые колонны, взятые для постройки из ряда крупнейших храмов Малой Азии и Египта. Таких колонн в соборе более 100, причем малахитовые колонны нижних боковых арок имеют диаметр 1,33 метра. Своды притвора (входное помещение), а также некоторые другие части здания при Юстиниане были украшены декоративными мозаиками с символическим изображением креста. Поверхность стен над аркадами и колоннами и капители покрыты изумительным по тонкости кружевным, выполненном в мраморе узором. Позднее, на протяжении IX-XIII вв., собор внутри украшался мозаичными росписями, содержащими различные религиозные композиции и портретные изображения императоров и членов их семей. Все эти мозаики, закрашенные турками после взятия Константинополя, ныне раскрываются в процессе реставрационных работ 70 .

Вопросы и задания для учащихся

  • 1. Какое впечатление производит храм Св. Софии на зрителя, какие чувства вызывает: восторг, радость, успокоенность, тревогу, величие, подавленность или др.?
  • 2. Попробуйте объяснить, чем вызвано это впечатление; обратите внимание на общий вид храма, его силуэт, пропорциональность и соразмерность частей, материал, поверхность стен, украшения, детали архитектуры.
  • в) В IX-X вв. вырабатывается «стандартизованный» тип так называемой крестово-купольной церкви, названной так потому, что ее план был подобием греческого креста, центральная часть которого перекрывалась куполом, покоившимся на барабане, в свою очередь опиравшимся на четыре колонны, образуя в интерьере «паруса» - сферические треугольники (показать план и внешний вид крестово-купольного храма). Такие храмы распространяются не только в Византии, но и за ее пределами - в Болгарии, на Руси, в Закавказье.

Единообразие византийской церковной архитектуры определялось и тем, что около 900 г. в Константинополе вырабатывается и распространяется по всей империи устойчивый стереотип художественного оформления интерьера - канон (см. словарь). В отличие от западного храма, где центральным изображением было скульптурное распятие, византийская церковь украшалась живописно: мозаиками, фресками, полированным мрамором. В доминирующем пункте храма, на куполе помещали образ Спаса-Вседержителя.

С купола взор входящего переносился к полусводу апсиды, где можно было видеть Богородицу с младенцем, а на столбах, отделявших центральный неф от боковых, размещались «праздники» - J сцены из евангельской истории Христа.

Вопросы и задания для учащихся

  • 1. Рассмотрите план и внешний вид крестово-купольного храма. Определите его архитектурные особенности.
  • 2. Вспомните, есть ли крестово-купольные храмы в местности, где вы живете?
  • 4. Живопись Византии представлена мозаиками, фресками, иконами и миниатюрами. В основном сохранились произведения на религиозные сюжеты. Однако во время раскопок «Большого дворца» в Константинополе открыты многообразные по содержанию мозаики пола: сцены охоты, изображения реальных и фантастических животных, дети, едущие на верблюдах, музыканты, рыболовы, фигуры пастухов и играющих ребят. Все произведения живописи следуют античной традиции (об этом свидетельствуют непосредственность в изображении, острая наблюдательность, характер композиций, разнообразие цветов, отсутствие линейных контуров, чувственность).

ч Вопросы и задания для учащихся

  • 1. Кто изображен на мозаиках? Кого или что, как правило, на них изображали?
  • 2. Каким образом авторам удавалось достичь четкости изображений?
  • 3. Как решалась проблема цвета в мозаиках?
  • 4. Удавалось ли авторам передать какие-либо чувства в своих произведениях?
  • 5. Сделайте вывод об уровне мозаичного искусства в Византии.

В X-XII вв. византийское искусство переживает очередной подъем. Именно в этот период распространяется иконопись. Иконы - это особый вид искусства, которого не было в Западной Европе. Иконы стали основными в оформлении христианских храмов на Востоке. По преданию, древнейшие христианские иконы появились либо чудесным образом («Спас Нерукотворный»), либо были написаны с натуры (изображение Богоматери евангелистом Лукой, изображение первых христианских святых художниками, которые лично знали и помнили их облик). Давайте посмотрим на несколько икон и попытаемся определить их особенности. В ходе рассмотрения икон и беседы с учащимися учитель формулирует следующие особенности иконописи, которые записываются учениками в тетради:

  • 1. Четкое соблюдение канона.
  • 2. Условность изображения (она должна была подчеркнуть в облике изображаемых на иконе лиц их неземную сущность, духовность):
    • а) фигуры плоские и неподвижные;
    • б) обратная перспектива в изображении пространства;
    • в) вневременное изображение;
    • г) фигуры, не отбрасывающие теней.
  • 3. Условный золотой фон иконы символизировал божественный свет 71 .
  • 5. Но не всегда процветала в Византии иконопись. На «темные века» византийской истории (середина VII - начало IX в.) приходится идейно-политическое движение, получившее название иконоборчества. Его подъем относится к 726-780 гг., вторая волна падает на 813-842 гг. Идеологи иконоборчества выступали не против изобразительного искусства вообще, нет, они допускали изображения светских сцен, например ристаний (скачек), декоративных узоров, символов, например креста на Голгофе. То, что подлежало искоренению, с их точки зрения, - это антропоморфизм религиозного искусства (представление богов в человеческом образе). В антропоморфных изображениях Христа, Богородицы, святых иконоборцы видели только идолов, а культ икон трактовали как идолопоклонство, поскольку художник мог передать только внешнюю, плотскую субстанцию объекта, но отнюдь не божественную природу Христа. Божественное начало представлялось иконоборцам нетолько неописуемым в логических категориях, но и неизобразимым. В полемике с иконоборцами вожди иконопочитателей (Иоанн Да- маскин, Феодор Студит) разрабатывали теорию образа, который понимался ими не как единосущностный архетипу, но лишь как его подобие. Человек поклоняется не иконе, не идолу, настаивали они, но через икону тому, кто на ней представлен. В 843 г. иконопочита- ние было восстановлено.

ч Вопросы для учащихся

  • 1. В чем суть споров иконопочитателей и иконоборцев? Какое течение победило?
  • 2. Существуют ли сейчас иконы в православных храмах?
  • 6. Пйдводя итоги изучению византийской культуры, учитель должен обратить внимание на то сильное влияние, которое оказала она на культуру соседних народов - Болгарии, Сербии, Руси, стран Закавказья (Армении и Грузии), принявших христианство от Византии и постоянно поддерживавших связи с ее церковью.

Задания для домашней работы:

  • а) подготовить сообщения о влиянии византийской культуры на культуру Киевской Руси или другого государства (опережающее задание, так как история России ими еще не изучалась) по направлениям: архитектура, живопись, книгописание;
  • б) попытаться самостоятельно узнать у верующих людей, что для них означают иконы, записать результаты своего исследования;
  • в) проанализировать стихотворение О. Мандельштама «Айя-София»:

Айя-София - здесь остановиться Судил Господь народам и царям!

Ведь купол твой, по слову очевидца,

Как на цепи, подвешен к небесам.

Но что же думал твой строитель щедрый.

Когда, душой и помыслом высок,

Расположил апсиды и акседры,

Им указав на запад и восток?

Прекрасен храм, купающийся в мире,

И сорок окон - света торжество;

На парусах, под куполом четыре Архангела прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье.

Народы и века переживет,

И серафимов гулкое рыданье Не покоробит темных позолот.

Вопросы и задания для учащихся

  • 1. Какие архитектурные термины упоминает автор? Объясните их значение, воспользовавшись словарем.
  • 2. Какие особенности Софийского собора описывает автор?
  • 3. Кого имеет в виду автор под словами «строитель щедрый»?
  • 4. Сравните описание собора у О. Мандельштама и в научном труде. Чем отличается восприятие архитектурного сооружения художником или поэтом от восприятия ученого?

Византийская культура – это культура периода европейского средневековья, которая сложилась после разделения Римской империи на Западную и Восточную. Она представляла собой наследие Древней Греции, одновременно впитала в себя многое из культур восточных народов, что населяли территорию Византии.

Византийская культура не имеет определенных территориальных и временных границ. Историки считают началом развития византийской культуры – период основания Константинополя в 330 году, завершение – захват империи османскими войсками. После 1456 года, когда империю уничтожили турки, традиции византийского искусства продолжали свое существование на Руси, в Сербии, Грузии, Болгарии. Наивысшей точки величия и могущества развитие византийской культуры достигло в IX столетие.

Развитие византийской культуры происходило в процессе эволюции византийского общества от античности до средневековья, борьбы языческой и христианской идеологий, в результате которой христианские традиции стали идеологической основой византийской культуры.

Особенности Византийской культуры

Византийская культура – это особенный, оригинальный и самобытный тип культуры. Самобытность ее состоит в том, что она очень отличается от средневековой культуры Европы особенными элементами восточных цивилизаций. Вместе с тем ей не были чужды детали мусульманской и античной культуры. Византийская культура ориентировала человека на идеальный, в какой – то степени иррациональный мир высшей истины. Это объясняется доминантной ролью религии в жизни византийского общества.

Такие особенности культуры не могли не повлиять на византийское искусство. Византийская культура подарила миру свой собственный художественный феномен. Основными отличиями византийского художественного стиля было то, что в нем не пытались воспроизвести отображение окружающего мира, а само художественное творчество не было средством самовыражения автора. Художники в первую очередь были своеобразными проводниками духовности. Они воплощали высший божественный мир на полотнах.

Влияние и роль Византийской культуры

Византийская культура оказала огромное влияние на культуру Киевской Руси. После крещения Руси, Византия стала в какой-то мере объектом для наследования. В том числе и Византийская культура была полностью позаимствована как основа в становлении собственной культуры. Нестор Летописец в « Повести временных лет» писал о визите князя Владимира в Константинополь. Князь был поражен красотой, величием и эстетическим наполнением византийских храмов и вернувшись домой, незамедлительно начал строительство таких же в Киевской Руси. Византийская культура подарила миру, и в частности Руси, искусство иконописи.

В истории европейской и мировой культуры византийская культура играла очень важную и заметную роль не только потому, что стала логическим историческим продолжением греко-римской античности, но и была своеобразным синтезом западной и восточной духовной основы. Она оказала решающее влияние на формирование и развитие культур стран южной и восточной Европы.

Византия – это восточная Римская империя. Первоначально основным центром была колония Византий, затем им стал Константинополь. В Византию входили территории: Балканского п-ова, Малая Азия, Месопотамия, Индия с Палестиной, Сирия, Сев. Африка, Сев. Причерноморье. Просуществовала эта империя с 4 в до н.э. – сер 15 века, пока не была разрушена турками-сельджуками.

Она наследница греко-римской культуры. Культура противоречива , т.к. пыталась совместить идеалы античнoсти и христианства. Мир воспринимался как прекрасное Божие творение. Выделяли Божественную сущность человеческой души.

Роль городов. В 4-5 веках крупнейшими городами были: Александрия, Антиохия (Сирия), Эдес (Месопотамия), Тир, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея (Малая Азия), Фессалоники и Коринф (Европейская часть).

Особую роль играл Константинополь (расположен в проливе Босфор). Уже в 4 в. он стал крупнейшим торгово-ремесленным центром, его называли «Мастерской вселенной». В порт прибывали суда из разных стран. Росло также Его значение как культурного и религиозного центра. Шло строительство светских зданий, зрелищных сооружений, храмов.

Роль церкви. Византия – это государство-империя. Император имел неограниченную власть. Он считался смертным, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Императоры показывали себя верными сынами церкви, хотя оказывали глубокое влияние. Церковь воздействовала на общество. Церковь вела борьбу с ересями (отклонялись от официального учения). В 9 в. Восточная церковь (православная) обособилась от Западной (католической). В 11 в. произошел раскол церкви, они стали независимыми ответвлениями от христианства. Сама Византия отделилась от западного христианство.

Период раннего средневековья .

Образование было на высшем уровне. Предпочтение отдавалось энциклопедическим знаниям. Изучались Законы Божии, музыка, эстетика, физическое воспитание.

В Византии развивается институт монашества , особенно в 7-9 веках. Появляется много религиозной литературы жития святых. Была открыта первая высшая школа в 9 веке в Константинополе (закрытая в 7), и медицинское училище.

Наука.

В географии – чертили карты морей, стран, городов, это для Запада было непостижимым.

Значительные успехи в медицине: врач Орибазий составил медицинскую энциклопедию из 70 книг. После утверждения христианства, научные деятели подверглись гонениям, были закрыты школы, уничтожена часть Александрийской библиотеки. Наука становится богословской.

В сер. 6 в. монах Косьма Индикоплов написал «Христианскую топографию» (форма земли плоский четырехугольник).

В 6-7 в. господствовала алхимия в поисках божественного эликсира (металл в золото, лечить любые болезни, возвращать молодость). Развивалась химия : краски для живописи и тканей, керамики, мозаик, эмалей.

В 7 в Византийцы изобрели «божественный огонь» - смесь, которая горела на воде, он применялся в осаде крепостей.

Ученый Лев Математик усовершенствовал световой телеграф .

Врач Никита составил сборник по хирургии 9в.

Философия.

В 4-5 веке распространен неоплатонизм – сочетание стоического, эпикурейского и скептического учений с философией Платона и Аристотеля. Представители: Прокл и Иоанн Филоспон или Грамматик.

Литература.

Светские поэты пересказывают античные мифы, используют античную метрику, и церковные поэты. Больше евангельским сюжетам.

Стихотворный размер народный стих – это церковная поэзия народным языком (Роман Сладкопевец).

Поэмы о борьбе с врагами – поэма о Дигенисе Акрите.

Животный эпос – сатирическое изображение господ.

Сохранилась практически только богословская литература: Косма Магомский (8в - песнопевец), Иоанн Дамаскин (каноны –гимы из 9 песней), Феодор Студит (каноны, гимны). Написан «Мириобиблион» автор - Фотий – это аннотации к 280 античным и ранневизантийским преданиям с комментариями.

Искусство и Архитектура.

Задачи Византийского искусства – воплотить в художественных образах божественные идеи и красоту человеческого духа.

В архитектуре появляются округлые формы, возникает ротонда, базилика, купола. Самый знаменитый – Собор Святой Марии (6 в. Константинополь), был построен Анфимием и Исидором. По форме это купольная базилика.

Складывается стиль настенной живописи – мозаика. Мозаика церкви св. Виталия в Равенне, мозаика Софии Константинопольской 9в.

Рождается иконопис ь – она изображает Божественный мир в образах земной реальности (Богоматерь с младенцем, Иисус).

Скульптуры из слоновой кости – консульские диптихи.

Музыка.

Гимны – это религиозно-философская песенная лирика, сочетавшая мистику с эмоциональным содержанием (Иоанн Дамаскин).

Период Македонской династии и династии Комников .

Пробуждается интерес к классической литературе и философии.

Наука и образование .

В 9 в. возрождается ун иверситет – это центр светского образования для всей империи.

В 10 в. созданы сборники и энциклопедии (исторические, с/х, медицинские и ветеринарные).

~ 975 г. создана Суда – 30 тыс. статей объяснения античных реалий, биографические заметки, цитаты из древних авторов и т.п.

Литература.

Представители: Константин VII Багрянородный, Симеон Метафраст, приспосабливали культурное наследие к интересам господствующей элиты.

В 11 в Михаил Пселл – сочинения по истории, богословию, математике, стихи, оды («Хронография»).

Искусство и архитектура.

Вместо базилики – крестово-купольный храм, это стало доминировать в 10-12в. Храмы становятся меньше, но выше. Купол смотрелся изнутри – символизировал Вселенную. Новый облик храмов – облицовываются. Первый новый тип – базилика Василия Македонянина «Новая церковь».

В искусстве 10-11 в. господствует пышная декоративность .

В 11-12 в. церковная роспись складывается в схему – все храмы расписываются по ней.

11-12 в. подъем в искусстве иконописи – икона Владимирской Богоматери, относится к типу умиление. Высокое мастерство в обработке золота, парчовые ткани, изделия из стекла, резьба из слоновой кости.

Музыка - церковное пение.

Эпоха Палеологов.

В 13 в. Константинополь захвачен крестоносцами. Спад культуры . Уничтожались культурные ценности.

Крупный историк – Никита Хониат, автор труда из 21 книги.

География – Никифор Влеммид, автор «История земли», «Всеобщая география».

Максим Плануд указал на индийское происхождение арабской системы цифр «Счетное искусство по индийскому образцу».

Математика – Николай Артабасд Рабд.

Философия

15 в. - Георгий Гемист Плифон, гуманистическое мировоззрение. Поздневизантийскую философскую мистику представляли Григорий Синаит, Николай Кавасил, Григорий Палама.

Литература.

Представители – Никифор Григор, Лапиф, Акиндин.

Первые итальянские гуманисты - Мануил Хрисолор, Плифон и Виссарион Никейский.

Искусство и архитектура.

Храмы более живописны, пропорции более хрупкие – церковь Апостолов в Солуни. Живопись – драматическое переживание евангельской истории. Цвета более приглушенные, фреска, миниатюра, икона. 14 в Феофан Грек – роспись Спасо-Преображенского собора в Новгороде.