Долг платежом красен кто. О чём выражение «Долг платежом красен. Не стоит ничего ждать

Долг платежом красен кто. О чём выражение «Долг платежом красен. Не стоит ничего ждать

Значение ВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ КАМНИ И ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ в Справочнике по фразеологии

ВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ КАМНИ И ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

всему свое время. Цитата из Ветхого Завета (Екклесиаст, 3): "Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру".

Справочник по фразеологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ КАМНИ И ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВРЕМЯ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-19 Time: 23:02:00 - * Все приходит в свое время для тех, кто умеет ждать. * Время - это …
  • ВРЕМЯ в Новейшем философском словаре:
    см. ПРОСТРАНСТВО И …
  • ВРЕМЯ
    СВОБОДНОЕ - см. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ …
  • ВРЕМЯ в Словаре экономических терминов:
    РАБОЧЕЕ - см. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ …
  • ВРЕМЯ в Словаре экономических терминов:
    ОТКРЫТИЯ НАСЛЕДСТВА - день смерти наследодателя, а при объявлении умершим - день вступления в законную силу решения суда об объявлении …
  • ВРЕМЯ в Словаре экономических терминов:
    ОТДЫХА - в трудовом праве РФ - установленное законом время, в течение которого рабочие и служащие свободны от выполнения трудовых …
  • ВРЕМЯ в Словаре экономических терминов:
    ДЕКРЕТНОЕ - см. ДЕКРЕТНОЕ ВРЕМЯ …
  • ВРЕМЯ
  • ВРЕМЯ в Высказываниях известных людей:
  • ВРЕМЯ в Высказываниях известных людей:
  • ВРЕМЯ в Высказываниях известных людей:
  • ВРЕМЯ в Высказываниях известных людей:
    Время - это расстояние движения. Зенон …
  • ВРЕМЯ в Высказываниях известных людей:
    Время есть величайший из новаторов. Ф. …
  • ВРЕМЯ в Высказываниях известных людей:
    Время врачует раны. …
  • ВРЕМЯ в Афоризмах и умных мыслях:
    Время - великолепный учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников. Г. …
  • ВРЕМЯ в Афоризмах и умных мыслях:
    Но уж немалую часть огромной прошли мы равнины, - время ремни развязать у коней на дымящихся выях. …
  • ВРЕМЯ в Афоризмах и умных мыслях:
    Множество всяческих игр (не все я здесь перечислил) Время, бесценную вещь, нам помогает убить. …
  • ВРЕМЯ в Афоризмах и умных мыслях:
    Вы говорите - время идет. Безумцы - это вы проходите. …
  • ВРЕМЯ в Литературной энциклопедии:
    основная и непременная предпосылка сюжетного развертывания. Повествование в литературе всегда расположено «во времени», всегда развивается по законам внешней (хронологической) последовательности …
  • ВРЕМЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    грамматическая категория глагола, формы которой устанавливают временное соотношение между называемым действием и либо моментом речи (абсолютное время), либо другим названным …
  • ВРЕМЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    основная (наряду с пространством) форма существования материи, заключающаяся в закономерной координации сменяющих друг друга явлений. Оно существует объективно и неразрывно …
  • КАМНИ
  • ВРЕМЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Время - Астрономы различают звездное, истинное и среднее время.Вследствие вращения Земли на своей оси с запада на восток, нам кажется,что …
  • ВРЕМЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи - последовательная …
  • ВРЕМЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВР́ЕМЯ (системы измерения). Измерение В. основано на наблюдении или осуществлении периодически повторяющихся процессов одинаковой длительности; так, для измерения больших интервалов …
  • КАМНИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (медиц.), или конкременты, образуются у животных (см. Безоар) и человека под влиянием многих патологических процессов; они представляют твердые осадки, образующиеся …
  • ВРЕМЯ в Словаре Кольера:
    понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т.е. определить, на сколько секунд, минут, …
  • ВРЕМЯ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -мени, мн. -мен"а, -мён, -мен"ам, о -мен"ах, с. 1) только ед. , филос. Одна из основных - наряду с пространством …
  • ВРЕМЯ
    пора, эпоха, период, срок, промежуток времени, сезон, век; эра, дата. Горячее время, страдная пора. Эпоха великих реформ. Тяжкая была година. …
  • КАМНИ в Словаре русского языка Лопатина:
    К`амни, -`ей: Нефтян`ые К`амни …
  • КАМНИ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Камни, -ей: Нефтяные Камни …
  • КАМНИ в Орфографическом словаре:
    к`амни, -`ей: нефтян`ые к`амни …
  • ВРЕМЯ в Словаре русского языка Ожегова:
    продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами Сколько времени (который час?). время подходящий, удобный срок, благоприятный момент Не в. сидеть …
  • ВРЕМЯ в Словаре Даля:
    ср. длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение …
  • ВРЕМЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в философии - форма последовательной смены явлений и длительность состояний материи. См. Пространство и время. - грамматическая категория глагола, формы …
  • ВРЕМЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    р. и д. времени, временем, времени, мн. времена, времён, ср. 1. только ед. Длительность бытия (филос.). Пространство и время - …
  • СОБИРАТЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -СЯ см. собрать, …
  • РАЗБРАСЫВАТЬ в Энциклопедическом словаре:
    см. …
  • СОБИРАТЬ
    1. Syn: коллекционировать, накоплять, сосредотачивать, концентрировать 2. Syn: монтировать, компоновать, ассемблировать (комп.) Ant: разбирать 3. Syn: созывать (парламент) Ant: …
  • РАЗБРАСЫВАТЬ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • СОБИРАТЬ в Тезаурусе русского языка:
    1. Syn: коллекционировать, накоплять, сосредотачивать, концентрировать 2. Syn: монтировать, компоновать, ассемблировать (комп.) Ant: разбирать 3. Syn: созывать (…
  • РАЗБРАСЫВАТЬ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: рассеивать, раскидывать, расшвыривать Ant: собирать, …
  • СОБИРАТЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    набирать, подбирать, скликать, вербовать, комплектовать, копить, накоплять, приумножать. Собирать в кучу, набросать, навалить, нагромоздить. Сформировать полк. Комплектовать особый штат служителей. …
  • РАЗБРАСЫВАТЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • СОБИРАТЬ
    Syn: коллекционировать, накоплять, сосредотачивать, концентрировать Syn: монтировать, компоновать, ассемблировать (комп. Ant: разбирать Syn: созывать (парламент Ant: …
  • РАЗБРАСЫВАТЬ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: рассеивать, раскидывать, расшвыривать Ant: собирать, …
  • СОБИРАТЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    несов. перех. 1) а) Складывать, помещать в одно место, вместе. б) Подбирать, поднимать что-л. упавшее, рассыпавшееся и т.п. в) Располагать …

. время плакать, и время смеяться; время сето­вать, и время плясать;

. время раз­брасы­вать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время укло­няться от объятий;

. время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;

. время раз­дирать, и время сши­вать; время молчать, и время говорить;

. время любить, и время не­на­видеть; время войне, и время миру.

В конце второй главы Екклезиаст подошел к главной причине неосуществимости человеческого стремления к счастью. Между человеческим хотением и его выполнением стоит Некто, Кто может отнять хлеб у одного и дать другому. Теперь, в 3 главе, он углубляется в эту мысль и распространяет ее на всю сферу человеческой жизни. И здесь Екклезиаст находит то же беспрогрессивное круговращение, то же неустранимое влияние законов, и здесь все человеческие желания и предприятия стоят в постоянной зависимости от времени и обстоятельств и, подобно явлениям внешней природы, проходят в строгой последовательности. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом ». Hephez значит, собственно: склонность, намерение, предприятие. Екклезиаст говорит здесь не о предметах природы, а о деятельности человеческой, о явлениях человеческой жизни, как это видно и из дальнейшего развития мысли. Он хочет сказать, что факты человеческой жизни не суть продукты вполне свободной воли человека, лежат вне пределов его сознательных желаний.

. Что по­льзы работа­ю­щему от того, над чем он трудит­ся?

В этой зависимости человеческой жизни от посторонних влияний, неустранимых волею человека, лежит главная причина бесплодности человеческих усилий, неосуществимости человеческого стремления к счастью.

. Видел я эту заботу, которую дал сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.

А между тем, человек не может погасить в себе жажды высшего блага. Его стремление к счастью, вложенное в него Самим Богом, постоянно и неудержимо толкает его на новые труды, на новые искания.

. Всё соделал Он пре­красным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может по­стигнуть дел, которые делает, от начала до конца.

Мир полон гармонии, и дух человека носит на себе печать вечности; однако, Божественный миропорядок остается непостижимым для человека и не может быть приведен в гармонию с человеческой волей. «Все соделал Он прекрасным в свое время », т. е. все, созданное Богом, прекрасно в свое время и в своем месте, в общей системе мирового бытия.

"И вложил мир в сердце их «. Еврейское слово olam в переводах передается различно: «вечность» (LXX), «мир » (Вульгата и перевод), «разум», «покров» и т. д. Но так как это слово вообще в Библии и, в частности, в книге Екклезиаста ( и др.) значит «вечность», то и в данном месте следует держаться этого значения. Лишь в послебиблейской литературе словом olam стал обозначаться и мир, как бесконечно продолжающийся. «Вложить в человека вечность» значит одарить его Богоподобными свойствами, наложить на человеческую природу отпечаток вечности, Божественности. Стремление человека к высочайшему благу, к вечному счастью, служит выражением его Богоподобности.

. Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.

. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это – дар Божий.

Глубокое противоречие, скрытое в природе человека, с одной стороны – стремление к вечности, с другой – ограниченность его разума, являются главной причиной неудовлетворенности человеческого духа, его всегдашних разочарований. Чтобы более или менее избежать последних, человек должен примириться раз навсегда с мыслью о том, что высшее счастье (Ithron) под солнцем невозможно. Он должен, так сказать, понизить свои требования к жизни и, отбросив искание высочайшего блага, удовольствоваться относительным благом, тем, что сравнительно хорошо, что «лучше » (tob). Если высшее благо – Ithron невозможно, то относительное благо – Tob вполне доступно человеку. В чем же заключается это Tob?

"Познал я, что нет для них ничего лучшего (Tob), как веселиться и делать доброе в жизни своей «. Благой труд и спокойное наслаждение земными радостями – вот единственно доступное для человека счастье. Пока человек стремится к абсолютному счастью на земле, он осужден на постоянные разочарования. Даже и лучшие моменты его жизни отравляются мыслью о непрочности счастья, удручающей заботой о будущем.

Напротив, человек, отказавшийся от искания полного счастья, бывает доволен и тем немногим, что дает ему жизнь, радуется, веселится без заботы о завтрашнем дне. Он, как дитя, отдается всякой радости посылаемой Богом, отдается полным своим существом, непосредственно, не разрушая ее анализом, критикой, бесцельными сомнениями. И эти малые радости, соединенные с добрым трудом и чистой совестью, делают жизнь приятной, относительно счастливой. Стихи 12–13 нисколько не выражают эвдемонистического взгляда на жизнь, который ставит целью жизни одно наслаждение. Во-первых, рядом с земными радостями Екклезиаст ставит другое необходимое условие относительно счастливой жизни, именно – «делание добра»; во-вторых, пользование земными благами соединяется с сознанием зависимости от воли Божией, с благодарной мыслью, что «это дар Божий ». Таким образом, то наслаждение жизнью, к которому призывает Екклезиаст, покоится на религиозном миросозерцании, предполагает, как свое необходимое условие, веру в Божественный промысл.

. Познал я, что всё, что делает Бог, пре­бывает вовек: к тому нечего при­бавлять и от того нечего убавить, – и делает так, чтобы бла­го­говели пред лицем Его.

В начале 3-ей главы Екклезиаст говорил о постоянстве и неизменности законов, управляющих человеческой жизнью. Теперь он говорит о них определеннее. Законы эти являются выражениями вечной и неизменной воли Божией. Человек бессилен что-либо прибавить к ним или отбавить от них. В том и заключается цель Божественного промысла, чтобы показать людям их полную зависимость от Бога и, таким образом, научить их страху Божию.

. Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, – и воз­зовет про­шедшее.

"Бог воззовет прошедшее «. LXX и сирийский переводят: взыщет преследуемого (слав. »гонимого «). Но, согласно с контекстом, лучше понимать в среднем роде: прогнанное, удаленное, прошедшее.

. Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.

. И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; по­тому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там».

Промысл Божий обнаруживается не только в естественных явлениях, но и в нравственной жизни человека. В человеческом суде живут неправда и беззаконие. Но над судом людей есть суд Божий, который воздаст должное праведным и нечестивым. Для этого суда, как и для всякой вещи, настанет свое время. »Праведного и нечестивого будет судить Бог, потому что время для всякой вещи и над всяким делом там ". Слово "там « (sсham) не совсем ясно. Вульгата передает его словом «тогда» (tunс), Иероним – «во время суда» (in tempore judiсii), но евр. sсham есть наречие не времени, а места. Вероятно, оно значит здесь: на суде Божием, в параллель слову «там » в ст. 16 для обозначения суда человеческого. Некоторые экзегеты вместо schara (מט ) читают sam (מט ) и переводят: всeму (Бог) назначил свое время. Мысль совершенно согласна с контекстом, но действительно ли повреждена здесь еврейская пунктуация, сказать трудно.

. Ска­за­л я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;

. потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека пре­имущества перед­ скотом, по­тому что всё – суета!

. Все идет в одно место: все про­изошло из праха и все воз­вратит­ся в прах.

. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?

Эти стихи подробнее выясняют цель Божественного промысла, кратко указанную уже в словах .: «чтобы благоговели пред лицом Его ». Зависимость человека от Божественного провидения имеет целью научить людей тому, что сами по себе, с своими естественными силами, естественной волей и разумением, думая жить без Бога, вне Божественного промышления, они подобны животным и не могут иметь никаких оснований к уверенности в бессмертии своего духа. Если факты естественного сознания с непобедимой силой убеждают человека в том, что и человек и животное одинаково умирают, теряют дыхание и источник жизни, превращаясь в прах, то, живя без Бога, не признавая Божественного промысла, откуда он может знать, что дух животного снисходит вниз, а дух человека восходит вверх? В ст. 18–21, как видно, не выражается собственный взгляд Екклезиаста на человеческое существо, его личное сомнение в духовности и бессмертии человеческой природы. Это противоречило бы , где прямо говорится, что не все в человеке идет в одно место, но что в прах превращается лишь тело, а дух возвращается к Богу, Который дал его. В приведенных стихах Екклезиаст выясняет, как должен смотреть на себя человек, живущий «сам по себе», руководящийся лишь естественной точкой зрения, не признающий Божественного провидения.

"Сказал я – о сынах человеческих «. Русский перевод не точен. Следует перевести: «сказал я – (это) для сынов человеческих». Для пользы людей установлен тот порядок вещей, в силу которого человеческая жизнь стоит в постоянной зависимости от Божественного промысла и суда. Чтобы испытал их Бог . Barar значит: выделить, испытать, очистить (ср. : "пострадают некоторые и из разумных для испытания (lebarer) их, очищения и убеления к последнему времени «). Цель Божественного промысла – довести людей до сознания собственного ничтожества и, таким образом, очистить их.

"Все идет в одно место » – не в шеол, как думают некоторые экзегеты, а в землю, как видно из дальнейших слов.

. Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами сво­ими: по­тому что это – доля его; ибо кто при­ведет его по­смотреть на то, что будет по­сле него?

Выяснив цель Божественного промысла, Екклезиаст возвращается к своему прежнему выводу, сделанному уже в . Если человек во всем зависит от Божественного провидения, если сам по себе он бессилен и ничтожен, то должно отказаться от мысли о полном счастье на земле и удовольствоваться радостями Богоугодного труда. «Наслаждаться человеку делами своими ». В этом выражении Екклезиаст объединяет два условия относительного счастья: наслаждение жизнью и добрую деятельность (), так как то и другое, по нему, неразрывно. «Ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него ». Здесь речь не о будущей, загробной жизни человека, как в , а о том, что будет «после него », т. е. как сложится жизнь на земле после его смерти. Человек не должен обременять себя и отравлять доступные ему радости излишними беспокойными заботами о далеком будущем.

Как понять выражение "долг платежом красен"?

В долг давать никто не любит

В жизни случаются ситуации, когда необходима помощь близких людей — и тогда приходится о ней просить. Чаще всего помощь выражается в денежных знаках, ведь без них не выжить в современном мире. Согласитесь, одалживать деньги не всегда приятно, даже если у вас они есть. Это происходит потому, что мы не можем быть уверены, что человек вернет нам их в срок. Немало дружеских и доверительных отношений распалось именно из-за таких вот займов. Ты отдаешь свои кровно нажитые, товарищ не может их вовремя вернуть и мысленно на вас сердится. Мысленно на него сердитесь и вы. Происходит вот такой взаимный разлад, и даже когда деньги возвращаются, отношения могут быть утеряны.

Помните о «фидбэке»

Между тем есть такие индивидуумы, которые занимают охотно и даже с удовольствием. Почему так? Потому что эти люди великолепно понимают смысл пословицы «долг красен платежом».


лг сам по себе ничем не хорош, но тем не менее есть в нем что-то, что его «красит». Когда вы даете взаймы, вы ведь передаете не только бумажки, за которые можно купить что-то. Вы показываете свое хорошее отношение к человеку, показываете свое доверие и благорасположение. Самое главное — вы даете возможность ему встать на ноги или почувствовать себя уверенно в этом мире. Увы, так уж вышло, что именно деньги зачастую являются мерилом счастья. Выходит, вы одалживаете человеку немного счастья. В этом и состоит смысл фразы «долг платежом красен», значение которой, образно говоря, такое — платеж будет состоять не только в возврате средств, но и в ответном добром отношении этого человека.

Всегда ли долг платежом красен?

Значение пословицы недвусмысленно намекает на то, что при любом раскладе ваш заем обернется для вас добром. Но согласитесь, и вам для этого нужно постраться и соблюсти некоторые условия.

Первое — занимайте только тому, кому действительно хотите помочь. Не одалживайте из вежливости или потому, что «так нужно». Если вы чувствуете, что человек вызывает у вас негативные эмоции, то ваш заем не принесет вам удовлетворения, даже если возврат сделан вовремя.

Проявите терпение

Не всегда человек может вернуть долг вовремя. Когда вы занимает кому-то, вы должны осозновать это. И помните, что любой долг красен платежом, а это значит вот что. Если занявший денег приходит к вам с повинным видом и просит отсрочить возврат займа, он снова у вас занимает. Проявляя милость и терпение, вы снова даете человеку в долг свое хорошее к нему отношение, и возврат будет вдвойне. Если же вам обязательно нужно, чтоб вам вернули деньги в срок, то лучше не занимать — иначе вы рискуете разрушить добрые отношения.



Дело не только в деньгах

Материальное — это самое простое, что можно занять. Однако когда говорят, что долг красен платежом, то имеют в виду не только буквальный смысл. Сегодня вы выслушали плачущую подругу и дали ей совет? Значит, завтра вы сможете обратиться к ней за помощью и получить ответное утешение.

Помогли кому-то добрым делом или оказали услугу? Помните: долг платежом красен. Значение пословицы распространяется на все в человеческих взаимоотношениях. Бывает, сделаешь что-то незначительное для человека, а спустя годы он вам отплатит добром в трудный момент и тем самым спасет вас.

Не стоит ничего ждать

Если вы помогаете людям исключительно для того, чтобы получать ответные добрые дела, то аксиома «долг платежом красен» точно не сработает.


ло в следующем: только безвозмездно помогая, вы действительно творите благо, и, согласно закону бумеранга, вы рано или поздно получите добро в ответ. Если же вы будете ждать, когда же, наконец, вам вернут все, что вы дали, у вас есть шанс разочароваться в человеке, и опять-таки — разрушить отношения. Третье правило — помогайте людям не корысти ради, а только потому, что вам так хочется и с этим согласен ваш внутренний голос.

Надо говорить » Долг- платежем красен»
В один из светлых годов процветания «Краснодара», еще до эпохи великих гонений, случившейся в 1986 году, автор этих строк вместе с автором «Лиманских Яковок» Яковом Никитиным выдвинулись в Лиманчик в качестве авангарда нашей большой дружной компании — занять родную стоянку. Остальные участники должны были подтянуться через день-два. Автомобилей тогда еще ни у кого не было, и мы с нехилыми рюкзачками притопали из Абрау и с облегчением сбросили их у входа в «Краснодар» — там, где сейчас ворота «Звездного» лагеря. Я налегке пошел на разведку вглубь — посмотреть, в каком состоянии наша прошлогодняя стоянка, а Яков остался стеречь имущество, среди коего находились заветные две бутылки портвейна, припертого на своем горбу.
Вернулся я минут через 15 и обнаружил Якова в обществе какого-то страшного, большого, растрепанного и явно похмельного мужика.


ов мне его представил — говорит, это Валера Навозов, собкор газеты «Социалистическая Индустрия» по г. Волгодонску (кстати, этот персонаж достоин отдельного упоминания в лиманских аналах, вполне тянет на Монстра, одна история, когда он доплыл до Дианы под водой с трубкой и всплыл среди резвящихся девушек с криком «Я — линкор! » чего стоит…) . Так вот, продолжает Яков, ему сейчас очень худо, он просит подлечиться, обещает, что через день-два ему придет денежный перевод и он отплатит сторицей. Ну, что делать, надо выручать человека.. . Короче, распили мы с ним эти две бутылки портюшка, Валера заметно повеселел и говорит: «Покажите мне вашу стоянку, я через пару дней приду с магарычом». Ну показали, хотя особой надежды на магарыч и не испытывали, а доброе дело — оно всегда зачтется.. .
Через пару дней мы с Яшей собрались в Абрау на пополнение запасов. Выходим на дорогу — а нам на встречу под рюкзаком топает наш сотоварищ Витя Левчук. Добрался, наконец, до Лимана. Показали мы ему стоянку, он остался обустраиваться, а мы двинули в Абрау. Возвращаемся часа через три, подходим к стоянке и видим такую картину: Посреди стоянки на надувном матрасе-кресле сидит абсолютно никакой Витя, пытается извлечь какие-то звуки из гитары, которая у него вываливается из рук, и в дополнение очень немузыкально что-то мырлычит.
Выяснить, где же он так нализался некоторое время не удавалось — он не мог связно говорить.
через некоторое время дар речи вернулся, и Витя нам поведал душераздирающую историю. Говорит, только начал ставить палатку, как из кустов на четвереньках появляется страшная лохматая фигура с сумкой, в которой что-то звенит, и грозно вопрошает: «Ты на этой стоянке живешь? » Витя с опаской говорит: «Да… » Тогда фигура достает из сумки бутылку со спиртным и приказывает: «Пей! «. Витя послушно пьет, мужик тоже.. . Когда бутыль заканчивается, мужик достает вторую.. . Короче, укачал он Витю по полной программе и с чувством выполненного долга ушел опять в кусты. Естественно, это Валера Навозов пришел долг отдать. С кем пил, видимо, не помнил, но где — запомнил хорошо. Вот Витя и попал.. .
Действительно, долг платежем красен!

Отдать долг - это значит не просто вернуть деньги, а оправдать доверие, оказаться надежным, адекватным и вменяемым человеком, а не жуликом и подлецом. Говорим сегодня о фразеологизме «долг красен платежом».

Слово «красный»

Больше всего современного человека, который бесконечно далек от истории русского языка, смущает слово «красный» в пословице. При чем здесь вообще цвет? Ответ на вопрос довольно прост. Раньше под «красным» подразумевалось еще и «красивое». В языке сохранились словосочетания, которые указывают именно на это историческое значение:

  • Красная площадь;
  • красна девица.

Наверное, Красная площадь приобрела двойной смысл, когда царский режим сменился советским, но к истории слова борьба за власть отношение имеет косвенное. Главное то, что «красный», восходит к той же основе что и «краса». Значение последнего слова, надеемся, объяснять не надо, но во избежание недоразумений скажем: что краса и красота - это синонимы. На данный момент слово, естественно, устарело. Есть у него и второе значение: «Украшение и слава чего-нибудь». Например: «Краса и гордость нашего вуза - Дмитрий Петрович Водорезов. Он в прошлом году опубликовал 10 научных статей и одну монографию без отрыва от производства».

Значение

Теперь можно без труда растолковать смысл пословицы «долг платежом красен». Когда-то великий футбольный тренер Валерий Васильевич Лобановский сказал, что самое красивое в игре - это счет, так и с долгом. Можно сколько угодно рассыпаться в благодарностях перед кредитором, но если человек деньги не вернет, то все его слова - пустая трата сил и времени. А может быть, и более того, все реверансы - это только пыль в глаза.

Повторим еще раз - «долг платежом красен». Значение выражения сводится к следующему: самое прекрасное, что может сделать человек, взявший в долг деньги, - это вернуть их в указанный срок.

Синонимы

Выражения, заменяющие объект исследования, всегда труднее подбирать, когда нужно найти аналогию к фразеологизму, нежели к отдельному слову, но мы все же попытаемся. Итак, вот список:

  1. «Услуга за услугу».
  2. «Ты - мне, я - тебе».
  3. «Заплатить долг скорее, так будет веселее».
  4. «Умей взять, умей и отдать!»
  5. «Долг платежом красен, а займы отдачею».
  6. «Как ни вертись, а с должником расплатись!».

Первые два словосочетания говорят о взаимовыручке, а остальные свидетельствуют о том, что на Руси у кредиторов всегда были проблемы с возращением средств. Ведь не только присказка «долг красен платежом» доказывает болезненность вопроса отдачи чужих капиталов, но и другие устойчивые выражения свидетельствуют о том же. Вообще, одалживаться - последнее дело, даже если речь идет о друзьях или родных.

«Молчание ягнят» (1991) и фразеологизм

Читатель, наверное, очень удивился бы, скажи мы ему, что в эпохальном фильме о Ганнибале Лектере была поговорка «долг красен платежом». Нет, читатель совершенно прав, ее там не было. Но присутствовал ее аналог - «услуга за услугу». В том эпизоде, когда гениальный маньяк-психиатр пытается «влезть в голову» специальному агенту Кларисе Старлинг. Помните ту игру?

Лектер погружает ее в психологический мир Буффало Билла, давая намеки, а девушка, в свою очередь, открывает доктору свою душу и посвящает его в свои тайные страхи. В фильме был момент, когда специальный агент упрашивает злодея не отвлекаться на ее детские комплексы, так как время у очередной жертвы разыскиваемого преступника поджимает, а психиатр говорит молодой женщине невозмутимо: «Услуга за услугу». А мог бы использовать рассматриваемую пословицу. Но даже если бы такой перевод на русском существовал, выглядел бы он в современных реалиях почти нелепо.

Надеемся, основное смысловое содержание фразеологизма усвоено читателем достаточно хорошо, и теперь выражение войдет в его активный речевой обиход.

Долг платежом красен

Ср. Я... для вас делал... сколько только мог, да и вперед... что-нибудь сделаю, - не откажитесь уж и вы, по пословице, долг платежом красен!

Писемский. В водовороте. 2, 6.

Ср. Спасибо, молодцы, за услугу. Когда придется нам когда-нибудь встретиться, не забуду я, что долг платежом красен .

Гр. А. Толстой. Кн. Серебряный. 2.

Ср. Со временем сей долг , я знаю,

Красен мне будет платежом .

И.М. Долгорукий. Камин в Москве.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "долг платежом красен" в других словарях:

    Долг платежом красен. См. ЗАЙМЫ …

    Нареч, кол во синонимов: 1 на добро или зло отвечают тем же (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Долг платежом красен, а займы отдачею. См. ЗАЙМЫ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Муж. все должное, что должно исполнить, обязанность. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг семьянина; исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его, как взятые у кого взаймы деньги или вещи, или… … Толковый словарь Даля

    ДОЛГ, а, пред. о долге, в долге, мн. нет, муж. То же, что обязанность. Выполнить свой д. Гражданский д. По долгу службы. Человек долга (честно выполняющий свои обязательства). Отдать последний д. кому н. (перен.: почтить память умершего, прощаясь … Толковый словарь Ожегова

    ДОЛГ 2, а (у), предл. о долге, в долгу, мн. и, ов, м. Взятое взаймы (преимущ. деньги). Взять в д. (взаймы, с последующей отдачей). Наделать долгов. Войти, влезть в долги (сделать много долгов). Жить в д. (на занятые в долг деньги). По уши в… … Толковый словарь Ожегова

    - … Википедия

    Долг платежом красен. Красны займы отдачею (а наймы уплатою). Всякие займы платежом красны. Долг платежом красен, а займы отдачею. Бери да помни! Не штука занять, штука отдать. Торгуйся давись; плати, хоть топись! Доставай мошну, вытряхай казну!… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? платежа, чему? платежу, (вижу) что? платёж, чем? платежом, о чём? о платеже; мн. что? платежи, (нет) чего? платежей, чему? платежам, (вижу) что? платежи, чем? платежами, о чём? о платежах 1.… … Толковый словарь Дмитриева

    Риторический прием - – понятие, которое с точки зрения системного подхода к определению понятий и терминов элокуции представляется целесообразным считать наиболее общим (родовым) в кругу таких понятий и терминов, как троп, фигура речи (стилистическая фигура,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Книги

  • Сундук мертвеца. Графический роман , . Графический роман "Сундук мертвеца"-это вторая история по мотивам фильмов" Пираты Карибского моря" . Джек Воробей вернул свою" Жемчужину", но долг платежом красен. А долг этот выплатить он…