ВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ КАМНИ И ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
всему свое время. Цитата из Ветхого Завета (Екклесиаст, 3): "Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру".
Справочник по фразеологии. 2012
. время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
. время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
. время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
. время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
. время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
В конце второй главы Екклезиаст подошел к главной причине неосуществимости человеческого стремления к счастью. Между человеческим хотением и его выполнением стоит Некто, Кто может отнять хлеб у одного и дать другому. Теперь, в 3 главе, он углубляется в эту мысль и распространяет ее на всю сферу человеческой жизни. И здесь Екклезиаст находит то же беспрогрессивное круговращение, то же неустранимое влияние законов, и здесь все человеческие желания и предприятия стоят в постоянной зависимости от времени и обстоятельств и, подобно явлениям внешней природы, проходят в строгой последовательности. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом ». Hephez значит, собственно: склонность, намерение, предприятие. Екклезиаст говорит здесь не о предметах природы, а о деятельности человеческой, о явлениях человеческой жизни, как это видно и из дальнейшего развития мысли. Он хочет сказать, что факты человеческой жизни не суть продукты вполне свободной воли человека, лежат вне пределов его сознательных желаний.
. Что пользы работающему от того, над чем он трудится?
В этой зависимости человеческой жизни от посторонних влияний, неустранимых волею человека, лежит главная причина бесплодности человеческих усилий, неосуществимости человеческого стремления к счастью.
. Видел я эту заботу, которую дал сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.
А между тем, человек не может погасить в себе жажды высшего блага. Его стремление к счастью, вложенное в него Самим Богом, постоянно и неудержимо толкает его на новые труды, на новые искания.
. Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые делает, от начала до конца.
Мир полон гармонии, и дух человека носит на себе печать вечности; однако, Божественный миропорядок остается непостижимым для человека и не может быть приведен в гармонию с человеческой волей. «Все соделал Он прекрасным в свое время », т. е. все, созданное Богом, прекрасно в свое время и в своем месте, в общей системе мирового бытия.
"И вложил мир в сердце их «. Еврейское слово olam в переводах передается различно: «вечность» (LXX), «мир » (Вульгата и перевод), «разум», «покров» и т. д. Но так как это слово вообще в Библии и, в частности, в книге Екклезиаста ( и др.) значит «вечность», то и в данном месте следует держаться этого значения. Лишь в послебиблейской литературе словом olam стал обозначаться и мир, как бесконечно продолжающийся. «Вложить в человека вечность» значит одарить его Богоподобными свойствами, наложить на человеческую природу отпечаток вечности, Божественности. Стремление человека к высочайшему благу, к вечному счастью, служит выражением его Богоподобности.
. Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.
. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это – дар Божий.
Глубокое противоречие, скрытое в природе человека, с одной стороны – стремление к вечности, с другой – ограниченность его разума, являются главной причиной неудовлетворенности человеческого духа, его всегдашних разочарований. Чтобы более или менее избежать последних, человек должен примириться раз навсегда с мыслью о том, что высшее счастье (Ithron) под солнцем невозможно. Он должен, так сказать, понизить свои требования к жизни и, отбросив искание высочайшего блага, удовольствоваться относительным благом, тем, что сравнительно хорошо, что «лучше » (tob). Если высшее благо – Ithron невозможно, то относительное благо – Tob вполне доступно человеку. В чем же заключается это Tob?
"Познал я, что нет для них ничего лучшего (Tob), как веселиться и делать доброе в жизни своей «. Благой труд и спокойное наслаждение земными радостями – вот единственно доступное для человека счастье. Пока человек стремится к абсолютному счастью на земле, он осужден на постоянные разочарования. Даже и лучшие моменты его жизни отравляются мыслью о непрочности счастья, удручающей заботой о будущем.
Напротив, человек, отказавшийся от искания полного счастья, бывает доволен и тем немногим, что дает ему жизнь, радуется, веселится без заботы о завтрашнем дне. Он, как дитя, отдается всякой радости посылаемой Богом, отдается полным своим существом, непосредственно, не разрушая ее анализом, критикой, бесцельными сомнениями. И эти малые радости, соединенные с добрым трудом и чистой совестью, делают жизнь приятной, относительно счастливой. Стихи 12–13 нисколько не выражают эвдемонистического взгляда на жизнь, который ставит целью жизни одно наслаждение. Во-первых, рядом с земными радостями Екклезиаст ставит другое необходимое условие относительно счастливой жизни, именно – «делание добра»; во-вторых, пользование земными благами соединяется с сознанием зависимости от воли Божией, с благодарной мыслью, что «это дар Божий ». Таким образом, то наслаждение жизнью, к которому призывает Екклезиаст, покоится на религиозном миросозерцании, предполагает, как свое необходимое условие, веру в Божественный промысл.
. Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, – и делает так, чтобы благоговели пред лицем Его.
В начале 3-ей главы Екклезиаст говорил о постоянстве и неизменности законов, управляющих человеческой жизнью. Теперь он говорит о них определеннее. Законы эти являются выражениями вечной и неизменной воли Божией. Человек бессилен что-либо прибавить к ним или отбавить от них. В том и заключается цель Божественного промысла, чтобы показать людям их полную зависимость от Бога и, таким образом, научить их страху Божию.
. Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, – и воззовет прошедшее.
"Бог воззовет прошедшее «. LXX и сирийский переводят: взыщет преследуемого (слав. »гонимого «). Но, согласно с контекстом, лучше понимать в среднем роде: прогнанное, удаленное, прошедшее.
. Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.
. И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там».
Промысл Божий обнаруживается не только в естественных явлениях, но и в нравственной жизни человека. В человеческом суде живут неправда и беззаконие. Но над судом людей есть суд Божий, который воздаст должное праведным и нечестивым. Для этого суда, как и для всякой вещи, настанет свое время. »Праведного и нечестивого будет судить Бог, потому что время для всякой вещи и над всяким делом там ". Слово "там « (sсham) не совсем ясно. Вульгата передает его словом «тогда» (tunс), Иероним – «во время суда» (in tempore judiсii), но евр. sсham есть наречие не времени, а места. Вероятно, оно значит здесь: на суде Божием, в параллель слову «там » в ст. 16 для обозначения суда человеческого. Некоторые экзегеты вместо schara (מט ) читают sam (מט ) и переводят: всeму (Бог) назначил свое время. Мысль совершенно согласна с контекстом, но действительно ли повреждена здесь еврейская пунктуация, сказать трудно.
. Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;
. потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё – суета!
. Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.
. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Эти стихи подробнее выясняют цель Божественного промысла, кратко указанную уже в словах .: «чтобы благоговели пред лицом Его ». Зависимость человека от Божественного провидения имеет целью научить людей тому, что сами по себе, с своими естественными силами, естественной волей и разумением, думая жить без Бога, вне Божественного промышления, они подобны животным и не могут иметь никаких оснований к уверенности в бессмертии своего духа. Если факты естественного сознания с непобедимой силой убеждают человека в том, что и человек и животное одинаково умирают, теряют дыхание и источник жизни, превращаясь в прах, то, живя без Бога, не признавая Божественного промысла, откуда он может знать, что дух животного снисходит вниз, а дух человека восходит вверх? В ст. 18–21, как видно, не выражается собственный взгляд Екклезиаста на человеческое существо, его личное сомнение в духовности и бессмертии человеческой природы. Это противоречило бы , где прямо говорится, что не все в человеке идет в одно место, но что в прах превращается лишь тело, а дух возвращается к Богу, Который дал его. В приведенных стихах Екклезиаст выясняет, как должен смотреть на себя человек, живущий «сам по себе», руководящийся лишь естественной точкой зрения, не признающий Божественного провидения.
"Сказал я – о сынах человеческих «. Русский перевод не точен. Следует перевести: «сказал я – (это) для сынов человеческих». Для пользы людей установлен тот порядок вещей, в силу которого человеческая жизнь стоит в постоянной зависимости от Божественного промысла и суда. Чтобы испытал их Бог . Barar значит: выделить, испытать, очистить (ср. : "пострадают некоторые и из разумных для испытания (lebarer) их, очищения и убеления к последнему времени «). Цель Божественного промысла – довести людей до сознания собственного ничтожества и, таким образом, очистить их.
"Все идет в одно место » – не в шеол, как думают некоторые экзегеты, а в землю, как видно из дальнейших слов.
. Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Выяснив цель Божественного промысла, Екклезиаст возвращается к своему прежнему выводу, сделанному уже в . Если человек во всем зависит от Божественного провидения, если сам по себе он бессилен и ничтожен, то должно отказаться от мысли о полном счастье на земле и удовольствоваться радостями Богоугодного труда. «Наслаждаться человеку делами своими ». В этом выражении Екклезиаст объединяет два условия относительного счастья: наслаждение жизнью и добрую деятельность (), так как то и другое, по нему, неразрывно. «Ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него ». Здесь речь не о будущей, загробной жизни человека, как в , а о том, что будет «после него », т. е. как сложится жизнь на земле после его смерти. Человек не должен обременять себя и отравлять доступные ему радости излишними беспокойными заботами о далеком будущем.
Как понять выражение "долг платежом красен"?
В жизни случаются ситуации, когда необходима помощь близких людей — и тогда приходится о ней просить. Чаще всего помощь выражается в денежных знаках, ведь без них не выжить в современном мире. Согласитесь, одалживать деньги не всегда приятно, даже если у вас они есть. Это происходит потому, что мы не можем быть уверены, что человек вернет нам их в срок. Немало дружеских и доверительных отношений распалось именно из-за таких вот займов. Ты отдаешь свои кровно нажитые, товарищ не может их вовремя вернуть и мысленно на вас сердится. Мысленно на него сердитесь и вы. Происходит вот такой взаимный разлад, и даже когда деньги возвращаются, отношения могут быть утеряны.
Между тем есть такие индивидуумы, которые занимают охотно и даже с удовольствием. Почему так? Потому что эти люди великолепно понимают смысл пословицы «долг красен платежом».
Значение пословицы недвусмысленно намекает на то, что при любом раскладе ваш заем обернется для вас добром. Но согласитесь, и вам для этого нужно постраться и соблюсти некоторые условия.
Первое — занимайте только тому, кому действительно хотите помочь. Не одалживайте из вежливости или потому, что «так нужно». Если вы чувствуете, что человек вызывает у вас негативные эмоции, то ваш заем не принесет вам удовлетворения, даже если возврат сделан вовремя.
Не всегда человек может вернуть долг вовремя. Когда вы занимает кому-то, вы должны осозновать это. И помните, что любой долг красен платежом, а это значит вот что. Если занявший денег приходит к вам с повинным видом и просит отсрочить возврат займа, он снова у вас занимает. Проявляя милость и терпение, вы снова даете человеку в долг свое хорошее к нему отношение, и возврат будет вдвойне. Если же вам обязательно нужно, чтоб вам вернули деньги в срок, то лучше не занимать — иначе вы рискуете разрушить добрые отношения.
Материальное — это самое простое, что можно занять. Однако когда говорят, что долг красен платежом, то имеют в виду не только буквальный смысл. Сегодня вы выслушали плачущую подругу и дали ей совет? Значит, завтра вы сможете обратиться к ней за помощью и получить ответное утешение.
Помогли кому-то добрым делом или оказали услугу? Помните: долг платежом красен. Значение пословицы распространяется на все в человеческих взаимоотношениях. Бывает, сделаешь что-то незначительное для человека, а спустя годы он вам отплатит добром в трудный момент и тем самым спасет вас.
Если вы помогаете людям исключительно для того, чтобы получать ответные добрые дела, то аксиома «долг платежом красен» точно не сработает.
Надо говорить » Долг- платежем красен»
В один из светлых годов процветания «Краснодара», еще до эпохи великих гонений, случившейся в 1986 году, автор этих строк вместе с автором «Лиманских Яковок» Яковом Никитиным выдвинулись в Лиманчик в качестве авангарда нашей большой дружной компании — занять родную стоянку. Остальные участники должны были подтянуться через день-два. Автомобилей тогда еще ни у кого не было, и мы с нехилыми рюкзачками притопали из Абрау и с облегчением сбросили их у входа в «Краснодар» — там, где сейчас ворота «Звездного» лагеря. Я налегке пошел на разведку вглубь — посмотреть, в каком состоянии наша прошлогодняя стоянка, а Яков остался стеречь имущество, среди коего находились заветные две бутылки портвейна, припертого на своем горбу.
Вернулся я минут через 15 и обнаружил Якова в обществе какого-то страшного, большого, растрепанного и явно похмельного мужика.
Отдать долг - это значит не просто вернуть деньги, а оправдать доверие, оказаться надежным, адекватным и вменяемым человеком, а не жуликом и подлецом. Говорим сегодня о фразеологизме «долг красен платежом».
Больше всего современного человека, который бесконечно далек от истории русского языка, смущает слово «красный» в пословице. При чем здесь вообще цвет? Ответ на вопрос довольно прост. Раньше под «красным» подразумевалось еще и «красивое». В языке сохранились словосочетания, которые указывают именно на это историческое значение:
Наверное, Красная площадь приобрела двойной смысл, когда царский режим сменился советским, но к истории слова борьба за власть отношение имеет косвенное. Главное то, что «красный», восходит к той же основе что и «краса». Значение последнего слова, надеемся, объяснять не надо, но во избежание недоразумений скажем: что краса и красота - это синонимы. На данный момент слово, естественно, устарело. Есть у него и второе значение: «Украшение и слава чего-нибудь». Например: «Краса и гордость нашего вуза - Дмитрий Петрович Водорезов. Он в прошлом году опубликовал 10 научных статей и одну монографию без отрыва от производства».
Теперь можно без труда растолковать смысл пословицы «долг платежом красен». Когда-то великий футбольный тренер Валерий Васильевич Лобановский сказал, что самое красивое в игре - это счет, так и с долгом. Можно сколько угодно рассыпаться в благодарностях перед кредитором, но если человек деньги не вернет, то все его слова - пустая трата сил и времени. А может быть, и более того, все реверансы - это только пыль в глаза.
Повторим еще раз - «долг платежом красен». Значение выражения сводится к следующему: самое прекрасное, что может сделать человек, взявший в долг деньги, - это вернуть их в указанный срок.
Выражения, заменяющие объект исследования, всегда труднее подбирать, когда нужно найти аналогию к фразеологизму, нежели к отдельному слову, но мы все же попытаемся. Итак, вот список:
Первые два словосочетания говорят о взаимовыручке, а остальные свидетельствуют о том, что на Руси у кредиторов всегда были проблемы с возращением средств. Ведь не только присказка «долг красен платежом» доказывает болезненность вопроса отдачи чужих капиталов, но и другие устойчивые выражения свидетельствуют о том же. Вообще, одалживаться - последнее дело, даже если речь идет о друзьях или родных.
Читатель, наверное, очень удивился бы, скажи мы ему, что в эпохальном фильме о Ганнибале Лектере была поговорка «долг красен платежом». Нет, читатель совершенно прав, ее там не было. Но присутствовал ее аналог - «услуга за услугу». В том эпизоде, когда гениальный маньяк-психиатр пытается «влезть в голову» специальному агенту Кларисе Старлинг. Помните ту игру?
Лектер погружает ее в психологический мир Буффало Билла, давая намеки, а девушка, в свою очередь, открывает доктору свою душу и посвящает его в свои тайные страхи. В фильме был момент, когда специальный агент упрашивает злодея не отвлекаться на ее детские комплексы, так как время у очередной жертвы разыскиваемого преступника поджимает, а психиатр говорит молодой женщине невозмутимо: «Услуга за услугу». А мог бы использовать рассматриваемую пословицу. Но даже если бы такой перевод на русском существовал, выглядел бы он в современных реалиях почти нелепо.
Надеемся, основное смысловое содержание фразеологизма усвоено читателем достаточно хорошо, и теперь выражение войдет в его активный речевой обиход.
Долг платежом красен
Ср. Я... для вас делал... сколько только мог, да и вперед... что-нибудь сделаю, - не откажитесь уж и вы, по пословице, долг платежом красен!
Писемский. В водовороте. 2, 6.
Ср. Спасибо, молодцы, за услугу. Когда придется нам когда-нибудь встретиться, не забуду я, что долг платежом красен .
Гр. А. Толстой. Кн. Серебряный. 2.
Ср. Со временем сей долг , я знаю,
Красен мне будет платежом .
И.М. Долгорукий. Камин в Москве.
Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .
Долг платежом красен. См. ЗАЙМЫ …
Нареч, кол во синонимов: 1 на добро или зло отвечают тем же (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Долг платежом красен, а займы отдачею. См. ЗАЙМЫ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Муж. все должное, что должно исполнить, обязанность. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг семьянина; исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его, как взятые у кого взаймы деньги или вещи, или… … Толковый словарь Даля
ДОЛГ, а, пред. о долге, в долге, мн. нет, муж. То же, что обязанность. Выполнить свой д. Гражданский д. По долгу службы. Человек долга (честно выполняющий свои обязательства). Отдать последний д. кому н. (перен.: почтить память умершего, прощаясь … Толковый словарь Ожегова
ДОЛГ 2, а (у), предл. о долге, в долгу, мн. и, ов, м. Взятое взаймы (преимущ. деньги). Взять в д. (взаймы, с последующей отдачей). Наделать долгов. Войти, влезть в долги (сделать много долгов). Жить в д. (на занятые в долг деньги). По уши в… … Толковый словарь Ожегова
- … Википедия
Долг платежом красен. Красны займы отдачею (а наймы уплатою). Всякие займы платежом красны. Долг платежом красен, а займы отдачею. Бери да помни! Не штука занять, штука отдать. Торгуйся давись; плати, хоть топись! Доставай мошну, вытряхай казну!… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? платежа, чему? платежу, (вижу) что? платёж, чем? платежом, о чём? о платеже; мн. что? платежи, (нет) чего? платежей, чему? платежам, (вижу) что? платежи, чем? платежами, о чём? о платежах 1.… … Толковый словарь Дмитриева
Риторический прием - – понятие, которое с точки зрения системного подхода к определению понятий и терминов элокуции представляется целесообразным считать наиболее общим (родовым) в кругу таких понятий и терминов, как троп, фигура речи (стилистическая фигура,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка