Общие правила перевода денежных средств. Распоряжения о переводе денежных средств. Видео: Переводы внутри системы

"Практическая бухгалтерия", 2011, N 9

Новые правила оказания услуг по переводу денежных средств, в том числе связанные с применением электронных денег и использованием электронных средств платежа, в большинстве своем начнут действовать осенью этого года. Рассмотрим процедуры денежных переводов и их особенности.

С 29 сентября 2011 г. такие платежные услуги, как денежные, почтовые переводы и прием платежей, будут осуществляться по новым правилам. Дело в том, что в этот день, за исключением отдельных положений, вступает в силу Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ). Он регламентирует порядок оказания платежных услуг, в том числе в виде перевода денег, и использования электронных средств платежа, устанавливает субъектов национальной платежной системы (далее - НПС) и требования к их деятельности, а также условия организации и функционирования платежных систем, правила надзора и наблюдения в НПС.

Через платежные системы происходит перевод денежных средств. Тем самым расчеты наличностью при внутренних и международных платежах заменяются безналичными расчетами. Формами платежных систем являются проведение финансовых трансакций (последовательных взаимосвязанных операций) с помощью банкоматов, платежных киосков, POS-терминалов, карт с хранимой денежной стоимостью. Электронные платежные системы выступают подвидом платежных систем, которые обеспечивают трансакции электронных платежей через сети, в том числе Интернет или платежные чипы.

Рассмотрим основные моменты оказания услуг по переводу денежных средств.

Общий порядок перевода

Перевод денег в рамках применяемых форм безналичных расчетов производят операторы по переводу денежных средств, то есть организации, имеющие на то право: Банк России, Внешэкономбанк, кредитные организации. Свои услуги они предоставляют на основании договоров с клиентами (плательщиками или получателями денег). В переводе могут быть задействованы также юридические лица, за исключением кредитных организаций, или индивидуальные предприниматели, которые играют роль банковских платежных агентов и субагентов.

Денежный перевод оператор производит по распоряжению клиента (плательщика или получателя денег) за счет денежных средств плательщика, которые находятся на его банковском счете или предоставлены им без открытия такового. Перевод выражается:

  • в зачислении денег на банковский счет их получателя;
  • в выдаче ему наличных;
  • в учете денежных средств без открытия банковского счета (только при переводе электронных денежных средств).

Наряду с операторами, обслуживающими плательщика и получателя средств соответственно, в переводе могут участвовать другие операторы (посредники в переводе). Причем если плательщика и получателя средств обслуживает один оператор, то окончательность перевода, за исключением перевода электронных денег, наступает, когда денежные средства зачислены на банковский счет их получателя или ему обеспечена возможность получения наличных. При обслуживании разными операторами - при зачислении денег на банковский счет оператора, обслуживающего получателя средств, в момент окончательности перевода обязательство оператора, обслуживающего плательщика, перед последним прекращается.

Следует иметь в виду, что внесение наличных денег на свой банковский счет или их получение со своего банковского счета у одного оператора по переводу денежных средств не является переводом.

Предоставление сведений

Ознакомление клиентов в доступной для них форме с условиями денежного перевода в рамках применяемой формы безналичных расчетов является обязанностью операторов по переводу денежных средств. В Законе N 161-ФЗ закреплен порядок такого ознакомления: оно должно быть произведено еще до осуществления перевода. При этом до клиентов следует довести информацию:

  • о размере вознаграждения и порядке его взимания в случае, если оно предусмотрено договором;
  • о способе определения обменного курса, применяемого при переводе денег в иностранной валюте (при различии валюты денежных средств, предоставленных плательщиком, и валюты переводимых денежных средств);
  • о порядке предъявления претензий, включая информацию для связи с оператором;
  • иную информацию, обусловленную применяемой формой безналичных расчетов.

Законом N 161-ФЗ также установлена обязанность клиента представить оператору достоверные контактные данные, а в случае их изменения - своевременную обновленную информацию.

Обязанность оператора, который осуществляет перевод денежных средств, по направлению клиенту уведомлений, предусмотренных Законом N 161-ФЗ, считается исполненной при направлении уведомления в соответствии с имеющейся у него контактной информацией. Об этом говорится в п. 13 ст. 5 названного Закона.

Перевод электронных денег

Начнем с определений электронных денег и оператора электронных денежных средств. Первые представляют собой предварительно предоставленные обязанному лицу (оператору по переводу электронных денежных средств) денежные средства, информация о которых учитывается без открытия счета в банке.

Отличием безналичных денежных средств от электронных денег является то, что первые находятся на банковском счете. Электронные деньги же размещаются в кредитной организации, которая банковской может и не быть. Главное, чтобы она имела право переводить средства без открытия банковских счетов (осуществлять перевод электронных денежных средств). Такая кредитная организация является оператором электронных денежных средств.

Внимание! Электронными деньгами не являются денежные средства, полученные организациями, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, ПИФ и НПФ и учитывают информацию о размере предоставленных средств без открытия счета в банке (п. 18 ст. 3 Закона N 161-ФЗ).

Условия перевода

Для перевода электронных денег клиенты должны предоставить оператору денежные средства на основании заключенного с ним договора. Если клиент - гражданин, перевод может быть осуществлен как с использованием, так и без использования счета в банке. Если клиентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то электронные деньги переводятся только с применением банковского счета.

Важный момент. На перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денег, отведено не более трех рабочих дней. Отсчет начинается со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления им наличных в целях перевода без открытия банковского счета. Перевод же электронных денег осуществляется незамедлительно после принятия оператором распоряжения клиента (п. 5 ст. 5 и п. 11 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Следует обратить внимание, что при переводе электронных денег юридические лица или индивидуальные предприниматели могут являться только их получателями. В качестве плательщиков они вправе выступать, лишь когда переводимые средства предназначены к получению физическим лицом. При этом последнее должно использовать персонифицированное электронное средство платежа.

Виды электронных средств платежа

Электронные средства платежа, используемые физическими лицами, могут быть двух видов: персонифицированными и неперсонифицированными.

Электронное средство платежа является персонифицированным, когда оно используется клиентом-гражданином, в отношении которого оператор провел идентификацию в соответствии с Законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ (далее - Закон N 115-ФЗ). То есть совокупность мероприятий по установлению определенных сведений о клиенте, его представителях, выгодоприобретателях, по подтверждению достоверности этих сведений с применением оригиналов документов и (или) заверенных копий. Условием использования персонифицированного электронного средства платежа является наличие у такого клиента остатка электронных денег в размере, равном в любой момент времени 100 000 руб. и менее, либо суммы в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 руб. по официальному курсу Банка России.

Электронное средство платежа признается неперсонифицированным, если оно используется клиентом-гражданином, в отношении которого оператор идентификацию не провел. При этом у клиента имеется остаток электронных денег в размере, равном в любой момент времени 15 000 руб. и менее. Отметим, что общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не может превышать 40 000 руб. в течение календарного месяца.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут использовать корпоративное электронное средство платежа, которое позволяет их идентифицировать.

Начало и процесс перевода

Итак, клиент предоставляет оператору деньги. Последний принимает их к учету. Для этого он формирует запись, которая отражает размер его обязательств перед клиентом в сумме предоставленных им денежных средств, то есть остаток электронных денег.

Распоряжение плательщика в пользу получателей средств является основанием для перевода электронных денежных средств. Перевод можно осуществлять также по требованию их получателя. При этом соответствующее условие должно быть предусмотрено договором с оператором. Деньги можно переводить как через одного оператора (если и плательщик, и получатель денег являются его клиентами), так и через нескольких.

В процессе перевода оператор одновременно осуществляет следующие действия:

  • принимает распоряжение клиента и уменьшает остаток его электронных денег;
  • увеличивает остаток получателя на сумму перевода электронных денежных средств. Таким образом, перевод после принятия оператором распоряжения клиента происходит незамедлительно.

В Законе N 161-ФЗ предусмотрена также возможность осуществлять названные выше действия в разное время (автономно), но только в случаях, специально предусмотренных договором, а также когда плательщиком является физическое лицо, а получателем - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. При этом получатель электронных денег обязан ежедневно передавать оператору информацию о совершенных операциях для учета. Делать это ему необходимо не позднее окончания рабочего дня оператора.

Подтверждение об исполнении распоряжения клиента о переводе электронных денег оператор направляет незамедлительно после исполнения распоряжения. В случае, когда электронное средство платежа используется в автономном режиме, подтверждение должно быть отправлено незамедлительно после учета информации о совершенных операциях, которую оператор ежедневно принимает от получателя средств.

Окончание перевода

После того как оператор осуществил все действия по переводу электронных денег, такой перевод становится безотзывным и окончательным. Если клиент использует электронное средство платежа автономно, то перевод становится безотзывным в момент такого использования и окончательным после учета оператором информации о совершенных операциях, которую тот ежедневно принимает от получателя средств.

Внимание! Характеристиками перевода денежных средств являются его безотзывность и окончательность. Первая обозначает отсутствие или прекращение возможности отзыва распоряжения об осуществлении перевода денежных средств в определенный момент времени. Вторая - предоставление денежных средств получателю средств в определенный момент времени.

При наступлении окончательности перевода электронных денег денежное обязательство плательщика перед получателем прекращается. В случае автономного режима использования электронного средства платежа денежное обязательство плательщика перед получателем прекращается в момент наступления безотзывности перевода электронных денег.

Судьба остатка электронных денег

Информацию об остатках электронных денежных средств, как и сведения об осуществленных переводах, оператор должен учитывать постоянно. При этом он не вправе:

  • предоставлять клиенту деньги для увеличения его остатка;
  • начислять проценты на оставшиеся денежные средства.

Остаток электронных денег (его часть) клиента - физического лица, который использует неперсонифицированное электронное средство платежа, по его распоряжению подлежит переводу исключительно на банковский счет и не может быть выдан наличными денежными средствами.

Остаток (его часть) клиента - физического лица, который использует персонифицированное электронное средство платежа, по его распоряжению может быть переведен на банковский счет, переведен без открытия банковского счета или выдан наличными денежными средствами.

Остаток (его часть) электронных денег клиента - юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть по его распоряжению зачислен или переведен только на его банковский счет. В этой связи такой клиент обязан иметь банковский счет, открытый у оператора электронных денежных средств, или предоставить ему информацию о банковском счете, открытом в иной кредитной организации, на который может осуществляться перевод остатка (его части) электронных денежных средств.

Сведения, которые должен предоставить оператор

До заключения договора с клиентом - физическим лицом оператор электронных денежных средств обязан предоставить ему следующую информацию:

  • о своем наименовании и месте нахождения, а также о номере его лицензии на осуществление банковских операций;
  • об условиях использования электронного средства платежа, в том числе в автономном режиме;
  • о способах и местах осуществления перевода электронных денежных средств;
  • о способах и местах предоставления денежных средств клиентом - физическим лицом оператору электронных денежных средств;
  • о размере и порядке взимания оператором электронных денежных средств вознаграждения с физического лица в случае взимания вознаграждения;
  • о способах подачи претензий и порядке их рассмотрения, включая информацию для связи с оператором электронных денежных средств.

Оператор электронных денежных средств обязан обеспечить невозможность использования электронного средства платежа до ознакомления клиента - физического лица с указанной информацией.

А.В.Лазарева

Профессиональный бухгалтер

ЦБ РФ в содружестве со Сбербанком, ВТБ, Газпромбанком, «Открытие», Альфа-банком, НСПК и Qiwi создают некую ассоциацию «Финтех». Основной целью этой ассоциации заявлено создание платформы моментальных платежей (p2p). По словам представителей ЦБ РФ - для удобства населения в части моментального перевода средств между физическими лицами и в оплату за работы, услуги.

Сумма перевода, видимо, будет ограничена - не более, чем 100 000 руб. Платежи можно будет делать через мобильное приложение. Рассматривается вариант интернет-сервисов, которые совместят с платформой ЦБ РФ и его платежной системой.

Читая все это, невольно возникает вопрос: а зачем нам еще одна платежная система? Их уже полно. Существуют и интернет-системы для моментального перевода денег. Зачем тратить бюджетные деньги (причем, полагаю, немалые) и время на разработку того, что уже есть и отлично работает?

Можно, конечно, ответить, что чиновникам заняться больше нечем. Но у всякой медали есть оборотная сторона, о которой простым смертным знать необязательно.

«Клерк» попробовал разобраться.

Контроль над финансовыми операциями граждан начался?

В последние несколько лет ЦБ РФ активно разрабатывает и внедряет указания для коммерческих банков в сфере реализации положений Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Достаточно перечислить основные из них:
  • Положение Банка России от 29.08.2008 № 321-П (Приложение 8);
  • Письмо ЦБ РФ от 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов»;
  • Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 28.07.2016 № 4087-У).
Содержание всех этих документов преследует одну цель - жесточайшим образом контролировать финансовые операции (движение денежных средств по счетам) юридических лиц и ИП.

В отношении транзакций физических лиц пока такого жестко регламентированного контроля не наблюдалось. Хотя многие физические лица уже столкнулись с блокировкой своих карточных счетов и прошли процедуру объяснений с представителями обслуживающего банка по поводу денежных средств, поступивших на карточный счет.

Полагаю, что выполнив работу по регламентации операций юридических лиц и ИП, ЦБ РФ взялся теперь и за доходы физических лиц.

Возможность перевода денежных средств с карты на карту физического лица, указав лишь ее номер, появилась в России несколько лет назад. Согласно внутренней статистике ЦБ РФ, в настоящее время квартальные обороты подобных операций граждан в отдельных банках достигают десятков миллиардов рублей (например, за I квартал 2017 года физические лица - клиенты «Тинькофф Банка» осуществили переводов с карты на карту на сумму около 70 млрд руб., а в ВТБ и ВТБ-24 объем таких переводов составил примерно 37 млрд руб., по Сбербанку показатель составляет 2,6 трлн руб.).

Представители Сбербанка отмечают, что все большее количество физических лиц открывают карточные счета и активно используют их для оплаты различного рода услуг, предоставляемых в том числе и другими физическими лицами, не являющимися ИП. Однако, для таких граждан подобные перечисления являются налогооблагаемым доходом (согласно ст. 209 НК РФ) и именно эти граждане не торопятся уплачивать налоги с полученных доходов. По общему правилу, если гражданин, получивший доход, является резидентом РФ, то он должен уплатить НДФЛ с полученной суммы в размере 13%, если нерезидентом - 30%.

Например, бухгалтер - фрилансер обслуживает юрлица и ИП, с которыми работа строится на основании официально заключенного договора. Соответственно, денежные средства поступают на его карточный счет уже за вычетом удержанного заказчиком НДФЛ. Однако, могут быть и клиенты, в том числе и физлица, которые просто перечисляют ему деньги на карточный счет за оказанные услуги. И с этих денег никаких налогов он не платит. И вот здесь есть опасения, смогут ли налоговые органы отследить такие платежи и предъявить к нему претензии.

Что говорит ФНС

По сведениям, полученным от юристов, специализирующихся на налоговых правоотношениях, такое внимание может быть скорее случайным, инициированным в ходе налоговой проверки заказчика услуг - юридического лица или ИП. В свою очередь, представители ФНС отмечают, что массовая проверка всех физических лиц на предмет получения ими незадекларированного дохода пока не проводится. Но, как известно, в случае получения информации, налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в отношении физических лиц (ст. 89 НК РФ).

Также представители ФНС обращают внимание на то, что сведения о движении денежных средств по счету налогоплательщика не являются однозначным доказательством получения дохода налогоплательщиком. А выписка банка о движении денежных средств по расчетному счету не может служить достаточным доказательством для установления факта осуществления операций по реализации товаров или услуг.

Кто в зоне риска? Это, как правило, риэлторы, лица, получающие доходы от зарубежных активов, самозанятые граждане (фрилансеры, лица, оказывающие разного рода услуги, или выполняющие различного рода работы для физических лиц).

Согласно п. 2 ст. 86 НК РФ налоговая может запрашивать информацию от банков о счетах физических лиц, не являющихся ИП, только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его зама - в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих граждан. Однако, как указывают специалисты ФНС, такое ограничение не действует в случае, если физическое лицо фактически занимается предпринимательством без регистрации.

А судьи?

Судебная практика по привлечению физлиц к ответственности за неуплату налога в подобных ситуациях и доначисления НДФЛ не развита, поскольку у налоговых органов просто нет механизмов обнаружения фактов получения гражданами таких доходов.

Безналичные переводы между физическими лицами разрешены, и банки не должны уведомлять налоговую о каждом платеже каждого своего клиента. Видимо, для устранения именно этого пробела, ЦБ РФ и озаботился созданием единой платежной платформы с целью осуществления возможности отслеживать платежи физических лиц-клиентов банков в одном ресурсе.

Какие риски есть уже сейчас

И даже при действующей ныне системе, юристы отмечают, что определенный риск есть. По закону №115-ФЗ банк, установив факт регулярного поступления средств клиенту, имеет право запросить у него информацию об их происхождении, а не получив ответа, вправе заблокировать счет.

В свою очередь, налоговики, могут запросить банк о состоянии счета и обнаружить незадекларированный доход. В таком случае помимо доначисления НДФЛ применяются дополнительные штрафы в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Таким образом, вполне возможно, что в ближайшем будущем ситуация с налогообложением незадекларированных доходов физических лиц начнет меняться.

Какие денежные доходы физлиц не облагаются НДФЛ? Прежде всего, это деньги без ограничения суммы, подаренные физическим лицом, не являющимся предпринимателем (п. 18.1 ст. 217 НК РФ). Поэтому при переводе денег на карту лучше уведомить отправителя об указании в графе «Назначение платежа» в поле для комментариев «Дарение». Тогда вероятность претензий со стороны налоговиков снизится. Освобождены от НДФЛ доходы за услуги нянь и сиделок, репетиторов, уборщиков жилья, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но уведомивших налоговый орган о статусе самозанятого гражданина (п. 70 ст. 217 НК РФ). Доходы за иные работы и услуги, а также доходы от сдачи в аренду жилья по общему правилу облагаются НДФЛ, для чего налоговой службе потребуется дополнительный источник информации, например, жильцы или соседи сданной в аренду квартиры. Юристы также уверяют, что, если человек не декларирует доход, перечисленный на карту, или забудет отразить какую-то часть дохода, а налоговая служба эти средства так и не выявит, инспекция не сможет провести доначисление налога и выставить штрафные санкции.

P.S. В редакции готовится материал о том, какие схемы ищут налоговые органы, проверяя использование банковских карт.

6.1. Перечисление денежных средств со Счета осуществляется Банком на основании распоряжения Клиента путем предоставления Банку документов, предусмотренных действующим законодательством РФ, нормативными актами Банка России, установленными в соответствии с ними банковскими правилами, Договором.

6.2. Банк принимает текущим рабочим днем документы Клиента и иных лиц, поступившие в течение операционного дня, установленного Банком. Распоряжения и документы Клиента, поступившие после окончания операционного дня, считаются принятыми Банком следующим рабочим днем.

6.3. Сроки проведения операций по перечислению денежных средств: при поступлении документов от Клиента или иных лиц в течение операционного дня – в день поступления документов, но не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в Банк соответствующего документа. При поступлении документов по истечении окончания операционного дня – не позднее рабочего дня, следующего за днем, в котором поступивший документ считается принятым.

6.4. При периодическом списании денежных средств со Счета списание денежных средств осуществляется Банком в сроки, установленные соответствующим заявлением Клиента.

6.5. Операции по Счету совершаются Банком в пределах средств, имеющихся на Счете на начало операционного дня, с учетом поступлений в течение операционного дня. В случае отсутствия денежных средств на Счете на момент списания, а также отсутствия установленного Лимита кредитования Счета, операции по Счету не производятся, расчетные (кассовые) документы исполнению не подлежат, за исключением случаев исполнения Банком исполнительных документов, а также в иных случаях, установленных действующим законодательством РФ.

6.6. Банк производит перечисление средств, находящихся на Счете, в порядке расчетов по инкассо или прямого дебетования только в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ или Договором. По требованиям третьих лиц перечисление средств со Счета производится при условии предоставления Клиентом Банку в письменной форме сведений: о полном и сокращенном наименовании получателей денежных средств, имеющих право списывать денежные средства со Счета Клиента без его распоряжения, о наименовании товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи, а также о договоре между получателем денежных средств и Клиентом (дата, номер и пункт, предусматривающий право списания без распоряжения Клиента). Сведения предоставляются по форме, установленной Банком. Документ, содержащий указанные выше сведения, подписывается Клиентом или уполномоченным лицом на основании соответствующей доверенности. При расчетах с контрагентами в форме прямого дебетования Клиент предоставляет Банку заявление о заранее данном акцепте по форме Банка.

При перечислении денежных средств со Счета Клиента на основании платежного требования при отсутствии заранее данного акцепта Клиент в срок, предусмотренный основным договором, но не более пяти рабочих дней, предоставляет Банку при предъявлении к Счету платежного требования заявление об акцепте, отказе от акцепта по форме, установленной нормативными актами Банка России.

6.7. Обязательство Банка перед Клиентом по перечислению денежных средств со Счета считается исполненным в момент списания соответствующей суммы с корреспондентского счета Банка - в случае перечисления денежных средств на счет получателя, не являющегося клиентом Банка, или в момент зачисления денежных средств на счет получателя, открытый в Банке - в случае перечисления денежных средств в адрес клиента Банка.

И.В. Керенский (2012) отмечает, что 9 июля вступило в силу ПоложениеБанка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее - Положение о переводе). Оно заменит собойПоложениеБанка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (далее - Положение о безналичных расчетах), за исключениемч. IIиПриложений 25-33, а такжеПоложениеБанка России от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» (далее - Положение о безналичных расчетах физлиц).

Положениемо переводе устанавливаются правила осуществления перевода денежных средств Банком России и кредитными организациями на территории России в валюте РФ. Оно отражает изменения, произошедшие в российском законодательстве в результате принятия Федеральногозаконаот 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Закон о платежной системе).

Большая часть норм Положенияо переводе вступила в силу 9 июля, за исключениемгл. 3(«Особенности выполнения процедур приема к исполнению распоряжений участников платежной системы») итребованийк максимальному количеству символов в расчетных документах, составляемых в электронном виде. Эти нормы вступают в силу позднее: с 1 января 2013 г. и с 1 апреля 2013 г.

В Положениио переводе объединены нормы об осуществлении переводов как физическими, так и юридическими лицами. Большая часть норм теперь едина для всех категорий плательщиков и получателей, однако для некоторых случаев установлен особый порядок регулирования, на что прямо указано в нормахПоложения. Например, только физлица могут быть плательщиками при переводе денежных средств без открытия банковского счета, за исключением перевода электронных денежных средств (п. 1.4Положения о переводе).

В Положениио переводе установлены правила осуществления переводов денежных средств на основании распоряжений, поданных как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

Особенность Положенияо переводе в том, что оно содержит единые правила приема и обработки для всех распоряжений о переводе денежных средств. Порядок действий банка не зависит от вида расчетного (платежного) документа, который получает банк.

К расчетным (платежным) документам в соответствии с п. 1.12Положения о переводе относятся:

    платежные поручения;

    инкассовые поручения;

    платежные требования;

    платежные ордера;

    банковские ордера.

Для сравнения: в Положении о безналичных расчетах расчетными документами признавались платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования и инкассовые поручения (п. 2.3 гл. 2 ч. IПоложения о безналичных расчетах).

В соответствии с Положением о переводе плательщики могут закрепить в договоре с банком возможность использовать распоряжения с реестрами получателей для осуществления переводов в пользу не только физлиц, но и любых иных получателей (п. 1.17Положения о переводе). Кроме того, получатель денежных средств теперь также вправе составлять распоряжения, содержащие реестр нескольких плательщиков (п. 1.18Положения о переводе). В договоре с банком может быть определено, что распоряжение с реестром получателей (плательщиков) может быть составлено для осуществления перевода денежных средств как лицам, являющимся клиентами одного банка, так и лицам, обслуживаемым разными банками.

Возможность перечислить денежные средства общей суммой платежным поручением с составлением реестра была предусмотрена в Положениио безналичных расчетах физлиц. В нем было указано, что, если одно юрлицо направляет в банк платежное поручение на перечисление средств нескольким физлицам, например для выплаты заработной платы (п. 1.1.15Положения о безналичных расчетах физлиц), оно может составить платежное поручение и использовать реестр, в котором должны быть указаны все физлица, реквизиты их счетов, суммы, подлежащие зачислению на их счета. При этом все физлица должны быть клиентами одного банка.

Плательщики и получатели средств в соответствии с Положением о переводе могут составлять распоряжение о переводе денежных средств, которое будет исполняться как один раз, так и периодически (п. п. 1.15и1.16Положения о переводе). Ранее эту возможность имели плательщики-физлица при расчетах платежными поручениями (п. 2.4Положения о безналичных расчетах физлиц). Плательщики ‑ юрлица и индивидуальные предприниматели могли производить периодические платежи платежными поручениями в соответствии с условиями договора плательщика со своими контрагентами (п. 3.3 гл. 3 ч. IПоложения о безналичных расчетах). ВПоложениио переводе не связывается возможность периодического перевода денежных средств с условиями договора плательщика (получателя) денежных средств со своим контрагентом.

В Положениио переводе, в отличие отПоложенияо безналичных расчетах, не содержатся общие требования к реквизитам распоряжений о переводе денежных средств. Вместе с тем в Приложении к Положению о переводе установленыПереченьи описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования и платежного ордера. Формы данных документов остались неизменными.

В соответствии с Положениемо переводе допускается использование распоряжений, для которых в самом Положении не установлены формы и перечень реквизитов. Реквизиты подобных распоряжений определяет банк либо получатель средств по согласованию с банком (п. 1.11Положения о переводе).

По сравнению с Положениемо безналичных расчетахПоложениео переводе гораздо более детально регулирует правила приема к исполнению распоряжений о переводе денежных средств.

Прием распоряжений к исполнению. Положениео переводе во многом повторяет нормыПоложенияо безналичных расчетах иПоложенияо безналичных расчетах физлиц, касающиеся правил приема к исполнению распоряжения о переводе денежных средств. Однако теперь эта процедура будет едина для любых видов распоряжений о переводе.

Пунктом 2.1Положения о переводе установлена подробная процедура контроля банков за содержанием распоряжения о переводе денежных средств при приеме его к исполнению. Она состоит из ряда последовательных действий:

    удостоверение права распоряжения денежными средствами (удостоверение права использования электронного средства платежа);

    контроль целостности распоряжений;

    структурный контроль распоряжений;

    контроль значений реквизитов распоряжений;

    контроль распоряжений на достаточность денежных средств.

Каждый последующий этап контроля наступает только после прохождения всех предыдущих этапов, а распоряжение принимается к исполнению, если оно прошло все этапы контроля. Отдельно указано, что если в отношении распоряжений, требующих акцепта плательщика, такой акцепт не был дан заранее, то контрольные процедуры проводятся только после его получения (п. 2.9.2Положения о переводе).

1. Удостоверение права распоряжения денежными средствами. Правила удостоверения права распоряжения денежными средствами при приеме распоряжения о переводе, поданного на бумажном носителе, установливают требования к наличию соответствующих подписей и печатей.

Удостоверение права распоряжения денежными средствами, если распоряжение передается в электронном виде, осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде составлено лицом (лицами), указанным (указанными) в п. 1.24Положения о переводе (абз. 1 п. 2.3Положения о переводе).

В случае применения электронного средства платежа вместо удостоверения права распоряжения денежными средствами проводится удостоверение права на использование электронного средства платежа. В Положениио переводе также есть соответствующие правила. Удостоверение права использования электронного средства платежа осуществляется кредитной организацией посредством проверки номера, кода и (или) иного идентификатора электронного средства платежа (абз. 4 п. 2.3Положения о переводе).

2. Контроль целостности распоряжений. На данном этапе проводится проверка неизменности реквизитов распоряжения.

В распоряжениях на бумажном носителе проверяется отсутствие внесенных изменений, а в распоряжениях в электронном виде ‑ неизменность реквизитов распоряжения (п. 2.4Положения о переводе).

3. Структурный контроль распоряжений. В ходе данного этапа контроля проводится проверка установленных реквизитов, а для распоряжений в электронном виде также проверка максимального количества символов в реквизитах.

Банк проверяет, соответствует ли распоряжение установленной форме (если оно подано на бумажном носителе).

Положениео переводе предусматривает требования к максимальному количеству символов в реквизитах платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования и платежного ордера, составляемых в электронном виде. Даннаянормавступит в силу с 1 апреля 2013 г.

4. Контроль значений реквизитов распоряжений. Данный этап контроля заключается в проверке значений реквизитов распоряжений, их допустимости и соответствия в порядке, установленном банком, с учетом требований законодательства.

Положение о переводе возлагает на банк обязанность проверять наличие согласия третьих лиц на осуществление перевода, если такое согласие должно быть получено в соответствии с законом (п. 2.8Положения о переводе).

Если для совершения перевода необходим акцепт плательщика, банк плательщика проверяет также наличие заранее данного акцепта либо направляет плательщику распоряжение получателя средств или уведомление для акцепта.

Заранее данный акцепт может касаться одного или нескольких счетов плательщика, одного или нескольких получателей средств, а также различных оснований для списания денежных средств со счета.

В Положениио переводе не содержится требование указывать мотивы отказа от акцепта.

5. Контроль достаточности денежных средств. Положениео переводе устанавливает единые правила контроля за достаточностью денежных средств независимо от вида распоряжения о переводе денежных средств.

Достаточность проверяется исходя из остатка денежных средств на банковском счете плательщика на начало дня. Также учитываются денежные средства, поступившие на его счет (снятые со счета) на момент определения достаточности денежных средств (п. 2.10Положения о переводе).

Вопрос о том, что произойдет с распоряжениями при недостаточности денежных средств, может решаться по-разному. По общему правилу при недостаточности денежных средств на счете плательщика распоряжения не принимаются и возвращаются (аннулируются) не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления распоряжения.

Однако некоторые категории распоряжений о переводе, составленных юрлицами или индивидуальными предпринимателями, должны помещаться в очередь не исполненных в срок распоряжений. Это распоряжения о переводе денежных средств в бюджеты (а также распоряжения этой же и предыдущей очередности списания денежных средств с банковского счета, установленной федеральным законом), распоряжения взыскателей средств, распоряжения, принимаемые банком к исполнению или предъявляемые банком в соответствии с договором (абз. 10 п. 2.10Положения о переводе).

Результатом всех названных процедур приема распоряжения к исполнению является либо прием распоряжений к исполнению, либо их возврат плательщику. Положениео переводе подробно регулирует документарное оформление как приема распоряжения к исполнению, так и отказа в приеме: сроки для совершения всех действий, наличие подписей должностных лиц банка и т.п.

Следует учесть, что банки могут устанавливать дополнительные процедуры приема к исполнению распоряжений, такие как контроль дублирования распоряжений, получение согласия кредитной организации плательщика на операцию с использованием электронного средства платежа.

Исполнение распоряжений. В Положениио переводе предусмотрены процедуры исполнения распоряжений о переводе денежных средств. Перечислены три возможные процедуры: исполнение, частичное исполнение и подтверждение исполнения распоряжения (п. 4.1Положения о переводе).

Исполнение распоряжения может производиться посредством:

    списания денежных средств с банковского счета плательщика;

    зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

    выдачи наличных денежных средств получателю средств;

    учета информации об осуществленных переводах электронных денежных средств.

Также допускается частичное исполнение распоряжений в случаях, предусмотренных законодательством или договором.

Полное либо частичное исполнение распоряжений банк обязан подтвердить в порядке, установленном Положениемо переводе. В зависимости от формы подачи распоряжения (в электронном виде, на бумажном носителе либо с использованием электронного средства платежа) применяются различные процедуры направления подтверждения плательщику (получателю) денежных средств (п. п. 4.5-4.9Положения о переводе).

Дополнительно банки могут устанавливать (в частности, в договорах) иные процедуры исполнения распоряжений, включая порядок уточнения реквизитов распоряжений, возврата денежных средств, которые не могут быть зачислены (выданы) получателю средств, а также порядок исполнения распоряжений, включенных в реестры, в том числе частичное исполнение распоряжений.

Отзыв распоряжений. В Положениио переводе в соответствии с нормамиЗаконао платежной системе осуществление отзыва распоряжения о переводе денежных средств связывается с таким свойством платежа, как «безотзывность». Отзыв распоряжений о переводе возможен до наступления безотзывности перевода денежных средств (п. 2.14Положения о переводе).

Согласно п. 7 ст. 5Закона о платежной системе, если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств для перевода денежных средств без открытия банковского счета.

Для перевода электронных денежных средств установлен другой момент наступления безотзывности: одновременное принятие оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшение остатка электронных денежных средств плательщика и увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств (п. п. 10и15 ст. 7Закона о платежной системе).

Формы безналичных расчетов.

Положениемо переводе определяются формы безналичных расчетов. Перевод денежных средств осуществляется в рамках:

    расчетов платежными поручениями;

    расчетов по аккредитиву;

    расчетов инкассовыми поручениями;

    расчетов чеками;

    расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

    расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

По сравнению с Положениемо безналичных расчетахПоложениемо переводе добавлена только одна форма безналичных расчетов ‑ расчет в форме перевода электронных денежных средств. Это связано с принятиемЗаконао платежной системе, который, во-первых, содержит определение термина «электронные денежные средства», а во-вторых, устанавливает правила их перевода.

Форму безналичных расчетов плательщики, получатели средств избирают самостоятельно, она может предусматриваться договорами с их контрагентами.