Правила осуществления перевода денежных средств в банке. Новые правила переводов денежных средств. Плательщиками, получателями средств являются клиенты

1. Оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов (далее - распоряжение клиента).

2. Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета.

3. Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств.

4. Внесение наличных денежных средств на свой банковский счет или получение наличных денежных средств со своего банковского счета у одного оператора по переводу денежных средств не является переводом денежных средств.

5. Перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств , осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

6. В осуществлении перевода денежных средств наряду с оператором по переводу денежных средств, обслуживающим плательщика, и оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, могут участвовать другие операторы по переводу денежных средств (далее - посредники в переводе).

7. Если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

8. Безусловность перевода денежных средств наступает в момент выполнения определенных плательщиком и (или) получателем средств либо иными лицами условий осуществления перевода денежных средств, в том числе осуществления встречного перевода денежных средств в иной валюте, встречной передачи ценных бумаг, представления документов, либо при отсутствии указанных условий.

9. В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживает один оператор по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или обеспечения получателю средств возможности получения наличных денежных средств.

10. В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживают разные операторы по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счет оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя средств, с учетом требований статьи 25 настоящего Федерального закона.

11. При переводе денежных средств обязательство оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, перед плательщиком прекращается в момент наступления его окончательности.

Положение «О правилах осуществления перевода денежных средств», выпущенное Банком России в конце июня, касается всех форм и видов безналичных расчетов, включая даже далекие от НПС чеки и аккредитивы.

Речь идет о Положении ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-П (далее — Положение № 383-П), опубликованном в «Вестнике Банка России» 28 июня 2012 г. № 34.

Документ вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования, то есть 9 июля 2012 г.; отдельные положения его вступают в силу в иные сроки.

С этой же даты — 9 июля 2012 г. — признаются утратившими силу основные нормативные акты Банка России, регулировавшие ранее безналичные расчеты:
— Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (далее — Положение № 2-П);
— Положение ЦБ РФ от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» (далее — Положение № 222-П).

Поскольку указанные документы играли весьма важную — если не сказать основополагающую — роль в деятельности любой российской кредитной организации, можно смело утверждать, что изменения в законодательстве о безналичных расчетах потребуют от банков тщательной и скрупулезной переработки многих внутренних положений. При этом придется учитывать требования не только нового Положения № 383-П, но и всех законодательных и нормативных актов, регулирующих национальную платежную систему.

Общие положения

Как следует из названия нового документа, основным его предметом являются не безналичные расчеты, а переводы денежных средств. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что и различные формы безналичных расчетов находят отражение в Положении № 383-П. Что, в общем, логично, поскольку ранее действовавшие Положения № 2-П и № 222-П утрачивают силу, а других документов по безналичным расчетам Банк России не выпускал.

Переводы денежных средств осуществляются в рамках следующих форм безналичных расчетов (п. 1.1 Положения № 383-П):
— расчеты платежными поручениями;
— расчеты по аккредитиву;
— расчеты инкассовыми поручениями;
— расчеты чеками;
— прямое дебетование (расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств);
— расчеты в форме перевода электронных денежных средств.
Первым же пунктом Главы 1 «Общие положения» регулятор вводит новое для сферы безналичных расчетов понятие — распоряжение о переводе денежных средств. Такое распоряжение может составляться:
— плательщиками средств;
— получателями средств;
— взыскателями средств (лицами или органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков).

При этом взыскатели средств могут являться получателями средств (а могут соответственно и не являться).

Довольно неожиданно выглядит перечень способов, посредством которых может осуществляться перевод денежных средств по банковским счетам или минуя их. Регулятор посчитал, что переводы — казалось бы, исключительно безналичный способ расчетов — могут включать в себя элементы расчетов наличными, в том числе:
— списание денежных средств с банковских счетов плательщиков и выдачу наличных денежных средств получателям средств — физическим лицам;
— прием наличных денежных средств, распоряжение плательщика — физического лица и зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств;
— и даже прием наличных денежных средств, распоряжение плательщика — физического лица и выдачу наличных денежных средств получателю средств — физическому лицу.

В последнем случае, очевидно, безналичные расчеты вообще оказываются не при делах.

Перевод денежных средств может быть осуществлен в «обратной последовательности»: сначала банк получателя средств исполняет распоряжение, а затем следует возмещение выплаченных получателю денежных средств банком плательщика в соответствии с договором. Такая схема расчетов традиционно применялась и раньше при расчетах непокрытыми (гарантированными) аккредитивами.

Перевод денежных средств может осуществляться с участием банка-посредника, не являющегося банком плательщика или банком получателя (тоже широко распространенная при расчетах аккредитивами практика).

Внутренние документы

Согласно п. 1.8 Положения № 383-П кредитным организациям необходимо утвердить внутренние документы, содержащие:
— порядок составления распоряжений;
— порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений;
— порядок исполнения распоряжений;
— иные положения об организации деятельности кредитных организаций по осуществлению перевода денежных средств.

Указанные документы должны быть приняты в течение года со дня вступления в силу Положения № 383-П (п. 10.3).

Напомним, что ранее Банк России требовал от своих подопечных наличия разработанных и утвержденных Правил построения расчетной системы кредитной организации (Положение № 2-П), включающих различные аспекты осуществления расчетов с другими кредитными организациями и собственными подразделениями (филиалами).

Регламентировать взаимоотношения с клиентами в части безналичных расчетов до сих пор необходимости не было. За исключением разве что порядка и условий осуществления операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, упомянутых в п. 1.2.2 Положения № 222-П.

Кроме того, осуществление расчетов (наличных, безналичных) присутствует в «Перечне основных вопросов, связанных с осуществлением внутреннего контроля, по которым кредитная организация должна принять внутренние документы», утвержденном Положением ЦБ РФ от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».

В любом случае банковским методологам и профильным специалистам придется если не разработать совершенно новый, то кардинальным образом переработать пакет внутренних документов, во всех подробностях описывающих процедуры расчетного обслуживания клиентов.

Кроме того, потребуется внесение изменений в типовые договоры на расчетное обслуживание, договоры банковского счета, договоры банковского вклада, а также в тарифы банка, так как поменяются наименования многих расчетных операций.

Внутренние документы не могут содержать положений, противоречащих законодательству, в том числе Положению № 383-П; по неизвестной причине регулятор решил изложить эту очевидную мысль в виде отдельной оговорки.

Переводы электронных денежных средств

Это как раз тот аспект безналичных расчетов, по которому кредитным организациям придется нормативную базу разрабатывать практически с нуля.

Начинать эту работу следует даже не с тщательного изучения соответствующих разделов Положения № 383-П, а с Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Именно этим документом вводится определение важнейших терминов, касающихся электронных денег, а также основные правила работы с ними. Положение № 383-П практически ничего нового к требованиям закона не добавляет.

Банки могут осуществлять переводы, включающие различные преобразования ЭДС в традиционные (наличные, безналичные) денежные средства и обратно, в том числе:
— переводы денежных средств по банковским счетам;
— переводы денежных средств без открытия банковских счетов.

В первом случае переводы осуществляются посредством списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и увеличения остатка ЭДС получателей средств.

Во втором случае — при осуществлении переводов без открытия банковских счетов (у отправителя платежа) — возможны следующие варианты:
— прием наличных денежных средств, распоряжения плательщика — физического лица и увеличение остатка ЭДС получателя средств;
— уменьшение остатка ЭДС плательщика и зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств;
— уменьшение остатка ЭДС плательщика и выдача наличных денежных средств получателю средств — физическому лицу;
— уменьшение остатка ЭДС плательщика и увеличение остатка ЭДС получателя платежа.

Распоряжения о переводе денежных средств

Общим термином «распоряжения» Банк России обозначил все документы, на основании которых кредитные организации осуществляют переводы денежных средств.

Наиболее распространенными формами распоряжений являются:
— платежное поручение;
— инкассовое поручение;
— платежное требование;
— платежный ордер.

Перечисленные формы распоряжений применяются в рамках всех форм безналичных расчетов, указанных в п. 1.1 Положения № 383-П.

В приложениях к Положению № 383-П приведены подробные описания и характеристики указанных распоряжений: перечень и описание их реквизитов, формы распоряжений, номера реквизитов, а также максимальное количество символов в реквизитах распоряжений, составляемых в электронном виде.

Помимо четырех основных форм распоряжений, в практике банковской деятельности могут быть использованы и другие виды распоряжений (назовем их «нестандартными»), для которых Положением № 383-П не установлены перечень реквизитов и формы. Такие распоряжения:
— составляются отправителями распоряжений (клиентами, взыскателями средств, банками) с указанием установленных банком реквизитов, позволяющих банку осуществлять переводы денежных средств;
— составляются по формам, установленным банком или получателем средств по согласованию с банком;
— применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных п. 1.1 Положения № 383-П;
— должны содержать наименования распоряжений, не совпадающие с перечисленными выше.
Эти правила, по идее методологов Банка России, распространяются:
— на заявления, уведомления, извещения, составляемые в случаях, предусмотренных Положением № 383-П;
— заявления, составляемые в соответствии с федеральным законом в целях взыскания денежных средств;
— составляемые юридическим лицом в электронном виде или на бумажном носителе распоряжения о получении наличных денежных средств с банковского счета юридического лица при недостаточности средств на его банковском счете.

В последнем случае, возможно, речь идет о выдаче заработной платы сотрудникам организации при наличии у нее картотеки неоплаченных документов. Такое «распоряжение», в отличие от денежного чека (не путать с расчетным!), банк может поместить в указанную картотеку до поступления необходимых денежных средств.

Таким образом, в рамках небольшого ассортимента существующих форм безналичных расчетов (их всего шесть) может быть использовано ничем — кроме фантазии участвующих в процессе сторон — не ограниченное число форм распоряжений.

Если кредитная организация использует в своей деятельности «нестандартные» распоряжения, то их формы, реквизиты и порядок работы с ними должны быть утверждены внутренними документами.

Распоряжения могут быть составлены как в электронном виде (в т.ч. с использованием электронных средств платежа), так и на бумажных носителях.

«Стандартные» распоряжения (четыре основные формы: платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера), а также банковские ордера являются расчетными (платежными) документами.

Вопрос, является ли распоряжением банковский ордер (документ, порядок составления и применения которого установлен Указанием ЦБ РФ от 11.12.2009 № 2360-У «О порядке составления и применения банковского ордера» (далее — Указание № 2360-У), представляется пока открытым. Вероятно, это зависит от вида операции: в некоторых случаях банковский ордер может быть всего лишь расчетным документом, составленным на основании распоряжения, а в других — сам являться распоряжением. Так или иначе, разбираться в этом банковским методологам придется — при разработке пакета внутренних документов, посвященных переводам денежных средств.

Формы «нестандартных» распоряжений на бумажных носителях не должны превышать лист формата А4. Если форма такого распоряжения состоит из нескольких листов, то каждый лист оформляется в порядке, установленном банком, с учетом требований Положения № 383-П.

Количество экземпляров «нестандартных» распоряжений на бумажных носителях также устанавливается банком.

Кредитная организация и сама может являться «отправителем распоряжения». Банк России предусмотрел такую возможность для следующих ситуаций:
— списание (зачисление) денежных средств по банковскому счету, если банк является получателем средств (плательщиком);
— перевод денежных средств без открытия банковского счета, включая перевод электронных денежных средств, если банк является получателем денежных средств.
Можно предположить, что распоряжением (и одновременно расчетным документом) в этих случаях служит банковский ордер.
Главы 2-4 Положения № 383-П посвящены распоряжениям о переводе. В них рассматриваются:
— процедуры приема распоряжений к исполнению;
— процедуры отзыва распоряжений;
— процедуры возврата (аннулирования) распоряжений;
— порядок выполнения распоряжений;
— особенности выполнения процедур приема к исполнению распоряжений участников платежной системы;
— процедуры исполнения распоряжений и порядок их выполнения.

Нельзя не отметить, что материал указанных разделов Положения № 383-П является отличной заготовкой для разработки на&bsp;его основе соответствующих внутренних документов кредитной организации, упомянутых в п. 1.8.

Напоминаем, что Глава 3 «Особенности выполнения процедур приема к исполнению распоряжений участников платежной системы» вступает в силу с 1 января 2013 г.

…После подробного описания требований к работе с распоряжениями регулятор переходит к отдельным формам безналичных расчетов. И здесь его слог становится куда более лаконичным — особенно по сравнению с формулировками соответствующих глав канувшего в Лету Положения № 2-П.

Впрочем, общая концепция безналичных расчетов практически не меняется.

Расчеты платежными поручениями

Как и раньше, при расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по его, плательщика, банковскому счету или без открытия банковского счета (для плательщиков — физических лиц) получателю средств, указанному в распоряжении плательщика.

Платежное поручение также может использоваться для перевода денежных средств со счета по вкладу (депозиту) с учетом требований, установленных федеральным законом.

Как и прочие виды распоряжений, платежное поручение составляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде либо на бумажном носителе.

Не изменился и срок действия этого документа: платежное поручение по-прежнему действительно для представления в банк в течение 10 календарных дней со дня его составления.

Если плательщиком является банк, перевод денежных средств на банковский счет клиента — получателя средств может осуществляться банком на основании составляемого им банковского ордера. При этом согласно Положению № 2360-У счет клиента должен быть открыт в том же банке (внутренняя транзакция).

Если речь идет о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика — физического лица, то в соответствующем распоряжении на бумажном носителе должны быть указаны:
— реквизиты плательщика;
— реквизиты получателя средств;
— реквизиты банков;
— сумма перевода;
— назначение платежа.

Также может быть указана иная информация, установленная кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком.

Распоряжение о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика — физического лица может быть составлено в виде заявления.

Форма распоряжения о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика — физического лица на бумажном носителе устанавливается кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком.

На основании распоряжения о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика — физического лица кредитная организация составляет платежное поручение.

Все нюансы заполнения отдельных полей, ранее присутствовавшие в основном тексте положений о безналичных расчетах (особенно этим грешило Положение № 222-П), теперь изложены в приложениях к Положению № 383-П. Особое внимание рекомендуем обратить на правила заполнения реквизитов «Плательщик» и «Получатель» платежного поручения (как, впрочем, и инкассового поручения, и платежного требования) — строки 8 и 16 Приложения 1 к Положению № 383-П.

Согласно п. 5.8 Положения № 383-П распоряжение о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика — физического лица, передаваемое с использованием электронного средства платежа, должно содержать информацию, позволяющую установить плательщика, получателя средств, сумму перевода и назначение платежа. Такое требование, по-видимому, может сделать незаконной практику некоторых банков по приему денежных средств для зачисления их на карточные счета клиентов банка через банкоматы с функцией cash-in без идентификации плательщика.

Впрочем, возможно, и у банков найдутся аргументы в свою защиту: например, тот факт, что вноситель денежных средств не использует карту — электронное средство платежа. На что противная (от слова «напротив») сторона сможет возразить, что банкомат сам по себе является электронным средством платежа, ибо он есть «средство или способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств»… Но это уже совсем другая история.

На основании распоряжений плательщиков — физических лиц кредитная организация может составить платежное поручение на общую сумму с направлением банку получателя средств, получателю средств согласованным с банком получателя средств, получателем средств способом реестра или распоряжений плательщиков — физических лиц.

При расчетах платежными поручениями могут применяться «нестандартные» распоряжения, предусмотренные п. 1.11 Положения № 383-П. В этом случае, очевидно, используется только платежный (расчетный) документ, составляемый на основании «нестандартного» распоряжения.

Расчеты по аккредитиву

Глава 6 «Расчеты по аккредитиву» — самая большая по объему и подробная по содержанию среди разделов, описывающих различные формы безналичных расчетов. В рамках данной статьи мы ее подробно рассматривать не будем.

Из новшеств (по сравнению с утратившим силу Положением № 2-П) можно отметить следующие позиции.

Передача аккредитива, изменений условий аккредитива, заявлений, уведомлений, извещений и иной обмен информацией по аккредитиву могут осуществляться в электронном виде с использованием любых средств связи, позволяющих достоверно установить отправителя. Разумеется, допускается также обмен информацией на бумажных носителях.

При поступлении аккредитива, изменений условий аккредитива, заявлений, уведомлений, извещений и иной информации по аккредитиву банк должен выполнить все предусмотренные Банком России и внутренними документами процедуры приема к исполнению распоряжений (Глава 2 Положения № 383-П).

Реквизиты и форма (на бумажном носителе) аккредитива устанавливаются банком самостоятельно. Регулятор устанавливает лишь перечень обязательной информации, которая должна быть указана в аккредитиве.

При исполнении непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющий банк вправе не осуществлять исполнение аккредитива до поступления денежных средств от банка-эмитента, за исключением случая подтверждения аккредитива подтверждающим банком.

Исполнение аккредитива осуществляется посредством перевода денежных средств платежным поручением исполняющего банка на банковский счет получателя средств или посредством зачисления соответствующей суммы на банковский счет получателя средств в исполняющем банке.

Расчеты инкассовыми поручениями

Инкассовые поручения применяются:
— при расчетах по инкассо в случаях, предусмотренных договором;
— при расчетах по распоряжениям взыскателей средств.

Получателем средств может являться банк, в том числе банк плательщика.

Инкассовое поручение составляется, предъявляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде или на бумажном носителе.

Применение инкассовых поручений при расчетах по инкассо возможно при определенных условиях. Так, в договоре банковского счета между плательщиком и банком плательщика должны присутствовать условия:
— о списании денежных средств с банковского счета плательщика и представлении плательщиком в банк плательщика сведений о получателе средств, имеющем право предъявлять инкассовые поручения к банковскому счету плательщика;
— об обязательстве плательщика и основном договоре, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Таким образом, при появлении у клиента банка новых контрагентов и контрактов, предусматривающих расчеты инкассовыми поручениями, каждый раз будет возникать необходимость заключения дополнительных соглашений к договору банковского счета (указания в нем сведений об обязательстве плательщика и основном договоре).

Право предъявления инкассовых поручений к банковскому счету плательщика может быть подтверждено получателем средств посредством представления в банк плательщика соответствующих документов. Каких именно — должно оговариваться между плательщиком средств и его банком.

Если получателем средств является банк плательщика, условие о списании денежных средств с банковского счета плательщика может быть предусмотрено договором банковского счета и (или) иным договором между банком плательщика и плательщиком.

Списание денежных средств с банковского счета клиента-плательщика в этом случае может осуществляться банком в соответствии с договором банковского счета на основании банковского ордера (внутренняя транзакция).

В целях исполнения «нестандартного» распоряжения взыскателя средств, не являющегося инкассовым поручением и предъявленного непосредственно в банк плательщика, указанный банк составляет инкассовое поручение.

Инкассовое поручение взыскателя средств может быть предъявлено в банк плательщика через банк получателя средств.

Инкассовое поручение, предъявляемое через банк получателя средств, действительно для представления в этот банк в течение 10 календарных дней со дня его составления.

Банк получателя средств, принявший инкассовое поручение в целях взыскания денежных средств, обязан предъявить инкассовое поручение в банк плательщика. Сроки такого предъявления Банк России почему-то не уточняет.

При расчетах инкассовыми поручениями могут применяться «нестандартные» распоряжения, предусмотренные п. 1.11 Положения № 383-П.

Расчеты чеками

В отношении этой, весьма экзотической на сегодняшний день, формы расчетов регулятор был предельно лаконичен. Вероятно, можно было бы вообще обойтись без этого раздела в Положении № 383-П, но из Гражданского кодекса слов не выкинешь, поэтому пришлось соответствовать.

В результате чекам достались несколько абзацев, на основании которых банк, желающий с ними работать, может разработать внутренние правила, практически не ограничивая свои фантазии: расчеты чеками осуществляются в соответствии с федеральным законом и договором; чек должен содержать реквизиты, установленные федеральным законом, а также может содержать реквизиты, определяемые кредитной организацией; форма чека устанавливается кредитной организацией; кредитная организация обязана удостовериться в подлинности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом; чеки кредитных организаций применяются при осуществлении перевода денежных средств, за исключением перевода денежных средств Банком России.

Нет даже упоминания о том, может ли чек быть оформлен в электронном виде или только в бумажном.

Добавим, что чек в данном случае служит распоряжением, но не расчетным (платежным) документом. На основании предъявленного к оплате чека кредитная организация должна сформировать свой расчетный (платежное поручение) или кассовый (расходный кассовый ордер) документ, обосновав тем самым движение денежных средств.

Прямое дебетование

И в этом разделе требования Банка России изложены достаточно кратко.

Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) осуществляются в порядке, установленном федеральным законом, в соответствии с требованиями глав 1, 2 и 4 Положения № 383-П.

Получателем средств может являться банк, в том числе банк плательщика (например, в случае когда прямым дебетованием осуществляется погашение задолженности заемщика по кредиту в его банке).

При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств применяется:
— платежное требование;
— иное («нестандартное») распоряжение получателя средств.

Следует отметить, что инкассовые поручения при данном способе расчетов не применяются, несмотря на их внешнее сходство с платежными требованиями.

Интересно, что Банк России не указал на необходимость составления банком плательщика расчетного документа (платежного требования) при поступлении «нестандартного» распоряжения при расчетах путем прямого дебетования, как это предусмотрено при расчетах инкассовыми поручениями.

Если получателем средств является банк, списание денежных средств с банковского счета клиента-плательщика при наличии заранее данного акцепта плательщика может осуществляться банком в соответствии с договором банковского счета на основании составляемого банком банковского ордера.

Платежное требование составляется, предъявляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде либо на бумажном носителе.

Платежное требование может быть предъявлено в банк плательщика через банк получателя средств либо непосредственно в банк плательщика.

Платежное требование, предъявляемое через банк получателя средств, действительно для представления в банк получателя средств в течение 10 календарных дней со дня его составления.

Заключение

Новый нормативный акт Банка России, регламентирующий осуществление переводов, только что вступил в силу, и поэтому пока рано говорить о его практической применимости. Однако можно с уверенностью утверждать, что разъяснения, изменения и дополнения к Положению № 383-П не заставят себя ждать: достаточно много нюансов осуществления безналичных расчетов остались нераскрытыми. В то же время тема документа касается не только всех кредитных организаций России, но и их клиентов — организаций и физических лиц.

Кроме того, изменения ждет в ближайшее время и само законодательство о национальной платежной системе; а значит, подзаконные акты, в том числе выпускаемые Банком России, тоже этой участи не избегут.

Поэтому, вероятно, к этой теме мы еще вернемся.

А пока кредитным организациям следует сосредоточиться на внутренней документации: мониторинге договоров с клиентами на предмет их соответствия новым требованиям Банка России и разработке внутренних документов по безналичным расчетам.

И.В. Керенский (2012) отмечает, что 9 июля вступило в силу ПоложениеБанка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее - Положение о переводе). Оно заменит собойПоложениеБанка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (далее - Положение о безналичных расчетах), за исключениемч. IIиПриложений 25-33, а такжеПоложениеБанка России от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» (далее - Положение о безналичных расчетах физлиц).

Положениемо переводе устанавливаются правила осуществления перевода денежных средств Банком России и кредитными организациями на территории России в валюте РФ. Оно отражает изменения, произошедшие в российском законодательстве в результате принятия Федеральногозаконаот 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Закон о платежной системе).

Большая часть норм Положенияо переводе вступила в силу 9 июля, за исключениемгл. 3(«Особенности выполнения процедур приема к исполнению распоряжений участников платежной системы») итребованийк максимальному количеству символов в расчетных документах, составляемых в электронном виде. Эти нормы вступают в силу позднее: с 1 января 2013 г. и с 1 апреля 2013 г.

В Положениио переводе объединены нормы об осуществлении переводов как физическими, так и юридическими лицами. Большая часть норм теперь едина для всех категорий плательщиков и получателей, однако для некоторых случаев установлен особый порядок регулирования, на что прямо указано в нормахПоложения. Например, только физлица могут быть плательщиками при переводе денежных средств без открытия банковского счета, за исключением перевода электронных денежных средств (п. 1.4Положения о переводе).

В Положениио переводе установлены правила осуществления переводов денежных средств на основании распоряжений, поданных как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

Особенность Положенияо переводе в том, что оно содержит единые правила приема и обработки для всех распоряжений о переводе денежных средств. Порядок действий банка не зависит от вида расчетного (платежного) документа, который получает банк.

К расчетным (платежным) документам в соответствии с п. 1.12Положения о переводе относятся:

    платежные поручения;

    инкассовые поручения;

    платежные требования;

    платежные ордера;

    банковские ордера.

Для сравнения: в Положении о безналичных расчетах расчетными документами признавались платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования и инкассовые поручения (п. 2.3 гл. 2 ч. IПоложения о безналичных расчетах).

В соответствии с Положением о переводе плательщики могут закрепить в договоре с банком возможность использовать распоряжения с реестрами получателей для осуществления переводов в пользу не только физлиц, но и любых иных получателей (п. 1.17Положения о переводе). Кроме того, получатель денежных средств теперь также вправе составлять распоряжения, содержащие реестр нескольких плательщиков (п. 1.18Положения о переводе). В договоре с банком может быть определено, что распоряжение с реестром получателей (плательщиков) может быть составлено для осуществления перевода денежных средств как лицам, являющимся клиентами одного банка, так и лицам, обслуживаемым разными банками.

Возможность перечислить денежные средства общей суммой платежным поручением с составлением реестра была предусмотрена в Положениио безналичных расчетах физлиц. В нем было указано, что, если одно юрлицо направляет в банк платежное поручение на перечисление средств нескольким физлицам, например для выплаты заработной платы (п. 1.1.15Положения о безналичных расчетах физлиц), оно может составить платежное поручение и использовать реестр, в котором должны быть указаны все физлица, реквизиты их счетов, суммы, подлежащие зачислению на их счета. При этом все физлица должны быть клиентами одного банка.

Плательщики и получатели средств в соответствии с Положением о переводе могут составлять распоряжение о переводе денежных средств, которое будет исполняться как один раз, так и периодически (п. п. 1.15и1.16Положения о переводе). Ранее эту возможность имели плательщики-физлица при расчетах платежными поручениями (п. 2.4Положения о безналичных расчетах физлиц). Плательщики ‑ юрлица и индивидуальные предприниматели могли производить периодические платежи платежными поручениями в соответствии с условиями договора плательщика со своими контрагентами (п. 3.3 гл. 3 ч. IПоложения о безналичных расчетах). ВПоложениио переводе не связывается возможность периодического перевода денежных средств с условиями договора плательщика (получателя) денежных средств со своим контрагентом.

В Положениио переводе, в отличие отПоложенияо безналичных расчетах, не содержатся общие требования к реквизитам распоряжений о переводе денежных средств. Вместе с тем в Приложении к Положению о переводе установленыПереченьи описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования и платежного ордера. Формы данных документов остались неизменными.

В соответствии с Положениемо переводе допускается использование распоряжений, для которых в самом Положении не установлены формы и перечень реквизитов. Реквизиты подобных распоряжений определяет банк либо получатель средств по согласованию с банком (п. 1.11Положения о переводе).

По сравнению с Положениемо безналичных расчетахПоложениео переводе гораздо более детально регулирует правила приема к исполнению распоряжений о переводе денежных средств.

Прием распоряжений к исполнению. Положениео переводе во многом повторяет нормыПоложенияо безналичных расчетах иПоложенияо безналичных расчетах физлиц, касающиеся правил приема к исполнению распоряжения о переводе денежных средств. Однако теперь эта процедура будет едина для любых видов распоряжений о переводе.

Пунктом 2.1Положения о переводе установлена подробная процедура контроля банков за содержанием распоряжения о переводе денежных средств при приеме его к исполнению. Она состоит из ряда последовательных действий:

    удостоверение права распоряжения денежными средствами (удостоверение права использования электронного средства платежа);

    контроль целостности распоряжений;

    структурный контроль распоряжений;

    контроль значений реквизитов распоряжений;

    контроль распоряжений на достаточность денежных средств.

Каждый последующий этап контроля наступает только после прохождения всех предыдущих этапов, а распоряжение принимается к исполнению, если оно прошло все этапы контроля. Отдельно указано, что если в отношении распоряжений, требующих акцепта плательщика, такой акцепт не был дан заранее, то контрольные процедуры проводятся только после его получения (п. 2.9.2Положения о переводе).

1. Удостоверение права распоряжения денежными средствами. Правила удостоверения права распоряжения денежными средствами при приеме распоряжения о переводе, поданного на бумажном носителе, установливают требования к наличию соответствующих подписей и печатей.

Удостоверение права распоряжения денежными средствами, если распоряжение передается в электронном виде, осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде составлено лицом (лицами), указанным (указанными) в п. 1.24Положения о переводе (абз. 1 п. 2.3Положения о переводе).

В случае применения электронного средства платежа вместо удостоверения права распоряжения денежными средствами проводится удостоверение права на использование электронного средства платежа. В Положениио переводе также есть соответствующие правила. Удостоверение права использования электронного средства платежа осуществляется кредитной организацией посредством проверки номера, кода и (или) иного идентификатора электронного средства платежа (абз. 4 п. 2.3Положения о переводе).

2. Контроль целостности распоряжений. На данном этапе проводится проверка неизменности реквизитов распоряжения.

В распоряжениях на бумажном носителе проверяется отсутствие внесенных изменений, а в распоряжениях в электронном виде ‑ неизменность реквизитов распоряжения (п. 2.4Положения о переводе).

3. Структурный контроль распоряжений. В ходе данного этапа контроля проводится проверка установленных реквизитов, а для распоряжений в электронном виде также проверка максимального количества символов в реквизитах.

Банк проверяет, соответствует ли распоряжение установленной форме (если оно подано на бумажном носителе).

Положениео переводе предусматривает требования к максимальному количеству символов в реквизитах платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования и платежного ордера, составляемых в электронном виде. Даннаянормавступит в силу с 1 апреля 2013 г.

4. Контроль значений реквизитов распоряжений. Данный этап контроля заключается в проверке значений реквизитов распоряжений, их допустимости и соответствия в порядке, установленном банком, с учетом требований законодательства.

Положение о переводе возлагает на банк обязанность проверять наличие согласия третьих лиц на осуществление перевода, если такое согласие должно быть получено в соответствии с законом (п. 2.8Положения о переводе).

Если для совершения перевода необходим акцепт плательщика, банк плательщика проверяет также наличие заранее данного акцепта либо направляет плательщику распоряжение получателя средств или уведомление для акцепта.

Заранее данный акцепт может касаться одного или нескольких счетов плательщика, одного или нескольких получателей средств, а также различных оснований для списания денежных средств со счета.

В Положениио переводе не содержится требование указывать мотивы отказа от акцепта.

5. Контроль достаточности денежных средств. Положениео переводе устанавливает единые правила контроля за достаточностью денежных средств независимо от вида распоряжения о переводе денежных средств.

Достаточность проверяется исходя из остатка денежных средств на банковском счете плательщика на начало дня. Также учитываются денежные средства, поступившие на его счет (снятые со счета) на момент определения достаточности денежных средств (п. 2.10Положения о переводе).

Вопрос о том, что произойдет с распоряжениями при недостаточности денежных средств, может решаться по-разному. По общему правилу при недостаточности денежных средств на счете плательщика распоряжения не принимаются и возвращаются (аннулируются) не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления распоряжения.

Однако некоторые категории распоряжений о переводе, составленных юрлицами или индивидуальными предпринимателями, должны помещаться в очередь не исполненных в срок распоряжений. Это распоряжения о переводе денежных средств в бюджеты (а также распоряжения этой же и предыдущей очередности списания денежных средств с банковского счета, установленной федеральным законом), распоряжения взыскателей средств, распоряжения, принимаемые банком к исполнению или предъявляемые банком в соответствии с договором (абз. 10 п. 2.10Положения о переводе).

Результатом всех названных процедур приема распоряжения к исполнению является либо прием распоряжений к исполнению, либо их возврат плательщику. Положениео переводе подробно регулирует документарное оформление как приема распоряжения к исполнению, так и отказа в приеме: сроки для совершения всех действий, наличие подписей должностных лиц банка и т.п.

Следует учесть, что банки могут устанавливать дополнительные процедуры приема к исполнению распоряжений, такие как контроль дублирования распоряжений, получение согласия кредитной организации плательщика на операцию с использованием электронного средства платежа.

Исполнение распоряжений. В Положениио переводе предусмотрены процедуры исполнения распоряжений о переводе денежных средств. Перечислены три возможные процедуры: исполнение, частичное исполнение и подтверждение исполнения распоряжения (п. 4.1Положения о переводе).

Исполнение распоряжения может производиться посредством:

    списания денежных средств с банковского счета плательщика;

    зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

    выдачи наличных денежных средств получателю средств;

    учета информации об осуществленных переводах электронных денежных средств.

Также допускается частичное исполнение распоряжений в случаях, предусмотренных законодательством или договором.

Полное либо частичное исполнение распоряжений банк обязан подтвердить в порядке, установленном Положениемо переводе. В зависимости от формы подачи распоряжения (в электронном виде, на бумажном носителе либо с использованием электронного средства платежа) применяются различные процедуры направления подтверждения плательщику (получателю) денежных средств (п. п. 4.5-4.9Положения о переводе).

Дополнительно банки могут устанавливать (в частности, в договорах) иные процедуры исполнения распоряжений, включая порядок уточнения реквизитов распоряжений, возврата денежных средств, которые не могут быть зачислены (выданы) получателю средств, а также порядок исполнения распоряжений, включенных в реестры, в том числе частичное исполнение распоряжений.

Отзыв распоряжений. В Положениио переводе в соответствии с нормамиЗаконао платежной системе осуществление отзыва распоряжения о переводе денежных средств связывается с таким свойством платежа, как «безотзывность». Отзыв распоряжений о переводе возможен до наступления безотзывности перевода денежных средств (п. 2.14Положения о переводе).

Согласно п. 7 ст. 5Закона о платежной системе, если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств для перевода денежных средств без открытия банковского счета.

Для перевода электронных денежных средств установлен другой момент наступления безотзывности: одновременное принятие оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшение остатка электронных денежных средств плательщика и увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств (п. п. 10и15 ст. 7Закона о платежной системе).

Формы безналичных расчетов.

Положениемо переводе определяются формы безналичных расчетов. Перевод денежных средств осуществляется в рамках:

    расчетов платежными поручениями;

    расчетов по аккредитиву;

    расчетов инкассовыми поручениями;

    расчетов чеками;

    расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

    расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

По сравнению с Положениемо безналичных расчетахПоложениемо переводе добавлена только одна форма безналичных расчетов ‑ расчет в форме перевода электронных денежных средств. Это связано с принятиемЗаконао платежной системе, который, во-первых, содержит определение термина «электронные денежные средства», а во-вторых, устанавливает правила их перевода.

Форму безналичных расчетов плательщики, получатели средств избирают самостоятельно, она может предусматриваться договорами с их контрагентами.

Дешёвый способ расчётов, который позволяет успешно обслуживать небольшие суммы - это способ расчетов с помощью электронных денег.

Обращение электронных денег, как правило, осуществляется с помощью Интернета, компьютерных сетей, электронных кошельков, платёжных карт, а так же устройств, которые работают с платежными картами (платежные киоски, POS-терминалы, банкоматы, и т.п.). Так же, используют и иные платежные инструменты разной формы: блоки мобильных телефонов, брелоки, браслеты и т.п., имеющие платежный специальный чип.

Для осуществления расчётов с использованием электронных денег нет необходимости проводить каждую операцию через банк. В обмен на денежные средства, переданные лицом (далее также - клиент), желающим воспользоваться электронными деньгами и помещённые на банковский счёт, оператором электронных денежных средств (далее также - оператор) эмитируется и предоставляется этому лицу эквивалент переданных денежных средств - электронные деньги, которые обращаются без открытия банковского счёта внутри определённой системы перевода электронных денег. В рамках данной системы перевода электронных денег её участник может покупать за эмитированные оператором электронные деньги товары и услуги, переводить электронные деньги другим участникам, а также совершать иные действия, разрешённые правилами системы перевода электронных денег. Пока совершаются расчёты электронными деньгами, безналичные денежные средства лиц, приобретших электронные деньги, остаются без движения на банковском счёте оператора, на котором аккумулируются предоставленные клиентами денежные средства. После завершения расчётов участник системы, например, организация, принимающая электронные деньги за продаваемые товары и услуги, может вывести полученные электронные деньги из системы, в частности, путём перевода на свой банковский счёт, конвертируя тем самым электронные деньги в обычные безналичные деньги, или другими предусмотренными способами Решение Псковского городского суда от 22 июля 2013 г. по делу № 2-2205/2013 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ. - правовой системы "КонсультантПлюс". .

Федеральный закон "О национальной платёжной системе" регулирует обращение только фиатных электронных денег, то есть электронных денег, выраженных в государственной валюте, поскольку в определении электронных денежных средств, указывается, что электронные денежные средства - это денежные средства.

В связи с этим возникает вопрос о правовом режиме нефиатных "электронных денег", т.е. тех платёжных инструментов, которые выражены в частной, так называемой цифровой, валюте. В юридической литературе для обозначения нефиатной цифровой валюты, которая обращается в онлайн-играх, социальных медиа сайтах и других сферах деятельности, существующих в виртуальной среде (преимущественно в интернете), также используются термины "виртуальная валюта" или "виртуальные деньги". Вместе с тем, очевидно, что нефиатная цифровая валюта, формально не подпадая под правовой режим электронных денежных средств, исполняет те же функции при совершении расчётов, что и электронные денежные средства, поэтому их эмитент должен подпадать под те же обязательные требования, которые установлены для операторов электронных денежных средств. В связи с этим в законе установлено, что лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по денежным обязательствам, которые используются для исполнения денежных обязательств между иными лицами или совершения иных сделок, влекущих прекращение обязательств между иными лицами, на основании распоряжений, передаваемых в электронном виде обязанному лицу См.: Новоселова Л.А. Гражданско-правовое регулирование банковской деятельности // Цивилистика 1994. № 2. С. 8 - 9. .

В соответствии с Законом № 161-ФЗ электронные денежные средства как институт и объект права отделены от электронного средства платежа как носителя, на котором учитываются электронные денежные средства.

Электронные средства платежа классифицируются на несколько видов, каждый из которых характеризуется определёнными особенностями.

По свойству анонимности электронные средства платежа делятся на неперсонифицированные (анонимные) и персонифицированные (применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям последние называются корпоративными). Первые позволяют совершать платежи без идентификации (удостоверения) клиента, тогда как вторые требуют идентификацию клиента. В неперсонифицированных электронных средствах платежа выделяется также такая разновидность, как неперсонифицированное электронное средство платежа с упрощенной идентификацией клиента - физического лица. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 24 марта 2015 г. по делу № 33-2627/2015 говорит нам обратное Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 24 марта 2015 г. по делу № 33-2627/2015 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ. - правовой системы "КонсультантПлюс. .27 июня 2011 года был принят Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе", которым впервые в России комплексно и на уровне закона урегулирован оборот электронных денег. Данный закон дал определение понятия электронных денег и определил основные права и обязанности операторов электронных денежных средств, до этого основывавших свою деятельность преимущественно на общих диспозитивных нормах гражданского законодательства.

Основным требованиям операторов электронных денежных средств к его деятельности можно отнести:

1) в обязательном порядке уведомить Банк России о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств;

2) вправе заключать договоры с другими организациями, по условиям которых эти организации вправе оказывать оператору электронных денежных средств операционные услуги;

3) устанавливать правила осуществления перевода и обеспечения бесперебойности электронных денежных средств.

Судебной практика, говорит о том, что истец открыл электронный кошелек, привязанный к мобильному телефону, на основании публичной оферты об использовании платежного сервиса "VISA QIVI WALLET", между сторонами был заключен договор оказания платежных услуг. В этот же день истец внес на счет сумму для оплаты кредита, после чего доступ к электронному кошельку оказался закрыт, и осуществить перевод он не смог. Позднее истец сообщил Банку о проблемах доступа к своему счету, а в последующем обнаружил отсутствие денежных средств на счете. Сообщений о проведенных операциях по перечислению денежных средств от ответчика истцу не поступало. Ответчик отказал истцу в удовлетворении требования о возврате денежных средств со ссылкой на то, что все платежи были инициированы самим пользователем и осуществлены с вводом корректных аутентификационных данных по указанным пользователем реквизитам. При этом факт зачисления денежных средств на счет истца доказан, однако банк не представил доказательства своего утверждения о том, что производил перечисления денежных средств со счета Садовина О.Р. по его личному поручению, не доказал принятие всех необходимых и достаточных мер безопасности к сохранению поступивших денежных средств на электронном счете истца, а также отсутствие своей вины в перечислении денежных средств посторонним лицам. Таким образом, исковые требования Садовина О.Р. к АО "КИВИ Банк" о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда удовлетворить Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 3 августа 2015 г. по делу № 33-3589/2015 // Официальный сайт Верховного Суда РФ [Электронный ресурс]. URL: http: //www.vsrf.ru (дата обращения: 22. 02.2017). . Далее из этого следует, что проблема "внутри сети" операторов которое осуществляют операционные услуги по переводу электронных денежных средств, требования которых установлены законом № 161 - ФЗ не совсем соответствует правилу безопасности и "бесперебойности электронных денежных средств" Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (с посл. изм. и доп. от 3 июля 2016 № 290-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http: //www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20. 04.2017). . Однако в решении данной проблемы необходимо максимально совершенствовать национальную платежную систему, а так же улучшить контроль над законодательно - нормативной базы.

В проекте Федерального закона № 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ГК РФ предлагается ввести ст.861.1 "Перевод денежных средств", где указывается: "При осуществлении перевода денежных средств банк обязуется по распоряжению плательщика или получателя средств (платёжному распоряжению) за счёт денежных средств, находящихся на банковском счете плательщика или предоставленных им без открытия банковского счёта, в срок, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, предоставить определенную в платёжном распоряжении сумму денежных средств указанному в платёжном распоряжении получателю средств с зачислением на банковский счёт денежных средств либо выдачей наличных денег в этом или в ином банке. Плательщиком и получателем средств может являться одно лицо. Банком плательщика и банком получателя средств может являться один банк".

Во исполнение указанных положений Закона № 161-ФЗ принято Положение Банка России "О правилах осуществления перевода денежных средств", утверждённое Банком России 19 июня 2012 года № 383-П Положение Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (с посл. изм. и доп. от 6 ноября 2015 г. № 3844-У // Вестник Банка России. 2012. № 34. 28 июня. . Из данного документа следует, что перевод денежных средств является родовым понятием, объединяющим в себе все формы безналичных расчётов, указанные в ГК РФ (платёжными поручениями, по аккредитиву, инкассовыми поручениями, чеками). Также указанным Положением вводится две новые формы расчётов: в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) и в форме перевода электронных денежных средств. Таким образом, расчёты электронными деньгами отныне получили самостоятельную легальную основу в виде отдельного института (субинститута) права.

Основаниями перевода электронных денег могут являться распоряжение плательщика в пользу получателя средств (такой перевод аналогичен платёжному поручению) или требование получателя средств (прямое дебетование). При этом перевод по требованию получателя средств возможен, только если это предусмотрено договором об оказании платёжных услуг по переводу электронных денег и договором между плательщиком и получателем средств и если используется персонифицированное или корпоративное электронное средство платежа. Оба указанных основания объединяются родовым понятием "распоряжение клиента" (ч.1 ст.5, ст.8 Закона № 161-ФЗ), которое является ещё одним новым понятием гражданского права, введённым Законом № 161-ФЗ. Распоряжение клиента в общем смысле обозначает поручение клиентом оператору по переводу денежных средств совершить перевод в форме, указанной в распоряжении. В этой связи обращает на себя внимание, что в ч.1 ст.7 Закона № 161-ФЗ и вслед за ним в Положении о правилах осуществления перевода денежных средств (п.1.1) формой безналичных расчётов назван сам по себе перевод электронных денежных средств, что не совсем соответствует логике понятия "форма расчётов". Перевод электронных денежных средств может осуществляется в двух формах: поручение плательщика осуществить перевод в пользу получателя средств и требование получателя средств.

В ст.8 Закона № 161-ФЗ устанавливаются требования к распоряжению клиента, порядку его приёма к исполнению и исполнения, которые применяются во всех формах безналичных расчётов. Распоряжение клиента на перевод электронных денег передаётся в электронной форме и должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (реквизиты перевода). Перечень реквизитов перевода устанавливается нормативными актами Банка России, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и договором, заключенным оператором по переводу денежных средств с клиентом или между операторами по переводу денежных средств (ч.1 ст.8 Закона № 161-ФЗ). В отличие от традиционных банковских форм безналичных расчётов, реквизиты которых установлены ГК РФ (в отношении чека, ст.878 ГК РФ) и Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, в отношении распоряжения о переводе электронных денег нормативными правовыми актами реквизитов не установлено, поэтому они устанавливаются в договоре об оказании платёжных услуг по переводу электронных денег. Реквизиты требования получателя средств также не установлены. Реквизиты распоряжения и требования могут не различаться между собой, кроме вида операции (распоряжение или требование), поскольку их различия заключаются, прежде всего, в порядке их приёма к исполнению и их исполнения. Обычно реквизитами являются: дата и номер распоряжения, валюта перевода, сумма перевода, сумма комиссии (может отражаться как сумма перевода с комиссией), плательщик (персонифицированное и корпоративное электронное средство платежа), номер виртуального счёта плательщика ("электронного кошелька"), получатель платежа (персонифицированное и корпоративное электронное средство платежа), номера виртуального счёта получателя платежа. В платёжном требовании может также содержаться информация об условии оплаты (необходимости акцепта) и сроке акцепта. Подтверждение об исполнении распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств, выдаваемое клиенту оператором электронных денежных средств, может служить доказательством совершения платежа в суде Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" [Электронный ресурс]. Доступ из справ. - правовой системы "КонсультантПлюс". .

При приёме к исполнению распоряжения клиента оператор по переводу денежных средств обязан удостовериться в праве клиента распоряжаться денежными средствами, проверить реквизиты перевода, достаточность денежных средств для исполнения распоряжения клиента, а также выполнить иные процедуры приёма к исполнению распоряжений клиентов, предусмотренные законодательством Российской Федерации (ч.4 ст.8 Закона № 161-ФЗ). Удостоверение права клиента распоряжаться электронными денежными средствами происходит, как правило, с помощью ввода клиентом электронной подписи - кода (пароля) Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (с посл. изм. и доп. от 23 июня 2016 г. № 220-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http: //www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20. 04.2017). и проверки его оператором по переводу электронных денежных средств. Практика тоже не умалчивает и говорит Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 августа 2015 г. по делу № 33-1309/2015 // Официальный сайт Верховного Суда РФ [Электронный ресурс]. URL: http: //www.vsrf.ru (дата обращения: 12. 03.2017). что при недостаточности денежных средств распоряжение клиента, учитывая запрет на кредитование клиента (ч.5 ст.7), не принимается к исполнению оператором по переводу денежных средств и клиенту незамедлительно направляется уведомление об этом. Перевод электронных денежных средств осуществляется незамедлительно после принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента.

Перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств (ч.11, 10 ст.7 Закона № 161-ФЗ). После совершения этих действий перевод электронных денег становится безотзывным и окончательным См.: Гарькуша М. С. Электронные деньги как феномен виртуальной экономики: функции и способы институционализации: дис. канд. экон. наук. Краснодар, 2010. С. 201 - 202. .

Также перевод электронных денег может осуществляться в автономном режиме (автономный режим использования электронного средства платежа), если это предусмотрено договором об оказании платёжных услуг по переводу электронных денег. Это касается такого носителя электронных денег, как предоплаченные карты, которыми производятся расчёты с точками продажи (англ. point of sale), на которых установлены соответствующие терминалы приёма карт. В этом случае принятие оператором распоряжения клиента, уменьшение им остатка электронных денег плательщика и увеличение остатка электронных денег получателя средств происходят неодновременно, а именно: информация с карты клиента считывается терминалом точки продажи, в конце рабочего дня продавец (получатель средств) передаёт информацию о совершённых операциях оператору электронных денег, который учитывает все совершённые операции по переводу электронных денег. В этом случае перевод становится безотзывным в момент использования клиентом электронного средства платежа (ч.16 ст.7 Закона № 161-ФЗ), т.е. в момент проведения предоплаченной карты через терминал.

В целях защиты прав клиента как слабой стороны в отношениях по переводу электронных денег устанавливаются правила об информировании оператором клиента об осуществлении перевода электронных денег (о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа) в соответствии с ч. ч.13, 14 ст.7, ч.4 ст.9 Закона № 161-ФЗ. Такая информация направляется клиенту незамедлительно после осуществления перевода либо незамедлительно после учёта оператором электронных денежных средств информации, представленной получателем средств при автономном режиме использования электронного средства платежа.

От исполнения оператором электронных денег обязанности по информированию клиента напрямую зависит его гражданско-правовая ответственность по возмещению суммы операции, совершённой без согласия клиента. Так, в случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершённой операции, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента (ч.13 ст.9 Закона № 161-ФЗ). Правовая природа (правовой механизм) перевода электронных денежных средств связана с правовой природой электронных денежных средств, которые представляются собой права требования sui generis клиента к оператору по переводу электронных денежных средств. По своему правовому механизму перевод электронных денег наиболее близок к переводу денежных средств без открытия банковского счёта См.: Электронные деньги и мобильные платежи. Энциклопедия / кол. авторов. М.: КНОРУС: ЦИПСиР, 2009. С 101 - 103; Гайдук А. С. Оценка платежных систем на базе электронных денег: автореф. дис. канд. экон. наук. Новосибирск, 2011. С. 33 - 35. .

Перевод электронных денег является двусторонней расчётной сделкой между клиентом и оператором электронных денежных средств, совершаемой на основании договора об оказании платёжных услуг по переводу электронных денег и Закона № 161-ФЗ, во исполнение которой право требования как имущественный актив перемещается (переучитывается) с виртуального счёта плательщика на виртуальный счёт получателя средств. Как указывает Закон, происходит учёт денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счёта (ч.3 ст.5). Данная сделка внешне напоминает уступку права требования. Однако перевод электронных денег нельзя считать простой уступкой права требования. Подобно безналичным деньгам, электронные деньги являются правом требования особого рода, "абстрактным, безусловным и не ограниченным сроком" и принадлежащим клиенту, в отличие от обычного права требования, на абсолютном праве - праве собственности. Кроме того, к такой сделке применяются правила о расчётных обязательствах, а не правила ГК РФ о цессии. В данном случае правовой механизм перевода схож с правовым механизмом перевода безналичных денег, с той разницей, что перевод электронных денег осуществляется без банковского счёта, и данные виды переводов составляют отдельные формы безналичных расчётов, что влечёт за собой применение разных правил осуществления расчётов.

В Законе № 161-ФЗ (ч.8 ст.7) установлена возможность осуществлять перевод электронных денег между клиентами разных операторов электронных денег, но не регламентирован порядок такого перевода. В этом случае правовой механизм отличается от описанного тем, то часть действий по исполнению расчётной сделки поручается с согласия клиента третьему лицу - другому оператору электронных денежных средств. Здесь возможны два варианта: клиент переводит электронные деньги на свой виртуальный счёт у другого оператора (в таком случае клиенту необходимо заключать договор с этим оператором) либо клиент переводит электронные деньги другому лицу, являющемуся клиентом другого оператора (в таком случае клиенту нет необходимости заключать с другим оператором договор). Между операторами по переводу электронных денег должен быть заключён договор, по условиям которого они взаимодействуют при осуществлении переводов электронных денег.

Таким образом, данный взгляд на правовой механизм перевода электронных денег следует теории сделки в полемике между учёными-юристами по поводу правовой природы действий должника по исполнению гражданско-правового обязательства, по крайней мере, относительно безналичных расчётов, которые, безусловно, имеют свою специфику по сравнению с другими обязательствами. Общее правило нашего подхода заключается в том, что если предметом перевода являются деньги, т.е. денежные единицы, учитываемые с помощью одной из юридически признанных форм денег (наличные деньги, безналичные денежные средства, электронные денежные средства) и существует прямо поименованная норма закона о том, что данный перевод является формой безналичных расчётов, тогда этот перевод будет осуществляться на основании расчётного обязательства по правилам, предусмотренным законом и договором. Если же такой нормы нет, и перевод является "непоименованной" формой расчётов, как было с переводом электронных денег до принятия Закона № 161-ФЗ, тогда применяются общие положения об уступке права требования и переводе долга. Так, если денежные средства переданы по договору займа, законом не установлено никакой безналичной формы расчётов по отношении заёмных средств, и кредитор может только уступить своё право требования к должнику путём цессии. Если же денежные средства положены на банковский счёт или переданы оператору в целях осуществления перевода электронных денежных средств, законом предусмотрены специальные формы безналичных расчётов, которые и применяются в данном случае вместо цессии и перевода долга.

Неясным остаётся вопрос, можно ли осуществлять перевод электронных денег под каким-либо условием (например, под условием представления контрагентом определённых документов, свидетельствующих об исполнении обязательства), ведь форма аккредитива Законом № 161-ФЗ для перевода электронных денег прямо не предусмотрена. Полагаем это допустимым в силу свободы договора (ст.421 ГК РФ), если положения такого аккредитива не будут противоречить императивным нормам закона.

Осуществление перевода электронных денежных средств является двусторонней расчётной сделкой между клиентом и оператором электронных денежных средств, совершаемой на основании договора об оказании платёжных услуг на основании распоряжения клиента, во исполнение которого право требования как имущественный актив перемещается (переучитывается) с виртуального счёта плательщика на виртуальный счёт получателя средств.

Настоящее Положение разработано на основании

  • - Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе",
  • - Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)",
  • - Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ)
  • - и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 15 июня 2012 года N 11)

устанавливает правила осуществления перевода денежных средств Банком России, кредитными организациями (далее при совместном упоминании - банки) на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации.

Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов

в рамках применяемых форм безналичных расчетов, составляемых:

  • - плательщиками,
  • - получателями средств,
  • - лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков (взыскатели средств),
  • - банками.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:

  • - расчетов платежными поручениями;
  • - расчетов по аккредитиву;
  • - расчетов инкассовыми поручениями;
  • - расчетов чеками;
  • - расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);
  • - расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Плательщиками, получателями средств являются клиенты

  • - юридические лица,
  • - индивидуальные предприниматели,
  • - физические лица, занимающиеся частной практикой,
  • - физические лица,
  • - банки.

Взыскатели средств могут являться получателями средств. По распоряжениям взыскателей средств, в том числе органов принудительного исполнения, налоговых органов, получателем средств может быть также орган, которому в соответствии с федеральным законом осуществляется перевод взысканных денежных средств.

Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам посредством: расчетный счет банк денежный

списания с счетов плательщиков и зачисления на счета получателей средств;

списания с счетов плательщиков и выдачи наличных денежных средств получателям - физическим лицам;

Перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям (от отправителей распоряжений)

  • - клиентов (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, занимающиеся частной практикой, физические лица),
  • - взыскателей средств,
  • - банков

в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.

Перечень и описание реквизитов распоряжений - платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 1 и 8 к настоящему Положению. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения.

Формы платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера на бумажных носителях приведены в приложениях 2, 4, 6 и 9 к настоящему Положению.

Платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера являются расчетными (платежными) документами.

Процедуры приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений и порядок их выполнения

Процедуры приема к исполнению распоряжений включают:

удостоверение права распоряжения денежными средствами (удостоверение права использования электронного средства платежа) - проверка подписей;

контроль целостности распоряжений - в электронном виде - проверка неизменности реквизитов распоряжения, на бумажном носителе - проверка отсутствия в распоряжении внесенных изменений (исправлений;

структурный контроль распоряжений - в электронном виде -проверка установленных реквизитов и максимального количества символов в реквизитах распоряжения, на бумажном носителе - проверка соответствия распоряжения установленной форме;

контроль значений реквизитов распоряжений - проверка их допустимости и соответствия;контроль достаточности денежных средств.

Контроль достаточности денежных средств

При достаточности - распоряжения подлежат исполнению в последовательности поступления распоряжений в банк, получения акцепта от плательщика.

При приостановлении операций - распоряжения помещаются в очередь распоряжений, ожидающих разрешения на проведение операций.

При недостаточности - распоряжения не принимаются банком к исполнению и возвращаются (аннулируются) отправителям распоряжений не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления распоряжения либо за днем получения акцепта плательщика, за исключением:

распоряжений о переводе денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также распоряжений этой же и предыдущей очередности списания денежных средств с банковского счета, установленной федеральным законом;

распоряжений взыскателей средств;

распоряжений, принимаемых банком к исполнению или предъявляемых банком в соответствии с договором.

Принятые к исполнению указанные распоряжения помещаются банком

  • - в очередь не исполненных в срок распоряжений
  • - и исполнения распоряжений в срок и в порядке очередности списания денежных средств с банковского счета, которые установлены федеральным законом.

При приостановлении операций по счету, распоряжения, находящиеся в очереди, помещаются в очередь, ожидающих разрешения на проведение операций. При отмене приостановления операций, распоряжения подлежат исполнению при достаточности средств на счете плательщика или помещаются в очередь не исполненных в срок распоряжений при недостаточности средств на счете плательщика в последовательности помещения распоряжений в очередь до приостановления операций по банковскому счету плательщика.

Процедуры исполнения распоряжений и порядок их выполнения

Процедуры исполнения распоряжений включают:

исполнение распоряжений в порядке, установленном банками, посредством списания денежных средств с банковского счета плательщика, зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи наличных денежных средств получателю средств либо учета информации об осуществленных переводах электронных денежных средств;

частичное исполнение распоряжений;

подтверждение исполнения распоряжений.

1. Поступление денежных средств на расчетные (текущие) счета клиентов.

2. В банк поступили документы, подтверждающие целевую принадлежность денежных средств, подлежащих зачислению на счет.

Ответ: Дт 47416("Суммы, поступившие на корреспондентский счет до выяснения")

Кт (Расчетный счет получателя.)

3. Банком получена выписка из расчетно-кассового центра о снятии суммы наличного денежного подкрепления с корреспондентского счета.

Ответ: Дт 20209 ("Денежные средства в пути")

Кт 30102 ("Корреспондентские счета кредитных организаций".)

Задание 3.

1. Формы безналичных расчетов (расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитиву; расчеты инкассовыми поручениями; расчеты чеками).

Расчеты платежными поручениями.

Анализируя безналичные расчеты, проводимые через банковскую систему, можно уверенно сказать, что более 80% безналичных расчетов производится платежными поручениями. Расчет платежным поручением - это самая простая, удобная, и достаточно надежная форма расчетов. А главное - ты сам принял решение платить и оплатил. Оплатил - сколько хотел и куда хотел. И здесь главное - не допустить ошибок при заполнении реквизитов в платежном поручении, в противном случае деньги не дойдут до адресата.

Платежное поручение, это распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, произвести перевод определенной денежной суммы на счет получателя средств, оформленное расчетным документом. Платежное поручение составляется на стандартном бланке.

Расчеты по аккредитивам.

Аккредитивная форма расчетов

Аккредитивная форма расчетов. Более выгодной для экспортера является аккредитивная форма расчетов. Аккредитив представляет собой поручение банка (или иного кредитного учреждения) произвести по просьбе клиента оплату документов в пользу третьего лица - экспортера (бенефициара), при условии выполнении им определенных условий. Кроме этого, аккредитив может обеспечить краткосрочный кредит при условии согласия банка произвести учет (покупку) документов. Аккредитивная форма расчетов состоит из следующих основных моментов.

Экспортер и импортер заключают контракт на поставку товаров или оказание услуг с указанием того, что расчеты будут осуществляться в форме аккредитива. Импортер обращается в свой банк (банк-эмитент) с заявлением об открытии аккредитива в пользу экспортера. Банк-эмитент направляет аккредитивное письмо одному из банков в стране экспортера, с которыми он поддерживает корреспондентские отношения (авизующий банк), поручая ему передать аккредитив экспортеру.

После получения (копии) аккредитива экспортер производит отгрузку товара и в соответствии с условиями аккредитива представляет требуемые документы в банк, указанный в аккредитиве (им может быть и авизующий банк), который пересылает их в банк-эмитент. Банк-эмитент проверяет правильность оформления документов и производит их оплату. После перевода денег в авизующий банк, банк-эмитент выдает документы импортеру. Авизующий банк зачисляет поступившие от банка-эмитента средства на счет экспортера, импортер получает товары.

Однако в соответствии с условиями аккредитива оплату представляемых экспортером документов может производить не только банк-эмитент, но и другой банк, указанный в аккредитиве (исполняющий банк). В этом случае исполняющий банк (им может быть и авизующий банк) после оплаты представленных экспортером документов требует возмещения произведенного платежа у банка-эмитента.

Международные расчеты в форме документарного аккредитива можно представить следующей схемой:

  • 1. Заключение контракта, в котором указывается, что стороны будут использовать аккредитивную форму расчетов.
  • 2. Извещение импортера о подготовке товара к отгрузке.
  • 3. Представление импортером заявления своему банку на открытие аккредитива с точным указанием его условий.
  • 4. Открытие аккредитива банком-эмитентом (исполняющим банком) и направление его экспортеру (бенефициару) через банк, как правило, обслуживающий бенефициара, который (банк) извещает (авизует) последнего об открытии аккредитива.
  • 5. Проверка авизующим банком подлинности аккредитива и передача его бенефициару.
  • 6. Проверка бенефициаром аккредитива на предмет его соответствия условиям контракта и в случае согласия отгрузка им товара в установленные сроки.
  • 7. Получение бенефициаром транспортных (и других требующихся по условиям аккредитива) документов от перевозчика.
  • 8. Представление бенефициаром полученных от перевозчика документов в свой банк.
  • 9. Проверка банком экспортера полученных от бенефициара документов и отсылка их банку-эмитенту для оплаты, акцепта (согласия на оплату или гарантирования оплаты) или негоциации (покупки).
  • 10. Проверка банком-эмитентом полученных документов и (в случаев выполнения всех условий аккредитива) перевод суммы платежа экспортеру.
  • 11. Дебетирование банком-эмитентом счета импортера.
  • 12. Зачисление авизующим банком выручки на счет бенефициара.

13. Получение импортером-приказодателем документов от банка-эмитента и вступление во владение товаром.

При осуществлении расчетов в аккредитивной форме банки взимают более высокий коммиссионный сбор, поскольку она является сложной и сопряжена с большими издержками.

Расчеты инкассовыми поручениями

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются в следующих случаях:

  • 1) когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
  • 2) взыскания по исполнительным документам;
  • 3) в случаях, предусмотренных сторонами по договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, право на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Банк в трехдневный срок со дня получения от взыскателя или судебного пристава -- исполнителя инкассового поручения с приложенным исполнительным документом исполняет инкассовое поручение.

Ответственность за правомерность выставления инкассового поручения и правильность указания основания взыскания средств несет получатель (взыскатель) средств.

Банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорном порядке в следующих случаях: по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством; при наличии судебного акта о приостановлении взыскания; по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

Расчеты чеками

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Чекодатель - лицо, выписавшее чек.

Чекодержатель - лицо, владеющее выписанным чеком.

Плательщик - банк, производящий платеж по предъявленному чеку.

Для получения чеков юридическое лицо представляет в банк заявление для получения чеков. При необходимости вместе с заявлением представляется платежное поручение для депонирования средств на отдельном лицевом счете чекодателя 40903 «Средства для расчетов чеками, предоплаченными картами» (П). На этот счет зачисляется сумма средств, депонируемая с соответствующего расчетного счета. Чек должен быть предъявлен к оплате в банк в течение 10 дней, не считая день его выдачи.

Кредитные организации перед выдачей чеков клиентам обязаны заполнить чеки, проставив на них:

  • - наименование кредитной организации и ее местонахождение в верхней части чека;
  • - номер кредитной организации в нижней части чека;
  • - номер лицевого счета чекодателя в нижней части чека;
  • - наименование чекодателя - юридического лица, номер его счета в нижней левой части чека;
  • - предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек (на оборотной стороне чека), цифрами и прописью;
  • - печать и подписи должностных лиц кредитной организации.

Осуществить бухгалтерские проводки:

1. Учет сумм расчетных документов, не оплаченных своевременно при отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика и при полной оплате платежного поручения.

Ответ: Дт 90902 ("Расчетные документы, не оплаченные в срок")

Кт 99999.(«Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи».)

2. Оплата не может быть исполнена из-за отсутствия на корреспондентском счете средств.

Ответ: Дт 405, 406 (Расчетные счета клиентов)

Кт 47418 «Средства, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету»

3. Клиентом оплачена стоимость чековой книжки по приходному ордеру в кассу банка.

Ответ: Дт 20202 ("Касса кредитных организаций")

Кт 70107 ("Доходы банка" (другие доходы)