Главный корпус мгу. Чем увенчать Главное здание МГУ? Фотографии Главного здания МГУ

Главный корпус мгу. Чем увенчать Главное здание МГУ? Фотографии Главного здания МГУ

  • Перевод
Улучшаем дизайн проекта с помощью тактически грамотных действий, а не таланта.

Нравится вам это или нет, каждый веб-разработчик неизбежно сталкивался с ситуациями, когда ему необходимо принять решение, касающееся визуального дизайна.

Возможно, в компании, в которой вы работаете, нет штатного дизайнера, и вам необходимо реализовать интерфейс для нового функционала. Или, может быть, вы решили подработать на побочном проекте, и хотели бы, чтобы он выглядел лучше, чем «ещё один bootstrap-сайт».

Легко опустить руки и сказать: «Я никогда не смогу сделать это должным образом, я не художник!», Но, оказывается, есть уйма ловких приёмов, которые вы сможете использовать, чтобы поднять свою работу на другой уровень, не имея опыта в графическом дизайне.

Под катом семь простых идей, которые вы сможете использовать для улучшения своих проектов.

1. Для создания иерархии используем цвет и вес вместо размера

Распространенной ошибкой стиля является ситуация, когда для управления иерархией используется размера шрифта.

«Этот текст важен? Давайте сделаем его крупнее.
Этот текст вторичен? Давайте сделаем его мельче.»

Вместо того, чтобы перекладывать эту нелёгкую задачу только на размер шрифта, попробуйте использовать цвет или вес (толщину) шрифта для той же цели.

«Этот текст важен? Давайте сделаем его жирным.
Этот текст вторичен? Давайте использовать более светлый цвет. »

Попробуйте придерживаться двух или трех цветов:

  • Тёмный (но не черный) цвет для основного содержимого (например, заголовока статьи)
  • Серый для вторичного контента (например, дата публикации статьи)
  • Более светлый серый для вспомогательного содержимого (например, для уведомления об авторских правах в нижнем колонтитуле)

Аналогично, для работы с пользовательским интерфейсом обычно достаточно шрифтов двух весов:

  • Обычный шрифт (400 или 500 в зависимости от шрифта) для большинства текстов
  • Более тяжелый (жирный) шрифт (600 или 700) для текста, который вы хотите подчеркнуть

Избегайте шрифтов с весом до 400 в пользовательском интерфейсе ; они могут хорошо работать при использовании в больших заголовках, но их слишком сложно читать при уменьшении. Если вы планируете использовать более легкий шрифт (тонкий), чтобы ослабить какой-либо текст, используйте вместо этого более светлый цвет или меньший кегль.

2. Не используйте серый цвет текста на цветном фоне


Окрашивание текста в светло-серый цвет - отличный способ «ослабить» его на белом фоне, но на цветных фонах это не работает также великолепно.

Эффект, который мы видим с серым на белом фоне связан с пониженным контрастом и ослаблением противопоставления.

Придание тексту цвета ближе к цвету фона - это то, что на самом деле помогает создать иерархию, а не то, что текст сделан светло-серым.

Есть два способа уменьшить контрастность при работе с яркими фонами:

1. Увеличить прозрачность белого текста.

Используйте белый текст и увеличьте прозрачность. Это позволяет цвету фона немного проступать, ослабляя значение текста. При этом не создавая конфликт с цветом фона.

2. Подберите цвет, основанный на цвете фона

Это работает лучше, чем увеличение прозрачности, когда фон является изображением или рисунком, или когда прозрачность делает текст слишком скучным или размытым.

Выберите цвет, который имеет тот же оттенок, что и фон. Скорректируйте насыщенность и вес, до тех пока текст не будет выглядеть гармонично.

3. Сдвиньте тени


Вместо использования больших значений для размытия и растяжения с целью сделать тени более заметными, добавьте вертикальное смещение.

Это выглядит намного более естественным, потому как помогает имитировать источник света, направленный сверху, как нам привычно видеть в реальном мире.

Это относится и к внутренним теням, например, в формах ввода:

Если вам интересно узнать больше о дизайне теней, рекомендую фантастический учебник Material Design Guidelines .

4. Используйте меньшее количество границ


Когда вам нужно обозначить разделение между двумя элементами, попытайтесь противостоять соблазну немедленно добавить границы.

Конечно, границы - это отличный способ отделить два элемента друг от друга, но это не единственный способ, и использование их в слишком большом количестве может перегрузить ваш дизайн деталями и создать чувство загроможденности.

В следующий раз, когда вы окажетесь «на грани», попробуйте одну из этих идей:

1. Используйте тень элемента (box shadow)

Box shadow отлично справляется с очерчиванием контура, но может быть более тонкой, чем border , выполняя одну и ту же цель и не отвлекая.

2. Используйте два разных цвета фона

Немного разный цвет фона для соседних элементов - обычно это всё, что вам нужно, чтобы создать различие между ними. Если вы уже используете разный цвет фона в дополнение к границе, попробуйте удалить её; быть может, она и не понадобится.

3. Добавьте дополнительный интервал

Есть ли способ создать разделение между элементами лучше, чем просто увеличить интервал? Размещение подальше - отличный способ обозначить различие между группами элементов без какого-либо усложнения пользовательского интерфейса.

5. Не увеличивайте значки, которые должны быть маленькими


Если вы разрабатываете что-то, для чего следует использовать большие значки (например, раздел «основные преимущества» посадочной страницы), использовав бесплатный набор значков, таких как Font Awesome или Zondicons , вы можете инстинктивно решить увеличивать размер до тех пор, пока он не будет соответствовать вашим потребностям.

В конце концов, ведь это векторные изображения, и качество не пострадает, если вы увеличите размер, правильно?

Да, векторные изображения не ухудшатся по качеству, когда вы увеличиваете их размер, но значки, которые были нарисованы на 16-24px, никогда не будут выглядеть профессионально, когда вы увеличите их в 3 или 4 раза от их предполагаемого размера. Им не хватит деталей, и они всегда будут чувствоваться непропорционально «коренастыми».

Если у вас есть маленькие значки, попробуйте разместить их в другой форме, придав ей цвет фона:

Если у вас есть бюджет, вы также можете использовать набор значков премиум-класса, предназначенных для использования в увеличенном размере (например, Heroicons или Iconic).

6. Используйте акцент для границы, чтобы добавить цвет в безликий дизайн


Если вы не являетесь графическим дизайнером, как вам добавить признаки визуального чутья, которые другие проекты получают благодаря красивым фотографиям или красочным иллюстрациям, в свой пользовательский интерфейс?

Один простой трюк может иметь большое значение. Он состоит в том, чтобы добавить красочные акценты к границам некоторых элементов интерфейса, которые в противном случае выглядели бы немного безликими.

Например, рядом с предупреждающим сообщением:

… или для выделения активного элемента в навигации:

… или даже в верхней части всего макета:

Добавление цветного прямоугольника в пользовательский интерфейс не требует таланта графического дизайнера, но может быть очень полезным в создании более «дизайнерского» сайта.

Трудно выбрать цвет? Попробуйте использовать готовую палитру, например, поиск цветов Dribbble , чтобы избежать ощущения переполнения бесконечными возможностями выбора цвета традиционным способом.

7. Не каждая кнопка нуждается в цветном фоне


Когда есть несколько действий, которые пользователь может предпринять на странице, легко попасть в ловушку при проектировании интерфейса для этих действий, основываясь исключительно на смысле слов.

Фреймворки, такие как Bootstrap, поощряют это, предоставляя вам меню семантических стилей для выбора при добавлении новой кнопки:

«Это позитивное действие? Сделайте зеленую кнопку. „
“Удаляет ли это данные? Сделайте кнопку красной.»

Семантика - важная часть дизайна кнопок, но есть более важное измерение, которое обычно забывается: иерархия .

Каждое действие на странице находится где-то в важной пирамиде. На большинстве страниц есть только одно истинно основное действие, несколько менее важных вторичных действий и несколько редко используемых третичных действий.

При разработке этих действий важно сообщить их место в иерархии.

  • Первичные действия должны быть очевидны. Чистые, высококонтрастные цвета фона прекрасно здесь работают.
  • Вторичные действия должны быть четкими, но менее заметными. Контурные стили и более низкий контраст цвета фона - отличные варианты.
  • Третичные действия должны быть открытыми, но ненавязчивыми. Стилизовать эти действия, как ссылки, как правило, лучший подход.

«А как насчет деструктивных действий, разве они не всегда должны быть красными?»

Не обязательно! Если деструктивное действие не является основным действием на странице, возможно, было бы лучше использовать 2 или 3 вариант стилизации кнопок.

Сохраните большую, красную кнопку для случая, когда это негативное действие на самом деле является основным действием на странице интерфейса, например, в диалоговом окне подтверждения:

Ежегодно в третью субботу апреля отмечается Всемирный день цирка. Современный цирк все больше превращается в шоу на стыке традиционных жанров , эстрады и театра. Но все же есть один обособленный вид циркового искусства, который продолжает завораживать зрителей просто сам по себе - это иллюзия.

О том, как сделать классический фокус с извлечением кролика из шляпы, ставший уже избитым клише, может рассказать каждый школьник, а вот разгадать авторские трюки современных иллюзионистов иногда не под силу даже их коллегам по цеху. РИА Новости предлагает вспомнить пять классических трюков из арсенала фокусников.

Гусь без головы

Первое упоминание о фокусах встречается в - древнеегипетском сборнике сказок и преданий времен правления фараона Хеопса (2551-2528 до н. э. или 2589-2566 до н. э.). В одной из глав книги можно найти рассказ о встрече Хеопса с колдуном Джеди, который показал правителю фокус с обезглавливанием гуся. Сначала волшебник отрывал голову животному, а потом возвращал ее на место, после чего птица оживала.

В середине XVIII века итальянский фокусник Бальдуччи превратил трюк в настоящее представление с использованием искусственной крови и позволял якобы обезглавленному петуху или гусю пробежать несколько кругов по сцене, чтобы впечатлить зрителей. Несмотря на простоту и незатейливость фокуса, иллюзионисты до сих используют его в своих представлениях. Впрочем, современные маги отказались от натуралистичных подробностей. К шее животного привязывается бутафорская голова птицы, а настоящую маг в этот момент прижимает рукой к туловищу птицы. После этого остается только оторвать фальшивую голову и высвободить настоящую - определяющим фактором в этом несложном фокусе является ловкость рук и быстрота движений.

Ловля пули

Одним из самых древних фокусов является так называемая "ловля пули" (bullet catch) - тарелкой, рукой или ртом, что, безусловно, является самым зрелищным вариантом исполнения трюка. Самые ранние упоминания о фокусе относятся к XVII веку, однако только в XIX веке с подачи шотландца Джона Генри Андерсона, который объездил с этим номером всю Британию, "ловля пули" стала чрезвычайно популярна среди иллюзионистов. Уловки, которыми пользуются маги при выполнении фокуса, варьируются в зависимости от ситуации, опыта исполнителя и аудитории. Некоторые используют холостые пули или пиропатроны, которые взрываются внутри оружия и не вылетают на поверхность - магу остается лишь заранее спрятать другую пулю во рту. На заре появления трюка иллюзионисты использовали специальные механизмы, имитирующие звук выстрела, дым и искры, когда на самом деле на спусковой крючок никто даже не нажимал.

В XX веке для пущей правдоподобности фокусники стали работать со зрителями. Совершенства в исполнении трюка с пулей достигли американские иллюзионисты Пенн и Теллер , которые не только просили кого-то из зрительного зала выбрать пули, подписать их своими инициалами и зарядить пистолет, но и одновременно стреляли друг в друга. Вслед за этим фокусники демонстрировали "пойманные" и зажатые между зубами патроны и обращались к тем же самым зрителям с просьбой проверить наличие сделанных ранее подписей.

"Ловля пули" заведомо подразумевает обман, так как физически невозможно остановить вылетающий из пистолета патрон зубами и остаться в живых. Иллюзионисты используют подсадных зрителей или, отвлекая внимание публики, с помощью незаметных манипуляций извлекают пули из заряженного пистолета перед тем, как выстрелить. Однако, даже при точно выверенном сценарии и слаженной работе ассистента и фокусника, этот трюк остается одним из самых опасных: более 10 профессиональных иллюзионистов погибли при исполнении именно этого номера. Так известный фокусник конца XIX века Адам Эпштайн при ловле пули использовал специальный шомпол, на конце которого был закреплен магнит. Таким образом, во время чистки ствола перед выстрелом Эпштайн извлекал пулю. Но именно эта хитрость и сыграла с магом злую шутку: во время одного из выступлений осколок от шомпола застрял внутри пистолета, а при выстреле смертельно ранил Эпштайна.

Исчезновение

Особое место в арсенале любого уважающего себя мага занимают трюки с исчезновением. Со сцены чудесным образом испаряются предметы, ассистентки и сам волшебник. В 1983 году американский иллюзионист Дэвид Копперфильд исполнил фокус, попавший в Книгу рекордов Гиннеса, - волшебник заставил испариться Статую Свободы . Существует несколько версий того, как был выполнен трюк, среди которых - использование поворотной платформы, видеомонтажа и игры света. Также существует мнение, что все случившееся - грандиозная мистификация с подставными зрителями и моделью Статуи Свободы. Однако, сам Копперфильд до сих пор так и не раскрыл секрет ни одного из своих фокусов.

Настоящим виртуозом сценических исчезновений был фокусник Великий Лафайетт (настоящее имя Зигмунд Нойбергер), выступавший с гастролями по всему миру в конце XIX века. Для выполнения своих номеров маг прибегал к помощи многочисленных ассистентов-двойников, которые были загримированы под Лафайетта, что позволяло последнему находиться одновременно в нескольких точках зала и необъяснимым образом то исчезать, то появляться вновь. Главным же фокусом, исполненным Лафайетом, стала, как это ни парадоксально, его смерть. В 1911 году, на одном из представлений произошел пожар, пламя с загоревшегося занавеса быстро перекинулось на зрительный зал, в результате чего погибли 11 человек - в том числе и сам Лафайетт, пытавшийся спасти из огня дрессированных животных. Тело иллюзиониста обнаружили под завалами и похоронили с почестями и при большом стечении людей. Однако, через несколько дней во время разбора завалов на месте сгоревшего театра было обнаружено еще одно тело. По перстням с драгоценными камнями, которые всегда носил на пальцах фокусник, было установлено, что это и есть настоящий Лафайетт, а похороненный вместо него человек был всего лишь одним из ассистентов-двойников.

Распиливание женщины

Сейчас классическим фокусом с распиливанием человека на две части уже никого не удивить. Практически каждый знает его секрет: у фокусника две ассистентки, одна из которых играет роль "головы", а вторая - "ног".

По одной из версий изобретателем этого номера считается некий Торрини, который продемонстрировал его в 1809 году перед Папой Пием VII. По другой, авторство приписывается английскому иллюзионисту и изобретателю Персивалю Тибблсу, выступавшему под псевдонимом Перси Селбит (P. T. "Percy" Selbit) и продемонстрировавшему этот фокус в 1920 году. Также автором трюка называют "отца современной магии" француза Жана Эжена Робер-Удена, именно он впервые описал "методику распиливания" в одной из своих книг.

В начале ХХ века этот номер был невероятно популярен, фокусники воровали друг у друга его секрет, меняли форму ящика, усложняли выполнение фокуса при помощи зеркал, и все для того, чтобы больше удивить публику. Этот фокус иллюзионисты продолжают показывать и сейчас.

Один из самых шокирующих вариантов фокуса несколько лет назад представил американский иллюзионист Крис Энджел. На видеозаписи , которую и сейчас можно найти в сети, он разрывает женщину голыми руками, не используя при этом пилу, ящики, зеркала или другие приспособления. Эффект усиливается реакцией зрителей: Энджелу помогали две девушки, явно не ожидавшие, что фокус удастся. Позднее секрет был раскрыт. На самом деле, в качестве "разрываемой" женщины выступали два человека: нижнюю часть "играл" акробат, а верхнюю - женщина-инвалид с очень редким заболеванием сакральная агенезия (при этой болезни у человека не развивается нижняя часть тела).

Освобождение

Историю фокусов, суть которых заключается в "волшебном" освобождении от всевозможных пут и оков, принято вести от выступлений Гарри Гудини. Признанный величайшим мастером побегов, Гудини стал родоначальником целого жанра.
В начале своей карьеры Гудини практиковал эффектные трюки, в ходе которых за считанные секунды выбирался из наручников, смирительных рубашек или закрытых резервуаров с водой.

В 1903 году он был сброшен с моста в Темзу закованным в кандалы с дополнительным грузом в виде 30-килограммового шара, но через несколько минут всплыл, размахивая наручниками, а во время гастролей по России в 1908 году освободился из камеры смертников в Бутырской тюрьме и Петропавловской крепости.

Усложняя фокусы с освобождением, Гудини превращал их в настоящие шоу. Например, во время выступления в Бостоне , Гудини в смирительной рубашке, привязанный к подъемному крану, за несколько минут освобождает себя на глазах у огромной толпы.

Объяснить трюки Гарри Гудини пытались его гибкостью и спортивной подготовкой, а также техническими хитростями. Впрочем, ни один из них автор так и не раскрыл, возможно, это была просто… настоящая магия.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Нынешнюю градостроительную политику московских властей (а можно и шире брать) можно кратко охарактеризовать в трех словах – торжество бездарности и некомпетентности.

На окраинах Москвы стихийно вырастают «каменные джунгли» - безликие, лишённые транспортной связности и социальной инфраструктуры, что уж говорить об эстетической привлекательности, кварталы многоквартирных домов. Специалисты-градостроители могут лишь бессильно разводить руками или переквалифицироваться в дизайнеров интерьеров дач успешных девелоперов.

Осознав свои неудачи на ниве проектирования новых кварталов, городские власти вкупе с застройщиками бурно эксплуатируют чужие работы. Существующие районы, построенные с соблюдением градостроительных норм, постоянно подвергаются варварским «улучшениям» - уплотнительной застройке и псевдоисторической реконструкции.

Москвичи практически лишились исторического центра города, мы привыкли регулярно читать сводки «снесено за год», мы стараемся «не замечать» загораживающие почти каждую привычную висту гнилые зубы стеклобетонных новостроек. Теперь беда пришла и на Юго-Запад. «Эти» собрались улучшать ансамбль Московского Государственного Университета на Воробьевых горах - знаковую архитектурную доминанту столицы и духовный символ всей страны. На смотровой площадке Воробьевых гор, спиной к МГУ, собрались водрузить памятник в 24 метра высотой, который будет загораживать как вид на Главное здание МГУ, так и вид из него.

Такому проекту есть два объяснения – бессилие карликов-имитаторов – не будучи в состоянии создать ничего своего, они при этом возжелали прославиться – «улучшить» признанный шедевр. Пририсовать усы Моне Лизе, пристроить минареты к собору Святой Софии, отломать причинное место у Аполлона на Большом театре и так далее. Зачем надрываться, пытаясь создать что-то свое, которое скорей всего никому не понравится, когда есть что «подновить»?

Второе объяснение состоит в том, что установка памятника – это просто подготовка к «освоению» и застройке Воробьевых гор и берегов Москвы-реки. Как известно, одна из причин существования заказника в тех местах - геологическое строение берегов и высотный регламент. Работы по проектированию свай под памятник позволят по-новому взглянуть на ограничения по строительству. Инвесторам можно будет говорить, что раз памятник поставили – то и дом удержится. А появление новой высотной доминанты на линии смотровой площадки позволит пересмотреть высотные ограничения на строительство вдоль всей улицы Косыгина.

Так или иначе, впору бить тревогу - архитектурный комплекс Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, созданный после победы во Второй Мировой войне, и построенный, как нам казалось, навсегда - доживает свои последние месяцы. Заметим, что территория МГУ уменьшается как шагреневая кожа – защитные лесополосы отдают под застройку, партер – передают ЦПКиО под строительство пивных, митбольных и других развлекательных заведений для гуляющей публики, аллеи планируют к вырубке при строительстве транспортно-пересадочных узлов, совмещенных с торгово-развлекательным центрами.

А между тем, МГУ имени М.В.Ломоносова отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации (Указ Президента РФ от 30.11.1992 N 1487 в ред. от 17.05.2007), а территория МГУ на Воробьевых горах отнесена к охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения согласно Генплану г. Москвы.

Д.С.Лихачев отмечал: «Любой памятник – архитектуры, живописи, литературы, прикладного искусства, садово-паркового и т.д. – есть памятник культуры, прежде всего» (Восстановление памятников культуры (проблемы реставрации)/Под ред. Д.С.Лихачева. – М., 1981. – С.13.)

Сохранение ансамбля МГУ имени М.В.Ломоносова – одного из символов великой эпохи победителей, символа отечественной науки и первого полета в космос, - это не только дань уважения к прошлому, сохранение источника исторической информации и эстетического воздействия, но и путь к достойному будущему.

Пожалуйста, подпишите петицию в защиту уникального комплекса зданий московского университета и Воробьевых гор! Это можно сделать .

Ниже представлено краткое описание и история создания архитектурного комплекса МГУ на Воробьевых горах.

Архитектурный комплекс МГУ на Воробьевых горах

Архитектурный комплекс Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 1949–1953 гг., архитекторы Иофан Б.М. (отстранен), Руднев Л.В., Чернышев С.Е., Абросимов П.В. , Хряков А.Ф., инженер Насонов В.Н., включает несколько десятков зданий и сооружений учебно-научного и вспомогательного назначения, спортплощадки, ботанический сад и парк, располагающиеся в геометрически четкой системе улиц и проездов.

Комплекс расположен в самой высокой части Москвы, на краю Юго-Западного плато. Его планировка продиктована идеей создания сложного, растянутого по горизонтали силуэта, вторящего очертаниям Ленинских гор. Все мастерство архитекторов было устремлено к решению образа дворца науки. При этом внутренние функции – организация учебного процесса и проживание студентов – были подчинены его внешней градостроительной и образной стороне. Комплекс МГУ отличается большой целостью и вместе с окружающим его ландшафтом образует единый архитектурно-парковый ансамбль.

Являясь частью Москвы, университетский городок на Воробьевых горах, благодаря высокой плотности различных научно-исследовательских институтов и организаций, сложившейся специфике использования территории и расположенных на ней зданий и сооружений, представляет собой уникальный и самобытный участок города.

Стержнем ансамбля, образованного зданиями высотою в 2, 3, 5, 6, 9, 12 и 18 этажей, является главное здание университета, центр которого, а также всей территории университетского городка – 32-этажная часть высотой в 240 м с 57-метровым шпилем. Она придает величественный характер всему сооружению. Благодаря ей Московский университет стал одним из архитектурных ансамблей города, формирующих его облик. На момент строительства и на протяжении 37 лет, до 1990 года, главное здание МГУ являлось самым высоким зданием в Европе. Торжественная церемония закладки первого камня высотного здания МГУ состоялась 12 апреля 1949 года, 1 сентября 1953 г. там начались занятия.

Комплекс зданий Московского государственного университета на Ленинских горах. Фотография из книги «Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади» 1982 года,

Высотное здание Московского университета сильно отличается от остальных московских высоток. Оно абсолютно симметрично относительно своей центральной части. От нее отходят 18-этажные крылья, к которым примыкают корпуса в 12 этажей. На крыльях с башнями установлены часы, термометр и барометр. В главном здании (сектор «А») 36 этажей и шпиль. В здании находятся три факультета: геологический, механико-математический, географический и ректорат. На 29 этаже расположен музей землеведения, из которого можно подняться на лифте до 32 этажа, на котором находится зал заседаний.

Проект главного здания МГУ разработан группой архитекторов под руководством Льва Владимировича Руднева. Главное здание поистине является шедевром творчества Руднева, основной целью которого при проектировании здания было гармоничное сочетание будущего строения с окружающей его природной средой.

Памятники Московского государственного университета на Воробьевых горах

В 1949-1953 гг., в художественном оформлении ансамбля МГУ совместно с архитекторами и художниками участвовали 70 скульпторов, среди которых такие известные имена, как М.К.Аникушин, Е.В.Вучетич, С.Т.Коненков, М.Г.Манизер, В.И.Мухина и многие другие. На Воробьевых горах был создан скульптурный ансамбль, образованный 17 монументальными памятниками великим русским ученым - представителям различных областей знания.

В 1998 году ансамбль был дополнен памятником выдающемуся юристу, почетному профессору Московского университета, А.Ф.Кони (1844-1927), установленным на бульваре вдоль Ломоносовского проспекта (скульптор А.Семынин, архитектор А.Великанов). На постаменте памятника слова: "Напутствовать юное/ Хочется мне поколение./От мрака и грязи умы/ И сердца уберечь".

Памятники МГУ на Воробьевых горах. Иллюстрации с . 1- Сквер между химическим и физическим факультетами, 2- Аллея учёных, 3- Скульптурная группа "Первые комсомольцы", 4 -Вечный огонь, 5 - Памятник А.Ф.Кони

В центре большого сквера между главным зданием университета и его физическим и химическим корпусами на цилиндрическом колоннообразном пьедестале стоит бронзовая фигура первого российского академика. На постаменте бронзовая доска-картуш с надписью: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. Авторы памятника: скульптор Н.В.Томский и архитектор Л.В.Руднев.

Перед зданиями физического и химического факультетов установлены памятники выдающимся русским ученым А.М.Бутлерову (1828-1886, скульптор З.И.Азгур), П.Н.Лебедеву (1866-1912, скульптор А.К.Глебов), Д.И.Менделееву (1834-1907, скульптор А.О.Бембель) и А.Г.Столетову (1839-1896, скульптор С.И.Селиханов).

Памятники сквера между химическим и физическим факультетами МГУ. Аэроснимок с сайта Межуниверситетского аэрокосмического центра , фотографии с сайта

От главного здания к склону Воробьевых гор ведет просторная аллея с кустами роз и бассейном с фонтанами, вдоль которой установлены гранитные бюсты выдающихся деятелей отечественной науки и культуры.

Аллея ученых в МГУ на Воробьевых горах. 1 - Н.И.Лобачевский (1792-1856, скульптор Н. В. Дыдыкин), 2 - Н.Г.Чернышевский (1828-1889, скульптор Г. В. Нерода), 3 - В.В.Докучаев (1846-1903, скульптор И. В. Крестовский), 4 - А.С.Попов (1859-1905/6, скульптор М. Т. Литовченко), 5 - И.В.Мичурин (1855-1935, скульптор М. Г. Манизер), 6 - И.П.Павлов (1849-1936, скульптор М. Г. Манизер), 7 - Н.Е.Жуковский (1847-1921, скульптор М. Г. Манизер), 8 - К.А.Тимирязев (1843-1920, скульптор С. Д. Меркуров), 9 - Д.И.Менделеев (1834-1907, скульптор М. Г. Манизер), 10 - П.Л.Чебышев (1821-1894, скульптор И. А. Рабинович), 11 - А.И.Герцен (1812-1870, скульптор С.Т.Коненков), 12 - М.В.Ломоносов (1711-1765, скульптор И. И. Козловский). Аэроснимок с сайта Межуниверситетского аэрокосмического центра , фотографии с сайта Летопись Московского университета

Внутри главного здания университета, в фойе актового зала установлены бронзовые скульптуры Н.Е.Жуковского, Д.И.Менделеева, И.В.Мичурина, И.П.Павлова. Здесь же, над колоннами фойе размещена галерея из 60 мозаичных портретов крупнейших ученых мира (автор А.А. Дейнека, посмотреть все 60 портретов - можно ).

Памятники МГУ на Воробьевых горах. Фотографии с сайта Летопись Московского университета

В фойе Дома культуры МГУ установлены скульптуры А.С.Пушкина и А.М.Горького, а также мраморные бюсты писателей и общественных деятелей - Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, Т.Г. Шевченко, Ш. Руставели и Низами.

Памятники МГУ на Воробьевых горах. Скульптуры в ДК МГУ. Фотографии с сайта Летопись Московского университета

Помимо памятников ученым и деятелям культуры комплекс зданий МГУ украшен множеством аллегорических скульптур. Так у главного входа в ДК МГУ стоят скульптуры юноши и девушки с книгами, символизирующие «Вечную молодость науки» (автор В. Мухина). У входа с южной стороны – еще две скульптурные группы: «Молодежь в науке» и «Молодежь в труде» (автор С.М. Орлов). Скульптурный аттик над главным входом украшен барельефом «Народ-созидатель» работы скульптора Г.И. Мотовилова. На портике главного входа установлены бронзовые фигуры «Физкультурников» (автор С.М. Орлов). На ризалитах высотной части главного корпуса находятся четыре восьмиметровые скульптуры двух молодых рабочих с молотами и двух колхозниц с серпами и снопами (автор М. Бабурин).

Аллегорические статуи в МГУ на Воробьевых горах. Фотографии с сайта Летопись Московского университета

Парки Московского государственного университета на Воробьевых горах

Роль зеленых насаждений в формировании общего ансамбля университета очень высока. Университетский комплекс занял площадь в 167 гектаров, то есть территорию, на которой мог бы разместиться небольшой город. Гармоничное сочетание нарастающей к центру архитектурной композиции с широкими зелеными массивами было одним из важнейших принципов генерального плана застройки, которое не только предопределило особый строй архитектуры университетского комплекса, но и привели зодчих к мысли об архитектурной организации всего юго-западного района на тех же принципах свободного и гармонического расположения зданий среди массы зелени в свободной живописной композиции.

Исключительно сложной задачей было разместить в ансамбле университетского городка до тридцати небольших зданий, высота которых, в силу их назначения, не превышала одного - двух этажей. Естественно было невозможно достигнуть композиционного единства между столь разномасштабными сооружениями и поэтому авторы решили расположить их за зеленой стеной большой аллеи, попросту «утопить» в лесу. (Руднев Л.В. Архитектурный ансамбль на Ленинских горах // Советское искусство. 1951. 22 сентября).

Посадки зеленых насаждений начались в 1951 году, в этот год высадили 13 тыс. деревьев и 170 тыс. кустарников. В 1952 году «зеленых новоселов» доставляли грузовиками из Тульской, Рязанской, Брянской и Ивановской областей: к осени было высажено 28 тыс. деревьев и 230 тыс. кустарников. В 1953 году количество высаженных растений превысило и эти цифры. Общее количество посадочного материала для университетского городка – свыше 50 тыс. деревьев и 400 тыс. кустарников. При этом деревья отбирались главным образом крупномерные, в возрасте 18-20 лет. Ими оформили проезды университетского городка. Перед главным зданием были посажены 30-летние дубы.

Посадка аллей МГУ на Воробьевых горах,1951 г.

Главное здание МГУ на Воробьёвых горах - видный памятник архитектуры, одна из семи сталинских высоток Москвы.

Здание построено в 1949-1953 годах, его высота вместе со шпилем составляет 240 метров (без шпиля - 183,2 метра): в течение 50 лет - ровно половины века - ГЗ МГУ было , пока в 2003 году не был построен новый ЖК "Триумф-Палас".

Но не только в высоте здание МГУ было рекордсменом: на боковых башнях установлены самые большие часы в Москве, диаметр циферблатов - 9 метров. Длина минутной стрелки составляет 4,1 метра, а вес - 39 килограммов.

Строительство МГУ

Высотку МГУ проектировал целый коллектив талантливых советских архитекторов: Борис Иофан, Лев Руднев, Сергей Чернышёв, Павел Абросимов, Александр Хряков, а также конструктор Николай Никитин и инженер Всеволод Насонов. Кроме того, скульптурным оформлением фасадов занимались в мастерской Веры Мухиной.

История МГУ, как и других сталинских высоток, началась в январе 1947 года, когда по предложению Сталина Союз министров СССР принял решение построить в Москве восемь высотных зданий.

Изначально на должность главного архитектора был назначен Борис Иофан, ранее занимавшийся проектированием и ряда других зданий по правительственному заказу. Иофан разработал общий архитектурный замысел высотки и предложил выразительную пространственную композицию здания в виде 5 объёмов, один из которых - центральный - станет высотной частью здания, а 4 прочих будут значительно ниже и увенчаны башенками-пинаклями. Также архитектор предполагал установить на вершину высотной части здания скульптуру Михаила Ломоносова, однако, по указанию свыше - говорят, идея не понравилась Сталину - пересмотрел проект в пользу шпиля с пятиконечной звездой, как у прочих сталинских высоток.

И всё бы ничего, если бы не принципиальность Иофана: архитектор хотел возвести здание непременно над самым обрывом Воробьёвых гор (в то время - Ленинских), что совпадало с первоначальными пожеланиями Сталина. Тем не менее, комиссия специалистов установила, что это опасно и может вызвать оползни, из-за которых МГУ просто сползёт в реку. Сталин согласился с необходимостью переноса здания дальше от склона, но Иофана такой расклад не устроил; вскоре несговорчивый архитектор был отстранён от проектирования.

После отставки Иофана руководителем проектирования был назначен Лев Руднев. Вскоре после этого Сталин лично утверждает этажность здания и высоту шпиля и подписывает технический проект и смету на строительство, а Лаврентий Берия становится куратором строительства.

Земляные работы начались в 1948 году, а 12 апреля 1949 состоялась церемония заложения первого камня. Чтобы быстрее завершить эпичную стройку, на строительство перебрасываются военно-строительные части с объектов атомной промышленности; кроме того, активно используется труд заключённых: в строительстве задействовали несколько тысяч человек.

Мифы МГУ

Высотка МГУ, будучи поистине эпохальным проектом, к которому, кроме того, лично приложил руку сам Иосиф Сталин, обросла множеством мифов и городских легенд.

Так, существует мнение, что при строительстве и отделке МГУ использовались материалы из взорванного и вывезенные из Германии материалы разрушенного Рейхстага. В частности, упоминаются 4 колонны из цельной яшмы, установленные перед залом заседаний Учёного совета, якобы уцелевшие при взрыве храма, и редкий розовый мрамор из облицовки Рейхстага. К сожалению, обе позиции - лишь романтический миф: в Храме Христа Спасителя никогда не было яшмовых колонн, а вот розового мрамора, который действительно был в Рейхстаге, просто нет в МГУ.

Есть легенда, будто бы в подвалах высотки замурована статуя Сталина, которую якобы хотели установить вместо шпиля со звездой, но не успели из-за смерти Сталина. Конечно, это тоже лишь громкий миф: Сталин умер в марте 1953 года, когда строительство находилось в финальной стадии, и никакой статуи вместо шпиля появиться уже давно не могло. Кроме того, Сталин лично отклонил вариант со скульптурой на вершине (Иофан предлагал установить статую Ломоносова) в пользу более традиционного шпиля.

Есть среди мифов МГУ и налёт "тюремной романтики": на строительстве высотки использовался труд большого количества заключённых, и в 1952 году для их проживания были обустроены лагерные пункты на 24-25 этажах университета. Это было удобно: охранять заключённых стало проще, поскольку им некуда было бежать. Существует легенда, будто бы один из заключённых соорудил из фанеры нечто вроде дельтаплана и сделал попытку улететь с башни; по одной из версий его расстреляли в воздухе, по другой - он благополучно приземлился на другом берегу Москвы-реки и сбежал. Есть и третья версия: якобы сбежавшего заключённого поймали уже на земле, но Сталин, впечатлённый находчивостью и смелостью побега, лично его освободил. Говорят, что беглецов-дельтапланеристов даже могло быть двое: одного из них подстрелили, а второму удалось уйти. Есть ли правда в этой городской легенде - неизвестно.

Ну и, конечно, не обошлось без КГБ: есть мнение, что вездесущие кэ-гэ-бэшники обустроили в шпиле высотки наблюдательный пункт, с которого даже можно было следить за дачей Сталина.

Интересный факт: кажется, будто бы шпиль со звездой и колосья на центральной башне позолочены, но на самом деле это не так: под воздействием погодных условий на высоте позолота быстро пришла бы в негодность, и строители "схитрили" - шпиль, звезда и колосья облицованы пластинами из жёлтого стекла.

На сегодняшний день часть пластин обвалилась, и через бинокль на "золотых" колосьях, шпиле и звезде можно рассмотреть "проплешины".

Главное здание МГУ находится по адресу Ленинские горы, 1. Добраться до него можно пешком от станций метро "Воробьёвы горы" и "Университет" Сокольнической линии.

Более 60 лет назад - 1 сентября 1953 года - свои двери для студентов впервые открыл новый корпус Московского государственного университета (МГУ) им. М.В. Ломоносова - легендарная высотка на Воробьевых горах. Это здание стало символом одного из старейших университетов страны и родным домом для многих поколений студентов. Построена была знаменитая высотка МГУ в рекордные для XX века сроки - всего за пять лет.

История Главного здания МГУ

По предложению генерального секретаря ЦК ВКП(б) Иосифа Сталина в январе 1947 года Совет министров СССР принял решение о строительстве в Москве восьми высотных зданий, одним из которых стал главный корпус МГУ на Ленинских (ныне Воробьевых. - Ред.) горах.

Проектирование высотки Московского государственного университета было возложено на архитектора Бориса Иофана (1891 - 1976), который до этого выполнил ряд крупных правительственных заказов. Он предложил композицию здания в виде пяти строений с высотной центральной частью и четырьмя симметрично расположенными более низкими боковыми объемами, увенчанными башенками - пинаклями.

Наверху высотной части здания Б. Иофан сначала предполагал установить скульптуру М.В. Ломоносова, но впоследствии предусмотрел завершение здания шпилем с пятиконечной звездой, как на остальных сталинских высотках.

Архитектор хотел запроектировать высотку на бровке Ленинских гор, однако геологи высказали опасение, что при таком расположении огромного сооружения не удастся обеспечить устойчивость его основания. Это могло привести к катастрофе, так как данный район опасен с точки зрения возникновения оползней. Б. Иофан был не согласен с мнением геологов, что привело к задержке проектирования и строительства здания. В результате эти разногласия послужили причиной отставки Б. Иофана.

В дальнейшем работы по проектированию высотки вела группа архитекторов во главе с архитектором Львом Рудневым (1885 - 1956). Он перенес здание на 800 метров вглубь территории, а на месте, выбранном Б. Иофаном, создал смотровую площадку.

Фундамент и каркас Главного здания МГУ разрабатывал создатель Останкинской телебашни инженер Николай Никитин (1907 - 1973). Предложенные им принципиально новые технические решения позволили построить в сложных грунтовых условиях здание переменной высоты.

Скульптурным оформлением фасадов занималась мастерская Веры Мухиной. Шпиль, звезда и колосья облицованы пластинами из желтого стекла и алюминия, что создает эффект позолоты.

Мало кто знает, что Вера Мухина обращалась к наркому внутренних дел СССР Лаврентию Берии с предложением установить ее скульптуру «Рабочий и колхозница» перед зданием университета, однако получила отказ.

Планировка здания

В главном секторе «А» были размещены геологический, механико-математический и географический факультеты, ректорат, администрация, научная библиотека, Музей землеведения, актовый зал на 1500 человек и Дворец культуры МГУ с большим залом (на 640 мест).

В боковых секторах запроектировали жилую зону - квартиры профессорско-преподавательского состава, общежития для студентов и аспирантов. Как и в других высотках, в здании должны были разместиться кинотеатр, почтовое отделение, телеграф, столовые, магазины, парикмахерская, предприятия бытового обслуживания, поликлиника и спортивный центр с 25-метровым бассейном.

19-этажное здание секторов «Б» и «В» главного корпуса МГУ согласно проекту имеет подвал, цокольный и технический этажи. Жилые комнаты студентов и аспирантов занимают этажи со 2-го по 18-й, общее количество проживающих - до 2000 человек. На каждом этаже были размещены кухонные помещения с газовыми плитами.

Эта планировка здания сохранилась до сих пор.

Строительство

6 марта 1951 года Иосиф Сталин лично визирует архитектурно-планировочное задание на строительство дорог и озеленение территорий, прилегающих к будущему зданию МГУ. Технический проект, генеральную смету на строительство комплекса МГУ, этажность и высоту шпиля утверждает также сам генералиссимус.

На момент начала стройки Главное здание МГУ было самим высоким зданием в Европе.

На протяжении 37 лет, до постройки в 1990 году Мессетурма во Франкфурте, Главное здание МГУ являлось самым высоким зданием в Европе. До строительства «Триумф-Паласа» здание являлось самым высоким административно-жилым зданием в Москве.

Курировал возведение высотки нарком внутренних дел Лаврентий Берия.

Земляные работы начались в 1948 году, а церемония заложения первого камня состоялась 12 апреля 1949 года. На строительство были переброшены военно-строительные части с объектов атомной промышленности. Три крупнейших здания факультетов - физфак, химфак и биофак - строятся силами нескольких тысяч заключенных.

После четырех лет ударного строительства, 1 сентября 1953 года, Главное здание МГУ им. М.В. Ломоносова было открыто.

С момента строительства здание неоднократно ремонтировалось. Восстановительные работы на отдельных объектах комплекса проводятся и сейчас. Например, в 2014 году будут отреставрированы памятники ученым на Воробьевых горах.

Все скульптуры отнесены к объектам культурного наследия регионального значения. В частности, это монументы основателю теории химического строения А.М. Бутлерову, создателю таблицы химических элементов Д.И. Менделееву, основателю Московского университета М.В. Ломоносову, создателю первой в России научной физической школы П.Н. Лебедеву и организатору первой русской учебно-исследовательской физической лаборатории А.Г. Столетову.

Памятники были установлены на территории университета 60 лет назад: скульптура Ломоносова - перед главным зданием университета, монументы Бутлерова и Менделеева - возле здания химического факультета, Лебедева и Столетова - возле помещений физического факультета. Скульптуры Менделеева и Ломоносова отлиты из бронзы, а фигуры Бутлерова, Лебедева и Столетова - из чугуна.

Развитие Московского университета

Сегодня МГУ включает в себя 15 научно-исследовательских институтов, 40 факультетов, более 300 кафедр и шесть филиалов (в том числе пять зарубежных). В университете обучается около 35 тысяч студентов, пять тысяч аспирантов, докторантов, соискателей и десять тысяч слушателей подготовительных отделений, в общей сложности около 50 тысяч человек.

На факультетах и в научно-исследовательских центрах работают четыре тысячи профессоров и преподавателей, около пяти тысяч научных сотрудников.

Вспомогательный и обслуживающий персонал насчитывает примерно 15 тысяч человек.

Безусловно, для динамично растущего университета нужна новая современная база. В связи с этим прорабатывается возможность создания научно-технологической долины «Воробьевы горы» на площади около 100 га. Планируется, что строительство будет завершено к 2018 году.

Курировать разработку концепции будет главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В настоящее время в МГУ уже создана группа из 80 человек, которая занимается разработкой идеи.

Основная цель создания долины - возможность научных фундаментальных исследований лабораториями МГУ и приглашение к сотрудничеству высокотехнологичных корпораций - в первую очередь нефтяной, газовой отраслей, а также разработчиков социальных, информационных и медико-биологических технологий. Это будет современный городок, где вместе должны сойтись фундаментальная наука и высокие технологии.

Вместе с тем в начале 2014 года инвестор уже приступил к строительству школы-интерната для одаренных детей на пересечении Ломоносовского проспекта и проспекта Вернадского. Ввод в эксплуатацию объекта планируется к 30 июня 2016 года. Там же в ближайшее время начнется возведение двух корпусов общежития.