Вильфредо парето и имидж успешной средней школы. Экономические воззрения вильфредо парето. Последние годы жизни

Вильфредо парето и имидж успешной средней школы. Экономические воззрения вильфредо парето. Последние годы жизни

социология парето элита власть

Наиболее видным социальным теоретиком в начале XX века был итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето (1848-1923). Теория элиты была впервые обстоятельно изложена В.Парето в его «Трактате общей социологии», в котором социологическая тематика сочеталась с исторической, политико-идеологической и социально-философской. Парето был по образованию инженером, но впоследствии глубоко и основательно заинтересовался политэкономией и социологией. Хотя большая часть жизни Вильфредо Парето приходится на XIX век, в качестве социолога и политического мыслителя он заявил о себе в самом начале ХХ столетия. Именно в этом столетии им были созданы фундаментальные труды, предпринята попытка построения грандиозной системы, которая охватила бы все наиболее принципиальные отношения между человеком и обществом. Этим замыслом Парето напоминает классических мыслителей прошлого, но его образ мыслей, используемый им инструментарий больше соответствуют ХХ веку.

Родился он 15 июля 1848 года. Семейство Парето во многих поколениях принадлежало к торговой буржуазии и было занесено в «Золотую книгу» генуэзской республики. За сотрудничество с французами дед Парето удостоился от Наполеона аристократического титула. Его унаследовал и внук. В 1864-1867 годах Вильфредо изучал в Туринском университете математику и физику. Затем он получил еще и инженерное образование. Вскоре им была защищена диссертация по физико-математическим наукам. Но уже тогда он интересуется биологией, экономикой, читает произведения социальных мыслителей. Двадцать лет (1870-1890) он работает в индустриальной сфере: сначала в акционерной компании «Железные дороги Эмилии и Романьи», потом в акционерном обществе «Металлургические заводы Валь Д"Арно». Причем становится его генеральным директором. Как и Гаэтано Моска, он не избежал соблазна политики. В 1882 году он боролся за место в парламенте, но потерпел неудачу. Однако отступать было не в правилах Парето, это противоречило его бойцовскому темпераменту. Еще трижды он выступал в схватку в качестве кандидата от леволиберальной партии радикалов и все три раза неудачно. Наконец, он принимает решение сойти с дистанции. Разочарование было тем более горьким, что Парето ощущал свой потенциал. Не помогли ни ораторские дарования, ни убедительная логика аргументов. В политической борьбе более весомыми оказались иные факторы. Его ближайший друг, известный экономист Маффео Панталеони, говорил, что в политике «... шарлатаны и софисты ценились выше, чем достойные люди». В начале 90-х годов Парето резко меняет свою жизнь. Уйдя в отставку с поста генерального директора металлургической компании, он перебирается в Швейцарию. Там он в 1894 году стал профессором кафедры политической экономии Лозаннского университета. Но его неудержимо влекла к себе социология. У него возникает замысел капитального труда, в котором могла бы проявиться его колоссальная эрудиция. После того как в 1898 году Парето получил солидное наследство, он купил виллу неподалеку от Лозанны, в Селиньи, и полностью погрузился в работу. Его так и прозвали «отшельником из Селиньи». Первая мировая война застала Парето за корректурой. Наконец, в 1916 году огромный «Трактат по общей социологии» вышел в свет. Он состоял из более чем 2600 параграфов, каждый из которых, будучи элементом системы, нес и самостоятельную смысловую нагрузку. Все текущие события и процессы Парето склонен рассматривать сквозь призму собственных теорий. Исходя из них, он полагал, что в Италии, да и во всей Европе, после первой мировой войны наступил период, напоминавший времена падения Римской республики. Тогда «римское общество было спасено от развала легионами Цезаря, а затем Октавиана». И теперь Италии нужен новый Цезарь.

Исторический экскурс

Вильфредо Парето (Vilfredo Pareto, 1848–1923) – итальянский экономист и социолог, ученик Вальраса (развивший его идеи), представитель математической школы в буржуазной политической экономии; в 1893–1906 гг. – профессор политической экономии Лозаннского университета. По убеждениям Парето являлся противником марксизма и революционного движения.

Парето считал, что политическая экономия должна изучать механизм, устанавливающий равновесие между потребностями людей и ограниченными средствами их удовлетворения, для чего необходимо применение математического метода анализа. Кроме того, он стремился теоретически и математически обосновать концепцию взаимозависимости всех экономических факторов, включая и цену. Парето стремился усовершенствовать теорию общего экономического равновесия Л. Вальраса. В отличие от последнего, он рассматривал ряд состояний равновесия во времени, а также допускал варьирование коэффициентов производственной функции в зависимости от размеров выпуска продукции. Широкую известность получил "закон Парето" о распределении доходов, который был изложен в "Курсе политической экономии" (1896). Суть закона заключается в наличии устойчивой зависимости между величиной дохода и долей получающих его лиц в населении. Тем самым Парето хотел доказать, что распределение дохода неизменно во все эпохи и во всех странах.

Парето разработал исходные положения теории благосостояния . По его мнению, достижение максимума благосостояния обеспечивает совершенная конкуренция. Предмет этой теории – описание экономического оптимума и выработка рекомендаций но экономической политике государства.

Парето сформулировал четкий критерий равновесия (критерий наилучшего распределения ресурсов, получивший впоследствии название "оптимум Парето"): распределение ресурсов признается оптимальным, если нельзя улучшить положение какого-либо участника экономического процесса, одновременно не снижая благосостояния хотя бы одного из остальных . Согласно Парето, экономический оптимум – это конфигурация цен, получающая всеобщее одобрение; при этом любая другая конфигурация цен могла бы улучшить чье-либо положение, но только за счет ухудшения положения кого-нибудь другого .

"Оптимум Парето" – относительный критерий эффективности (оптимальности) функционирования экономической системы, который конкретизирует состояние оптимальности в следующем принципе: это достижение ситуации, когда никто не может улучшить свое положение без одновременного ухудшения положения кого-либо другого. Данная формулировка "оптимума Парето" относится к потреблению. Обеспечение экономического равновесия – необходимое условие достижения оптимума. Однако более важным В. Парето считал все-таки определение оптимума применительно к производству : определенная структура производства при данных ресурсах производства и данной технике становится, согласно его подходу, оптимальной тогда, когда увеличение производства одного блага неосуществимо без одновременного снижения производства какого-либо другого блага. Эта оптимальная ситуация возникает тогда, когда предельные производительности факторов производства во всех вариантах их применения равны.

Выделяют три условия обеспечения оптимальности но Парето:

1) оптимальное распределение благ между потребителями исходит из соблюдения условия, согласно которому предельная норма замещения двух благ должна быть одинаковой для обоих потребителей. Предположим, что в экономике производятся два блага X и У и имеются два потребителя А и В, то:

2) оптимальное распределение ресурсов в производстве. Для производства благ X и Y имеется два ресурса i и j. В этом варианте должно соблюдаться равенство, согласно которому соотношение предельных продуктов i и j, используемых для производства блага X, равно соотношению предельных продуктов i и j в производстве блага Y , а именно:

3) оптимальный объем производства. Граница производственных возможностей показывает количество благ X и Y , которые могут быть произведены в условиях полного использования ресурсов. Оптимальный объем производства для любых двух благ будет при соблюдении следующих соотношений:

MU х: МС Х = MU Y: MC Y,

где MU – предельная полезность блага; МР – предельный продукт ресурса; МС – предельные издержки производства блага.

Кроме того, Вильфредо Парето предложил ординалистский (лат. ordinalis – порядковый), более современный и реалистичный подход к оценке полезности. Он выдвинул положение о невозможности абсолютных измерений предельной полезности.

Важно запомнить!

Парето также разработал "правило 80/20" (принцип, закон), согласно которому 20% прилагаемых усилий дают 80% результата, а оставшиеся 80% усилий добавляют лишь 20% в результат. Такое же соотношение Парето применял относительно затраченного времени на проведение определенных работ: затраты времени на выполнение плана: 20% труда реализуют 80% результата, но остальные 20% результата требуют 80% общих затрат.

Вместе с тем существуют также и следующие интерпретации закона Парето:

  • 20% товарного ассортимента дают 80% объема продаж;
  • 20% покупателей дают 80% прибыли;
  • 20% менеджеров по продажам обеспечивают 80% продаж;
  • за 20% времени, которое вы тратите на управление своим бизнесом, вы успеваете выполнить 80% своих дел;
  • инвестор, сформировавший портфель из инвестиций, получает 80% прибыли всего от 20% денег, формирующих инвестиционный портфель.

Кроме того, Парето занимался также проблемами экономических кризисов, ренты, денег и процента.

В отношении кризиса Парето считал, что он порождается внутренне присущими экономике сдвигами. По причине того, что значительная часть продукции пребывает в стадии обработки, в экономике страны складывается внутренний фактор, который ограничивает дальнейший рост. Следовательно, кризис – явление не случайное.

Ренту Парето определил как излишек, который порождается существующими многочисленными препятствиями к оптимальному размещению имеющихся ресурсов. При этом стоит отметить размытость данного определения, так как его по большому счету можно применить не только к земле, но и к любому фактору производства.

Касаемо процента, Парето считал его порождением капитала. Размер процента определяется механизмом общего равновесия цен.

В области денег Парето рассмотрел лишь категорию их предельной полезности и определил ее как предельную полезность товара, используемого в качестве numeraire (меры ценности, условной счетной единицы).

Несмотря на то что Парето по своим убеждениям был крайним либералом, он также защищал ценность протекционистских тарифов, так как последние облегчали смену группировок элиты.

В области теории международной торговли Парето рассмотрел факторы, оказывающие косвенное влияние на стоимость экспорта. К ним он отнес альтернативные издержки, которые связаны с переводом национальных ресурсов на выпуск экспортоориентированной продукции.

Вильфредо Парето - известный итальянский социолог и экономист, один из основателей теории элит. По этой теории, общество представляет собой пирамидальную структуру. Но Парето известен не только как создатель данной теории. Сегодня мы с вами познакомимся с его биографией, достижениями и мировоззрением подробнее.

Детство

Вильфредо родился 15 июля 1848 года в знатной семье, проживавшей во Франции. Его отец был итальянским маркизом, которого выслали из страны за либеральные и республиканские взгляды. Мать Парето была француженкой. С детства парень одинаково хорошо говорил на итальянском и французском языках. В 1850-м семье разрешили вернуться в Италию.

Образование

Вильфредо Парето получил как классическое гуманитарное среднее образование, так и техническое образование. Практически с первых лет обучения он начал проявлять склонность и, что немаловажно, интерес к математике. После школы Вильфредо продолжил обучение в Политехническом институте Турина, где получил диплом инженера. В 1869 году, Парето защитил диссертацию на тему «Принципы равновесия твердых тел». Такое понятие, как «равновесие», еще не раз отзовется в его социологических и экономических работах.

Флоренция

Последующий период жизни Парето прошел во Флоренции. Сюда его позвали на должность инженера путей сообщения. Через некоторый промежуток времени, Вильфредо уже управлял сетью металлургических заводов. В этот период стали проявляться его либеральные и демократические взгляды, а также протест касательно милитаристской политики, проводимой итальянским правительством.

Личная жизнь

В 1889 году Парето взял в жены Александру Бакунину. Девушка была по происхождению русской. В 1901 году жена оставила Вильфредо и уехала на родину. Спустя год после расставания с первой супругой Парето познакомился с Жанной Режи, с которой в итоге связал свою жизнь. Именно этой девушке он позже посвятит труд под названием «Трактат по общей социологии», который был издан в 1916 году во Флоренции.

Перелом в убеждениях

В 1891 году Вильфредо Парето познакомился с трудами Вальраса и Панталеони - двух виднейших на тот момент итальянских экономистов. Они развивали в своих работах теорию экономического равновесия, которая отразилась на становлении социологической системы Парето. Приблизительно в это время произошел перелом в убеждениях Вильфредо. Он стал приверженцем консерватизма и антидемократизма. С 1892 по 1894 был опубликован ряд материалов Парето по экономической теории.

Швейцария

В 1893 году итальянский ученый переезжает в Швейцарию, где начинается новый период его жизни. Здесь он становится профессором политэкономии и возглавляет кафедру в Лозаннском университете. На этом посту Парето меняет довольно известного экономиста Л. Вальраса, на работах которого он сам учился. Именно Вальрас предложил Парето эту должность. На тот момент, Вильфредо много времени уделял науке и опубликовал несколько своих сочинений. В университете он преподавал свой личный курс политэкономии, написанный в 1896-1897 годах. В 1897 году Парето стал также читать лекции по социологии.

Через год ученый получил от своего дяди колоссальное наследство, которое позволило ему приобрести виллу в Селиньи, прямо на берегу Женевского озера. Позже она станет любимым местом отдыха и работы ученного. В 1902 году, в Париже была опубликована книга Вильфредо Парето, которая получила название «Социологические системы». А через пять лет в Милане на свет вышел «Учебник политической экономии». Эти труды принесли герою нашего рассказа большую популярность, но главная его работа еще впереди.

Трактат по социологии

В 1907 году из-за проблем с сердцем ученому пришлось оставить преподавательскую деятельность. Когда, через некоторое время, его состояние улучшилось, Парето принялся за написание книги «Трактат по общей социологии». На написание этой книги у мужчины ушло 5 лет. В 1916 году труд был опубликован на итальянском языке. Через три года, он стал доступен также на французском языке. С этого времени и до конца своих дней Вильфредо Парето занимался исключительно социологическими исследованиями. В 1918 году в Лозанском университете торжественно отпраздновали 70-летие ученого.

Последние годы

В начале 1920-х итальянский социолог опубликовал несколько важнейших работ. В 1921 году вышла книга Парето Вильфредо «Трансформация демократии». В ней ученый в обобщенном виде раскрыл все свои основные идеи. В нескольких своих трудах, Парето выказывал сочувствие итальянскому фашизму, приверженцем идеологии которого являлся. Именно в эти годы, к власти в Италии пришел Б. Муссолини. Новое правительство уважало Парето, а некоторые его члены даже считали себя учениками социолога. В результате в 1923 году Вильфредо стал сенатором Итальянского королевства. Вскоре он умер и был похоронен в Селиньи.

Обращение к социологии

Как уже было сказано, ученый довольно поздно решил, что главным вектором в его жизни должна стать социология. К этому времени он был уже выдающимся специалистом в области политэкономии. С чем же связана смена приоритетов? Видимо, причина была в том, что рационалистская концепция «экономического человека» с которой ученый работал на протяжении долгих лет, перестала его устраивать. Вероятно, что влияние на ученого также оказали экономические проблемы, в частности, распределение доходов в обществе. Еще в трудах Парето написанных в период с конца 19-го по начало 20-го века, просматривался его интерес к новой модели человека. В полной мере, его иллюстрировала работа «Общая социология» Вильфредо Парето, объем которой составлял порядка двух тысяч страниц.

Отказ от рационалистической модели

В то время господствовала рационалистическая модель человека, и герой нашего разговора был ее сторонником на протяжении многих лет. Однако однажды он от нее окончательно отказался. Согласно данной модели, поведение индивида в той или иной ситуации выглядит следующим образом: обдумывание действия, анализ его целесообразности, и наконец, поступок, приближающий к цели. Концепции Парето выглядела противоположным образом: сначала, под влиянием интереса и чувств, человек выполняет действие, а затем он объясняет его целесообразность. На этом и была построена «Теория нелогичного действия».

Тем не менее Парето не стал приверженцем иррационалистических трактовок человеческих поступков. Наоборот, он попытался сделать из рационализма «ультрарационализм», который предполагает, что в дискурсе, вместе с логикой, участвуют также наблюдения и эксперименты. Они нужны для того, чтобы разоблачить иллюзии, возникающие в нашем сознании, при желании скрыть истинные мотивы поступков.

Большинство людей знает ученого именно благодаря этой теории. По его мнению, элиты постоянно сменяют друг друга, а история является «кладбищем элит». Таким образом, основные причины политических изменений Вильфредо Парето видел в циркуляции элит. Для элит, как отмечает Парето, характерна тенденция к упадку. «Неэлиты», в свою очередь, могут создавать для них вполне достойных преемников. И это очень важно, ведь дети, как правило, не обладают теми выдающимися особенностями, которые были у их родителей. Элиты должны постоянно сменяться, так как стоящие у власти люди со временем теряют ту энергию, которая помогла им завоевать высокий пост.

Общество непрерывно стремится к социальному равенству, которое достигается грамотным взаимодействием четырех важнейших сил, которые Парето назвал элементами. Элементы, по его мнению, могут быть: социальными, экономическими, политическими и интеллектуальными.

Неравенство на психологическом уровне

Особое внимание ученый уделял мотивам человеческих деяний. Именно поэтому политика для него в какой-то степени являлась функцией психологии. Психологический подход в анализе общества и политики в целом помог Парето объяснить причину формирования многообразия социальных институтов. Она заключалась в психологическом неравенстве людей. Социолог отмечал, что общество неоднородно, и его индивиды имеют моральные, физические и интеллектуальные отличия. Теория Вильфредо Парето давала основания полагать, что элита определяется по врожденным психологическим свойствам. Он даже создал систему оценки человека, по которой можно было выявить его предрасположенность к той или иной деятельности.

Как элита удерживает власть?

В концепции Вильфредо Парето элиты делятся на «правящую» и «неправящую». Первая участвует в управлении и принимает властные решения, в отличие от второй. Малочисленный класс удерживается у власти благодаря своей силе и поддержке подчиняющегося класса. При этом так называемый ресурс согласия основывается главным образом на умении власти убедить остальных в своей правоте. От способности манипулировать эмоциями толпы зависит вероятность того самого согласия. Тем не менее талант убеждения не всегда позволяет удержать власть, поэтому элита должна быть готова прибегнуть к силовым действиям.

Типы элиты

По теории Парето, есть два типа элиты: «львы» и «лисы». Первые преобладают в том случае, если политическая система стабильна. Когда она неустойчива, необходимы «лисы» - новаторы, комбинаторы, энергичные деятели. Смена элиты происходит из-за того, что каждый из типов перестает удовлетворять потребности масс. Следовательно, для равновесия систем требуется постоянная смена элит. В этом и заключаются основные причины политических изменений.

Вильфредо Парето: закон «20/80»

Говоря о деятельности итальянского ученого, нельзя не упомянуть об этом интересном открытии. Согласно этому эмпирическому правилу, первые 20% действий, которые человек совершает на пути к достижению цели, дают 80% результата. Следовательно, оставшиеся 80% действий дают 20%. Это правило может применяться при анализе эффективности той или иной деятельности. Выбрав правильно минимальное количество наиболее важных действий, человек получает значительную часть от желанного результата. А дальнейшие улучшения часто являются неоправданными и лишь занимают время. Конечно, приведенные в законе цифры не являются абсолютно точными. Просто однажды Парето заметил, что 80% дохода сосредотачивается у 20% населения.

Заключение

Сегодня мы с вами в общих чертах рассмотрели научное достояние Вильфредо Парето. Благодаря работе этого ученого, социология получила мощный импульс для развития и обратила на себя внимание многих ученных. По сей день Парето считается одним из лучших экономистов и социологов.

Вильфредо Парето (годы жизни - 1848-1923) - известный социолог и экономист. Он является одним из основателей согласно которой общество имеет пирамидальную форму. На вершине пирамиды находится элита, которая во многом определяет жизнь социума в целом. Но не только как создатель этой теории известен Вильфредо Парето. Биография его познакомит вас с жизненным путем и основными достижениями этого ученого.

Происхождение, детство

Родился Вильфредо в знатной семье, жившей в Париже. Отцом его был итальянский маркиз, высланный из Италии за республиканские и либеральные убеждения. Мать Парето по национальности француженка. Вильфредо, с детства свободно владевший обоими языками своих родителей, все-таки ощущал себя в большей степени итальянцем, нежели французом. В 1850 году семейству разрешили возвратиться в Италию, и именно с этой страной оказалась связана дальнейшая жизнь Вильфредо Парето (детство, юность и часть зрелого периода).

Образование

Парето получил как техническое, так и гуманитарное классическое среднее образование. Уже во время обучения он проявил интерес и склонность к математике. Затем Вильфредо продолжил свое обучение в Турине, в Политехническом университете, по окончании которого получил диплом инженера. Парето защитил в 1869 году диссертацию на тему принципов равновесия твердых тел. Понятие равновесия впоследствии будет одним из основных в его экономических и социологических работах.

Жизнь во Флоренции

Во Флоренции прошел следующий период жизни Вильфредо Парето. Его пригласили сюда для занятия должности инженера путей сообщения. Через некоторое время Парето стал управляющим металлургических заводов, расположенных по всей Италии. К этому времени относятся его выступления против проводимой итальянским правительством милитаристской политики. Парето высказывает либеральные и демократические взгляды.

События в личной жизни

В 1889 году Вильфредо женился на русской по происхождению девушке Александре Бакуниной. Однако жена оставила его в 1901 году и вернулась в Россию. Через год после этого он связал свою жизнь с Жанной Режи, которой посвятил главный свой труд, написанный в 1912 году ("Трактат по общей социологии"). Он был издан во Флоренции в 1916 году.

Знакомство с работами итальянских экономистов, перелом в убеждениях

Парето в 1891 году познакомился с работами двух виднейших итальянских экономистов, Л. Вальраса и М. Панталеони. Теория экономического равновесия, развиваемая ими, оказала большое влияние на мировоззрение Вильфредо и впоследствии легла в основу его собственной социологической системы. К началу 90-х годов 19 века относится перелом в убеждениях Парето. Ученый стал на позиции антидемократизма и консерватизма. В период с 1892 по 1894 год Парето опубликовал ряд своих материалов по экономической теории.

Жизнь в Швейцарии

В 1893 году начинается новый период в жизни итальянского ученого. В это время он переехал в Швейцарию, где стал профессором политэкономии, а также руководителем кафедры в местном Лозаннском университете. Парето сменил на этом посту Л. Вальраса, весьма Вильфредо учился на его работах и именно по его приглашению приехал в Лозанну. В это время Парето много занимался наукой и опубликовал ряд своих сочинений. В Швейцарии появился его "Курс политэкономии" (1896-1897), написанный на французском языке. Вместе с преподаванием политэкономии Парето в 1897 году начал читать в Лозаннском университете и курс социологии. А через год он получил колоссальное состояние в наследство от дяди. В 1901 году Парето приобрел виллу "Ангора", находящуюся в Селиньи, на берегу Она стала его любимым местом отдыха и работы. В Париже в 1902 году была издана книга Парето "Социалистические системы" (на фото ниже).

"Трактат по общей социологии"

Вильфредо пришлось прервать в 1907 году преподавательскую деятельность из-за болезни сердца. Через некоторое время, почувствовав улучшение здоровья, он принялся за работу над "Трактатом по общей социологии". Этот труд Вильфредо писал 5 лет, с 1907 по 1912 год. В 1916 году состоялась первая его публикация на итальянском языке, а через 3 года "Трактат" был напечатан на французском. Вильфредо Парето с этого времени и до конца своих дней занимался исследованиями лишь в области социологии. В Лозанском университете в 1918 году был торжественно отмечен его 70-летний юбилей.

Последние годы жизни

Итальянский социолог в начале 1920 годов опубликовал несколько интересных и важных работ. В 1921 году в Милане была издана "Трансформация демократии", в которой изложены в обобщенном виде все основные идеи этого ученого. Социолог в нескольких своих трудах сочувствовал которому он выражал идеологическую поддержку. Именно в это время, в 1922 году, Б. Муссолини (на фото выше) пришел к власти в Италии. Новое правительство чествовало Парето, многие члены его, включая и самого дуче, считали себя учениками Вильфредо. Парето в 1923 году стал сенатором Тогда же он умер в Селиньи и был похоронен здесь.

Причины обращения к социологии

Как было сказано выше, Парето довольно поздно обратился к социологии, будучи уже известным специалистом в сфере политэкономии. С чем же это было связано? Вероятно, с тем, что Вильфредо перестала устраивать концепция "экономического человека", которая была рационалистической и в рамках которой ученый работал долгое время, изучая монополистический рынок, а также распределение в обществе доходов и некоторые другие экономические проблемы. Еще в созданных в конце 19 - начале 20 века работах заметен интерес автора к новой модели человека. В полной мере этот интерес был реализован в "Трактате по общей социологии" - объемной работе (около 2000 страниц текста).

Отказ от рационалистической модели

Парето не случайно решил отказаться от господствовавшей в то время рационалистической модели человека, хотя сам он многие годы был ее сторонником. В соответствии с данной моделью индивид сперва обдумывает действия, сообразуясь с целями, стоящими перед ним, а потом совершает поступки, приводящие к их достижению. Согласно концепции Парето, все происходит на самом деле наоборот. Сначала человек совершает под влиянием интересов и чувств определенные действия, а уже потом объясняет их, стремясь к обоснованности и правдоподобности интерпретаций. На этом, собственно говоря, и основана одна из главных концепций Вильфредо - теория нелогического действия.

Однако ученый не переходит на иррационалистические трактовки человеческих действий. Напротив, он пытается усилить рационализм, превратив его в "ультрарационализм", когда в дискурс включается не только логика, но и наблюдения и эксперимент для разоблачения иллюзий, которые используют люди для обмана самих себя и других, пытаясь скрыть действительные мотивы собственных поступков и действий.

Перейдем к рассмотрению теории, благодаря которой многим знакомо имя такого ученого, как Вильфредо Парето.

Теория элит

Парето является создателем теории элит. Он говорил об их постоянной смене. Историю итальянский исследователь называл кладбищем элит, привилегированных меньшинств, сражающихся за власть, приходящих к ней, пользующихся властью и сменяемых другими меньшинствами. Вильфредо отмечал, что для элит характерна тенденция к упадку. В свою очередь, "неэлиты" способны создать им достойных преемников. Это важно, поскольку зачастую дети не обладают выдающимися качествами своих родителей. Необходимость циркуляции и постоянной смены элит объясняется тем, что стоящие у власти теряют энергию, которая помогла им завоевать себе место под солнцем.

Элементы

Общество стремится к социальному равновесию, которое обеспечивается взаимодействием различных сил. Парето называл эти силы элементами. Вильфредо выделял 4 основных элемента: интеллектуальные, социальные, экономические и политические.

Психологическое неравенство людей

Теория Вильфредо Парето особое внимание уделяет мотивам поступков человека, поэтому политика для итальянского ученого в значительной мере является функцией психологии. Используя в анализе политики и общества психологический подход, Вильфредо объяснял психологическим неравенством людей многообразие социальных институтов. Он отмечал, что общество неоднородно, а индивиды различаются морально, физически и интеллектуально. Можно считать, что Вильфредо элиту определял по врожденным психологическим свойствам. Им даже была создана балловая система оценок, по которой выявлялись способности человека в той или иной сфере деятельности.

Благодаря чему элита удерживается у власти?

Элита в концепции Парето делится на 2 части: "неправящую" и "правящую". Последняя участвует в управлении, а первая далека от принятия властных решений. Малочисленный класс у власти удерживается частично своей силой, а частично из-за поддержки подчиненного класса. При этом, как отмечал Вильфредо Парето, теория элит которого подробно обоснована, "ресурс согласия" основан в первую очередь на умении находящихся у власти убедить в собственной правоте остальных. Вероятность согласия, как считал он, зависит от способности манипулировать эмоциями и чувствами толпы. Однако умение убеждать не всегда помогает удерживать власть, а значит, элита должна быть готова действовать и силой.

Два типа элиты

В теории элиты Парето выделяются 2 ее типа: "лисы" и "львы". Если политическая система стабильна, преобладают "львы". Неустойчивая система требует комбинаторов, новаторов, энергичных деятелей, поэтому появляются "лисы". Смена одной элиты другой является результатом того, что каждый из данных типов элит обладает своими преимуществами. Однако они перестают с течением времени удовлетворять потребностям руководства массами. Сохранение равновесия системы поэтому требует постоянной смены элит, по мере того как перед ними возникают повторяющиеся ситуации.

Закон Вильфредо Парето

Это еще одно интересное открытие Вильфредо. Иначе его называют принципом 20/80, или Это эмпирическое правило, согласно которому 20% усилий дают нам 80 % результата, а оставшиеся 80 % - лишь 20 %. Правило Вильфредо Парето может применяться как базовая установка при проведении анализа факторов эффективности той или иной деятельности, целью которого является оптимизация результатов. Согласно кривой Парето, выбрав правильно минимум наиболее важных действий, мы получаем значительную часть от полного результата. Дальнейшие улучшения при этом неэффективны и могут являться неоправданными.

Цифры, приводимые в законе, конечно, нельзя считать абсолютно точными. Это, скорее, мнемоническое правило. Выбор чисел 80 и 20 - дань заслугам Вильфредо, который выявил структуру распределения доходов домохозяйств Италии. Он заметил, что 80 % доходов сосредоточено у 20 % семей.

Конечно, мы рассказали лишь в общих чертах о вкладе в науку, который внес Вильфредо Парето. Социология благодаря его работам стала активно развиваться. Внимание многих ученых было обращено к ней. Вильфредо Парето, основные идеи которого актуальны и сегодня, является одним из самых известных социологов и экономистов 19-20 вв.

Министерство образования Российской Федерации

Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова
Кафедра управления социально-экономическими системами

Государственное и муниципальное управление

Реферат на тему

«Теория элиты В. Парето»

Выполнила : студентка

4 курса специальности

«Бизнес-информатика»

Проверил : к.э.н., старший

преподаватель кафедры управления

социально-экономическими системами

Субачев А.А.

Кострома

1. Введение (эпоха, течения)………………………………………………стр.3

2. Биография Вильфредо Парето……………………………………….....стр.5

3. Теория элиты Вильфредо Парето………………………………………стр.7

4. Заключение……………………………………………………………...стр.12

Список литературы………………………………………………………..стр.15

1 . Введение (эпоха, течения)

В конце XVIII - начале XIX века в Европе начинается становление социологии как самостоятельной науки. Это связано с глубокими изменениями в мировоззрении в обществе. Человечеству нужна была новая наука, которая дала бы ответ на многие волнующие вопросы. Так появилась социология.

Различны интерпретации термина «элита», одни полагают, что подлинность элиты обеспечивается знатным происхождением, другие причисляют к этой категории самых богатых, третьи - наиболее одаренных. Считается, что вхождение в элиту - это функция личных заслуг и достоинств, в то время как Г. Моска и В. Парето считают, что для включения в элиту прежде всего важны социальная среда, из которой вышел человек, а только потом личная симпатия или антипатия лидера.

Платон сравнивал политическое неравенство с качеством души, присущим тем или иным группам населения: «…разумной части души, добродетель которой заключается в мудрости, соответствует сословие правителей-философов (это и есть элита); яростной части, добродетель которой проявляется в мужестве, - сословие воинов; низменной, вожделеющей части души, погрязшей в утехах и наслаждениях, соответствует сословие ремесленников и земледельцев..». Платон разработал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных лидеров элит.

А вот Конфуций делил общество на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких людей» (простолюдинов) на основании их отношения к моральным заповедям. Образ правящей элиты он раскрывал через социальные качества; первые, по его мнению, следуют долгу и действуют в соответствии с законом, они требовательны прежде всего к себе самим в отличие от вторых, которые заботятся только о личной выгоде. В соответствии с его теорией соблюдение моральных норм давало право управлять.

Все обоснования этого деления первоначально строились на различного рода религиозных, моральных и нравственных воззрениях, а первыми, кто построил концепцию элит на опыте наблюдения за реальными политическими событиями, были представители итальянской школы политической социологии: Н. Макиавелли, Г. Моска, В. Парето, Ж. Сорель, Р. Михельс, Э. Дженнинг. Эту школу иначе называют макиавеллистской, поскольку именно Макиавелли выделил политику в качестве самостоятельной сферы общества. Он одним из первых развил понятие гражданского общества, впервые применил слово «государство» для обозначения политической организации общества, в его трудах можно найти идеи разделения властей, предпосылки к парламентаризму. Идеи Н.Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит.

2. Биография Вильфредо Парето

Наиболее видным социальным теоретиком в начале XX века был итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето (1848-1923).

Теория элиты была впервые обстоятельно изложена В.Парето в его «Трактате общей социологии», в котором социологическая тематика сочеталась с исторической, политико-идеологической и социально-философской. Парето был по образованию инженером, но в последствии глубоко и основательно заинтересовался политэкономией и социологией.

Хотя большая часть жизни Вильфредо Парето приходится на XIX век, в качестве социолога и политического мыслителя он заявил о себе в самом начале ХХ столетия. Именно в этом столетии им были созданы фундаментальные труды, предпринята попытка построения грандиозной системы, которая охватила бы все наиболее принципиальные отношения между человеком и обществом. Этим замыслом Парето напоминает классических мыслителей прошлого, но его образ мыслей, используемый им инструментарий больше соответствуют ХХ веку.

Родился он 15 июля 1848 года. Семейство Парето во многих поколениях принадлежало к торговой буржуазии и было занесено в «Золотую книгу» генуэзской республики. За сотрудничество с французами дед Парето удостоился от Наполеона аристократического титула. Его унаследовал и внук. В 1864–1867 годах Вильфредо изучал в Туринском университете математику и физику. Затем он получил еще и инженерное образование. Вскоре им была защищена диссертация по физико–математическим наукам. Но уже тогда он интересуется биологией, экономикой, читает произведения социальных мыслителей. Двадцать лет (1870-1890) он работает в индустриальной сфере: сначала в акционерной компании «Железные дороги Эмилии и Романьи», потом в акционерном обществе «Металлургические заводы Валь Д’Арно». Причем становится его генеральным директором. Как и Гаэтано Моска, он не избежал соблазна политики. В 1882 году он боролся за место в парламенте, но потерпел неудачу. Однако отступать было не в правилах Парето, это противоречило его бойцовскому темпераменту. Еще трижды он выступал в схватку в качестве кандидата от леволиберальной партии радикалов и все три раза неудачно. Наконец, он принимает решение сойти с дистанции. Разочарование было тем более горьким, что Парето ощущал свой потенциал. Не помогли ни ораторские дарования, ни убедительная логика аргументов. В политической борьбе более весомыми оказались иные факторы. Его ближайший друг, известный экономист Маффео Панталеони, говорил, что в политике «... шарлатаны и софисты ценились выше, чем достойные люди». В начале 90–х годов Парето резко меняет свою жизнь.

Уйдя в отставку с поста генерального директора металлургической компании, он перебирается в Швейцарию. Там он в 1894 году стал профессором кафедры политической экономии Лозаннского университета. Но его неудержимо влекла к себе социология. У него возникает замысел капитального труда, в котором могла бы проявиться его колоссальная эрудиция. После того как в 1898 году Парето получил солидное наследство, он купил виллу неподалеку от Лозанны, в Селиньи, и полностью погрузился в работу. Его так и прозвали «отшельником из Селиньи». Первая мировая война застала Парето за корректурой. Наконец, в 1916 году огромный «Трактат по общей социологии» вышел в свет. Он состоял из более чем 2600 параграфов, каждый из которых, будучи элементом системы, нес и самостоятельную смысловую нагрузку. Все текущие события и процессы Парето склонен рассматривать сквозь призму собственных теорий. Исходя из них, он полагал, что в Италии, да и во всей Европе, после первой мировой войны наступил период, напоминавший времена падения Римской республики. Тогда «римское общество было спасено от развала легионами Цезаря, а затем Октавиана». И теперь Италии нужен новый Цезарь.

3. Теория элиты Вильфредо Парето

Вильфредо Парето говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. Он называет историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных приемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.

Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к социальному равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных В. Парето элементами. Он выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Особое внимание Парето уделял мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика в значительной мере функция психологии. Таким образом, используя психологический подход в анализе общества и политики, В. Парето объяснял многообразие социальных институтов психологическим неравенством индивидов. «Человеческое общество неоднородно, - писал Парето, - и индивиды различаются интеллектуально, физически и морально». Можно сделать вывод, что В. Парето определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина «элита» - превосходство. Он даже разработал балловую систему оценок, характеризующую способности индивида в той или иной сфере деятельности.

Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая - далека от непосредственного принятия властных решений. Это малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря поддержке подчиненного класса. «Ресурс согласия» основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты манипулировать чувствами и эмоциями толпы. В. Парето писал: «…политика правительства тем эффективнее, чем успешнее она использует эмоции…». Но не всегда умение убеждать помогает удерживаться у власти, поэтому элита должна быть готова к применению силы.

«Допустим, - писал Парето, - что в каждой области человеческой деятельности каждому индивиду дается индекс, который служит оценкой его способностей, подобно экзаменационной оценке в школе». Например, адвокату высшего класса дается балл 10, тому, кто не сумел заполучить ни одного клиента, - 1. Нуль резервируется для полного идиота. Человеку, «сделавшему миллионы» - честным или нечестным путем, - дается 10. Тому, кто заработал тысячи, - 6. Тому, кто едва не попал в приют для неимущих, - 1; тому, кто там оказался, - 0. В конечном счете, Парето подводит к следующему свободному от ценностей определению: «совокупность людей, каждый из которых получил в своей области самую высокую оценку, мы называем элитой». Это означает, что вместо таких оценок, как добрый и злой, похвальный или заслуживающий осуждения, то есть морально–этических, нужно учитывать признаки функционального характера по степени их интенсивности: слабой, средней или высокой. С легкой руки Парето функциональный подход к элите получил широкое распространение. Принято говорить не только о политической, но и об артистической, спортивной, даже криминальной элите. Само это слово используется как в единственном, так и во множественном числе.

Для Парето изучение элиты при всей важности этой проблематики все же не самоцель. Это часть более широкой задачи, а точнее, даже сверхзадачи - исследования «устойчивости общества». Общественное социальное равновесие, в первую очередь зависит от элиты, от ее способности справляться со своими функциями. Поэтому Парето не мог не обратиться к проблеме типологии элиты.

Критериями для нее послужили методы осуществления властных функций. Среди них основополагающими являются два: сила и хитрость. Отсюда выделены и два типа элиты: львы и лисы.

Стабильная политическая система характеризуется преобладанием элиты "львов". Напротив, неустойчивая политсистема требует элиты прагматически мыслящих энергичный деятелей, новаторов, комбинаторов. Постоянная смена одной элиты другой - результат того, что каждый тип элит обладает определенными преимуществами, которые, однако, с течением времени перестают соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому сохранение равновесия социальной системы требует постоянного процесса замены одной элиты другой, по мере того как перед элитами возникают повторяющиеся социальные ситуации.

Общество, в котором преобладает элита "львов - ретроградов", застойно. Напротив "элита" "лис" динамична. Механизм социального равновесия функционирует нормально, когда обеспечен пропорциональный приток в элиту людей первой и второй ориентаций. Прекращение циркуляции приводит к вырождению правящей элиты, к революционной ломке системы, к выделению новой элиты с преобладанием в ней "лис", которые со временем перерождаются во "львов"; сторонников жесткого подавления и деспотизма. Моска, развивая идеи Парето, полагал, что циркуляция элиты - залог здоровья общества, добавляя, впрочем, что все это - при условии преобладания стабилизационной консервативной тенденции, сохранения преемственного обновления элиты за счет лучших выходцев из масс.

Кроме того, итальянский ученый говорит еще об элите типа - S (ее представителей он именует спекулянтами) и элите тип - R (рантье). От первых исходит инициатива к изменениям, к экономическому и социальному прогрессу. Тип R, наоборот, - «мощный элемент стабильности и во многих случаях противодействует опасности, проистекающей от склонных к авантюрам спекулянтов».

Общество, где доминируют рантье, становится неподвижным и как бы кристаллизуется. Общество, где преобладают спекулянты, живет в состоянии шаткого равновесия, которое может рухнуть от незначительной случайности внутри или вне его. Смена или, как предпочитал говорить Парето, циркуляция элит связана, по мысли ученого, с кризисными циклами. Циркуляция элит - это едва ли не основное проявление жизнедеятельности общества. Но дело не только в смене лис львами, рантье спекулянтами или наоборот.

Из рассуждений Парето вытекает, что главной движущей силой процесса циркуляции элит является воля к власти более молодой и энергичной элиты. Как раз этот аспект теории Парето и привлек Муссолини. Его цепкий, но весьма поверхностный ум быстро схватил нужные идеи. Из теоретических построений Парето он извлек для себя главное: новая энергичная элита должна вытеснить старую, одряхлевшую. В отличие от Моски, который не исключал возможности постоянного обновления правящего класса, Парето был убежден в фатальной неотвратимости деградации элиты, ее неспособности устоять под натиском новой элиты. Если Моска допускал такой вариант, как органичная амальгама старого и нового правящих меньшинств, то у Парето дело сводится в конце концов к разным вариантам вытеснения одной элиты другой. Это и находит выражение в знаменитой формуле: «История - это кладбище аристократий». Все же эта эффектная фраза не должна заслонять того факта, что на протяжении ХХ столетия демократическим режимам удалось сформировать такие институциональные механизмы, которые в целом способны воспитывать, отбирать и постоянно обновлять правящую элиту. Не случайно в последние десятилетия заметно увеличился вес так называемых меритократов, т. е. людей, пробившихся наверх благодаря собственным заслугам.

Парето, так же как и Моска, исходил из весьма близкой идеи о наличии в сфере управляющей деятельности каждого общества двух значительно обособленных групп правящих и управляемых. Самое большое новшество, предложенное вышеупомянутыми итальянскими мыслителями при обсуждении этого вопроса, состояло в утверждении, что в обществе всегда правит «ничтожное меньшинство» в виде «политического класса» или «правящей элиты».

Вклад Парето и Моски в современную политическую теорию связан главным образом с определением структуры власти и сосредоточением внимания на групповом характере реализации власти в любой её форме.

4. Заключение

Классические теории элит послужили основой для формирования современных концепций элитаризма. Во второй половине ХХ века сложились различные подходы к изучению проблемы элитарности общества, ведущими среди которых являются макиавеллистский, ценностный, структурнофункциональный и либеральный.

Общество элиты - это система уравнений, служащая для того, чтобы найти оптимум, т.е. то состояние равновесия, при котором ни один индивид не сможет получить больше благ, не причинив одновременно вреда другим. В этом смысле Парето говорил о "социальной системе", а его теория общества должна быть, собственного говоря, крипто-нормативной теорией, подобно экономической теории. Вопрос Дюркгейма, как возможен порядок, прозвучал бы у него иначе: "Как возможно управлять обществом?". Элементами социальной системы являются осадки, интересы, деривация, социальная неоднородность и циркуляция социальных классов. В этой связи Парето говорил о "социальной физиологии" задачей которой является, прежде всего, установление распределения богатства и власти в обществе.

Парето подразделил элиту на правящую и не правящую (контрэлиту). Революция, с его точки зрения, - это всего лишь борьба и смена правящей элиты потенциальной элитой, которая, правда, маскируется тем, что говорит якобы от имени народа, вводя в заблуждение непосвященных (вскоре Б.Шоу напишет, что революция никогда не помогает скинуть бревно тирании, максимум, что они могут - это переложить его с одного плеча на другое). Итак, революция - не более, чем смена элит: старая элита, стоящая у власти, одряхлела, не способна к эффективному управлению, в обществе возникает новая потенциальная элита, но чтобы утвердить в качестве правящей элиты, ей необходима поддержка масс, недовольных старым общественно-политическим строем. Она использует их как стадо баранов. И с их помощью пробивает дыру в ветхом заборе, ограждающем прежние порядки. Причем массы обычно остаются в дураках - новая элита "загоняет их в стойло" и порой экономический и политический гнет становится еще более жестоким и изощренным. Именно в таком плане многие элитаристы интерпретируют октябрьскую революцию.

Однако эти фактические условия и движения перерываются деривациями, которые в зависимости от обстоятельств интерпретируют ситуацию иначе. Народ придерживаются определенных жизненных правил с квазирелигиознам упорством, старая элита считает себя стражем порядка и благополучия народа, а в новом элита утверждает, что борется за народ, а даже сама в это верит. Большое количество рабочих, а тем самым и их политическое значение в условиях современной массовой демократии, придает импульс деривациям, они постоянно используются для воздействия на народ и превращается в демагогию.

Нельзя не видеть и слабые стороны классиков элитизма. Если принять их схему (и тем более абсолютизировать ее), теряет всякий смысл понятие прогресса, невозможно объяснить один из самых глубоких законов общественного развития - возрастания роли масс в истории. Критики отмечают и более частные их недостатки. Известный английский социолог Т.Боттомор справедливо считает, что из работ Парето не ясно, относится ли "циркуляция элит" к процессу динамики неэлит в элиты или же к замене одной элиты другой. Действительно, обе интерпретации присутствуют у Парето, он часто пишет о том, что наиболее способные индивидуумы рекрутируются из низшей страты в высшую, а отдельные элементы элит деградируют, отпускаясь на дно общества. Вместе с тем несомненная заслуга Парето и Моски в том, что они выявили особую роль элиты в политическом процессе, сделали ее объектом специального исследования.

Истинна ли теория Парето, подтверждается ли она истинными фактами?

Ответ на этот вопрос будет отрицательным, если трактовать ее в том смысле (к чему и склоняется сам Парето), что политическая история есть следствие смены элит, что она детерминируется элитами. Но в ней большая доля истины, если трактовать ее более широко, как подчеркивание особой роли политической элиты в истинном процессе (имеется в виду при этом, что смена элит - не определяющая причина политического процесса, а скорее, его результат, его момент).

Список литературы:

    Журнал ОНС (общественные науки и современность), 1995г., г.Москва. "Смена элит". Г.Аникин.

    История политических и правовых учений. // Учебник под ред.В.С.Нересянца. – М., 1998

    Вильфредо Парето: История – кладбище элит. // Политическая мысль. П.Рахшмир. – Пермский госуниверситет., 2000

    О применении социологических теорий. // Социологические исследования. №10, 1995.

    теории пропаганды и массовой коммуникации. Парето впервые разработал развернутую теорию элиты . Он описал... за авторитет и власть в обществе. Правда, теория элиты у Парето отчасти входит в противоречие с его системной...

  1. Элиты теории политики

    Реферат >> Политология

    Введение 1. Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики. 2. Классики элитистской теории : а) В. Парето и теория элит... антиподом плюралистического элитизма выступают леволиберальные теории элиты . Важнейший представитель этого направления...

  2. Теория элит и российская политическая элита

    Курсовая работа >> Политология

    Народная воля. Теория «циркуляции элит» В. Парето В. Парето , введший в политическую науку термин «элита» , так же...