Заполнить таблицу экономические последствия и социальные последствия. Последствия безработицы для национальной экономики. Домашнее задание с разъяснением

Заполнить таблицу экономические последствия и социальные последствия. Последствия безработицы для национальной экономики. Домашнее задание с разъяснением

Ананьев Б.Г. :


Индивидные свойства – феномены онтогенетической эволюции человека – возрастные и половые, конституциональные и нейродинамические свойства, взаимосвязи между которыми определяют более сложные образования индивида: структуру потребностей и сенсомоторную организацию. Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента и задатков.

Классификация индивидных свойств по Анаьеву:


  1. Возрастно-половые свойства :
- возрастные стадии – последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида (возраст и фаза жизни);

Половой диформизм – это физическое различие между полами, обусловленное биологически (разделение на 2 формы: мужскую и женскую)

2. Индивидуально- типические свойства :

Конституция индивида – телосложение и биохимические свойства;

Нейродинамические свойства мозга - генетически детерминированные особенности нервной системы – сила, подвижность и уравновешенность нервной системы, также динамичность, лабильность и активированность;

- функциональная ассиметрия полушарий мозгаспецифические особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящее к тому, что при осуществлении одних ПФ главенствует левое, а др. – правое полушарие (левое – речь, правое – слух, зрительно-пространственная ориентация).


Два указанные выше класса индивидных свойств в школе Б.Г.Ананьева называют первичными и считают, что они определяют динамику таких вторичных индивидных образований, как психофизиологические функции и органические потребности.
Не смотря на то, что индивидные свойства заложены природой, в процессе онтогенетического развития они меняют свою организацию, усложняются.

3. Наивысшая форма интеграции ИС – темперамент и задатки.


Темперамент – динамические характиристики психической деятельности.

Выделяют 3 сферы проявления Т: 1)общую активность – интенсивность и бъем взаимодействия чела с окруж. средой-физической и социальной. Чел м. б. Пассивным, активным, стремительным, инициативным, спокойным и тд.

2) особенности моторной сферы – частные выражения общей активности (темп, быстрота, ритм и общее кол-во движений и тд);

3) св-ва эмоциональности – впечатлительность, чувствительность, импульсивность.


Задатки – анатомо-физиологические особенности НС, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

Типологические св-ва НС, определяющие скорость образования временных связей, их прочность, легкость дифференцировок; анатомические особ-ти строения анализаторов и отдельных областей коры ГМ.


Темперамент и задатки не представляют собой свойств личности и не являются её основой.
Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.
Асмолов А.Г. выделил общие особенности индивидных свойств, которые говорят о их неоднозначной роли в формировании личности - являясь предпосылками развития инвидуализируясь в процессе онтогенеза, остаются безличными.

Они определяют формально - динамический характер поведения , определяют диапазон выбора деятельности , не имеющей социально существенного приспособительного значения. Индивидные свойства включаются в структуру личности, невозможно рассматривать личность не рассматривая свойства индивида .


Tаким образом, Индивидные свойства отражают такие особенности индивида как возрастно-половые свойства и индивидуально - типические, которые развиваются в процессе онтогенетической эволюции . Высшей формой интеграции этих свойств являются темперамент и задатки.
Роль индивидных свойств: 


1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов. 


2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности). 


3. Индивидные свойства приобретают особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут). 
 Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчиняются сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности. 
 Использование индивидных свойств как знаков лежит в основе происхождения индивидуальных стилей и открывает большие возможности компенсации и коррекциии.

Изучение индивидных предпосылок развития личности заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии, а также как они преобразуются.

Отдельные индивидные свойства и их роль. 


Возраст - с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация. Сенситивные периоды - периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям. Критические периоды - наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям ("повреждаемость"). Потребности - если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) - они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности. 
 Пол - предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.

В леонтьевском понимании личности можно выделить следующие аспекты:


  1. Индивидные свойства человека (то, что к личности не относится). Это прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: «физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность», природные задатки, а также прижизненно приобретенные навыки, знания и умения, в том числе профессиональные.
Понятие «индивид», по А.Н. Леонтьеву, отражает:

  1. целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида; 2) особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей того же вида.

  1. Личность – это образование особого типа. Это – психологическое новообразование, порождаемое жизнью человека в обществе . Образующими личность и одновременно формами ее реального бытия являются общественные отношения, в которые субъект вступает в процессе деятельности.
Соподчинение различных деятельностей создает основание личности. Психологически иерархия деятельностей выражается в иерархии мотивов. Развитие, трансформации, смещения мотивов образуют «жизнь человека как личности».

  1. Формирование личности происходит в онтогенезе. Ни животное, ни новорожденный ребенок не могут быть личностью. Первые «узлы» личности завязываются тогда, когда непосредственные побуждения ребенка начинают подчиняться социально заданным мотивам. Второе рождение личности происходит, когда процесс соподчинения мотивов из стихийного превращается в сознательный, когда в сознании субъекта начинают активно соотносится различные мотивы, осуществляться их подчинение и переподчинение. Это событие знаменует «подлинное рождение личности», которое меняет «ход всего последующего психического развития».

  1. О соотношении индивидных и личностных свойств. В процессе онтогенеза индивидные свойства, в т. ч. генотипически обусловленные, могут многообразно меняться, однако от этого личностными они не становяться. Личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами. Они не определяют складывающейся личности, а составляют предпосылки и условия формирования последней. Позже они могут выступить как предмет действий или отношений субъекта к его собственным природным или приобретенным не личностным особенностям.

«Психология личности» Гиппенрейтер, Пузырей, Архангельская

Каждый из нас играет свою роль в этой жизни, навязанную нам другими людьми, либо выбранную нами самими. Эта тема достаточно интересная, потому я ее уже затрагивал в своих ранних статьях. Помимо психологического анализа, тема ролей обращает еще и философский взгляд на себя. Поведение человека не является загадкой, но и не изучено до конца, что придает такой науке как психология, большие перспективы. Вы только вдумайтесь в суть вопроса о ролях человека, которые полностью формируют его поведение. Не надо только путать роль с маской, которую человек сознательно может на себя нацепить, дабы казаться тем, кем он хочет казаться. Роли в отличии от масок, человеком практически не осознаются, они им в основном управляют, если конечно он не возьмет их под контроль. Роль – это рефлекс, реакция, как инстинкт, только с определенным подтекстом. В отличии от инстинкта, роль – это полностью продукт человека, это продукт внешней информации, которая переходит во внутреннюю суть человека. Чтобы было понятнее, давайте рассмотрим пример с несколькими ролями, которые управляют нашим поведением.

Допустим, вас обманули, и вы обижаетесь или злитесь, и вам кажется, что это вполне естественная реакция, которая должна быть в таком случае. Но это не так, это не естественная реакция, это ваша роль, и ей вы научились в процессе жизни. Кто-то научил вас испытывать обиду, злиться, переживать, ревновать, думать определенным образом и так далее. Все ваше поведение, это лишь смена ролей, согласно тем условиям, что вас окружают. А раз так, значит вы полностью предсказуемые и управляемые, чем разумеется можно пользоваться. И не надо думать, что это какой-то заговор группы лиц, которые пытаются подчинить вашу волю себе, это продукт социального происхождения, который возник в результате нашего взаимодействия. Ребенок берет пример с того что он видит, он культивирует то, чему его учат, ведет себя согласно окружению, полностью повторяя модель поведения других людей. Если бы он жил в лесу, подобно Маугли, тогда бы у него была роль соответствующая его окружению, он был бы диким и вел себя аналогично диким зверям. И большинство людей даже не понимают всей природы своего поведения, не говоря уже о способности им управлять.

В психике заключается великая сила, о чем еще говорил Карл Юнг, но взять эту силу под контроль чрезвычайно сложно. Например такая элементарная вещь как контроль собственных эмоций, требует от человека невероятных усилий. И роль требует того же, достаточно нацепить на человека униформу, и он уже олицетворяет себя с той личностью, которую ему навязали. Все роли навязываются, в социуме это вполне естественный процесс. Он отображает интересы социума и в какой-то степени интересы личности, только вот не всегда роль может быть уместной. Да и потом разве не интересно каждому из нас знать ту истину, которая имеет место в каждой конкретной ситуации?

Скажем отреагировали вы на ситуацию определенным образом, согласно реакции той роли, которую вы исполняли в это время. Но так ли должно было быть на самом деле, или быть может у этой ситуации, было иное решение? Этот вопрос тем более интересен, чем больше вы осознаете природу своего поведения. Самый простой способ к сознательности и определения себя как личности – это анализ каждого своего действия, каждого желания и поступка согласно ему. Вы должны пытаться понять, почему вы делаете то, что делаете, что толкает вас на это.

Если вы найдете исток этого толчка, вы поймете найдете и его природу, вы найдете ту роль, которая включается в вас в конкретной ситуации. Понять что она из себя представляет и что дает, уже вопрос технический, примеров аналогичного поведения вокруг вас предостаточно. Все роли идут из детства, и дополняются в течении всей жизни. Я считаю, что свобода человека определяется прежде всего свободой его разума, ничто так не угнетает человека, как роль угнетенного, которая давит на его психику. Одна большая роль которую мы все вынуждены играть – это роль жизни, ведь каждый из нас должен жить согласно задумке нашего создателя. И если роли являются неотъемлемой частью нашей жизни, лучше выбрать ту, что максимально приближена к совершенству.

Стать человеком просвещенным, может далеко не каждый, я не собираюсь философствовать на тему ролей, как собственно и в отношении всей психологии человека. Быть может я сделаю это в своих книгах, но сейчас могу сказать только одно, что каждому из нас под силу выбрать себе роль. Например вы можете не злится, а искать решение, не обижаться, а анализировать, не плакаться, а действовать и так далее. Зачем вам слабые роли, лучше уж быть сильным в этой жизни. Самый простой и примитивный способ определится с ролью – это самовнушение, это гораздо проще чем искать просветление, а результат придет быстро.

Роль – это определенное состояние психики в конкретный момент, и это состояние должно быть наиболее эффективным и адекватным действительности. Проще говоря правильно себя вести, это выходить победителем из каждой ситуации, к чему можно придти если работать над этим. Это не теория и не философия, это практическая часть жизни, роль которую вы сами себе выбираете, будет вашей сознательной ролью, и тогда вы будете ею управлять сами, в отличии от тех ролей которые управляют вашим поведением, находясь глубоко в подсознании.

1.Проблема изучения историко-эволюционных закономерностей, которым подчиняется развитие индивидных свойств человека в антропогенезе и онтогенезе.

Представления о преобразованной форме действия биологических закономерностей в условиях соц. образа жизни

2.Что представляют собой индивидные св-ва человека?

3.Вопрос о месте индивидных св-в человека в организации личности и ее развитии

Роль биол. закономерностей в истории человечества? (Алексеев):

1.ЕО – основная движущая сила эволюции

2.С началом развития человеческого об-ва исчезло любое влияние эволюции

3*. Северцов: преобразование закономерностей биологической эволюции. Быстрая эволюция социального образа жизни ведет к тому, что в своем развитии индивидные св-ва человека начинают развиваться за счет возникновения «функциональных органов» (Леонтьев), обладающих неограниченной возможностью адаптации к изменяющемуся миру.

Историко-эволюционный деятельностный подход: преобр.закономерностей биологической эволюции и выработка культурных средств, с помощью кот. человек в опред. пределах начинает подчинять себе «функциональные органы»

Гипотеза «рассеивающего отбора». Алексеев. Отбор не стабилизирует изменчивость вида в целом, а закрепляет каждую отдельную вариацию, потому что почти всегда для нее будет найдено местов разнообразной, вечно меняющейся природной среде.

Индивидуальные различия как неповторимые, уникальные, самобытные черты единичного человека (конституциональная, дифференцальная, характерология, гуманистическая, персонология, психоанализ)

Направления исследования псих. личности: феноменографический и историко-эволюционный.



Общая схема индивидных свойств человека наиболее полно описана Б.Г. Ананьевым. Понятие «индивидные свойства» человека, введенное Б. Г. Ананьевым, в отличие от более распространенного термина «индивидуальные свойства» более однозначно и жестко ориентирует на изучение органических предпосылок развития личности.

Индивидные свойства подрасчленяются на два широких класса: класс возрастно-половых свойств и класс индивидуально-типических свойств. В свою очередь индивидуально-типические свойства расчленяются на три группы: конституциональные особенности (телосложение и биохимические свойства индивида); нейродинамические свойства человека; особенности индивида, связанные с функциональной геометрией больших полушарий. В школе Б. Г. Ананьева указанные два класса индивидных свойств называют первичными и полагают, что они определяют динамику таких вторичных индивидных образований, как психофизиологические функции и органические потребности. Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.

Особенности, характеризующие роль индивидных свойств человека в регуляции поведения личности:

1.Эти свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов. Так, например, как отмечает Мерлин, темперамент не определяет содержание отношения личности к действительности, а оказывает влияние лишь на форму выражения этого отношения в поведении человека. Если это не учитывать, то в итоге создаются типологии личности на основе индивидных свойств (Кречмер, Шелдон, Айзенк и т.д.) + могут возникнуть иллюзорные надежды, что можно управлять поведением личности с помощью воздействий биологического характера. Нужно изчать индивидные свойства не сами по себе, ибо они так безличны, а исследовать их преобразования, претерпевание ими трансформации в процессе деятельности человека в обществе.

3.Индивидные свойства (тип НС, конституция, задатки, экстраверсия или интроверсия и т.п) определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного значения (помешает или нет челу быть оратором дефект речи зависит от его отношения к этому).

3.Когда человеку говорят о его индивидных свойствах, они означиваются, происходит их символизация. При превращении индивидных свойств в знаки происходит переход от объективной детерминации поведения к предметной детерминации поведения. Вследствие этого перехода у чела возникает образ его индивидных свойств и появляется возможность произвольного управления своими собственными телом так же, как он управляет теми или иными предметами действительности. Напр., образ собственной болезни возникает при общении с врачом. Своими индивидными свойствами можно научиться управлять (напр., БОС), но в реальных жизненных ситуациях многие из них выступают как автономно регулирующиеся системы индивида, подчиненные децентрализованному управлению.

Экономические и социальные последствия безработицы в России считаются одной из наиболее актуальных проблем современности. Нетрудоустроенность населения представляет наивысшую угрозу благополучию государства. Рассмотрим далее, какова социально-экономическая сущность, последствия безработицы.

Актуальность вопроса

Безработица влияет почти на все сферы общественной жизни. Наиболее остро проблемы проявляются в следующих областях:

  1. Политике. Под действием рассматриваемого явления происходят изменения, которые могут проявляться в виде как безответственного популизма, так и усиления авторитаризма власти.
  2. Экономике. Хозяйственная система сжимается при неэффективном использовании ресурсного потенциала государства, поскольку нетрудоустроенные граждане не принимают участия в производстве национального продукта и формировании дохода.
  3. Социальной сфере. Она начинает деградировать на фоне падения морали, под давлением пьянства, преступности, кризисов в семейных отношениях, усиления психосоматических расстройств и прочих негативных тенденций.

Ключевые проблемы

Нетрудоустроенность граждан указывает на недоиспользование производственных мощностей. Часть населения лишается зарплаты. Соответственно, экономические и социальные последствия безработицы в РФ в первую очередь проявляются в потере гражданами средств к существованию. В законодательстве страны установлена обязанность субъектов осуществлять налоговые отчисления с дохода. Поскольку у нетрудоустроенных граждан его нет, бюджет лишается части средств, которые могли бы его пополнить.

Люди, которые не работают, со временем теряют квалификацию. Кроме этого, экономические и социальные последствия безработицы проявляются в устаревании знаний, которыми обладает трудоспособное, но не осуществляющее профессиональную деятельность население. Субъекты, не участвующие в производстве благ, начинают терять уважение к себе и уверенность. Безработица – это бездействие. Оно может спровоцировать деградацию личности.

Экономические и социальные последствия безработицы для общества являются актуальной проблемой еще и потому, что большой процент среди нетрудоустроенных составляет молодежь. Из-за этого усиливается угроза разгула преступности. Нетрудоустроенное население переживает стресс. Он в свою очередь способствует ухудшению состояния здоровья, появлению разнообразных патологий. Однако на лечение у граждан зачастую не хватает средств.

Это далеко не все социально-экономические последствия безработицы (занятости). Если процент нетрудоустроенных превысит предельно допустимый показатель, вероятно обострение конфликтов между разными слоями населения. Критической величиной считают 10-12%.

Статистика

За время реформ в России наивысший уровень безработицы отмечался в феврале 1999 г. В тот год количество нетрудоустроенных граждан составляло 10.4 млн человек. Это приблизительно 14,6%. С течением времени число стало уменьшаться. На 2005 год количество безработных в РФ было 5,2 млн. Вместе с этим от 1992 до 2003 года отмечалось увеличение средней продолжительности периода поиска работы – с 4,4 месяцев до 8,5. На конец 2006 года уровень безработицы в стране находился на отметке 7%.

Предпосылки

В начале 1990 годов в России принимались решения, касающиеся либерализации рынков. Предполагалось их открытие для потенциальных участников: и зарубежных, и отечественных. Кроме этого, началась либерализация цен. Правительство оценивало вероятный масштаб безработицы.

Стоит отметить, что отечественная промышленность была неконкурентоспособной. Предприятия страны по своей производительности отставали от зарубежных в 2-3, а иногда и более раз. В связи с этим предполагалось, что после открытия рынков начнется активное вытеснение отечественных компаний. В сложившейся ситуации необходимо было политическое решение. Вариантов было два:

  1. Проводить жесткую перестройку структуры хозяйственной системы через банкротство компаний, которое спровоцировало бы резкий скачок безработицы.
  2. Поддерживать неэффективные производства при сохранении формального высокого уровня трудоустроенности граждан.

Правительство выбрало второй путь, опасаясь открытого конфликта. Поддержка неэффективных производств вскоре привела к высокой инфляции и кризису госфинансов.

Безработица: виды и социально-экономические последствия

Существует несколько типов рассматриваемого явления. В экономической теории выделяют безработицу:

  1. Фрикционную. Она возникает в связи с поиском вакансии. То есть безработными являются граждане, уволившиеся с одного предприятия, но еще не устроившиеся на другое.
  2. Структурную. Она более продолжительна, чем первая. Возникает такая безработица вследствие запаздывания реакции структуры трудовых ресурсов на изменение спроса на них.
  3. Сезонную. Она возникает в тех сферах, где люди заняты определенное время: в сельском хозяйстве, туристическом бизнесе и пр.

Характеристика

Как правило, фрикционная безработица является непродолжительной. Она показывает нормальный ход процесса перераспределения раб. силы. В связи с этим ее считают неизбежной и в ряде случаев желательной. В процессе развития экономики имеют место изменения в структуре потребительского спроса и используемых производственных технологиях. Поэтому на рынке начинает сокращаться потребность в одних трудовых ресурсах, возникает необходимость в других.

При этом существующая их структура реагирует на такие изменения с опозданием. В результате возникает безработица. Действующим кадрам необходимо пройти переподготовку. Это требует определенного времени. Как правило, большая часть сотрудников успешно проходят этот период. Но некоторым гражданам достаточно сложно перестроиться на новую систему, поэтому они становятся безработными надолго.

Экономические и социальные последствия безработицы

Нетрудоустроенность граждан влечет за собой существенные издержки. В частности, предприятия выпускают меньший объем продукции, не полностью используют производственные мощности. Зависимость между уровнем безработицы и отставанием объема внутреннего продукта выражается в законе Оуксна. При превышении фактического ее параметра над естественным на 1% показатель фактического ВНП от потенциального отстает на 2,5%.

Экономические и социальные последствия безработицы проявляются в существенном снижении качества жизни населения, которые оказались нетрудоустроенными. Это обуславливается тем, что профессиональная деятельность для многих выступает в качестве единственного источника дохода. На рынке труда в такой ситуации повышается конкуренция. Поэтому существенно снижается уровень зарплаты людей, которые заняты на предприятиях.

Нетрудоустроенные граждане имеют право на пособие. Однако государственное обеспечение формируется из бюджета, доходная часть которого, в свою очередь, складывается из обязательных отчислений (НДФЛ и пр.). Таким образом, экономические и социальные последствия безработицы проявляются и в усилении налоговой нагрузки на тех граждан, которые устроены на предприятиях.

Заключение

Последствия безработицы, рассмотренные выше, указывают на то, что данное явление очень опасно для общества и личности. Оно требует активного участия государства. Правительственные программы должны быть ориентированы не только на устранение последствий, но и на предупреждение кризисных явлений в обществе.

Одновременно многие специалисты считают, что нетрудоустроенное население формирует резерв, который необходим для нормального функционирования хозяйственной системы. В связи с этим государственная политика нацелена, с одной стороны, на формирование мобильных ресурсов рабочей силы, а с другой – на предотвращение и устранение отрицательных последствий безработицы.