Много денег что делать. Что делать если ты должен три миллиона, а денег нет? Установка: Денег всегда хватает на все.
Ожидалось даже меньше, а пришло больше. Деньги всегда приходят в избытке. У меня много денег

Много денег что делать. Что делать если ты должен три миллиона, а денег нет? Установка: Денег всегда хватает на все. Ожидалось даже меньше, а пришло больше. Деньги всегда приходят в избытке. У меня много денег

Достигнув в материальном мире определенных высот, человек часто остается неудовлетворенным, т.к. достигнутые цели не приносят душевного спокойствия. В жизни любого человека когда-нибудь наступает момент, когда он задает себе вопросы, касающиеся самопознания, самоопределения и осознания своего предназначения. Поначалу поиск ответов, через процесс самопознания происходит во внешнем мире. Человек может перечитать огромное количество книг, перепробовать на себе кучу различных практик, удариться в религию. В какие-то моменты может казаться, что истина, наконец, достигнута. Но на смену одной концепции приходит другая, и процесс может продолжаться бесконечно.

Что такое самопознание?

Самопознание – это процесс осознания себя: своей глубинной сути, смысла жизни, своих физических и психических возможностей. Эта потребность изначально заложена в человеке, в отличие от животных. Во всех религиях, особенно восточных, самопознание считается средством постижения единства с Богом, оно дает возможность найти внутри себя неисчерпаемый потенциал и успешно применить его в жизни.

Человек все основное в жизни делает сам: выбирает цель, совершает и исправляет ошибки, строит отношения с другими людьми. Придя к пониманию смысла и осознанию своих способностей, он становится интересным не только другим, но и самому себе, повышается личная самооценка, качество и полнота жизни.

Я-концепция и этапы ее эволюции

Я-концепция – это представления человека о себе и о своей роли в окружающем мире. Она может не соответствовать реальному положению вещей и приводить к конфликтам с реальностью. Если она адекватна реальности, то человек благополучно приспосабливается к миру и достигает в нем определенных успехов. В своем развитии осознание себя проходит несколько этапов:

  1. Первичное самопознание – оно предполагает доверчивое восприятие мнений о себе других людей.
  2. Кризис первичного самопознания – в определенный момент человек понимает, что мнения различных людей отличаются и могут быть противоположными. Человек начинает формировать свое собственное мнение.
  3. Вторичное самопознание – происходит изменение привычных представлений человека о себе и начинается активное самопознание. Старая Я-концепция отвергается или существенно пересматривается, человек приходит к необходимости переделывать себя. Происходит то, что Дейл Карнеги назвал «Я – это не то, что вы обо мне думаете».

Методы самопознания

Самопознание начинается в тот момент, когда человек обнаруживает в себе определенные черты или характерные особенности поведения , оно происходит с использованием следующих методов:

  1. Самонаблюдение. Этот процесс в психологии называется интроспекция и его цель заключается в наблюдении за своими внутренними ощущениями и поведением.
  2. Сравнение. Человек начинает себя соотносить с другими людьми, со своими идеалами и нормами поведения в обществе.
  3. Моделирование личности. Этим методом определяются личные симпатии и антипатии, исследуются причины конфликтов и на основе полученных выводов строятся новые отношения с людьми.
  4. Метод единства противоположностей. Человек начинает понимать, что определенные его качества в зависимости от ситуации могут быть как положительными, так и отрицательными. Здесь решающую роль играет приятие себя как есть (со всеми достоинствами и недостатками).
  5. Познание других людей с позиций новых знаний. Человек сравнивает себя с другими и дает оценку их поведения.

Средства самопознания

Самопознание приводит человека к лучшему пониманию себя, повышению его самооценки. Периодически возникает необходимость самопроверки, для которой используются следующие средства:

  1. Самоотчет. Он может быть в форме дневника, блога, статей на тему личного развития, а может, в форме простого размышления и сопоставления.
  2. Фильмы, книги, театральные спектакли дают возможность поставить себя на место героев и оценить реально свои способности.
  3. Изучение психологии поможет точнее ориентироваться в происходящих событиях и давать оценку своего поведения уже с научной точки зрения.
  4. Прохождение различных тестов даст возможность оценить достигнутый уровень личностного роста.
  5. Консультации психолога помогут человеку выявить проблемы внутри себя и найти пути их решения.
  6. Социально-психологические тренинги – отличное средство ускорить и стимулировать дальнейший процесс самопознания.

Человек в конце концов понимает, что главная цель – это научиться жить и наслаждаться жизнью. Это понимание может прийти не сразу, а лишь после страданий или долгого жизненного пути, позволившего получить необходимый опыт. А может произойти мгновенно, подобно озарению. Если человек становится на путь самопознания , это неминуемо произойдет.

Самопознание личности - сложный процесс изучения индивидом самого себя, в результате которого в его сознании отражается весь континуум собственных свойств и качеств.

В психологии установилось единое мнение о том, что этот процесс имеет уровневую организацию. Разногласия касаются лишь числа таких уровней. Большинство отечественных психологов рассматривают развитие самопознания как двухуровневый процесс. Познание начинается (по А. Леонтьеву) с выделения внешних, поверхностных свойств и является результатом сравнения, анализа и обобщения, выделения самого существенного. Другими словами, на первом уровне идет накопление первичной фрагментарной информации о самом себе через соотношение себя с окружающим социальным миром. Этот уровень как бы подготавливает индивида к интенсивному и глубокому самопознанию, реализуемому на основе самоанализа.

На втором уровне индивид познает себя посредством оперирования полученными на первом уровне сведениями о себе. Наибольший поток информации теперь поступает не из сферы «Я - окружающий социальный мир», а замыкается на сфере «Я - Я».

К механизмам самопознания относят процессы идентификации, рефлексии и атрибутирования, находящиеся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Идентификация (лат. identificare - отождествлять) представляет собой мыслительную операцию (эмоционально-когнитивный процесс) различной степени осознанности (от неосознаваемой до полностью осознаваемой), с помощью которой индивид:
- опознает объекты (явления, процессы, путем сравнения их по какому-либо признаку и, устанавливая степень сходства или различия между ними, относит их к какой-то группе, виду, типу;
- отождествляет (приписывает себе, переносит на себя) характеристики других люден на основании принятия их ценностей и норм (или прямого подражания им);
- проецирует себя на другого человека, наделяя его своими собственными личностными характеристиками;
- постигает и проникает в перелсивание другого человека, ставя себя на его место и проявляя при этом готовность эмоционально откликнуться на терзающие его проблемы (эмпатия).

Рефлексия (лат. reflexio - обращение; назад, отражение) - самопознание индивидом своих внутренних психических состояний. Она характеризует способность сознания индивида сосредоточиться на самом себе. В философии это понятие связывалось с размышлением человека о том, что происходит в его сознании, каково содержание его мыслей. Социальная психология расширила рамки понимания рефлексии. Здесь она переносится на взаимодействие двух человек или взаимодействие людей внутри более многочисленной группы и приобретает характер взаимного отображения индивидами друг друга. Каждый индивид не только стремится познать самого себя, но и понять, как он отображается в сознании других людей. Это отображается рядом позиций, образующих рефлексивный процесс:
- индивид А, каков он есть на самом деле;
- видение индивидом А самого себя;
- видение индивида А индивидом Б;
- индивид Б, каков он есть на самом деле;
- видение индивидом Б самого себя;
- видение индивида Б индивидом А.

Таким образом, рефлексия - это не только интроспективное погружение в мир своих психических процессов, состояний и свойств, но и осознание своих целей, мотивов и поведения, а также видение своего образа, складывающегося в мыслях собеседника.

Атрибутирование (англ. attribute - приписывать, наделять) - процесс наделения индивидом А каких-либо характеристик другому индивиду Б и приписывания ему каких-то личностных черт, мотивов, целей, установок на основании восприятия его текущего поведения. Чаще всего здесь имеет место стереотипное «достраивание» образа собеседника, приписывание причин его поведения. Атрибутирование рассматривается как один из основных механизмов социального восприятия, или восприятия человека человеком, в результате которого индивид расширяет рамки самопознания.

Атрибутирование обусловлено тремя взаимообусловленными факторами (по А. Бодалеву):
- особенностями внешнего вида и поведенческих манер собеседника, на которого направлен процесс атрибутирования;
- личностными особенностями субъекта атрибутирования (его характером, мировоззрением, установками, ценностями и др.);
- спецификой ситуации, на фоне которой: разворачивается процесс атрибутирования.

В психологии выделяют понятие каузальной атрибуции (лат. causa - причина) как факта интерпретации индивидом А причин конкретного поведения индивида Б на основе признаков, полученных в процессе межличностного восприятия.

Самопознание – это процесс постижения личностью самой себя. Через самопознание человек осмысливает себя, как личность, познает свое «Я», изучает свои психологические и физические способности. Самопознание является психическим процессом, который обеспечивает целостность, единство и развитие личности. Зарождается этот процесс в младенчестве и реализовывается на протяжении всей жизнедеятельности.

Чтобы понять, что такое самопознание, следует проследить основные аспекты его формирования. Процесс самопознания формируется поэтапно по мере отображения внешнего мира и постепенного познания самого себя, как уникальной персоны.

Самопознание личности включает три уровня, которые соответствуют трем сферам организации индивида. На биологическом уровне совершается познание себя, как отдельного, автономного организма. Социальный уровень выражает способность к изучению, овладению умениями и освоению норм поведения в обществе. Личностный уровень представляет способность осуществлять выбор, принимать решения, согласовывать свое поведение, организовывать свою жизнь.

Самопознание и развитие личности

Самопознание и развитие личности – это категории, которыми обеспечивается успешность и результативность самореализации человека.

Самопознание личности – это оценивание человеком самого себя, способность объективно взглянуть на себя и умение отнестись к себе, как объекту познания.

Развитие обозначает умение совершенствовать свои потенциальные возможности собственными силами, чтобы достигнуть наивысшего уровня развития.

В психологии существует научная концепция, согласно которой процесс самопознания имеет некоторые смысловые характеристики, представленные определенными аспектами: здоровье человека (психологическое и психическое); личностный потенциал (оптимальная реализация потенциала); гармония (внутреннего мира и психологическая зрелость). Все эти аспекты взаимодействуют и работают целостно, обусловливая высокую эффективность самопознания личности.

Самопознание, как и саморазвитие личности, довольно продолжительные во времени процессы. Они осуществляются в течение целой сознательной жизни .

Начинается самопознание с раннего возраста. Дети развиваются, познают, на что они способны, учатся отличать себя от других объектов внешнего мира, знакомятся с окружающим миром с помощью механизмов подражания. Психика малыша раннего возраста настолько восприимчива, что он, как губка впитывает буквально все, что происходит вокруг него, всю информацию о предметах и процессах, при этом, не делая различия в содержании (нужна ли ему подобного рода информация, что плохое, что хорошее и что именно ему необходимо). Ребёнок начинает осознавать смысл предметов и разделять воспринятую информацию, когда саморазвитие личности становится еще более сформированным, примерно после трехлетнего возраста.

Существует много различных теоретических подходов и концепций саморазвития человека. Например, самоконцепция, она предполагает способность и готовность человека к процессу саморазвития.

В процессе возрастного формирования человек создает ряд собственных убеждений относительно себя самого и находит такой личностный мотив, который становится основным побуждением к саморазвитию и определяет поведение человека. Относительно этого мотива создается определенное содержание размышлений и чувств человека, вырабатывается специфика его поведения, личностное отношение к окружающему миру и мировоззрение. Из данной теории следует, что каждый индивид создает собственный жизненный сценарий и может его совершенствовать через изменение сознания и способа мышления.

Теория самоконцепции закладывает структуру личности, заключающуюся в тройственности образа человеческого «Я».

«Я» — идеальное – составляет четкое представление человека о его уникальности, его личных особенностях, мечтах, идеалах и надеждах. «Я» — идеальное является интегрированным образом идеального человека для конкретной личности. Такой идеал совмещает в себе самые лучшие качества, желаемые черты характера, оптимальные поведенческие паттерны и жизненные ценности.

«Я» — реальное – это собственный образ человека, то, как он видит себя, каким он есть на самом деле в действительности. Это своего рода внутреннее зеркало, отражающее настоящую личность, ее поведение, мировоззрение и прочее.

Как сам человек оценивает себя, отображает уровень его , дает ощущение себя привлекательным или выражает неудовлетворенность собой. Зависимо от уровня самооценки, она или поддерживает индивидуальность или загоняет человека в рамки, чем причиняет большой личностный дискомфорт.

Саморазвитие человека в представленной концепции происходит, как процесс взаимодействия и интеграции всех компонентов «Я».

Начальный этап предусматривает создание собственного идеального образа совершенного человека по определенным характеристикам, что дает возможность максимально точно увидеть задания саморазвития и подобрать для этого необходимые оптимальные методики. Мышление саморазвивающегося человека направлено на то, чтобы хотя бы в пределах 15 минут каждый день анализировать собственное мнение. Таким образом, постепенно развивается представление о способах, пользуясь которыми можно приблизиться к желаемому идеалу (как нужно вести себя, с кем общаться, что делать). Если человек соблюдает все эти правила и задачи, то он все больше близится к своему идеалу, и понемногу уменьшается расстояние между «Я» — идеальное и «Я» — реальное. Компонент «Я, как оцениваю себя сам» поможет увидеть в правильном ли направлении движется человек.

Самопознание и развитие человека – это два неразрывных между собой процесса, происходящих в личности. Когда человек не понимает и не воспринимает себя, как уникальную личность, он не сможет конструктивным образом саморазвиваться, не будет знать, в каком направлении ему двигаться и соответственной у него тоже не будет.

Самопознание возникает и развивается по мере того, как человек созревает и взрослеет, также под воздействием того, как развиваются психические функции и расширяются контакты с окружающим миром.

Самопознание и самооценка также имеют тесную связь и вместе влияют на процесс саморазвития. Существуют три главные мотивы, через которые человек обращается к самооценке: понимание себя; рост собственной значимости; . Уровень самооценки также имеет связь со степенью удовлетворенности человека самим собой и тем, чем он занимается.

Адекватная самооценка соответствует действительным возможностям, и способствует лучшему саморазвитию человека, искаженная самооценка препятствует этому.

Самооценка повышается, если человек добивается успеха в каком-то деле или в результате снижения требований к идеалу. Если реализовывается самопознание и самооценка личности адекватная, у человека сложится положительный образ самого себя, чем, если бы человек был с низкой самооценкой и придавал почти всем своим качествам негативную оценку.

Чтобы понять, что такое самопознание, нужно рассмотреть этот процесс поэтапно.

Процесс самопознания имеет несколько этапов. На этапе первичного самопознания происходит самопознание человека с помощью других людей. Такое самопознание рецептивное и конструирующее. Здесь человек доверчиво воспринимает мнение окружающих, создается его «Я-концепция», которая формируется под влиянием оценок и суждений окружающих. На этом этапе могут произойти проблемы несоответствия взглядов окружающих людей и самого человека.

После первичного самопознания, вторым этапом является кризис первичного самопознания. На этом этапе появляются несогласованные суждения о личности, которые исходят от окружающих людей, возникают внутренние изменения, не вписывающиеся в привычный образ личностного «Я» – все это обуславливает возникновение когнитивного диссонанса, который также требует разрешения. Возможно, самопознание, как познание самого себя, а не другими возникает именно от встречи с опытом, который не входит в привычную «Я-концепцию». Также кризис приводит к тому, что изменяется роль мнения других в самопознании. Личность больше не ориентируется на суждения других и человек переходит к самоопределению.

Третьим этапом самопознания является вторичное самопознание. Этот этап представлен изменением представлений личности о себе. Здесь процесс самопознания достаточно активен, поскольку человек научился полностью определять себя сам. Мнение других теперь играет пассивную роль, поскольку человек отдает предпочтение собственным представлениям. Такое познание реконструирующее, поскольку «Я-концепция» переопределяется на базе существующего представления, и человек ставит под сомнение истинность привычной конструкции, он переделывает себя соответственно собственного плана.

Виды самопознания

Процесс самопознания можно представить в виде очередности следующих действий: выявление в себе какого-то личностного качества, фиксация этого качества в сознании, анализ, оценивание и принятие качества. Если человеку свойственна высокая эмоциональность и непринятие себя, у него могут развиться комплексы, а сам процесс превратится в «самокопание». Поэтому важно, чтобы в самопознании, также как и в других процессах, соблюдались определенные рамки.

Процессы самопознания и саморазвития становятся еще более эффективными, если человек обладает знаниями об основах психологии личности и психологии чувств.

Существуют такие способы самопознания личности: самонаблюдение (наблюдение за своим поведением и мыслями, внутренними процессами); самоанализ (анализируются те вещи, которые обнаружились в результате самонаблюдения, определяются причинно-следственные связи, человек анализирует те характеристики, которые ему открылись); сравнение (сопоставление себя с другими людьми, с идеалами, образцами); моделирование личности (человек моделирует собственную личность, через отображения своих отдельных характеристик и отношений с другими, используя знаки и символы); осознание противоположностей (человек осознаёт наличие противоположностей какого-нибудь качества или поведенческой характеристики).

Последний способ (осознание противоположностей) используется на поздних этапах самопознания, когда личностная характеристика выделенная и анализированная. Отдельные личностные качества человека одновременно могут иметь положительную и негативную стороны. Если человек научился находить положительную сторону характеристики, в которой ранее видел только негатив, то болезненность ее принятия будет меньшей, а человек будет чувствовать себя сильнее. Этот последний момент очень важен, потому что самопринятие имеет очень большое значение в самопознании, саморазвитии и .

Способы самопознания способствуют не только лучшему пониманию человеком себя самого, но и познавать других людей. Если человек осознает себя, как личность, наделяет себя определенными характеристиками, он также сможет сравнить себя с другими, чтобы хорошо понимать, в чем заключается его отличие от других.

Выделяют следующие средства самопознания человека: самоотчёт (например, в виде дневника); просмотр фильмов, чтение литературы с обращением внимания на психологические образы героев, сопоставление себя с этими героями; изучение психологии личности, социальной психологии; прохождение психологических тестов.

Существуют также специальные средства самопознания, которые составляют различные формы деятельности психолога: индивидуальное консультирование, где психолог грамотно составляет индивидуальный план работы с клиентом, в результате применения которого, клиент способен максимально раскрыться, понять проблемы и найти внутренние ресурсы для разрешения этих проблем; групповая работа в рамках социально-психологического тренинга, в котором отношения строятся таким образом, что в группе происходит интенсификация процессов самопознания и познания других.

Каждый человек на протяжении всей своей жизни – неважно, долгая она или до невозможности короткая, стремится к основной цели – самопознанию. А вы подумали, что это будет счастье или деньги?! Деньги являются инструментом для достижения чего-либо, счастье - это состояние, следствие, но никак не цель. А вот самопознание как процесс и как одна из ключевых целей человека, - очень трудоемкий и эмоционально тяжелый период. Но в тот момент, когда будет достигнут высший уровень вашего сознания, когда все внутренние барьеры рухнут – каждый осознает, что оно того стоило!

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Многие науки, да и в принципе, каждый человек по-своему понимает значение этого термина «самопознание», подразумевая что-то личное. Но тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что это сложный и многоуровневый процесс изучения и саморазвития личности. Можно даже сказать, что это обозначение внутренних границ и осознание полного спектра своих возможностей.

Сегодня мы поговорим о двух разновидностях самопознания, как они проявляются и что из себя представляют. Начнем, пожалуй с понятий опосредственности и непосредственности.

Непосредственное – его отличительной чертой является самонаблюдение, но практически полное отсутствие анализа как такового. Такой процесс самопознания чаще встречается у детей и подростков – они способны наблюдать за своим поведением, манерами, а также поступками со стороны, но при этом полностью не способны как-либо их проанализировать, для осознания собственных ошибок и их дальнейшего исправления;

Опосредованное – также, как и в первом случае присутствует самонаблюдение, но при этом ключевым фактором является тщательный анализ ситуаций, поиск возможных вариантов развития события, а в будущем готовность трезво и открыто принять получаемую «картинку».

Самопознание как процесс начинается с самого , практически с младенческого возраста. Сначала ребенок не способен выделять себя как единицу из окружающего мира, вся суть Вселенной заключается в его родителях, и они единое целое с ним. Однако начиная с возраста 5-8 месяцев, он начинает понемногу отличать себя от остальных (если руководствоваться ). Начинается процесс самопознания – габариты собственного тела, его возможности, реакция остальных на проявления определенных эмоций и т.д. – в этот момент происходит самоузнование – основа и фундамент дальнейших этапов эмоционального и человека.

Именно на этой фазе, у человека формируется одна из важнейших составляющих самосознания как комплекса – самооценка (принятия самого себя, а также отношение к реальному образу). На формирование самооценки, как правило влияет отношения окружающих к субъекту: их отношение, модель поведения по отношению к нему, а также дополнительные, вторичные факторы общей социальной группы.

Этапы самопознания: пошаговая инструкция

Как и любой другой, процесс самопознания – это целый ряд стадий, при преодолении каждой, мы достигаем более высокого уровня самосознания. Всего выделяют 4 ведущих уровня .

1. Ведущие интересы и необходимые потребности – этот период проходит под лозунгом «Мое желание – закон». Самым главным для человека является достижение его желаний абсолютно любыми методами, не принимая во внимания возможные жертвы со стороны окружающих и не понимая, что для достижения, желаемого необходимо трудиться, возможно даже чем-то жертвовать.

В этом плане, вся ответственность лежит на родителях – ведь именно на их модели отношений в социуме, их отношению к прямым обязанностям, строит свою тактику отношений ребенок. Необходимо в первую очередь разъяснить ему, что его безусловно любят, а также ценят, но при этом – он не центр мира, а всего лишь малая его составляющая;

2. Я и социальное окружение – «Слово не воробей, вылетит не поймаешь». Данный этап наступает зачастую в 12-15 лет, то есть, в том возрасте, когда человек осознает силу сказанного слова, а также те последствия, какие оно может за собой нести. Главное, в этот момент помочь подростку осознать важность того, что он излагает и то, как это может сказаться на окружающих.

В этом возрасте нами правит не трезвость ума, а эмоции в чистом виде. Эмоциональность влияет в данный момент и на трезвую оценку самого себя, что приводит к внутреннему конфликту, последствия которого зачастую не проходят и во взрослой жизни;

Раскрытие внутреннего потенциала

3. Знания и навыки – «Учение- свет, а неученье – тьма». Именно на этом этапе, самопознание как процесс проходит катарсис. Человек понимает, что для достижение любых результатов, ему необходимы определенный набор умений. Он уже не стыдится неудачного результата, наоборот, для него это дополнительный стимул стать лучше, успешнее. Субъект не охраняет так рьяно свои внутренние барьеры, этакие защитные механизмы, в которых он нуждался на первом и втором этапе, отнюдь, он практически полностью снимает их, понимая, что в определенной степени зависим от социума;

4. – «Гений – 1% процент удачи, а остальные 99% — адский труд». Процесс самопознания на этом финальном этапе – вполне осознанный и что действительно важно – конкретный результат, достигнув которого, каждый может с уверенностью сказать: «я знаю самого себя»! Человек уже не зависит от остальных, он знает цену себе, своим трудам, достижениям. Он готов к новым свершениям, не боясь при этом «потерять самого себя». Открыт к диалогу с остальными и их конструктивной критике, понимая, что таким образом не потеряет достигнутый результат.

Такие четыре ступени проходит каждый из нас на трудном и извилистом пути к пониманию себя. Хочется также подчеркнуть, если у вас в определенный момент появиться искушение отступить от намеченной цели, просто вспомните, что вы не одни в своем стремлении стать лучше. Не зря существует поговорка – «все что не убивает делает нас сильнее».

Что характеризует процесс самопознания

Чаще всего, самопознание как процесс, лучше всего характеризует три термина: «рефлексия», «атрибутирование» и «идентификация». Давайте более подробно изучим данные понятия.

Итак, идентификация – представляет собой мысленный процесс, при помощи которого, объект изучает окружающую среду, социум, а также самого себя сравнивая себя с другими, примеряя их образ и поведение на себя.

Рефлексия — изучения самого себя и окружающих при содействии эмоций, и внутренних переживаний. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы дать правильную оценку той или иной ситуации, ведь если полагаться все время на трезвость ума, не беря в расчет чувства, можно навсегда потерять то, что отличает нас от животных – умение сострадать и сопереживать.

«Атрибутирование » — умение дать характеристику другим и себе в том числе, приписывая черты характера которые ему не свойственны. Проще говоря, стереотипное мышление, при помощи которого, зачастую составляется первое впечатление о человеке. Желательно, это умение развивать до максимальной отметки, что поможет вам в будущем. Определить приоритеты и основные направления мысли человека можно именно с помощью этого приема атрибутики. Довольно полезно иметь за спиной знания такого рода, особенно, если у вас партнерские отношения или бизнес, который построен на взаимном доверии.

Как сделать эффективным процесс самопознания

Конечно же, достичь той точки, в которой вы с уверенностью можете сказать «Я себя знаю» можно лишь с помощью длительных тренировок и погружения в свои внутренние «кулуары». Чтобы облегчить эту внутреннюю интеграцию, нужно всего навсего, немного свободного времени. Отличным упражнением для вас на следующие несколько лет должна стать медитация.

В начале пути будет довольно трудно сконцентрировать основное внимание на себе и на своих внутренних, глубоких духовных потребностях. Но со временем вы сможете медитировать даже по дороге на работу или во время приготовления пищи.

Техника «Дыхание на счет раз-четыре и два»

Предлагаем вам ознакомиться с 3 популярными , которые будут полезны начинающим. Начнем мы с упражнения, которое носит название «Дыхание на счет раз-четыре и два». Основа этой методики – глубокое и спокойное дыхание, что делает ее доступной и результативной не только для профессионалов, но и для новичков. В первую очередь, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Примите удобную позу, в которой можно без лишних усилий находиться 10-15 минут. Главное требование – ступни ног должны полностью соприкасаться с поверхностью пола, а спина быть ровной;
  2. Прикройте глаза и разместите руки на коленях;
  3. Сконцентрируйтесь на вашем дыхании – вы должны полностью прочувствовать весь процесс поступления кислорода в ваши легкие, как поднимается и опускается грудная клетка. Ощутите, как напряженность выходит вместе с выдохом;
  4. Спустя некоторое время, когда вы почувствовали, что полностью расслабились, кардинально измените ритм вашего дыхания. Делайте глубокий вдох на счет «раз», задержите дыхание до четырех секунд и сделайте выдох на счет «два».

Соблюдайте подобный ритм на протяжении 10 минут. Чтобы медитация не проходила для вас в тишине можно включить расслабляющую музыку, которая не будет резать ваш слух.

Как видите, такую технику можно использовать даже на работе, особенно в офисе. Когда у вас будет перерыв, никуда не спешите, включите в наушниках спокойную музыку и попробуйте повторить эти дыхательные упражнения. Вот увидите, даже работа после такого комплекса насыщения кислородом пойдет куда лучше. Медитация позволяет сфокусировать ваше внимание в одной точке, поэтому после, ваша наблюдательность будет на более высоком уровне. К тому же, так можно избавиться от рассеянности.

Медитация с огнем

Второй способ более подходит для домашнего использования, и называется он «Медитация с огнем». Главным принципом этой медитации является умение сосредоточить свое внимание на конкретном объекте. А в последствии, перенести его проекцию на свое подсознание.

В этом случае – роль такого объекта выполняют свечи, в дальнейшем их можно заменить на другие предметы. Во время медитации, вам необходимо выполнить следующее:

  1. Погрузите комнату в приятный полумрак (если это вечер – выключите основные источники света, если день – задерните шторы);
  2. Примите удобную для вас позу, но при этом спина должна быть ровной;
  3. Зажгите свечу. Зафиксируйте ее на уровне ваших глаз (не забываем о правилах безопасности). Сосредоточьте взгляд на пламени свечи, стараясь при этом абсолютно не моргать. Если у вас начинают слезиться глаза, то не стоит прекращать занятия – это нормальная реакция организма, которая ему только на пользу;
  4. Достигните того состояния, когда ваш разум будет занимать ни что иное, как только пламя свечи, а спустя некоторое время закройте глаза и «смотрите» тот же танец своим сознанием. По окончанию сделайте пару глубоких вдохов.

Эта медитация отлично подойдет для людей, которые уже начали путь познания. В будущем, это позволит контролировать процесс самопознания, научит абстрагироваться от ситуации в целом и поможет взглянуть на проблему под другим углом. Единственная ее трудность заключается в том, что многим очень трудно полностью «отключиться» от реальности, сводя таким образом все время медитации на нет.

Самопознание как процесс или методика абстрактного мышления

Последняя методика представляет собой абстрактное мышление, в основе которого мы представляем самопознание как процесс многоплановый. Рычаги этого механизма тесно связаны между собой, не стоит относится к этой идее слишком просто. Понять себя, взглянуть за ширму своего собственного восприятия с помощью символов и «отсылок» нелегко.

Будем называть этот интересный метод «Принятие своего тела». Только учтите один момент, что, если поза будет очень удобной, то есть шанс просто-напросто уснуть. Чтобы начать занятия необходимо сделать следующее:

  • Ляжете или сядьте в удобную для вас позу, но при этом – спина должна быть абсолютно ровная;
  • Начните глубоко дышать – представьте, как напряжение покидает ваше тело. Плавно, с каждым последующим выдохом. Продолжайте это действие на протяжении 3-5 минут;
  • Перенесите свой центр тяжести на кончики пальцев. Почувствуйте напряжение и постарайтесь распределить его по всему телу, постепенно освобождаясь от дискомфорта. Лучше всего делать это с закрытыми глазами, так вы достигните максимального уровня концентрации;
  • Постарайтесь переносить напряжение из одной точки в другую, двигаясь по кругу: от кончиков пальцев, макушки головы до середины груди;
  • Представьте, как вас обволакивает кокон спокойствия и защищённости, придавая вам силы и уверенности для дальнейших свершений целей.

Такие простые на первый взгляд методики, дают отличную возможность побыть один на один. Вы сможете провести анализ своих действий и поступков, который необходим для процесса самопознания. Эти упражнения не займут у вас много времени, а их простота позволит выполнять некоторые действия даже на рабочем месте.

Таким образом, самопознание как процесс долговременный, можно даже скачать, бесконечный, не отнимает у вас радости жизни или счастливые моменты. Вы должны приучить себя к тому, что самопознание, в первую очередь, протекает даже в тот момент, когда вы находитесь в состоянии сна. Что вы видите закрывая глаза? Может быть сны это отражение ваших мыслей?

Вывод

Подводя итог, следует сказать, что самопознание как процесс, присутствие которого крайне важно в нашей жизни, безусловно тернист и труден. У многих он вызывает сомнения в собственных силах, что на корню препятствует началу саморазвития как такового. Главное - понять для себя! Никто, кроме нас самих. не сможет пройти этим путем. Без трудолюбия, целеустремленности, а возможно даже жертвенности, невозможно понять свое внутреннее «Я». Все аспекты нашей сущности или как мы их часто называем «заморочки», и составляют эту непредсказуемую индивидуальность каждого человека.