Вправе ли налоговые органы осматривать жилые помещения. Осмотр помещения при налоговой проверке (Егорова Е.). Последствия отказа в доступе

Новая редакция Ст. 232 ТК РФ

Сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Комментарий к Статье 232 ТК РФ

Статья 232 Трудового кодекса РФ предусматривает взаимную ответственность сторон трудового договора за ущерб, причиненный одной из них другой.

На работников в связи с их трудовыми отношениями с конкретным работодателем, правилами внутреннего трудового распорядка и другими нормативными правовыми актами (инструкциями, положениями и т.д.) возлагаются обязанности по сохранности имущества работодателя. Выполнение этой обязанности предполагает и сохранность имущества других работников.

В то же время работодатель (организация), а также представляющий его в трудовых отношениях с персоналом руководитель (иные руководящие работники) несут ответственность за совершение правонарушений в сфере труда - несвоевременная выплата заработной платы, причинение ущерба имуществу работника и пр.

При этом вопросы ответственности за нарушение законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, решаются не только этим законодательством, но и на основании норм других отраслей права.

За правонарушения в области труда законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие виды ответственности: дисциплинарная, материальная, административная, гражданско-правовая, уголовная.

Рассматривая перечисленные виды ответственности, следует иметь в виду, что выступающие в качестве работодателя организации могут быть подвергнуты только материальной, административной и гражданско-правовой ответственности. В то же время лица, осуществляющие права и обязанности работодателя в трудовых отношениях (руководитель организации, иные руководящие работники, наделенные организационно-управленческими функциями), могут привлекаться ко всем вышеназванным видам ответственности.

Из указанных видов ответственности трудовым законодательством урегулированы условия и основания только двух из них: дисциплинарной (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям) и материальной ответственности.

Материальной ответственностью стороны трудового договора является юридическая обязанность возместить в установленном законом размере и порядке прямой действительный ущерб, причиненный другой стороне ее противоправными и виновными действиями (бездействием).

Вопросы материальной ответственности работодателя и работника могут быть конкретизированы непосредственно в трудовом договоре при его заключении либо в заключаемых в письменной форме соглашениях, прилагаемых к нему. Обычно такие соглашения заключаются с отдельными категориями работников или при выполнении отдельных видов работ в виде письменных договоров о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности. При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами.

Например, в договорном порядке нельзя возложить на работника полную материальную ответственность, если она не предусмотрена трудовым законодательством.

Кроме того, расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности. Следовательно, работник, уволенный, допустим, за причинение ущерба работодателю, не освобождается от обязанности возместить этот ущерб. В равной мере не освобождается от аналогичной обязанности и работодатель после увольнения работника. В данном случае материальный ущерб будет возмещаться в судебном порядке.

Другой комментарий к Ст. 232 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Юридическая ответственность является неотъемлемым элементом правовой системы, частью механизма реализации прав и обязанностей субъектов правовых отношений, одной из важнейших гарантий реализации этих прав и обязанностей. Равноправие сторон трудовых отношений должно отражаться и в их взаимной ответственности.

Институт материальной ответственности, являющейся одним из видов юридической ответственности, имеет свою специфику практически по всем элементам (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона), а также по механизму реализации. Эта специфика возникает из наличия трудового правоотношения между сторонами трудового договора (работником и работодателем).

Ответственность работника за нарушение трудовых обязанностей - составная часть системы оценки труда. Трудовое законодательство всегда предусматривало различные виды ответственности работника - дисциплинарную, материальную. В ряде случаев к работникам могут применяться меры административной ответственности, однако эти отношения не регулируются нормами трудового права.

Депремирование работника за некачественную работу является элементом системы оплаты труда, а не видом юридической ответственности.

К ответственности может быть привлечена и другая сторона трудового договора - работодатель. Трудовой кодекс посвящает этим вопросам специальную главу (см. гл. 38) и регулирует более широкий круг случаев привлечения работодателя к ответственности при нарушении трудовых прав работников и возложения на него обязанности возместить вред, причиненный работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Комментируемая статья детализирует одну из задач трудового законодательства - создание необходимых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений (в том числе - в отношениях по материальной ответственности).

2. Каждая из сторон трудового договора должна добросовестно выполнять свои обязанности, вытекающие из трудовых отношений. Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон договора.

В то же время трудовое право отражает реальное экономическое неравноправие сторон правоотношения. Работник - фигура экономически более слабая, чем работодатель. Заработная плата, как правило, является основным источником существования как самого работника, так и членов его семьи. Поэтому ТК РФ ограничивает возможность обращения имущественных требований работодателя на заработную плату работника, допуская лишь частичное изъятие из нее в целях возмещения причиненного работником ущерба. Работодатель же как экономически более сильная фигура, как субъект хозяйственной деятельности несет перед работником ответственность за причиненный ему ущерб в полном объеме.

Именно поэтому ст. 232 ТК РФ закрепляет правило, в соответствии с которым договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Работодатель может взять на себя обязательства по возмещению ущерба в более высоком размере (закрепив это, например, в коллективном договоре, ином локальном нормативном акте, трудовом договоре, заключенном с работником). В отношении работника подобные шаги (даже если они будут сделаны) являются незаконными.

3. Каждая из сторон трудового договора, причинившая ущерб другой стороне, возмещает его. Условия и порядок возмещения ущерба определяются ТК РФ и иными федеральными законами. Эти вопросы не входят в компетенцию субъектов РФ или органов исполнительной власти РФ и ее субъектов.

4. Каждая из сторон может возместить ущерб, причиненный другой стороне, добровольно (при этом может быть определен и порядок возмещения ущерба). Если же сторона отказывается добровольно возместить ущерб, то вступает в действие механизм, предусмотренный трудовым законодательством.

5. Право на возмещение ущерба - неотъемлемое право каждой из сторон трудовых отношений, поэтому их прекращение после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны трудового договора от материальной ответственности. Этим институт материальной ответственности существенно отличается, например, от дисциплинарной ответственности, когда прекращение трудового договора автоматически означает и прекращение всех прав и обязанностей, связанных с совершением работником дисциплинарного проступка.

СТ 232 ТК РФ .

Сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой
стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными
законами.

Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми
к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. При этом
договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными
законами.

Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения
стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом
или иными федеральными законами.

Комментарий к Ст. 232 Трудового кодекса РФ

1. Институт материальной ответственности, являющейся одним из видов юридической ответственности, имеет свою специфику практически по всем элементам (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона), а также по механизму реализации. Эта специфика возникает из наличия трудового правоотношения между сторонами трудового договора (работником и работодателем).

2. Каждая из сторон трудового договора должна добросовестно выполнять свои обязанности, вытекающие из трудовых отношений. Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон договора.

В то же время трудовое право отражает реальное экономическое неравноправие сторон правоотношения. Работник - фигура экономически более слабая, чем работодатель. Заработная плата, как правило, является основным источником существования как самого работника, так и членов его семьи. В связи с этим ТК РФ ограничивает возможность обращения имущественных требований работодателя на заработную плату работника, допуская лишь частичное изъятие из нее в целях возмещения причиненного работником ущерба. Работодатель же как экономически более сильная фигура, как субъект хозяйственной деятельности несет перед работником ответственность за причиненный ему ущерб в полном объеме.

Поэтому комментируемая статья закрепляет правило, в соответствии с которым договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Работодатель может взять на себя обязательства по возмещению ущерба в более высоком размере (закрепив это, например, в коллективном договоре, ином локальном нормативном акте, трудовом договоре, заключенном с работником). В отношении работника подобные шаги (даже если они будут сделаны) являются незаконными.

3. Каждая из сторон трудового договора, причинившая ущерб другой стороне, возмещает его. Условия и порядок возмещения ущерба определяются ТК РФ и иными федеральными законами. Эти вопросы не входят в компетенцию субъектов РФ или органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов.

4. Каждая из сторон может возместить ущерб, причиненный другой стороне, добровольно (при этом может быть определен и порядок возмещения ущерба). Если сторона отказывается добровольно возместить ущерб, то вступает в действие механизм, предусмотренный трудовым законодательством.

5. Право на возмещение ущерба - неотъемлемое право каждой из сторон трудовых отношений, поэтому их прекращение после причинения ущерба не влечет освобождения стороны трудового договора от материальной ответственности. Этим институт материальной ответственности существенно отличается, например, от дисциплинарной ответственности, когда прекращение трудового договора автоматически означает и прекращение всех прав и обязанностей, связанных с совершением работником дисциплинарного проступка.

НК РФ регламентирует порядок проведения выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа .

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:

    1. по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;
    2. налоговый орган, осуществивший постановку организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Объект выездной налоговой проверки:

  • финан­сово-хозяйственные операции налогоплательщика за весь отчет­ный период, но не более чем за три года , предшествующие на­значению данного вида проверки.

Предмет выездной налоговой проверки:

  • правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка проводится с использованием сплошного метода , посредством которого не только проверяются все документы налогоплательщика, имеющие отношение к уплате налогов, но и проводится инвентаризация имущества, осмотр (обследование) территории и помещений налогоплательщика, используемых им для извлечения прибыли (дохода).

В ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудни­ки налоговых органов имеют обширные процессуальные права, в частности:

    1. изымать документы, свидетельствующие о факте на­логового правонарушения;
    2. вызывать и допрашивать свидетелей;
    3. привлекать специалистов и (или) переводчиков;
    4. привлекать по­нятых;
    5. назначать экспертизу.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налоговые органы не вправе проводить:

    1. 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
    2. в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Сроки выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев . Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях - до 6 месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

В целях проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных существенных обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, проверяющие вправе производить осмотр (обследование) любых используемых налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения не зависимо от их места нахождения, а также документов и предметов налогоплательщика.

В соответствии со ст. 82 НК РФ осмотр является одной из форм налогового контроля. Причем осмотр может проводиться как в рамках выездной налоговой проверки, так и вне ее.

В рамках выездной налоговой проверки (а, следовательно, только в отношении организаций или индивидуальных предпринимателей) может проводиться осмотр следующих объектов:

– любых помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, независимо от их места нахождения. В законе прямо указано, что могут осматриваться только территории или помещения налогоплательщика, в отношении которого назначена данная проверка;

– документов и предметов. Законодатель не уточнил (как это было сделано в случае осмотра территорий и помещений), что при налоговой проверке может проводиться осмотр только тех документов и предметов, которые принадлежат налогоплательщику, в отношении которого проводится налоговая проверка. Следовательно, в рамках проведения выездной налоговой проверки налоговыми органами могут быть осмотрены любые документы и предметы, касающиеся проверяемого налогоплательщика, независимо от их принадлежности. Такая конструкция п. 1 ст. 92 НК РФ не совсем удачна, так как может нарушать права других лиц.

За рамками проведения выездной налоговой проверки, а, следовательно, в отношении любого налогоплательщика осмотр документов и предметов может проводиться либо с согласия их владельца, либо если документы или предметы были получены налоговыми органами в результате ранее произведенных действий.

Право доступа должностного лица налогового органа на территорию или в помещение налогоплательщика является необходимым условием совершения определенных процессуальных действий, предусмотренных налоговым законодательством. Данное право прямо не закреплено в ст. 31 НК РФ "Права налоговых органов", однако оно является производным таких прав, как право осматривать (обследовать) территории или помещения налогоплательщика, проводить инвентари­зацию его имущества, изымать у налогоплательщика документы и т.п.

Право доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется только в рамках проведения выездной налоговой проверки. Соответственно должностные лица имеют право беспрепятственного доступа не на любые объекты, а только на территорию или в помещение того налогоплательщика, который, во-первых, является организацией или индивидуальным предпринимателем, и во-вторых, в отношении которого назначена налоговая проверка. Доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения допускается только с согласия проживающих в нем физических лиц (п. 5 ст. 90 НК РФ). Однако это положение не действует, когда речь идет об органах дознания и предварительного следствия, которые проводят разбирательство по делу о налоговом преступлении.

При наличии у налогового органа информации о полученных налогоплательщиком товарно-материальных ценностях, не отраженных в бухгалтерском учете, о наличии производственных мощностей (цехов) и других структурных подразделений, осуществляющих виды деятельности, не отраженные в учредительных документах налогоплательщика, о производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), выручка от реализации которой не отражена в учете и в отчетности, о занижении объемов, расценок в строительстве по актам выполненных работ и в других аналогичных случаях производство осмотра является обязательным.

Осмотр производится проверяющими в присутствии не менее двух понятых, в качестве которых могут выступать только физические лица, не заинтересованные в исходе дела. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. Конкретные формы участия налогоплательщика в процедуре осмотра не установлены, однако предполагается, что проверяемое лицо имеет право по ходу проверки делать замечания, которые заносятся в протокол. Порядок представительства изложен в главе 4 НК РФ. Следует особо отметить, что лицо, участвующее в проверке в качестве представителя, в дальнейшем может проходить как свидетель.

Специалист привлекается на договорной основе для определенных действий: оценки изымаемого имущества, «взлома» компьютерной программы и так далее. Специального постановления для привлечения специалиста НК РФ не устанавливает. Решение о привлечении специалиста может быть принято проверяющим самостоятельно. О производстве осмотра составляется протокол (только на русском языке), в котором должны быть указаны в соответствии со ст. 99 НК РФ:

– место и дата производства конкретного действия;

– время начала и окончания действия;

– должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

– фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях – его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

– выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Пункт 4 ст. 92 НК РФ устанавливает право налоговых органов в необходимых случаях производить фото- и киносъемку, снимать копии с документов, а также производить другие необходимые действия. Согласия налогоплательщика на проведение таких действий не требуется. Об этих действиях производится запись в протоколе.

О производстве осмотра составляется протокол, в котором фиксируются существенные для дела фактические данные, полученные в результате непосредственного зрительного изучения объектов осмотра, представляющих интерес для данной проверки. Выполненные при производстве осмотра фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы прилагаются к протоколу осмотра.

Протокол подписывается проверяющими и понятыми, а также другими присутствующими и участвующими при производстве осмотра лицами.

Пункты 3 и 4 ст. 91 НК РФ оговаривают последствия воспрепятствования налогоплательщиком доступу на свою территорию или в свое помещение должностных лиц налоговых органов.

Во-первых, о факте воспрепятствования составляется акт, который подписывается обеими сторонами. В случае отказа налогоплательщика подписать этот акт об этом делается специальная отметка. Составленный акт является основанием для осуществления налоговым органом права самостоятельно определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет проверяемым налогоплательщиком (ст. 31 НК РФ).

Во-вторых, если воспрепятствование является незаконным, то оно признается правонаруше­нием и влечет ответственность по ст. 124 НК РФ.

В случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) отдельных производственных, складских, торговых и иных помещений (кроме жилых помещений) и территорий руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт.

Из смысла п. 3 и 4 ст. 91 НК РФ следует, что законодатель допускает случаи законного воспрепятствования доступу должностных лиц налоговых органов. Однако независимо от того, является воспрепятствование законным или нет, у налогового органа все равно возникает право самостоятельно определять сумму подлежащего уплате налога.