Нефтяные штаты америки. Нефтяной блеф америки. Как и почему изменяется статистика по запасам нефти

Нефтяные штаты америки. Нефтяной блеф америки. Как и почему изменяется статистика по запасам нефти

Весь апрель страна и мир отмечали 50-летие со дня первого полета человека в космос. К этой годовщине "Власть" подготовила справочник, в который вошли сведения о 28 действующих и выведенных из эксплуатации космодромах, их истории, инфраструктуре и особенностях.


* Космодромы ранжированы по дате первого орбитального запуска или его попытки. При подсчете числа удачных и неудачных пусков не учитывались суборбитальные старты и испытания межконтинентальных баллистических ракет.

Байконур (Казахстан)

Удачных запусков: 1245

Неудачных запусков: 114

Байконур - самый эксплуатируемый космодром: только за последние два года с него было произведено более 50 запусков

Строительство первого и крупнейшего в мире космодрома Байконур (5-й Государственный испытательный полигон) началось на юго-западе Казахстана в феврале 1955 года. До 1957 года он использовался для проведения испытаний межконтинентальных баллистических ракет (МБР). За время работы космодрома на нем было испытано несколько поколений жидкостных МБР, ставших основой РВСН, а также 15 типов новых ракет-носителей (РН). Отсюда были осуществлены запуск первого искусственного спутника Земли и первый полет человека в космос. Байконур до сих пор является единственным космодромом России, с которого осуществляются пилотируемые космические полеты. Сейчас на космодроме расположено 9 стартовых комплексов с 15 установками для запуска РН "Протон", "Зенит", "Союз", "Циклон", "Рокот" и "Днепр", а также 4 установки для испытаний МБР. Общая площадь космодрома — 6717 кв. км. После распада СССР Байконур отошел Казахстану. В марте 1994 года Россия договорилась о его аренде сроком на 20 лет, в 2004 году аренда продлена до 2050 года. К 2009 году все объекты космодрома переданы от Минобороны РФ гражданскому ведомству — Роскосмосу.

База ВВС на мысе Канаверал (США)

Удачных запусков: 558

Неудачных запусков: 64

Военно-воздушные силы США начали использовать территорию мыса Канаверал во Флориде для экспериментов с запуском ракет дальнего радиуса в 1949 году. Место выбрали из-за близости к экватору, что позволяет ракетам использовать силу вращения Земли для разгона. В 1957 году США предприняли первую попытку отправить в космос искусственный спутник Земли Vanguard TV3 с мыса Канаверал. Запуск окончился неудачей — ракета-носитель взорвалась при старте. С 1958 года запуски ракет производятся аэрокосмическим агентством США (NASA), однако космодром принадлежит министерству обороны США. Отсюда летали в космос ракеты Jupiter, Thor, Atlas и Titan. Здесь же были осуществлены первые пилотируемые запуски по программам Mercury и Gemini. На мысе Канаверал расположено 38 стартовых площадок, из которых 4 действующие. В настоящее время с космодрома стартуют ракеты Delta II и IV, Falcon 9 и Atlas V.

Ванденберг (США)

Удачных запусков: 598

Неудачных запусков: 52

В 1957 году ВВС США получили в свое распоряжение тренировочный центр бронетанковых войск на побережье Калифорнии площадью 57 кв. км и переоборудовали его в полигон для испытания ракет. В 1958 году с базы, получившей имя генерала ВВС Хойта Ванденберга, была запущена баллистическая ракета Thor, а в 1959 году впервые в мире на полярную орбиту был выведен космический спутник Discoverer 1. В 1972 году NASA выбрало космодром в качестве одной из двух площадок для эксплуатации кораблей программы Space Shuttle. Первый запуск шаттла из Ванденберга должен был состояться в 1986 году, однако из-за катастрофы корабля Challenger программу временно приостановили, а в дальнейшем NASA отказалось от использования калифорнийского космодрома. Сегодня Ванденберг служит штаб-квартирой 30-го космического авиакрыла ВВС США. Пуски ракет Atlas V, Delta II и IV, Falcon 9, Taurus и Minotaur производятся с шести стартовых площадок.

Уоллопс (США)

Удачных запусков: 39

Неудачных запусков: 3

В 1945 году предшественник NASA — Национальный консультативный комитет по аэронавтике (NACA) начал строительство ракетного полигона на острове Уоллопс на восточном побережье США. Здесь проходили аэродинамические испытания различных летательных аппаратов. В частности, совершались тестовые полеты капсулы пилотируемого проекта Mercury с двумя обезьянами в качестве пассажиров. Первый удачный пуск был осуществлен 16 февраля 1961 года, когда на околоземную орбиту с помощью ракеты-носителя Scout X-1 был выведен научно-исследовательский спутник Explorer 9. В 1985 году космические запуски были прекращены. В 1998 году часть Уоллопса арендовала частная аэрокосмическая корпорация Virginia Commercial Space Flight Authority для коммерческих космических запусков. Первый из них состоялся в декабре 2006 года.

Капустин Яр (Россия)

Удачных запусков: 84

Неудачных запусков: 16

4-й Государственный центральный межвидовой полигон (Капустин Яр) основан в Астраханской области в 1947 году как центр испытаний первых отечественных баллистических ракет. 20 февраля 1956 года здесь было проведено испытание ракеты Р-5 с ядерной боеголовкой, в июле того же года запущена первая в мире ракета-носитель с собаками. С 1961 года с полигона регулярно запускались спутники оборонного и научного назначения. С 1969 по 1979 год он функционировал как международный космодром — участник программы "Интеркосмос". В 1988 году потребность в запусках резко сократилась, и космические пуски с космодрома Капустин Яр были прекращены. В настоящее время космодром имеет вспомогательное значение. На нем расположен один стационарный стартовый комплекс РН "Космос-3М", обеспечивающий запуски космических объектов в интересах РВСН и войск ПВО.

Хаммагир (Франция)

Удачных запусков: 4

Неудачных запусков: 0

Французский испытательный полигон Хаммагир построен в 1947 году в пустыне Сахара, на территории Алжира. Первоначально он использовался для испытаний и запусков тактических и исследовательских ракет, а позднее — ракеты-носителя Diamant A, которая в ноябре 1965 года вывела с этого полигона на орбиту первый французский спутник А-1. В течение следующих двух лет с космодрома было запущено еще три геодезических спутника. Для этих целей на полигоне имелось четыре стартовых комплекса, а также радиолокационная и телеметрическая станции. 21 мая 1967 года, в соответствии с заключенными Францией и Алжиром Эвианскими соглашениями, состоялась официальная церемония закрытия космодрома, все оборудование с него было демонтировано и вывезено во Францию.

Плесецк (Россия)

Удачных запусков: 1521

Неудачных запусков: 58

Космодром Плесецк (1-й Государственный испытательный космодром) основан в 1957 году как первая отечественная ракетная база МБР Р-7 и Р-7А. Расположен в 180 км к югу от Архангельска на площади 1762 кв. км. Космическую деятельность начал 17 марта 1966 года с запуска космического аппарата "Космос-112" с помощью РН "Восток-2". Период наибольшей активности космодрома пришелся на 1970-1980-е годы, когда отсюда производилось до 40% мировых пусков. В ноябре 1994 года указом президента Бориса Ельцина на базе космических частей полигона образован 1-й Государственный испытательный космодром Минобороны. В июле 2001 года космодром включен в состав космических войск РФ. В настоящее время на нем расположены стартовые комплексы всех типов отечественных РН легкого и среднего класса, основные из которых — "Рокот", "Циклон-3" и "Космос-3М".

Утиноура (Япония)

Удачных запусков: 27

Неудачных запусков: 8

Строительство космического центра Утиноура на острове Кюсю (префектура Кагосима) началось в 1961 году и завершилось в феврале 1962 года. Первый космический запуск с космодрома состоялся в 1966 году и закончился потерей японской ракеты-носителя Lambda 4S и полезной нагрузки из-за отказа системы ориентации четвертой ступени. Три последующих запуска также закончились неудачей, и только 11 февраля 1970 года Япония смогла вывести на околоземную орбиту свой спутник "Осуми". 3 июля 1998 года с этого же космодрома была запущена японская марсианская станция Planet-B. В настоящее время космодром, площадь которого составляет 51 кв. км, располагает двумя стартовыми комплексами (по одной стартовой позиции на каждом) для запусков РН серий Lambda и Mu. По требованию местных рыболовов запуски с Утиноуры долгое время проводились лишь 190 дней в году, однако в 2010 году чиновники Японского агентства аэрокосмических исследований договорились о снятии этих ограничений с апреля 2011 года.

Сан-Марко (Италия)

Удачных запусков: 9

Неудачных запусков: 0

Единственный космодром, осуществляющий запуски прямо с экватора,- "Морской старт". Он же первый в мире частный международный космодром

Морской итальянский космодром Сан-Марко был построен в 1964 году в Индийском океане, в 5 км от побережья Кении. В 1970-х активно использовался для запусков малых исследовательских спутников с помощью РН серии Scout. Космодром состоит из двух плавучих платформ — San Marco и Santa Rita, расположенных на расстоянии 500 м друг от друга. На первой смонтированы пусковая установка и монтажно-испытательный ангар для сборки и испытаний ракет, на второй размещены пост управления запуском и оборудование для слежения за полетом РН. Всего за 21 год эксплуатации с космодрома San Marco было запущено девять спутников (по четыре итальянских и американских и один британский), последний запуск состоялся 25 марта 1988 года. С тех пор космодром не эксплуатировался, хотя срок сертификации установленного на нем оборудования истекает только в 2014 году.

Космический центр имени Кеннеди (США)

Удачных запусков: 149

Неудачных запусков: 1

В 1962 году NASA приобрело у штата Флорида 560 кв. км на острове Меррит. В июле здесь началось строительство центра запусков, который после убийства президента Джона Кеннеди в ноябре 1963 года получил его имя. В 1965 году было построено здание вертикальной сборки, в котором происходит соединение частей космического корабля перед запуском. Главной площадкой для запусков стал стартовый комплекс N 39 с двумя пусковыми платформами, построенный специально для программы Apollo. Отсюда взлетали тяжелые ракеты Saturn V, доставившие в 1969 году американских астронавтов на Луну. С 1981 года комплекс используется для вывода на орбиту космических кораблей проекта Space Shuttle. После отказа США от шаттлов в 2007 году космодром начал модернизироваться для ракет Ares I и Ares V новой пилотируемой программы США Constellation. В 2008 году администрация президента США закрыла Constellation, и судьба космодрома остается неясной.

Вумера (Австралия)

Удачных запусков: 2

Неудачных запусков: 4

Испытательный полигон Вумера построен в 1946 году на основании англо-австралийского соглашения для проведения испытаний управляемых летательных аппаратов. Расположен в центральной части штата Южная Австралия. Первый удачный запуск с него осуществлен 29 ноября 1967 года, когда с помощью американской ракеты-носителя Redstone на околоземную орбиту был выведен первый австралийский спутник WRESAT. Второй и на данный момент последний успешный запуск был произведен 28 октября 1971 года — британская ракета-носитель Black Arrow вывела на околоземную орбиту спутник Prospero. В июле 1976 года по решению правительства Австралии космодром закрыт как нерентабельный, оборудование на нем законсервировано.

Куру (Франция, Европейское космическое агентство)

Удачных запусков: 194

Неудачных запусков: 14

В 1964 году правительство Франции выбрало побережье Французской Гвианы, в 500 км к северу от экватора, для создания своего нового космодрома. Его строительство началось в 1965 году по инициативе Французского космического агентства. В 1975 году, после образования Европейского космического агентства (ESA), Франция предложила ему использовать Куру для европейских космических программ. В настоящее время основные пусковые площадки космодрома принадлежат ESA. Охраняется объект военнослужащими французского Иностранного легиона. Основная специализация космодрома — коммерческие запуски геостационарных спутников с помощью европейской РН Ariane V. В 2007 году на Куру начались работы по строительству площадок для пуска российских ракет "Союз-2". С тех пор ожидаемые сроки первого пуска "Союза" неоднократно переносились, по последним данным, он запланирован на август 2011 года.

Цзюцюань (Китай)

Удачных запусков: 46

Неудачных запусков: 5

Первый и самый крупный китайский космодром Цзюцюань открыт 20 октября 1958 года в Бадань-Цзилиньской пустыне. В 1960-х годах здесь проводились испытания баллистических ракет средней дальности, а также пуски ракет с ядерными боеголовками. В 1970 году Китай запустил с этого космодрома с помощью РН "Чанчжэн" свой первый спутник "Дунфанхун-1". В ноябре 1999 года Цзюцюань стал стартовой площадкой для первого китайского непилотируемого корабля "Шэньчжоу". 15 октября 2003 года с космодрома на космическом корабле "Шэньчжоу-5" был отправлен на орбиту первый китайский космонавт Ян Ливэй. С тех пор Цзюцюань входит в тройку космодромов, со стартовых площадок которых совершаются запуски пилотируемых космических кораблей. На его территории площадью 3 тыс. кв. км находятся две пусковые установки для различных модификаций РН "Чанчжэн", которые здесь же и собираются. В апреле 2011 года власти страны объявили, что в ближайшее время космодром будет открыт для туристов.

Танегасима (Япония)

Удачных запусков: 48

Неудачных запусков: 2

Второй и самый крупный космодром Японии, открытый в 1969 году, расположен на побережье острова Танегасима (префектура Кагосима). С 1975 года использовался для запуска научных, телекоммуникационных и метеорологических аппаратов. В 1998 году из-за растущей угрозы со стороны КНДР страна начала разработку космической разведывательной системы, итогом которой стал запуск в 2003 году с Танегасимы первых японских спутников-шпионов IGS-1a и IGS-1b. В сентябре 2009 года отсюда к МКС отправился и первый японский беспилотный космический грузовик HTV. В настоящее время на космодроме, площадь которого составляет 97 кв. км, имеются две стартовые площадки, с которых производятся запуски тяжелых японских РН H-2A и H-2B. Из-за соседства космодрома с традиционным районом ловли тунца запуски с него в основном ограничены январем--февралем и августом--сентябрем.

Космический центр имени Сатиша Дхавана (Индия)

Удачных запусков: 32

Неудачных запусков: 9

Космический центр имени Сатиша Дхавана расположен на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе на юге индийского штата Андхра-Прадеш. Принадлежит Индийской организации космических исследований (ISRO). 18 июля 1980 года отсюда запущен первый индийский спутник "Рохини", сделавший страну космической державой. 22 октября 2008 года с космодрома на окололунную орбиту выведен научно-исследовательский аппарат "Чандраян-1", после чего Индия стала третьей азиатской страной после Японии и Китая с собственной лунной программой. На космодроме располагаются две стартовые площадки для запуска индийских РН PSLV и GSLV. Кроме того, здесь имеются станция слежения, два монтажно-испытательных комплекса, стенды для испытаний ракетных двигателей, а также завод по производству ракетного топлива.

Сичан (Китай)

Удачных запусков: 57

Неудачных запусков: 4

В 1967 году Мао Цзэдун принял решение начать разработку собственной пилотируемой космической программы. Первый китайский космический корабль "Шугуан-1" (проект 714) должен был отправить на орбиту двух космонавтов уже в 1973 году. Специально для него в провинции Сычуань, близ города Сичан, было начало строительство космодрома. Местоположение стартовой площадки выбиралось по принципу максимальной удаленности от советской границы. После того как в 1972 году финансирование проекта было сокращено, а нескольких ведущих ученых репрессированы в ходе культурной революции, проект 714 был закрыт. Строительство космодрома возобновилось спустя десятилетие, закончившись в 1984 году. Сегодня космодром с двумя стартовыми комплексами используется для запуска спутников, в том числе коммерческих и иностранных, на геостационарную орбиту с помощью РН "Чанчжэн-3" (CZ-3), CZ-2E, CZ-3A, CZ-3B. На время запуска население, проживающее в радиусе 5 км от космодрома, эвакуируется на безопасное расстояние. В 2007 году с космодрома была запущена первая китайская противоспутниковая ракета.

Тайюань (Китай)

Удачных запусков: 32

Неудачных запусков: 2

Строительство полигона Тайюань началось на северо-западе китайской провинции Шаньси в 1966 году. С 1968 года он используется для испытаний баллистических ракет средней дальности. В сентябре 1988 года с Тайюаня с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн-4" был запущен первый китайский полярный метеоспутник, после чего полигон стал активно использоваться для вывода спутников на солнечно-синхронные и приполярные орбиты. Площадь территории космодрома — 375 кв. км. Орбитальные запуски осуществляются с двух пусковых комплексов с помощью различных модификаций ракеты-носителя "Чанчжэн". Космодром расположен на высоте 1500 м над уровнем моря, что обеспечивает благоприятные погодные условия для запусков.

Пальмахим (Израиль)

Удачных запусков: 6

Неудачных запусков: 3

Авиационная база Пальмахим располагается в прибрежной зоне Средиземного моря, в 15 км южнее Тель-Авива. В 1988 году Израиль самостоятельно запустил с этой базы первый спутник-шпион серии "Офек", став восьмой космической державой. С тех пор Пальмахим регулярно используется для пусков баллистических ракет и космических аппаратов. В настоящее время здесь располагается стартовый комплекс для запуска РН "Шавит", с помощью которых Израиль выводит на орбиту спутники военного назначения. Исходя из геополитических условий ракеты-носители запускаются с космодрома не в привычном восточном, а в западном направлении во избежание их пролета над территорией арабских государств.

Аль-Анбар (Ирак)

Удачных запусков: 1

Неудачных запусков: 0

Пусковой комплекс Аль-Анбар расположен в 50 км западнее Багдада. 5 декабря 1989 года отсюда был осуществлен первый и единственный запуск прототипа ракеты-носителя "Аль-Абид" (модифицированная советская баллистическая ракета Р-11). По одним данным, ракета-носитель достигла максимальной высоты 25 км, по другим — третья ступень носителя вышла на орбиту и совершила шесть витков вокруг Земли. В сообщении ТАСС от этой даты утверждалось, что Ирак начал реализацию космической программы, которая предусматривала создание до конца XX века более мощной ракеты-носителя и собственного космического корабля. В январе 1991 года комплекс Аль-Анбар стал одной из главных целей американских ВВС во время военной операции "Буря в пустыне", в результате чего он подвергся значительным разрушениям и с тех пор не эксплуатируется.

Свободный (Россия)

Удачных запусков: 5

Неудачных запусков: 0

Вопрос о создании в России нового космодрома взамен отошедшего Казахстану Байконура обсуждался с 1992 года. 1 марта 1996 года президент Борис Ельцин подписал указ об образовании в Амурской области 2-го Государственного испытательного космодрома Минобороны РФ (Свободный) на базе расформированной 27-й ракетной дивизии РВСН. Для космических запусков здесь имелось пять шахтных пусковых установок МБР РС-18 и доставленная с Плесецка пусковая установка РН "Старт-1". Первый запуск с космодрома состоялся в марте 1997 года, когда с помощью ракеты "Старт-1" был выведен на орбиту аппарат военного назначения "Зея". В 1999 году началась реконструкция космодрома, однако из-за проблем с финансированием она затянулась на несколько лет. В результате со Свободного было запущено еще лишь четыре спутника (два израильских, американский и шведский). В марте 2007 года Минобороны приняло решение о закрытии космодрома из-за его экономической невыгодности.

Алькантара (Бразилия)

Удачных запусков: 0

Неудачных запусков: 3

Космический центр Алькантара расположен в штате Мараньян на северо-востоке Бразилии. С 1997 года отсюда трижды пытались запустить разработанную в 1980-х годах ракету-носитель VLS-1. При первом запуске в ноябре 1997 года не запустился один из четырех стартовых ускорителей. 11 декабря 1999 года у ракеты-носителя отказал двигатель второй ступени, и ее пришлось подорвать через 200 секунд после старта. 22 августа 2003 года, за три дня до очередного намеченного запуска, произошел взрыв ракеты-носителя, который привел к разрушению пусковой установки и гибели 21 человека. Тем не менее власти страны продолжают развивать космическую программу, планируя в будущем использовать Алькантару в качестве международного коммерческого космодрома. В частности, с 2002 года Бразилия разрабатывает с Украиной ракету-носитель "Циклон-4", первый старт которой с Алькантары намечен на середину 2012 года.

Мусудан (Северная Корея)

Удачных запусков: 0

Неудачных запусков: 2

Строительство полигона Мусудан на восточном побережье КНДР началось в 1982 году. С 1984 года здесь проводились испытания баллистических ракет средней дальности серий "Хвасон" и "Нодон". 31 августа 1998 года Северная Корея с помощью РН "Тэпходон" попыталась вывести на орбиту свой первый спутник "Кванменсон-1". Первая ступень ракеты упала в Японском море в пределах российской эксклюзивной экономической зоны, а вторая перелетела через Японию и рухнула в Тихий океан. КНДР тогда объявила об успешном запуске первого национального спутника, однако космическое командование США опровергло эту информацию. 5 апреля 2009 года корейцы совершили новую попытку запуска космического аппарата с помощью ракеты "Тэпходон-2", однако она также провалилась. Вашингтон, Сеул и Токио посчитали оба этих запуска испытанием МБР, способной нанести удар по Аляске или Гавайским островам, после чего было объявлено об усилении наблюдения за космодромом.

"Морской старт" (Россия, США, Норвегия, Украина)

Удачных запусков: 27

Неудачных запусков: 3

Переговоры о создании международного коммерческого плавучего космодрома "Морской старт" начались в 1993 году. В 1995 году в Калифорнии была зарегистрирована компания Sea Launch, ставшая оператором этого проекта. 40% ее акций принадлежит Boeing, 25% — российской государственной РКК "Энергия", 20% — норвежской Aker, 15% — украинским КБ "Южное" и ПО "Южмаш". С 1999 года запуски спутников производятся с плавучей платформы в экваториальных водах Тихого океана при помощи ракеты-носителя "Зенит-3SL" российско-украинского производства. Морской сегмент комплекса состоит из двух судов — стартовой платформы "Одиссей" (бывшая нефтедобывающая платформа) и сборочно-командного судна. В 2009 году Sea Launch столкнулась с финансовыми трудностями и подала заявление о банкротстве. В 2010 году компания договорилась с РКК "Энергия" о выходе из процедуры банкротства. После реорганизации дочка "Энергии" Energia Overseas Ltd получит 85% акций Sea Launch, остальная доля распределится между кредиторами. Запуски планируется возобновить в 2011 году.

Кадьяк (США)

Удачных запусков: 2

Неудачных запусков: 0

В 1991 году власти штата Аляска учредили компанию Alaska Aerospace Development Corporation, решив заработать на удобном географическом положении штата, позволяющем выводить спутники на полярные орбиты. Компания планировала построить космодром для коммерческих запусков на острове Кадьяк. Идея долгое время не находила финансирования, пока в 1997 году созданием космодрома на Аляске не заинтересовались ВВС США. Командование посчитало, что новая стартовая площадка отлично подойдет для запусков тренировочных мишеней, которые будут симулировать атаку со стороны Китая и Северной Кореи, и выделило на проект $18 млн — примерно половину нужной суммы. Первый пробный запуск в целях ВВС был осуществлен в 1998 году. На сегодня ВВС запустили с Кадьяка 18 ракет-мишеней. Первый коммерческий запуск состоялся в 2001 году. Ракета Athena I вывела на орбиту спутники NASA Starshine 3, Sapphire, PCSat и PICOSat.

Испытательный полигон Рейгана (США)

Удачных запусков: 2

Неудачных запусков: 3

После окончания Второй мировой войны ВМС США организовали на атолле Кваджалейн в Тихом океане заправочную базу. В 1959 году американская армия начала здесь испытания противоракетных и противовоздушных систем в рамках программы Nike-Zeus. Военные арендовали 11 из 95 островов атолла, построив центр управления полетами, стартовые площадки для запуска ракет и станции слежения. В 1999 году полигон общей площадью более 1,9 млн кв. км был назван в честь бывшего президента США Рональда Рейгана. Космические запуски с полигона начала американская корпорация SpaceX, которая решила воспользоваться имеющейся инфраструктурой и построила на острове Омелек коммерческий космодром для своих РН Falcon 1. Лишь четвертый запуск в сентябре 2008 года оказался удачным, став первым в истории успешным орбитальным полетом, полностью профинансированным частным лицом.

Ясный (Россия)

Удачных запусков: 4

Неудачных запусков: 0

Полигон 13-й ракетной дивизии в Ясном (Оренбургская область) используется для космических запусков с 2006 года. Все запуски производятся в рамках конверсионной программы "Днепр", предусматривающей использование снятых с боевого дежурства ракет РС-20 для выведения спутников на орбиту. Эксплуатацией космодрома занимается российско-украинская космическая компания "Космотрас", заказчиками которой являются космические агентства и компании Великобритании, США, Германии, Франции, Японии и других стран. С 2006 года с Ясного было произведено четыре запуска со спутниками США, Таиланда, Швеции и Франции. В мае--июне 2011 года с космодрома Ясный планируется запуск украинского спутника дистанционного зондирования Земли "Сич-2".

Семнан (Иран)

Удачных запусков: 5

Неудачных запусков: 1

Первый и пока единственный иранский космодром Семнан находится на севере страны, в 60 км от одноименного города. Установленная на полигоне пусковая установка предназначена для запуска РН легкого класса. 4 февраля 2008 года Иран запустил тестовую ракету "Кавешгяр-1" (вариант одноступенчатой баллистической ракеты средней дальности "Шахаб-3"), которая достигла околоземной орбиты на высоте 250 км. Первый спутник "Омид" Иран запустил собственными силами 2 февраля 2009 года в честь 30-летия исламской революции 1979 года. После этого страна отправила на орбиту еще несколько капсул с червями, мышами и другими живыми организмами. В декабре 2010 года власти страны заявили о планах строительства второго космодрома из-за имеющихся у Семнана "определенных ограничений географического характера".

Наро (Южная Корея)

Удачных запусков: 0

Неудачных запусков: 2

Строительство космического центра Наро на южнокорейском острове Венародо началось в 2003 году. В настоящее время в комплекс входят здания исследовательских центров, одна пусковая площадка, а также системы оптического и радиоконтроля полета ракет и спутников. 25 августа 2009 года отсюда состоялся первый космический запуск, завершившийся провалом. Южнокорейская РН KSLV-I, созданная при участии российского ГНПЦ имени Хруничева, из-за неполадок с головным обтекателем не смогла вывести научный спутник на заданную орбиту. Второй запуск южнокорейского спутника 10 июня 2010 года завершился взрывом ракеты-носителя на 136-й секунде полета. По одной из версий, сбой произошел в работе первой ступени, изготовленной в России. В октябре 2010 года Москва и Сеул договорились осуществить третий запуск ракеты KSLV-I, которая должна вывести на околоземную орбиту научный аппарат весом до 100 кг. Предположительно запуск состоится в 2012 году.

27 апреля 2016 года — день, когда должен состоятся первый в истории пуск с российского космодрома «Восточный». Ракета-носитель «Союз-2.1а» должна вывести на орбиту космические аппараты «Аист-2Д», научный спутник МГУ «Ломоносов», а также наноспутник SamSat-218.

О космодроме «Восточный» сегодня написано множество статей. Также с ним связано ряд крупных скандалов, связанных в основном с задержкой строительства и хищения средств в особо крупных размерах.

Что же нужно знать о космодроме «Восточный», в чем его плюсы и минусы, а также какими интригами и скандалами успел обрасти один из самых стратегически важных и приоритетных объектов России — об этом наша статья.

После распада СССР Россия столкнулась с тем, что ее основная площадка для запуска ракет оказалась на территории независимого Казахстана. С тех пор Москва и Астана периодически пререкаются по поводу космодрома Байконур, а теперь Кремль вбухивает миллиарды долларов в постройку новой площадки на Дальнем Востоке, которая, по словам президента Владимира Путина, позволит России сохранить статус «независимой» космической державы.

Космодром Байконур построили по приказу советского правительства на пике холодной войны как место для испытания военных ракет. Теперь Россия платит ежегодно $115 млн за аренду этого куска пустыни размером с американский штат Делавэр. В год осуществляется 20-25 запусков ракет, включая около четырех пилотируемых миссий на космических кораблях «Союз».

Напомним, что Россия и Казахстан совместно используют космодром «Байконур» с 1999 года, а в январе 2004 года российская аренда космодрома была продлена до 2050 года.

Поразительно, насколько далеки и масштабны последствия распада СССР. Только вдумайтесь — Россия — единственная легитимная страна — правопреемница СССР и все, что было построено в советское время на советские деньги (любые стратегические объекты) теперь России не принадлежит. Все это осталось 16 странам — республикам, входящих в состав СССР. И сегодня Россия платит этим странам аренду за использование своих же объектов…

К слову об аренде космодрома Байконур. В среднем Россия ежегодно платит 115 миллионов долларов за аренду Байконура и вкладывает 100 с лишним миллионов на поддержание его объектов.

На этом фоне вполне логично было бы построить свой космодром — на своей территории и не платить «дань» — дружественной стране — союзнику и партнеру. Что собственно и было начато в 2012 году. А вообще, странное сегодня партнерство между странами — давайте дружить, но стоить это будет столько-то…

Цели строительства космодрома «Восточный» в целом понятны — перестать платить сумасшедшие деньги за аренду «Байконура» стране-партнеру Казахстану, а также — вполне резонное самоутверждение в глазах всего международного космического сообщества, что Россия является Великой космической державой.

Но непонятным остается следующий факт — что станет с Байконуром и перестанет ли Россия использовать этот объект после того, как закончит строительство «Восточного»?

По словам замглавы Казкосмоса Еркина Шаймагамбетова, в случае успеха проекта Россия построит копию Байконура, а легендарный оригинал станет лишним. Хотя договор об аренде Байконура заключен до 2050 года, его можно расторгнуть, предупредив противоположную сторону за год.

Но Россия может не уйти с Байконура даже если Восточный будет запущен вовремя. Во-первых, на космодроме много секретного и патентованного оборудования, включая ракетные бункеры, говорит Асиф Сиддики, эксперт по российской космической программе в университете Fordham. «Космодром занимает гигантскую территорию. Там куча пусковых, локационных и управляющих станций. Что с ними будет? Я думаю, что [российские] спецслужбы захотят сохранить над всем этим контроль, – заявил Сиддики. – Это единственный козырь в руках Казахстана».

Кроме того, если Россия намерена продолжать использовать «Союзы» для пилотируемых миссий, то у Восточного есть технические недостатки. Инженер НАСА утверждает, что ландшафт вокруг космодрома не соответствует выработанному для этого типа космических кораблей плану мероприятий в случае необходимости экстренной посадки.

В принципе, ни Восточный, ни Байконур не являются идеальными площадками для российской космической программы, держащейся на плаву за счет выведения на орбиту коммерческих спутников (в основном при помощи «Протонов»). Объем рынка подобных услуг оценивается в $600 млн и составляет 36% мировой коммерческой космической индустрии. Но запускать спутники легче всего с крупных площадок ближе к экватору, где скорость вращения Земли выше. Восточный находится в 52 градусах к северу от экватора, а Байконур – в 46 градусах. С 2011 года Россия запустила девять непилотируемых ракет с космодрома Европейского космического агентства во Французской Гвиане (расположенной в пяти градусах от экватора).

По словам Шаймагамбетова, он надеется, что Россия не уйдет и продолжит пользоваться Байконуром хотя бы в качестве резервного космодрома. Многие технологии, которые России пришлось бы оставить в Казахстане в случае ухода, являются секретными и «заточенными» именно под российскую космическую программу. «Это не взаимозаменяемое оборудование, – утверждает Юрий Караш, член-корреспондент Российской академии космонавтики. – Космическая стартовая площадка – это не взлетно-посадочная полоса, на которой могли бы приземляться другие космические корабли».

Тем не менее, роль Байконура будет снижаться. По планам, к 2030 году 90 процентов космических запусков Россия будет проводить с собственных космодромов «Плесецк» и «Восточный», а доля «Байконура» упадёт с 75 процентов всего лишь до 10!

«Цена Восточного»

В 2011 году Роскосмос заявил, что из бюджета на строительство «Восточного» будет выделено около 25 млрд. рублей. А на общую инфраструктуру около 81 млрд. О сроках также было сказано — около 3 лет. И в 2015 году предполагалось осуществить Первый запуск с космодрома «Восточный», а запуск пилотируемого корабля должен состояться в 2018 году.

Однако, из сказанного мало что было выполнено в срок, да и сумма заявленных средств, как и с Олимпиадой в Сочи с 25 млрд. существенно «подросла».

В ноябре 2015 года Роскосмос сообщал, что стоимость пусковой инфраструктуры нового космодрома приблизительно оценивается в 120 миллиардов рублей. Общие затраты на строительство Восточного составят, по предварительным оценкам, около 180 миллиардов рублей. По оценкам директора Федерального агентства специального строительства Григория Нагинского, строительство космодрома Восточный в Амурской области обойдется России в 300 млрд рублей. Надо понимать, что в эту сумму входят и выделенные 92 млрд рублей — в рамках федеральной космической программы на космические технологии. Или не входят?..

Строительство космодрома Восточный в Приамурье сопровождается скандалами, связанными с выявлением хищений, а также массовыми забастовками и голодовками рабочих из-за задержек зарплаты. В январе прошлого года глава Счетной палаты Татьяна Голикова заявляла, что объем хищений на Восточном превысил 13 миллиардов рублей.


Фото: РБК

Так, в ноябре 2015 г. по подозрению в хищении средств был арестован главный инженер проекта по оснащению космодрома «Восточный» 31-го Государственного проектного института специального строительства Сергей Островский. Ранее по делу о хищениях при строительстве космодрома был арестован экс-глава ФГУП «ГУСС “Дальспецстрой” Юрий Хризман. Арестованного следствие подозревает в закупке цемента, труб и шин по существенно завышенным расценкам через подконтрольные фирмы. Хризман заявил, что ему было выгодно работать с проверенным поставщиком (сыном и близким другом) «по экономическим причинам». По версии следствия, Хризман вместе с сообщниками похитил 1,8 млрд руб.

Также при получении взятки был задержан ведущий инженер федерального казенного учреждения «Дирекция космодрома Восточный». Фамилия задержанного не называется. Подозреваемый, выполняя функции заказчика в части осуществления контроля, приемки и учета строительных работ по строительству автомобильных дорог космодрома, получил от представителя подрядчика взятку в размере 50 тысяч рублей.

По версии следователей, задержанный получил деньги за беспрепятственное подписание исполнительной документации и актов о приемке выполненных работ. При получении денег он был задержан.

О задержках строительства также говорилось очень много, но как считает начальник ФГУП «Дальспецстрой» Юрий Волкодав, главные задержки строительства космодрома были не по вине строителей, а по вине самого заказчика — Роскосмоса.

«- Мы обращали внимание заказчика на бессистемное финансирование строительства космодрома. Например, средства из целевой программы за 2015 год поступили на расчетные счета «Дальспецстроя» 30 декабря 2015 года.»

Список коррупционных схем на стройке Восточного однако неполон. Но в целом состоит из вполне стандартных схем хищения средств, а это:

1. Завышение смет. По данным Счетной палаты, расходы на строительство космодрома с помощью необоснованного применения индивидуальных индексов были преднамеренно завышены на 18%.

2. Фиктивные работы. Даже руководство главного проектировщика, ОАО «Ипромашпром», Следственный комитет подозревает в привлечении фиктивных фирм для выполнения виртуальных работ по проектированию.

3. Закупки материалов по завышенным ценам. Закупка материалов по существенно завышенным расценкам через подконтрольные фирмы. Дело Хризмана.

4. Завышение стоимости работ. «Спецстройтехнологии» заключили с ООО «ВИП-Стройинжиниринг» договоры на 3,8 млрд руб. по строительству жилья в Углегорске. Стоимость 1 кв. м жилья была определена в 31 тыс. руб. «ВИП-Стройинжиниринг» передал работы на субподряд ЗАО «ССР» и ООО «СК «Городок» уже по 16–19 тыс. руб. за 1 кв. м, то есть перерасход составляет более 60%.

5. Невыполнение заказов. Типичная картина: «В октябре 2014 года заказчик заключил с подрядчиком договор по строительству автодорог и выплатил аванс 300 млн руб. Подрядчик к строительству объектов не приступил и деньги не вернул», - докладывает Амурское управление МВД. Упомянутая ранее «Стройконструкция С» также не выполнила заказ и теперь по суду должна 393 млн руб., следует из данных СПАРК.

6. Необоснованно высокие оклады топ-менеджеров. Отличился экс-глава «Дальспецстроя»​ Дмитрий Савин, устроивший к себе жену на ежемесячный оклад 800 тыс. руб.

Еще в 2012 году один из ведущих российских конструкторов космической техники академик Юрий Семенов на вопрос, как он относится к строительству нового космодрома, ответил прямо: «Отрицательно. Очевидно, что это будет кормушка для чиновников. И слишком существенная нагрузка для экономики». Насколько существенной станет эта нагрузка для российской экономики, возможно, никто никогда не узнает точно.

Космодром Восточный строится согласно указу президента России, изданному в ноябре 2007 года. Однако этот указ засекречен и до сих пор не опубликован. Восточный, может быть, самая тайная и важная стройка в России.

Объект строится в Амурской области недалеко от космодрома Свободный, расформированного в 2007 году и занимает 700 кв. км. Как отмечал ранее президент, он лично инициировал строительство Восточного. «Я сам выбирал место для будущего космодрома, — рассказывал Путин. — Сначала предложили место на берегу Тихого океана, недалеко от Владивостока, на побережье. Чуть строить там не начали. Но потом эти же эксперты сказали: «Нет». У американцев на мысе Канаверал постоянно откладывают то посадку, то пуск в связи с погодой, так как возле океана много проблем, поэтому лучше на континент перебраться».

В 2007 году строительство космодрома оценивали в 170 миллиардов рублей (4,8 миллиарда долларов). В 2011 году «Роскосмос» представил в правительство смету уже на 493 миллиарда рублей (17 миллиардов долларов). В прошлом году Юрий Коптев, бывший директор «Роскосмоса», а ныне председатель научно-технического совета государственной корпорации «Ростех», заявил, что космодрому Восточный нужно еще «добавить» 560 миллиардов рублей (9,6 миллиарда долларов).

Сколько точно потратят или уже потратили на первую и вторую очереди космодрома, в Роскосмосе пока не говорят. В Спецстрое считают, что основные расходы еще впереди. Но уже плановые расходы на первый этап в 161 млрд руб. сделали космодром одним из самых дорогих в мире.

Парадоксально, но при очень большой смете на строительство рабочие Восточного постоянно жаловались на плохие условия труда, долги по зарплате или ее невыплату. А когда стало совсем худо, написали гигантскими буквами на крышах времянок: «Уважаемый Путин В.В. Хотим работать. 4 месяца без зарплаты. Спаси рабочих». Слова эти были видны с самолетов. Нецелевые траты больнее всего ударили именно по рядовым строителям.

После скандальных публикаций в прессе Минтруд выявил долги субподрядчиков по зарплате на 150 млн руб. Прокуратура обнаружила более 1,6 тыс. нарушений трудового законодательства, возбуждены десятки уголовных дел. В мае 2015 г. часть долгов все-таки покрыли, однако протесты продолжались до конца лета.

Преимущества и недостатки космодрома
Преимущества

Начальный участок траектории полёта ракеты-носителя не проходит над густонаселёнными районами России и над территориями иностранных государств;

Районы падения отделяющихся частей ракет-носителей расположены в малонаселённых районах территории Россииили в нейтральных водах;

Место расположения космодрома находится вблизи от развитых железнодорожных и автомобильных магистралей и аэродромов;

Снижение политических рисков - Казахстан за последние годы несколько раз блокировал запуски российских ракет под различными предлогами.

Первоочередная задача нового комплекса - снизить нагрузку на космодром Байконур, но не заменить его полностью, по крайней мере, до конца срока аренды - 2050 года.

Местные власти стремятся за счёт создания космодрома решить региональные задачи в Дальневосточном федеральном округе. В докладе председателя Наблюдательного совета «Института демографии, миграции и регионального развития» Юрия Крупнова космодром «Восточный» рассматривается как краеугольный камень для реализации Госпрограммы по переселению соотечественников.

Климат. На местности, где располагается космодром Восточный, солнечная погода царит больше 84% всего года, а дождь и снег редки. Также новый космодром будут меньше беспокоить сильные ветры - тут они бывают только во второй половине весны.

Недостатки

Космодром находится почти на 6° севернее, чем Байконур, что приведёт к снижению массы выводимых грузов.

Необходимость строить для космодрома собственный аэродром либо прокладывать железнодорожную ветку от космодрома до ближайшего аэродрома для транспортировки космических аппаратов.

Увеличение транспортных издержек по финансам и времени. В случае создания космодрома «Восточного» расстояние доставки ракеты-носители и персонала превысит 5500 км. По этой причине, в конце мая 2015 года было принято решение перенести сборку новых ракет «Ангара» в Омск.

Отсутствие жилья и объектов инфраструктуры для служащих. В Углегорске проживало примерно 6200 человек, что вызывает необходимость строить новый город Циолковский для проживания персонала космодрома (рассчитанный на размещение около 12 тысяч жителей).

При отклонении ракеты от курса или при запуске на полярную орбиту, обломки и ступени будут падать в леса, что не принесет моментального ущерба населению и инфраструктуре региона. Но это легко может вызвать таежные пожары. Они и так доставляют немало неприятностей на востоке - а разогнанный взрывом ракетного топлива, лесной пожар может стать настоящей катастрофой.

Будущее космодрома Восточный

Главные модули космодрома уже построены, и на данный момент ведется подготовка к первому запуску. К 2020 году планируют достроить всю оставшуюся инфраструктуру, а также ввести в строй стартовый стол для ракет «Ангара». Все направлено на то, чтобы показать серьезность проекта космодрома - так, во время первого запуска ракета выведет на орбиту сразу три спутника.

Будет ли космодром Восточный успешен, и сможет ли он заменить полностью Байконур? Насчет последнего можно уверенно сказать нет - ряд проектов в которых участвует Роскосмос, вроде ЭкзоМарса, привязаны к Байконуру, да и сверхмассивные грузы отправлять в космос пока можно только с Казахстана. Однако ракеты «Ангара» еще не успели показать себя в деле, а аренда Байконура длится аж до 2050 года - за этот срок может многое измениться.

Единственное, что заставляет волноваться - это история космодрома Свободный. Он находится совсем рядом с Восточным, и его также строили с оглядкой на замещение Байконура. Но с 1997 года с него запустили только 5 ракет, а в 2007 он вовсе перестал функционировать. Повторит ли Восточный судьбу предшественника? Время покажет.

По прогнозам министерства энергетики США, уже в 2019 году американские нефтяники должны обойти по объёмам добычи Саудовскую Аравию и сравняться с Россией. Планируется, что через год сырьевые компании США смогут поставлять на внутренний и внешний рынки по 10,8 млн баррелей нефти в сутки, а к концу 2019 года отрасль выйдет на показатель в 11 млн баррелей в сутки. Управление энергетической информации Минэнерго США рассчитывает, что уже в текущем году темпы добычи углеводородов в Соединённых Штатах составят в среднем 10,3 млн баррелей.

Одновременно с этим американские компании наращивают поставки нефти за рубеж. Так, в октябре 2017 года экспорт нефти США составил около 1,5—2 млн баррелей в день. Покупателями сырья являются Канада, европейские и азиатские страны.

При этом для покрытия внутренних потребностей Соединённых Штатов необходимо порядка 19 млн баррелей нефти в сутки (по данным за 2015 год). Для сравнения: Саудовская Аравия потребляет порядка 3,4 млн баррелей нефти в день, излишки сырья идут на экспорт.

Вместе с тем Америка продолжает импортировать нефть, хотя объёмы иностранных поставок постепенно снижаются. В 2005 году Штаты приобретали за рубежом порядка 10 млн баррелей нефти в сутки, к 2014 году этот показатель снизился до 7,4 млн.

«В любом случае не менее 10% потребления нефти в США будет осуществляться за счёт импорта, — пояснил в интервью RT генеральный директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев. — Это необходимо с точки зрения диверсификации поставок, даже если с экономической точки зрения и нецелесообразно. Американцы не хотят полагаться только на собственную нефтяную добычу».

Но если грандиозные планы Дональда Трампа по реиндустриализации американской экономики будут воплощены в жизнь, потребление нефти в США может возрасти, предупреждают эксперты.

Напомним, что, обращаясь к нации в июле 2017 года, Трамп сообщил, что его администрация «разрушит все возможные барьеры», которые прежде мешали развитию энергетического сектора США.

Ещё в апреле Дональд Трамп подписал указ, снимающий ограничения на добычу углеводородов на шельфах Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов, а также в Мексиканском заливе. По словам главы Белого дома, это решение открывает возможность не только для создания «тысяч и тысяч» высокооплачиваемых рабочих мест в США, но и позволит наладить поставки энергоносителей за рубеж.

  • Разлив нефти в Мексиканском заливе, 2010 год
  • Reuters
  • Dan Anderson

Напомним, что запрет на шельфовое бурение был ведён администрацией Барака Обамы в 2010 году после взрыва на нефтяной платформе Deepwater Horizon. Тогда в результате аварии в воды Мексиканского залива попало порядка 5 млн баррелей нефти, площадь нефтяного пятна достигла 75 тыс. кв. км.

Энергетический коллапс

Между тем, по мнению многих экспертов, Трамп несправедлив по отношению к своему предшественнику. Так, в 2015 году Барак Обама отменил мораторий на экспорт нефти, действовавший на протяжении 40 лет. К этому решению американскую администрацию подтолкнул рост производства сырой нефти, связанный с так называемой «сланцевой революцией» 2000-х годов.

Напомним, что в первой половине XX века Соединённые Штаты были ведущим мировым производителем и экспортёром нефти. Наиболее богатые месторождения были открыты в Техасе, Оклахоме, Луизиане, на Аляске и в других районах страны.

Однако к началу 1970-х годов запасы традиционных месторождений нефти в США начали истощаться, а темпы добычи пошли на спад, что привело к росту импортных поставок, в первую очередь из стран Ближнего Востока.

Разразившийся в 1973 году энергетический кризис, когда государства — члены ОПЕК ввели эмбарго на поставки нефти в страны, поддержавшие Израиль в войне Судного дня против Сирии и Египта, вынудил Вашингтон пересмотреть свою политику в сфере нефтедобычи. В 1975 году президент США Джеральд Форд подписал закон о запрете поставок американской нефти за рубеж. Кроме того, на территории США был сформирован стратегический запас в четырёх природных подземных хранилищах, в которых содержится порядка 700 млн баррелей нефти. Сокращению добычи нефти в США также способствовало снижение мировых цен на энергоносители в 1980-х годах.

  • Закрытые заправки в штате Вашингтон, 1973 год
  • David Falconer

Ещё одним мотивом для сворачивания добычи чёрного золота стало бытовавшее в те годы мнение, что объём ресурсов ограничен, и нефти может не хватить для будущих поколений, полагают эксперты.

«США тоже поддались этой кампании, и было решено законсервировать запасы нефти на будущее, — пояснил Бушуев. — Сейчас проблема дефицита ресурсов не стоит — новые технологии позволяют осваивать залежи нефти на большой глубине. В этих условиях уже не нужно держать под замком собственные месторождения, тем более что потребность в нефти может вообще снизиться через какое-то время. В начале 1990-х годов Белый дом объявил курс на энергетическую независимость страны от импорта, сейчас просто продолжается реализация этого решения».

Сланцевые баррикады

Новый прирост добычи нефти в США начался в 2000-х годах и связан с активной разработкой сланцевых месторождений. К сланцевым относятся два типа месторождений. В первом случае нефть выделяется из горючих сланцев непосредственно в толще породы. Горючие сланцы — полезное ископаемое, дающее после обработки керогеновую, или сланцевую, нефть. Для извлечения нефти при этом используется ряд химических реакций, таких как пиролиз. В результате применения данной методики наносится серьёзный ущерб окружающей среде, но на практике её используют нечасто.

Большая часть нефти в США сегодня добывается другим способом, и такая нефть называется light tight oil (LTO). В этом случае речь идёт о нефти, залегающей на глубине двух-трёх километров в низкопронецаемых коллекторах — горных породах, обладающих низкой способностью отдавать углеводороды в процессе разработки, таких как известняк и песчаник. В данном случае бурение ведётся не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости, а также производится гидроразрыв пласта нефтеносной породы. В результате нефть стекает в образовавшийся резервуар. Именно этот способ добычи углеводородов получил широкое распространение в США. В 2011 году объёмы добычи нефти LTO достигли 1 млн баррелей в день, а к началу 2014 года — уже 3,5 млн.

Однако себестоимость такой нефти значительно превышает аналогичные показатели традиционных скважин, что делает отрасль уязвимой перед ценовыми колебаниями. Снижение цен на энергоносители в 2014 году привело к приостановке работы более чем половины всех нефтяных вышек в США. На тот момент нефтедобыча сланцевой нефти была нерентабельна уже при цене в $90 за баррель — такие цифры называл, в частности, Абдалла эль-Бадри, занимавший в 2014 году пост генсека ОПЕК.

К серьёзным недостаткам такой методики эксперты также относят быстрое истощение скважины: заметное снижение объёмов добычи происходит уже в первый год, а через пять лет скважина закрывается.

Впрочем, как отмечают эксперты, благодаря совершенствованию технологий с каждым годом себестоимость добычи нефти light tight снижается.

По мнению Виталия Бушуева, физические запасы сланцевой нефти неограничены, и это справедливо не только для США, но и для других стран-производителей нефти. «Сегодня себестоимость американской сланцевой нефти колеблется от 20 до 60$ за баррель, рентабельность очень индивидуальна для каждого месторождения. Вопрос заключается только в экономической целесообразности добычи — разница между экономически рентабельными и физическими запасами нефти очень велика, — пояснил эксперт. — Мировые цены на нефть волатильны и зависят не столько от фактической добычи или даже спроса, сколько от финансовых, инвестиционных факторов».

Вопрос конъюнктуры

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин полагает, что прогноз, представленный Министерством энергетики США, вполне реален.

«Скорее всего, отметку в 10 млн баррелей в сутки они пройдут уже в этом году, — заявил эксперт в интервью RT. — Но США продолжают импортировать нефть, притом что собственное потребление превышает добычу по простой причине — промышленность нуждается в разных сортах углеводородов. В основном американцы завозят тяжёлую нефть, а поставляют на внешние рынки лёгкую».

По мнению Пикина, хотя за последние годы американские компании очень сильно увеличили рентабельность нефтедобычи, сланцевая нефть всё же не может сравняться по себестоимости с традиционной нефтью.

Похожую позицию занимает и Виталий Бушуев. По словам эксперта, ресурсные возможности позволяют американским нефтяникам исполнить прогнозы Министерства энергетики. «Но дело в том, что всё в отрасли зависит не от запасов, а от той экономической и политической обстановки, которая сложится к тому моменту, и от конъюнктуры рынка — нужно разделять возможность и целесообразность», — подвёл итог эксперт.

Если взглянуть на мировой нефтяной рынок глобально, можно смело сказать, что именно США является единственным государством в мире, которое занимается активной добычей сланцевого сырья. Остальные страны уже давно отказались от данной идеи, так как считают ее нерентабельной и материально затратной.

Активная в США началась только в 2014 году в середине лета. Ранее предпринимались попытки разработать месторождения топлива в Польше и в Венгрии, но все они закончились провалом. Большие перспективы возлагались на Украину, но все это только в проекте на 2018 год.

Сланцевые проекты в США

Добыча сланцевой нефти в США активизировалась в 2014 году. К настоящем моменту, американские проекты охватывают порядка 10% мировой добычи горючего. В далеком 2005 году на территории государства разрабатывалось порядка 7,5 миллионов а в 2014 году этот показатель достиг значения в 9 миллионов баррелей. На фоне 90 миллионов баррелей, которые все страны добывают вместе, значение весьма существенное. Именно такое соотношение и стало рычагом, который подтолкнул к резкому удешевлению «черного золота».

Какая цена топлива на нефтяном рынке обеспечивает рентабельность разработки энергоносителя в США?

Себестоимость добычи нефти в США существенно отличается по регионам. На стоимость разработки источника влияет глубина залегания топлива и наличие пресной воды. К началу 2005 года, среднестатистическая компания, специализирующаяся на добыче сланцевого топлива, способна была выйти на уровень без убытков при стоимости последнего на рынке в 75 долларов за баррель. Год назад, чтобы добыча нефти в США приносила прибыль, на международном рынке она не должна была опускаться ниже 57 долларов. Есть регионы, к примеру Северная Докота, где добыча горючего остается рентабельной при цене в 42 доллара и ниже. Добыча сланцевой нефти в США в округе Маккензи обходится всего в 24 доллара. Если свести все показатели воедино, то становится очевидно, что нефтяной сегмент Америки способен выдержать и не такие просадки на международном рынке. Как бы ни складывалась ситуация, разработчики нефти имеют свои 10% от стоимости каждого барреля. Уверенности придает тот факт, что в себестоимость «черного золота» не входят налоги и акцизы, которые в других странах формируют порядка 60% базовой цены. Почему именно так? Все просто, в США налоги в энергетической отрасли не взимаются.

Что сопутствует «сланцевой революции»?

Сланцевая революция на территории Америки имеет хорошие перспективы. Это связано в первую очередь с тем, что добыча нефти в США постоянно дешевеет. Сопутствует этому не только разработка новых месторождений, но и внедрение в процесс выработки горючего новых технологий. По предварительным подсчетам, уже в ближайшем будущем расход средств на обслуживание одной скважины удастся сократить на порядка 40%. Растущая динамика добычи нефти в США обусловлена спецификой законодательства. Компании, работающие в данном направлении, не облагаются налогами, так как до недавнего времени отрасль не считалась перспективной. На рынке доминируют небольшие компании, которые нацелены на увеличение своего дохода и на поиск методов рационализации производства. Они самостоятельно инвестируют в развитие направления.

Прогнозы на будущее

Объемы добычи нефти в США в 2015-2016 годах, по прогнозам аналитиков, будут только увеличиваться. Даже падение цен на мировом рынке на порядка 60% не повлияет на ситуацию и перспективы. Энергетический краткосрочный прогноз одного из крупнейших агентств страны Short-Term Energy Outlook весьма оптимистичен. Он говорит о намерении государства побить собственные рекорды. Максимальные объемы добычи нефти в США были зафиксированы в 1970 году на уровне 9,6 миллионов баррелей. EIA уверенно заявляет, что стоит ждать увеличения объема добычи горючего на 600 тысяч тонн уже к середине 2015 года, а к началу 2016 года — на 200 тысяч баррелей в сутки.

На что рассчитывают нефтяные магнаты?

Несмотря на то, что добыча нефти в США идет активным ходом, мнения о будущих перспективах разделились среди владельцев нефтяных компаний. Одни фирмы временно прекратили разработку новых месторождений и приостановили исследования, другие настроены оптимистически и уверенно смотрят в будущее, рассчитывая на восстановление стоимости горючего на рынке не меньше чем до показателя в 100 долларов.

Светлое будущее рисует тот факт, что Америка намерена выйти из-под мировой нефтезависимости. Если в 2005 году страна зависела в нефти от поставщиков на 60%, то уже к 2011 году этот показатель сократился до 42%. Тенденция не изменилась и сегодня, а наоборот - усилилась. Производители могут смело рассчитывать на спрос на нефть внутри государства. Даже если и не удастся реализовать топливо на международном рынке, оно уйдет с молотка на внутреннем рынке страны.

Что говорят аналитики?

По словам аналитиков, в 2015 году стоимость остановится в пределах 58 долларов за баррель. Прогноз на 2016 год еще более оптимистичен. Когда себестоимость добычи нефти в США снизится на треть, ее цена на рынке достигнет 75 долларов. Энергоноситель марки WTI будет стоить, соответственно, 55 долларов и 72. Эксперты нефтяного рынка сходятся во мнении, что стоимость «черного золота» к настоящему моменту времени сильно недооценена. В ближайшие несколько лет цена не сможет достичь показателя в Такой сценарий возможно рассматривать с отсрочкой в десятилетие. Растущие объемы добычи нефти в США не смогут перекрыть спрос. Количество технологий, которые требуют топлива, систематически увеличивается. Временное снижение цен связанно с застоем в развитии экономики большинства стран. Как только ситуация нормализуется, будет не только достигнут, но и вероятно пробит 100-долларовый предел.

США на нефтяном рынке

США уверенно чувствует себя на мировом рынке и даже попытки государств-членов ОПЕК вытеснить конкурента из ниши увенчались провалом. По мере снижения спроса, который ранее формировался в большей части Америкой, предложение растет. Как результат, цена на горючее падает. Ситуацию можно назвать попытками выбить из торговли слабых игроков. Тут стоит отметить не только рост добычи нефти в США, но и На территории государства более выгодные и свободные условия для ведения предпринимательской деятельности в энергетическом сегменте. У мелких игроков, а их большинство, развязаны руки. Именно лояльность со стороны правительства позволяет государству уверенно стоять на ногах даже в столь трудные времена. Влияние США на ситуацию крепнет еще и благодаря систематически увеличивающему запасу «черного золота».

На фоне мировых государств значительным прорывом отмечена добыча нефти в США. График цен визуально показывает, что государство полностью переконструировало нефтяной международный рынок. Впервые за долгие годы у стран-членов ОПЕК и у России появился достойный конкурент. Если ранее государства действовали в своих интересах и принимали решения с учетом только своих выгод, сегодня политику придется полностью пересматривать. Только так можно будет сбалансировать и стабилизировать нефтяной сегмент.

Уверенные тылы

Америка не просто ворвалась на нефтяной рынок, она уверенно наращивает свои тылы. Так, коммерческие соответствуют объему нетто-импорта на территорию государства на протяжении 164 дней. В декабре 2013 этот показатель был равен 171 дню, а в 2007 году накануне кризиса — 80 дням. Импорт для Канады и Мексики в данное значение не включен. Следовательно и показатель увеличивается до значения в 279 дней. А если взять во внимание не только коммерческие, но и стратегические запасы, цифра автоматически будет равна 450 дням. Это роскошный защитный буфер, который сохранит экономику страны даже при перебоях в поставках. Он же может стать толчком к падению стоимости нефти на мировом рынке намного ниже фактического показателя в 47 долларов уже в ближайшие несколько месяцев. Замедление падения прогнозируют на середину весны 2015 года.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) США занимает важное место в экономике страны, обеспечивая 4–5 % ее суммарного ВВП. В свою очередь, в структуре самого ТЭК ведущая роль принадлежит нефтяной промышленности. За счет нефти в США удовлетворяется примерно 55 % потребностей в топливе и энергии.
История развития здесь этой отрасли охватывает уже полтора столетия.

Первая нефтяная скважина в США была пробурена в 1859 г. в Предаппалачском бассейне, с которого началось развитие нефтедобычи в стране. Однако еще в течение длительного времени основным поставщиком топлива на внутренний рынок США оставалась угольная промышленность.

Перелом наступил в 20-30-е гг. XX в. в связи с быстрым ростом использования двигателей внутреннего сгорания. Вторая мировая война еще более доказала преимущество нефтепродуктов перед всеми остальными видами топлива. Так нефть стала составлять основу топливно-энергетического хозяйства США. Доля ее в общем потреблении первичных источников энергии в 1970-х гг. увеличилась до 45 %. 1есно связанная с развитием автомобильного транспорта, обеспечением стратегических потребностей страны, нефтяная промышленность стала во многом определять не только экономическую, но и политическую жизнь США.

Максимальный объем добычи за все годы был отмечен в 1972 г. - 528 млн. т нефти. В 1978 г. в США было добыто 485 млн. т нефти (включая газовый конденсат), или 21% суммарной ее добычи в капиталистических и развивающихся странах; при этом доля США в разведанных запасах нефти на начало 1979 г. составила 5,2%.

Главную роль в добыче играют юго-западные штаты - Техас, Луизиана, Оклахома, Нью-Мексико, поставляющие свыше 70% добываемой в стране нефти. В пределах этого района нефть разрабатывают не только на суше, но и в шельфовой полосе Мексиканского залива, особенно, у побережья штата Луизиана, где значительную часть прироста добычи обеспечивает подводное бурение.

Крупные месторождения нефти имеются на Тихоокеанском побережье в штате Калифорния (10% всей добычи) и в горном штате Вайоминг (4% добычи). Потенциально значительные месторождения нефти на Аляске начали разрабатываться недавно. К середине 70-х годов добыча нефти составила 10 млн. т, в будущем она увеличится до 50 млн. т. Соединенные Штаты Америки обладают наиболее развитой в капиталистическом мире нефтеперерабатывающей промышленностью.

К началу 1979 г. общая мощность нефтеперерабатывающих заводов страны достигла 358 млн. т в год (27 % суммарной мощности заводов капиталистических и развивающихся стран). Число нефтеперерабатывающих заводов в США сокращается, а единичные мощности предприятий возрастают. Мелкие заводы в условиях ожесточенной конкуренции оказываются нерентабельными и закрываются.

К числу наиболее крупных предприятий отрасли относятся заводы фирм «Экссон корпорейшн» в Батон-Руже (Луизиана) - 22,0 млн. т/г; «Тексако инкорпо-рейтед» в Порт-Артуре (Техас) - Й),0 млн. т/г; «Экссон корпорейшн» в Хьюстоне (Техас) - 19,7 млн. т/г; «Амоко ойл» в Тексас-Сити (Техас) - 16,4 млн. т/г.

Нефтяная промышленность США находится во власти десяти гигантских нефтегазовых монополий во главе с крупнейшей в стране и во всем капиталистическом мире рокфеллеровской корпорацией «Экссон». Непосредственно этим десяти монополиям принадлежит около 60% всех мощностей нефтеперерабатывающих заводов страны. Они контролируют значительную часть нефте- и газодобычи более мелких фирм, владеют нефтяными и газовыми трубопроводами, имеют собственный танкерный флот и пункты по реализации нефтепродуктов почти во всех странах капиталистического мира.

Борьба нефтедобывающих стран Ближнего Востока и Латинской Америки за экономическую независимость ослабила позиции нефтяных монополий на международной арене, однако в руках нефтяного консорциума (где ведущую роль играют нефтяные монополии США) по-прежнему находится значительная часть нефтяного хозяйства капиталистических и развивающихся стран.

Размещение нефтепереработки в США заметно отличается от размещения добычи нефти. Значительная часть мощностей нефтеперерабатывающих заводов размешается не только в районах добычи нефти, но и в основных районах потребления нефтепродуктов, т. е. в важнейших промышленных узлах Северо-Востока, в портовых центрах, где перерабатывается поступающая морем импортная нефть, на трассах магистральных нефтепроводов.

США обладает мощной нефтеперерабатывающей промышленностью. Наиболее крупные нефтеперерабатывающие заводы фирм: «Эксон корпорейшен» расположены в штатах Луизиана и Техас, «Тексако инкорпорейд» в Техасе, «Амоко ойл» также в Техасе. Главнейшими районами концентрации нефтеперерабатывающих заводов являются:

Побережье Мексиканского залива (полоса шириной 200-300 км на территории штатов Техас, Луизиана, Миссисипи),
- Южная и Центральная Калифорния,
- полоса Атлантического побережья от Нью-Йорка до Балтимора (главным образом устья рек Гудзон и Делавэр).

Крупных нефтедобывающих районов в США всего три. В первый – самый большой из них – район Юго-Западного Центра можно включить такие нефтяные бассейны, как Западный Внутренний, Пермский и Галф. В течение длительного времени добыча в этом районе велась только на суше. Она началась еще в самом конце XIX в., но настоящая «нефтяная лихорадка», быстро превратившая Техас из довольно отсталой окраины в один из самых богатых штатов страны, развернулась уже в 30-х гг. XX в. Она была связана с открытием в восточной части этого штата нефтяного месторождения Ист-Техас, которое оказалось крупнейшим в стране, причем сохраняло это первенство до 1960-х гг., когда было обнаружено месторождение Прадхо-Бей на Аляске. Вскоре были открыты крупные месторождения нефти в соседней Луизиане. Сухопутные и шельфовые месторождения Юго-Западного центра, вместе взятые, ныне обеспечивают более 50 % всей нефтедобычи США.

Добыча нефти и природного газа на шельфе Мексиканского залива началась уже после Второй мировой войны. За сравнительно короткое время здесь было открыто почти 150 нефтяных и около 700 газовых месторождений. В 1970-е гг. шельфовая зона Техаса и Луизианы превратилась в самый крупный в мире район внебереговой добычи нефти и газа. Здесь были сооружены многие сотни буровых платформ, пробурены многие тысячи нефтяных и газовых скважин, благодаря чему вся прибрежная акватория приобрела характер своеобразного земноводного пространства. В 1980-е гг. добыча нефти в Мексиканском заливе держалась на уровне 40 млн т в год, природного газа – 125 млрд м 3 . В 1991 г. она поднялась соответственно до 53 млн т и 135 млрд м 3 . Однако перспективы дальнейшего роста добычи в Мексиканском заливе теперь связывают в основном с освоением месторождений, открытых в его центральной части, но при глубинах до 1000 м. В 2006 г. здесь было открыто месторождение, которое может стать крупнейшим в США.

Юго-Западный Центр – главный в США и крупнейший в мире район нефтепереработки, которая концентрируется прежде всего у Хьюстона. Наряду с этим здесь берут начало самые протяженные в США нефте– и продуктопроводы, связывающие Техас и Луизиану с Нью-Йорком, Чикаго и другими городами Северо-Востока и Среднего Запада.

В качестве второго крупного нефтяного района США можно выделить Южную Калифорнию. Нефть здесь была обнаружена перед Второй мировой войной. На ее разработке выросли многие крупные монополии, включая «Оксидентл петролеум» А. Хаммера. Добыча ведется как на суше, в том числе в городской черте Лос-Анджелеса, так и в пределах континентального шельфа.

Третий, самый молодой нефтяной район США – А л я с к а.

Открытие нефти на Аляске можно отнести к великим геологическим открытиям второй половины XX в. Хотя геологическое изучение этого полуострова началось еще в середине 1920-х гг., первая нефть здесь была обнаружена лишь в конце 1950-х гг. Это случилось в районе залива Кука и п-ова Кенай в южной части Аляски, где бурились «морские» скважины, причем в чрезвычайно сложных природных условиях (ледяные глыбы, девятиметровые волны).

После первого успеха геологи-поисковики решили попытать счастья на крайнем севере Аляски, представляющем собой склон хребта Брукса и прибрежную равнину моря Бофорта. Со временем здесь была открыта целая нефтегазоносная провинция, названная провинцией Северного склона Аляски.

Уже в конце 1980-х гг. добыча нефти на Аляске достигла 100 млн т в год, и по этому показателю она заняла второе место в стране после Техаса. «Нефтяная лихорадка» оказала огромное воздействие на всю экономическую и социальную жизнь Аляски. На предприятиях нефтяного комплекса ныне занят каждый десятый ее житель. Отчисления от продажи нефти в 1980-х гг. составили 85 % всех доходов, поступающих в казну штата.

Город Хоббс, численностью 30 000 человек вверху посередине фотографии со спутника. Тысячи нефтяных скважин точками усеивают всю левую половину фотографии. Справа – квадратики сельскохозяйственных полей. В центре каждого квадратика круг, образованный ирригационной системой, представляющей собой установку орошения, закреплённую в центре и перемещающуюся по окружности.