1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
1. Согласно ст. 4.5 Кодекса постановление по делу по общему правилу может быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. В этой же статье предусмотрена возможность более длительного расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении за нарушение отдельных отраслей законодательства и при рассмотрении дел судьями. Однако законодатель, учитывая принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях, установил общее правило о том, что протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления факта совершения правонарушения.
2. Однако иногда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. Для получения необходимой информации могут потребоваться дополнительные меры по формированию доказательственной базы (см. комментарий к ст. 26.2). Следует также иметь в виду, что в целях установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применять предусмотренные Кодексом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 27.1).
В случаях, когда немедленное составление протокола невозможно, он должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
3. Имеется еще одно исключение из общего правила, предусмотренного в ч. 1 комментируемой статьи. В соответствии со ст. 28.7 Кодекса по некоторым категориям дел об административных правонарушениях может потребоваться осуществление экспертизы и иных процессуальных действий, связанных со значительными временными затратами. Для таких ситуаций предусмотрено проведение административного расследования, срок которого не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела. Однако в исключительных случаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом (см. комментарий к ст. 28.7). После окончания административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. 28.7).
4. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (РГ. 2005. 19 апр.) разъяснено, что установленные в комментируемой статье сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.
Довольно часто стало встречаться такое понятие как административное правонарушение. Его, как правило, можно выявить в ходе проверки, осуществляемой органами государственного контроля. По ее результатам составляется протокол. Рассмотрим более подробно, что собой представляет административное нарушение и каковы сроки составления протокола об административном правонарушении.
Кодекс об административных правонарушениях РФ относит к числу причин следующие факты:
Кодекс об административных правонарушениях РФ считает дело открытым, если произошли следующие события:
Если в открытии дела о правонарушении при предоставлении всех необходимых материалов было отказано, то должностное лицо, которое рассматривает все предоставленные факты и материалы, должно вынести мотивированное определение об отказе в открытии дела.
Главным недостатком протокола можно назвать отсутствие данных, которые указаны в части 2 статьи 28, а также других сведений в зависимости от их значимости по отношению к конкретному административному делу.
К примеру, отсутствие информации о владении лицом тем языком, на котором заведено дело, а также о предоставлении переводчика.
Сроки составления протокола об административном правонарушении предусматриваются статьей 25.8 соответствующего кодекса РФ. Здесь указано следующее:
Соответственно последней части статьи 28.5, срок давности составления протокола об административном правонарушении ограничивается временем проведения расследования, что составляет 1 месяц.
Учитывая сведения ст.28.5 КоАП РФ с комментариями, незамедлительно акт об административном правонарушении составляется, если:
a) Имеются все необходимые сведения для разрешения дела.
b) Уполномоченное лицо владеет всеми сведениями и материалами, приобщаемыми к делу.
Учитывая ст.28.5 КоАП РФ с последними изменениями, к сведениям, выясняемым в течение 2 суток относят:
Сроки составления протокола об административном правонарушении могут доходить до 2 суток, потому как уполномоченному лицу необходимо будет сделать запросы в налоговые органы, ОВД, по месту работы и в другие учреждения, данные из которых могут быть приобщены к делу. При этом в некоторых случаях возможно административное задержание лица до выяснения обстоятельств.
Исходя из данных в ст.28.5 КоАП РФ, промежуток времени, в котором может быть составлен протокол, может растягиваться до полугода. Это связано с тем, что может возникнуть необходимость проведения расследования, которое длится до месяца или двух (если было подано ходатайство на продление сроков).
А если нарушение повлекло за собой причинение вреда (легкого или среднего), то как раз сроки составления протокола об административном правонарушении растягиваются на шесть месяцев.
Подписание и вручение протокола о нарушении также регулирует КоАП. Срок составления протокола об административном правонарушении не нарушен, все сведения собраны? Значит можно подписывать данный документ.
Подпись в протоколе должны поставить уполномоченное лицо, а также лицо, против которого возбуждается дело. Если это физлицо, то подпись ставится непосредственно данным лицом. Если лицо юридическое, то либо им, либо его законным представителем.
После проставленных подписей копия акта передается под расписку правонарушителю и пострадавшему.
Нужно знать, что право подписи, а также право получения копии протокола не имеют ни адвокаты, ни юристы, ни представители правонарушевшей стороны. Они не являются законными представителями.
На практике нередко возникает вопрос об обжаловании акта. Так вот, на обжалование самого документа подавать нельзя, потому как он всего лишь фиксирует факт нарушения. Если гражданин, в отношении которого открывается дело, не согласен с указанными фактами или предоставленными материалами, он может на судебном заседании опровергнуть обстоятельства, указанные в протоколе, доказав свою правоту.
А что делать, если произошло нарушение срока составления протокола об административном правонарушении? Если доказано и признано нарушение по срокам, то привлечь лицо к административной ответственности за нарушение нельзя.
В течение 3 дней протокол о правонарушении должен быть передан судье на рассмотрение. Документ передается в суд незамедлительно после написания, если:
Административные органы, которые имеют право составлять акт об административном правонарушении, указаны в статье 28.3 кодекса, органы, которые могут рассматривать дела о правонарушениях, указаны в главе 23.
Вопрос: Является ли установленный в ст. 28.5
КоАП РФ срок составления протокола об
административном правонарушении
пресекательным?
Ответ: Согласно ч. 1 ст. 28.5
Кодекса РФ об административных
правонарушениях протокол об
административном правонарушении
составляется немедленно после выявления
совершения административного
правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст.
28.5 КоАП РФ в случае, если требуется
дополнительное выяснение обстоятельств
дела либо данных о физическом лице или
сведений о юридическом лице, в отношении
которых возбуждается дело об
административном правонарушении, протокол
об административном правонарушении
составляется в течение двух суток с момента
выявления административного
правонарушения.
Как указано в ч. 3 ст. 28.5
КоАП РФ, в случае проведения
административного расследования протокол
об административном правонарушении
составляется по окончании расследования в
сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 4
Постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых
вопросах, возникающих у судов при
применении Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях" указал,
что несущественными являются такие
недостатки протокола, которые могут быть
восполнены при рассмотрении дела по
существу, а также нарушение установленных
ст. ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления
протокола об административном
правонарушении и направления протокола для
рассмотрения судье, поскольку эти сроки не
являются пресекательными.
На данную
позицию обратили внимание и контролирующие
органы (см., например, Письмо УФНС России по
г. Москве от 21.04.2006 N 09-10/031928@).
Арбитражные
суды также указывают, что установленный в
ст. 28.5 КоАП РФ срок составления протокола об
административном правонарушении не
является пресекательным (см., например,
Постановления ФАС Центрального округа от
22.10.2009 N А54-1860/2009, ФАС Уральского округа от
26.01.2009 N Ф09-10574/08-С1, ФАС Северо-Кавказского
округа от 10.09.2009 N А32-12147/2009-51/140-79АЖ, ФАС
Северо-Западного округа от 07.10.2009 N А66-1958/2009,
ФАС Московского округа от 13.11.2009 N КА-А40/10349-09,
ФАС Волго-Вятского округа от 05.11.2009 N А17-2981/2009
и от 16.03.2009 N А17-4673/2008).
При этом судами
было также указано, что несоблюдение
установленного ст. 28.5 КоАП РФ срока
составления протокола об административном
правонарушении не является достаточным
основанием для отказа в привлечении лица к
административной ответственности,
поскольку протокол об административном
правонарушении составлен в пределах срока
давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, установленный в ст. 28.5 КоАП
РФ срок составления протокола об
административном правонарушении не
является пресекательным.
Л.Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
18.12.2009