Значение слова потребление. Потребление. Что мы потребляем

Значение слова потребление. Потребление. Что мы потребляем

Для начала - три цитаты. От очень, очень, очень, очень разных людей.

« Если перечислять важные проблемы современности, можно назвать три: первая - это информация и ее влияние; вторая - это стремление к удовольствиям; третья - это стремление к комфорту. Это то, что характеризует так называемое потребительское общество… Отбрасывайте всякую пропаганду, когда она говорит, что relax and enjoy* - путь к совершенству. Это - путь к деградации, и не просто личности, а человеческой цивилизации »
19 ноября 2014 года


« С английского - «расслабься и получай удовольствие». Круче было бы, конечно, по-латыни: relaxat et frui. Или хотя бы по-гречески: να χαλαρώσετε και να απολαύσετε. Был бы я духовным лицом, я бы всех вокруг латынью умучивал, нехай трепещут »

« Тут Роман, видимо по молодости лет, потерял терпение.
- Да не идеальный человек! - заорал он. - А ваш гений-потребитель!
Воцарилось зловещее молчание.
- Как вы сказали? - страшным голосом осведомился Выбегалло. - Повторите. Как вы назвали идеального человека?
»

«Понедельник начинается в субботу»
« Предполагали, что богатство и комфорт в итоге принесут всем безграничное счастье. Возникла новая религия - Прогресс, ядро которого составило триединство неограниченного производства, абсолютной свободы и безбрежного счастья. Новый Земной Град Прогресса должен был заменить Божий Град. Эта новая религия вселила в ее приверженцев надежду, дала им энергию и жизненную силу. Следует наглядно представить себе всю грандиозность Больших Надежд, удивительные материальные и духовные достижения индустриального века, чтобы понять, какую травму наносит в наши дни людям разочарование от того, что эти Большие Надежды не оправдались »
«Иметь или быть»

Вряд ли ты узнал что-то новое из этих замечательных цитат, о драгоценный читатель.

Идея о том, что общество потребления - это гадкая бяка, была впитана тобой с первой бутылочкой заменителя грудного молока, но и тогда она лишь слилась в согласии с еще более ранними источниками информации внутри твоего новорожденного тела.

Любой мыслитель XX века яростно бичевал «потребленцев» и изыскивал червей в сочных яблоках всеобщего благоденствия. Даже коммунисты, обещавшие полное изобилие в своем будущем, рисовали это будущее не очень уверенно: по всему выходило, что тогда у всех все будет, но никому ничего будет не надо. Но шли эти новые мыслители столь древними тропами, что на них попадались даже не столько саблезубые тигры, сколько трилобиты.

Этот яркий, но путаный образ мы сейчас разберем подробнее.


«Но паче иного - грех расточительства»

Мы должны понимать, что миллионы лет человечество, даже не ставшее еще собой, вынуждено было существовать, испытывая нужду буквально во всем.

Даже в благодатнейших местах случались сезоны засух, дождей и безрыбицы. Холод, зной, болезни и регулярные голодовки были абсолютной нормой жизни. Ранняя смертность наших предков, доживших до зрелости, чаще всего была связана с тем, что подавляющее большинство из них к сорока-пятидесяти годам уже физически не могли обеспечить себя достаточным пропитанием и начинали зависеть от милосердия окружающих. А милосердие в то время было штукой ненадежной. Когда джентльмены-археологи в XVIII–XIX веках стали работать с первобытными захоронениями, они пришли в ужас от обилия тщательно выскобленных и обглоданных человеческих костей. Каннибализм, трупоедство, поедание собственного потомства были повсеместно распространенным явлением (до того считалось, что этому пороку подвержены лишь дикари некоторых регионов, которые, если разобраться, и не люди вовсе).

Людоедство исчезает лишь с развитием земледелия - чтобы легко возвращаться в скудные времена, будь то европейский голод XIII века, голодомор в России или крушение самолета в Андах в 1972 году, когда выжившие пассажиры питались телами погибших.

Первый шаг на пути к обществу потребления - земледелие с созданием запасов пищи - решительно изменил человека. Люди постепенно перестали есть своих детей, убивать стариков, появились даже излишества: матери и повитухи, например, перестали считать плаценту специальным даром небес, посланным, чтобы подкрепить силы женщины после родов (обычай прикасаться к ней ложечкой остался в некоторых культурах - уже в качестве суеверия).


Пострадала ли от этого потребительского разгула нравственность - решать тебе. Но то, что скупость и экономия еще очень и очень долго были обязательны для выживания и стали основой любой нравственности, - это факт. На протяжении тысячелетий скаредность была высочайшей доблестью человека. Причем служила она не только его личному благу, но и процветанию всего общества. Если ты слишком много ешь - ты отнимаешь еду у другого. Если ты теряешь рубаху - значит, кому-то не достанется льна или шерсти, чтобы укрыться от стужи или солнца. Ты носишь золотые браслеты - но ты мог бы продать их и накормить голодных в твоем городе (мысль о том, что золото само по себе несъедобно и его наличие или отсутствие на твоих руках не увеличивает количества хлеба в амбарах, была слишком сложной, поэтому до нее обычно не доходили).

Впрочем, даже в самые нищие времена некоторых благ было в избытке, и тогда небрежное обращение с ними было в порядке вещей. Обилие мелкой керамики, скажем, приводило к тому, что она ценилась лишь немногим больше глины, из которой была изготовлена, и ни в одном из древних трактатов ты не найдешь совета бережно с ней обращаться. Человек же, пользовавшийся глиняной посудой, прославлялся как образец умеренности в пику богачу, который тратил дефицитные ресурсы на посуду медную.

У нас просто нет иной культуры и иной традиции, нежели культура скопидомства. Мы как аксиому воспринимаем то, что хороший человек должен быть умерен в еде и отличаться безразличием к материальным ценностям. Жадность порицалась лишь тогда, когда она принимала уж совсем гротескные формы: если человек начинал морить голодом слуг и родственников, наряжал их в обноски, а сам спал на набитых сундуках - это было антиобщественное поведение. Но образ мудреца, который живет в бочке, питается тремя корочками в день и раздает все имущество ближним - совершенный идеал любой религии. А если он при этом экономит воду и мыло - тем лучше (ибо что может свидетельствовать о благочестии убедительнее, чем вши и язвы по всему телу?).

У нас просто нет иной культуры, кроме культуры жесточайшей экономии


И, конечно, любой человек должен трудиться в поте лица своего. Кто не работает, тот не ест. Хорошая жена встает раньше всех в доме и целый день не знает покоя, доблестный муж всей душой предается трудам.

Потому что, если не работаешь ты, кто-то должен пахать, косить, воевать, управлять, делать копья и вытесывать обелиски вместо тебя. А это нечестно. Необходимость труда для всех и каждого была совершенно очевидна, считалась незыблемой данностью, как мокрота воды или жар огня. Так что любовь мужчин и женщин к вкусной еде, безделью, красивым нарядам, уютным домам, мягким постелям и забавным игрушкам хоть и была фактически всеобщей и довольно-таки естественной, но являлась однозначным пороком - по крайней мере, в глазах моралистов. И эти глаза по-прежнему родственны глазам пресловутых трилобитов, потому что в последнее время жизнь меняется куда быстрее, чем наши суждения о ней.


Бездельники по долгу службы

Жан-Жак Руссо или Лев Толстой пишут о том, что единственное достойное занятие для человека - это по-библейски выращивать хлеб свой. Но, как бы мило это ни звучало, остается забытым одно интересное обстоятельство. Пахать - это замечательно, но количество мест для пахоты в этом мире ограничено. Еще в эпоху Древнего Египта выяснилось, что один пашущий способен прокормить десять человек*, и проблема вообще-то не в том, кто будет пахать, а в том, что пахать-то будем. Не подсовывать же каждому крестьянину еще девять пахарей на его участок - толкотни будет много, а толку мало.

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Не забываем, что это данные по Египту с его плодородной долиной Нила. В большинстве регионов была куда менее впечатляющая статистика »


Ремесленники тоже не испытывали нехватки в рабочих руках, жрецов, писцов и бальзамировщиков наблюдался переизбыток, армия была укомплектована, а людей нужно было чем-то занять. По некоторым версиям (см. например, статьи бывшего министра древностей Египта Захи Хавасса), масштабнейшие постройки в Египте были вызваны к жизни именно тем обстоятельством, что плодородные, но привязанные к строгой сезонности земли в Египте требовали слишком мало крестьян и могли кормить слишком много людей, которым тоже нужно было дать возможность зарабатывать. Так как экономика в Египте была больше всего похожа на ту, которую мы сейчас называем командно-административной, фараонам и жрецам пришлось взять на себя обязанности по трудоустройству тысяч и тысяч рабочих рук. Поэтому мы сейчас имеем пирамиду Хеопса, сфинксов и прочие крупные достопримечательности.


Но и там, где земли были скудны, а голод случался чаще, недостатка в крестьянах обычно не было. Зато был дефицит земли.

Число ремесленников нельзя было наращивать бесконечно: слишком малым было потребление, слишком медленным и штучным - производство. Проблему с безработицей приходилось решать практически во все времена. Так появились рантье, жившие на проценты от капитала; так появилось множество рабов, а потом слуг, которые проводили жизнь, разъезжая на запятках карет и наводя лоск на дверные ручки; так появился обширный класс чиновничества и, самое главное, класс относительно свободных джентльменов, которые могли посвящать себя игре в гольф, разведению тюльпанов, созданию теории эволюции и проектированию паровых котлов.

И как только котлы были изобретены, они тут же и рванули под седалищами вышеупомянутых джентльменов, ибо началась индустриализация со всем букетом соответствующих признаков. И главнейший из них - появление огромного числа новых товаров и услуг, а также рабочих мест для людей всех полов и всех уровней образованности. К концу Первой мировой войны понятие «рантье» стремительно ушло в небытие, слуг уволили, поместья сдали под водолечебницы - и человечество принялось производить. Нет, даже так: ПРОИЗВОДИТЬ. Давай посмотрим, что мы имеем на сегодняшний момент.


Эра изобилия

Зеленая революция решила проблему плодородия почв: сегодня мы получаем в 50–100 раз больше урожая с гектара, чем 150 лет назад. Да-да, все эти ГМО, нитраты, фосфаты, гербициды и пестициды, консервация, механизация и обработка.


Голод на сегодняшней планете вызван лишь серьезными проблемами в гео­политике и логистике, а вообще современный уровень производства продовольствия позволяет худо-бедно прокормить 40–50 миллиардов человек, при том что только 4–5% из них будут непосредственно заняты в сельском хозяйстве (данные Гарвардского центра демографических исследований). Толстой и Руссо, наше вам с кисточкой!

Любой человек, хотя бы неделю проживший на хорошо организованной швейцарской молочной или американской кукурузной ферме, навсегда избавится от иллюзий, что благополучие «золотого миллиарда» покоится на нищете остальных 6 миллиардов. А еще он может заглянуть в экономическую статистику и выяснить, что крупнейшими экспортерами продовольствия являются именно страны этого «золотого миллиарда». Они с удовольствием производили бы еще больше сыра и кукурузы, если бы правительства не вынуждали их сокращать производство из-за переизбытка этих продуктов.

Что касается производства непродовольственных товаров, то тут нам открывается поистине Шамбала. В принципе, сегодняшнее производство ничем не ограничено, если не считать двух «потолков». Это: недостаток идей для новых видов потребления; недостаток потребителей.

Во времена Великой депрессии производители выливали молоко,чтобы не снижать цены

Зато всего остального у нас переизбыток, и прежде всего (опять привет Толстому и Руссо) имеется переизбыток рабочих рук. До 10% трудоспособного, нуждающегося в работе населения Земли уныло околачивают груши, потому им нечего делать, и как минимум столько же протирают штаны на искусственно созданных местах, содержание которых обходится их работодателям и государствам дороже, чем прямая выплата пособий по безработице. Если приплюсовать к этому людей, живущих на различные формы дивидендов, домохозяек, тружеников укороченного рабочего дня, сельское население, живущее на своей земле и чрезвычайно неэффективно ее использующее, и так далее, то мы с интересом выясним, что в реальном производстве, к какому бы типу оно ни относилось, у нас принимает полноценное участие меньше половины трудоспособного населения. И ничего с этим не поделаешь. Если человечеству нужен всего один миллион желтых пластиковых утят в год и оно никак не соглашается обвешиваться этими утятами с ног до головы, то можно до одури стоять у станка, выковывая этих утят мозолистыми руками, - добьешься лишь полного разорения желто-­утячьей промышленности, увы. К сожалению, у человека всего один рот, который можно накормить, всего две ноги, на которые можно надеть штаны, и всего десять пальцев, чтобы играть утятами в ванне.


Правда, человек почти бесконечно жаден в потреблении услуг нематериальных, но об этом мы поговорим чуть позже. И если при взгляде на всю планету мы пока еще не видим бесконечного избытка благ, то к странам «золотого миллиарда» это уже относится в полной мере. Что и заставляет мыслителей этих стран бить в колокол, вопия о чудовищной проблеме потребительского отношения к жизни у современного человека. У мыслителей тех стран, которым намного меньше повезло с политикой и историей, вы редко найдете рассуждения о бездуховности зажравшейся молодежи. Их куда больше будут волновать торчащие ребра этой молодежи, ее полное незнакомство с букварем и готовность продавать свое тело за плитку шоколада.


Конфликт Бодрийяра

В 1970 году вышел труд французского философа-социолога Жана Бодрийяра «Общество потребления, его мифы и структуры». Читать этот труд совершенно необязательно, потому что при всей своей знаменитости, эпохальности, интеллектуальности и убедительности он в конечном счете сводится к трем посылам:

1. Проклятые капиталисты всех обманывают, загоняют в кредиты, заставляя покупать всякую дрянь, а сами жиреют за счет наших стрессов и уныния.

2. Все на свете теперь продается, ничего святого уже не осталось.

3. Ну и где это обещанное счастье? Где прорывы? В чем смысл, спрашиваю вас?

Меньше чем через двадцать лет после этого горького набата появился Интернет, создавший из человечества фактически новый вид, существо с совершенно новыми способностями и потребностями. Но Бодрийяр, как и сотни его единомышленников, не пожелал увидеть в этом событии ничего особо значимого, а предпочел счесть его еще одной чешуйкой на спине зверя апокалипсиса, пожирающего Реальность.

Презрение к «потреблятству» стало настолько общим местом, что мы не хотим даже задуматься, откуда берется это презрение.

Да, допустим щебет трех-четырех барышень в бутике, обсуждающих новую линию сумочек-клатчей, может свести с ума человека, который забрел в этот бутик с исключительно духовной целью - проникнуться презрением к миру вещей. Картина, которую он видит, входит в полное противоречие с той тысячелетней культурой скопидомства, о которой мы писали раньше.


Он видит сытых, ухоженных девиц, чьи финансы позволяют покупать им дорогие сумки, но он не видит их заслуг перед обществом. Он недоумевает, почему эти холеные, не обремененные тяготами женщины готовы тратить свою жизнь на поиски наиболее удачных оттенков помады. Если же он выясняет, что дамы все-таки работают, то испытывает внутренний протест из-за того, что они тратят заработанные деньги на эту чушь. Ради чего общество кормило их, учило и обихаживало? Ради того, чтобы они верещали тут как стая попугаев, повторяя рекламные слоганы? Ради чего развивалось человечество - ради ста сортов зубной пасты в полоску и крапинку?!

Пятьсот лет назад большинство этих дам не вызвало бы у него протеста, потому что они склонялись бы над лоханями с мыльной водой, штопали бы дырявые чулки и просили милостыню на паперти. То есть занимали бы место, которого, с его точки зрения, они были достойны - по интеллекту, воспитанию и образованию. Сейчас же они выглядят как сливки общества, они распоряжаются средствами, но интеллектуально при этом не больно-то воспарили над лоханью.


Сегодня интеллектуал, прогрессор общества выглядит не лучше (а часто гораздо хуже) людей, чей разум недалеко уковылял от разума сороконожки, и периодически интеллектуал начинает задыхаться, ощущая, что мир отныне принадлежит именно сороконожкам. Для них снимают тупейшие фильмы, пишут глупейшие книги, издают... о боже мой, они называют это журналами! С ними, сороконожками, сидя на корточках, беседуют политики, стараясь не употреблять слова длиннее трех слогов, а самодовольные насекомые в это время лопают гамбургеры, пялятся в телик и мечтают о новой тачке. А сейчас они еще и начали писать в Интернете - и это уже самый веский повод купить на распродаже большой кусок веревки и маленький кусок мыла.


Да, умывшись и отъевшись, человечество пока не превратилось хором в Ньютонов и Эйнштейнов. Культура перестала быть элитарной, и институтским профессорам приходится либо жить в резервациях при кампусах, либо учиться контактировать с продавцами электровеников. Но, как сказал в свое время пересмотревший свои взгляды Борис Стругацкий, «Мир Потребления убог, консервативно гомеостатичен, нравственно бесперспективен, он готов снова и снова повторять себя, - но! Но он сохраняет свободу, и прежде всего - свободу творческой деятельности. А значит, по крайней мере, научно-техническому прогрессу остаются шансы на развитие, а там, глядишь, и потребность в Человеке Воспитанном возникнет в конце концов, а это уже надежда на прогресс нравственный... В любом случае, из всех реально возможных миров, которые я могу себе представить, Мир Потребления наиболее человечен. Он - с человеческим лицом, если угодно, - в отличие от любого тоталитарного, авторитарного или агрессивно-клерикального мира».


Но на самом деле все наоборот

После терактов 11 сентября мэр Нью-Йорка Джулиани обратился к горожанам и туристам с просьбой. Он просил, невзирая на тяжелое горе, постигшее всех, не отказываться от покупок, походов в рестораны и кино. Город нуждался в возрождении торговой активности, ему нужны были силы для восстановления. Ньюйоркцы откликнулись и несколько недель усердно занимались шопингом, что чрезвычайно помогло городской казне справиться с внешними последствиями катастрофы.

Да, современное общество устроено так странно, что, покупая сто пятый бублик с маком, ты приносишь этому обществу пользу.


И наоборот: воспеваемые тысячелетиями бережливость, осторожность и умеренность сегодня являются фактически эгоизмом. Особенно это касается приобретения товаров класса люкс, которые для того и создаются, чтобы способствовать интенсивному денежному обращению и стимулировать людей зарабатывать гораздо, гораздо больше, чем им требуется для комфортной жизни.

Миллионер, который тратит сотни тысяч на часы, прекрасно понимает, что сколь бы прекрасны они ни были, но часы за сто, а то и за десять долларов будут показывать время ничуть не хуже. Он покупает лишь условный социальный маркер, отправляя деньги крутить колесо прогресса.

Общество изобилия, позволяющее массе людей получать высшее образование, располагать излишком времени и заниматься разнообразной, но не нужной для выживания ерундой вроде копирайта слоганов, венгерской филологии или дизайна вантузов, уже доказало свою исключительную эффективность.

Неужели высшая цель человечества - производить сто сортов зубной пасты в полоску и крапинку?


Никогда на планете не жило такого количества гениев, как сейчас. Никогда с такой скоростью не совершались научные открытия, не менялось так стремительно лицо цивилизации. Развитое и вариативнейшее производство, стремящееся удовлетворить любой, самый немыслимый спрос, является лучшим из возможных заказчиков на разработки в самых разных областях. При этом появляется все больше товаров, не имеющих материальных носителей. Игры, фильмы, книги, музыка, программы, образование, общение, идеи, концепции, проекты и чертежи - количество производимого в мире софта растет по экспоненте после появления компьютеров, мобильных телефонов и Интернета. То есть современный человек потихоньку отказывается от активного задействования материальных ресурсов, все больше его интересы устремляются к вещам, которые нельзя даже потрогать. Крохотная коробка из пластика с кусочком железа и горсткой песка способна заменить многоэтажные библиотеки, личный оркестр, десяток приборов домашней техники и даже самолеты, поезда и машины*.

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Ну да, ты же можешь отправить открытку в Куала-Лумпур любимой бабушке, и при этом ни один самолет и ни один пароход не примут в этом участия »

И не стоит забывать еще об одной важнейшей особенности общества потребления: оно очень, очень плохо относится к войнам, насилию и убийству. Потому что человек здесь - величайшая ценность. За сто лет ему можно продать столько подгузников, гамбургеров, видеоигр, вставных челюстей и пластических операций, что никакая идея не может оправдать уничтожение Потребителя!

Это раньше властители мечтали о том, чтобы захватить своих врагов, перебить и изгнать их. Сегодняшние властители мечтают вручить каждому из них по пачке стирального порошка. Со скидкой.


А на самом деле - зачем все?

Великий математик, основатель кибернетики Норберт Винер в «Человеке управляющем», например, высказался в том смысле, что без нас Вселенную могут ожидать огромные неприятности в виде, скажем, неизбежной тепловой смерти.

И единственный шанс Вселенной - это если заведшийся в ней разум окрепнет настолько, что сможет повлиять на физические законы или, что будет точнее, использовать их правильно, в своих интересах и интересах Вселенной.

Для этого разуму нужно пройти все этапы взросления, непрерывно развиваясь социально и технологически, и достичь уровня прогресса, который позволит нам эту Вселенную сперва заселить, а потом понять. Чем плоха цель, спрашивается? И создание общества потребления на этом этапе тому же Винеру казалось не просто шагом в чрезвычайно правильном направлении, но и неизбежным следствием нашего возраста. Возраста, в котором проблемы непосредственного выживания уже решены и пришла пора учиться говорить «агу-агу» и тянуться к ярким погремушкам, красивым тетям и конфетам.


Хочу узнать об этом больше!

Эти три книги из разных эпох лучше всего показывают, как человечество ставило перед собой цель всеобщего благополучия, как достигало ее и чем планирует заняться после.


Фото: Reuters / Pixstream, Getty Images.

ПОТРЕБЛЕНИЕ

ПОТРЕБЛЕНИЕ

(consumption) Расходы на поддержание жизни или получения удовольствия в отличие от затрат на будущее производство. В счетах национального дохода проводится различие между личным потреблением и потреблением государственных организаций. Личное потребление включает в себя расходы на товары краткосрочного пользования, представленные немедленно потребляемыми товарами и услугами, и расходы на товары длительного пользования, такие, как автомобили, которые предположительно должны служить в течение ряда лет. Все эти различия проведены достаточно произвольно: например, расходы на поездки к месту работы относятся к потреблению, хотя найдется очень мало людей, которым такие поездки доставляют удовольствие. Автомобили, купленные частными лицами, включаются в категорию потребления, тогда как автомобили, приобретенные их работодателями, учитываются как инвестиции. В Великобритании лекарства, купленные самостоятельно, относят к категории личного потребления, а те же самые лекарства, полученные бесплатно через систему Государственной службы здравоохранения, считаются уже государственным потреблением.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

ПОТРЕБЛЕНИЕ

использование, употребление, применение продукции, вещей, благ, товаров, услуг в целях удовлетворения потребностей. Различают производственное потребление - расходование, использование ресурсов в процессе производства и непроизводственное, конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей. Потребление представляет конечную стадию воспроизводственного цикла.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ПОТРЕБЛЕНИЕ" в других словарях:

    Использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей, заключительная фаза процесса воспроизводства. Потребление распадается на потребление производственное и потребление непроизводственное. В зависимости от вида… … Большой Энциклопедический словарь

    Использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг. Потребление становится возможным вследствие получения дохода или траты сбережений. Рассмотрение потребления как… … Википедия

    ПОТРЕБЛЕНИЕ - ПОТРЕБЛЕНИЕ, использование продуктов и услуг для удовлетворения потребностей произ ва и нас.; заключит. фаза процесса обществ. воспроиз ва. Различают П. производственное (производительное) и непроизводственное (собственно потребление).… … Демографический энциклопедический словарь

    - (consumption) 1. Использование потребительских товаров (consumer goods) и услуг для удовлетворения текущих потребностей отдельных лиц, организаций и государства. 2. Сумма денег, израсходованная на приобретение потребительских товаров и услуг в… … Словарь бизнес-терминов

    Продукт потребления.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. потребление расход, затрата, издержки, трата, расходование, израсходование, использование, затрачивание,… … Словарь синонимов

    Заключительная фаза процесса воспроизводства, состоящая в использовании продукта труда в процессе удовлетворения потребностей человека, производства и непроизводственной сферы общества. По английски: Consuption См. также: Потребление Продукты… … Финансовый словарь

    потребление - — потребление Использование общественного продукта в процессе удовлетворения экономических потребностей людей, заключительная фаза процесса общественного производства. В… … Справочник технического переводчика

    ПОТРЕБЛЕНИЕ, потребления, ср. (книжн.). Использование, расходование чего нибудь для удовлетворения каких нибудь потребностей. Потребление топлива. Статистика потребления сахара. Предметы личного потребления. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова

    Пищи, количество пищи, потребляемое особью, популяцией или трофическим уровнем в единицу времени. Определяется по формуле: где С потребление, А сумма ассимиляции, FU количество выделенных веществ (фекалий, мочи, пота и т. п.). Экологический… … Экологический словарь

    Потребление - использование общественного продукта в процессе удовлетворения экономических потребностей людей, заключительная фаза процесса общественного производства. В макроэкономических моделях потребление (его стандартное обозначение С) это… … Экономико-математический словарь

Книги

  • Духовные ценности. Производство и потребление , С. Ф. Анисимов. В книге раскрывается роль идейно-политических, нравственных, научных, эстетических и других духовных ценностей в истории общества, в жизни каждого человека. Как создаются эти ценности и что…

англ. consumption; нем. Konsumtion. Процесс использования соц.-экон., культ, и природных благ с целью удовлетворения потребностей человека, соц. групп и общества в целом. Различают П. производственное и П. непроизводственное.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОТРЕБЛЕНИЕ

использование продуктов труда для удовлетворения потребностей людей, в процессе к-рого эти продукты перестают быть потребительными стоимостями (благами). П. подразделяется на производственное и непроизводственное. Непроизводственное П. - особый процесс, входящий в обществ. производство наряду с собственно производством, распределением и обменом. В ходе его произведенные предметы потребления перестают быть потребительными стоимостями. Наряду с использованием вещей оно включает в себя П. услуг. Непроизводственное П. делится на личное, в ходе к-рого удовлетворяются потребности отдельных людей, и обществ., в процессе к-рого удовлетворяются потребности соц. организма. Непроизводственное П. - это собственно П. Производственное же П. - это само собственно производство, но выступающее потребителем средств производства, в ходе к-рого последние перестают быть тем, чем были. В собственно производстве потребляются не только средства производства, но и рабочая сила. П. - необходимый момент обществ. производства, без к-рого последнее существовать не может. Характер П. в том или ином конкретном об-ве зависит прежде всего от уровня развития сил производительных (см.) и типа отношений производственных (см.). Важную роль в определении характера потребления играют виды хозяйственной деятельности (охота, рыболовство, земледелие и т. п.), а также особенности природной среды. Но наряду с этими факторами на П. в значительной степени влияли и культурные традиции, к-рые особенно сильно сказывались на личном П. Люди, находившиеся на одной и той же стадии обществ. развития и жившие в одних и тех же природных условиях, но относящиеся к разным народам, по-разному питались, одевались, имели разные жилища, домашнюю утварь, украшения и т. п. С процессом личного П. связано множество различн. норм, предписаний, обычаев. У разных народов существуют, напр., не только разные блюда и разные приемы приготовления пищи, но и свои нормы, определяющие, где, когда, с кем и каким именно образом люди должны ее потреблять. Акты П. нередко имели не только чисто утилитарное, но и символическое значение. Этнич. специфика П. была особенно значительной в докапиталистич. об-вах, включая первобытное. С переходом к капитализму она начинает утрачиваться, однако этот процесс далек от завершения. Лит.: Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры. М., 1979; Этнография питания народов стран зарубежной Азии: опыт сравнительной типологии. М., 1981. ЮМ. Семенов.

Даже не будучи специалистами в области макроэкономики, каждый из нас знает, что такое потребление товара. Это категория, которой активно пользуются экономисты, но при этом она хорошо знакома и далеким от финансовых наук людям.

В данной статье мы расскажем о потреблении немного больше, чем знает среднестатистический гражданин. Материалы, на основе которых написана эта статья, были взяты с учебных и аналитических ресурсов и упрощены для наиболее простого и быстрого усваивания.

Общая характеристика

Для начала мы дадим научное определение, которое характеризует категорию «потребление». Итак, это расходование определенного продукта (товара или услуги) в процессе удовлетворения собственных нужд. С точки зрения экономики потребление интересно нам по той причине, что с ним всегда происходит обмен каких-то благ (преимущественно материальных, то есть денег) на товар или услугу, которые хочет потребить человек. Таким образом, за счет наших желаний существует потребление. Это нормальный процесс – человечество живет по такой модели уже много тысячелетий.

Что мы потребляем?

Поскольку, как уже было отмечено выше, главная цель, которую преследует потребление, – это удовлетворение нужд, можно сделать вывод, что мы используем товары, способные обеспечить нам благо в виде удовлетворенных потребностей. Это, в частности, еда, вода, одежда, комфортное и безопасное жилье, транспортное средство для передвижения. Именно эти вещи и составляют, по данным финансистов, основной экономический объем. Потребление (это касается всех упомянутых выше групп товаров) позволяет замещать их, улучшать, развивать производство и расширять ассортимент вещей, которые интересуют людей.

Благодаря этому, с одной стороны, есть производство, растущее из-за спроса на продукцию, а с другой – люди, потребляющие товары, которые присутствуют на рынке. На сегодняшний день модель отлажена идеально: для приобретения еды, жилья, транспорта человек должен трудиться, выполняя социально полезные функции. В процессе труда он создает товары и услуги, которые потребляются другими людьми, и так далее. Обменной валютой в этих взаимоотношениях являются деньги, которые могут быть расходованы на то, чтобы потребить любой товар. Что это будет, человек выбирает самостоятельно, прислушиваясь к своим нуждам и потребностям.

Склонность к потреблению

Модель жизни каждого человека, как уже было отмечено выше, отлажена таким образом, что мы должны работать, чтобы получать деньги, которые будут обменены на товар или благо. Если кто-то не захочет трудиться, он не сможет обеспечить обмен денег на товар, а в результате не получит материальные блага, способные удовлетворить естественные потребности. Как результат, человек будет стараться максимально сократить свои расходы на потребление. Это явление имеет и противоположную сторону, название которой - «склонность к потреблению».

Работает она следующим образом: если увеличивается доход, соответственно, растет и объем средств, которые идут на потребление товаров. Проследить это можно даже в ключе современных национальных экономик: чем больше доход жителей какой-нибудь страны, тем больше благ они потребляют. Человеческая природа такова, что по мере возможностей мы демонстрируем склонность к потреблению. Это социальный закон, доказывающий постоянный рост наших запросов.

Рынки потребления

Из общих представлений об экономической теории каждый из нас понимает, что рынок – это место сбыта продукции. Соответственно, рынок потребления – это, условно говоря, способы и направления реализации товаров и услуг. В экономической теории данная категория заслуживает особого внимания, поскольку, изучая рынки сбыта той или иной продукции, можно проследить общую ситуацию. Приведем конкретный пример.

Существует две категории рынков – дефицитные и избыточные. Первые – те, на которых чувствуется недостаток продукции, вторые, наоборот, ощущают избыток товаров, за счет чего производители находятся в достаточно сильной конкуренции.

Если мы изучаем рынок и знаем, что на нем есть дефицит товаров категории «А», мы можем сказать о низком качестве и высокой цене такой продукции. И наоборот, на рынке потребления, где есть большое количество предложений, продукция будет более высококачественной и дешевой, поскольку там идет борьба за покупателя.

Уровень потребления

Другая категория, которую следовало бы упомянуть, – уровень потребления. Это еще одна составляющая, которая позволяет узнать больше о том или ином рынке. С ее помощью можно определить, насколько высокий спрос на ту или иную продукцию существует на конкретном рынке потребления. В свою очередь, это позволяет производителям прогнозировать объем потребленных товаров, которые нужно изготовить.

Объективно оценить объемы потребления можно только статистическим методом, собирая данные о количестве совершенных продаж. Также для выявления этих данных можно подключать и метод социологических исследований, опросы и прочее, но все эти способы не смогут дать столь точной информации, как просто статистика продаж. Другое дело, что она является коммерческой тайной и доступ к ней есть лишь у самого производителя.

Соотношения

Еще один важный момент, на который следует обратить внимание, говоря о потреблении, – это изменение его динамики. Исследователи давно обращают внимание не просто на его уровень, а на то, каким образом изменяется соотношение между категориями «доход», «потребления». Это позволяет определить природу людей – то, о чем мы говорили выше – об увеличении человеческих запросов по мере роста доходов. Чем больше мы имеем, тем больше потребляем. Существует даже специальный показатель, который называется «предельная склонность к потреблению». Это параметр, указывающий на то, как сильно изменится уровень потребления при увеличении дохода на одну единицу (или процент, в зависимости от шкалы измерения). Это позволяет составить график того, как изменяются аппетиты людей.

Если же резко сократить количество обменной валюты (денег), за которую мы можем получать блага, удовлетворяющие наши нужды, аналогичным образом человек оптимизирует и свои потребности, сделав их скромнее.

Однако не только это позволяет выяснить отношение потребления. Это лишь один из вопросов, который ставится перед исследователями. Не менее важной также является тема соотношения между расходом и уровнем потребления при покупке качественных и дорогих и некачественных, но дешевых товаров. Результаты подтвердили ожидания.

Качественные и некачественные товары

Покупая более дорогую продукцию, человек, естественно, расходует больше средств. При этом, конечно же, он получает большее удовольствие от процесса, и, таким образом, увеличивается его дальнейшее потребление. В результате показатель, отвечающий за результат того, насколько нам понравился тот или иной товар, растет пропорционально с нашим желанием повторить эксперимент и получить тот же товар еще раз. Опять же запускается предельная склонность к потреблению. Это нормальные процессы, которые активируются где-то глубоко в человеческой психологии.

Другую ситуацию исследователи наблюдали при покупке некачественной продукции. Расходы на нее были несколько меньше, чем в предыдущем эксперименте, но при этом за счет более низкого качества человек получал меньше удовольствия от потребленных ресурсов. Как результат, его уровень удовлетворения падал, а вместе с ним и желание продолжать потребление той же продукции.

Эти замечания полезны тем, что отображают модель нашего поведения в повседневной жизни. Когда вы выбираете, по какой цене купить печенье, вы можете сами заметить закономерность: приобретая дорогой продукт, вы получаете больше удовольствия, при этом желание купить еще растет. И наоборот, отведав дешевой продукции, вы понимаете, что были неправы, стараясь сэкономить на качестве.

Потребление – двигатель прогресса

Многие исследователи, работающие в данной сфере, называют рост наших аппетитов (как мы это очертили немного раньше по тексту) двигателем человеческого прогресса. Возможно, они правы: через желание получить больше мы стараемся произвести, соответственно, большее количество благ (товаров и услуг). За счет этого происходит расширение рынков сбыта, обновление ассортимента, усовершенствование технологий производства и так далее.

Увеличение объема

Рост дохода (а значит, и возможностей для удовлетворения своих потребностей) приводит к росту объема потребления. Это значит, что, чем больше начинает зарабатывать население страны, тем больше оно потребляет. Такой ход вещей запускает замкнутую цикличную реакцию, поскольку производители становятся еще более заинтересованными в увеличении количества и совершенствовании своей продукции, за которым следует дальнейший рост доходов.

Рост производства

Вообще увеличение объемов производства – это отдельная тема для разговора. Поскольку все потребляемые блага являются плодом нашей промышленности, а последняя, в свою очередь, - это двигатель экономического прогресса многих стран, можно заявить, что, чем больше мы потребляем, тем далее прогрессирует экономика государства. Это утверждение частично подтверждено тезисом, который изложен выше.

Исследования в области потребления

Конечно же, если само по себе удовлетворение потребностей за счет использования различных товаров – это сугубо практическая составляющая, с который все мы сталкиваемся каждый день, то его изучение – это сухая теория, не всегда привязанная к фактам. Поэтому задача ученых и состоит в том, чтобы, во-первых, выявить некоторые закономерности отдельных статистических данных; во-вторых, разработать теории, которые объяснили бы их действие и существование; в-третьих, подтвердить их на практике и заняться дальнейшим изучением смежных вопросов. Именно так и действуют на данный момент аналитики, работающие с категорией потребления.

А что касается экономических процессов, то они, разумеется, проходят в нашей жизни и без нашего участия. Все, что нам необходимо, – постараться как можно лучше понять их, чтобы в дальнейшем избегать ошибок. Помимо этого, понимание, как работает экономика, может помочь выработать новый курс нашей страны на процветание и развитие.

Поведение потребителей определяется как действия, предпринимаемые людьми при приобретении, потреблении товаров и услуг и избавлении от них. Другими словами, поведение потребителей принято считать наукой о том, «почему люди покупают», -- в том смысле, что продавцу легче разрабатывать стратегии влияния на потребителей, когда он знает, почему люди покупают определенные продукты или марки.

В определение поведения потребителей включены три базовых вида действий -- приобретение, потребление и избавление.

Приобретение -- это действия, ведущие к покупке и включающие покупку или заказ продукта. Некоторые из этих действий включают поиск информации, касающейся особенностей продукта и выбора, оценку альтернативных продуктов или марок и собственно покупку. Аналитики поведения потребителей изучают эти типы поведения, включая то, как потребители совершают покупки -- посещают ли они специализированные магазины, торговые центры или пользуются Интернетом?

Потребление -- это то, как, где, когда и при каких обстоятельствах потребители используют товары. Например, к вопросам потребления относятся решения относительно того, используют ли потребители товары дома или в офисе. Опыт использования товара имеет развлекательный или чисто функциональный смысл? Используют ли продукт полностью до стадии освобождения или некоторая его часть никогда не используется?

Освобождение -- это то, как потребители избавляются от товара и упаковки. Аналитики могут исследовать поведение потребителей с экологических позиций: как потребители избавляются от упаковки или остатков товара? могут ли товары биологически разлагаться? могут ли они быть подвергнуты переработке? Возможно также, что потребители захотят продлить жизнь некоторых товаров, отдав их детям, пожертвовав благотворительным магазинам или продав через Интернет.

Поведение потребителей также может быть определено как сфера исследований, в центре внимания которой находятся действия потребителей. Анализ потребления -- более широкая концептуальная схема, нежели покупательское поведение, поскольку рассматривает факторы, возникающие после совершения процесса покупки. Эти факторы зачастую оказывают влияние на покупки людей и на удовлетворение, получаемое ими от своих приобретений.

Поведению потребителей должно уделяться первоочередное внимание в каждом элементе маркетинговой программы. Это ключевое понятие маркетинговой концепции -- процесс планирования и разработки, ценообразования, продвижения и распространения идей, товаров и услуг для стимулирования обмена, позволяющего добиться целей, стоящих перед индивидами и организациями. Ключевой элемент маркетинга -- это осуществляемый рыночным субъектом обмен чего-либо, обладающего такой ценностью, что потребитель заплатит за него цену, соответствующую потребностям и целям продавца. Степень удовлетворенности потребителя обменом зависит от того, насколько он удовлетворен потреблением приобретенного товара, а также от соответствия результата затраченным деньгам. Потребители хотят платить лишь за те товары и услуги, которые удовлетворяют их нужды; обмен едва ли состоится, если фирма не вполне понимает, как покупатели потребляют или используют определенный товар.

Потребление -- это ключ к пониманию того, почему потребители покупают товары. Существует множество определений понятия «потребление». В. В. Радаев, например, предлагает следующее: потребление - это использование полезных свойств того или иного блага, сопряженное с удовлетворением личных потребностей человека и расходованием (уничтожением) стоимости данного блага.

«Потребление» обладает следующими характеристиками:

· потребление - это мотивированная деятельность, направленная на удовлетворение «потребности» или «желания»;

· у процесса потребления есть объект (вещь или услуга, т.е. то, что именно потребляется), обладающий определенным набором свойств (овеществление);

· у потребления есть также субъект, т.е. тот, кто именно потребляет (это может быть человек или группа людей), также со своими характеристиками;

· кроме того, и сам процесс имеет некоторые характеристики - как, каким образом на основе каких механизмов сначала происходит выбор, а затем собственно потребление (использование субъектом потребления его объекта).

Изучением «потребления» занимается множество наук, существует множество концепций потребления. И здесь все зависит от точки зрения. Например, для тех, кто считает, что потребляют в основном "стиль жизни" "престиж", "статусную позицию", существует теория Вебера, или Бурдье. Если точка зрения состоит в том, что потребитель потребляет знаки красоты, здоровья (симулякры), тогда основополагающей является концепцию Бодрийяра. Возможна точка зрения, что в основном потребляется миф о "чистоте", "здоровье", "красоте" или о чем-то другом, в этом случае главной является концепция Р. Барта.

Поскольку в данной работе исследуется поведение потребителей услуг аквапарка, рассмотрим концепцию Ж. Бодрийяра, как самую близкую к теме исследования.