Мэнкью грегори н принципы макроэкономики

Мэнкью грегори н принципы макроэкономики

Лев Давидович Ландау, Евгений Михайлович Лифшиц

КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА. НЕРЕЛЯТИВИСТСКАЯ ТЕОРИЯ

(Серия: Теоретическая физика, том 3)

Предисловие к третьему

§ 23. Линейный осциллятор

§ 24. Движение в однородном

Из предисловия к первому

§ 25. Коэффициент

Некоторые обозначения

прохождения

Глава I. Основные понятия

Глава IV. Момент импульса

квантовой механики

§ 26. Момент импульса

§ 1. Принцип неопределенности

§ 27. Собственные значения

§ 2. Принцип суперпозиции

§ 3. Операторы

§ 28. Собственные функции

§ 4. Сложение и умножение

оператора

§ 29. Матричные элементы

§ 5. Непрерывный спектр

векторов

§ 6. Предельный переход

§ 30. Четность состояния

§ 7. Волновая функция и

§ 31. Сложение моментов

измерения

Глава V. Движение в

Глава II. Энергия и импульс

центрально-симметричном поле

§ 8. Гамильтониан

§ 32. Движение в центрально-

§ 9. Дифференцирование

симметричном поле

операторов по времени

§ 33. Сферические волны

§ 10. Стационарные состояния

§ 34. Разложение плоской

§ 11. Матрицы

§ 12. Преобразование матриц

§ 35. Падение частицы на центр

§ 13. Гайзенберговское

§ 36. Движение в кулоновом

представление операторов

поле (сферические координаты)

§ 14. Матрица плотности

§ 37. Движение в кулоновом

§ 15. Импульс

поле (параболические

§ 16. Соотношения

координаты)

неопределенности

Глава VI. Теория возмущений

Глава III. Уравнение

§ 38. Возмущения, не

Шредингера

зависящие от времени

§ 17. Уравнение Шредингера

§ 39. Секулярное уравнение

§ 18. Основные свойства

§ 40. Возмущения, зависящие

уравнения Шредингера

от времени

§ 19. Плотность потока

§ 41. Переходы под влиянием

§ 20. Вариационный принцип

возмущения, действующего в

§ 21. Общие свойства

течение конечного времени

одномерного движения

§ 42. Переходы под влиянием

§ 22. Потенциальная яма

периодического возмущения

§ 43. Переходы в непрерывном

§ 44. Соотношение

неопределенности для энергии

§ 45. Потенциальная энергия

как возмущение

Глава VII. Квазиклассический

§ 46. Волновая функция в

квазиклассическом случае

§ 47. Граничные условия в

квазиклассическом случае

§ 48. Правило квантования

Бора-Зоммерфельда

§ 49. Квазиклассическое

движение в центрально-

симметричном поле

§ 50. Прохождение через

потенциальный барьер

§ 51. Вычисление

квазиклассических матричных

элементов

§ 52. Вероятность перехода в

квазиклассическом случае

§ 53. Переходы под влиянием

адиабатических возмущений

Глава VIII. Спин

§ 55. Оператор спина

§ 56. Спиноры

§ 57. Волновые функции частиц

с произвольным спином

§ 58. Оператор конечных

вращении

§ 59. Частичная поляризация

§ 60. Обращение времени и

теорема Крамерса

Глава IX. Тождественность

§ 61. Принцип неразличимости

одинаковых частиц

§ 62. Обменное взаимодействие

§ 63. Симметрия по отношению

к перестановкам

§ 64. Вторичное квантование.

Случай статистики Бозе

§ 65. Вторичное квантование.

Случай статистики Ферми

Глава X. Атом

§ 66. Атомные уровни энергии

§ 67. Состояния электронов в

§ 68. Водородоподобные

уровни энергии

§ 69. Самосогласованное поле

§ 70. Уравнение Томаса-

§ 71. Волновые функции

внешних электронов вблизи

§ 72. Тонкая структура атомных

§ 73. Периодическая система

элементов Менделеева

§ 74. Рентгеновские термы

§ 75. Мультипольные моменты

§ 76. Атом в электрическом

§ 77. Атом водорода в

электрическом поле

Глава XI. Двухатомная

молекула

§ 78. Электронные термы

двухатомной молекулы

§ 79. Пересечение электронных

§ 80. Связь молекулярных

термов с атомными

§ 81. Валентность

§ 82. Колебательная и

вращательная структуры

синглетных термов

двухатомной молекулы

§ 83. Мультиплетные термы.

§ 84. Мультиплетные термы.

§ 85. Мультиплетные термы.

Случаи c и d

§ 86. Симметрия молекулярных

§ 87. Матричные элементы для

двухатомной молекулы

§ 88. Λ -удвоение

§ 89. Взаимодействие атомов на

далеких расстояниях

§ 90. Предиссоциация

Глава XII. Теория симметрии

§ 91. Преобразования

симметрии

§ 92. Группы преобразований

§ 93. Точечные группы

§ 94. Представления групп

§ 95. Неприводимые

представления точечных групп

§ 96. Неприводимые

представления и классификация

§ 97. Правила отбора для

матричных элементов

§ 98. Непрерывные группы

§ 99. Двузначные

представления конечных

точечных групп

Глава XIII. Многоатомные

молекулы

§ 100. Классификация

молекулярных колебаний

§ 101. Колебательные уровни

§ 102. Устойчивость

симметричных конфигураций

молекулы

§ 103. Квантование вращения

§ 104. Взаимодействие

колебаний и вращения

молекулы

§ 105. Классификация

молекулярных термов

Глава XIV. Сложение моментов

§ 106. Зj-символы

§ 107. Матричные элементы

тензоров

§ 108. 6j-символы

§ 109. Матричные элементы

при сложении моментов

§ 110. Матричные элементы для

аксиально-симметричных

Глава XV. Движение в

магнитном поле

§ 111. Уравнение Шредингера в

магнитном поле

§ 112. Движение в однородном

магнитном поле

§ 113. Атом в магнитном поле

§ 114. Спин в переменном

магнитном поле

§ 115. Плотность тока в

магнитном поле

Глава XVI. Структура атомного

§ 116. Изотопическая

инвариантность

§ 117. Ядерные силы

§ 118. Модель оболочек

§ 119. Несферические ядра

§ 120. Изотопическое смещение

§ 121. Сверхтонкая структура

атомных уровней

§ 122. Сверхтонкая структура

молекулярных уровней

Глава XVII. Упругие

столкновения

§ 123. Общая теория рассеяния

§ 124. Исследование общей

§ 125. Условие унитарности для

рассеяния

§ 126. Формула Борна

§ 143. Неупругое рассеяние

§ 127. Квазиклассический

медленных частиц

§ 144. Матрица рассеяния при

§ 128. Аналитические свойства

наличии реакций

амплитуды рассеяния

§ 145. Формулы Брейта и

§ 129. Дисперсионное

соотношение

§ 146. Взаимодействие в

§ 130. Амплитуда рассеяния в

конечном состоянии при

импульсном представлении

реакциях

§ 131. Рассеяние при больших

§ 147. Поведение сечений

энергиях

вблизи порога реакции

§ 132. Рассеяние медленных

§ 148. Неупругие столкновения

быстрых электронов с атомами

§ 133. Резонансное рассеяние

§ 149. Эффективное

при малых энергиях

торможение

§ 134. Резонанс на

§ 150. Неупругие столкновения

квазидискретном уровне

тяжелых частиц с атомами

§ 135. Формула Резерфорда

§ 151. Рассеяние нейтронов

§ 136. Система волновых

§ 152. Неупругое рассеяние при

функции непрерывного спектра

больших энергиях

§ 137. Столкновения

Математические дополнения

одинаковых частиц

§ a. Полиномы Эрмита

§ 138. Резонансное рассеяние

§ b. Функция Эйри

заряженных частиц

§ c. Полиномы Лежандра

§ 139. Упругие столкновения

§ d. Вырожденная

быстрых электронов с атомами

гипергеометрическая функция

§ 140. Рассеяние при спин-

§ e. Гипергеометрическая

орбитальном взаимодействии

§ 141. Полюсы Редже

§ f. Вычисление интегралов с

Глава XVIII. Неупругие

вырожденными

столкновения

гипергеометрическими

§ 142. Упругое рассеяние при

функциями

наличии неупругих процессов

Предметный указатель

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ1 )

1 ) Этот указатель дополняет оглавление книги, не повторяя его. В указатель включены

термины и понятия, непосредственно не отраженные в оглавлении.

Адиабатические возмущения 178, 230

Боровский радиус 147

Адиабатическое включение

Ван-дер-ваальсовы силы 357, 364,

возмущения 185

Атом водорода в магнитном поле 527

Векторная модель 127

Бинарные преобразования 243

Взаимодействие спин - орбита 310,

Борновское приближение 588, 611,

Спин - ось 370

Спин - спин 313, 376

Виртуальный уровень 628, 639 Водород орто- и пара385, 724 Возмущение внезапное 179 Волновой пакет 35, 68 «Встряхивание» атома 180 Галилея преобразование для

волновой функции 73 Гелий орто- и пара299 -, основной уровень атома 301

Гиромагнитный множитель 530 Двухуровневая система, переходы

Двукратно вырожденный уровень 171, 172

Дейтрон, распад при столкновениях

Дельта-функция 32, 64, 184, 581 Диамагнетизм атома 531, 535 Дипольный момент 326 Дифракционное рассеяния 678 Длина волны де-бройлевская 71

- рассеяния 620, 629, 654

Дублеты релятивистские и экранировочные 324 «Дырки» в оболочке 296, 323

Единицы атомные 147

Кулоновы 147

Закон 1/v 680

Зарядовая симметрия 540 Измерение 15, 37 и д., 191 Изотопический спин 542 Инверсия 123

Ион Н+ 2 348, 351, 362

Ионизация вблизи порога 704

При α - иβ -распаде 181, 182

- электрическим полем 340, 343, 344 Калибровочное преобразование

волновой функции 521 Канал реакции 673

Квадрупольный момент 326, 328, 565

Квазистационарные состояния 192,

Квантовые числа в центральном поле 132

Клетки в фазовом пространстве 207, 210

Колебательный момент 481 Комплексных траекторий метод 226,

Конфигурационное пространство 19 Кориолисово взаимодействие 483 Коэффициенты Клебша - Гордана

Лишние полюсы 604 Магические числа 555 Магнетон Бора 519

Магнитный момент 519, 528 и д., 556

Матрица рассеяния 583, 682 Матричные элементы единичного

вектора 122

- - квазиклассические 208 Матричные элементы приведенные

Молекула Н2 357

NH 3 , инверсия 490 Молекулярные термы

положительные и отрицательные

- - четные и нечетные 348 Мультиплет нормальный и

обращенный 313 Мультиплетность термов 292, 347 Надбарьерное отражение 221, 226,

Обменный интеграл 271 Обращение времени 41, 77, 191, 261,

438, 497, 522, 583

Оператор параллельного переноса 65

Сопряженный 26

- транспонированный 26

Унитарный 55

Эрмитов 26

Оптическая модель 676, 695

Теорема 583, 675

Осциллятор ангармонический 166

- во внешнем поле 180

- пространственный 140 Осцилляционная теорема 83 Перезарядка при столкновении 407 Плоская волна 71, 79, 141 Поляризационная матрица плотности

Поляризуемость атома 333, 339 Поправка Ридберга 298 Потенциальная стенка 100 и д., 104

- яма неглубокая 193, 196

- - одномерная 86 и д., 96, 97

Центрально-симметричная 138,

139, 155, 156, 167

Потенциальное рассеяние 637, 690 Потенциальный барьер 103, 105, 215

Правила отбора общие по симметрии

440 ид.

- - по моменту 119, 120, 550

- - по четности 124 Правило интервалов Ланде 312

Хунда 294

Принцип детального равновесия 685

Паули 267

- Франка - Кондона 398 Псевдопотенциал 722 Рассеяние в магнитном поле 617

- радужное 598 Самосогласованное поле 293, 298 и

д., 551 Связь гомео- и гетерополярная 360

Jj 314, 553

LS (рассель-саундеровская) 314 Сила осцилляторов 717 Сияние 598 Скобки Пуассона 44, 55 След матрицы 56

Случайное вырождение 149, 154

Смещение атомных уровней в среде

Собственные функции 22 Составное ядро 687 Состояния когерентные 95

- промежуточные 188

- чистые и смешанные 59 Статистический вес ядерный 384, 487 Столкновения второго рода 397, 405 Схема Юнга 274 Тензор неприводимый 152

Сферический 503

Тензорные силы ядерные 546 Теорема Вигнера - Эккарта 505

Ландау - ученый, учитель, человек.
Из лекции Е.М. Лифшица в Японии в 1984 году

Начну с того, что Льва Давидовича Ландау никто не называл “Лев Давидович”. И никто не называл его “Ландау”. Практически все коллеги и друзья звали его “Дау”. Для тех, кто знает французский язык и даже для тех, кто не знает его, расскажу, как сам Ландау объяснял происхождение своего прозвища. Оно происходит из написания его фамилии в виде Landau = L"ane Dau, что в переводе сфранцузского означает “Осёл Дау” . Отсюда ясно, по меньшей мере, что Дау был веселым человеком.

Лифшиц у доски, на которой написано "Landau = L"ane Dau "

Он родился в 1908 году в центре нефтяной промышленности - Баку, его отец был инженером-нефтяником, а мать - врачом. Способности его проявились очень рано, -- в 14 лет он поступил в университет. Он шутил, что не может припомнить возраста, когда не мог квантовать и интегрировать. В 19 лет он окончил Ленинградский университет и занимался столь интенсивно, что формулы ему даже снились по ночам.

Я много раз слышал от Дау рассказ о том, как его взволновали первые работы Шредингера и Гейзенберга, провозгласившие новый век - век квантовой механики. Другой очень важный момент в биографии Дау -- поездка в Копенгаген, в Институт теоретической физики Нильса Бора. Там он провел полтора года и с тех пор считал себя учеником Бора.

Говоря о квантовой механике с ее принципом неопределенности и о кривизне пространства-времени в общей теории относительности, Дау обычно подчеркивал, что величайшее достижение человеческого гения заключается в том, что человек может понять то, что он уже не в состоянии представить себе. Все, что рассматривала физика ХIХ столетия, было вполне представимым. Это касается и многого в современной физике. Но когда речь идет о принципе неопределенности или кривизне пространства-времени, то такие вещи понять можно, а представить нельзя. Кстати, и предложенная им формулировка принципов сверхпроводимости или сверхтекучести, согласно которой жидкость может одновременно совершать не связанные друг с другом движения, также является чем-то таким, что можно понять, но нельзя представить.

В юности Дау был очень застенчив, ему было трудно общаться с другими людьми, особенно с красивыми девушками. Тогда это было для него одной из самых трудных проблем. По его словам, временами -- в состоянии крайнего отчаяния -- он даже думал о самоубийстве.

Вместе с тем, он отличался сильной самодисциплиной и чувством ответственности перед собой. Это помогло ему стать человеком, полностью владевшим собой в любых обстоятельствах, и к тому же веселым человеком.

Фотографии запечатлели Ландау за работой – полулежащим на диване. У него и не было письменного стола. В институте у Ландау не было кабинета. Сотрудники теоретического отдела занимали несколько комнат, а для него специальной комнаты не было. Было, правда, любимое кресло. Вот, на фотографии, он сидит в кресле, улыбаясь. Я почти не могу представить его не улыбающимся во время работы.

Ландау в любимом кресле

Трудно рассказать обо всем, что сделал Ландау в науке. Нет ни одного раздела теоретической физики, в который бы он не внес крупный вклад. В наш век специализации и его ученики разошлись по разным направлениям. Ландау объединял всех своим невероятным интересом ко всему, что рождалось в физике. Он мог обсуждать по существу любую физическую проблему.

В собрании трудов Ландау около ста статей, -- по современным понятиям не слишком много, но Ландау очень тщательно отбирал то, что, по его мнению, следовало публиковать. По выражению американского физика Мермина, “Собрание трудов Ландау возбуждает чувства, подобные тем, которые вызывает полное собрание пьес Вильяма Шекспира или Кёхелевский каталог сочинений Моцарта. Безмерность совершенного одним человеком кажется невероятной”.

Исключительно критический ум Ландау делал обсуждение с ним любой проблемы очень интересным. Разговаривать с ним было непросто, так как он всегда стремился вникнуть в суть дела, все понять и высказать свое мнение. Он ничего не говорил просто из вежливости. Переубедить его было трудно, но если это удавалось, то затем он первый признавал результат и его пропагандировал.

С Ландау я встретился в 1932 году и могу уверенно сказать, что -- во всяком случае, начиная с тех лет, -- сам он не прочитал ни одной научной статьи. Знания он черпал из обсуждений с другими и из семинаров, к которым относился очень серьезно. Там рассказывали и о собственных работах и о статьях других.

Статьи для семинара Ландау подбирал сам, просматривая журналы. И если он просил своих учеников сделать обзор какой-то статьи, считалось святым долгом удовлетворить подобную просьбу. Сделать это было нелегко, потому что Ландау хотел знать все до конца. Статья, недостаточно обоснованная, объявлялась “патологией”, то есть чем-то ошибочным, или, что хуже, “филологией”, т.е. пустой болтовней. “Патологию” он не так ненавидел, как “филологию”. Каждый может ошибиться, но переливать из пустого в порожнее?! -- такого Ландау терпеть не мог. Статья, признанная на семинаре “интересной”, помещалась в особый -- “золотой” -- список, и Ландау запоминал ее навсегда.

Ему было труднее проследить за ходом вычислений автора, чем проделать их самому. Как правило, Дау проверял результат гораздо более простым и прямым путем. Он гордился своим умением превращать сложные вещи в простые.

Ландау, однако, почти ничего не мог написать сам, от писем и до научных работ. Несколько статей, которые он попытался написать самостоятельно, понять было невозможно. Парадоксальная причина, насколько я могу судить, заключалась в его стремлении излагать мысли четко и лаконично. Он думал над каждым предложением, и это превращалось для него в мучение.

Поэтому, начиная с середины тридцатых годов, все его статьи с соавторами, принадлежат перу его соавторов. Разумеется, это не означает, что Ландау полностью полагался на то, что они напишут. Сначала он давал точные указания, затем читал статью, если необходимо, вносил изменения сам или говорил, что надо изменить. А те статьи, которые он публиковал без соавторов, писал я . И в этом случае я имел от него точные указания. Сначала он объяснял мне свою работу, я писал ее и затем, если нужно, вносились изменения.

Ландау был не только великим ученым, но также великим учителем - учителем по призванию. Это редкое сочетание. Эйнштейн, например, был, возможно, вообще величайшим ученым, когда либо жившим на Земле, но у него не было прямых учеников, которые сотрудничали бы с ним непосредственно. Дау можно сопоставить с его собственным учителем - Нильсом Бором, который тоже был не только гениальным ученым, но и непревзойденным учителем.

О преподавании физики Ландау начал думать, когда ему было немногим более двадцати. Он мечтал написать учебники по физике на всех уровнях, начиная со школьного. К 1933 году он разработал “программу теоретического минимума”, включавшую то, что, по его мнению, должен знать каждый физик-теоретик. Экзамены были совершенно неформальными. Отметки не выставлялись. Результат либо положительный, либо отрицательный, без промежуточных оценок. После того, как человек сдавал теорминимум, Ландау уже считал его одним из своих учеников и старался подыскать ему хорошую работу. В 1961 году, за несколько недель до трагической катастрофы, Ландау составил список сдавших теорминимум. Из 43 человек в списке 14 стали академиками.

Дау был резким человеком, всегда говорил то, что думал. Но по существу был демократичным и в повседневной жизни, и в науке. Он был доступен и студентам и коллегам -- всем, кто к нему обращался.

Вот что он ответил студентам, которые спросили его мнения о том, какие разделы теоретической физики наиболее важны:

"Должен сказать, что я считаю такую постановку вопроса нелепой. Надо обладать довольно анекдотической нескромностью для того, чтобы считать достойными для себя только “самые важные” вопросы науки. По-моему, всякий физик должен заниматься тем, что его больше всего интересует, а не исходить в своей научной работе из соображений тщеславия ".

Ландау интересовался не только наукой. Очень любил историю всех времен и прекрасно знал ее. Любил литературу и живопись. Не любил, -- точнее, не мог заставить себя полюбить -- музыку, хотя и очень старался. Помню, мы слушали Бетховена, после чего Ландау сказал, что раз ему оказался недоступен этот величайший композитор, значит музыка вообще не для него.

Ландау был выдающейся личностью и очень веселым человеком. С ним никогда не было скучно. Он ушел от нас очень рано, в расцвете своего таланта. Это делает утрату еще более трагической.

2. Зоммерфельд. Курс теоретической физики.

Механика. 1.4 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . скачать

Механика деформируемых сред. 6.0 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . скачать

Термодинамика и статистическая физика. 5.6 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .скачать

Электродинамика. 4.9 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .скачать

Оптика. 6.0 Мб ..скачать

Строение атома и спектры. Том 1. 8.2 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .скачать

Строение атома и спектры. Том 2. 7.8 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .скачать

Дифференциальные уравнения в частных производных. (Том 6 курса). 460 стр. 9.6 Мб.
Книга от аналогичных учебнико по математике отличается тем, что в ней идет "привязка" к физичческим задачам. Рассмотрено много примеров.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .скачать

3. Левич. Курс теоретической физики. Курс написан физично и, главное, понятно. Как однажды пошутил автор по поводу заданного ему вопроса: "Как Вы решились написать учебник по теорфизике, когда Ландау о всем написал?" "Я пишу о том, о чем Ландау сказал, что это легко показать" - ответил он.

Том 1. Теория электромагнитного поля, теория относительности, статистическая физика, электромагнитные процессы в веществе. 5.4 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . скачать

Том 2. Курс теоретической физики. Том2. Квантовая механика, квантовая статистика и
физическая кинетика. Размер 10.0 Мб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . скачать

4. А.С. Компанеец. Курс теоретической физики. Том 1. Механика, Электродинамика, Квантовая механика. Том 2. Статистическфя физика, Гидродинамика и газодинамика, Электродинамика сплошных сред, Физическая кинетика. Александр Соломонович прочитал нам, когдда я был студентом все курсы теорфизики, крме механики - прочитал Спартак Беляев (отчества не помню) и макроэлектродинамики - прочитал В.Г.Левич. В память о тех годадах и о А.С поместил его книги.

Том1, 11.0 Мб. 510 стр.djvu. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . скачать

Том 2, 8.5 Мб. 480 стр.djvu. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . скачать

5. И.В. Савельев. Основы теоретической физики. Теорфизика для чайников. Том 1. Механика. Электродинамика. Том 2. Квантовая механика.

Том 1, 9.7 Мб. 500 стр.djvu. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . скачать

Том 1, 5.3 Мб. 352 стр.djvu. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . скачать

6. Ландау, Лифшиц. Краткий курс теоретической физики. Том 1. Механика. Электродинамика. 2.1 Мб. 270 стр. djv. Том 2. Квантовая механика. 2.1 Мб. 370 стр. djvu.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Том1 скачать

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Том2 скачать

7. Василевский, Мултановский. Курс теоретической физики для пединститутов. В 4-х томах. 1990 год. djvu.
Том 1 (автор только Мултановский). Классическая механика. Основы специальной теории относительности. 2.5 Мб. 304 стр.
Курс открывается кинематикой точки и твердого тела. В нем подробно изложена динамика материальной точки и системы точек. Центральное место отведено основам аналитической механики, методы которой применяются и в релятивистской динамике.
Том 2. Классическая электродинамика. 6.9 Мб. 272 стр.
В книге в соответствии с программой курса теоретической физики разобраны понятия и законы макроскопической электродинамики. В основу положены уравнения Максвелла для непрерывной системы зарядов в вакууме.
Том 3. Квантовая механика. 2.6 Мб. 320 стр.
В книге рассматривается один из разделов квантовой физики - нерелятивистская квантовая механика. Материал изложен в соответствии с программой для пединститутов и обеспечивает теоретическую основу для преподавания раздела "Квантовая физика" в школе.
Том 4. Статистическая физика и термодинамика. 5.7 Мб. 256 стр.
В книге разобраны фундаментальные понятия и основные законы статистической физики и термодинамики в соответствии с программой курса теоретической физики.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . скачать т. 1 . . .скачать т. 2 . . .скачать т. 3 . . .скачать т. 4

8. Георг Иос. Курс теоретической физики. В 2-х томах. djvu. Том 1. 582 стр. 15.0 Мб. Том 2. 362 стр. 8.7 Мб.
Известный «Курс теоретической физики» Георга Иоса впервые вышел в 1932 г. и выдержал многочисленные переиздания. Книга Г. Иоса охватывает все основные разделы курса теоретической физики и содержит математическое введение, в котором изложены все сведения из математики, необходимые для понимания содержания курса. При сравнительно небольшом объеме книга отличается достаточно серьезным уровнем изложения и вместе с тем, в подавляющем большинстве разделов, физической ясностью основных идей. Это и обеспечило книге столь большую популярность.
Книга Г. Иоса может быть с успехом использована студентами физико-математических факультетов пединститутов, изучившими курс общей физики. Большое число задач (с решениями) позволяет каждому читателю проверить себя и убедиться, насколько он усвоил данный раздел. В первую часть перевода включены: математическое введение и разделы - механика (включающая теорию упругости, гидро- и аэромеханику, релятивистскую механику), макроскопическая электродинамика (включающая квазистационарные поля, электромагнитные волны и оптику), электронная теория (включающая электродинамику движущихся сред). Во вторую часть включены термодинамика и статистическая физика, атомная и ядерная физика. Как первая, так и вторая части содержат некоторые дополнительные главы из различных областей физики.


ЖИВАЯ РЕЧЬ ЛАНДАУ

Академик Е.М. Лифшиц

21 год отделяет нас от трагического случая, прервавшего блестящую деятельность Льва Давидовича Ландау. Уже никто из тех, кто избирает теперь теоретическую физику делом своей жизни, не имеет возможности получить напутствие от человека, дверь к которому была открыта всякому, ищущему его совета в науке. Отходит в прошлое, обрастая легендами, и облик этого необыкновенного человека. Даже самые яркие воспоминания тех, кто имел счастье находиться среди его близких учеников и друзей, не могут передать в полной мере своеобразие, блеск и обаяние его личности.

Всякие воспоминания неизбежно несут в себе что-то и от личности вспоминающего, и лишь прямая, не искаженная никем другим речь человека раскрывает свойства его души.

Живую речь человека доносят после смерти его письма. Но письма Лев Давидович писал с большим трудом и писал нечасто. Ему вообще было трудно излагать свои мысли на бумаге (так, на одно из предложений написать популярную статью он отвечает: «Вы, возможно, слышали, что я совершенно не способен к какой-либо писательской деятельности, и все, написанное мной, всегда связано с соавторами»). Ему было нелегко написать даже статью с изложением собственной (без соавторов!) научной работы, и все такие статьи в течение многих лет писались для него другими. Непреодолимое стремление к лаконичности и четкости выражений заставляло его так долго подбирать каждую фразу, что в результате труд написания чего угодно - будь то научная статья или личное письмо - становился мучительным...

Тем более замечательно и характерно для его высокого чувства долга, что Лев Давидович всегда (хотя иногда и не сразу) отвечал на письма тех, кто обращался к нему за советом или помощью («Отвечаю с задержкой, отнюдь не принципиальной, а связанной только с тем, что я с трудом пишу письма и поэтому очень долго собираюсь»; и снова: «Извините за задержку, связанную с моей крайней антипатией к эпистолярному искусству»).

В течение многих лет он диктовал эти письма прямо на машинку в секретариате Института физических проблем, расхаживая по комнате и тщательно обдумывая каждую фразу. Нине Дмитриевне Лошкаревой, многолетнему референту института, мы обязаны тем, что копии этих писем - хотя они были «личные», а не «служебные» - сохранились.

Много писалось о том, что Ландау был не только гениальным физиком, но и учителем по призванию. Объединение в одном лице этих двух качеств в таком масштабе встречается нечасто в истории науки; в этом отношении позволительно сравнить Ландау с его собственным учителем - великим Нильсом Бором. Хотя в их эмоциональном облике и свойствах характера было мало общего - доведенная до предела мягкость Бора не была похожа на экспансивность и резкость Ландау, - общим у них было нечто гораздо более глубокое: абсолютная бескомпромиссность в науке сочеталась с доброжелательностью к людям, готовностью помочь тому, кто искал свой путь в науке, умением радоваться чужому таланту и чужим научным успехам.

Естественно поэтому, что в переписке Льва Давидовича значительное место занимали ответы молодежи, обращавшейся к нему с вопросами, как и чему учиться. Эти ответы не только демонстрируют качества души Льва Давидовича, в них он многократно высказывал свои взгляды на обучение будущих физиков; эти взгляды будут интересны и новому поколению научной молодежи.

Студент одного из пензенских втузов пишет Льву Давидовичу о том, что много труда тратит на работу в лаборатории кафедры физики, но теряется перед множеством того, что надо знать. «Я еще в самом начале своего пути, мне плохо видны дороги, ведущие в науку, и я очень прошу помочь мне организоваться, взять правильное направление. А помочь Вы могли бы мне просто и очень многим: если бы Вы могли написать мне план, своего рода программу, что мне нужно изучить и в какой последовательности». Лев Давидович отвечает:

Дорогой тов. Б.!

Вы, по-видимому, всерьез интересуетесь физикой, и мне бы очень хотелось помочь Вам. Очень хорошо, что Вы понимаете, что для научной работы Вам нужно многому научиться.

Что касается того, чему Вам надо обучаться, то это очень существенно зависит от Ваших будущих планов. Дело в том, что современные физики бывают двух сортов - теоретики и экспериментаторы. Теоретики пишут пером формулы на бумаге, а экспериментаторы работают с приборами в лабораториях. Естественно, что этим двум категориям необходимо не вполне одинаковое образование. Ясно, что теоретическое образование теоретиков должно быть гораздо более полным и глубоким, хотя, конечно, и экспериментаторам нужно знать довольно много.

Поэтому обдумайте этот вопрос и напишите мне, каковы Ваши намерения. Тогда я охотно пришлю Вам соответствующие программы, после изучения которых Вы, как мне кажется, будете достаточно подготовлены для начала.

С наилучшими пожеланиями Ваш

Л. Ландау.

Рабочий Л. пишет Льву Давидовичу: «Через неделю я уезжаю из Москвы и буду бесконечно благодарен Вам, если Вы найдете время дать мне несколько советов о том, что и как я должен изучить для того, чтобы стать физиком-теоретиком, и о том, стоит ли мне к этому стремиться... Знания мои соответствуют примерно трем курсам мехмата МГУ, но мне уже 25 лет, и я рабочий». Пишет о проблемах, которые он пытался решить, о трудностях в понимании основ физических теорий, о том, как он пытался обойти эти трудности; упоминает также, что плохо усваивает иностранные языки. «Очень прошу Вас, Лев Давидович, напишите мне, пожалуйста, есть ли у меня надежда стать физиком. А если есть, то, кроме Вашей знаменитой программы и тех советов, которые Вы пожелаете мне дать, я прошу Вас сообщить мне, в какие сроки Ваша программа обычно выполняется, чтобы я мог еще раз оценить свои возможности. Лев Давидович! Я знаю, как дорого стоит Ваше время, и буду считать высокой честью для себя, если Вы мне ответите». Лев Давидович пишет:

Уважаемый тов. Л.!

Постараюсь ответить на Ваши вопросы.

Конечно, трудно сказать заранее, сколь велики Ваши способности в области теоретической физики. Однако не боги горшки обжигают. Я думаю, что Вы сможете успешно работать в области теоретической физики, если по-настоящему хотите этого. Очень важно, чтобы эта работа представляла для Вас непосредственный интерес. Соображения тщеславия никак не могут заменить реального интереса.

Ясно, что прежде всего Вы должны овладеть как следует техникой теоретической физики. Само по себе это не слишком трудно, тем более, что у Вас есть часть математического образования, а математическая техника есть основа нашей науки. 25 лет не слишком много (мне вдвое больше, а я не собираюсь бросать), а труд рабочего, во всяком случае, не мог Вас испортить.

Только не старайтесь решать никаких проблем. Надо просто работать, а решение проблемы приходит само. Трудное экономическое положение может, конечно, мешать, поскольку работать на голодный желудок или очень усталым нелегко. Иностранные языки, увы, необходимы. Не забывайте, что для усвоения их, несомненно, не нужно особых способностей, поскольку английским языком неплохо владеют и очень тупые англичане. Вы правильно пришли к выводу, что надо меньше думать об основах. Главное, чем надо овладеть, - это техникой работы, а понимание тонкостей само придет потом.

Суммируя, могу сказать, что теоретиком Вы станете, если у Вас настоящий интерес и умение работать. Программу вкладываю в это письмо. Что касается сроков, то они будут очень зависеть от того, в какой степени Вы будете загружены другими вещами, и от того, что Вы в данный момент реально знаете. На практике они варьировали от двух с половиной месяцев у Померанчука, который почти все знал раньше, до нескольких лет в других, тоже хороших случаях.

С наилучшими пожеланиями

Ваш Ландау.

Студент одного из вузов тоже говорит о своем увлечении теоретической физикой, о том, как он мечется среди множества книг и статей, которые он пока плохо понимает. Рассказывает, что однажды приходил на семинар Ландау в Институте физических проблем (доступ на который был всегда открыт всем желающим), но ничего не понял, а подойти к Ландау не решился. Вот ответ Льва Давидовича:

Дopогой тов. Р.!

Если Вы всерьез интересуетесь теоретической физикой, то я охотно помогу Вам заняться этой, как мне тоже кажется, увлекательной наукой.

Естественно, что Вы теряетесь перед огромной массой материала и не знаете, с чего начать. Ясно, что теоретический семинар для Вас сейчас совершенно непонятен и Вам еще рано его посещать. Посылаю Вам программу «теоретического минимума», которую Вы можете (если хотите) сдавать мне и моим сотрудникам раздел за разделом.

Начинать надо с математики, которая, как Вы знаете, является основой нашей науки. Содержание указано в программе. Имейте в виду, что под знанием математики мы понимаем не всяческие теоремы, а умение реально на практике интегрировать, решать в квадратурах обыкновенные дифференциальные уравнения и т.д.

Мои телефоны тоже указаны в программе. Бояться меня не стоит - я вовсе не кусаюсь.

С пожеланиями успеха Ваш

Л. Ландау.

Еще одно обращение к Льву Давидовичу: «Когда-то Эйнштейн не отказал в помощи студенту Инфельду, и поэтому я решился написать именно Вам в надежде, что Вы не откажете мне в моей маленькой просьбе. Я тоже студент, но пока лишь II курса радиотехнического факультета, но я очень люблю теоретическую физику. Вы, вероятно, очень заняты, но если у Вас найдется несколько свободных минут и для меня, то я Вам буду очень благодарен. Мне совершенно необходимо иметь глубокие и разносторонние знания по большинству областей теоретической физики и, значит, и по необходимой для этого высшей математике... Простите, что я Вас беспокою, но для меня это очень важно, и хотя, может быть, это и не совсем прилично, но ведь в жизни, если идти трудным путем, не всегда бывает место для приличия».

Лев Давидович отвечает в канун Нового года:

Дopогой тов. К.!

Охотно отвечаю на Ваше письмо. Вы совершенно правы, считая, что для занятий теоретической физикой. Вам прежде всего необходимо приобрести познания в этой области. Я охотно помогу Вам в этом.

Как Вы поняли сами, теоретику в первую голову необходимо знание математики. При этом нужны не всякие теоремы существования, на которые так щедры математики, а математическая техника, то есть умение решать конкретные математические задачи.

Я бы рекомендовал Вам следующую программу обучения. Прежде всего научиться правильно (и по возможности быстро) дифференцировать, интегрировать, решать обыкновенные дифференциальные уравнения в квадратурах; изучите векторный анализ и тензорную алгебру (то есть умение оперировать с тензорными индексами). Главную роль при этом изучении должен играть не учебник, а задачник - какой, не очень существенно, лишь бы в нем было достаточно много задач.

После этого позвоните мне по телефону (лучше всего от 9.30 до 10.30 утра, когда я почти всегда дома, но можно и в любое другое время) и приходите ко мне. Я проэкзаменую Вас и дам Вам программу для дальнейшего обучения. Если Вы сдадите мне всю эту программу (на что в зависимости от Ваших знаний и усердия Вам понадобится один-два-три года), то я буду считать, что Вы вполне подготовлены для научной работы, и постараюсь помочь Вам, если Вы захотите, устроиться в этом направлении.

Вот и все. С пожеланиями счастливого Нового года Ваш

Поскольку москвичи всегда могли обратиться к Льву Давидовичу непосредственно, то естественно, что письма к нему шли главным образом из других городов. Многие спрашивали: можно ли стать физиком-теоретиком, обучаясь не в специальном физическом институте, не в университете? Они чувствовали себя стоящими перед дилеммой: продолжать ли учиться в своем вузе или пытаться уйти из него, чтобы продолжить образование самостоятельно?

Одному из таких сомневающихся, студенту пединститута, Лев Давидович отвечал:

Мне кажется, что Вы напрасно ставите себя перед дилеммой. То, что Вы кончите пединститут, во всяком случае Вам пригодится, и вряд ли учение в институте будет очень мешать Вам работать. Если у Вас хватит желания, Вы сможете изучить теоретическую физику самостоятельно - ведь она ничего, кроме книг и бумаги, не требует.

Студенту другого пединститута по аналогичному поводу Лев Давидович писал:

То, что Вы страстно хотите заниматься физикой, очень хорошо, поскольку страстная любовь к науке есть первый залог успеха. К счастью, теоретическая физика - такая наука, для изучения которой пребывание в университете совсем не обязательно. Я посылаю Вам в этом письме программу, изучение которой даст Вам в области теоретической физики знания, достаточные для дальнейшей самостоятельной работы. Учтите, что особенно важно владение математикой. Основные разделы математики упомянуты в вводной части программы.

Если Вы сможете и захотите, то приезжайте в Москву, где Вы сможете сдавать мне и моим сотрудникам разделы программы (их с математикой всего девять). Если Вы успешно справитесь с этой задачей, то я надеюсь, что смогу помочь Вам в Вашем устройстве на работу по теоретической физике и в том случае, если Вы окончите не МГУ, а всего только Тульский педагогический институт.

Вот, собственно, и все. Искренне желаю Вам всяческих успехов. Помните, что в науке самое главное - это работа, а все остальное приложится.

Страстную увлеченность наукой, энтузиазм, за которым не стоит никаких посторонних побуждений, Лев Давидович ценил больше всего, и они неизменно возбуждали в нем симпатию и желание помочь. Тон его ответов, однако, становился менее сочувственным, если из обращения к нему он не обнаруживал сразу такой увлеченности. Так, выпускникам иногороднего университета, выразившим желание поступить на работу в теоретический отдел Института физических проблем, но сообщавшим в связи с этим лишь о своей возможности получить московскую прописку, Лев Давидович писал:

К сожалению, не могу очень обнадежить Вас. Мы боимся брать котов в мешке и берем себе аспирантов лишь после сдачи ими теоретической физики в виде так называемого теорминимума. Программу при сем прилагаю. Сдавать можно в любые сроки. Если Вы успешно пролезете через потенциальный барьер, то, вероятно, можно было бы взять Вас даже без московской прописки, поскольку Академия наук предоставляет иногородним аспирантам общежитие.

Программа «теоретического минимума», о которой идет речь во всех этих письмах, была впервые разработана Ландау еще в тридцатые годы, во время его работы в Украинском физико-техническом институте в Харькове, где вокруг него начали собираться ученики и начала создаваться его школа теоретической физики. В дальнейшем эта программа непрерывно обновлялась, но лежащие в ее основе педагогические принципы оставались неизменными.

Лев Давидович был врагом всякой поверхностности и дилетантизма: приступать к самостоятельной научной работе можно лишь после достаточно всестороннего изучения основ науки. В соответствии с его глубоким убеждением в целостности теоретической физики как единой науки с едиными методами он требовал от желающих стать его учениками предварительного овладения основами всех разделов теоретической физики. Эти основы были распределены по семи последовательным разделам «теоретического минимума» (механика, теория поля, квантовая механика, статистическая физика, механика сплошных сред, микроскопическая электродинамика, релятивистская квантовая теория).

Характернейшей чертой научного творчества самого Ландау являлась его широта, почти беспрецедентная по своему масштабу; оно охватывало собой всю теоретическую физику - от гидродинамики до квантовой теории поля. В наш век все усиливающейся узкой специализации такая разносторонность становится исключительным явлением; в лице Ландау из физики ушел, возможно, один из последних великих универсалов. Разумеется, он не требовал ни от кого быть универсальным в той же степени, в которой он был сам. Но знание всех разделов теоретической физики - по крайней мере в объеме теорминимума - он считал обязательным для всех теоретиков, вне зависимости от их узкой специализации. Снова и снова он повторяет:

На Ваши вопросы по поводу изучения теоретической физики могу сказать только, что изучить надо ВСЕ ее основные разделы, причем порядок их изучения дается их взаимной связью. В качестве метода изучения могу только подчеркнуть, что необходимо самому производить все вычисления, а не предоставлять их авторам читаемых Вами книг.

Интересно, что в то же время Лев Давидович считал практически невозможным совмещение в одном лице полноценной теоретической и экспериментальной работы в физике. Группе студентов, которые высказывают мнение о том, что настоящий физик-теоретик должен совмещать в себе также и экспериментатора, Лев Давидович писал:

Те, которые считают, что физик-теоретик соединяет в себе также и экспериментатора, по-видимому, представляют себе теоретиков в виде сверхлюдей. Теоретическая и экспериментальная физика сейчас настолько сильно отличаются, что соединить их в одном лице практически невозможно. Единственное исключение за последние десятилетия представлял Ферми, но, учитывая его гениальность, это исключение только подтверждает правило. Занимаясь разными сторонами физики, теоретики и экспериментаторы дополняют друг друга и взаимно связаны, но одни из них не руководят другими.

Экзамен по теорминимуму всегда был, если можно так выразиться, действенным: требовались не выводы тех или иных теоретических формул, а умение применить свои знания для решения предлагавшихся конкретных задач. Первое время Лев Давидович сам принимал все экзамены. В дальнейшем, когда число желающих стало слишком большим, эти обязанности были распределены также и между его ближайшими сотрудниками. Но первый экзамен, первое знакомство с каждым новым молодым человеком Лев Давидович всегда оставлял за собой. Встретиться с ним для этого мог всякий - достаточно было позвонить по телефону и выразить свое желание.

Конечно, не у всех, кто приступал к изучению теорминимума, хватало способностей и настойчивости для того, чтобы закончить его; многие отставали по пути. Всего 43 фамилии значатся в списке тех, кто за время - с 1934 по 1961 год - до конца прошел через это испытание (Лев Давидович сам вел этот список). Об эффективности отбора можно судить хотя бы по следующим формальным данным: одиннадцать из числа сдавших стали (на 1982 г.) членами Академии наук, а еще три - членами академий наук союзных республик .

Из приведенных писем видно, какое большое значение Лев Давидович придавал владению математической техникой. Степень этого владения должна быть такой, чтобы математические затруднения по возможности не отвлекали внимания теоретика от физических трудностей задачи - по крайней мере там, где речь идет о стандартных математических приемах. Это может быть достигнуто лишь достаточной тренировкой. Между тем опыт показывает, что существующий стиль и программы университетского образования физиков часто не обеспечивают такой тренировки. Опыт показывает также, что изучение математики после того, как физик начинает самостоятельную исследовательскую деятельность, оказывается для него слишком «скучным». Поэтому первое, чему Лев Давидович подвергал всякого экзаменующегося, было испытание по математике в ее «практических», вычислительных аспектах. Требовалось: умение взять любой неопределенный интеграл (выражающейся через элементарные функции) и решить любое обыкновенное дифференциальное уравнение стандартного типа, знание векторного анализа и тензорной алгебры; во второй экзамен по математике входили основы теории функции комплексного переменного (теория вычетов, метод Лапласа). Предполагалось при этом, что такие разделы, как тензорный анализ, теория групп и т.д., будут изучены вместе с теми разделами теоретической физики, где они находят себе применение.

Взгляды Льва Давидовича на математическое образование физиков с большой ясностью высказаны им в ответ на просьбу сообщить свое мнение о программах по математике в одном из физических вузов. С присущей ему прямотой он проводит мысль о том, что эти программы должны составляться с полным учетом требований физических кафедр - тех, кто по своему повседневному опыту научной работы в физике знает, что для этой работы требуется. Он пишет:

К сожалению, Ваши программы страдают теми же недостатками, какими обычно страдают программы по математике, превращающие изучение математики физиками наполовину в утомительную трату времени. При всей важности математики для физиков физики, как известно, нуждаются в считающей аналитической математике; математики же, по непонятной мне причине, подсовывают нам в качестве принудительного ассортимента логические упражнения. В данной программе это прямо подчеркнуто в виде особого примечания в начале программы. Мне кажется, что давно пора обучать физиков тому, что они сами считают нужным для себя, а не спасать их души вопреки их собственному желанию. Мне не хочется дискутировать с достойной средневековой схоластики мыслью, что путем изучения ненужных им вещей люди будто бы научаются логически мыслить.

Я категорически считаю, что из математики, изучаемой физиками, должны быть полностью изгнаны всякие теоремы существования, слишком строгие доказательства и т.п. Поэтому я не буду отдельно останавливаться на многочисленных пунктах Вашей программы, резко противоречащих этой точке зрения. Сделаю только некоторые дополнительные замечания.

Векторный анализ расположен в программе между кратными интегралами. Я не имею чего-либо против такого сочетания, однако надеюсь, что оно не идет в ущерб крайне необходимому формальному знанию формул векторного анализа.

Программа по рядам особенно перегружена ненужными вещами, в которых тонут те немногие полезные сведения, которые совершенно необходимо знать о ряде и интеграле Фурье.

Курс так называемой математической физики я считал бы правильным сделать факультативным. Нельзя требовать от физиков-экспериментаторов умения владеть этими вещами.

Необходимость в курсе теории вероятностей довольно сомнительна. Физики и без того излагают то, что им нужно, в курсах квантовой механики и статистической физики.

Таким образом, я считаю, что преподавание математики нуждается в серьезнейшей реформе. Те, кто возьмется за это важное и трудное дело, заслужат искреннюю благодарность как уже готовых физиков, так и в особенности многочисленных будущих поколений.

Глубоко интересуясь в течение всей своей жизни вопросами преподавания, Лев Давидович мечтал написать книги по физике на всех уровнях - от школьных учебников до курса теоретической физики для специалистов. Фактически при его жизни были закончены почти все тома «Теоретической физики» и первые тома «Курса общей физики» и «Физики для всех»; уже после его смерти началось издание составленного по его идее «Краткого курса теоретической физики». Он строил также планы составления учебников по математике для физиков, которые должны были быть в соответствии с его взглядами «руководством к действию», обучать практическому применению математики в физике.

Приступить к осуществлению этой программы он не успел.

Не успел он приступить и к созданию школьных учебников, хотя всегда живо интересовался школой, охотно выступал перед школьниками и откликался на их письма.

Вот пионеры одной из школ г. Тулы пишут Льву Давидовичу: «Мы знаем, как мало у Вас свободного времени, но все-таки надеемся, что Вы найдете несколько минут и ответите нам. Мы хочем провести сбор на тему «Образование - клад, труд - ключ к нему», так как не все пионеры нашего класса понимают, зачем им нужно образование. И многие из них учат уроки не систематически, а только чтобы получить тройку. Нам очень хочется получить от Вас письмо, так как Ваши слова будут очень убедительны для наших пионеров». Лев Давидович отвечает:

Дорогие ребята!

Очень трудно писать об очевидных вещах. Вы ведь все сами прекрасно знаете, что образование необходимо в настоящее время для всякой профессии. Необразованный человек всегда будет чем-то второго сорта.

В этом смысле меня очень огорчило, что вы написали в своем письме «хочем» вместо «хотим». Это показывает, что вы, ребята, очень мало читаете, так что не привыкли по-настоящему даже к своему родному языку. Поэтому читайте побольше - ведь это так интересно - и помните, что образование вам нужно не для школы, а для самих себя, и что быть образованным совсем не скучно, а наоборот - интересно.

С наилучшими пожеланиями

Л. Ландау.

Лев Давидович отвечал и тем, к сожалению, все еще многочисленным людям, которые считают возможным совершать перевороты в науке (в том числе опровергать теорию относительности), не имея для этого никаких данных. В таких случаях, однако, Лев Давидович не считал нужным проявлять какое-либо сочувствие и не очень стеснялся в выборе выражений своего неодобрения. Вот несколько примеров таких его ответов:

Должен сказать, что Ваша рукопись лишена всякого интереса. Современная физика - это огромная наука, основывающаяся прежде всего на большом количестве экспериментальных фактов. Вы явно с этой наукой почти вовсе не знакомы и пытаетесь объяснить плохо известные Вам физические явления бессодержательными фразами. Ясно, что это ни к чему привести не может. Если Вы серьезно интересуетесь физикой, то Вам следует не заниматься открытиями, а прежде всего хоть немного обучиться предмету.

Современная физика - сложная и трудная наука, и для того, чтобы сделать в ней что-нибудь, нужно знать очень многое. Тем более знания необходимы для того, чтобы выдвинуть какие-либо новые идеи. Из Вашего письма очевидно, что Ваши сведения по физике крайне ограниченны. То, что Вы называете новыми идеями, есть просто лепет малограмотного человека, наподобие того, как если бы пришел к Вам человек, никогда не видевший электрических машин, и стал бы выдвигать новые идеи в этой области. Если Вы всерьез интересуетесь физикой, то прежде всего займитесь изучением этой науки. Через некоторое время Вам самому станет смешно читать ту чепуху, которую Вы напечатали на машинке.

Высказываемые Вами соображения, к сожалению, в высшей степени нелепы. Было бы даже трудно объяснить, в чем заключаются ошибки в Вашем письме. Ради бога, прежде чем рассуждать о Вселенной, приобретите хоть самую элементарную физическую грамотность, а то Вы только ставите себя в смешное положение.

Ваши заметки состоят из наивностей, не представляющих какого-либо интереса. Ясно, что если Вы хотите работать в этом направлении, то Вам для этого надо предварительно проделать немалую работу - познакомиться с предметом. Ведь вряд ли Вы сядете за руль автомобиля, не умея управлять. А физика ничем не легче.

Эту краткую подборку из писем Льва Давидовича уместно закончить еще одним его высказыванием о стимулах работы настоящего ученого. Признание результатов его работы в той или иной степени важно для всякого ученого; оно было существенно, конечно, и для Льва Давидовича. Но все же несомненно, что для него самого внутренним стимулом к работе было не стремление к славе, а неистощимое любопытство, неистощимая страсть к познанию природы. Такую страсть он в первую очередь ценил и в других. По этой же причине он всегда осуждал стремление работать только над «важными» проблемами.

Вы спрашиваете, чем заниматься в смысле того, какие разделы теоретической физики наиболее важны. Должен сказать, что я считаю такую постановку вопроса нелепой. Надо обладать довольно анекдотической нескромностью для того, чтобы считать достойными для себя только «самые важные» вопросы науки. По-моему, всякий физик должен заниматься тем, что его больше всего интересует, а не исходить в своей научной работе из соображений тщеславия. Заведомо не следует заниматься только вопросами, неразумно поставленными и поэтому лишенными научного интереса.

Никогда не следует работать ради посторонних целей, ради славы, ради того, чтобы сделать великое открытие - так все равно ничего не получится. Эту простую истину Лев Давидович никогда не упускал случая повторять.


Примечания редакции

Год выпуска : 1994

Жанр : Книги по экономике (учебник)

Издательство : МГУ

Формат : PDF

Качество : Отсканированные страницы

Количество страниц : 734

Описание : Учебник "Макроэкономика" является первым в России переводом специализированного учебника по макроэкономике. Автор удачно сочетает углубленный анализ современных макроэкономических моделей с ясностью блестящего преподавателя и практика, участвовавшего в разработке экономической политики США. Представлены принципы классической и кейнсианской экономических теорий и модели, разработанные в течение последних десятилетий, дан интересный фактический материал, примеры практического использования теоретических разработок. Книга написана одним из самых популярных авторов учебных курсов по макроэкономике в США. Американским издательством предоставлено право лишь на одно издание в России.

Учебник "Макроэкономика" предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей, специалистов, занимающихся разработкой и анализом экономической политики, всех читателей, которые хотят повысить уровень своих знаний в области макроэкономической теории.


Часть первая
Введение 39
Глава 1
Макроэкономическая наука 41
1-1. Для чего нужно изучать макроэкономическую теорию? 41
  • ПРИМЕР 1-1 Президентские выборы и положение дел в экономике 44
1-2. Экономический образ мышления 45
Использование экономических моделей 46
  • СПРАВКА Использование функций для выражения зависимостей между переменными 50
Роль микроэкономической теории в макроэкономике 50
Эклектическая макроэкономика 52
Цены: гибкие и негибкие 52
1-3. Как построена эта книга 54
Глава 2
Макроэкономические показатели 57
2-1. Измерение результатов экономической деятельности. Валовой национальный продукт 58
Доходы, расходы и их кругооборот 59
  • СПРАВКА Запасы и потоки 61
Некоторые принципы расчета ВНП 62
Учет запасов 62
Как сложить яблоки с апельсинами 63
Про межуточная продукция и добавленная стоимость 64
Оценка услуг в жилищной сфере и другие виды условно начисленной стоимости 65
Реальный и номинальный ВНП 67 Дефлятор ВНП 69
Другие показатели системы национальных счетов 70
Компоненты расходов 71
  • ПРИМЕР 2-2 ВНП и его составляющие 72
Другие показатели дохода 74
  • ПРИМЕР 2-3 Сезонные циклы и сезонные корректировки 76
2-2. Измерение стоимости жизни: индекс потребительских цен 77
Цена корзины товаров 77
Индекс потребительских цен и дефлятор ВНП 79
  • ПРИМЕР 2-4 Инфляция в период с 1978 по 1981 г. 82
2-3. Измерение незанятости: уровень безработицы 83
  • ПРИМЕР 2-5 Безработица, ВНП и закон Оукена 85
2-4. Заключение: от экономической статистики к экономическим моделям 87

Часть вторая
Экономика в долгосрочном периоде 91
Глава 3
Национальный доход: его производство, распределение и использование 93
3-1. Производство товаров и услуг 96
Факторы производства 96
Производственная функция 97
Фиксированное предложение товаров и услуг 98
3-2. Распределение национального дохода по факторам производства 99
Цены факторов производства 99
Проблема, стоящая перед конкурентной фирмой 100
Спрос фирмы на фактор производства 103
Предельный продукт труда 103
От предельного продукта труда к спросу на труд 104
Предельный продукт капитала и спрос на капитал 106
Распределение национального дохода 107

  • ПРИМЕР 3-1 "Черная смерть" и цены факторов производства 109
  • ПРИМЕР 3-2 Сенатор, математик и постоянство долей факторов производства 110
3-3. Спрос на товары и услуги 114
Потребление
  • ПРИМЕР 3-3 Функция потребления на американских данных 116
Инвестиции
  • СПРАВКА Что такое инвестиции? 120
Государственные закупки 120
3-4. Равновесие и ставка процента 122
Равновесие на рынке товаров и услуг: предложение и спрос на произведенные в экономике товары и услуги 122
Равновесие на финансовых рынках: предложение и спрос на заемные средства 124
Изменения в сбережениях: последствия бюджетно-налоговой политики 126
Увеличение объема правительственных закупок 126
  • ПРИМЕР 3-4 Войны и ставка процента в Соединенном
Королевстве 1730-1920 гг. 128
Сокращение налогов 130
  • ПРИМЕР 3-5 Бюджетно-налоговая политика в 80-е гг. 131
Изменения инвестиционного спроса 132
  • СПРАВКА Проблема идентификации 134
3-5. Заключение 137
Гпава 4
Экономический рост 141
4-1. Накопление капитала 144
Предложение и спрос на произведенную продукцию 144
Предложение и производственная функция 144
Спрос на произведенную продукцию и функция потребления 146
Устойчивый уровень капиталовоооруженности 147
Приближение к устойчивому состоянию 150
Движение к устойчивому состоянию: числовой пример 151 ПРИМЕР 4-1 Послевоенный рост экономики в Германии и Японии 154
Изменения нормы сбережений 155
  • ПРИМЕР 4-2 Сбережения в богатых и бедных странах 157
4-2. Уровень капиталовооруженности и Золотое правило 158
Сравнение устойчивых состояний 158
Альтернативные уровни устойчивой капиталовооруженности: числовой пример 161
Переход к устойчивому состоянию, соответствующему Золотому правилу 163
Экономика начинает развиваться с запасом капитала, большим, чем она могла бы иметь по Золотому правилу 164
Экономика начинает развиваться с меньшей капиталовооруженностью, чем при устойчивом состоянии по Золотому правилу 165
4-3. Рост населения 168
Устойчивый уровень капиталовооруженности при росте населения 168
Последствия роста населения 171
  • ПРИМЕР 4-3 Рост населения в богатых и бедных странах 172
4-4. Технологический прогресс 173
Эффективность труда 173
Устойчивый уровень капиталовооруженности при технологическом прогрессе 174
Последствия технологического прогресса 175 4-5. Сбережения, рост и экономическая политика 178
Оценка нормы сбережений 178
Изменение нормы сбережений 180
  • ПРИМЕР 4-5 Социальное страхование и уровень сбережений 181
Поощрение технологического прогресса 182
  • ПРИМЕР 4-6 Замедление темпов экономического роста в мировом масштабе 182
4-6. Заключение: За пределами модели Солоу 184
Приложение. Методы расчета источников экономического роста191
Рост затрат факторов производства 191
Капитал192
Труд 192
Труд и капитал 193
Технологический прогресс 194
Источники роста экономики США 196
Глава 5
Безработица 199
5-1. Потеря работы, поиск работы и естественный уровень безработицы 201
5-2. Поиск работы и фрикционная безработица 204
Государственная политика и фрикционная безработица 205
  • ПРИМЕР 5-1 Безработица в Великобритании в период между первой и второй мировыми войнами 207
  • ПРИМЕР 5-2 Страхование по безработице и показатель трудоустройства 208
5-3. Жесткость реальной заработной платы и безработица ожидания 210
Законы о минимальной заработной плате 212
  • ПРИМЕР 5-3 Минимальная заработная плата и малоимущие 213
Профсоюзы и коллективные договоры 216
  • ПРИМЕР 5-4 Профсоюзное движение и безработица в США и Канаде 216
Стимулирующая заработная плата 217
  • ПРИМЕР 5-5 Пятидолларовый рабочий день Генри Форда 219
5-4. Показатели безработицы 220
Продолжительность безработицы 220
Различие уровней безработицы среди различных демографических групп 222
Тенденция к повышению уровня безработицы 223
Вступление на рынок труда и уход с него 226
5-5. Заключение 227
Гпава 6
Инфляция 231
6-1. Что такое деньги? 233
Функции денег 233
Виды денег 235
  • ПРИМЕР 6-1 Деньги в лагере военнопленных 235
Как появились бумажные деньги 236
  • ПРИМЕР 6-2 Деньги на острове Яп 238
Как регулируется количество денег 239
Показатели количества денег в обращении 240
6-2. Количественная теория денег 242
Сделки и уравнение количественной теории денег 243
Замена числа сделок на показатель дохода 244
Функция спроса на деньги и уравнение количественной теории 245
Предположение о постоянной скорости обращения денег 247
Деньги, цены и инфляция 248
  • СПРАВКА Произведения и процентные изменения 249
  • ПРИМЕР 6-3 Рост денежной массы и инфляция за сто лет 250
6-3."Сеньораж": доход от выпуска денег 252
  • ПРИМЕР 6-4 Кто платил за Американскую революцию 253
6-4. Инфляция и ставки процента 254
Реальная и номинальная ставки процента 254
Эффект Фишера 255
  • ПРИМЕР 6-5 Инфляция и номинальная ставка процента 256
Два вида реальной ставки процента: ex ante и ex post 257
  • ПРИМЕР 6-6 Номинальные ставки процента в XIX веке 258
6-5. Номинальная ставка процента и спрос на деньги 259
Издержки хранения наличных денег 259
Будущие деньги и сегодняшние цены 260
Как остановить гиперинфляцию 262
  • ПРИМЕР 6-7 Гиперинфляция в Германии в период между I и II мировыми войнами 265
6-6. Общественные издержки инфляции 267
Ожидаемая инфляция 268
  • ПРИМЕР 6-8 Жизнь во время гиперинфляции в Боливии 270
Непрогнозируемая инфляция 271
  • ПРИМЕР 6-9 Биметаллизм, выборы 1896 г. и "Волшебник Изумрудного города" 273
Темп инфляции и его колебания 275
6-7 Заключение: Классическая дихотомия 275
Приложение. Денежная масса, ожидаемая эмиссия и уровень цен 280
Глава 7
Открытая экономика 283
7-1. Расчет национального дохода в открытой экономике 286
Роль чистого экспорта 286
ВНП и ВВП 288
Счет движения капитала и счет текущих операций 290
7-2. Международные потоки товаров и капитала 292
Модель малой открытой экономики 293 Как экономическая политика влияет на счет движения капитала и счет текщих операций 296
Внутренняя бюджетно-налоговая политика 297
  • ПРИМЕР 7-1 Двойной дефицит 80-х 298
Бюджетно-налоговая политика за рубежом 300
Изменения инвестиционного спроса 301
Оценка экономической политики 302
7-3. Обменные курсы 303
Номинальный и реальный обменные курсы 303
Номинальный обменный курс 303
  • СПРАВКА Обменный курс в газетных публикациях 304
Реальный обменный курс 305
Реальный обменный курс и чистый экспорт 306
  • ПРИМЕР 7-2 Как фирмы реагируют на изменения обменного курса 308
Факторы, определяющие реальный обменный курс 309
Как политика влияет на реальный обменный курс 311
Бюджетно-налоговая политика внутри страны 311
Бюджетно-налоговая политика за рубежом 312
Изменение инвестиционного спроса 313
Влияние внешнеторговой политики 314
Факторы, определяющие номинальный обменный курс 316
  • ПРИМЕР 7-3 Инфляция и номинальный обменный курс 318
Паритет покупательной способности 319
  • ПРИМЕР 7-4 Биг Мак по всему миру 322
7-4. Заключение: Соединенные Штаты как большая открытая экономика 324
Приложение: Модель большой открытой экономики 328
Приток капитала из-за рубежа 328
Элементы модели 330
Влияние экономической политики 331

Часть третья
Экономика в краткосрочном периоде 333
Гпава 8
Введение в теорию экономических колебаний 335
8-1. Различия между краткосрочными и долгосрочными колебаниями 337

  • ПРИМЕР 8-1 Загадка негибкости цен на журналы 339
8-2. Совокупный спрос 340
Уравнение количественной теории денег как модель совокупного спроса 341
Почему кривая совокупного спроса наклонена вниз? 341
Сдвиги кривой совокупного спроса 343
8-3. Совокупное предложение 344
Долгосрочный период: кривая совокупного предложения представлена вертикальной линией 345
Краткосрочный период: кривая совокупного предложения представлена горизонтальной линией 347
От анализа краткосрочных колебаний к долгосрочному периоду 348
  • ПРИМЕР 8-2 Золото/"гринбеки" и спад деловой активности в 70-е гг. XIX века 350
8-4. Политика стабилизации 351
Резкие изменения совокупного спроса 352
  • ПРИМЕР 8-3 Скорость обращения денег и спад 1982 г. 354
Резкие изменения совокупного предложения 355
  • ПРИМЕР 8-4 Как ОПЕК способствовала стагфляции в 70-е гг.и эйфории в 80-е гг. 358
8-5. Заключение 360
Глава 9
Совокупный спрос I 363
9-1. Рынок товаров и кривая IS 366
Кейнсианский крест 366
Планируемые расходы 367
Экономика в равновесии 368 Бюджетно-налоговая политика и мультипликатор: государственные расходы 371
Бюджетно-налоговая политика и мультипликатор: налоги 374
  • ПРИМЕР 9-1 Кеннеди, Кейнс и сокращение налогов 1964 г. 375
Ставка процента, инвестиции и кривая IS 376
Как бюджетно-налоговая политика сдвигает кривую IS 378
Трактовка кривой IS с использованием модели рынка заемных средств 380
Простая алгебра кривой IS 382
9-2. Денежный рынок и кривая LM 384
Теория предпочтения ликвидности 384
  • ПРИМЕР 9-2 Пол Волкер, жесткая кредитно-денежная политика и повышение процентных ставок 388
Доход, спрос на деньги и кривая LM 389 Каким образом кредитно-денежная политика вызывает сдвиги кривой LM 391
Трактовка кривой LM с точки зрения уравнения количественной теории денег 391
Простая алгебра кривой LM 393
9-3. Заключение: равновесие в краткосрочном периоде 395
Глава 10
Совокупный спрос II 399
10-1. Объяснение колебаний экономической активности с помощью
модели IS-LM 400
Изменения бюджетно-налоговой политики 400
Изменения кредитно-денежной политики 402
Взаимодейстие между кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политикой 403
  • ПРИМЕР 10-1 Анализ экономической политики с помощью макроэконометрических моделей 405
Экономические потрясения в рамках модели IS-LM 407
10-2. IS-LM как теория совокупного спроса 409
От модели IS-LM к кривой совокупного спроса 409
Алгебра кривой совокупного спроса 412
  • ПРИМЕР 10-2 Эффективность кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики 413
Модель IS-LM в краткосрочном и долгосрочном периодах 415
10-3. Великая депрессия 418
Гипотеза расходов: шоки, связанные с кривой IS 420
Денежная гипотеза: шок, связанный с кривой LM 421
Вновь денежная гипотеза: последствия снижения цен 422
Стабилизирующее воздействие дефляции 423
Дестабилизирующее воздействие дефляции 423
Может ли депрессия повториться? 426
10-4. Заключение 427
Глава 11
Совокупное предложение 431
11-1. Четыре модели совокупного предложения 433
Модель совокупного предложения при жесткой заработной плате 433
Модель неверных представлений работников 437
  • ПРИМЕР 11-1 Циклические колебания реальной заработной платы 441
Модель несовершенной информации 443
Модель негибких цен 445
  • ПРИМЕР 11-2 Международные различия в форме кривой совокупного предложения 449
Выводы и следствия 451
11-2. Инфляция, безработица и кривая Филлипса 453
От совокупного предложения к кривой Филлипса 454
  • СПРАВКА История кривой Филлипса 456
Ожидания и инфляционная инерция 456
Две причины ускорения и замедления инфляционного роста цен 457
  • ПРИМЕР 11-3 Инфляция и безработица в Соединенных Штатах 458
Проблема выбора между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде 460
Обуздание инфляции и соотношение потерь 461
Рациональные ожидания и безболезненное обуздание инфляции 463
  • ПРИМЕР 11-4 Издержки борьбы с инфляцией по Полу Волкеру 466
11-3. Новые разработки: современные кейнсианцы 467
Издержки меню и внешние эффекты совокупного спроса 469
Запаздывание цен и заработной платы 470
Спад как провал координации 472
  • ПРИМЕР 11-5 Экспериментальные данные по координационным играм 475
Гистерезис и вызов гипотезе естественного уровня 476
  • ПРИМЕР 11-6 Безработица 80-е гг. в Великобритании 477
11-4. Заключение 478
Глава 12
Споры о макроэкономической политике 483
12-1. Какой должна быть экономическая политика: активной или пассивной? 485
Временные лаги в процессе принятия и проведения экономической политики 486 Нелегкий труд экономического прогнозирования 489
  • ПРИМЕР 12-2 Два случая из практики экономического прогнозирования 490
Недостаток знаний, ожидания и критика Лукаса 492
Обращение к истории 493
  • ПРИМЕР 12-3 Является ли стабилизация экономики лишь
статистической иллюзией? 494
12-2. Должна ли экономическая политика следовать заранее намеченным правилам или основываться на свободе действий? 495
Недоверие к политикам и процесс формирования экономической политики 496
  • ПРИМЕР 12-4 Экономика при президентах-республиканцах и президентах-демократах 498
Непоследовательность в дискреционной политике 499
  • ПРИМЕР 12-5 Александр Гамильтон против непоследовательности в экономической политике 503
Заранее намеченные правила выбора мер кредитно-денежной политики 503
Правила бюджетно-налоговой политики 505
  • ПРИМЕР 12-6 Доля государственного долга в ВНП на протяжении Двух столетий 507
12-3. Заключение: формирование экономической политики в нестабильном мире 508
Приложение. Непоследовательность в экономической политике и проблема выбора между инфляцией и безработицей 512
Глава 13
Краткосрочная модель открытой экономики 515
13-1. Модель Манделла-Флеминга 516
Уравнения модели 516
Модель на графике Y - г 518
Модель Манделла-Флеминга на графике Y - е 521
13-2. Малая открытая экономика при плавающем обменном курсе 524
Бюджетно-налоговая политика 524
Кредитно-денежная политика 525
  • ПРИМЕР 13-1 Рост курса доллара в 1979-1982 гг. 526
Внешнеторговая политика 526
13-3. Малая открытая экономика при фиксированном обменном курсе 528
Механизм функционирования системы фиксированного обменного курса 529
  • ПРИМЕР 13-2 Международный золотой стандарт 531
Бюджетно-налоговая политика 532
Кредитно-денежная политика 533
Внешнеторговая политика 534
Выводы модели Манделла-Флеминга 535
13-4. Каким должен быть обменный курс - плавающим или фиксированным? 536 13-5. Заключительные замечания 539 Приложение: Модель большой открытой экономики в краткосрочном периоде 543
Бюджетно-налоговая политика 545
Кредитно-денежная политика 546
Правило большого пальца 548
Глава 14
Теория реального экономического цикла 549
14-1. Обзор экономической модели с гибкими ценами 550
14-2. Модель реального экономического цикла 553
Межвременное замещение и предложение труда 553
Реальный совокупный спрос и реальное совокупное предложение 555
Изменения в бюджетно-налоговой политике 556
Резкие изменения технологии производства 557
14-3. Дискуссионные вопросы теории реального экономического цикла 559
Роль резких изменений технологии 560 Причины безработицы 563 ПРИМЕР 14-2 Существует ли в действительности эффект межвременного замещения? 564
Нейтральность денег 565
Гибкость заработной платы и цен 566 II 4. Заключение 567

Часть четвертая
Микроэкономические основы макроэкономики 571
Глава 15
Потребление 573
15-1. Джон Мейнард Кейнс и функция потребления 574
Догадки Кейнса 574
Первые эмпирические подтверждения 577
Вечная стагнация, Саймон Кузнец и загадка потребления 578
15-2. Ирвинг Фишер и межвременной выбор 580
Межвременное бюджетное ограничение 581
Предпочтения потребителя 584
Оптимизация 586
Как изменения дохода влияют на потребление 587
Как изменения реальной процентной ставки влияют на потребление 588

  • ПРИМЕР 15-1 Потребление и реальная ставка процента 590
Ограничения по заимствованию 591
  • ПРИМЕР 15-2 Высокий уровень сбережений в Японии 594
15-3. Франко Модильяни и гипотеза жизненного цикла 595
Гипотеза 596
Выводы 597
  • ПРИМЕР 15-3 Потребление и сбережения пожилых 600
15-4. Милтон Фридман и гипотеза постоянного дохода 602
Гипотеза 603
Выводы 604 ПРИМЕР 15-5 Снижение налогов 1964 г. и увеличение налогов в 1968 г. 605
Рациональные ожидания и потребление 606 ПРИМЕР 15-6 Предвосхищают ли потребители будущий доход? 608
15-5. Заключение 610
Глава 16
Две точки зрения на государственный долг 615
16-1. Традиционная точка зрения на государственный долг 616
16-2. Рикардианская точка зрения на государственный долг 619
Логика равенства Рикардо 619
Бюджетное ограничение государства 622
16-3. Потребители и будущие налоги 624
"Близорукость" 624
Ограничения по заимствованию 625
Будущие поколения 627
  • ПРИМЕР 16-1 Почему родители оставляют наследство? 629
16-4. Заключение: Ваш выбор 629
Приложение: Точно ли измеряется дефицит государственного бюджета? 633
Первая проблема измерения: инфляция 633
Вторая проблема измерения: капитальные активы 634
Третья проблема измерения: неучтенные обязательства 635
Важен ли бюджетный дефицит 636
Глава 17
Инвестиции 637
17-1. Инвестиции в основные фонды предприятий 639
Цена аренды капитала 639
Издержки на единицу капитала 641
Факторы» определяющие величину инвестиций 643
Налоги и инвестиции 647Рынок ценных бумаг и q Тобина 650
Финансовые ограничения 652
17-2. Инвестиции в жилищное строительство 654
Равновесный объем жилого фонда и предложение нового жилья 654
Изменения в спросе на жилье 656
  • СПРАВКА Какую сумму Вы можете заплатить за дом? 657
  • ПРИМЕР 17-2 Налоги, дети и жилищный бум 70-х гг. 658
17-3. Инвестиции в запасы 660
Причины создания запасов 660
  • ПРИМЕР 17-3 Сезонные колебания и предотвращение колебаний производства 661
Акселераторная модель запасов 662
  • ПРИМЕР 17-4 Свидетельства в пользу модели акселератора 663
Запасы и реальная ставка процента 664
17-4. Заключение 664
Глава 18
Предложение денег и спрос на деньги 669
18-1. Предложение денег 669
100Х-е банковское резервирование 670
Частичное банковское резервирвирование 671
Модель предложения денег 675
Три инструмента денежной политики 677
  • ПРИМЕР 18-1 Банкротства банков и предложение денег в
30-е гг. 679
18-2. Спрос на деньги 680
Портфельные теории спроса на деньги 681Теории трансакционного спроса на деньги 684
Модель управления денежной наличностью Баумоля-Тобина 685
  • ПРИМЕР 18-3 Статистические данные о спросе на деньги 689
18-3. Заключение. Применение микроэкономических моделей в макроэкономике 690
Эпилог
Что мы знаем и чего не знаем 694
Четыре важнейших урока макроэкономики 695
Урок первый. Уровень жизни в стране в долгосрочном периоде определяется производственными возможностями экономики. 695
Урок второй. В краткосрочном периоде количество производимых в стране товаров и услуг зависит от совокупного спроса. 696
Урок третий. В долгосрочном периоде темп роста предложения денег определяет темп инфляции, но не влияет на уровень безработицы. 697
Урок четвертый. В краткосрочном периода при разработки экономической политики возникает необходимость выбора между инфляцией и безработицей. 698
Четыре важнейшие нерешенные микроэкономической теорией проблемы. 699
Проблема 1. С помощью каких методов экономической политики можно добиться повышения производственного потенциала экономики? 699
Проблема 2. Стоит ли политикам пытаться стабилизировать экономику? 700
Проблема 3. Во что обходится обществу инфляция» и каковы затраты на борьбу с ней? 701
Проблема 4. Каковы последствия дефицита государственного бюджета? 703
Заключение 704
Словарь терминов 705
Список терминов и имен 727