Какой была в 1930 г. Как одевались Сталин и партийная номенклатура. Понятия и термины

Первая ласка заключается в касании рукой тела девушки. Если юноша положит руку на голову девушки - эта ласка называется пробуждающая . Если юноша положит руку на плечо девушки, которое ближе к нему - эта ласка называется приближающая .

Если юноша положит руку на плечо девушки, которое дальше от него - эта ласка называется объяснение в . Если юноша берет девушку за руку выше локтя - это просьба побыть с ним. Если только касается руки - это просьба быть приветливее. Если юноша кладет руку на тот бок девушки, который дальше от него - эта ласка называется язык близости .

Менее скромные ласки называются тревожащими движениями . Если юноша проводит рукой по лбу девушки, гладит ее голову и треплет за щеку - эта ласка покровительство . Если юноша проводит рукою по спине, рукам и бокам девушки и ненароком касается ее грудей - это надежда . Если юноша поднимает рукой подбородок девушки - эта ласка называется свидание взглядов . Если юноша проводит пальцами по шее девушки - это ласка приближающая игру .

Oбъятия - ласка, заключающаяся в прижатии тела, рук и ног. Будем говорить об объятиях стоя, а из них о тех, которые называются внутренними . Если юноша взяв руками голову девушки, целует ее в губы - это скромное объятие наслаждение ароматом цветов . Если руки юноши, проходя под руками девушки, обнимают ее за спину или за стан - это объятие называется совершенным . Если юноша обнимает девушку за плечи - это объятие утренняя свежесть . Если руки юноши опускаются со стана на бедра девушки - это объятие полуденный жар . Если юноша прижимает девушку к себе - это объятие царское . Если юноша, прижимая к себе девушку, пожимает ее ладони, а девушка стоит опустив руки вниз - это объятие называется тайным .

Объятия наслаждение ароматом цветов и утренняя свежесть нежны, совершенное и полуденный жар - исполнены страсти, царское - грубо и властно, но прекрасно выражает исступленную страсть, тайное - вызывает головокружение, руки юноши, охваченного страстью, бродят по спине девушки. Руки юноши, пытающегося соблазнить девушку - двигаются сверху вниз. Вот прием применяемый соблазнителями: выставив вперед живот, прижать к себе девушку так, чтобы она почувствовала твердость и тепло восставшего члена юноши.

Повисшие руки девушки выражают расслабленность воли, доверие; руки, положенные на плечи юноши - дружбу; положенные на грудь - доверие; обвитые вокруг шеи выражают нежность.

Если руки обоих положены на плечи - это объятие брат и сестра , если девушка прячет лицо на груди юноши - это объятие называется стыдливым , если девушка, прижимаясь, выставляет вперед свою грудь и юноша чувствует упругую мягкость девичьей груди и прижатия чередуются с трением - это объятие называется работа сверла . Если девушка, прижимаясь, выставляет вперед свой живот и дышит им, и трется им так, чтобы он прижимался к животу юноши разными частями и с разной силой - это называется волнующим объятием . Если девушка во время объятия позволяет своим бедрам прикасаться к бедрам юноши и своим коленям соприкасаться с его коленями - это объятие называется называется манящее . Если девушка, обеими руками обвив шею юноши, поджимает ноги и так повисает на нем - это объятие прыжок к счастью . Если же девушка при этом объятии оплетает колени юноши своими ступнями - это объятие называется сплетение лиан , если девушка обвив шею любимого и переступая в нетерпении, вдруг ставит одну ногу на ногу юноши, а другой обвивает его бедро - это объятие называется лазание на дерево . Объятия стыдливое и брат и сестра нежны, манящее , работа сверла и волнующее распаляют юношу, прыжок к счастью и лазание на дерево - выражают страсть. Внешние объятия - если юноша стоит за спиной девушки и так прижимает ее к себе, что его руки ласкают при этом ее груди, живот и лобок или одна рука ласкает спереди, а другая сзади - это объятие называется звериное .

Объятия сидя повторяют объятия стоя. Если юноша отвлекает внимание девушки поцелуями и ласками и подводит свое колено под ее колено - это объятие называется ловушка . Если юноша и девушка прижимают тела друг к другу и он давлением груди откидывает ее назад в разной степени и с разной силой - это объятие называется круги ястреба . Особые объятия - если влюбленные шагают в толпе или гуляют по людным местам, если они, продолжая идти, то отталкиваются бедрами, то трутся руками и ногами, боками и бедрами друг о друга - то прижимаясь, то расходясь, забывая об окружающем мире - то это объятие называется качание языков пламени . Если юноша охваченный страстью и неспособный к сдержанности, телом прижимает девушку к стене или дереву, а руки его касаются ее грудей, бедер, губ - это объятие называется приближение бури .

Если тела любовников распростерты на ложе и они, обнявшись, лежат неподвижно - это объятие называется джунгли . Такое объятие хорошо тогда, когда сплетенные тела побеждает усталость. Если оба лежат на спине и девушка ложится на руку юноши или его плечо, а ноги кладет на его бедро; если юноша лежит на боку, а девушка прячет лицо на его груди и при этом обоими применяются также объятия бедрами; если девушка лежит на боку спиной к юноше, а он держит ее за грудь и одну ногу кладет между бедер и если любовники при этом страстно прижимаются друг к другу, вжимая тело в тело; если девушка лежит на животе, а юноша лежит рядом и руками ласкает ее груди, или, проведя руки под мышки девушки, гладит ее спину, ягодицы и бедра, проводит руками по животу сверху вниз и между сплетенными ногами прижимает к ней свой член - такие объятия называются вечерний зов . Если девушка лежит на спине, а юноша лежит на ней и он давит и гладит ее груди, подводит свои руки под ее спину и ягодицы, сплетает ноги и касается членом ее лобка и шеей ее шеи - это объятие называется ирис . Если любовники при этом нежно трутся друг о друга - это объятие распростертых на ложе называется сезан . Это объятие нежно, когда оба лежат на боку, более страстно - когда юноша лежит на девушке или наоборот. При этих объятиях любовники трутся друг о друга всеми частями тела, трутся вдоль живота и груди и поперек их, трутся лицом о лицо и ногами о ноги. Эти объятия хороши, когда тихие движения перемежаются с быстрыми, нежные с сильными, а трения чередуются с прижатиями, эти объятия дополняются трением ягодиц. Если юноша сидит на коленях девушки или наоборот, опустив вниз ноги - это объятие детское . При этом они сидят боком друг к другу. Если девушка сидит на коленях юноши боком к нему, поджав под себя ноги - это объятие называется игра брамы . Если девушка сидит на коленях юноши спиною к нему - это объятие называется лотос . Если девушка сидит на коленях юноши лицом к нему - это объятие называется всадница . Если она лежит на его коленях - это называется упоение любви . При объятиях детском и игре брамы влюбленные развлекаются поцелуями и играми рук. При объятиях лотос игры рук сочетаются с переплетением ног, а девушка выражает свою страсть движением ягодиц. При объятиях всадница влюбленные развлекаются трением живота и грудей, и ягодиц девушки о бедра юноши. При объятии упоение любви девушка лежит неподвижно, а юноша ласкает руками все доступные ему части ее тела: шею, груди, живот, спину, ягодицы и бедра. Если влюбленные сжимают бедрами друг друга и так лежат непод- вижно, это объятие называется урупагухана . Если влюбленные, покоясь на ложе нагими, прижимая пупок к пупку, трутся лобками и в минуты экстаза среди движения и вздохов замрут, сильно прижимая лобок к лобку - это объятие называется ягханопарагухава . Есть особая ласка, заключающаяся в том, что влюбленные, не касаясь друг друга, прижимаются грудью к груди. Она называется станапингана . Если лоб упирается в лоб, нос упирается в нос, глаза впиваются в глаза, рот рассасывает рот, а взаимные прижатия чередуются с трением лиц друг о друга - эта ласка называется далатика . Прежде чем приступить к следующему разделу, следует разъяснить, что все, что будет описано ниже - возможно лишь при соблюдении всех правил ниямы, асаны, пранаямы, пратьяхары и дхараны, т. к. любовные игры и ласки с нечистыми телами, нетренированными мышцами, с нищим духом и рассеяным вниманием просто невозможны - потому что грязные тела, волосатые подмышечные впадины и промежности, неприятные запахи и неумение владеть собой во всех отношениях не могут доставить любовникам ничего, кроме отвращения друг к другу, а неумение сосредоточить свое внимание не дает возможность почувствовать всю прелесть тех нюансов наслаждения, которую дает та или иная поза или положение любовных игр, описываемых ниже. Предполагается, что все вступающие в любовные игры, как юноша, так равно и девушка, знают правила йоговской ниямы, прививающей с детских лет такие привычки, как очищение тела путем омовения и принятия здоровой и чистой пищи; и кроме внешнего очищения (бахья) у любовников должно быть полное усвоение абьяхтары, или внутреннего очищения, т. е. воспитание в себе хороших чувств - дружелюбия, доброжелательности, непричинения другому моральной или физической боли и т.д. ; воспитания в себе привычк довольствоваться тем, что приходит само собой, без особых усилий, т. е. сантоши. Без полного овладения законами и тренировками, предписываемыми асаной, совершенно невозможно выполнение тех положений и поз в играх любви, которые требуют особой ловкости и устойчивости, выносливости и моментальной реакции. Короче, всех разновидностей асаны: падмасаны, вирасаны, бхадрасаны и прочих. Любовникам, не владеющим системой пранаямы, очень трудно будет регулировать дыхание при рекомендуемых способах поцелуев рта, тела и его различных органов. Без знания законов пратьяхары любовники в процессе ласк и любовных игр не сумеют сохранять свои чувства в полной гармонии от воздействий окружающей их среды, не смогут направлять свой ум на созерцание только объектов взаимного наслаждения и услаждающих слух звуков, неизбежно их сопровождающих. Знание дхараны позволит юноше и девушке фиксировать свое внимание на внутриорганных объектах, своих и партнера, т. е. фиксации ума - читты на желаемом объекте. Дхьяна поможет сочетать наслажение с размышлениями, равномерно текущей мыслью об объекте наслаждения, т. е. о своем партнере и отдельных частях его тела, его движениях, запахах и, в целом, о позах, движениях, звуках, вкусовых ощущениях.

Предупреждение: все ниже описываемые способы и приемы любовной игры доступны только партнерам с чистым духом и разумом, со здоровым и чистым телом!

Поцелуи рта различны по значению и выполнению:
1. Простой поцелуй рта называется нимга.
2. С применением языка называется самьяна .
3. Поцелуй с применением пальцев называется авакумбана .
4. Поцелуйные игры называются юдха .

Нимга .
Если девушка, покраснев от стыда, прикасается сжатыми губами к губам юноши - это поцелуй целомудренный .
Если, прижав губы к губам юноши, девушка делает легкое движение нижней губой, не двигая верхней - это стыдливый поцелуй.
Если трубочкой губ юноша нежно всасывает губы девушки - это ровный поцелуй.
Если трубочку собирают не в центре, а сбоку рта - это нежный поцелуй победителя .
Если юноша, всасывая губы девушки, крепко прижимает свой рот к ее рту - это страстный поцелуй.
Если юноша во время поцелуя трется губами о губы девушки - это поцелуй волнующий .
Если юноша страстно и долго всасывает губы девушки, то качая лицо, то прижимаясь вновь и дыхание целующихся смешивается - это жгущий поцелуй.
Если юноша соединяет приоткрытый рот с полуоткрытым ртом девушки и рты целующихся всасывают, трутся и покусывают друг друга - это борьба ртов .
Если юноша волнует подругу легким прикосновением к ее губам - то к верхней, то к нижней - это игривый поцелуй. Если целующиеся широко раскрытыми ртами целуют зубы друг другу - это поцелуй тигров .

Если девушка нежно и стыдливо всасывает губы юноши и вдруг на мгновение вталкивает в его рот свой язык, делая вид, что сама испугалась нечаянного поступка - это жалящий поцелуй.
Поцелуй, заключающийся в лизании губ, называется распаляющим.
Если язык вводится в рот и там вращается - это мельничка.
Если язык касается во рту языка - это встреча друзей.
Если язык вводится в рот и там касается неба - это изысканный поцелуй.
Если язык скользит по зубам и вводится за щеку - это царский поцелуй.

Поцелуй с применением пальцев называется поцелуем утихающей страсти.
Если юноша, оттягивая пальцами нижнюю или верхнюю губу девушки, вводит ей за щеку язык и так замирает на несколько секунд - это поцелуй лепесток.
Второй поцелуй: юноша сжимает двумя пальцами обе губы и так их целует - это поцелуй называется наслаждение бутоном.
Третий поцелуй: юноша разводит пальцами губы девушки и целует ее зубы - этот поцелуй называется обрывание лепестков розы.
Четвертый поцелуй: юноша прижимает пальцами нижнюю губу девушки к ее зубам и, растягивая ее, вводит ей в рот свой язык - этот поцелуй называется собирание нектара.

Суть первой игры в том, чтобы первым схватить нижнюю губу своего друга.
Суть второй - в том, чтобы с помощью языка вытолкнуть из своего рта язык друга и самому завладеть его ртом.
Суть третьей игры состоит в том, чтобы первым всосать губы своего друга.
Нежный поцелуй заключается в прикосновении к телу вздрагивающими губами. Так целуют лоб, глаза, соски грудей, локтевые сгибы, подколенные впадины.
Тревожащий поцелуй заключается в трении губами по телу - так целуют уши, нос, брови, живот, лобок, внутренние поверхности бедер, ягодицы и большие губы у женщин, а у мужчины - все то же и ствол и головку члена.
Лижущий поцелуй заключается в прикосновении языком к телу и полизывании его в различных направлениях. Так целуют соски грудей, большие и малые губы, клитор у женщины, а у мужчины - головку члена, предварительно отодвинув крайнюю плоть, если она не обрезана или не приучена всегда быть сдвинутой.
Особый вид лижущего поцелуя - это бой богов , когда широко открыв рты и соединив их в страстном поцелуе - юноша и девушка лижут языки друг друга, ведя борьбу за вертикальное положение своего языка во рту друга. Победа заключается в том, чтобы полностью занять телом своего языка рот друга, загнав его язык в сторону, вверх или вниз.

Соитие - вершина и цель любви, объединяющее наслаждение души, разума и тела.
Соитие для тела мужчины состоит в введении члена, движении членом и облегчении члена при извержении семени.
Соитие для тела женщины состоит из принятия члена и его обволакивания в излиянии.
Соитие считается полным, когда есть все его части для мужчины и для женщины.
Соитие хорошо, когда оно длинно и неутомительно.
Соитие плохо, когда оно слишком коротко или слишком длинно и утомительно.
Соитие всегда должно быть подготовленно предварительными ласками и поцелуйными играми.

Вступающие в соитие разделяются по таким признакам:
- по размерам :
если восставший член мужчины величиною до шести пальцев - это модус заяц ; до девяти - бык ; до двенадцати - жеребец ; более двенадцати - олень .
Если влагалище женщины маленькое - это газель ; среднее - это коза ; большое - это кобылица ; очень большое - это слониха . Сочетание соответствующих размеров - гармонично;
большого с малым - хорошо, хотя и несколько стеснительно;
малого с большим - плохо, так как в этих случаях приходится избегать положений, расширяющих вход во влагалище и пользоваться только жесткими позами, сужающими вход.

По темпераменту : мужчины и женщины бывают холодными, ровными и горячими.
Сочетания каждого вида имеют свои преимущества, но более гармонично, если оба партнера имеют одинаковый темперамент.

По времени : мужчины и женщины делятся на быстрых , нормальных и медлительных .
И по времени лучше всего сочетание равных, медлительные мужчины утомительны для женщин, а медлительные женщины не могут быть удовлетворены быстрым мужчиной. Все же лучше, если мужчина медлительнее женщины. Тогда она никогда не останется неудовлетворенной и очень плохо наоборот. Согласно разделениям, выполнение сношений не должно быть одинаковым. Есть способы сужающие и расширяющие вход, есть способы распаляющие страсть, отдаляющие конец игры, предупреждающие опасность беременности, если она нежелательна, и обеспечивающие беременность, если она желанна.

Движения юноши

По направлению движения члена различаются четыре приема.
Если юноша сильно прогибает живот и делает удар снизу вверх - это кабаний удар ,
если юноша несильно прогибает живот и бьет вдоль тела - это удар копье ,
если удар члена направлен не вдоль тела, а сверху вниз - это удар дротик .
Если юноша бьет не прямо, а вкось - то вправо, то влево - это удар пловец .
Для большинства женщин наиболее приятен кабаний удар .
Самый слабый удар - дротик , его применяют для того, чтобы распалить девушку, или когда мужчина устал, так как это самый легкий удар.
Копье - обычный удар, а удар пловец применяется только любителями, это изысканный удар.

Сочетание ударов - движений

Обычный - состоящий из равномерных ударов - движений туда и обратно, не быстрых и не медленных - называется качели .
Если юноша вводит член внутрь влагалища не сразу, а несколькими толчками - это называется ступеньки .
Если юноша глубоко введя член, держит его там, долго и страстно делая толчки у самого предела - это таран .
Если юноша, введя член до предела, крепко прижимаясь к лобку девушки, вращает член внутри при помощи бедер - это удар победный .
Если, введя член до половины, при помощи бедер трясет его сверху вниз - это удар петушиный .
Если юноша крепко надолго прижимает член к боку влагалища, введя его почти полностью, - это прием мужское пожатие .
Если юноша, введя член, два-три раза ударяет им и вновь вытаскивает его - это удар воробьиный .
Если юноша каждый раз извлекает член целиком - это турнир .

Движения девушки

Если девушка при сношении лежит неподвижно, расслабив члены - она дольше способна к игре, но тело ее не получает достаточного облегчения, приятное быстрее перестает быть приятным, но тело облегчается вполне, если во время сношения она напрягает тело и помогает юноше.

Первое движение девушки состоит в общем потягивании.
Второе - девушка напрягает живот - это создает впечатление, что влагалище противодействует вхождению в него члена.
Третье движение состоит в том, что девушка сокращает мышцы влагалища. Этот прием называется пожатие богини , это нежная и возбуждающая ласка.
Четвертый прием заключается в сжимании бедер, усиливающем взаимное наслаждение; пожатие бедрами не должно быть очень сильным, чтобы не мешать движению члена.
Если девушка во время соития движется по ложу бедрами и ягодицами вправо и влево - это прием качание лодки .
Если она движется кругообразно - это веретено .
Если во время соития она сильно вытягивает то одну, то другую ногу - это лебединое движение .
Если во время соития девушка делает толчки животом навстречу животу и члену юноши - это призыв к финалу .
Если девушка делает животом и влагалищем толчки вперед и немного в сторону, навстречу члену юноши - это призыв к борьбе .
Трудность этих движений заключается в том, что их необходимо согласовывать и сочетать с аналогичными движениями юноши. Самое простое движение девушки заключается в поднимании и опускании таза и низа живота и оно должно согласовываться с движениями юноши и всегда быть направлено против его движения, навстречу члену. Если во время соития девушка, извиваясь, трется всем телом о тело юноши - это змеиное движение или игра дракона .

Цель урока:

  • прививать иммунитет против волны аморализма, захлестнувшего страну;
  • высокое целомудрие;
  • пафос добра и правды;
  • стремление к поиску настоящей красоты, вечной и непреходящей.

Оборудование: презентация, аудиозаписи

Речевая гимнастика

  1. Вспомним выражения, которые можно использовать при знакомстве:
    Давайте познакомимся. Меня зовут…
    Можно с вами познакомиться?
    Позвольте познакомиться c вами…
    Позвольте представиться…
    А как тебя зовут?
    Привет! Я Сергей. А тебя как зовут?
    Какие еще формулы знакомства вы знаете, можете предложить?
    Объясните, с кем можно знакомиться, используя ту или иную формулу.
  2. Произнесите фразу "Как приятно тебя видеть!" c радостью – вы очень давно не виделись; дополните ее, расширив дополнительными словами свое выражение радости, чтобы усилить выражение радостных чувств.
    Образец: Как приятно тебя видеть! Сто лет не виделись! Я так по тебе соскучилась! Иди, садись рядом со мной!

Беседа по теме:

Расти, душа, и насыщайся вволю,
Коли свой вклад за счёт бегущих дней,
И лучшую приобретая долю,
Живи богаче, внешне победней.
Над смертью властвуй быстротечной,
И смерть умрет, а ты пребудешь вечно.
В. Шекспир

Чтение отрывка.
Когда же мы встанем взрослыми?
Какие считать года?
Себя атакуя вопросами,
Мы спрашивали когда?
И сердце стучит: пора!
И взрослыми мы становимся
Сегодня, завтра, вчера!

Вопрос учителя:
А какого человека можно назвать взрослым?
И хорошо ли быть взрослым?
После ответов учеников обобщение учителя.
Да, взрослым быть хорошо. А легко ли? Трудно. Человек взрослеет не сразу. И каждый в разное время, независимо от возраста. Есть молодые люди, у которых в кармане паспорт, а они так и не стали взрослыми, когда-то таких называли недорослями.
Взрослый должен быть:

  1. самокритичным,
  2. самостоятельно принимать решения и совершать поступки, за которые самому же отвечать,
  3. уметь преодолевать трудности,
  4. отвечать перед людьми за свою жизнь, общую за свою семью
  5. уметь любить.

Любить? – обучающийся. – А что такое любовь?
Учитель: «Этот вопрос часто задают ваши сверстники. Вот по телефону доверия девочка просит совет: Я Таня... поссорилась с любимым человеком. Да, вы можете смеяться, ведь мне всего 12 лет, но я действительно его люблю, мы уже целый год вместе гуляем. А он взял и пригласил в видеосалон мою подругу и сказал мне, что со мной больше встречаться не будет. Первое желание было отравиться». А вот второй звонок: «Мне 13 лет. Я Ольга. Мне нравится мальчик из параллельного класса, но он на меня не обращает внимания. Как мне быть?» Хочется сказать: «Милые девочки, на ваши вопросы уже дали ответы А.Барто, С.Михалков.»

Чтение стихов А.Барто «Первая любовь», «Я с ней дружу», «У меня веснушки», С.Михалкова «Мальчик с девочкой дружил...» и беседа после чтения стихов.
- Можно ли взаимоотношения девочки и мальчика назвать любовью?
- Правильно ли поступают взрослые, вмешиваясь, в эти взаимоотношения?
- За что влюбляются мальчики в девочек?

Любовь... влюбленность... это одно и то же? – вопрос.
Учитель: К 13-14 годам, как показали исследования, первое чувство влюбленности уже переживают 38% школьников. К моменту окончания 11 класса почти все ребята успевают влюбиться хоть раз. Так что же такое любовь и влюбленность? Давайте обратимся к древнерусскому трактату: «Ветка персика, где о любви говорится так:
«Три источника имеют влечения человека: душу, разум, тело.
Влечение душ порождают дружбу.
Влечение ума порождают уважение.
Влечение тела порождают желание.
Соединение трех влечений порождают любовь»
Но в реальной жизни не всякий человек способен любить в высоком смысле этого слова. Во что превращается это чувство, если нет уважения? И ведь не каждый человек способен видеть в другом человеке равную себе личность и уважать её. А что, если в чувстве к человеку присутствует только влечение тела? Некоторые юноши и девушки, недолго думая, ошибочно принимают физическое влечение за любовь. Но порой это лишь проявление полового инстинкта, а вовсе не любовь
Нередко первое чувство не любовь, а влюбленность, и многие принимают его за любовь, а это разные чувства. Влюбленность - это эмоциональное влечение друг к другу. А любовь - это чувство для другого человека, когда постоянно думаешь, что надо сделать, чтобы ему (ей) было хорошо, это отвечать за судьбу другого человека. Любить - это, прежде всего, отдавать, отдавать любимому существу силы своей души, творить для любимого человека счастье» (Сухомлинский)
А есть ли в тебе что отдавать, можешь ли ты творить прекрасное?
(Ответ учащегося)

«Любить - значит жить жизнью того, кого любишь». Л. Толстой.
А. Ситуации знакомства (демонстрируют двое: мальчик и девочка): мальчик приходит в столовую или кафе. Все места заняты. За столом, где сидит девушка, есть свободное место. Юноша садится. Развитие сюжета может быть таким:

  1. Девушке нравится юноша, и он стремится произвести на неё приятное впечатление, но как это выглядит?
  2. Оба друг другу антипатичны?
  3. Юноша нравится девушке, но она для него пока не представляет интереса.
    (Учащиеся делают выводы)

В. Ситуация выражения чувств, привлечение внимания.

  1. Мальчику очень нравится девочка. Он, когда видит её, радостно улыбается, возбужденно что-то говорит, стараясь привлечь её внимание!
  2. Может быть и наоборот: делает вид, что не замечает девочку, ведет себя сдержанно, даже подчеркнуто не реагирует на неё.

Какой отзвук чувств мальчиков в первом и во втором случае вызовут у девочки? Какова может быть её реакция?
Ответ девочек.
1 - Когда человек прячет или искажает свои чувства, другой не сможет его правильно понять, а, следовательно, адекватно прореагировать. В результате мы заставляем своего партнера по общению ошибочно толковать наше поведение, принимая за истину нашу ложную демонстрацию отношений. Получается, что итог прямо противоположен нашим стремлениям. Нужно ли нам это? А как же быть? Каков выход?
2 - Но так ли всё просто, как вы думаете? Конечно, не всякое выражение чувств уместно, не всегда может быть принято другим. Но во всякой ситуации можно найти подходящий способ передачи своих переживаний. Это очень важно, так как способствует лучшему пониманию друг друга.
Учитель: - А как можно привлечь внимание девушки, которая вам нравится?
(Ответы мальчиков обобщает учитель
- бросить цветок в раскрытое окно, проходя мимо дома или положить на парту,
- застегнуть пряжку туфли, встав на колени,
- помочь одеться,
- проводить домой с дискотеки и т.д.
Это зависит от находчивости юноши. Хочется вам дать советы как вести себя во время свиданий.

  • девушкам импонируют такие качества юношей: душевная зрелость, серьёзные планы на будущее, чувство ответственности;
  • говорите почаще комплименты, не слишком критикуйте свою девушку;
  • не мучайте ревностью;
  • на свидание приходите вовремя;
  • чаще проводите время вместе.

Девушкам:

  • лишний раз похвалите, покажите, как цените юношу;
  • разделяйте интересы своего избранника;
  • не делайте упреков, мученицы не нравятся;
  • не исследуйте, где ваш избранник был вчера;
  • не требуйте при каждой встрече развлечений, особенно связанных с деньгами.

Обогащайте друг друга,
- смотрите в глаза друг другу.

Помните, как об этом говорит И.С.Тургенев в повести «Ася». (Отрывок читает ученик или ученица)

Попытаемся сегодня выяснить, какие бывают способы выражения наших чувств. Обозначьте своё эмоциональное состояние, которое испытываете сейчас (боюсь, злюсь, радуюсь). У чувств много оттенков. Попробуйте назвать некоторые оттенки двух противоположных чувств: радости, печали:

  1. Печаль: грусть, тоска, унижение, огорчение, отчаяние, подавленность, безразличие, страдание, угнетенность, вялость, безысходность, безнадежность.
  2. Радость: ликование, восторг, воодушевление, азарт, увлеченность, уверенность, окрыленность, превосходство.

А потому важно помнить о том, как чувство отзовётся в другом. Не причинять ему ни боли, ни страдания, найти нужный способ выражения чувств.

Чтение стихотворения С.Смирнова «Вот ведь какая!»

Вопросы и задания:
Практикум.
Выразите своё эмоциональное состояние или чувство к данному занятию.
Познакомьте:
своего друга (подругу) с одноклассницей (одноклассником);
своих родителей с друзьями;
ваших гостей с другом детства.
Обратите внимание,чем будут отличаться используемые вами формулы вежливости.

Как эпиграф к данному занятию связан с ним?
Включается проигрыватель, звучит песня на слова Агашиной, муз. Пономаренко «А где мне взять такую песню?»

Домашнее задание:
Подготовить в парах диалог «Знакомство», следите за тем, чтобы были соблюдены все требования.

Время идет, и наши дети подрастают, превращаясь в статных юношей и прелестных девушек. Это уже почти взрослые люди, у них много своих тайн и интересов, они вступают в новую веху своей жизни – половую жизнь. Чтобы их интимная жизнь была не только приятной, но и здоровой, следует тщательно соблюдать интимную гигиену.

Гигиена юноши

Обычно юноши моют пенис и мошонку под струей воды и вытирают промежность полотенцем. И в этом кроется самая большая ошибка многих парней: они просто не знают, как правильно помыть половые органы или считают, что достаточно просто мыться в душе.

В результате такой неграмотности в вопросах гигиены многие юноши 13-20 лет становятся клиентами урологов и являются причиной воспалительных процессов у партнерш. Почему? Пенис имеет несколько проблемных зон.

Естественно, интимную зону нужно тщательно мыть с мылом или гелем во время гигиенической ванны или под душем. Но при этом необходимо обнажать головку пениса и тщательно смывать остатки мочи и смегму (скопление секрета) в складках.

Волосы у основания полового члена и на мошонке являются источником микробов, их можно сбривать или коротко стричь, но главное - уделять при мытье особое внимание этой зоне. Пах сильно потеет, создавая питательную среду для размножения кожной флоры, поэтому необходимо мыть паховую зону хотя бы дважды в день – утром и на ночь, а летом, в жару – и чаще.

При несоблюдении этих правил может возникать неприятное заболевание – баланопостит. Это болезненное воспаление крайней плоти с выделением неприятного гнойного секрета. Также при нарушении гигиены может развиться уретрит – воспаление мочевого канала внутри пениса. Ощущения при нем не из приятных, будет казаться, что мочишься «битым стеклом».

Гигиена половых органов юношей и девушек

Интимная гигиена девушки – это залог женского здоровья. Совершать интимную гигиену теплой водой следует ежедневно утром и вечером. Мылом и средствами для интимной гигиены злоупотреблять не стоит, они нарушают микробную флору влагалища.

При подмывании струя воды должна быть направлена от лобка к анусу – это позволит предотвратить инфицирование половых органов. После процедур кожу следует промокнуть полотенцем. В области между большими и малыми половыми губами может скапливаться секрет желез, особенно если есть выделения из влагалища (бели). Тогда необходимо промыть половые губы деликатным интимным мылом, не углубляясь в область влагалища.

Менять нижнее белье нужно регулярно, один или даже два раза в день. По поводу ношения ежедневных гигиенических прокладок мнение врачей неоднозначно. Конечно, они позволяют полностью нейтрализовать попадание выделений на трусики, но за счёт своей структуры не дают коже «дышать» и могут быть причиной дерматита и усиления выделений.

При появлении патологических выделений и жжения, зуда в области половых губ , необходимо обратиться к врачу. Кроме того, можно орошать половые органы раствором слабо-розовой марганцовки, отваром ромашки или крепким чаем.

Интимная гигиена при менструации

Особенно тщательно необходимо ухаживать за половыми органами при менструации . Кровь является питательной средой для микробов, а длительный контакт с прокладкой может вызвать зуд и раздражение. Поэтому важно регулярно менять прокладки, даже если выделений мало, а тампоны вообще необходимо менять каждые 2-3 часа.

Если же менструации болезненны, обильные или длительные – необходима консультация врача и лечение.

Правильное белье для юношей и девушек

Молодёжь сегодня хочет быть модной и современной, и в погоне за модой иногда забывает о комфорте и гигиене. Парни и девушки приобретают красивое и забавное белье, но всегда ли оно гигиенично?

Самыми «мужскими» трусами были и останутся семейные трусы, они самые правильные с точки зрения мужской анатомии. Конечно, не следует заставлять юношу носить ситцевые трусы на резинке в горошек, как у деда, но можно подобрать модель свободных трусов из хлопка.

Какими себя видят юноши и девушки!

Каковы же важнейшие свойства, проблемы и тенденции развития юношеского самосознания?

Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира.

Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, ребенок обычно еще не осознает собственных психических состояний. Для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Очень образно выразила это ощущение 15-летняя девочка, которая на вопрос психолога: «Какая вещь кажется тебе наиболее реальной?» - ответила: «Я сама».

Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывают целый мир новых чувств, красоту природы, звуки музыки, ощущение собственного тела. Открытия эти нередко совершаются внезапно, как наитие: «...проходя мимо Летнего сада, я вдруг заметил,

как прекрасна его решетка»; «...вчера я задумался и вдруг услышал пение птиц, которого раньше не замечал». Юноша начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует старшеклассника к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах.

Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическим, проблемам. Психологи неоднократно, в разных странах и средах, предлагали детям разных возрастов дописать неоконченный рассказ или сочинить рассказ по картинке. Результат обычно одинаков: дети и младшие подростки, как правило, описывают действия, поступки, события; старшеклассники и юноши - преимущественно мысли и чувства действующих лиц. Чем старше (не по возрасту только, а по уровню развития) подросток, тем больше его волнует психологическое содержание рассказа и тем меньше для него значит внешний, «событийный» контекст. Открытие своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я» еще неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда - растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении.

Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества.

«Странное чувство сейчас преследует меня, - пишет в дневнике восьмиклассница. - Я чувствую одиночество. Раньше я, наверно, была центром общества, а теперь - нет. Но как ни удивительно, меня это не задевает, не обижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто не влезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, но не к себе. Раньше, когда у меня наступало равнодушие, я думала: зачем жить? Но сейчас я очень хочу жить...» У этой девочки в школе и дома все благополучно, и сама она социально очень активна. Чувство одиночества, о котором она пишет, - нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни. Но подобные переживания могут быть острыми и драматичными.

Представления подростка или юноши о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Группа ленинградских девятиклассников оценивала, насколько определенные морально-психологические качества типичны для среднего юноши и девушки их возраста, а затем для них самих. Образы собственного «я» оказались гораздо тоньше и, если угодно, нежнее группового «мы». Юноши считают себя менее смелыми, менее общительными

и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность.

Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности («по-моему, труднее меня нет») с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше находит он различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.

Не менее важно сознание своей преемственности, устойчивости во времени. Для ребенка из всех измерений времени самым важным, а то и единственным является настоящее «сейчас». Ребенок слабо ощущает течение времени. Детская перспектива в прошлое невелика, все значимые переживания ребенка связаны только с его ограниченным личным опытом. Будущее также представляется ему только в самом общем виде.

В юности временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы. Как писал А. С. Макаренко, «чем старше возраст, тем дальше отодвигается обязательная грань ближайшей... перспективы. У юноши 15-16 лет близкая перспектива уже не имеет такого большого значения, как у подростка в 12-13 лет.

Изменение временной перспективы тесно связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении.

Значение разных проекций времени - прошлого, настоящего и будущего - неодинаково для людей разного возраста. Беззаботное детство живет настоящим, для юноши главным измерением времени становится будущее. Дописывая предложенную неоконченную фразу «Я в своем представлении...», 16-летние чаще всего говорят о своих потенциях и перспективах. Сегодняшний день, включая и собственное «я», - залог будущего, момент становления: «Я в своем представлении...» - как короткая фраза в конце неоконченной повести: «Продолжение следует...» или: «Я человек, но еще не Человек».

Но как сознание своей единственности и особенности приводит к открытию одиночества, так чувство текучести и необратимости времени сталкивает подростка с проблемой конечности своего существования и понятием смерти, занимающей важное место в юношеских размышлениях и дневниках. Мысль о неизбежности смерти вызывает у многих старшеклассников смятение и ужас. «Мне уже 15 лет, - пишет девятиклассница. - В этом возрасте Лермонтов писал свои первые стихи, Паганини потряс мир волшебным смычком, Эварист Галуа открыл свой первый закон. А что сделала я? Я не открыла закон, не потрясла мир гармонией и красотой звуков. Я - ничто. И я очень боюсь смерти. Я невольно спрашиваю себя: как могут люди радоваться, грустить, учиться, если «все там будем»? Попыталась найти ответ у взрослых. Одни испуганно молчали, другие весело хохотали, а мне было плохо и страшно».

Конечно, так драматично вопрос ставится не всегда. Не все старшеклассники расположены и способны к философской рефлексии. Одни уходят от пугающих переживаний в повседневность, у других дело сводится к возрождению иррационального детского страха, которого юноша стыдится. Некоторые педагоги считают, что, чем меньше старшеклассник задумывается о печальных вещах, тем лучше. Но этот бездумный «оптимизм» опасен. Именно отказ от детской мечты о личном бессмертии и принятие неизбежности смерти заставляет человека всерьез задумываться о смысле жизни, о том, как лучше прожить отпущенный ему ограниченный срок. Бессмертному некуда спешить, незачем думать о самореализации, бесконечная жизнь не имеет конкретной цены.

Формирование новой временной перспективы не всем дается легко. Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто время остановилось. Юноша попеременно чувствует себя то очень молодым, то совсем маленьким, то, наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Надежда на личное бессмертие или заменяющую его бессмертную славу перемежается страхом старости.

Юношеские представления о возможностях разных эпох человеческой жизни еще крайне субъективны: 16-летнему 25-летний кажется уже старым, а взрослость нередко отождествляется с неподвижностью и обыденностью. Страстная жажда нового опыта может перемежаться со страхом перед жизнью, который у некоторых вызывает даже желание умереть.

Многие юноши, склонные к уходу из напряженных, критических ситуаций, задумываются над реальной возможностью самоубийства. Некоторые просто играют с этой идеей, но кое-кто пытается осуществить ее на деле, причем по совершенно случайным и ничтожным, с взрослой точки зрения, поводам. У девушек такое поведение чаще демонстративно, рассчитано на то, чтобы вызывать сочувствие; мальчики предпринимают такие попытки гораздо реже, но зато всерьез. Резкое чередование настроений, переход от беззаботной жизнерадостности к беспросветной хандре и «мировой скорби» вообще типично для этого возраста, требующего к себе повышенной чуткости, хотя сами юноши мало внимательны к взрослым.

По вполне понятным причинам юноши и девушки придают большое значение своей наружности, причем их эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. Родителям полезно знать, что именно их тревожит.

У мальчиков это, прежде всего, недостаточный рост. Много неприятностей доставляет старшеклассникам кожа. Недаром, по данным А. А. Бодалева, в их устных портретах свойства кожи упоминаются гораздо чаще, чем у детей и у взрослых. Многие юноши и девушки болезненно реагируют на появление прыщей, угрей и т.п.

Важной проблемой является избыточный вес.

В средней стадии полового созревания у многих мальчиков наблюдается заметное увеличение грудных желез по женскому типу, которое обычно спадает примерно через год. У некоторых мальчиков озабоченность вызывают недостаточные, по их мнению, размеры половых органов.

Девочки-подростки также остро переживают недостатки кожи, некоторые склонны сильно преувеличивать свою полноту, прибегая ради похудания к фантастическим и вредным диетам. Если юноши мечтают увеличить свой рост, то некоторые девушки были бы рады его уменьшить. Если юношей смущает отсутствие волос на теле, то у девушек, наоборот, вызывает панику оволосение.

Старшеклассники, проводящие долгие часы перед зеркалом или уделяющие непропорционально много внимания нарядам, делают это в большинстве случаев не из самодовольства, а из чувства тревоги. Броские наряды, привлекающие к себе внимание, - средство получить подтверждение, что опасения напрасны, что юноша или девушка «в порядке», что он (она) может привлекать и нравиться. Человек, уверенный в себе, в таком постоянном «подтверждении» не нуждается. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства «я» - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешность деятельности и отношения с окружающими.

Насколько объективны, адекватны человеческие самооценки и как это свойство меняется с возрастом?

В общем и целом адекватность самооценок с возрастом повышается. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские,

чем подростковые. Но тенденция эта не является линейной. Надо учитывать изменение с возрастом самих критериев самооценки.

Если в средних классах подросток сильно ориентируется на мнение учителей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старших классах значение отметок снижается. На первый план выступают мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах деятельности, значимость которых - учеба, спорт, какие-то любительские занятия - у ребят может быть совершенно разной. Это резко снижает значение отметки как стимула к учебе, но одновременно отражает рост самостоятельности, дифференциации интересов и т. д.

Юношеские самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств.

Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий самосознания. Дописывая фразу «Я в своем представлении...», многие юноши подчеркивают именно свою противоречивость: «Я в своем представлении - гений+ничтожество».

Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью.

Застенчивость - самая типичная «болезнь» юношеского возраста. В 17- 20 лет от нее страдают свыше 40%, а в 15-16 лет - свыше 70% юношей и девушек. Особенно тяжело переживают застенчивость мальчики, так как эта черта кажется им «не мужской».

При всей их внешней браваде и самоуверенности, особенно на людях и в компании сверстников, довольно многие старшеклассники страдают пониженным самоуважением, что побуждает их «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо» («представляемое «я»). С суждениями типа:«Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на людей впечатление» и «Я склонен надевать «маску» перед людьми» - юноши с низким самоуважением соглашались почти в шесть раз чаще, чем обладатели высокого самоуважения. Юношам с низким самоуважением хочется скрыть свои слабости, но необходимость «играть роль» вызывает страх, как бы не сделать ложного шага. Тем самым усиливается внутренняя напряженность. Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что так или иначе затрагивает их личность, болезненно реагируют на критику, смех, порицание. Их беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они острее реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают какой-то недостаток в самих себе. Вследствие этого им свойственна склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения человека, тем более вероятно, что он страдает от одиночества.

Это создает серьезную проблему для родителей и воспитателей.

Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность далеко не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального и идеального «я» - нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.

У интеллектуально более развитых и творческих подростков расхождение между наличным и идеальным «я», т. е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у ребят со средними способностями. Дневники и личные документы многих великих людей, например Л. Толстого, также свидетельствуют о том, что почти все они, кто реже, кто чаще, переживали чувство острой неудовлетворенности собой и творческого бессилия.

Рефлексивная самокритика творческой личности и пониженное самоуважение невротика похожи друг на друга тем, что в обоих случаях присутствует стремление к совершенству и выбор настолько высокого образца, что по сравнению с ним наличные достижения и свойства «я» кажутся незначительными. Но в первом случае конфликт реального и идеального «я» разрешается в деятельности, будь то учеба, труд или самовоспитание. Наоборот, типичная черта невротика - слабое «я». Невротическая рефлексия остается на уровне пассивного самосозерцания, вырождается в самодовольное нянченье индивида со своими ему одному дорогими особенностями. Признание и даже гипертрофия собственных недостатков служат здесь не стартовой площадкой для их преодоления, а средством самооправдания, отказа от деятельности, вплоть до полного «выключения» из реального мира.

Зная поведение подростка, круг его интересов, его способность преодолевать трудности и достигать поставленных целей (прежде всего в той сфере, которая для него самого наиболее личностно значима), вдумчивый родитель всегда может оценить, к какому из двух полюсов тяготеет старшеклассник и нужно ли учить его несколько умерять уровень своих притязаний, соотнося самооценки с реальными возможностями, или, наоборот, повышать этот уровень, равно как и веру в собственные силы.

Особенно велика разница между мальчиками и девочками в период полового созревания. У девочек он начинается на два года раньше и заканчивается к 16-17 годам. Девушка становится степенной, поведение ее менее импульсивно, появляется выдержка, то есть наступает период накопления сил, как физических, так и духовных.

Девочки развиваются быстрее мальчиков, обгоняют последних на полтора-два года. Это создает специфическую ситуацию в классе, так как уровень физического развития девушек, как и юношей, накладывают серьезный отпечаток на стиль поведения, интересы, ценностные ориентации и образ жизни школьников.

Вследствие акселерации происходит скачок в мускульном развитии, что приводит к перегрузке организма в целом и, особенно, к перегрузке нервной системы. Поэтому на смену повышенной энергии, порой бьющей через край, приходит усталость, потеря сил, юноши и девушки не высыпаются, ходят как бы в полусне.

Современные старшеклассницы - это девушки 14-18 лет. При этом восьмиклассницу мы относим к группе девушек не случайно: в данном возрасте у большинства из них заканчивается пубертатный период и налицо все качества физически сформировавшейся женщины. Очевидно, что педагогические задачи в работе с восьмиклассницами особенно сложны и ответственны: ни в одном возрасте индивидуальные колебания и своеобразие развития не выражены так резко, ни в одном возрастном периоде начало, и завершение его находятся в такой зависимости от самых разнообразных условий (социальных, экономических, культурных, бытовых, климатических и т.д.), как в этот период. В этом же возрасте происходит бурная перестройка деятельности всех физиологических систем организма. Меняются психика, поведение и социально-бытовые ориентации девушек. Этот период труден для родителей и педагогов, но еще в большей степени он сложен и труден для самих девушек.

В дальнейшем у них постепенно формируется «внутренняя позиция женщины», что совпадает с повышением самооценки, - они начинают уже внутренне чувствовать себя женщиной. Возникает потребность нравиться, а отсутствие успеха в этом зачастую болезненно переживается. Девочки высоко ценят успех, которым пользуются их подруги. Они остро переживают недостатки своей внешности, а у некоторых даже наблюдается дисморфобия - чувство острого недовольства своей внешностью - и внутренний протест против происходящих изменений.

Разница в физическом развитии юношей и девушек сказывается на особенностях их психики, обусловленных социальными позициями мужчин и женщин.

Более раннее физиологическое созревание организма девушек позволяет им раньше пройти стадию становления личности по сравнению с их ровесниками-юношами и способствует тому, что они раньше начинают проявлять интерес не только к внешности, но и к своей женской роли, к мужскому полу. Эти интересы не всегда поняты ревесниками-мальчишками, поэтому девушки более охотно общаются с юношами старше себя. Они намного раньше переживают первое чувство влюбленности и, соответственно, более эмоционально воспринимают внимание юношей. У юношей период влюбленности начинается спустя два, а иногда и три года.

Психологи отмечают, что помимо общей основы человеческой психики, у мужчин и женщин имеется свое «вечно женственно» и «вечно мужественное». Это определено самой природой и складывалось в течение многих веков в зависимости от социального положения мужчин и женщин.

Существует особый мир чувств, присущий женской природе, обусловленный особенностями женского организма, особым назначением женской природы - материнством, которое определяет не только физиологию женского организма, но и все многообразие ее ощущений, восприятий, переживаний и т.д. Это вечное женское начало, преломляясь через социальные требования, и обусловило специфическую психологию женщины. Природа вложила в женщину огромный запас материнской любви, и эта любовь не только к детям, но и к любимому человеку, к родителям, распространяется на все окружающее. Эта любовь, доброта, сострадание, сопереживание обогащают все чувства женщины, вносят в ее внутренний мир душевную тонкость, нежность, глубокое интуитивное понимание эмоционального состояния других людей.

Психологические особенности половых различий проявляются у человека с самого раннего детства. Уже девочки дошкольницы имеют психологическую ориентацию на роль будущей женщины и матери. Они играют с куклами, кормят их и лечат, водят в садик, учат их хорошо себя вести и т.д. А мальчики дошкольники предпочитают занятия более мужские: водят машины, строят дома и крепости, проявляют интерес к конструкции игрушек, а для этого часто разбирают их.

У женщин более развит инстинкт попечительства, обусловленный материнством, ответственность за продолжение рода. Уже в раннем возрасте у девочек проявляется большая потребность заботы о ком-нибудь, в объект их внимания и опеки попадают все: котята, цыплята, куклы, чужие маленькие дети. Материнство обусловило в психологии женщины развитей особого чувства ответственности за потомство. Осознаем мы или не осознает, но вся система воспитания девушек подчинена этой далекой перспективе: ее будущему материнству. Недаром древние говорили: мальчики - это настоящее нации, девочки - ее будущее.

Известно, что существуют различия в психологическом развитии, формировании девочек и мальчиков. Еще в младенчестве девочки раньше начинают говорить, а в дошкольном возрасте, когда мальчики усиленно осваивают материальный мир, девочки уже «исследуют» духовный: кто и что сказал? Кто с кем дружит? Девочки намного больше озабочены и тем, что о них думают другие, особенно подростки и старшеклассницы. Так, по данным, у девочек раньше возникают сложные формы взаимоотношений со всеми теми, кто их окружает, у них сильнее потребность во взаимоотношении, психологической близости. Традиционная мужская роль запрещает мальчикам проявлять страх, слезливость. Девочки же идут по линии показа женских начал: стремление одеться, как взрослые, произвести приятное впечатление, опека над младшими, желание стать более привлекательными.

Мальчики более подвижны, непоседливы, смелее ведут себя на уроках. В младших классах они чаще поднимают руку, не боясь ошибиться, а девочки, если сомневаются, делают это реже.

Девочки быстрее приобретают навыки чтения и правописания, артикуляции и использования слов. У мальчиков выше результаты по математике. Девочки более собраны, замкнуты. Мальчики более активны, подвижны. Девочки более склонны к внушаемости, более послушны, чаще, чем мальчики преклоняются перед авторитетами.

Заметны различия и в учебных интересах. Как правило, мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов - историю. Девочки предпочитают гуманитарные предметы - литературу, историю, а среди нелюбимых у них, чаще всего, оказываются физика, математика, биология. В ответах на экзаменах девочки чаще пользуются заученными фразами и менее склонны к собственным формулировкам. При рассказе любят описывать детали в подробностях. Мальчики предпочитают передавать содержание более сжато, придерживаясь основы рассказа. Как показывают наблюдения, круг интересов у мальчиков шире, чем у девочек. Девочки же лучше и легче воспринимают то, что в силу непосредственного интереса привлекает их внимание: конкретные и близкие им явления. В частности, в центре внимания оказывается человек и сферы его взаимоотношений, одежда, обувь, утварь, дом. В пространственном восприятии, а также в восприятии цвета и различии оттенков девочки обычно превосходят мальчиков, уступая им в восприятии времени.

Известный английский психолог Г.Айзенк, разработавший тесты умственного развития, пришел к выводу, что мужчины и женщины обладают примерно одинаковым уровнем умственного развития. Он утверждает, что очень умных, сверх умных среди мужчин больше, чем женщин (видимо, крайние трудно постижимые качества - больше мужские области, чем женские). Зато просто умных, обычно умных среди женщин больше, чем среди мужчин: средние, самые массовые области ума, его экваторы преимущественно, видимо, женские области.

Отрицательные проявления своих чувств у девочек носят более скрытый характер. Трудные девочки не всегда ведут себя так шумно, как мальчики, но зато они труднее поддаются перевоспитанию. Девочки более терпеливы (испокон веку в женщине было гораздо больше женственности и терпения, чем в мужчине), аккуратны, добросовестны. Необъяснимые тоска и скука - болезни роста. Они характерны для девочек в большей степени, чем для мальчиков, потому что их психика более чувствительна, а потому и легко ранима.

Юноши лучше решают цифровые и пространственные задачи, девушкам легче даются словесные задачи, связанные с запоминанием. Мужской пол легче усваивает механические навыки, у мальчиков быстрее двигательные реакции, лучше согласуются между собой простые движения. Женщины выносливы, терпеливы физически и терпимее. У них быстрая речь, лучше механическая память, им легче даются требующие внимания и аккуратности работы.

Отношение к учебе у мальчиков и девочек тоже различно. Из бесед с учителями, наблюдений за школьниками в течение ряда лет и анкетирования установлено, что в 1-7 классах лучше относятся к учебе девочки: они серьезнее и ответственнее, чем мальчики, более добросовестны, более старательны и усидчивы. Количество девочек, которым нравится учеба почти всегда в два раза превышает количество мальчиков. Это отражается и на учебной активности. Более активны в учении, по оценке учителей, девочки. Выход активности у мальчиков явно не в учении, а в деятельности, где более конкретно проявляется внутренне мужское «я».

Исследования показывают, что девочки в 3-4 раза лучше, чем мальчики, ведут дневники, в среднем, лучше пишут сочинения и изложения. Хотя фантазия у них не такая богатая, как у мальчиков, девочки более способны к описательности, к установлению связей между отдельными незначительными элементами окружающего мира.

Женщины более склонны к попечительской деятельности (ухаживать, покровительствовать, проявлять заботу).

Показательно отношение девочек и мальчиков к домашнему труду. Проведенный опрос 170 семиклассников показал, что их отношение к труду зависит от стереотипной роли отца и матери, от той установки, которая дается ребенку в семье. Так как в подавляющем большинстве семей, по традиции, ведением домашнего хозяйства занимается мать, ее помощницами, как правило, являются девочки. Отношение же мальчиков к труду во многом определяется отношением отца к домашнему труду. В зависимости от этого, мы все семьи условно разделили на три группы. В первую группу вошли такие семьи, где отец помогает матери в ведении домашнего хозяйства. Таких семей оказалось 30%. В этих семьях все девочки и мальчики помогают родителям в домашнем труде. Ко второй группе семей мы отнести те, в которых отец не оказывает матери помощи в ведении хозяйства. Таких семей оказалось 50%, и лишь 5% девочек в этой группе не оказывают помощи матери. Мальчиков же, не участвующих в ведении домашнего хозяйства в 4 раза больше, чем в группе семей, где отец помогает матери и подает тем самым положительный пример сыну. К третьей группе мы отнесли семьи, в которых нет отца. И мальчики, и девочки здесь, как правило, активно помогают своим мамам. В целом же девочки больше мальчиков занимаются домашним трудом, глубже осознают ответственность за любое дело, которое им поручают родители. Если девочка может выполнить поручение, работу, которая ей не совсем по душе, то, как правило, мальчики выполняют только то, что их привлекает. Девочки отличаются большей усидчивостью, они терпеливы, хотя быстрее утомляются.

Особенно заметно различие в общественной работе. Девочки выполняют почти всю ответственную работу. В этом у них проявляется более раннее стремление к общению, к серьезной коллективной работе.

Мальчики охотно занимаются в школьных мастерских, различных кружках, спортивных секциях. Их больше, чем девочек, интересует спорт, туризм. Вообще юноши больше девушек увлекаются спортом, но девушки больше юношей читают, больше времени уделяют беседам. Различны у них и спортивные интересы: у юношей на первом месте стоят спортивные игры, связанные с движением, силой, мужеством (футбол, волейбол, хоккей), а девушек больше привлекают такие виды спорта, в которых преобладает эстетическая сторона, где необходима гибкость, пластичность, красота движений.

Психологи отмечают у девочек повышенный интерес к «хорошему отношению», к чуткости, заботливости. Девочки больше страдают от суровости, безразличного отношения к ним, чем мальчики. Они очень возмущаются мерами, унижающими их достоинство, и это не только по отношению к себе, но и по отношению к кому бы то ни было.

При опросе наиболее, отличительными чертами у мальчиков педагоги называли подвижность, прямоту, доверчивость, самостоятельность, безответственность, позицию «моя хата с краю», тщеславие и др. У девочек - стремление быть взрослой, любой ценой обратить на себя внимание, аккуратность, послушание, исполнительность, склонность к «перемыванию косточек», желание поговорить и др.

Анализ жизненных планов показал существенные различия между юношами и девушками. Последние несколько «заземлены», проявляют больше озабоченности своим будущим, нежели юноши, которые в большей степени склонны переложить эту ответственность на плечи родителей, обстоятельства и т.д.

Во многом различны и профессиональные интересы юношей и девушек. Здесь налицо «чисто мужские» - летчик, моряк, физик, радиотехник, механик и т.д. и чисто «женские» - врач, учитель, воспитатель детского сада, продавец, модельер и т.д.

Характер полового влечения также различается у юношей и девушек.

У юноши более выражено эротическое чувство, а у девушек - духовный компонент влечения. Поэтому юноши всегда оценивают у девушки сначала внешние сексуально привлекательные черты: красоту лица, гармоничное развитие фигуры. Однако, надо оговориться, что в этой оценке выражается лишь внешнее проявление юношеской симпатии к девушке. В целом же во взаимоотношениях с девушкой юноша отдает предпочтение не ее внешним данным, а нравственным качествам, о чем мы будем говорить ниже.

Отчасти, от того, что внешняя привлекательность имеет существенное значение в установлении отношений с юношами, девушки уделяют много внимания своей внешности. И к оценке своей внешности другими людьми они очень чувствительны. Причем необходимо отметить, что повышенная чувствительность женщин к оценке своей внешности другими развивается и проявляется у них с самого раннего детства. А бестактные замечания сверстников и взрослых по поводу внешности девочки могут привести к различного рода ложным представлениям о своей физической неполноценности.

В некоторой взаимосвязи с интересом к своей внешности находится и другая психологическая особенность выражения полового влечения у девушек - кокетство.

В основе кокетства лежит стремление привлечь к себе внимание представителей мужского пола. Каждая нормальная женщина испытывает стремление нравиться, быть замеченной представителями мужского пола. Дело заключается в том, что женщине принадлежит в общении с мужчиной внешне пассивная роль. Не принято, чтобы женщина сама начинала ухаживать за мужчиной. Это противоречит и женской природе, и конкретно-историческим особенностям женской психики. Однако для того, чтобы мужчина мог проявить свою активность, женщина должна привлечь его внимание, а для этого ей необходимо в достаточной степени продемонстрировать свою специфически женскую восприимчивость (рецептивность).

Следует отметить, что потребность нравиться, хорошо выглядеть выражена у женщины значительно больше, чем у мужчины. В соответствии с характером мужской половой роли, мужской психики, мужчина обычно хочет понравиться конкретной женщине и имеет при этом конкретную цель. Женщина же испытывает потребность нравиться вообще, что, разумеется, нисколько не исключает ее желания понравиться конкретному мужчине.

Любопытны данные, полученные нами, касающиеся оценок качеств своих будущих «спутников» и «спутниц». Так оценивая юношу как будущего семьянина, девушки на первые места ставят такие его качества, как верность, доброту, ум, мужественность.

Юноши более всего ценят в девушках верность, доброту, чуткость, заботливость, женственность, внешнюю привлекательность.

В психолого-педагогической литературе подчеркнуто, что в основе многих женских поступков лежит естественное женское качество - стремление нравиться. Оно наглядно проявляется в том, что девушки в большей степени, нежели юноши, уделяют внимание своей внешности. При условии если в девушках воспитано чувство меры, оно положительно влияет на формирование таких качеств, как опрятность, аккуратность и т.д. Иногда внимание к внешности, нарядам, желание наиболее выгодно показать себя, завоевать внимание юношей становится гипертрофированным. Желание нравится, выделиться, превзойти чем-то других заслоняет наиболее ценные черты характера, сужает сферу интересов и может привести к тому, что определенные задатки личности не будут реализованы.

Известно, что юношам и девушкам свойственно ярко выраженное стремление к общению, и потребность в интимной дружбе со сверстниками собственного пола для них также характерна. При этом у девочек эта потребность проявляется раньше и значительно сильнее, чем у мальчиков.

Исследования среди девушек показали, что у большинства из них (около 80%) была подруга сердца, которой «поверялось все-все», и многие из опрошенных (70%) ответили: «Дружим с первого класса и по сей день», «Дружим с четырех лет и до сих пор».

Некоторые девушки, правда, отмечают, что хоть и появились у них новые подруги, но старая дружба не прерывалась.

В своем общении девушки отличаются высокой степенью доверительности. При этом ориентация на словесное общение у них больше, чем на совместную деятельность, и выражена она ярче, чем у мальчиков. Что же касается общения между юношами и девушками, то девушки в общении с юношами чувствуют себя более свободно и уверенно, чем юноши с девушками.

Многие ученые полагают, что развитие личностного и чувственного компонентов любви у юношей и девушек происходит по-разному. У юношей сравнительно рано проявляется чувственная сторона любви. Вот почему у мальчиков раньше возникают эротические интересы и впечатления и лишь затем появляется способность сочетать их с глубокой эмоциональной и духовной близостью. У девушек, наоборот, сентиментальная потребность в общении, доверии, ласке, эмоциональном тепле выражена сильнее и пробуждается раньше, чем чувственно-эротические впечатления. При этом для женщины духовная и эмоциональная сторона любви остается более важной, более значительной, чем физическая близость.

Сказанное выше, естественно, не претендует на всю полноту отражения различий между юношами и девушками. Но они, на наш взгляд, подтверждают очень важное положение о том, что пол человека играет огромную роль в его жизни и деятельности, и могут служить достаточно прочной основой всей его индивидуальности, а также основой для организации воспитательной работы среди старшеклассников.

Приведенные данные дают возможность в определенной степени судить о ценностных ориентациях юношей и девушек по отношению к будущим «избранникам» и «избранницам». Опираясь на них, можно конкретнее планировать половое воспитание старшеклассников, их подготовку к семейной и трудовой жизни и осознание своей половой роли.