Вильфредо парето и основные работы. Вильфредо Парето: биография, основные идеи, основные труды. Теория элит Вильфредо Парето. Жизнь в Швейцарии

Вильфредо парето и основные работы. Вильфредо Парето: биография, основные идеи, основные труды. Теория элит Вильфредо Парето. Жизнь в Швейцарии

» и запутанной истории, которая с ним связана. Сейчас я снове расскажу о Вильфредо Парето и его реальном, а не мифическом вкладе в науку.

В первую очередь итальянский ученый, экономист и социолог, Вильфредо Парето (1848–1923) известен не как разработчик мифического «правила пива» 🙂 , а как автор теории круговорота элит. Несмотря на то, что за прошедшую почти сотню лет научная мысль и практика ушла далеко вперед, идеи Парето не потеряли своей актуальности, помогая понимать глубинную логику и смысл тех явлений, которые мы видим вокруг.

В чем суть теории смены элит?

Суть теории смены элит состоит в том, что та часть общества, которой принадлежит власть, деградирует и постепенно теряет способность к контролю над ситуацией. На смену ей со временем приходит другая, новая элита, которая добивается власти с помощью третьей силы - сравнительно многочисленной, но менее активной народной массы. В свою очередь, постепенно новая элита тоже приходит в упадок, теряет инициативу и уступает место следующей молодой элите. Цикл повторяется раз за разом, но суть остается прежней. Парето считал, что приход, стабилизация и деградация правящей элиты неизбежны и являются проявлением движущей силы развития сообществ. Человеческая природа неизменна в разные времена и эпохи, поэтому такой круговорот или «циркуляция элит» вечны и неизменны.

Причины смены правящих элит

По мнению Парето, люди изначально неравны между собой. В силу особенностей люди делятся на группы, часть которых способна стать элитой, а часть - нет. Членам потенциально элитарной группы свойственны такие черты, как самообладание, способность использовать чужие слабости, способность к убеждению, способность к использованию силы когда это нужно.

Будут ли отличаться приходящие к власти группы людей? Вильфредо Парето считал, что да. Последние две из указанных выше способностей исключают друг друга, и управление происходит в основном либо посредством си л ы, либо посредством убеж­дения. В понимании ученого элиты делятся на два основных класса — «львы» и «лисы». Скорее всего, Парето это деление не придумал сам, а взял из трудов другого известного ученого и деятеля - Никколо Макиавелли. Оба класса элит имеют свои особенности и свою роль.

«Львы» — это консерваторы, традиционалисты, приверженцы семьи, патриотизма и классовой солидарности, рантье. Деятели, принадлежащие к этому типу, предпочитают применять силу как фактор влияния на ситуацию, а не интриги.

«Лисы» имеют более подвижное сознание, могут идти к цели более извилистым путем, изобретательны, спекулянты, способны на открытия, но менее приверженны базовым принципам, морали и традициям, которые придают стабильность обществу. В отличие от «львов», «лисы» склонны воздействовать на ситуацию с помощью интриг, часто склонны оценивать свои действия с точки зрения выгоды, опасаются применения открытой силы.

Образно можно сказать, что если «львы» вызывают ассоциацию с романтичной версией рыцарства, то «лисам» ближе расчетливость купцов.

Независимо от типа правящей элиты часть ее представителей опускается на нижний уровень иерархии, а часть представителей из «народа» наоборот поднимается «наверх» и присоединяется к элитной группе.

Согласно Парето, возможны случаи, когда смена и обновление элит замедляются, из-за застоя в правящей группе накапливается «балласт», не имеющий требуемого для власти набора личных и профессиональных качеств. Наиболее активная часть общества не имеет возможности присоединиться к правящей элите и начинает работать как контр-элита, оппозиция. По этой и другим причинам в обществе накапливаются противоречия, которые разрешаются через революцию. Общество, неспособное к смене правящей элиты, рискует тем, что новая элита будет навязана после подчинения страны другому государству.

Для того, чтобы общество развивалось, необходим более-менее бесконфликтный механизм смены руководящей группы и наличие так называемых «социальных лифтов», которые позволяют выделить наиболее активных членов общества или коллектива и дать им возможность проявить себя конструктивно, без серьезного нарушения установленных правил.

Чем интересна теория смены элит

Парето не выделяет аристократию или элиту именно как группу людей в рамках государства. По его мнению, элита или аристократия могут существовать в любом устойчивом сообществе. Это может быть научная элита, техническая элита, творческая или политическая элита, военная аристократия, аристократия в преступном мире, «аристократия» в частной компании (круг приближенных). Понимание логики развития и смены элит позволяет лучше понять процессы, протекающие не только в государстве, но и в профессиональных сообществах, сетевых комьюнити, устойчивых и достаточно крупных компаниях или любых других крупных коллективах.

Для руководителя крупного коллектива практический вывод из теории смены элит, как мне кажется, в том, что:

  • для избегания кризисов в коллективе необходимо иметь механизм постепенной смены «верхушки»
  • при существенных изменениях в организации неизбежна смена лидеров.

Во второй половине XIX в. в связи с дальнейшей централизацией и бюрократизацией политической жизни наступил период критической переоценки опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей. Это нашло своё отражение в теории элит Вильфредо Парето и в концепции политического класса Гаэтано Моска. Вначале XX в. элитарный подход к изучению политики был дополнен изучением влияния так называемых заинтересованных групп и новым взглядом на упорядочивающую роль бюрократии в деле осуществления власти в обществе и государстве. Особую разновидность социально-группового анализа политики составили концепции технократии и технодемократии. Первым наброском теории политического класса стала работа итальянского правоведа Г. Моски - «Теория правления и парламентское правление». Более развёрнутый вариант обоснования этой концепции был представлен затем в его работе - «Основы политической науки». Теория элиты была впервые обстоятельно изложена В. Парето в его «Трактате общей социологии», в котором социологическая тематика сочеталась с исторической, политико-идеологической и социально-философской. Парето был по образованию инженером, но в последствии глубоко и основательно заинтересовался политэкономией и социологией.

Хотя большая часть жизни Вильфредо Парето приходится на XIX век, в качестве социолога и политического мыслителя он заявил о себе в самом начале ХХ столетия. Именно в этом столетии им были созданы фундаментальные труды, предпринята попытка построения грандиозной системы, которая охватила бы все наиболее принципиальные отношения между человеком и обществом. Этим замыслом Парето напоминает классических мыслителей прошлого, но его образ мыслей, используемый им инструментарий больше соответствуют ХХ веку. Родился он 15 июля 1848 года. Семейство Парето во многих поколениях принадлежало к торговой буржуазии и было занесено в «Золотую книгу» генуэзской республики. За сотрудничество с французами дед Парето удостоился от Наполеона аристократического титула. Его унаследовал и внук. В 1864-1867 годах Вильфредо изучал в Туринском университете математику и физику. Затем он получил еще и инженерное образование. Вскоре им была защищена диссертация по физико-математическим наукам. Но уже тогда он интересуется биологией, экономикой, читает произведения социальных мыслителей. Двадцать лет (1870-1890) он работает в индустриальной сфере: сначала в акционерной компании «Железные дороги Эмилии и Романьи», потом в акционерном обществе «Металлургические заводы Валь Д"Арно». Причем становится его генеральным директором. Как и Гаэтано Моска, он не избежал соблазна политики. В 1882 году он боролся за место в парламенте, но потерпел неудачу. Однако отступать было не в правилах Парето, это противоречило его бойцовскому темпераменту. Еще трижды он выступал в схватку в качестве кандидата от леволиберальной партии радикалов и все три раза неудачно. Наконец, он принимает решение сойти с дистанции. Разочарование было тем более горьким, что Парето ощущал свой потенциал. Не помогли ни ораторские дарования, ни убедительная логика аргументов. В политической борьбе более весомыми оказались иные факторы. Его ближайший друг, известный экономист Маффео Панталеони, говорил, что в политике «…шарлатаны и софисты ценились выше, чем достойные люди». В начале 90-х годов Парето резко меняет свою жизнь. Уйдя в отставку с поста генерального директора металлургической компании, он перебирается в Швейцарию. Там он в 1894 году стал профессором кафедры политической экономии Лозаннского университета. Но его неудержимо влекла к себе социология. У него возникает замысел капитального труда, в котором могла бы проявиться его колоссальная эрудиция. После того как в 1898 году Парето получил солидное наследство, он купил виллу неподалеку от Лозанны, в Селиньи, и полностью погрузился в работу. Его так и прозвали «отшельником из Селиньи». Первая мировая война застала Парето за корректурой. Наконец, в 1916 году огромный «Трактат по общей социологии» вышел в свет. Он состоял из более чем 2600 параграфов, каждый из которых, будучи элементом системы, нес и самостоятельную смысловую нагрузку. Все текущие события и процессы Парето склонен рассматривать сквозь призму собственных теорий. Исходя из них, он полагал, что в Италии, да и во всей Европе, после первой мировой войны наступил период, напоминавший времена падения Римской республики. Тогда «римское общество было спасено от развала легионами Цезаря, а затем Октавиана». И теперь Италии нужен новый Цезарь.

Как раз в начале 20-х годов начинается заочный короткий «роман» Парето с Муссолини. Дуче расточал немало комплиментов насчет теории элиты, разработанной ученым, называя ее, «возможно, самой гениальной концепцией нового времени». Уже после смерти Парето Муссолини провозгласил его «одним из наиболее блестящих наших учителей». Знаки внимания и признания со стороны дуче, конечно, льстили «отшельнику из Селиньи». Но не это главная причина его благожелательного отношения к фашизму, а вернее, к его вождю. Сработал своего рода эффект Пигмалиона. Создатель системы стал ее пленником. Уже говорилось, что на все происходящее в мире он взирал с точки зрения верификации собственных концепций. «Каждый день я получаю новые доказательства правильности моих теорий», - с гордостью сообщал он Панталеони. Если Муссолини воспринял паретианскую теорию элит как обоснование и узаконение своих властных притязаний, то Парето усматривал в Муссолини живое подтверждение своей теории. И хотя Парето связывал с Муссолини определенные надежды и иллюзии, его не покидало чувство тревоги. Его друг Панталеони на какое-то время оказался даже более подвержен соблазну фашизма, и Парето пытался охладить его пыл. «Он - интриган», - писал Парето Панталеони о Муссолини. И добавлял: «Здесь тоже отсутствует идеал». Безусловно, он осуждал дряблую и безвольную буржуазию, предпочитавшую силовым методам «лисьи» хитрости, но он видел и оборотную сторону насилия: «Опасность употребления насилия заключается в том, что очень легко соскользнуть к злоупотреблению им». Практически ни один из писавших о Парето авторов не упустил случая упомянуть о дарованном ему Муссолини сенаторском звании. Зато очень редко пишут, как на это отреагировал автор «Трактата». Выясняется следующее. Когда Парето получил документы о назначении его сенатором, он даже не удосужился отослать их обратно. Таким образом, факт назначения не был оформлен. Документы после смертни обнаружили среди его бумаг. Они остались не подписанными им. Невозможно представить, как развивались бы отношения Парето, так и сохранявшего до конца жизни либеральную закваску, с Муссолини, если бы 19 августа 1923 года ученый не скончался в Селиньи.

Уязвленный былыми неудачами в политике, Парето писал: «Большинство действий людей происходит не от логического рассуждения, а совершается под влиянием чувства. Это особенно относится к тем действиям, при которых преследуются не экономические цели», прежде всего - к сфере политики. Мотивы политических действий коренятся, на взгляд Парето, в области психологии, а рационализация этих действий, попытка их объяснения и оправдания приходится на то время, когда действие уже свершилось. В результате нелогичное поведение преобразуется в логичное, по крайней мере, внешне. Итальянский мыслитель не верил во всемогущество науки. С точки зрения Парето, подчеркивал, наверное, самый глубокий интерпретатор его творчества Раймон Арон, «абсурдна мысль о том, будто прогресс науки приведет к рационализации самих обществ, будто преображенные знаниями люди приобретут способность организации общества на разумных началах». Сила разума, считал Парето, не в том, чтобы претендовать на решение всех проблем. Она проявляется в осознании собственных пределов. Даже если сфера поведения, определяемого логикой, будет расширяться, все равно не возникнет общество, чьим стержневым элементом стал бы научный разум. Свой собственный подход Парето определил как «логико-экспериментальный». Его методологию Р. Арон образно и точно назвал «любовницей скептицизма». Для объяснения подлинной, на его взгляд, подоплеки поведения людей Парето вводит в оборот такие понятия, как «остатки» и «производные». «Нужно быть внимательным, - предупреждает ученый, - и не путать остатки ни с чувствами, ни с инстинктами, которым они соответствуют. Остатки суть проявления этих чувств и инстинктов, как повышение столбика ртути в термометре есть показание повышения температуры». Таким образом, «остатки» - это своего рода энергетический источник социального действия и поведения. Идеологическим обоснованием или оправданием «остатков» являются «производные». Их главная функция не раскрывать истинный характер связи между мотивами и действиями, а скорее маскировать его, придавать видимость логичного нелогичному, убеждать людей поступать так, как это требуется правящей элите. По признанию самого Парето, теория остатков и производных - «это особый случай знаменитой теории мифов Сореля». И Парето, и Сорель, отмечает немецкий ученый В. Рёрих, «были убеждены, что элита без мифа окажется неплодотворной, а теряющая свою веру группа вступает в стадию политической агонии». Отсюда вытекает рецепт Парето для элиты: «Искусство правления учит, каким образом извлекать выгоду из чувств, а не растрачивать энергию в тщетных попытках их уничтожить. Эта вторая линия поведения очень часто приводит лишь к усилению чувств. Личность, способная освободиться от слепого господства своих собственных чувств, может использовать чувства других людей для своих целей».

Проблематика элиты выдвинулась на центральное место в концептуальных исканиях Парето в связи с необходимостью дать ответ на вопрос, какая сила приводит в движение сконструированную им систему социальных отношений. Методологические же истоки подхода к элите были заложены в его политэкономических трудах. Такой важнейшей методологической «подсказкой» послужила кривая, отражавшая принцип распределения доходов. Внимание Парето привлекло то обстоятельство, что буквально повсюду, какую бы страну ни взять, значение уравнения, выражающего эту кривую, оказывается близким к одному и тому же числу. Отсюда и принципиальный вывод: «Неравенство распределения доходов, очевидно, зависит гораздо больше от самой природы человека, чем от экономической организации общества». В этом Парето увидел универсальную модель, пригодную для всех сфер жизни, а не только экономики: «Если предположить, что мы расположим людей в соответствии с другими критериями, например, по их мыслительным способностям, по их математической одаренности, их музыкальным, поэтическим, литературным талантам, по степени их моральности и т.д., мы, скорее всего, получим кривую, более или менее похожую на ту, которую мы находим применительно к распределению богатств». Правда, было бы абсурдно полагать, что люди с математическими или поэтическими талантами займут высшие места в рамках фигуры, отражающей распределение богатства. То же можно сказать и относительно распределения моральных качеств. Но если расставить людей по степени их влияния на политическую и социальную власть, то, «по большей части, эти люди займут аналогичные места как в такой фигуре, так и в той, что построена по принципу распределения богатства. Так называемые высшие классы в общем также и наиболее богатые». Они и представляют собой элиту. Именно Парето ввел в оборот это понятие, ставшее одним из ключевых в политико-социологической мысли. Отводя элите первостепенную роль в общественном развитии, итальянский мыслитель (кстати, носивший титул маркиза) вместе с тем приземляет смысл самого этого слова, лишает его ореола избранности. В «Трактате» понятие «элита» подверглось девальвации. Вследствие ценностного нейтралитета в сочетании со статистическим подходом термин «элита» приобрел крайне расширительное толкование. Если первоначально он применялся главным образом к верхам господствующего класса, то теперь Парето готов распространить его на все сферы жизни и деятельности, на самые разнообразные группы людей. «Допустим, - писал Парето, - что в каждой области человеческой деятельности каждому индивиду дается индекс, который служит оценкой его способностей, подобно экзаменационной оценке в школе». Например, адвокату высшего класса дается балл 10, тому, кто не сумел заполучить ни одного клиента, - 1. Нуль резервируется для полного идиота. Человеку, «сделавшему миллионы» - честным или нечестным путем, - дается 10. Тому, кто заработал тысячи, - 6. Тому, кто едва не попал в приют для неимущих, - 1; тому, кто там оказался, - 0. В конечном счете, Парето подводит к следующему свободному от ценностей определению: «совокупность людей, каждый из которых получил в своей области самую высокую оценку, мы называем элитой». Это означает, что вместо таких оценок, как добрый и злой, похвальный или заслуживающий осуждения, то есть морально-этических, нужно учитывать признаки функционального характера по степени их интенсивности: слабой, средней или высокой. С легкой руки Парето функциональный подход к элите получил широкое распространение. Принято говорить не только о политической, но и об артистической, спортивной, даже криминальной элите. Само это слово используется как в единственном, так и во множественном числе.

Для Парето изучение элиты при всей важности этой проблематики все же не самоцель. Это часть более широкой задачи, а точнее, даже сверхзадачи - исследования «устойчивости общества». Общественное социальное равновесие, в первую очередь зависит от элиты, от ее способности справляться со своими функциями. Поэтому Парето не мог не обратиться к проблеме типологии элиты. Критериями для нее послужили методы осуществления властных функций. Среди них основополагающими являются два: сила и хитрость. Отсюда выделены и два типа элиты: львы и лисы. Кроме того, итальянский ученый говорит еще об элите типа - S (ее представителей он именует спекулянтами) и элите типа - R (рантье). От первых исходит инициатива к изменениям, к экономическому и социальному прогрессу. Тип R, наоборот, - «мощный элемент стабильности и во многих случаях противодействует опасности, проистекающей от склонных к авантюрам спекулянтов». Общество, где доминируют рантье, становится неподвижным и как бы кристаллизуется. Общество, где преобладают спекулянты, живет в состоянии шаткого равновесия, которое может рухнуть от незначительной случайности внутри или вне его. Смена или, как предпочитал говорить Парето, циркуляция элит связана, по мысли ученого, с кризисными циклами. Циркуляция элит - это едва ли не основное проявление жизнедеятельности общества. Но дело не только в смене лис львами, рантье спекулянтами или наоборот. Из рассуждений Парето вытекает, что главной движущей силой процесса циркуляции элит является воля к власти более молодой и энергичной элиты. Как раз этот аспект теории Парето и привлек Муссолини. Его цепкий, но весьма поверхностный ум быстро схватил нужные идеи. Из теоретических построений Парето он извлек для себя главное: новая энергичная элита должна вытеснить старую, одряхлевшую. В отличие от Моски, который не исключал возможности постоянного обновления правящего класса, Парето был убежден в фатальной неотвратимости деградации элиты, ее неспособности устоять под натиском новой элиты. Если Моска допускал такой вариант, как органичная амальгама старого и нового правящих меньшинств, то у Парето дело сводится в конце концов к разным вариантам вытеснения одной элиты другой. Это и находит выражение в знаменитой формуле: «История - это кладбище аристократий». Все же эта эффектная фраза не должна заслонять того факта, что на протяжении ХХ столетия демократическим режимам удалось сформировать такие институциональные механизмы, которые в целом способны воспитывать, отбирать и постоянно обновлять правящую элиту. Не случайно в последние десятилетия заметно увеличился вес так называемых меритократов, т.е. людей, пробившихся наверх благодаря собственным заслугам.

Парето, так же как и Моска, исходил из весьма близкой идеи о наличии в сфере управляющей деятельности каждого общества двух значительно обособленных групп правящих и управляемых. Самое большое новшество, предложенное вышеупомянутыми итальянскими мыслителями при обсуждении этого вопроса, состояло в утверждении, что в обществе всегда правит «ничтожное меньшинство» в виде «политического класса» или «правящей элиты». Вклад Парето и Моски в современную политическую теорию связан главным образом с определением структуры власти и сосредоточением внимания на групповом характере реализации власти в любой её форме.

Литература

демократический парето политический моск

  • 1. История политических и правовых учений. // Учебник под ред. В.С. Нересянца. - М., 1998.
  • 2. О применении социологических теорий. // Социологические исследования. №10, 1995.
  • 3. Вильфредо Парето: История - кладбище элит. // Политическая мысль. П. Рахшмир. - Пермский госуниверситет, 2000

Парето Вильфредо

Pareto Vilfredo (1848 - 1923)

Вильфредо Парето сменил Вальраса на должности главы кафедры в Университете Лозанны в 1893 году и долгое время считал себя учеником Вальраса. Но Вальраса не всегда радовали социальные и политические идеи молодого человека, а Парето становился все более и более разочарованным не только в теории общего равновесия, но и в экономике вообще. Вместо этого он предпочел работать в рамках более широкой структуры политической социологии. Его поистине обширное знание математики и первое образование инженера проявлялись во всех его главных экономических трудах: «Курсе политической экономии» (Corns d"economie politique, 1896-97), «Руководстве по политической экономии» (Manual of Political Economy, 1906) и важной статье о «Математической экономике» СMathematical Economics, 1911) для «Энциклопедии математических наук» (Encyclopidie des sciences mathematiques). Он интересовался Марксом уже в 1890-е годы и опубликовал яркий нематематический критический анализ социализма, включая марксизм, в своем трехтомном труде «Учения социалистов» (Les systemes socialist es, 1902-03). Массивная работа в четырех томах «Разум и общество: трактат по общей социологии» (The Mind and Society: A Treatise on General Sociology, 1916) увенчала последнее десятилетие его активной жизни.

Он родился в 1848 году в Париже. Его отец был итальянским эмигрантом, высланным по политическим мотивам. Парето начал свое образование во Франции и продолжил его в Италии, специализируясь в математике и классической литературе. Он закончил Политехнический институт в Турине в 1869 году, затем более 20 лет работал инженером и директором двух итальянских железнодорожных компаний. Он начал изучать экономику в 1890 году, когда ему исполнилось 42. Он преподавал экономику в Лозанне только семь лет, уйдя в отставку в 1900 году после получения большого наследства. Оставшуюся часть своей жизни он провел в Швейцарии, полностью посвятив себя научным исследованиям и написанию своих работ. Незадолго до своей смерти в 1923 году он был назначен членом итальянского Сената новым правительством Муссолини.

И «Курс», и первые две главы «Руководства» содержат выдающееся обсуждение методологии экономики, которое показывает, что Парето знал тогдашнюю признанную литературу по философии науки лучше, чем любой другой экономист того периода. Шероховатый и плохо организованный «Курс» среди многих исторических и статистических иллюстраций содержал так называемый закон Парето распределения дохода, согласно которому наклон линии, соотносящей долю дохода, полученного выше некоторого уровня, и долю соответствующих получателей дохода, является постоянным. Таким образом, он продемонстрировал, что распределение дохода во всех странах и во все эпохи неизменно. «Руководство» знаменито благодаря по крайней мере трем идеям.

Это, во-первых, неудачная попытка избавиться от термина полезность и заменить его словом ophelimity, придуманным Парето для обозначения способности товаров к удовлетворению потребностей.

Во-вторых, четкое разделение между кардинальной и ординальной полезностью и демонстрация, с использованием кривых безразличия Эджуорта, что ординальная полезность или простое ранжирование предпочтений достаточна, чтобы вывести все важные утверждения теории спроса.

И, наконец, в-третьих, нарочито невинное, непротиворечивое определение экономического оптимума как такой конфигурации цен, которая получает единодушное одобрение - любая другая конфигурация могла бы «улучшить» чье-либо положение, но только за счет «ухудшения» положения хотя бы одного члена общества - известная концепция оптимальности Парето, сопровожденная не вполне успешной попыткой показать, что экономика совершенной конкуренции фактически достигает оптимума по Парето, и наоборот.

Несмотря на запугивающее применение довольно сложной математики, сомнительно, что предложенная Парето теория потребительского поведения была значительным шагом вперед по сравнению с «Математической психологией» (Mathematical Psychics, 1888) Эджуорта и «Математическим исследованием теории ценности и цен» (Mathematical Investigations in the Theory of Value and Prices, 1892) Фишера. Даже концепция парето-оптимальности встречается уже у Эджуорта, хотя, следует признать, не в таком виде, чтобы ее можно было заметить, не зная о ней из работ Парето. «Руководство» также содержало в значительной мере неправильно истолкованный читателями раздел по теории производства, который, казалось, отрицал предельную теорию производительности как ошибочную, но фактически просто придавал большее значение комплиментарности факторов производства, чем их взаимозаменяемости.

Парето - трудный автор для чтения: слишком много его кратко изложенных идей «сваливаются в кучу» на одной странице, многие мысли оставлены незаконченными, чтобы позднее быть снова подхваченными и продолженными, а его математические примечания часто противоречивы. Признание приходило к Парето очень медленно, и только в конце 1930-х годов он вступил в англоговорящую экономику, отчасти потому, что даже к тому времени ни одна его книга не была переведена на английский язык. («Руководство» появилось на английском только в 1971 году, а «Разум и общество» - в 1963 году.) Даже теперь трудно ухватить смысл всех его сочинений, и особенно его поздних социологических работ, с их пессимистической картиной человека, которым управляют иррациональные чувства, тонко замаскированные остатками рациональных рассуждений, запертого в бесконечной социальной борьбе и удерживаемого в безвыходном положении сменяющими друг друга общественными элитами.

Литература

J.A. Schumpeter, Ten Great Economists from Marx to Keynes (Oxford University Press, 1951); M. Allais, Pareto, Vilfredo, International Encyclopedia of the Social Sciences, vol. 11, ed. D.L. Sills (Macmillan Free Press, 1968).

См. также ОПТИМАЛЬНОСТЬ ПО ПАРЕТО (Pareto optimality )

10.Оптимальность по Парето (50 тем и литература для докладов)

Литература

: (см. Вильфредо Парето)

(см. Вильфредо Парето)

Литература:

Что экономисты понимают под эффективностью? (лекц.42.1, ЭШ)

(итал. Vilfredo Pareto; 15 июля 1848, Париж - 20 августа 1923, Селиньи, кантон Женева, Швейцария) - итальянский инженер, экономист и социолог. Один из основоположников теории элит.

Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского маркиза, выходца из портового города Генуя, вынужденного эмигрировать из-за своих либеральных и республиканских убеждений. Мать Парето была француженкой, и он с детства одинаково хорошо владел итальянским и французским, однако всю жизнь он ощущал себя прежде всего итальянцем.

В 1858 году семья Парето вернулась в Италию. Там Вильфредо начинает учиться и получает одновременно классическое гуманитарное и техническое образование. При этом большое внимание он уделяет изучению математики.

После окончания Политехнической школы в Турине Парето в 1869 г. защищает диссертацию «Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах». Тема эта воспринимается как предзнаменование, учитывая важное место понятия равновесия в его последующих экономических и социологических трудах. В течение ряда лет он занимал довольно важные должности в железнодорожном ведомстве и в металлургической компании.

В 1890-е годы он предпринимает неудачную попытку заняться политической деятельностью. В это же время он активно занимается публицистикой, чтением и переводами классических текстов. В первой половине 90-х годов Парето публикует ряд исследований в области экономической теории и математической экономики. С 1893 г. и до конца жизни он был профессором политической экономии Лозаннского университета в Швейцарии, сменив в этой должности известного экономиста Леона Вальраса .

Научные достижения

По мысли Парето, общество имеет пирамидальную структуру, на вершине которой находится элита - руководящий социальный слой, направляющий жизнь всего общества. Залог успешного развития - своевременная ротация (обновление) элиты.

Он разработал теории, названные впоследствии его именем: статистическое Парето-распределение и Парето-оптимум, широко используемые в экономической теории и иных научных дисциплинах и является автором закона Парето .

В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего сам Муссолини, считали себя учениками лозаннского профессора. В связи с этим в 1923 г. он был удостоен звания сенатора Италии. Парето выразил сдержанную поддержку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным и не ограничивать академических свобод.

Умер Парето 20 августа 1923 г. в Селиньи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни; там он и был похоронен.

Научные труды

  • Курс политической экономии (Cours d’economie politique , 1896-1897);
  • Социалистические системы (Les Systemes socialistes , 1902-1903);
  • Учебник политической экономии (Manuale di economia politica , 1906);
  • Трактат по общей социологии (Trattato di sociologia generale , 1916);
  • Краткое руководство по общей социологии (Compendio di sociologia generale , 1920).

  • Один из основоположников теории элит .

    Вильфредо Парето
    итал. Vilfredo Pareto
    Дата рождения 15 июля (1848-07-15 ) […]
    Место рождения
    • Париж , Франция
    Дата смерти 19 августа (1923-08-19 ) (75 лет)
    Место смерти
    • Селиньи [d] , Женева , Швейцария
    Страна
    Научная сфера экономика , социология
    Место работы Лозаннский университет
    Альма-матер
    • Политехнический университет Турина [d]
    Известен как Кривая Парето , Закон Парето , Эффективность по Парето , Распределение Парето
    Цитаты в Викицитатнике
    Вильфредо Парето на Викискладе

    В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего сам Муссолини , считали себя учениками лозаннского профессора. В связи с этим в г. он был удостоен звания сенатора Италии. Парето выразил сдержанную поддержку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным и не ограничивать академических свобод.

    Парето-распределение (правило 80/20)

    Упрощённое изложение закона:

    Затраты времени на выполнение плана: 20% труда реализуют 80% результата, но остальные 20% результата требуют 80% общих затрат.

    Закон имеет весьма отдалённое отношение к самому Парето. Итальянец [кто? ] умер в 1923 году , а название закона предложил в 1941 году американский специалист в области качества Джозеф Джуран в честь одной из работ, где говорилось о том, что в Италии 20% домохозяйств получают 80% доходов.

    См. также

    Литература

    Список произведений

    • Курс политической экономии (Cours d’économie politique, -)
    • Социалистические системы (Les Systémes socialistes, -)
    • Учебник политической экономии (Manuale di economia politica, )
    • Трактат по общей социологии (Trattato di sociologia generale,