Уральские франки подделка как отличить. Уральские франки. Причины введения региональной валюты

Уральские франки подделка как отличить. Уральские франки. Причины введения региональной валюты

После развала СССР в стране возник политический, экономический и финансовый кризис. Ломались связи между регионами страны. Некоторые предприятия и организации вводили свои эрзац-деньги. Стали появляться призывы к созданию отдельных республик. В тоже время появилась возможность развития, так называемого кооперативного движения, появились первые законные предприниматели и бизнесмены. В Екатеринбурге одним из таких предпринимателей-политиков был Антон Баков. Как-то он даже выставлял свою кандидатуру на губернаторских выборах в Свердловской области и в соседней Курганской области. А в 1991 г. ТОО «Уральский рынок» под руководством Антона Бакова сделала заказ на изготовление уральских франков - товарно-расчётные чеки. Как сейчас не кажется странным, но уральские франки печатались с разрешения премьер-министра России (на тот период им был Егор Гайдар). Было получено письмо о целесообразности введения уральских франков за подписью Егора Гайдара. Минфин и Госбанк России не выступили против этого мероприятия.

Автором рисунка уральских франков была художница София Демидова. Заказ надо было выполнить быстро. Творила она франки находясь на своей даче, и получила за свой труд 2000 рублей (об этом она писала в своём блоге в 2011 г.). С определёнными изменениями в рисунках чеков, они были напечатаны на Пермской печатной фабрике «Гознак». Франки имеют элементы защиты: тангир, гильош, водяные знаки, индивидуальная нумерация. Все боны одинакового размера. Однако качество бумаги уступало банкнотам того периода.

На лицевой части чеков изображены известные личности, которые определённым образом связаны с Уралом:

1 франк - татарский князь Ивак-Ибрагим (на чеке ошибочно - Ибак).

5 франков - Никита Демидов - промышленник Урала, основатель династии Демидовых.


10 франков - А.Б. Аносов.

На банкноте не правильно указаны инициалы. Правильно П.П. Аносов - горный инженер, учёный-металлург, исследователь Южного Урала.


20 франков - Д.Н. Мамин-Сибиряк - писатель. Родился на Урале. Жил на Урале и в Санкт-Петербурге.

50 франков - М.Б. Нестеров - художник. Родился в Уфе.


100 франков - Д.И. Менделеев, - учёный-химик. Родился в Тобольске.


500 франков - С.П. Дягилев - театральный деятель. Жил в Перми.


1000 франков - П.И. Чайковский - композитор, дирижёр. Родился в Воткинске, Вятская губерния (ныне г. Воткинск, Удмуртия).


На оборотной стороне чеков архитектурные сооружения различных городов Урала.

1 франк - коммерческое училище (г. Тюмень).

5 франков - Невьянская башня (Свердловская область).

10 франков - здание арсенала (г. Златоуст).

20 франков - дом Ипатьева (г. Екатеринбург).

50 франков - дом - памятник архитектуры XIX века (г. Уфа).

100 франков - Кремль (г. Тобольск).

500 франков - дом С.П. Дягилева (г. Пермь).

1000 франков - дом-музей П.И. Чайковского (г. Воткинск).

Всего в 1991 г. было отпечатано 1 930 00 штук чеков, на общую сумму 56 000 000 франков. В феврале 1992 г. на военно-транспортном самолёте они были доставлены из Перми в Екатеринбург (до 1991 г. - Свердловск). Франки были сданы на хранение в Ленинский филиал Свердсоцбанка. В феврале 1993 г. они были получены ТОО «Уральский рынок». Удивительно, но они хранились в банке 1 год. Получал эти деньги в банке, по доверенности, бывший сотрудник КГБ А. Назаров, который был убит в марте 1993 г.

1 июля 1993 г. Свердловский Облсовет принял решение о провозглашении Уральской Республики и начале работы над её Конституцией.

14 сентября 1993 года в Екатеринбурге прошёл семинар «Уральская Республика и целостность российского государства». Решением семинара было подписание заявления глав Свердловской, Пермской, Челябинской, Оренбургской, Курганской областей о намерении участвовать в разработке экономической модели «Большая Уральская Республика». И тут, как я понимаю, уральские франки подошли бы очень кстати новой Республике. Однако нет достоверных данных, что уральские франки планировались для обращения в Большой Уральской Республике, хотя они вполне могли быть временной (переходной) денежной единицей.

8 ноября 1993 г. Облсовет Свердловской области по предложению губернатора Эдуарда Росселя назначил на 12 декабря 1993 г. выборы губернатора Уральской Республики и всенародное обсуждение Конституции этой Республики. Однако уже на следующий день - 9 ноября 1993 г. вышел Указ № 1874 Президента России Бориса Ельцина об устранении от должности губернатора Уральской республики Эдуарда Росселя. Все законодательные акты об Уральской Республике, были признаны незаконными. Губернатором Сведровской области Э. Россель остался, а уральские франки не были введены в обращение. Фактически Уральская Республика в пределах Свердловской области существовала с 1 июля 1993 г. по 9 ноября 1993 г.

В этой заметке мне не так важны политические перипетии, хотя без них нет ясной картины об уральских франках. Очень важным для нас становится вопрос: а куда делись уральские франки, которые не поступили в обращение? Напомню, что было напечатано 1 930 00 штук таких чеков. В 1997 году эти франки всплыли на металлургическом заводе им. А.К. Серова города Серов (Свердловской области). Дело в том, что в тот момент генеральным директором завода был … Антон Баков. Тот самый, который ранее возглавлял ТОО «Уральский рынок». Есть данные, что на заводе в обращении был 1 миллион из напечатанных ранее уральских франков. А вот куда попали остальные 930 000 штук неизвестно.

Так вот эти франки были выпущены в обращение на территории завода по типу эрзац-денег. Сначала они были в таком виде, как представлены выше, а потом на них стали ставить различные надпечатки: «талоны на питание». Затем на этих чеках были и другие надпечатки: «Техноград Северный», «Верхотурский уезд». В дальнейшем на чеках даже ставились надпечатки отдельных цехов завода: «сортопрокатный», «автотранспортный», «крупносортный». Данные эрзац-деньги принимались в заводской столовой и магазинах предприятия, причём в обращении были чеки только номиналом 1, 5, 10, 20 уральских франков. В 2000 г. Антон Баков не стал генеральным директором металлургического завода, и уральские франки на заводе прекратили обращение (циркулировали с 1997 г. по 2 ноября 2000 г.). После прекращения обращения 500 000 штук уральских франков были изъяты и хранились в прокуратуре города Серова. В 2000 г. А. Баков избрался депутатом Законодательного собрания Свердловской области от Серовского одномандатного округа. В 2003 г. участвовал в выборах губернатора Свердловской области, но проиграл. С 2003 по 2007 гг. А. Баков - депутат Государственной Думы.

На сегодняшний день сказать сложно, сколько осталось уральских франков. И то, что уральские франки сохранились у коллекционеров, даёт нам возможность видеть и изучать эти деньги.

Представленные уральские франки из частной коллекции. Изображения размещены с согласия владельца.

Мы живем в единственной реальности. Реально то, что вокруг нас. И поэтому очень часто не можем оценить, что случилось бы со страной, если бы руководители её приняли другое решение.

Михаил Горбачев был у власти почти шесть лет. Всего 6 лет. И за это время со своими подельниками угробил сверхдержаву. Так быстро.

Владимир Путин во главе России более 12 лет. Что случилось бы с Россией, приди к власти другой человек? Мы можем лишь догадываться.

По сценарию наших геополитических «партнеров» Россия должна была быть расчленена. Старт этому процессу должен был быть положен вторжением банд Басаева в Дагестан осенью 1999 года.

Политической и военной ликвидации России, предшествовала и экономическая подготовка. Будущий распад закладывался экономически – чуть менее за год до вторжения в Дагестан, «вдруг» рухнул рынок ГКО и случился дефолт августа 1998 года. А незадолго до этого учетная ставка Центрального Банка России «вдруг» увеличилась до 150% в период 27 мая 1998 г. - 4 июня 1998 г. Прямо накануне краха деньги стали особенно дорогими. Случайно? Нет. Это была сознательная подготовка дефолта – обрушения нашей экономики.

Смысл этой акции – создание апатии и безучастности граждан к гибели своей страны. Зачем она такая, где все время все рушится и падает? Отрепетировали этот сценарий ещё в СССР. Помните дефицит последних лет перестройки? Он был искусственным. Вагоны не разгружались, с заводов не вывозилась продукция. Продукты выбрасывались на свалки и помойки.

Летом 1989 года я был в стройотряде в городе Ноябрьск. Лично сам видел фрукты и овощи на помойке. Вполне сносного качества, между прочим. На фоне полного отсутствия их на прилавках Ноябрьска.

И СССР не стало. Потому что так хотело руководство СССР.

А Россия сохранилась. И развивается. Конечно, все мы хотим, чтобы развитие шло быстрее. Но именно действия Путина осенью 1999 года, помноженные на героическую борьбу дагестанских ополченцев и наших солдат с вторгшимися бандитами сохранили целостность нашей страны. Это нельзя забывать. Именно Путин снял вопрос распада России с повестки дня российской политики. Не сказать ему за это спасибо – верх неблагодарности и неуважения.

Почему именно сегодня я вспомнил об этом? Потому что во время поездки в Екатеринбург мои друзья подарили мне целую коллекцию уральских франков. Я выкладываю их изображение здесь.

Мне кажется важным, чтобы все граждане России увидели и вспомнили это прошлое, которое не стало нашим будущим. Уральская республика со своей валютой. Со своим двухпалатным парламентом, копирующим законодательный орган отдельного государства, который «случайно» оказался на Урале именно с двумя палатами, когда региону вполне достаточно одной.

Много таких случайностей. Кстати, у кандидатов в депутаты на Урале были весьма характерные документы, где прямо было написано «Республика».

Вот они, признаки и призраки нашего прошлого, несостоявшегося будущего. И нам надо быть внимательными, чтобы это прошлое больше никогда не постучалось в наши двери.


…Вернувшись в 90-м году в Свердловск после долгого отсутствия и ужаснувшись происшедшим в нем переменам, я начала рисовать исчезающий на глазах исторический город и выпустила серию открыток с изображением городских пейзажей. Возможно, они попались на глаза кому - то из власть придержащих. Во всяком случае, ко мне вскоре обратился молодой предприниматель из окружения губернатора с предложением сделать эскизы… новых уральских денег. Заказ показался фантастичным, мало верилось в возможность его реализации, но я согласилась. Про «уральские франки» - деньги не состоявшейся Уральской республики (была такая сепаратистская идея в начале 90-х) написано уже достаточно много. Возможно, кому-то будет интересно узнать и о роли художника в этом проекте…


На главной стороне банкнот размещены портреты исторических деятелей, а на обороте - мои рисунки памятников архитектуры уральских и сибирских городов: Екатеринбурга, Перми, Уфы, Тюмени, Златоуста, Невьянска, Тобольска и Воткинска.
Название «уральские франки» еще не было окончательным. Начала я с эскиза т.н. «именной акции», но скоро задача была сформулирована четко - сделать 8 городских зарисовок по числу номинаций: 1,5,10,20,50,100,500,1000 « уральских франков». Срок был жесткий - 2 недели. Работать пришлось в условиях, близким к экстремальным. В то лето 1991-го года я жила с трехлетней внучкой на далекой даче в Пермской области.
снимок 1900 года

франки создавались здесь:

Бытовых условий в доме почти не было, часто отключали электричество, далеко приходилось ходить за водой, а тут еще огород, который мы с мужем развели в первый (и последний) раз в жизни, будучи в эйфории от покупки деревенской усадьбы. Все лето один за другим приезжали друзья, которым требовалось внимание. Поэтому, за работу я садилась уже поздно вечером, уложив гостей спать. И работала почти до утра. Конечно, компьютера у меня в ту пору не было, только: перо, тушь и бумага. Вглядываясь сейчас в ту двадцатилетнюю даль, вижу: глухое камское село, притихший старый дом, в открытое окно светит луна, под луной блестит река, а я сижу за чертежной доской и … рисую деньги. Уральские!

Эскизы я сдала в срок и получила вознаграждение - 1,5 или 2 тысячи рублей, сейчас точно не помню. Если учесть, что «франки» были вскоре напечатаны на Пермской фабрике «Гознак» и немалым тиражом, то оплата моего труда кажется символической. Но я в то время совершенно не представляла себе технологии изготовления денег на фабрике, технических требований к рисунку, стандартов художественного оформления денежных знаков. Узнавать все это было некогда и не у кого…Помню, была разочарована, не обнаружив на напечатанных банкнотах своих рамок в стиле «модерн», которые так старательно от руки вырисовывала на каждой купюре. И надписи у меня на эскизах гораздо изящнее – на деньгах шрифт примитивный. Но это мелочи. В целом, могу свидетельствовать, что гравер на фабрике не изменил ни одной линии на моих картинках, только детализировал рисунок зелени и кое-где добавил штриховки.

Но этот очерк не совсем о деньгах, а вернее, не только о них. Удивительным образом с каждым изображенным на банкнотах сюжетом у меня ассоциируются личные жизненные ситуации. С возрастом я почти привыкла к подобным совпадениям, и они меня теперь только радуют, словно кто-то «оттуда» заинтересованно следит за мной и направляет… И потому я склонна думать, что этот заказ не был таким уж случайным.
На купюре достоинством 20 франков изображен, пожалуй, самый известный в мире частный дом – Ипатьевский:





В конце 70-х Свердловск начали посещать зарубежные специалисты. Приближался 1978г. - год печального юбилея – 60-летие со дня расстрела царской семьи. Партийная власть опасалась, что эта дата привлечет внимание зарубежных средств массовой информации, и в 1977г. по постановлению Политбюро было принято решение о сносе злополучного дома. В том же году дом был взорван и стерт с лица земли. Это было форменное варварство, потому что дом был очень красив – эдакие белокаменные палаты. Построенный в конце 80-х годов 19-го века в псевдорусском стиле с элементами модерна, удачно вписанный в крутой рельеф, он безусловно украшал собою Вознесенский проспект.

снимок 1954 года:

снимок нач. 20в.:

за забором -царская семья

В детстве я жила в двух шагах от Ипатьевского дома, бегала мимо него в школу, каталась на санках.
вид дома с колокольни Вознесенской церкви фото нач. XXв.

Дом находился в верхней части Вознесенской горки и разгон от него вниз был до самого пруда… Мне исполнилось восемь лет и меня приняли в отряд «октябрят», когда я вдруг вообразила, что живущий вместе с нами мой дядя Саша (Александр Тимофеевич Романов) –родственник царя, уцелевший во время казни семьи. И теперь он прячется у нас в доме. Я думала так долго, боялась спросить у родителей и мучилась от своей раздвоенности – дядю я любила, но повесть о Павлике Морозове я к тому времени уже прочитала…Я бы так не мучилась, если бы знала тогда, что именно мой дядя Саша сопровождал во время Великой Отечественной войны из Ленинграда в Свердловск эрмитажные ценности, и хранились они затем всю войну до 1946-го года в …Ипатьевском доме.
Мой отец, страстный фото и кинолюбитель, в 50-е – 60-е годы увлеченно снимал город, Ипатьевский дом – многократно и с разных точек. В начале перестройки в Свердловск приехал небезызвестный кинорежиссер, задумавший снимать фильм о семье Романовых. Он пытался уговорить местную администрацию восстановить, к тому времени уже давно снесенный, дом (он-де нужен ему для съемок). Энтузиазма у начальства такое предложение не вызвало.
Режиссер, узнав, что в нашей семье есть кинокадры исторического дома, пожелал с нами встретиться. Мы с братом подарили ему эти уникальные кадры. К сожалению и удивлению он ими не воспользовался и пренебрег, таким образом, исторической правдой – изображенный в его фильме дом даже отдаленно не напоминает Ипатьевский…Когда в начале 90-х началась спекулятивная возня вокруг идеи создания «Храма на крови» на месте уничтоженного дома, я, наивная, сделала попытку направить дискуссию в другое русло – написала заметку в «Вечерний Свердловск» с предложением не новый храм сооружать в знак памяти о печальном событии, а восстановить ту часовенку, что была свидетельницей трагедии в июле 1918-го года. Такое решение не нарушило бы масштаба существующей застройки, где доминантой всегда была Вознесенская церковь. Но сколько потом в течение десятка лет было даром потраченных денег и загубленных репутаций, пока на этом месте не появился помпезный храм, сразу превративший старинный ансамбль церкви и Харитоновского дворца в лилипутскую декорацию…Ипатьевский дом я рисовала много раз, а новоиспеченные уральские бизнесмены охотно покупали мои картинки в качестве сувениров для поездки за рубеж.
Мой рисунок 1990 года:

Графическое и живописное изображение Ипатьевского дома можно также увидеть в буклете, посвященном церемонии перезахоронения останков царской семьи 17 июля 1998-го года.

Как известно, они были погребены в Петропавловском соборе в Петербурге. Но сначала с уральскими узниками прощался Екатеринбург. Накануне утром в Вознесенской церкви были установлены урны с останками членов семьи и слуг, разделивших их участь. Народом была запружена вся площадь, люди с цветами шли в храм сплошным потоком несколько часов. День был солнечный и жаркий. Но за несколько минут до полудня небо заволокло тучами и ровно в 12 часов, с первым ударом церковного колокола разразился страшный ливень. Как раз в этот момент из церкви появилась траурная процессия. Военные, чеканя шаг, несли урны, а вслед за ними шествовали важные чиновники, в том числе, уральский и петербургский губернаторы. Шли медленно, под проливным дождем, без зонтов. Когда подошли к машинам, отъезжающим в аэропорт, и начали в них садиться, дождь прекратился, и через несколько минут снова сияло солнце. Всему этому я была свидетелем. А буклет давно стал раритетным, он был выпущен всего в 500-х экземплярах.
В эти же перестроечные годы еще один уральский дом приобретает широкую известность – дом С.Дягилева в Перми. В 1989-м году там состоялась научная конференция «Сергей Дягилев и художественная культура XIX-XXв.в.» Впервые в стране была осуществлена такая беспрецедентная по масштабу «выставка – монография», на которую собрали материалы из самых крупных национальных музеев, архивов и библиотек. Тогда, будучи в Перми, я сделала цветной слайд Дягилевского дома и использовала его затем для рисунка на банкноте.





Сейчас в доме музей и культурный центр. А когда-то в пристрое к боковому фасаду дома размещалась Александровская женская гимназия, ее в 1914-м году успешно закончила моя тетя - Зинаида Афанасьевна Демидова.

Зимой 1918-го г., когда Урал заняли белые, здесь помещалась колчаковская комендатура, о чем свидетельствуют обнаруженные на стенах при ремонте здания суровые надписи – цитаты из военных приказов.





вестибюль в доме Дягилева:

гимназия №11 бывш. Александровская:



В связи с этим уместно, наверное, упомянуть, что комендантом Перми в тот год был назначен Василий Кустов – муж Софьи Матвеевой, двоюродной сестры моего отца. Это обстоятельство спасло жизнь моей бабушки - Анастасии Спиридоновны Демидовой. Но прежде надо сказать, что семья Матвеевых, как многие русские семьи во время революции и гражданской войны раскололась на два лагеря – красных и белых. Глава семьи – пермский адвокат Павел Александрович Матвеев, выпускник Казанского университета, в царское время считался неблагонадежным, неоднократно бывал в ссылках и детей своих воспитал, согласно своим убеждениям. Три его сына: Владимир, Михаил, и Константин с воодушевлением приняли революцию, а дочь Софья - студентка Бестужевских курсов вышла замуж за молодого офицера Василия Кустова. Он – то и стал комендантом Перми. Братья Матвеевы при наступлении Колчака на Урал покинули Пермь, в доме оставалась лишь моя бабушка с маленьким Алексеем, моим отцом. Именно тогда, разыскивая Матвеевых, в дом ворвались колчаковцы, но увидев на рояле портрет Кустова – своего командира, ретировались. Эту историю рассказывал нам отец, который прятался под этим самым роялем. Во второй половине 19-го года в Пермь вернулись красные, армия Колчака отступила в Сибирь, в Омске у Кустовых родился сын Юрий – мой троюродный брат. Через какое-то время семья вернулась в Пермь, Кустов скрывался, в 30-х годах был арестован и погиб в ГУЛАГе, там же в 40-м погибли Владимир и Константин Матвеевы, а Михаил вернулся из лагеря больным… Жизнь всех трех братьев была полна героическими приключениями, особенно, старшего – Владимира, автора повести «Золотой поезд», комиссаром которого он сам и был. Братья успели жениться, у них остались дети…Семья Матвеевых сегодня многочисленна, потомки их живут в Колумбии, в Испании, в Перми, в Чайковском…
Матвеевы:


Софья и Василий Кустовы

В.Матвеев:

Город Чайковский, названный в честь великого русского композитора, находится в 40 км от Воткинска, где в 1840-м году в семье начальника Камско-Воткинского горного округа - инженера Ильи Петровича Чайковского родился сын Петр. На тысячефранковой банкноте – портрет композитора, а на обратной стороне изображен дом, в котором он родился и провел первые восемь лет своей жизни. К сожалению, ксерокопия этого рисунка попорчена, а другой у меня нет. Когда деньги были отпечатаны (в 1991-м году), я попросила заказчика сделать мне ксерокопии на память. Подлинная купюра у меня только одна – 50-ти франковая, подаренная одним свердловским коллекционером. На ней портрет художника М.Нестерова и фиолетовая неразборчивая печать.





Кажется, эти банкноты частично использовались, как талоны для расплаты со служащими некоторых уральских предприятий. На обороте – памятник архитектуры 19-го века - здание уфимской женской гимназии.
Ее успешно закончили в свое время сестры Зыряновы.


Судьба их трагична. Как говорила моя бабушка – «сгинули» в революцию. В Уфе я никогда не была, но хорошо представляю по описаниям старших их дом на Бекетовской улице с черемуховым садом, службами, своим выездом. Анна Ивановна Зырянова (урожденная Демидова), родная сестра моего деда, вышла замуж за уфимского пароходчика. Три их дочери: Ольга, Милиция и Сусанна после окончания гимназии учились в Петрограде на Высших женских курсах. Там их застала 1-я мировая война. Окончив дополнительно медицинские курсы, все три сестрицы поступили работать в госпиталь в Федоровском городке, в Царском селе, где ухаживали за ранеными и царские дочки. Известно, что Ольга и Милиция к тому времени уже вышли замуж, Ольга – за офицера. Анну Ивановну, их мать, расстреляли в Уфе красные за то, что она прятала у себя в доме белых офицеров:

Возможно, сестры, отступая с армией Колчака в Сибирь, оказались, как многие, в Китае, в Манчжурии. Косвенное свидетельство тому я обнаружила в воспоминаниях русской эмигрантки Ольги Ильиной-Лаиль. Она упоминает о своей харбинской подруге Милице, не называя ее фамилии, но похоже описывая ее внешность…

…Впервые в Невьянск я поехала за тем самым портретом, который воспроизведен на пятифранковой банкноте. В 1994-м году в Свердловске состоялась выставка «Фамильные портреты Демидовых». Это была первая на Урале, а может быть, и в стране, выставка, инициированная и осуществленная частным лицом. Сообщаю об этом просто, как о факте, который тогда казался беспрецедентным, так привычен еще был в сознании партийный контроль за любым творческим актом. В начале 90-х имя Демидовых только-только начинало очищаться от многолетних советских клише - «угнетателей» и «кровопийц», возникали многочисленные учреждения с одноименным названием – Демидовский фонд, Демидовский институт, Демидовский банк…
Мой эскиз для гравера:





Никита Демидов (1656-1725):

Я ни с кем не согласовывала ни тему экспозиции, ни ее содержание и художественное оформление, делала выставку так, как считала нужным. Это была, конечно, авантюра – вытащить на свет Божий из музейных подвалов, где они пылились десятки лет, портреты представителей Демидовской династии. История создания выставки полна драматизма - чего стоила, к примеру, транспортировка на «газике» по скверному шоссе драгоценных музейных бюстов работы итальянских мастеров XIXвека. Всю дорогу из Нижнего Тагила до Свердловска я держала у себя на коленях мраморную голову Анатолия Демидова и ежеминутно молилась, чтобы путешествие окончилось благополучно – не разбили, не ограбили бы (по тем временам – обычное дело). А уж как везла в Ленинград, возвращая с выставки портрет работы Брюллова, рассказать просто не решусь, поскольку это детективная история, а я пишу всего лишь очерк. Впрочем, и очерком это не назовешь, так – заметки по поводу…
А.Демидов ск. А.Канова:



Помню, профессиональные искусствоведы меня упрекали: «Как можно выставлять на всеобщее обозрение неотреставрированные полотна, с которых осыпается краска?» Но меня, дилетанта, эти запреты не смущали, самым важным казалось – показать то, что никогда никто не видел – чудные работы крепостных мастеров живописи. Дамочки ворчали, однако предложенную «пищу» охотно поглощали – и студентов своих водили и сами внимательно изучали. Интересно, сегодня, спустя двадцать лет эти портреты восстановлены или попрежнему пылятся в запасниках? …Выставка просуществовала в Литературном квартале Екатеринбурга два месяца и ее посетили тысячи людей. Это была своеобразная реклама Демидовскому банку, который взял на себя все расходы – оплату аренды зала и экспонатов, транспорт, охрану во время работы выставки, презентацию. Заслуга банка в осуществлении этой культурной акции неоценима. Но вскоре случилось несчастье, не редкое для того смутного времени, – убили председателя правления банка, молодого симпатичного интеллектуала, и через какое-то непродолжительное время банк прекратил свое существование. Во время подготовки и проведения выставки я состояла на службе в этом банке в качестве советника…

…Возвращаясь к портрету Никиты Демидова с банкноты, – таких портретов, прижизненных и позднейших копий, было много. Кроме идентичных нижнетагильского и невьянского я видела в музее горного института в Петербурге еще два аналогичных, демидовские конторы во многих городах украшались портретами отца – основателя. Тема демидовского художественного наследия неисчерпаема… Наиболее серьезные исследования производственной и культурной деятельности этой семьи отражены в солидных трудах Демидовского института в Екатеринбурге.
А по поводу Невьянской башни, история которой описана в десятках книг, хотелось бы добавить, что проект ее реконструкции выполнил Сергей Хвостенков – талантливый архитектор и всеобщий любимец, к сожалению, давно уже ушедший, но друзьями не забытый.

проект реконструкции авт.С.Хвостенков:


…Мне кажется, что выбор исторических персон для изображения на «уральских франках» достаточно случаен и продиктован чьими–то личными вкусами. Например, на «тюменской» банкноте достоинством в один франк всего уместнее, по-моему, был бы портрет представителя известного в Тюмени, да и во всей Сибири семейства Вардропперов. В Карском море есть остров Вардроппера, названный в честь тюменского предпринимателя Эдуарда Робертовича Вардроппера, выходца из Шотландии.



Вардропперы поселились в России, в Тюмени в 60-х годах 19-го века, построили судоверфи, наладили производство дешевых деревянных барж, основали свою пароходную компанию. Среди них были инженеры, геологи, строители, они владели лучшими в городе жилыми домами. Благодаря их успешной предпринимательской деятельности Тюмень к началу XXв. становится центром судостроения и основной базой пароходства Сибирского речного бассейна.
Не удержусь от соблазна рассказать о чудной девушке из тюменской семьи Юргановых – Вардропперов, история которой мне известна со слов моей подруги Наташи Поляковой.

Грэсса Вардроппер

Елена Юрганова

М.иА. Юргановы - родители Елены 1893г.

В 80-х годах XIXв. вдова шотландского инженера–путейца Грэсса Романовна Вардроппер вышла замуж за тюменского речника - капитана Михаила Филипповича Юрганова, тоже к тому времени овдовевшего. Своих детей Грэсса Романовна не имела и посвятила себя воспитанию детей и внуков мужа. Историю этой семьи можно проследить по фотографиям и документам, тщательно сохраненным внучкой четы Юргановых – Еленой Михайловной Юргановой - Вилькер. …Единственная дочь весьма просвещенных родителей – Елена (Леля, как ее все называли) с серебряной медалью окончила Тюменскую гимназию и осенью 1912-го года поступила на историко-философский факультет Высших московских женских курсов Герье. И не одна она, многие гимназические подруги Лели продолжили свое образование в столицах. Свидетельство тому – сохранившаяся переписка молодых девушек между собой и с тюменскими родственниками. В письмах домой Леля регулярно отчитывается родителям в своих тратах, восторженно рассказывает о московской жизни: об учебе, о любимых преподавателях, о посещении театров, о пасхальной службе в кремлевских соборах… Бабушке Грэссе Романовне – письма особенно почтительные. Леля прекрасно учится, она красива, добра, ее все любят, и кажется - еще столько счастья впереди…


студенческий билет- 1912г

И вот уже остается сдать несколько последних экзаменов, но вместо этого она заканчивает курсы «самаритянок» и идет работать в госпиталь. Жизнь круто переменилась, как у многих, как у всех. Ее молодой муж Залман Вилькер, бывший тюменский реалист, затем блестящий студент Рижского политехнического института, тоже не закончит образования из-за начавшейся войны и революции. В свое время его без экзаменов приняли в политехнический институт - еще школьником он поражал всех своими техническими способностями, патентовал собственные изобретения, публиковался в технических журналах. Он идет воевать в 15-м году, участвует в советско – финской компании 39-го года. В это время у Вилькеров уже четверо детей. Всю Отечественную войну Залман пробыл на фронте, а вскоре по возвращению домой был арестован по доносу – поплатился он … за восхищение американской техникой. Елена одна растила детей. Какое-то время ей помогал отец, доживший до преклонных лет. Елена Михайловна преподавала в школе французский язык и долгие годы затем работала в Уральском университете. Она была попрежнему обаятельной, отзывчивой, любимой студентами. Наташа – младшая дочь Елены Михайловны, во многом унаследовала материнские черты. У нее-то и хранятся сейчас все семейные реликвии. А у меня есть копии с выставки, на которой они экспонировались и которые я сейчас использую с ее позволения.
Елена Михайловна Вилькер 1894-1974

… Когда-то, в далеком уже теперь 1996-м году я делала в Свердловске, в музее истории города выставку - «Уральская провинция». Идея ее была проста – на примере нескольких близких мне семей, используя документы, фотографии, фамильные вещи, показать культуру и быт уральской разночинной семьи конца XIX – нач.XX в.в. Идея оказалась плодотворной и динамично развивалась за время почти годичного существования выставки – помимо тех десяти семей, материалы о которых мне предоставили друзья, и незнакомые люди, посещающие выставку, предлагали свои документы, и к концу года объем экспозиции увеличился вдвое. К сожалению, я не сделала в свое время каталога выставки. Однако все копии фотографий и документов у меня сохранились и думаю, что я вправе разместить их в интернете. Но это уже отдельный большой проект…


Все 8 рисунков я выполнила на ватмане черной тушью, простым пером и рапидографом. Эскизы – карандашные.
арх. Софья Демидова

Уже давно живу в Питере, но родом я из далекого Челябинска. Городок такой на Южном Урале, славится тем, что мужики там дюже суровы (в принципе, соответствует действительности, суровых мужиков там в количестве, хотя лично я совсем не суровый, а белый и пушистый:)) А рядом с моим родным городом находится Ёбург, он же Екатеринбург, он же Свердловск. Вот там уж мужики суровее некуда - в 1991 году они решили ввести свою валюту. Уральскую республику, кстати, они решили ввести чуть позже - в 1993 году (примерно тогда же о своей республике задумались и в моем Челябинске и даже назначили президента, но челябинской национальной валюты так и не придумали, хотя челябинский гульден или южно-уральская марка звучало бы очень даже неплохо для простого обывателя).
Республики со столицей в Екатеринбурге еще не было (и не будет, надеюсь), а валюта уже была. Называлась она уральский франк. Название было выбрано по аналогии не с французским франком, а со швейцарским - типа Свердловская область это такая вот маленькая Швейцария.
Впрочем, причина появления этих франков была банальнее донельзя - потребителем продукции Уралмаша и прочих свердловских заводов было государство. Товары народного потребления, которые можно продать за проходной за наличку, там как-то не производились. А вот деньги у государства в 91-ом куда-то делись. Что-то такое неладное творилось с деньгами (примерно как у меня после праздников). И у свердловчан выходов из положения было всего два - натуральный обмен (например, прокатный стан или гидравлический пресс в обмен на картошку) или... введение собственной денежной единицы. А от собственной денежной единицы, кстати, рукой подать и до собственной республики. Что чуть было и не произошло в 93-ем.
Тираж уральских франков был напечатан на пермской фабрике Гознака в феврале 92-го. Всего было напечатано 1 миллион 930 тысяч купюр на общую сумму 56 миллионов франков. Стоимость заказа составила 20 тысяч американских долларов.
Но пустить их в оборот так и не решились, а потом пускать их в оборот в каком бы то ни было виде запретила прокуратура - от греха подальше. А в декабре 93-го была принята новая Конституция, согласно которой на территории Российской Федерации в обращении находится одна единственная валюта, эмиссия которой осуществляется Центробанком Российской Федерации. Речь в Конституции идет о рубле, а не о разного рода франках. Но применение эти купюры все-таки нашли.
В 1997 году на серовском Металлургическом заводе им. А. К. Серова в Свердловской области дела с наличностью обстояли хуже некуда, вот эти франки и пригодились - их пустили в оборот в пределах завода. Франками можно было расплачиваться в заводских столовых и магазинах. Когда у прокуратуры возник вполне закономерный вопрос - а что это за странные денежные знаки получают в качестве зарплаты серовские рабочие, на франках поставили штемпель "талоны на питание". Кстати, в Серове использовался только миллион отпечатанных купюр. Куда делись еще 930 тысяч неизвестно и по сию пору. По всей видимости они скуплены безумными коллекционерами.
Я не безумный коллекционер, и к тому же ярый сторонник целостности нашей страны, но дизайн уральских купюр представляет интерес на мой взгляд. Кому еще интересно - прошу под кат.

Один франк. Изображен сибирский хан Ибак, разгромивший в 1480 году Золотую Орду и годом позже убившего хана Ахмета.

Один франк. Оборотная сторона. Коммерческое училище в Тюмени. Построено по проекту архитектора В.К. Олторжевского, прекрасный образец русского классицизма.

5 франков. Имя Никиты Демидова хорошо известно всем. Комментарии излишни.

5 франков. Невьянская башня. Пиза славится своей падающей башней. А в областном центре Невьянск, неподалеку от Екатеринбурга есть своя башня, не падающая, а слегка наклонная. Уникальный памятник начала XVIII века (имя архитектора неизвестно). Согласно легенде один из Демидовых в подвале башни чеканил фальшивые деньги. По приказу ревизора из Петербурга подвал башни затопили вместе с рабочими и оттого она слегка наклонилась (петербургские ревизоры не менее суровы, чем уральские мужики).

10 франков. Аносов Павел Петрович (8996-1851) Его инициалы на купюре написаны неверно, но этот ученый-металлург придумал технологию изготовления булатной стали. Он еще много чего придумал по части металлургии, но уральская булатная сталь - самое известное его достижение. Секрет ковки булата был утерян в Средние века, Аносов открыл его заново.

10 франков. Оборотная сторона. Арсенал в Златоусте. Построен в 1825—1833 годах по проекту архитектора Посникова. С самого начала здание использовалось не только как арсенал, но и как библиотека, позже превратилось в музей.

20 франков. Писатель Мамин-Сибиряк нуждается в представлении еще меньше чем Никита Демидов.

20 франков. Оборотная сторона. Да, Ипатьевский дом. Тот самый.

Нестеров Михаил Васильевич (1862- 1942), известный российский и советский живописец. Родился в Уфе. Умер в Москве будучи обладателем звания заслуженный деятель искусств РСФСР и лауреатом Сталинской премии первой степени (присуждена в 1941 году).

50 франков. Оборотная сторона. Памятников архитектуры в Уфе немного. Но сохранилось здание губернского дворянского собрания, построенное в 1852 году, которое и попало на эту купюру.

Тут комментировать нечего. Таблица Менделеева, технология изготовления правильной водки и много чего еще. На уральский франк попал потому, что Родился в Тобольске, не так уж далеко от Екатеринбурга по меркам нашей необъятной страны.

Тобольский кремль. Самый молодой из кремлей - заложен в 1683 году, достроен в 1799. Заодно это и единственный каменный кремль во всей Сибири.

500 франков. Дягилев Сергей Павлович (1872-1929), театральный и художественный деятель.

500 франков. Оборотная сторона. На уральские франки Дягилев попал потому, что его дом-музей находится в Перми - городе, где эти купюры были отпечатаны.

1000 франков. Уральскую купюру с самым крупным номиналом украшает еще один человек, не нуждающийся в представлении - Петр Ильич Чайковский.

1000 франков. Оборотная сторона. Дом-музей Чайковского можно найти в Воткинске - тоже не очень далеко от Екатеринбурга.

Кстати, постов на тему бонистики или нумизматики до сей поры в своем жж я не делал. С чего бы это вдруг меня на эту тему потянуло? А все просто - подумал, чем бы поразнообразить контент на моей любимой Истории Пропаганды . Не все же там выкладывать плакаты, старую прессу, обзоры пропагандистских фильмов и прочие листовки. И тут понял - а ведь деньги, в смысле купюры и монеты, это ведь тоже пропаганда. Причем в чистом и незамутненном виде. Что мы видим на купюрах? Правильно - видим то, чем страна, которая осуществляет эмиссию этих купюр может гордится - достопримечательности, отцы-основатели, великие деятели культуры, великие полководцы и прочие разные великие. Разумеется, начинать серию публикаций на эту с рассказа о том, что на купюре в один доллар изображен Джордж Вашингтон, а на купюре в 50 рублей нарисована стрелка Васильевского острова, как-то не хотелось, поэтому начал я с нахаров Чеченской Республики Ичкерия. Ну, и продолжу, разумеется. Тема, на мой взгляд, интересная. Особенно валюта разных непризнанных или никогда не существовавших государств.


В 1991 году прекратил свое существование Союз Советских Социалистических Республик. В скором времени такая же участь могла постигнуть и Российскую Федерацию – идеи создания собственных республик были популярны не только на Северном Кавказе. Попытка создания Уральской республики со столицей в Екатеринбурге была предпринята в 1993 году, но национальная уральская валюта была утверждена еще в 91-ом.


Один франк. Лицевая сторона. Хан Ибак. В 1481 году он совместно
с ногайскими мурзами Мусой и Ямгурчи убил хана Большой Орды Ахмата.

Один франк. Оборотная сторона. Коммерческое училище в Тюмени.
Образец русского классицизма. Автор проекта - архитектор В.К. Олторжевский

Новая валюта получила название «уральский франк». Почему именно франк, а не доллар или, например, гульден? Скорее всего, по аналогии со швейцарским франком – и в то время, и в наши дни одной из самых надежных мировых валют. Причина, по которой Товарищество с Ограниченной Ответственностью «Уральский Рынок» решило выпустить уральские деньги, крылась вовсе не в уральском сепаратизме (хотя о своих республиках во многих регионах говорили уже тогда).

Изображения на уральских франках традиционны для большинства любых других купюр – на лицевой стороне нарисованы знаменитости, на оборотной – достопримечательности. При этом в число знаменитостей и достопримечательностей попали не только уральские, но и сибирские. Впрочем, те, кто планировал создать Уральскую республику, задумывались и о Большой Уральской республике.


Пять франков. Лицевая сторона. Легендарный Никита Демидов (1656-1725) – бывший тульский оружейник, основатель
династии уральских промышленников, один из главных поставщиков оружия для российской армии в годы Северной войны.


Пять франков. Оборотная сторона. Невьянская башня. На Урале эта башня не менее знаменита, чем
Пизанская башня в Италии. Построена в первой четверти восемнадцатого столетия.
Автор проекта неизвестен. Знаменита тем, что она если не падающая, то хотя бы наклонная..


10 франков. Лицевая сторона. Аносов Павел Петрович (8996-1851). Этот ученый – металлург
знаменит тем, что заново открыл технологию ковки булатной стали, утраченную в Средние века.


10 франков. Оборотная сторона. Арсенал в Златоусте. Построен в 1825-1833 годах по проекту архитектора Посникова.
Изначально использовался не только как арсенал, но и как заводская библиотека, позднее превратился в крупный музей.


Причина была проще и прозаичнее – в 91-ом году разваливался не только Советский Союз, но и советская система товарно-денежных отношений. Не стало ни товаров, ни денег. Кроме того, в Свердловске, только что переименованном в Екатеринбург, не было (да и сейчас нет) заводов выпускающих товары народного потребления, которые легко продать. Нет, в этом городе выпускались и выпускаются ныне буровые вышки, гидравлические прессы, прокатные станы, паровые турбины, самоходные артиллерийские установки и прочий не самый «ликвидный» товар, единственным покупателем которого было государство. А у государства не было денег. Не было денег и у екатеринбургских предприятий, не было денег и у рабочих, которые на этих предприятиях работали.


20 франков. Лицевая сторона. Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852-1912). Знаменитый писатель, автор таких романов как «Приваловские миллионы» и «Золото».


20 франков. Оборотная сторона. Ипатьевский дом. В подвале этого дома в ночь с 16 на
17 июля 1918 года был расстрелян последний российский император вместе со всей семьей.


Предложенная некоей группой уральских экспертов идея введения уральской валюты, которая будет находиться в обращении параллельно с рублем, получила одобрение на самом верху – не возражало министерство финансов и Госбанк, одобрил идею премьер-министр Егор Гайдар. В 1991 году был готов дизайн купюр, а в феврале 1992 года на пермском отделении фабрики «Гознак» был отпечатан тираж в 1 миллион 930 тысяч уральских франков.


50 франков. Лицевая сторона. Нестеров Михаил Васильевич (1862- 1942). Знаменитый российский
и советский художник. Рисовал не только картины и портреты, но и росписи в православных храмах.
За год до смерти удостоен Сталинской премии первой степени.


50 франков. Оборотная сторона. Нестеров родом из Уфы, поэтому на оборотную сторону попал один
из немногочисленных уфимских памятников архитектуры девятнадцатого столетия – уфимская женская гимназия.


Правда, в 92-ом власти Екатеринбурга так и не решились ввести эту валюту в обращение. С 1 июля по 9 ноября 1993 года «де факто» существовал такой непризнанный субъект Российской Федерации как Уральская республика во главе с губернатором Эдуардом Росселем, но франки не были введены и тогда. А в декабре 1993 года была принята новая Конституция Российской Федерации, согласно которой на территории нашей страны в обращении находится одна единственная валюта – российский рубль. Никаких франков новый Основной Закон не предусматривал.


100 франков. Лицевая сторона. Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907).


100 франков. Оборотная сторона. Тобольский Кремль. Главной достопримечательностью Тобольска,
родного города Менделеева, можно назвать Кремль – самый молодой, а заодно и единственный,
каменный Кремль в Сибири. Строился с 1683 по 1799 год.


Но, уральские франки все же побывали в обращении. Правда, в пределах одного завода в Свердловской области. В 1997 году Антон Баков, директор серовского Металлургического завода им. А. К. Серова, сумел заполучить миллион франковых купюр с номиналами от 1 до 20 франков. Эти купюры и стали денежной единицей в пределах завода – ими можно было расплачиваться в заводских магазинах и столовых. Обменный курс был установлен как 7 тысяч рублей (до деноминации) за купюру (неважно какого номинала). После деноминации курс франковой купюры вырос до 12 рублей.


500 франков. Лицевая сторона. Дягилев Сергей Павлович (1872-1929), театральный и художественный деятель.


500 франков. Оборотная сторона. Дом-музей Дягилева в Перми – городе, где был напечатан весь тираж этих купюр.


Первоначально купюры были пущены в обращение «как есть». Но у городской прокуратуры сразу возник вопрос – в какой это валюте получают зарплату рабочие металлургического завода? Тогда на все купюры поставили штамп «талоны на питание».
В конце девяностых завод несколько раз проходил перерегистрацию, и каждый раз на купюрах появлялся оттиск новой заводской печати. Позже появились оттиски печатей отдельных цехов.
Но в 2000 году у завода сменилось руководство и новая администрация, наконец, вывела франки из обращения. Примерно 500 тысяч купюр были изъяты и хранились в прокуратуре. Судьба остальных купюр неизвестна.


1000 франков. Лицевая сторона. Петр Ильич Чайковский (1840-1893).
Знаменитый композитор, автор «Щелкунчика» и «Лебединого озера»


1000 франков. Оборотная сторона. Дом-музей Чайковского в Воткинске.
В этом городе великий композитор провел первые восемь лет жизни.
Биографы Чайковского считают, что прообразом знаменитого Лебединого озера послужил Воткинский пруд.