Всемирная история банк империал ролики. Всемирная история, банк империал. Легендарная серия под лозунгом

Всемирная история банк империал ролики. Всемирная история, банк империал. Легендарная серия под лозунгом "Всемирная история, Банк империал"

Пермское вымирание – самое грандиозное вымирание видов на планете за всю геологическую историю, случившееся на Земле около 250 миллионов лет назад. Наиболее распространённая гипотеза о причинах этого вымирания – вулканическая – недавно получила новое подтверждение палеогеологов.

Если посмотреть на хрестоматийную геохронологическую таблицу, на временной шкале которой геологические эры и периоды сопровождаются описанием господствующих флор и фаун, то увидим, что в следующем после Пермского периода Триасовом на Земле господствовали совершенно иные формы. В конце Перми исчезают древние леса из гигантских плаунов и папоротников (это которые и дали нам ныне активно разрабатываемые каменноугольные месторождения), населённые ящероподобными амфибиями, а на смену им приходят хвойные. В животном царстве позднепермская эпоха ознаменовалась появлением настоящих ящеров - крупных рептилий, которые определи весь облик последующей Мезозойской эры в представлениях современных школьников и продвинутых журналистов.

Пермским вымиранием закончился Палеозой, длившийся 420 миллионов лет. Пермское вымирание освободило на планете место для мезозойской флоры и фауны.

Причина столь грандиозной смены классов растений и животных на границе Палеозоя и Мезозоя кроется в катастрофической смене глобального тропического климата умеренным и в существенном изменении химического состава земной атмосферы. А изменения эти вызваны вулканической активностью на территории современной Сибири.

В те далёкие геологические времена Сибири как таковой не существовало. Не было ни Европы, ни Азии, ни вообще Евразийского континента. А был единый суперматерик Пангея, включавший в свой состав также Африку, Антарктиду, Австралию и обе Америки. И был единственный океан, омывавший Пангею со всех сторон - суперокеан Панталасса.

Но вот 252 миллиона лет назад по какой-то причине (причина - до сих пор дискуссионный вопрос) активизировались супервулканы. Их мощнейшие извержения на тысячелетия закрыли солнечный свет, выбросив в атмосферу огромное количество пыли и сажи. Наступила длительная эпоха сумерек с общим похолоданием, которую-то и не смогли пережить тропические палеозойские леса с их земноводным населением. За каких-то 50 тысяч лет катастрофически вымерло 65-70% наземных видов. В науке это вымирание известно как пермская биосферная катастрофа.

Но грандиозное пермское вымирание наземных флор и фаун, оказывается, всего лишь слабое отражение биосферной катастрофы, случившейся чуть позже в мировом океане Панталасса. По оценкам палеонтологов тогда вымерло 90% обитателей подводного мира.

Выброс вулканами агрессивных химических веществ в атмосферу вызвал сернокислые, азотнокислые и прочие кислотные дожди. Пыль, оседавшая на обширной водной поверхности тоже содержала в себе кислотные радикалы. Но главным фактором оказался углекислый газ СО2, в неимоверных количествах – триллионы тонн! – попавший в атмосферу вследствие вулканических выбросов, и вторичным путём - из-за тотальных лесных пожаров. В целом, плохо растворяясь в воде, углекислый газ, тем не менее, поступал в неё в огромных количествах. И растворяясь, превращался в углекислоту Н2СО3 (это та, которая язык щиплет в газировке).

В течение каких-то 10 тысяч лет воды мирового океана окислились, рН водной среды резко понизился сразу (по геологическим меркам) на 0,7 единицы. И океан Панталасса надолго опустел.

Всё вышеизложенное – результат долгих и кропотливых исследований геологов, геохимиков, палеонтологов разных стран, по крохам добывающих новые знания о далёком прошлом нашей планеты.

Последний по времени (но далеко не окончательный) вклад внесли геологи, изучая пермские известняковые отложения на территории Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ) на побережье Персидского залива. Учёные исследовали содержание двух изотопов бора в биогенном известняке. Эти две разновидности атомов одного химического элемента различаются по концентрации в щелочных и кислых водах, что является маркером для определения pH водной среды, в которой когда-то обитали пермские раковинные моллюски, раковинные амёбы фораминиферы и прочие морские организмы с известковым скелетом. Из их скелетов через миллионолетия и образовались известняки, дошедшие до наших дней.

Геологи пришли к выводу, что вода в этом районе в позднепермскую эпоху имела повышенную кислотность. Эти исследования подтвердили правоту аналогичного вывода других специалистов относительно изотопов кальция в тех же известняках.

Полученные результаты, конечно, сенсацией (как это преподнесли СМИ) назвать нельзя – просто ещё одна песчинка в кирпичике грандиозного небоскрёба современной науки. Но сам "кирпичик" этот в некотором смысле краеугольный.

Как отмечают сами учёные, их работа позволила выяснить причины второго вымирания (панталасского) животных в позднепермскую эпоху, но не объясняет снижение видового разнообразия во время первого вымирания, которое случилось на несколько десятков тысячелетий ранее и длилось 50 тысяч лет. Как указывают палеогеологические данные, кислотность водной среды на этом первом этапе вымирания тоже повысилась, но незначительно.

Как можно интерпретировать эти данные по позднепермским известнякам Аравийского полуострова? Очевидно, они ещё раз доказывают, что вулканическая активность поздней перми привела к биосферной революции и двухстадийному вымиранию биоты на планете.

Первое вымирание – наземной флоры-фауны - описано выше. Явилось оно следствием климатической катастрофы (затемнение земной поверхности и снижение глобальной температуры на суше из-за загрязнения и замутнения атмосферы сажепылевыми частицами, выброшенными вулканами и пожарами). То есть, здесь мы имеем состоявшийся аналог знаменитой математической модели "ядерной зимы", впервые описанной Карлом Саганом и подробно исследованной Вычислительным центром АН СССР в начале 1980-х под руководством академика Н.Моисеева (модель "Мир-3").

Второе, беспрецедентное вымирание – гидробиоты океана Панталассы, последовавшее после первого наземного вымирания через некоторый короткий геологический промежуток времени (знаменитых математических аналогов не имеет). Оно вызвано химическим загрязнением атмосферы и поверхностных вод и кислотообразующими ангидридами и, как следствие, вторичным загрязнением-закислением мирового океана в результате растворения ангидридов (в первую очередь - СО2) в воде. Хотя углекислота куда менее агрессивна, чем кислоты с азот-сера-хлорсодержащими остатками-радикалами, а растворение СО2 в воде весьма посредственное, но его количество в атмосфере было феноменально большим. И времени – предостаточно. В итоге именно углекислый газ, поступивший в атмосферу из "сибирских" вулканов и горящих папоротниковых джунглей сильно закислил мировой океан. Это изменение химсостава и кислотности привычной для пермских морских обитателей среды и погубило их.

Вступивший в реакцию с водой углекислый газ образовывал угольную кислоту Н2СО3, которая реагировала с вездесущим кальцием с образованием труднорастворимой соли СаСО3, попросту – известняка. Выжившие в апокалипсисе водные организмы с известковым скелетом извлекали из раствора этот известняк (наверное, правильнее говорить, извлекали растворённый кислотный остаток радикал СО3 и сами соединяли его с кальцием) и строили из него свой кальцесодержащий экзоскелет. Богатое содержание извести в воде дало вспышку численности кальций содержащих организмов. За много миллионов лет они таким образом постепенно извлекли растворённую в воде углекислоту, аккумулировав её в виде уже совсем нерастворимых известковых отложений ракушняков, известняков (моллюски), мела (фораминиферы). То есть, вернули кислотность океанской воды в прежнее (или сегодняшнее) нейтральное состояние. А после себя оставили ракушняк, который постепенно превратился в залежи мела и известняка. А некоторые из них пошли далее и, в свою очередь, через миллионолетия превратились в кальциты, доломиты, мергели и мрамор – то есть, в ценные строительные материалы.

Это – что касается научного значения описанной работы по изучению позднепермских известняков.

Но из этой работы геологов вытекает ещё один важный вывод (они сами акцентируют на этом): массовое вымирание животных может быть предупреждением человеку в связи с его активной промышленной деятельностью, приводящей к выбросу в атмосферу Земли углекислого газа. Именно с ней ученые связывают повышение среднего уровня pH в океане к настоящему времени на 0,1 с начала промышленной революции.

Обрати, читатель, внимание: для закисления вулканами и пожарами праокеана Панталасса на 0,7 водородных единиц потребовалось десятки тысяч лет. Промышленная революция в Англии началась всего 300 лет назад, в России – 200, а кое-куда в мире она ещё не докатилась даже. Но за этот исторический (а не геологический!) промежуток океан уже успел закислиться на 0,1 единицы. Напрашивается сравнительный вывод, от которого волосы на голове станут шевелиться!

Современные исследования геологической истории Земли показывают, что на протяжении 4-5 млн лет после окончания пермского периода палеозоя на нашей планете не было привычных осадочных отложений. Ученые безуспешно пытались найти океанические меловые остатки, формировавшиеся микроскопическими скелетами радиолярий и фораминифер, окаменелые фрагменты коралловых рифов в мелководных морских бассейнах или залежи угля, относящиеся к этому периоду жизни планеты. Складывается катастрофическая картина, свидетельствующая о том, что в триасе уже не существует около 90 % всех видов живых организмов, населявших Землю в предшествующем, пермском периоде палеозоя. Подобный результат наблюдается повсеместно, где бы ни проводились исследования палеозойских и мезозойских отложений – в Китае, Японии и Пакистане, Канаде, Южной Африке, Антарктиде или Австралии. Это явление получило название массового пермского вымирания, именно оно сформировало рубеж между последним периодом палеозойской эры, пермским, и первым периодом мезозоя, триасовым.
В конце палеозойской эры, 250 млн лет назад, вымерло порядка 90 % видов живых организмов, обитавших в морях, и 70 % сухопутных. Эта катастрофа унесла с собой плоские и морщинистые кораллы, бластоидеи, граптолиты, триллобиты, фузулиниды, эвриптероидеи, мшанки, морские лилии, членораздельные брахиоподы, а также значительно сократила разнообразие плауновидных и хвощевых растений. Как показывают проведенные исследования, восстановление биосферы на Земле после этой глобальной катастрофы заняло достаточно продолжительный период. С тех пор, как было установлено практически полное вымирание биосферы в пермский период палеозоя, ученые стали выдвигать свои предположения о том, что же послужило катализатором и основной причиной подобного масштабного бедствия.
Надо сказать, что причины самого грандиозного из всех вымираний на Земле до конца не известны. Существует множество гипотез относительно того, что же могло привести к столь катастрофическим последствиям для биосферы планеты. Некоторые ученые предполагают существование одновременно нескольких факторов, обеспечивших исчезновение живых организмов в пермский период палеозоя. В истории нашей планеты было зафиксировано пять крупнейших вымираний живых организмов, заключавшихся в катастрофическом исчезновении Есех представителей определенного биологического вида за короткий промежуток времени. Но пермское явление по своим масштабам превзошло все другие известные науке вымирания, включая и наиболее знаменитое – исчезновение динозавров на границе мелового периода.

Остановимся на наиболее распространенных и популярных версиях. Одна из них – резкое глобальное потепление и разогрев Земли, что привело к изменению химического состава морской воды и атмосферы. Дефицит кислорода мог способствовать гибели как наземных, так и водных экосистем, сложившихся в палеозойскую эру. Эти глобальные изменения окружающей среды на планете могли сопровождаться повышением сухости климата и изменением океанских течений, что также предопределило масштабность пермского вымирания.
Другая версия произошедших событий в конце палеозойской эры – это падение одного или нескольких метеоритов либо столкновение нашей планеты с крупным астероидом диаметром в несколько десятков километров. Различные экспериментальные модели показывают, что при столкновении Земли с астероидом такого большого размера может выделиться энергия, которая будет равна взрыву нескольких миллионов современных атомных бомб. Естественно, это приведет к катастрофическим последствиям для биосферы планеты.
Предполагается, что именно столкновения с метеоритами и астероидами могли быть причиной и других массовых вымираний, зафиксированных в геологической истории Земли. Для подтверждения этой гипотезы ученые пытаются найти кратеры соответствующих размеров на поверхности нашей планеты.
Считается, что в северо-восточной части Австралии и в гипотетическом кратере Земли Уилкса в западной Антарктиде были найдены некоторые доказательства существования ударных событий, которые соответствуют именно пермскому периоду палеозоя. В частности, это зерна кварца ударного происхождения и фуллерены с включениями инертных газов внеземного происхождения. Однако определить, действительно ли зерна кварца имеют ударное происхождение или они образовались на Земле в силу пластических деформаций в твердых телах, достоверно не удалось.
Пока же наибольшее распространение получила гипотеза о том, что массовое пермское вымирание стало следствием усиления вулканической деятельности на Земле. Эта версия основывается на результатах исследований осадочных пород, которые свидетельствуют об очень высокой вулканической активности в течение нескольких миллионов лет палеозоя в той области, где в настоящее время находится Сибирь. Группа канадских ученых во главе со Стефаном Грэсби обнаружила в канадском Заполярье в соответствующих по возрасту геологических слоях отложения пепла – ценосферы. Это микроскопические полые частицы зольной пыли, образованные при сжигании угля. Предполагается, что 250 млн лет назад эти частицы могли сформироваться в ходе активности сибирских траппов, где расплавленное вещество, вырываясь наружу, проходило через залежи угля.
Сибирские траппы считаются одними из самых крупных трапповых областей в мире, они занимают площадь практически в 2 млн км2.
Траппами принято называть особый тип континентального магматизма, который характеризуется огромным объемом излияния базальта за короткий промежуток времени по геологическим меркам. Обычно в районах траппового магматизма возникает своеобразный рельеф: базальтовый слой эродируется плохо, в то время как осадочные породы разрушаются достаточно легко. Траппы наблюдаются по всей Восточно-Сибирской платформе, в Хатангском прогибе и Минусинской котловине. В зонах их развития расположены реки Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Тюнг и другие. Центр траппового магматизма в Сибири находится в районе города Норильска.
Канадские ученые предполагают, что в результате извержения сибирских траппов в конце палеозоя в атмосферу планеты попало огромное количество ядовитых веществ. Это способствовало возникновению парникового эффекта и, соответственно, уменьшению количества кислорода в атмосфере.
В Мировой океан также попал вулканический пепел, вследствие чего произошло и изменение химического состава морской воды. Все это спровоцировало масштабное вымирание живых организмов на планете. Ученым удалось выделить три четких слоя ценосфер на временном отрезке длительностью в 500-750 тыс. лет. Последний из них сформировался непосредственно перед массовым пермским вымиранием. Геолог Грегори Реталлек из Университета штата Орегон считает, что представленные доказательства причин вымирания биосферы в конце палеозойской эры выглядят достаточно убедительно.

Думаю те, кто помнит 90е, тот эти ролики видел, кто же не застал - обязательно посмотрите! Это киношедевры, фильмы на минуту, наполненные и красотой и смыслом и изяществом! По моему они - это лучшая работа Тимура Бекмамбетова, не чета "Дозорам" или той туфте, что он снимал после них...

Ролики неоднократно завоевывали призы Международных фестивалей рекламы («Золотое яблоко» ММФР 1992, 94, 95, 96 гг., «Золотая барабанная палочка» фестиваль «Golden Drum» рекламы стран Новой Европы в Словении 1 995, Золотая медаль Международного кино-фестиваля в Хьюстоне 1995 г. и пр.).

Интервью Тимура Бекмамбетова о роликах из серии "Всемирная история"

Тимур Бекмамбетов, режиссер "Ночного" и "Дневного дозора", стал известен благодаря "Всемирной истории - серии рекламных роликов банков "Империал" и "Славянский". Недавно их снова показали по ТВ. Бекмамбетов вспоминает об этой работе как о самой приятной в жизни.

Ролики банка "Империал" шли шесть лет, с 92-го по 98-й. Время было веселое: рейв, наркотики, малиновые пиджаки. Где были вы?
- В центре всего (смеется)… Я как раз снял свой первый фильм, "Пешаварский вальс". И понял, что кино никому не нужно. Фильм ездил на фестивали, получал призы, но люди его не видели: в кинотеатрах были мебельные салоны и магазины запчастей. Зато по телевизору стали показывать рекламу. Которая снималась без правил: делай что хочешь. Хочешь - снимай кино, только тридцатисекундное. Сергей Родионов был странным клиентом, которого заинтересовал процесс создания роликов-фильмов…

- Эти ролики тогда все наизусть выучили. "Всемирная история" - ваша идея?
- Есть такой человек Володя Перепелкин - самый древний наш копирайтер. Сейчас он капусту выращивает, образно говоря, - живет под Москвой, думает о вечном (смеется). Сначала он предложил мне сценарии трех роликов со слоганом "Точность - вежливость королей". А потом я познакомился с Родионовым. И понял, что ему важно не просто рекламировать банк, а хочется быть меценатом такого вида искусства, как рекламный ролик. Я его спросил: "А почему ты кино не снимешь?" - "А как его потом люди увидят?" С роликами было понятнее: их можно было показать по телевизору. Тогда я расширил концепцию: появилась "Всемирная история". А дальше было пять лет замечательной жизни. Мы искали сюжеты: историк Кирилл Зубков, консультант, знакомил нас с докторами наук из Историко-архивного. Они рассказывали истории.

- По какому принципу вы их отбирали?
- Я должен был что-то почувствовать. Историю про Тамерлана, собиравшего камни, мне рассказал мой друг, режиссер Тимур Кабулов… Про Александра с лебедями - монархист Андрей, молодой человек из Петербурга…

- Есть ли ролики снятые, но не вышедшие?
- "Ивана Грозного" показали всего несколько раз. Царь объявляет о том, что берет власть в свои руки. Его спрашивают: "На каких условиях?" Он отвечает: "После узнаете".

- Одни из главных составляющих успеха - костюмы и грим…
- У нас были гениальные костюмер и гример - Наташа Дзюбенко и Люся Рогожина. Они все время находили остроумные способы выкручиваться, вписываясь в бюджет.

- Хочется тут же спросить: бюджеты были такие маленькие?
- Родионов, как умный человек, выбрал правильную политику: доверять бюджет режиссеру. И это оказалось самым рациональным подходом. Я вынужден был себя ограничивать: если к тебе относятся по-человечески, тебе искренне хочется не злоупотребить доверием. Бюджеты были не маленькие - но не то чтобы невиданные. У нас было очень остроумное производство: Наташа брала костюмы на "Мосфильме", ночью разрезала и перешивала… Мы снимали ролик, а потом за ночь костюмы перешивались обратно и сдавались на "Мосфильм"… В принципе, она сделала невозможное.

- А декорации? Например, юрт, стоящие в монгольской степи?
- Компьютерная графика. Мы были первыми, кто ее применил. Это сделал Павел Перепелкин, который работает со мной до сих пор; он делал графику к "Дозорам". Сначала одна юрта не склеивалась с другой, изображение дрожало, и было видно склейку… И тогда мы вспомнили об огне, который горит в кадре. Добавили размытости. Получилось марево, плывущий горячий воздух - "дрожание" стало оправданным… Вообще, все производство роликов "Империала" было находками выходов из положения.

- Как родилась идея роликов со стихотворениями? (речь идет о )
- Появился "Банк Славянский", нужно было придумывать им отдельную концепцию. В какой-то момент мы с Сергеем выяснили, что любим одних и тех же поэтов. Есть песни, на которые снимается видео. Почему бы не снять видео к стихам? Я принес ему свои любимые стихи. И обнаружил, что он знает наизусть весь Серебряный век! Вопросов не осталось - мы начали снимать. В двух первых роликах стихотворения Мандельштама и Блока читал Володя Машков. Ролик к "Конькам" Хармса считаю своей лучшей работой. Сделан он невероятно просто: мы с друзьями пошли в Серебряный Бор и сняли клип на фотоаппарат… Фантастический ролик снял Лео Габриадзе - его отец Резо прочитал стихотворение Пастернака. Просто на разрыв души. Это было счастливейшее время: шесть лет свободного творчества. Я делал то, что хотел.

- Родионов как продюсер задавал критерии?
- Была только одна шкала, по которой он оценивал работу. Плачешь или не плачешь. Если хочется плакать - значит, получилось.

- Почему все закончилось?
- Случился кризис 98-го: всем стало не до того. Да и в принципе, наверное, эту историю пора было заканчивать. Мы создали новый жанр - можно ли желать большего?

- Что легче снять: очень маленький фильм или очень большой?
- Конечно, маленький! Он снимается приятнее. Я вообще люблю маленькие стихи, маленькие рассказы. Ты можешь уложить их в одно чувство. А в большой форме очень трудно держать тональность. Разваливаться начинает.

- На ТВ снова идет серия роликов с поэтами. Почему вы не снимете новые? Вам больше не интересно? Нет времени?
- Я счастлив, что их снова покажут! И готов снимать новые ролики. Было бы замечательно, если бы можно было продолжить. Это же настоящая, искренняя реакция на мир! Эта работа, повторяю, была самым большим удовольствием в моей жизни.

Инна Денисова

Кстати банк Империал кризис 1998 года не пережил и оставив нам на долгую память шикарные рекламные ролики ушел в историю =(

А вот и ролики...
Настоящие шедевры...
Особенно я люблю про Дмитрия Донского, Конрада Третьего и второй ролик про Наполеона... Помню, какое впечатление они произвели на меня в детстве... сейчас смотрю и чувства примерно те же. Расставил в хронологическом порядке…

Первые три шедевра под слоганом "Точность, вежливость королей"

Цезарь


Людовик XIV

Наполеон

Легендарная серия под лозунгом "Всемирная история, Банк империал"

Император Нерон

Александр Македонский

Конрад III

Чингисхан

Тамерлан

Дмитрий Донской

Иван Грозный

Ян Собеский

Петр I

Екатерина II и Суворов

Николай I

Наполеон

Александр II

Забавный пародийный ролик, где присутствуют все персонажи!

«К тому времени я снял свой первый фильм - «Пешаварский вальс», — вспоминает Тимур, — и понял, что кино никому не нужно. Фильм ездил на фестивали, получал призы, но люди его не видели: в кинотеатрах размещались мебельные салоны и магазины запчастей. Зато по телевизору стали показывать рекламу, которая снималась без правил: делай что хочешь. Ну, конечно, мы в рекламе подрабатывали.И вот однажды, талантливый копирайтер Володя Перепёлкин предложил сценарии трёх роликов со слоганом «Точность - вежливость королей». А потом Бекмамбетов познакомился с президентом банка «Империал» Сергеем Родионовым. И понял, что ему важно не просто рекламировать банк, он хочет быть меценатом такого вида искусства как рекламный ролик. Я спросил его: « А почему ты кино не снимаешь?» — «А как его потом люди увидят?».

Первые ролики со слоганами "С точностью до миллиметра", "С точностью до секунды" и "С точностью до копейки" были сняты в довольно простой манере — красивые, костюмированные, но с минимумом слов. В первом ролике Наполеон (актёр очень похож) поправляет треуголку, прежде чем затушить фитиль снаряда, во втором Цезарь рвёт свою тогу, но успевает в Сенат, в третьем Людовик XIV (Виктор Вержбицкий) отказывается платить за обед лишние деньги. Четвёртый ролик — "С точностью до короля" как бы подвёл итог под первыми тремя.

С роликами было понятнее: их можно было показать по телевизору. Тогда Тиму́р Нуруахи́тович расширил концепцию: появилась «Всемирная история». А дальше были годы замечательной жизни. Мы искали сюжеты: например, историк Кирилл Зубков, консультант, познакомил нас с докторами наук из Историко-архивного института. Они рассказывали много историй».


«Точность — вежливость королей»

Наполеон

Теглайн: С точностью до миллиметра.

Во время битвы с головы императора Наполеона сбивает шляпу. Около него падает пушечная бомба с горящим фитилём. Наполеон поднимает шляпу, тщательно поправляет её и только после этого в последний момент гасит фитиль бомбы.

В альтернативной версии Наполеон в конце садится мимо барабана.

В роли Наполеона — актер Сергей Трофимов


Цезарь

Теглайн: С точностью до секунды.

Цезарь спешит в Сенат, но в коридоре цепляется одеждой за упавший бюст и рвёт накидку. Он успевает прийти до того, как упала последняя песчинка в часах. Люди видят, что его одежда порвана сзади.

Большая массовка участвовала во многих роликах банка «Империал». Например, в сюжете о Цезаре снимались полторы тысячи человек. Помните, когда собрание ждёт знаменитого полководца, а он чуть не опоздал, потому что на плащ упал бюст?


Людовик XIV

Теглайн: С точностью до королей.

За столом сидят разнообразные правители, от императоров до вождей племён. «С точностью до миллиметра!» — зачитывает глашатай, и встаёт Наполеон. «С точностью до секунды!» — поднимается Цезарь. «С точностью до копейки!» — Людовик XIV. «С точностью до короля!» — встают все монархи, лишь король Артур в тяжёлых доспехах никак не может встать. Наполеон и Людовик помогают ему подняться.

В роли Людовика XIV — Виктор Вержбицкий.

«Всемирная история»


Пётр I

Россия. Конец XVII века. Нет промышленности, нет торговли, нет выхода к морю. Осенью года 1692 царь Пётр приехал к озеру Переславское. Там, вдали от моря, строился флот. Через месяц первые корабли по суше волоком были доставлены на Белое море. Неожиданно для всей Европы Россия стала морской державой.


Тамерлан

Империя Тамерлана. XIV век. Голос за кадром: «Отправляясь в поход, приказал Тамерлан каждому воину оставить у дороги камень. И вырос курган. И был огонь! И была победа! И возвращались они, и поднимали камни свои. Но остались камни. И последним шёл Тамерлан. И поднимал он тяжёлые камни. И говорил с ними, вспоминая их имена».

Закадровый текст — Иннокентий Смоктуновский.


Екатерина Великая и Суворов

Ужин у императрицы Екатерины II в последний день Рождественского поста, едят все, кроме полководца Суворова.

— А что это у нас граф Суворов ничего не ест, а? — спрашивает императрица.

— Так ведь пост, матушка. До первой звезды нельзя. Ждём-с, — отвечает Суворов.

Все прекращают есть, но Екатерина находит выход: «Звезду Суворову Александру Васильевичу!». Суворову вручают орден в виде звезды, и пир продолжается.

В роли Екатерины Великой — Евгения Уралова. В роли Суворова — Иван Уфимцев. В роли Потёмкина (по правую руку от Екатерины) — Владимир Стержаков.

Сейчас никто уже точно не помнит, кто придумал сюжет о постящемся графе Суворове, но легенда гласит, будто эту историю напомнили Бекмамбетову игроки одесской команды КВН. Однако некоторые знатоки утверждают, что в ролике есть нестыковка: известно, что Александру Васильевичу присвоили титул графа в 1789 году, за победу при Рымнике. А свою первую звезду - орден Святого Георгия II степени - он получил намного раньше, в 1773-м.Александра Суворова сыграл артист и мультипликатор Иван Уфимцев - это он в своё время работал над известным мультфильмом «38 попугаев». К сожалению, несколько лет назад Иван Васильевич ушел из жизни.

«Пожалуй, грим Суворова был самым сложным, хотя я делала его за двадцать минут, — смеётся, вспоминая работу с Уфимцевым, художник-гримёр Людмила Раужина. - В то время ведь трудно было с материалом для пластического грима. Я сама придумала такую специальную смесь, которая, когда застывает, имитирует человеческую кожу. Латекс в этом плане смотрится на экране неестественно. Так вот, на лоб Уфимцева-Суворова я надевала эту пластику, на голову - паричок. Парики для всех роликов использовала из своей личной коллекции, я ведь много лет в кино работаю. Тимур Бекмамбетов утверждал Ивана Уфимцева уже загримированным. И вот артист заканчивает съёмку, переодевается и появляется на площадке, чтобы за камерой подыграть Екатерине II. Тимур не обращает на него внимания. Через какое-то время сердится: «Ну где же этот артист?» Мы показываем на сидящего тут же Ивана Васильевича. Тимур был удивлён: не узнал.

Мы, конечно, старались искать похожие типажи, гримировали их, сверяясь с портретами. Но иногда помогали операторы. Например, в роли Петра I снимался молодой парень - студень ВГИКа. Он в жизни и не похож на Петра. Загримировали его - более-менее похож стал. Но оператор специально снимал с таких ракурсов, чтобы добиться еще большего сходства».


Александр Македонский

IV век до Рождества Христова. Голос за кадром: «Александр Македонский покорил Парфянское царство, но войско его, погрязшее в распутстве и отягощённое богатой добычей, не могло двигаться дальше. И тогда приказал он собрать все трофеи и сжечь. И пошли они дальше, и покорились им и Персия, и Бактрия, и Индия!»

В роли Александра Македонского — Виктор Вержбицкий.


Нерон

Император Нерон очень любил петь. Благодарные граждане часами слушали любимого императора, и только тяжёлый недуг или смерть могли помешать им исполнить свой гражданский долг. Во время представления один из патрициев теряет сознание, легионеры выносят его из театра на морской берег. Едва они уходят, патриций тут же встаёт и бежит домой. Однако на следующий день посланник Нерона вновь приходит в дом к патрицию, чтобы вызвать того на очередное представление. Есть основания предположить, что патрицием являлся будущий император Римской Империи Веспасиан.

"А сопровождая Нерона в поездке по Греции, он навлек на себя жестокую немилость тем, что часто или выходил во время его пения, или засыпал на своем месте." (Светоний, "Жизнь двенадцати цезарей. Божественный Веспасиан")

В роли патриция — Семён Фурман, в роли Нерона — Сергей Трофимов


Александр II

У Александра II просят разрешения использовать войска против крепостных крестьян Херсонской губернии, самовольно бегущих в Крым. Император видит слугу, подрезающего крылья лебедям:

— Стрижем, Ваше Величество! — говорит слуга. — Чтоб не улетели!

— Кормить надо лучше, они и не улетят, — отвечает император.


Наполеон I Бонапарт

17 ноября 1812 года у реки Березины французские войска были окончательно разбиты. Император Наполеон бросил остатки своей армии и тайно бежал в Париж. Его встречает старушка, которая любуется им. Наполеон дарит ей монету со своим портретом: «Посмотрите, мадам — это для вас. Здесь я выгляжу гораздо лучше».


Конрад III

XII век. Император Священной Римской империи Конрад III осадил город Вейнсберг в Южной Германии. Разгневанный упорством осаждённых, он попросил женщин покинуть город, разрешив взять самое ценное, но только то, что они смогут унести на себе. И когда отворились ворота, изумлённый император увидел женщин, несущих на себе своих израненных мужей. Шествие возглавляла юная герцогиня Гвельфская, и Конраду ничего не оставалось, как завершить дело миром.


Великий Инка

Когда-то, давным-давно, жили инки. Они не знали денег, а из золота делали только то, что им нравилось — бабочек, лягушек, улиток. И когда приплыли испанцы, они вышли навстречу и радовались. И Великий Инка подарил чужеземцам своих бабочек, лягушек, улиток, а испанцы переплавили их в кирпичи. В день своей казни Великий Инка простил испанцев, ведь они родились там, где нет ничего прекрасней золотого кирпича.


Иван IV Грозный

Тьма над нами. Тьма!

Царь Иван Грозный оглашает перед собравшейся толпой народа: «Бояре расхитили казну земли русской! Воеводы не хотят быть защитниками христиан! Отдали Русь на растерзание Литве, ханам, немцам! Каждый думает о своём богатстве, забыв об Отечестве! А посему, повинуясь великой жалости сердца, беру снова государства свои и буду владеть ими самодержавно!»

Раздаётся крик из толпы: «А на каких условиях?!» Все смотрят на кричавшего, он повторяет тише, пожимая плечами: «На каких условиях?» Иван Грозный, уходя, говорит: «После узнаете…» По снегу волокут окровавленное бездыханное тело вопрошавшего.

Графика была использована еще в двух роликах - в «Иване Грозном» пририсовали толпу. Кстати, сюжет об Иване Грозном, где звучали слова «Бояре расхитили казну», показали в эфире всего несколько раз, а потом запретили. Дело в то, что тогда проходили выборы в парламент. Применили и в ролике о Чингисхане: чтобы не было видно склеек, добавили размытости - марево от огня. Кстати, в этом ролике за кадром звучит голос Владимира Машкова. Также мы можем услышать его и в видео о Дмитрии Донском. Кстати, говорят, что Владимир Машков на озвучании отказался говорить по сценарию «Они никогда не побеждали монголов» — и настоял на неправильном варианте: «Они никогда не побеждали монгол». Аргументировал: «Если мы говорим «победить татар» — значит, надо говорить «победить монгол». В ролик вошёл вариант, на котором настаивал актёр.Сюжет о Дмитрии Донском снимали в подмосковной деревне Алабино. «Помню, было не совсем удобно, — вспоминает исполнитель роли князя артист Сергей Греков. - Во-первых, на мне была тяжёлая кольчуга, ещё подумал тогда: это какими здоровыми были богатыри, чтобы в таких кольчугах двигаться и сражаться. Во-вторых, шёл дождь и мой плащ стал мокрым и тяжелым. Я сел на коня, поскакал, но из-за тяжести плаща свалился. Хотя в седле держаться умел. А атмосферу на съёмках вспоминаю с благодарностью. Было всё очень интересно и по-доброму. Тимур - профессионал, умеет работать и с отдельными артистами и с большой массовкой.


Дмитрий Донской

«Они никогда не побеждали монгол. И отцы их никогда не побеждали монгол. И деды их никогда не побеждали монгол. И они знали, что победить монгол нельзя…»

Русские воины стоят на Куликовом поле, ожидая атаки противника. Один испуганный ополченец убегает, но, увидев Дмитрия Донского, останавливается. Дмитрий отдаёт ему свой шлем. Русские воины начинают атаку, Дмитрий идет впереди всех, как простой воин.

Закадровый текст — Владимир Машков.


Чингисхан и Угэдэй

Однажды отец спросил своих сыновей:

— В чём самое большое наслаждение для человека?

— Охотиться с беркутом, — ответил старший.

— Быть богатым, — ответил средний.

И только самый младший из них Угэдэй сказал то, что так хотел слышать отец: «Заботиться об отечестве — вот самое большое наслаждение для человека». И не солгал Угэдэй, будущий правитель Монголии, потому что именно так жил великий отец его Чингисхан.

Закадровый текст — Владимир Машков.


Николай I

В Париже поставлен спектакль, некоторым образом порочащий честь императрицы Екатерины, её внук Николай I обещает императору Франции послать миллион зрителей в серых шинелях, которые смогут освистать это представление… некоторым образом. Спектакль закрывают.

В роли Николая I — Виктор Вержбицкий.


Ян III Собеский

Летним утром 1693 года некогда освободивший Европу от турок польский король Ян Собеский играл в шахматы. Противником его был диковинный автомат, который обыгрывал любопытных на базарах Кракова. Собеский проигрывал.

— Ещё раз давай! — буркнул король и бросил на кон табакерку.

— Требуется смазать, Ваше Величество, — запротестовал владелец автомата.

Но и эту партию он проиграл. Разозлившись, Собеский швырнул на стол табакерку и пошёл прочь, и тут случилось невероятное — автомат чихнул. Негодуя, проигравшийся король сорвал с автомата железную крышку и увидел под ней человека:

— Помилуйте, Ваше Величество, — заплакал автомат, — инвалида, оставившего ноги свои на полях сражений за отечество наше!

— Клянитесь, что никто не узнает о том, что случилось здесь! — приказал король. — Иначе мы лишим последнего куска хлеба защитников наших.

Король отпустил владельца «автомата» и шахматиста-инвалида.

По словам Тимура Бекмамбетова, в бюджете он не был ограничен. «Президент «Империала» Сергей Родионов, как человек умный, выбрал правильную политику: доверять бюджет режиссёру, — признаётся Бекмамбетов.- И это оказалось самым рациональным подходом. Я вынужден был сам себя ограничивать: ведь если к тебе относятся по-человечески, то искренне хочется не злоупотреблять доверием. Бюджеты были немаленькие, но не то чтобы невиданные».


Исторические несоответствия

В ролике про Тамерлана видно, что у полководца все пальцы рук на месте. На самом деле у него не было двух пальцев на левой руке.

В ролике про Александра II говорится: «В 1861 году в Лондоне была пущена первая линия метрополитена». На самом деле Лондонский метрополитен был открыт в 1863 году.

Конрад III носил титул Римского короля — избранного правителя Римской Империи, но держась направления, враждебного папству, Конрад никогда не был коронован и императором не был. В ролике показаны доспехи XV века, хотя действие происходит в XII веке.

Александр Македонский никак не мог покорить Парфянское царство, так как оно возникло лишь спустя 70 лет после его смерти. На момент описываемых событий Парфия была лишь одной из сатрапий империи Ахеменидов. Также хронологически неправильна фраза «пошли они дальше, и покорились им и Персия, и Бактрия, и Индия!», так как великую сатрапию Персию Александр покорил раньше сатрапии Парфии, а не наоборот. Индия же великому полководцу не покорилась — была завоевана лишь часть Пенджаба, после чего измученная армия повернула назад. В то же время авторы закадрового текста забыли, что после Бактрии Александр захватил еще и Согдиану, где был убит объявивший себя царем бактрийский сатрап Бесс — хотя именно это событие считается моментом окончательного падения империи Ахеменидов.

Угэдэй не был самым младшим сыном Чингисхана, а лишь третьим из четырёх по старшинству. Самым младшим сыном Чингисхана от первой жены был Толуй, правивший собственно Монголией, но у Чингисхана были и другие жены.

Братья Джучи и Чагатай были старше Угэдэя всего на 1-4 года (в ролике они старше лет на 10-15), Угэдэй изображен маленьким мальчиком, хотя он родился в 1186 году и в его детские годы Чингисхан еще не был седым стариком (ему было около 35), правил небольшим монгольским племенем, которое воевало с другими племенами (а в ролике он изображен правителем единой Монголии, хотя великим каганом был провозглашен только 15 лет спустя). К тому же «самым большим наслаждением в жизни» Чингисхан считал «победить врага и завладеть всем, что он имеет» — именно так он ответил на этот вопрос в беседе со своими полководцами (а не сыновьями, как в ролике).

Шахматный автомат был изобретен на сто лет позже.

Александр Суворов стал графом в 1789 году за победу при Рымнике. А свою первую звезду он заслужил намного раньше: орден Св. Георгия II степени, который предусматривает звезду, Суворов получил ещё в 1773 году. Последнюю же свою звезду российского ордена — бриллиантовые знаки св. Андрея Первозванного он получил в 1789 г. за победу под Фокшанами, которая была одержана перед Рымником. Согласно исходному варианту истории, за Суворова отвечал князь Потемкин, просто сказав «он до звезды есть не будет».

В ролике про Цезаря на 29-й секунде один из сенаторов сделал движение, будто хотел посмотреть на наручные часы. Это скорее не ошибка или анахронизм, но шутка авторов ролика.

Цезарь имел право на венец, которым охотно пользовался, чтобы скрыть нелюбимую плешь. Венец был редкой наградой. В ролике мы видим противоположное: все сенаторы в венках, и только Цезарь не носит его.

Корабли, построенные на верфи Плещеева озера, никогда не доставлялись волоком к Белому морю. По указанию Петра I они хранились в Переяславле и погибли в пожаре в 1783 году. Корабли, спущенные на воду Белого моря, строились непосредственно на архангельских, а также на заграничных верфях.

Ни Цезарь, ни Тамерлан формально монархами (королями) не были. Титул "император", который носил Цезарь, на тот момент был почётным военным титулом. Вплоть до своего убийства Цезарь имел лишь диктаторские полномочия, и только его преемник Октавиан стал императором-монархом. Тамерлан официально носил титул эмира, а ханский титул оставался за потомками Чингисхана, фактически устранёнными от управления.

Идеалистическая картина общения Великого Инки (Атауальпы) с испанцами не соответствует реальности. Первых испанцев, с которыми познакомился Великий Инка, он приказал принести в жертву. На момент прибытия испанцев у инков только что закончилась кровопролитная гражданская война.

Договариваясь с Бекмамбетовым о съёмках, президент банка Сергей Родионов сразу же поставил условие: никакой анимации, никакой компьютерной графики — только живая постановочная съёмка. Но при этом, по словам Тимура Бекмамбетова, компьютерная графика применялась.

Ролики завоевывали многочисленные призы на фестивалях рекламы. Среди премий — «Золотое яблоко» на Московском международном фестивале рекламы (ММФР) в 1992, 1994, 1995 и 1996 годах, Золотая медаль Международного кинофестиваля в Хьюстоне в 1995 году и др.

Банк в 1998 году был лишён лицензии, после долгих судебных разбирательств её удалось вернуть, но в 2005 году банк был признан банкротом.

Одним из дочерних банков «Империала» являлся банк «Славянский», причём председателем совета директоров этого банка был Сергей Родионов, бывший председатель правления «Империала». Неудивительно, что спустя некоторое время после окончания рекламной кампании банка «Империал» некоторые его ролики были использованы банком «Славянский» (в частности, про Петра I и Наполеона). Кроме того, Бекмамбетов снял для «Славянского» целую серию других рекламных роликов со стихами знаменитых отечественных поэтов (Есенина, Пушкина, Пастернака, Мандельштама, Блока).

Многие из нас помнят такой банк. Причем его рекламные ролики смотреть было не менее интересно, чем жить в то время. Однако, пересматривая их, обратил внимание что не все я помню.
Немного с WIKI:
«Всемирная история, Банк Империал» - серия рекламных роликов, снятых в 1992-1997 годах Тимуром Бекмамбетовым для банка «Империал».
Договариваясь с Бекмамбетовым о съёмках, президент банка Сергей Родионов сразу же поставил условие: никакой анимации, никакой компьютерной графики - только живая постановочная съёмка. Но при этом, по словам Тимура Бекмамбетова, компьютерная графика применялась.
Ролики завоевывали многочисленные призы на фестивалях рекламы. Среди премий - «Золотое яблоко» на Московском международном фестивале рекламы (ММФР) в 1992, 1994, 1995 и 1996 годах, Золотая медаль Международного кинофестиваля в Хьюстоне в 1995 году и др.
В некоторых роликах снимался Виктор Вержбицкий. Основной закадровый голос - телеведущий и продюсер Александр Гуревич. В отдельных роликах закадровый текст читают Иннокентий Смоктуновский (ролики про Петра I, Тамерлана), Владимир Машков (ролики про Дмитрия Донского, Чингисхана и Угэдея, Конрада III) и др.
Сам банк в 1998 году был лишён лицензии, после долгих судебных разбирательств её удалось вернуть, но в 2005 году банк был признан банкротом.
Одним из дочерних банков «Империала» являлся банк «Славянский», причём председателем совета директоров этого банка был Сергей Родионов, бывший председатель правления «Империала». Неудивительно, что спустя некоторое время после окончания рекламной кампании банка «Империал» некоторые его ролики были использованы банком «Славянский» (в частности, про Петра I и Наполеона). Кроме того, Бекмамбетов снял для «Славянского» целую серию других рекламных роликов со стихами знаменитых отечественных поэтов (Есенина, Пушкина, Пастернака, Мандельштама, Блока).

Наполеон.
С точностью до миллиметра.
Во время битвы с головы императора Наполеона сбивает шляпу. Около него падает пушечная бомба с горящим фитилём. Наполеон поднимает шляпу, тщательно поправляет её и только после этого в последний момент гасит фитиль бомбы.

В другой версии Наполеон в конце садится мимо барабана.

Цезарь.
С точностью до секунды.
Цезарь спешит на собрание, но в коридоре цепляется одеждой за упавший бюст и рвёт накидку. Он успевает прийти до того, как упала последняя песчинка в часах. Люди видят, что его одежда порвана сзади.

Людовик XIV
С точностью до копейки.
За обедом королю подают дичь, прося за блюдо 10 франков, но Людовик XIV соглашается только на 9.
В роли Людовика XIV - Виктор Вержбицкий.

Монархи.
За столом сидят разнообразные правители, от императоров до вождей племён. «С точностью до миллиметра» - зачитывает глашатай, и встаёт Наполеон. «С точностью до секунды» - поднимается Цезарь. «С точностью до копейки» - Людовик XIV. «С точностью до короля» - встают все монархи, лишь Конрад III в тяжёлых доспехах никак не может встать. Наполеон и Людовик помогают ему подняться.

Россия. Конец XVII века.
Петр 1.
Нет промышленности, нет торговли, нет выхода к морю. Осенью года 1692 царь Пётр приехал к озеру Переславское. Там, вдали от моря, строился флот. Через месяц первые корабли по суше волоком доставлены были на Белое море. Неожиданно для всей Европы Россия стала морской державой.

Империя Тамерлана. XIV век.
Отправляясь в поход, приказал Тамерлан каждому воину оставить у дороги камень. И вырос курган. И был огонь! И была победа! И возвращались они, и поднимали камни свои. Но остались камни. И последним шёл Тамерлан. И поднимал он тяжёлые камни. И говорил с ними, вспоминая их имена.
Закадровый текст - Иннокентий Смоктуновский.

Екатерина Великая и Суворов
Ужин у императрицы Екатерины II в последний день Рождественского поста, едят все, кроме полководца Суворова.
- А что это у нас граф Суворов ничего не ест, а? - спрашивает императрица
- Так ведь пост, матушка. До первой звезды нельзя. Ждём-с, - отвечает Суворов.
Все прекращают есть, но Екатерина находит выход: «Звезду Суворову Александру Васильевичу!».
В роли Екатерины Великой - Евгения Уралова. В роли Суворова - Иван Уфимцев. В роли одного из придворных (по правую руку от Екатерины) - Владимир Стержаков.

Александр Македонский.
IV век до Рождества Христова.
Александр Македонский покорил Парфянское царство, но войско его, погрязшее в распутстве и отягощённое богатой добычей, не могло двигаться дальше. И тогда приказал он собрать все трофеи и сжечь. И пошли они дальше, и покорились им и Персия, и Бактрия, и Индия!
В роли Александра Македонского - Виктор Вержбицкий.

Нерон.
Император Нерон очень любил петь. И тысячи благодарных граждан часами слушали любимого императора. И только тяжёлый недуг или смерть могли помешать им исполнить свой гражданский долг. Во время одного представления один из патрициев теряет сознание (видимо, намеренно), легионеры выносят его из театра на морской берег. Едва они уходят, патриций тут же встаёт и бежит домой. Однако на следующий день посланник Нерона вновь приходит в дом к патрицию, чтобы вызвать того на очередное представление императора-стихотворца. Есть основания предположить, что патрицием являлся будущий император Римской Империи Веспасиан[источник не указан 372 дня].
В роли патриция - Семён Фурман.

Александр II.
У Александра II просят разрешения использовать войска против крепостных крестьян Херсонской губернии, самовольно бегущих в Крым. Император видит слугу, подрезающего крылья лебедям:
- Стрижем, Ваше Величество! - говорит слуга. - Чтоб не улетели!
- Кормить надо лучше, они и не улетят, - отвечает император.
Приходит зима, лебеди улетают. Голос за кадром говорит: «В 1861 году в Лондоне была пущена первая линия метрополитена, а в России отменено крепостное право».

Наполеон I Бонапарт.
17 ноября 1812 года у реки Березины французские войска были окончательно разбиты. Император Наполеон бросил остатки своей армии и бежал в Париж. Тайно. Его встречает старушка, которая любуется им. Наполеон дарит ей монету со своим портретом: «Посмотрите, мадам - это для вас. Здесь я выгляжу гораздо лучше».

Конрад 3.
XII век.
Император Священной Римской империи Конрад III осадил город Вейнсберг в Южной Германии. Разгневанный упорством осаждённых, он попросил женщин покинуть город, разрешив взять самое ценное, но только то, что они смогут унести на себе. И когда отворились ворота, изумлённый император увидел женщин, несущих на себе своих израненных мужей. Шествие возглавляла юная герцогиня Гвельфская, и Конраду ничего не оставалось, как завершить дело миром.

Великий Инка
Когда-то, давным-давно, жили инки. Они не знали денег, а из золота делали только то, что им нравилось - бабочек, лягушек, улиток. И когда приплыли испанцы, они вышли навстречу и радовались. И Великий Инка подарил чужеземцам своих бабочек, лягушек, улиток, а испанцы переплавили их в кирпичи. В день своей казни Великий Инка простил испанцев, ведь они родились там, где нет ничего прекрасней золотого кирпича.

Иван IV Грозный
Тьма над нами. Тьма!
Царь Иван Грозный оглашает перед собравшейся толпой народа: «Бояре расхитили казну земли русской! Воеводы не хотят быть защитниками христиан! Отдали Русь на растерзание Литве, ханам, немцам! Каждый думает о своём богатстве, забыв об Отечестве! А посему, повинуясь великой жалости сердца, беру снова государства свои и буду владеть ими самодержавно!»
Раздаётся крик из толпы: «А на каких условиях?!» Все смотрят на кричавшего, он повторяет тише, пожимая плечами: «На каких условиях?» Иван Грозный, уходя, говорит: «После узнаете…» По снегу волокут окровавленное бездыханное тело вопрошавшего.

- В чём самое большое наслаждение для человека?
- Охотиться с беркутом, - ответил старший.
- Быть богатым, - ответил средний.
И только самый младший из них Угэдэй сказал то, что так хотел слышать отец: «Заботиться об отечестве - вот самое большое наслаждение для человека». И не солгал Угэдэй, будущий правитель Монголии, потому что именно так жил великий отец его Чингисхан.
Закадровый текст - Владимир Машков.

Николай I.
В Париже поставлен спектакль, некоторым образом порочащий честь императрицы Екатерины, её внук Николай I обещает императору Франции послать миллион зрителей в серых шинелях, которые смогут освистать это представление… некоторым образом. Спектакль закрывают.
В роли Николая I - Виктор Вержбицкий.

Ян III Собеский.
Летним утром 1693 года некогда освободивший Европу от турок польский король Ян Собеский играл в шахматы. Противником его был диковинный автомат, который обыгрывал любопытных на базарах Кракова. Собеский проигрывал.
- Ещё раз! - сказал король и бросил на кон табакерку.
- Требуется смазать, Ваше Величество, - запротестовал владелец автомата.
- Мажь!
Но и эту партию он проиграл. Разозлившись, Собеский швырнул на стол табакерку и пошёл прочь, и тут случилось невероятное - автомат чихнул. Негодуя, проигравший король сорвал с автомата железную крышку и увидел под ней человека:
- Помилуйте, Ваше Величество, инвалида, оставившего ноги на полях сражений за отечество наше!
- Поклянитесь, что никто не узнает о случившемся здесь! Иначе мы лишим последнего куска хлеба защитников наших, - сказал король своим придворным, отпустив владельца «автомата» и шахматиста-инвалида.

И маленькая добавка: ролик Наполеон и барабан