Теория сея. При обосновании закона сей исходил. Биография и труды

Жан Батист Сей (1767 – 1832) родился в Лионе в семье купца. На мировоззрение Ж. Б. Сея огромное влияние оказала буржуазная революция во Франции 1789 года. В этом году Ж. Б. Сей стал секретарем администратора Клавьера (в 1792 году получившего портфель министра финансов).

В 1799 году он был назначен на пост члена Трибуната в Комитете финансов. С 1830 года возглавил кафедру политической экономии в Коллеж де Франсе.

Его основным произведением является «Трактат политический экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803 г.). В 1828 – 1829 годах вышла его работа «Полный курс практической политической экономии», которая стала итогом всей жизни Ж. Б. Сея.

«Закон рынков» – это центральное место в учении Ж. Б. Сея: обмен продукта на продукт автоматически ведет к равновесию между куплен и продажей.

По мнению Ж. Б. Сея, совокупный спрос и совокупное предложение всегда уравниваются, или, другими словами, стоимости созданных товаров выражается совокупными доходами, на которые и покупаются товары по стоимости, поэтому кризисы перепроизводства в рыночном хозяйстве невозможны. Он допускал лишь возможность перепроизводства отдельных товаров..

С первой частью этого утверждения можно согласиться, так как спрос порождает предложение, но вторая часть себя не оправдала. Этот закон верен, если считать, что деньги всего лишь орудие обмена, по в рыночной денежной экономике возможно перепроизводство – избыток предложения над денежным спросом. Дело в том, что развитие товарного обмена усиливает противоречие между стоимостью и потребительной стоимостью, приводит к выделению денег как товара особого рода, к возникновению разрыва между актами купли и продажи.

Формируя закон стоимости, Ж. Б. Сей исходил из следующих верных положений:

Сбыт одних товаров оказывает положительное влияние на сбыт других.

Успешная торговля в одной отрасли даст средства для покупки других отраслей;

Чем больше товаропроизводителей, тем обширней сбыт продуктов;

При поддержке потребителей (регулирование уровня заработной платы) происходит развитие производства, так как увеличивается платежеспособный спрос.

Экономические воззрения Ж. Б. Сея сводятся к следующему.

Деятельность предпринимателей и рабочих является источником богатства.

Равноправными факторами создания стоимости Ж. Б. Сей считал землю, труд и капитал. Соответственно трем основным источникам он выделил три вида доходов: заработная плата (за труд), процент (плата за капитал) и рента (плата за землю).

Деньгам он отводил роль орудия обмена, так как людям нужны не деньги, а то, что на них покупают.

Стоимость зависит от:

Полезности товара;

Издержек на производство товара;

Спроса (прямая зависимость) и предложения (обратная зависимость).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Ж. Б. Сей отказался от трудовой теории стоимости А. Смита.

Лекция 14. Экономическая мысль начала XIX в. В Англии. Т. Мальтус

Томас Роберт Мальтус (1766 – 1834) – видный представитель экономической мысли начала XIX в. в Англии. Родился Т. Мальтус в семье помещика.

Он закончил Джезус-колледж Кембриджского университета, получив ученую богословскую степень, а с 1793 года начал предпринимательскую деятельность. С 1797 по 1801 год был викарием в Суррее.

Затем в течение ряда лет эта книга дополнялась автором и издавалась еще не раз. Основной идеей книги явилась теория народонаселения.

С 1805 года Т. Мальтус руководил кафедрой современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, там же исполняя обязанности священника. Через 10 лет вышло в свет другие произведение Т. Мальтуса – «Исследование о природе и возрастании земельной ренты». В этой работе автор попытался раскрыть природу земельной ренты и механизм ее формирования.

Основные положения теории народонаселения состоят в следующем:

Способность человека к воспроизводству по темпам прироста значительно превосходит способность роста продовольственных ресурсов потому, что население растет в геометрической прогрессии, а запасы ресурсов – в арифметической;

Рост народонаселения жестко ограничивается средствами существования.

В природе, по Мальтусу, соответствие между численностью населения и количеством средств существования достигается эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей.

Проблему чрезмерного роста населения Т. Мальтус решал через изменение заработной платы. Рост населения ведет к падению заработной платы и ограничивает рост населения в будущем. Иными словами, низкий уровень жизни рабочих определяется биологическими законами, а не социальными проблемами.

Т. Мальтус выступал против государственной поддержки нищих, так как видел в этом поощрение неблагоразумных за счет взимания налогов с трудолюбивых граждан. Критически относился автор «Опыта» и к идее уравнивания доходов. Деление на богатых и бедных полезно, потому как возможность улучшения своего состояния и боязнь понижения являются двигателем улучшения благосостояния общества.

Проблему ограниченности ресурсов Т. Мальтус видел в следующем: ресурсы Земли ограничены; из-за вовлечения в оборот худших земель отдача вложенного труда и капитала будет снижаться.

Мальтус в своих экономических взглядах представлял интересы крупной земельной аристократии (лендлордов).

Теория прибыли Т. Мальтуса повторяет воззрения Д. Рикардо.

В кейнсианстве используется это положение теории Мальтуса при решении вопросов реализации и мер поддержания «эффективного спроса» для регулирования экономики.

Мальтус признает существование общих и частных кризисов, считая их временными явлениями.

  • 5 Вопрос (Меркантилизм. Предпосылки возникновения, стадии развития, необходи­мость, сущность и значение)
  • 6 Вопрос (Особенности меркантилизма в различных странах. Томас Ман (Англия). Антуан де Монкретьен (Франция))
  • 7 Вопрос (Общая характеристика идей физиократов. Ученье Франсуа Кенэ)
  • 8 Вопрос (Развитие концепции физиократов в трудах а.Р. Тюрго)
  • 9 Вопрос (Исторические условия возникновения классической политической эконо­мии. Основные этапы ее развития)
  • 10 Вопрос (Экономические взгляды у. Петти (первый представитель классической школы в Англии). «Трактат о налогах и сборах».)
  • 11 Вопрос (Экономические взгляды а. Смита.)
  • 12 Вопрос (Экономические взгляды д. Рикардо)
  • 13 Вопрос (Экономические взгляды ж. Б. Сэя)
  • 14 Вопрос (Экономические взгляды т.Р.Мальтуса)
  • 15 Вопрос (Сочетание новых подходов к анализу экономики с традиционными положе­ниями в работе Дж. С. Милля)
  • 16 Вопрос (п. Буагильбер – родоначальник французской классической школы.)
  • 17 Вопрос (Общая характеристика исторической школы, «исторический метод» в поли­тической экономии)
  • 18 Вопрос (Новая историческая школа в Германии в конце XIX - начале хх в.)
  • 19 Вопрос (Экономические взгляды к. Маркса. Структура и основные идеи «Капита­ла».)
  • 20 Вопрос (Предпосылки возникновения маржинализма. «Маржинальная револю­ция»: характер, основные этапы.)
  • 21 Вопрос (Предшественники маржинализма (г. Госсен, ж. Дюпюи, о. Курно, и.Г. Тюнен). «Законы Госсена».)
  • 22 Вопрос (к.Менгер – представитель австрийской экономической школы.)
  • 23 Вопрос (Экономические взгляды э. Бем-Баверка (представитель австрийской эконо­мической школы)).
  • 24 Вопрос (Лозанская школа маржинализма (л. Вальрас).)
  • 25 Вопрос (Экономические воззрения у. Джевонса)
  • 26 Вопрос (Развитие концепции макроэкономического моделирования лозаннской школы в трудах в.Парето. Кривые безразличия. «Оптимум Парето».)
  • 27 Вопрос (Дж. Б. Кларк - основоположник американской школы маржинализма)
  • 28 Вопрос (Родоначальник кембриджской школы маржинализма - а.Маршалл)
  • 29 Вопрос (Исторические предпосылки возникновения американского институциона­лизма)
  • 30 Вопрос (Социально-психологический (технократический) институционализм т.Веблена)
  • 31 Вопрос (Социально-правовой (юридический) институционализм Дж. Коммонса. Конъюнктурно-статистический (эмпирико-прогностический) институ­цио­нализм у.К. Митчелла.)
  • 32 Вопрос (Экономические взгляды й. Шумпетера)
  • 33 Вопрос (Теория монополистической конкуренции э. Чемберлина)
  • 34 Вопрос (Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон)
  • 35 Вопрос (Экономические взгляды Дж. Кейнса)
  • 36 Вопрос (Экономические идеи неолиберализма)
  • 37 Вопрос (Экономические взгляды м. Фридмана)
  • 38 Вопрос (Неоинституционализм)
  • 39 Вопрос (Направления и этапы эволюции экономической мысли в учебнике «Эконо­микс» п. Самуэльсона. Сущность и научное значение его кон­цеп­ции «неоклассического синтеза».)
  • 40 Вопрос (Специфические черты отечественной экономической мысли)
  • 41 Вопрос (Экономические взгляды н.Д. Кондратьева и а.В. Чаянова.)
  • 13 Вопрос (Экономические взгляды ж. Б. Сэя)

    Жан-Батист Сэй (Се) (1762 – 1832) – французский представитель классической школы, один из последователей Адама Смита. Родился в семье купца, очень много времени уделял своему самообразованию. Автор книги «Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803 – 1804) и шеститомного «Полного курса практической политической экономии» (1828 – 1829). По его мнению, он очень упростил и сделал более доступным то, что предлагал современникам Адам Смит. Он постоянно дополнял и переиздал «Трактат политической экономии». Сей, как и Адам Смит, проповедовал идею экономического либерализма. У этого человека был дар объяснять сложные вещи простыми словами, доступными для всех и каждого.

    Он выдвинул «закон рынков»: предложение продукта всегда создает спрос на него. Словами Сэя это звучит так: «Всякий продукт с момента своего создания открывает рынок сбыта для других продуктов на всю величину своей стоимости». Закон Сэя – это часть многих политико-экономических теорий для представителей классической школы. В современной экономике он называется законом Сэя. Трудовая теория стоимости, по его словам, может зависеть от многих факторов – таких, как издержки, полезность, спрос, предложение.

    Учение Сэя о законе рынка сбыта во многом противопоставляется учению меркантилистов. Сэй считал, что не количество денег играет важную роль в жизни общества, а количество продукта, произведенного на продажу. Также Сэй критиковал транжирство и говорил, что следует экономить, а затем вновь вкладывать в производство, постоянно увеличивая количество продукта на продажу. Сэй полагал, что кризис всего производства не сможет наступить никогда, в целом кризис – это случайность.

    Он был первым, кто высказал мысль о том, что капитал, труд и земля в равной степени участвуют в производстве. На этой идее основывалось множество научных исследований прошлого века.

    14 Вопрос (Экономические взгляды т.Р.Мальтуса)

    Томас Мальтус (1766 – 1834) – английский экономист, один из ярых критиков закона Сэя, автор многих научных трудов – таких, как «Очерк о законе народонаселения» (1798), «Исследование о природе и возрастании ренты» (1815), «Принципы политической экономии, рассмотренные с точки зрения их применения» (1820).

    По мнению Томаса Мальтуса, капитализм не сможет создать того спроса, который необходим для реализации того, что производится в стране. Проблема состоит в том, что производится больше товаров при все той же зарплате работников. Соответственно они не могут позволить себе приобрести больше, чем обычно. Он считал, что дело можно поправить, если кто-то будет покупать больше, например государственные служащие или аристократия.

    15 Вопрос (Сочетание новых подходов к анализу экономики с традиционными положе­ниями в работе Дж. С. Милля)

    Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) – последователь Д. Риккардо, которого считал своим кумиром. Это последний из крупнейших представителей классической школы.

    Джон Стюарт Миль выдвинул идею, аналогичную закону Сэя.

    Милль в своих работах опирался на труды представителей классической школы, но все их принципы истолковывал совершенно по-новому.

    Милль выдвинул идею, что стоит разделить закон производства и закон распределения.

    Из теории Мальтуса о народонаселении и теории ренты Риккардо Милль сделал вывод: отсутствие стимулов у населения может привести к «ступору» в экономике, но, возможно, этот «ступор» даст толчок для духовного и морального совершенствования.

    Милль считал, что только производство может создать материальные блага, а другой способ получения материальных благ – лишь перераспределение того, что создало производство. По его мнению, зарплата – это оплата за труд, которая зависит от спроса и предложения. Стоимость, по предположению Милля, не сможет стать выше на все товары одновременно, потому что стоимость – это относительное понятие.

    Милль советовал правительству своей страны увеличить банковский процент, для того чтобы иностранцы вкладывали деньги в банки этой страны. Еще правительству следовало бы уменьшать собственные расходы. Он даже предложил провести социальную реформу, главные идеи которой, как полагают Ш. Жид и Ш. Рист, можно выразить следующими пунктами:

    1) стоит ограничивать неравенство богатства. Это будет возможно, если немного ограничить права о наследовании;

    2) отменить наемный труд как таковой. Это можно будет сделать с помощью производительной кооперативной ассоциации;

    3) провести социализацию земельной ренты благодаря налогу на землю.

    Жан Батист Сей (1767 - 1832) родился в Лионе в семье купца. На мировоззрение

    Ж. Б. Сея огромное влияние оказала буржуазная револю­ция во Франции 1789

    года. В этом году Ж. Б. Сей стал секретарем адми­нистратора Клавьера (в 1792

    году получившего портфель министра фи­нансов). В 1799 году он был назначен па

    пост члена Трибуната в Комитете финансов. С 1830 года возглавил кафедру

    политической экономии в Коллеж дс Франсе.

    Его основным произведением является “Трактат политической эконо­мии, или

    Простое изложение способа, которым образуются, распределяют­ся и потребляются

    богатства” (1803 г.). В 1828 - 1829 годах вышла его работа “Полный курс

    практической политической экономии”, которая стала ито­гом всей жизни Ж. Б.

    Jid” “Закон рынков” - это центральное место в учении Ж. Б. Сея: обмен

    про­дукта на продукт автоматически ведет к равновесию между куплей и

    продажей.

    По мнению Ж. Б. Сея, совокупный спрос и совокупное предложение всегда

    уравниваются, или, другими словами, стоимость созданных то­варов выражается

    совокупными доходами, на которые и покупаются товары по стоимости, поэтому

    кризисы перепроизводства в рыночном хозяйстве невозможны. Он допускал лишь

    возможность перепроизвод­ства отдельных товаров.

    С первой частью этого утверждения можно согласиться, так как спрос порождает

    предложение, но вторая часть себя не оправдала. Этот закон верен, если

    экономике возможно перепроизводство - избыток пред­ложения над денежным

    спросом. Дело в том, что развитие товарного обмена усиливает противоречие

    между стоимостью и потребительной стоимостью, приводит к выделению денег как

    товара особого рода, к возникновению разрыва между актами купли и продажи.

    Формируя закон стоимости, Ж. Б. Сей исходил из следующих верных. положений:

    t/ сбыт одних товаров оказывает положительное влияние на сбыт других.

    Успешная торговля в одной отрасли дает средства для покупки других отраслей;

    \/ чем больше товаропроизводителей, тем обширней сбыт продуктов;

    I/ при поддержке потребителей (регулирование уровня заработной пла­ты)

    происходит развитие производства, так как увеличивается плате­жеспособный

    Экономические воззрения Ж. Б. Сея сводятся к следующему.

    Деятельность предпринимателей и рабочих является источником богат­ства.

    Равноправными факторами создания стоимости Ж. Б. Сей считал зем­лю, труд и

    капитал. Соответственно трем основным источникам он вы­делил три вида

    доходов: заработная плата (за труд), процент (плата за капитал) и рента

    (плата за землю).

    Деньгам он отводил роль орудия обмена, так как людям нужны не деньги, а то,

    что на них покупают.

    Стоимость зависит от:

    · издержек на производство товара;

    f/ спроса (прямая зависимость) и предложения (обратная зависимость).

    Из вышесказанного можно сделать вывод, что Ж. Б. Сей отказался от трудовой

    теории стоимости А. Смит

    (фран. Jean Baptiste Say; 5 января 1767, Лион - 15 ноября 1832, Париж) - французский экономист, представитель классической школы политэкономии. Дед Леона Сэя, также французского экономиста.

    Родился в 1767 г. в Лионе. Сэй вступил волонтером в армию после Французской революции 1789 г., затем был редактором журнала. В 1799 г. он назначен членом Комитета финансов.

    В 1803 г. опубликовал «Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства», где изложил гипотезу, что перепроизводство товаров и экономические кризисы невозможны. Производство приносит доходы, на которые покупаются товары соответствующей стоимости. Совокупный спрос в экономике всегда равен совокупному предложению (Закон Сэя).

    Научные достижения

    В своих работах «Трактат политической экономии» (1803) и «Полный курс политической экономии» в шести томах развивает идеи А. Смита. Сэй считает, что в процессе производства создаются не материальные блага, а услуги, и наоборот. Даже отношения между рабочим и капиталистом рассматриваются как обмен услугами. В отличие от классиков, Сей выделял три фактора производства: труд, капитал и землю («Теория трёх факторов»).

    Особое внимание учёный уделял предприятиям, которые комбинируют производственные услуги с целью удовлетворения потребительского спроса, при участии предприятия осуществляется распределение благ в обществе.

    Одно из ключевых мест во взглядах Сея занимает теория рынка. Он считает, что излишнее производство невозможно и является лишь следствием нехватки товаров-комплиметов (благ, которые используются вместе с данным). Сей формирует четыре основных закона рынка: чем больше рынок, тем более экстенсивным является производство и тем более прибыльным он есть для производителя, поскольку цена возрастает с ростом предложения; каждый производитель заинтересован в успехе другого, так как успех одной отрасли способствует успеху остальных, стимулируя всеобщее развитие; импорт способствует развитию обмена, так как иностранные товары можно приобрести лишь после реализации своих; те слои общества, которые ничего не производят, не приумножают богатство экономики, но разоряют его.

    Научные труды

  • Сэй Ж. Б. Сокращенное учение о государственном хозяйстве или Дружеские разговоры, в которых объясняется, каким образом богатство производится, делится и потребляется в обществе.
  • Сэй Ж. Б. Начальные основания политической экономии, или Дружеские беседы о производстве, разделении и потреблении богатств в обществе.
  • Сэй Ж. Б. Катехизис политической экономии, или Краткое учение о составлении, распределении и потреблении богатства в обществе.
  • Сэй Ж. Б. Рассуждения о политической экономии.
  • Сэй Ж. Б. О торговом балансе.
  • Сэй Ж. Б. Об Англии. Рассуждение о государственном хозяйстве.
  • Сэй (Жан-Баптист Say, 1767--1832) -- известный французский экономист, сын купца; закончил свое коммерческое образование в Англии, вернулся в Париж в начале франц. революции, в 1790 г. работал под руководством Мирабо в "Courrier de Provence", в 1794 г. сделался редактором "Décade philosophique, littéraire et politique". В 1799 г. первый консул определил его на службу в финансовом комитете трибуната. В 1803 г. появилось первое издание его "TraitИ d"Иconomie politique, ou simple exposition de la maniХre dont se forment, se distribuent et se consomment les richХsses". Сочинение это произвело большое впечатление и обратило на себя внимание Наполеона, предложившего автору переработать согласно его указаниям отдел о государственных финансах. С., который в налогах видел только зло и главною добродетелью правителя считал бережливость, отклонил это предложение, вследствие чего был уволен от службы. Он открыл в департаменте Па-де-Калэ бумагопрядильню, которая прекратила работы вследствие кризиса, вызванного колониальной системою. В 1814 г., после падения Наполеона, С. выпустил второе издание своего "Traité d"économie politique" и избран был членом Академии. В 1815 г. он стал читать лекции политич. экономии; в 1819 г. занял вновь учрежденную кафедру "промышленной экономии" в Консерватории искусств и ремесел; в 1830 г. сделался профессором политич. экономии в Collège de France. Главные труды С.: "Traité d"économie politique" (8 изд. 1876; переведено на многие европ. языки, между прочим на русский яз. Н. Политковским под загл. "Сокращенное учение о государственном хозяйстве", 1816); "Catéchisme d"économie politique" (Пар., 1815; 6 изд. 1883; переведено на многие языки; русск. перевод СПб., 1833); "Cours complet d"économie politique pratique" (Пар., 1829; 3 изд. 1852); "Aperçus des hommes et de la société" (Пар., 1817); "De l"Angleterre et des Anglais" (3 изд., 1816; русск. перевод П. Яковлева, 1817); "Des canaux de navigation dans l"état actuel de la France" (1818). После смерти С. изданы его "Mélanges et correspondance d"économie politique" (Пар., 1833). С. считается главным распространителем учения Адама Смита во Франции и вообще на континенте Европы. Значение его сочинений, отличающихся ясностью и легкостью изложения, заключается преимущественно в рассеянии массы заблуждений, унаследованных от эпохи меркантилизма. Из отдельных учений С. особое значение имела его "теория сбыта" (théorie des débouchés), много содействовавшая торжеству начал свободы торговли. С. доказывал, что народы уплачивают за продукты продуктами же и что все законы, запрещающие покупку, подрывают в то же время и продажу. Всякое бедствие, постигающее какую-либо страну, непременно должно отражаться на всех остальных; если в одной стране неурожай, то в другой страдают от этого мануфактуры; если одна страна благоденствует, то в благосостоянии ее принимают участие все ее соседи, частью вследствие увеличивающегося с ее стороны спроса, частью вследствие дешевизны, вызванной изобилием в ней произведений. Таким образом все народы солидарны между собою как в счастии, так и в несчастии. К числу самостоятельных доктрин С. относится и его учение о нематериальных благах; здесь он отступал от Адама Смита, который причислял лиц, оказывающих нематериальные услуги (врачей, адвокатов, ученых), к экономически непроизводительным классам. Стоя всецело на индивидуалистической точке зрения, С. не допускал какого бы то ни было влияния правительства на благосостояние граждан и на большую часть налогов смотрел как на великие народные бедствия вроде града, пожаров, неприятельских нашествий. Отчетливо обрисовавшийся уже в его время пауперизм в Англии он приписывал чисто политическим причинам и находил, что бедняки сами виновны в своем положении. Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

    II .

    Сей, Сэй (Say) Жан Батист (5.1.1767, Лион, -- 15.11.1832, Париж), французский экономист, один из первых представителей вульгарной политической экономии. Идеолог крупной буржуазии, сторонник свободной торговли и невмешательства государства в экономическую жизнь. Профессор политической экономии (с 1819). Главное произведение С. "Трактат политической экономии..." (1803, рус. пер. отдельных глав 1896). С. считал себя комментатором и популяризатором учения А. Смита, но в действительности выступил с вульгаризацией взглядов последнего. С. трактовал законы капиталистического производства как вечные, а целью хозяйственной деятельности считал потребление. По его мнению, в основе стоимости лежат полезность, издержки производства, соотношение спроса и предложения. Опираясь на догму Смита, С. создал вульгарно-апологетическую теорию факторов производства (см. в ст. Производительности теории), которую пронизывает идея о равноправном участии труда, капитала и природы в процессе создания стоимости. В связи с этим С. отрицал эксплуататорскую природу капиталистического производства, проповедовал гармонию классовых интересов. Ошибочность взглядов С. заключается в том, что факторы производства -- конкретный труд, средства производства (по терминологии буржуазной политической экономии -- капитал) и природа участвуют лишь в создании потребительной стоимости товара; единственный источник стоимости -- абстрактный труд; присвоение части её прибавочной стоимости составляет цель капиталистического производства. С. идеализировал систему свободного предпринимательства и отрицал неизбежность всеобщих кризисов перепроизводства, допуская лишь возможность перепроизводства отдельных товаров. Он сформулировал т. н. закон рынка, по которому обмен продукта на продукт якобы автоматически ведёт к равновесию между куплей и продажей. С. игнорировал то обстоятельство, что развитие товарного обмена усиливает противоречие между стоимостью и потребительной стоимостью, приводит к выделению денег как товара особого рода, возникновению разрыва между актами купли и продажи и т. д. Концепция С. подвергнута критике К. Марксом. Апологетические взгляды С., особенно теория факторов производства и "закон рынка", были широко использованы в концепциях вульгарной буржуазной политической экономии. Лит. : Маркс К., Капитал, т. 3, гл. 48, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"). Приложение, там же, т. 26, ч. 3; Марков И. Г., Ж. Б. Сэй. (Его жизнь, деятельность и учение), М. Л., 1929; Аникин А. В., Юность науки, М., 1971.