Сколько сербов в мире. Хорваты и сербы: отличие, история конфликта, интересные факты и особенности характера. Государственное устройство Сербии

Сколько сербов в мире. Хорваты и сербы: отличие, история конфликта, интересные факты и особенности характера. Государственное устройство Сербии

Последние исследования показывают, что Сербия на пятом месте в Европе по религиозности: считают себя религиозными 77% опрошенных в исследовании проведенном «Галупом», что значительно выше среднеевропейского уровня в 50%.

По этому поводу «Политика» решила выяснить, действительно ли сербы столь религиозный народ или это все лишь на словах, так как в отдельных церквях в Сербии священникам практически не перед кем проводить утренние и вечерние службы, так как верующие не приходят.

По ком звонят колокола храма Святого Александра Невского в Белграде? Ранним утром, около 8 часов, всего лишь около десятка человек тихо входит в церковь на заутреню. Жаль что псалмы из книги пророка Давида и церковные молитвы, которые читает певчий, практически некому слушать.

Певчий известен как бывший гитарист новобелградских гаражных групп, будораживших городскую рок-сцену в восьмидесятых.

Он забросил «Led Zeppelin» но все равно поднимается к небесам. Если даст Бог, то пострижется в монахи. Когда в девяностых Сербия вспомнила о всевышнем и толпой повалила в церкви певчий не был среди тех, кто на полной скорости из социалистического самоуправления переходил в православие, возможно потому и остался верным до сих пор.

Служащая «Телекома» каждое утро перед работой заходит в храм на Дорчоле, освященный в давнем 1930 году в присутствии патриарха Варнавы и короля Александра Первого. Женщина приходит лишь по рабочим дням. Уже год она внимательна, пунктуальна и терпелива, но не относит себя к фанатичным верующим.

— Я не прихожу по выходным, тогда большая толпа и гораздо заметнее как люди по разному понимают религиозность. Некоторые кланяются до земли, другие оставляют деньги на видном месте, третьи болтают во время службы как бабы на рынке. Я религиозна, но так, как об этом говорит Владета Еротич, — религиозность это не только вера, но и общее мышление на христианский манер, — рассказывает она после утренней службы.

Люди с заутренней службы практически как семья. Понимают горе и радость, счастье и несчастья. Вещи о которых они говорят столь обычны, что напоминают истории из старых времен, которые мы давно слушали и позабыли, так как живем сейчас в другой галактике, где живут со скоростью света.

Когда пенсионерка Елица Урошевич рассказывает, как она обратилась к господу в 2008 году после того как едва пережила инсульт, она больше обращается к людям вокруг нее: 37-летнему Деяну, учащемуся на преподавателя Закона Божьего, церковному служке Неджи Медичу, выполняющему эту работу с 1961 года, когда он служил в церкви Святых архангелов Михаила и Гавриила на Башчаршии, а затем в сараевской Соборной церкви. После кровавых гражданских войн и он бежал в Сербию и служит в святом храме, где хранятся драгоценные дары из 1877 года – серебряный крест, украшенный драгоценными камнями, дар Томании и Еврема Обреновичей и большое русской Евангелие, подарок госпожи Аны Обренович.

— В Церковь после 1990 года приходили и те, кто ее раньше оскорблял. Думает человек, что если перекрестится то попадет к Богу. С приближением миллениума число людей на утренней и вечерней службах уменьшалось, — улыбается Неджо, вспоминая, что время бомбардировок НАТО церкви были переполнены.

Несчастье объединяет людей. Бомбы падали, сирены выли, люди собирались в храме, понимая, что обычный человек стоит на хрупких ногах.

— Когда у вас все хорошо, то вы можете и обругать Бога, но когда начинаются проблемы то сразу зовете Бога на помощь. А мне вера помогла больше чем лекарства, — рассказывает свой рецепт Елица, когда-та занимавшая должность человека «для всего» на технологическом факультете. Варила кофе, чистила, была курьером… Со дна социальной лестницы вырастила детей и внуков сделала их уважаемыми людьми. Тогда она не знала Бога, но сейчас верит, что именно тогда Бог все время заботился о ней.

Протоиерей Душан Йованович вспоминает, что во времена коммунизма праздновали славу все кто хотел и в церковь ходили все кто хотел, потому он и не принимает это традиционное алиби, которое ищут себе новые верующие,которые, успокаивая свою совесть, указывают на «красных».

— Те кто верил верили всегда. Мало людей приходят к нам, они лишь капля в море. Но Бог протягивает руки и призывает их… Предлагает помощь и спасение. А наш человек ожидает, что ему сразу заплатят, у наших людей нет терпения, так как Бог неспешен, но достижим. Серб всегда готов поругаться с Богом, сделать ему замечания, — рассказывает протоиерей Душан.

Александар Апостоловски

201,637
Швейцария 191,500
Австрия 177,300
США более 170,000
Республика Косово 140,000
Канада 100,000-125,000
Нидерланды 100,000-180,500
Швеция 100,000
Австралия 95,000
Великобритания 90,000
Франция 80,000
Италия 78,174
Словения 38,000
Македония 35,939
Румыния 22,518
Норвегия 12,500
Греция 10,000
Венгрия 7,350
Россия 4,156 - 15,000 (по сербским источникам)

Язык Религия Родственные народы
Cерия статей о
Сербах

Сербские языки и наречья
сербский · сербскохрватский
ужицкий · цыганосербский
старославянский · славяносербский
штокавский · торлакский · шатровачки

Преследования сербов
Сербофобия · Ясеновац
Независимое государство Хорватия
Крагуевацский октябрь

Этногенез

Существует несколько теорий происхождения сербов.

Согласно записям византийского императора Константина Багрянородного , сербы (уже как единый славянский народ) мигрировали к югу в 7-м веке в правление византийского царя Ираклия и расселились в пределах современных Южной Сербии, Македонии , Черногории , Далмации , Боснии и Герцеговины . Там они смешались с потомками местных балканских племен - иллирийцев , даков и др.

Спустя тысячелетие во времена Османских завоеваний в Европе множество сербов под давлением турецких агрессоров, разоривших страну, стало уходить на север и восток за реки Сава и Дунай на территории нынешних Воеводины , Славонии , Трансильвании и Венгрии . Позднее, в XVIII веке тысячи сербов отправились в Российскую империю , где им на поселение были выделены земли в Новороссии - в районах, получивших названия Новая Сербия и Славяносербия .

Этнографические группы сербов

Этнографические группы сербов делятся, в основном, по диалектам сербского языка. Штокавские сербы самая большая группа. Существуют также горанцы и другие этнографические группы.

Расселение

Основной ареал проживания сербов - это Сербия, Черногория, Хорватия, Босния и Герцеговина. Также существуют отдельные регионы в иных странах, где сербы живут издавна: в Македонии (Куманово , Скопье), Словении (Бела Крайна), Румынии (Банат), Венгрии (Печ , Сентендре , Сегед). Устойчивые сербские диаспоры существуют во многих странах, самые заметные из них в Германии, Австрии, Швейцарии , Франции , России , Бразилии , Канаде , США и Австралии . Диаспоры в Новой Зеландии , Южной Африке , Аргентине , Боливии , Бразилии и Чили хоть и не такие большие, однако не исчезают, а наоборот - продолжают расти.

Точное количество сербов, проживающих в диаспорах за пределами Балкан, не установлено и колеблется по разным сведениям примерно от 1-2 млн до 4 млн человек (данные Министерства по диаспорам Республики Сербия). В связи с этим неизвестна и общая численность сербов в мире, по приблизительным оценкам она составляет от 9,5 до 12 млн человек. 6,5 млн сербов составляют около двух третей населения Сербии. Перед военными конфликтами 1,5 млн проживало в Боснии и Герцеговине и 600 тыс. в Хорватии, а 200 тыс. - в Черногории. По переписи 1991 г. сербы представляли 36 % от общего населения Югославии , то есть всего около 8,5 млн человек.

Городское население представлено в Белграде (1,5 млн сербов), в Нови-Саде (300 тыс.), Нише (250 тыс.), Баня-Луке (220 тыс.), Крагуевце (175 тыс.), Сараево (130 тыс.). За пределами бывшей Югославии Вена является городом с наибольшим числом сербских жителей. Значительное количество сербов проживает в Чикаго с окрестностями и Торонто (с Южным Онтарио). Лос-Анджелес известен как мегаполис с внушительным сербским сообществом, впрочем, как Стамбул и Париж .

Этническая история

Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

История Сербии отсчитывает своё начало с VI века , с момента заселения древними славянами западной части Балканского полуострова . В VIII -IX веках возникли первые протогосударственные образования сербов. В -XI веках территория современной Сербии входит в состав Первого Болгарского царства . После установления в конце XII века династии Неманичей Сербское государство освободилось из-под власти Византии и к середине XIV века развилось в крупную державу, охватывавшую почти всю юго-западную часть Балкан. Расцвет средневековой Сербии пришёлся на время правления царя Стефана Душана ( -). Однако после его смерти государство распалось. Раздробленные княжества оказываются не в состоянии остановить османскую экспансию, часть князей на юге бывшего царства Душана вынуждено признать себя вассалами Османской империи. В 1389 году объединенные войска некоторых сербских князей (вместе с боснийкими отрядами) терпят поражение от османской армии в битве на Косовом поле , что привело к признанию Сербией сюзеренитета Османской империи . Окончательно Сербия была завоёвана турками в 1459 году , после падения Смедерево . На протяжении последующих 350 лет сербские земли находились под властью Османской империи, а северные районы с конца XVII века входили в состав Австрийской Империи.

Сербское княжество образовалось в результате Первого сербского восстания в - гг. против османского владычества . Своим верховным вождём восставшие избрали Георгия Петровича по прозвищу Карагеоргий, служившего раньше в австрийской армии унтер-офицером. В 1811 году на скупщине в Белграде Карагеоргий был провозглашён наследственным правителем Сербии. Но в 1813 году восстание было подавлено, Карагеоргий бежал в Австрию. В 1815 году началось Второе сербское восстание , возглавил которое участник Первого восстания Милош Обренович . Оно было успешным, но только через пятнадцать лет султан официально признал Милоша Обреновича правителем Сербии. В 1817 году вернувшегося в Сербию Карагеоргия по приказу Милоша Обреновича убили. По условиям Берлинского мира 1878 года Сербия получила независимость, а в 1882 году была провозглашена королевством. К началу XX века в Сербии сложилась парламентская монархия , начался быстрый подъём экономики и культуры. Две крестьянские по происхождению династии - Карагеоргиевичей и Обреновичей - сменяли друг друга на престоле в Сербии до 1903 года. В 1903 году король Александр Обренович и его супруга Драга были убиты в результате дворцового переворота. В результате Балканских войн - гг. в состав Сербии были включены территории Косова , Македонии и значительная часть Санджака . В Первой мировой войне Сербия выступала на стороне стран Антанты . В ходе войны Сербия потеряла, по некоторым оценкам, до трети населения. После завершения войны Сербия стала ядром Королевства сербов, хорватов и словенцев (c г. - Югославия). В период Второй мировой войны территория Сербии с апреля 1941 года была оккупирована войсками гитлеровской Германии , часть территории государства передана сателлитам Германии - Венгрии и Болгарии, а также Албании. В - гг. Сербия была освобождена Советской Армией, партизанскими и регулярными отрядами Народно-освободительной армии Югославии .

В 1945 году была провозглашена Федеративная народная республика Югославия (с г. - Социалистическая федеративная республика Югославия), в составе которой была образована Народная республика Сербия (с 1963 г. - Социалистическая республика Сербия). В ноябре 1945 года скупщина Югославии лишила династию Карагеоргиевичей прав власти. После смерти бессменного лидера Югославии Иосипа Броза Тито рост межэтнического противостояния, сепаратистские выступления, поддержанные извне, привели в начале 1990-х гг к серии гражданских войн и распаду Югославии . Длительный период пребывания у власти в Сербии социалистов во главе со Слободаном Милошевичем завершился в 2000 году после бомбардировок в марте-июне 1999 г. сербских городов авиацией НАТО и ввода в Косово миротворческих сил ООН . В 2006 году , после проведенного в Черногории референдума, прекратил существование государственный союз Сербии и Черногории , республика Сербия потеряла выход к морю.

Средневековое Сербское государство

Расселение славян

Процесс складывания государства у сербов был замедлен обособленностью различных сербских общин и отсутствием между ними экономических связей. Для ранней истории сербов характерно формирование нескольких очагов государственности, которые поочерёдно становились центрами объединения сербских земель. На побережье сформировались протогосударственные образования - склавинии Пагания , Захумье , Травуния и Дукля, во внутренних областях (восточная часть современной Боснии и Санджак) - Рашка . Номинально все сербские территории входили в состав Византии, однако их зависимость была слабой. Уже с VII века началась христианизация сербских племён , которая завершилась во второй половине IX века при прямом участии учеников святых Кирилла и Мефодия . К этому же времени относится возникновение первых памятников сербской письменности на старославянском языке (первоначально - с использованием глаголицы , c X века начинается переход на кириллицу) .

Образование государства

В середине IX века под воздействием наступления на сербские области протоболгар в Рашке сформировалась княжеская власть и государство во главе с князем (жупаном) Властимиром , которому удалось отбросить болгар и подчинить часть прибрежных территорий. Наследственный принцип передачи власти, однако, не сложился, что привело в конце IX века к междоусобицам, ослаблению Рашки и её переходу под власть сначала Первого Болгарского царства , а затем, после его падения, - Византии. Некоторое укрепление Рашки в середине X века в период правления князя Часлава , существенно расширившего территорию государства, сменилось после его гибели в 950 году распадом страны. В это же время началось активное проникновение богомильства из Болгарии, которое также способствовало ослаблению центральной власти в Рашке. В - гг. Белград и долина Моравы стали центром массового восстания славян под предводительством Петра Деляна против Византии.

Расцвет Сербии

При непосредственных преемниках Стефана Первовенчанного Сербское государство пережило недолгий период стагнации и усиления влияния соседних держав, прежде всего Венгрии . На рубеже XIII и XIV веков Сербия оказалась разделённой на два государства: на севере, в Мачве , Белграде , районе Браничева , а также в Усоре и Соли , правил опирающийся на Венгрию Стефан Драгутин , остальная часть сербских земель находилась под властью его младшего брата Стефана Милутина , ориентировавшегося, главным образом, на Византию.

Несмотря на временный раздел государства, продолжалось укрепление Сербии: была сформирована централизованная система местного управления, реформировано право, создана система внутренних коммуникаций, начался переход на условное держание и прониарную систему в земельных отношениях. Одновременно усиливалось влияние высшего духовенства и церкви. Активно развивалось монашество, возникло множество православных монастырей (в том числе Студеница , Жича , Милешево , Грачаница , а также Хиландарский монастырь на Афоне), причём их храмы строились в соответствии с уже сложившейся оригинальной сербской архитектурной традицией («рашская школа»). Окончательно закрепилась принадлежность Сербии византийско-православному миру, католическое влияние было практически устранено, а богомилы изгнаны из страны. Одновременно начался процесс византизации системы государственного управления, был создан помпезный королевский двор по образцу константинопольского. Происходил подъём горного дела (в значительной степени благодаря притоку саксонских переселенцев), сельского хозяйства и торговли, решающую роль в которой имели дубровницкие купцы. Быстро увеличивалось народонаселение страны, росли города.

Расцвет средневекового сербского государства пришёлся на время правления Стефана Душана ( -). В ходе ряда военных кампаний Стефан Душан подчинил всю Македонию, Албанию , Эпир , Фессалию и западную часть Средней Греции. В результате Сербия стала крупнейшим государством Юго-Восточной Европы. В 1346 году Стефан Душан был коронован царём сербов и греков , а Печский архиепископ был провозглашён патриархом . Сербо-греческое царство Стефана Душана сочетало в себе сербские и византийские традиции, за греками были сохранены высшие должности в городах и их земельные владения, сильное греческое влияние испытывала культура. В архитектуре сложился вардарский стиль , яркими образцами которого стали храмы в Грачанице, Пече и Леснове . В 1349 году был издан «Законник Стефана Душана », оформивший и кодифицировавший нормы сербского права. Резко усилилась центральная власть, была сформирована разветвлённая административная система по византийскому образцу при сохранении существенной роли собраний (саборов) сербской аристократии. Внутренняя политика царя, опирающаяся на крупную земельную знать и приведшая к расширению её прерогатив, однако, не способствовала укреплению и сплочению государства, особенно учитывая этническую пестроту державы Душана.

Распад и турецкое завоевание

Вскоре после смерти Стефана Душана его государство распалось. Часть греческих земель вновь перешла под власть Византии, а на остальных сформировались полунезависимые княжества. В собственно Сербии крупные землевладельцы (властелы) вышли из подчинения центральной власти, стали проводить собственную политику, чеканить монету и собирать налоги: в Зете установилось правление Балшичей , в Македонии - Мрнявчевичей, в Старой Сербии и Косове - князя Лазаря , Николы Алтомановича и Вука Бранковича . Единство сербских земель после смерти последнего представителя династии Неманичей Стефана Уроша V в 1371 году поддерживалось практически исключительно единством православной церкви в лице Печской патриархии, которая в 1375 году добилась канонического признания Константинопольским патриархатом . В 1377 году сербскую корону принял бан Боснии Стефан Твртко I , однако, хотя его королевский титул признавали князь Лазарь и Вук Бранкович, власть Твртко I была чисто номинальной. Междоусобные войны между князьями сильно ослабляли обороноспособность сербских земель в условиях нарастания турецкой угрозы. Уже в 1371 году в Марицкой битве турки разгромили войска южносербских правителей во главе с королём Вукашином , после чего Македония перешла под власть Османской империи .

Попытка объединить сербские земли для организации отпора туркам, предпринятая князем Лазарем при поддержке Сербской православной церкви , не увенчалась успехом: 15 июня 1389 года (в день Св. Вита - Видовдан) в битве на Косовом поле , несмотря на героические усилия сербов, они потерпели поражение. Князь Лазарь погиб. Хотя его сын Стефан Лазаревич сохранил свою власть, он был вынужден признать сюзеренитет Османской империи и участвовать в турецких походах. Косовская битва и подвиг Милоша Обилича , убившего османского султана Мурада I в начале сражения, позднее стали одним из важнейших сюжетов сербского национального фольклора , символом самопожертвования и единения сербского народа в борьбе за независимость.

В первой половине XV века , когда натиск турок временно ослабел из-за угрозы со стороны Тамерлана , Стефан Лазаревич предпринял попытку восстановления Сербского государства. Он принял византийский титул деспота и, опираясь на союз с Венгрией , которая передала ему Белград и Мачву , вновь подчинил Зету (кроме Приморья), Сребреницу и ряд южносербских областей. Была возрождена центральная администрация, укрепилась власть князя, активно поощрялся горнорудный промысел и городские ремесла, началось проникновение в Сербию идей гуманизма и эпохи Возрождения . Новый подъём переживала архитектура («моравская школа», представленная, в частности, монастырями Ресава и Раваница ) и литература (произведения патриарха Данилы III и самого Стефана Лазаревича). Столицей Сербской деспотовины стал Белград, в котором была построена хорошо укреплённая крепость, частично сохранившаяся до наших дней. Хотя в результате нового вторжения турок в 1425 году были потеряны Ниш и Крушевац , а затем под власть Венгрии перешёл Белград, новая столица Сербии - Смедерево , основанная деспотом Георгием Бранковичем , переживала свой расцвет и завоевала славу второго Константинополя . Но уже в 1438 году началось очередное османское наступление. В 1439 году пало Смедерево. Долгий поход венгерских войск Яноша Хуньяди в -1444 году позволил изгнать турок с территории Сербии и ненадолго восстановить её самостоятельность. Однако поражение крестоносцев под Варной в 1444 году , разгром венгерского войска во Второй битве на Косовом поле в 1448 году и падение Константинополя в 1453 году предопределили судьбу страны. В 1454 году были захвачены Ново-Брдо и Приштина , а в 1456 году осаждён Белград. Наконец, в 1459 году пало Смедерево. К 1463 году была завоёвана Босния , к - Герцеговина и, наконец, в 1499 году - Горная Зета . Сербское государство перестало существовать.

Социально-экономическое развитие

Основой экономики средневекового Сербского государства являлось сельское хозяйство, прежде всего земледелие, а также скотоводство, особенно в гористых районах. Существенно дольше, чем в Болгарии и Хорватии, в Сербии сохраняли значения большие патриархальные семьи - задруги и общинный строй. В крестьянском хозяйстве продолжала господствовать коллективная собственность на землю. Постепенно, однако, усиливались процессы феодализации поземельных отношений и закрепощения крестьян. Уже в «Законнике Стефана Душана» было юридически закреплено зависимое положение крестьянства и отменено право перехода.

, Римско-католическая церковь , Словацко-евангелическая церковь Аугсбургского вероисповедания , Реформатская христианская церковь , Евангелическая христианская церковь , еврейская и исламская религиозные общины) и «конфессиональные объединения» (внесенные в специальный реестр) . Разница состоит в том, что традиционные церкви и религиозные объединения в отличие от конфессиональных объединений имеют право на организацию религиозного образования в школах. Кроме того, закон 2006 года запретил регистрацию религиозной организации, если её название идентично названию уже зарегистрированной в реестре религиозной организации или названию той организации, что проходит регистрацию .

Верующие в Сербии
Православные 85.0 %
Католики 5.5 %
Мусульмане 3.2 %
Протестанты 1.1 %
Иудеи 0.09 %
Другие 0.07 %

Согласно переписи населения г., без Косова :

  • православных - 6 371 584 чел. (85,0 % населения),
  • католиков - 410 976 чел. (5,5 % населения),
  • мусульман - 239 658 чел. (3,2 % населения),
  • протестантов - 80 837 чел. (1,1 % населения),
  • иудеев - 785 чел. (0,09 % населения),
  • других конфессий - 530 чел. (0,07 % населения).

Реестр церквей и религиозных общин

Организации, внесённые в реестр:

  • Словацкая евангелическая церковь а.в.
  • Реформатская христианская церковь
  • Евангелическая христианская церковь а.в.
  • Еврейская община
  • Исламская община
  • Епархии Румынской православной церкви
  • Христианская адвентистская церковь
  • Евангелическая методистская церковь
  • Евангельская церковь в Сербии
  • Церковь Христовой любви
  • Христова духовная церковь
  • Союз Христианских Баптистских церквей в Сербии
  • Христианская Назарянская религиозная община
  • Церковь Божья в Сербии
  • Протестантская христианская община в Сербии
  • Христова церковь братьев в Республике Сербии
  • Свободная церковь Белграда
  • Христианская религиозная община Свидетелей Иеговы
  • Церковь завета «Сион»
  • Уния реформаторских движений адвентистов седьмого дня
  • Протестантская евангельская церковь «Духовный центр»

Напишите отзыв о статье "Религия в Сербии"

Примечания

Галерея

Отрывок, характеризующий Религия в Сербии

– Знал ли ты кого-то ещё из этих дивных потомков, Север?
– Ну, конечно же, Изидора! Мы знали всех, только далеко не всех доводилось увидеть. Некоторых, думаю, знала и ты. Но разрешишь ли сперва закончить про Светодара? Его судьба оказалась сложной и странной. Тебе интересно будет о ней узнать? – Я лишь кивнула, и Север продолжил... – После рождения его чудной дочурки, Светодар решился, наконец, исполнить желание Радана... Помнишь, умирая, Радан просил его пойти к Богам?
– Да, но разве это было серьёзно?!.. К каким «богам» он мог его посылать? На Земле ведь давно уже нет живущих Богов!..
– Ты не совсем права, мой друг... Может это и не совсем то, что люди подразумевают под Богами, но на Земле всегда находится кто-то из тех, кто временно занимает их место. Кто наблюдает, чтобы Земля не подошла к обрыву, и не пришёл бы жизни на ней страшный и преждевременный конец. Мир ещё не родился, Изидора, ты знаешь это. Земле ещё нужна постоянная помощь. Но люди не должны об этом ведать... Они должны выбираться сами. Иначе помощь принесёт только лишь вред. Поэтому, Радан не был так уж неправ, посылая Светодара к тем, кто наблюдает. Он знал, что к нам Светодар никогда не пойдёт. Вот и пытался спасти его, оградить от несчастья. Светодар ведь был прямым потомком Радомира, его первенцем-сыном. Он был самым опасным из всех, потому что был самым близким. И если б его убили, никогда уже не продолжился бы этот чудесный и светлый Род.
Простившись со своей милой, ласковой Маргаритой, и покачав в последний раз маленькую Марию, Светодар отправился в очень далёкий и непростой путь... В незнакомую северную страну, туда, где жил тот, к кому посылал его Радан. И звали которого – Странником...
Пройдёт ещё очень много лет перед тем, как Светодар вернётся домой. Вернётся, чтобы погибнуть... Но он проживёт полную и яркую Жизнь... Обретёт Знание и Понимание мира. Найдёт то, за чем так долго и упорно шёл...
Я покажу тебе их, Изидора... Покажу то, что ещё никогда и никому не показывал.
Вокруг повеяло холодом и простором, будто я неожиданно окунулась в вечность... Ощущение было непривычным и странным – от него в то же время веяло радостью и тревогой... Я казалась себе маленькой и ничтожной, будто кто-то мудрый и огромный в тот момент наблюдал за мною, стараясь понять, кто же это посмел потревожить его покой. Но скоро это ощущение исчезло, и осталась лишь большая и глубокая, «тёплая» тишина...
На изумрудной, бескрайней поляне, скрестив ноги, друг против друга сидели два человека... Они сидели, закрыв глаза, не произнося ни слова. И всё же, было понятно – они говорили...
Я поняла – говорили их мысли... Сердце бешено колотилось, будто желая выскочить!.. Постаравшись как-то собраться и успокоится, чтобы никоим образом не помешать этим собранным, ушедшим в свой загадочный мир людям, я наблюдала за ними затаив дыхание, стараясь запомнить в душе их образы, ибо знала – такое не повторится. Кроме Севера, никто уже не покажет мне более то, что было так тесно связанно с нашим прошлым, с нашей страдающей, но не сдающейся Землёй...
Один из сидящих выглядел очень знакомо, и, конечно же, хорошенько к нему присмотревшись, я тут же узнала Светодара... Он почти что не изменился, только волосы стали короче. Но лицо оставалось почти таким же молодым и свежим, как в тот день, когда он покидал Монтсегур... Второй же был тоже относительно молодым и очень высоким (что было видно даже сидя). Его длинные, белые, запорошенные «инеем» волосы, ниспадали на широкие плечи, светясь под лучами солнца чистым серебром. Цвет этот был очень для нас необычным – будто ненастоящим... Но больше всего поражали его глаза – глубокие, мудрые и очень большие, они сияли таким же чистым серебристым светом... Будто кто-то щедрой рукой в них рассыпал мириады серебряных звёзд... Лицо незнакомца было жёстким и в то же время добрым, собранным и отрешённым, будто одновременно он проживал не только нашу, Земную, но и какую-то ещё другую, чужую жизнь...
Если я правильно понимала, это и был именно тот, которого Север называл Странником. Тот, кто наблюдал...

Религия в Сербии и Сербская Православная Церковь

Храм Святого Саввы в Белграде является самым большим православным храмом и входит в 10-ку крупнейших христианских церквей мира.

Согласно конституции, Сербия является светским государством, гарантирующим свободу в выборе религии. Сербия – одна из стран Европы с религиозным разнообразием - с православным большинством, католическим и исламским меньшинствами и другими мелкими конфессиями.

Православные христиане (6 079 396 человек) составляют 84,5% населения страны. Сербская православная церковь исконно является самой крупной церковью страны, приверженцами которой в подавляющем большинстве и являются сербы. Другие православные общины в Сербии представляют такие народы, как черногорцы, румыны, влахи, македонцы и болгары.

Католиков в Сербии насчитывается 356 957 человек или, примерно, 5% населения, и проживают они, в основном, в автономной области Воеводина (особенно в ее северной части), являющейся родиной этнических меньшинств, таких как венгры, хорваты, буневцы, а также словаки и чехи. Протестантизм исповедуют всего около 1% населения страны – это, в основном, словаки, живущие в Воеводине, а также венгры-реформисты.

Мусульмане (222 282 человека или 3% населения) образуют третью по величине религиозную группу. Ислам имеет историческую обоснованность в южных регионах Сербии, прежде всего в южной Рашке. Боснийцы представляют крупнейшую исламскую общину в Сербии, по некоторым оценкам около трети цыган страны являются мусульманами.

В Сербии проживает всего 578 иудеев. Евреи из Испании поселились здесь после их изгнания из страны в конце 15-го века. Сообщество процветало и достигло своего пика, насчитывая 33 000 человек до начала Второй мировой войны (из которых почти 90% жили в Белграде и Воеводине). Однако разрушительные войны, которые позже опустошили регион, привели к тому, что значительная часть еврейского населения Сербии эмигрировала из страны. Сегодня Белградская синагога является единственной действующей, спасенной местным населением во время Второй мировой войны от уничтожения от рук нацистов. Другие синагоги, такие как синагога Суботицы, представляющая собой четвертую по величине синагогу в Европе, и Нови-Садская синагога были превращены в музеи и художественные павильоны.

Языки Сербии и сербский язык

Официальным языком является сербский, относящийся к группе Южнославянских языков и являющийся родным для 88% населения. Сербский язык является единственным европейским языком, активно применяющим диграфию (графическое двуязычие), используя как кириллицу, так и латиницу. Сербская кириллица была разработана в 1814 году сербским лингвистом Вуком Караджичем, который создал сербский алфавит, основываясь на фонематических принципах. Кириллица берет начало от преобразованного греческого рукописного шрифта Кирилла и Мефодия 9 века.

Признанными языками меньшинств являются: ​​венгерский, словацкий, албанский, румынский, болгарский и русинский, а также боснийский и хорватский, сходные с сербским. Все эти языки являются официальными и используются в муниципалитетах или городах, где более 15% населения представляют национальное меньшинство. В Воеводине местная администрация использует, помимо сербского, пять других языков (венгерский, словацкий, хорватский, румынский и русинский).

(581 тыс. человек) [за период, истекший после распада СФРЮ (1991), сопровождавшийся трагическими событиями в жизни народов этой страны, соотношение численности сербов в отдельных государствах, возникших на постюгославском пространстве, изменилось], в соседних европейских государствах - Германии , Румынии , Австрии , Венгрии , а также в США , Канаде , Аргентине , Австралии .

Сербы говорят на сербском языке славянской группы индоевропейской семьи. В тех регионах, где сербы живут вместе с другими народами, они нередко двуязычны. Письменность на основе кириллицы. Большинство верующих - православные, незначительная часть - католики и протестанты, есть мусульмане-сунниты.

Этническая история югославянских народов, в том числе и сербов, связана с массовым переселением славянских племён на Балканы в VI-VII веках. Местное население было в основном ассимилировано, частично оттеснено на запад и в горные области. Славянские племена - предки сербов, черногорцев и населения Боснии и Герцеговины (собственно сербы, дукляне, тервуняне, конавляне, захлумяне, наречане) заняли значительную часть территории в бассейнах южных притоков Савы и Дуная, Динарские горы, южную часть побережья Адриатики. Центром расселения предков сербов была область Рашка (бассейны рек Дрина, Лим, Пива, Тара, Ибар, Западная Морава), где во второй половине VIII века сложилось раннее государство.

В середине IX века было создано Сербское княжество. В X-XI веках центр политической жизни перемещался то на юго-запад, в Дуклю, Травунию, Захумье, то вновь в Рашку. С конца XII века сербское государство активизировало завоевательную политику и в XIII - первой половине XIV вв. значительно расширило свои границы, в том числе за счёт византийских земель. Это способствовало усилению византийского влияния на многие стороны жизни сербского общества, в частности на систему социальных отношений, искусство и др. После поражения на Косовом Поле в 1389 Сербия стала вассалом Османской империи, а в 1459 была включена в её состав. Османское господство, длившееся почти пять столетий, сдерживало процессы консолидации сербов.

В период Османского владычества сербы неоднократно переселялись как внутри страны (главным образом в горные районы), так и за её пределы, особенно на север в Воеводину - в Венгрию. Эти перемещения способствовали изменению этнического состава населения. Ослабление Османской империи и усилившееся движение сербов за освобождение от иноземной власти, особенно Первое сербское восстание (1804-13) и Второе сербское восстание (1815), привели к созданию автономного (1833), а затем самостоятельного (1878) Сербского государства. Борьба за освобождение от османского ига и государственное объединение была важным фактором в становлении национального самосознания сербов. Происходили новые крупные перемещения населения в освобождённые области. В одной из центральных областей - Шумадии - абсолютное большинство составили переселенцы. Эта область стала центром консолидации сербского народа, начался процесс национального возрождения. Развитие сербского государства и рыночных отношений, экономических и культурных связей между отдельными областями приводили к некоторой нивелировке в культуре их населения, размыванию региональных границ и укреплению общего национального самосознания.

Исторические судьбы сербов сложились так, что длительное время они были разъединены политически, экономически и культурно в составе разных государств (Сербии, Османской империи, Австро-Венгрии). Это наложило отпечаток на культуру и быт разных групп сербского населения (некоторая специфика сохраняется и ныне). Так, для сёл Воеводины, застройка которых проводилась по утверждённым властями планам, характерна планировка в форме прямоугольника или квадрата с широкими улицами, с прямоугольной центральной площадью, вокруг которой группируются различные общественные учреждения. Отдельные элементы культуры сербского населения этого региона складывались под влиянием культуры населения Воеводины, с которым сербы жили в тесном контакте.

Сербы сознают своё национальное единство, хотя подразделение на региональные группы (шумадийцы, ужичане, моравцы, мачване, косовцы, сремцы, баначане и др.) сохраняется в памяти народа. В культуре отдельных локальных групп сербов отсутствуют резко очерченные границы.

Объединение сербов в рамках единого государства осуществилось в 1918, когда было создано Королевство сербов, хорватов и словенцев (позднее менялось название и отчасти границы этого государства). Однако после распада СФРЮ сербы опять оказались разделёнными границами стран, возникших на постюгославском пространстве.

В прошлом сербы занимались в основном сельским хозяйством - земледелием (главным образом зерновые), садоводством (особое место сохраняет выращивание слив), виноградарством. Важную роль играли скотоводство, преимущественно отгонного типа, свиноводство. Занимались также рыболовством, охотой. Значительное развитие получили ремёсла - гончарство, резьба по дереву и камню, ткачество (в том числе и ковроткачество, преимущественно безворсовое), вышивка и т. д.

Для сербов был характерен разбросанный (главным образом в горных областях Динарского массива) и скученный (восточные области) тип расселения с разнообразной формой планировки (кучевой, рядовой, круговой). В большинстве поселений выделялись кварталы, отстоящие друг от друга на 1-2 км.

Традиционные жилища сербов деревянные, срубные (были широко распространены в середине XIX века в краях, изобилующих лесом), а также каменные (в карстовых областях) и каркасные (моравский тип). Дома строились на высоком фундаменте (исключение - моравский тип), с четырёх- или двускатными крышами. Наиболее старое жилище было однокамерным, но в XIX веке преобладающим становится двухкамерное. Каменные дома могли иметь два этажа; первый этаж использовался для хозяйственных целей, второй - для жилья.

Народная одежда сербов значительно различается по областям (при наличии общих элементов). Наиболее старые элементы мужской одежды - туникообразная рубаха и штаны. Верхняя одежда - жилеты, куртки, длинные плащи. Обязательной принадлежностью мужского костюма были красиво украшенные пояса (от женских они отличались длиной, шириной, орнаментом). Характерна кожаная обувь типа мокасин - опанки. Основой женского традиционного костюма была туникообразная рубаха, богато украшенная вышивкой, кружевами. Женский костюм включал фартук, пояс, а также различные жилеты, куртки, платья, иногда распашные. Народная одежда, особенно женская, обычно украшалась вышивкой, тканым орнаментом, шнуром, монетами и т. д.

Традиционная пища также различалась по областям и зависела не только от имущественного положения семьи, но и от направления хозяйства. Повсеместно ели хлеб - кислый или пресный. Значительное место в пищевом рационе занимали кукуруза (из неё пекли хлеб, варили каши), фасоль, картофель, капуста (свежая и квашеная), перец. Ели кисломолочные продукты. Блюда из мяса (больше всего сербы любят свинину) ели в основном зимой и в праздники.

Для общественной жизни сербов в прошлом характерны сельские общины. Широко были распространены различные формы взаимопомощи и совместных работ, например при выпасе скота. У сербов существовало два типа семьи - простая (малая, нуклеарная) и сложная (большая, задружная). Ещё в первой половине XIX века была широко распространена задруга (до 50 и более человек). Для задруг были характерны коллективное владение землёй и имуществом, коллективное потребление, вирилокальность и т. д.

Среди календарных и семейных обычаев - семейная слава (своего рода коллективные именины всей семьи), обычаи побратимства и посестримства, институт кумовства.

В устном народном творчестве сербов особое место занимает эпический жанр (юнацкие песни), в котором нашли отражение исторические судьбы сербского народа, его борьба за свободу. Для народных танцев характерно круговое движение (коло), близкое хороводу.

Кардинальные социально-экономические преобразования, происшедшие в жизни сербов во второй половине XX века, переход значительного числа их из сельского хозяйства в промышленность, сферу обслуживания, рост интеллигенции приводят к некоторой нивелировке культуры. Однако сербы, отстоявшие в многовековой борьбе свою независимость и свободу, бережно относятся к памятникам истории и культуры, к народной архитектуре, традиционным ремёслам, устному народному творчеству. Народные традиции сочетаются с нововведениями в планировке жилищ, покрое и украшении одежды и т. п. Некоторые элементы традиционной культуры (одежда, пища, архитектура, ремёсла) иногда возрождаются искусственно (в том числе для привлечения туристов). Сохраняется традиционное народное искусство - декоративное ткачество, гончарство, резьба и т. д.