Квартиры 90 х годов. Евроремонт: великий и ужасный. —2005: белые
 обои, черная
 посуда

Квартиры 90 х годов. Евроремонт: великий и ужасный. —2005: белые обои, черная посуда

1992 —1995 : богач и бедняк

Типичная российская квартира первых лет новой государственности сочетает в себе мощное в лице шкафа-стенки, большого цветастого ковра на стене, оставшихся с 80-х фотообоев и повальную моду на все иностранное. Уставшие от унылого советского производства россияне яростно скупали все, что хоть как-то напоминало о западе. Нет – о Западе!

В 90-х холодильники заполнялись американскими шоколадками и газировками, а потому особый шик – коллекционирование упаковок , банок и этикеток. Люди еще не лишились советской прагматичности (выпил молоко – сохрани упаковку, сложишь туда шурупы или деньги), поэтому многие собирали банки из-под «Спрайта», «Фанты» и «Кока-колы», бережно отклеивают этикетки с бутылок, увлеченно собирают фантики из жвачки «Love is…» Зависть вызывали люди со смекалкой и руками из плеч, приспосабливавшие трофеи на дачах: дорожка из жестяных банок, шторы из винных пробок, что уж говорить о невероятных изобретениях из пластиковых бутылок – изысканных подсвечниках, фантазийных цветах и прочих арт-объектах «для красоты».

В это же время в замках богачей господствуют совсем другие идеи. Получив быстрые большие деньги, они обставляют огромные особняки статуями и фонтанами, обвешивают портретами хозяйки в горностаях стены многочисленных спален. Особый, почти мифологический атрибут, – золотые унитазы , сразу ставшие объектом насмешек, анекдотов и юморесок из «Смехопанорамы».


1995 —2000 : hello , world

Наступает время относительной стабильности: появившийся достаток и какая-никакая уверенность в сегодняшнем дне (о будущем не говорили) ввели моду на электронику . В квартирах поселяются видеокамеры, навороченные музыкальные центры, принудительно знакомящие весь подъезд с удивительной лирикой «Руки вверх», мощные пылесосы. Типовая двушечка буквально трещит по швам от такого напора, кухонные комбайны, кофеварки и тостеры еле умещаются на крохотных кухнях, ранее видавших только миксер «Росток» и холодильник «Саратов». Самый большой шик – первые персональные компьютеры на Windows 95. Собственно тогда и положено начало безвозвратным переменам в российском интерьере: теперь в квартире есть компьютер, и с этим надо считаться .

Параллельно с техническим прогрессом наблюдается некоторый интеллектуальный регресс, выражающийся в неукоснительном следовании правилам заморского фен-шуя . Считается, что если расставить по нужным углам мебель, а зеркало убрать подальше от унитаза, несчастий и неурядиц не будет, что, тем не менее, почему-то не спасает от мощного экономического кризиса, в конце десятилетия больно ударившего по всем.

Новый компьютер в старом интерьере. Photo: Paul L Dineen

2000 —2005 : белые обои , черная посуда

Следующее десятилетие, открывающее новый век, символично обнулило страсть к показной роскоши и нарочитому богатству (надо сказать, ненадолго). Можно было бы предположить, что предапокалиптическая агония не прошла даром, и про верблюда с игольным ушком кто-то да вспомнил, но все прозаичнее: россиян серьезно накрывает страсть к евроремонту, а москвичей – к Ikea. Первые магазины с диковинной скандинавской мебелью появляются в столице в 2000-2003 годах и поначалу пугают аскетичным смелым дизайном и шведскими названиями .

В мебельную Мекку съезжаются со всей страны хотя бы для того, чтобы набрать бесплатных карандашей и сводить ребенка пообедать. Скоро выясняется, что за сложновыговариваемыми «Каффаторпами» и «Фальстербо» скрывается мебель, которая, оказывается, может быть удобной и симпатичной: шкаф – компактным, кровать – легкой, кухонный гарнитур – красивым. Тут делаются удивительные открытия: простые черные тарелки без всякого цветочного орнамента тоже выглядят нарядно, а кресло футуристического дизайна стоит вменяемых денег.

Обложка каталога Ikea за 2005 год

Все это вносится в квартиры с модным евроремонтом , представление о котором у всех весьма размытое. Точно известно, что здесь нет места пестрым обоям, зато обязательны встроенные светильники, арки, ниши, крашенные в светлые цвета стены и включатели на уровне опущенной руки, а не как раньше — на уровне глаз. Чистенько, аккуратненько, светло, иногда — вполне прилично (когда ничего лишнего), иногда — нет (когда добавляется очевидно ненастоящая кирпичная кладка, псевдокамины из псевдокамня и неоновая подсветка).

2005 —2010 : шик , блеск , гламур

Следующее десятилетие ознаменовано важностью того, что на «подкладке», и все, кто хочет быть в тренде, заучивают марки и бренды. Россию, как чума, охватывает мода на гламур , мощно и беспощадно отражающаяся на всех сферах жизни. Главные слова этих лет – Дольче, Гуччи, Шанель, Прада. Вместе с оригинальными товарами на российский рынок экстренно поступают копии от дружелюбных китайцев, поэтому женскую сумку Louis Vuitton можно встретить везде: и на закрытых элитных тусовках, и в очереди за картошкой. В квартиры гламур приносит многоуровневые потолки со встроенными светильниками, шелковые простыни, золотую фурнитуру и домашний бар с элитным алкоголем. Так называемая «золотая молодежь» селится в квартиры-студии, где удобнее тусоваться, чем жить. Барная стойка с высокими стульями заменяет обеденный стол с обычными табуретами, а журнальный столик посреди комнаты – шест для стриптиза: жизнь – сплошная вечеринка, квартира – ночной клуб.

Еще один новый тренд середины 2000-х – барахолки . В россиянах просыпается любовь к советскому промдизайну, который, как выясняется, не так плох, но чтобы разглядеть это, понадобился, говоря словами героя «Левиафана», некоторый исторический зазор. На блошиных рынках вполне себе обеспеченные люди с азартом пытаются отыскать среди унылого хлама настоящие сокровища из прошлого. Этот ренессанс привносит в интерьер милые сердцу советские детали: фарфоровых слоников, футуристические часики, матрешек. То есть все то, без чего, как говорил Парфенов, «нас невозможно представить, еще труднее – понять».

2010 —2013 : не такой , как все

В моде толерантность, кеды, артхаусное кино и самоидентификация: Россию тихо и интеллигентно захватывают хипстеры . Они выносят из квартир массивные шкафы и комоды, заменяя их невесомыми стеллажами (там журналы про моду и интерьер, книги о поиске творческого начала, и что-нибудь из Достоевского), развешивают над окнами светящиеся гирлянды, независимо от сезона, и обязательно находят в квартире место велосипеду, потому что вот кто на самом деле лучший друг человека. Актуальная квартира этого времени немногословно, но убедительно утверждает, что ее хозяин не такой как все, что он – творческая яркая личность, иногда не очень общительная, замкнутая и не гостеприимная, но это тоже в тренде. Интроверты ликуют.

Хипстерская квартира. Photo: Matt Biddulph

В то же время в других квартирах потихоньку отвоевывает свое место хэнд-мейд . Он торжествует в многочисленных аксессуарах и соседствует с милыми сердцу мелочами: огромными деревянными буквами (имени или слова «love», «family», «together»), бумажными абажурами, наклейками на стены, постерами и т.д. Такую моду можно связать с тотальной популярностью фотографии. Теперь снимают все и всё, так что практичность в какой-то момент отходит на второй план: мало кто думает, какой несуразной и неудобной может оказаться на деле белая квартира с желтым диваном, главное – фотография красивая и много лайков в соцсети.

2013 —наши дни : спасаем мир

Наигравшись в инфантильных подростков, модники впадают в другую крайность и воспевают маскулинность. Борода, татуировки, пучок на голове, загадочный взгляд, клетчатая рубашка и богатый внутренний мир – таков портрет героя сегодняшнего времени. Портрет героини тот же, только без бороды: пусть маленькое черное платье подождет, сейчас время бойфрендов, грубых джемперов, оксфордов и брогов.


Образ сильного и стойкого человека, нашедший продолжение в одежде, транслируется и в интерьер. Самые модные стили – скандинавский, рустик, экодизайн . Квартира современного человека проста, сурова и временами даже груба, как вокабуляр настоящего викинга, а тяга к природе и естественности подчеркнута. Выше всего ценится дерево, часто необработанное, с сучками и задоринками, большой популярностью пользуются камень и металл. На кирпичных стенах – меловые доски и постеры с необычными дизайнерскими шрифтами, а еще лучше – каллиграфическими надписями, сделанными, само собой, без помощи бездушного компьютера.

«Пинтерест» становится главным источником вдохновения, там каждый день просматриваются картинки идеальных интерьеров с массивными столами из только что срубленного в соседнем лесу дерева и белыми, как облака над норвежскими фьордами, кухнями. Справедливости ради, часто на разглядывании фотографий все и заканчивается, что тоже логично: тренды меняются быстро, и разумнее отрастить бороду, чем затевать переделки дома. Мода скоро пройдет, а успеете ли вы закончить ремонт – большой вопрос.

Скандинавский стиль. Photo: Susan Serra, CKD

Мария Соловьёва

Самые популярные сегодня объекты на вторичном рынке жилья – в относительно свежих, уже послесоветских домах. Между тем по качеству они далеко не все одинаковы: за формулировкой «почти новый дом» скрывается несколько поколений жилых зданий.

Большинство приобретателей вторичного жилья, конечно же, ищут самые дешевые квартиры – именно этим можно объяснить стабильный покупательский интерес к хрущевкам, брежневкам и «кораблям». Но если бюджет приобретателя чуть выше минимума, то, скорее всего, он предпочтет новый, ну или почти новый дом, желательно в пешеходной доступности от метро.

Выбор вариантов широк. Недавно мы подсчитали, что на вторичном рынке Петербурга количество выставленных на продажу объектов в домах, построенных в XXI веке, почти в два раза превышает число предлагаемых покупателям советских квартир.

Главные аргументы в пользу нового дома – в подъезде не пахнет плесенью и подвальными испарениями, а в квартире не придется вскрывать полы, менять окна, двери и трубы. Что касается прочих критериев, то послесоветский период для жилищного строительства был временем строительных экспериментов, преимущественно в сфере монолитного домостроения. Но не все они удачные. Поэтому бдительности покупателю терять нельзя.

ДО И ПОСЛЕ УПЛОТНИТЕЛЬНОЙ ЗАСТРОЙКИ

До середины нулевых в Петербурге велась в основном уплотнительная застройка, а девелоперы бились за участки у метро: здесь квартиры можно продавать дороже. В спальниках начали появляться квартиры с просторными холлами и кухнями до 16 кв. м (в прежние годы таких не было), закрытые подъезды с консьержами и огороженные дворы.

На верхних этажах делали двухуровневые квартиры, их охотно раскупали, потому как «интересные», потом избавлялись.

Машиноместа в подземных паркингах не пользовались популярностью: большинству денег хватало только на квартиры. Поэтому ТСЖ и управляющие компании сдавали паркинги в аренду, использовали как склады и селили в них гастарбайтеров.

В начале нашего десятилетия – новый поворот. Замкнулась КАД, модернизированы кабельные сети и водопроводные станции, введен Главный канализационный коллектор. У застройщиков появилась возможность «выйти в поля» и начать освоение новых территорий – сотнями гектаров.

Но платежеспособный спрос, как внезапно выяснилось, на излете. Поэтому вместо уютной пригородной малоэтажки, которой грезили девелоперы и их потенциальные клиенты образца середины нулевых, в прикадье растут переуплотненные микрорайоны, под завязку забитые малогабаритными квартирами-студиями. Но это уже другая история.

Сегодня речь о потребительских качествах домов и квартир уплотнительного – раннего монолитного – периода, широко представленных на вторичном рынке жилья.

НАСЛЕДНИКИ 137-Й СЕРИИ

Типичны для поколения «ранних монолитов» монолитно-панельные жилые здания, созданные на базе типовых позднесоветских серий, преимущественно 600.11 и 137-й. Строили такие дома примерно с 1995 по 2003 год. Фасады многих монолитно-панельных домов серии 600.11 почти не отличаются от советских – ни по характерным г-образным окнам кухонь, ни по состоянию. Только из документов можно с удивлением узнать, что дом сдан в эксплуатацию не в 1970-х, а в 2001 году.

В последних модификациях встречаются фальшфронтоны из металлочерепицы над балконами последних этажей, а также кухни до 14 кв. м – это единственное, что выдает их юный возраст. Но ключевое отличие таких зданий от серийных прототипов в том, что они имеют не сборный, а монолитный каркас. Со всеми присущими данному классу домов плюсами и минусами – о которых мы будем говорить дальше.

С обновленной в 1990-е годы 137-й – сложнее. Предыстория такова. На закате советской власти данную серию разрабатывали как основу для массовой застройки новых жилых районов. По сравнению с брежневками это, конечно, был прорыв: в квартирах 137-й серии были просторные прихожие, огромные кухни и высокие (2,7 м) потолки. Шаг поперечных стен увеличили с 3,2 м (как в брежневках и хрущевках) до 3,6 м – поэтому комнаты в новых панельках также стали светлыми и просторными. Все эти планировочные параметры – даже по современным меркам не эконом-, а комфорт-класс.

Но в начале 1990-х годов – вот незадача – сменилась экономическая модель. Предприятие-гигант ДСК-2, крупнейший в Европе производитель сборных железобетонных конструкций, обанкротился. Осталось свыше 1 млн кв. м недостроя разной степени готовности почти во всех новых районах. Эстафету пришлось подхватить строительным организациям нового времени. А входным билетом в строительную отрасль для них стали импортные опалубки-конструкторы.

Компаний-застройщиков (вернее, «достройщиков») в те годы появилось великое множество, причем среди них фигурировали не только фирмы, созданные разбежавшимися с флагманских предприятий строителями, но даже благотворительные фонды. Строительное качество домов, которые в течение 1990-х годов создавались на базе 137-й серии, мягко говоря, нестабильно. Встречаются и вполне приличные строения (в том числе кирпичные, точнее, с облицованными кирпичом наружными стенами), и «дома-франкенштейны», достроенные кирпичом или плохо подогнанными неродными панелями.

Другим типичным объектам рассматриваемого периода – монолитно-панельным домам серий «Оптима» и 121-й – повезло больше. В середине 1990-х годов это были пятиэтажки с довольно-таки просторными квартирами (в некоторых есть холлы до 20 и кухни до 16 кв. м). К началу нашего века обе серии подросли до девяти этажей, а затем и до шестнадцати. В основе обеих – монолитный каркас, есть дома с подземными паркингами. Важная особенность «Оптимы» – трехметровые потолки (у 121-й – 2,7 м).

К слову, строительное качество в обоих случаях вполне приличное. Квартиры в домах названных серий почти всегда предлагали новоселам с готовой отделкой. Это также плюс для сегодняшних покупателей. Почему – расскажем ниже.

МОНОЛИТ + КИРПИЧ

Ранние монолитно-кирпичные дома – это в основном объекты уплотнительной и точечной застройки. Возводили их не по типовым, а по индивидуальным проектам, что и плюс, и одновременно серьезный минус. На одной чаше весов широкая свобода выбора планировочных решений и почти не ограниченная этажность. На другой – авралы, постоянные эксперименты, «оптимизации», переделки проектов и увеличение этажности в ходе строительства.

Производители не баловали архитекторов и застройщиков материалами для фасадной отделки. В начале нашего века самыми ходовыми были кирпич, причем не только керамический, но и дешевый силикатный; ограждения лоджий из пластика и профлиста; невыразительные окна в белом металлопластиковом профиле.

Что можно сказать о качестве? Оно разное и зависит от того, кто проектировал и строил. Справедливости ради отметим, что есть в нашем городе действительно очень приличные дома того периода – но это скорее исключение, чем правило.

Тем не менее большинство таких зданий правильно называть не монолитно-кирпичными, а монолитно-пенополистирольно-кирпичными. Так, минувшей весной с одного такого дома на проспекте Солидарности (кстати, еще совсем свежего – 2007 года постройки) средь бела дня вдруг посыпались кирпичи, обнажив плиты белого пенопласта. «Крайним» назначили квартировладельца, который решил утеплить стену монтажной пеной, а в результате выдавил кирпичную кладку.

МОНОЛИТ МОНОЛИТУ РОЗНЬ

К началу нынешнего десятилетия «монолитная революция» на строительном рынке переросла в эволюцию. Конкуренция застройщиков, не только ценовая, но и качественная, свое дело делает. И все же проблемы, характерные для домостроения раннего рыночного периода, обнаруживаются и в совсем свежих домах. Стало быть, при покупке даже самой новой квартиры нужно обращать внимание на тонкие места, которые мы перечислим.

Во-первых, будущие новоселы обычно воспринимают конструктивный тип дома, что называется, «по одежке», то есть по фасадам. Если стены облицованы кирпичом – значит, дом кирпичный, если есть горизонтальные швы и кирпичная кладка – монолитно-кирпичный, если из панелей со швами – его, скорее всего, отнесут к панельным. Вид дома без швов, панелей и кирпичной кладки заставит задуматься. После недолгих размышлений его назовут современным.

В жизни все сложнее. Например, под обозначением «кирпичный» в объявлении может скрываться дом с наружными стенами из сэндвич-панели с пенополистиролом, облицованными под кирпич. И если вас заставили переплатить как за кирпичный дом – неприятно.

Во-вторых, само здание может быть собственно монолитным или монолитно-каркасным. В первом случае у него монолитные все стены, в том числе перегородки в квартире. Во втором – только перекрытия и несущие колонны. Разница большая: первый вариант – самый демократичный. Такие дома, как правило, относятся к эконом-классу, перепланировки в них невозможны, а звукоизоляция оставляет желать лучшего. Шепот соседей, конечно, не слышен, но ударные шумы от перфоратора или басы аудиосистемы легко пронизывают все этажи.

В-третьих, технадзор в прежние годы был, мягко говоря, лояльным. Самый распространенный строительный дефект раннего монолитстроя, в особенности вышеназванного «демократичного» с монолитными перегородками, – нарушение геометрических размеров помещений из-за неправильно установленных или «уставших» опалубок: кривые стены, заваленные полы, прогибы потолков (отделочники рассказывают о перепадах, перекосах и прогибах до 7 см). Панельный дом от такого сложился бы, для монолитного же это просто косметический дефект, хоть и неприятный.

Четвертый момент. Широкая свобода планировочных решений привела к появлению квартир непродуманных и не слишком популярных на вторичном рынке конфигураций. При этом подавляющее большинство монолитных домов строители сдавали покупателям без внутренней отделки. Последние старались: одни выбирали квалифицированных подрядчиков, другие – популярный народный метод «сделай сам». Например, при устройстве стяжки пола забывали о звукоизолирующих подложках. Может встретиться и электропроводка, выполненная с серьезными ошибками.

Придирчивого осмотра при покупке требуют все внешние углы и наружные стены – на предмет трещин и протечек. Особое внимание стоит уделить наружным стенам, отягощенным лоджиями и балконами, – здесь трещины встречаются чаще всего.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news .

Подписка на обновления

Владелец надеется выручить и за дом, и за участок, а покупатель же готов платить только за землю. Да и то просит дисконт в размере затрат, необходимых для сноса стоящего там дома. сайт решил выяснить, каковы отличительные черты «коттеджа 90-х» и как подготовить такой объект продаже.

Призрак «красного кирпича»

Когда говорят «коттедж 90-х», большинство из нас представляет некого красного кирпичного монстра. Да, конечно, в конце прошлого тысячелетия кирпич был самым распространенным материалом в строительстве. Но дело не только в нем. Опросив риэлторов, работающих в премиальных сегментах загородной недвижимости, мы вычленили 5 основных признаков «коттеджа 90-х»

1. Главная особенность — это строительство без проекта, часто — по словесному описанию или каким-то «почеркушкам» владельца. Алексей Аверьянов, генеральный директор Vesco Group, отмечает, что в начале 90-х не существовало проектных компаний, арсенал самих проектов был ничтожным. Но дело не только в этом, отсутствовала сама культура привлечения архитекторов. И… не было опыта жизни в коттедже. Тогда казалось, что достаточно просто увеличить традиционный «дачный» домик в размерах, украсить его кажущимися сегодня несуразными башнями, дворцовыми парадными, и получится элитное жилье. К сожалению, при этом еще возникали несостыкованные лестницы, разноуровневые помещения и т. п.

Риэлторы могут привести немало примеров «удивительных» проектов. Чего стоит дом, в центре которого бальный зал с потолками в 6 метров, а анфиладой идут спальни. Только вот ванных комнат на уровне спален нет — они в подвале, где баня…

А в другом доме, наоборот. На втором этаже, в хозяйской спальне установили джакузи диаметром 6 кв. м. Демонтировать это сооружение сейчас нельзя: джакузи затаскивали при строительстве дома подъемным краном.


2. В «коттеджах 90-х» не хватает уже ставшего сегодня привычного зонирования пространства, например, нет веранды, гардеробных или отдельных туалетных комнат у гостевых спален. Зато кухня и столовая часто представлены двумя разными помещения, что по сегодняшним меркам неудобно.

3. Большая проблема — слишком маленькие участки, 6-8, редко 15 соток (именно такова самая распространенная «нарезка» в Жуковке-Барвихе). По словам Елены Ржавской, директора департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood, сегодня клиент, желающий приобрести коттедж площадью 300-400 кв. м, не готов рассматривать участок всего в 10 соток.

4. Устаревшие технологии строительства. В 90-е строили без применения утеплителя, поэтому стены получались толстыми и массивными. Тяжелые железобетонные перекрытия из плит, в отличие от современной несъемной опалубки дают, усадку, вызывают образование трещин на стенах. Юлий Борисов, главный архитектор UNK project отмечает, что сегодня, вслед за Западом, наши владельцы загородной недвижимости рассчитывают на срок службы дома около 20 лет. Кроме того, многие сегодняшние покупатели загородной недвижимости даже не уверены, что их дети будут жить в России, не говоря уже о конкретном коттедже в Подмосковье. Поэтому и строительные материалы применяют другие, позволяющие быстро разобрать и реконструировать жилье.

5. И, последнее, это отсутствие охраняемой территории. Раньше, говорит Алексей Аверьянов, активно застраивались зоны ИЖС, но люди до сих пор не могут собраться и сделать охраняемую территорию. В результате дома из соображений безопасности имеют неудобный вход через узкий дверной проем и решетки на окнах.

Готовим дом к покупке

Возможно, следует обратить внимание на качество инженерной инфраструктуры, даже на автономность дома. Например, воздушная система отопления позволит вам, при необходимости, перейти от бойлера к тепловому насосу. Кроме того, она избавит дом от громоздких радиаторов и позволит сэкономить на вентиляции.

Сегодня люди начинают все больше ценить качество внутреннего пространства. А оно зависит не только от архитектурно-планировочных и дизайнерских решений, но и от правильно продуманной инженерии, переделать которую гораздо сложнее и дороже, чем перекрасить стены.

В 90-х годах прошлого столетия, в нашей стране впервые стали появляться коммерческие предложения для индивидуального загородного строительства. На смену типовым, постепенно пришли авторские проекты.

Эпоха становления рыночных отношений

С их возникновением в стране появились частные застройщики, готовые к реализации достаточно крупных проектов.

Занимались творческие мастерские, архитектурные бюро и частные компании, начинавшие в то время свою деятельность.

Застройка премиум класса

Именно в 90-х годах начал формироваться элитный сегмент, задававший тогда тон всему загородному строительству. Элитную архитектуру девяностых отличала помпезность и напыщенность. "Новые русские" скупали огромные участки за городом, на которых возводили роскошные дворцы. Как правило, это были этажные здания, от двух этажей и более, занимавшие значительные площади.

Порой, функциональность таких дворцов отодвигалась на второй план, в угоду их внешнему виду и обязательному обустройству так называемых, коммуникативных и досуговых зон.

Мода девяностых годов

Тогдашняя мода диктовала возведение сложно спроектированных строений с щедрой декоративной отделкой. В того времени царило полное смешение стилей. Потому в новых постройках и стали появляться архитектурные излишества - фасады, имевшие сложную линию, башенки на крышах остроконечной формы и устремленные вверх шпили.

Модные тенденции коснулись и интерьеров

Хорошим тоном было иметь камин и отдельную бильярдную.

Обязательным атрибутом домов времен девяностых, являлся домашний видеозал, по аналогии с модными в то время видеосалонами. Кроме того, дворцы были немыслимы без собственного бассейна в доме.

С отделкой тоже особо не экономили, замахиваясь на самые дорогие материалы в советских традициях: если полы, то только мрамор или гранит, если люстры, то только импортный хрусталь.

Как формировался дизайн интерьера?

Чаще всего стихийно, под влиянием эстетических представлений самого владельца. Тогда мало кто задумывался о функциональности, например, о том, что бильярдная используется всего лишь несколько дней в году, а закрытый бассейн вообще не оправдывает средств по уходу за ним.

Взгляд с позиций сегодняшнего дня

Хозяева таких коттеджей были настоящими сжигателями бюджетов. Нерациональность домов бросается в глаза. Большая площадь включала в себя внушительную гостевую зону+комнаты для гостей. Сегодня для них все чаще отводится отдельный гостевой домик на территории участка.

Добрая часть дворцов 90-х годов так и осталась недостроем, например, как это здание 1995 года, в черте города Сергиев Посад.

Они легко узнаваемы снаружи, и сегодня, среди покупателей, эти помпезные строения практически не пользуются спросом.

Застройка эконом класса

Если элитная архитектура претендовала на какую-то художественность в экстерьерах, то бюджетное строительство, в принципе, не ставило перед собой такой задачи. Во главу угла ставилась внушительная площадь постройки: после тесной городской квартиры, ее обитателям хотелось подлинного размаха.

Эстетика фасадов

Эта тема была едва ли не на последнем месте, и это была другая крайность в загородном строительстве эпохи девяностых. О каком бы то ни было дизайнерском подходе, не приходится говорить, в принципе. Квадратные дома возводились из бетонных блоков, либо из кирпича.

Снаружи серые постройки настолько безлики, что не на чем зацепиться взгляду. Эти примитивные дома-коробки напоминают бункеры, от сходства с которыми их не спасают даже облицованные фасады. Ни внешне, ни внутренне, такие дома не обладают индивидуальностью, и ни в чем не отражают характера их владельцев.

Благодаря появлению интересных проектов в загородном строительстве и современным предпочтениям застройщиков, постройки девяностых морально устарели, как в эстетическом отношении, так и в плане интерьерных и планировочных решений.

Тем не менее, с момента постройки этих зданий прошло слишком мало времени, чтобы вести речь об их полной замене. Многие пользуются такими домами, сохранившими свою анатомию и принцип зонирования.

Причины просты : у кого-то просто нет средств на реновацию, а других вполне устраивает существующая планировка.

Отечественная школа проектирования малоэтажного домостроения на современном этапе

Можно смело утверждать, что она находится в самом начале своего развития, несмотря на то, что первые предпосылки к ее возникновению появились почти 25 лет тому назад.

Сегодня архитекторы-проектировщики создают мощную базу для того, чтобы каждый смог выбрать подходящий проект своего будущего уютного семейного гнездышка на загородном участке.

Новое - хорошо забытое старое, или преемственность времен

Отечественные проекты направлены на соединение изысканности европейских построек с основательностью наших домов. И если на стыке столетий предпочтение отдавалось свободной планировке, то в наше время вырос спрос на укомплектованные мебелью дома под ключ.

Сегодня архитекторам не нужно изобретать велосипед - они продолжают именно те идеи зонирования внутреннего пространства, основа которым положена в девяностых годах прошлого столетия, дополняя их интересными планировочными решениями, встроенной мебелью и хорошим техническим оснащением.

Пример современного архитектурного проекта загородного дома

Девяностые годы прошлого века - уникальное время. Железный занавес, тщательно выстраиваемый советской империей, рухнул, и на просторы бывшего СССР устремился мощный информационный поток западной культуры. Одновременно с ним, с другой стороны, с востока, хлынул поток товаров и строительных материалов, произведенных братским народом Китая. Встретившись в России, два этих потока породили чудо в мире дизайна интерьеров 90-х - евроремонт.

Что такое евроремонт?

90-е годы - эпоха тотального подражания всему западному. Повсеместно открывались магазины и салоны типа «Евромебель», «Евродвери», Евроокна», «Евростройторг» и прочие еврофирмы, которые предлагали (а есть и те, кто работает и предлагает до сих пор) товары и услуги «как в Европе». Приставка «евро» стала признаком чего-то качественного, элитного, современного. Поэтому хороший дорогой ремонт, в котором воплощались сразу все модные тенденции западного дизайна интерьеров, приправленные китайскими стройматериалами, стали называть евроремонтом.

К слову: евроремонтом называли не только ремонт в западном стиле. Модные в 90-е годы японские или китайские интерьеры тоже почему-то называли евроремонтом.

Интерьер 90-х: всё смешалось

Евроремонт - это, в первую очередь, смешение стилей и сочетание несочетаемого. Главный принцип - дорого и богато.

Именно поэтому одной отдельно взятой квартире после евроремонта запросто могли соседствовать старая стенка 70-х годов, производства ярославской мебельной фабрики, позолоченная искусственная лепнина, модные в 80-е фотообои и свежая мягкая мебель, сделанная мастерами мебельного кооператива «Евромебель» по картинкам из американского журнала о дизайне. Обязательно - натяжной потолок с подсветкой, а на полу - ковер, который переместился сюда со стены.

Давайте рассмотрим общую картину пристальнее.

Пол: ламинат, паркет или наливной 3D-пол

В СССР существовало три типа половых покрытий: линолеум, паркет и дощатый пол. 90-е открыли эру ламината. Все строительные магазины были буквально заполнены этим недорогим материалом всех цветов и типов: «под доску», «под паркет» и даже экзотические варианты «под мозаику». Причина небывалой популярности - доступная цена и легкость в укладке. При некоторой сноровке, уложить ламинат мог даже неподготовленный человек.

Еще один вариант полового покрытия, который стал одним из символов евроремонта - наливные полы. Несложная в освоении технология быстро стала популярной. Причем остановились не на однотонных полах или полах с геометрическим или другим рисунком. Нет: в моду вошли 3D-полы, имитирующие морское дно, космос, цветочную поляну.

Как люди не сходили с ума от ежедневного хождения по 3D-полу - непонятно.

Конечно, лучшим покрытием для пола домов и квартир с евроремонтом был и остается паркет. Хорошие мастера-паркетчики в 90-е были настоящими миллионерами, зарабатывая на укладке художественного и обычного паркета огромные деньги. Расписание таких специалистов было распланировано на несколько месяцев вперед.

Декор стен

Самым модным покрытием для стен в эпоху евроремонта стала декоративная штукатурка нейтральных тонов. Это было необычно, дорого, и модно. Поэтому в большинстве квартир новых русских стены были покрыты именно этим материалом.

Вошли в моду и натуральные материалы: дерево и камень. И если в современных дизайн-проектах эти материалы в основном применяются для создания небольших акцентов, то в 90-е ими запросто могли отделать всю комнату.

Если же хозяева квартиры решали покрыть стены обоями, то здесь, наоборот выбирались обои с крупным геометрическим или орнаментальным рисунком, с тиснением, блеском. Девиз евроремонта «дорого, богато» проявлялся во всей красе. Благо, выбор обоев в любом строительном магазине или салоне обоев был огромным.

Фотообои - еще один тренд. 90-е годы прошлого века - бум развития частных полиграфических предприятий, которые предлагали своим клиентам не только готовые фотообои, но и принимали заказы на индивидуальное изготовление обоев. Так в квартирах появились настенные принты со львами, волками и котятами во всю стену.

Зато со стен исчезли ковры. Они переползли на пол, и уступили место картинам в больших резных рамах или фотопанно. В моду вошли модульные картины: одно изображение, разбитое на несколько полотен. Особо ценились авторские работы художников. В некоторых случаях стены квартир превращались в настоящие картинные или фото галереи.

Гипсокартон, лепнина и арки

Гипсокартон пришел в дома именно в 90-е годы, и стал одним из столпов евроремонта. Из него делали практически всё. С помощью гипсокартона делили пространство, возводя легкие перегородки, превращали дверные проемы в полукруглые арки, создавали декоративные ниши и многоуровневые потолки с подсветкой.

Лепнина - еще один признак евроремонта 90-х. Широкие галтели из гипса или пенопласта, декоративные колонны, фальшивые камины - всё это в изобилии появлялось в квартирах.

Более-менее прилично лепнина смотрелась в просторных сталинских квартирах с высокими потолками или в частных домах. В стандартных же хрущевках и брежневках, с потолками 2, 50 м., да еще в сочетании с яркими цветастыми обоями получался евроремонт а-ля «цыганский барон».

Арки - еще один элемент декора, который внезапно стал мегапопулярным. Непонятно почему, но практически в любом проекте предлагалось убирать нормальные входные двери и сооружать вместо них фигурные арки.

Подвесные и натяжные потолки

Еще один признак евроремонта - сложные потолочные конструкции в несколько уровней, с подсветкой и несколькими типами светильников, которые здорово съедали пространство в и так невысоких типовых квартирах. Материал потолка - всё тот же удобный и легкий гипсокартон, который позволял проводить самые смелые дизайнерские эксперименты. Например, потолки в виде волн и завитков, с обязательной светодиодной подсветкой.

Больная для нас тема: натяжные потолки. Матовые, глянцевые, с принтами, имитирующими звездное и дневное небо, они были в каждой квартире с евроремонтом. В особо тяжелых случаях натяжные потолки совмещали с многоуровневыми конструкциями, огромной многорожковой люстрой в центре и китайскими точечными светильниками по периметру комнаты.

Окна и шторы

Во время евроремонта было принято менять окна на пластиковые, даже если в оконных проемах стояли вполне приличные и хорошо сохранившиеся деревянные рамы. Как правило, хороший пластик стоил дорого, и позволить себе такие качественные окна в 90-е годы могли только очень богатые люди. Другие довольствовались окнами попроще из пластика, произведенного в Китае. Пластик таких окон со временем желтел, фурнитура приходила в негодность.

Декор окон - особая песня. Самое шикарное и дорогое вешали на окна. В результате в моду вошли многоуровневые шторы с ламбрекенами и цветастые турецкие тюли. Материал штор - солидный дорогой бархат или атласная портьерная ткань, с непременной бахромой и кистями. Издалека такие конструкции напоминали кулисы областной филармонии или актового зала средней школы.

Мебель

Особым шиком в 90-е годы было изготовление мебели на заказ. Именно тогда в квартирах появились встроенные платяные шкафы размером с половину спальни Многочисленные мебельные кооперативы выпускали и минималистичную мебель в скандинавском стиле, и резных чудовищ типа «Людовик Четырнадцатый».

Постепенно стали исчезать стенки. Им на смену пришли более легкие горки-серванты с отделением для телевизора и видеотехники, полки и стеллажи. Особенно популярны были горки с волнообразными асимметричными дверями, выполненные в два контрастных цвета.

На смену легкой мягкой мебели 70-х и 80-х годов пришла более массивная велюровая мебель. Для гостиной классикой стал набор из дивана, двух кресел и стеклянного журнального столика.

В спальнях - массивные кровати с высокими ортопедическими матрасами и внутренними отсеками для хранения. Те, кто мог себе позволить, заказывали мебель нестандартной формы: круглый диван или кровать в форме сердца или жемчужной раковины.

Кухня 90-х

Кухня типовой квартиры обычно не превышает 9 квадратных метров. И это не то пространство, в котором можно воплотить какие-то особые решения. Но и на таком маленьком пятачке вполне можно было устроить евроремонт.

Пол в маленькой кухне непременно заменялся либо на кафель а-ля камень, либо наливался. В кухнях любили наливные полы с 3D-эффектом.

Если на кухне была лоджия, ее непременно соединяли с кухней, убирали окно и балконную дверь и делали арку с барной стойкой. Это была классика кухонного евроремонта. Белые советские кухонные гарнитуры заменялись на более современные, с панелями под натуральное дерево.

В качестве обеденного места приобретался или делался на заказ жутко неудобный кухонный уголок: узкий угловой диванчик, небольшой столик и пара табуретов. В 90-е годы он присутствовал в каждой второй кухне бывшего СССР.

Ванная и туалет

Евроремонт в ванной - это кафель, акриловая ванна-джакузи или душевая кабинка, золоченые краны и прочая сантехника и наливной пол с трехмерным рисунком. Естественно, вся сантехника - строго импортного производства, в идеале финская или немецкая, но чаще всего турецкая или китайская.

Особо стоит поговорить об отделке стен в ванных комнатах и санузлах. Магазины предлагали кафельную плитку, имитирующую любой материал. Встречалась даже плитка «под дерево».

В некоторых случаях на стенах одной маленькой ванной могли встретиться три или четыре вида разноцветной кафельной плитки (не считая бордюров), мозаика, натуральный камень и пара зеркал. Большой популярностью пользовались специальные тематические наборы плитки, выкладывая которую получали панно, чаще всего на морскую тематику.

Вместо эпилога

К сожалению, евроремонт всё еще востребован. Это грустно. Но радует то, что кроме евроремонта, есть множество стильных и прекрасных вариантов сделать свой дом красивым, уютным и удобным для жизни.

Выбирайте и живите легко!