Что понимается под термином ликвидность банка. Ликвидность коммерческого банка и ее функции. Зарубежный опыт оценки ликвидности коммерческих банков

Особое место в структуре общественных отношений всегда занимали и занимают политические элиты и политические лидеры, социальная роль и значение которых в современном мире заметно возросли. В условиях разнообразных по форме и глубоких по содержанию экономических, социально-политических и культурных преобразований, осуществляемых в различных странах мира, требуется эффективное управление всеми сферами общественной жизни, определение оптимального курса политического развития общества. Обеспечить это могут лишь высокопрофессиональная, служащая народу политическая элита и целеустремлённые, рационально действующие, отстаивающие национальные интересы политические лидеры.

Термин «элита» (от лат. eligere и фр. elite) означает – лучшее, отборное, избранное.

Постановка проблемы «избранных людей» в истории общественной мысли восходит ещё ко временам глубокой древности. ещё китайский мыслитель Конфуций (V-IV вв. до н.э.) делил общество на «благородных мужей» и «низких людей». Древнегреческий философ Платон , считал, что уже в первичном обществе («обществе скотов») для его равновесия нужен «высший класс, класс правителей, способный разумно организовывать и вести общественную жизнь. «Высшую знать», высший слой общества в средние века выделял в общественной структуре Никколо Макиавелли , а в новое время – Фридрих Ницше, Артур Шопенгауэр и другие мыслители.

Политическая элита, как группа людей, профессионально занимающаяся управленческой деятельностью в сфере политических отношений, формируется с возникновением государства. Первоначально политическую элиту составляли специально подготовленные люди – управленцы, которых господствующий в обществе класс выделял для осуществления государственного управления.

В современном обществе к политической элите принято относить более широкий, чем в прошлом, круг людей. Это не только те, кто непосредственно осуществляет государственное управление, но и те, кто оказывает влияние на принятие государственных решений и их выполнение, функционирование и развитие политического процесса, борется за государственную власть. Современная политическая элита представляет собой относительно небольшую группу людей, концентрирующую в своих руках всю полноту государственной власти, занимающую наиболее влиятельные позиции в системе управления обществом, регулирования социальных отношений. Политическая элита – это социальная группа, занимающая ведущие позиции в политической жизни общества, прежде всего, в государственных органах, политических партиях и других общественно-политических объединениях, оказывающая решающее влияние на формирование и реализацию политики государства.



Политической элите свойственны характеристики присущие общественной элите в целом. Вместе с тем, по сравнению с другими разновидностями общественной элиты, она обладает некоторыми особенностями:

1. Политическая элита как правило находится в более тесной зависимости, чем другие элиты, от народа, отдельных социальных образований и институтов. Она не может эффективно функционировать без публичности действий, формальной открытости, без постоянного обращения к массам, т.к. основным источником её силы является поддержка народа, определенных социальных сил, электората.

2. Политическая элита, по сравнению с другими элитами, обладает наибольшим объемом общественной власти, находится в центре системы политико-властных отношений, управляет обществом в целом и всеми его сферами. Она принимает, как правило, стратегические решения, имеющие значение для всего общества, организует взаимодействие всех управленческих структур при их выполнении, интегрирует усилия всей элиты в решении общегосударственных задач.

3. Для политической элиты характерны такие специфические черты как:

Относительно высокий уровень политических знаний;

Внутригрупповая сплоченность и корпоративность;

Дисциплинированность;

Ориентированность на достижение общих целей, на занятие различных позиций в системе власти;

Забота о поддержке как «сверху», так и «снизу».

4. По причине специфики профессиональной деятельности, политическая элита отличается более высокой социальной активностью (боевитостью), организованностью и целеустремленностью, прочной устойчивостью и невосприимчивостью к негативным политическим и идеологическим воздействиям. Ей присуще развитое чувство принадлежности к своему социальному слою.

5. Политическая элита обладает в обществе наибольшим правовым иммунитетом. Реально влияя на законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти, политическая элита определяет характер и содержание Конституции и конституционных законов, других нормативных, правовых и политических документов, что позволяет ей создавать определенные политико-правовые условия и гарантии своей власти и особого положения в обществе.

Политическая элита – как определенная часть элитарных слоев общества, в которую входят наиболее видные, авторитетные и влиятельные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции, других социальных образований, тесно взаимосвязана и взаимодействует с ними, опирается на них, использует их возможности при решении общественных проблем. К политической элите наиболее тесно примыкают экономическая и военная элиты, а границы между ними весьма условны и нередко размыты.

Политическая элита внутренне дифференцирована, неоднородна и иерархична по структуре и составу. Её образуют различные типы и группы, различающиеся степенью выражения политико-управленческих качеств, характером влияния на общественное развитие. На основе объема властных функций, роли в принятии и реализации политических решений политическая элита подразделяется на:

- высшую элиту – это политические руководители государства – монарх, президент, премьер-министр, спикер парламента, лидеры ведущих политических партий, лидеры фракций в парламенте и другие лица, занимающие высшие посты в органах государственной власти;

- среднюю политическую элиту – это руководители общенациональных и региональных государственных учреждений, сенаторы, депутаты, губернаторы, лидеры различных региональных партий, общественных организаций и движений, другие политические функционеры, способные лоббировать и защищать в структурах государственной власти интересы различных социальных сил;

- низшую (административную) политическую элиту – это служащие органов государственного управления и партийного аппарата, политические советники и консультанты, руководители различных комиссий, исследовательских учреждений, так называемые группы «немого» латентного влияния.

Типы политической элиты классифицируются по различным основаниям:

В соответствии с характером отношения к государственной власти выделяются правящая и неправящая (контрэлита, оппозиционная элита) элиты;

По масштабу социального влияния политическая элита подразделяется на общенациональную, региональную и местную;

В зависимости от качества и направленности деятельности политическая элита классифицируется на подлинную, псевдоэлиту и антиэлиту;

По характеру формирования различают легитимную, признанную (естественную) и заказную («раскрученную») политические элиты;

Являясь особым элементом социальной структуры общества, политическая элита выполняет важные социальные функции:

Управление обществом, регулирование социальных отношении;

Изучение, анализ и выражение общественных потребностей и интересов, субординация и координация потребностей и интересов отдельных социальных групп;

Отражение общественных интересов в политических установках и политической идеологии;

Принятие и организация выполнения политических решений, контроль над их реализацией;

Формирование механизмов реализации политических планов и замыслов;

Внедрение в жизнь общественно значимых норм и стандартов практической деятельности;

Совершенствование институтов политической системы общества;

Объединение усилий различных социально-политических организаций и сил в интересах прогрессивного развития общества.

Основными критериями успешного выполнения функций политической элитой являются устойчивость и поступательность общественного прогресса, социально-политическая стабильность общества, уровень и рост благосостояния народа, степень защищённости страны от внутренних и внешних угроз.

Нынешнее состояние Российской политической элиты свидетельствует о том, что у неё ещё нет таких необходимых для элиты свойств как сплочённость, единство целей и действий, высокий профессионализм, осознание ответственности перед народом, она пока не обладает достаточной легитимностью. Обрести их в условиях многообразия социальных интересов современной России политическая элита может путём повышения эффективности принимаемых политических решений и их реализации, которые способствовали бы общественному прогрессу, росту благосостояния народа, обновлением и оптимизацией своего состава за счёт лучших представителей из различных социальных групп.

Как мы уже указывали, властные отношения асимметричны. Общества всех типов по своей внутренней структуре обычно делятся на два класса: те, кто правит (правящее меньшинство), и те, кем правят (управляемое большинство). Те, которые правят, называются элитой.

Понятием элиты (лат. eliger – отбирать, фр. elite – лучший, отборный, избранный) обозначаются группы людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в различных сферах общественной жизни.

Выделяют более широкое понятие «властвующая элита» (рис.5.1). Принадлежность к ней определяется занятием господствующих позиций в обществе, наивысшими показателями в своей профессиональной сфере. Различают столько видов элит, сколько существует видов власти в обществе. Политическая элита – это лишь часть властвующей элиты.

Политическая элита – это составляющая меньшинство общества, достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа лиц, обладающая качествами лидерства, способная к управленческой деятельности, непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.

Основными признаками политической элиты выступают обладание властью и монополизация права на принятие решений. Политическая элита концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом. Обладание властью обеспечивает привилегированное и господствующее положение в обществе.

Кроме того, политическая элита характеризуется структурным постоянством ее властных отношений. При изменении (смене) персонального состава элиты эти отношения в своей основе остаются неизменными. Сменялись вожди племен, монархи, бояре, дворяне, народные комиссары, партийные секретари, президенты, парламентарии, министры, но отношения господства и подчинения между элитой и массами сохраняются. Всякое правление является олигархичным, что неизбежно предполагает господство немногих над многими.

Без политической элиты невозможно функционирование государства. Деление общества на управляющих и управляемых обусловлено следующими факторами:

Выделение в ходе разделения труда особого вида профессиональной деятельности – управленческого труда, требующего компетентности, особых знаний и способностей;

Иерархическая организация общества проявляется в господстве одних людей и подчинении других, поэтому социальное деление на руководителей и исполнителей, управляющих и управляемых неизбежно;

Естественное неравенство людей по умственным, психологическим, организаторским, нравственным качествам и способностям к управленческой деятельности ведет к отчуждению большинства граждан от власти и политики и нежеланию участвовать в политических процессах;

Высокий статус управленческой деятельности связан с возможностью получения различных социальных привилегий, почета, славы;

Практическая невозможность осуществлять всеобъемлющий контроль за политическими руководителями;

Политическая пассивность широких масс населения, интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Элита внутренне дифференцирована. Она делится на правящую, непосредственно обладающую властью, и неправящую, оппозиционную.

По объему властных функций различают следующие уровни правящей элиты:

Высшая политическая элита принимает наиболее значимые для всего общества решения (высшие руководители органов государственной власти, непосредственное окружение президента, монарха, премьер-министра, спикера парламента, лидеры ведущих политических партий, политических фракций в парламенте);

Средняя политическая элита формируется из выборных должностных лиц (парламентарии, сенаторы, депутаты, губернаторы, мэры, лидеры политических партий и общественно-политических движений, руководители избирательных округов);

Низшая политическая элита образуется политическими деятелями местного масштаба (руководители и депутаты местных органов власти, деятели партий на региональном уровне).

В качестве самостоятельной группы выделяется административная элита (бюрократия), монополизирующая в своих руках технико-организационные средства власти. К ней принадлежит высший слой государственных служащих, занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления. Политическая элита намечает главные цели деятельности государства, а на бюрократический аппарат возлагается их реализация. Если между ними нет единства целей, бюрократия может саботировать выполнение любого общего плана. Как правило, хотя и не всегда, положение бюрократии в политических системах более стабильно, чем положение политической элиты.

Иногда в политических системах складываются и такие ситуации, когда, достигая высокого уровня власти, политическая элита и бюрократический аппарат настолько возвышаются над обществом, что полностью стараются избежать его контроля. В результате возникает опасное явление, называемое политическим отчуждением.

Американский политолог, экономист Энтони Даунс (род. 1930) утверждает, что бюрократии свойственно сочетание проблем «утечки власти» и «бюрократической негибкости». Поскольку существует множество несовпадающих интересов, а контроль внутри бюрократической организации несовершенен, происходит ослабление власти начальства по мере того, как его приказы спускаются вниз по иерархической лестнице к тем, кому они предназначены. Данную «утечку власти» пытаются компенсировать за счет усиления централизации, внутренней специализации, принятия разнообразных регулирующих правил, из-за чего усиливается косность всей бюрократической структуры.

Элиты – носители наиболее ярко выраженных управленческих качеств. Элитарность исключает усредненность людей, отражает соревновательность, конкуренцию в области политической жизни. По различным оценкам в разных странах численность политической элиты не превышает 2–4 тысяч человек. Это весьма узкий, немногочисленный слой общества.

Важнейшими критериями эффективности деятельности политической элиты являются: достигнутый уровень прогресса и благосостояния широких масс населения, политическая стабильность общества; национальная безопасность, оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством.

Функции политической элиты многообразны, сложны и связаны с большой ответственностью. Самыми существенными из них являются следующие:

1) Руководство и управление обществом. Политическая элита – основной резерв руководящих кадров для политического, экономического, административного, культурного и т.п. управления. Контролируя самые разнообразные ресурсы, политическая элита имеет возможность влиять на условия жизни людей.

2) Стратегическая функция. Политическая элита разрабатывает стратегии и тактики развития общества, определяет политическую программу действий, разрабатывает концепции назревших реформ. Эта функция в полной мере реализуется на высшем уровне политической элиты.

3) Мобилизующая функция. Для реализации стратегического курса политической элите необходимо организовать массы на воплощение политических решений в жизнь.

4) Коммуникативная функция. В политических программах элиты должны найти отражение мнения, интересы, потребности различных социальных групп и слоев общества. Политическая элита должна уметь видеть особенности настроений различных социальных общностей, реагировать на изменения общественного мнения и вовремя принимать соответствующие им решения. Эта функция также должна обеспечивать работу каналов взаимосвязи с массами, к которым относятся СМИ, PR-службы, социологические центры и т.п.

5) Интегративная функция. Она призвана обеспечить стабильность общественной жизни, снимать острые противоречия и конфликты. Для этого действия политической элиты должны быть направлены на сплочение различных слоев населения, гармонизацию и согласование социальных интересов, достижение консенсуса и сотрудничества с политическими оппонентами.

Необходимо отметить, что содержание и границы функций, которые призвана выполнять политическая элита, определяются конституцией страны, другими нормативными актами. На содержание функций также значительное влияние оказывает политический режим данного государства.

В П.э. входят не только первые лица государственной власти, но и те, кто напрямую обеспечивает нормальное легитимное функционирование этой власти в масштабе всего государства и в различных его сферах: представители законодательной, исполнительной и судебной ветвей, советники и эксперты, аналитики и руководители постоянно действующих органов по организации выборов, лидеры крупных политических партий, объединений и движений и т. д. В исследовательской литературе прослеживаются три основных направления оценки политической элиты в общей структуре элиты общества: 1) позиционный - влиятельность представителя политического слоя в зависимости от занимаемого места в системе властных структур; 2) репутационный - величина рейтинга политика в среде других заведомо властвующих лиц; 3) функциональный - степень приближенности субъекта к области принятия политических решений. Политическая элита - это социальная общность гетерогенного характера, объединенная близостью социально-психологических установок, стереотипов и норм поведения, обладающая единством - порой относительным - разделяемых ценностей. Важно отметить, что реальные и декларируемые стандарты ее поведения могут существенно различаться. Степень внутренней сплоченности элиты зависит от степени ее социальной, национальной однородности, доминирующих моделей элитного рекрутирования, преобладающего стиля политического лидерства, уровня политической культуры и др. Среди причин, которые обусловливают появление и существование политических элит, выделяют наиболее важные: 1) психологическое и социальное неравенство людей, их неодинаковые способности, возможности и желание участвовать в политике; 2) действие закона разделения труда, требующего профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности; 3) высокая общественная значимость управленческого труда и его соответствующее стимулирование; 4) притягательность широких возможностей использовать управленческую деятельность для получения социальных привилегий; 5) практическая невозможность полномасштабно осуществлять всесторонний контроль за политическими руководителями со стороны широких масс; 6) определенная пассивность рядовых граждан, различных слоев населения в отношении политического участия.

Корни элитарного строения общества и государства можно найти у многих мыслителей древности. Так, Платон делил общество на три страты: философскую сверхэлиту, элиту управляющих и массу, призванную повиноваться.

Но первые классические теории элит были сформулированы в конце XIX - начале ХХ вв. Г.Моской, В.Парето и Р.Михельсом. Они рассматривали общество как единство относительно малочисленного класса управляющих и большинства управляемых. Г.Моска относил к элите наиболее активных людей, ориентированных в политике на власть. Не народ играет главную роль в политике и не каждый человек может и способен управлять обществом. Это делает элита, владеющая специальными политическими знаниями и долженствующая сформироваться на основе образования, интеллекта и профессионализма. Правящие элиты являются закрытыми, поэтому со временем они приходят к упадку, считал В.Парето. Перевороты, революции - это и есть смена элит, когда на место правящей элиты приходит контрэлита.

Г.Моска обратил внимание на значение организации элит, которое развил Р.Михельс. По его мнению, элита зависит от организованности. Р.Михельс выдвинул "железный закон олигархии", в соответствии с которым организационные условия предполагают осуществление властвующего отношения. Критериями принадлежности к элите могут быть: организаторские способности, материальное и интеллектуальное превосходство, особые индивидуальные качества и др. Западные политологи выделяют и другие критерии: престижное образование, профессионализм при базовом юридическом образовании, вход или близость к властям и др.

В нашей стране проблема политической элиты как область научного исследования и сфера практическо-политической деятельности была многие десятилетия закрыта и отрицаема как "не наша", не имеющая общественно-политической реальности, а, следовательно, и значимости. Кардинальное изменение парадигмы политического развития России показало, что политические элиты - это вполне реальное, необходимое и неизбежное явление, которое следует изучать, развивать и совершенствовать.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Информация из моих лекций.

Что представляет собой политическая элита?

Политическая элита представляет собой сообщество профессионалов, которые заняты в государственном управлении и властных отношениях; элитарные слои общества, имеющие авторитет и властный ресурс в политической, экономической, гуманитарной, и прочих сферах.

Каковы основные типы формирующихся в обществе элит?

Правящая элита (обладает властью), административная элита (чиновники, министры), научная элита (занята в развитии культуры и науки), клика (незаконно захваченная власть и личное подчинение – 90е), клан (замкнутая группировка, основанная на родстве) и оппозиционная контрэлита (оппозиция).

Чем контрэлита отличается от элиты?

Контрэлита отличается от элиты (имеется в виду, правящей) тем, что это определяет функции, действие и деятельность, программы оппозиционных партий и движений. Контрэлита противодействует, борется с правящей элитой.

В чем заключается сущность политического лидерства?

Сущность политического лидерства заключается в постоянстве и легитимности лидера, который влияет не только на отдельные группы, но и на общество в целом.

На каких основаниях определяют лидера?

Есть несколько теорий:

- теория черт (принадлежит Бирду и Богардусу), которая рассматривает психологические основания (79 черт лидера); - психологическая теория (принадлежит Фройду и Фромму) рассматривает мотивации человека, стремящегося к лидерству; - теория ситуационного анализа , которая рассматривает стечение обстоятельств, места и времени, которые способствовали лидерству; - интегративная теория , которая рассматривает окружение лидера, давление и стресс; - теория конституентов (принадлежит Стэнфорду) рассматривает последователей лидера и видит в этих отношениях связь и выражение интересов свиты через деятельность лидера.

Как создается имидж политического лидера?

Существуют политические технологи, которые разрабатывают не только политическую программу, но и имидж лидера. Для этого есть классификация, которую разработал Херманн: лидер-знаменосец, лидер-служитель, лидер-торговец, лидер-пожарный. Знаменосец – идейный вдохновитель (Ленин, Ганди); служитель – удовлетворяет интересы электората или сторонников (Черненко, Брежнев); торговец – окружен командой профессионалов (Рейган); пожарный – проявляет себя в кризисы (Обама).

Какую роль в политической жизни играют группы давления?

Группы давления играют большую и очень важную роль в политической жизни, поскольку они оказывают влияние на политику, стимулируют изменения, влияют на правительство и на общественное мнение. Кроме того, из различных групп давления состоит политическая система.

Тема: Политическая элита

1 . Понятие, черты, структура политической элиты.

2. Теории элит.

3. Функции политической элиты.

4. Системы рекрутирования политической элиты.

5. Политическая элита современной России.

1. Понятие, черты, структура политической элиты.

Люди участвуют в политической жизни общества не в равной степени. Одни принимают более активное участие, другие – менее активное. Тех, кто принимает наиболее активное участие, обычно называют политически активной частью населения. В среднем для индустриально развитых стран доля политически активного населения составляет около трети взрослых жителей. Они, как правило, состоят в политических партиях, часто выступают на собраниях, участвуют в политических мероприятиях и составляют группы поддержки тех или иных политических лидеров. Остальная часть населения обычно активного участия в политике не принимает.

В свою очередь, политически активная часть населения страны определенным образом структурирована. Она не представляет собой бесформенную массу, а как бы вращается вокруг некоего организующего центра. Этим центром служит политическая элита.

Политическая элита существует в любом обществе, независимо от социального строя, политического режима, государственного правления и исторического отрезка времени. Эти факторы могут привести лишь к изменению способа формирования элит и, ее качественного и количественного состава, системы ее взаимосвязи с обществом, т. е. того, что относится к технологической стороне функционирования элиты. В то же время ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.

Политическая элита – это политически господствующая, привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в выработке, принятии и реализации важнейших решений, связанных с использованием власти.

Элиты формируют цели и перспективы развития общества, принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации.

Политическая элита имеет свои характерные черты:

Право выдвижения из своей среды политических лидеров;

Право на привилегии;

Закрытость или полузакрытость для чужих социальных слоев;

Психологию превосходства;

Собственную идеологию;

Доступ к закрытой информации и высокой культуре.

В каждой стране взаимодействие политической элиты с остальной частью общества имеет свои особенности, которые из меняются в зависимости от ряда факторов и, в первую очередь, под влиянием переживаемого момента. В то же время можно констатировать, что во взаимодействии элиты с обществом в разных странах наблюдаются и сходные черты. Так, при переходе от тоталитарного общества к демократическому (Германия, Италия, Испания) произошло противостояние политических элит, что символизировало разрыв со старой системой, разрыв с тоталитаризмом, разрыв с фашистской идеологией. Вес это позволило в послевоенный период создать в данных странах стабильные и эффективные демократические общества.

Структура политической элиты (классификация польского политолога В. Милановски) такова:

«правящая элита» – группа, управляющая обществом от имени государства;

«потенциальные элиты» – группы, стремящиеся к власти;

«селекторат» – группы, подготовленные к выполнению управленческих задач;

«самодеятельные элиты» – группы, проигравшие выборы, но активно готовящиеся к очередным выборам (оппозиция и сторонники политического режима);

«группы вето» – группы в составе правящей элиты, от которых зависит окончательное принятие политических решений;

«связанная группа» – неформальное (анонимное, теневое) объединение, оказывающее активное влияние на политику властных институтов государства.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на: 1) наследственные, например аристократия, 2) ценностные – лица, занимающие высокие общественные и государственные позиции, 3) властные – носители власти и 4) функциональные – профессионалы-управленцы.

Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью и оппозиционную (контрэлита).

Элита может быть закрытой и открытой.

Закрытая элита – это замкнутая группа людей, которая жестко регулирует процесс включения новых членов общества в свой состав. Среди членов закрытой элиты обычно решающим голосом обладает человек, которого условно называют «тираном».

Критериями отбора в открытую элиту считаются компетентность в вопросах политики, общественная репутация, личный успех, экономический вес и т.п. Деятельность этой элиты публична. Этот тип элиты внимательно следит за общественным мнением и заинтересован в благоприятной репутации.

Особой разновидностью элиты является номенклатура. Номенклатура – это порождение системы, основанной на исключительно государственной собственности, директивном планировании и административном управлении. Для нее характерны 1) всевластие, 2) предельная замкнутость, 3) корпоративная солидарность, 4) закрытая система привилегий, 5) строгая иерархия. Таким образом, номенклатура по своим характеристикам близка к элите закрытого типа, однако, все ее черты доведены в этом случае до крайности.

Элита также делится на высшую, среднюю и маргинальную. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть, обусловлена репутацией или положением в структурах власти. Средняя элита выделяется одновременно по трем признакам – доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите.

2. Теории элит.

История возникновения. Предпосылки

Различны интерпретации термина «элита», одни полагают, что подлинность элиты обеспечивается знатным происхождением, другие причисляют к этой категории самых богатых, третьи - наиболее одаренных. Считается, что вхождение в элиту - это функция личных заслуг и достоинств, в то время как Г. Моска и В. Парето считают, что для включения в элиту прежде всего важны социальная среда, из которой вышел человек, а только потом личная симпатия или антипатия лидера.

Платон сравнивал политическое неравенство с качеством души, присущим тем или иным группам населения: «…разумной части души, добродетель которой заключается в мудрости, соответствует сословие правителей-философов (это и есть элита); яростной части, добродетель которой проявляется в мужестве, - сословие воинов; низменной, вожделеющей части души, погрязшей в утехах и наслаждениях, соответствует сословие ремесленников и земледельцев..». Платон разработал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных лидеров элит.

А вот Конфуций делил общество на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких людей» (простолюдинов) на основании их отношения к моральным заповедям. Образ правящей элиты он раскрывал через социальные качества; первые, по его мнению, следуют долгу и действуют в соответствии с законом, они требовательны прежде всего к себе самим в отличие от вторых, которые заботятся только о личной выгоде. В соответствии с его теорией соблюдение моральных норм давало право управлять.

Все обоснования этого деления первоначально строились на различного рода религиозных, моральных и нравственных воззрениях, а первыми, кто построил концепцию элит на опыте наблюдения за реальными политическими событиями были представители итальянской школы политической социологии: Н. Макиавелли, Г. Моска, В. Парето, Ж. Сорель, Р. Михельс, Э. Дженнинг. Эту школу иначе называют макиавеллистской, поскольку именно Макиавелли выделил политику в качестве самостоятельной сферы общества. Он одним из первых развил понятие гражданского общества, впервые применил слово «государство» для обозначения политической организации общества, в его трудах можно найти идеи разделения властей, предпосылки к парламентаризму. Идеи Н. Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит.

Н. Макиавелли о теории элит

Внимание Макиавелли сосредоточено на динамическом развитии политических отношений, его особенно привлекают резкие изменения в движении государственных форм, политические перевороты. Он рассматривает государство, как результат взаимодействия различных социальных сил. Позже он констатирует, что определяющим в ходе исторического процесса являются не субъективные желания и представления людей, пусть даже стоящих у руля государственного правления, а "…воздействие объективных исторических законов, влияние «действительного хода вещей» (Вступление к книге Н. Макиавелли «Государь. Рассуждения о Тите Ливии» Пресс А. Спб., 1900).

Власть в обществе не могут осуществлять ни один человек, ни все люди сразу. Как следствие, появляется организованное меньшинство и оно управляет, потому что оно организованно. «…Авторитет или власть лидера, коренится в поддержке сторонников…», - пишет Н. Макиавелли. По его мнению, все основные конфликты разворачиваются между элитами: меньшинством, удерживающим власть, и меньшинством, идущим к власти. Ориентация на власть, стремление ее достичь таит потенциальную опасность для социального порядка, гарантом которого выступает тот, кто эту власть уже имеет. Требования, с которыми выступает народ, обусловлены не своекорыстными влечениями и прихотями отдельных граждан, которые слишком противоречат друг другу, а интересами, общими всем людям. Эти интересы - безопасность и неприкосновенность чести и имущества, только ради защиты этих интересов народ выходит из своей пассивной роли, считает Макиавелли. Он также отмечает, «…второе отличительное качество народа - неспособность к быстрым решениям и движениям и ограниченность желаний». («Макиавелли как политический мыслитель» А. С. Алексеев. Москва, 1880 г. издание книгопродавца А. Л. Васильева) В обоснование теории элит, Макиавелли выдвинул предположение о циклическом развитии государственных форм: демократия; олигархия; аристократия; монархия.

Идеи Г. Моска, В. Парето и Р. Михельса

Более поздним представителем теории элиты был Гаэтано Моска (1854-1941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. «…согласованно и единообразно действующие люди победят тысячу человек, между которыми нет согласия…». Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Например, в первобытном обществе ценилась военная доблесть и отвага, позже деньги и богатства. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов).

Он отмечал две тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции и привилегии наследственными, а с другой стороны - стремление новых сил сменить старые. Если преобладает первая тенденция (аристократическая), то правящий класс становится закрытым и происходит стагнация общества. В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный тип управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором - делегируется снизу вверх.

Вильфредо Парето (1848-1923) придерживался несколько других взглядов в вопросе формирования и обоснования теории элиты. Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. В. Парето называет историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных приемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.

Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к социальному равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных В. Парето элементами. Он выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Особое внимание Парето уделял мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика в значительной мере функция психологии. Таким образом, используя психологический подход в анализе общества и политики, В. Парето объяснял многообразие социальных институтов психологическим неравенством индивидов. «Человеческое общество неоднородно, - писал Парето, - и индивиды различаются интеллектуально, физически и морально». Можно сделать вывод, что В. Парето определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина «элита» - превосходство. Он даже разработал балловую систему оценок, характеризующую способности индивида в той или иной сфере деятельности.

Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая - далека от непосредственного принятия властных решений. Это малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря поддержке подчиненного класса. «Ресурс согласия» основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты манипулировать чувствами и эмоциями толпы. В. Парето писал: «…политика правительства тем эффективнее, чем успешнее она использует эмоции…». Но не всегда умение убеждать помогает удерживаться у власти, поэтому элита должна быть готова к применению силы.

Совершенно другое обоснование деления общества на пассивное большинство и правящее меньшинство предложил Роберт Михельс (1876-1936). Причины невозможности демократии он объяснял тремя следующими тенденциями, они заложены в сущности человека, особенностях политической борьбы и в специфике развития организации. Перерастание демократии в олигархию частично объясняется психологией массы. Понятие массы у Михельса интерпретируется как «…совокупность психических свойств массового обывателя: политическая индифферентность, некомпетентность, потребность в руководстве, чувство благодарности вождям, создания культа личности вождей..». Эти массы не могут сами управлять делами общества, поэтому необходима организация, которая неизбежно поделит любую группу на властвующих и подвластных. Позже Михельс стал одним из сторонников фашизма, сначала в Италии, а затем и в Германии. И воплощением волевого класса, пришедшего на смену кризисному парламентаризму, стал фашизм во главе с Б. Муссолини.

3. Функции политической элиты

Политическая элита выполняет ряд важнейших функций:

1.Стратегическая – определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отображающих интересы всего общества, отдельных классов и слоев.

2.Коммуникативная – предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев населения и реализацию их в практических действиях.

3.Организаторская – осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь.

Интеграционная – укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций

4. Системы рекрутирования политической элиты.

Механизм отбора в Правящую элиту, на руководящие должности в государстве или партии. В политологии выделяются две основные системы Р.э.: 1) гильдий; 2) антрепренерская. Отличительными чертами системы гильдий являются: а) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты в основном из нижестоящих слоев самой элиты; медленный, эволюционный путь наверх; б) высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров - формальных требований для занятия должностей (возраст, пол, партийность и др.); в) небольшой, относительно закрытый круг ее электората (людей, осуществляющих отбор кадров); г) тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства. Номенклатурная система рекрутирования политической элиты - один из наиболее типичных вариантов системы гильдий, который характеризуется отсутствием конкурентной борьбы, излишней идеологизацией, политизацией и неполитизацией (доминированием родственных связей). Антрепренерская система характеризуется: а) открытостью, широкими возможностями для представителей различных социальных групп претендовать на место в элите; б) небольшим числом институциональных фильтров; в) широким кругом электората; г) высокой конкурентностью отбора и первостепенной значимостью индивидуальных качеств претендента. У каждой системы отбора есть свои плюсы и минусы. Если антрепренерская система в большей степени приспособлена к динамизму современной жизни, то система гильдий склонна к бюрократизации, консерватизму; в первой - большая степень риска, во второй - большая уравновешенность при принятии решений, меньшая вероятность внутреннего конфликта, стремление к консенсусу и преемственности.

5. Политическая элита современной России.