АО «АрселорМиттал Темиртау. коэффициент кинематической вязкости воздуха, который может определяться по выражению

АО «АрселорМиттал Темиртау. коэффициент кинематической вязкости воздуха, который может определяться по выражению


Конференция "Роль нового закона о теплоснабжении в модернизации инфраструктуры региона" прошла 13 октября в Екатеринбурге в режиме «круглого стола». Мероприятие провели медиахолдинг "Эксперт" совместно с Агентством стратегических инициатив, при участии единой теплоснабжающей организации Екатеринбурга (ЕТО) компании "Т-Плюс".

Модернизация коммунальной инфраструктуры назрела давно: это понимают все. Желание есть, технологиями, позволяющими экономить природные ресурсы, мы вооружены, проблема одна – за чей счет? Как действовать, чтобы результат был благоприятен для экономики в целом и для конечного потребителя?

Методы и риски обсуждаются много лет. В июле 2017 года Госдума приняла закон, регламентирующий переход на новую рыночную модель системы централизованного теплоснабжения. И буквально на днях методику, разработанную Минэнерго, одобрило правительство.

Однако, вопреки недоброй традиции, тотального внедрения инноваций не будет, перспективы реализации модели решили сначала обсудить в регионах, опробовать на пилотных проектах.

Одним из «пилотов» новаторы планируют сделать Свердловскую область, в первую очередь, город Екатеринбург. Не случайно уральская столица стала первой площадкой для дискуссии экспертов, чиновников, представителей бизнеса и общественности.
Новации базируются на роли ЕТО, отказе от государственного регулирования тарифов – вместо них планируют установить предельную стоимость тепла по методу «альтернативной котельной».

О сути новой модели рассказал один из ее разработчиков, замдиректора Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Министерства энергетики РФ Алексей ХРАПКОВ:

Министерством подготовлена дорожная карта по принятию порядка 40 подзаконных актов – их утвердят не позднее середины 2018 года.

Перебалансировали функции единой теплоснабжающей организации (ЕТО), которая, как институт, введена еще в 2010 году 190-м законом. ЕТО становится неким техническим и коммерческим диспетчером, занимающимся оптимизацией загрузки мощностей, договорными отношениями внутри котла. Она будет выполнять роль «единого окна» перед потребителем и властью, отвечающим за развитие и надежное состояние теплоснабжения.

Внутри котла ЕТО отменяется тарифное регулирование, будет свободное ценообразование, свободные договорные цены. За эталон приняли идеальную сеть, идеальную котельную с применением наилучших доступных технологий.

Мы провели экспертизу 512 городов, в которых проживает 75 миллионов человек. По нашим оценкам, при доведении цены во всей стране* до цены альтернативной котельной понадобится не более чем 0,6% пункта сверх инфляции (4%).

Подчеркну, что переход к новой модели осуществляется добровольно, по согласию региональной и местной власти, с оценкой всех последствий применительно к конкретному муниципальному образованию. Это не что иное, как элемент государственно-частного партнерства.

Есть первые шаги. Сибирская генерирующая компания подписала такое соглашение с городом Рубцовск Алтайского края, и они уже начали по новой модели работать. Недавно подписано соглашение между городом Воронеж и ПАО «Квадра».

Эксперты также отметили, что в Свердловской области есть большие резервы для экономии тепловой энергии - в среднем по региону потери на сетях составляют более 20% (среднеевропейский показатель - 4–8%).

(*Прим. корр.: очевидно, что такой рост цены получился при условии перехода на новую модель по всей стране. Если взять масштабы одного города, параметры будут иные.)

Мнение.

Степан СОЛЖЕНИЦЫН, эксперт по энергетике в РФ и странах СНГ консалтинговой компании MC Kinscy (один из трех сыновей писателя):

Хорошо работающая централизованная система теплоснабжения, особенно при комбинированной выработке электроэнергии и тепла, - это наш «ответ Чемберлену» с точки зрения экологии, энергоэффективности, да и выбросов парниковых газов.

Странно, как мы порой завидуем прогрессивным технологиям за рубежом, а сами не ценим прогрессивную технологию, которую заложили наши отцы, причем именно под наши условия, позволяем ей разваливаться у себя на глазах. Если существующая система не способна надежно обеспечить потребителя теплом, то он перейдет на автономную. Каждый уходящий потребитель заставляет тепловую компанию переложить затраты на содержание оборудования на оставшихся. Это приводит к росту тарифов, недовольству и дальше стимулирует уход потребителей.

Николай Смирнов, министр энергетики и ЖКХ Свердловской области, поблагодарив организаторов форума, рассказал о ситуации в регионе и высказал собственную позицию:

Объемы потребления ежегодно снижаются от 10 до 15%. По структуре - у нас преимущественно газ, доля которого в топливном балансе составляет чуть более 53%. 55 из 94 муниципальных образований имеют современные схемы теплоснабжения, которые позволяют перспективно выстраивать планы по их модернизации. В области действует 50 инвестиционных программ на сумму около 3 миллиардов рублей и 32 концессионных соглашения с общим объемом инвестиций более 5,6 миллиарда.

Что касается нового закона о теплоснабжении, его введение должно быть синхронизировано с процессами, происходящими в других сферах ЖКХ, особенно в системе водоснабжения. Ведь без модернизации системы ХВС мы не получим желанного эффекта от перехода на закрытую систему ГВС. Несогласованность позиций может привести к неопределенной политике в отношении потребителей и существенному увеличению нагрузки на бюджеты регионов и муниципалитетов. В условиях ограничения роста платы за коммунальные услуги мы вынуждены будем взять на себя выплату не только льгот и субсидий, но и всей разницы по тарифам.

Мы видим, что пока для реализации моделей может быть два источника финансирования - средства потребителей, которые идут через тариф, и средства бюджета. Только по городу Екатеринбургу нужно порядка 90 миллиардов рублей, и это без денег, которые необходимы для ремонта внутри домов. Единовременно перекладывать сейчас все это на потребителя, в тариф, – это неправильно экономически. Никто не выплатит эту сумму. Поэтому модернизация идет поэтапно.

Сейчас в Юго-Западном микрорайоне мы взялись за пилотный проект перевода на закрытую систему ГВС в пяти домах. Встречался с жителями сам и говорил честно: возможно, произойдет небольшое снижение платы. Но при этом резко увеличится качество коммунальных услуг. Из пяти пока только три приняли положительное решение.

Поэтому, что касается лично меня, я поддерживаю закон, но в то же время я не сторонник, чтобы Свердловская область или город Екатеринбург были в числе пилотников. Хотелось бы, скажем так, посмотреть на чужие грабли.

Кстати, позицию министра во многом поддержали и представители общественных организаций, и бизнеса, в том числе энергоснабжающего.

Были высказаны сомнения относительно приемлемости модели для малых городов. Организаторы форума готовы проанализировать перспективы перехода на новую модель для Нижнего Тагила.

Если тема интересна читателям, мы продолжим «круглый стол» на страницах ТР.

Ирина ПЕТРОВА.

Преимущества модернизации по принципу «альтернативной котельной»
по расчетам журнала «Эксперт»

Компании начнут получать прибыль, появятся новые рабочие места:
Модернизация может дать новые налоговые поступления – до 1,5 млрд. руб. налога на прибыль
До 1 млрд. руб. налога на доходы физических лиц от создания новых рабочих мест
Снизятся бюджетные расходы на «бесхозные» объекты
В совокупности прямой эффект программы модернизации в Екатеринбурге на протяжении десяти лет - 5,5% от ВРП, или 0,5% в год.
Кроме того, появится спрос на трубы, ИТП, арматуру, котлы и т.д.

Если не запустить модернизацию, то теплоснабжение может столкнуться с коллапсом:
Рост числа аварий на теплотрассах и теплоисточниках. Авральный режим их устранения.
Рост дотаций из бюджета и увеличение числа «бесхозных» объектов.
Недовольство населения ростом тарифов и падением качества услуг ЖКХ.
Ежегодное снижение инвестиционной привлекательности теплоснабжения – из-за ветшания фондов и опережающего роста цен на энергоносители.

Но самое важное – платеж останется на прежнем уровне
По мере снижения отпуска можно пропорционально наращивать тариф. В большинстве регионов при модернизации платеж за тепло останется прежним (без учета изменений цен на газ и инфляции).