§13. Определение расстояний по карте.

§13. Определение расстояний по карте.

Инструкция

Зайдите в поисковик Google и нажмите на слово «Карты», которое находится в верхней части поисковика.С правой стороны вы увидите карту, а с левой две кнопочки: «Маршруты» и «Мои места». Нажмите на «Маршруты». Под ней появятся два окошка “А” и “В”, то есть начальная и конечная точки отсчета.Допустим, вы находитесь в Уфе, и вам необходимо узнать, сколько времени займет дорога в Пермь. В таком случае в окошко “А” впишите «Уфа», а в окошко “В” - «Пермь». Снова нажмите на кнопку под окнами «Маршруты».На карте появится трасса, а под окнами “А” и “В”, сколько километров от одного города до другого, а также сколько времени необходимо потратить, чтобы доехать на машине.Если вас интересует пешая прогулка, нажмите на кнопку с изображением пешехода, которая находится над окнами “А” и “В”. Сервис перестроит маршрут и автоматически подсчитает расстояние и ожидаемое время в пути.

В том случае, когда необходимо измерить расстояние от пункта “А” до “В”, находящихся в одном населенном пункте, следует действовать по вышеописанной схеме. Различие состоит лишь в том, что к названию местности необходимо добавить улицу и, возможно, номер дома через запятую. (Например, “А”: Москва, Тверская 5 и “В”: Москва, Цветной бульвар, 3).

Бывают ситуации, когда вас интересует расстояние между объектами «напрямую»: через поля, леса и реки. В этом случае нажмите на иконку зубчатого колечка в верхнем углу страницы. В появившемся развернутом меню выберите «Лаборатория Карт Google» и включите инструмент для измерения расстояния, сохраните изменения. В левом нижнем углу карты появилась линейка, кликните по ней. Обозначьте на карте точку отсчета, а затем конечную точку. Между этими точками на карте появится линия красного цвета, а на панели с левой стороны будет показано расстаяние.

Отправляясь в летнее туристическое путешествие пешком, на автомобиле или байдарке, желательно заранее знать то расстояние, которое потребуется преодолеть. Чтобы измерить длину пути, не обойтись без карты. Но по карте легко определить прямое расстояние между двумя объектами. А как быть, к примеру, с измерением длины извилистого водного маршрута?

Вам понадобится

  • Карта местности, циркуль, полоска бумаги, курвиметр

Инструкция

Прием первый: использование циркуля. Установите подходящий для измерения длины раствор циркуля, иначе именуемый его шагом. Шаг будет зависеть от того, насколько извилиста линия , подлежащая измерению. Обычно шаг циркуля не должен превышать одного сантиметра.

1. Масштабы карт. Измерение по карте прямых и извилистых линий. Точность измерения расстояний по карте. Поправки на расстояние за наклон и извилистость линий. Простейшие способы измерения площадей по карте.

    • Масштабы карт.

Масштаб карты показывает, во сколько раз длина линии на карте меньше соответствующей ей длины на местности. Он выражается в виде отношения двух чисел. Например, масштаб 1:50 000 означает, что все линии местности изображены на карте с уменьшением в 50000 раз, т. е. 1 см на карте соответствует 50000 см (или 500 м) на местности.

Рис. 1. Оформление численного и линейного масштабов на топографических картах и планах городов

Масштаб указывается под нижней стороной рамки карты в цифровом выражении (численный масштаб) и в виде прямой линии (линейный масштаб), на отрезках которой подписаны соответствующие им расстояния на местности (рис. 1). Здесь же указывается и величина масштаба - расстояние в метрах (или километрах) на местности, соответствующее одному сантиметру на карте.
Полезно запомнить правило: если в правой части отношения зачеркнуть два последних нуля, то оставшееся число покажет, сколько метров на местности соответствует 1 см на карте, т. е. величину масштаба.
При сравнении нескольких масштабов более крупным будет тот, у которого число в правой части отношения меньше. Допустим, что на один и тот же участок местности имеются карты масштабов 1:25000, 1:50000 и 1:100000. Из них масштаб 1:25000 будет самым крупным, а масштаб 1:100 000-самым мелким.

Чем крупнее масштаб карты, тем подробнее на ней изображена местность. С уменьшением масштаба карты уменьшается и количество наносимых на нее деталей местности
Подробность изображения местности на топографических картах зависит от ее характера: чем меньше деталей содержит местность, тем полнее они отображаются на картах более мелких масштабов.
В нашей стране и многих других странах в качестве основных масштабов топографических карт приняты: 1:10000, 1:25000, 1: 50000, 1: 100000, 1: 200000, 1: 500000 и 1:1000000.
Используемые в войсках карты подразделяются на крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные.

Масштаб карты

Наименование карты

Классификация карт

по масштабам

по основному назначению

1:10 000 (в 1 см 100 м)

десятитысячная

крупномасштабные

тактические

1:25 000 (в 1 см 250 м)

двадцатипятитысячная

1:50 000 (в 1 см 500 м)

пятитысячная

1:100 000 (в 1 см 1 км)

стотысячная

среднемасштабные

1:200 000 (в 1 см 2 км)

двухсоттысячная

оперативные

1:500 000 (в 1 см 5 км)

пятисоттысячная

мелкомасштабные

1:1 000000 (в 1 см 10 км)

миллионная

    • Измерение по карте прямых и извилистых линий.

Чтобы определить по карте расстояние между точками местности (предметами, объектами), пользуясь численным масштабом, надо измерить на карте расстояние между этими точками в сантиметрах и умножить полученное число на величину масштаба.
Пример, на карте масштаба 1:25000 измеряем линейкой расстояние между мостом и ветряной мельницей (рис. 2); оно равно 7,3 см, умножаем 250 м на 7,3 и получаем искомое расстояние; оно равно 1825 метров (250х7,3=1825).

Небольшое расстояние между двумя точками по прямой линии проще определить, пользуясь линейным масштабом (рис. 3). Для этого достаточно циркуль-измеритель, раствор которого равен расстоянию между заданными точками на карте, приложить к линейному масштабу и снять отсчет в метрах или километрах. На рис. 3 измеренное расстояние равно 1070 м.

Большие расстояния между точками по прямым линиям измеряют обычно с помощью длинной линейки или циркуля-измерителя.
В первом случае для определения расстояния по карте с помощью линейки пользуются численным масштабом (см. рис. 2).
Во втором случае раствор «шаг» циркуля-измерителя устанавливают так, чтобы он соответствовал целому числу километров, и на измеряемом по карте отрезке откладывают целое число «шагов». Расстояние, не укладывающееся в целое число «шагов» циркуля-измерителя, определяют с помощью линейного масштаба и прибавляют к полученному числу километров.
Таким же способом измеряют расстояния по извилистым линиям (рис. 4). В этом случае «шаг» циркуля-измерителя следует брать 0,5 или 1 см в зависимости от длины и степени извилистости измеряемой линии.


Рис. 5. Измерения расстояния курвиметром

Для определения длины маршрута по карте применяют специальный прибор, называемый курвиметром (рис. 5), который особенно удобен для измерения извилистых и длинных линий.
В приборе имеется колесико, которое соединено системой передач со стрелкой.
При измерении расстояния курвиметром нужно установить его стрелку на деление 99. Держа курвиметр в вертикальном положении вести его по измеряемой линии, не отрывая от карты вдоль маршрута так, чтобы показания шкалы возрастали. Доведя до конечной точки, отсчитать измеренное расстояние и умножить его на знаменатель численного масштаба. (В данном примере 34х25000=850000, или 8500 м)

    • Точность измерения расстояний по карте. Поправки на расстояние за наклон и извилистость линий.

Точность определения расстояний по карте зависит от масштаба карты, характера измеряемых линий (прямые, извилистые), выбранного способа измерения, рельефа местности и других факторов.
Наиболее точно определить расстояние по карте можно по прямой линии.
При измерении расстояний с помощью циркуля-измерителя или линейкой с миллиметровыми делениями средняя величина ошибки измерения на равнинных участках местности обычно не превышает 0,7-1 мм в масштабе карты, что составляет для карты масштаба 1:25000 - 17,5-25 м, масштаба 1:50000 – 35-50 м, масштаба 1:100000 – 70-100 м.
В горных районах при большой крутизне скатов ошибки будут больше. Это объясняется тем, что при съемке местности на карту наносят не длину линий на поверхности Земли, а длину проекций этих линий на плоскость.
Например, При крутизне ската 20° (рис. 6) и расстоянии на местности 2120 м его проекция на плоскость (расстояние на карте) составляет 2000 м, т. е. на 120 м меньше.
Подсчитано, что при угле наклона (крутизне ската) 20° полученный результат измерения расстояния по карте следует увеличивать на 6% (на 100 м прибавлять 6 м), при угле наклона 30° - на 15%, а при угле 40° - на 23%.


    • Простейшие способы измерения площадей по карте.

Приближенную оценку размеров площадей производят на глаз по квадратам километровой сетки, имеющейся на карте. Каждому квадрату сетки карт масштабов 1:10000 - 1:50000 на местности соответствует 1 км2 , квадрату сетки карт масштаба 1: 100000 - 4 км2, квадрату сетки карт масштаба 1:200000 - 16 км2.
Более точно площади измеряют палеткой , представляющей собой лист прозрачного пластика с нанесенной на него сеткой квадратов со стороной 10 мм (в зависимости от масштаба карты и необходимой точности измерений).
Наложив такую палетку на измеряемый объект на карте, подсчитывают по ней сначала число квадратов, полностью укладывающихся внутри контура объекта, а затем число квадратов пересекаемых контуром объекта. Каждый из неполных квадратов принимаем за половину квадрата. В результате перемножения площади одного квадрата на сумму квадратов получают площадь объекта.
По квадратам масштабов 1:25000 и 1:50000 площади небольших участков удобно измерять офицерской линейкой, имеющей специальные вырезы прямоугольной формы. Площади этих прямоугольников {в гектарах) указаны на линейке для каждого масштаба гарты.

2. Азимуты и дирекционный угол. Магнитное склонение, сближение меридианов и поправка направления.

Истинный азимут (Аи) - горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0° до 360° между северным направлением истинного меридиана данной точки и направлением на объект (см. рис. 7).
Магнитный азимут (Ам) - горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0е до 360° между северным направлением магнитного меридиана данной точки и направлением на объект.
Дирекционный угол (α; ДУ) - горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0° до 360° между северным направлением вертикальной линии координатной сетки данной точки и направлением на объект.
Магнитное склонение (δ; Ск) - угол между северным направлением истинного и магнитного меридианов в данной точке.
Если магнитная стрелка отклоняется от истинного меридиана к востоку, то склонение восточное (учитывается со знаком +), при отклонении магнитной стрелки к западу - западное (учитывается со знаком -).



Рис. 7. Углы, направления и их взаимосвязь на карте

Сближение меридианов (γ; Сб) - угол между северным направлением истинного меридиана и вертикальной линией координатной сетки в данной точке. При отклонении линии сетки к востоку – сближение меридиана восточное (учитывается со знаком +), при отклонении линии сетки к западу - западное (учитывается со знаком -).
Поправка направления (ПН) - угол между северным направлением вертикальной линии координатной сетки и направлением магнитного меридиана. Она равна алгебраической разности магнитного склонения и сближения меридианов:

3. Измерение и построение дирекционных углов на карте. Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно.

На местности при помощи компаса (буссоли) измеряют магнитные азимуты направлений, от которых затем переходят к дирекционным углам.
На карте наоборот, измеряют дирекционные углы и от них переходят к магнитным азимутам направлений на местности.


Рис. 8. Изменение дирекционных углов
на карте транспортиром

Дирекционные углы на карте измеряются транспортиром или хордоугломером.
Измерение дирекционных углов транспортиром производят в следующей последовательности:

  • ориентир, на который измеряют дирекционный угол, соединяют прямой линией с точкой стояния так, чтобы эта прямая была больше радиуса транспортира и пересекала хотя бы одну вертикальную линию координатной сетки;
  • совмещают центр транспортира с точкой пересечения, как показано на рис. 8 и отсчитывают по транспортиру значение дирекционного угла. В нашем примере дирекционный угол с точкой А на точку В равен 274° (рис. 8, а), а с точки А на точку С – 65° (рис. 8, б).

На практике часто возникает необходимость в определении магнитного АМ по известному дирекционному углу ά , или, наоборот, угла ά no известному магнитному азимуту.


Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно
Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно выполняют тогда, когда на местности необходимо с помощью компаса (буссоли) найти направление, дирекционный угол которого измерен по карте, или наоборот, когда на карту необходимо нанести направление, магнитный азимут которого измерен, на местности с помощью компаса.
Для решения этой задачи необходимо знать величину отклонения магнитного меридиана данной точки от вертикальной километровой линии. Эту величину называют поправкой направления (ПН).


Рис. 9. Схема магнитного склонения, сближения меридианов
и поправка направления


Рис. 10. Определение поправки для перехода от дирекционного угла
к магнитному азимуту и обратно

Поправка направления и составляющие ее углы - сближение меридианов и магнитное склонение указываются на карте под южной стороной рамки в виде схемы, имеющей вид, показанный на рис. 9.
Сближение меридианов (g) - угол между истинным меридианом точки и вертикальной километровой линией зависит от удаления этой точки от осевого меридиана зоны и может иметь значение от 0 до ±3°. На схеме показывают среднее для данного листа карты сближение меридианов.
Магнитное склонение (d) - угол между истинным и магнитным меридианами указан на схеме на год съемки (обновления) карты. В тексте, помещаемом рядом со схемой, приводятся сведения о направлении и величине годового изменения магнитного склонения.
Чтобы избежать ошибок в определении величины и знака поправки направления, рекомендуется следующий прием.
Из вершины углов на схеме (рис. 10) провести произвольное направление ОМ и обозначить дужками дирекционный угол ά и магнитный азимут Ам этого направления. Тогда сразу будет видно, каковы величина и знак поправки направления.

Если, например, ά = 97°12", то Ам = 97°12" - (2°10"+10°15") = 84°47" .

4. Подготовка по карте данных для движения по азимутам.

Движение по азимутам – это основной способ ориентирования на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.
Сущность его заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами, и расстояний, определенных по карте между поворотными пунктами намеченного маршрута. Направления движения выдерживают с помощью компаса, расстояния измеряют шагами или по спидометру.
Исходные данные для движения по азимутам (магнитные азимуты и расстояния) определяют по карте, а время движения – по нормативу и оформляют в виде схемы (рис. 11) или вписывают в таблицу (табл. 1). Данные в таком виде выдают командирам, которые не имеют топографических карт. Если командир имеет свою рабочую карту, то исходные данные для движения по азимутам он оформляет непосредственно на рабочей карте.
Маршрут движения по азимутам выбирают с учетом проходимости местности, ее защитных и маскировочных свойств, чтобы он обеспечивал в боевой обстановке быстрый и скрытный выход к указанному пункту.


Рис. 11. Схема для
движения по азимуту.

В маршрут обычно включают дороги, просеки и другие линейные ориентиры, которые облегчают выдерживание направления движения. Поворотные пункты выбирают у ориентиров, легко опознаваемых на местности (например, постройки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепроводы, геодезические пункты и т. п.).
Опытным путем установлено, что расстояния между ориентирами на поворотных пунктах маршрута не должны превышать 1 км при движении днем в пешем порядке, а при движении на машине – 6–10 км.
Для движения ночью ориентиры намечаются по маршруту чаще.
Чтобы обеспечить скрытный выход к указанному пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам растительности и другим объектам, обеспечивающим маскировку движения. Необходимо избегать передвижений по гребням возвышенностей и открытым участкам.
Расстояния между выбранными на маршруте движения ориентирами на поворотных пунктах измеряют по прямым линиям с помощью циркуля-измерителя и линейного масштаба или возможно точнее – линейкой с миллиметровыми делениями. Если маршрут намечен по холмистой (горной) местности, то в измеренные по карте расстояния вводят поправку за рельеф.

Таблица 1

Участок пути

Ам,
градусов

Расстояние, м

Время,
мин

Расстояние,
пары шагов

Оценка по времени

Определение направления (азимута) на местности

Дан азимут направления (ориентир). Указать направление, соответствующее заданному азимуту на местности, или определить азимут на указанный ориентир.
Время на выполнение норматива отсчитывается от постановки задачи до доклада о направлении (значении азимута).
Выполнение норматива оценивается
«неудовлетворительно», если ошибка в определении направления (азимута) превышает 3° (0-50).

Военнослужащий

Подготовка данных для движения по азимутам

На карте М 1:50000 указаны два пункта на расстоянии не менее 4 км. Изучить по карте местность, наметить маршрут движения, выбрать не менее трех промежуточных ориентиров, определить дирекционные углы и расстояния между ними. 



Измерение расстояний по карте. Изучение участка местности. Чтение карты по маршруту движения

Изучение участка местности

По рельефу и местным предметам, изображенным на карте, можно судить о пригодности данной местности на организацию и ведение боя, на применение боевой техники в бою, на условия наблюдения, ведения огня, ориентирования, маскировки, а также на проходимость.

Наличие на карте большого количества населенных пунктов и отдельных массивов леса, обрывов и промоин, озер, рек и ручьев свидетельствует о пересеченности местности и ограниченном обзоре, что будет затруднять движение боевой и транспортной техники вне дорог, создавать трудности при организации наблюдения. Вместе с тем изрезанный характер рельефа создает неплохие условия для укрытия и защиты подразделений от воздействия оружия массового поражения противника, а массивы леса могут быть использованы для маскировки личного состава подразделения, боевой техники и т. д.

По характеру планировки, размерам и шрифту подписи населенных пунктов можно сказать, что одни населенные пункты относятся к городам, другие - к поселкам городского типа, а третьи - к поселкам сельского типа. Оранжевая окраска кварталов указывает на преобладание огнестойких строений. Близко расположенные друг к другу черные прямоугольники внутри кварталов указывают на плотный характер застройки, а желтая заливка - на неогнестойкость строений.

В населенном пункте могут располагаться метеостанция, электростанция, радиомачта, склад горючего, завод с трубой, железнодорожная станция, мукомольный завод и другие объекты. Часть этих местных предметов может служить хорошими ориентирами.

На карте может быть изображена сравнительно развитая сеть дорог различных классов. Если на условном знаке шоссейной дороги имеется подпись, например, 10 (14) Б. Это значит, что покрытая часть дороги имеет ширину 10 м., а от канавы до канавы - 14 м, покрытие булыжник. По местности может проходить однопутная (двухпутная) железная дорога. Изучая маршрут движения вдоль железной дороги, можно найти на карте отдельные участки дорог, которые проходят по насыпи или в выемке с указанной глубиной.

При более подробном изучении дорог можно установить: наличие и характеристику мостов, насыпей, выемок и других сооружений; наличие труднопроходимых участков, крутых спусков и подъемов; возможность съезда с дорог и движения рядом с ними.

Водные поверхности изображаются на картах синим или голубым цветом, поэтому они отчетливо выделяются среди условных знаков других местных предметов.

По характеру шрифта подписи реки можно судить о ее судоходности. Стрелка и цифра на реке указывают в какую сторону она течет и с какой скоростью. Подпись, например: означает, что ширина реки в данном месте 250 м, глубина - 4,8 м, а грунт дна песчаный. Если через реку имеется мост, то рядом с изображением моста дается его характеристика.

Если река на карте изображена одной линией, то это говорит о том, что ширина реки не превышает 10 м., если река изображена в две линии, а ее ширина на карте не обозначена, ее ширину можно определить по обозначенным характеристикам мостов.

Если река проходима вброд, то условный знак брода указывает глубина брода и грунт дна.

При изучении почвенно-растительный покров, можно найти на карте различные по величине участки леса. Пояснительные условные знаки на зеленой заливке площади леса могут указывать на смешанный состав породы деревьев, лиственный или хвойный лес. Подпись, например: , говорит о том, что средняя высота деревьев 25 м, их толщина 30 см, средние расстояния между ними 5 м, что позволяет сделать вывод о невозможности движения по лесу автомашин и танков вне дорог.

Изучение рельефа по карте начинается с определения общего характера неровностей того участка местности, на котором предстоит выполнять боевую задачу. Например, если на карте изображен холмистый рельеф с относительными высотами 100-120 м, а расстояние между горизонталями (заложение) от 10 до 1 мм, это говорит о сравнительно небольшой крутизне скатов (от 1 До 10°).

Детальное изучение рельефа местности по карте связано с решением задач по определению высот и взаимного превышения точек, вида, направления крутизны скатов, характеристик (глубины, ширины и протяженности) лощин, оврагов, промоин и других деталей рельефа.

Измерение расстояний по карте

Измерение по карте прямых и извилистых линий

Чтобы определить по карте расстояние между точками местности (предметами, объектами), пользуясь численным масштабом, надо измерить на карте расстояние между этими точками в сантиметрах и умножить полученное число на величину масштаба.

Пример, на карте масштаба 1:25000 измеряем линейкой расстояние между мостом и ветряной мельницей; оно равно 7,3 см, умножаем 250 м на 7,3 и получаем искомое расстояние; оно равно 1825 метров (250х7,3=1825).



Определить по карте расстояние между точками местности с помощью линейки

Небольшое расстояние между двумя точками по прямой линии проще определить, пользуясь линейным масштабом. Для этого достаточно циркуль-измеритель, раствор которого равен расстоянию между заданными точками на карте, приложить к линейному масштабу и снять отсчет в метрах или километрах. На рисунке измеренное расстояние равно 1070 м.

Большие расстояния между точками по прямым линиям измеряют обычно с помощью длинной линейки или циркуля-измерителя.

В первом случае для определения расстояния по карте с помощью линейки пользуются численным масштабом.

Во втором случае раствор «шаг» циркуля-измерителя устанавливают так, чтобы он соответствовал целому числу километров, и на измеряемом по карте отрезке откладывают целое число «шагов». Расстояние, не укладывающееся в целое число «шагов» циркуля-измерителя, определяют с помощью линейного масштаба и прибавляют к полученному числу километров.

Таким же способом измеряют расстояния по извилистым линиям. В этом случае «шаг» циркуля-измерителя следует брать 0,5 или 1 см в зависимости от длины и степени извилистости измеряемой линии.



Для определения длины маршрута по карте применяют специальный прибор, называемый курвиметром, который особенно удобен для измерения извилистых и длинных линий.

В приборе имеется колесико, которое соединено системой передач со стрелкой.

При измерении расстояния курвиметром нужно установить его стрелку на деление 99. Держа курвиметр в вертикальном положении вести его по измеряемой линии, не отрывая от карты вдоль маршрута так, чтобы показания шкалы возрастали. Доведя до конечной точки, отсчитать измеренное расстояние и умножить его на знаменатель численного масштаба. (В данном примере 34х25000=850000, или 8500 м)

Точность измерения расстояний по карте. Поправки на расстояние за наклон и извилистость линий

Точность определения расстояний по карте зависит от масштаба карты, характера измеряемых линий (прямые, извилистые), выбранного способа измерения, рельефа местности и других факторов.

Наиболее точно определить расстояние по карте можно по прямой линии.

При измерении расстояний с помощью циркуля-измерителя или линейкой с миллиметровыми делениями средняя величина ошибки измерения на равнинных участках местности обычно не превышает 0,7-1 мм в масштабе карты, что составляет для карты масштаба 1:25000 - 17,5-25 м, масштаба 1:50000 - 35-50 м, масштаба 1:100000 - 70-100 м.

В горных районах при большой крутизне скатов ошибки будут больше. Это объясняется тем, что при съемке местности на карту наносят не длину линий на поверхности Земли, а длину проекций этих линий на плоскость.

Например, При крутизне ската 20° и расстоянии на местности 2120 м его проекция на плоскость (расстояние на карте) составляет 2000 м, т. е. на 120 м меньше.

Подсчитано, что при угле наклона (крутизне ската) 20° полученный результат измерения расстояния по карте следует увеличивать на 6% (на 100 м прибавлять 6 м), при угле наклона 30° - на 15%, а при угле 40° - на 23%.

При определении длины маршрута по карте следует учитывать, что расстояния по дорогам, измеренные на карте с помощью циркуля или курвиметра, в большинстве случаев получаются короче действительных расстояний.

Это объясняется не только наличием спусков и подъемов на дорогах, но и некоторым обобщением извилин дорог на картах.

Поэтому получаемый по карте результат измерения длины маршрута следует с учетом характера местности и масштаба карты умножить на коэффициент, указанный в таблице.

Простейшие способы измерения площадей по карте

Приближенную оценку размеров площадей производят на глаз по квадратам километровой сетки, имеющейся на карте. Каждому квадрату сетки карт масштабов 1:10000 - 1:50000 на местности соответствует 1 км2 , квадрату сетки карт масштаба 1:100000 - 4 км2, квадрату сетки карт масштаба 1:200000 - 16 км2.

Более точно площади измеряют палеткой, представляющей собой лист прозрачного пластика с нанесенной на него сеткой квадратов со стороной 10 мм (в зависимости от масштаба карты и необходимой точности измерений).

Наложив такую палетку на измеряемый объект на карте, подсчитывают по ней сначала число квадратов, полностью укладывающихся внутри контура объекта, а затем число квадратов пересекаемых контуром объекта. Каждый из неполных квадратов принимаем за половину квадрата. В результате перемножения площади одного квадрата на сумму квадратов получают площадь объекта.

По квадратам масштабов 1:25000 и 1:50000 площади небольших участков удобно измерять офицерской линейкой, имеющей специальные вырезы прямоугольной формы. Площади этих прямоугольников (в гектарах) указаны на линейке для каждого масштаба гарты.

Чтение карты по маршруту движения

Читать карту - это значит правильно и полно воспринимать символику ее условных знаков, быстро и безошибочно распознавая по ним не только тип и разновидности изображаемых объектов, но и их характерные свойства.

Изучение местности по карте (чтение карты) включает определение общего ее характера, количественных и качественных характеристик отдельных элементов (местных предметов и форм рельефа), а также определение степени влияния данной местности на организацию и ведение боя.

Изучая местность по карте, следует помнить, что со времени ее создания на местности могли произойти изменения, которые не отражены на карте, т. е. содержание карты в какой-то мере не будет соответствовать действительному состоянию местности на данный момент. Поэтому изучение местности по карте рекомендуется начинать с ознакомления с самой картой.

Ознакомление с картой. При ознакомлении с картой по сведениям, помещенным в зарамочном оформлении, определяют масштаб, высоту сечения рельефа и время создания карты. Данные о масштабе и высоте сечения рельефа позволят установить степень подробности изображения на данной карте местных предметов, форм и деталей рельефа. Зная величину масштаба, можно быстрее определять размеры местных предметов или удаление их друг от друга.

Сведения о времени создания карты дадут возможность предварительно определить соответствие содержания карты действительному состоянию местности.

Затем читают и по возможности запоминают величины склонения магнитной стрелки, поправки направления. Зная на память поправку направления, можно быстрее делать перевод дирекционных углов в магнитные азимуты или ориентировать карту на местности по линии километровой сетки.

Общие правила и последовательность изучения местности по карте. Последовательность и степень подробности изучения местности определяется конкретными условиями боевой обстановки, характером боевой задачи подразделения, а также сезонными условиями и тактико-техническими данными боевой техники, применяемой при выполнении поставленной боевой задачи. При организации обороны в городе важное значение имеет определение характера его планировки и застройки, выявление прочных зданий с подвальными помещениями и подземных сооружений. В том случае, когда по городу проходит маршрут движения подразделения, изучать с такой подробностью особенности города нет необходимости. При организации наступления в горах основными объектами изучения являются перевалы, горные проходы, теснины и ущелья с прилегающими к ним высотами, формы скатов и их влияние на организацию системы огня.

Изучение местности, как правило, начинают с определения ее общего характера, а затем детально изучают отдельные местные предметы, формы и детали рельефа, их влияние на условия наблюдения, маскировки, проходимость, защитные свойства, условия ведения огня и ориентирования.

Определение общего характера местности имеет целью выявление важнейших особенностей рельефа и местных предметов, оказывающих существенное влияние на выполнение поставленной задачи. При определении общего характера местности на основе ознакомления с рельефом, населенными пунктами, дорогами, гидрографической сетью и растительным покровом выявляют разновидность данной местности, степень ее пересеченности и закрытости, что дает возможность предварительно определить ее тактические и защитные свойства.

Общий характер местности определяется беглым обзором по карте всего изучаемого участка.

По первому взгляду на карту можно сказать, о наличие населенных пунктов и отдельных массивов леса, обрывов и промоин, озер, рек и ручьев свидетельствующих о пересеченности местности и ограниченном обзоре, что неизбежно затрудняет движение боевой и транспортной техники вне дорог, создает трудности при организации наблюдения. Вместе с тем изрезанный характер рельефа создает неплохие условия для укрытия и защиты подразделений от воздействия оружия массового поражения противника, а массивы леса могут быть использованы для маскировки личного состава подразделения, боевой техники и т. д.

Так, в результате определения общего характера местности делают вывод о доступности района и отдельных его направлений для действий подразделений на машинах, а также намечают рубежи и объекты, которые следует изучить более детально, учитывая характер боевой задачи, которую предстоит выполнять на данном участке местности.
Детальное изучение местности имеет целью определить качественные характеристики местных предметов, форм и деталей рельефа в границах действий подразделения или по предстоящему маршруту движения. На основе получения по карте таких данных и с учетом взаимосвязи топографических элементов местности (местных предметов и рельефа) делается оценка условий проходимости, маскировки и наблюдения, ориентирования, ведения огня, а также определяются защитные свойства местности.

Определение качественных и количественных характеристик местных предметов производится по карте со сравнительно высокой точностью и большой подробностью.

При изучении по карте населенных пунктов определяют количество населенных пунктов, их тип и рассредоточенность, определяют степень обжитости того или иного участка (района) местности. Основными показателями тактических и защитных свойств населенных пунктов являются их площадь и конфигурация, характер планировки и застройки, наличие подземных сооружений, характер местности на подступах к населенному пункту.

Читая карту, по условным знакам населенных пунктов устанавливают наличие, тип и расположение их на данном участке местности, определяют характер окраин и планировку, плотность застройки и огнестойкость строений, расположение улиц, главных проездов, наличие промышленных объектов, выдающихся зданий и ориентиров.

При изучении по карте дорожной сети уточняют степень развития дорожной сети и качество дорог, определяют условия проходимости данной местности и возможности эффективного использования транспортных средств.

При более подробном изучении дорог устанавливаются: наличие и характеристика мостов, насыпей, выемок и других сооружений; наличие труднопроходимых участков, крутых спусков и подъемов; возможность съезда с дорог и движения рядом с ними.

При изучении грунтовых дорог особое внимание обращают на выявление грузоподъемности мостов и паромных переправ, так как на таких дорогах они часто не рассчитаны на пропуск тяжелых колесных и гусеничных машин.

Изучая гидрографию определяют по карте наличие водных объекты, уточняют степень изрезанности местности. Наличие водных объектов создает хорошие условия для водоснабжения и осуществления перевозок по водным путям.

Водные поверхности изображаются на картах синим или голубым цветом, поэтому они отчетливо выделяются среди условных знаков других местных предметов. При изучении по карте рек, каналов, ручьев, озер и других водных преград определяются ширина, глубина, скорость течения, характер грунта дна, берегов и прилегающей к ним местности; устанавливаются наличие и характеристика мостов, плотин, шлюзов, паромных переправ, бродов и участков, удобных для форсирования.

При изучении почвенно-растительного покрова устанавливают по карте наличие и характеристику лесных и кустарниковых массивов, болот, солончаков, песков, каменистых россыпей и тех элементов почвенно-растительного покрова, которые могут оказать существенное влияние на условия проходимости, маскировки, наблюдения и возможность укрытия.

Изученные по карте характеристики участка леса позволяют сделать вывод о возможности его использования для скрытного и рассредоточенного расположения подразделений, а также о проходимости леса по дорогам и просекам. Хорошими ориентирами в лесу для определения своего местоположения и ориентирования в движении являются дом лесника и просеки.

Характеристики болот определяются по начертаниям условных знаков. Однако при определении проходимости болот по карте следует учитывать время года и состояние погоды. В период дождей и распутицы болота, показанные на карте условным знаком как проходимые, в действительности могут оказаться труднопроходимыми. Зимой в период сильных морозов труднопроходимые болота могут стать легкопроходимыми.

Изучение рельефа по карте начинается с определения общего характера неровностей того участка местности, на котором предстоит выполнять боевую задачу. При этом устанавливаются наличие, местоположение и взаимная связь наиболее характерных для данного участка типовых форм и деталей рельефа, определяется в общем виде их влияние на условия проходимости, наблюдения, ведения огня, маскировки, ориентирования и организацию защиты от оружия массового поражения. Общий характер рельефа можно быстро определить по густоте и начертанию горизонталей, отметкам высот и условным знакам деталей рельефа.

Детальное изучение рельефа местности по карте связано с решением задач по определению высот и взаимного превышения точек, вида и направления крутизны скатов, характеристик (глубины, ширины и протяженности) лощин, оврагов, промоин и других деталей рельефа.

Естественно, что необходимость решения конкретных задач будет зависеть от характера поставленной боевой задачи. Например, определение полей невидимости потребуется при организации и ведении разведки наблюдением; определение крутизны, высоты и протяженности скатов потребуется при определении условий проходимости местности и выборе маршрута движения и т. д.

1. Масштабы карт. Измерение по карте прямых и извилистых линий. Точность измерения расстояний по карте. Поправки на расстояние за наклон и извилистость линий. Простейшие способы измерения площадей по карте.

1.1. Масштабы карт.

Масштаб карты показывает, во сколько раз длина линии на карте меньше соответствующей ей длины на местности. Он выражается в виде отношения двух чисел. Например, масштаб 1:50 000 означает, что все линии местности изображены на карте с уменьшением в 50000 раз, т. е. 1 см на карте соответствует 50000 см (или 500 м) на местности.

Рис. 1. Оформление численного и линейного масштабов на топографических картах и планах городов

Масштаб указывается под нижней стороной рамки карты в цифровом выражении (численный масштаб) и в виде прямой линии (линейный масштаб), на отрезках которой подписаны соответствующие им расстояния на местности (рис. 1). Здесь же указывается и величина масштаба — расстояние в метрах (или километрах) на местности, соответствующее одному сантиметру на карте.

Полезно запомнить правило: если в правой части отношения зачеркнуть два последних нуля, то оставшееся число покажет, сколько метров на местности соответствует 1 см на карте, т. е. величину масштаба.

При сравнении нескольких масштабов более крупным будет тот, у которого число в правой части отношения меньше. Допустим, что на один и тот же участок местности имеются карты масштабов 1:25000, 1:50000 и 1:100000. Из них масштаб 1:25000 будет самым крупным, а масштаб 1:100 000-самым мелким.
Чем крупнее масштаб карты, тем подробнее на ней изображена местность. С уменьшением масштаба карты уменьшается и количество наносимых на нее деталей местности

Подробность изображения местности на топографических картах зависит от ее характера: чем меньше деталей содержит местность, тем полнее они отображаются на картах более мелких масштабов.

В нашей стране и многих других странах в качестве основных масштабов топографических карт приняты: 1:10000, 1:25000, 1: 50000, 1: 100000, 1: 200000, 1: 500000 и 1:1000000.

Используемые в войсках карты подразделяются на крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные.

Масштаб карты Наименование карты Классификация карт
по масштабам по основному назначению
1:10 000 (в 1 см 100 м) десятитысячная крупномасштабные тактические
1:25 000 (в 1 см 250 м) двадцатипятитысячная
1:50 000 (в 1 см 500 м) пятитысячная
1:100 000 (в 1 см 1 км) стотысячная среднемасштабные
1:200 000 (в 1 см 2 км) двухсоттысячная оперативные
1:500 000 (в 1 см 5 км) пятисоттысячная мелкомасштабные
1:1 000 000 (в 1 см 10 км) миллионная

1.2. Измерение по карте прямых и извилистых линий.

Чтобы определить по карте расстояние между точками местности (предметами, объектами), пользуясь численным масштабом, надо измерить на карте расстояние между этими точками в сантиметрах и умножить полученное число на величину масштаба.

Пример, на карте масштаба 1:25000 измеряем линейкой расстояние между мостом и ветряной мельницей (рис. 2); оно равно 7,3 см, умножаем 250 м на 7,3 и получаем искомое расстояние; оно равно 1825 метров (250х7,3=1825).



Рис. 2. Определить по карте расстояние между точками местности с помощью линейки.

Небольшое расстояние между двумя точками по прямой линии проще определить, пользуясь линейным масштабом (рис. 3). Для этого достаточно циркуль-измеритель, раствор которого равен расстоянию между заданными точками на карте, приложить к линейному масштабу и снять отсчет в метрах или километрах. На рис. 3 измеренное расстояние равно 1070 м.

Рис. 3. Измерение на карте расстояний циркулем-измерителем по линейному масштабу Рис. 4. Измерение на карте расстояний циркулем-измерителем по извилистым линиям

Большие расстояния между точками по прямым линиям измеряют обычно с помощью длинной линейки или циркуля-измерителя.

В первом случае для определения расстояния по карте с помощью линейки пользуются численным масштабом (см. рис. 2).

Во втором случае раствор «шаг» циркуля-измерителя устанавливают так, чтобы он соответствовал целому числу километров, и на измеряемом по карте отрезке откладывают целое число «шагов». Расстояние, не укладывающееся в целое число «шагов» циркуля-измерителя, определяют с помощью линейного масштаба и прибавляют к полученному числу километров.

Таким же способом измеряют расстояния по извилистым линиям (рис. 4). В этом случае «шаг» циркуля-измерителя следует брать 0,5 или 1 см в зависимости от длины и степени извилистости измеряемой линии.



Рис. 5. Измерения расстояния курвиметром

Для определения длины маршрута по карте применяют специальный прибор, называемый курвиметром (рис. 5), который особенно удобен для измерения извилистых и длинных линий.

В приборе имеется колесико, которое соединено системой передач со стрелкой.

При измерении расстояния курвиметром нужно установить его стрелку на деление 99. Держа курвиметр в вертикальном положении вести его по измеряемой линии, не отрывая от карты вдоль маршрута так, чтобы показания шкалы возрастали. Доведя до конечной точки, отсчитать измеренное расстояние и умножить его на знаменатель численного масштаба. (В данном примере 34х25000=850000, или 8500 м)

1.3. Точность измерения расстояний по карте. Поправки на расстояние за наклон и извилистость линий.

Точность определения расстояний по карте зависит от масштаба карты, характера измеряемых линий (прямые, извилистые), выбранного способа измерения, рельефа местности и других факторов.

Наиболее точно определить расстояние по карте можно по прямой линии.

При измерении расстояний с помощью циркуля-измерителя или линейкой с миллиметровыми делениями средняя величина ошибки измерения на равнинных участках местности обычно не превышает 0,7-1 мм в масштабе карты, что составляет для карты масштаба 1:25000 — 17,5-25 м, масштаба 1:50000 – 35-50 м, масштаба 1:100000 – 70-100 м.

В горных районах при большой крутизне скатов ошибки будут больше. Это объясняется тем, что при съемке местности на карту наносят не длину линий на поверхности Земли, а длину проекций этих линий на плоскость.

Например, При крутизне ската 20° (рис. 6) и расстоянии на местности 2120 м его проекция на плоскость (расстояние на карте) составляет 2000 м, т. е. на 120 м меньше.

Подсчитано, что при угле наклона (крутизне ската) 20° полученный результат измерения расстояния по карте следует увеличивать на 6% (на 100 м прибавлять 6 м), при угле наклона 30° — на 15%, а при угле 40° — на 23%.

Рис. 6. Проекция длины ската на плоскость (карту)

При определении длины маршрута по карте следует учитывать, что расстояния по дорогам, измеренные на карте с помощью циркуля или курвиметра, в большинстве случаев получаются короче действительных расстояний.

Это объясняется не только наличием спусков и подъемов на дорогах, но и некоторым обобщением извилин дорог на картах.

Поэтому получаемый по карте результат измерения длины маршрута следует с учетом характера местности и масштаба карты умножить на коэффициент, указанный в таблице.

1.4. Простейшие способы измерения площадей по карте.

Приближенную оценку размеров площадей производят на глаз по квадратам километровой сетки, имеющейся на карте. Каждому квадрату сетки карт масштабов 1:10000 — 1:50000 на местности соответствует 1 км2 , квадрату сетки карт масштаба 1: 100000 — 4 км2, квадрату сетки карт масштаба 1:200000 — 16 км2.

Более точно площади измеряют палеткой , представляющей собой лист прозрачного пластика с нанесенной на него сеткой квадратов со стороной 10 мм (в зависимости от масштаба карты и необходимой точности измерений).

Наложив такую палетку на измеряемый объект на карте, подсчитывают по ней сначала число квадратов, полностью укладывающихся внутри контура объекта, а затем число квадратов пересекаемых контуром объекта. Каждый из неполных квадратов принимаем за половину квадрата. В результате перемножения площади одного квадрата на сумму квадратов получают площадь объекта.

По квадратам масштабов 1:25000 и 1:50000 площади небольших участков удобно измерять офицерской линейкой, имеющей специальные вырезы прямоугольной формы. Площади этих прямоугольников {в гектарах) указаны на линейке для каждого масштаба гарты.

2. Азимуты и дирекционный угол. Магнитное склонение, сближение меридианов и поправка направления.

Истинный азимут (Аи) — горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0° до 360° между северным направлением истинного меридиана данной точки и направлением на объект (см. рис. 7).

Магнитный азимут (Ам) — горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0е до 360° между северным направлением магнитного меридиана данной точки и направлением на объект.

Дирекционный угол (α; ДУ) — горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0° до 360° между северным направлением вертикальной линии координатной сетки данной точки и направлением на объект.

Магнитное склонение (δ; Ск) — угол между северным направлением истинного и магнитного меридианов в данной точке.

Если магнитная стрелка отклоняется от истинного меридиана к востоку, то склонение восточное (учитывается со знаком +), при отклонении магнитной стрелки к западу — западное (учитывается со знаком -).



Рис. 7. Углы, направления и их взаимосвязь на карте

Сближение меридианов (γ; Сб) — угол между северным направлением истинного меридиана и вертикальной линией координатной сетки в данной точке. При отклонении линии сетки к востоку – сближение меридиана восточное (учитывается со знаком +), при отклонении линии сетки к западу — западное (учитывается со знаком -).

Поправка направления (ПН) — угол между северным направлением вертикальной линии координатной сетки и направлением магнитного меридиана. Она равна алгебраической разности магнитного склонения и сближения меридианов:

3. Измерение и построение дирекционных углов на карте. Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно.

На местности при помощи компаса (буссоли) измеряют магнитные азимуты направлений, от которых затем переходят к дирекционным углам.

На карте наоборот, измеряют дирекционные углы и от них переходят к магнитным азимутам направлений на местности.

Рис. 8. Изменение дирекционных угловна карте транспортиром

Дирекционные углы на карте измеряются транспортиром или хордоугломером.

Измерение дирекционных углов транспортиром производят в следующей последовательности:

  • ориентир, на который измеряют дирекционный угол, соединяют прямой линией с точкой стояния так, чтобы эта прямая была больше радиуса транспортира и пересекала хотя бы одну вертикальную линию координатной сетки;
  • совмещают центр транспортира с точкой пересечения, как показано на рис. 8 и отсчитывают по транспортиру значение дирекционного угла. В нашем примере дирекционный угол с точкой А на точку В равен 274° (рис. 8, а), а с точки А на точку С – 65° (рис. 8, б).

На практике часто возникает необходимость в определении магнитного АМ по известному дирекционному углу ά , или, наоборот, угла ά no известному магнитному азимуту.

Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно

Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно выполняют тогда, когда на местности необходимо с помощью компаса (буссоли) найти направление, дирекционный угол которого измерен по карте, или наоборот, когда на карту необходимо нанести направление, магнитный азимут которого измерен, на местности с помощью компаса.

Для решения этой задачи необходимо знать величину отклонения магнитного меридиана данной точки от вертикальной километровой линии. Эту величину называют поправкой направления (ПН).





Рис. 10. Определение поправки для перехода от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно

Поправка направления и составляющие ее углы — сближение меридианов и магнитное склонение указываются на карте под южной стороной рамки в виде схемы, имеющей вид, показанный на рис. 9.

Сближение меридианов (g) — угол между истинным меридианом точки и вертикальной километровой линией зависит от удаления этой точки от осевого меридиана зоны и может иметь значение от 0 до ±3°. На схеме показывают среднее для данного листа карты сближение меридианов.

Магнитное склонение (d) — угол между истинным и магнитным меридианами указан на схеме на год съемки (обновления) карты. В тексте, помещаемом рядом со схемой, приводятся сведения о направлении и величине годового изменения магнитного склонения.

Чтобы избежать ошибок в определении величины и знака поправки направления, рекомендуется следующий прием.

Из вершины углов на схеме (рис. 10) провести произвольное направление ОМ и обозначить дужками дирекционный угол ά и магнитный азимут Ам этого направления. Тогда сразу будет видно, каковы величина и знак поправки направления.

Если, например, ά = 97°12′, то Ам = 97°12′ — (2°10’+10°15′) = 84°47.

4. Подготовка по карте данных для движения по азимутам.

Движение по азимутам – это основной способ ориентирования на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.

Сущность его заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами, и расстояний, определенных по карте между поворотными пунктами намеченного маршрута. Направления движения выдерживают с помощью компаса, расстояния измеряют шагами или по спидометру.

Исходные данные для движения по азимутам (магнитные азимуты и расстояния) определяют по карте, а время движения – по нормативу и оформляют в виде схемы (рис. 11) или вписывают в таблицу (табл. 1). Данные в таком виде выдают командирам, которые не имеют топографических карт. Если командир имеет свою рабочую карту, то исходные данные для движения по азимутам он оформляет непосредственно на рабочей карте.

Рис. 11. Схема для движения по азимуту

Маршрут движения по азимутам выбирают с учетом проходимости местности, ее защитных и маскировочных свойств, чтобы он обеспечивал в боевой обстановке быстрый и скрытный выход к указанному пункту.

В маршрут обычно включают дороги, просеки и другие линейные ориентиры, которые облегчают выдерживание направления движения. Поворотные пункты выбирают у ориентиров, легко опознаваемых на местности (например, постройки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепроводы, геодезические пункты и т. п.).

Опытным путем установлено, что расстояния между ориентирами на поворотных пунктах маршрута не должны превышать 1 км при движении днем в пешем порядке, а при движении на машине – 6–10 км.

Для движения ночью ориентиры намечаются по маршруту чаще.

Чтобы обеспечить скрытный выход к указанному пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам растительности и другим объектам, обеспечивающим маскировку движения. Необходимо избегать передвижений по гребням возвышенностей и открытым участкам.

Расстояния между выбранными на маршруте движения ориентирами на поворотных пунктах измеряют по прямым линиям с помощью циркуля-измерителя и линейного масштаба или возможно точнее – линейкой с миллиметровыми делениями. Если маршрут намечен по холмистой (горной) местности, то в измеренные по карте расстояния вводят поправку за рельеф.

Таблица 1

5. Выполнение нормативов.

№ норм. Наименование норматива Условия (порядок) выполнения норматива Категория обучаемых Оценка по времени
«отл.» «хор.» «уд.»
1 Определение направления (азимута) на местности Дан азимут направления (ориентир). Указать направление, соответствующее заданному азимуту на местности, или определить азимут на указанный ориентир.

Время на выполнение норматива отсчитывается от постановки задачи до доклада о направлении (значении азимута).

Выполнение норматива оценивается
«неудовлетворительно», если ошибка в определении направления (азимута) превышает 3° (0-50).

Военнослужащий 40 с 45 с 55 с
5 Подготовка данных для движения по азимутам На карте М 1:50000 указаны два пункта на расстоянии не менее 4 км. Изучить по карте местность, наметить маршрут движения, выбрать не менее трех промежуточных ориентиров, определить дирекционные углы и расстояния между ними.

Оформить схему (таблицу) данных для движения по азимутам (дирекционные углы перевести в магнитные азимуты, а расстояния – в пары шагов).

Ошибки, снижающие оценку до «неудовлетворительно»:

  • ошибка в определении дирекционного угла превышает 2°;
  • ошибка в измерении расстояния превышает 0,5 мм в масштабе карты;
  • не учтены или неправильно введены поправки на сближение меридианов и склонение магнитной стрелки.

Время на выполнение норматива отсчитывается от момента выдачи карты до представления схемы (таблицы).

Офицеры 8 мин 9 мин 11 мин
Кафедра тактико-специальной
подготовки
Измерение по
топографической карте

Цели занятия:

Изучить понятия масштабов;
Научиться определять азимуты и
дирекционные углы;
Приобрести навыки простейших
измерений по карте и их применения
при решении практических задач.

Учебные вопросы:


различными способами.

Литература:

1. Тактико-специальная подготовка: Учебник.
Ч. 1, переработанное и дополненное. – М.:
ДГСК МВД России, 2011. – 368 с.
2. Пресняков, В.В. Военная топография:
учебник / В.В. Пресняков, Е.П. Андриясов.,
под ред. А.В.Маркеленко. – Феникс, 2008.–
265с.
3. Сологуб, Ю.И. Специальная топография в
ОВД: учеб. пособие/Ю.И. Сологуб, Р.В.
Павленков, А.В. Галыгин. – Нижний
Новгород: Нижегородская академия МВД
России, 2010.–129с.

1. Численный и линейный масштаб карты.
Измерение расстояний и площадей по карте
различными способами.
Масштабом
называют
отношение
длины линий на карте к длине
соответствующих
им
линий
на
местности. Масштаб выражается в виде
отношения двух чисел и на картах
указывается численным значением и
линейным.

Масштаб:

Численный масштаб:

ПРАВИЛО 1:
Если в правой части указанного масштаба,
отношение зачеркнуть два последних нуля, то
остается число, которое покажет, сколько
метров на местности соответствует одному
сантиметру на карте (величина масштаба).
Если в правой части отношение зачеркнуть
пять нулей, то остается число, которое
покажет, сколько километров на местности
соответствует одному сантиметру на карте.

Топографические карты изготовляются в следующих основных масштабах:

1: 25000;
1: 50000;
1: 100000;
1: 200000;
1: 500000;
1: 1000000.
ОВД работают с
масштабами:
1: 25000;
1: 50000;

ПРАВИЛО 2:

Чем
меньше
степень
уменьшения
(меньше цифровое значение масштаба),
тем
крупнее
масштаб
карты,
а
следовательно,
более
детально
изображена данная местность.
И, наоборот, на мелкомасштабных
картах
многие
детали
местности
отсутствуют.

Пример: Для того, чтобы определить расстояние между какими-либо пунктами по карте, следует измерить это расстояние в сантиметрах и умножит

Пример:
Для того, чтобы определить расстояние
между какими-либо пунктами по карте,
следует измерить это расстояние в
сантиметрах и умножить на величину
масштаба.
На карте масштаба 1: 50 000
измерено расстояние 3,4 см -
значит, буквально на местности
расстояние будет:
500 3,4 = 1700 м.

Линейный масштаб:

Линейный масштаб - это графическое
изображение численного масштаба в
виде прямой линии с делениями для
отсчета расстояний.

Измерение по карте

С помощью линейного масштаба расстояния
по карте можно определять без вычислений.
Для этого следует циркулем, линейкой или
полоской бумаги измерить расстояние
между данными точками на
карте и, приложив циркуль
(линейку, полоску бумаги) с
этим расстоянием к
линейному масштабу,
прочитать какое
расстояние на местности.

При измерении расстояний по ломаным
линиям необходимо измерять общую
длину всех отрезков и затем
пользоваться численным или
линейным масштабом. При измерении
извилистых линий можно взять раствор
циркуля, соответствующий
наименьшему изгибу линии, и измерить
им расстояние или использовать
курвиметр.

Измерение линий на карте

Величину «шага» выбирают в зависимости
от извилистости линии: от 4-5 см - при
измерении кривых с плавными
закруглениями, до 1-2 см-при измерении
линий с большим числом резких
поворотов. Последние более удобно
измерять так, как показано на рис. Ломаная
АВСDЕF равна по длине конечному
раствору циркуля А4F, величину которого
определяют по масштабной линейке.

Измерение линий шагом циркуля

Поперечный масштаб

Для
более
точного
измерения
и
откладывания
расстояний
по
карте,
например при подготовке к ориентированию
на местности с помощью навигационной
аппаратуры или при определении исходных
данных
для
стрельбы,
применяют
поперечный масштаб - специальный
график,
награвированный
на
металлической линейке (рис.). Карта для
таких измерений должна быть хорошо
расправлена и прикреплена к какой-либо
жесткой основе (планшету).

Поперечный масштаб

Измерение линий наращиванием раствора циркуля

Курвиметр

Курвиметр - это
прибор для
измерения
расстояний по карте.
Поставив колесико на
начало линии,
передвигают его по
измеряемому пути.

При
движении
колесика
стрелка показывает путь,
проходимый колесиком в
сантиметрах.
Зная
расстояние
в
сантиметрах на карте и
масштаб
карты,
легко
вычислить расстояние на
местности.
На новых курвиметрах
стрелка
показывает
расстояние на местности в
зависимости от масштаба
карты, для карт масштабов 1
: 25000 - 4,2 км; 1: 50000 8,5 км; 1:100000 -17 км.

2. Определение на карте координат точек
местности, азимутов и дирекционных углов.
Координатами
называются
угловые или линейные величины,
определяющие положение точек
на какой-либо поверхности или в
пространстве.

1. Географические координаты

Географическими
координатами
какой-либо точки,
например М,
являются ее
широта В и
долгота L.

Широта
точки - угол,
составленный
плоскостью экватора и
нормалью к поверхности
земного эллипсоида,
проходящей через
данную точку. Счет
широт ведется по дуге
меридиана в обе стороны
от экватора, от 0 до 90°.
Широты точек северного
полушария называются
северными, а южного южными.

Долгота
точки двугранный угол между
плоскостью начального
(Гринвичского)
меридиана и плоскостью
меридиана данной
точки. Счет долгот
ведется по дуге экватора
или параллели в обе
стороны от начального
меридиана, от 0 до 180°.
Долготы точек,
расположенных к
востоку от Гринвича до
180°, называются
восточными, а к западу западными.

Шкалы географических координат и километровая сетка на листе карты (масштаба 1:25 000)

При
определении
географических
координат по карте масштаба 1:500 000
или 1:1 000 000 вместо шкал на рамке
карты
линейку
прикладывают
к
одноименным делениям (или их долям),
находящимся
на
меридианах
(параллелях),
ближайших
к
определяемой точке.

Географическая сетка и обозначение километровых линий на карте масштаба 1:500 000

Система плоских прямоугольных координат шестиградусной зоны

За
оси координат в
этой
системе
приняты
изображение осевого
меридиана
координатной зоны ось абсцисс Х и
изображение
экватора
ось
ординат Y.

Оси
координат делят зону на
четверти, счет которых
ведется по ходу часовой
стрелки от положительного
направления оси X.
За положительное
направление осей принимают:
для оси абсцисс - направление
на север, для оси ординат - на
восток.

Положение
какой-либо
точки,
например М,
указывается ее
расстоянием от
осей координат:
абсциссой х и
ординатой у.

Принцип оцифровки километровых линий координатной сетки в пределах зоны

Линии сетки проведены параллельно
осям координат через 2 см на картах
масштабов 1:50 000 - 1:500 000 (на карте
масштаба 1:500 000 линии прямоугольной
координатной сетки внутри листов не
прочерчены, а показаны лишь их выходы
на рамках (рис. 36)) и через 4 см на карте
масштаба 1:25 000, что соответствует
целому числу километров на местности.
Поэтому прямоугольную координатную сетку
называют также километровой, а ее линии километровыми.

Обозначение координатной сетки смежной зоны за рамки листа карты

Километровой сеткой смежной зоны
пользуются тогда, когда работа ведется с
листами карт на стыке двух зон и
требуется пользоваться на всех этих
листах единой системой координат. Эту
сетку проводят карандашом на листах
карт одной из этих зон, соединяя по
линейке
противоположные
концы
одноименных
километровых
(вертикальных и горизонтальных) линий
сетки соседней зоны.

Определение по карте прямоугольных координат точки (А) и нанесение цели (Ц) на карту по координатам (с помощью офицерской линейки)

Истинный азимут (А), магнитный азимут (Ам) и дирекционный угол (a)

Истинный азимут (А), магнитный азимут
(Ам) и дирекционный угол (
a)

Дирекционный угол:

Дирекционным
углом
a)
какого-либо
направления называется угол, измеряемый
на карте по ходу часовой стрелки от 0 до
360°
между
северным
направлением
вертикальной
километровой
линии
и
направлением на определяемую точку.
Использование в качестве начального
направления вертикальной километровой
линии позволяет просто и быстро строить и
измерять дирекционные углы в любой точке
карты.
(

Измерение дирекционного угла (a) транспортиром

Измерение дирекционного угла (
транспортиром
a)

Истинный азимут:

Истинным
или
географическим
азимутом А направления называется угол,
измеряемый от северного направления
географического меридиана по ходу
часовой
стрелки
до
заданного
направления. Как и дирекционный угол,
истинный азимут может иметь любое
значение от 0 до 360°.

Магнитный азимут:

Магнитным
азимутом
Ам
направления
называется
горизонтальный
угол,
измеряемый по ходу часовой стрелки (от
0 до 360°) от северного направления
магнитного меридиана до определяемого
направления.
Магнитные
азимуты
определяются на местности с помощью
угломерных приборов, у которых имеется
магнитная
стрелка

компасов
и
буссолей). Использование этого простого
способа ориентирования направлений
невозможно
в
районах
магнитных
аномалий и магнитных полюсов.

Магнитный меридиан:

При ориентировании на местности за
направление
меридиана
обычно
принимают
направление
магнитной
стрелки компаса. Оно не совпадает с
направлением истинного меридиана (так
как северный географический полюс и
северный
магнитный
полюс
не
совпадают)
и
лишь
приближенно
указывает направление север - юг.
Направление
магнитной
стрелки
называется - магнитным меридианом.

Магнитное склонение (d - дельта):

Так как истинный и магнитный
меридианы
не
совпадают
по
направлениям, то между ними образуется
угол, который называется магнитным
склонением (d - дельта) .
Склонение может быть восточным
(магнитная стрелка отклоняется на восток
от истинного меридиана) и западным
(стрелка отклоняется на запад).

Схема магнитного склонения, сближения меридианов и поправки направления

Сближение меридианов (g - гамма) :

Сближение меридианов (
g - гамма) :
Между
вертикальной
линией
координатной
сетки
и
истинным
меридианом образуется угол, так как
меридианы зоны сходятся у полюсов в
одной точке, в то время как вертикальные
линии координатной сетки параллельны
между собой. Этот угол называется
сближением меридианов.

Определение поправки для перехода от дирекционного угла (а) к магнитному азимуту (Ам) и обратно

Формула для вычисления магнитного азимута:

Ам = a – ((d) – (g))

3. Определение расстояний и линейных
размеров наблюдаемых объектов.

3.1 Простейшие способы приближенного
определения расстояний:
1.Глазомер;
2.По измеренным угловым размерам
предметов;
3.Измерение расстояний шагами;
4.Определение расстояний по времени
движения;
5.Определение расстояний по звуку и
вспышке выстрела;
6.Определение расстояний на слух.

1. Глазомер - основной, самый простой и
быстрый способ, наиболее доступный каждому
сотруднику в любых условиях боевой
обстановки. Глазомер вырабатывается путем
систематической тренировки, проводимой в
разнообразных условиях местности, в
различное время года и суток. Чтобы развить
свой глазомер, необходимо возможно чаще,
упражняться в оценке на глаз расстояний с
обязательной проверкой их шагами, по карте
или каким-либо другим способом.
Начинать тренировку следует с коротких
расстояний (10, 50, 100 м). С последующим
переходом к большим (200, 400, 800, 1000 м),
вплоть до предельных дальностей
действительного огня стрелкового оружия.

В процессе такой тренировки основное
внимание надо обращать на учет побочных
явлений, которые влияют на точность
глазомерного
определения
расстояний.
Перечислим основные из них:
а) более крупные предметы кажутся ближе
мелких, находящихся на том же расстоянии;
б) более близко расположенными кажутся
предметы, видимые резче и отчетливее,
поэтому:
- предметы яркой окраски (белой, желтой,
красной) кажутся ближе, чем предметы
темных
цветов
(черного,
коричневого,
синего);

- ярко освещенные предметы кажутся ближе
слабо освещенных, находящихся на том же
расстоянии;
- во время тумана, дождя, в сумерки, в
пасмурные дни, при насыщенности воздуха
пылью наблюдаемые предметы кажутся
дальше, чем в ясные солнечные дни;
- чем резче разница в окраске предметов и
фона, на котором они видны, тем более
уменьшенными кажутся расстояния до этих
предметов; например, зимой снежное поле как
бы приближает все находящиеся на нем более
темные предметы.

в) чем меньше промежуточных предметов
находится между глазом и наблюдаемым
предметом, тем этот предмет кажется ближе,
в частности:
- предметы на ровной местности кажутся
ближе; особенно сокращенными кажутся
расстояния, определяемые через обширные
открытые водные пространства,-
противоположный берег всегда кажется
ближе, чем в действительности;
- складки местности (овраги, лощины),
пересекающие измеряемую линию, как бы
уменьшают расстояние;
- при наблюдении лежа предметы кажутся
ближе, чем при наблюдении стоя.

г) при наблюдении снизу вверх, от подошвы
горы к вершине, предметы кажутся ближе, а
при наблюдении сверху вниз - дальше.

Глазомерная оценка расстояний может
облегчаться
и
контролироваться
следующими приемами:
а) использованием нескольких человек
для измерения одной и той же линии
независимо друг от друга; среднее из всех
определений
будет
наиболее
точным
результатом;
б) сравнением измеряемого расстояния с
другим,
обозначенным
на
местности
протяжением, величина которого известна
(например, вблизи измеряемого участка
может проходить воздушная линия связи или
электросети, расстояние между столбами
которой известно). Каждый может уточнить и
дополнить эту табличку применительно к
своим наблюдениям.

Точность
глазомера
зависит
от
натренированности
наблюдателя,
от
величины определяемых расстояний и от
условий наблюдения.
Для дистанций до 1000м у достаточно
опытных наблюдателей ошибки обычно не
превосходят 10-15% расстояния. При более
значительных расстояниях они могут в
отдельных случаях достигать 50%.

2. Определение расстояний по измеренным
угловым размерам предметов.
Применение этого способа возможно, если
известна наблюдаемая линейная величина
(высота, ширина или длина) предмета, до
которого определяется расстояние Д. Способ
сводится к измерению в тысячных угла, под
которым
виден
этот
Предмет,
и
к
последующему
решению
задачи:
по
соотношению линейной (известной заранее) и
угловой (измеренной) величин предмета
определить расстояние до него.

На рис. показано, что дуга АК=Т, стягивающая
угол, под которым виден наблюдаемый предмет
(дерево высотой В = АЕ), равна У делениям
угломера (на рисунке угол У взят равным 300
делениям угломера, т. е. 300 тысячным). Цена
деления угломера равна одной тысячной доле
дистанции, т. е. Д/1000. Следовательно, длина
дуги Т будет: T = У×Д/1000


тысячных (т. е. 18°), можно с достаточной для
практических целей точностью считать длину
дуги Т = АК и соответствующего ей отрезка В =
АЕ равными между собой, т. е. Т = В.
В:Д= У:1000

Для малых углов, не превышающих 300
тысячных
(т.
е.
18°),
можно
с
достаточной для практических целей
точностью считать длину дуги Т = АК и
соответствующего ей отрезка В = АЕ
равными между собой, т. е. Т = В.
Подставляя это в формулу, получим
В:Д= У:1000
Эта
пропорция
носит
название
формулы тысячных.

Решая пропорцию относительно В или
Д, получим соответственно:
а) формулу тысячных для определения
расстояний
Д = 1000×В/У
б) формулу тысячных для определения
линейных размеров предметов
В = Д×У/1000
Эти формулы дают достаточно точные
результаты вычислений, если величина угла
У не превышает 300 тысячных (3-00).

Определение расстояний по угловым
размерам предметов дает точные
результаты лишь при условии, если
хорошо
известны
действительные
размеры наблюдаемых предметов и
угловые
измерения
производятся
тщательно, с помощью измерительных
приборов (бинокля, стереотрубы и т. п.).
При измерениях же углов подручными
предметами этот способ по точности не
превосходит глазомерный способ.

Простейшие способы
измерения углов.
Измерение углов полевым биноклем.
В поле зрения бинокля имеются две взаимноперпендикулярные угломерные шкалы для
измерения горизонтальных и вертикальных
углов. Величина (цена) одного большого
деления соответствует 0-10, а малого 0-05. Для
измерения угла между двумя направлениями
надо, глядя в бинокль, совместить какой-либо
штрих угломерной шкалы с одним из этих
направлений и подсчитать число делений до
второго направления. Умножив затем этот
отсчет на цену деления, получим величину
измеряемого угла в тысячных.

Так,
например,
пулемет
противника
расположен
правее
ориентира
(дерева) на
угол 0-55.

Измерение углов с помощью линейки.

При отсутствии бинокля
можно измерять углы
обычной линейкой с
миллиметровыми
делениями. Точность
измерения углов этим
способом зависит от
навыка в вынесении
линейки точно на 50 см
от глаза. В этом можно
быстро натренироваться
с помощью бечевки
такой длины

Если линейку держать перед собой на
расстоянии 50 см от глаза, то одно ее
деление (1 мм) будет соответствовать
0-02.
В этом легко убедиться из самой
сущности понятия тысячной: в данном
случае Д = 50 см, т. е. одна тысячная
этой дистанции равна 0,5 мм; поэтому
одному миллиметру будет
соответствовать угол, равный двум
тысячным, т. е. 0-02.

Измерение горизонтального и
вертикального углов с помощью линейки.
Угловое расстояние между столбами 0-34;
высота дерева 0-22.

С помощью линейки удобно
измерять малые углы и в
градусах (до 30°). В этом случае
ее
следует
выносить
на
расстояние 60 см от глаза. Тогда
1
см
на
линейке
будет
соответствовать 1°.

3.1.3. Измерение углов подручными предметами.

Вместо линейки с делениями можно
использовать палец, ладонь или
любой подручный небольшой предмет
(спичечную
коробку,
карандаш),
размер которого в миллиметрах, а
следовательно,
и
в
тысячных
известен. Для измерения угла такая
мерка также выносится на расстояние
50 см от
глаза и по ней путем
сравнения
определяется
искомая
величина угла.

3. Измерение расстояний шагами.
В боевой обстановке этот способ по
сравнению с другими имеет более
ограниченное
применение.
В
подразделениях он используется, если
позволяет обстановка, главным образом
при
составлении
графических
документов (схем ориентиров, схем
обороны подразделений), а также для
контрольных
промеров,
особенно
выполняемых в учебных целях.

Чтобы
повысить
точность
измерения
расстояний
шагами,
необходимо:
а) натренироваться в ходьбе ровным
шагом, особенно в неблагоприятных
условиях (на подъемах и спусках, при
движении по кочковатому лугу, в
кустарнике и т. п.);
б) знать длину своего шага в метрах;
она определяется из промера шагами
линии, длина которой известна заранее
и должна быть не менее 200-300 м.

При
измерении
расстояний
шаги
считаются парами (обычно под левую ногу).
После каждой сотни пар шагов счет
начинается снова. Чтобы не сбиться, полезно
каждую пройденную сотню пар отмечать на
бумаге или же загибать последовательно
пальцы руки.

Принимая среднюю длину шага за 0,75 м,
а пару шагов за 1,6 м, можно приближенно
считать, что расстояние в метрах равно числу
пар шагов, увеличенному в 1,5 раза. Для
более
точных
подсчетов
надо
брать
действительную длину своего шага.
Ошибки определения расстояний шагами при
ровном хорошо выверенном шаге в среднем
достигают 2 - 4% измеренного расстояния.

4. Определение расстояний по времени
движения.
Этот способ полезно применять в
пути для приближенной контрольной
оценки
пройденного
расстояния,
например, при передвижении на лыжах,
ночью, в условиях плохой видимости и
т. п. Для этого надо знать среднюю
скорость своего движения. Например,
средняя скорость движения походным
шагом около 5 км/час, если подъемы и
спуски на пути не превышают 5°.

5. Определение расстояний по звуку и
вспышке выстрела.
Этот
способ
позволяет
быстро
определять расстояния до стреляющих
орудий, минометов и других целей,
обнаруживающих
себя
в
момент
выстрела или взрыва вспышкой и
образованием дымовых колец.

Для приближенного определения расстояний
можно считать, что скорость распространения
звука в воздухе примерно равна, 330 м/сек, т.
е. округленно 1 км в 3 сек. Свет же
распространяется почти мгновенно. Таким
образом, отсчитав по секундной стрелке
часов время t в секундах от момента вспышки
до момента слухового восприятия звука
выстрела или взрыва, расстояние Д в
километрах до цели получим по формуле
Д = t×Vзв.
Если, например, звук был услышан через 6
секунд после вспышки, то
Д = 6с×330 м/с = 1,9 км.

При отсутствии часов отсчитывать секунды
можно путем порядкового счета про себя
двухзначных чисел, начиная с момента
вспышки выстрела, например: двадцать
один, двадцать два и т. д. Отсчет каждого из
этих чисел занимает примерно секунду.
Навыки такого счета, соразмерного ходу
секундной
стрелки,
довольно
быстро
приобретаются уже после двух - трех
тренировок в отсчете секунд с проверкой
быстроты счета по часам или секундомеру.

При более точных определениях расстояний
время отсчитывается по секундомеру с
точностью до 0,1 секунды; отсчет t
производится по трем - четырем выстрелам
и для вычисления расстояния берется
среднее значение из всех приемов; берутся
более
точные
данные
о
скорости
распространения звука: летом - 340 м/сек,
зимой - 320 м/сек и при температуре воздуха,
близкой к 0°, - 330 м/сек. Например, если
летом значение t при трех измерениях
получилось равным 12,6 секунды, то
Д = 12,6 x 340 = 4284 м.

6. Определение расстояний на слух.
Ночью и в условиях плохой видимости
расстояния часто приходится оценивать
на слух. Для этого надо уметь
определять по характеру звуков их
источники и знать, с каких, примерно,
расстояний можно услышать эти звуки.
При нормальном слухе и благоприятных
акустических
условиях
дальность
слышимости примерно такая, какая
показана в таблицах.

Приведенные
в
таблицах
данные
приближенны и непостоянны. Они меняются в
зависимости от конкретных условий, в
которых производятся наблюдения, поэтому
должны уточняться каждым наблюдателем на
основе своего личного опыта. Точность
определения расстояний этим способом
зависит от опытности наблюдателя, остроты
и натренированности его слуха и умения
учитывать природные факторы, влияющие на
распространение и силу звука.

К основным из этих факторов
относятся: направление и сила ветра,
температура и влажность воздуха,
характер и расположение складок
рельефа,
растительность,
наличие
экранирующих
поверхностей,
отражающих звук и вызывающих эхо и
слуховые обманы. Наиболее сильно
искажаются
звуки
по
силе
и
направлению вблизи крупных водоемов
и в закрытых местах - в лесу, в горах, в
глубоких складках рельефа.

Слышимость усиливается, когда
ветер дует со стороны источника звука,
а также ночью и в ранние утренние
часы, в пасмурную погоду, особенно
после дождя, у водной поверхности, в
горах, зимой (при отсутствии снегопада)
и в других случаях, когда улучшается
звукопроводность
воздуха.
При
усилении слышимости, вызываемом
этими причинами, источники звука
кажутся ближе, чем в действительности.

Звук поглощается, т. е. становится
слабее, в жаркую солнечную погоду, во
время снегопада, дождя, в лесу,
кустарнике, на местности с песчаным
грунтом. При ослаблении слышимости
расстояния до источников звука кажутся
увеличенными.

3.2 Определение крутизны скатов
1. Оценка на глаз.
Чтобы уметь оценивать крутизну скатов
на глаз, надо изучить на местности и
закрепить
в
зрительной
памяти
крутизну нескольких типичных скатов и
затем путем мысленного сравнения с
ними определять крутизну других
скатов.

Более точные результаты получаются, если,
зайдя сбоку ската, сравнить на глаз его
крутизну
с
величиной
какого-либо
имеющегося под рукой эталона угла. Так,
например, можно использовать обычный
чертежный
целлулоидный
треугольник,
величины углов которого известны (рис.).

Измерив
заранее
углы
между
расставленными
до
предела
большим,
указательным и средним пальцами руки,
можно пользоваться и этими углами для
оценки на глаз крутизны скатов.
Крутизна
ската
1° 2°
Во сколько раз
высота ската
меньше его
заложения
6
0




12° 15° 20°
30 20 15 12 10 5
4
3

2. Сравнение высоты ската с его
заложением.
В таблице приближенно указано, во
сколько раз при данной крутизне высота
ската меньше его заложения.
Запоминать эти цифры не требуется, так
как все они легко получаются от
деления постоянного числа 60 на число
градусов крутизны.

Для определения крутизны по этому
способу надо:
а) зайти сбоку ската, держа перед собой
на уровне глаз карандаш и записную
книжку, как показано на рис.;

б) оценить на глаз или с помощью делений, которые
могут быть для этой цели нанесены на записной
книжке, во сколько раз выдвинутая часть карандаша
ЕС, т. е. высота скаута, короче горизонтального
обреза книжки АС, т. е. заложения ската;
в) разделить 60° на полученное число; частное от
деления покажет крутизну ската в градусах.
Пример. На рис. высота ската ЕС меньше его
заложения АС в 3 раза. Следовательно, крутизна
ската α будет α ˚ = 60˚/3 = 20˚

3. Промер шагами.
Крутизна
ската
этим
способом
определяется
по
приближенной
формуле α ˚ = 60˚/ПШ,
где ПШ - протяженность ската,
измеренная парами шагов.
Для определения по этой формуле
крутизны ската становятся в точке А и,
держа на уровне глаз горизонтально
папку или книжку, визируют вдоль нее.

На продолжении линии визирования
замечают на скате какую-либо точку С.
Затем, двигаясь по направлению к этой
точке,
измеряют
парами
шагов
расстояние Д до нее от точки А.
Пример (рис.). От начала подъема (точка
А) до точки С на скате отсчитано 4 пары
шагов. Крутизна ската
α ˚ = 60˚/4 = 15°.

4.
Определение
крутизны
ската
эклиметром.
Эклиметром называется угломерный
прибор для измерения наклона линий
местности к горизонту. Простейший
эклиметр нетрудно изготовить самому.

На обложке записной книжки, куске
картона или фанеры (рис.) параллельно
обрезу проводится прямая линия АВ.

Из середины С этой линии описывается
полуокружность
и
проводится
перпендикуляр к линии АВ, Точка
пересечения
перпендикуляра
с
полуокружностью обозначается 0 (нуль
градусов). В обе стороны от нее
наносятся с помощью транспортира
деления через каждые 2° или 5°.

Деления подписываются, как показано на
рисунке. Остается к центру С подвесить на
нитке груз М, и эклиметр готов к работе.

Чтобы определить крутизну ската, эклиметр держат на
уровне глаз так, чтобы линия визирования АВ (рис.) была
параллельна направлению ската. Для этого следует
визировать в точку N, расположенную над скатом на той
же высоте, что и глаз наблюдателя. При таком положении
эклиметра нить его отвеса уклонится от 0° на угол а и
покажет отсчет, равный углу крутизны ската.