Мих александр дом в виде корабля. Дом-корабль на Тульской (он же дом атомщиков). Фантастика и грубая реальность от спецслужб

Мих александр дом в виде корабля. Дом-корабль на Тульской (он же дом атомщиков). Фантастика и грубая реальность от спецслужб

Фото: Алексей Александронок

Квартиры в «кораблях» серии 1-ЛГ600 не так уж и плохи. Цены – доступные, планировки – по сравнению с брежневками и хрущевками – вполне приемлемые, а сами дома имеют долговечную конструкцию. И только одна у них беда – стены холодные.

Дома серии 1-ЛГ600 - пожалуй, самые узнаваемые типовые дома в Петербурге. За «корабельную» окраску и фасады с непрерывными лентами окон, похожими на палубные надстройки пассажирских паромов, в народе их нарекли «кораблями». Отдаленное сходство с каютами имеют и шестиметровые кухни, а в некоторых модификациях - такие же по площади комнаты с окошком под потолком.

Вечное плавание
Помнится, агенты по недвижимости шутили про такие дома, что они вечные: купить квартиру легко, продать - трудно. Доля правды в этом есть, хотя, конечно же, спрос на данный тип жилья присутствует, и в первую очередь - из-за относительно низких цен. Но это не самое дешевое жилье.

По данным Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости» за январь 2014 года, среднее значение цены предложения квартир в «кораблях» составляет 85,9 тыс. руб. за кв. м. То есть они котируются несколько выше, чем хрущевки (84,7 тыс. руб. за кв. м) и ранние брежневки (85,1 тыс. руб. за кв. м).

Самые доступные однокомнатные квартиры предлагают почти по тем же ценам, что и в панельных хрущевках - около 3 млн руб. При этом шансы встретить дешевую «однушку» в «корабле» довольно велики (в сталинских домах , хрущевках и ранних брежневках «единички» - дефицит). Стандартные однокомнатные квартиры в «кораблях» имеют площади 31-34 кв. м.

Если вы противник смежных комнат и при этом ищете двухкомнатную квартиру 44-46 кв. м недалеко от метро в Выборгском или Приморском районе, а бюджет предполагаемой сделки составляет 3,9-4,2 млн руб., вы обнаружите, что львиную долю предложения для данного сегмента составляют именно квартиры в «кораблях».

Дома серии 1-ЛГ600 есть во всех основных спальных районах Петербурга, но значительная часть приходится на обжитые районы недалеко от станций метро. Основное предложение сосредоточено в Кировском и Выборгском районах (соответственно 24,7 и 24,9 %). Чуть меньше - в Красносельском (19,6%), Калининском (17,6%) и Приморском районах (11,3%). С точки зрения локации квартира в «корабле» может оказаться выгодной покупкой. Но попробуем разобраться с потребительскими качествами, теплозащитой и планировками. Здесь дело обстоит не столь однозначно.

«Панель» третьего поколения
Итак, «корабли» - это панельные дома третьего поколения (первые два - хрущевки и брежневки, о которых мы подробно рассказывали). Главное их отличие от предшественников - блок-секционные принципы проектирования, позволяющие «обставить» любой городской ландшафт. В начале 1970-х годов с этим подходом связывали будущее массовой городской застройки. Проектировщики ЛенЗНИИЭПа получали дипломы и премии, а с кульманов сходили чертежи рядных и поворотных секций разной этажности - от пригородных пятиэтажек-«корабликов» без лифтов до пятнадцатиэтажных точечных и многоподъездных корпусов.

Эти разработки ведущего института, детализированные до состояния строительного конструктора, отправлялись на Автовский ДСК (ДСК-3). Напомним, что это предприятие специализировалось на производстве наружных стеновых панелей автоклавного газобетона - материала, считавшегося в те годы прогрессивным. А серия 1-ЛГ600 была призвана заменить пятиэтажки и точечные дома серии ГИ.

К тому же вскоре выяснилось, что, несмотря на свое народное название, «корабли» плохо переносят сырость. Первые два года эксплуатации такие дома усиленно протапливали, чтобы выгнать из газобетона избыточную влажность, но она делала свое дело, приводя к раскрытию швов и образованию паутинообразных трещин в наружных стенах. Фасады приходилось постоянно ремонтировать, но они все равно теряли нарядный вид.

Тем не менее конвейер «кораблестроителей» работал на полную мощь, и, вероятно, мы бы увидели обещанные проектировщиками «трилистники», если бы не печальный инцидент - обрушение пятнадцатиэтажного дома серии 1-ЛГ600 , который строился в авральном режиме и в 30-градусный мороз, когда бетонный раствор замерзал, не успевая схватиться. По счастью, тогда обошлось без жертв, а вины проектировщиков не обнаружили. Однако разработки новых домов данной серии на всякий случай свернули.

Европланировки 1970-х годов
Одна из ключевых особенностей серии 1-ЛГ600 - разнообразие планировок квартир. Проектировщики, работая вместе с социологами, стремились приблизить их «ассортимент» к демографическому составу населения. Результатом этой работы стало появление семейных квартир с проходными (общими) комнатами и спальнями-«каютами», увеличенное количество «однушек» и отказ от «двушек» со смежными комнатами. «Трешки» в разных модификациях «кораблей» имеют площади от 49 до 60 кв. м. Причем это могут быть как полноценные двусторонние квартиры с изолированными комнатами (в многоподъездных домах модификации 1-ЛГ600А5), так и малогабаритные, предназначенные для семьи с одним ребенком - с общей комнатой 18 кв. м, «взрослой» спальней 10 кв. м (на двоих) и детской 6 кв. м с «безопасным» окошком под потолком, из которого ребенок не сможет вывалиться (в точечных «кораблях»).


Однако у «корабельных» планировок есть и общие признаки: просторные, по сравнению с хрущевками и ранними брежневками, прихожие (больше 7 кв. м), раздельные санузлы с продольно расположенными ваннами, а также стандартные кухни площадью 6,1-6,3 кв. м, с подоконниками на уровне груди. Исключение составляет модифицированная секция 1-ЛГ600А/70, предназначенная для ЖСК, в которой кухни увеличены до 10,5 кв. м, но таких домов немного.

Новая для того времени тенденция в проектировании - различные планировочные решения для домов широтной и меридиональной ориентации (с расположением торцами на запад и восток или на север и юг). При этом двусторонние квартиры больших площадей, как правило, располагаются в домах широтной ориентации. Другая особенность - расположение поперечных несущих стен в шахматном порядке, что дало возможность минимизировать количество смежных комнат и увеличить ширину прихожих на 1,42 м.

Газобетонные «одежды»: не по сезону
Подведем итог. Планировки квартир в «кораблях», что называется, на любителя, а конструкция здания не предполагает возможностей перепланировки. Окошки под потолком, из которых видно только вечно пасмурное питерское небо, позволяют рационально расставить мебель в «каютах». Но в «кораблях» нет подоконников - и это минус. Зато не имеется Г-образных и «вагонных» по пропорциям комнат и кухонь, коих немало в домах более ранней постройки.


Главная проблема «корабельной» серии - низкий уровень теплозащиты. Подводят жильцов не только межпанельные швы, но и сами стеновые панели толщиной всего 24 см, склонные к растрескиванию. К слову, некоторые специалисты полагают, что из-за высыхания газобетона (процесс усиленно идет именно в первые месяцы после сдачи дома) больше всего трещин в стенах домов, вводившихся в эксплуатацию в первой половине отопительного сезона - осенью и зимой.

Иными словами, наружные стены «корабля» - это одежда не по сезону. Однако строители утверждают, что его модернизация с технической точки зрения - не проблема. При этом несущий каркас домов серии 1-ЛГ600 имеет хороший запас прочности и являет собой достойное для своего времени произведение инженерно-строительной мысли. Но до тотального капремонта фасадов «кораблей» с применением современных утепляющих и отделочных материалов очередь, по всей видимости, дойдет нескоро. Ведь это постройки, которые, по городским меркам, еще вполне «свежие» (сорок лет для дома - не возраст).

С другой стороны, расселение таких домов и реновация «корабельных» кварталов из-за более высокой, чем в хрущевских микрорайонах плотности застройки, не сулит выгоды инвесторам. Стало быть, в очередной раз подлатают ремонтники фасады - и снова в плавание по волнам квартирного рынка.

Самые узнаваемые типовые постройки 1970-х годов - дома серии 1-ЛГ-600 или попросту «корабли». В «брежневские» времена эти строения, похожие на палубные надстройки океанских лайнеров, казались комфортным и даже почти престижным жильем. Сегодня квартиры в них зачастую дешевле, нежели жилплощадь в «хрущевках». Что же так серьезно подмочило репутацию «корабля»?

Серия 1-ЛГ-600 разрабатывалась Ленинградским зональным институтом экспериментального проектирования (ЛЕНЗНИИЭП) для Автовского домостроительного комбината (ДСК-3). В номенклатуру серии 1-ЛГ-600 входили девяти-, двенадцати- и пятнадцатиэтажные дома с разным количеством секций (подъездов). В их числе - односекционные (точечные) дома, пяти-, семи- и девятиподъездные. Есть также варианты с улучшенными планировками, предназначенные для жилищно-строительных кооперативов, и пятиэтажные «кораблики» без лифтов для пригородов.

Но главное отличие «кораблей» от типовых домов двух предыдущих поколений - новый принцип проектирования - блок-секционный. То есть разница между «хрущевской» и «корабельной» застройками примерно такая же, как между трехстворчатым «ждановским» шкафом и югославской мебельной стенкой. Набор типовых проектов, словно стандартный мебельный гарнитур, позволял проектировщикам «обставлять» целые кварталы.

В основных районах «дислокации» питерских «кораблей», Красносельском и Кировском, есть практически все разновидности домов серии 1-ЛГ-600 , включая такие достижения «корабельной» архитектуры, как девяти- и двенадцатиэтажные панельные дома, соединенные кирпичными домами-вставками. Впервые за годы индустриального домостроения в соединениях жилых корпусов появились непрямые углы.

В объявлениях об обмене квартир в «кораблях» часто указывали: «новый дом чешской серии». Действительно, в домостроительной серии 1-ЛГ-600 - непривычной для нашего климатического пояса и жизненного уклада - угадывается множество заимствований из зарубежного опыта. В «кораблях» мало однокомнатных квартир, зато встречаются пятикомнатные - такие, где из проходной «кают-компании» (18 кв. м) можно попасть в одну из трех спаленок (6,2, 8,7 и 9,8 кв. м).

Кухни в «кораблях» - небольшие, всего 6,1–6,3 кв. м (в «кооперативной» модификации до 9 кв. м), однако проектировщики предполагали, что расположение окна (с подоконником на уровне груди) поможет жильцам более рационально распорядиться столь ограниченным пространством, поставив вдоль внешней стены обеденный стол или диван.

В некоторых «кораблях» встречаются миниатюрные спальни с верхним расположением окна: только такой оконный фронт позволяет втиснуть двуспальную кровать в помещение, немногим большее 6 кв. м. Отечественному потребителю новация пришлась не по вкусу: подобрать в условиях дефицита подходящую для такого случая мебель было непросто. К тому же окна с видом на небо иногда уместны в просторных апартаментах с неизолированными пространствами холлов и гостиных, но никак не в малогабаритных квартирах, расчлененных на миниатюрные комнатки.

Приобретая квартиру в «корабле», следует помнить о том, что это дом с хорошим запасом прочности, однако достигается она за счет жесткого несущего каркаса. Одна из издержек такой конструкции - плохая межквартирная звукоизоляция: громкий телефонный звонок не останется не услышанным обитателями соседней квартиры.

Поскольку в домах серии 1-ЛГ-600 практически все внутренние стены - капитальные, серьезные перепланировки в них невозможны: даже, казалось бы, безобидная попытка превратить межкомнатную дверь в арку может иметь печальные последствия. Для того чтобы повесить в такой квартире полку или кухонный шкаф, необходимо запастись хорошим перфоратором и набором дюбелей. Единственная «реконструкция», которую может позволить себе владелец квартиры в «корабле», - разборка стенных шкафов, «съедающих» значительную часть полезной площади прихожей. Но это ни к чему: другого места для расположения кладовок в предельно рационально распланированной квартире попросту нет.

В отличие от прочных внутренних перегородок, не позволяющих вбить гвоздь, наружные стены из легких газобетонных панелей пилятся обычной пилой. Впрочем, эта информация что называется для общего развития: «опустить» до привычного уровня расположенное под потолком окно никакая межведомственная комиссия не позволит. Но почему бы не попытаться обратить недостаток в достоинство и не обставить спальню (кухню) так, как было задумано проектировщиками? Благо, такого явления, как дефицит, в мебельных магазинах давным-давно не наблюдается. К тому же видеть небо все-таки намного приятнее, чем иные питерские дворы.

Обитателям «кораблей» знакомо и другое свойство их квартир: в случае перебоев с отоплением, они довольно-таки стремительно вымерзают. Радикальный способ утепления - обшивка наружной стены (разумеется, изнутри) гипсокартонными плитами с прослойкой утепляющего материала. Между тем, вопреки расхожему заблуждению, тепло улетучивается не через стены, а сквозь трещины, щели, разошедшиеся стыки между панелями (традиционные слабые места - стыки в углах). Лечится все это - бетонным раствором, шпаклевками, строительными пенами в аэрозольных упаковках.

Еще одна типичная «корабельная» проблема - протечки наружных стен. Но заботиться о внешней стороне должны работники эксплуатирующих организаций. И если они не будут жалеть фасадной краски, - непотопляемые «корабли» 1970-х ждет еще долгое «плавание».

Конструктивистские дома-коммуны, сталинские высотки и многоэтажки на ножках 1970-х годов - не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В своей новой рубрике « » The Village рассказывает о самых известных и необычных домах двух столиц и их обитателях. Во втором выпуске мы узнали у москвича Кирилла Банатина, как устроена жизнь в «Доме атомщиков» на «Тульской», который регулярно входит в списки самых некрасивых зданий Москвы.

В протянувшемся на полкилометра доме на Большой Тульской улице почти тысяча квартир. Необычный вид дома, за который местные жители прозвали его «кораблём», породил целую череду легенд. Согласно одной из них, здание возводилось по финскому проекту, а главный прораб до этого строил лишь атомные реакторы, поэтому железобетонный гигант получился настолько массивным и основательным. Здание и правда предназначалось для сотрудников министерства среднего машиностроения, занимавшегося атомной промышленностью СССР, однако за проект отвечала мастерская № 13 «Моспроекта» (архитекторы Владимир Бабад и Всеволод Воскресенский), работавшая над архитектурным решением Даниловской площади.

Строительство дома растянулось на все 1980-е годы, и пока первые жильцы заселяли крайние подъезды, в центральной части только возводили нижние этажи, поэтому качество строительства в разных частях дома разительно отличается. В здании девять подъездов, попарно связанных длинными коридорами, а на 12-м и 14-м этажах располагаются двухэтажные квартиры с просторными балконами. На момент строительства дом имел экспериментальную систему вентиляции, а массивные стены с внутренними пустотами и очень толстые оконные стёкла должны были защитить жильцов от шума и потери тепла. Наконец, стены в квартирах находятся под углами 87 градусов и 93 градуса, что делает здание сейсмоустойчивым. Городская легенда гласит, что дом выстоит даже в условиях атомной войны, и в это не то чтобы сложно поверить.



Кирилл Банатин: Наш дом в районе известен под именем «корабль», менее распространённые названия - «Титаник» и «атомная электростанция». И если в школе меня спрашивали, где я живу, то ответ «в корабле» не вызывал удивления. Среди жильцов ходит легенда, что это здание строили как гостиницу. Но потом выяснилось, что дом стоит в опасном месте, проседает грунт, и его было решено отдать обычным людям. Сюда несколько раз приезжали бетономешалки и укрепляли фундамент.

В доме необычная, местами странная планировка. Изначально на этаже планировалось делать четыре-пять квартир, но в итоге их оказалось в два раза больше. Рабочие перекраивали пространство как могли - получились выступающие из стен непонятные балки, короба вентиляций и коммуникаций. У нас практически полностью отсутствует прихожая, что лишний раз говорит в пользу теории про гостиницу.

Ходят слухи, что в доме якобы были замурованные помещения - целые комнаты с окнами, но без входа. Объясняют это тем, что советским людям не полагалось больших квартир, поэтому лишние помещения просто заложили. Думаю, что сейчас такого точно нет - все помещения распроданы или сдаются. Слишком удобное место для арендаторов. Первые два этажа дома занимают магазины, банки и кафе, поэтому в лифте после первого этажа сразу идёт третий. А после 12-го этажа – не 13-й, а сразу 14-й, потому что в доме есть двухэтажные квартиры.

Я сам живу в двухэтажной квартире и поэтому испытываю трудности, с которыми обычные люди не сталкиваются. Например, перемещение мебели или крупногабаритных вещей на второй этаж - это очень сложно, а иногда из-за узкого проёма лестницы попросту невозможно. Квартира, хоть и двухэтажная, на самом деле небольшая. На 12-м этаже гостиная и кухня, на следующем - жилые комнаты. Кухня тоже небольшая, и, если в ней находится больше четырёх человек, становится тесно. Зато на каждом этаже есть туалет, и для большой семьи это спасение. А ещё каждый день вы должны совершить с десяток подъёмов и спусков по лестнице, что неплохо для физической активности. Но для маленьких детей и старшего поколения всё-таки не очень удобно.





Высота потолка

265 сантиметров

Санузел

раздельный

Площадь кухни

9 м 2

Однокомнатная квартира

36 м 2

Двухкомнатная квартира

55 м 2

Трёхкомнатная квартира

72 м 2

Четырёхкомнатная квартира

87 м 2






Углы между стенами

87 градусов
и 93 градуса

Длина дома

400 метров

Наши окна выходят на Большую Тульскую улицу, которая переходит в Варшавское шоссе. Раньше улица была гораздо уже, напротив не было парковки, «Ереван-плаза», зданий налоговой инспекции и Верховного суда, вместо них располагался парк с деревьями. Сейчас в районе почти нет зелени, везде сплошной бетон и асфальт. Поэтому в окне с раннего утра и до позднего вечера можно наблюдать одну и ту же картину - пробку из машин и длинную вереницу из людей. А ночью приходится наслаждаться рёвом стритрейсеров, которым очень нравится гонять по Варшавке.

Наверное, не стоит даже говорить про невозможность открыть окна из-за шума и пыли. Если протереть подоконник, открыть окно на час-два, а потом снова протереть - тряпка будет чёрной. Ещё у нас особенные форточки: это огромный деревянный короб, набитый внутри чем-то типа тонкого поролона вперемешку с перфорированными листами оргалита. Со стороны квартиры в коробе есть узкий вертикальный проём, который можно закрыть. Через него и осуществляется вентиляция. Устройство предназначалось для фильтрации и шумопоглощения, но, к сожалению, за десятки лет поролон намертво пропитался пылью, а в некоторых местах прохудился. Так что эта система во всём доме, думаю, уже давно не работает. Капитального ремонта пока не было. Этим летом сделали косметический: покрасили и местами зашпаклевали внешние стены.

Двухэтажные квартиры в доме давали многодетным семьям - таким же, как и наша. Но со временем люди продавали жильё и переезжали в более тихие и зелёные районы. Сейчас на нашем этаже из десяти семей, заселившихся с момента постройки дома, осталось лишь четыре.

Средние цены аренды и продажи жилья основаны на предложениях ЦИАН

Парусник по фэн-шуй

Нетрудно догадаться, почему корабль в теории Фен шуй относится к символам изобилия и благополучия. Ведь еще издревле любое прибытие корабля в порт ассоциировалось с поступлением товаров, предметов роскоши и заокеанских диковинок. Именно так корабль пришел в Фен шуй и получил свое основное предназначение – увеличивать благосостояние и материальный достаток семьи. Но, как и каждый талисман в Фен шуй, корабль имеет свои морские правила и обычаи, которых неизменно следует придерживаться, чтобы миротворящие «золотые паруса» не превратились в пиратский корабль.

7 футов под килем, или основные правила морского благополучия

Парусник со слитками золота

Удачу и процветание в делах может принести только торговое судно, не имеющее на борту оружия, пушек и других военных приспособлений. Оптимальным вариантом является, когда макет корабля изготовлен без гвоздей. Более того, не стоит увлекаться судами, прославившимися в истории или боях, лучше всего в качестве подойдет именно классическое парусное судно, так как сами по себе паруса, надутые попутным ветром являются благоприятным знаком.

В качестве материала изготовления хорошо подойдет металл (приветствуются благородные металлы) или дерево. Если покупать такой талисман, то его транспортировка будет достаточно затруднительна, так как конструкция состоит из мачт, парусов и прочих мелочей. Поэтому не менее, а может быть даже и более эффективным является талисман, изготовленный собственноручно из подручных материалов, в который вы вложили свою энергию и желание.

Еще одним важным условием считается загруженность корабля, то есть по Фен шуй корабль не должен быть пустым. Хорошо, когда судно завалено практически с горой монетами, золотыми слитками, драгоценностями и прочими атрибутами благосостояния. В качестве груза судна подойдут и кристаллы, олицетворяющие монеты или бриллианты. Именно загруженность кораблям благами и является способом активации действия этого талисмана.

Пристань корабля удачи и его попутный ветер

Располагая в доме корабль, в первую очередь необходимо обратить внимание на направление его движения. Так, судно, груженное всевозможными благами и богатствами, должно как бы «вплывать» в помещение, а не «уплывать» из него, увозя тем самым из дома материальное благополучие и удачу.

Корабль по фэн-шуй

Хорошо располагать талисман рядом с входной дверью (опять же таки, таким образом, чтобы нос был направлен в дом). Такое расположение символизирует прибытие благ в дом извне. Благоприятными направлениями для корабля является на юго-востоке и зона знаний на северо-востоке.

Корабль богатства является популярным талисманом не только домов, но и офисов, он часто украшает кабинеты крупных начальников, директоров и больших «шишек», тем самым привлекая удачу на их сторону.

Наивысшим пиком в данной категории талисманов считается корабль в виде дракона из золота. Такой талисман зачастую украшает кабинеты наибогатейших людей мира сего и не имеет эквивалентов в реальности. Наличие парусов на таком корабле совершенно не обязательно, так как силы дракона вполне достаточно для перемещения.

И самое главное, что необходимо помнить – корабль богатства покровительствует только одному источнику дохода, и если вы желаете иметь несколько вариаций на тему увеличения благосостояния, то необходимо, чтоб ваш дом стал гаванью для нескольких талисманов, каждый их которых будет покровительствовать своему источнику. Поэтому, выбирая в дом символы удачи и богатства, парусник обязательно должен «озолотить» в вашем доме различные места зоны изобилия.

Этажность: 5-15

Материал наружных стен: газобетонные навесные панели

Высота жилых помещений: 250 см

Квартиры: одно-, двух-, трех-, четырех-, пятикомнатные

Производитель: Автовский ДСК (ДСК-3)

Годы строительства: 1969-1982

Основные районы «дислокации»: Красносельский, Кировский, Приморский

«Корабли» - наиболее типичные и узнаваемые дома первой половины 1970-х годов, которые относятся к третьему после хрущевок и ранних брежневок градостроительному поколению панельных домов. Квартиры в этих домах на сегодняшнем квартирном рынке наряду с жильем в хрущевских пятиэтажках считаются самым доступным городским жильем. Тем не менее, в брежневские времена новенькие постройки, похожие на палубные надстройки океанских пассажирских лайнеров, казались комфортным и уютным жильем. Что же повлияло на репутацию «корабля»?

В 1969 году постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства», поставило задачу повышения художественно-эстетического и эксплуатационного уровня нового жилья. Этот документ положил начало домостроению третьего поколения.

Первыми домами с улучшенной эстетикой и эксплуатационными качествами стали постройки серии 1-Лг-600, разработанные ЛЕНЗНИИЭПом для Автовского домостроительного комбината (ДСК-3) в начале 1970-х годов.

Квартиры в петербургских «кораблях» невелики, но не стоит в этом винить проектировщиков: они честно выполняли задачу, поставленную партией и правительством (обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой), а потому старались по возможности обособить каждое помещение в малогабаритной квартире. Потребительские качества квартир мало изменились по сравнению с домами хрущевского периода. Номенклатуру и характеристики квартир проектировщики по-прежнему стремились приближать к демографическому составу населения, но не за счет увеличения жилья, а уменьшая за счет появления дополнительных перегородок количество проходных комнат, отказываясь от совмещенных санузлов, планируя во всех квартирах встроенные шкафы, съедавшие площади и без того тесных прихожих.

В условиях дефицита жилплощади под «каждой семьей» подразумевались три поколения. В планировочных решениях 1960-1970-х годов угадываются вчерашние коммуналки. По сути, отдельные квартиры отличались от коммунальных только меньшими габаритами. Основные принципы планировок те же: тамбур-коридор, обособленная кухонька, в больших квартирах - одна общая комната и несколько маленьких спален (от 6,2 до 13,2 кв. м). Гости из-за рубежа всегда удивлялись этой русской дизайнерской забаве: заполонить маленькие квартиры таким количеством перегородок и дверей.

Кухни в первых домах «корабельной» серии - небольшие, всего 6,17-6,3 кв. м, однако проектировщики предполагали, что расположение окна (с подоконником на уровне груди) поможет жильцам более рационально распорядиться небольшим пространством: под таким окном можно поставить обеденный стол или диван. В первых модификациях «кораблей» встречаются не только кухни с верхним расположением окна, но и миниатюрные спальни. Ведь в самом деле - только верхний оконный фронт позволяет втиснуть двуспальную кровать в помещение размером чуть больше 6 кв. м. И от этого спальня становится похожей на корабельную каюту. И это тоже одна из причин, по которой дома «шестисотой» серии окрестили «кораблями». Другая причина - характерная «корабельная» окраска и фасады, похожие на палубные надстройки: сплошные ленты и лоджии по всему фасаду (в первых образцовых «кораблях» стены, за исключением перемычек между окнами, окрашенных в радикальные цвета, были белыми).

Окна, расположенные под потолком, - заимствование из европейского опыта социального быстровозводимого жилья. Они были уместны в просторных малосемейных апартаментах (где живут дети и родители) с неизолированными пространствами холлов и гостиных. Но для советского квартиросъемщика такой атрибут европейского дома оказался совершенно чуждым и скоро стал символом неуютного дешевого жилья. Кроме того, мебель, способная придать благородный вид помещению, из окон которой видно только небо, была в годы развитого социализма большим дефицитом.

Главным прогрессивным отличием «кораблей» от типовых домов двух предыдущих поколений стал новый блок-секционный принцип проектирования. Разница между хрущевской застройкой и «корабельной» - примерно такая же, как между трехстворчатым ждановским шкафом, и югославской мебельной стенкой.

В номенклатуру серии 1-Лг-600 входили девяти-, двенадцати-, и пятнадцатиэтажные дома с разным количеством секций: односекционный (точечный) 54-квартирный, четыре варианта 252-квартирного дома, то есть пятисекционный широтной ориентации, семисекционный меридиональной и широтной ориентации, девятисекционный, а также семисекционный с улучшенными планировками для жилищно-строительных кооперативов. Как можно заметить, в числе новых веяний в проектировании, пришедших к нам из Европы, - различные планировочные решения для домов, ориентированных по широтам (восток-запад) и меридианам (север-юг). Набор разных по этажности и количеству секций домов, подобно стандартному мебельному гарнитуру, позволял заставлять ими целые кварталы. Но несмотря на широко декларировавшиеся новые принципы планирования, кварталы «корабельной» застройки все-таки отличались не больше, нежели комнаты со стандартной мебелью в квартирах их обитателей.

В основных районах «дислокации» «кораблей», близких к Автовскому ДСК - Красносельском и Кировском (по иронии судьбы, эти же районы ближе всего к Морскому порту) есть и микрорайоны, похожие на кухни (девятиэтажный стол-корабль, окруженный двенадцатиэтажными точками-табуретками), и кварталы-гостиные, где девяти- и двенадцатиэтажные «корабли», подобно элементам мебельной стенки, соединены кирпичными домами-вставками. Вставки эти достойны отдельной публикации: впервые за годы массового советского домостроения в соединениях жилых корпусов появились непрямые углы. Отказ от предельного рационализма обернулся плюсами для потенциального новосела: «излишки» площадей привели к появлению больших комнат, кухонь, просторных нестандартных холлов-прихожих. Однако вписать в такое помещение дефицитную в те годы мебель, было настоящей проблемой.

Потребительские характеристики

Минусы. Репутация у «корабля» - подмоченная. К сожалению, эти дома утратили былую привлекательность, потому что наши вечно реформируемые эксплуатирующие организации уже давно перестали обновлять фасады. К тому же, позаимствовав технологии и проектировочные решения в странах с более теплым климатом, наши строители забыли утеплить наружные стены, поэтому в случае перебоев с отоплением квартиры в «кораблях» довольно-таки быстро вымерзают. Между тем, пользуясь формулировкой, что спасение проживающих - дело рук самих проживающих, положение можно в значительной степени исправить за счет остекления лоджий, дополнительного утепления окон и входных дверей. Еще одна распространенная проблема «кораблей» - протечки по фасадам.

Но, кроме минусов, есть и плюсы. Конструкция дома-«корабля» (несущий каркас и наружные стены из легких навесных панелей) обеспечивает неплохой запас прочности. Однако следует помнить, что из-за такого конструктива квартиры в «кораблях» не поддаются перепланировкам. Верхнее расположение кухонного окна, конечно, серьезный недостаток, но почему бы не попытаться обратить его в достоинство, и не попробовать расположить кухонную мебель так, как предусматривали проектировщики? Что касается протекающих в сырую погоду наружных стен, то бороться с этим явлением в домах серии 1-Лг-600 значительно легче, нежели в других брежневках: необходимо требовать, чтобы эксплуатирующие организации своевременно обновляли стыки и красочное покрытие фасадов. Наружные стены из газобетонных панелей - не самый худший вариант с точки зрения экологии: они поддерживают особый микроклимат, забирая излишки влаги в сырую погоду и отдавая ее, когда на улице сухо. «Корабельные» лоджии вписаны в фасад ненавязчиво, а потому будучи застекленными, смотрятся совершенно естественно. Большинство домов серии 1-Лг-600 расположено в обжитых спальных районах застройки 70-х годов прошлого века.

Перепланировки и ремонт

Из-за ряда конструктивных особенностей (легкие навесные панели наружных стен и несущий каркас) «корабли» не поддаются перепланировкам.

Наружные стены из газобетонных панелей не держат никаких крепежей (гвозди, дюбели, саморезы и т. п.)

Основные модификации «кораблей» 1-Лг-600

1-ЛГ600А

Девятиэтажные дома с количеством подъездов от трех до девяти. Годы постройки: 1969-1978. В пригородных районах встречаются пяти- и семиэтажные корпуса домов этой модификации, однако в большинстве случаев это девятиэтажные многоподъездные дома. Основная застройка спальных кварталов Кировского и Красносельского районов. Такие дома строились в Приморском, Выборгском, Калининском и Фрунзенском районах. У данного типа домов есть множество модификаций, отличающихся от типовой. Вписывая такие дома в кварталы комплексной застройки, проектировщики научились изгибать их не только под прямым углом. Отсюда - разнообразие «корабельных» планировок. Площади кухонь в типовом варианте - 6,2 кв. м, комнат - 6,2-18,1 кв. м.

1-ЛГ600А-1, 1-ЛГ600А-8

Точечные одноподъездные дома, высотой 9, 12 или 15 этажей. Преимущественно Кировский и Красносельский районы. Прототип данных строений - хрущевка Г-5, основное отличие от прототипа - наличие лоджий в квартирах.

1-ЛГ600А/70

Модернизированный «корабль». Строительство этих домов началось в 1973 году и продолжалось вплоть до начала 1980-х годов. Прототип серии 1-ЛГ600.11. Главное отличие от первичной модификации - расположение секций «ступеньками», увеличенные до 10,5 кв. м площади кухонь. Этажность - 7, 9, 12, 15 этажей. Строились в Красном Селе и Горелово, Красносельском и Кировском и Приморском районах. Окна в торцах секций, как правило, отсутствуют.