Как называется главный труд ф кенэ. Основные идеи франсуа кенэ. летняя наука – макроэкономика

Введение

Термин «физиократизм» (власть природы) был введем в оборот Адамом Смитом. Сами французские физиократы называли себя экономистами. Теория физиократизма развивалась в Германии, Польше, Швеции и других странах, но только во Франции эта система воззрений приобрела наиболее развитую форму и существовала в виде теоретической школы. Основателем физиократического учения был Франсуа Кенэ (1694-1774), наиболее крупными представителями Виктор де Мирабо (1715-1789), Дюпон де Неймур (1739-1817) и Жак Тюрго (1727-1781).

Физиократизм был естественной реакцией французских интеллигентов на недостатки меркантилистской политики кольбертизма, о которых было сказано в предыдущем разделе. Физиократы считали богатством не деньги, а «произведения земли». Сельскохозяйственное производство, а не торговля и промышленность, с их точки зрения, является источником богатства общества, что и определяется «естественным» законом, установленным самим Богом.

Глава школы физиократов Ф.Кенэ оставил яркий след в науке как автор знаменитой «Экономической таблицы». Она представляет собой, по сути, первую в истории экономической науки попытку рассмотреть процесс воспроизводства общественного продукта между тремя главными секторами народного хозяйства.

Франсу Кенэ

Сын земледельца, Франсуа только в 12 лет научился читать и писать. В 17 лет он уехал в Париж, где несколько лет работал помощником гравёра и одновременно получал образование. В 1710 году Кенэ начал изучать медицину. Энергичный и трудолюбивый, в 1718 году он получил степень доктора хирургии и стал главным врачом больницы в г.Мант. Местная аристократия стала пользоваться его услугами; благодаря её поддержке ему удалось напечатать первый свой труд: «Observations sur les effets de la saignée» (1729-1730), в котором он резко восставал против воззрений пользовавшегося большим влиянием при дворе врача Сильва, пытаясь обосновать психологию на физиологическом уровне и настаивая на целительном действии природы.

В 1734 году герцог Вильруа предложил ему постоянную работу в качестве медика в своём доме в Париже. В 1737 году Кенэ получил профессорскую степень и стал постоянным секретарём Хирургической академии. Как врач мадам де Помпадур, он получил доступ ко двору и в 1752 году стал лейб медиком короля Франции Людовика XV.



В его салоне сходились люди самых разнообразных партий - Д"Аламбер, Дидро, Дюкло, Мармонтель, Бюффон, Гельвеций, маркиз Мирабо, Тюрго; посетил его и Адам Смит, проникшийся уважением к нему.

К экономическим исследованиям Кенэ приступил уже на склоне лет. Первые его статьи по этому предмету были напечатаны в «Энциклопедии» Дидро, в 1756 году, под рубриками «Fermiers» и «Grains».

В 1758 году он напечатал «Экономическую таблицу» с объяснениями, а с 1766 года начал сотрудничать в «Journal de l’Agriculture, du Commerce et des Finances», выходившем под редакцией Дюпона. В этом журнале, а также в другом органе физиократов, «Éphémérides du citoyen», основанном Бодо, Кенэ поместил все свои главные экономические статьи: «Dialogues sur les travaux des Artisans», «Observations sur l’intérêt de l’argent», «l’Analyse du gouvernement des Incas du Pérou», «Le despotisme de la Chine».

Основные идеи Франсуа Кенэ

По мнению Кенэ, в мире господствуют законы, установленные Божеством ко благу человека; но реальная жизнь находится в некотором противоречии с принципами естественного и благодетельного порядка. Это несоответствие Кенэ объясняет неразумным пользованием свободной волей и столкновением во всяком обществе двух интересов: чисто личного, который сводится к желанию испытывать наслаждение и избегать страданий, и разумно понимаемого, который учит человека, что, кроме обязанностей перед самим собой и кроме собственных желаний, существуют ещё обязанности перед другими людьми и Богом.

При полной свободе действий разумно понимаемый интерес приобретает господство, и устанавливается всеобщее счастье. Положительное право должно признать прежде всего первейший и основной закон - право каждого на свободу и на возможность пользоваться без помех своей собственностью. Забывая об историческом происхождении неравенства в обладании различными вещами, Кенэ признает за человеком безграничное право распоряжаться своей собственностью как ему угодно, ибо она является результатом его труда.

Всякий человек имеет право на существование и может требовать от общества обеспечения возможности трудиться; но общество обязано дать ему только минимально необходимое количество средств к существованию. Все остальное он может добывать где и как угодно; неравенство вытекает из природы вещей, установлено Творцом для поддержания общей гармонии и обусловливается различием в приобретательных способностях.

Во главе государства Кенэ ставит незыблемую абсолютную власть, которая, по его мнению, одна может осуществить и охранить порядок, основанный на свободном преследовании разумного интереса; только абсолютный монарх не заражен личным интересом, только он один может дать народу познание естественных законов, быть его верховным жрецом. В основу общественной организации Кенэ кладет разделение общества на три класса: производительный класс, состоящий из земледельцев и создающий чистый доход, за счет которого содержатся все классы; класс бесплодный, не создающий ничего нового, а только перерабатывающий добытое первым классом в другую форму, более пригодную для удовлетворения потребностей; класс собственников, ничего не создающий и не перерабатывающий, а только пользующийся чистым доходом.

Чистый доход от земли составляет основу всех рассуждений Кенэ. Он находил справедливым предоставить 4/7 его в пользу собственников, 1/7 в пользу духовенства и 2/7 взять в пользу государства. Существование класса собственников он обосновывал на необходимости свободных и не занятых сил для развития духовной культуры и управления государством. Система Кенэ оказала глубокое влияние на А. Смита и его последователей.

Согласно распространенной точке зрения, особенно среди марксистов, система Кенэ имеет только исторический интерес: все её главнейшие положения, якобы пали под ударами критики и воздействием жизненных фактов. Обосновывается это тем, что якобы никто более не верит в существование раз навсегда установленных законов общественной организации, а оптимистические надежды на действие разумно понимаемого интереса оказались иллюзией. Все виды труда, согласно марксизму, создают ценности; земля не создает чистого дохода, и производство совершается здесь при таких же общих законах, как и во всякой переработке и фабрикации.

Тем не менее, существовали и иные взгляды на наследие Кенэ. Так, начиная с 1960-х гг. систему Кенэ творчески развивал Николай Руденко, а его достижения были высоко оценены Андреем Сахаровым в конце 1970-х., что доказало историческую важность наследия Кенэ как альтернативы марксизму в современном мире.

Сторонники марксизма признают непреходящую ценность системы Кенэ только в некоторых аспектах, например в том, что обмен материальных благ совершается на началах их равноценности, зависящей от одинаковых затрат труда, и что только труд является основой материального благосостояния и культурного развития государств.

В 1773 году Кенэ издал свои последний труд: «Recherches Philosophiques sur l’Evidence des Vérité s Geometriques», в котором пытался найти квадратуру круга. Ученики Кенэ усмотрели в появлении этого труда признак упадка его умственных способностей. В это же время у Кенэ была отнята должность придворного врача.

Ему пришлось ещё порадоваться, узнав о назначении Тюрго первым министром; но он не дожил до его падения, расшатавшего веру физиократов в возможность осуществления «естественных законов общественной организации» при помощи абсолютной власти.

Теория капитала

Ф.Кенэ принадлежит первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положений о капитале. Если меркантилисты отождествляли капитал, как правило, с деньгами, то Ф. Кенэ считал, «что деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит». По его терминологии, сельскохозяйственные орудия, постройки, скот и все то, что используется в земледелии в течение нескольких производственных циклов, представляют «первоначальные авансы» (по современной терминологии - основной капитал). Затраты на семена, корма, оплату труда работников и другие, осуществляемые на период одного производственного цикла (обычно до года), он относил к «ежегодным авансам» (по современной терминологии - оборотный капитал). Но заслуга Ф. Кенэ состоит не только в подразделении капитала на основной и оборотный по его производительному признаку. Кроме того, он смог убедительно доказать, что в движении находится наряду с оборотным и основной капитал.

Особенности физиократического учения Ф. Кенэ

контрольная работа

1. Биография Ф.Кенэ

Франсуа Кенэ родился в 1694г. близ Версаля в семье бедного крестьянина, восьмым из тринадцати детей крестьянина - мелкого торговца, Ф. Кенэ исключительно благодаря своим природным дарованиям достиг профессии врача, которая всегда оставалась для него основной. Оставшись в 13 лет без отца, выполнял тяжелую работу в поле и дома. Поэтому научился грамоте поздно и всю свою жизнь испытывал к чтению подлинную страсть. С 1711 по 1717 г.г. жил в Париже, практиковал в госпитале, одновременно работал гравером в мастерской. В 23 года женился, получил диплом врача и начал работать в г. Манте недалеко от Парижа. Прожил здесь 17 лет, стал популярнейшим врачом в округе. Выпустил несколько медицинских сочинений.

В 1734 г. популярнейшему к этому времени врачу Ф. Кенэ предложил постоянную работу в качестве медика в своем доме в Париже герцог Виллеруа. В 1749 г. после аналогичной «просьбы» небезызвестной маркизы Помпадур Ф. Кенэ обретает еще более почетную «службу», и, наконец, с 1752 г. он удостаивается положения лейб-медика самого короля Людовика XV. Последний благоволил ему, произвел в дворянство; обращаясь к нему не иначе как «мой мыслитель», слушал советы своего доктора. Следуя одному из них, Людовик XV в качестве полезных для здоровья физических упражнений собственноручно сделал на печатном станке Ф. Кенэ первые оттиски «Экономической таблицы», явившейся, как выяснилось впоследствии, первой попыткой научного анализа общественного воспроизводства.

По мере улучшения и упрочения своего материального положения (в парижский период жизни) Ф. Кенэ все более увлекается проблемами, далеко выходящими за рамки медицины. Свободное время он начинает посвящать философской науке, а затем целиком экономической теории. С 1756 г., будучи немолодым, он дает согласие участвовать в «Энциклопедии», издававшейся Дидро и др.» Аламбером, в которой и были опубликованы его основные экономические произведения (статьи): «Население» (1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758) и др.

На квартире в Версале у него собирались для ученых дискуссий философы, писатели-просветители, сплотившиеся в 50-е гг. вокруг «Энциклопедии»: Дидро, Гельвецкий, Дюкло, Тюрго, Мирабо. Занимаясь философией, общаясь с просветителями-философами, Кенэ не стал материалистом. Он примыкал к учению Декарта-Мальбранша о двойственной истине. Человеческое общество рассматривалось им как часть мироздания, подчиненная законам природы. Он изучал законы природы и указывал, что не только в природе, но и в обществе обмен развивается по принципу эквивалентности. Эта идея была плодотворно использована в его экономических исследованиях. Как экономист Кенэ сформировался довольно поздно, в 50-х гг. 18в., когда ему было уже под 60 лет. К этому времени экономические проблемы Франции привлекли к себе все прогрессивные умы. В 1756г. Дидро привлекает Кенэ к участию в «Энциклопедии». Это событие сыграло очень существенную роль в жизни Кенэ. Будучи выходцем из народа, он хорошо знал его тяготы и нужды, видел бедственное положение французских крестьян и городских тружеников. Живя при королевском дворе, он наблюдал расточительную роскошь, в которой пребывали аристократы. Связи самого Кенэ с аристократами, с дворянством были очень тесными. Эта двойственность отразилась на всей экономической платформе Кенэ и проявилась уже в первых экономических статьях, которые он написал для «Энциклопедии» («Фермеры», «Зерно», «Население», «Налоги») .

2. Принципы методологии Ф. Кенэ

В сочинениях Кенэ решительно осуждает взгляды меркантилистов на экономические проблемы, что по сути явилось отражением нараставшего в стране на протяжении ряда десятилетий неудовольствия состоянием сельского хозяйства, к которому привел его так называемый кольбертизм времен Людовика XIV (это отмечал и А. Смит, характеризуя физиократию как реакцию на меркантилистскую политику Ж.Б. Кольбера). В них отражена его убежденность в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как основе свободного (рыночного) механизма хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, можно заключить, что в качестве предмета изучения политической экономии Ф. Кенэ избрал чрезмерно возвеличенные им же с точки зрения общественного благополучия проблемы сельскохозяйственного производства, являющегося составной частью сферы производства. Причем он явно недооценивает взаимосвязь всех сфер экономики, что обусловлено методологическими принципами, которых этот автор неизменно придерживался и своем творчестве.

В отличие от английской классической буржуазной политической экономии, которая сосредоточила свое внимание главным образом на проблемах разделения труда, стоимости, прибыли, заработной платы, в первую очередь анализируя промышленное производство, а затем уже сельское хозяйство, Кенэ объектом своего исследования сделал земледелие. Он анализировал сельское хозяйство, объединив его единственно производительной силой. Только в земледелии, по утверждению Кенэ, создается новое богатство, большая производительность земледельческого труда обусловлена самой природой.

кенэ физиократ капитал воспроизводство

Методологической платформой экономического исследования Ф. Кенэ стала разработанная им концепция о естественном порядке, юридической основой которой, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ. По его словам, «сущность порядка такова, что частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой. Желание наслаждаться сообщает обществу движение, которое становится постоянной тенденцией к возможно лучшему состоянию»

Эту концепцию он подробно изложил в работе «Естественное право» (1765), которая дает представление о мировоззрении Кенэ и философских корнях физиократизма. Кенэ считал, что общественные законы являются законами «естественного порядка», которые выгодны человеческому обществу. Эти законы, рассуждал далее Кенэ, установлены богом для воспроизводства и распределения материальных благ. Эту идею он развивал в работе «Китайский деспотизм» (1767). «Физические законы, которые устанавливают естественный порядок, наиболее выгодный для человеческого рода, и с точностью определяют естественное право всех людей, являются вечными, неизменными и несомненно лучшими законами, какие только могут существовать.» Право собственности, по мнению Кенэ, является основой естественного права. По существу, под естественным порядком понимался буржуазный порядок. Под маркой обоснования естественного порядка защищался капиталистический способ производства, с господством частной собственности и развивающийся на основе свободной конкуренции.

Кенэ заявлял, что естественное право человека может быть определено приблизительно как право человека на вещи, пригодные для его пользования. Но, чтобы не дать повод для радикальных выводов, Кенэ делает уточнение, что естественное право всех на все является абстрактной идеей, в действительности очень ограничено, является пустым софизмом. «Его право на все походит на право каждой ласточки на всех летающих по воздуху мошек» .

Однако, несмотря на буржуазную ограниченность, учение физиократов о «естественном праве» и «естественном порядке» имело огромное значение для обоснования физиократической теории. Это учение, хотя и в религиозной оболочке, выдвигало идею объективности и закономерности общественного развития. Физиократы рассматривали общество как живой общественный организм, а экономическую жизнь - как естественный процесс, имеющий внутренние закономерности. «Большой заслугой физиократов было то, что они рассматривали эти (общественные - Л.С.) формы как физиологические формы общества: как формы, вытекающие из естественной необходимости самого производства и не зависящие от воли, политики и т.д. Это - материальные законы; ошибка состоит здесь лишь в том, что материальный закон одной определенной исторической ступени общества рассматривается как абстрактный закон, одинаково господствующий над всеми формами общества» .

Одновременно Ф. Кенэ предупреждает, что «верховная власть» не должна быть аристократической или представленной крупным земельным собственникам; последние, соединившись вместе, могли бы образовать власть более могущественную, чем сами законы, поработить нацию, причинить своими честолюбивыми и жестокими распрями разорение, неустройства. несправедливости, наиболее зверские насилия и создать самую разнузданную анархию». Он считал целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в одном просвещенном лице, обладающем знанием законов естественного порядка, необходимых для осуществления государственного руководства.

Оценивая методологию исследования Ф. Кенэ и его последователей, Н. Кондратьев отмечал, что «в учении физиократов можно найти уже систему теоретических экономических взглядов», хотя по сути эти исследователи не провели «методологической грани между чисто теоретическими и практическими (экономико-политическими) суждениями». Провозглашенная физиократами экономическая наука, по его мнению, изучает физические и моральные законы «наиболее совершенного строя», который вызывает у них «...вдохновение и энтузиазм, до известной степени сектантский характер всего их течения и мессионизм во взглядах на свою роль» .

кенэ физиократ чистый продукт капитал

Ф. Кенэ (1694-1774) - выдающийся экономист, основоположник так называемой физиократии и признанный лидер данного специфического течения, рассматриваемого в рамках школы классической политэкономии...

Аналитическая концепция кругооборота хозяйственной жизни Ф. Кенэ

Как оговаривалось ранее, важнейшей вехой в развитии «теории воспроизводства» Ф. Кенэ в сельском хозяйстве, являвшейся одним из разделов его же теории общественного воспроизводства стала «Экономическая таблица»...

Великие экономисты

Клод Анри Сен-Симон де Рувруа родился в Париже в 1760 г. и вырос в наследственном замке на севере Франции. Он получил хорошее домашнее образование. Свободолюбие и твердость характера рано проявились в юном аристократе...

Джон Кеннет Гелбрейт

Джон Кеннет Гелбрейт (1908-2006гг.) родился в Канаде и прошел обучение в университетах Торонто и Калифорнии. В списке занимаемых им должностей есть пост главного экономиста в Бюро Американской Федерации Фермеров...

История экономических учений

Становление экономической мысли Франции данного периода связано с идеями Пьера Буагильбера и Франсуа Кенэ (1694-1774).Француа Кенэ в 1758 году создал свою "Экономическую таблицу", ставшую основой для физиократов...

Марксистская политэкономия как направление в экономической мысли

Карл Маркс родился 5 мая нового стиля 1818 г. в городе Трире, в прирейнской Пруссии. Отец его был адвокат, еврей, в 1824 г. принявший протестантство. Семья была зажиточная, культурная, но не революционная. Окончив гимназию в Трире...

Учение физиократов («физиократия» в переводе с греческого означает «власть природы») возникло во Франции в середине XVIII века. Его основоположником являлся Франсуа Кенэ (1694-1774)...

Особенности методологии физиократов и создание первой макроэкономической модели

В XVIII веке основоположник школы физиократов Франсуа Кенэ создал «Экономическую таблицу», явившуюся гениальным взлетом человеческой мысли. Франсуа Кенэ - первый экономист...

Особенности методологии физиократов и создание первой макроэкономической модели

В «Экономической таблице» как 1758, так и 1766 г. в сущности речь идет об одном и том же. В обеих таблицах фигурируют три класса (фермеры-земледельцы, собственники земли и «бесплодный класс» - ремесленники...

Особенности методологии физиократов и создание первой макроэкономической модели

К. Маркс исключительно высоко оценивал Таблицу Кенэ. «Эта попытка, - писал Маркс, - сделанная во второй трети XVIII века, в период детства политической экономии, была в высшей степени гениальной идеей, бесспорно самой гениальной из всех...

Особенности физиократического учения Ф. Кенэ

Учение о составе капитала явилось у Кенэ исходным пунктом для анализа процесса воспроизводства и обращения всего общественного капитала...

С. Де Сисмонди как представитель классической политэкономии

9 мая 1773 г. в окрестностях Женевы родился Жан-Шарль Леонар Симонд де Сисмонди (Jean-Charles Leonard Simonde de Sismondi). Его предки -- выходцы из Северной Италии. Долгое время они жили во Франции, а затем, спасаясь от религиозных преследований...

Структура капитала в основных направлениях классической политической экономии

Франсуа Кенэ был основоположником физиократического направления в политической экономии. Им были отвергнуты некоторые постулаты меркантилизма, а именно: узкого понимания прибыли, только как результата обращения...

Физиократы

По словам Ф. Кенэ (1694 - 1774), признанного лидера и основоположника школы физиократов, именно постоянное воспроизводство богатства сельского хозяйства служит основой для всех профессий, способствует расцвету торговли, благополучию населения...

Этапы становления экономической мысли

Франсуа Кенэ (1694--1774), признанный лидер и основоположник школы физиократов. По словам Ф. Кенэ, именно постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех профессий, способствуют расцвету торговли...

Франсуа Кенэ, как лидер французской школы физиократов, подвергая критике меркантилизм, в начале 18 века объявил настоящим богатством нации «продукцию земледелия». «Богатство, которое создается промышленным трудом, - писал Кенэ, - появляется за счет доходов, которые дает земля, и есть богатством самим по себе бесплодным, которое производится только с помощью доходов от земельных угодий».

Идеи Кенэ были развиты известными представителями школы физиократов – А.Р.Тюрго, В.М.Мирабо и другими. В основу их теоретических взглядов была положена концепция «природного порядка» Кенэ, который господствует как в природе, так и в обществе.

Одно из центральных мест в экономических взглядах Кенэ и его последователей занимает учение о «чистом продукте» (или «добавленную стоимость»), который они понимали как излишек продукции, полученной в земледелии, над затратами производства. Вершиной экономического гения Кенэ считается его «экономическая таблица», в которой наглядно показан процесс общественного восстановления.

В общем виде экономическая программа Кенэ была изложена в его работе «Общие принципы экономической политики земледельческого государства». В тоже время, доктор Кенэ не имел ученого звания «доктора экономических наук» – он был всего лишь врачом

Жизненный путь Франсуа Кенэ

Франсуа Кенэ родился в 1694г. Вблизи Версаля в семье бедного крестьянина. Еще совсем молодым увлекся медициной. Позднее это увлечение принесло ему славу. Кроме медицинской практики, он занимался также научной деятельностью в этой области и издал несколько трудов, которые еще больше укрепили его слав талантливого врача. В 1752г. Он стал лейб-медиком Людовика XV, получил дворянский титул и переехал в Версальский дворец. Там у него часто собирались философы, писатели просветители: Дидро, Гельвеций, Тюрго, Мирабо.

Как экономист Кенэ сформировался поздно, в 50-е гг. 18 века, когда ему было уже под 60. В 1756г. Дидро привлекает его к участию в «Энциклопедии». Оригинальные статьи Кенэ, посвященные сельскому хозяйству, вызвали большой интерес, у автора появились ученики, последователи. Кенэ был сторонником всеобъемлющего господства официальной религии, идеалистом. Однако в «Энциклопедии» благодаря писателям-просветителям утвердился его материалистический взгляд на мир. Он выступал за просвещенный абсолютизм, был монархистом, буржуазной революции противопоставлял реформы, которые должен был совершить король. И хотя Кенэ выступал под флагом абсолютизма и улучшения феодального строя, его экономическая теория впервые попыталась охватить всю систему экономических закономерностей капиталистического способа производства.

В сочинениях Ф.Кенэ решительно осуждаются взгляды меркантилистов на экономические проблемы, что, по сути, явилось отражением нараставшей в стране на протяжении десятилетий неудовлетворенности состоянием сельского хозяйства, к которому привел его так называемый кольбертизм времен короля Людовика XIV. В них отражена его убежденность в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как основе свободного (рыночного) механизма хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.

Взгляды Кенэ-экономиста

В отличие от классической буржуазной политэкономии, которая сконцентрировалась преимущественно на проблемах разделения труда, стоимости, дохода в первую очередь анализируя промышленное производство, Кенэ объектом своего исследования сделал земледелие. Он анализировал сельское хозяйство, провозгласив его единственной производственной силой.

Модель Ф. Кенэ

Сельское хозяйство и добывающая промышленность дают прирост материи, следовательно, здесь и создается чистый продукт. А вот в обрабатывающей промышленности, в ремесле материя убывает, значит здесь, не производится общественного богатства. Ремесленники - бесплодный, или стерильный, класс. Кстати, термин «класс» в отношении к общественным группам людей, различающимся по тому, как они относятся к чистому продукту, впервые применил Ф. Кенэ.

Попробуем воспроизвести модель Ф. Кенэ:

1) Производительный класс , состоящий исключительно из земледельцев (и, может быть, также из рыболовов, рудокопов и пр.)

2) Класс собственников , в который входят не только собственники земли, но и все те, которые по тому или другому феодальному титулу владели землёй

3) Бесплодный класс , включающий представителей индустрии, торговли, либеральных профессий и частнослужебного труда.

Источник богатства естественно в первом классе , потому что он один производит.

Предположим, что он производит на 5 миллиардов франков. Прежде всего, он удерживает 2 миллиарда на своё содержание и на содержание скота, на обсеменение и удобрение; эта часть дохода не идёт в обращение, она остаётся у своего источника.

Остаток продукта земледельческий класс продаёт и получает за него 3 миллиарда франков. Но так как для его содержания не достаточно одних сельских продуктов и ему нужны ещё мануфактурные продукты, одежда, инструменты и пр., то он спрашивает их у индивидуального класса и платит последнему 1 миллиард.

У него остаётся, таким образом, только 2 миллиарда, которые он отдаёт классу собственников и феодалов в форме арендной платы и податей.

Перейдём к классу собственников . Два миллиарда, полученных им в форме арендной платы, он, естественно, употребляет на то, чтобы жить. И хорошо жить; для этого ему нужны, во-первых, средства потребления, которые он покупает у земледельческого класса и уплачивает ему, скажем, 1 миллиард, а во-вторых, мануфактурные продукты, которые он покупает у бесплодного класса и уплачивает ему тоже, скажем, 1 миллиард. На этом счет его завершён.

Что касается бесплодного класса , то он, ничего сам не производя, может получить необходимое ему только из вторых рук - из рук производительного класса. Только получает он это двумя различными путями: 1 миллиард от земледельческого класса в уплату за мануфактурные продукты такой же ценности и 1 миллиард от класса собственников тоже в уплату за мануфактурные продукты. Заметим, что последний миллиард- один из тех двух, которые класс собственников получил от земледельческого класса; он таким образом сделал полный оборот.

Бесплодный класс, получив эти 2 миллиарда в уплату за свой продукт, употребляет их, на прожитиё и на покупку сырых материалов для своей промышленности. И как только производительный класс может снабдить его средствами потребления и сырыми материалами, то он возвращает их земледельческому классу в форме платы за эти продукты. Таким образом, эти 2 миллиарда возвращаются к своему источнику. Вместе с миллиардом, уже уплаченным классом собственников, и 2 миллиардами продуктов, в натуре не проданных, они составляют общий итог 5 миллиардов, которые вновь появляются на руках у производительного класса, и кругообращение возобновляется до бесконечности.

Ошибка модели Кенэ

Внимательный анализ таблицы легко выявит ошибку, заключающуюся в том, что ремесленники реализовали весь продукт, не оставив себе ничего для «ежегодных авансов»; т.е. их внутреннее воспроизводство становится проблематичным.

Отмеченная ошибка Кенэ - результат его взгляда на значение промышленности того времени. Судьба ремесленников его просто не интересовала. Он был идеологом фермерства, ведшего товарное производство.

Программа Ф.Кенэ

Таким образом, «таблица Кенэ» показывает все условия и пропорции воспроизводства, становясь первой в истории экономической науки макроэкономической моделью. Из этой воспроизводственной концепции вытекает достаточно радикальная налоговая программа Кенэ: раз фермеры производят, но не потребляют чистый продут, то и платить налог с него не должны. Кто получает и потребляет чистый продукт, тот и платит Кенэ знает истинные причины упадка земледельческой страны . Их, по его мнению, восемь:

Неправильная форма налогового обложения;

Излишнее бремя налогов;

Излишества в роскоши;

Чрезмерные судебные расходы;

Личная несвобода обитателей деревни;

Отсутствие свободы во внутренней торговле;

Отсутствие внешней торговли;

Отсутствие возврата чистого годичного продукта к производительному классу.

Радикализм Кенэ несомненен. Пройдет немного времени, Французская революция по-иному разрешит противоречия этого общества, еще более решительно реализовав программу буржуазии. У Кенэ более мягкая программа. Так сказать, «экспроприация», посредством налогообложения. Некоторые комментаторы, современники революции, считали, что если бы король послушался Кенэ, то революции вместе с гражданской войной можно было бы избежать.

Концепция о естественном порядке Ф.Кенэ

Методологической платформой экономического исследования Ф.Кенэ стала разработанная им концепция о естественном порядке , юридической основой которой, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ. По его словам, «сущность порядка такова, что частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой. Желание наслаждаться сообщает обществу движение, которое становится постоянной тенденцией к возможно лучшему состоянию ».

Одновременно Ф.Кенэ предупреждает, что «верховная власть» не должна быть аристократической или представленной крупным земельным собственником. Последние, соединившись вместе, могли бы образовать власть более могущественную, чем сами законы, поработить нацию, причинить своими честолюбивыми и жестокими распрями разорение, неустройства, несправедливости, наиболее зверские насилия и созвать самую разнузданную анархию». Он считает целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в одном просвещенном лице , обладающем знанием законов естественного порядка, необходимом для осуществления государственного руководства.

(фр. Francois Quesnay; 4 июня 1694, Мер, вблизи Парижа - 16 декабря 1774, Версаль) - знаменитый французский экономист, основоположник школы физиократов.

Сын земледельца, только в 12 лет научился читать и писать. В 17 лет уехал в Париж, где несколько лет работал помощником гравёра и одновременно получал образование. В 1710 году начал изучать медицину. Энергичный и трудолюбивый, в 1718 году он получил степень доктора хирургии и стал главным врачом больницы в г. Мант. Местная аристократия стала пользоваться его услугами; благодаря её поддержке ему удалось напечатать первый свой труд: «Observations sur les effets de la saignee » (1729-1730), в котором он резко восставал против воззрений пользовавшегося большим влиянием при дворе врача Сильва, пытаясь обосновать психологию на физиологии и настаивая на целительном действии природы.

В 1734 году герцог Вильруа предложил ему постоянную работу в качестве медика в своем доме в Париже. В 1737 году он получил профессорскую степень и стал постоянным секретарем Хирургической академии. Как врач мадам де Помпадур, он получил доступ ко двору и в 1752 году стал лейб-медиком короля Франции Людовика XV. В его салоне сходились люди самых разнообразных партий - Д"Аламбер, Дидро, Дюкло, Мармонтель, Бюффон, Гельвеций, маркиз Мирабо, Тюрго; посетил его и Адам Смит, проникшийся уважением к нему.

Научные достижения

К экономическим исследованиям Кенэ приступил уже на склоне лет. Первые его статьи по этому предмету были напечатаны в «Энциклопедии» Дидро, в 1756 году, под рубриками «Fermiers » и «Grains ».

В 1758 году он напечатал «Экономическую таблицу» с объяснениями, а с 1766 года начал сотрудничать в «Journal de l’Agriculture, du Commerce et des Finances », выходившем под редакцией Дюпона. В этом журнале, а также в другом органе физиократов, «Eph eme rides du Citoyen », основанном Бодо, Кенэ и поместил все свои главнейшие экономические статьи: «Dialogues sur les travaux des Artisans », «Observations sur l’int eret de l’argent », «l’Analyse du gouvernement des Incas du Pe rou », «Le despotisme de la Chine ».

По мнению Кенэ, в мире господствуют законы, установленные Божеством ко благу человека; но реальная жизнь находится в некотором противоречии с принципами естественного и благодетельного порядка. Это несоответствие Кенэ объясняет неразумным пользованием свободной волей и столкновением во всяком обществе двух интересов: чисто личного, который сводится к желанию испытывать наслаждение и избегать страданий, и разумно понимаемого, который учит человека, что, кроме обязанностей перед самим собой и кроме собственных желаний, существуют ещё обязанности перед другими людьми и Богом.

При полной свободе действий разумно понимаемый интерес приобретает господство, и устанавливается всеобщее счастье. Положительное право должно признать прежде всего первейший и основной закон - право каждого на свободу и на возможность пользоваться без помех своей собственностью. Забывая об историческом происхождении неравенства в обладании различными вещами, Кенэ признает за человеком безграничное право распоряжаться своей собственностью как ему угодно, ибо она является результатом его труда.

Всякий человек имеет право на существование и может требовать от общества обеспечения возможности трудиться; но общество обязано дать ему только минимально необходимое количество средств к существованию. Все остальное он может добывать где и как угодно; неравенство вытекает из природы вещей, установлено Творцом для поддержания общей гармонии и обусловливается различием в приобретательных способностях.

Во главе государства Кенэ ставит незыблемую абсолютную власть, которая, по его мнению, одна может осуществить и охранить порядок, основанный на свободном преследовании разумного интереса; только абсолютный монарх не заражен личным интересом, только он один может дать народу познание естественных законов, быть его верховным жрецом. В основу общественной организации Кенэ кладет разделение общества на три класса: производительный класс, состоящий из земледельцев и создающий чистый доход, за счет которого содержатся все классы; класс бесплодный, не создающий ничего нового, а только перерабатывающий добытое первым классом в другую форму, более пригодную для удовлетворения потребностей; класс собственников, ничего не создающий и не перерабатывающий, а только пользующийся чистым доходом.

Чистый доход от земли составляет основу всех рассуждений Кенэ. Он находил справедливым предоставить 4/7 его в пользу собственников, 1/7 в пользу духовенства и 2/7 взять в пользу государства. Существование класса собственников он обосновывал на необходимости свободных и не занятых сил для развития духовной культуры и управления государством. Система Кенэ оказала глубокое влияние на А. Смита и его последователей. В настоящее время она имеет только исторический интерес: все её главнейшие положения пали под ударами критики и воздействием жизненных фактов. Никто более не верит в существование раз навсегда установленных законов общественной организации, а оптимистические надежды на действие разумно понимаемого интереса оказались иллюзией. Все виды труда, согласно новым взглядам, создают ценности; земля не создает чистого дохода, и производство совершается здесь при таких же общих законах, как и во всякой переработке и фабрикации.

Удержалось одно только здравое начало системы Кенэ, сводящееся к тому, что обмен материальных благ совершается на началах их равноценности, зависящей от одинаковых затрат труда, и что только труд является основой материального благосостояния и культурного развития государств. Самое представление о производительном труде, однако, существенно видоизменилось. В 1773 году Кенэ издал свои последний труд: «Recherches Philosophiques sur l’Evidence des Verite s Geometriques », в котором пытался найти квадратуру круга. Ученики Кенэ усмотрели в появлении этого труда признак упадка его умственных способностей. В это же время у Кенэ была отнята должность придворного врача.

Ему пришлось ещё порадоваться, узнав о назначении Тюрго первым министром; но он не дожил до его падения, расшатавшего веру физиократов в возможность осуществления «естественных законов общественной организации» при помощи абсолютной власти.

Научные труды

  • Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. - М.: Соцэкгиз, 1960.
  • Изд. соч. Кенэ: «Oeuvres economiques et philosophiques », с предисл. и примеч., сделано Онкеном (П., 1888).
  • В серии «Антология экономической мысли» в 2008 году издательством «Эксмо» была выпущена книга: Ф. Кенэ, А. Р. Ж. Тюрго, П. С. Дюпон де Немур. Физиократы. Избранные экономические произведения (1200 с., ISBN 978-5-699-18767-6), в которой опубликованы следующие статьи Франсуа Кенэ:
    • Очевидность (с. 45-86);
    • Фермеры (с. 87-121);
    • Зерно (с. 122-182);
    • Население (с. 183-241);
    • Налоги (с. 242-278);
    • Объяснение «Экономической таблицы» (с. 279-287);
    • Философия земледелия (с. 288-326);
    • Естественное право (с. 327-339);
    • Ответ на мемуар г-на М. Х. (с. 340-349);
    • Анализ «Экономической таблицы» (вместе с существенными замечаниями) (с. 350-366);
    • О торговле (с. 367-406);
    • Общие принципы экономической политики земледельческого государства и примечания к этим принципам (с. 407-435);
    • О ремесленном труде (с. 436-458);
    • Китайский деспотизм (глава VIII) (с. 459-481);
    • Замечания относительно денежного процента (с. 482-487).

    Франсуа Кенэ (другие варианты написания - Кене, Кёне или Кёнэ; фр. Franois Quesnay, 4 июня 1694, Мер, вблизи Парижа - 16 декабря 1774, Версаль) - французский экономист, основоположник школы физиократов.

    Биография

    Сын земледельца, Франсуа только в 12 лет научился читать и писать. В 17 лет он уехал в Париж, где несколько лет работал помощником гравёра и одновременно получал образование. В 1710 году Кенэ начал изучать медицину. Энергичный и трудолюбивый, в 1718 году он получил степень доктора хирургии и стал главным врачом больницы в г. Мант. Местная аристократия стала пользоваться его услугами; благодаря её поддержке ему удалось напечатать первый свой труд: «Observations sur les effets de la saigne» (1729-1730), в котором он резко восставал против воззрений пользовавшегося большим влиянием при дворе врача Сильва, пытаясь обосновать психологию на физиологическом уровне и настаивая на целительном действии природы.

    В 1734 году герцог Вильруа предложил ему постоянную работу в качестве медика в своём доме в Париже. В 1737 году Кенэ получил профессорскую степень и стал постоянным секретарём Хирургической академии. Как врач мадам де Помпадур, он получил доступ ко двору и в 1752 году стал лейб медиком короля Франции Людовика XV. В его салоне сходились люди самых разнообразных партий - Д"Аламбер, Дидро, Дюкло, Мармонтель, Бюффон, Гельвеций, маркиз Мирабо, Тюрго; посетил его и Адам Смит, проникшийся уважением к нему.

    К экономическим исследованиям Кенэ приступил уже на склоне лет. Первые его статьи по этому предмету были напечатаны в «Энциклопедии» Дидро, в 1756 году, под рубриками «Fermiers» и «Grains».

    В 1758 году он напечатал «Экономическую таблицу» с объяснениями, а с 1766 года начал сотрудничать в «Journal de l’Agriculture, du Commerce et des Finances», выходившем под редакцией Дюпона. В этом журнале, а также в другом органе физиократов, «phmrides du citoyen», основанном Бодо, Кенэ поместил все свои главные экономические статьи: «Dialogues sur les travaux des Artisans», «Observations sur l’intrt de l’argent», «l’Analyse du gouvernement des Incas du Prou», «Le despotisme de la Chine».

    Основные идеи

    По мнению Кенэ, в мире господствуют законы, установленные Божеством ко благу человека; но реальная жизнь находится в некотором противоречии с принципами естественного и благодетельного порядка. Это несоответствие Кенэ объясняет неразумным пользованием свободной волей и столкновением во всяком обществе двух интересов: чисто личного, который сводится к желанию испытывать наслаждение и избегать страданий, и разумно понимаемого, который учит человека, что, кроме обязанностей перед самим собой и кроме собственных желаний, существуют ещё обязанности перед другими людьми и Богом.

    При полной свободе действий разумно понимаемый интерес приобретает господство, и устанавливается всеобщее счастье. Положительное право должно признать прежде всего первейший и основной закон - право каждого на свободу и на возможность пользоваться без помех своей собственностью. Забывая об историческом происхождении неравенства в обладании различными вещами, Кенэ признает за человеком безграничное право распоряжаться своей собственностью как ему угодно, ибо она является результатом его труда.

    Всякий человек имеет право на существование и может требовать от общества обеспечения возможности трудиться; но общество обязано дать ему только минимально необходимое количество средств к существованию. Все остальное он может добывать где и как угодно; неравенство вытекает из природы вещей, установлено Творцом для поддержания общей гармонии и обусловливается различием в приобретательных способностях.

    Во главе государства Кенэ ставит незыблемую абсолютную власть, которая, по его мнению, одна может осуществить и охранить порядок, основанный на свободном преследовании разумного интереса; только абсолютный монарх не заражен личным интересом, только он один может дать народу познание естественных законов, быть его верховным жрецом. В основу общественной организации Кенэ кладет разделение общества на три класса: производительный класс, состоящий из земледельцев и создающий чистый доход, за счет которого содержатся все классы; класс бесплодный, не создающий ничего нового, а только перерабатывающий добытое первым классом в другую форму, более пригодную для удовлетворения потребностей; класс собственников, ничего не создающий и не перерабатывающий, а только пользующийся чистым доходом.