Девелопмент статьи. Что такое «Девелопмент» и кто такой «Девелопер»? Основные принципы девелопмента

Девелопмент статьи. Что такое «Девелопмент» и кто такой «Девелопер»? Основные принципы девелопмента

20 июля во всех странах и континентах отмечается Международный день шахмат. Впервые его праздновать стали в 1966 году по инициативе всемирной шахматной федерации. Дата выбрана неслучайно: в этот день в 1924 году в Париже и была основана ФИДЕ. Интерес к шахматам не ослабевает на протяжении столетий так же, как и не прекращаются споры на понимание сути этого занятия. Интересные факты из мира шахмат читайте далее.

Что такое шахматы

Спорт, игра, наука, искусство? Все придерживаются разных мнений. Например, Михаил Ботвинник полагал, что это наука, основа которой логика. Шахматы, по его мнению, - торжество разума. А вот его тезка Михаил Таль своей игрой доказывал, что это великое искусство, способное дарить настоящее эстетическое удовольствие. Манера ведения игры у всех шахматистов своеобразная: одним нравится нападать, другим – выстраивать оборону, третьи – мастера комбинаций. Но в любом случае все известные шахматисты – виртуозы.

Праматерью этой игры считают индийскую чатурангу, возникшую примерно в I-II в. н.э.
В отличие от современных шахмат участвовали четыре игрока (то есть вдвое больше, чем сейчас), фигур тоже соответственно было в два раза больше с каждой стороны, цвет тоже не совпадал. Так, в чатуранге у игроков с одной стороны были красные и желтые фигуры, а у противников – черные и зеленые.
В игре отсутствовал ферзь, были только король, слон, колесница (сейчас это ладья), конь и несколько пешек. Расстановка фигур была совершенно иной. Правила тоже сильно отличались. Чатуранга в те времена считалась азартной и шла до полного поражения. Партия была слишком длительной – 100–200 ходов, которые определялись не поочередно и не путем выигрыша, а жеребьевкой. Бросались кости – действовал слепой случай.
В VII веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж (шатранг). От современных шахмат она отличилась позиционностью ходов, не было рокировки.

В IX в. игра проникла в страны Западной Европы, Скандинавию и на Русь и получила теперешнее название «шахматы». Оно происходит от слияния двух тюркских слов «шах» и «мат», что означает «правитель повержен».
Знаменитые врачи древности Гиппократ и Гален были убеждены, что шахматы оказывают целебное воздействие на организм. А в Средние века церковь запрещала эту игру, считая ее бесовской. Английский поэт конца XII-начала XIII в. советовал при игре в шахматы воздерживаться от насмешек в адрес слабого партнера (кто знает, может быть, он искусно владеет шпагой): «Просто ставь ему мат и ступай своей дорогой».

Полководец или королева?

Ферзь на шахматной доске появился гораздо позже, примерно в VI в., когда игра распространилась в Малой Азии, проникнув в Афганистан, Пакистан, Иран. До сих пор в разговорной среде он называется по-разному. О том, почему это происходит, существует несколько версий. Слово «ферзь» в персидском языке означает советник, полководец, а в английском, например, называется «королевой». Обоими словами пользуются и в русском языке. В разговорном часто можно услышать «королева», может быть, по ассоциации с шахматным королем. Другая версия связана с усилением монархии в Испании при королеве Изабелле Кастильской в конце XV века.

В отличие от современной игры, где ферзь волен ходить на любое число клеток в любом направлении (по диагонали, вертикали и горизонтали), в VI–VII в. эта фигура могла перемещаться только на одну клетку. Сегодняшний ферзь обладает силой ладьи и слона, древняя «королева» в старых русских шахматах ходила и как конь и называлась «ферзь всяческая». Ферзю принадлежит рекорд «съедения» фигур противника: во время одной игры он забрал 11 штук. Сначала он был советником или визирем короля, а в дальнейшем стал самой сильной фигурой в шахматах. Материальная ценность ферзя равна примерно 9 пешкам.

Ладья, или тура

Сильной фигурой в шахматах является и ладья, не уступающая ферзю. Ее оценивают в 5 пешек. Разговорное название «тура» означает крепостная башня. Эта фигура по форме и напоминает ее.
В то время, когда шахматы ассоциировались с военной стратегией, ладья выполняла и роль колесницы, и роль осадной башни, появляясь на поле боя в самый нужный момент и подчас решая исход игры. На Руси эта шахматная фигура выглядела в виде настоящей ладьи под парусами, и только в эпоху Петра Первого ее облик пришлось изменить на общепринятый.
Известно, что в конце XVIII в. только в одной Англии было 26 дворянских семей, родовой герб которых украшала фигура ладьи.
Именно эту фигуру спрятал в карман «гениальный гроссмейстер» Остап Бендер из «Двенадцати стульев».

Некоронованные короли

Виртуозом шахмат второй половины XVIII в. признан французский композитор Филидор: он не только был сильнейшим игроком, но и шахматным теоретиком. Его книга «Анализ шахматной игры» только при жизни автора была издана рекордное количество раз, она популярна и сегодня. В его честь назван шахматный дебют - «Защита Филидора».
В первой половине XIX в. шахматным королем по праву считали француза Луи Лабурдонне, который прославился и как издатель. Его журнал «Паламед» способствовал развитию периодической шахматной литературы в Европе.
В середине XIX в. сильнейшим игроком был англичанин Говард Стаунтон. Он также оставил много трудов по стратегии игры. Он основатель и главный редактор «Хроник шахматной игры». Автор дебютного руководства по шахматам. Именем Стаунтона назван гамбит в голландской защите.
Во второй половине XIX в. сильнейшим считали Пола Морфи, который оставил свое увлечение из-за тяжелого заболевания.
В 1920-х годах в печатных изданиях многих стран можно было увидеть фотографию мальчика в матроске, еле достававшего до стола с шахматными фигурами, когда тот давал сеанс одновременной игры. 8-летний Самуэль Решевский, освоивший шахматы в 4 года, с легкостью выигрывал у маститых игроков.
Однако ему пришлось прервать свое увлечение на период учебы в школе и колледже. Когда Самуэль вернулся в большой спорт, профессионал из него не получился, хотя в 1935 году он выиграл у самого экс-чемпиона мира Капабланки.
Первым русским гроссмейстером первой половины XIX в. был Александр Петров, а в конце этого столетия умы привлекала игра Михаила Чигорина, не только сильнейшего шахматиста, но и известного теоретика, издателя «Шахматного листка» и «Шахматного вестника».

Шахматный автомат и современный компьютер

Первую механическую машину в 1769 г. изобрел венгерский барон Вольфганг Кемпелен.
Она имела вид большого ящика с шахматной доской и игрока, стилизованного под турка. Всепобеждающий шахматист был всего лишь фикцией. На самом деле внутри скрывался сильнейший игрок-оператор, который и передвигал фигуры в нужном направлении. Его не было видно, а иллюзию реальности создавали зеркала. Этот автомат пользовался большой популярностью, с успехом гастролировал по Европе, Англии и России, и везде был аншлаг. Ему в 1808 году проиграл Наполеон и сдался Фридрих II. К сожалению, это чудо техники не дошло до наших дней. В 1836 году шахматный автомат перекочевал в музей Филадельфии, где сгорел в 1854-м.
Кто сильнее человек или компьютер – такой вопрос задавали на заре использования шахматных программ. Безусловно, машина превосходит нас по скорости обработки информации и расчетов, однако проигрывает в оценке позиции с точки зрения шансов. Шахматист это делает интуитивно. Современные программы, например Deep Blue и Deep Fritz, способны поразить даже самых именитых чемпионов. Так, сильнейший игрок, чемпион мира Гарри Каспаров проиграл компьютеру Deep Blue в 1997-м году, а в 2006-м чемпион мира Владимир Крамник был поражен Deep Fritz.
Сегодня шахматные программы, в памяти которых миллионы комбинаций и партий, часто используются игроками для анализа и улучшения игры.

Живые шахматы

Это изобретение не плод фантазии писательницы Джоан Роулинг, автора книг о Гарри Поттере.
Еще во времена испанской инквизиции существовал такой вид казни: два слепых монаха играли в шахматы, где фигурами были приговорённые. Когда один из игроков «съедал» фигуру, соответствующего человека убивали на шахматном поле.

Шахматы вслепую

Шахматы вслепую - это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску.
При этом результаты ему объявляются устно. Если оба игрока действуют вслепую, то им помогает посредник, который перемещает фигуры. Медики не одобряют этот вид шахмат, потому что такая игра негативно сказывается на психике. Одним из рекордсменов шахмат вслепую стал венгерский шахматист Янош Флеш, сыгравший одновременно с 52 противниками и выигравший 32 игры.

Сила и разум

Гарри Каспаров считает, что «шахматы – это муки разума». Нашлись те, кто решил объединить шахматы с физическими испытаниями. Так появился шахбокс. Считается, что идея сочетать силу и разум пришла в голову голландскому художнику Ипе Рубингу.
Бои по шахбоксу официально проводятся с 2003 года. В этой игре чередуются раунды шахмат и бокса. Девиз игры: «Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске».

До 60-х годов XIX века в шахматных турнирах не было ограничения по времени. Игры порой длились 20 часов, обдумывание ходов составляло 2,5 часа. Бывали случаи, когда игроки засыпали и выбивались из сил.
Такие изматывающие игры ничего хорошего не сулили, и в 1852 году на международном турнире для контроля времени стали использовать песочные часы. Превышение 10-минутного лимита на обдумывание хода каралось денежным штрафом. В 1883-м британец Томас Уилсон сконструировал первые механические шахматные часы.

Шахматы и наш мозг

Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память и тренировать логическое мышление. Это увлечение позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи. Неудивительно, что шахматы стали рекомендовать как профилактику болезни Альцгеймера. Высокоинтеллектуальная игра улучшает творческие способности, способствует концентрации внимания и аналитическому складу ума.

Популярные истории и байки про шахматы и шахматистов

* Самое большое количество фигур, которое можно «съесть» на одной и той же клетке – 15. Эту клетку даже прозвали «черной дырой». Оказывается, в шахматы можно играть и без захвата фигур. Известна партия, которая была сыграна без «поедания» фигур на протяжении 94 ходов. Самая длинная зарегистрированная серия последовательных шахов состояла из 74 нападений. Самое высокое зарегистрированное число шахов в одной игре – 114, причем 98 из них принадлежали одному игроку. Самая короткая партия составляет три хода - это официально зарегистрированный рекорд профессионального шахматного турнира.

* Дурацкий мат состоит из двух ходов. Ничья или проигрыш может также произойти и до начала игры: или в случае определенного сценария в турнирной таблице, или из-за того, что игрок не явился на мероприятие.

* Самая длинная партия в шахматы была сыграна в Белграде в 1989 году между И. Николичем и Г. Арсовичем. Она длилась более 20 часов и закончилась ничьей на 269 ходу.

* Шахматам посвящено больше литературы, чем всем остальным играм, вместе взятым.

* Существует 318.979.564.000 различных вариаций первых четырёх ходов шахматной партии.

* В Европе шахматная доска с привычным чередованием тёмных и светлых клеток впервые появилась в 1090 году.

* В 1851 году чемпионом мира по шахматам был A. Андерсен, в то время как чемпионом мира по шашкам был A. Андерсон.

* Нияз Муршед из Бангладеша выиграл первенство страны по шахматам в 12 лет и стал самым молодым чемпионом. В 20 лет он стал первым и единственным гроссмейстером в своей стране.

* Первые карманные шахматы были созданы в 1845 году. Их выпустил Питер Марк Роджет, автор известных на Западе головоломок.

* В 1939 году Уивер Эдамс написал книгу "Белые начинают и выигрывают". На следующем шахматном турнире он проиграл все партии белыми и выиграл все чёрными.

* Все выдающиеся английские шахматисты периода Второй Мировой войны работали дешифровщиками в Британской разведке.

* Более 200.000.000 жителей Китая серьёзно увлечены шахматами. В России и на Украине, вместе взятых, живёт примерно столько же людей.

* Первая шахматная партия, сыгранная по телефону, состоялась между двумя джентльменами в 1878 году в графстве Дербишир, Англия.

* В 1958-59 годах Алекс Бернштейн из Массачусетского Технологического Института написал первую компьютерную программу, которая могла играть в шахматы.

* Первый шахматный турнир прошёл в 1575 году в Мадриде. Хулио Полерио в паре с Джованни Леонардо разбили Руи Лопеса и Альфонсо Серона в серии матчей, устроенной королём Филиппом II.

* Хосе-Рауль Капабланка, чемпион мира с 1921 по 1927 годы, начал играть в шахматы в четыре года и уже в таком юном возрасте он обыгрывал своего отца.

* Дольше всех думал (2 часа 20 минут) Франсиско Р. Торрес Троис, выбирая между двумя возможными ходами в игре против Луиса Сантоса в Виго, Испания 1980 год.

* Картина "Шахматисты", нарисованная в 1490 году, являете первым известным произведением искусства на шахматную тему.

* Самым молодой чемпион мира по шахматам - Майя Чибурданидзе из Грузии, СССР. Ей было семнадцать лет, когда она в 1978 году завоевала этот титул среди женщин.

* Гарри Каспарову было 22 года, когда он стал чемпионом мира по шахматам, победив Анатолия Карпова. Он самый молодой чемпион среди мужчин.

* Первые шахматные автоматы могли только имитировать игру в шахматы. Они назывались, соответственно, "Тюрк" (1769 год), затем "Аджиб" (1868) и "Мефисто" (1878).

* Шашки появились раньше, чем шахматы.

* Юдит Полгар, Венгрия, в 12 лет стала мастером спорта международного класса среди женщин, а тремя годами позже в 1991 завоевала звание международного гроссмейстера.

* В 1914 году шахматы дебютировали на киноэкране в фильме "Звонок желания".

* В 1974 году в Стокгольме прошел первый чемпионат мира по шахматам среди компьютерных программ. Первое место заняла советская программа "Каисса".

* Солисты группы ABBA Бьерн и Бенни вместе с Тимом Райсом (автором текстов рок - оперы "Иисус Христос - суперзвезда") написали мюзикл, посвященный шахматам. В 1986 песня "One night in Bangkok" из мюзикла попала в верхние строчки хит-парадов.

* Однажды Эмануэлю Ласкеру довелось сыграть в алкогольные шахматы с венгерским гроссмейстером Гезой Мароци на приз мецената. Условия игры сводились к следующему: захваченная фигура противника, представляющая емкость со спиртным, должна быть выпита. Вид, крепость и объем жидкости под градусом зависел от силы фигуры. Надо отдать должное смекалке Ласкера, который, пожертвовав на третьем ходу ферзя в виде 200-граммовой бутылки виски, лишил противника способности трезво мыслить и легко обыграл его.

* Русский гроссмейстер Алехин, выиграв матч у самонадеянного Боголюбова, решил проучить его, рассказав такой анекдот:
- Приснилось мне, что я умер и прибыл к вратам рая. Путь мне преградил святой Петр, спросив, кем я был на земле. «Шахматным маэстро», - ответил я. «Таких мы в рай не пускаем», - услышал я. Удрученный, я уж было хотел пойти прочь, как увидел за облаками Боголюбова. «А что делает этот господин здесь? Ведь он тоже играет в шахматы». – «Нет, что вы, это ему только кажется».

* В начале 90-х годов, когда из-за Каспарова произошел раскол в международном шахматном движении, Борис Спасский назвал Гарри «большевиком», охарактеризовав три его «революционные установки»: 1. Кто не с нами – тот против нас. 2. Если враг не сдается – его уничтожают. 3. Не знаем что, но доведем до конца.

* После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций.
Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона. Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10 79 , а число уникальных шахматных партий составляет 10 120 .


Если Вы ищете какое-то определенное слово, термин или понятие, то просто нажмите на Вашей компьютерной клавиатуре Ctrl + F , после чего впишите его во встроенном поисковике браузера.

Шахматный словарь

А

  • Аванпост - это клетка на шахматной доске, которая по ходу партии уже не сможет оказаться под боем пешки Вашего противника. Шахматный аванпост, который защищен пешкой игрока может стать прекрасной местом для шахматной ладьи, контролирующей открытую вертикаль.
  • Автомат шахматный - это общее название различных иллюзионных устройств, в которых партию ведёт невидимый публике шахматист, нажимающий для передвижения фигур специальные рычаги. Автоматы хоть и не играли самостоятельно, но сыграли важную научную роль, и явились прообразом современных шахматных компьютеров.
  • Адванс (продвинутые шахматы) - шахматы, в которых людям позволяется пользоваться помощью компьютеров. От английского Advanced chess.
  • «Армагеддон » - это решающая партия между двумя шахматистами в блиц (как правило, происходит на тай-брейке матча за чемпионский титул), которая играется на необычных условиях: белые имеют 5 минут на обдумывание всех ходов в своей партии, а черные только 4 минуты, однако белых устраивает только выигрыш, ведь в случае ничьей участник, играющий черным цветом, будет признан победителем.
  • Атака - имеет два понятия. В тактическом обозначает прямое нападение на шахматные фигуры противника. В стратегическом подразумевает наступление на каком-либо участке шахматной доски или по всей доске по определенному плану.
  • Атакёр - шахматист, играющий в остро-атакующем стиле.

Б

  • Батарея - две (или более) шахматные фигуры, объединение которых усиливает потенциал шахматной атаки. К примеру, батарея «ферзь + слон», «ладья + ферзь» и так далее.
  • Баранка (бублик) - поражение, ноль в таблице турнира.
  • Белопольник - белопольный слон.
  • Белоцветчик - игрок, который сильно играет белыми фигурами и заметно слабее - чёрными.
  • Бешеная фигура - фигура, которую многократно приносят в жертву, чтобы создать на доске пат. Пример бешенства ладьи в этюде.
  • Блиц - молниеносная игра в шахматы, при которой используется укороченный контроль времени обдумывания своих ходов (как правило, 5 минут каждому из соперников на всю партию, есть и по 3 минуты, а также по 1). Игрок, который просрочит время, получит мат, сделает невозможный ход, автоматически проигрывает.
  • Блицор - шахматист, который любит или хорошо играет в блиц-шахматы.
  • Блокада - стратегия ограничения подвижности шахматного войска (пешек и фигур) противника.
  • Блокер - фигура, которая блокирует своим положением продвижение вражеской пешки.
  • Бомба - дебютная новинка (разработка) огромной силы, меняющая оценку известного варианта. Одна из ярчайших старых, добрых, докомпьютерных бомб.
  • Быстрые шахматы (рапид) - партия в шахматы с укороченным лимитом времени на обдумывание (как правило, от 15 до 30 минут каждому из соперников на всю партию).

В

  • Вертикаль - поля шахматной доски с одинаковым индексом буквы (например, вертикали a, b, c или другие).
  • Вечный шах - ситуация, в которой одна из сторон (как правило, сильнейшая) не может избежать серии повторяющихся шахов от фигур соперника. Партия при этом, как правило, оканчивается ничьей после троекратного повторения позиции.
  • Взятие на проходе - Взятие пешкой пешки противника на поле, которое она пересекла, делая свой «двойной ход». Возможно лишь в том случае, когда пешка находится на 5-й (для белых пешек) или 4-й (для чёрных пешек) горизонтали и пешка противника, делая двойной ход, пересекает поле, находящееся под боем у данной пешки.
  • Шахматный вестник - ежемесячный журнал, издававшийся в Петербурге в июле 1885 - январе 1887. Издание в основном осуществлялось М. Чигориным, рассматривавшим его как продолжение журнала «Шахматный листок» и видевшим его задачу в распространении шахматных знаний в России и объединении русских шахматистов. Двухнедельный журнал, издававшийся в Москве в январе 1913 - октябре 1916.
  • Вилка - ход, после которого под боем оказываются две (и более) шахматные фигуры противника.
  • Висячие пешки - две центральные связанные пешки при отсутствии на смежных вертикалях своих пешек.
  • Вскрытый шах (вскрышка) - разновидность открытого нападения, при которой шахматная фигура, делая ход, открывает линию действия другой фигуры, под ударом которой оказывается король, тем самым объявляется шах.
  • Выжидательный ход - ход, ничего принципиально не меняющий в характере позиции, но в то же время который ставит цель выяснить дальнейшие намерения противника, передав ему очередь хода.
  • « Вынести в одну калитку » - уверенно обыграть.

Г

  • Гамбит - разновидность дебюта, в котором осуществляется жертва материала (обычно пешки, реже фигуры) ради быстрейшего развития.
  • Гарде (фр. gardez «берегите(сь)») - нападение на ферзя (устаревшее; объявление «гарде» не обязательно).
  • Гандикап - англ., В шахматной игре состязание между многими игроками разной силы, причём сильные дают какое-либо преимущество (фору: вперёд 1-2 хода, пешку или фигуру) более слабым игрокам для относительного уравновешивания сил.
  • Голый король - незащищенный собственными фигурами король.
  • Горизонталь - поля шахматной доски с одинаковым индексом цифры («первая горизонталь», «пятая горизонталь» и т. п.).
  • Гроб - (безнадега, горшок, жбан, труба, ящик) - ужасающе плохая и безнадежная шахматная позиция.
  • Гудини (Houdini) - один из сильнейших аналитических модулей (шахматных программ), обыгравший Рыбку (Rybka) .

Д

  • Дальнобойная фигура - ферзь, ладья, слон.
  • Дармовой заезд - атака без жертв или удобная позиция без риска.
  • Двух слонов преимущество - ситуация, при которой одна из сторон обладает двумя слонами, а противная сторона - слоном или конём, либо двумя конями. Особенно данное преимущество сказывается в открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет использовать их в полную силу. Преимущество двух слонов называют иногда «маленьким качеством».
  • Движок - это уникальная программа, которая встраивается в шахматную оболочку (например «Фриц», «Арена», «Шредер»), тем самым сила игры оболочки увеличивается во много раз.
  • Дебют - начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.
  • Демаркационная линия - линия, условно проведённая между четвёртой и пятой горизонталями и разделяющая шахматную доску на две равные половины.
  • Диагональ - поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.
  • Детский мат - мат в дебюте, который обычно получает начинающий (ребенок). Основная идея - объявить мат ферзём и слоном на поле f7 (f2) (то есть жертвой могут оказаться как белые, так и черные). Схема Д.м. характеризуется примерно такими ходами: 1.e4 e5 2.Фf3 Kc6 3.Cc4 d6 4.Ф:f7X.
  • Доминация - подавляющее преимущество, которое проявляет себя в полном контроле над ключевыми полями и пространством шахматной доски в целом.
  • Доплывать - cознательно играть на ничью во всех оставшихся партиях турнира, имея хороший запас очков - чтобы не упустить синицу из рук.
  • Доска шахматная - квадрат из 64 (восемь на восемь) одинаковых по размеру, попеременно расположенных светлых и темных клеток квадратной формы. Светлые клетки называют белыми полями, темные - черными. Шахматная доска располагают так, чтобы слева от играющего находилось черное поле.
  • Дракон - вариант сицилианской защиты, в котором расположение чёрных пешек напоминает одноимённое чудовище: 1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4. Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6!
  • Дурацкий мат - мат в дебюте, который получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.
  • Дыра - слабое поле.
  • Длинная рокировка - помимо общепринятого значения, имеет и другой смысл: три поражения подряд. Возникло от обозначения 0-0-0.
  • Дрова (дровишки) - слабые пешки.

Ё

  • Ёж - возникающая во многих дебютах пешечная структура, в которой пешки стоят по шестой (третьей) горизонтали.

Ж

  • Жертва - неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) для получения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью. Жертва может также иметь целью захват (перехват) инициативы, получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями и т. п.
  • Жертва корректная - то есть обоснованная, правильная, оправдывающая себя даже при наилучшей защите.
  • Жертва некорректная (блеф) - жертва, рассчитанная на ошибки защищающейся стороны, на цейтнот и т. п., то есть имеющая достаточно очевидное опровержение.
  • Жертва позиционная - не предполагающая немедленный отыгрыш материала и ориентированная на получение долговременных позиционных преимуществ.

З

  • Задача шахматная - произведение шахматной композиции, решение которой предполагает нахождение строго единственного пути для объявления мата слабейшей стороне в обозначенное число ходов. В зависимости от числа ходов, необходимых для решения, задачи делятся на двухходовки, трёхходовки и многоходовки.
  • Забор - пешечная цепь.
  • Задвижка - тематическая жертва завлечения, создающая предпосылку для спёртого мата.
  • Закрытая игра - ведение партии при закрытом (фиксированном) центре, перегороженном пешечными цепями. Характеризуется преимущественно позиционной игрой, лавированием, перегруппировкой боевых сил, нащупыванием слабостей в лагере противника и т. п. Вскрытие игры - переход к открытой игре (посредством прорыва, жертв материала и т. п.).
  • Засада - ситуация, в которой дальнобойная фигура располагается за своей или чужой фигурой (фигурами). Действие дальнобойной фигуры проявляется только после перемещения стоящей перед ней фигуры (фигур).
  • Заснуть - надолго задуматься.
  • Звон - болтовня во время блица.
  • Зевок - грубый просмотр, ошибка, результатом которой становится потеря той или иной шахматной фигуры либо пешки, чаще всего приводящий к проигрышу партии.
  • Зрение комбинационное (тактическое) - умение увидеть таящиеся в позиции возможности, получить преимущество с помощью тех или иных жертв материала.

И

  • Игра вслепую - игра не глядя на доску, одна из разновидностей показательных выступлений. В последнее время для повышения зрелищности игра «вслепую» включена в программу международных турниров («Амбер-турнир»). Однако в нём игрокам разрешается использовать для удобства изображение пустой шахматной доски (на дисплее компьютера).
  • Игра на два результата - ситуация, когда стабильный перевес одной из сторон фактически исключает вероятность проигрыша.
  • Игра на три результата - острая ситуация, в которой крайне трудно предсказать итог партии и все возможно...
  • Играть руками - играть автоматически, без раздумий, делая напрашивающиеся ходы.
  • Изолятор - изолированная пешка , пешка на соседних вертикалях которой нет своих пешек.
  • Инициатива - преимущество активной стороны, могущей навязать обороняющейся стороне стиль и темп борьбы, подготовить и осуществить атаку и т. п.
  • Испанка - испанская партия. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5…
  • Испортить прическу - разрушить монолитность пешечного построения.
  • Итальянка - итальянская партия. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Bc5.

К

  • «Капкан » - ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере ферзя или другой фигуры.
  • Катать - играть на победу абсолютно любую позицию.
  • Качка - качество, разница между ладьей и легкой фигурой.
  • Китайская ничья - прекратить игру, размашистым движением руки смахнув фигуры с доски.
  • Качество - «вес», отличающий тяжёлую фигуру от лёгкой; «выиграть качество» или «пожертвовать качество» означает операцию, при которой один из игроков выигрывает (или жертвует) ладью, отдав (получив) за неё лёгкую фигуру.
  • Квалификация шахматная - признанный в соответствии с правилами (кодексом) уровень силы шахматиста. Фиксируется в виде присвоения соответствующих званий и разрядов (напр., национальный мастер, мастер ФИДЕ, международный мастер, международный гроссмейстер). Соответствующие разряды и звания присваиваются не только шахматистам-игрокам, но и шахматным композиторам.
  • Кингчесс - разновидность шахмат, основанная на пустой доске в начале партии. В процессе партии соперники постепенно выставляют свои фигуры на доску.
  • «Классика » - партия, игранная с обычным (классическим) контролем времени (в отличие от быстрых шахмат или блица).
  • Клиент - удобный партнер, у которого удается выигрывать всегда и всюду.
  • Комбинация - форсированный вариант с жертвой (определение принадлежит М. М. Ботвиннику).
  • Комбинат - эффектная комбинация.
  • Комбинатор, комбайнёр - игрок, умеющий красиво комбинировать за доской.
  • Комодо (Komodo)
  • Коновал - игрок, умело оперирующий конями. Превосходным Коновалом показал себя Топалов в матче против Крамника.
  • Контргамбит - разновидность дебюта, в которой осуществляется встречная жертва материала для противодействия планам противника. Например, контргамбит Фалькбеера в королевском гамбите (1.e4 e5 2.f4 d5).
  • Контригра - возможность встречной игры против слабостей противника.
  • Конь Каспарова - черный конь на d3.
  • Конь Тарраша - конь на краю доски.
  • Король Стейница - активный король в миттельшпиле.
  • Кооперативный мат - разновидность шахматной задачи, в которой сторона, получающая мат, оказывает содействие матующей стороне.
  • Короткая рокировка - помимо общепринятого значения, имеет и другой смысл% два поражения подряд. Возникло от обозначения 0-0.
  • Крепость - разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не может одержать победу даже при наличии большого материального преимущества (например, некоторые позиции, при которых ладья с пешкой образуют неприступную крепость против ферзя).
  • Круговик - турнир по круговой системе, которая предусматривает небольшое и обычно четное количество участников. Все они должны сыграть друг с другом - в один или два круга.
  • Криттер (Critter) - один из сильнейших аналитических модулей (шахматных программ).

Л

  • Лавирование - маневры позиционного характера, в ходе которых поддерживается общее напряжение, неопределённость, и стороны не обнаруживают до конца своих намерений.
  • Ладейник - ладейное окончание.
  • «Ласкеровская компенсация » - компенсация за ферзя в виде ладьи, пешки и лёгкой фигуры (как правило, слона). Термин образован от фамилии второго официального чемпиона мира по шахматам Эм. Ласкера, неоднократно и с успехом осуществлявшего подобный размен сильнейшей фигуры.
  • Лёгкая партия - партия, игранная вне официальных соревнований (в отличие от турнирной или матчевой партии).
  • Ловушка - один из приёмов борьбы в практической партии, когда сторона, устраивающая ловушку, рассчитывает на опрометчивость противника, который соблазнится «отравленной» пешкой или оставленным под боем ферзем и получит «взамен» мат или потерпит существенный материальный урон.
  • Лошадь - конь, шахматная фигура.

М

  • Маленькое качество - так иногда называют преимущество двух слонов. По Таррашу: разница в силе между слоном и конём; размен слона на коня.
  • Мат - в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.
  • Мат Легаля - матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя лёгкими фигурами (схема этой конструкции: 1.e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1?? 6.C:f7+ Kpe7 7.Kd5x). Название мата происходит от имени Кермюра Сира Де Легаля, впервые осуществившего данный мат в практической партии против кавалера Сен-Бри (1787, Париж, кафе «Режанс»). Правда, ход К:е5 Легаль делал при чёрном коне на с6, и Сен-Бри мог выиграть фигуру, просто взяв коня на е5 (а не получить мат после взятия ферзя на d1).
  • Мат линейный - мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьёй и ферзём, двумя ферзями).
  • Мат спёртый - мат, объявляемый конём, при котором матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.
  • Мат эполетный - мат, объявляемый ферзём, при котором матуемый король с обеих сторон ограничен собственными ладьями («эполетами») (например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8).
  • Матовая сеть - позиция, в которой король слабейшей стороны не может избежать мата ввиду того, что все возможные поля для отступления перекрыты собственными фигурами или контролируются атакующей стороной.
  • Материал - фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной партии. Обладание лишним материалом предопределяет материальное преимущество. Отдача материала для получения решающего преимущества - комбинация, жертва.
  • Матовала - шахматист, любящий или умеющий играть на мат.
  • Матч - форма шахматного соревнования, при которой 2 игрока играют между собой определённое чётное количество партий (6,12,24,48 и т. д.) до выявления победителя. Победителем считается игрок, набравший по итогам матча большее количество очков, чем его оппонент. Чаще всего матчевая система применяется в претендентских соревнованиях и для выявления Чемпиона мира.
  • Мельница - типовая комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной. Именно "мельница" в партии с Эм. Ласкером прославила мексиканского гроссмейстера Карлоса Торре на турнире в Москве в 1925 г.
  • Миниатюра - 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок проигравшей стороны; 2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур (не больше семи, включая королей).
  • Миттельшпиль - середина, основная часть шахматной партии, обычно следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.
  • Мишень - фигура или поле, которые являются объектом комбинации или атаки.

Н

  • Ничья - результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. За ничью каждый игрок получает по пол-очка.
  • Навес - удар.
  • Насиловать позицию - играть вопреки требованиям позиции. Например, играть на выигрыш там, где необходимо защищаться и бороться за ничью.
  • Начальное положение - положение фигур на доске перед началом партии.
  • Не выйти из дебюта - получить прямо в дебюте плохую позицию.
  • Ничья в кармане - возможность играть без какого-либо риска, с гарантией ухода на ничью при необходимости.
  • Новинка - новый ход (новая схема развития) в известных вариантах (табиях).
  • Нокаут-система - принцип соревнований (в том числе на первенство мира), при котором в дальнейший круг проходит победитель каждой из пар, определённых жеребьёвкой. Причём сначала играются партии с классическим контролем, затем (если победитель не определился) - в быстрые шахматы, затем (если и рапид не определил победителя) - блиц. Если по итогам этих состязаний не выявлен победитель, то последняя время используется система армаггедон - система, при которой по жеребьёвке одной стороне будет дано на партию 5 минут, а другой - 4 минуты. Если итогом этой партии является ничья, то победа засчитывается игроку, имевшему изначально меньшее количество времени. Если же итогом является победа одной из сторон, то итоговый результат выставляется соответственно результату сыгранной партии.
  • Нотация шахматная - общепринятая система обозначений, посредством которой осуществляется запись шахматной партии или той или иной позиции. Запись полной нотацией предполагает обозначение поля, с которого пешка или фигура делает ход - и, соответственно, поля, на который этот ход делается (например, 22. Кра4-b3 означает, что белый король с поля а4 сделал ход на b3). Запись сокращённой нотацией ограничивается указанием поля, на которое сделан ход (например, 56. …Лg7 - чёрная ладья сделала ход на поле g7). Различается буквенная и чисто цифровая нотация (последняя используется при игре по переписке).

О

  • «Обезьянья игра » - условное название серии ходов в шахматной партии, когда один из соперников зеркально повторяет ходы другого.
  • Обдернуться - сделать не тот ход, что задумал.
  • Обжорный ряд - седьмая горизонталь, на которую вторгается неприятельская ладья, и начинает пожирать пешки.
  • Огребание люлей - действие, во всех смыслах противоположное их раздаче.
  • Окучить - методично, постепенно атаковать, окружить и уничтожить.
  • Отжарить - убедительно обыграть.
  • Откладывание партии - процедура прерывания партии с последующим доигрыванием. При этом игрок, имеющий очередь хода мог сделать его на доске (открытый ход)или же записать его на бланке и запечатать в конверт (секретный ход). Отложенная партия могла анализироваться, при этом не исключалась помощь других шахматистов. Практиковалась до широкого внедрения компьютерных программ в жизнь. Современный контроль времени предполагает, что партия начинается и заканчивается в один игровой день.
  • Открытая игра - ведение борьбы преимущественно тактическими средствами с использованием открытых линий, диагоналей, дальнобойности фигур и т. п.(см. также Закрытая игра).
  • Открытая линия - вертикаль шахматной доски, свободная от пешек.
  • Открытые дебюты - шахматные начала, возникающие после ходов 1.e4 e5. Преимущественно ведут к живой открытой фигурной игре. Хотя ряд вариантов, например, итальянской или испанской партии приводят к закрытым позициям и длительному позиционному лавированию.
  • Отравленная пешка - незащищенная явным образом боевая единица, взятие которой ведет к печальным последствиям.
  • Отсталая пешка - пешка, которая не может стать рядом со своей пешкой на смежной вертикали.

П

  • Пат - позиция, в которой какой-либо стороне не объявлен шах, но она не имеет возможности сделать ход.
  • Первая линия - наилучший вариант игры за обе стороны, предлагаемый той или иной шахматной программой.
  • Пешка - минимальная боевая единица в шахматах, одновременно - базовая единица измерения шахматного материала (в среднем лёгкая фигура равна трём пешкам, ладья - пяти и т. п.). Ф. Филидор называл пешки «душой шахмат».
  • Пешечник - пешечное окончание.
  • План игры - стержень шахматной стратегии, в которой увязывается воедино дебют, середина игры (миттельшпиль) и эндшпиль. План формируется на основе динамичной (меняющейся) оценке позиции и включает в себя постановку адекватной цели борьбы (борьба за победу, за ничью), оценку необходимости перегруппировки фигур, оценку приемлемости (неприемлемости) серии разменов, необходимость тех или иных маневров, лавирования и т. п.
  • Пластуны - пешки, ползущие в ферзи на разных флангах одновременно.
  • Плотный ход - ход с повышенным запасом прочности, улучшающий взаимную защиту фигур.
  • Поддавки (шахматные) - игра, где побеждает сторона, первая отдавшая все свои фигуры и пешки (включая короля).
  • Подкрутить позицию - осложнить игру неочевидным и быть может даже плохим ходом. Осуществляется в блице или в серьезной партии в цейтноте соперника.
  • Позиция (поза) - положение, случившееся в практической партии или представляющее задание в шахматной композиции. Умение адекватно оценивать позицию представляет собой одну из необходимых составляющих шахматного мастерства.
  • Поле - единица шахматного пространства, то же, что и «пункт», «клетка шахматной доски». Обладание ключевыми полями в данной конкретной позиции предопределяет позиционное преимущество.
  • Полтинник - 50% набранных в турнире очков из возможных.
  • «Слабое» поле - поле, доступное для вторжения вражеских сил.
  • Полуход - один ход белых или один ход чёрных, единица измерения и минимальная единица изменения позиции на шахматной доске. Два полухода составляют ход, представляющий собой одну строку в записи шахматной партии на бумаге.
  • Поплыть - потерять нить игры, растеряться.
  • Похоронить вариант - опровергнуть применяемый на практике и считающийся корректным дебютный вариант. Довести анализ до категоричной оценки в пользу одной из сторон.
  • Превращение - замена пешки при достижении последней горизонтали на любую фигуру своего цвета (кроме короля).
  • Превращение «слабое» - превращение пешки не в самую сильную фигуру (то есть не в ферзя, как обычно), а, например, в коня, слона или ладью. При этом «слабое» превращение может быть сильнейшим ходом (!).
  • Прихватить соперника в дебюте - добиться значительного преимущества в начальной стадии партии.
  • Провисать - оказываться без защиты.
  • Промежуток - промежуточный ход, неожиданная вставка в вариант, который изначально казался форсированным.
  • Программа шахматная - разновидность игровых компьютерных программ, способных оценивать позицию и в соответствии с заложенным алгоритмом делать (предлагать) ход. Лучшие современные программы (Rybka, Fritz, Deep Blue, Deep Thought etc.) играют на уровне сильных гроссмейстеров и успешно сражаются с чемпионами мира (компьютерам проигрывали матчи и Каспаров, и Крамник…). Они также полезны при подготовке к соревнованиям и при анализе партий или технических позиций.
  • Промежуточный ход - неочевидный ход, сделанный вместо очевидного (напрашивающегося), позволяющий извлечь дополнительную выгоду из позиции (например, вместо «очевидного» взятия фигуры во время размена дается промежуточный шах, заставляющий короля противника занять невыгодную позицию).
  • Пространство - один из фундаментальных ресурсов (наряду с временем и игровой инициативой) шахматной игры. Завоевание и использование пространства - условие реализации любой игровой стратегии, ориентированной на победу.
  • Профилактика - меры, предупреждающие возможные риски и угрозы задолго до того, как они проявятся в полной мере.
  • Проходная пешка (проходимец) - пешка, перед которой нет пешек противника (в том числе на смежных вертикалях) и которая может двигаться к полю превращения.
  • Преимущество - превосходство над позицией противника в одном из компонентов (материальное или позиционное преимущество).

Р

  • Размен - ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют обмен примерно равноценным материалом (размен лёгкой фигуры на лёгкую фигуру, пешки на пешку, лёгкой фигуры на три пешки, ферзя на две ладьи или три лёгких фигуры и т. п.). В свое время М. М. Ботвинник определил содержание шахматной игры как обобщенный размен.
  • Работа по дереву - анализ шахматной партии на доске с фигурами, без использования компьютера.
  • Раздача люлей - выигрыш с особым цинизмом.
  • Разноцвет - позиция с разноцветными слонами. Например, с белопольным слоном у белых и чернопольным у черных. Других слонов в позиции нет.
  • Расписать - исполнить короткую, быструю ничью. Чаще всего в подобных случаях соглашение на ничью происходит еще до партии.
  • Рассыпаться - проиграть неплохую позицию в несколько ходов.
  • Рейтинг - текущий уровень относительной силы шахматиста, выражаемый в числовом коэффициенте (с 1972 - коэффициент Эло по имени Арпада Эло, предложившего методику расчётов и использования коэффициентов). Уровень мастера ФИДЕ - от 2300, международного мастера - от 2400. Уровень гроссмейстера - от 2500 и выше. Гроссмейстеры экстра-класса - от 2600 и даже от 2700 и выше.
  • Рентген - эффект долговременного воздействия дальнобойной фигуры, от которого фигуры соперника не в состоянии надежно укрыться. Например в конструкции «белый слон на g2, чёрные конь на с6, ферзь на b7, король на a8» чёрный король ощущает рентгеновское действие белого слона.
  • Ретроградный анализ (ретроанализ) - задание в шахматной композиции, предполагающее выяснение того, каким был последний ход в партии (и какой именно стороны - белых или черных), чья очередь хода и т. п.
  • Рокада - вертикаль, открытая для маневров ладьи.
  • Рокировка - ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при длинной - на ферзевый. При осуществлении рокировки король переносится через одно поле (соответственно, для белого короля на поля g1 (при короткой рокировке) или c1 (при длинной)), ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул» король. Рокировка может производиться только, если ни ладья ни король до рокировки не делали ходов, и ни одно из полей между полями, занимаемыми королём и ладьёй, не занято другими фигурами, королю не объявлен шах и ни одно из полей на его пути (то, которое он пересекает, делая ход, и то, на которое он ходит) не находится под боем.
  • Ряд - то же, что и горизонталь. «Обжорный» ряд - вторая (для чёрных) или седьмая (для белых) горизонталь, на которых тяжёлые фигуры могут «полакомиться» пешками.
  • Рубить флаг - играть исключительно с целью заставить соперника просрочить время.
  • Рыба - ничья.
  • Рыбка (Rybka) - один из сильнейших аналитических модулей (шахматных программ).

С

  • Самый популярный шахматный термин - задание в популярной интернет-игре "Сто к одному". На сайте Вы можете найти ответы на него.
  • Связка - положение, когда фигура не может сделать ход из-за того, что после её хода поле, на котором стоит король, будет атаковано. Связанной может также быть фигура, ход которой приведет к потере ферзя или проигрышу качества.
  • Связанные пешки - стоящие на смежных вертикалях рядом или защищающие одна другую.
  • Сдвоенные (строенные) пешки - две (три) пешки одной стороны, находящиеся на одной вертикали.
  • Сеанс одновременной игры - средство популяризации шахмат, мероприятие, в ходе которого сильный шахматист (сеансер) играет одновременно ряд партий (от нескольких партий до нескольких сотен партий) с шахматистами более низкой квалификации.
  • Скахография - жанр шахматной композиции, при которой расположение шахматных фигур образует очертания букв, цифр или какие-то рисунки (например, очертания новогодней ёлки).
  • «Слабое» превращение - превращение пешки не в ферзя, а в ладью или легкую фигуру.
  • «Слепота» шахматная - «затмение» во время игры, при которой игрок не видит очевидных выигрывающих продолжений или совершает грубый зевок, ведущий к проигрышу или утрате решающего перевеса.
  • Стратегия шахматная - долговременный план, на реализацию которого направлены конкретные ходы и операции. Общая линия стратегии определяется прежде всего требованиями позиции и включает в себя оценку позиции, определение конечной цели (борьба за победу или за ничью), методов достижения последней (обострение игры, блеф, переход в эндшпиль и т. п.).
  • Самоходки - связанные и далеко продвинутые пешки, остановить которые соперник не в состоянии.
  • Сбор урожая - реализация позиционного перевеса: серия ходов, в результате которой атакующая сторона добивается значительного материального преимущества.
  • Сицилианка - сицилианская защита.
  • Скинуть - пожертвовать или вернуть материал.
  • Славянка - славянская защита.
  • Слоны Горвица - (Horwitz Bishops), два слона, стоящие рядом и простреливающие открытие диагонали. Употребляется на Западе.
  • Слон Гуфельда - черный слон g7 в старушке.
  • Слон Фишера - активный белопольный слон в испанке или сицилианке.
  • Соскок - спасение в трудной позиции.
  • Сплав - умышленный проигрыш партии.
  • Старушка - староиндийская защита.
  • Стокфиш (Stockfish) - один из сильнейших аналитических модулей (шахматных программ).
  • Столбик - серьёзный перевес. От +/- или -/+. Это оценки, введенные в обиход югославским «Информатором». Произносятся как «плюс-минус в столбик» (если перевес у белых) и «минус-плюс в столбик» (у чёрных).
  • Стоять - не предпринимать активных действий, делать выжидательные ходы.
  • Строчка - решающий перевес. От +- или -+ . Это оценки, введенные в обиход югославским «Информатором». Произносятся как «плюс-минус в строчку» (если перевес у белых) и «минус-плюс в строчку» (у чёрных).
  • Стучать - играть в блиц. Также играть в серьёзной партии на цейтнот соперника, быстро ходить и резко переключать часы.\

Т

  • Табия - хорошо изученная дебютная позиция, с достижения которой игроки начинают делать собственные, не «книжные» ходы. В старинных шахматах фигуры не отличались современной динамикой и дальнобойностью, и требовалось немало времени, чтобы разыграть дебют. Поэтому по договорённости игра сразу начиналась с табий.
  • Тактика шахматная - система приёмов (прежде всего с использованием комбинаций), позволяющих достичь преимущества или свести партию к ничьей. К приёмам шахматной тактики относят разнообразные типичные средства («отвлечение», «завлечение», «уничтожение защиты» и пр.).
  • Темп - 1) ритм игры; 2) отдельный ход (в этом смысле потеря темпа - лишний ход, то есть потеря времени).
  • Теория шахматная - сфера анализа и обобщения практики, выявление определённых закономерностей, присущих шахматной игре на различных её стадиях (теория дебюта, теория окончаний и т. п.).
  • Топталка - повторение позиции вновь и вновь.
  • «Треугольник » - один из способов передачи очереди хода сопернику в окончании партии или этюде с целью поставить его в положение цугцванга.
  • Тура - шахматная ладья.
  • Туристы - 1. Любители, получавшие в XIX - нач. XX вв. фору, равную ладье (туре); 2. Участники чемпионата мира, не претендующие на титул или высокий результат. Термин ввёл в обиход Гарри Каспаров в 1999-м году - во время нокаут-чемпионата мира ФИДЕ в Лас Вегасе.
  • Турнир - разновидность (наряду с матчем) шахматного соревнования, при котором ряд участников играет с друг другом. Типичный пример - круговой турнир, в котором каждый участник играет со всеми остальными. Турнир по швейцарской системе позволяет провести соревнование с многими десятками (и даже сотнями) участников посредством проводимой после каждого тура жеребьёвки (в каждом новом туре играют между собой участники, имеющие примерно равное количество очков). Турнир по шевенингенской системе предполагает соревнование команд, где в конечном счете каждый участник одной команды играет партию с каждым участником другой команды.
  • Турнирная таблица - документ, позволяющий оценить текущее турнирное положение участников турнира (по выставляемым в таблице результатам туров)или их итоговый результат (итоговая таблица).
  • Тычок - пешечный удар.

У

  • Угроза - нападение на один из объектов позиции неприятеля с созданием реальной опасности для его положения.
  • Уконтрапупить - обыграть, разгромить.
  • Урок волшебных шахмат - задание в известной шахматной игре Шарарам от сказочного персонажа Лосяш. У нас на сайте Вы можете найти ответы на данный шахматный урок.

Ф

  • Фаланга - пешечная цепь.
  • Фейерверк - каскад жертв при осуществлении комбинации.
  • Фианкетто - или фианкетирование, термин обозначающий развитие слона на большую диагональ под защитой пешечного «домика» (например, слона на g2 при пешках f2, g3 и h2).
  • Фишка, фига - шахматная фигура.
  • Фланг - край доски, расположенный на вертикалях a, b, c и f, g, h.
  • Королевский фланг - фланг, ближний к королю в начале шахматной партии, на вертикалях f, g, h.
  • Ферзевый фланг - фланг, ближний к ферзю в начале шахматной партии, на вертикалях a, b, c.
  • Фишеровские шахматы (рэндом-чесс) - шахматы, в которых фигуры стоят на исходных позициях иным образом (но симметрично у белых и черных), чем в классических шахматах (пешки же по-прежнему занимают второй ряд) - причём слоны обязательно стоят на полях разного цвета и ладьи с разных сторон от короля. Позиции в этой разновидности шахмат недостаточно изучены теорией и носят более «свежий» и оригинальный характер.
  • Форпост - выдвинутая во вражеский лагерь (то есть за демаркационную линию) фигура (как правило, конь), защищённая пешкой. Например, конь на поле e6, защищённый пешкой d5 или (и) f5.
  • Форсаж - форсированный, то есть вынужденный вариант.
  • Форсирование - осуществление серии ходов, на которые противник вынужден отвечать только определённым образом (например, при разменах, при объявлении шахов и т. п.). Форсированные варианты облегчают предварительный расчёт.
  • «Форточка » - поле, на которое может отступить король в случае шаха по первой (последней) горизонтали. Соответственно, «сделать форточку» - это сделать ход одной из пешек, прикрывающих позицию рокировки. В случае отсутствия «форточки» принято говорить о возможной слабости первой (для белых) или последней (для чёрных) горизонтали.

Вам захотелось стать гроссмейстером по шахматам? Честно скажем, для достижения цели вам понадобится знать чуточку больше, чем приведённые ниже факты. Однако шахматы - это одна из самых известных стратегических игр на на нашей планете, их история насчитывает несколько столетий и чрезвычайна интересна сама по себе.

1.

Родиной шахмат считается Индия, эпоха государства Гуптов (около 1400 лет назад). Оттуда игра попала в Эраншахр (территория современных Ирана и Ирака), затем на Ближний Восток, в Европу и Россию.

Возможно, так выглядели первые шахматные партии

2.

Первый ход пешки на две клетки вместо одной был придуман в Испании в 1280 году.

Исключительное право пешки на первый ход

3.

Китайский император Суй Вэнь-ди однажды казнил двух заморских шахматистов, услышав, как они называли одну из фигур императором. Ярость Суй Вэнь-ди вызвало упоминание высокого титула правителя Поднебесной в простой игре.

Император Суй Вэнь-ди, по-видимому, не одобрял шахматы

4.

Первое упоминание шахмат в Америке относится к 1641 году и связано с городом Эстер Синглтон, где в то время жили голландские поселенцы. А первый шахматный турнир в США состоялся в Нью-Йорке в 1857 году.

Литографии участников первого шахматного турнира в США

5.

Самый долгий по времени ход принадлежит бразильцу Франсиско Троису: на его обдумывание шахматист потратил два часа и двадцать минут.

Больше двух часов понадобилось бразильскому шахматисту на обдумывание хода (на фото в чёрном жилете)

6.

Первая партия «Космос - Земля» состоялась 9 июня 1970 года. Её сыграли экипаж космического корабля Союз-9 и представители центра подготовки космонавтов на Земле. Игра закончилась вничью.

Матч космонавтов с Землей закончился вничью

7.

Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Изабелла Испанская не приказала сделать ферзя (а в Европе его называют королевой) самой сильной фигурой на доске.

Из самой слабой фигуры ферзь стал самой сильной

8.

Самая старая из записанных шахматных партий относится к 900 году – это была игра между багдадским летописцем и его учеником.

Иллюстрация к старейшей из шахматных партий

9.

Легендарный учёный Алан Тьюринг написал первую в мире компьютерную программу для игры в шахматы в 1951 году. Так как в то время не было машины, способной обработать эту программу, для тестовой игры Тьюрингу пришлось самому выполнять алгоритмические вычисления, делая в несколько минут один ход.

Тьюринг интересовался и шахматами

10.

«Deep Blue» стала первой программой, проигравшей гроссмейстеру в ноябре 1988 года. Однако девять лет спустя она же выиграл две партии в матче с Гарри Каспаровым в 1997 году и стал также первой машиной, теперь уже обыгравшей человека.

Компьютер научился играть в шахматы не хуже человека

11.

Самый старый из сохранившихся наборов шахмат был найден на острове Льюис в Северной Шотландии. Он датируется XII веком нашей эры, и предположительно создан в Исландии или Норвегии. Его оригинальное исполение послужило образцом для волшебных шахматных фигур в фильме «Гарри Поттер и философский камень».

Самый старый шахматный набор сыграл свою роль в кино о Гарри Поттере

12.

Эммануэль Ласкер оставался чемпионом мира по шахматам дольше всех в истории: 26 лет и 337 дней, с 1894 по 1921 годы.

Эммануэль Ласкер много лет оставался непобедимым

13.

Второй книгой, напечатанной на английском языке вслед за рассказами о Троянской войне, стал труд о шахматах.

Иллюстрация к одной из первых печатных книг по шахматам

14.

В 1561 году испанский священник Руи Лопес де Сегура написал книгу «Об изобретательности и искусстве игры в шахматы», которая стала первым серьезным изучением этой игры. С именем Руи Лопеса связано создание испанского дебюта, так как наибольшее внимание в своем труде Лопес уделял именно началу игры.

Первый теоретический труд о шахматах составил Руи Лопес де Сегура

15.

Шахматы часто приводятся врачами в пример эффективного средства улучшения памяти. Также эта игра тренирует ум путём решения сложных логических задач, поэтому она рекомендуется для борьбы с болезнью Альцгеймера.

По мнению врачей, шахматы улучшают память и тренируют ум

16.

Название «шахматы» происходит от персидских слов «шах» и «мат», которые часто переводятся как «король умер», хотя более точным эквивалентом было бы выражение «король в ловушке» или «королю не убежать».

Королю не убежать!

17.

В 1972 году во время матча Фишер-Спасский в Рейкъявике советская делегация подозревала претендента Фишера в использовании различных электронных и химических устройств для того, чтобы вывести чемпиона мира из равновесия. Стул Спасского охранялся круглосуточно, а после игр был отправлен в лабораторию, но ничего необычного в нем найдено не было.

Психологическое давление Роберта Фишера на Бориса Спасского так и не было установлено

18.

Филлипинский мальчик Алехин Нури стал самым молодым мастером ФИДЕ в мире. Сейчас ему 9 лет.

Самому юному мастеру ФИДЕ 9 лет

19.

В английском языке слово rooky, обозначающее выдающего шахматиста, происходит от «rook» - ладья. Как правило, ладьи вступают в игру ближе к эндшпилю и вместе с ферзем являются самыми сильными фигурами.

Сильный шахматист подобен ладье

20.

Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником-шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги.

Изобретательный священник нашёл способ обойти запрет на шахматы

21.

Шахматные часы были изобретены Томасом Уилсоном в 1883 году, до этого времени использовались песочные часы. Современный вид шахматные часы приобрели к 1900 году, когда был придуман механизм переключения.

Без часов невозможно проведение шахматного турнира

22.

В 1985 году Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира по шахматам в возрасте 22 лет и 210 дней. До сих пор тринадцатый чемпион мира признаётся многими экспертами величайшим шахматистом в истории.

Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира

23.

Самый продолжительный по количеству ходов матч был сыгран между шахматистами Николичем и Арсовичем в Белграде в 1989 году. Партия продолжалась 20 часов 15 минут и завершилась ничьей. За игру было сделано 269 ходов. После этого матча ФИДЕ ввела правило 50 ходов: если за 100 ходов ни одна фигура не была взята, игроки не имеют права более затягивать игру и объявляется ничья.

Самый долгий матч в истории шахмат закончился ничьей

24.

Однако теоретически в самой длинной шахматной партии может быть 5 949 ходов.

В шахматной партии возможно сделать более пяти тысяч ходов

25.

Число возможных уникальных шахматных партий больше числа электронов во всей вселенной. Количество мельчайших частиц материи составляет около 10 в 79 степени, в то время как число неповторяющихся шахматных комбинаций более 10 в 120 степени.

Всевозможные партии в шахматах вряд ли когда-нибудь будут сыграны

Многие учёные не подвергают сомнению то, что шахматы оказывают крайне положительное воздействие на человека: развивают память, тренируют ум и не зря даже считаются спортом, а потому можно не сомневаться, что эта уникальная игра еще долгое время не уйдёт в историю.

Шахматы — настольная логическая игра для двух человек со специальными фигурами и 64-клеточным полем. Шахматы сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Как вид спорта, шахматы имеют иерархию званий, развитую систему регулярных турниров, национальные и международные лиги.

Международная шахматная федерация (ФИДЕ, фр. Federation Internationale des Echecs, FIDE) — международная спортивная организация, которая занимается популяризацией шахмат, а также организацией международных соревнований и турниров. Объединяет в себе национальные шахматные федерации.

История возникновения и развития шахмат

История шахмат насчитывает более полутора тысяч лет. Шахматы придумали в Индии в V-VI веке до нашей эры. Не позднее VI века в Индии появилась игра - чатуранга, которая имела узнаваемый шахматный вид. В отличие от шахмат в нее одновременно играли 4 игрока, а ходы зависели от бросков игральных костей. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить все фигуры оппонентов.

Распространившись из Индии в соседние страны, чатуранга претерпела ряд изменений. На востоке она стала носить название - шатрандж, в Китае - сянци, в Тайланде - макрук. В IX—X веке игра попала в Европу, где были составлены «классические» правила игры. Окончательно правила сформировались в XIX веке.

В 1886 году был проведен первый чемпионат мира по шахматам.

Шахматные фигуры

Пешка ♙ — ходит по вертикали на одно поле вперёд. Если ход сопровождается взятием фигуры соперника, то пешка имеет право ходить по диагонали на одно поле вперёд-вправо или вперёд-влево.

Конь ♘ — ходит на клетку, находящуюся на расстоянии 2 по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали от текущего положения.

Слон ♗ — ходит на любую клетку по диагонали.

Ладья ♖ — ходит на любую клетку по вертикали или горизонтали.

Ферзь ♕ — ходит на любую клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Король ♔ — ходит на 1 клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Перед началом партии каждый из игроков имеет на шахматном поле:

  • пешка - 8 шт.;
  • ладья - 2 шт.;
  • конь - 2 шт.;
  • слон - 2 шт.;
  • ферзь - 1 шт.;
  • король - 1 шт.

Правила шахмат

Ходы в шахматах делают поочередно, причем, первый ход делает игрок с белыми фигурами. Право играть белыми фигурами определяет жребий.

Ход считается сделанным в следующих случаях:

  • рука игрока опустила фигуру, после ее передвижения на незанятое поле;
  • при взятии фигуры оппонента, после замены фигуры оппонента на свою;
  • при рокировке;
  • при превращении пешки, в случае когда пешка снята с доски и игрок убрал руку от новой фигуры, поставленной на поле.

Кроме обычных ходов, в шахматах существуют 2 специальных хода:

  • Рокировка - одновременная смена положения короля и ладьи одного цвета, при условии, что они не двигались с начала игры. При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка считается ходом короля.
  • Взятие на проходе - специальный ход пешки, при котором она берет пешку соперника, которая была перемещена сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею.

Прежде чем поправить одну или несколько фигур на поле, игрок должен предупредить соперника об этом. В противном случае после прикосновения к фигуре необходимо будет выполнить ход до конца.

Выигрыш в шахматах

Шах - ситуация, когда король одного из игроков находится под ударом фигуры соперника. Для того чтобы отбить шах необходимо выполнить одно из следующих действий:

  • отойти королем на любое поле, не находящееся под ударом фигур соперника;
  • взять фигуру, которая угрожает королю;
  • поставить другую свою фигуру под удар.

Мат — ситуация, когда король находится под шахом, но не может его избежать.

Партия считается выигранной если:

  • один из игроков дал мат королю соперника;
  • один из игроков признал поражение;
  • у одного из игроков закончилось время, отведенное на ходы;
  • техническая победа.

Ничья в шахматах

Пат - ситуация, когда игрок с правом хода не может им воспользоваться, так как все его фигуры лишены возможности сделать ход. Король при этом не должен находиться под шахом.

Кроме этого, ничья фиксируется в следующих случаях:

  • никакая последовательность ходов не приводит к мату;
  • троекратное повторение позиций (не обязательно в течение трёх ходов подряд) или пятикратное повторение одной и той же позиции в течение пяти последовательных ходов;
  • оба игрока сделали 50 ходов без взятия и без хода пешкой (правило 50 ходов);
  • обоюдное согласие на ничью;
  • один из игроков просрочил время.

Контроль времени в шахматах

Все официальные партии в шахматах проводятся с контролем времени с помощью специальных шахматных часов. Игрок, сделавший ход, нажимает на часах кнопку, которая останавливает его часы и запускает часы соперника.

Время игрока считается истекшим, если флажок на его часах упал. Это справедливо кроме следующих ситуаций:

  • на доске стоит мат;
  • на доске ситуация, которая приводит к ничьей;
  • флажки упали у обоих игроков;
  • у оппонента нет возможности поставить мат.

Шахматные соревнования

Все соревнования по шахматам проводятся по одной из четырех систем проведения турниров:

  • швейцарская система;
  • круговая система;
  • нокаут-система;
  • схевенингенская система.

К популярным международным шахматным турнирам относятся:

  • чемпионат мира по шахматам;
  • чемпионат Европы по шахматам;
  • кубок мира;
  • национальные чемпионаты;
  • FIDE Grand Prix Series.

Шахматные структуры

Профессиональная шахматная ассоциация (ПША, англ. Professional Chess Association, PCA) — организация, которая была создана по инициативе Гарри Каспарова и Найджела Шорта, которые приняли решение провести матч на первенство мира без участия ФИДЕ.

Международная федерация шахматной игры по переписке (англ. ICCF — International Correspondence Chess Federation).

2017-02-08

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Шахматы".

Название “Шахматы ” произошло от персидского языка, в котором слова “шах” “мат” означают “властитель умер”. Шахматная игра проходит на доске, имеющей 64 клеточки - 32 белые и 32 чёрные. Играют в шахматы 32 фигурами - 16 белых и 16 чёрных. Различают следующие фигуры: пешка (8 белых, 8 чёрных), конь (2 белых, 2 чёрных), слон (2 белых, 2 чёрных), ладья (2 белых, 2 чёрных), ферзь - королева (1 белый, 1 чёрный), король (1 белый, 1 чёрный).

За стол садятся два спортсмена - один играет за “белых”, другой - за “чёрных”. Тот, кто играет за “белых”, ходит первым. Основная задача каждого игрока - поставить мат королю противника. Сделать это можно с помощью ходов шахматных фигур.

О происхождении шахматной игры ходит немало легенд, однако установить точные факты толком не удалось до сих пор. С уверенностью можно заявить о том, что шахматы зародились более 2000 лет назад на территории Индии. В то время игра носила название “чатуранга”, что обозначало на санскрите - четыре рода войск: колесницы, слоны, конница и пехота. Есть сведения о том, что в игре чатуранга было всего по 4 фигуры с каждой стороны, а играли на доске 9x9.

Из Индии шахматы попали в центральную Азию, а в 5-6 веке эта игра проникла в Иран, где она пользовалась огромной популярностью. Здесь эту игру называли “шатрандж”. Арабы развивали игру, придавая ей всё больше смысла. Пика своего развития шахматы достигли в 10 веке. Хотелось бы отметить, что правила, по которым в шахматы играли арабы, сильно отличаются от современных. Например, так же, как сейчас, в то время в шахматах ходили лишь король, ладья и конь. Ферзь в тех шахматах был не самой сильной фигурой, а самой слабой. Рокировки не было вообще. Победой считалось, когда одна сторона поставит “мат” или “пат” королю противника, однако такое случалось редко. Также победой считалась ситуация “одинокий король” - это когда у одной из сторон на доске не остаётся ни одной фигуры, кроме короля. И вообще, современные исследователи отмечают, что темп игры в шатрандже отличался невероятной медлительностью - это вам не современные “дальнобойные” шахматы, в которых схватка между противниками начинается практически с самого начала игры.

В общем, таким образом, шахматы и дошли до нашего времени. Конечно, на долгом пути им пришлось претерпеть ряд изменений, но они выдержали всё и, сегодня, законно считаются официальным видом спорта.

Что касается правил этой игры, то здесь можно отметить много интересных моментов. Начнём с того, что шахматная партия играется между двумя противниками. Спортсмены, обдумывая ходы, попеременно перемещают шахматные фигуры по доске, пытаясь добиться наилучшего расположения, “съесть”, как можно больше вражеских фигур, и поставить мат вражескому королю. Кто играет за “белых”, ходит первым. Передвигать фигуры можно только одной рукой.

Как правило, в шахматы играют по часам. То есть, за определённый промежуток времени, игрок обязан сделать ход, а затем, нажать кнопку на часах, тем самым оповестив всех, что он закончил.

Победителем шахматной игры считается спортсмен, которому удалось с помощью своих шахматных фигур поставить “мат” вражескому королю. Также, победа присуждается одному из игроков, когда второй говорит, что он сдаётся.

Необязательно, чтобы шахматная игра закончилась чьей-то победой, она также может окончиться вничью:

1. Пат. Вражеский король не имеет доступных ходов и в то же время не находится под шахом;

2. Мёртвая позиция. У обоих игроков нет возможности заматовать вражеского короля;

3. По соглашению обеих сторон также может объявиться ничья;

4. При возникновении на доске одинаковой позиции три раза за одну игру;

5. В случае, когда последние 50 ходов были осуществлены без какого-либо передвижения пешек и без взятия вражеских фигур.

Напоследок бы хотелось отметить то, как ходят шахматные фигуры:

Пешка - ходит на 1 или 2 клетке;

Слон - ходит по диагонали и только по одноцветным клеткам;

Конь - ходит буквой “Г”;

Ладья - ходит прямолинейно и перпендикулярно;

Ферзь - ходит прямолинейно, перпендикулярно, по диагонали, преодолевая любое количество клеточек, если, конечно, нет препятствия;

Король - может ходить во всех направлениях на одну клеточку.

Шахматы - это спорт для самых умных.