Законодательство о банковской деятельности в рф. Банковское право. Банковское право: определение

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:имеет очень много общего с научным знанием - предмет,методы, логико-понятийный аппарат;однако не является научным знанием в чистом виде.Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек». Философия выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются мировоззренческая, методологическая, прогностическая.

Мировоззренческая функция. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает мир как единое целое. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия (категории). Категории философии – это понятия особого рода, они отражают наиболее общие связи и отношения вещей. Ключевыми категориями философии являются бытие, материя, развитие и др. Философское мировоззрение, как представление о целом, имеет свою структуру: онтология - философское учение о бытии; гносеология - философское учение о познании мира; аксиология - философское учение о ценностях и др.

Методологическая функция. Под методологической функцией понимается определенная совокупность приемов теоретического освоения действительности. В философии существуют различные методы познания и исследования, которые будут рассмотрены в дальнейшем. Прогностическая функция. Философия, опираясь на теоретическое осмысление действительности, обладает возможностями творческого формирования новых взглядов, идей, закладывает фундамент новых миропониманий. В заключительной части этого вопроса следует рассмотреть вопрос о связи философии и медицины, в частности, найти общие точки их соприкосновения.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеоло­гию, логику и т. д.);

носит предельно общий, теоретический характер;

Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе иных наук;

Во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

Имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

Испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатывае­мых прежними философами;

В то же время динамично - постоянно развивается и обнов­ляется;

Неисчерпаемо по своей сути;

Ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" пробле­мы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

философия и медицина связаны между собой издавна, но неоднозначно. Первая представляет собой наиболее абстрактное, отвлечённое от всех частностей знание; вторая - знание наиболее практичное, безусловным условием которого выступает сохранение жизни и здоровья людей. Философствуют мысленно, в голове. Путь философии от мыслей к поступкам проследить очень трудно. А для медика не меньше, если не больше знаний важны умения применить их к организму данного пациента. В хирургии умелые руки вообще важнее умной головы. Тем не менее, философов всегда интересовал человек, природные и социальные условия его жизни и деятельности, которые во многом и обеспечиваются медициной. Со своей стороны врачи и провизоры в разные исторические эпохи вдохновлялись представлениями и природе, социуме и человеке, которые высказывали философы. Тут возникает тема культурно-исторической связи философии и медицины. В отдельные периоды развития цивилизации и в отдельных регионах Земли философские системы прямо или косвенно предопределяли статус медицинского знания. Таковы, скажем, врачебные и аптечные традиции Востока. Они с древнейших времён и до сих пор представляют собой какую-то смесь мифологии, философии и медицины. Роскошная и предельно опасная для жизни природа тропических широт Азии и Африки предопределила особенности политического устройства и вообще культуры. Восточная традиция интуиции и фатализма, ощущения случайности и непредсказуемости отдельной жизни предопределили системную заботу о теле, пока оно здорово, и смирение перед всепоглощающей смертью. Восточный человек ощущает себя песчинкой в океане мироздания. Каждый - раб случая да стихии. Восточные владыки порабощали целые народы, и время от времени уничтожали их поголовно. Перед фараоном, раджой, ханом все подданные падали ниц. Восточные единоборства («пустая рука») как-то компенсировали оружие, отобранное у большинства населения.

Европейская традиция врачевания на своём старте в античности также пошла по пути, указанному философией, но другой по духу, нежели восточная - мудростью разумной, с опорой на знания и предметные действия по их реализации. «Человек - слуга и хозяин природы» (Френсис Бэкон). Отрицание смерти обусловило борьбу за жизнь до конца и во что бы то ни стало. Жизнь каждого человека на Западе уникальна.

ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

3. Культурно-исторические предпосылки возникновения философии: мифология, религия.
4. Две стороны основного вопроса философии.
5. Проблема методов философского познания мира.

1. Философия и мировоззрение.
Этимология слова «философия» – любовь к мудрости. Гегель справедливо отмечал, что философия – гимнастика для ума. Сократ считал философию упражнением в подлинной жизни.
Когда человек задает вопросы о смысле жизни, о бессмертии, пытается определить, что есть зло, а что есть добро, что такое красота, что такое истина и т.п., то он неизбежно выходит в поле философских проблем. Такие проблемы не решаются ни одной частной наукой. Только философия обладает инструментарием для их решения. Мироощущение и мировосприятие объединяются в мировоззрении. Мировоззрение – это система знаний и представлений человека об окружающем его мире, о своем месте в этом мире, о смысле и цели своего существования.
По характеру формирования и способу действия можно выделить два уровня мировоззрения.
Жизненно-практический – складывается стихийно и базируется на здравом уме и практическом опыте. Это, так называемая, жизненная философия. Именно на этом уровне мировоззрение конкретного человека и включается в общественные отношения.
Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно и разнообразно. В силу многообразия его носителей. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образованности, интеллект, культура, характер профессиональной деятельности и многое другое. Этот уровень мировоззрения помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем, он не отличается глубиной, продуманностью, систематичностью и обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия и предрассудки.
Эти недостатки преодолеваются на следующем – теоретическом уровне мировоззрения. В этом случае мировоззренческие проблемы решаются на научно-философской основе.
2. Предмет и функции философии.
Предметом философии являются законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира.
Функции поясняют по существу, как действует философия, что она дает человеку, для чего она нужна:
Мировоззренческая состоит в том, что давая человеку общий, целостный взгляд на мир, философия позволяет ему определить свое место и роль в этом мире.
Культурологическая состоит в том, что она выявляет и формирует (эксплицирует) так называемые универсалии культуры – моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности.
Методологическая стоит в том, что философия формирует общий метод познания мира, то есть, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания.
Гносеологическая (познавательная) состоит в том, что 1) философия проявляет познавательное отношение человека к природе и сущности мира, самого человека; 2) вооружает людей знанием о мире, фиксирует и обобщает наличное знание о нем; 3) расширяет горизонты будущего познания мира, формулируя проблемы конкретно-исторической эпохи.
Таким образом, философия – это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру и его месте и роли в этом мире. Другими словами, это исторически изменяющаяся система фундаментальных идей.
3. Мифология и религия
Первой формой мировоззрения является мифология. С самой ранней стадии развития человечество в форме мифов (сказаний, преданий) пыталось дать ответ на вопросы о происхождении и устройстве мироздания, явлений и природы. В мифе как ранней форме человеческой культуры, объединились зачатки знаний и верований. Слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного, привычного нам смысла добывания знания, а мироощущения, чувствования.
Мифы, помимо объяснительной функции, выполняли еще и функцию исторической преемственности. Они поддерживали, а иногда и порождали определенные нормы и правила поведения человека в обществе и природе.
Поэтому мифологическим назовем такое М., которое основано на художественно-эмоциональном переживании мира, общественных иллюзиях. В эволюционном процессе философского знания миф – это наиболее ранняя, а для современного сознания – архаичная форма мировоззрения. По мере развития знания, угасания первобытных форм общественной жизни мифология уходит со сцены общественного сознания. Но остались «вечные» вопросы – о происхождении мира и человека, о жизни и смерти. Их унаследовали от мифов религия и философия, но отвечают на них по-разному.
В отличие от мифа религия не «смешивает» земное и сакральное. Эта форма мировоззрения удвоила мир в сознании человека. Творческая всемогущая сила – Бог стоит над природой и вне ее. В таком случае мировоззрение приобретает характер вероучения. Такие конструкции регулируют и сохраняют нравы обычаи, традиции. Потребность в религии – это потребность в восполнении бессилия людей перед силами природы и перед собственной природой.
Религиозная вера зачастую не связана с невежеством. Это элемент религиозной идеологии. Основа религии – это нравственно-эмоциональный акт веры в сверхъестественное. Между тем все сверхъестественное – это естественное, но пока непознанное.
Следует отличать понятия «религиозная вера» и «вера» как доверие друг другу, уверенность в человеке, а также «веру» как надежность, проверенность знаний, научных выводов, подтвержденных на практике. В последнем случае «вера» и «истина» равнозначны.
В отличие от религии, философия стремиться опереться на науку: вере противостоит – логика. Философия выводит человека познающего на теоретический уровень мировоззрения. Философия строит общую (обобщенную) картину мира.
Цель философии – познание общего в вещах, явлениях и процессах (см. предмет философии). Т.о., уже в предмете философии реальный мир для познающего человека оказывается расколотым на две части: объективную и субъективную реальности – воспринятая часть природы и общества. Мы судим о разных предметах лишь потому, что видим, слышим, обоняем, осязаем, то есть ощущаем. Иначе мы ничего бы не знали о внешнем мире. Все, что мы знаем о вещах и явлениях – это, с одной стороны, всего лишь наши впечатления о них. Но было бы ошибкой считать, что без нашего восприятия вещи как бы не существуют. Все вещи, их свойства и отношения существуют объективно, то есть независимо от нас.
4. Основной вопрос философии.
Философия исследует мир внешний по отношению к человеку, и мир внутренний, духовную жизнь человека, его сознание и их взаимосвязь. ОВФ имеет две стороны – что является первичным, материя или сознание, и познаваем ли мир. В зависимости от его решения философы разделились на два направления – материалистов и идеалистов. Материалисты считают, опираясь на научные данные, что первична материя, а сознание человека вторично. Мир всегда был, есть и будет существовать. При всех изменениях, качественных переходах из одного состояния в другое мир сохраняется как целостность. Причина стабильности – материальное единство мира.
Формы материализма (от лат. мaterialis – вещественный, термин введен Лейбницем): наивный (связывают с античностью), механистический или метафизический (Ф.Бэкон, П. Гольбах, Ж. Ламетри), вульгарный – сводящий все мыслительные процессы к физиологической основе, диалектический (марксизм).
Идеалисты считают, что первично сознание, мысль. Термин – Лейбница. Образец и родоначальник – Платон. Формы идеализма: объективный (Платон, неоплатоники, философы средних веков, Гегель и гегельянцы) считает, что идеи, некий Абсолютный Дух (вне человека) творит мир вещей; субъективный (Беркли Дж., Д. Юм, Э. Мах) считает, что мир – это конструкция человеческого мозга, выдуман. Крайняя форма субъек. идеал. – солипсизм (от лат. solus – один, ipse – сам, sum – существую) предполагает, что реально лишь мое сознание, существование остального проблематично и зависит от моих желаний.
Итак, материалисты считают, что началом всего является природа, а затем уже возникает сознание, дух. Идеалисты исходят из того, что дух, идея существовали раньше природы, а, следовательно, мир сотворен Богом или Абсолютным Духом.
В рамках этих течений существуют монистический и дуалистический подходы. Названные выше – это монистические. Они признают в качестве первоначала одну субстанцию. Дуализм (dualis – двойственность) считает сознание и материю самостоятельно существующими субстанциями, независимыми друг от друга, живущих как бы параллельно и при необходимости интегрирующихся. Яркий представитель – Декарт.
Вторая сторона ОВФ – познаваем ли мир?
Гностицизм, гносеологические оптимисты считают, что мир материален, а значит его познание – дело времени. Среди них есть рационалисты, которые отдают ведущую роль в познании – разуму, не зависящему от чувств (Декарт, Кант), и сенсуалисты (sensus – восприятие, чувство), которые считают, что ничего нет в разуме, чего бы не было бы в чувствах (Дж. Локк).
5. Проблема метода.
Для метафизического метода рассмотрения предметов и явлений характерны черты: 1) явления природы и общества рассматриваются как неизменные, в статике; 2) связь между явлениями отрицается; 3) источники движения и развития мира остаются за гранью исследований.
Др. метод – диалектический. Его принцип: всё находится в движении, развитии и взаимосвязи.
Третий метод – синергетический, в основе которого лежит теория самоорганизации. Все философские методы находятся во взаимосвязи, представляют собой систему, которая и является общей методологией познания мира и человека

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
ПЛАН
1.Формирование греческой философии.
2.Классический период.
3. Человек и общество в преднаучной (природоцентристской) картине мира античности.

Периодизация античной философской мысли: 1 – формирование греческой философии, философия досократиков (VI в. до н. э.), 2 – расцвет греческой философии (V – IV вв. до н.э.), классический период (Сократ, Платон, Аристотель); 3 – закат античной философии, греко-римская философия (III в. до н.э – V в н.э.).
1. Формирование греческой философии. Древняя греческая философия – духовный исток всей европейской культуры и всей современной философии.
Конкретные причины невиданного взлета духовной жизни Греции VII –VI вв. до н.э. до сих пор являются предметом размышлений ученых. Бесспорным остается следующее: особое географическое положение Греции, то есть близость моря, гористая местность, изрезанные берега, умеренно-плодородная почва, - все это открыло большие возможности для развития морского дела, с/х, торговли. Расширяется кругозор людей, накапливаются наблюдения, открывается возможность для сравнения языков, обычаев, законов, знаний, появляются деньги. Усвоено математическое знание Египта и Вавилона. Развивается абстрактное мышление древних. Другими словами, происходит объективная рационализация основ повседневной жизни. Греческий город-полис – это гражданская община, город-государство. Единство полиса основано теперь не на родственных связях. Рождались гражданские обязанности и права. Дух свободной политической дискуссии сочетается с уважением к порядку, закону.
Наиболее важные проявления общественной жизни становятся публичными, выносятся на площадь, агору, на обсуждение. Любой закон должен быть доказан, обоснован. Поэтому огромную роль приобретает слово (как элемент спора, дискуссии-«диалектики»).
Пробуждается индивидуальное самосознание. Миф уже не отвечал запросам познающего и действующего человека. Возникла объективная необходимость найти закономерности, разумность в самой основе мира. Вместе с тем, отметим, что истоки греческой философии – это старые мифы, собственная наблюдательность и здравый смысл.
В центре внимания античной философии – проблема первоначала. Фалес (ок. 625 – ок. 547 до н. э.) началом всего считал воду, Анаксимен (2-я пол. 6 в. до н. э.) – воздух, Гераклит – огонь. Первоначало – есть источник всего существующего многообразия мира, субстанция, первокирпичик. Анаксимандр пошел дальше всех в смысле обобщения, абстрагирования. По его мнению, первокирпичик – апейрон – нечто безграничное, беспредельное, неопределенное. Он высказал идею «непохожести» первоначала («архэ») на все земные формы.
В учении милетской школы о природе впервые признается объективно существующий реальный мир, который по учению состоит из атомов. В античной философии зародились первые материалистические и диалектические идеи о мире. У Анаксимандра была попытка объяснить, что все на земле и на небе возникает и умирает естественным путем. Атомарное строение вещей и явлений противопоставляется всякого рода теологическим попыткам объяснения мира. Различные состояния, формы, положения и порядок атомов – причина всех свойств и качеств предметов. О материальности атомов говорит их характеристика Демокритом как бытия «полного» и «твердого» . Бесконечностью атомов обосновывается в природоцентристской картине мира и бесконечность миров, из атомов образованных, отличных друг от друга, но в то же время идентичных. Они идентичны, так как из бесконечно возможных комбинаций осуществлена лишь одна.
Абстрагирование мышления особенно хорошо прослеживается у пифагорейцев. Они определили основой всего единицу, «развили» ее в многообразие мира через четные и нечетные ряды чисел, и далее речь шла о взаимодействии двух начал – «предельного» (четного) и «беспредельного» (нечетного), женского и мужского, - таким образом, возвращаясь к мифологическому видению первопричины. Несмотря на это, именно после математически упорядоченного учения о мире пифагорейцев рациональность и порядок становятся традициями, со временем переходящими в научность философского мышления.
Стремление древнегреческих ученых к научному пониманию мира доказывают слова Гераклита: «Этот Космос один и тот же для всего существующего не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечным огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим» , - которые одновременно отражают и стихийную диалектику.
Интерес к Космосу не сводится к естественнонаучному, например, астрономическому знанию. Отношение древнегреческого мыслителя к Космосу неизбежно отражается на его отношении к окружающему его социуму, а его учение о мировом гражданстве неизбежно граничит с идеологическим настроением и социальной доктриной. Гармоничность и регулярность Космоса рассматривается им как непреходящая и божественная в своем естестве истина, что выглядит неким противопоставлением условности и несовершенству человеческого существования.
Поворот философии от космологических проблем к проблеме человека происходил постепенно. Образ человека, воспринимавшегося через призму мифологической, религиозной и поэтической традиций, стал под напором научного знания медленно, но уверенно меняться. Человек для них являлся разумной частью природы, но, вместе с тем, древние греки рассматривали его как мыслящую пылинку бесконечно богатого мира вещей, явлений. Наибольшее значение человека в природоцентристской концепции мира выразили софисты. Акцентировав внимание на проблеме человека, как члена общества, они совершили революцию в философии.
2.Классический период.
Свою роль в осмыслении значения человека в природоцентристской картине мира сыграл Сократ (469 - 399 до н. э.). Подобно софистам, он сконцентрировался на проблеме человека, но исследовал природу человека познающего. «Познай самого себя, и ты познаешь мир» - вот главный принцип Сократа в подходе к миру и человеку. В понимании человеческого духа (сознания) он стремился найти основу религии и морали. Сократ заключил, что человек – это его душа, «я сознающее» или интеллектуальная и моральная личность. Таким образом, в существующей картине мира Сократ считал физическое тело человека всего лишь инструментом, необходимым для совершенствовании души. Сам же человек в данном отношении являлся субъектом.
Знание и познание, по мнению Сократа, является добродетелью, так как они совершенствуют душу, а значит и человека. Но даже такое видение человека остается ограниченным природоцентристской картиной мира. Это особенно ярко выражено в понимании Сократом соотношения Бог - человек. Он считал, что душа и разум сближают человека с Богом, только лишь сближают, так как человек – всего-навсего пылинка, которая наделена малой частью элементов универсума, и поэтому невозможно говорить о том, что люди могут познать все из существующего мира. Бог Сократа – это разум. Несмотря на это в каждом человеке живет истина, которая не может пробиться на свет без помощи. По свидетельству Платона в диалоге «Теэтет» «маевтика» объясняет взгляды Сократа на существование и высвобождение истины из души человека подобно плоду.
У Платона отношение к телу и душе человека были несколько иными, чем у Сократа. В диалоге «Федон» Платон называет тело человека не только обиталищем души, но и ее могильным склепом, тюрьмой, где она изнуряется в муках. Говоря об этом, Платон исходит из своего мира идей, где идея – это не мысль, это сущность вещей. Не отрицая разумное начало жизни, сущность мира вещей, событий и человека Платон все же видел в проявлении идей, которые живут вне вещей и событий («гиперурания»). Тем самым сущностная характеристика вещей оказывалась вне пределов их существования. Следовательно, по Платону, сущность и существование находятся в отрыве друг от друга, где сущность – это вечная и неизменная идея, существующая сама по себе и являющаяся для предмета неким сверхъестественным началом.
Вершиной научного подхода и систематизации знания в античной философии является творчество Аристотеля (384 – 322 до н. э.). Аристотель считал, что если идеи отделены от мира вещей, то они не могут быть ни причиной их существования. Поэтому формы были «возвращены» в чувственный мир как внутренне ему присущие. Понятие сущности он формулировал как «нечто, что не высказывается в подлежащем» . Это значит, что сущность он понимает как основание определенности вещи, различных ее свойств и их специфической взаимосвязи. Таким образом, познание вещи должно идти по пути исследования вещи как цельности.
Вот поэтому Аристотель так тщательно изучал сущность человека, считая, что она заключена в единстве души и тела. В «Политике» он писал, что «человек по природе своей существо политическое» . Тем самым он был очень близок к тому, что для познания человека необходимо изучать его биологические и социальные корни. Это был прорыв к научному пониманию человека. Однако общественную грань человека Аристотель понимал не в плане его общественного развития, а как имманентную, изначально присущую ему черту. В связи с тем, что, по Аристотелю, природа вселила в человека стремление к общению, то он считает истинным назначением человека – деятельность души.
Все взгляды на природу в философии предыдущих школ предстали у Аристотеля как стройная картина мира. В его понимании материи больше абстрактности, чем во всех предшествующих ему учениях, где четыре стихии – первоначала были близки в большей или меньшей степени к мифологическим образам.
В большинстве своем мыслители и до Аристотеля были едины в геоцентрических воззрениях на окружающий мир. Впоследствии это было им систематизировано. Например, Фалес считал, что Земля плавает на воде подобно куску дерева, Анаксимандр уподоблял Землю цилиндру, «висящему» в центре Вселенной, Анаксимен утверждал, что, имея плоскую форму, Земля также находится в центре Космоса. Научное содержание картины мира по Аристотелю представлено как ограниченная сфера неподвижных звезд, в центре сферы - Земля, вокруг которой обращаются по кругу планеты. Картина мира Аристотеля-Птолемея была настолько систематична и стройна, что просуществовала 14 веков.
3. Человек и общество в природоцентристкой картине мира античности. В силу социально-экономических условий Древней Греции основные позиции, вокруг которых концентрировался разговор об обществе, - это этика и учение о государстве. Причем, именно государству, как отмечалось выше, уделялось особое внимание. Стремясь сохранить привычные общественные устои, древнегреческие философы в своих трудах часто выступали защитниками рабовладельческого строя. Они ограничивали свое социальное видение, рассматривая общество строго через призму государства. Поэтому-то у Аристотеля человек определен только как «политическое животное», не более того. Государство, а не человек было своего рода отправной точкой в изучении общества. Кроме того, оно одновременно выступало и идеалом общественного развития. При таком подходе «ускользали» многие общественные гуманистические реалии, которые в связи с учением о государстве не просматриваются. Таким образом, государственный институт выступал своеобразной гарантией слабого представления греками о человеческой сущности. Человек и общество чаще всего «подгонялись» под принципы государственного устройства, под его политические законы.
В полисной системе государственности человек рождался с предначертанным ему будущим, его жизненный путь был предписан. В системе рабовладения он не хозяин себе и отнюдь не «мера всех вещей», он ничтожная тростинка в мироздании. И это касается не только рабов или воинов, это относится и к правителям. Ведь все, что последние могут изменить при таком мировоззрении, так это только форму существования человечества (в виде государственного устройства), строго ограниченную сущностным видением человека. Главный принцип человеческого существования следует из понимания сущности человека в природоцентристской концепции: основа любого человеческого действия - созерцательная активность. Человек мог и должен был лишь созерцать и познавать все, что есть в мире, обществе, не предпринимая активных действий. Если раз и навсегда Богом данное мироздание с его иерархией неизменно, то не может «пылинка» претендовать на изменение любой области сущего, даже своей личной жизни.
Порядок и структура бытия в преднаучной природоцентристской картине мира тождественны устроению Вселенной. Космос и человек мыслились как две противолежащие, но изоморфные структуры. Сходство мира и человека как частная сторона подобия вселенского целого и любой его части. Картина мира складывалась как продукт рационально мыслящего самосознания субъекта, как функция самому себе подотчетного разума. Таким образом, Космос живет по законам разумно-человеческого, а не механически-природного существа. Поэтому у древних греков Космос очеловечен, а человек растворен в природе.
Космосу отданы права некогда господствующего Олимпа. Полисная государственность предоставляла индивиду тот минимум духовной и практической свободы, который явился в то же время одним из условий возможности его расхождений и конфликтов с обществом. С кризисом родовой формации границы старого социума исчезли, «размылись». Новые очерчивались постепенно, вследствие определенных социально-экономических условий в рамках новой социальной общности – гражданской общины.

ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ
ПЛАН:
1. Теоцентризм средневековья.
2. Концепции мира и человека Августина Аврелия. Разум и вера.
3. Фома Аквинский о существовании Бога.
4. Реализм и номинализм в средневековой христианской философии.

1.Теоцентризм средневековья. Глубинные изменения в представлениях о мироустройстве зарождались с ростом производства, вовлечением сословно-корпоративных ячеек общества в производственный процесс. В период средневековья созревали материальные предпосылки для возникновения новых производственных отношений. Христианство, овладевшее умами масс, изменило онтологический статус природы и создало новую теологическую модель бытия. На смену пониманию вечного Космоса приходит эсхатологическое понимание мира, его природы и истории. Уяснение места и роли той или иной вещи в мире проводится через ее отношение к Богу. В результате такого миропонимания человек «вырывается» из жизни Космоса и провозглашается венцом природы: природа создана Богом для блага человека. В этом положении суть одного из основных принципов средневекового антропоцентризма. Христианство провозглашало для всех одну общую цель – центром божественного творчества является человек, и все делается для него, для его спасения, вечного его блаженства. Но спасение мыслилось не в земной, преходящей, а в потусторонней, вечной жизни. Образ мира разделился на земной и сакральный. Вследствие этого божественный идеал человека и реальное человеческое существование все больше расходились. Первоначально для христианства человек являлся богатейшим вместилищем чувств, неким храмом, а социальная действительность воспринималась через призму опыта и ценностей человека. Постепенно религиозный образ мышления стал доминировать во всех формах общественного сознания, препятствуя адекватному отражению закономерностей бытия, свойств или сущности явлений, искажая картину природы, мистифицируя науку, обезличивая человека. Через призму такого мировоззрения складывалось отношение людей к природе, обществу и самому человеку.
2.Концепции Августина Аврелия о мире и человеке. Разум и вера. Потенциал христианских методологических установок в рассмотрении человека был противоречив. С одной стороны, теологический подход к человеку изначально ориентирован на признание его вторичности, зависимости от Бога. С другой стороны, религиозно-философский взгляд на человека задает и высокую шкалу измерения его сущности, жизнедеятельности и предназначения.
Вместе с тем, по св. Августину (354 – 430) соотношение Бог-человек в стало парадигмой всей средневековой эпохи. Социальность персонифицировалась, а индивид предстал как весь род человеческий. Другими словами, различие между общественным и индивидуальным в человеке стало несущественным. Конкретный человек постепенно стал отчужденным от мира и от самого себя. С точки зрения научного знания теологическая концепция истину не открывает, а скорее закрывает ее, приводя в тупик человеческую мысль при ее попытке познать мир. По мнению Августина, философия – часть человеческого знания, а человек подчинен Богу, значит, философия должна подчиняться религии.
3.Фома Аквинский о существовании Бога. Вопрос о соотношении разума и веры решался по-разному. Известна концепция чистой веры Тертуллиана, суть которой выражена в афоризме: «Верю, ибо абсурдно». Напротив, Фома Аквинский считал, то вера в Бога должна опираться на систему рациональных доказательств:
доказательство от движения (всякое движение нуждается в первотолчке, который и есть Бог);
доказательство от производной причины (в мире существует причинный порядок, берущий начало от первопричины – Бога);
доказательство от необходимости и случайности (все явления случайны, потому конечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать. Если это так, то нельзя допустить того, что они возникли сами по себе. Следовательно, существует необходимая причина, производящая их);
доказательство от совершенства (все существующее совершенно. Бог совершенен. Следовательно, Бог существует);
доказательство от целесообразности (все в мире упорядочено, разумно. Гармонично. Значит, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит).
4. Реализм и номинализм в средневековой христианской философии. Активное обсуждение общей, предельно широкой категории «бытие Бога», вывело средневековую философию на проблему соотношения общих абстрактных понятий, то есть универсалий. Человек воспринимает органами чувств только единичные вещи. Но в мышлении огромную роль играют и общие понятия – универсалии, в которых выражаются общие свойства (существенные) предметов. А что такое «общее»? Слово или нечто реальное?
В ходе обсуждения смысла и значения понятий общего и конкретного сформировались основные течения средневековой философии: номинализм и реализм.
Номиналисты (французский философ Иоанн Росцеллин (1050 – 1123/25), английский схоласт Уильям Оккам (1300 – 1349/50)) считали, что истинны только конкретные понятия, отражающие единичные вещи. Если существуют отдельные люди, то истинны только отражающие их индивидуальные понятия. В действительности не существует нечто, соответствующее отвлеченному, не конкретизированному понятию «человек». Таким образом, номиналисты считали, что общее существует только в уме человека.
В философии «реализма» считалось, что, что реальны, первичны общие понятия – универсалии, а единичные вещи и соответствующие им понятия вторичны, производны от общих понятий. Так, Аквинский утверждал, что общие понятия существуют до единичных вещей, являются идеальными праобразами индивидуальных предметов и явлений. Они есть порождение Бога. Конкретные вещи случайны, а конкретные понятия смутны и неопределенны. Такая философия движется в кругу предельно общих, а потому часто пустых понятий.
Более умеренные «концептуалисты» отрицали существование общего вне человеческого ума, до вещей. По их мнению, универсалии возникают в чувственном опыте, путем абстрагирования от индивидуальных свойств вещи.
Хотя номинализм и являлся религиозно-идеалистическим учением, его появление предвещало будущее противостояние между религиозной и научной философией, идеализмом и материализмом, эмпиризмом и рационализмом. Номинализм был предвестником философии Возрождения и Нового времени.

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ПЛАН:
1. Естествознание и философия Возрождения.
2. Антропоцентризм Ренессанса.

1. Естествознание и философия Возрождения. Систему принятых в средневековье представлений о мире справедливее было бы назвать системой авторитетов. Однако, такая «удобная» жесткость системы в целом имела один существенный недостаток – незначительные изменения в одном из ее элементов были способны автоматически привести к полному ее разрушению.
Неустойчивым структурным образованием средневековья являлось научное познание. Внешне целиком зависимое от авторитетов церкви, оно медленно, но уверенно накапливало новые факты. Росли противоречия между наличным знанием и требованиями производства. К тому же система Аристотеля – Птолемея уже оплачивалась высокой ценой. Ее последователи все чаще ошибались в прогнозах, а система обрастала новыми дополнениями (приходилось рассчитывать более 50 кругов для некоторых планет). В конце концов, такое объяснение стало многосложным и настолько путаным, что не могло больше претендовать на истину.
После античной природоцентристской картины мира следующий скачок в развитии научного миропонимания произошел лишь в середине XVII – первой половине XVIII веков. Изменение взглядов на природу, общество и человека в Новое время зарождалось в лоне европейской культуры задолго до этого. Предвестником такого шага еще в XVI в. стал Н. Коперник (1473 – 1543). Предположение о том, что центр Вселенной – Солнце, сделало расчеты траектории небесных тел проще и точнее. Эта мысль и отражена в его труде «Об обращениях небесных сфер». Нетронутыми остались сферичности движения, замкнутость мира и материальность сфер. Но все же Н. Коперник порывает со всей предшествующей научной традицией. Утверждение новой, коперниканской системы мироздания повлекло за собой создание новой физики, нового миропонимания на основе изменения способа мышления. Гелиоцентризм концепции Коперника вел к пересмотру всей теоцентристской концепции человека. Пошатнулись религиозные догмы. Сократовское «познай самого себя» стало принципом рефлексии мыслящих категориями науки людей. Научное знание действительно становилось способом существования сознания.
Примером активизации личностных качеств человека того времени в новой, естественнонаучной картине мира является сторонник философии «бесконечности», проповедовавшейся Ник. Кузанским, Дж. Бруно (1548 – 1600). Он самоотверженно распространял свои прогрессивные естественнонаучные взгляды. Бруно утверждал, что центр вселенной находится всюду, чем указал на необходимость пересмотра проблемы значимости человека в природе. Он же возродил идею античных атомистов о множественности миров. «Разорвав» границы Вселенной, Бруно тем самым средствами естественнонаучного анализа показал значимость человека во Вселенной: кончилось одиночество человечества, появилось стремление к поиску иных миров, поменялись векторы цели и смысла жизни. На смену учения об иерархии пространства пришло новое представление об однородности физического пространства вечной и бесконечной вселенной. Оказалось, мир земной и человеческий вписывается в бесчисленное множество миров в беспредельном пространстве. Так возникла проблема о месте человека в механистической картине мира. Если Земля оказалась одним из небесных тел, а не низшей ступенью в иерархии, то человек живет «в небе», а не в «подлунном мире», тем самым он из «низшего», греховного существа, как это считалось в средневековье, превращается в более возвышенное земное создание, олицетворяя собой центр притяжения.
Помимо этого Бруно, не принимая ни одну религию, вообще отрицает Бога в привычном понимании, говоря, что природа, материя сама является Богом и создателем (пантеизм): «Все природные формы происходят из материи и снова в материю возвращаются» . Таким образом, на смену божественной воле пришла необходимость естественного природного закона.
Между тем события в Европе (войны, болезни) все больше убеждали человека, что ни в людях, ни в природе нет имманентной разумности. Просвещенный европеец воспринять аристотелевский образ мироздания как замкнутого, гармоничного и совершенного космоса уже не мог: он не узнавал мир в возвышенно-идеальной картине мироздания, которую рисовал Аристотель и вслед за ним Фома Аквинский. Для образованного человека того времени постепенно становилось ближе атомарное, естественное объяснение мира. Новая наука рождалась в ходе упорной борьбы против схоластики и религиозного миросозерцания, в ходе идеологической борьбы буржуазии с феодализмом. В силу экономического интереса и силой научного познания наука и философский материализм набирали мощь.
Дальнейшее бурное развитие промышленности предоставило множество фактов для различных областей науки. Печатный станок, часы, оптика, «импорт изобретений с Востока», географические открытия – все эти «интересы производства» доставили материал и возможности для развития естествознания. Подтверждением тому служит открытие Т. Браге (1546 – 1601), сделанное им в 1577 г. Изучая с помощью наблюдения движение одной кометы, он заметил, что траектория ее движения пересекает орбиты планет. Результат привел в замешательство. Это означало, что кристаллические сферы, предназначенные для движения планет, не существуют. Практика показала несостоятельность общепринятой теории, ее заблуждение. Вместо «хрустальных» сфер, от которых не мог отказаться даже Коперник, Браге ввел орбиты или траектории. Кроме того, комета, движение которой он вычислял, двигалась по овальной орбите. Это вскрывало еще одну брешь в традиционной космологии, пошатнулась догма о совершенстве кругового движения.
.................

Похожие материалы

  • 7. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.
  • 8.Софисты. Этический рационализм Сократа.
  • 9.Философия Платона.
  • 10.Философия Аристотеля.
  • 11.Эллинистический этап античной философии (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм).
  • 12.Особенности, этапы развития и основные проблемы философии Средневековья.
  • 13.Философия Августина Блаженного.
  • 14.Философия Фомы Аквинского.
  • 15.Характерные черты и основные направления философии эпохи Возрождения.
  • 16.Новоевропейская философия: учения ф. Бэкона и р. Декарта.
  • 17.Философская мысль эпохи Просвещения: механистический материализм и атеизм.
  • 18.Философия и. Канта.
  • 19.Философия г.В.Ф. Гегеля.
  • 20.Антропологический материализм и атеизм л. Фейербаха.
  • 21.Основные положения философии марксизма.
  • 22.Становление иррационалистической философии: а. Шопенгауэр и ф. Ницше.
  • 23.Философия позитивизма и ее эволюция.
  • 24.Философия экзистенциализма и ее разновидности (м. Хайдеггер, ж.-п. Сартр и др.).
  • 25.Философия постмодернизма.
  • 26.Становление российской философии: г.Сковорода, м.В. Ломоносов, а.Н. Радищев.
  • 27.Антропологическая и религиозная направленность философских учений ф.М. Достоевского и л.Н. Толстого.
  • 28.Философия в.С. Соловьева.
  • 29.Обоснование национальной идеи и будущего общества в российской философской мысли хх в. (с. Л. Франк, н. А. Бердяев).
  • 30.Философия русского космизма. Основные проблемы космоантропоцентризма (н. Федоров, к. Циолковский, в. Вернадский).
  • 31.Онтология как философское учение о бытии. Основные формы бытия
  • 32.Категория материи в онтологии. Развитие представлений о материи; современная научная и философская картина мира.
  • 33.Сущность движения, пространства и времени как характеристик бытия; их качественная специфика и взаимосвязь.
  • 34.Диалектика – философское учение о развитии и универсальных связях бытия. Исторические формы диалектики и ее альтернативы.
  • 35.Сознание: происхождение, сущность, структура. Сознание, деятельность, мышление и язык.
  • 36.Гносеология как философская теория познания.
  • 37.Познание как процесс и деятельность. Проблема субъекта и объекта познания.
  • 38.Структура и закономерности процесса познания. Объяснение и понимание.
  • 39.Познание и творчество. Рациональная и нерациональная стороны познания.
  • 40.Теория познания о достижении истины. Современная концепция истины и ее альтернативы.
  • 41.Научное познание, его сущность и специфика. Динамика научного знания.
  • 42.Философия техники.
  • 43.Основные уровни научного исследования.
  • 44.Философский анализ общества как особого типа реальности: история и современность.
  • 45.Философия истории: специфика формационного и цивилизационного подходов к всемирной истории.
  • 46.Субъекты и движущие силы социального развития.
  • 47.Культура и цивилизация: проблемы соотношения.
  • 48.Материально-производственная сфера общественной жизни.
  • 49.Социальная сфера общественной жизни.
  • 50.Политическая сфера общественной жизни.
  • Политическая сфера
  • 51.Духовная сфера общественной жизни.
  • 52.Общественное сознание как философская проблема.
  • 53.Философская антропология как комплексное учение о человеке.
  • 54.Проблема сущности человека в истории философии.
  • 55.Антропо-, социо- и культурогенез о важнейших факторах становления и развития человека.
  • 56.Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
  • 57.Ценности человеческого существования. Свобода и ответственность личности. Смысл жизни.
  • 58.Философские проблемы эстетики.
  • 59.Глобальные проблемы современности, их социально-философский анализ.
  • 60.Философия постиндустриального общества.
  • 1.Предмет философии. Специфика философского знания, его разделы и генезис.

    Философия – учение об основных принципах и законах бытия. Объект – система мир-человек. Предмет – закономерности бытия, наиболее общие законы и формы движения и развития природы, общества и мышления, пути познания и преобразования бытия человеком.

    Философия появилась в 7-5 веках до н.э. как особая область духовной деятельности. Сам термин философос ввел впервые Пифагор(6 веке). Разъяснение содержания и смысла философии принадлежит Платону («софия»-мудрость, «филео»-любить). В определении предмета нет единства, да еще и многообразие школ имеется и эволюция представлений о предмете (началось с охвата всех наук в древности и закончилось охватом «самого общего и предельного» в наши дни).

    можно определить предмет философии так ‑ «весь спектр отношений человека и мира в наиболее общем виде (принципы основы), познание предельных оснований природы, человека, общества и культуры».

    Специфика философского знания:

    1. Философия отвечает на вопрос «почему?», а наука на вопрос «как?».

    2. Философия-это знание всеобщего, поскольку каждая наука изучает лишь фрагмент реальности.

    3. Философии присуще «диалоговое» мышление, поскольку не отражается значимость самых разных философских шквал течений и направлений.

    Специфика философии заключается в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. В свою очередь философия играет важную роль в развитии научных знаний:

    Философия разрабатывает систему общих универсальных категорий (причина, следствие, сущность, явление, содержание и т. д.). Каждая наука использует эти категории;

    Философия выступает методологией науки;

    Философия вносит существенный вклад в разработку научной картины мира;

    Философия оказывает на науку и ценностно-этическое воздействие, развивая понимание ответственности ученых, меняя их менталитет

    Генезис философии (развитие):

    1. Философия Др.мира(античная, индийская, китайская)-7 в. до н.э.-3 в. н.э.

    2. Философия Средневековья- 4-14 в.(арабомусульманская, европейская).

    3. Философия Возрождения - 14-16 в.

    4. Философия Нового времени- 17 в.

    5. Философия Просвещения-18 в.

    6. Немецкая классическая философия- кон 19 в,-перв четв 20 в.

    7. Постоклассическая западно-европейская философия - 19-20 в.

    Отдельно : отечественная философия.

    2. Мировоззрение, его типы и структура. Философия как ядро мировоззрения. Функции философии.

    Структура философского знания

    1)онтология - учение о бытии;

    2)гносеология -учение о познании;

    3)логика -учение о законах и формах мышления;

    4)социальная философия- учение об обществе;

    5)натурфилософия- философское естествознание;

    6)философская антропология - учение о человеке;

    7)этика - философское учение о морали и нравственности;

    8)эстетика- философское учение о прекрасном и безобразном;

    9)аксиология - философское учение о ценностях человеческого существования;

    10)история философии - (генезис-развитие)

    Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. В широком смысле – это все взгляды, в узком – самые важные из числа наиболее общих.

    Мировоззрение- это исторически развивающийся вместе с человеком и человечеством.

    Можно представить в виде пирамиды, в основании которого лежит знание, а на верху находится идеал.

    Мировоззрение включает в себя: знания, убеждения, ценности, идеалы, веру, сомнения, любовь и т.д.

    Известно 2 уровня мировоззрения:

    Обыденный(семья) и

    Теоретический(книги) уровень.

    Ф. является теоретическим ядром мировоззрения. Она стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.

    В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, Ф. базируется на научно-теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений.

    Функции философии:

    Мировоззренческая функция -функция изменяет взгляд на мир.

    Гносеологическая (познавательная) одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

    Методологическая - разрабатывает методы познания мира.

    Аксиологическая- помогает формировать систему ценностей.

    Прогностическая - выработка путей развития мира.

    Критическая - сомнение во всем.

    Гуманистическая -поиски ответов на смысл жизни (делает человека человеком).

    Интегрирующая функция способствует объединению достижений науки в единое целое.

    Воспитательная функция заключается в рекомендации следовать положительным нормам и идеалам нравственности.

    Специфика философского знания

    Основные понятия

    Философия – это теоретическое мировоззрение, т.е. умозрение вечных идей и высших ценностей, познание смысла и приобщение к смыслу.

    Культура – совокупность продуктов материальной и духовной деятельности человека, духовных и материальных ценностей, система норм и учреждений, отличающая человека от животных.

    Антропоцентризм – философский мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включенностью в него человека как сознательного, деятельного существа, центра Вселенной и целью всех свершающихся событий.

    Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы и ценности.

    Ценность – термин, используемый для указания на гуманистический смысл и социокультурное значение определенных явлений действительности.

    1. Место и роль философии в культуре .

    Понятие «культура» более широкое, чем понятие «философия». Культура – результат человеческой деятельности и сама эта деятельность, она представлена в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Культура – это то, что отличает человека от животных. Через творчество – создание новых смыслов и ценностей, человек преодолевает свою культурную и природную предопределенность.

    Основаниями культуры являются:

    Знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке,

    Ценности, удовлетворяющие потребности людей, определяющие их интересы.

    Философия как компонент культуры представляет собой одновременно и знания, и ценности, является ядром (квинтэссенцией) самосознания исторической эпохи. Имея дело с постоянно меняющейся реальностью, она формирует в рациональной форме общезначимые и непреходящие смысложизненные ценности: добро и зло, истины и заблуждения, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни и т.п. В рамках философии обсуждаются и другие проблемы, однако она принципиально центрирована именно на экзистенциальных (смысложизненных) ценностях, которые определяют мировоззренческую природу философского знания.

    Философия черпает свои проблемы из жизни, но всегда стремится преодолеть познанное, заглянуть за горизонт известного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта. Она размышляет об отражении природной и социальной реальности в других формах духовной культуры: науки, религии, искусстве и т.п., т.е. философия является таким типом общественного сознания, которое направлено на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Способ мышления философии, обращенный ко всему полю культуры называют критически – рефлексивным.

    2. Предмет философия.

    Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек – мир», философия – это рационально – теоретическое осмысление этих связей. В природе и культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его деятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве, истине и заблуждениях.

    В истории философии представление о ее предмете менялись. В рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные представления о предмете философии. Для Сократа философия была искусством самопознания . Платон считал философию познанием истинно существующего бытия – мира идей, который он противопоставляет миру материи (небытия) и миру вещей. Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей .

    В средние века философия была служанкой богословия, выполняя функцию инструмента в богословских спорах. Возрождение характеризуется эмансипацией философии от теологии. Новое время определило философию как науку наук, соотнося философию с познающим разумом. Во второй половине XVIII в. – начале XIX в. происходит постепенное осмысление того, что философия есть наука о всеобщем. В XIX в. философское знание как знание о всеобщем начинают противопоставлять конкретно-научному знанию о частном.Гегель называл философию царицей наук, наукой о всеобщем, существующем в сфере чистого мышления, или наукой о разуме, постигающем самого себя. Кант определял предмет философии как учение о последних целях человеческого разума.

    XX в. предложил большое разнообразие трактовок предмета философии. Неокантианцы рассматривают философию как науку о ценностях, обнаруживая всеобщее в сфере ценностей. Марксизм определяет философию как науку о всеобщих законах природы, общества и мышления. Экзистенциализм понимает философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм вообще отказывает философии в собственном предмете, она должна стать «служанкой» наук, методологией научного познания.

    Можно сказать, что при всем разнообразии трактовок предмета философии она всегда представляет собой рациональное знание о всеобщем, однако всеобщность понимается не одинаково и обнаруживается в разных сферах. При этом философию не интересует мир сам по себе, а только мир в контексте человеческой жизнедеятельности.

    Наиболее адекватно и кратко круг философских проблем очертил Кант, сведя их к четырем вопросам:1).что я могу знать? 2). что я должен делать? 3). на что я могу надеяться? 4). что такое человек?

    Кант первым в классической философии осознал антропоцентристский характер философского знания.

    Источник философских проблем – вся сфера человеческого существования, что обусловливает вопросы мировоззренческого характера. Поскольку на мировоззренческие вопросы нельзя дать окончательный ответ, философские проблемы на каждом историческом этапе осмысливаются по иному.

    Философия представляет собой систему развернутых ответов на мировоззренческие вопросы, которая актуализируется той или иной эпохой. Она представляет собой рационально–теоретическую форму мировоззрения, в которой взгляды человека на мир и место в этом мире представлены в форме понятий, теорий. Философия создается сознательно как результат особой профессиональной деятельности.

    Основной проблемой любого мировоззрения является вопрос об отношении человека к миру. Именно эта тема становится стержнем философии, вокруг которого формируется развернутая система других вопросов и проблем. Любой философский вопрос рассматривается сквозь призму человеческого отношения к нему. Философию интересует отношение человека и мира, человека и человека, человека и его природных или культурных воплощений.

    Спецификой философского мышления являются:

    Рефлексия – обращение мышления к собственным исходным предпосылкам;

    Универсализация – выявление всеобщих форм бытия и мышления;

    Тотализация – целостный охват отношений в системе «человек – мир»;

    Абстрагирование – мыслительный прием отвлечения от несущественных свойств и отношений объекта или явления и состредоточение внимания на существенных;

    Идеализация – мысленная процедура образования абстрактных объектов, не существующих в действительности. Также идеальные объекты опосредованно выражают реальные связи и отношения, представляют собой предельные случаи последних.


    3. Основные функции философии
    .

    Главной функцией философии является мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает предельные основания культуры, задавая систему координат повседневной деятельности человека в форме высших духовных ценностей.

    Из мировоззренческой функции вытекает интегральная функция. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей исторической эпохи, объединяя в единое смысловое целое различные формы культуры.

    Важной функцией философии является критическая. Осуществляя рефлексию над предельными основаниями культуры, философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие актуальность. Критичность является основой движения философской мысли. Методологическая функция философии заключается в определении общих правил и принципов научной деятельности. В рамках философии намечаются новые перспективы научного знания и формируются стандарты научности.

    4. Структура философского знания .

    Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам, изучаемых в указанных разделах философии:

    Онтологической, онтология – философское учение о бытии и сущем;

    Гносеологической, гносеология – философское учение о познании;

    Аксиологической, аксиология – философское учение о ценностях;

    Праксиологической, праксиология – философское учение о действии;

    Антропологической, антропология – философское учение о человеке.

    Все разделы философских знаний существуют в неразрывном единстве. Невозможно простроить какую – либо концепцию действия – праксиологию, не решив проблем аксиологии, антропологии или онтологии. Решение онтологических проблем неизбежно выводит мысли на проблемы познания и истины. Антропологическая проблематика фокусирует в себе все другие группы философских проблем.

    Помимо основных групп философских проблем, которые формируют ядро философии, в структуре философского знания существуют исследования, соотносимые с фрагментом духовной культуры: философия науки, философия истории, философия искусства, философия религии, философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и принципы, формируемые в «ядре» философии.

    5. Основные направления философии .

    Выбор исходных позиций в интерпретации универсальных отношений в системе «человек – мир» определяет направление в философии. Если в качестве исходного принимается «мир», понимаемый как материя или природа, то такие философские системы называют материалистическими. Если же в качестве исходного понимается «человек», сводимый к понятиям «сознание», «дух», то формируются идеалистические системы.

    Материализм признает первичным материальное начало, что означает, что материя никак не сотворена, сознание выступает ее атрибутом, а пространство, время и движение – формами ее существования.

    Различают следующие формы материализма: стихийный материализм античных философов, натурфилософский материализм эпохи Возрождения, механический материализм ХVII – ХVIII вв и диалектический материализм в марксистской философии. В механистическом материализме материя понимается как вещество и признается относительный характер движения, сводимого к механическому перемещению. В диалектическом материализме материя понимается как объективная реальность, не зависящая от сознания и противопоставленная ему, признается относительный характер покоя, а движение рассматривается как любое возможное изменение.

    Идеализм первичным началом признает идею, мысль, сознание. Выделяют две формы идеализма: объективный и субъективный.

    Объективный идеализм признает исходным началом дух или идею, которые существуют вне и независимо от человека и определяют его индивидуальное сознание. Классический пример – философия Г.Гегеля. Субъективный идеализм признает единственной реальностью сознание или волю индивидуального субъекта, а мир выводится из содержания этого сознания. Примером является философия Дж.Беркли и Д.Юма.

    6. Становление философии .

    Возникновение философии относят примерно к VI в. до нашей эры. На Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Человек осознает бытие в целом, самого себя и границы своих возможностей.

    Мировоззренческие проблемы: вопросы жизни и смерти, происхождения человека и мира волновали людей всегда. Исторически первой формой мировоззрения является мифология, состоящая из комплекса мифов, излагающих представления о происхождении и устройстве мира, возникновении общества и человека. Для человека миф был реальностью. Он утверждал систему ценностей, гарантировал единство социума. Главное свойство мифологического сознания – синкретичность (нерасчлененность) объекта и субъекта, познания и переживания, человека и природы. В мифе сосуществовали начала объективного знания о мире, религиозных верований, искусства. Для мифологического сознания характерны алогичность, символичность, коллективность, авторитарность.

    Но постепенно в синкретическом комплексе мифологического сознания формируются религия, философия, искусство. Философия предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем, с точки зрения разума взгляд объективности и достоверности. Философия возникает как поиск мудрости, означающей гармонию знаний о мире и жизненного опыта. Вместо образа и символа философия предлагает рациональные понятия и категории.

    Отличие философии от мифа:

    Философское познание не синкретично. Здесь четко и однозначно противопоставлены субъект и объект, знания и переживания, человек и природа, индивид и социальная группа;

    Философское мышление не терпит противоречий;

    Философия выстраивает причинно–следственные связи, не допуская метаморфоз;

    Философское мышление не символично, это мышление в строгих понятиях и категориях;

    Интеллектуальная составляющая любого мировоззрения – миропонимание – называется картиной мира. Миропонимание как теоретическая картина мира представлено научными, философскими, религиозными идеями.

    7. Религиозная картина мира . Религия представляет собой внутренне интегрированную систему верований, чувств и действий, направленных на установление отношений со сверхъестественным.

    Философия и религия возникают из мифа и являются системами развернутых ответов на мировоззренческие вопросы. Но существует принципиальное различие в способах интерпретации этих проблем. Философия использует средства разума, опирается на объективные знания и формулирует свои выводы в доказательной форме.

    Религия постигает мир иначе, в ней акцент делается на веру, нет доказательства и аргументации. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных наглядно–чувственных формах. Религия предлагает человеку верить, переживать и сопереживать, дает готовые ответы на мировоззренческие вопросы, а в философии ни один вывод не предопределен. Религиозная доктрина не допускает критики и трансформации фундаментальных положений, а в философии критичность является необходимым условием движения мысли. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности. Философия же не дает гарантии, что ответ является окончательным. Религиозные идеи всегда сопровождаются конкретными действиями: обрядами и ритуалами, а в философии нет ничего подобного.

    Философию и религию объединяет то, что любая развитая религиозная доктрина представляет собой систему. Религия представляет собственную версию картины мира, принципиальной особенностью которой является удвоение мира на естественный и сакральный (сверхъестественный). Сакральное – первично, оно определяет жизнь людей в обыденном мире. Единственным способом объединения верующего с божественным миром является культ, обряды, молитвы, а местом является храм. Центр религиозной картины мира – Бог или множество богов. Власть бога безгранична. Он творит и управляет миром, он и его замысел не познаваемы.

    Религиозная картина мира предлагает человеку единственный приемлемый способ существования – спасение бессмертной души и преодоление собственной греховной природы. Вера и правильное поведение являются руководством на пути спасения как конечного смысла человеческого существования.

    8. Научная картина мира. Наука оказывает исключительно большое влияние на мировоззрение современного человека. В истории науки начиная с XVII в. происходит смена механистической картины мира на современную, в которой Вселенная предстает как совокупность связей, а не вещей, а наука изучает взаимодействия, а не отдельные замкнутые объекты. Развитие психологии, биологии, генетики вернуло человека в научную картину мира. Взгляд современной науки перестал быть тотально объективистским, новые научные достижения показали, что человеческое сознание вплетено в систему объективных связей вещей и явлений и влияет на саму реальность. Один из центральных принципов новой органической парадигмы утверждает, что мир устроен таким образом, что появление в нем человека является закономерным. Современные представления физики рассматривают единый пространственно – временной континуум, где свойства пространства – времени зависят от позиции наблюдателя, скорости протекающих процессов и масс материи. Последняя существует как в вещественной, так и в полевой форме, а также в виде плазмы и вакуума. Трансформации материи могут быть описаны одновременно как взаимодействия частиц и как волновые процессы. Т.о. в рамках новой научной парадигмы Вселенная предстает как постоянно развивающийся организм, а человек – как одна из ступеней бытия, законы которой не вступают в противоречие с законами других уровней существования мира. Современная научная картина мира формируется, поэтому в ней множество противоречий. Однако очевидна тенденция изменений – от статики к динамике, от разделенности к взаимосвязанности, от механического дуализма человеческого и природного миров к органическому монизму.

    9. Философская картина мира . На стадии формирования философское знание было тесно связаны с научным. В современной философии существуют разделы, которые напрямую связаны с научным знанием – так называемые проблемы конкретно – научных дисциплин. Философия, так же как и наука направлена на сущность, в ней присутствует логическая аргументация и доказательность выдвигаемых положений. Знание и в науке, и в философии выражено в рациональной форме, в виде понятий, суждений, умозаключений. Сходство науки и философии еще и в том, что они опираются на рационально – теоретические методы исследования, вырабатывают достоверные, общезначимые принципы и положения.

    Но в отличие от философии наука не носит мировоззренческого характера, она не говорит человеку о его идеалах, смысле жизни, не решает вопросы о свободе, истине или красоте. Ни одна наука не выявляет универсальные связи и не проясняет фундаментальные предпосылки бытия. Именно поэтому, философию не следует отождествлять с наукой.

    Философские картины мира чрезвычайно разнообразны. Фундамент философской картины мира составляет та или иная концепция бытия. Есть материалистические и идеалистические, рационалистические и волюнтаристские, монистические и плюралистические варианты философской картины мира.

    Философская картина мира никогда не предполагает окончательных ответов. В философии отсутствует понятие сакрального. В ней принципиально отсутствует идея личного бога, но при этом в некоторых философских системах предлагается понятие Абсолютной идеи, или Мирового духа. Философия использует все данные естественных и общественных наук для решения принципиальных мировоззренческих вопросов, но никогда не замыкается в сфере эмпирической конкретики. Любая философская картина мира является лишь приглашением к размышлению и самостоятельному поиску, а не окончательной версией мироздания.

    Контрольные вопросы

    Какие исторические типы мировоззрения предшествовали философии?

    Почему философия является высшим историческим типом мировоззрения?

    В чем специфика философского отражения мира в отличие от мифологического, религиозного, научного?

    Как соотносится научная и философская картины мира?

    Если философия рассматривает мир как целое и взаимодетерминацию форм бытия, то, что это дает человеку?

    Почему философия не дает окончательных ответов?

    В чем проявляется исторический характер философского знания?

    Какую функцию выполняет философия, обосновывая высшие духовные ценности эпохи?

    Тест – задание:

    Теоретическим ядр ом, сердцевиной духовной культуры человека и общества называют..

    Искусство;

    Философию;

    Мифологию.

    Философия

    Служит выражением самосознания конкретной эпохи

    Подтверждает свои положения экспериментом;

    Исходит из примата веры над разумом;

    Имеет догматический характер;

    Стремится к систематической целостности знания.

    Мировоззрением – это:

    Совокупность духовных ценностей;

    Совокупность идей, объясняющих поведение человека;

    Система представлений, определяющая поведение человека.

    Какой тип мировоззрения является наиболее ранним?

    Религия;

    Философия;

    Мифология.

    Философия – это:

    Теоретическое мировоззрение;

    Сжатое изложение науки своего времени.

    Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется…

    Теорией;

    Парадигмой;

    Гипотезой;

    Картиной мира.

    Для мифологии как исторического типа мировоззрения характерно

    Паранаучное мышление;

    Абстрактно – понятийное мышление;

    Наглядно – образное мышление.

    Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе…

    Мифологических представлений;

    Философских идей;

    Данных научных исследований;

    Священного писания.

    Философия отличается от религии тем, что

    Является формой мировоззрения;

    Вырабатывает определенную систему ценностей;

    Является теоретической формой освоения мира человеком;

    Исследует проблему смысла жизни человека.

    Для научно картины мира характерно (а)

    Истинное знание причин;

    Уверенность в существовании Мирового разума;

    Отождествление веры и знания;

    Безоговорочное влияние идей ведущих ученых.

    Проблемы, решаемые философией

    Имеют отношение к сверхъестественному нереальному миру;

    Могут быть решены в рамках конкретной научной дисциплины;

    Не имеют ничего общего с жизнью обычных людей;

    Имеют всеобщий предельный характер.

    Какое из суждений является правильным?

    Ценностью обладают предметы сами по себе, независимо от того, полезны они для человека или нет;

    Ценность выражает значение предмета дл человека, поэтому не существует вне человеческого отношения к нему;

    Вещи обладают ценностью лишь потому, что отношение человека к ним является выражением отношения к другому человеку.

    Разделом философии не является…

    Онтология;

    Искусствознание;

    Обоснование ценности личности, прав и свобод связано с ________ функцией философии

    Эвристической;

    Гуманистической;

    Методологической;

    Эстетической.

    Функция философии, роль которой – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия, –

    Мировоззренческая;

    Прогностическая;

    Критическая;

    Методологическая.

    К методологическим функциям философии относятся

    Интегрирующая;

    Объяснительно – информационная;

    Координирующая;

    Логико – гносеологическая.

    Творческое задание

    Открытие философии заключается в том, что любой человек живет в мире своих ценностей больше, чем в мире реальных связей. Философия обосновывает высшие духовные ценности человека и общества. Какова диалектика (противоречивое единство) сущего (того, что есть) и должного (того, что должно быть) в бытии общества и человека в философской картине мира?