Сепаратная денежная реформа кто создал. История развития денежной системы германии. Экстремизм – крайняя форма традиционализма

До 70-х годов XIX века Германия не имела единой денежной системы, поскольку на ее территории располагалось более 30 государств и княжеств, которые пользовались 7 различными денежными системами. 6 из них (за исключением бременской, базировавшейся на золотом талере) были серебряными. Золотые монеты - фридрихсдоры, луидоры, пистоли и дукаты - обращались с переменным курсом по отношению к серебру. Также имели хождение бумажные деньги 21 немецкого государства и банкноты 33 эмиссионных банков. Если у вас сложились подобные ситуации, то сегодня каждый желающий может купить диплом в Томске о высшем образовании.

После объединения Германии О.Бисмарком в 70-х годах XIX века, страна переходит к золотому монометаллизму. Золотое содержание марки устанавливается на уровне 0.358423г.

В начале первой мировой войны размен банкнот на золото был прекращен. В результате инфляции в военные и послевоенные годы деньги обесценились в 1 600 000 000 000 раз (1.6 триллионов раз!). Денежная реформа 1924 года предусматривала девальвацию в введением в обращение новой банкноты - рейхсмарки по курсу 1 рейсхмарка=1 000 000 000 000 марок.

Огромные военные расходы в период мирового экономического кризиса, вторая мировая война, проигрыш ее, разгром, тактика "мертвой земли" , практикуемая русскими войсками на территории Германии, не оставили камня на камне от экономики и финансов.

В стране царил хаос, на рынке существовал только натуральный обмен.

В 1948 году была проведена сепаратная денежная реформа, по которой каждый житель мог обменять 60 марок по номиналу, остальные - 1:10, половина всех вкладов была блокирована, затем 70% блокированных счетов было аннулировано.

С этого момента началось экономическое возрождение Германии, проводимое Западом на территории ФРГ, СССР- на территории ГДР. К чему пришла каждая сторона в своих преобразованиях, очень хорошо было видно после объединения Германии, когда экономика бывшей ГДР рассыпалась как карточный домик. Позиции ФРГ на международном валютном рынке достаточно прочны, совокупное активное платежное сальдо за период 1950-1987 гг. составило 320 млрд. марок, а золотые резервы - 120,2 млрд. марок. Золотое содержание марки было на уровне 0.2-0.3г. Политика ревальваций (увеличения курса по отношению к другим валютам) позволила еще сильнее укрепить позиции Германии на международном рынке.

Подведем итоги.

Итак, мы проследили эволюцию денег с древнейших времен до наших дней. Несмотря на обширность материала, всю историю развития денег можно разделить на несколько этапов, представленных на следущей диаграмме.

Москва, 1995 год.

P.S. Данный реферат является интеллектуальной собственностью Рыбалко С.О. При перепечатке ссылка на автора обязательна. Не для коммерческого использования.

Кризис назревал давно, со времени разделения Берлина на 4 сектора. Непосредственным прологом к нему стало проведение западными державами в своих оккупационных зонах сепаратной денежной реформы. Реформа была нужна, так как Германия была завалена абсолютно обесценившимися рейхсмарками. СССР выступал за проведение реформы во всех зонах одновременно, путем создания общегерманского финансового департамента и центрального эмиссионного немецкого банка.

Как пишет в своих мемуарах Л. Клей, с октября 1947 г. в США начали тайно печататься новые немецкие марки и к концу того же года 30 вагонов новых денежных знаков были в условиях большой секретности доставлены в Западную Германию. Готовились к проведению денежной реформы и в советской зоне, но американцы сработали оперативнее. Сепаратная денежная реформа в западных зонах и распространение ее 23 июня 1948 г. на западные секторы Берлина резко обострили обстановку в Германии. Поток обесцененной валюты грозил хлынуть в советскую зону, вызвать инфляцию и дезорганизацию экономики. В качестве защитной меры СВАГ объявила о запрещении ввоза в советскую зону, а соответственно, и в Берлин, как старых, так и новых «западных» марок. В советской зоне была срочно введена своя марка.

В ночь с 23 на 24 июня 1948 г. советские войска начинают блокаду Западного Берлина, отрезав связывавшие его с Западной Германией железнодорожные, водные и автомобильные пути. Прекратилось снабжение города электроэнергией и продовольственными товарами из советской зоны. Маршал Соколовский открыто заявил, что эти «технические трудности» будут иметь место до тех пор, пока США, Англия и Франция не откажутся от своего проекта создания «трех-зонного правительства». Оккупационные власти Тризонии ответили контрмерами, запретив западногерманским фирмам торговлю с советской зоной.

Итак, в Германии появились две валюты, сложились «двойные» цены, разрушались основы свободного передвижения населения и товаров, разрывались традиционные экономические связи. Сталин посчитал введение в обращение немецкой марки в западных секторах Берлина удобным поводом для блокады, а затем и для присоединения западной части города к советской зоне оккупации. Ведь Западный Берлин был анклавом внутри советской зоны, отстоявшим от ближайшей точки английской зоны на 260 км. Но одним из основных мотивов блокады (как в дальнейшем, и при возведении стены в 1961 г.) стали прозападные настроения многих восточных немцев.

Пропаганда стран Запада начала массированную атаку против «агрессивных намерений» СССР. В правящей элите США нашлись люди, которые выдвинули лозунг «Берлин стоит войны!». В штабе генерала Л. Клея строились планы прорыва блокады с помощью танков. По указанию министра обороны США Дж. Форрестола в Англию были срочно переброшены 90 бомбардировщиков дальнего радиуса действия. Им же была вынесена на рассмотрение действующим президентом США Г. Трумэном инициатива по использованию атомного оружия для разрешения Берлинского кризиса. Трумэн не поддался атомному психозу, но 20 июля 1948 г. он твердо заявил, что союзникам нельзя отказываться ни от Западного Берлина, ни от создания западногерманского государства.

Конфронтационное мышление тогдашних лидеров -- Сталина и Трумэна, а также их союзников -- толкало всех на поиск военных путей разрешения конфликта. На блокаду Западного Берлина советскими войсками Запад ответил неординарно -- созданием «воздушного моста». На протяжении 318 дней, до 12 мая 1949 г., снабжение Западного Берлина обеспечивалось по воздушному мосту, организованному США и Англией. Это была эффективно действующая Система, по которой транспортными самолетами в Западный Берлин было переброшено около 1,5 млн т продовольствия, медикаментов, стройматериалов, угля и много другого.

Всего было осуществлено 195 тыс. рейсов. В среднем через каждые 3 минуты в Западном Берлине приземлялся самолет западных союзников. На Пасху 15-16 апреля 1949 г. был устроен демонстративный «пасхальный парад», когда американские и английские самолеты взлетали беспрерывно. В течение 24 часов они совершили 1344 рейса и доставили в Западный Берлин 12 тыс. т грузов.

Конечно же, западноберлинцы с нетерпением ждали эти рейсы. Однако преодоление блокады с помощью воздушного моста в историографии часто изображается односторонне -- как успешная и героическая акция, которая спасла жителей Западного Берлина от голода, то есть как моральная победа Запада. Весьма распространена и точка зрения, согласно которой именно советская блокада развеяла последние сомнения западных стран относительно необходимости создания западногерманского государства.

Однако здесь возникает ряд вопросов: кто больше виноват в Берлинском кризисе 1948 г. -- СССР или Запад? Почему ни советскими, ни западными политиками не были использованы более адекватные в той ситуации меры? В результате блокады Берлин оказался в центре мировых интересов, проблемой начал заниматься Совет Безопасности ООН. 12 мая 1949 г. по приказу советского руководства блокада была снята. Но до сих пор неизвестна ее настоящая цель: или принуждение союзников к общей политике в германском вопросе или -- как сказал Сталин своим собеседникам Пику и Гротеволю -- изгнание союзников из Берлина.

Но Берлинский кризис обострил до предела международную ситуацию, стал одним из первых крупных кризисов холодной войны. Он ясно показал, что США и их союзники не могут изменить политику СССР в Восточной Германии, а СССР не может повлиять на политику, проводимую США и их союзниками в Западной Германии. Возник тупик, и последними логическими шагами, которые предопределили раскол Германии, стали создание СССР и его союзниками Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 г., а в апреле 1949 г. Организации Североатлантического договора (НАТО) под эгидой США.

Таким образом, одной из главных предпосылок раскола Германии стала «холодная война». Хотя формально союзники и не отменяли решений, принятых в Потсдаме, но на деле в каждой зоне проводилась политика, отвечавшая геополитическим интересам Вашингтона, Лондона, Парижа и Москвы.

Определенную роль в расколе Германии сыграла и формирующаяся немецкая политическая элита западной и восточной зон оккупации. И та, и другая прекрасно понимали, что вывода оккупационных войск и свободных демократических выборов в обозримом будущем не будет. Обе хорошо осознавали, что они «не поместятся» на одном политическом пространстве единой Германии. Так, в общем-то, и произойдет в 1990-м г., ну а в конце 1940-х гг. одна часть политической элиты западных зон начинает ориентироваться на идеи «Объединенной Европы»; другая -- на идеи возрождения рейнского сепаратизма. Приверженцами «европеизма» были известные ученые и политики: философ Карл Ясперс (1883-1969), историк Ханс Ротфепьс (1891-1976), лидер ХДС Конрад Аденауэр, один из лидеров социал-демократии Карло Шмид (1896-1979)и др.

Еще в мае 1945 г. крупный немецкий промышленник Ф. Тиссен и некоторые другие «рейнские политики» опять выдвинули идею создать из части Западной Германии небольшое «независимое Рейнское государство» под покровительством Франции. Надо сказать, что К. Аденауэр от этого «второго рождения» рейнского сепаратизма сразу дистанцировался. Свою прозападную и федералистскую позицию, которой он придерживался до конца, Аденауэр сформулировал уже 5 октября 1945 г., заявив в одном из интервью, что лучше всего было бы как можно быстрее образовать из трех западных зон федеративное государство и тесно связать его с экономикой Франции и Бельгии.

Опять заявил о себе и баварский сепаратизм. Так, в программе Баварской партии, которая была принята в июне 1949 г., фигурировало требование создания «самостоятельного, жизнеспособного баварского государства». В 1947-1948 гг. обсуждалась и идея «нейтрализации Германии» под эгидой ООН.

Немецкая политическая элита советской зоны в массе своей была воспитана в правоверном коммунистическом духе, мыслила категориями мировой революции, находилась в постоянном страхе перед сталинскими репрессиями и единую Германию могла представлять только «советской социалистической республикой». Но, поскольку в условиях оккупации западной части страны англо-американо-французскими войсками это было невозможно, видела свою номенклатурную выгоду в создании на востоке Германии «первого немецкого государства рабочих и крестьян».

После крушения Третьего рейха, с его централизованной и до предела милитаризованной экономикой, естественно, встала проблема поиска таких путей экономического развития, которые позволили бы как можно быстрее восстановить хозяйство. Во всех зонах оккупации господствовало мнение, что это можно сделать лишь с помощью мер государственного регулирования. Идеи социализации присутствовали в программах почти всех политических партий.

Предложения преобразовать экономику с помощью свободного рынка не находили в первые послевоенные годы понимания и широкой поддержки. Но дилемма: или национализация, планирование хозяйства, государственный контроль, или же свободная конкуренция, рыночная экономика с элементами государственного регулирования стояла только в западных зонах оккупации. У советских оккупационных властей, поддержанных немецкими коммунистами и частью социал-демократов, сомнений не было: однозначный выбор был сделан в пользу первого варианта.

Восстановление экономики в западных зонах

Экономическая ситуация в 1945-1947 гг. была очень тяжелой. В 1946 г. объем промышленного производства по сравнению с довоенным уровнем составлял в западных зонах одну треть, выплавка стали сократилась в 7 раз, добыча каменного угля - в 2,2 раза. Значительных размеров (по некоторым данным - до 500 тыс. человек) достигла безработица.

Зато количество денег, которые находились в обращении, было в 5 раз больше, чем до войны. Карточная система и контроль над ценами не могли справиться с ситуацией, бушевал «черный рынок», процветал бартер. Весной-осенью 1946 г. официальный ежедневный рацион питания в западных зонах чуть превышал 1 тыс. калорий (примерно треть от нормы), а практически выдавалось еще меньше.

Больше всего страдали горожане, не имевшие родственников или хороших знакомых в деревне. Многие люди голодали, резко подскочила детская смертность и заболеваемость туберкулезом. Взрослый мужчина в американской зоне весил в 1946 г. в среднем 51 кг. Оккупационные власти были вынуждены ежегодно завозить в западные зоны продукты питания и самые необходимые предметы потребления на сумму около 1 млрд. долларов. Голод был физиологическим, политическим и культурным феноменом.

Главных причин для такого катастрофического положения со снабжением продовольствием было две: подрыв сельскохозяйственного производства в результате войны и приток 12 млн. переселенцев. Многие из них надеялись на получение земли. Но эти надежды не оправдались, ибо «аграрная реформа», проведенная в 1946-1948 гг. в западных зонах, привела лишь к раздроблению наиболее крупных латифундий, не ликвидировав крупного помещичьего землевладения и не наделив землей всех нуждающихся.

Коммунисты западных зон в своей пропаганде доказывали: голод вызывается социальными и политическими причинами; буржуазия, гроссбауэры и оккупанты сознательно организуют его; их расчет заключается в стремлении парализовать голодом волю масс к борьбе, внушить им мысль, что спасение может дать только богатая и «щедрая» Америка, а не «сомнительные социальные эксперименты». В пропаганде, которую вели правые партии, утверждалось, что виновник всех бедствий - Советский Союз, который непомерными репарациями разоряет Германию, обрекает людей на холод, голод и нищету, пытаясь тем самым склонить их к мысли, что выход из кризиса - только на пути «коммунистических преобразований».

Противоречия между западными державами и СССР в 1946 г. постепенно обострялись. 30 июня 1946 г. была возведена «первая германская стена». Дело было в том, что в условиях черного рынка, всеобщего дефицита и разницы в ценах (в советской зоне многое было дешевле) тем жителям западных зон, которые получали стабильную зарплату, выгоднее было покупать более дешевые товары и продукты в советской зоне. Тогда СКС ввел режим строгого контроля за движением людей и товаров между советской и западными зонами оккупации.

Осенью 1946 г. США и Англия стали готовить, с привлечением к этому делу немецких органов, объединение своих зон в Бизонию, чтобы таким путем покончить с бедственным экономическим положением. Соответствующее соглашение было подписано 2 декабря 1946 г. В экономической политике, которая стала проводиться в Бизонии с 1947 г., все возрастающую роль стали играть немецкие административные органы, в том числе Экономический совет. В 1949 г. к Бизонии присоединилась французская зона оккупации и была создана, таким образом, Тризония.

Надо сказать, что у командования оккупационными войсками не было в проведении экономических мероприятий ни единства, ни четкого плана. Но западные державы не считали необходимым изменять структуру собственности в своих зонах. Коренные реформы германской экономики не отвечали их интересам, прежде всего американцев, которые свято верили в могучую силу свободного рыночного хозяйства. Поэтому в западных зонах уже в 1945 г. начинают возрождаться предпринимательские организации, на которых лежала немалая доля ответственности за преступления нацизма. В американской зоне их восстановление было разрешено распоряжением генерала Эйзенхауэра от 17 октября 1945 г.

Замедленные темпы восстановления экономики Западной Германии определялись политикой союзников, цель которой заключалась в значительном сокращении немецких производственных мощностей и придании приоритетного значения развитию сельского хозяйства. Чтобы перекрыть Германии любую возможность возобновления производства вооружений, страны-победительницы запретили изготовление многих видов стратегической продукции (алюминий, синтетический каучук, бензин и др.). Германии предписывалось сократить производство ее металлургической промышленности до 50 % по отношению к уровню 1929 г. Все ставшее в результате этого решения избыточным - заводское оборудование демонтировалось перед его вывозом в страны-победительницы.

Бедственное положение населения и активные выступления рабочих (см. ниже) заставило оккупационные власти западных держав в 1947 г. отказаться от демонтажа предприятий в счет репараций. Отказываются западные союзники и от широкомасштабного изъятия товаров. По сути они были демпинговыми для «перегретой» и без того экономики США. Поэтому акцент был перенесен на вывоз сырья и уникального оборудования.

В послевоенное время в воздухе витала идея национализации если не всей экономики, то, по крайней мере, тяжелой промышленности и банков. В Великобритании у руля управления государством встали лейбористы, во Франции были также очень сильны левые силы, которые осуществляли национализацию ряда отраслей экономики. В западных зонах идея национализации («социализации») тоже была очень популярной, но все-таки для политической и хозяйственной элиты во главе с К. Аденауэром наиболее привлекательной оказалась модель «социального рыночного хозяйства», разработанная доктором экономики, профессором Людвигом Эрхардом (1897-1977).

Основную цель реформ Л. Эрхард видел в том, чтобы повысить покупательную способность всех слоев населения и сосредоточить все усилия народного хозяйства на увеличении государственного дохода. Главными рычагами экономического возрождения он считал частную инициативу и свободную конкуренцию в сочетании с активной ролью государства (гибкая кредитная и налоговая политика, ставка на средний и мелкий бизнес и т. д.).

Но прежде чем приступить к реформам, надо было убрать руины, восстановить те предприятия, которые еще подлежали восстановлению и не попали в разряд демонтируемых. Поэтому, прежде чем говорить о больших заслугах теоретиков западногерманского «экономического чуда», надо в первую очередь отметить трудовые усилия тех миллионов рядовых немцев, которые занимались восстановлением хозяйства, созданием нормальной жизни; тех, кого назвали тогда «женщины и мужчины развалин».

В Вашингтоне было принято решение распространить на Тризонию действие «плана Маршалла» (см. ниже), по которому только денежные поступления в Западную Германию должны были составить полтора миллиарда долларов. Все это и позволило начать создание «социального рыночного хозяйства». Первой стала денежная реформа 1948 г.

Денежная реформа

Сепаратная денежная реформа, носившая конфискационный характер, была проведена очень быстро: 20-21 июня 1948 г. Методы ее проведения были предельно жесткими, направленными на полную санацию финансовой системы Тризонии перед распространением на нее «плана Маршалла».

По курсу 1:1 каждый немец мог обменять сразу только 40 наличных рейхсмарок. Остальные имевшиеся деньги зачислялись на «блокированные счета» и пересчитывались по курсу 100:10, но на руки можно было получить не более 5 % новых «западных» марок. Затем налоговые органы проверяли происхождение доходов и их можно было получить в два приема: 20 % и 10 %. Остальные 65 % доходов аннулировались.

Таким образом, около 23 млн. мелких вкладчиков были вмиг разорены, ибо фактический обменный курс составил 100:6,5. Однако заработная плата, различные пособия и пенсии были пересчитаны в соотношении 1:1. Было отменено централизованное планирование и разрешено свободное ценообразование. Сохранился лишь контроль цен на жилье, основные продукты питания, транспортные и почтовые услуги. На несколько месяцев «замораживалась» зарплата. Число безработных через полгода выросло вдвое, достигнув отметки 1 млн. человек.

Но владельцы материальных ценностей оказались в большом выигрыше, ибо стоимость земли, недвижимости, сырья и продуктов резко возросла. Практически сразу исчез черный рынок, прилавки магазинов, как по мановению волшебной палочки, наполнились товарами, деньги вновь стали деньгами. И хотя цены на продовольствие и товары первой необходимости сразу подскочили на 20-25 %, реформа привела к быстрому оживлению всех отраслей народного хозяйства.

Большую роль в восстановлении, а затем и быстром развитии экономики Западной Германии сыграли кредиты и займы США и Англии, которые составили в сумме более 5, 5 млрд. долларов. Уже в 1949 г. был достигнут (в сопоставимых границах) довоенный уровень производства.

Восстановление экономики в советской зоне

Прежде чем говорить о восстановлении, необходимо сказать о том, что вступление советских войск в Германию ознаменовалось массовыми «реквизициями». Вернувшись из Ялты, где союзники договорились лишь о создании межсоюзнической комиссии по репарациям, 21 февраля 1945 г. Сталин подписал под грифом «совершенно секретно» постановление Государственного Комитета Обороны № 7563 о порядке вывоза промышленного оборудования и материалов с территории Германии. Согласно ему было создано 5 специальных «демонтажных батальонов» по тысяче человек в каждом, 10 рабочих батальонов по 500 человек, 5 отдельных автобатальонов с тракторными взводами и т. д.

В качестве бесплатной рабочей силы использовались тысячи бывших граждан СССР, угнанных нацистами на принудительные работы в Германию, а теперь подлежащих репатриации. Освободившись от фашистской неволи, они попали на тяжелую подневольную работу по демонтажу, с полуголодным существованием, где подвергались многочисленным унижениям, а женщины - изнасилованиям. Всего к концу ноября 1945 г. на демонтаже в Германии и Австрии было занято свыше 300 тыс. советских граждан.

То есть СССР начал взимание репараций, по сути, в одностороннем порядке, еще до окончания войны, без согласования с союзниками, и в очень широких масштабах: только за 1945 г. трофейные войска отправили в СССР более 400 тыс. железнодорожных вагонов, груженных оборудованием, продовольствием, одеждой и т. д.

Восстановление экономики шло параллельно с радикальными социально-экономическими реформами. Так, уже в мае-июне 1945 г. в советской зоне были закрыты частные банки, распущены нацистские предпринимательские союзы и хозяйственные организации, а с 1 июля 1945 г. началась конфискация имущества активных нацистов. Уже осенью 1945 г. была конфискована вся государственная собственность бывшего Третьего рейха и собственность военных преступников типа концерна «Герман Геринг». С осени 1945 г. было начато и проведение радикальной аграрной реформы под лозунгом «Землю юнкеров - крестьянам!». Однако была учтена приверженность немецких крестьян к частной собственности на землю, поэтому в ходе реформы ее национализация не осуществлялась.

Безвозмездной конфискации подлежала земельная собственность размером свыше 100 га, а также владения военных преступников и активных нацистов. При распределении земли за основу был принят размер хозяйства в 5 га. Наделение землей проводилось, по сути, даром, с предоставлением кредитов, да еще в рассрочку до 20 лет.

Столь быстрое осуществление аграрной реформы, конечно, было невозможно без активного участия СВАГ. В основном реформа была завершена уже к январю 1946 г. Всего в ее ходе было конфисковано 3,3 млн. га земли, из них 2,2 млн. га были поделены между 330 тыс. новых хозяйств переселенцев и батраков или прирезаны к почти такому же числу старых крестьянских дворов. Остаток конфискованной земли примерно в 1 млн. га был объявлен «общенародной собственностью», там создавались «народные имения», а позднее (с 1949 г.) и МПС - машинопрокатные станции. Юнкерство перестало существовать, главной фигурой на селе стал крестьянин-середняк. Таким образом, аграрная реформа коренным образом изменила социальное лицо деревни в Восточной Германии.

Восстановление промышленности сильно осложнялось четырьмя факторами: во-первых, она была сильно разрушена в ходе боевых действий (примерно на 45%); во-вторых, бесконтрольными репарационными изъятиями со стороны СССР; в-третьих, отсутствием опыта у новоиспеченных коммунистических управленцев; в-четвертых, восстановление промышленности шло параллельно с демонтажем и национализацией.СВАГ стремилась форсировать национализацию, и 30 июня 1946 г. в наиболее промышленно развитой земле Саксонии был проведен референдум по вопросу об «экспроприации собственности военных преступников». 77,6% населения, имеющего право голоса, высказались за безвозмездную экспроприацию предприятий, которые принадлежали военным преступникам и активным нацистам.

На основе саксонского референдума ландтагами других земель советской зоны были приняты соответствующие законы, и всего к весне 1948 г. было экспроприировано 9281 предприятие. Они переходили в собственность земли, на которой были расположены. В государственном секторе к этому времени было уже 97 % горной промышленности, более 60 % энергетики и около 47 % предприятий машиностроения; две трети оптовой торговли тоже было государственной.

Аналогичной была и судьба банков: в июле 1945 г. началась их национализация, а с 4 августа 1945 г. начинают создаваться «народные» финансово-кредитные учреждения. Из двухсот бывших военных предприятий, первоначально занесенных в списки на демонтаж, в 1946 г. были образованы «Советские акционерные общества» (САО). Они были перепрофилированы на выпуск мирной продукции, на них под руководством советских директоров работали немецкие рабочие. В 1954 г. последние САО, кроме «Висмута», были переданы ГДР.

Таким образом, с господством в экономике крупных предпринимателей, банкиров и юнкеров в Восточной Германии было быстро покончено. Но экономика продолжала оставаться смешанной, и это дает основания некоторым авторам писать о том, что СВАГ использовала (и отчасти повторила) опыт советского НЭПа начала 1920-х гг.

Если в 1947 г. объем валовой продукции промышленности в советской зоне по сравнению с 1936 г. составлял 53,7 %, то в 1949 г. - 87,2 %, а к лету 1950 г. - уже 100 %. Причем, в советской историографии и историографии ГДР всегда особо подчеркивалось, что восстановление разрушенного войной хозяйства и становление плановой экономики в Восточной Германии шло под непосредственным руководством со стороны СВАГ и при значительной помощи со стороны СССР.

В качестве иллюстрации этой помощи обычно приводились цифры о том, что за 1948-1949 гг. было ввезено из СССР более 200 тыс. т минеральных удобрений, почти 140 тыс. т зерна, более 230 тыс. т проката, более т1000 тракторов и 500 грузовых автомобилей. Но никогда не приводились цифры: а сколько же было вывезено из Германии в Советский Союз за тот же период аналогичной продукции в качестве репараций? Относительный свет на это могут пролить сведения из отчета Главного Трофейного управления Советской Армии в период войны, которые до начала 1990-х гг. хранились в фондах Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО, ф. 67, оп. 12020, д. 9) под грифом «Совершенно секретно». В Советский Союз по распоряжениям ГКО и Совнаркома за 1945 г. трофейными войсками было отправлено:

73 493 вагона строительных материалов и «квартирного имущества», в том числе: 60 149 роялей, пианино и фисгармоний, 458 612 радиоприемников, 188 071 ковер, 941 605 предметов мебели, 264 441 штука настенных и настольных часов;

3 338 348 пар различной гражданской обуви, 1 203 169 женских и мужских пальто, 2 546 919 платьев, 4 618 631 предмет белья, 1 052 503 головных убора; 154 вагона мехов, тканей и шерсти;

18 217 вагонов с сельскохозяйственным оборудованием в количестве 260 068 единиц;

Зернопродуктов - 2259 тыс. т, мясопродуктов - 430 тыс. т рыбопродуктов - 10 тыс. т, жиров - 30 тыс. т, сахара - 390 тыс. т, картофеля и овощей - 988 тыс. т.

П. Н. Кнышевский, который впервые обнародовал эти цифры, задается закономерным вопросом о том, как же оценивать известный из учебников факт спасения от голода победителями населения Берлина, Дрездена, Праги и др. городов? Было ли это высшим проявлением гуманности или такого не было вообще? Он отвечает на этот вопрос очень категорично: «Было, но весьма своеобразное. Сначала все продовольственные ресурсы на оккупированной территории Красная Армия изъяла, затем начался дележ. Ничтожный карточный минимум своих же запасов немцы получили в виде так называемой помощи, которой поделились с чехословаками и поляками». Очевидно, что здесь нужны дополнительные исследования.

В 1947 г. СВАГ официально объявила, что демонтаж промышленных предприятий полностью прекращен. На самом деле, до весны 1948 г. последовали еще две волны демонтажей. В целом демонтаж был произведен на 3474 «объектах» и по некоторым оценкам привел к сокращению экономического потенциала на 25 % от довоенного уровня.

В феврале 1948 г. в советской зоне создается Немецкая экономическая комиссия как высший центральный орган руководства экономикой. А в июне 1948 г. принимается первый (двухлетний, рассчитанный на 1949-1950 гг.) план развития народного хозяйства. Таким образом, к осени 1949 г. в западных зонах была сохранена и отчасти модернизирована социально-экономическая система капитализма. В советской же зоне оккупации социально-экономические основы жизни были во многом кардинально преобразованы.

Проблемы мирного урегулирования в Центральной Европе (1945-1949 гг.). Возникновение двух германских государств (стр. 65-119)

1. Срыв западными державами Потсдамских решений в западных зонах оккупации и последовательное претворение их в жизнь советской стороной в своей зоне (стр. 66-83)

2. Обсуждение германских дел на международных встречах представителей четырех держав (стр. 83-104)

3. «Берлинский кризис» и завершение западными державами раскола Берлина и Германии (стр. 105-119)

Подготовка западными державами сепаратной денежной реформы (стр. 107-109)

Одним из важнейших средств, которое могло способствовать полному расчленению Германии и Берлина и послужить одновременно предлогом для завершения и формального провозглашения сепаратного западногерманского государства, западные державы рассматривали проведение сепаратной денежной реформы.

Советская сторона последовательно и настойчиво выступила за проведение единой денежной реформы во всех зонах, считая, что немцы должны принять в ней активное участие, и [стр. 107] настаивала на создании для этой цели общегерманского финансового департамента и центрального немецкого эмиссионного банка. Стремясь решить этот чрезвычайно важный для немцев вопрос на согласованной с западными державами основе, советские представители были готовы принять американское предложение о печатании новых денежных знаков в Берлине при условии осуществления единой денежной реформы немецкими финансово-банковскими органами под наблюдением Контрольного совета.

Однако, несмотря на все усилия советской стороны, достичь соглашения о проведении единой денежной реформы в Германии не удалось. Финансовый советник Клея Додж уже с 1946 г. вынашивал идею проведения сепаратной денежной реформы. Клей с серьезной миной делал в Контрольном совете вид, что якобы ищет пути, чтобы договориться об общегерманской денежной реформе, а на деле, как впоследствии признался он сам, уже в октябре 1947 г. в США начали тайно печататься (под условным названием операции «Big Dog») новые денежные знаки . 30 вагонов таких денежных знаков были в том же году доставлены в Западную Германию .

L. Clay. Entscheidung in Deutschland, S. 240.

См. В. Н. Высоцкий. Западный Берлин и его место в системе современных международных отношений. М., 1971, стр. 138.

На закончившемся в Лондоне в начале июня 1948 г. совещании западные державы окончательно приняли решения об экономическом и политическом расколе Германии, создании сепаратного западногерманского государства, его будущей политической структуре. Вслед за этим они провели в июне 1948 г. в своих зонах оккупации сепаратную денежную реформу. Тем самым была создана одна из решающих предпосылок для превращения оккупационных зон трех западных держав в сепаратное западногерманское государство.

Планам раскола Германии и возрождения германского милитаризма была подчинена и политика западных держав в берлинском вопросе. В течение 1945-1947 гг. в западных секторах Берлина из городского самоуправления были изгнаны антифашисты, созданы сепаратные экономические органы, деятельность которых все больше подменяла работу Общеберлинского магистрата. Постепенно в западных секторах было введено особое судопроизводство, организована своя полицейская служба и другие сепаратные органы. Одновременно западные державы шаг за шагом дезорганизовывали работу Межсоюзнической комендатуры в Берлине. 23 июня сепаратная денежная реформа была распространена на западные секторы Берлина. Вслед за экономическим расколом города был осуществлен и его [стр. 108] политический раскол. После демонстративного отказа американского коменданта полковника Хаули обсуждать стоявшие на повестке дня комендатуры вопросы 16 июля 1948 г. она прекратила свою работу.

Все это, в частности сепаратная денежная реформа, которая угрожала дезорганизацией экономики в советской зоне, заставило советскую сторону в целях ограждения интересов советской зоны и ее населения от пагубных последствий политики западных держав принять соответствующие контрмеры, в том числе усилить контроль на границе с западными секторами Берлина и на коммуникациях, связывающих их с Западной Германией. Однако одновременно было заявлено о готовности советской военной администрации сделать все необходимое, чтобы не пострадали интересы западноберлинского населения, в частности обеспечить снабжение Западного Берлина необходимыми товарами.

Хотя меры советской стороны носили ответный и защитный характер и были введены временно, западные державы подняли шумную пропагандистскую кампанию об «усилении агрессивности Кремля», о «блокаде Берлина» и т. п.

В ответ на полностью оправданные и законные действия СВАГ они спровоцировали так называемый «берлинский кризис». Под предлогом, что западные секторы Берлина блокированы и их жителям угрожает голод, военными властями западных держав был создан между ними и Западной Германией «воздушный мост».

Цель всей этой акции заключалась в том, чтобы обострить международную обстановку и под ее покровом форсировать создание сепаратного западногерманского государства и подготовку почвы для сколачивания агрессивного Североатлантического блока. Таким образом, летом 1948 г. положение в Берлине и в Германии в целом все больше осложнялось. Создалась чрезвычайно острая обстановка. Над городом и Германией нависла реальная угроза завершения западными державами раскола, над миром - опасность серьезного международного конфликта. [стр. 109]

Однако предложения советской делегации не были услышаны западными державами ни на четвертой сессии СМИД, ни на двух последующих – Лондонской и Парижской. Более того, в условиях создания западного военного союза, европейские государства взяли курс на расчленение Германии и создание западногерманского государства.

Уже к началу 1948 года представители США и Великобритании прекратили всякую деятельность в органах Союзного контрольного совета, связанную с осуществлением основных положений Ялтинской и Потсдамской программ. А в первой половине 1948 года США, Великобритания и Франция проводят в Лондоне ряд сепаратных совещаний по вопросам, касающихся Германии. Принятые совещаниями рекомендации по таким вопросам как будущее устройство Германии, контроль над Рурской областью и выплата репараций представляли собой программу сепаратной политики трех держав в Германии и конкретные мероприятия по завершению ее раскола.

Экономической мерой, обозначившей раскол Германии, принято считать денежную реформу, проведенную западными державами. Вообще, в историографии, посвященной проблеме раскола Германии, есть мнение, что денежная реформа как одна из крупнейших проблем экономической жизни и оккупационной политики союзников, могла бы способствовать объединению Германии, если бы этого хотели западные государства 16 . При этом, как отмечает немецкий журналист, занимающийся исследованием проблемы раздела и воссоединения Германии, Оскар Ференбах “в действительности денежная реформа оказалась мерой раскола страны, разорвала экономические связи внутри Германии, в короткий срок провела внутри страны барьер, неизмеримо мощный, чем условные зональные границы” 17 .

Также в отечественной историографии преобладает точка зрения, что подобная сепаратная денежная реформа, проведенная в западных зонах, была рассчитанным ударом не только по единству Германии, но и, в том числе, по экономике советской зоны 18 . Возможные последствия замысла организаторов сепаратной реформы заключались в том, что в экономике восточной части Германии мог возникнуть хаос под влиянием нерегулируемого наплыва обесцененных бумаг.

Для предотвращения этой опасности советская администрация предприняла решительные действия. Так, приказами главнокомандующего советской военной администрации в Берлине с 1 апреля 1948 года вводятся меры, упорядочивающие контроль на демаркационной линии советской зоны за передвижением людей и перевозкой грузов. Дополнительными приказами запрещался ввоз как старых, так и новых денежных знаков. Лишь 24 июня 1948 года по предложению Немецкой экономической комиссии в советской зоне была проведена денежная реформа и введены новые денежные знаки, что позволило стабилизировать ситуацию.

Практическое оформление раздела Германии началось с июля 1948 года и связано с совещанием представителей английской, американской, французской администраций во Франкфурте-на-Майне. Параллельно с этим совещанием в Вашингтоне проходило совещание министров иностранных дел США, Великобритании и Франции, где был одобрен документ, касающийся оккупационной политики трех держав в Германии – так называемый “оккупационный статут” Западной Германии, который должен был заменить собой все четырехсторонние соглашения по управлению ею в период оккупации 19 . При этом, необходимо отметить, что заключительный этап подготовки оформления западно-немецкого государства проходил в большой спешке. Среди исследователей “германского вопроса” бытует мнение, что влиятельные круги США явно торопились использовать сохраняющееся напряжение в отношениях с СССР для решения важных вопросов своей европейской политики 20 . Данный вывод можно подкрепить следующими историческими фактами: ведь еще до своего формального провозглашения, западногерманское государство было включено в систему “плана Маршалла” и в тоже время готовился проект военно-политического блока с участием Западной Германии.

8 мая 1949 года западногерманский Парламентский совет принимает конституцию нового государства, которая утверждается командующими западных оккупационных зон. Таким образом, новое сепаратное государство фактически было оформлено. В сентябре 1949 года вновь созданный парламент избирает на должность канцлера Конрада Аденауэра.

Тем временем, подобные процессы развивались и в восточных германских землях с участием Советской военной администрации и при полной лояльности Коммунистической партии Германии во главе с Вальтером Ульбрихтом. Вообще, необходимо отметить, что две Германии стали рассматриваться в Москве и Восточном Берлине как главный европейский полигон “соревнования двух систем”, причем победа социализма рассматривалась предопределенной 21 . И, собственно, для достижения этой победы в Восточной Германии стали проводиться радикальнейшие реформы – управления, земельная, промышленная и другие, навсегда изменившие облик восточных земель по сравнению с западными.

29-30 мая в Берлине проходил Третий Немецкий конгресс, который утвердил проект Конституции единой Германской Демократической Республики. Формирование правительства было поручено Отто Гротеволю.

Таким образом, был закреплен окончательный раздел Германии. При этом, как отмечают исследователи, после объявления о создании “неделимой демократической республики” стал очевиден политический дуализм политики Москвы в “германском вопросе”: одна политика по отношению к “братской ГДР”, другая – к “бастиону империализма и реваншизма” – ФРГ 22 .

С разделением Германии открылась новая эпоха глобального противостояния биполярного мира, наиболее острый период которого охватывает 50-60-е годы. Европейским конфронтационным центром становится советско-германская тема. При этом курс СССР и зависимого от него режима ГДР принципиально отрицал стратегию западногерманского капитализма, олицетворяемого коалицией ХДС\ХСС во главе с К.Аденауэром, который выступал в качестве непримиримого врага коммунизма. Так, в беседе с госсекретарем США А.Даллесом канцлер ФРГ говорил: “Цель СССР была и остается господство коммунизма над миром под руководством Советского союза. Единственным серьезным противником СССР считает США…Раскол Германии – не причина, но следствие напряженности между СССР и США” 23 . Необходимо отметить, что столь глобальная долгосрочная оценка укрепляла позиции США в Европе, как и позиции властных структур в ФРГ. Обе Германии оказывались в центре нового губительного противостояния Востока и Запада.

Первые планы, направленные на объединение Германии и решения выхода из сложившейся ситуации, обозначились в 1953 году, когда, К.Аденауэр прокомментировал кризисные события в Восточном Берлине: ”События в Берлине получили широкий отклик у немецкой общественности и в мире. Изменение жизни немцев в советской зоне и в Берлине может быть достигнуто только восстановлением немецкого единства в условиях свободы. Путь к нему лежит через обеспечение свободных выборов во всей Германии, заключение с этим правительством мирного договора, свободное обсуждение урегулирования в этом договоре все еще открытых территориальных вопросов, обеспечение свободы действий для всегерманского парламента и единого германского правительства в рамках принципов и целей ООН” 24 . Само собой, что эти предложения, означавшие и полное изменение внешней политики, и ликвидацию ГДР, не имели последствий. С другой стороны, советское руководство также пыталось найти выходы из сложившейся ситуации. Так, сменивший И.В.Сталина Н.С.Хрущев предлагал превратить Западный Берлин в вольный город, причем права СССР должны быть переданы ГДР. Это требование, столь же утопическое, как и планы К.Аденауэра, было нереальным и Н.С.Хрущев вскоре от него вынужден был отказаться 25 .

Новый острейший кризис в центре Европы, в Берлине, завершился возведением 1 августа 1961 года Берлинской стены. Предпосылки данного кризиса можно рассмотреть в политике восточногерманского руководства, в частности, Вальтера Ульбрихта. Так, еще в 1957 году правительство ГДР обнародовало план под названием “Путь немецкой нации к обеспечению мира и воссоединению Германии”. В качестве первого шага предполагалось создание конфедерации ФРГ и ГДР на основе международного договора, выход из НАТО и ОВД, вывод всех иностранных войск. И, что очень важно, объединение рассматривалось как исключительно национальное дело немецкого народа 26 . Для реализации замысла Ульбрихту требовалось международное признание ГДР, при этом он связывал осуществление своих планов с ужесточением политики СССР в германском вопросе.

Помимо внешнеполитических мотивов, важнейшей причиной стремления руководства обеспечить срочное решение проблемы Западного Берлина было резкое ухудшение экономической ситуации в ГДР и, как следствие, лавинообразно росло число перебежчиков из ГДР в ФРГ, при этом бегство, как правило, осуществлялось через Берлин.

Безусловно, что в этих условиях партийным и государственным руководством ГДР все больше овладевало чувство того, что ГДР угрожает скорый экономический крах. При этом единственным выходом из сложившейся кризисной ситуации, по мнению руководства ГДР, было ужесточение контроля над коммуникациями между двумя секторами Берлина 27 .

Анализируя развитие Берлинского кризиса, многие исследователи приходят к выводу, что В. Ульбрихт спровоцировал его обострение. Так, Валентин Михайлович Фалин, участник событий 1961 года, впоследствии занявшийся исследованием “германского вопроса”, обращает внимание на то, что заявление В.Ульбрихта на пресс-конференции 15 июля 1961 года о том, что руководство ГДР не планирует установить стену между восточным и западным Берлином, вызвало панику в ГДР и подтолкнуло Н.С.Хрущева согласиться на выдвинутый в марте 1961 года план установления барьера из колючей проволоки вокруг Западного Берлина 28 .

В конечном итоге, Берлинский кризис привел к возведению 13 августа 1961 г. стены (с согласия СССР и других стран ОВД) между восточным и западным секторами Берлина, а также вокруг Западного Берлина, по всей длине снабженной сторожевыми башнями с вооруженными часовыми, которые получили приказ стрелять в каждого, кто попытается перебраться через нее.

При этом, как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, оба германских государства продолжили путь к приобретению полного суверенитета и собственной национальной идентификации 29 . Окончательно оформленный раскол Германии оказал глубокое влияние на национальное самосознание немцев, как на западе, так и на востоке страны.

Возведение Берлинской стены, было, пожалуй, важнейшей попыткой преодолеть кризис не столько общегерманский, сколько восточногерманской идентичности: были установлены границы между двумя Германиями.