Социальная дистанция общения варьируется на расстоянии от. Дистанция между людьми и нормы её соблюдения. Спиной друг к другу

Социальная дистанция общения варьируется на расстоянии от. Дистанция между людьми и нормы её соблюдения. Спиной друг к другу

Особенность транспортного налога заключается в том, что он регулируется не только федеральным законодательствам. Каждый регион самостоятельно принимает нормативные акты, которые применяются в отношении пожилых людей. зависит от технических характеристик автомобиля.

Какими федеральными льготами могут пользоваться пенсионеры

  • лица, имеющие статус ветерана ВОВ;
  • инвалиды 1 или 2 группы;
  • Герои СССР и России;
  • люди, которые принимали участие при ликвидации Чернобыльской аварии.
  • люди, награжденными медалями ордена Славы 1-3 степени

Претендент должен обратиться в налоговую инспекцию, которая обслуживает его район. Человек должен оформить заявление и приложить к нему все необходимые документы. Пожилой человек должен подтвердить свое право на налоговое освобождение. Помимо заявления нужно захватить с собой пенсионное удостоверение. Специалисты требуют от граждан предоставления паспорта. Лучше всего заранее отксерить все необходимые документы. Федеральные льготы действуют независимо от региональных требований.

Можно выделить несколько особенностей, касающихся расчета налога:

  1. Государство не взимает плату за пользование лодкой, которая оснащена мотором с мощностью не более 5 л. с.
  2. Пенсионер может не платить за сельхозтехнику (комбайн, трактор).
  3. Платить налог не придется и владельцам машин с двигателем, который имеет мощность не больше 100 л. с.
  4. Налогами не облагаются транспортные средства, которые находятся в собственности инвалидов.

Транспортный налог для пенсионеров в Московской области. Порядок уплаты

Существуют определенные сроки расчета по своим обязательствам. Транспортный сбор в Московской области нужно заплатить не позже 30 ноября. Причем сотрудники налоговой службы должны заранее оповестить пожилого человека. Пенсионерам рассылается извещение о сумме сбора за транспортное средство.

Пожилые люди часто задают вопрос о том, как рассчитывается транспортный налог ? Льготы в Московской области для пенсионеров устанавливается с учетом федеральных законов. Больше всего приходится платить собственникам водного и воздушного транспорта. Сумма налогового сбора может колебаться от 200 до 500 руб. За летательный аппарат без двигателя придется заплатить около 2 тыс. руб. Владельцы грузовых машин уплачивают сбор в размере 20-58 руб. за л. с.

Транспортный налог для пенсионеров в Московской области рассчитывается с учетом возраста автомобиля. Государство устанавливает повышенную ставку на машины, которые используются больше 5 лет. Любители мототехники платят в бюджет от 9 до 50 рублей за л. с. Налогообложение распространяется и на снегоходы. Их собственники уплачивают от 25 до 50 рублей за л. с.
От уплаты транспортного налога в Московской области освобождаются не только некоторые категории пенсионеров.

Плата не взимается и с юридических лиц, которые занимаются трудоустройством пожилых людей. Сбор могут не платить общественные организации, оказывающие помощь пенсионерам.
Полностью от уплаты транспортного налога освобождаются инвалиды 1 и 2 групп. Нетрудоспособные граждане с 3 категорией обязаны платить 50% от суммы сбора.

Существуют ли региональные льготы по транспортному налогу на пенсионеров, проживающих в Московской области?

Льготы по сборам для жителей Подмосковья регулируются местными нормативными актами. Пожилым людям приходится полностью расплачиваться за пользование автомобилями. Транспортный налог в Московской области для пенсионеров , получившим инвалидность 3 группы, рассчитывается с учетом скидки в размере 50%.

Важно! Размер сбора зависит от мощности двигателя и срока владения машиной.

Порядок расчета транспортного налога

Чтобы определить сумму сбора нужно умножить ставку на мощность мотора, который установлен в машине. Размер налога зависит от продолжительности нахождения транспортного средств в собственности пенсионера. Полученную цифру умножают на количество месяцев и делят на 12.

Чтобы расплатиться с государством нужно зайти на сайт налоговой инспекции. Пользователь может рассчитаться по долгам удаленно с помощью интернет-банкинга. Транспортный налог для пенсионеров в Московской области можно заплатить наличными. Для этого необходимо обратиться в кассу банка.

Когда начинает начисляться транспортный налог?

Расчет сбора происходит с момента постановки автомобиля на учет в ГИБДД. Некоторые граждане используют транзитные номера. Их выдают при доставке транспортного средства к компании-производителю по различным причинам. К примеру, пользователь машины может потребовать установки дополнительного комплекта оборудования. В таких случаях налог начинают начислять с даты выдачи транзитного номера.

Взимается ли сбор с человека, управляющего автомобилем по доверенности?

Лицо, управляющее машиной по доверенности, не обязано уплачивать налог. Пенсионеру приходится расплачиваться по долгам несмотря на то, что он не пользуется автомобилем. Пожилой человек получает извещение, в котором указана сумма обязательного платежа.

Налоговая инспекция отправляет квитанцию по почте. Однако существуют и другие способы вручения документа. Пенсионер может воспользоваться доступом в личный кабинет на сайте налоговой инспекции. Информация может быть передана налогоплательщику лично. При этом пожилой человек должен расписаться в извещении.

Могут ли рассчитывать на льготы военные пенсионеры?

Вопрос о скидке при начислении сбора находится в компетенции местных властей. Бывшие военные, проживающие в Московской области, не имеют права на транспортные льготы.

Транспортный налог для пенсионеров по регионам таблица


Льготы для пенсионеров по транспортному налогу


Региональный закон



Нет льгот


Закон Города Москвы



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 01.04.2015)

Московская обл.


Нет льгот


Закон Московской области


«О льготном налогообложении в Московской области»


(с изменениями на 02.03.2016)

Санкт-Петербург


Пенсионеры не уплачивают транспортный налог за 1 ТС, при условии, что это легковой автомобиль отечественного производства (РФ, СССР до 1991 года) с мощностью двигателя до 150 л.с., катер, моторная лодка или другое водное ТС (за исключением яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов) с мощностью двигателя до 30 л.с.


Закон Санкт-Петербурга



(с изменениями на 21.06.2016)

Республика Адыгея


Пенсионеры уплачивают транспортный налог в размере 50% от установленной в регионе ставки в отношении 1 ТС по легковым автомобилям, мотоциклам и мотороллерам


Закон Республики Адыгея



(в редакции от 04.08.2016 №565)


Республика Башкортостан


Нет льгот


Закон Республики Башкортостан



«О транспортном налоге» от 25.12.2015 № 304-з


Республика Бурятия


Нет льгот


Закон Республики Бурятия



(в редакции от 07.05.2016 №1754-V)

Ленинградская область


Пенсионеры – владельцы ТС с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) и мотоциклов (мотороллеров) с мощностью двигателя до 40 л.с. (до 29,4 кВт) платят 80% от установленной налоговой ставки за 1 ТС


Закон Ленинградской области



(с изменениями на 06.06.2016)

Алтайский край


Пенсионеры освобождаются от уплаты транспортного налога на 1 легковой автомобиль с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт); на 1 мотоцикл и мотороллер с мощностью двигателя до 35 л.с. (до 25,74 кВт)


Закон Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края»


(с изменениями на 03.10.2014)

Амурская обл.


Пенсионеры, которым назначена пенсия по старости, не платят налог за 1 ТС с мощностью двигателя до 100 л.с. независимо от даты выхода на пенсию. Льгота предоставляется при условии, что владелец ТС управляет им самостоятельно или им управляет его супруга (супруг).


Закон Амурской области от 18 ноября 2002 года №142-ОЗ «О транспортном налоге на территории Амурской области» (с изменениями на 01.09.2015)

Архангельская обл.


Льгота предоставляется пенсионерам - владельцам транспортных средств на сумму налога, не превышающую 980 руб.



(с изменениями на 24.10.2014)

Астраханская обл.


Пенсионеры, получающие трудовую пенсию по старости не платят налог в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73.55 кВт), мотоциклов, мотороллеров с мощностью двигателя до 40 л.с. (до 29.42 кВт), катеров, моторных лодок с мощностью двигателя до 30 л.с. (до 22.07 кВт), в отношении одного ТС по выбору налогоплательщика.


Закон Астраханской области



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 27.11.2015)

Белгородская обл.


Пенсионеры не уплачивают налог в отношении 1 ТС (на усмотрение владельца) с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт).


Ставка транспортного налога устанавливается пенсионерам в размере 10 руб. за л.с. в отношении 1 ТС (на усмотрение владельца) с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)


Закон Белгородской области



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 11.07.2014)

Брянская обл.


Пенсионеры платят 50% от установленной ставки по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт), по мотоциклам и мотороллерам с мощностью двигателя до 40 л.с. (29,42 кВт)


Закон Брянской области



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 09.11.2015)

Владимирская обл.


Пенсионеры всех категорий по легковым автомобилям с мощностью двигателя не более 150 л. с. (110,33 кВт), мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя не более 50 л. с. (36,78 кВт) платят 25% от ставки налога только в отношении 1 ТС.


По грузовым автомобилям, зарегистрированным до 1 января 2003 года с мощностью двигателя не более 75 л. с. (55,16 кВт) пенсионеры платят 50% налога только за 1 ТС по выбору.


Закон Владимирской области



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 02.06.2016)

Волгоградская обл.


Нет льгот


Закон Волгоградской области



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 28.10.2016)


Вологодская обл.


Пенсионеры в отношении легкового автомобиля с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110.33 кВт), мотоцикла и мотороллера с мощностью двигателя до 40 л.с. (до 29.42 кВт), грузового автомобиля с мощностью двигателя до 85 л.с. (до 62.52 кВт) включительно и массой нагрузки не более 1100 кг, в отношении моторной лодки, транспортный налог не платят только по 1 ТС по выбору


Закон Вологодской области



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 06.07.2015)

Воронежская обл.


Нет льгот


Закон Воронежской области



«О предоставлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории воронежской области»


(с изменениями на 18.07.2016)


Республика Дагестан


Пенсионеры уплачивают налог за легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт), мотороллеры, за 1 ТС в размере 50% от ставки, установленной в законе (максимально, до 5 руб. с каждой л.с.)


Закон Республики Дагестан



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 25.05.2016)


Еврейская автономная обл.


Лицам, достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим стаж работы соответственно 40 и 35 лет, ставка налога снижена на 30% в отношении 1 ТС (по выбору налогоплательщика) на автомобили с мощностью двигателя до 130 л.с., мотоциклы или мотороллеры с мощностью двигателя до 35 л.с.


Закон Еврейской автономной области



«О транспортном налоге на территории еврейской автономной области»


(с изменениями на 30.06.2016)


Забайкальский край


Пенсионеры по старости, пенсионеры по выслуге лет, достигшие возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, по легковым автомобилям мощностью до 150 л.с., мотоциклам и мотороллерам, грузовым автомобилям до 150 л.с., по самоходным ТС и механизмам на пневматическом и гусеничном ходу, уплачивают транспортный налог в размере 67% от налоговых ставок, установленных для данных категорий ТС в регионе


Закон Забайкальского края



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 31.03.2015)

Ивановская обл.


Нет льгот


Закон Ивановской области



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 06.10.2015)

Республика Ингушетия


Пенсионеры не платят транспортный налог в отношении одного зарегистрированного на них ТС по легковым автомобилям отечественного производства с мощностью двигателя до 90 л.с. до 1994 года выпуска включительно; мотоциклам или мотороллерам отечественного производства до 1994 года выпуска включительно; грузового автомобиля отечественного производства с мощностью двигателя до 220 л.с. до 1976 года выпуска включительно.


Закон Республики Ингушетия



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 01.06.2016)

Иркутская обл.


Граждане, получающие страховую пенсию по старости за 1 ТС по выбору по легковым автомобилям мощностью до 150 л.с. мотороллерам и мотоциклам и в ряде иных случаев уплачивают транспортный налог в размере 20% от установленных налоговых ставок.


Закон Иркутской области



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 28.11.2014)


Республика Кабардино-Балкария


Нет льгот



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 11.06.2014)


Калининградская обл.


Нет льгот


Закон Калининградской области



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 21.06.2016)

Республика Калмыкия


Нет льгот


Закон Республики Калмыкия



«О транспортном налоге»


Калужская обл.


Нет льгот


Закон Калужской области



«О транспортном налоге на территории Калужской области»


(с изменениями на 24.10.2014)


Камчатский край


Нет льгот


Закон Камчатского края



«О транспортном налоге в камчатском крае»


(с изменениями на 01.07.2014)


Карачаево-Черкесская Республика


Пенсионеры, имеющие в собственности мотоциклы, мотороллеры и легковые автомобили с мощностью двигателя до 250 л.с. включительно, уплачивают транспортный налог в размере 20% от установленной ставки. в отношении 1 ТС



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 24.11.2014)


Республика Карелия


Граждане, получающие страховую пенсию, трудовую пенсию, социальную пенсию, военные пенсионеры, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет и женщины - 55 лет по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), мотоциклам и мотороллерам уплачивают транспортный налог в размере 50% от установленной в регионе ставке на 1 ТС, имеющее наибольшую мощность двигателя.


Закон Республики Карелия



«О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия»


(с изменениями на 29.02.2016 года)


Кемеровская обл.


Пенсионеры, получающие страховую пенсию по старости, если исчисленная сумма транспортного налога равна или менее 1500 руб. в отношении только 1 ТС по выбору налогоплательщика не платят налог по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 200 л.с. (до 147,1 кВт); грузовым автомобилям с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт); мотоциклам и мотороллерам с мощностью двигателя до 50 л.с. (до 36,77 кВт); самоходным ТС, машинам и механизмам на пневматическом и гусеничном ходу с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт).

Если исчисленная сумма налога более 1500 руб., она снижается на эту сумму. Льгота предоставляется при наличии у пенсионера или его супруги документов, подтверждающих право на управление данным ТС



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 25.11.2015)


Кировская обл.


Нет льгот


Закон Кировской области



«О транспортном налоге в Кировской области»


(с изменениями на 01.07.2014)


Республика Коми


Нет льгот


Закон Республики Коми



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 02.11.2015)


Костромская обл.


Пенсионеры по достижении пенсионного возраста в отношении: легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), мотоциклов, моторных лодок с мощностью двигателя до 50 л.с. (до 36,77 кВт); тракторов на пневматическом ходу (за исключением зарегистрированных на пенсионеров, проживающих в городах Костромской области) уплачивают 50% от ставки транспортного налога в регионе.


Пенсионеры по достижении пенсионного возраста, проживающие в сельской местности, в отношении самоходных ТС, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу уплачивают 25% от ставки налога в регионе. Все льготы могут быть использованы по 1 ТС


Закон Костромской области



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 26.10.2016)


Краснодарский край


Пенсионеры, достигшие возраста 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), уплачивают транспортный налог по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 150 л.с, моторным лодкам с мощностью двигателя до 20 л.с., мотоциклам и мотороллерам до 35 л.с. по 1 ТС, имеющему наибольшую мощность двигателя, уплачивают 50% от установленной в регионе ставки транспортного налога.


Закон Краснодарского края



«О транспортном налоге на территории Краснодарского края»


(с изменениями на 16.12.2015)

Красноярский край


Пенсионеры не платят транспортный налог на 1 ТС с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт).


Пенсионеры уплачивают транспортный налог в размере 10% по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт); мотоциклам и мотороллерам с мощностью двигателя до 40 л.с. (до 29,42 кВт); самоходным ТС, машинам и механизмам на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходам, мотосаням с мощностью двигателя до 50 л.с. (до 36,77 кВт); катерам, моторным лодкам и другим водным транспортным средствам с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт). Льготному налогообложению подлежит не более двух единиц ТС, определяемых на усмотрение налогоплательщика. Не предоставляется льгота на два ТС одного вида, например, на два легковых автомобиля



«О транспортном налоге»


Курганская обл.


Пенсионеры, получающие страховую пенсию по старости, платят транспортный налог в размере 70% от установленных в регионе за 1 ТС с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно по выбору налогоплательщика


Закон Курганской области



«О транспортном налоге на территории Курганской области»


(с изменениями на 01.03.2016)


Курская обл.


Пенсионерам устанавливается ставка в размере 10 руб. за л.с. в отношении легковых автомобилей отечественного производства с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно на 1 ТС (на усмотрение владельца), а также в отношении легковых автомобилей отечественного производства, автомобилей марок "ЗАЗ", "Таврия" и "ЛуАЗ" на 1 ТС (на усмотрение владельца) для автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт)


Закон Курской области



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 19.11.2014)

Республика Крым


Нет льгот


Закон Республики Крым



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 30.09.2015)


Липецкая обл.


Для лиц, получающих пенсии, ставки транспортного налога в отношении легковых автомобилей до 100 л.с. (до 73,55 кВт) в размере 2,5 руб. с каждой л.с. свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) – 7 руб. с каждой л.с.; в отношении мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя до 40 л.с. (до 29,4 кВт) ставка составляет 25%. Льготы предоставляются по выбору налогоплательщика только по 1 ТС


Закон Липецкой области



«О транспортном налоге в Липецкой области»


(с изменениями на 01.04.2016)


Магаданская обл.


От уплаты транспортного налога освобождаются неработающие пенсионеры по старости при условии неосуществления ими предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Льгота распространяется на 1 ТС


Закон Магаданской области



«О транспортном налоге»

Республика Марий Эл


Пенсионеры платят 50% налога по легковым автомобилям мощностью до 200 л.с., если ТС зарегистрировано на пенсионера не менее 3 лет, только по одному 1 ТС. Льготу получают физлица по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно



«О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл»


(с изменениями на 24.10.2016)

Республика Мордовия


Нет льгот


Закон Республики Мордовия



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 15.06.2015)


Мурманская обл.


Для пенсионеров всех категорий ставки транспортного налога установлены в зависимости от ТС от 1 до 1,5 руб. на автомобиль до 150 л.с., и до 5 руб. за 1 л.с. на мотоциклы


Закон Мурманской области



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 01.04.2016)


Ненецкий автономный округ


Пенсионеры по старости и по случаю потери кормильца - за 1 ТС каждого вида объекта налогообложения: в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. мотоциклов, снегоходов и мотосаней, катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств налог не платят


Закон Ненецкого автономного округа



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 11.03.2016)



Для пенсионеров - владельцев мотоциклов и легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с, моторных лодок с мощностью двигателя до 30 л.с. ставка налога снижается на 50%.


Закон Нижегородской области



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 02.03.2016)



Пенсионеры, получающие страховую пенсию по старости - владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. уплачивают налог в размере 50% от установленной ставки. Пенсионеры, получающие страховую пенсию по старости - владельцы грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с., изготовленных на базе легковых автомобилей "ГАЗ", "ВАЗ", "ИЖ", "Москвич", грузовых автомобилей модели "УАЗ" с мощностью двигателя до 100 л. с. выпуска до 1994 года, а также владельцы мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя до 36 л. с. - уплачивают налог в размере 50% от установленной ставки налога.


Пенсионеры, получающие страховую пенсию по старости - владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л. с. до 120 л. с. уплачивают налог в размере 80% от установленной ставки. Пенсионеры, получающие страховую пенсию по старости - владельцы моторных лодок с мощностью двигателя до 30 л. с. уплачивают налог в размере 50% от установленной ставки.


О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ (с изменениями на 30.06.2016)



Новосибирск


Пенсионеры, в том числе получающие пенсию по инвалидности и военные пенсионеры освобождаются от уплаты транспортного налога в отношении мотоциклов и мотороллеров до 40 л.с. включительно. По другим самоходным ТС, машинам и механизмам на пневматическом и гусеничном ходу пенсионеры платят 5% от ставки налога. По легковым автомобилям до 150 л.с. пенсионеры платят 20% от региональной ставки налога. Все льготы предоставляются только по 1 ТС.


Закон Новосибирской области



«О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области»


(с изменениями на 29.06.2016)


Омская обл.


Нет льгот


Закон Омской области



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 23.03.2016)

Оренбургская обл.


Пенсионеры уплачивают 50% от установленной в регионе ставки транспортного налога. При наличии нескольких ТС в собственности, льгота предоставляется по 1 ТС, имеющему наиболее мощные двигатель, тягу реактивного двигателя или валовую вместимость)


Закон Оренбургской области



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 05.09.2016)

Орловская обл.


Пенсионеры платят 50% от региональной ставки налога по легковым автомобилям с мощностью двигателя не более 100 л.с. (73,55 кВт), мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя не более 40 л.с. (29,42 кВт)


Закон Орловской области



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 28.11.2014)

Пензенская обл.


Нет льгот


Закон Пензенской области



О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области (с изменениями на 26.08.2016)


Пермский край


Лица, достигшие пенсионного возраста, уплачиваю 50% от суммы налога по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 100 л.с., мотоциклов (мотороллеров), катеров, моторных лодок с мощностью двигателя до 50 л.с., самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу. Льгота предоставляется только по 1 ТС


Закон Пермской области



«О налогообложении в Пермском крае»


(с изменениями на 29.03.2016)

Приморский край


Нет льгот


Закон Приморского края



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 11.05.2016)


Псковская обл.


Нет льгот


Закон Псковской области



«О налоговых льготах и ставке налога на прибыль отдельным организациям области на 2016 год»


Ростовская обл.


Нет льгот


Закон Ростовской области



«О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» (с изменениями на 23.06.2016)


Рязанская обл.


Пенсионеры по старости и военные пенсионеры не платят транспортный налог по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 150 л.с., по мотоциклам (мотороллерам) с мощностью двигателя до 45 л.с. Льгота предоставляется только на 1 ТС по выбору налогоплательщика


Закон Рязанской области



«О налоговых льготах»


(с изменениями на 21.07.2016)


Самарская обл.


Пенсионеры уплачивают 50% от установленной в регионе ставке транспортного налога. К примеру, ставка для ТС с мощностью двигателя до 100 л.с. – 16 руб.. Для пенсионеров, соответственно, – 8 руб.


Закон Самарской области



«О транспортном налоге на территории Самарской области»


(с изменениями на 07.12.2015)


Саратовская обл.


Нет льгот


Закон Саратовской области



«О введении на территории Саратовской области транспортного налога»


(с изменениями на 25.11.2015)


Сахалинская обл.


От уплаты налога в полном объеме освобождаются граждане, получающие страховые пенсии по старости, при достижении ими пенсионного возраста (60 и 55 лет), в том числе, вышедшие на пенсию в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (55 и 50 лет). Льгота предоставляется на 1 ТС


Закон Сахалинской области



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 28.11.2014)

Республика Саха (Якутия)


Нет льгот


Закон Республики Саха (Якутия)



«О налоговой политике республики Саха (Якутия)»


(с изменениями на 14.03.2016)


Свердловская обл.


По легковым автомобилям с мощностью двигателя до 100 л.с. от налога освобождены все физлица, включая пенсионеров.


Пенсионеры также освобождены от уплаты транспортного налога за 1 ТС по легковым автомобилям с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 киловатт до 110,33 киловатт) или по грузовым автомобилям с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 киловатт), мотоциклам или мотороллерам с мощностью двигателя до 36 л.с. (до 26,47 киловатт)


Закон Свердловской области



«Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области»


(с изменениями на 21.12.2015)


Республика Северная Осетия-Алания


Нет льгот



«О транспортном налоге в республике Северная Осетия-Алания»


(с изменениями на 28.11.2014)


Смоленская обл.


Нет льгот



«О налоговых льготах»


(с изменениями на 21.04.2016)


Ставропольский край


Пенсионеры уплачивают 50% от установленной в регионе ставке транспортного налога по ТС с мощностью двигателя до 100 л.с. только по 1 транспортному средству (легковой автомоибль либо мотоцикл, либо мотороллер)


Закон Ставропольского края



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 05.11.2015)


Севастополь


Нет льгот


Закон города Севастополя



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 21.06.2016)


Тамбовская обл.


Пенсионерам установлены свои ставки:


автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) - 5 руб. за каждую л.с.;


автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) - 12,5 руб. за каждую л.с.;


мотоциклы с мощностью двигателя до 20 л.с. (до 14,7 кВт) - 2 руб. за каждую л.с.;


мотоциклы с мощностью двигателя свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) - 4 руб. за каждую л.с.;


мотоциклы с мощностью двигателя свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) - 10 руб. за каждую л.с.


Все льготы даются на 1 ТС по выбору налогоплательщика


Закон Тамбовской области



«О транспортном налоге в Тамбовской области»


(с изменениями на 27.11.2014)


Республика Татарстан


Нет льгот


Закон Республики Татарстан



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 11.11.2014)


Тверская обл.


Нет льгот


Закон Тверской области



«О транспортном налоге в Тверской области (с изменениями на 06.11.2015)


Томская обл.


Пенсионерам, имеющие медицинскую справку установленного образца о годности к управлению транспортным средством предоставляется льгота по транспортному налогу в отношении 1 ТС, указанного в строке «Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу» статьи 6 областного закона, по выбору налогоплательщика




Тульская обл.


Пенсионеры по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт), по мотоциклам и мотороллерам с мощностью двигателя до 20 л.с. (до 14,7 кВт платят 50% транспортного налога


Закон Тульской области



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 15.07.2016)


Республика Тыва


Нет льгот


Закон Республики Тыва



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 23.11.2015)


Тюменская обл.


Все физлица, включая пенсионеров, по 1 ТС на выбор налогоплательщика, не платят налог по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 150 л.с. и по мотоциклам и мотороллерам производства РФ и СНГ. Пенсионеры платят 20% от установленной в области ставки транспортного налога по грузовым автомобилям с мощностью двигателя до 100 л.с.; по самоходным ТС, машинам и механизмам на пневматическом и гусеничном ходу с мощностью двигателя до 100 л.с. только по 1 ТС. Пенсионеры платят 25% от установленных в регионе ставок по грузовым автомобилям с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 120 л.с..


Закон Тюменской области



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 05.11.2015)


Удмуртская Республика



Закон Удмуртской Республики



«О транспортном налоге в Удмуртской Республике»


(с изменениями на 08.07.2015)


Ульяновская обл.


Нет льгот


Закон Ульяновской области



«О транспортном налоге в Ульяновской области»


(с изменениями на 31.05.2016)


Хабаровский край


Лица, получающие пенсии по старости и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (для проживающих в районах Крайнего Севера - 35 и 30 лет) по достижении возраста у мужчин - 60 лет, у женщин - 55 лет (для лиц, вышедших на пенсию в районах Крайнего Севера –55 и 50 лет) не платят транспортный налог по одному легковому автомобилю (мотоциклу, мотороллеру) с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно


Закон Хабаровского края



«О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае»


(с изменениями на 28.09.2016)


Республика Хакасия


Пенсионеры по старости в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с., грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 80 л. с., мотоциклов (мотороллеров) с мощностью двигателя до 35 л. с., катеров (моторных лодок, других водных транспортных средств) с мощностью двигателя до 30 л. с. Освобождаются от уплаты транспортного налога за 1 ТС по выбору налогоплательщика


Закон Республики Хакасия



«О транспортном налоге№


(с изменениями на 14.07.2015)


Ханты-Мансийский автономный округ - Югра


Пенсионеры платят 50% от установленной в регионе ставки транспортного налога за легковые автомобили с мощностью двигателя до 200 л.с., мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 35 л.с., снегоходы и мотосани с мощностью двигателя до 50 л.с., моторные лодки с мощностью двигателя до 30 л.с. Льгота предоставляет по 1 ТС из каждой вышеперечисленной категории ТС


Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры



«О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (с изменениями на 16.04.2015)


Челябинская обл.


Пенсионеры, в собственности которых находятся легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт), мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 36 л.с.(до 26,47 кВт), уплачивают транспортный налог по ставке 1 руб. с каждой л.с. Льгота предоставляется только в отоношении 1 ТС по выбору налогоплательщика.


Закон Челябинской области



«О транспортном налоге»


(с изменениями на 31.03.2015)


Чеченская Республика


Нет льгот



«О транспортном налоге в Чеченской Республике»


(с изменениями на 13.11.2015)


Чувашская Республика


Нет льгот


Закон Чувашской Республики



«О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» (с изменениями на 24.06.2016)


Чукотский автономный округ


Физлица в качестве налогоплательщиков в законе отсутствуют


Закон Чукотского автономного округа



«О некоторых вопросах налогового регулирования в Чукотском автономном округе» (с изменениями на: 28.06.2016)


Ямало-Ненецкий автономный округ


Все физлица, включая пенсионеров - владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. (110,33 кВт), физлица - владельцы снегоходов, мотосаней, катеров, моторных лодок и других водных ТС мощностью до 100 л. с. (73,55 кВт), физлица - владельцы мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя до 35 л.с. (25,74 кВт) транспортный налог не платят.


Пенсионеры имеют дополнительную льготу по налогу и не платят его по грузовым автомобилям с мощностью двигателя до 150 л.с. (110,33 кВт)



«О ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»


(с изменениями на 11.03.2016)


Ярославская обл.


Пенсионеры освобождены от уплаты налога в отношении легкового автомобиля с двигателем мощностью до 100 л.с.. В отношении легкового автомобиля с двигателем мощностью свыше 100 л.с либо иного ТС - освобождены частично, на сумму налога, рассчитанную для легкового автомобиля с двигателем мощностью 100 л.с.(15,8 руб за 1 л.с.) Льгота предоставляется на 1 ТС по выбору пенсионера


Закон Ярославской области



«О транспортном налоге в Ярославской области»


(с изменениями на 09.06.2016)


Почему пенсионерам, имеющим право на льготу, приходят извещения из налоговой инспекции?

Пенсионеры в Московской области платят транспортный налог только в случае, если не входят в федеральный список льготников. Зачастую пожилые люди не понимают, что делать при поступлении квитанции. Налог будет начисляться до поступления заявления от пожилого человека. Пенсионерам, входящим в льготный список, необходимо собрать документы. Только после рассмотрения и проверки всех бумаг человек сможет добиться получения скидки.

Важно! Что делать, если пенсионер уже перечислил деньги по указанным реквизитам? Убедившись в наличии льготы пожилой человек может вернуть свои деньги, уплаченные за машину.

Чтобы воспользоваться правом на скидку необходимо подать соответствующее заявление. Специалисты налоговых органов требуют от претендента предоставления следующих документов:

  • свидетельство о праве собственности на автомобиль;
  • СНИЛС;
  • пенсионное удостоверение.

Не во всех регионах пожилым людям предоставляются скидки при оплате транспортного налога. В этом случае необходимо подготовить документы, свидетельствующие о том, что человек относится к федеральным льготникам. При возврате средств налоговый инспектор потребует предоставления квитанции. Скидка не распространяется на несколько машин.

Заключение

Порядок начисления и уплаты транспортного налога регулируется местными властями. Существуют определенные категории пожилых людей, которые полностью освобождаются от необходимости уплаты сбора.

Не нашли ответа на свой вопрос? Спросите у юриста

Между людьми и нормы её соблюдения. Нормы, касающиеся соблюдения дистанции, зависят во многом от культуры. Ниже перечислены виды дистанций между людьми.

К примеру, народ с Ближнего Востока, общаясь друг с другом, поддерживают небольшую дистанцию — не более ладони. В Западной Европе люди, собираясь пообщаться, садятся поближе друг к другу, в отличие от французов. Голландцы, например, располагаются подальше друг от друга, чем это делают французы. Во всем мире, стоит только пересечь границу, как вы сразу столкнетесь с различными нормами распределения дистанции.

Давайте поговорим о различных дистанциях, которые существуют между людьми.

: 1.Интимная. Это расстояние до 0,5 метра. Это общения между (родители, дети, супруги, любовники). Вход на данную территорию разрешен только особенным, «своим» людям.

2.Личная. Это расстояние, поддерживаемое при общении с друзьями. Ее расстояние от 0,5 до 1.2 метра. Личная , в общих чертах - это то расстояние, которое позволяет «дотронуться рукой» друг до друга.

3.Социальная. Деловые контакты и иные социальные взаимодействия — расстояние от 1,2 до 3,5 метра. Такое расстояние, как правило, исключает прикосновения, и общение носит более формальный характер.

4.Публичная. Расстояние которой от 3.5 метра и больше. Когда люди разделены таким немалым расстоянием, они кажутся «безликими», и чтобы быть услышанным, приходится повышать голос. К таким дистанциям относят лекции, доклады и т.п. Публичная носит чисто официальный характер.

Так вы многое сможете узнать о ваших с людьми, если обратите внимание на то, какое расстояние является для вас более комфортным при общении. Понаблюдайте за данной стороной в вашем поведении во время повседневных контактов. Только не стоит забывать о различиях между культурами.

В противном случае есть вероятность неправильно интерпретировать дистанционное поведение вашего собеседника. Представители разных национальностей имеют свои нормы личного пространства. Когда такое происходит, оба собеседника чувствуют себя неуютно во время беседы; один пытается подойти поближе, а другой наоборот отодвигается назад. Это выглядит немного комично и может ввести в недоразумение, при которых один человек чувствует, что собеседник ведет себя довольно-таки фамильярно, тогда как другой будет чувствовать себя отверженным. Поэтому всегда учитывайте национальные особенности и вы сможете избежать подобных проблем.

Желаю вам, чтобы ваша дистанция всегда была для вас приятной и комфортной.

Много дополнительной информации о собеседнике дает лицо человека, прежде всего, глаза. Контакт глаз, или визуальный контакт между людьми, составляет важнейшую часть общения. Посмотрев человеку в глаза, можно получить 87% информации о сообщении. Когда мы смотрим на собеседника, это означает не только заинтересованность, но и сосредоточенность на том, что нам говорят. Те, кто мыслит абстрактными категориями, стремятся к большему количеству контакта глаз, чем те, кто мыслит понятиями конкретными. Это объясняется тем, что у первых большая способность к интегрированию информации.

Визуальный контакт регулируется общественными нормами. Так, в Мали молодые возрастом люди ни при каких условиях не имеют права смотреть в глаза старшим. На островах Фуджи во время разговора принято отворачиваться от собеседника, а у европейцев это является проявлением невежливости и неуважения. Японцы при разговоре смотрят не в глаза, а на шею партнера. Вообще в странах Юго-Восточной Азии (Китай, Япония и др.) партнеры при общении в основном избегают прямого взгляда. Напротив, в некоторых странах Европы (Франция, Италия) и в Латинской Америке нормальным считается, если на собеседника «таращатся».

Русские, как и народы Восточной Европы и Скандинавии, занимают промежуточное положение. В нашей культуре смотреть прямо в глаза партнеру по общению нужно от 30 до 60% времени разговора. Тем, кто смотрит в глаза меньше трети длительности разговора, редко доверяют. При этом контакт глаз должен периодически повторяться, каждый раз продолжаясь не более 7 секунд. Постоянный взгляд на человека мешает ему сосредоточиться и считается навязчивым. Несколько дольше мы склонны смотреть на тех, кем восхищаемся, кто нас интересует.

Дистанция общения

Средством невербального общения является также дистанция общения или межличностное пространство. Неудобную для собеседников дистанцию можно трактовать, как вторжение в личное «жизненное пространство» или как отчужденность, нежелание идти на контакт. Дистанция общения зависит от близости отношений людей, возраста, пола, социального статуса партнеров, личностных особенностей людей, плотности населения, национальных стандартов и т.д. Женщины обычно сидят или стоят ближе к собеседнику, чем мужчины. Психически уравновешенные люди подходят ближе друг к другу, тогда как беспокойные пытаются держаться в отдалении. Собеседники, заинтересованные друг в друге, сокращают дистанцию общения. Величина дистанции зависит от плотности населения местности, где человек вырос. Большая плотность допускает меньшую дистанцию, например, в городе такая дистанция меньше, чем в сельской местности.

У разных народов приемлемым считается разное расстояние между собеседниками. Если сравнить европейцев, латиноамериканцев и арабов, то наименьшее расстояние у арабов, а наибольшее - у европейцев. В Европе расстояние между партнерами по общению увеличивается с юга на север, зависит от разновидности взаимодействия и, в среднем, является следующей:

    интимная дистанция - до 40 см. Характерна для особо близких между собой лиц. Встречается при интимных отношениях, в спорте, танцах и т.п.;

    личная дистанция - от 40 см до 1 м 50 см. На таком расстоянии люди общаются во время конференций, на деловых встречах и т.д.;

    общественная дистанция - от 1 м 50 см до 4 м. Соответствует официальным контактам и деловым отношениям. Наблюдается в связях между лицами с отличными позициями и общественными ролями, например, между руководителем и подчиненным;

    открытая дистанция - от 4 до 8 м. Это эпизодические, ситуативные контакты между чужими людьми. Такая дистанция не предусматривает обратной связи.

В США интимная дистанция составляет расстояние до 45 см, личная - от 45 см до 1,2 м, социальная - от 1,2 до 3,6 м, общественная - более 3,6 м.

Правильно выбранная дистанция задает тон общению. Вторжение «не своего» человека в эти зоны воспринимается плохо. Результатом такого вторжения могут быть защитные агрессивные реакции, асоциальные действия, снижение уровня самоконтроля, угнетение. Психологически на человека влияет не только расстояние между собеседниками, но и конфигурация, которую они образуют. Когда двое стоят параллельно друг другу, это означает, что они не хотят, чтобы к ним кто-то присоединился. Когда же их плечи образуют угол, другие к ним присоединяться могут. Если собеседники сидят, то целесообразно избегать позиции «прямо напротив».

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что некоторые люди подходят к вам так близко, что с ними тяжело разговорить, так и хочется отшагнуть назад? А иногда наоборот, ваш собеседник так далеко от вас, что вы непроизвольно подрагиваете к нему? В психологии существует такое понятия как «дистанция общения», и это очень важный момент. Дистанция общения должна быть приемлема для собеседника и, конечно, она должна соответствовать вашим задачам. О тонкостях пространственной организации общения нам рассказывает в этой статье профессиональный психолог, основатель и руководитель тренингового центра «Синтон» - Николай Иванович Козлов.

Сорок сантиметров между вами или метр сорок - иногда именно это оказывается критическим обстоятельством, определяющим успех или неуспех разговора. Если чисто пространственно вы находитесь слишком далеко от собеседника, он ощущает отсутствие контакта, а вы представляетесь ему человеком холодным или недружественно к нему настроенным. Напротив того, слишком короткая дистанция создает ощущение, что на него давят, а вы - человек бесцеремонный и навязчивый.

Как же определить это «слишком далеко» или «слишком близко»?

В первую очередь дистанцию в общении определяет тема (жанр) беседы.

Дистанция официальных переговоров - от 3,6 м,
Ответственные сотрудники министерства вам уточнят, делового разговора: 1,2–3,6 м,
В российской культуре обычно короче, потому что у нас деловые отношения всегда перемешиваются с личными, личной беседы: 45 см - 1,2 м.
Протянули друг другу руки, поздоровались, беседуем, интимного сообщения: 15–45 см.
От «на ушко» до длины доверительного локтя.
Естественно, вносят свои поправки индивидуальные особенности вашего партнера: чем человек чувствует себя важнее и значительнее, тем более он настаивает на значительной дистанции.

В кабинете самого высокого руководства подчеркивать величественность его Хозяина будет стол самых солидных размеров, который непременно окажется между вами.
Прохладное отношение выражается в тенденции держаться на расстоянии, однако, если вы в какой-то ситуации почувствуете сопротивление делового партнера вашему стремлению сократить дистанцию, не делайте преждевременных выводов: не факт, что он мало расположен именно к вам. Это может быть его общее отношение к людям или, скажем, национальные особенности.

Известно, что южане естественным для себя образом общаются на более короткой дистанции, нежели, например, «горячие финские парни» и прочие скандинавы.
Итого: если вы хотите продемонстрировать расположенность к человеку, старайтесь уменьшить дистанцию между вами. Но если после вашего очередного микро-шага (или наклона) в его сторону он делает такой же микро-шаг назад или синхронно отклоняется от вас, значит, вы на границе приемлемой для него дистанции.

Приемлемой пока. Возможно, через несколько минут его ощущение допустимой между вами дистанции изменится, особенно если вы практикуете подстройки.
Есть фундаментальная закономерность: «свой» для нас всегда «хороший», а «чужой» - если не враг, то по крайней мере внушающий опасения. А как люди узнают, кто рядом с ними: «свой» или «чужой»? Через сознание это решение проходит в малой степени, чаще оно складывается из неясных ощущений, обычно непохожий на нас, непривычный, «другой» человек воспринимается как «чужой», а похожий, «как мы», кажется «своим». Отсюда следует элементарный вывод: чем более вы сможете создать у собеседника ощущение сходства между вами и им, тем вероятнее, что между вами возникнут доверительные, свойские отношения.

Какие здесь есть разумные возможности?

Азы начинаются с соответствия в стиле одежды (джинсы не смотрятся на фоне смокингов, шляпа «не катит» в бандановом окружении), мастерство проявляется в искусстве подстроек. Подстройки - это такие тонкие изменения в поведении, которые бессознательно ощущаются собеседником как признаки вашей с ним похожести. Чтобы выполнить некоторые из подстроек, требуется довольно высокая квалификация.

Мастерству подстроек вы можете научиться в центре «Синтон» в рамках «Базового тренинга: мастерство коммуникации» и на курсе «НЛП-практик»

Самые простые и понятные - подстройки по телу, такие, как подстройка по позе, по жестам, дыханию и внутреннему ритму.

Довольно часто эти подстройки осуществляются между людьми автоматически, неосознанно. Так, например, когда несколько человек сидят на лавочке в ряд, положив ногу на ногу (и все в одну сторону), то, если один из них меняет ногу, вместе с ним почти сразу это делают и остальные. Просто так всем захотелось.
Итак, прямая подстройка по позе заключается в том, чтобы, внимательно присмотревшись и оценив положение тела партнера, принять максимально похожую позу.

Естественно, сделав это не нарочито, а потихоньку, чтобы не создать впечатление передразнивания.
Ничуть не хуже подстройка зеркальная, когда вы повторяете позу партнера ее симметричным отражением: главное, чтобы сохранялся общий рисунок, если хотите - настроение позы.

Если партнер во время разговора положил локоть на спинку дивана и кистью стал задумчиво поправлять свои волосы, то, если спустя минуту, не прерывая беседы, вы естественным образом захотите сделать то же самое, партнер ничего не заметит, кроме того, что у вас с ним неплохое взаимопонимание.

Партнер наклонился к столу, рисует на листе схему проекта - возможно, у вас достаточно хорошее зрение, чтобы рассмотреть рисунок издалека, но лучше придвинуться к столу и наклониться так же, как это сделал партнер. А когда он от стола откинется - вы, все сразу поняв в проекте, сделаете то же самое.

Кроме подстройки прямой и зеркальной, прекрасно работает подстройка через дополнение.

Он начал фразу - вы ее закончили.

Она сделала паузу - вы ответили выразительным лицом.

Он достал сигарету - вы щелкнули зажигалкой.

И все в одном музыкальном ритме, на одном дыхании!
Или - вот вы подошли к другу и уютно обняли его за плечи. Или девушка уютно устроилась у него на плече. А вот к надутому мужу жена подошла сзади, положила руки на его напряженные плечи, сказала: «Ты хороший!»,- аккуратно прижалась к нему и обтекла собой его сердитую спину.

Вот и попробуй после этого с ней поругаться!
Активный вариант подстройки через дополнение - подстройка через организующую провокацию: прилег перед человеком так, что тому захотелось присесть и обнять, захотелось пристроиться самому. Если человек рядом сидит с закрытым перекрестом, сядьте также, но с перекрестом открытым. Правило право-лево: по возможности избегайте подстройки с правой стороны, если хотите личных отношений.

Следующий важный момент в обустройстве ситуации - это приемлемая для собеседника и соответствующая ва­шим задачам дистанция в общении. Сорок сантиметров между вами или метр сорок - иногда именно это оказы­вается критическим обстоятельством, определяющим ус­пех или неуспех разговора. Если чисто пространственно вы находитесь слишком далеко от собеседника, он ощу­щает отсутствие контакта, а вы представляетесь ему че­ловеком холодным или недружественно к нему настроен­ным. Напротив того, слишком короткая дистанция созда­ет ощущение, что на него давят, а вы - человек бесцеремонный и навязчивый.

Как же определить это «слишком далеко» или «слишком близко»?

В первую очередь дистанцию в общении определяет тема (жанр) беседы. Дистанция официальных переговоров - от 3,6 м,

Ответственные сотрудники министерства вам уточнят, делового разговора: 1,2-3,6 м,

В российской культуре обычно короче, потому что у нас де­ловые отношения всегда перемешиваются с личными,

личной беседы: 45 см - 1,2 м.

Протянули друг другу руки, поздоровались, беседуем,

интимного сообщения: 15-45 см.

От «на ушко» до длины доверительного локтя.

Естественно, вносят свои поправки индивидуальные осо­бенности вашего партнера: чем человек чувствует себя важнее и значительнее, тем более он настаивает на значи­тельной дистанции.

В кабинете самого высокого руководства подчеркивать ве­личественность его Хозяина будет стол самых солидных размеров, который непременно окажется между вами.

Прохладное отношение выражается в тенденции держать­ся на расстоянии, однако, если вы в какой-то ситуации почувствуете сопротивление делового партнера вашему стремлению сократить дистанцию, не делайте преждевре­менных выводов: не факт, что он мало расположен имен­но к вам. Это может быть его общее отношение к людям или, скажем, национальные особенности.

Известно, что южане естественным для себя образом об­щаются на более короткой дистанции, нежели, например, «горячие финские парни» и прочие скандинавы.

Итого: если вы хотите продемонстрировать расположен­ность к человеку, старайтесь уменьшить дистанцию меж­ду вами. Но если после вашего очередного микро-шага (или наклона) в его сторону он делает такой же микро-шаг назад или синхронно отклоняется от вас, значит, вы на границе приемлемой для него дистанции.

Приемлемой пока. Возможно, через несколько минут его ощущение допустимой между вами дистанции изменится, особенно если вы практикуете подстройки.

С чего начинаются подстройки

Штирлиц вспомнил деда: старик умел разговаривать с птицами. Он садил­ся под деревом, под­манивал синицу и подолгу смотрел на пичугу, и глаза у него делались тоже птичьими - быст­рыми, черными бу­синками, и птицы совсем не боялись его.

«Пинь-пинь-тарарах!» - высвистывал дед.

И синицы отвечали ему- доверительно и весело.

Есть фундаментальная закономерность: «свой» для нас всегда «хороший», а «чужой» - если не враг, то по край­ней мере внушающий опасения. А как люди узнают, кто рядом с ними: «свой» или «чужой»? Через сознание это решение проходит в малой степени, чаще оно складыва­ется из неясных ощущений, обычно непохожий на нас, непривычный, «другой» человек воспринимается как «чу­жой», а похожий, «как мы», кажется «своим». Отсюда сле­дует элементарный вывод: чем более вы сможете создать у собеседника ощущение сходства между вами и им, тем вероятнее, что между вами возникнут доверительные, свой­ские отношения.

Какие здесь есть разумные возможности?

Азы начинаются с соответствия в стиле одежды (джин­сы не смотрятся на фоне смокингов, шляпа «не катит» в бандановом окружении), мастерство проявляется в искус­стве подстроек. Подстройки - это такие тонкие изме­нения в поведении, которые бессознательно ощущаются собеседником как признаки вашей с ним похожести. Что­бы выполнить некоторые из подстроек, требуется доволь­но высокая квалификация. Самые простые и понятные - подстройки по телу, такие, как подстройка по позе, по жестам, дыханию и внутреннему ритму.

Довольно часто эти подстройки осуществляются между людьми автоматически, неосознанно. Так, например, когда несколько человек сидят на лавочке в ряд, положив ногу на ногу (и все в одну сторону), то, если один из них меняет ногу, вместе с ним почти сразу это делают и остальные. Просто так всем захотелось.

Итак, прямая подстройка по позе заключается в том, что­бы, внимательно присмотревшись и оценив положение тела партнера, принять максимально похожую позу.

Естественно, сделав это не нарочито, а потихоньку, чтобы не создать впечатление передразнивания.

Ничуть не хуже подстройка зеркальная, когда вы повто­ряете позу партнера ее симметричным отражением: глав­ное, чтобы сохранялся общий рисунок, если хотите - на­строение позы.

Если партнер во время разговора положил локоть на спин­ку дивана и кистью стал задумчиво поправлять свои во­лосы, то, если спустя минуту, не прерывая беседы, вы есте­ственным образом захотите сделать то же самое, партнер ничего не заметит, кроме того, что у вас с ним неплохое взаимопонимание.

Партнер наклонился к столу, рисует на листе схему про­екта - возможно, у вас достаточно хорошее зрение, что­бы рассмотреть рисунок издалека, но лучше придвинуть­ся к столу и наклониться так же, как это сделал партнер. А когда он от стола откинется - вы, все сразу поняв в проекте, сделаете то же самое.

Кроме подстройки прямой и зеркальной, прекрасно работает подстройка через дополнение.

Он начал фразу - вы ее закончили.

Она сделала паузу - вы ответили выразительным лицом.

Он достал сигарету - вы щелкнули зажигалкой.

И все в одном музыкальном ритме, на одном дыхании!

Или - вот вы подошли к другу и уютно обняли его за плечи. Или девушка уютно устроилась у него на плече. А вот к надутому мужу жена подошла сзади, положила руки на его напряженные плечи, сказала: «Ты хороший!», - аккуратно прижалась к нему и обтекла собой его сердитую спину.

Вот и попробуй после этого с ней поругаться!

Активный вариант подстройки через дополнение - под­стройка через организующую провокацию: прилег перед человеком так, что тому захотелось присесть и обнять, за­хотелось пристроиться самому. Если человек рядом си­дит с закрытым перекрестом, сядьте также, но с перекре­стом открытым. Правило право-лево: по возможности из­бегайте подстройки с правой стороны, если хотите личных отношений.