Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.
В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
наименование регистра;
период (дату) составления;
измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
наименование хозяйственных операций;
подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Пунктом 2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
Следовательно, в случае, когда изменения законодательства о налогах и сборах распространяются на прошедший период, налогоплательщик вносит изменения в учетную политику этого периода.
На это указала и ФНС России в письме от 19.05.2009 N 3-2-13/74.
В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Следовательно, налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода только в двух случаях: в случае изменения законодательства о налогах и сборах, а также в случае начала осуществления нового вида деятельности.
На это обратил внимание Минфин России в письме от 14.04.2009 N 03-03-06/1/240.
Порядок доступа к информации налоговых органов, составляющей налоговую тайну, установлен Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов".
Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.
В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
(абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Чтобы подтвердить расходы в рамках налогообложения, нужно предоставить в Налоговую службу документы, которые доказывают траты. Траты подтверждаются бумагами, оформленными правильно - как того требуют закон или обычаи делового оборота. При производстве и реализации продукции перечень расходов не исчерпывающий - он может быть дополнен любыми затратами. Главное, чтобы эти траты были связаны с извлечением прибыли. По ст 313 НК РФ данные налогового учёта подтверждаются первичными учётными документами. Списка таких документов закон не содержит. Первичный документ призван подтвердить конкретный факт хозяйственной деятельности. Недопустимо принятие к учёту мнимых документов, подтверждающих притворные сделки. По ФЗ о бухучёте №402 формы первичных учётных документов устанавливает руководство организации. Такие документы обязательно содержат реквизиты (название, дату, подписи и т.д). Список реквизитов первичных документов фигурирует в ст 9 ФЗ №402-ФЗ. Итак, расходы, идущие на производство и реализацию, при исчислении налога на прибыль по ст 313 НК РФ должны быть подтверждены первичной документаций фирмы. Эти документы могут доказывать расходы как прямо (платёжные документы, акты выполненных работ), так и косвенно (таможенная декларация, проездные документы при командировке).
Расходы, вычитаемые из налоговой базы при уплате налога, должны быть подтверждены документально. Документы оформляются согласно законодательству РФ. Ст 313 НК РФ называет подтверждающими бумагами первичные учётные документы, в том числе справку бухгалтера. Более никак требований к документам НК РФ не перечисляет. Однако о форме первичных документов учёта есть упоминание в ФЗ № 402. ФЗ о бухгалтерском учёте указывает на то, что форма первичного документа должна содержать реквизиты этого документа. Список реквизитов состоит из 7-ми позиций. Например, обязательно указывается дата составления бумаги, название документа, и ставятся подписи ответственных лиц (п 2 ст 9 ФЗ №402-ФЗ). Наличия печати в этом перечне нет. Значит печать на документе - не обязательный его реквизит. Поэтому, если остальные реквизиты указаны правильно и полностью, то налоговая служба не имеет права отказаться признавать расходы налогоплательщика, которые он подтверждает этими документами, из-за отсутствия печати.
Для начала определим, что такое регистр налогового учёта. Регистр призван помочь налогоплательщику проанализировать все данные за период. Это совокупность показателей, превращающая данные в систему. Такие регистры утверждаются фирмой самостоятельно, для собственного удобства. Требований к составлению регистров налогового учёта в законе нет, как нет и утвержденных Налоговой службой форм их заполнения. Тем не менее регистр налогового учёта можно отнести к первичной документации (ст 313 НК РФ). Документы, запрашиваемые Налоговой службой, налогоплательщики предоставляют туда под угрозой штрафа. Если документ не является обязательным, то логично отсутствие ответственности за его непредставление. Однако в судебной практике (хоть она и не обширна) к этому вопросу иной подход. ФАС Северо-Западного округа по делу N А42-7611/04-15 постановил, что если налогоплательщик не вёл регистры учёта, то предоставлять их он не обязан. Но, если запрашиваемые документы у него есть, а он намеренно не передаёт их Налоговой инспекции, то это повод для взыскания штрафа. Так, при наличии регистров, и не передаче бумаг в Налоговую инспекцию, плательщик заплатит 200 рублей штрафа за каждый документ по ст 126 НК РФ . Однако не понятно, каким образом инспекция сможет доказать наличие у организации налоговых регистров. Поэтому, при возникновении спора, такие вопросы будут решаться судом в индивидуальном порядке.
Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.
В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
наименование регистра;
период (дату) составления;
измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
наименование хозяйственных операций;
подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Пунктом 2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
Следовательно, в случае, когда изменения законодательства о налогах и сборах распространяются на прошедший период, налогоплательщик вносит изменения в учетную политику этого периода.
На это указала и ФНС России в письме от 19.05.2009 N 3-2-13/74.
В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Следовательно, налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода только в двух случаях: в случае изменения законодательства о налогах и сборах, а также в случае начала осуществления нового вида деятельности.
На это обратил внимание Минфин России в письме от 14.04.2009 N 03-03-06/1/240.
Порядок доступа к информации налоговых органов, составляющей налоговую тайну, установлен Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов".
Ст. 313 НК РФ посвящена общим вопросам ведения налогового учета. Из статьи вы сможете узнать, для чего нужен налоговый учет, кто его ведет и в чем его отличия от бухучета. Найдете вы в нашей статье и ответ на вопрос о том, можно ли не вести налоговые регистры.
Налоговый учет — это отдельный вид учета, призванный систематизировать информацию из первичных документов для определения суммы того или иного налога. Осуществляют налоговый учет в основном работники бухгалтерии, хотя в крупных компаниях для этого предусмотрены специальные отделы, службы и даже департаменты — все зависит от масштаба компании, видов уплачиваемых налогов и ряда других факторов (количества и разнообразия объектов налогообложения, их географического расположения и др.).
Объем информации, содержащийся в регистрах налогового учета и необходимый для расчета налогов, зависит от многих факторов. К примеру, для расчета транспортного налога недостаточно иметь перечень транспортных средств, которые зарегистрированы компанией в органах ГИБДД или Ростехнадзоре. Правильный расчет невозможно произвести без данных о мощности двигателя, дате постановки на учет или снятия с него. Кроме того, не обойтись без знания Налогового кодекса (в части порядка расчета налога) и регионального законодательства (по вопросам налоговых ставок, льгот, сроков отчетности и др.).
Ст. 313 НК РФ дает определение налоговому учету как системе обобщения информации, с помощью которой можно понять, как рассчитан тот или иной налог. Бухгалтерский же учет — это формирование документированной систематизированной информации об имуществе компании, ее обязательствах и их движении (п. 2 ст. 1 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Оба этих учета во многом схожи: они призваны собирать, накапливать и предоставлять информацию для дальнейшей обработки (составления отчетности, расчета налогов и т.д.). Однако различия у этих видов учета все-таки есть: на основе данных только налогового учета невозможно составить достоверную бухотчетность (баланс, отчет о финансовых результатах и т.д.), потому что правила налогового учета, основанные на положениях Налогового кодекса, отличаются от правил бухучета.
Например, в отчете о финансовых результатах для формирования показателя чистой прибыли отчетного периода требуется полная информация о расходах и доходах, сформированная по правилам бухучета. Налоговый учет даст нам информацию о прибыли, сформированной в соответствии с требованиями НК РФ (с учетом нормирования, особого порядка формирования резервов и др.).
Подробнее о том, как заполнить бухгалтерский баланс, читайте в материале .
С другой стороны, данных бухучета не всегда достаточно для расчета налогов. К примеру, в целях исчисления НДФЛ недостаточно знать, кто и сколько заработал, — нужна информация по каждому сотруднику о количестве и возрасте детей (для получения стандартных вычетов), количестве календарных дней, в течение которых работник находился на территории нашей страны (для применения ставки НДФЛ в зависимости от статуса резидента), данные о гражданстве работников (для правильного расчета страховых взносов) и многое другое.
Налоговый учет по нормам ст. 313 НК РФ можно организовать на основе информации, отраженной в регистрах бухучета, дополняя их недостающими данными. Можно вести отдельные налоговые регистры, закрепив их форму в учетной политике. Совсем не вести налоговые регистры опасно — за это предусмотрено наказание по ст. 120 НК ФР.
Отсутствие налоговых регистров может быть чревато для организации и другими негативными последствиями. Например, если при налоговой проверке компания не сможет представить необходимые сведения для правильного расчета налогов, контролеры могут определить суммы налогов расчетным путем (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ) — а это может грозить компании огромными доначислениями, пенями и штрафами.
О нюансах оформления копий документов для налоговиков читайте в материале .
Ст. 313 НК РФ определяет, что расчет налогов производится по данным налогового учета. Его организуют сами налогоплательщики и ведут в специальных регистрах на основе информации из первичных документов и иных необходимых документов.
Регистры налогового учета могут разрабатываться на основе регистров бухучета с добавлением в них недостающих реквизитов и информации.
Если компания не ведет обязательные налоговые регистры, она может быть оштрафована.