Размер среднемесячной заработной платы в российской федерации. Данные за позапрошлый год. Другие округи РФ

В настоящий момент (лето 2013 года) размер средней зарплаты в России составляет приблизительно 25-30 тысяч рублей. Разные источники называют разные цифры. В моем городе если взять газету, то «на глаз» размер средней зарплаты находится приблизительно на уровне 15-20 тысяч рублей.

Скорее всего, уровень средней зарплаты в России находится на столь высоком уровне из-за сильного расслоения по доходам. Основная масса зарабатывает 10-20 тысяч рублей, а узкий круг лиц получает сотни тысяч рублей или даже миллионы рублей. В итоге средняя цифра получается значительно выше, чем это есть на самом деле. Грубо говоря, один ест мясо, второй капусту, а в среднем у них голубцы.

Зарплата в России в 2014 году

Так как российская экономика заметно притормозила в первом полугодии 2013 года и заметных драйверов экономического роста попросту нет, а в государственном бюджете наблюдается дефицит, то говорить о каком-то росте заработных плат в 2014 году невозможно. Зарплаты подавляющего большинства бюджетников останутся на прежнем уровне. Частный сектор из-за замедления спроса на продукцию (или даже спад спроса) тоже вряд ли сможет увеличить зарплаты. Возможно, будут повышены зарплаты только отдельным узким категориям госслужащих. В частном же секторе повышать зарплату смогут лишь очень успешные конторы или те, кто работает на быстрорастущих сегментах рынка.

Единственное, что может подстегнуть рост зарплат – это кадровый голод. Во многих компаниях не хватает качественных кадров. И за них в обозримой перспективе обострится конкуренция.

Обобщив всё вышесказанное про зарплату в 2014 году , можно говорить только о том, что зарплата немного вырастет в рамках инфляции. И это оптимистичный сценарий для всей экономики.

Но если вы не госслужащий и не сотрудник какой-нибудь частной конторы, то вы можете рассчитывать на более высокие результаты. Если вы предприниматель, то вы можете выполнить в полтора или два раза больше заказов, кратно нарастить продажи, повысить цены, снизить издержки и ваша прибыль вырастет не на 5% в год, а на 50%. Анализируя результаты за минувший год, я вижу что моя выручка выросла на 86%. И это при том, что в работе было допущено огромное количество грубых ошибок! Этим предпринимательство и интереснее работы по найму. Риски высоки, вы работаете в условиях неопределенности. Но зато если вы хорошо и много работаете, то вы обязательно получите заслуженный результат.

Работодатель обязан принимать меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы (ст. 130 и 134 ТК РФ). Эти меры включают ее индексацию. Рассмотрим, кому и как нужно индексировать зарплату, а также как индексация зарплаты влияет на последующие выплаты работникам

02.12.2013
Журнал «Зарплата»

Кто и кому обязан индексировать зарплату

С тем, что индексировать заработную плату работодатель обязан, согласны специалисты Роструда (), и судьи КС РФ (определение от 17.06.2010 № 913-О-О). При этом КС РФ указывает, что индексация заработной платы производится всем лицам, работающим по трудовому договору. Никаких исключений законодательство не предусматривает. Физические лица, исполняющие работы по гражданско-правовому договору, не входят в круг лиц, на которых распространяется индексация.

Как индексировать зарплату

Законодательством не установлен механизм реализации этой гарантии — не определен ни порядок, ни условия ее проведения. Об индексации упоминается только в статье 134 ТК РФ: в бюджетных организациях она проводится в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Но на данный момент такого порядка нет. Поэтому сигналом для проведения индексации зарплаты работников бюджетных учреждений является издание соответствующего распоряжения Правительства РФ, исполнительного органа субъекта РФ.

Коммерческие организации должны проводить индексацию в порядке, который они самостоятельно установили в своих локальных актах (ст. 134 ТК РФ ). Наличием в коллективном договоре пункта об индексации могут похвастаться в основном крупные компании, присоединившиеся к отраслевым соглашениям, в которых это обязательство зафиксировано. В небольших организациях не всегда заключается коллективный договор. А там, где он есть, как правило, об индексации ни слова. В тех редких случаях, когда об индексации упомянуть не забывают, делают приписку: «При наличии у работодателя финансовых возможностей». Однако специалисты Роструда настаивают на том, что если порядок индексации заработной платы не прописан в документах организации, то в них необходимо внести соответствующие изменения (письмо от 19.04.2010 № 1073-6-1 ).

Обычно индексация зарплаты производится путем повышения на определенный коэффициент тарифных ставок или должностных окладов. Это самый распространенный, но не единственный вариант. В госучреждениях индексируют в целом фонд оплаты труда, а в некоторых коммерческих организациях работникам начисляют дополнительные расчетные выплаты.

Как учитывать индексацию при расчете оклада и премии

Повышение оклада влияет на размер связанных с ним выплат.

Рассмотрим на примере, как проведение индексации отразится на величине выплат, начисляемых работнику.

Пример 1. Оклад работника Р.А. Лосева — 20 000 руб. Ежемесячно, помимо оклада, работник получает:

  • премию за выполнение плана в размере половины оклада с учетом отработанного времени;
  • премию за качество продукции. Она установлена в диапазоне значений от 10 до 30 процентов от оклада. Премия начисляется при условии выполнения плана по объему продукции и не зависит от фактически отработанного времени. При выборе конкретного значения учитывается процент допущенного брака. Если брак составляет менее 1 процента, то 30 процентов от оклада, от 1 до 2 процентов — 20 процентов, от 2 до 4 процентов — 10 процентов, свыше 4 процентов — премия не назначается;
  • надбавку за наставничество — 3000 руб. в месяц пропорционально фактически отработанному времени.

Согласно коллективному договору начиная с 1 января 2014 года оклады всех сотрудников проиндексированы на 6,1 процента. В феврале 2014 года работник отработал 19 из 20 рабочих дней, при этом план по выпуску продукции выполнил, доля брака составила 1,1 процента.

За февраль работнику будет начислено:

  • оклад — 20 159 руб. (21 220 руб. : 20 раб. дн. х 19 раб. дн.);
  • премия за выполнение плана — 10 079,5 руб. (21 220 руб. х 50% : 20 раб. дн. х 19 раб. дн.);
  • премия за качество продукции — 4244 руб. (21 220 руб. х 20%);
  • надбавка за наставничество — 2850 руб. (3000 руб. : 20 раб. дн. х 19 раб. дн.).

Общая сумма заработной платы за февраль составит 37 332,5 руб. (20 159 руб. + 10 079,5 руб. + 4244 руб. + 2850 руб.).

Как учитывать индексацию при расчете отпускных

Индексация касается всех работников организации. Поэтому при расчете среднего заработка в случаях, регулируемых Положением , утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее — Положение ), это повышение нужно обязательно учесть.

Пунктом 16 Положения предусмотрено два варианта расчета повышающего коэффициента.

Вариант 1. Если проиндексированы только оклады, коэффициент определяется по формуле:

Новый размер оклада (ставки) : Оклад до повышения

Вариант 2. Если проведение индексации сопровождается изменением системы оплаты труда (например, добавился новый показатель премирования), то формула будет выглядеть следующим образом:

(Новый размер оклада (ставки) + новые ежемесячные выплаты) : (Оклад до повышения + прежние ежемесячные выплаты)

Во втором варианте в расчете участвуют все ежемесячные выплаты, начисляемые работнику в соответствии с прежней и новой системой оплаты труда независимо от порядка их начисления (в фиксированной сумме и т. д.).

Величина повышающего коэффициента не обязательно совпадает с величиной коэффициента индексации.

Пример 2. Оклады в организации с 2014 года повышены на 5 процентов. До этого, кроме оклада, работник получал еще и премию за выполнение плана в размере 15 процентов от оклада. После индексации изменилась и система премирования. Премия за выполнение плана отменена, но введена премия за качество продукции в размере 20 процентов от оклада при условии соблюдения определенного процента брака. Необходимо рассчитать повышающий коэффициент для определения среднего заработка, если известно, что до индексации оклад работника составлял 15 000 руб.

Новый оклад равен 15 750 руб. (15 000 руб. х 1,05). Подставим значения в формулу. Коэффициент повышения равен 1,096 (15 750 руб. + 15 750 руб. х 0,2) : (15 000 руб. + 15 000 руб. х 0,15).

Порядок расчета среднего заработка с учетом повышающего коэффициента и его итоговая сумма зависят от того, в какой момент были проиндексированы оклады. Положение устанавливает порядок учета повышения для случаев, когда индексация произошла:

  • в течение расчетного периода;
  • после расчетного периода, но до наступления события, с которым связано сохранение среднего заработка;
  • после наступления события, с которым связано сохранение среднего заработка.

Если оклад повышен в расчетном периоде, выплаты за предшествующие повышению месяцы расчетного периода, учитываемые при определении среднего заработка, нужно умножить на повышающий коэффициент (абз. 2 п. 16 Положения ). Причем если не было сопутствующего изменения системы оплаты труда, не все выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка, подлежат корректировке.

Умножить на повышающий коэффициент нужно только те выплаты, которые установлены:

  • в процентах к окладу (например, ежемесячная надбавка в размере 10% к окладу за стаж или знание иностранного языка);
  • в кратной к окладу величине (премия по итогам года в размере двух должностных окладов и т. п.).

Не нужно пересчитывать выплаты, которые установлены:

  • в диапазоне значений (например, квартальная премия в размере от одного до трех должностных окладов);
  • в абсолютных размерах и не зависят от величины окладов (например, ежемесячная премия за руководство бригадой в размере 3000 руб.).

Рассмотрим на примере.

Пример 3. Оклады в компании проиндексированы по состоянию на 1 января 2014 года. Коэффициент индексации — 10 процентов. Работнику предоставлен отпуск с 12 марта 2014 года на 10 календарных дней. Прежний его оклад 20 000 руб. Надбавка за руководство бригадой осталась неизменной — 4000 руб. Расчетный период (с марта 2013 года по февраль 2014 года) сотрудник отработал полностью.

Оклад равен 22 000 руб. (20 000 руб. х 1,1). Коэффициент повышения в данном случае совпадает с коэффициентом индексации.

Определим круг выплат, к которым будем применять данный коэффициент. Это начисления по окладу за 10 месяцев (с марта по декабрь 2013 года). Надбавку за руководство бригадой корректировать не будем.

Итак, сумма учитываемых выплат для расчета среднего заработка равна 312 000 руб. (20 000 руб. х 1,1 х 10 мес. + 22 000 руб. х 2 мес. + 4000 руб. х 12 мес.).

Средний дневной заработок составит 884,35 руб. (312 000 руб. : 12 мес. : 29,4).

Сумма отпускных равна 8843,5 руб. (884,35 руб. х 10 календ. дн.).

В случае когда оклад повышен после расчетного периода, но до начала отпуска, в силу абзаца 3пункта 16 Положения повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период.

Однако в расчете среднего заработка могут быть учтены и выплаты, не подлежащие корректировке в соответствии с нормой абзаца 7 пункта 16 Положения.

Если таких выплат в расчетном периоде не было, корректировке подлежит итоговая сумма среднего заработка. Если они были, корректировать следует ту часть суммы учитываемых выплат, которая рассчитана из выплат, подлежащих корректировке.

Пример 4. Воспользуемся условиями примера 3, скорректировав их. Предположим, что оклады были проиндексированы с 1 марта 2014 года. Определим сумму отпускных исходя из фактических начислений.

Сумма учитываемых выплат равна 288 000 руб. (20 000 руб. х 12 мес. + 4000 руб. х 12 мес.).

Корректировке подлежит часть суммы учитываемых выплат, которая рассчитана из оклада. Часть, исчисленную из фиксированных выплат, корректировать не будем.

Применим повышающий коэффициент, получим промежуточный результат корректировки — 264 000 руб. (20 000 руб. х 12 мес. х 1,1).

Рассчитаем средний дневной заработок с учетом повышения. Он равен 884,35 руб. [(264 000 руб. + 48 000 руб.) : 12 мес. : 29,4].

Величина отпускных — 8843,5 руб. (884,35 руб. х 10 календ. дн.).

Если оклад повышен во время отпуска, проиндексировать нужно только ту часть отпускных, которая приходится на период отпуска со дня повышения окладов до окончания отпуска (абз. 4 п. 16 Положения ). При этом выплаты, не подлежащие индексации, также не учитываются.

Как учитывать индексацию при расчете пособий

На практике возможны два случая: индексация зарплаты может быть проведена в расчетном периоде и за его пределами. Как правильно учитывать индексацию в каждом случае, рассмотрим подробнее.

Согласно пункту 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 , повышение зарплаты в расчетном периоде учитывается со дня ее увеличения.

То есть при расчете пособий нужно учесть только фактические выплаты — корректировать заработок, начисленный до увеличения заработной платы, не нужно. Иначе сумма пособия будет завышена и ФСС РФ переплату не компенсирует.

Пример 5. Сотрудник заболел 5 марта 2014 года. Расчетный период — 2012 и 2013 годы. Сумма учитываемых выплат за 2012 год составила 316 000 руб., за 2013 год — 484 000 руб. С 1 января 2013 года в организации была проведена индексация заработной платы. Повышение произведено в рамках расчетного периода. При расчете среднего заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности бухгалтер должен учесть все выплаты в размере фактических начислений с учетом индексации, на которые в соответствии со статьями 7—9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ должны быть начислены страховые взносы в ФСС РФ.

При этом общая сумма учитываемых выплат будет ограничена:

  • за 2012 год суммой 512 000 руб.;
  • 2013 год — 567 000 руб.

Если же индексация окладов произошла в период, не являющийся расчетным, такое повышение при расчете среднего заработка для исчисления пособий не учитывается. Суммы среднего заработка или пособий корректировке не подлежат. В этом вопросе нет льгот или особого порядка ни для какой категории застрахованных лиц, даже для беременных женщин и молодых мам.

Пример 6. В ноябре 2013 года сотрудница ушла в отпуск по беременности и родам. В 2012 и 2011 годах она находилась в отпуске по уходу за ребенком. На основании ее заявления бухгалтер включил в расчет выплаты за два года, предшествующих 2011-му, — 2010-й и 2009-й (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Средний дневной заработок работницы, из которого было рассчитано пособие по беременности и родам, составил 580,3 руб. В июле 2013 года в организации была проиндексирована заработная плата на 5 процентов. Поскольку повышение произошло в периоде, не входящем в расчетный, средний заработок, из которого было исчислено пособие по беременности и родам, бухгалтер не пересчитывал.

2018 год для 6 миллионов работников бюджетной сферы запомнится не только чемпионатом мира по футболу и президентскими выборами. К этому году на повышение их зарплат правительством будет выделено более 4,5 миллиардов рублей. Впрочем, по сообщению министерства труда и социальной защиты, озвученная сумма носит оценочный характер. После консультаций с субъектами РФ она, возможно, будет увеличена. Названная дата вовсе не означает, что повышения зарплат не предвидится до 2018 года. Уже в 2014 -2015 году на повышение зарплат будет потрачено почти 200 миллиардов рублей из и более 900 миллиардов из субъектов РФ.

Каким категориям бюджетников и госслужащих ждать повышения зарплаты в 2014 году?

Рассчитывать на увеличение зарплат могут представители 11 категорий работников бюджетной сферы. Повышение дохода ожидает работников культуры, учителей , научных сотрудников, врачей .

В.В. Путин запланировал к концу своего третьего президентского срока увеличить реальную заработную плату бюджетников в 1,5 раза. Вполне возможно, что его слова не окажутся пустыми обещаниями. К концу 2013 года педагогов из общеобразовательных школ должна сравняться со средней зарплатой в регионе. К концу 2014 года на аналогичный уровень планируется поднять заработную плату воспитателей дошкольных учреждений.

К 2018 году до уровня средней зарплаты в регионе вырастут доходы работников культуры, преподавателей и мастеров производственного обучения колледжей, техникумов и ПТУ. Зарплата врачей, вузовских преподавателей и научных сотрудников в 2014 году должна превысить среднюю зарплату в регионе в 1.5 % раза, а к 2018 году, как минимум, вдвое. Социальные работники, а также младший и средний медперсонал к этому времени смогут рассчитывать на среднюю зарплату по региону. Работники медицинской сферы с высшим образованием будут получать около 200% от аналогичной суммы.

Естественно, обещанные «золотые горы» не могут быть воздвигнуты на пустом месте. Уже началась работа по постепенному совершенствованию системы оплаты труда бюджетников. Зарплата будет расти не просто так: взамен от бюджетников ожидают качественного и количественного улучшения оказываемых услуг. Значительные средства планируется извлечь в результате реорганизации бюджетных учреждений, деятельность которых оказалась недостаточно эффективной.

Механизм оплаты труда руководителей бюджетных организаций станет гораздо прозрачней. Законодательно закреплённое соотношение между зарплатами руководителя и сотрудников в 2014 году не позволит нечистым на руку начальникам непомерно завышать свою зарплату.

МРОТ-2019 года снова увеличен. Рассмотрим, как менялась эта величина в течение ряда предшествующих 2019 году лет и как она соотносится с прожиточным минимумом.

Федеральный МРОТ в 2019 году

Величина минимального размера оплаты труда (МРОТ) на государственном уровне утверждается соответствующим федеральным законом. МРОТ действует на территории всей России и не может быть меньше прожиточного минимума трудоспособных граждан за 2-й квартал предыдущего года в целях исчисления зарплаты (ст. 1 закона "О МРОТ" от 19.06.2000 №82-ФЗ). Иными словами, сотрудник, фактически отработавший установленную трудовыми соглашением норму времени, не может получить зарплату меньше установленного МРОТ. Если работодатель выплатит зарплату менее МРОТ, ему грозит штраф по п. 6 ст. 5.27 КоАП:

  • от 10 000 до 20 000 руб. на должностных лиц;
  • от 30 000 до 50 000 руб. на юрлиц;
  • от 1 000 до 5 000 руб. на физлиц-предпринимателей, ведущих деятельность без образования юрлица.

Если ранее установление соответствия МРОТ прожиточному минимуму ни социальным, ни финансовым ведомствам РФ, ни парламентариям было не под силу, то в марте 2018 года президентом РФ был подписан закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ, нормы которого определили, что с 01.05.2018 величина МРОТ сравняется с прожиточным минимумом трудоспособного населения за 2-й квартал прошлого года.

Итоги

МРОТ 2019 года увеличен до 11 280 руб. С мая 2018 года МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом трудоспособного населения за 2-й квартал 2017 года и составил 11 163 руб. Регионы также вправе устанавливать значение МРОТ, но оно не может быть ниже федерального показателя.

Работа по улучшению благосостояния российских госслужащих и уровня жизни в стране, инициированная правительством РФ, идет в соответствии с планом мероприятий. Так, начатое еще в июне 2011 года повышение заработных плат федеральным бюджетникам, следующем своим этапом определяет 2014 год, когда средняя заработная плата в России достигнет, по обещаниям авторов проекта, тридцати тысяч рублей.

Ни для кого, по всей видимости, не секрет, что предстоящие президентские выборы в России 2016 года находятся пока вне зоны прогностики. Поэтому держать слово, данное народу, сейчас просто жизненно необходимо. Планируется, что к выборам в 2016 году сумма на заработную плату 6 миллионам бюджетников страны составит около 4-5 миллиардов рублей. Отслеживать и реализовывать мероприятия по повышению заработных плат возлагается на субъекты РФ, которые, в том числе, имею право совещательного голоса в определении средних отметок и общих сумм выплат.

В период 2014-2015 год в бюджете страны предусмотрено около двух сотен миллионов рублей из бюджета федерального и в два раза больше – из бюджетов государственных субъектов. Текущий этап работ по повышению заплат служащих рассчитан на три года: 2014-2016гг, а конечный размер доходов превысит первоначальные суммы почти в 2,5 раза. При этом речь идет о повышении всех составляющих, их которых складывается заработок бюджетников: оклад, премия, выслуга, квалификация и т.д.

В связи с этим Министерство Труда и социальной защиты граждан РФ предложило в 2014 году изменить долю оклада в заработных платах федеральных служащих с текущих 17% до 50%.

Кому можно с уверенностью ждать повышения заработной платы в 2014 году?

Всего 11 категорий федеральных служащих попадают под государственные положения о повышении заработных плат. В их числе врачи, учителя, работники научной, социальной и культурной сферы. Заработная плата бюджетников будет меняться постепенно и поочередно, так к концу 2013 года планируется вывести доходы учителей общеобразовательных школьных учреждений на отметку средней заработной платы в регионе, а конец 2014 года принесет ожидаемое повышение зарплаты воспитателям детских садов.

Заработные платы преподавателей высших учебных заведений, научных сотрудников и медицинских работников с высшим образованием в следующем, 2014 году, согласно плану мероприятий, должны превысить в полтора раза средний показатель зарплат. Причины такого определения кроются в более глубоком и долгосрочном стратегическом плане развития в государстве высокого профессионализма работников ключевых сфер – образования, медицины, науки. Высокие заработные платы и, вместе с тем, повышенные требования смогут привлекать в отрасль квалифицированные кадры, которые сейчас покидают профессиональную деятельность в виду низкой оплаты труда, что не может не отразиться на уровне развития и социальной защищенности РФ.

В 2018 году выравнивание по средней зарплате в регионе ждет обслуживающий медперсонал, работников социальной сферы и культуры, а также преподавательский состав производственного обучения, в том числе мастеров учреждений среднего специального образования: техникумов, колледжей, лицеев, ПТУ и т.д.

Источники финансирования

Закономерно будет заметить, что средства, направленные на повышение заработных плат не могут просто возникнуть в бюджете как федеральном, так и субъектов Российской Федерации. Долгосрочным планом реорганизации бюджетной сферы предусмотрено изменение условий и схем работы федеральных организаций и учреждений, которые оказались недостаточно эффективными на практике. К тому же, как говорилось ранее, к тем бюджетникам, которым повышают зарплату, будут предъявляться и кардинально иные требования. Уровень профессиональной конкуренции в отрасли, по справедливому положению правительства РФ, должен стать мотивацией для улучшения качественных показателей работы всей сферы. Кроме того, законодательством будет регулироваться уровень доходов, и проверяться целевое использование бюджетных средств руководителями федеральных учреждений.

Увеличение заработной платы государственных исполнителей будет идти параллельно с пересмотром государственного аппарата, изменениями в сферах образования и культуры, сокращением численности бюджетников, чьи должности исчерпали себя или могут быть реорганизованы. Министерство финансов, к примеру, выдвигало предложение исключить из категории федеральных служащих обеспечивающий рядовой персонал ведомственных организаций, что может привести к общему сокращению численности чиновничьего аппарата в стране до 40%.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Ну, а пока правительство изыскивает способы финансирования, население страны ждет обещанное повышение зарплаты бюджетникам в 2014 году и с надежной смотри в будущее. Быть может уже через пять лет некогда почетные звания «учитель», «медсестра», «актер театра» перестанут быть синонимами людей с низкими доходами и снова начнут звучать гордо.