Характеристика Латвийской транспортной системы. Автомобильный транспорт

Характеристика Латвийской транспортной системы. Автомобильный транспорт

ОПИСАНИЕ РЫНКА

Латвия благодаря своему географическому положению издревле являлась транзитным пунктом в международной торговле. Транспортные коридоры пересекают Латвию с востока на запад и с севера на юг. Анализ статистики показывает, что основной поток грузов, как правило - транзитных, перемещается с востока на запад через латвийские порты, соединяя Россию, страны СНГ и Азии не только с Западной Европой, но и со всем миром.

Транспортная инфраструктура Латвии хорошо развита благодаря широкой сети железных дорог, непосредственно связанной с железнодорожной системой СНГ, и через Транссибирскую магистраль – с Дальним Востоком. Латвийские порты в Вентспилсе, Риге и Лиепае играют важную роль в транзитной торговле. Они являются удобными воротами для импорта и экспорта России и других стран СНГ. Стратегическое местоположение Риги является важной зоной для производства и потребления в Прибалтике; незамерзающие порты в Вентспилсе и Лиепае обеспечивают выгодные условия для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов. В важнейших латвийских портах в Риге, Лиепае и Вентспилсе образованы специальные экономические зоны с целью создания благоприятных условий для привлечения нового бизнеса. Преимуществом латвийских портов является их огромный потенциал, заключающийся в больших, неосвоенных ресурсах портов и их территорий.

Несмотря на то, что система дорог в Латвии достаточно развита, она все еще непрестанно совершенствуется. Политика правительства разработана с целью повышения качества инфраструктуры и соблюдения стандартов безопасности дорог согласно международным требованиям. Важнейшим транспортным коридором является «Via Baltica», пересекающим Латвию в северо- южном направлении. «Via Baltica» является также частью европейского транспортного коридора: дорога Е67 соединяет такие европейские города как: Хельсинки, Таллинн, Ригу, Каунас и Варшаву, а также Ригу, Калининград и Гданьск. Латвийская система воздушного транспорта обеспечивает безопасные, качественные и доступные услуги латвийским и иностранным жителям. На территории страны действуют два международных аэропорта: Международный аэропорт «Рига» и Лиепайский международный аэропорт. Международный аэропорт «Рига» является самым быстроразвивающимся аэропортом в Прибалтике.

Латвия в качестве приоритета определила развитие эффективной, безопасной, дружественной для окружающей среды и конкурентоспособной транспортной системы. Основной целью долгосрочного развития транспортной системы Латвии является полная интеграция транспортной инфраструктуры страны в транспортную систему Европы. Особое внимание уделяется развитию перевозок прибрежных грузов и комбинированных перевозок. В Балтийском море развиваются, и будут развиваться впредь паромные перевозки, привлекая к деятельности портовые ведомства Латвии. Основным приоритетом считается строительство и развитие индустриальных парков, центров логистики и распределения потоков грузов.

СТАТИСТИКА ОТРАСЛИ

Транспорт и логистика вносят значительный вклад в ВВП Латвии (8.7% в 2016 году). Более 80% оборота в латвийских портах и на железных дорогах и все перевозки нефти и нефтепродуктов, осуществляемые через систему магистральных трубопроводов, являются транзитом. Более 8% работающего населения в Латвии вовлечено в деятельность по обеспечению транспортных перевозок и обслуживанию транзитных грузов.

Общий грузооборот в латвийских портах в 2016 году составил более 60 млн. тонн. В 2016 году было обработано грузов в контейнерах на 9% меньше, чем в 2015 году.

Железнодорожный транспорт является одним из наиболее перспективных видов наземного транспорта, как в отношении безопасности, так и с точки зрения экологии. Уже сегодня он имеет большое значение в экономике Латвии. В составе общего объема перевозок в стране объем железнодорожных грузовых перевозок составляет примерно 48%, а пассажирские перевозки – 8%. В структуре железнодорожных перевозок 98% составляют международные перевозки, в основном из России и Беларуси в латвийские порты (Восточно-Западный транзитный коридор), внутренние перевозки составляют примерно 2%, что объясняется сравнительно небольшими расстояниями. В целом в 2016 году по железной дороге было перевезено 48 млн. тонн груза.

В течение последних лет государственное акционерное общество «Международный аэропорт Рига» стал одним из наиболее быстро развивающихся аэропортов в Европе. В аэропорту в 2016 году было обслужено 5,4 млн. пассажиров, что на 4,7% больше по сравнению с 2015 годом. Количество прямых рейсов из аэропорта «Рига» - 89.

ВОЗМОЖНОСТИ БИЗНЕСА

Крупные мировые и европейские межнациональные предприятия занимают ведущие позиции в транспортной отрасли Латвии. Они действуют как совместные с латвийскими предприятия компании или в качестве независимых дочерних предприятий.

Преимуществом сектора является географическое положение Латвии между востоком и западом. Здесь работают крупные международные транспортные и перевозочные компании, имеющие соответствующие возможности и компетенцию для совершенствования качества и уровня транспортных услуг и логистики. В Латвии имеется хорошо развитая инфраструктура автодорог, железных дорог, воздушного и морского транспорта, а также доступная квалифицированная рабочая сила, в большинстве владеющая тремя иностранными языками (английский, русский, немецкий). В транспортной отрасли доступны ИТ услуги высокого уровня.

Транспортные компании и предприятия логистики России, стран СНГ и Дальнего Востока могут использовать Латвию в качестве транспортного центра для торговли с странами Европейского Союза и всего мира. Имеются широчайшие возможности для инвестиций в услуги логистики, например, экспедиторские и складские услуги, перевозки грузов и товаров, их упаковка, маркировка, используя имеющиеся удобные помещения и условия работы в свободных портах и особых экономических зонах Латвии. В качестве возможности для развития бизнеса следует указать также предложения своей технологической компетенции в логистике, решений и технологий в данной области и по развитию инфраструктуры.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Латвия имеет полностью согласованное с требованиями Европейского Союза законодательство в области транспорта. Латвийская транспортная сеть является частью трансъевропейской транспортной сети TEN-T. Активно используются предоставленные Европейским Союзом средства на улучшение транспортной инфраструктуры. Сегодня в Латвии основным приоритетом является увеличение объема контейнерных грузов. Выбор данного приоритета определила современная ситуация в мировом транспортном бизнесе и политике. Все большее количество грузов перевозится в контейнерах, что связано с их высокой добавленной стоимостью, предоставляя латвийским предпринимателям возможность зарабатывать больше. Важно сохранить и укрепить позиции в обработке сыпучих и наливных грузов, особое внимание уделяя привлечению грузов с новых рынков. На данный момент проводиться активная работа с Китаем - развитие Евразийского транспортного коридора с целью стать воротами для импорта грузов из Китая в ЕС.

Дополнительная информация:

Автомобильный транспорт имеет крупнейшее значение в общей транспортной системе нашей страны. Он широко применяется во всех отраслях народного хозяйства. Преимущества автомобильного транспорта – более высокие скорости, возможность использования его при перевозках «от двери до двери», без дополнительных перегрузок. На большие расстояния перевозятся скоропортящиеся и срочные грузы. Автомобильный транспорт служит для подвоза к железнодорожным станциям, морским портам и речным пристаням важнейших грузов (зерно, строительные материалы и пр.), для доставки грузов, прибывших на станции, в порты и на пристани, к потребителям. Здесь, по сравнению с другими видами транспортных средств, предъявляются менее жесткие условия к упаковке товара. Большая мобильность, возможность оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков ставят автотранспорт «вне конкуренции» при организации местных перевозок пассажиров. автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Недостатком является высокая себе стоимость перевозки грузов, что связано с небольшой грузоподъемность автомобилей. В автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на один километр пути велика. Постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) наоборот невелики. В следствии этого, автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния.

Автомобильный транспорт в России выполняет свыше 55% объёмов внутренних грузовых перевозок и более 60% пассажиров, с тенденцией увеличения этой доли, являясь, таким образом, главным перевозчиком для основных секторов экономики. Ежедневно автотранспортом перевозится около 17 млн. тонн грузов и более 62 млн. пассажиров. Если сравнивать с аналогичным показателем железнодорожного транспорта, то это почти в 6 раз больше по объемам перевозок грузов и в 17 раз – по перевозкам пассажиров.

Развитие автомобильных грузоперевозок в России сдерживается различными факторами: недостаточно развитой сетью автомобильных дорог и их невысокими эксплуатационными характеристиками. Рост темпов автомобилизации, пассажиропотоков и грузопотоков существенно опережает прирост транспортной инфраструктуры. Сегодня большое количество дорог работает в режиме перегрузки.

В России с ее огромной территорией именно транспорт объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики. Именно транспорт обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства, но и его национальную безопасность и целостность. Транспорт в нашей стране способствует решению таких важных политических задач, как ликвидация экономического отставания окраинных районов, противоположности между городом и деревней, расширение связей народов нашей страны, укрепление их дружбы, обмен достижениями во всех отраслях народного хозяйства и областях культуры.

Транспорт имеет огромное значение для экономического и культурного сотрудничества России с другими странами, укрепления и развития экономической системы хозяйствования, в решении социально-экономических проблем

Дальнейшее развитие автомобильного транспорта связано с повышением эффективности использования автотранспортных средств, совершенствованием структуры парка грузовых машин.

36. Роль и значение воздушного транспорта. Структура перевозок

Основная задача воздушного транспорта – пассажирские перевозки и срочные перевозки почты и грузов. Страны СНГ обладают разветвленной сетью воздушных линий. Наибольшее количество пассажиров перевозится на авиалиниях, соединяющих Москву с восточными районами, где нет железных дорог, прежде всего на севере Сибири и Дальнего Востока, в труднодоступных горных районах, с Санкт – Петербургом, курортными районами и со столицами стран Содружества. Большую роль выполняет флот на международных авиалиниях.

На долю воздушного транспорта приходится примерно 40 % объема пассажирских перевозок в междугородном сообщении. Такая значимая роль воздушного транспорта связана с большими размерами территории нашей страны и недостаточной обеспеченностью отдельных регионов другими видами транспорта. Воздушный транспорт в единой транспортной системе занимает особое место, так как он способен осуществлять целый ряд работ, необходимых для отраслей экономики страны, которые не могут выполняться другими видами транспорта.

К специфическим сферам деятельности воздушного транспорта следует отнести: монтаж строительных высотных сооружений, магистральных газо- и нефтепроводов, линий электропередач; инспекцию дорожного движения; сельскохозяйственные работы (полив, внесение удобрений, распыление пестицидов для борьбы с сорняками, предуборочное удаление листьев хлопчатника, аэросев трав, риса и др.); пожаротушение; связь с удаленными и труднодоступными районами; скорая медицинская помощь; обслуживание полярных районов; разведка залежей нефти; ледовая разведка и проводка судов в районах Крайнего Севера и Северного морского пути.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Ответы по экономической географии

Закономерности размещения производственных сил России факторы рациональное территориальное.. принципы размещения производительных сил.. экономические и природные включая оценку производительных ресурсов и условий..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Численность, плотность, миграция населения РФ. Соотношение городского и сельского населения
Численность постоянного населения России на 1 декабря 2012 года составила 143,4 млн человек. В настоящее время в России происходит естественный прирост населения, рождаемость превышает смертность.

Природно-ресурсный потенциал России и его региональные особенности
Природно– ресурсный потенциал России по абсолютным показателям огромен и разнообразен. Наша страна занимает первое место в мире по разведанным запасам газа, железной и медной руд, калийных солей и

Земельные ресурсы и их экономическая оценка
Земельные ресурсы России огромны. Они составляют 1/8 часть всей суши нашей планеты. (17 млн км2). Однако продуктивные сельскохозяйственные земли (пашни, сенокосы и пастбища) составляют л

Экономическая оценка водных и гидроэнергетических ресурсов
К водным ресурсам, согласно Водному кодексу Российской Федерации, относятся: · реки, озера, водохранилища, другие поверхностные, в том числе искусственные, водоемы и водные источники, а также в

Факторы
1.Планомерное размещение производственных сил по территории страны. 2.Рациональное, территориальное разделение общественного труда между республиками и отдельными районами –

Факторы размещения хозяйства, изменение их значения с течением времени
Создание промышленных центров во всех республиках и районах. Сдвиг производства на Восток. До войны в районах Урала и Сибири были построены гиганты черной металлургии: Магнитогорский, Нижн

Территориальная организация топливной промышленности
В ТПК существует совместное использование сырьевых ресурсов, например, узнецко- алтайский угольно-металлургический комплекс. Форма ТПК теоретически была разработана в 20-е годы. Впервые она была пр

Территориальная организация черной металлургии
Черная металлургия – базовая отрасль тяжелой промышленности, которая включает добычу железной руды, выплавку чугуна и стали, производство проката различного профиля и сплавов железа с другими метал

Территориальная организация химической промышленности
Химический комплекс - один из ведущих в структуре современной экономики. От его развития, в значительной мере зависит научно-технический прогресс. Комплекс химических производств изготовляет продук

Структура промышленности России
Положение в химической отрасли - один из лучших индикаторов здоровья экономики. Так как продукция комплекса находит применение практически повсеместно, стабильное развитие химической и нефтехимичес

Размещение предприятий транспортного машиностроения
Производство: автомобилей, ж/д подвижного состава, судов. Главный фактор размещения автозаводов- возможность кооперирования. Автомобили: Легковые: Волжский(ВАЗ), То

Основный факторы и особенности развития сельского хозяйства и его размещение в России
С/х обеспечивает людей продуктами, производит сырьё для других отраслей. Особенности: главное средство и предмет труда-земля, площадь которой ограничена; специализация и маштаб производств

Размещение зернового хозяйства
Пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, просо, зерновые -бобовые. Пшеница главная, занимает половину посевов, далее ячмень и рожь. Посевы яровой пшеницы господствуют на пространствах от

Экспорт из России
Структура экспорта товаров из России за август 2012 года В январе-сентябре 2012 года экспорт

Транспортные узлы
На территории России можно выделить два типа транспортных узлов. 1. Узлы международного, федерального уровня, зона их влияния распространяется на крупные эконо

Балтийский бассейн
Во внешней торговле России Балтика исторически занимает важнейшее место, и в Европе сложились устойчивые рынки для нашего традиционного экспорта (нефть, нефтепродукты, газ, уголь, минеральные удобр

Азово-Черноморский бассейн
Южное направление российских грузопотоков сейчас считается одним из самых перспективных. Этому способствует несколько факторов: близость к международным рынкам; отличные климатические условия; пере

Дальневосточный бассейн
В Восточном порту сдана в эксплуатацию 2-я очередь угольного терминала мощностью 6,5 млн. т в год, построен причал для перевалки генеральных грузов. Продолжается строительст

Виды паромных переправ
Паромные переправы классифицируются по месту применения и по типу груза. В первом случае такой тип транспортировки делится на морские паромные переправы, озерные и речные, во втором случае – на жел

Роль и значение речного транспорта. Структура перевозок
Речной транспорт играет заметную роль во внутрирайонных и меж­районных перевозках страны. Протяженность внутренних водных путей составляет 101.7 км. Речной флот Российской Федерации обслуживает 68

Структура перевозок
Общий объем перевозок грузов по России снизился в 2001 г. по сравнению с 1990 г. более, чем в 2,5 раза. Однако это снижение произошло не одинаково. Более всего это коснулось речных перевозок (около

Крупнейшие авиакомпании России по итогам 2004 г
№ Авиакомпания Объём перевозок (млн. чел.) 1. «Аэрофлот» 6,59 2. «Сиб

Размещение
Основные магистральные газопроводы и нефтепроводы берут начало в Сибирских месторождениях и тянутся через всю Европу. Му́рманский нефтепрово́д - проект системы магистраль

Современная территория Российской Федерации. Границы и государства-соседи России
Площадь России составляет 17098 тыс.кв.км. или одна восьмая суши. Общая протяженность границ России составляет 58,6 тыс.км., при этом морские границы почти вдвое больше сухопутных

Современное административно-территориальное деление Российской Федерации
Административно-территориальным делением называется разделение территории государства на административно управляемые части (административно-территориальные единицы). К основным процессам изменения

Центральный федеральный округ
№ Субъект Федерации Административный центр Белгородская область Белгород

Южный федеральный округ
№ Субъект Федерации Административный центр Республика Адыгея Майкоп

Северо-Кавказский федеральный округ
№ Субъект Федерации Столица или центр и их население, тыс. чел. Республика Дагестан Махачкала (577,9)

Проблемы рационального природопользования
Согласно наиболее общему определению природопользование - н о совокупность воздействий человечества на природу (географическую оболочку) Земли. При этом географическая оболочка состоит из несколь­к

Республика Калмыкия
Территория 3.2% к России, население – 11.2% от общероссийского(16,1 млн.чел) Хорошо освоенный и заселенный эк район – мощный и сложный индустриально-аграрный комплекс. Его промышленная и с

Челябинская область
Мощный индустриальный комплекс. Первое место по объему промышленного производства в России. На территории находится мощная металлургическая база. Преобладает городское население над сельским- почти

Алтайский край
Мощная экономическая база. В нее вошла вся та промышленность, что в предыдущий район не влезла. Незначительно уступает Уральскому эк району. Этот регион выделяется газовой, нефтяной и угольной пром

Иркутская область
Уникальное географическое положение. Район вносит крупный вклад в развитие энергетики и энергоемких отраслей. Разнообразие полезных ископаемых. Запасы угля превышают угольные ресурсы США! Запасы не

Сахалинская область
На внутреннем и внешнем рынке выступает с рыбной промышленностью, алмазами и золотом. Велики природные богатства: огромные запасы цветных и редких металлов, золота, алмазов, также здесь Лена-Вилюйс

Транспорт является важнейшей отраслью государства. От объема транспортных услуг во многом зависит состояние экономики страны. Транспорт создает условия для формирования местного и межгосударственного рынка.
В Латвийской Республике хорошо развита транспортная сеть. Это связано с тем, что стратегически благоприятное географическое положение Латвии на восточном побережье Балтийского моря, в центре рынка стран Балтии, создает благоприятные возможности для развития грузовых и пассажирских перевозок.
Конкурентоспособная транспортная система является важнейшей предпосылкой для обеспечения экономического развития Латвийского государства. Значительный удельный вес транспортной отрасли обоснован наличием трех больших портов – Рига, Вентспилс, Лиепая. Успешное их использование способствует развитию транзитных перевозок. Латвия располагает хорошо развитой транспортной инфраструктурой автодорог, сетью трубопроводов, но важной составной частью является железная дорога.
Железнодорожный транспорт совместно с портовым хозяйством и морским, автомобильным, авиационным транспортом, трубопроводами и сферами грузовых и пассажирских перевозок составляют единую транспортную систему Латвии.
Большая часть грузооборота и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте также занимают автомобильный, трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте – автомобильный и авиационный.
Распределение перевозок между видами транспорта отражает место и роль каждого из них в экономике страны. Основными количественными показателями, характеризующими это распределение, являются: объем перевезенных грузов, грузооборот, количество перевезенных пассажиров и пассажирооборот выполняемых тем или иным транспортом. Взаимодействие и конкуренция между видами транспорта направлены на развитие и улучшение качества транспортного обслуживания.
Балтийские государства рассматриваются как Европейский регион, который развивается достаточно высокими темпами, и привлекает своей транспортной инфраструктурой. Транспортная система Латвии образует узел логистики, у которой есть вся необходимая инфраструктура для ведения торговли между Западной Европой, странами СНГ и она способна удовлетворить потребности местных предпринимателей по экспорту и импорту.

Система автодорог Латвии – это составная часть транспортной системы. В ведении ГАО "Латвийские Государственные дороги" находятся 20 309 км дорог, которые обеспечивают прямой доступ в направлениях стран Европы, России и СНГ.
Значительным транспортным коридором, который пересекает Латвию в северо-западном направлении, является дорога «Via Baltica»– это первый транспортный коридор Европы.
Латвия успешно выполнила все требования ЕС в автотранспортной сфере и ввела в законодательство Латвии основные условия о входе на рынок пассажирских и грузовых автоперевозок, о режимах езды и отдыха профессиональных автоводителей, о технических параметрах автотранспортных средств, об организации автоперевозок опасных грузов и другие условия и требования, связанные с автоперевозками.
Значительной проблемой является дальнейшее поддерживание этих критериев.
Рижский аэропорт удерживает позицию лидера в странах Балтии самым большим пассажирооборотом. Количество пассажиров и объем грузов, проходящих через Рижский аэропорт, постоянно растет. Самолёты из Риги направляются более чем в 50 направлениях. Уровень качества обслуживания и безопасности пассажиров и грузов высок, соответствует стандартам Eurocontrol. Согласно статистических данных за 2006 год воздушным транспортом было перевезено 1,6 млн. пассажиров (пассажирооборот составил 2015 млн. пасс – км). Объем перевезенных грузов за 2006 год невелик – 9 тыс. тонн.

Порты являются важным связующим звеном в транспортной системе страны. Через Балтийское море проходит один из важнейших транспортных коридоров, соединяющий Россию со странами Европы. В Латвии действуют 10 портов. Три крупных порта – Рига, Вентспилс и Лиепая и семь малых портов. Крупные порты занимаются обслуживанием транзитных грузов – в них перегружается около 80% перевозимого через Латвию транзитного груза. В семи малых портах осуществляется перевалка (перегрузка) местных грузов. Связь с остальными видами транспорта вместе с привлекательной налоговой зоной обеспечивает портам статус центра промышленной деятельности региона.
Порты обладают следующими преимуществами:
техническим оборудованием для обработки грузов разных видов,
хорошо развитой транспортной инфраструктурой,
возможностью обслуживания кораблей при любых погодных условиях,
свободными территориями для развития.

Трубопроводный транспорт . Транзитный коридор нефти и нефтепродуктов Латвии образовывают магистральные трубопроводы для нефти и нефтепродуктов совместно с нефтяными терминалами. В систему магистральных трубопроводов на территории Латвии входят два нефтяных трубопровода и один трубопровод для нефтепродуктов. Транзитный нефтекоридор Латвии считается одним из экономически выгодных, технически современных и безопасных для окружающей среды.

Железнодорожный транспорт - считается самым перспективным из всех видов сухопутного транспорта, так как является наиболее безопасным, экономически выгодным, экологически чистым.
Грузы в порты Латвии и из них перевозятся главным образом по железной дороге, на данный момент составляют 52% общего объема сухопутных грузовых перевозок. Эти показатели имеют тенденцию непрерывно расти.
Транзитные железнодорожные перевозки составляют значительную часть всех грузов, которые перевозятся по железным дорогам; главным образом это грузы из России и Белоруссии в порты Латвии (транзитный коридор восток-запад). Среди грузов доминирует транзит нефтепродуктов, химикалий и минеральных удобрений, успешно развивается движение контейнерных поездов, которые соединяют между собой порты Латвии, Россию и Казахстан.
Главные преимущества сети железных дорог Латвии:
разветвлённость сети, соединяющей Рижский, Вентспилский и Лиепайский порты с перегрузочными пунктами, с Россией, странами СНГ и другими регионами, разветвлённая сеть подъездных путей в портах, что позволяет производить погрузку прямо на корабли;
современные технологии, которые позволяют быстро производить погрузку и выгрузку грузов;
автоматизированная, соединенная с соседними странами, система управления перевозками, которая даёт возможность контролировать движение поезда и вагонов;
эластичная ценовая политика.

Политическая система. По форме управления Латвия представляет собой демократическую республику. Законодательная власть в принадлежит Сейму (парламенту), состоящему из 100 депутатов. Исполнительная власть принадлежит Премьер-министру и Кабинету министров. Руководителем государства является Президент, избираемый Сеймом на 4 года и осуществляющий в основном представительские функции, но, тем не менее, имеющий право заблокировать принятие определенных решений. Избирательным правом (правом участия в выборах верховных органов власти и местных самоуправлений) обладают все совершеннолетние граждане Латвии (приблизительно 1,8 млн. общего числа жителей).

Промышленность. Значительное место занимает Латвия по производству автоматических телефонных станций, радиоприемников и радиол, моторных вагонов для электрифицированных пригородных железных дорог. Половина производимых в стране автомашин оборудована измерительными приборами, сделанными в Риге. Около 60% продукции машиностроения и металлообработки вывозится в другие союзные республики и зарубежные страны. Изменилась роль старого промышленного центра - Риги. За 20 послевоенных лет в процессе реконструкции и нового строительства Рига поднялась до уровня мощных индустриальных городов союзного масштаба и стала оказывать помощь другим городам Латвии в реконструкции и строительстве промышленных предприятий. Широкое строительство предприятий в различных районах республики ведет к более равномерному размещению промышленности. В десятках городов, бывших при капитализме лишь торговыми центрами аграрных районов, созданы промышленные предприятия. Волнистая синяя полоса на государственном флаге Советской Латвии - символ ее приморского положения. Дыхание моря чувствуется здесь всюду: в природе, жизненном укладе людей, хозяйстве. В определенных исторических условиях близость моря способствовала зарождению промышленности, связанной с ввозом и вывозом по морю сырья и готовой продукции. Благодаря выгодному географическому положению в республике развиваются рыбный промысел, рыбоперерабатывающая промышленность, морской транспорт, обслуживающий внешнюю торговлю Советского Союза. Тема моря, жизни моряков и рыбаков нашла отражение в народных песнях - дайнах, сказках и легендах, в книгах латышских писателей, произведениях композиторов, художников, кинематографистов. Сельское хозяйство традиционно специализируется на молочном и племенном животноводстве, беконном свиноводстве. Организационное укрепление колхозов, рост квалификации кадров, неуклонно улучшающееся снабжение сельскохозяйственной техникой, удобрениями обеспечили быстрое развитие животноводства. Основой его успешного развития является также прочная кормовая база, которая обеспечивается интенсивным растениеводством. Половина сельскохозяйственных угодий - это в недавнем прошлом заболоченные, а теперь осушенные земли. За годы Советской власти осушено земель в 20 раз больше, чем за время буржуазной диктатуры.

Транспортной системы. Транспорт является важнейшей отраслью государства. От объема транспортных услуг во многом зависит состояние экономики страны. Транспорт создает условия для формирования местного и межгосударственного рынка.

В Латвийской Республике хорошо развита транспортная сеть. Это связано с тем, что стратегически благоприятное географическое положение Латвии на восточном побережье Балтийского моря, в центре рынка стран Балтии, создает благоприятные возможности для развития грузовых и пассажирских перевозок.

Конкурентоспособная транспортная система является важнейшей предпосылкой для обеспечения экономического развития Латвийского государства. Значительный удельный вес транспортной отрасли обоснован наличием трех больших портов - Рига, Вентспилс, Лиепая. Успешное их использование способствует развитию транзитных перевозок. Латвия располагает хорошо развитой транспортной инфраструктурой автодорог, сетью трубопроводов, но важной составной частью является железная дорога.

Железнодорожный транспорт совместно с портовым хозяйством и морским, автомобильным, авиационным транспортом, трубопроводами и сферами грузовых и пассажирских перевозок составляют единую транспортную систему Латвии.

Большая часть грузооборота и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте также занимают автомобильный, трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте - автомобильный и авиационный.

Распределение перевозок между видами транспорта отражает место и роль каждого из них в экономике страны. Основными количественными показателями, характеризующими это распределение, являются: объем перевезенных грузов, грузооборот, количество перевезенных пассажиров и пассажирооборот выполняемых тем или иным транспортом. Взаимодействие и конкуренция между видами транспорта направлены на развитие и улучшение качества транспортного обслуживания.

Балтийские государства рассматриваются как Европейский регион, который развивается достаточно высокими темпами, и привлекает своей транспортной инфраструктурой. Транспортная система Латвии образует узел логистики, у которой есть вся необходимая инфраструктура для ведения торговли между Западной Европой, странами СНГ и она способна удовлетворить потребности местных предпринимателей по экспорту и импорту.

Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые, так или иначе, попадают под категорию туризма.

Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. На долю туризма приходиться до 10% мирового валового национального продукта, 11% мировых потребительских расходов. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые . Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет.

В экономике современной Латвии туризм также занимает важное место. Одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Латвии и городе Риги» является становление в Латвии современного высококвалифицированного и конкурентоспособного туристского комплекса. Туризм - один из немногих динамично развивающихся видов современного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.

Для достижения положительного баланса между ввозимыми в страну деньгами (въездной туризм) и вывозимыми из страны (выездной туризм) необходимо всячески поддерживать и развивать внутренний туризм с тем, чтобы деньги тратились внутри страны, а не за ее пределами. Хорошо спланированная политика национального туризма приводит в конечном итоге к выгоде для страны. Если развитие туризма планируется недостаточно профессионально, может случиться так, что страна будет вкладывать в туризм больше, чем получать от него. Для того чтобы преуспеть в туристском бизнесе, требуются основанная на потребностях потребителя туристских услуг организация производства и реализации турпродукта, хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка.

Однако, латышском туризме еще присутствует значительное несоответствие уровня обслуживания и пакета услуг, предлагаемых потребителю, международным требованиям и стандартам. Например, малочисленность гостиничных предприятий и специализированных средств размещения, число которых постоянно уменьшается, слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма. Эти и другие проблемы, в конечном итоге, приводят к утечке капиталов из России.

В Латвии можно найти немало вариантов отдыха - сельский туризм, приключенческие туры, отдых в замках, пляжный туризм на побережье Балтийского моря и многое другое.

На сегодняшний день туризм в Латвии - это туристические агентства, которые работают на «выезд». В сравнении с ними, организаций, предоставляющих туристические услуги в самом Минске - намного меньше.

Однако Латвия - это старинная страна, с богатым наследием. Туризм будет развиваться.

Рига - самый большой город в Прибалтике. История Риги насчитывает более 800 лет. И неудивительно, что город насыщен историческими и архитектурными памятниками, которые живо воссоздают атмосферу различных эпох. Особенно поражает Старый город, где сохранились удивительные памятники средневековья и шедевры Югенд стиля - это Домский собор, Церковь святого Петра, датированные 13 веком. Можно часами ходить по узким извилистым улочкам Риги, слушать увлекательные истории и легенды и удивляться метким названиям некоторых памятников, как, например, Кошкин дом или Три брата. Рига изумляет своей красотой. Недаром в 30-е годы 20 века ее называли маленьким Парижем.

Достопримечательностей в Риге много - день любознательного туриста будет заполнен впечатлениями. Рижский замок, «Три брата», Домский собор, Шведские ворота, Пороховая башня, Бастионная горка, Двор Конвента, Дом Черноголовых… В Риге Вы не соскучитесь.

Археологические находки на территории Риги свидетельствуют о том, что населенное место здесь существовало уже в XII веке. В устье реки Ридзене, впадающей в Даугаву, в районе сегодняшней площади Альберта, существовало расширение, так называемое Рижское озеро. Место было удобным для гавани, поэтому в его окрестностях образовались поселения местных племен - куршей и ливов.

На основании вышеизложенного Ригу с полным правом можно назвать туристически привлекательным городом.

После распада СССР и проведения значительных реформ экономика Латвии в течение некоторого времени быстро поднималась по всем показателям. В двухтысячные годы - примерно на пять-семь процентов в год вплоть до 2008 года, когда начался кризис. В 1990 году экономика Латвии по ВВП занимала сороковое место в мире, а по итогам 2007-го была на третьем месте среди постсоветских стран. Опережали её только Армения и Азербайджан.

Статистика

В 2006-м на душу населения ВВП составил 12,6 %, а в 2007-м - 10,3 %. В 1992-м была введена валюта - латвийский рубль, а с 1993-го его постепенно заменил Были проведены реституция и приватизация, в итоге доля промышленности в экономике Латвии снизилась до 12 % (а в 1990 году эта доля составляла 30 %). Уже в 2008-м именно Латвия стала лидером Евросоюза по количеству малоимущих - двадцать шесть процентов населения жили за чертой бедности. И наконец в 2009-м ВВП в экономике Латвии стал самым худшим показателем по динамике ВВП в мире.

Вообще развитие с 1992 по 2007 г. называли феноменальным успехом при переходе от трансформации к росту и созданию современных институтов рынка. Однако теперь западные учёные из экономического сектора склонны видеть в этом росте лишь остаточные действия советского наследства - именно тогда и именно в Прибалтике была особо хорошо развита промышленность и инфраструктура, а также накоплен объёмный человеческий капитал. Латвии, Литвы поднималась только благодаря остаточным ресурсам и только в первые несколько лет. В 2010 году ВВП Латвии ещё продолжал падать, но вот в 2011-м поднялся на пять с половиной процентов. Выйдя из состава СССР, Латвия стала членом Всемирной торговой организации, а в 2004-м вступила в Европейский союз. Использовать евро здесь начали только в 2014-м.

Внешняя торговля

Экономика Латвии после вступления в ЕС держится на плаву благодаря экспорту. Основными товарами являются металл в брусках и железо, это чуть более восьми процентов от общего производства, далее идут с шестью процентами оборудование и электрические машины, четыре процента - пиломатериалы, три с половиной - текстиль и трикотаж, продукты фармацевтики - три процента, чуть меньше уходит на лес-кругляк и два с половиной процента - на деревянные изделия. Экспортируются эти товары в соседние Россию, Литву и Эстонию, а также немного в Германию, Швецию и Польшу. А вот импорт приходит в Латвию из гораздо большего количества стран.

В 2015 году внешний долг Министерства экономики Латвии составлял 8,569 миллиарда евро. В предыдущие годы он колебался очень незначительно. Чуть ранее - в 2000 году - доля совокупного латвийского внешнего долга составляла более шестидесяти процентов её ВВП, а в 2007-м подскочила до ста тридцати процентов от ВВП страны. В 2009-м долг составлял более ста восьмидесяти процентов. О чём это говорит? Как работает экономика Латвии? Преимущественно как банкрот.

Структура

Приоритетом в отраслевой Латвии пользуется сфера услуг - почти семьдесят процентов ВВП получается оттуда. Пять процентов дают лесное и сельское хозяйство, двадцать шесть процентов - промышленность. До 2003 года (то есть до вступления в ЕС) промышленное производство Латвии слегка подрастало - примерно на пять процентов в год, и это притом что для развития, например, энергетики собственные ресурсы страны крайне незначительны (Рижская ТЭЦ № 1 использует местный торф, остальной промышленности нужно привозное сырьё).

Специалисты оценивают запасы нефти на шельфе Балтийского моря в тридцать миллионов тонн, не слишком много для успешной добычи. Реки тоже из-за их равнинного характера не имеют большого гидропотенциала. Латвия производит только 3,3 миллиарда киловатт-часов электроэнергии, а потребляет она 5,2 миллиарда. ГЭС производят 67 % её, остальное - тепловые станции, для которых нужно закупать топливо. Электроэнергия в основном импортируется из России и немного из Эстонии и Литвы.

Дерево и текстиль

Практически вся деревообработка идёт на экспорт. Главными предприятиями Министерство экономики Латвии считает производителей фанеры в Кулдиге, Даугавпилсе, Лиепае, Риге, а также производителей бумаги в Огре и Юрмале. Много кустарной деревообработки, мелкие предприниматели распространены повсеместно как в городах, так и в сельской местности. Обслуживают они в основном туристов, изготавливая для них разнообразные сувениры. А вот текстильная промышленность гораздо более развита. Её поддерживают примерно шестьдесят крупных и известных компаний, среди которых некоторые имеют до тридцати миллионов долларов годового оборота. Их продукция может конкурировать достаточно легко с аналогичной в Швеции, Германии и Англии. Нужно отметить, что практически все товары из Латвии продаются за рубежом не под своими марками, а фирм-партнёров.

Ориентируется производство текстиля только на экспорт, оставляя в Латвии менее семи процентов производимой продукции. Например, в 2002 году за рубеж было продано разнообразного текстиля на триста пятьдесят миллионов долларов. Будучи членом ЕС, Латвия вынуждена вводить от трёх до семнадцати процентов ввозных пошлин на весь импорт из третьих стран, что касается и сырья для текстильной промышленности. А сырьё закупается почти полностью, в том числе и полуфабрикаты - в Узбекистане, Белоруссии, Украине и более всего - в России. В итоге готовая продукция значительно дорожает: и ткани, и одежда, которую производит Латвия. Экономика страны существенно пострадала. Конкурентоспособность стремительно падает, и даже из этой отрасли промышленности, которая всегда была успешной, выгоды страна имеет всё меньше и меньше.

Пищевая промышленность

Эта отрасль при советской власти здесь всегда процветала. Министр экономики Латвии - известный шахматный гроссмейстер и политик Дана Рейзниеце-Озола, занявшая министерское кресло в 2016 году, считает, что сегодняшний застой в секторе пищевой промышленности нужно всячески преодолевать. И действительно, процветает только единственный завод в Латвии, где производят знаменитый "Рижский бальзам". Этот алкоголь и сегодня имеет довольно устойчивый сбыт, а предприятие находится в тройке самых крупных налогоплательщиков.

С остальным всё гораздо хуже. Из пятидесяти шести молочных перерабатывающих предприятий только восемь имеют от ветеринарной службы сертификаты соответствия европейской продукции, которые дают право на ввоз молочных продуктов в Европу. Улов рыбы и переработка её сократились в три раза, поскольку европейское качество требует коренной модернизации и реконструкции практически всех предприятий. Разве что мелкие производители способны давать эксклюзивный продукт.

Сельское хозяйство

Реформы и приватизация земель привели к ощутимому сокращению основных посевных площадей. А реституция очень многие земельные наделы возвратила людям, которые вовсе не заинтересованы в их обработке или не имеют к этому никаких возможностей. Пахотные земли и ранее составляли двадцать семь процентов структуры земельного фонда, а теперь и вовсе сократились. Луга и пастбища ранее занимали тринадцать процентов, а лес - около сорока. Сейчас наполовину сократилось производство зерна и картофеля, уменьшилось на двадцать процентов поголовье скота, соответственно, и молока, и мяса стало меньше, то есть почти умерли те отрасли, которые держали основу сельского хозяйства Латвии.

Животноводство даже внутренние потребности удовлетворять сегодня не может. Натуральное хозяйство не в состоянии прокормить народ, фермерам недостаёт финансовых ресурсов, они весьма слабо обеспечены удобрениями и сельскохозяйственной техникой, да и опыт в агробизнесе у них пока что мал. А самое главное, в Европе всё, что они производят, практически неконкурентоспособно.

Сфера услуг: туризм

Латвия богата историческими памятниками. На её территории - около ста интересных замков и дворцов. Курортная зона полосы Рижского взморья славится минеральными водами (сероводород) и лечебными грязями. Однако и тут не всё в порядке. Ранее от туристов и отдыхающих в Латвии отбоя не было. А сейчас есть заключение европейских экспертов: как рекреационная зона Рижское взморье использовано быть не может, поскольку необходимы полномасштабные очистные работы. И потому сегодня такие привлекательные в прошлом и исключительно оживлённые кемпинги, санатории и пляжи опустели и в основном простаивают.

Вся инфраструктура была создана при советской власти в середине прошлого века, потому и понятно, что без вклада многих усилий и больших финансов эта система будет всё более деградировать. Это поразительная цифра: на туризм в Латвии, стране, которая словно создана для отдыхающих, приходится всего 2 процента ВВП. При СССР взморье ежегодно посещали почти семьсот тысяч туристов, сейчас их ровно в двадцать раз меньше. Приезжают отдыхать люди в основном из Белоруссии и России, и совсем немного - из Германии и Финляндии. Европа обещает помочь Латвии возродить эту отрасль, а латвийское правительство уже имеет долгосрочный план развития туризма, но пока что в этой стране показатели самые низкие в Европе.

Транспорт

Экономика Латвии формирует до тридцати процентов своих доходов благодаря ведущей отрасли - транзиту грузов. Грузы преимущественно российские. Это двадцать семь процентов от общего объёма экспорта услуг и товаров. Преобладает (до пятидесяти процентов грузооборота) транспорт железнодорожный, на втором месте с тридцатью процентами - трубопроводный, четырнадцать процентов даёт водный и семь - автомобильный транспорт. Пути проходят как с запада на восток, так и с севера на юг.

Крупнейший порт в восточной части Балтийского моря - Вентспилс, он может принимать любые суда и обрабатывать любые грузы. Сюда заходят даже танкеры с водоизмещением до ста двадцати тысяч тонн. Грузооборот порта - сорок миллионов тонн, экспортный терминал мирового класса. может обработать до десяти миллионов тонн, и российские компании через контейнерный терминал обеспечивают до восьмидесяти пяти процентов транзитных грузов. Трубопроводы, разумеется, тоже российские. Собственный флот Латвии имеет всего четырнадцать судов, их общее водоизмещение - менее шестидесяти тысяч тонн.

Как работала экономика Латвии

Теперь можно с уверенностью констатировать, что показатели ВВП в предкризисном периоде были движимы банальной продажей государственной собственности иностранным инвесторам, а также дотациями Евросоюза и накачкой кредитов. Первыми в этом процессе были коммерческие банки: за пять лет до 2008 года включительно были практически безо всякого контроля выданы населению Латвии многие миллиарды евро для жилищного строительства, покупки земли, евроремонта имеющихся жилых площадей, на покупку дорогих автомобилей, телевизоров и стиральных машин. Кредиты выдавались сроком до сорока лет под полтора-два процента годовых.

Так началась жизнь взаймы. А потом катаклизмы мирового кризиса в зоне евро настолько ослабили платежеспособность страны, что Латвия оказалась впереди планеты всей по обнищанию населения. Статистика ЕС обманывать не станет: 38 % жителей Латвии после 2012 года оказались за чертой бедности. Трудоспособное население было вынуждено массово выезжать за рубеж на заработки. На два процента в год сокращалась численность жителей Латвии. Во время "советской оккупации" оно тем не менее резко увеличивалось: было до 1945 года 2,7 миллиона человек, а в 1985-м - уже 3,7 миллиона. С 1991 по 2005 год было потеряно около двадцати процентов населения, а кризис 2008-го этот процесс усугубил.

Доходы и налоги

С начала 2017 года Латвии (брутто, то есть до уплаты налогов) была установлена в 380 евро ежемесячно. Это немало. Средняя заработная плата (также до уплаты налогов) - 810 евро, в государственных структурах - 828 евро, а у частников - 800.

После уплаты налогов 828 евро средней зарплаты превращаются в 611 евро. Однако и это не вся картина. В 2016 году 177 800 трудящихся получали значительно более низкую заработную плату, чем минимальная. В 2015 году таких работников было 173 400, то есть более двадцати процентов от всех работающих в стране. по данным 2015 года, - 1 973 000 человек (а было при советской власти 3 700 000). Трудоспособных сейчас 969 200, уровень безработицы - почти десять процентов.