Социально классовый состав населения западной европы. Население западной европы. Расовый состав населения

Социально классовый состав населения западной европы. Население западной европы. Расовый состав населения

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области «Средняя школа №2 г. Перевоза» Разработка урока по географии 7 класс (метод проектов) Тема: Природа Антарктиды Выполнила учитель географии: Пискунова Нина Ивановна

г. Перевоз

2015 г.

Тема урока: Природа Антарктиды. Тип урока: урок изучения нового материала, использование метода проектов. Цели урока: Образовательно-развивающие: - выявить особенности природы Антарктиды, усвоить взаимосвязь между компонентами природы, устанавливать связь между географическим положением, природными условиями и уникальностью материка Антарктида. Дидактические : - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения учебного материала средствами технологии метода проектов самостоятельного обучения. Воспитательные: – формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: «причина-следствие», «целое-часть», «общее – особенное - единичное».

Задачи: Образовательные: - способствовать пониманию закономерностей зонального поясного характера изменения природных условий в Антарктиде. Развивающие: - продолжить обучение методами географических исследований: системный подход – выделение климата как ведущего элемента в системе ПТК Антарктиды. Воспитательные: - формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и обучающихся в процессе группового и самостоятельного обучения школьников. Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная. Оборудование урока: учебник «География. Наш дом – Земля», атласы, настенные карты «Физическая карта мира», «Антарктида», энциклопедические словари, выставка творческих работ учащихся «Антарктида», презентации, визитные карточки материка, компьютер, интерактивная доска, Интернет.

Ход урока

1 этап - Погружение в проект – физкультминутка, настрой учащихся на интересную работу, чёткое и конкретное объяснение учителем целей и задач урока, составление проектов и его конечного результата, создание рабочих групп. 2 этап - Организация деятельности. Учитель. На прошлом уроке мы изучали географическое положение, открытие иисследование материка Антарктида.

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости - учёные, побывавшие на ледяном континенте «Антарктида», геолог и полярный исследователь, и прежде чем приступить к составлению проектов они зададут вам интересующие их вопросы, а затем примут участие в оценивании ваших проектов.

Геолог задаёт первую группу вопросов по ФГП материка: Как называется южная полярная область, включающая Антарктиду с прилегающими к ней островами и южные части океанов примерно до 50-60 южной. широты? (Антарктика). 1. Какова площадь Антарктиды? (14 млн. км 2).

    Назвать крайнюю точку материка и её координаты? (мыс Сифре 63°ю. ш. и 58° з. д.)

    Назовите самый широкий и глубокий пролив, отделяющий Антарктиду от Южной Америки. (Пролив Дрейка).

    Что означает слово «Антарктида» в переводе с греческого языка? («Анти» - против, «Артикос» - северный. Антарктида - против севера).

Полярный исследователь задаёт вторую группу вопросов по истории исследования материка:

    Кто и когда открыл Антарктиду? (Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев в 1820 году).

    Когда и кем впервые был покорен Южный полюс? (норвежец Руаль Амундсен 14 декабря 1911 года).

    Какой путешественник достиг полюса вторым и погиб? (англичанин Роберт Скотт 18 января 1912 года).

    Какому государству принадлежит Антарктида? (Антарктида не принадлежит ни одному государству).

    Как назывались шлюпы русских мореплавателей, на которых они плыли, когда открыли Антарктиду? («Восток» и «Мирный»).

    Айсберг – это ……(материковый ледник, сползающий в воду)

Учитель. Ребята! На прошлом уроке творческие группы получили домашнее задание составить характеристику поэтапного исследования Антарктиды. Используя ваши данные, занесем сведения в таблицу. В дальнейшем информацию используем при создании проектов (слайд)

1 ученик: начальный этап исследования Антарктиды. Открытие островов вокруг Антарктиды и поиски материка. (16 в. – начало 19 в.)

Задолго до открытия материка строились различные предположения о существовании гипотетической Южной земли, на поиски которой отправлялись экспедиции, обнаружившие крупные острова вокруг Антарктиды. Французская экспедиция Буве де Лозье в 1739 открыла в южной части Атлантического океана остров, названный Буве. В 1772 французский мореплаватель И. Ж. Кергелен обнаружил крупный архипелаг в южной части Индийского океана, состоящий из одного крупного острова (Кергелен) и 300 мелких.
В 1768-71 Дж. Кук возглавил экспедицию, которая направлялась на поиски южного материка. Обследовав, Новую Зеландию, экспедиция открыла пролив между ее Северным и Южным островами (впоследствии названный именем Кука) и установила, что Новая Зеландия представляет собой не выступ южного материка, как считали ранее, а архипелаг из двух островов. В 1772-75 Кук во второй экспедиции, посвященной поискам южного материка, первым из мореплавателей пересек Южный полярный круг, однако материка он не обнаружил и заявил, что его вообще найти невозможно из-за льдов, делающих землю недоступной. В течение этого плавания на юге Атлантического океана он подходил к острову св. Георгия, открыл Южные Сандвичевы острова, ошибочно полагая, что это выступ материковой суши и поэтому назвав их Землей Сандвича (по имени первого лорда Адмиралтейства). Группу островов у северо-западного побережья Антарктического полуострова (Южные Шетлендские острова) открыл в 1819 англичанин У. Смит.

2-й ученик: второй этап исследования Антарктиды. Открытие Антарктиды и первые научные исследования (19 в.)

Открытие Антарктиды как материка осуществлено 28 января 1820 русской экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена, которая на двух судах («Восток», под командованием Беллинсгаузена, и «Мирный» - М. П. Лазарева) прошла вдоль тихоокеанского побережья, открыв острова Петра I, Шишкова, Мордвинова, Землю Александра I и уточнив координаты некоторых ранее обнаруженных островов. Беллинсгаузен шесть раз пересек Южный полярный круг, доказав возможность плавания в антарктических водах.
В 1820-21 американские и английские промысловые суда приближались к Антарктическому полуострову. В 1831-33 вокруг Антарктиды совершил плавание английский мореплаватель Дж. Биско на судах «Туле» и «Лайвли». Французский океанограф Ж. Дюмон-Дюрвиль в 1837-40 руководил экспедицией в южные полярные широты, во время которой были обнаружены Земля Адели, остров Жуанвиль и Земля Луи Филиппа. В 1838-42 Ч. Уилкс возглавлял комплексную экспедицию в южную часть Тихого океана, во время которой была открыта часть побережья Восточной Антарктиды - Земля Уилкса. Дж. Росс, отправившийся в Антарктиду в 1840-43 на судах «Эребус» и «Террор», открыл море и огромный ледяной барьер высотой ок. 50 м, тянущийся с запада на восток на расстояние 600 км, названные позднее его именем, Землю Виктории, вулканы Эребус и Террор.
Плавания к Антарктиде после длительного перерыва возобновились в конце 19 столетия в связи с растущими потребностями китобойного промысла. У берегов ледового материка побывали экспедиции: шотландская, открывшая землю Оскара II (на судне «Балена», 1893), норвежская, обнаружившая берег Ларсена (суда «Язон» и «Антарктика», 1893-94), и бельгийская (под руководством А. Жерлаша), зимовавшая в 1897-99 в Антарктике на дрейфующем судне «Бельжика». В 1898-99 К. Борхгревинк провел первую зимовку на материке на мысе Адер, во время которой он вел систематические наблюдения за погодой, затем обследовал море Росса, поднялся на одноименный барьер и на санях продвинулся до рекордной широты - 78° 50.

3-й ученик: третий этап исследования Антарктиды. Изучение побережья и внутренних областей Антарктиды (первая половина 20 века)

Первое в нашем столетии путешествие в Антарктиду совершил Р. Скотт, который в 1901-04 на судне «Дисковери» подошел к берегам континента, исследовал побережье моря Росса, открыл п-ов Эдуарда VII, ледник Росса, по западному краю которого дошел до 82° 17ю. ш. Во время этой, одной из самых результативных для своего времени, экспедиции, собран обширный материал по геологии Антарктиды, ее флоре, фауне и полезным ископаемым. В 1902 Э. Дригальский открыл и обследовал территорию, названную Землей Вильгельма II. На основе собранного материала он разработал теорию двигающихся льдов. Шотландский мореплаватель и врач У. Брюс в 1892-93 и 1902-04 вел океанологические исследования в море Уэделла, открыл Землю Котса. Он разработал проект трансантарктического перехода, который был выполнен спустя полвека. Французская экспедиция под командованием Ж. Шарко в 1903-05, проводившая исследования у западного побережья Антарктического полуострова, отрыла Землю Лубе.
Английский путешественник Э. Шеклтон в 1907-09 возглавил экспедицию на санях к Южному полюсу, по пути открывшую один из крупнейших ледников на планете - ледник Бирдмора. Из-за недостатка провианта и гибели ездовых животных (собак и пони) Шеклтон повернул обратно, не дойдя до полюса 178 км. Первым достиг Южного полюса норвежский полярный путешественник и исследователь Р. Амундсен, который в январе 1911 высадился на ледяной барьер Росса и 14 декабря 1911 с четырьмя спутниками достиг Южного полюса, открыв по пути горы Королевы Мод. На месяц позже (18 января 1912) полюса достигла группа, возглавляемая Р. Скоттом. На обратном пути в 18 км от базового лагеря Скотт и его спутники погибли. Их тела, а также записи и дневники были найдены спустя восемь месяцев.
Две антарктические экспедиции: в 1911-14 и 1929-31 осуществил австралийский геолог и путешественник Д. Моусон, обследовавший часть побережья материка и нанесший на карту свыше 200 географических объектов (в т. ч. Землю Королевы Мэри, Землю Принцессы Елизаветы и Землю Мак-Робертсона).
Первый полет самолета над Антарктидой совершил в 1928 американский полярный исследователь, адмирал и летчик Р. Бэрд. В ноябре 1929 он на самолете достиг Южного полюса. В 1928-47 под его руководством было осуществлено четыре крупных экспедиции в Антарктику (в самой крупной, четвертой экспедиции, принимало участие свыше 4 тыс. человек), проведены сейсмологические, геологические и другие исследования, подтверждено наличие в Антарктиде крупных месторождений каменного угля. Бэрд пролетел над континентом около 180 тыс. км. Первый трансантарктический перелет совершил в 1935 американский горный инженер и летчик Л. Элсуорт, открывший ряд географических объектов на материке, в том числе горы, названные им в честь своего отца.
В 1933-37 Л. Кристенсен, следуя вдоль побережья на судне «Торсхавн», открыл Берег Принца Гаральда, Берег Леопольда и Астрид. Д. Римилла в 1934-37 впервые пересек Антарктический полуостров. В 40-50-е гг. в Антарктиде начинают создаваться научные базы и станции для проведения регулярных исследований прибрежных районов.

4-й ученик: чётвертый этап исследования Антарктиды. Международные систематические исследования Антарктиды (вторая половина 20 в.)

В период подготовки к Международному геофизическому году на побережье, ледниковом щите и островах были основаны около 60 баз и станций, принадлежащих 11 государствам (в т. ч. советские - обсерватория Мирный, станции Оазис, Пионерская, Восток-1, Комсомольская и Восток, американские - Амудсен-Скотт на Южном полюсе, Бэрд, Халетт, Уилкс и Мак-Мердо).
С конца 50-х гг. в морях, омывающих континент, ведутся океанологические работы, выполняются регулярные геофизические исследования на стационарных континентальных станциях; предпринимаются также экспедиции внутрь континента. Советские ученые осуществили санно-тракторный поход к Геомагнитному полюсу (1957), Полюсу относительной недоступности (1958), Южному полюсу (1959). Американские исследователи прошли на вездеходах от станции Литл Америка к станции Бэрд и далее к станции Сентинел (1957), в 1958 - 59 от станции Элсуорт через массив Дюфека к станции Бэрд; английские и новозеландские ученые на тягачах в 1957-58 пересекли Антарктиду через Южный полюс от моря Уэделла к морю Росса. Во внутренних районах Антарктиды работали также австралийские, бельгийские и французские ученые. В 1959 заключен международный договор об Антарктиде, способствовавший развитию сотрудничества в исследовании ледового континента.

Физкультминутка: Учитель: Ребята, давайте на минутку мысленно представим белую, безжизненную пустыню Антарктиды. Для этого закройте глаза, наклоните голову на правое плечо, затем на левое плечо. А теперь встаньте, посмотрите в окно, вы видите также заснеженный пейзаж, но он в Перевозе не сравнимо богаче Антарктиды. А по сравнению с природой других Южных материков, яркие краски которой представлены у нас на стенде, Антарктида имеет самый бедный органический мир. 3. Осуществление деятельности. Выполнение информационного проекта

Учитель: Мы ещё мало знаем этот огромный ледяной континент, что скрывается под его ледяной бронёй, какие богатства таят его недра, как протекают в этой области земного шара различные геофизические процессы связанные, так или иначе, с процессами, развивающимися на всей планете. Загадочность, таинственность, неизведанность, красота материка всегда притягивает учёных, путешественников, исследователей всего мира.

Итак, ребята, мы узнали, что природа Антарктиды развивается в суровых, экстремальных условиях. Всё растёт и развивается очень медленно. Количество пищи ограничено. Природа очень медленно будет восстанавливаться при её нарушениях, а может вообще не восстановиться. Она очень уязвима! Поэтому приняты документы по сохранению тонкого равновесия в природной среде Антарктиды: запрещение испытаний оружия, запрещение охоты на животных и птиц, конвенция по сохранению морских животных, правила по охране биологических ресурсов Антарктиды, программа по исследованию и охране биологических ресурсов Антарктиды.

Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит исследовать особенности природы Антарктиды. Класс делится на 5 групп проектировщиков, каждый участник вносит свой вклад в изучение, исследование и охрану природы материка. Выполняются информационные проекты по 5 темам: - геология и рельеф материка; - исследование ледникового покрова Антарктиды; - зообиологические особенности Антарктиды; - погода и климат на континенте; - практическое использование Антарктиды в различных областях человеческой деятельности.

Цели и задачи проекта: 1.Контроль знаний, умений и навыков по созданию презентаций, обобщение и систематизация знаний о природе Антарктиды. 2. Показать возможности использования компьютера и интерактивной доски как инструмента практической и учебной деятельности человека. 3.Способствовать развитию творческого потенциала учащихся. 4. Развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации. 5.Развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и чётко излагать свои мысли. 6.Уметь слушать и уважать мнение товарища. 7. Анализировать информацию и синтезировать новые идеи.

Этапы осуществления информационного проекта

Этапы работы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Погружение в проект

Подготовка

1.Выбор тем информационных проектов

Каждая группа обсуждает тему проекта с учителем и получает при необходимости нужную информацию, устанавливает цели (вопросы)

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует в постановке целей (вопросов)

Организация деятельности

Планирование

1. Определение источников информации 2. Определение способов сбора и анализа информации 3. Определение способа представления результатов. 4. Разделение обязанностей между членами команды.

Выбирают план действий, формируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения

Осуществление деятельности (отвечают на вопросы)

Исследование

1.Поиск и сбор информации, решение промежуточных задач. 2. Анализ информации, формулирование выводов

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи, анализируют информацию.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.

Презентация результатов. Защита проектов.

Представление или отчёт.

1. Обобщение 2. Оформление отчёта

Докладывают о результатах своей работы. Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок.

Учитель организует экспертизу, привлекая геолога и полярника, оценивает усилия учащихся, качество исполнения и использования источников, качество отчёта.

Рефлексия

Оценки результатов процесса в целом.

1. Высказывание своей точки зрения 2. Подведение итогов

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других. Проводится групповая рефлексия.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

4. Презентация результатов. Защита проектов.

Учитель: Проекты составлены. Каждая группа представляет свою исследовательскую работу - проект. Эксперты – геолог и полярный исследователь оценят работу. Каждый участник пресс- конференции выслушивает представленные проекты, оценивает и высказывает свою точку зрения.

Группа №1. Проект «Геология и рельеф материка»

Вопросы

Примечания

1. Результаты геологических исследований Антарктиды.

2. В чём особенности подлёдного рельефа материка?

3. Какие перспективы разработки месторождений полезных ископаемых на материке?

Проектировщики:

1-й: Наш проект основан на результатах исследований Антарктиды. Учёные, изучая окаменелости в осадочных породах, Антарктического полуострова нашли доказательства того, что растительная жизнь процветала здесь во влажном умеренном климате. Подтверждение этому находки окаменелых остатков широколиственных лесов и обитателей тёплых морей. В 1981 году палеонтологи раскопали окаменевшую часть челюсти сумчатого животного, которое жило около 40 млн. лет назад. Найденное сумчатое животное, подтвердило теорию о миграции сумчатых, из мест своего первоначального обитания Америки и Антарктиды, в Австралию.

Недавно геологами найдены окаменевшие останки скелетов динозавров, живших 75 – 80 млн. лет назад. Всё это свидетельствует, о том, что материки были близки друг к другу, и на Антарктиде было тепло. Ещё 40 – 50 лет назад нельзя было ответить на вопрос, что находиться под мощным ледниковым покровом, теперь учёные установили, что в основе большой части материка лежит Антарктическая платформа.

Предлагаем дальнейшее исследование материка Антарктида, в содружестве со всеми заинтересованными странами мира.

2-й: Почти весь материк покрыт ледниковым щитом, средняя толщина которого около 2000 м, а в восточной части максимальная толщина достигает 4500 м. Средняя высота материка, учитывая ледниковый покров, составляет 2040 м. Это почти в три раза выше средней высоты других материков.

Около 1/3 рельефа материка лежит ниже уровня океана. В то же время под ледниковым панцирем обнаружены горные цепи и массивы. Западная Антарктида характеризуется большой расчленённостью. Вдоль Антарктического полуострова и западной окраины материка протянулись горы, которые служат продолжением Анд Южной Америки. Здесь находится и самый высокий горный массив(5140 м). В Восточной Антарктиде под сплошным покровом льда ровные участки поверхности чередуются с горными массивами высотой 3000 – 4000 м. Они сложены древнейшими отложениями. У окраины материка, на одном из прибрежных островов моря Росса, возвышается действующий вулкан Эребус – свидетель активных горообразовательных процессов в этом районе.

Предлагаем проложить экскурсионные тропы на лыжах в летнее время года.

3-й: В недрах Антарктиды обнаружены разнообразные полезные ископаемые: каменный уголь, железная руда, цветные металлы, алмазы, найдены следы нефти, природного газа. Установлены признаки месторождений слюды, графита, горного хрусталя, а также многих цветных металлов. Но международный статус материка и суровые погодные условия не дают возможности добывать полезные ископаемые. В 1985 г. в Антарктиде установлено 17 зон усиленной охраны и 21 зона повышенного научного интереса, куда можно попасть только по особому разрешению. Таким образом, можно обеспечить международную безопасную добычу полезных ископаемых в научных целях.

Вопрос учителя : Какую оценку данному проекту даст геолог?

Ответ геолога: оценка проекту положительная, потому что этот проект буровых установок уже активно используется при разработке Штокманского нефтяного месторождения в акватории Баренцева моря.

Атлас,
презентация

Иллюстрации, рисунки,

энциклопедический словарь

Карта «Рельеф и полезные ископаемые Антарктиды»

Группа № 2. Проект «Исследование ледового покрова Антарктиды».

Вопросы

Примечания

1. Что такое гляциология?

2. В чём особенность льда Антарктиды?

3. Какие виды исследований проводятся на материке?

4. Образование айсбергов.

Проектировщики:

1-й: Гляциология - это наука о льдах во всех формах их образования.

2-й: Если растопить весь лёд Антарктиды, который составляет 85% всех ледников Земли, то уровень Мирового океана повысится на 60 метров, так как средняя толщина ледникового панциря составляет 1780 метров, а наибольшая 4300 метров. Средняя скорость движения льда от внутренних районов к побережью около 200 метров в год. При такой скорости уже через 5000 лет Антарктида увеличила бы свою площадь в 2 раза, а через 20 тыс. лет соединилась с Африкой, Австралией и Южной Америкой, но океан отрывает у материка льды и уносит их в тёплые воды.

Предлагаем Антарктиду использовать как мировой холодильник.

3-й: Бурение ледового покрова даёт учёным возможность судить о климате Земли в прошлые геологические эпохи и температурах, при которых происходило накапливание льда. На станции Восток пробурена скважина глубиной 1800 метров, а на станции Соединённых Штатов Америки - Берд – глубиной 2164 метра. Именно так были обнаружены подледниковые солёные озёра, лежащие ниже уровня Мирового океана.

По примеси вулканического пепла в слоях льда делают выводы о прошлой активности антаркти-ческих вулканов.

4-й: По краю материка ледник обламывается, образуя «айсберги». Встречался айсберг длиной 170 км и шириной 40 км. От­дельные айсберги плавают до 10 лет. В одной из ледяных гор ви­дели вмерзшие полки с посудой. Это были остатки одной амери­канской экспедиции.

Вопрос учителя: Какую оценку данному проекту даст полярник? Ответ полярника: проект оценивается положительно. Ребята, у вас есть возможность продолжить исследование материка не только теоретически, но и практически.

Энциклопедический словарь

Рисунки, слайды

Группа №3 Проект «Зообиологические особенности Антарктиды»

Вопросы

Примечания

1. В чём уникальность органического мира Антарктиды?

2. Почему императорского пингвина считают символом Антарктиды

Проектировщики:

1: Суровые условия материка – причина бедности органического мира Антарктиды.

Именно здесь формируется самая южная природная зона суши – Антарктическая пустыня в условиях арктического климата, характеризующаяся господством ледников, почти полным отсутствием почв и скудной растительностью на свободных ото льда участках лишайниками, мхами, водорослями, микроскопическими грибами и бактериями. Эти участки жизни называются антарктическими оазисами. Животный мир связан с омывающими материк водами, Воды богаты планктоном, крилем, кальмарами, из рыб - ледяная, макрурус, путассу, нототения. Из крупных животных встречаются киты, касатки, тюлени (морской слон, морской котик, морской леопард) и моржи.

Не смотря на бедность органического мира Антарктиды, здесь много эндемиков. Предлагаем, используя воздушный вид транспорта, – вертолет, организовать туристические маршруты.

2-й: Насчитывается более 44 видов птиц (пингвины, буревестники, поморники, альбатросы). На материке обитают 17 разновидностей пингвинов. Наиболее распространены пингвины Адели и Императорские

Императорские достигают 120 см и весят до 60 кг.

Пингвины Адели в 2 раза меньше ростом. Весят 5 - 6 кг. Они подвижны и любопытны. Все пингвины питаются рыбой.Зимой на материке остаются только императорские пингвины. Именно они не покидают материк в длинную полярную ночь и в разгар зимнего сезона выводят потомство. Именно по этой причине императорские пингвины являются символом Антарктиды.

Предлагаю просмотреть видеосюжет о жизни в Антарктиде.

Вопрос учителя: оценку проекта даёт геолог. Ответ геолога: проект положительный.Рекомендую создать международный заповедник по охране органического мира Антарктиды.

Показ слайдов

Энциклопедический словарь

Показ слайдов

Видеосюжет о жизни в Антарктиде

Группа №4. Проект «Климат на континенте».

Вопросы

Примечания

1.Роль российской станции «Восток» в определении климата планеты?

2. Антарктида – самый холодный материк. Так ли это?

3. Какую роль в формировании климата играют ветры?

Проектировщики:

1-й: Антарктида - это материк жёсткого солнца, морозов и страшной пурги. Российская полярная станция «Восток» расположена в районе Южного геомагнитного полюса Земли на расстоянии 1250 км от берега в Восточной Антарктиде,на плато Советское, действует с 1957 года. Это самая высокогорная станция - на высоте 3488 метров над уровнем моря. Санно - гусенечный поезд добирается сюда из станции «Мирный» за 1,5 месяца, а самолёты летают на «Восток» только летом.

2-й: Зимовка на «Востоке» сложная из-за абсолютной сухости воздуха и атмосферного давления, которое здесь вдвое ниже нормального, это может вызвать головокружение и носовое кровотечение. Атмосфера очень разряжена (гружё­ный самолёт с натугой поднимается в воздух, подсчитано что содержание кислорода в атмосфере здесь такое же, как на высоте 5000 метров). Именно здесь формируются антарктические воздушные массы воздуха. 3-й: Знойное восточное лето здесь проходит при средней январской температуре -35*С. На станции «Восток» 21 июля 1983 года была зарегист­ рирована самая низкая температура на всём земном шаре -89.2 °С. Это мировой полюс холода. Случалось, что люди обмораживали роговицу глаз, легкие. Осадков в Антарктиде выпадает мало, от 50 мм в год во внутренних районах, до 600 мм у побережья. Средняя температура января на материке (-7 °С), температура июля (-36 °С). 4-й: Из центра к периферии дуют стоковые ветры. В прибрежной зоне эти ветры дуют со скоростью 360 км/ч. Второе название этих ветров – ледниковые ветры Антарктиды. Сила ветра объясняется большой разницей атмосферного давления центральной и прибрежной части материка. Ураганы поднимают 25 млн. т снега, и препятствуют прохождению более теплых воздушных масс с океана на материк. Климат очень суровый.

1-й: Предлагаем всех людей с вредными привычками отправлять в Антарктиду за свежими идеями и избавления от вредных привычек.

Вопрос учителя: оценку проекта дает полярник. Ответ полярника: много интересных фактов представлено проектировщиками. Оценка проекта положительная.

Презентация

Учебник, энциклопедический словарь

Иллюстрации, фотографии, рисунки

Группа № 5: «Проект практического использования Антарктиды».

Вопросы

Примечания

1. Каков международ- ный статус материка.

2.Как организовать туристический маршрут по материку?

Проектировщики:

Материк Антарктида никому не принадлежит, это безъядерная зона, никто не может хранить и использовать радиоактивные вещества на этом материке, запрещено использовать атомоходы, только дизельные ледоколы.

Поэтому предлагаем проект практического использования под названием:

Антарктида – область международного туризма

Предлагаем путево­дитель по материку:

1.Посёлок Мирный - это самая первая антарктическая станция нашей страны, названная в честь шлюпа, на котором была открыта Антарктида.

2. Путь лежит на станцию Молодежная, где нахо­дится научный центр, куда со всех станций стекается научная информация.

3.На станции Новолазаревская можно уви­деть шельфо-вые ледники.

4.Отправиться в сердце Антарк­тиды на полярную станцию Амундсен - Скотт (США) и побывать на южном полюсе.

5.Посетить станцию Восток, которая является самым холодным местом на Земле.

6. Побывать у подножия единственного вулкана Эребус с его зага­дочным происхождением.

7.Заканчить маршрут в долине Р. Скотта, где находится небольшой музей отважного иссле­дователя.

8.Плавание по Мировому океану сделают это путе-шествие незабываемым.

современная авиация доставит туристов на материк.

Туристы – экстремалы, мечтают побывать на Антарктиде

Корабль во льдах

Купание в горячем источнике

Автобусы Антарктиды

Для посещения материка нужна тёплая одежда

2-й: Приятного путешествия!

Вопрос учителя: какую оценку прослушанным проектам дадут полярник и геолог?

Ответ полярника: учитывая, что за каждые шесть месяцев в полярный день Антарктиду уже сегодня посещают 10 тысяч туристов. Проект актуален и может быть принят для дальнейшей разработки. Ответ геолога: уникальное геологическое строение материка придаёт ему больше таинственности, а туристов это притягивает. Будущее за этим проектом.

Физическая карта Антарктиды

Схемы, рисунки, маршрутный лист

5. Рефлексия (учащиеся высказывают своё мнение, свою точку зрения поданной теме)

* Учитель. Как вы думаете, какие факторы повлияли на формирование природы Антарктиды? (Составление кластера, использование интерактивной доски)

Кластер «Природа Антарктиды».

Подведение итогов.

Домашнее задание: №37, творческие задания по выбору: - создать презентацию на тему: «Растительный и животный мир Антарктиды», - составит научный прогноз, что льды Антарктиды растают, - определить и выписать самое, самое (единичное) … в Антарктиде (например: самый высокий, самый холодный и т.д.).

Литература

1. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах / Сост. Н. А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2009. 2. И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. География. Материки, океаны, народы и страны. Наш дом – Земля. 7 класс. Дрофа, Москва, 2006. 3. Зотова М. А. Игры на уроках географии. 6 -7 классы: методическое пособие для учителя - М: Дрофа, 2008. 4. Журнал "География в школе", №3, 2010. 5. Коринская В.А. и др. География материков и океанов. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учреждений. 6 -ое изд.ание - М.: Просвещение, 2009. 6. Интернет - ресурсы: http://www.antarktis.ru/ 7 . http :// festival . Iseptember . ru / articles /

Егоров Иван

Ни одно место в мире не сравниться с этим изолированным континентом, где только снег и лед. Конечно же, речь идет об Антарктиде - потрясающем месте, где нет постоянных жителей, нет часовых поясов, где сосредоточено 90% всего мирового льда.

Представленный проект, выполненный шестиклассником, знакомит с этим удивительным материком.

Презентация состоит из 22 слайдов. Имеется сопроводительный текст. Материал можно использовать при прохождении темы о материках на уроках географии, а также для расширения кругозора.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Слайд 1 Проект по географии «Безмолвная Антарктида»

Слайд 2 Изучая по географии тему «Ледники» я захотел узнать больше о ледяном континенте – Антарктиде и ответить на вопросы

Слайд 3

Что это за материк?

Кто первым достиг берегов Антарктиды?

Есть ли растения и животные в Антарктиде?

Живут люди в Антарктиде?

Зачем нужно изучение и освоение Антарктиды?

Слайд 4 типология проекта

  1. информационный,
  2. межпредметный,
  3. краткосрочный,
  4. индивидуальный

слайд 5 Уже в далекие времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая земля, богатая драгоценными камнями. О ней ходили легенды. Не раз отважные моряки отправлялись на поиски таинственной земли, но увидеть загадочный материк никому не удавалось

Слайд 6

Антарктида - уникальный материк. Единственный материк на Земле, где человек не живет постоянно.

  • Антарктида - уникальный континент. Он почти весь покрыт льдом, Средняя толщина ледового покрова Антарктиды превышает два километра.
  • Антарктида - самый холодный материк Земли. Температура зимних месяцев достигает минус 70 градусов.

Слайд 7 - 10

Открыли Антарктиду в 1820 году русские мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев.

Перед экспедицией поставили задачу как можно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно разрешить вопрос о существовании Южного материка.

В начале осени, при попутном ветре, корабли взяли курс через Атлантический океан к берегам Бразилии. С первых же дней плавания велись научные наблюдения, которые Беллинсгаузен и его помощники тщательно и подробно заносили в вахтенный журнал. Корабли пересекли экватор, и вскоре подошли к Бразилии и стали на якорь в городе Рио-де-Жанейро. Запасшись провизией и проверив хронометры, корабли покинули город, взяв курс на юг в неизвестные районы полярного океана.

В начале января 1820 года моряки открыли неизвестный остров, сплошь покрытый снегом и льдом. На другой день с корабля увидели еще два острова. Их также нанесли на карту, назвав именами участников экспедиции (Лескова и Завадовского). Остров Завадовского оказался действующим вулканом высотой более 350 м.

Открытую группу островов назвали в честь тогдашнего морского министра - островами Траверсе.

На судах, совершавших дальние плавания, люди обычно страдали от отсутствия свежей пресной воды. Во время этого плавания русские моряки изобрели способ получения пресной воды изо льда айсбергов.

Продвигаясь все дальше на юг, корабли вскоре снова встретили небольшую группу неизвестных скалистых островов, которые назвали островами Сретения. Затем экспедиция подошла к открытым английским исследователем Джемсом Куком Сандвичевым островам. Выяснилось, что Кук принял архипелаг за один большой остров. Эту ошибку русские моряки исправили на карте.

Всю группу открытых островов Беллинсгаузен назвал Южными Сандвичевыми островами.

В конце января 1820 года моряки увидели густой разбитый лед, простирающийся до горизонта. Решено обойти его, круто повернув на север.

Снова шлюпы прошли мимо Южных Сандвичевых островов. Беллинсгаузен и Лазарев не оставляли попыток пробиться к югу. Когда корабли попадали в сплошные льды, они то и дело поворачивали на север и поспешно выбирались из ледового плена.

27 января 1820 года корабли пересекли Южный полярный круг. 28 января Беллинсгаузен записал в своем дневнике: "Продолжая путь на юг, в полдень в широте 69°21"28", долготе 2°14"50" мы встретили льды, которые представлялись нам сквозь шедший снег в виде белых облаков".

Русские путешественники подошли менее чем на три километра к северо-восточному выступу того участка побережья Антарктиды, который через 110 лет увидели норвежские китобои и назвали Берегом Принцессы Марты.

С большим трудом пробились сквозь штормы их шлюпы "Восток" и "Мирный" к берегам нового материка, обошли вокруг него, открыли много островов. С открытием русскими исследователями Антарктики, началось интенсивное изучение береговой зоны континента, прилегающих к нему труднодоступных акваторий.

Это стало огромным открытием в географии Антарктиды.

Слайд 11

Растительный и животный мир Антарктиды представлен мхами, лишайниками, водорослями, бескрылыми насекомыми. Из птиц наиболее характерны пингвины, буревестники. В океане обитают тюлени, морские слоны и киты.

Слайд 12

Широкое исследование Антарктиды началось в 1957 - 1958 г. Центром российских исследователей является станция Молодёжная. Суровый климат Антарктиды препятствует её заселению.

В настоящее время в Антарктиде нет постоянного населения, здесь расположены несколько десятков научных станций разных стран мира, где живут ученые, которые изучают материк и его природу.

Слайд 13

В соответствии с конвенцией об Антарктике, вступившей в силу в1961 году, Антарктида не

принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. По

международному соглашению на её территории запрещено проводить мероприятия

военного характера. Это континент мира. Сейчас участниками договора являются 50 государств (с правом голоса) и десятки стран наблюдателей.

Слайды 14-18

Здесь представлены фотографии Антарктиды, раскрывающие ее природу.

Слайд 19 Зачем нужно изучение и освоение Антарктиды?

  • Это последнее место, где человечество сможет добывать полезные ископаемые Антарктида - это до 80 % мировых запасов пресной воды.
  • В Антарктиде изучаются воздействия космоса.
  • Определяют уровень солнечной активности
  • Увидеть и изучить микроорганизмы, жившие миллионы лет назад.
  • Отслеживать вулканическую активность по всей планете.
  • Испытания различных научных открытий, которые в будущем могут использовать для освоения и заселения Луны и Марса.

Слайд 20

Можно сделать вывод

  1. Данный проект позволил углубить и расширить знания о самом необычном материке Земли.
  2. Антарктида - самый холодный материк Земли и почти весь покрыт льдом
  3. Открыли Антарктиду в 1820 году русские мореплаватели.
  4. Растений почти нет, животные приспособлены для жизни в суровых условиях
  5. Это континент мира

Мы ещё мало знаем этот огромный ледяной континент. Что скрывается под его ледяной бронёй? Какие богатства скрываются на нем? На эти и многие другие вопросы предстоит ответить нам.

Использованная литература

  1. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. - М., АСТ-ЛТД, 1997.
  2. Атлас животного мира. – Лондон, Дорлинг Киндерсли, 1997.
  3. В стране снега и льда. Мир дикой природы. – М., Росмэн, 1997.

Ресурсы интернет

http://tropina.ucoz.ru/index/materiki_antarktida/0-8 сайт

http://ria.ru/spravka/20150128/1044301131.html сайт

http://www.oboznik.ru/wp-content/uploads/2013/04/16.jpg белл

http://img-fotki.yandex.ru/get/6314/66496967.1a/0_66031_c0479316_XL.jpg лазарев

http://ruskline.ru/images/2014/29180.jpg бел и лах на корабле

http://lemur59.ru/sites/default/files/images/1294070831_1-27-shljupy-mirnyjj-i-vostok.jpg шлюпы

Антарктида - континент с экстремально низкими температурами, расположенный в . Практически вся его территория покрыта льдами, исключение составляет местность на западе. Тяжелые условия существования ежегодно привлекают исследователей и туристов.

Основные географические сведения

Площадь материка превышает 14 млн. км². Территория располагается в субантарктическом и антарктическом поясе. Антарктида захватывает все долготы, и не может иметь западную и восточную крайние точки. Существует только северная крайняя точка, мыс Сифре.
Континент омывают Атлантический, Индийский и Тихий океаны, а также моря Амудсена, Росса, Уэдделла и Беллинсгаузена. Вода в море Уэдделла самая чистая на планете. Сквозь нее можно увидеть представителей и на глубине до 70 м.

Береговая линия слабо изрезана, ее длина превышает 30 тыс. км. Берега чаще всего представляют собой высокие ледяные обрывы, шельфовые ледники. Арктический полуостров является крупнейшим на материке. Он простирается к северу от южной границы. К другим большим полуостровам относятся Хат-Пойнт, полуостров Моусона и полуостров Эдуарда VII. Земля Александра I, Десепшен и Кларенс представляют собой крупные острова Антарктиды.

На континенте нет постоянного населения из-за сурового климата. Количество ученых и туристов колеблется в зависимости от времени года. На территории Антарктики ведут исследования 16 стран мира. Регион изучают исключительно для мирных целей. Государствам запрещено объявлять часть земель своей территорией. Материк не разделен на временные зоны и часовые пояса. Ученые ориентируются на время своей страны.

Рельеф

Антарктида размещена на одноименной плите. В результате тектонических разломов большая ее часть приподнялась. Поверхность расчленена из-за плотного ледяного покрова. Ученым трудно изучать истинный рельеф: в некоторых местах толщина льда достигает нескольких километров.

Средняя высота континента достигает 2000 м над уровнем моря. Самым высоким участком является массив Винсон, наивысшая точка которого достигает 4892 м над уровнем моря. Впадина Бентли представляет собой самую низкую точку - 2540 м ниже уровня моря. Трансарктические горы поделили местность на Западную и Восточную Антарктиду. В западной части более сложный , хребты прорывают ледяной наст. На востоке горные подъемы чередуются с глубокими впадинами. Под толщей льда покоятся Горы Гамбурцева. Длина массива составляет 1300 км, а наивысшая точка - 3390 м. По размеру они сопоставимы с Альпами.

В Антарктиде имеются как спящие, так и активные вулканы. За последние 200 лет извергались два из них. Южнее всех расположился действующий вулкан Эребус. Выброс лавы был зафиксирован в 2011 г.

Внутренние воды

Шельфовые ледники преграждают путь вглубь континента. В Антарктиде можно встретить покровные и горные ледники. Их питание осуществляется благодаря осадкам. За год накапливается около 2200 км³. Расходуется лед за счет откола берегов. Подо льдом обнаружено 140 озер. Самым большим водоемом является озеро Восток, названное в честь советской научной станции. Его глубина составляет 1200 м. Подледные водоемы образовались давно: талая вода стекала в углубления и покрывалась коркой льда.

Постоянно протекающие реки отсутствуют. Река Оникс, расположенная в оазисе Райт, протянулась на 30 км. Она течет два месяца в году, а с наступлением морозов покрывается льдом и снегом.

Климат

На континенте очень холодная зима и такое же холодное лето. Среднегодовая температура составляет -60° С. Большая часть земли расположена в антарктическом поясе, Антарктический полуостров лежит в субантарктическом поясе. Из-за размещения внутри Южного полярного круга в зимнее время здесь круглосуточная полярная ночь, а в летнее - круглосуточный полярный день.

Континент отдален от . Он получает меньше тепла из-за большого наклона земной оси. Ледяная поверхность отражает 80% света в пространство. Территория Антарктиды является ледяной пустыней. Количество выпавшего снега не превышает десяти сантиметров в год. С высокогорных массивов дуют сильные ветра. В некоторых районах их скорость составляет 320 км/ч.

Флора и фауна:

Растительный мир

В антарктической пустыне растительности нет, она покрывает окраины материка. На свободной ото льда суше растут мхи, лишайники и грибы. Неприхотливые низкорослые кусты встречаются на Антарктическом полуострове. Их число насчитывает несколько десятков видов. Цветки слабо окрашены, потому что опыление осуществляет ветер, а не насекомые.

Животный мир

На островах обитают жуки, бабочки и пауки. В Южной Георгии гнездятся ржанки, коньки и несколько видов уток. Жизнь зависит от морей, воды которых богаты . Животные представлены ластоногими и китами: тюленями, морскими леопардами, горбачом, синим полосатиком. На северном побережье селятся пингвины Адели, императорские пингвины и пингвины Склатера. Летающие птицы, баклан, буревестник и чайка, гнездятся на скалах.

Полезные ископаемые

На континенте есть залежи угля, меди и железа. По оценкам ученых, объемы нефти превышают количество нефти на Аравийском полуострове. Установка специального оборудования и добыча ископаемых нанесут непоправимый ущерб. В 1991 г был составлен протокол, запрещающий добычу до 2048 года.

Экологическая обстановка

Главной проблемой Антарктиды являются озоновые дыры. Истончение защитного слоя грозит переизбытком ультрафиолетового излучения. Солнце растапливает полярные льды. Из-за глобального потепления воздух медленно нагревается. Животным приходится подстраиваться под новые условия существования.

К 60-70-м годам 19 века в Европе заканчивается содрогавший несколько десятилетий период национально-освободительных движений и революций. Несмотря на поражение некоторых выступлений по всей Европе прокатывается волна борьбы за устранение феодальных пережитков, национальную независимость. Мир, наступивший в странах Европы,дал толчок их политическому и социальному развитию. Особое место в государственной и общественной жизни заняла буржуазия. Начавшаяся индустриализация обеспечила выход из экономического кризиса и демографический рост населения Европы.

Политическое развитие стран Европы в конце 19 - начале 20 века

К 70-м гг. завершаются национально-освободительные движения и революции в Западной Европе. Здесь сложились буржуазные национальные государства в форме конституционных монархий или республик. Стал преобладать эволюционный характер социально-политического развития. Формировалась парламентская система на двух- или многопартийной основе. Парламентская трибуна давала возможность заявить о требованиях и запросах широких слоев населения. Утверждалось гражданское общество с его знанием принципов права и управления, автономностью мышления.

В политической жизни возрастала роль промышленной буржуазии, заинтересованной в покровительстве сильного государства для охраны ее собственности. Она поставила на службу государственный аппарат, партии , союзы предпринимателей, другие подсобные организации.

В Англии действовали режим парламентской монархии и двухпартийная система . У власти поочередно сменялись либералы и консерваторы. Усилились исполнительная власть и ее административный аппарат в лице кабинета министров.

Во Франции в 1870 г. установился республиканский строй , однако позиции монархистов еще были сильны. Французская буржуазия, побуждаемая демократическими слоями, повела длительную борьбу за упрочение республики. В 1875 г. была принята конституция Третьей республики, предусматривавшая создание двухпалатного парламента. Главой государства объявлялся президент, избираемый палатами парламента. Он обладал большими полномочиями. В борьбе за утверждение республики и ее демократизацию Франция пережила в конце XIX в. несколько серьезных политических кризисов.

В Германии в 1871 г. была принята конституция, по которой исполнительная и частично законодательная власть сконцентрировалась в руках императора. Высшим представительным органом являлся рейхстаг, избираемый на основе всеобщего избирательного права. Законы, принимаемые нижней палатой парламента, подлежали утверждению в верхней палате и императором. Он назначал канцлера - союзного министра, ответственного только перед ним. В Пруссии сохранялся трехклассный избирательный закон на выборах в местный ландтаг.

В Италии утвердилась буржуазная монархия . Законодательная власть принадлежала королю и парламенту, состоявшему из сената и палаты представителей. Король назначал и смещал высших должностных лиц государства, имел право роспуска парламента. Избирательное право получил крайне узкий слой имущих классов.

Обострение социальных противоречий, рост массового движения вынудили правящие круги многих западных стран пойти на демократизацию политического строя, главным образом по пути расширения избирательных прав. В Англии реформа избирательного права 80-х гг. увеличила число избирателей в парламент за счет мелкой буржуазии и верхушки рабочего класса. Реформа избирательного права в Италии (1882) предоставила право голоса средним и даже мелким собственникам. В Германии велась настойчивая борьба демократических сил за отмену трехклассной избирательной системы в Пруссии.

В начале XX в. к власти пришли политики новой формации, осознававшие необходимость применения новых методов руководства обществом. Они приступили к проведению реформ в социальных отношениях. Буржуазный реформизм проявился главным образом на почве либерализма , захватившего в период утверждения индустриального общества главенствующие позиции. Политические лидеры либеральной ориентации во Франции (Э. Комб, радикалы), Италии (Дж. Джолитти), в Англии (Д. Ллойд Джордж) провели некоторые реформы с целью снижения социальной напряженности. В Германии, где либерализм был слабее, но потребность в реформах ощущалась, реформизм был реализован на консервативной основе. Его проводником выступил имперский канцлер Б. фон Бюлов.

Социальная структура стран Европы в конце 19 - начале 20 века

В ходе индустриализации изменялась социальная структура европейского общества. В результате соединения промышленной и банковской деятельности сложилась финансовая аристократия, включавшая узкий круг лиц и семейств. Она составила элиту западного общества.

Символом могущества во Франции были «200 семейств», контролировавших Французский банк. В психологии финансовой аристократии переплетались крайний индивидуализм и чувство общности к себе подобным.

Заметную роль в обществе играли представители старой аристократии. В Англии, Германии, Италии и даже во Франции, где разрыв с феодальным прошлым произошел наиболее радикально, им был открыт доступ к власти, бизнесу. С ними стремились породниться выходцы из буржуазных слоев.

Индустриальная эпоха создавала условия для предпринимательства. Возник достаточно большой средний класс, объединивший буржуазию, чиновничество, интеллигенцию. Это были хорошо образованные люди, занятые трудом и обладавшие практическим умом. Для них интерес к обогащению сочетался с интересом к делу, в котором они видели часто смысл своей жизни.
Промышленный переворот повлек за собой формирование рабочего класса, лишенного средств производства. Наемные рабочие стали основными производителями материальных благ.

Применение машин создавало условия для использования труда женщин и детей. Достаточно высоким был разрыв в оплате квалифицированных и неквалифицированных рабочих.
В сельском хозяйстве большинства западных стран была занята значительная часть трудоспособного населения. В Англии крестьянство практически исчезло. Его заменили арендаторы и сельскохозяйственные рабочие. В других странах усилились позиции зажиточных крестьян и фермеров, но по-прежнему было много мелких крестьян, особенно во Франции.

Демографические процессы стран Европы в конце 19 - начале 20 века

Индустриализация, рост продуктивности сельского хозяйства создали материальные предпосылки для удовлетворения потребностей людей в продуктах питания, увеличения численности населения. Произошел «первый демографический взрыв». Население Европы за XIX в. удвоилось и составило к 1900 г. более 400 млн человек. Особенно резко увеличились темпы роста населения во второй половине XIX в., что объясняется снижением смертности при высокой рождаемости. Успехи медицины в борьбе с эпидемиями, улучшение здравоохранения способствовали снижению смертности. В последней трети XIX в. наблюдался наивысший прирост населения из-за низкой для того времени смертности и высокой рождаемости. Но на рубеже XIX - XX вв. резко обозначилась тенденция к снижению рождаемости. Во многих странах - Англии, Германии, Италии, Испании, Швейцарии, Бельгии, Голландии, Скандинавских государствах - началась демографическая революция, означавшая снижение рождаемости и смертности, повышение продолжительности жизни.

Демографическая революция началась во Франции, что произошло на столетие раньше, еще на рубеже XVIII - XIX вв. Она непосредственно связана с преобразованиями, вызванными Великой французской революцией и последствиями наполеоновских войн.

Для стран Западной Европы характерны поздние браки. Средний возраст вступления в брак в западных странах составлял в конце XIX в. 25 - 28 лет. Складывался новый тип семьи, в которой наблюдалась практика сознательного регулирования рождаемости, что вызывалось социальным и культурным прогрессом. Рождаемость была ниже у имущих классов, средних слоев, выше - у неквалифицированных рабочих, в бедных семьях.

Характерной чертой семейно-брачных отношений стало увеличение нестабильности браков. Однако расторгнуть брак в XIX в. можно было лишь после длительной и дорогостоящей процедуры, поэтому добиться развода могли только представители обеспеченных слоев. Брак в большинстве случаев расторгался по инициативе мужчин. С ростом своей экономической самостоятельности женщины стали инициативнее при расторжении брака.

Миграции населения стран Европыв конце 19 - начале 20 века

XIX в. считается веком массовых переселенческих движений. Миграции или перемещения людей вызывались многими причинами - экономическими, политическими, национальными, религиозными.

Богатства недр Нового Света, земельные просторы требовали рабочих рук. Законодательства США, латиноамериканских стран покровительствовали иммиграции. Организовывались вербовочные пункты, широкая сеть поощрительных обществ по переселению. В 1800 - 1900 гг. из Европы в Америку эмигрировали 28 млн человек. Первое место по численности мигрантов занимала Англия, из которой за эти годы выехали около 13 млн человек. Основное значение переселенческих движений состояло в том, что они ускоряли экономическое развитие стран, нуждавшихся в притоке рабочей силы, приводили к колонизации слабо заселенных районов, способствовали вовлечению различных регионов в систему мирового хозяйства. При этом в начале XX в. существенно сократилась миграция из Англии и Германии, зато значительно возросла из менее развитых стран - Италии, Балканских стран, Восточной Европы. Возросло переселение из развитых стран в экономически отсталые с целью подчинения последних. Подобный характер носила миграция из Франции в Северную Африку. В целом же европейская миграция привела к заселению многих районов Северной и Латинской Америки, Австралии, Океании.

Урбанизация стран Европы в конце 19 - начале 20 века

Быстрое развитие промышленного производства влекло за собой урбанизацию, которая означает сосредоточение населения и экономической жизни в городах, рост городских жителей за счет сокращения сельских.

Процесс урбанизации начался прежде всего в Англии и был тесно связан с индустриализацией. В середине XIX в. в городах проживало более половины населения Англии, в начале XX в. - 2/3 общей его численности. Лондон вместе с пригородами насчитывал более 7 млн жителей.
Приток сельского населения в города расширял резервную армию труда, создавал новые массы потребителей, что стимулировало развитие массового производства. В период с 1880 по 1914 г. 60 млн европейцев переселились из деревень в города. В 1900 г. насчитывалось 13 городов-миллионеров.

Урбанизация развивалась стихийно, бесконтрольно, что приводило к распространению различных социальных болезней - преступности, алкоголизма, проституции, психических расстройств. Ухудшалось состояние городской среды, что вело к экологическому кризису. Поэтому городские власти стали больше уделять внимания процессу благоустройства городов. Развитие медицинских знаний позволило выявить возбудителей эпидемий, рассадниками которых являлись бедные кварталы, где население жило скученно, в антисанитарных условиях. В борьбе с эпидемиями требовались соблюдение личной гигиены, очистка воздуха и среды обитания.
Также начала меняться планировка городов. Через старый центр и предместья прокладывались новые широкие улицы - проспекты. Возросла потребность в сооружении общественных зданий - универмагов, библиотек, выставочных залов, спортивных сооружений. Произошли изменения в строительной технике, появились новые строительные материалы - металл, стекло, бетон.

Просвещение стран Европы в конце 19 - начале 20 века

Технический прогресс и связанный с ним переход к машинному производству потребовали грамотных квалифицированных работников. Поэтому в западных странах во второй половине XIX в. вводится всеобщее начальное обучение. Число грамотных мужчин к концу века достигло 75 - 90 % от общего числа. В общедоступной школе детей обучали чтению, письму, давали элементарные знания по арифметике, знакомили с историей, религиозными догматами. Характерным для школьного процесса обучения являлось зазубривание определенного минимума знаний.

Дети состоятельных родителей имели возможность получить среднее образование. С развитием промышленного производства наряду с гимназиями гуманитарного профиля появились технические и реальные училища, в которых большое внимание уделялось изучению математики, физики, химии. Средняя школа была недоступна основной массе детей и потому что была платной, и потому что дети бедняков уже с ранних лет вынуждены были зарабатывать на жизнь.
После окончания средней школы образование можно было продолжить в высших учебных заведениях и получить профессию инженера, агронома, учителя, врача. Высшее образование везде было платным. Женщинам был закрыт доступ в университеты.

Быт стран Европы в конце 19 - начале 20 века

Качество питания западноевропейцев в целом улучшилось, так как в рационе возрос процент мясной пищи, фруктов. Одновременно увеличилось употребление алкоголя и табака. В Германии ежегодная доля табака на одного человека возросла с 1 до 1,6 кг в 1870 - 1913 гг. Кофе превратился в общедоступный напиток, хотя небогатые люди часто довольствовались его суррогатом.

Семьи с достатком жили во дворцах, особняках, квартирах, обставленных дорогой мебелью. Интерьер менялся одновременно с переменами художественных стилей. В наполеоновскую эпоху мебель отличалась тяжеловесностью, четким геометризмом овала, круга, прямоугольника. Обстановка дома носила холодно-официальный, парадный характер. В середине века мебель стала более легкой и вычурной, обитой плюшем и бархатом (второе рококо). Стиль «модерн » конца века принес вялые очертания, обтекаемые формы, ассиметрию. Подчеркивались роскошь и благополучие - темные тона в интерьерах, мягкая стеганая мебель, тяжелая драпировка.

Мода в одежде, диктуемая двором, уступила место моде буржуазной. Мужской костюм в целом приобрел единообразие, деловитость, практичность Он стал строже делиться по функциональному назначению. Пиджаки и жакеты превратились в рабочую одежду, фрак - в парадную. В конце XIX в. в моду вошли смокинги (Англия), которые надевали, отправляясь в мужской клуб, театр, ресторан.

Одежда женщины отличалась большим разнообразием и была призвана подчеркнуть богатство и процветание ее мужа. В начале XIX в. женское платье напоминало тунику, пояс находился под самой грудью, внизу юбки и на рукавах - множество воланов. Женский наряд дополнялся дорогими украшениями. В середине века в женской моде, где тон задавала Франция, утвердился стиль Второй империи - одежда носила крайне вычурный характер. В употребление вошел кринолин, представлявший присборенную куполообразную юбку с множеством нижних юбок или стальных обручей. Особенно модными были в отделке золотые кружева. В конце XIX в. с появлением новых транспортных средств (автомобиль, трамвай), распространением спортивных упражнений женская одежда упростилась. Важным фактором, повлиявшим на перемены в одежде, стало стремление женщин к равноправию, их борьба за образование. Появились женщины-служащие, врачи, учителя. В обиход вошли юбка с блузой, костюм, состоящий из юбки и жакета, пальто.

Простые люди носили то, что не мешало работать и что можно было позволить себе по достатку. Народный костюм вытеснялся общеевропейским городского типа, хотя его многие детали сохранялись (орнамент, украшения).

Население Западной Европы относится к европеоидной расе, индоевропейской языковой семье, германской и романской группам. Проживает на этой территории 296,3 млн. чел. Страны Западной Европы относятся к I типу воспроизводства населения. Естественный прирост населения этих стран 2 человека на 1000 жителей, но во Франции и Германии естественная убыль населения компенсируется увеличением количества иммигрантов. Теперь в странах Западной Европы насчитывают 19,2 млн. чел. иностранных рабочих. Из этого следует, что Западная Европа превратилась в главный очаг иммиграции мира.

Во всех странах Западной Европы господствующая религия - христианство, которое представлено католиками, протестантами и православными. Эта часть Европы - густонаселенная. При этом размещение населения в ней прежде всего определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет от 70% до 90% населения.

Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западноевропейский тип города. В центре такого города обычно находится рыночная площадь с ратушей и собором, от которой радиально расходятся узкие улицы. Многие города пользуются широкой, всемирной известностью. Например, Вормс (Германия) - Собор 1234 г.; Париж (Франция) - собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), строился несколько столетий; Везуль (Франция) - церковь Сен-Мадлен, где, по преданию, хранились реликвии святой Марии Магдалены.

Характерная черта урбанизации Западной Европы - концентрация населения в больших городах и городских агломерациях, которых здесь больше, чем в США. Самые крупные из них Лондонская, Парижская, Рейнско-Рурская. В 70-е годы после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров сначала в ближайшие и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность («зеленая волна»). В результате этого число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Брюсселя, Манчестера, Дюссельдорфа, Роттердама, Лиона стабилизировалось, даже сократилось. Этот процесс получил название субурбанизации.

Население Западной Европы википедия
Поиск по сайту:

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 20Следующая ⇒

Зарубежная Европа – регион с весьма сложной и в целом неблагоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется самой низкой рождаемостью и самым низким естественным приростом населения.

Особенности:

1) Снижение уровня рождаемости

После сравнительно непродолжительного «бэби-бума», характерного для конца 40-50-х гг.

в 20в. и являющегося своеобразным демографическим следствием Второй мировой войны, в большинстве стран региона появилась тенденция к снижению уровня рождаемости.

Население Западной Европы

Причины такого снижения уровня рождаемости многообразны. Главными среди них следует, очевидно, считать естественные демографические процессы: увеличение средней продолжительности жизни, постепенное старение населения, вхождение в новую стадию демографического перехода.

Однако нужно учитывать и такие социально- экономические причины, как резкое возрастание «цены ребенка», влияние разного рода экономических и политических потрясений, непрочность семьи и др.

2) Старение населения

3) Повышение уровня смертности

Уровень смертности в среднем составляет 11 человек на 1000 жителей, т.е. превышает среднемировой. Объяснение этому факту нужно искать прежде всего в тех же общих процессах увеличения средней продолжительности жизни, старения населения, нарушения полового состава в периоды двух мировых войн.

Но нельзя ни учитывать таких причин, как профессиональные заболевания, производственный травматизм, несчастные случаи, влияние алкоголизма, курения, наркомании. Поскольку все это в первую очередь относится к мужской части населения, смертность среди мужчин, как правило, значительно выше.

4) Естественный прирост:

  • Все страны зарубежной Европы относятся к первому типу воспроизводства населения.
  • В наши дни только в нескольких гос-вах региона (Албания, Франция, Ирландия, Исландия, Македония) реально обеспечивается более или менее расширенное воспроизводство населения.
  • В большинстве стран зарубежной Европы это воспроизводство либо крайне суженное, либо нулевое, не обеспечивающее даже прямое замещение поколений.
  • Самую большую группу образовывают 15 стран с отрицательным естественным приростом населения (Австрия, Болгария, Венгрия, Греция, Испания, И талия, Латвия, Литва, Румыния, Словения, ФРГ, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония)

5) Население в З Е растет за счет иммигрантов, население ЦВЕ — не растет из-за слабого притока иммигрантов

6) Большинство населения региона – христиане (в основном католики)

7) Большинство населения региона занято в сфере услуг

8) Высокий уровень грамотности людей

9) Большой процент людей живет в городах

10) Во всех странах современный тип воспроизводства

Наихудшая демографическая ситуация к 2000 г.

Сложилась в странах Восточной Европы. Именно для них характерны самые низкие показатели рождаемости (9 чел на 1000 жителей), самый высокий уровень смертности (14 чел на 1000), отрицательный естественный прирост (— 5 чел на 1000), самая большая младенческая смертность (15 чел на 1000) и самая низкая продолжительность жизни (у мужчин 63 года и у женщин 74 года). Такая демографическая ситуация, помимо чисто демографических факторов, объясняется социально- экономическими трудностями, сопровождающими переход от одной общественной системы к другой, а в некоторых странах также и длительной политической нестабильностью.

В странах Западной Европы демографическая ситуация также довольно непростая.

Рождаемость (10 чел на 1000), смертность (10 чел на 1000), естественный прирост (0 чел на 1000), младенческая смертность (15 чел на 1000) и средняя продолжительность жизни 77 лет.

Большинство стран региона стремятся проводить демографическую политику, направленную на повышение уровней рождаемости и естественного прироста населения.

Показать на контурной карте страны ЕС Средней Европы; их государственный
строй и административно-территориальное устройство.

ФРГ(ф)- берлин

Франция — париж

Бельгия(ф) — брюссель

Нидерланды — амстердам

Люксембург — люксембург

Австрия(ф) — вена

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Население стран Западной Европы

Численность населения мира росла медленно до периода Новой истории. Никогда еще не было такого бурного роста, как в середине и второй половине XX века.

В XIX вееке на Земле уже жило 6 миллиардов человек, и в настоящее время темпы прироста продолжают опережать прогнозы ученых.

Существуют значительные диспропорции в росте численности жителей по различным регионам мира. Причина этих диспропорций состоит в различном характере воспроизводства населения.

Под воспроизводством населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

Так, различают два основных типа воспроизводства населения:

Классический («демографическая зима»). Для данного типа характерны относительно невысокие темпы рождаемости, смертности и, соответственно, естественного прироста населения (например, страны Западной Европы);

Современный («демографическая весна»). Для данного типа характерны относительно невысокие показатели смертности населения и довольно высокая рождаемость, что обеспечивает достаточно высокий естественный прирост населения (например, страны Африки, Юго-восточной Азии, Латинской Америки).

Темпы прироста нас-я:

2045-2055= -0,4%

Распределение населения и прирост населения заметно отличаются в зависимости от регионов мира, и исторически и в настоящее время. Европа — единственный регион мира, прирост населения которого составлял 1% в год в течение 1950-2001 годов.

Несмотря на то, что все страны-члены ЕС в 2002 году увеличили свое население, темпы прироста сильно различались (Рисунок 2.2.4). Наиболее значительно выросло население Ирландии (12,2‰) и Люксембурга (10,3‰), а менее всего — население Германии (1,4‰) и Италии (2,3‰). Почти во всех странах произошло снижение прироста населения. Он увеличился только в Австрии и Швеции.

Семь из десяти стран, проходящих процедуру вступления в ЕС, напротив, несли потери в населении. Особенно значительными они были в Латвии (-7,3‰) и Чешской Республике (-6,1‰). Одновременно с этим росло населения Кипра (9,3‰), Мальты (4,2‰) и Словении (1,1‰).

Предварительные данные показывают, что международная миграция остается важным компонентом изменения численности населения европейских стран. В странах ЕС миграционный прирост обеспечил более 3/4 общего прироста населения.

Без миграции Германия, Греция и Италия теряли бы население, поскольку в них наблюдалась естественная убыль населения, а Швеция не могла бы увеличить его. Естественная убыль составила в Германии 1,4‰, в Греции — 0,4‰, в Италии — 0,3‰. В Швеции наблюдался нулевой, а в остальных одиннадцати странах-членах ЕС — положительный естественный прирост.

Наибольшим он был в Ирландии — 7,1‰, во Франции, Нидерландах и Люксембурге составлял около 4‰, в других — около 1‰.

Из десяти стран, проходящих процедуру вступления в ЕС, положительный естественный прирост был зарегистрирован только в двух — на Кипре (4,4‰) и Мальте (1,9‰).

Население Европы: общая динамика и региональные особенности

В остальных продолжается естественная убыль населения, усиливаемая, как правило, миграционным оттоком. Наиболее интенсивна естественная убыль населения в Латвии (-5,3‰), Эстонии (-3,9‰), Венгрии (-3,6‰) и Литве (-3,1‰).

Рождаемость, смертность, естественный прирост населения - основные показатели естественного движения населения.

В основе своей эти процессы биологические. Однако решающее воздействие на них оказывают социально-экономические условия жизни людей, а также взаимоотношения между ними в обществе и семье. Важнейшими факторами, влияющими на естественное движение населения, являются:

*социально-экономические условия жизни людей;

*военно-политические факторы;

*природные условия;

*религиозные и этнические особенности;

*экологические факторы.

Уровень рождаемости зависит от социально-экономической структуры общества, условий жизни людей. Но эта зависимость не является прямой. Например, в то время как женщины активнее участвуют в производстве и общественной жизни, увеличиваются сроки обучения детей и возрастают затраты на их воспитание, рождаемость снижается. Это является одной из основных причин того, что в более обеспеченных семьях детей не больше, а иногда даже меньше, чем в менее обеспеченных, но рост доходов может служить и стимулом к повышению рождаемости.

Следует учитывать также, что показатель рождаемости определяется национальными и религиозными традициями, брачным возрастом, прочностью семейных устоев, характером расселения, климатическими особенностями.

Оценки в течение десятилетия 1980-1985 до 1990-2001 годов показывают, что средний показатель рождаемости в мире, в целом, продолжает снижаться и в несколько более быстром темпе в течение самых недавних десяти лет, чем в прошлом.

В течение десятилетия, мировой коэффициент рождаемости снизился, в целом, на 17% (от 3,6 до 3 рождений на одну женщину).

Однако существуют большие различия в показателях рождаемости в различных странах и регионах мира.

Ур-нь рождаемости в ЗЕ (детей 1жен):

Макс= Ирландия (1,8), мин= Исп (1,1)

Если за некоторое время возрастная структура стабилизируется соответственно существующему режиму рождаемости, например один ребенок на женщину, то численность населения будет уменьшаться на половину приблизительно каждые 25-30 лет.

Одновременно с острым спадом рождаемости демографические процессы будут характеризоваться и другими явлениями, которые будут иметь глубокие последствия. В частности, в семейной сфере наблюдается уменьшение и нестабильность браков и появление гражданских браков, которые являются менее склонными к деторождению, особенно у лиц, стремящихся получить более высокое образование.

Таким образом, нерождаемость является своеобразной чертой высокоразвитого общества.

Естественная связь, казалось бы, существовавшая между браком, сексуальностью и деторождением, из-за краха семейных ценностей и норм ослабла, если не разорвалась вовсе.

Этому способствует появление технологий, имеющих целью предупреждение зачатия (контрацепция), а также искусственно генерирующих жизнь. Имеются в виду искусственное оплодотворение, развитие эмбриона в лабораторных условиях, трансферт вне организма спермы и материнской яйцеклетки, институт суррогатных матерей.

Возможность иметь ребёнка без сексуальных отношений не меньше ослабляет семью и родственные узы, чем возможность вступать в сексуальные отношения без риска зачатия и родов.

Уровень смертности зависит, в первую очередь, от уровня благосостояния людей и степени развития здравоохранения. В большинстве стран мира показатели смертности населения продолжают снижаться.

Одним из важнейших показателей естественного движения населения, кроме вышеназванных, является показатель ожидаемой продолжительности жизни населения.

По данному показателю страны разделяют на три группы:

1. Государства с высокой продолжительностью жизни (в среднем, 70 лет и более). К данной группе, в основном, относятся экономически развитые страны с высокими показателями ВВП. Например, Япония (средняя продолжительность жизни составляет 80 лет), Швеция, Швейцария (78 лет), Нидерланды, Норвегия (77 лет), Австрия, Германия, Финляндия, Великобритания (75-76 лет);

Государства со средним уровнем продолжительности жизни (55-70 лет). К данной группе относят страны с переходной экономикой (Венгрия, Польша, Румыния, страны СНГ);

3. Государства с низкими показателями средней продолжительности жизни (менее 55 лет). Например, большинство стран Африки, Азии, Латинской Америки.

На 2002 ср продолж-ть жизни в ЗЕ= 77,8 (м=74,7, ж=81,1). Макс=Ит,Греция (м=75,9), Франция(ж=82,9), Исп, Швеция (ж=82,5).

Так, увеличивается доля пожилого нас-я:

в среднем по ЕС= 15,6%- старше 65 лет; 17,5% — моложе 15 лет.

Ирландия: 11,3% — старше 65 лет, 21,9%-младше 15 лет.