Господствующая религия зарубежной европы. Отдых и туризм. Отсталые аграрные районы

Господствующая религия зарубежной европы. Отдых и туризм. Отсталые аграрные районы

Большая часть населения Зарубежной Европы – христиане. Эта религия проникла сюда в начале на своего зарождения и очень быстро распространилась благодаря тому, что она опиралась на поддержку бедных слоев населения.

История распространения христианства в Европе

Религии Зарубежной Европы представлены, в основном, различными христианскими ответвлениями. Чтобы разобраться в этом, вернёмся к истокам.

В 11 веке между двумя центрами Римом и Константинополем возник конфликт, результатом которого стало деление всего мира на два христианских течения: православные и католики. В первую стороны отошли все страны Западной и Северной Европы и частично Центр, а в другую – Восточная и Южная Европа. В это же время в центральных государствах набирает силу протестантизм. С тех пор ситуация практически не изменилась.

Религиозный состав Зарубежной Европы

  • Католики : Италия, Испания, Португалия, Мальта, Ирландия, Бельгия, Франция, Люксембург, Австрия, Польша, Чехословакия, Венгрия.
  • Православные : Румыния, Болгария, Греция.
  • Протестанты : Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия.

Рис. 1 Религии Западной Европы

Такие страны как Германия, Великобритания, Нидерланды, Швейцария разделись на две половины. Одни относятся к католикам, другие к протестантам. Господствующая ветвь протестантизма – лютеранство.

Среди религиозных меньшинств преобладает Ислам, его исповедуют Албания, Черногория, Босния и Герцоговина.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Европа еще с начала 19 века является центром свободомыслия. Именно поэтому, людей, которые отказываются от религии с каждым годом становится все больше и больше. Наиболее распространены атеистические движения во Франции, Великобритании, Нидерландах.

Рассмотрим религиозный состав населения по самым крупным государствам.

Великобритания

Признает на уровне государства две крупные церкви: Англиканскую и Шотландскую. Первая была признана в 16 веке. Глава – действующий монарх. На сегодняшний день — это королева Виктория. К Английской церкви относятся более 50 млн. человек по всему миру. Выделяется также “Свободная церковь”.

Сюда относятся сектанты и протестанты, не признанные государством.

Рис. 2 Англиканская церковь

Германия

Распространенная форма протестантизма – лютеранство, основанное Мартином Лютером в середине 17 века. Основная церковь – Евангелическая, куда приходят более 24 млн. человек, что составляет 30% страны.

Еще 30% — это католики, которые ходят в римско-католические церкви.

Большой процент населения – атеисты. Также в незначительной степени представлены другие религиозные меньшинства.

Рис. 3 Немецкая лютеранская церковь

Франция

Религиозный состав населения Франции выглядит таким образом:

  • Не относят себя ни к какой религии – 45%
  • Католики – 42%
  • Мусульмане – 8%
  • Другие религии – по 1% православные, иудеи, буддисты

Рис. 4. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)

В конституции Франции написано, что она является светской страной. Это значит, что признавать на уровне государства любую религию, запрещено. Кто во что хочет, тот в то и верит.

Что мы узнали?

Территорию Европы можно условно разделить на три части: Западная – полностью католическая, восточная – православная, а вот в центре и на севере господствует протестантизм. В Великобритании есть две государственные церкви, в Германии популярен вид протестантизма – лютеранство, а Франция – свободная страна, но большинство относит себя к католикам.

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.8 . Всего получено оценок: 15.

Видеоурок посвящен теме «Население Европы». Данный урок поможет вам сформировать знания о населении региона, выявить закономерности формирования населения Зарубежной Европы. Преподаватель расскажет вам об основных характеристиках населения Европы, приведет примеры крупнейших народов.


Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Население Европы

Население Европы составляет более 500 млн. чел. Регион имеет достаточно сложную демографическую ситуацию.

В последнее время население зарубежной Европы стало возрастать очень медленно. Это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В некоторых странах происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей.

Почти для всех стран Европы характерен современный тип воспроизводства населения. Страны с минимальными показателями естественного приросты (убыли населения): Украина, Латвия, Литва, Болгария, Чехия, Польша, Венгрия.

Рис. 1. Карта роста/снижения населения в странах Европы (зеленый цвет - рост численности населения, красный - снижение). ()

Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Теперь здесь насчитывается 18 - 20 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временных гостей-рабочих (по-немецки «гастарбайтеров»).

По национальному составу население зарубежной Европы относительно однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. При этом родственные языки славянской, романской, германской групп имеют значительные черты сходства. То же свойственно и языкам уральской семьи. Тем не менее этническая карта региона, складывавшаяся на протяжении тысячелетий, не так проста. Наряду с однонациональными, здесь немало государств со сложным национальным составом.

Типы государства по национальному составу:

Однонациональные (т.е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, Германия, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия),

С резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния);

Двунациональные (Бельгия);

Многонациональные страны, со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Швейцария, Латвия и др.).

Во многих странах существуют сложные проблемы межнациональных отношений: Великобритания, Испания (баски), Франция (Корсика), Бельгия, Кипр и др.

Самые распространенные языки в Зарубежной Европе: французский, немецкий, итальянский, английский.

Во всех странах зарубежной Европы господствующая религия — христианство. В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной — протестантство; а в Средней они находятся в разных соотношениях. В Риме расположен мировой центр католицизма — Ватикан. В юго-восточных и восточных странах Зарубежной Европы исповедуют православие. Ислам исповедуют в Албании, Боснии и Герцеговине.

Зарубежная Европа - один из наиболее густонаселенных регионов мира. При этом размещение населения в нем прежде всего определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет 74%, а в некоторых странах более 80% и даже 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая. Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западноевропейский тип города, корни которого восходят к временам Римской империи и средневековья.

Характерная черта урбанизации зарубежной Европы - очень высокая концентрация населения в городах и городских агломерациях. Самые крупные из них — Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская. В 70-е гг. после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров (ядер) сначала в ближние и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность («зеленая волна»). В результате число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Милана и многих других городов либо стабилизировалось, либо даже стало сокращаться. Этот процесс получил в науке наименование субурбанизации.

Наибольшее количество мигрантов едут в следующие страны: Франция, Германия, Великобритания, Италия, Швейцария, Бельгия, Австрия. Кроме того, для Зарубежной Европы характерна миграция внутри региона - и востока на запад.

Рис. 3. Лондон - один из крупнейших городов Зарубежной Европы ()

Домашнее задание

Тема 6, П.1

1. В чем особенности размещения и воспроизводства населения в Зарубежной Европе?

2. Приведите примеры стран Зарубежной Европы с демографическим кризисом.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс/ Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие./ Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010.- 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий/ Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»/ Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии/ И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009 - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика/ В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Вплоть до I тыс. н. э. у племен и народов Европы господствовали древние племенные и национальные культы, во многом сходные между собой. Это было почитание божеств и духов-покровителей земледелия и скотоводства, духов-покровителей промыслов, культы семейно-родовых предков, вера в «порчу», разные знахарские, частью шаманские, верования и обряды; у народов, достигших классового и государственного строя,- почитание национально-государственных богов.

В первые столетия нашей эры в Европе распространилось христианство - религия, зародившаяся вначале среди евреев диаспоры, а затем превратившаяся в наднациональную -«мировую» религию. Первоначально христиан- ство отражало чувства и чаяния угнетенной части населения - рабов, люмпен-пролетариев, народов порабощенных Римом стран. По мере распространения христианства в Римской империи оно изменило свою социальную природу. К нему примкнули и господствующие классы, что нашло свое выражение в изменении характера самой идеологии: первоначальный демократизм и дух оппозиции к существующему строю уступили место проповеди непротивления и смирения, а в дальнейшем - активной воинствующей поддержке «земных» порядков.

В начале IV в. христианство стало государственной религией империи. Возникла централизованная церковь с многочисленным духовенством. Постепенно сложились и выдвинулись два наиболее мощных, независимых друг от друга, церковных центра: на западе - Римский епископат (папство), на востоке - Византийская патриархия.

Преодолевая национальные рамки, христианство все больше распространялось за пределами прежней Римской империи, среди новых и новых народов; к концу I тыс. оно проникло вплоть до крайних пределов Северной и Восточной Европы. На Балканский полуостров и в страны Восточной Европы христианство пришло из Византии, в другие страны - из Рима. Христианские миссионеры действовали везде при поддержке, а часто и по призыву, местной феодальной знати, князей, королей. По мере того как феодальные общественные отношения становились господствующими, церковь во всех странах выступала как защитница складывавшихся феодальных порядков.

Народные массы в христианизируемых странах неохотно и большей частью по принуждению принимали новую религию, которая сменяла привычные культы земледельческо-скотоводческих покровителей, семейно-родовых патронов. Переходя формально, из-под палки, в новую религию, крестьяне и даже горожане продолжали верить в старых своих богов и молиться им; они почитали свои древние местные святилища, справляли старинные земледельческие праздники. Христианская церковь была вынуждена, чтобы как-то поддержать новую религию, делать уступки старым верованиям: старые божества нередко получали имена христианских святых, образы тех и других сливались; древние аграрные праздники приурочивались к дням церковного христианского календаря и под новыми наименованиями: рождество, пасха, троицын день, Иванов день и др. продолжали справляться.

При этом если образы богов «высшей» мифологии сливались с фигурами христианских святых, то многие порождения «низшей» мифологии: духи леса, гор, полей, источников и пр.- оказались еще более стойкими и по большей части продолжали существовать в народной фантазии под своими собственными именами, а в ряде случаев входили в официально признаваемый церковью пандемониум. Христианская церковь узаконила и освятила своим авторитетом многие древние верования, например шаманистские представления о сношениях человека с духами. Она свирепо преследовала «колдунов» и «ведьм», сжигая тысячами на кострах совершенно неповинных людей (особенно в XV-XVI вв.), подозреваемых в «сношениях с дьяволом». Хотя эти ужасы средневековья теперь прекратились, но и сейчас христианская церковь поддерживает древние народные представления о злых духах и об общении людей с ними, связывая эти верования с христианскими догматами. Во всех странах Европы до сих пор можно в той или иной форме наблюдать христианско-«языческое» двоеверие. Формально же христианство вытеснило целиком другие религии во всех или почти во всех странах Европы. Это - наиболее «христианская» часть света.

С первых же веков своего существования христианство делилось на множество ожесточенно боровшихся между собой сект и толков. В IV в. победила «вселенская» (католическая) церковь, ставшая господствующей в Римской империи, а к IX-X вв. она завоевала господство и во всех странах Европы. Но уже в IX в. наметилось, а с XI в. окончательно закрепилось разделение «западной» (римско-католической) и «восточной» (греко-кафолической, или православной) церквей. В 1054 г. произошел окончательный раскол между ними. В основе его лежала борьба двух центров христианской церкви за политическое и идеологическое верховенство.

Положение папства и византийской патриархии было неодинаковым. Римская церковь в условиях характерной для феодальной Западной Европы экономической и политической раздробленности являлась международным центром феодальной системы, самой мощной экономической и политической силой Европы. Строго централизованная церковь располагала огромными земельными богатствами и массами крепостных крестьян. Папство было и самостоятельным светским государством, но оно не удовлетворялось этим и претендовало на главенство над светской властью во всех «христианских» государствах. Что касается восточной церкви, то в существовавшей до середины XV в. Византийской империи она была полностью подчинена императорской власти.

Борьба за первенство между западной и восточной церквами получила свое религиозное отражение в ряде разногласий по догматическим и культовым вопросам, а также по вопросам церковной организации. В ходе дальнейшей истории обеих церквей к первоначальным расхождениям постепенно прибавились и новые. О «значительности» их можно судить хотя бы по тому, что к главным из этих расхождений относятся следующие. Восточная церковь признает «исхождение святого духа» (третьего лица «пресвятой троицы») только от бога-отца, а западная -«от отца и сына»; последняя, в отличие от первой, учит о существовании в потусторонней жизни, кроме рая и ада, еще чистилища - места временного наказания грешников, о «непорочном зачатии» не только Иисуса Христа, но и девы Марии и т. п. Западная церковь допускает причащение хлебом и вином только духовных лиц, миряне же причащаются одним хлебом, в восточной церкви все верующие причащаются «под обоими.видами»; хлеб для причастия употребляется в восточной церкви кислый (просфоры), в западной - пресный (облатки); западная церковь употребляет в богослужении латинский язык 1 , в восточной разрешены национальные языки; в восточной церкви обет безбрачия требуется только от «черного» духовенства (монахов), в западной - все духовенство обязано его соблюдать. Католическая церковь более централизована, чем православная: в ней каждый - и мирянин и клирик - обязан беспрекословно повиноваться духовному начальству, особенно «святому отцу»-папе, непогрешимость последнего «в делах веры и нравственности» является одним из догматов католицизма.

После совершившегося разрыва между западной и восточной церквами не раз делались попытки достигнуть примирения. Папство шло на мелкие уступки в области культа, чтобы подчинить себе восточную церковь. Отсюда так называемые унии - Флорентийская 1439 г. и Брестская 1596 г. Но они ни к чему не привели и лишь обострили вероисповедную рознь, породив еще одну церковь - униатскую. Униаты сохраняли свою обособленность в западных областях Украины и Белоруссии, в Румынии и Чехословакии вплоть до 1940-х годов. В настоящее время униатской церкви не существует.

В средние века христианская церковь господствовала над умами людей как страшная реакционная сила, беспощадно преследовавшая малейшее проявление свободной мысли, тормозившая развитие наук и искусств. Духовенство монополизировало в своих руках всю духовную культуру вплоть до грамотности, на всей общественной мысли лежала печать богословско-схоластических методов и учений. Малейшее отступление от христианской догматики преследовалось как ересь, и виновные в нем подвергались страшным гонениям инквизиции.

По мере того как в недрах феодализма созревали буржуазные общественные отношения, гнет римской курии вызывал все более сильную оппозицию со стороны разных слоев населения, в особенности страдавших от феодальнокатолической эксплуатации. На всем протяжении средневековья церкви приходилось бороться с мощными еретическими движениями, в которых во- площался социальный протест угнетенных. В начале XVI в. в ряде стран Центральной и Северной Европы вспыхнуло антипапское движение, принявшее форму церковной реформации. Сторонников ее стали называть протестантами. В этом движении участвовали не только крестьяне, горожане, низшее духовенство, но зачастую рыцари и князья. В результате долгой кровавой борьбы от католицизма откололся ряд протестантских церквей. В Германии и в скандинавских странах победило лютеранство, отражавшее интересы преимущественно светских князей; в Швейцарии и Нидерландах - кальвинизм (реформатская церковь), более соответствовавший интересам го родской крупной буржуазии; в Англии -«англиканская» церковь, обеспечь вавшая господство абсолютной королевской власти; в Шотландии - более демократическое «пресвитерианство», признававшее независимость самоуправляющихся церковных общин. Политическая борьба принимала в те времена форму религиозных войн, продолжавшихся до XVII в., когда в Европе, наконец, установилось разграничение вероисповеданий, сохранившееся до наших дней.

Главное отличие протестантского вероучения от католицизма состоит в том, что оно перенесло центр тяжести с авторитета церкви на личное убеждение каждого верующего; это больше соответствовало духу буржуазного общества. Вместо принципа «оправдания делами» (т. е. системы пожертвований в пользу церкви в обмен за то, что та прощала любые грехи), протестанты проводили принцип «оправдания верой» (религия - личное дело каждого человека). Это вовсе не означало веротерпимости и не уменьшало религиозного фанатизма, напротив, даже местами увеличило его. Роль церковной иерархии уменьшилась, и протестантские общины попали в зависимость от светской власти, от богатой верхушки населения. Сильно упростился культ. Протестанты признают не семь «таинств», как католики и православные, а только два - крещение и причащение. Богослужение у них скромнее, проще, оно сводится к чтению проповеди и пению гимнов, совершается на родном языке. Все миряне могут и должны читать Библию, допускается ее самостоятельное толкование (что строго запрещает католическая церковь).

В настоящее время католическое вероисповедание христианства распространено среди народов Пиренейского полуострова (испанцы, каталонцы, галисийцы, баски, португальцы), в Италии, Франции, Бельгии, Австрии, Ирландии, Польше, среди хорватов и словенцев Югославии. Католицизм составляет преобладающую религию и в Венгрии, Чехословакии, южной и западной частях Германии, хотя в этих землях есть и протестанты. Имеются католики также в Швейцарии, Нидерландах, Англии, северной части Албании, но их там меньшинство. В общем, католицизм наиболее распространен в юго-западной половине Европы.

Протестантизм, напротив, господствует в северной и северо-восточной части Европы: в Скандинавских странах и в восточных германских землях (лютеранство), в Швейцарии и Нидерландах (кальвинизм), в Англии (англиканство и др.), в Шотландии (пресвитерианство). Протестанты (кальвинисты) есть также в Венгрии, Чехословакии, Франции.

Православие сохраняется до сих пор в Юго-Восточной и Восточной Европе: у греков, болгар, македонцев, сербов, черногорцев, румын, гагаузов, у части южных албанцев, наконец, у восточнославянских народов.

Помимо перечисленных выше основных вероисповеданий христианства существует и довольно большое количество так называемых сект, по своему происхождению и вероучению родственных тому или иному из указанных вероисповеданий. От протестантизма в свое время отпочковался баптизм, нашедший потом довольно много последователей и среди приверженцев других христианских вероисповеданий. Близки к протестантизму менно- нитство, адвентизм, квакерство и т. д. От католической церкви в 1870 г. отделился старокатолицизм.

В последние десятилетия наметилась тенденция к объединению христианских вероисповеданий. По инициативе ряда протестантских церквей развернулось так называемое экуменическое движение. В 1937 г. создан Всемирный совет христианских церквей, имеющий свое постоянное местопребывание в Женеве и периодически созывающий всемирные ассамблеи. К экуменическому движению примыкают почти все протестантские церкви мира и ряд православных церквей. Ватикан не участвует в нем, так как преследует цель объединения христианских вероисповеданий под своей эгидой.

Из нехристианских религий в Европе представлены только две: иудаизм и ислам - и то их приверженцев мало. Иудаизм (израилизм, «закон Моисея»)- древняя национальная религия еврейского народа, ее до сих пор исповедуют верующие евреи в разных странах. Ислам (мусульманство, магометанство, «закон Магомета») проник в Европу во время турецкого завоевания в XIV-XV вв. и был насильственно навязан турками части покоренного населения. Сейчас мусульманской религии придерживаются сами турки, часть албанцев, часть боснийцев, небольшая часть болгар и македонцев. Ислам еще в большей степени, чем христианство, обособляет своих последователей от иноверцев, еще больше закрепляет отсталость, невежество народа.

Политические позиции многих религиозных организаций современной Европы определяются их отношением к капитализму, как к форме «христианской цивилизации» и ярко выраженным антикоммунизмом. Католическая церковь на протяжении ряда столетий воплощала в себе и в своем вероучении идеологию феодализма. Протестантизм, как* было сказано выше, и в период своего возникновения был буржуазной религией. С течением времени это различие между ними все больше стиралось, так как католицизм, проявив чрезвычайную гибкость, сумел быстро приспособиться к условиям буржазного общества и к роли его апологета. Если еще в конце XVIII в. католическая церковь вела бешеную борьбу против Французской буржуазной революции, то в XIX в. мы видим уже Ватикан стоящим на страже капиталистического строя. В его деятельности ярко отразились характерные черты клерикализма, как политического движения, ставящего своей задачей усиление влияния церкви и духовенства на экономическую, политическую и идеологическую жизнь всех народов и стран. Через своих нунциев и легатов при правительствах разных государств, через многочисленные кадры духовенства, через монашеские ордена, в особенности через орден иезуитов, Ватикан непрестанно стремится воздействовать на ход международной жизни и внутренней политики как «католических», так и прочих государств. В ряде стран существуют католические профсоюзы, организации молодежи, католические политические партии, обычно именуемые «христианскими» или «христиан- ско-демократическими»; некоторые из них стоят у власти. С другой стороны, часть духовенства настроена прогрессивно и участвует в борьбе за мир и за ослабление международной напряженности. Эти настроения сказались на XXI (Втором Ватиканском) вселенском соборе 1962-1963 гг., где и сам папа Иоанн XXIII выступил в защиту мира и сосуществования народов и государств. После смерти этого «великого папы» (1963 г.) его преемник Павел VI заявил о своем намерении продолжать политику мира.

Несмотря на то, что власть религии и церковных организаций над умами народных масс в большинстве европейских стран еще очень велика, почти повсеместно растет и свободомыслие, атеизм. Очень трудно выразить рост атеистического движения в цифрах: лишь в немногих странах есть об этом официальные данные (в материалах переписей), но и они неполны и несравнимы между собой. Однако атеистическое движение неоднородно: если в XIX в. на почве успехов естественных наук и техники усиливалось буржуазное свободомыслие и антиклерикализм, то в последние десятилетия в связи с ростом рабочего движения, с усилением сознательности широких рабочих масс все более развивается пролетарский научный атеизм как часть материалистического марксистского мировоззрения. Особеннб это характерно для социалистических стран.

– один из самых густонаселенных районов мира со средней плотностью населения свыше 100 человек на 1 вк.км. При этом размещение населения, прежде всего, определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире – 74 %, а в некоторых странах до 80 и даже 90%.

В зарубежной Европе имеет свои отличительные черты:

  • очень густая сеть городов;
  • особый западно-европейский тип городов (наличие «старого города» с главной площадью, ратушей и собором и
  • расходящимися от площади радиальными узкими улочками, а также новых застроек);
  • с 70-х годов 20-го века рост концентрации населения в крупных городских агломерациях сменился процессом субурбанизации (роста пригородных зон и городов-спутников); это приводит к «растеканию» городского населения и формированию обширных урбанизированных районов и зон;
  • граница между городской и сельской местностью становится все более условной.

Национальный состав населения

Население Зарубежной Европы характеризуется относительной национальной однородностью, так как подавляющее большинство народов региона относится к индоевропейской языковой семье.

Тем не менее, этническая карта региона очень сложна. Наряду с однонациональными государствами здесь немало государств со сложным , в которых в последнее время наблюдается обострение межнациональных отношений.

Европы довольно сложен. Господствующая религия — христианство. В целом можно сказать, что на севере преобладает протестанство, на юге – католицизм, в центре – их различное соотношение. Кроме того, в некоторых странах преобладает православие.

Зарубежной Европы характеризуется очень сложной демографической ситуацией с депопуляцией и «старением наций». Естественный прирост населения очень низок (около 1,5%) и в отдельных странах (ФРГ, и др.) даже наблюдается естественная убыль населения. В составе населения значительна прослойка лиц старших возрастов. Все это привело к изменению роли региона в системе внешних : из главного очага эммиграции зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции (12-13 млн иностранных рабочих). Значительная часть иностранных рабочих находится на положении не граждан, а временных гостей-рабочих («гастарбайтеров»).

Основные направления трудовых иммиграций:

  • из ,

Христианская религия проникла в Европу вскоре после своего возникновения. Однако на первых порах влияние этой религии было невелико, причем распространение ее ограничивалось районом Средиземноморья. В центральноевропейские страны христианство внедрилось несколько позже, а на север и восток Европы - лишь в VIII-XII вв.

С разделением христианства в XI в. на западную и восточную ветви страны Юго-Западной, Западной, Центральной и Северной Европы последовали за Римом, Восток и Юго-Восток - за Константинополем. Реформационное движение, развернувшееся в Европе в первой половине XVI в., еще более осложнило религиозную картину в этой части света: наряду с католиками и православными появились еще протестанты. Протестантизм утвердился в ряде районов Центральной и Западной Европы, а также на всем Севере.

С той поры география различных религиозных направлений в Европе не претерпела существенных изменений. Протестантизм по-прежнему преобладает среди верующих североевропейских стран (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Фарерские острова, Исландия), а также отдельных стран Западной и Центральной Европы (Великобритания и Северная Ирландия, Германская Демократическая Республика). В таких же западно- и центральноевропейских странах, как Нидерланды, Федеративная Республика Германии, Швейцария, протестантизм в разных формах исповедует примерно половина верующих.

В странах Юго-Западной Европы (Италия, Испания, Португалия, Мальта), а также в некоторых странах Западной (Ирландия, Франция, Бельгия, Люксембург), Центральной (Австрия) и Восточной Европы (Польша, Чехословакия, Венгрия) большинство верующих - католики. Католики образуют приблизительно половину верующего населения также в Федеративной Республике Германии, Нидерландах, Швейцарии.

Православие преобладает среди верующих Юго-Восточной Европы (Румыния, Болгария, Греция). В Югославии помимо православных много католиков и мусульман.

Ислам распространен в Европе сравнительно узко. Лишь в Албании и в европейской части Турции к этой религии относится большая часть верующих.

Уже давно Европа является одним из мировых центров свободомыслия и атеизма. Особенно широко атеистические идеи стали распространяться со времени Великой французской революции. После коренных социальных преобразований в странах Восточной и Юго-Восточной Европы в этом регионе были сильно поколеблены устои религии. В социалистических странах непрерывно растет число лиц, порывающих с религией. Рост атеизма можно наблюдать также в буржуазных странах Европы. Особенно выделяются в этом отношении страны с давними традициями свободомыслия - Франция, Нидерланды, Великобритания.

Какова же конкретная картина распространения религиозных верований в зарубежной Европе?

Финляндия

Христианство проникло в Финляндию в XII в. В эпоху Реформации в этой стране распространилось лютеранство, которое исповедуют 90% населения. Большинство лютеран - члены Финской евангелическо-лютеранской церкви. Имеются также последователи Лютеранской конгрегации Швеции (2 тыс.) и Свободной ассоциации евангелическо-лютеранских конгрегации в Финляндии (около 1 тыс.). В качестве самостоятельной организации выступает Финская свободная церковь (11 тыс.). Небольшие группы образуют пятидесятники (40 тыс.), последователи Армии спасения, свидетели Иеговы (12 тыс. полноправных членов), адвентисты седьмого дня (5 тыс.), баптисты (2 тыс), методисты (2 тыс.). Имеется также группа мормонов (4 тыс.).

Второй по числу последователей церковной организацией в стране является Финская православная церковь (54 тыс.), которая, однако, намного уступает лютеранской церкви. Католиков в Финляндии 3 тыс. Есть также иудаисты (1 тыс.), мусульмане (около 1 тыс.), бехаисты.

Швеция

В Швеции христианство было введено в IX в. Со времени Реформации в стране всецело господствует лютеранство (лютеране составляют примерно 95% населения). Несмотря на провозглашение свободы вероисповеданий, лютеранской церкви в Швеции придан государственный характер. Из других протестантских организаций и сект следует назвать пятидесятников (101 тыс.), Армию спасения (33 тыс.), Шведскую армию спасения (2 тыс.), баптистов (22 тыс.), методистов (5 тыс.), адвентистов седьмого дня (3 тыс.), Шведский миссионерский союз (80 тыс.), Евангелическое национальное миссионерское общество (24 тыс.), Миссионерское общество Эребру (22 тыс.), Миссионерское общество шведского альянса (14 тыс.), Миссию святости (6 тыс.). Католицизм исповедуют только 116 тыс. человек, иудаизм - 17 тыс. Имеется небольшое число бехаистов.

Социологи отмечают падение религиозности населения в последние годы. Так, протестантский социолог Густавсон сообщает, что в 1960 г. государственные лютеранские церкви регулярно посещало всего 3% населения Швеции.

Норвегия

Норвегия была обращена в христианство в IX в. С XVI в. в стране безраздельно господствует лютеранская Норвежская церковь, которая считается государственной (по официальным данным, к этой церкви принадлежит 94% населения). В 1877 г. от государственной церкви ответвилась Евангели-ческо-лютеранская свободная церковь в Норвегии, но число ее последователей невелико (20 тыс.). Еще малочис-леннее независимая Евангелическо-лютеранская церковная конгрегация (4 тыс.). Сравнительно небольшое число членов имеют и другие протестантские церковные организации и секты: пятидесятники (44 тыс.), методисты (16 тыс.), баптисты (13 тыс.), адвентисты седьмого дня (7 тыс.), Норвежский миссионерский союз (6 тыс.), Конгрегация бога (1,5 тыс.), англика-не (1,4 тыс.), Конгрегация Иисуса Христа (0,6 тыс.), Армия спасения. Католиков всего 17 тыс., иудаистов - 0,9 тыс.

Дания

Довольно рано, в самом начале VIII в., христианство утвердилось в Дании, После Реформации официальным вероисповеданием страны стало лютеранство. К государственной Евангелическо-лютеранской народной церкви Дании относится 94% населения страны (интересно, что регулярно посещает церковь лишь 3% населения). Имеются в стране последователи пяти-десятнической Апостолической церкви (9 тыс.), адвентисты седьмого дня (8 тыс.), баптисты (6 тыс.), приверженцы Датского миссионерского союза (4 тыс.), методисты (2 тыс.), реформаты, моравские братья, последователи Армии спасения, квакеры, анг-ликане, члены секты „Христианская наука", унитарии, мормоны и др. Католицизм исповедуют 27 тыс. человек, иудаизм - 7,5 тыс. Имеется также небольшое число православных и мусульман (среди иммигрантов), а также бехаистов.

Фарерские острова

Подавляющая часть населения автономной области Дании Фарерские острова - лютеране. Есть небольшие группы плимутских братьев и католиков.

Исландия

Христианизация населения в этой стране произошла в начале XI в. После Реформации большинство верующих стали лютеранами Евангелическая лютеранская церковь находится в стране на положении государственной. К ней относится 93% населения Исландии. Большинство остальных верующих -последователи двух независимых протестантских группировок: Свободной церкви (7 тыс.) и Независимой конгрегации Свободной церкви (2 тыс.). Имеется также незначительное число сектантов. Это последователи Шведской свободной миссии, члены Исландского библейского общества, адвентисты седьмого дня, приверженцы Армии спасения. Сторонников католицизма - 2 тыс.

Великобритания

Уже в III в., т. е. еще до вторжения англосаксов, Британия была христианской страной. В первой половине XVI в. церковь Англии объявила себя независимой от Рима. Тем не менее часть верующих сохранила верность католицизму. В разное время от англиканской церкви отделилось много различных церковных группировок и сект. В Шотландии в эпоху Реформации утвердился кальвинизм (в форме пресвитерианства), который и стал основной религией страны.

В настоящее время в Великобритании действуют две государственные церкви: Церковь Англии (англиканская) и Церковь Шотландии (пресвитерианская). Англикане в настоящее время образуют примерно 55% населения страны. Церковь Англии насчитывает в настоящее время 27 млн. последователей (в это число не входят англикане в Уэльсе, где англиканская церковь не является государственной). 3% населения страны - пресвитериане. Самая крупная пресвитерианская церковная организация - государственная Церковь Шотландии - имеет 903 тыс. взрослых членов. Кроме государственных в Великобритании есть еще так называемые свободные церкви. Наибольшее число последователей имеют методистские церковные организации (10% населения). Крупнейшая из них -Методистская церковь (488 тыс. активных членов), кроме нее существуют независимые методисты (5 тыс.) и Веслеянский реформистский союз (4 тыс.). Всего же методистов вместе с детьми 1,4 млн. Наиболее влиятельны методисты в северо-восточных районах страны, в западной части Мидленда и Корнуолле. Далее следуют различные кальвинистские церкви. Среди них нужно отметить Объединенную реформатскую церковь, образовавшуюся путем слияния конгрегацио-налистов Англии и Уэльса и пресвитериан Англии (140 тыс.), Пресвитерианскую (кальвинистскую методистскую) церковь Уэльса (85 тыс.), Союз уэльских индепендентов, Свободную церковь Шотландии, Объединенную свободную церковь Шотландии (10 тыс.), Свободную пресвитерианскую церковь Шотландии, Реформированную пресвитерианскую церковь Шотландии, а также Конгрегациональ-ную федерацию, созданную конгрега-ционалистами, не вошедшими в Объединенную реформатскую церковь. Немало также и баптистов. Большинство из них объединено в Баптистский союз Великобритании и Ирландии (153 тыс. полноправных членов в Великобритании и Ирландии; всего же баптистов вместе с детьми 337 тыс.).

Шотландские англикане объединены в Епископальную церковь в Шотландии (69 тыс.).

В Великобритании существуют и другие протестантские течения, однако численность их последователей сравнительно невелика. Это приверженцы Армии спасения (100 тыс. активных членов), различные группы пятидесятников (98 тыс., в том числе: Ассамблеи бога - 60 тыс., Элимская церковь - 25 тыс., Апостолическая церковь - 8 тыс., Пятидесятнические элимские церкви - 2 тыс., Пятиде-сятническая церковь святости - 2 тыс. и др.; среди пятидесятников много выходцев из Вест-Индии), „братья" (80 тыс.), свидетели Иеговы (51 тыс.), лютеране (33 тыс.), квакеры (19 тыс.), члены Унитарианских и свободных христианских церквей (8 тыс. совершеннолетних), адвентисты седьмого дня (14,5 тыс.), последователи Церквей Христа в Великобритании и Ирландии (12 тыс.), приверженцы Свободной церкви Англии, или Реформированной епископальной церкви (8 тыс.), назаряне (8 тыс.), сторонники Новой церкви (8 тыс.), моравские братья (5 тыс.), приверженцы Объединения графини Хантингдон (4 тыс.), реформаты и т. д. Имеют приверженцев также секта „Христианская наука" и мормоны (72 тыс.).