Характеристика командно административной системы. Командно-административная система. Контрольные вопросы и задания

Роль отношений собственности в формировании и характеристике особенностей национальной экономической системе.

Отношения частной собственности предполагают обособле­ние собственника, который независимо от других людей осуще­ствляет свои права. Ее владелец известен и ответственность за ее использование конкретна. Собственник самостоя­тельно реализует права владения, распоряжения, пользования и присвоения. Отсюда следует стремление частного собственника наиболее рационально вести свое хозяйство, высокая эффектив­ность частной собственности.

Коллективная собственность основана на объединении ин­дивидуальных собственников. Кооперативная собственность - коллективный вид собственно­сти, сохранившей черты индивидуальной. Каждый член коопе­ратива участвует в нем своим трудом и имуществом, имеет рав­ные права в управлении и распределении дохода. Величина получаемого дохода определяется индивидуальным вкладом пай­щика.

Отношения общественной собственности предполагают, что различные лица совместно осуществляют права собственника. Общественная собственность базируется на совместном владе­нии, распоряжении, но исключает индивидуальное. Обществен­ная собственность представлена, прежде всего, государственной собственностью, а также собственностью общественных органи­заций. Государственная собственность сосредотачивает права собственности у государственного института власти. Верховный распорядитель собственности - государство, а управляют ею назначенные руководители. Право совместного распоряжения государственной собственностью реализуется через систему са­моуправления гражданского общества. Граждане государства, распоряжающегося национальным богатством, имеют право на получение части дохода от функционирования государственной собственности. Этот Свободный и равный доступ к государственным (общественным) фондам по­требления является обязательным условием функционирования общенародной по содержанию и государственной по форме собственности. Общественный тип собственности представлен государственной собственностью разных уровней: федеральной, субъектов федерации, муниципальной.

Методы сравнительного анализа национальных экономических систем. Критерии и параметры сравнения.

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА - экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов.

Командно административная экономическая система

Командно административная экономическая система – это способ организации экономической жизни, при которой капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограни-ченных ресурсов производится по указаниям центрального органа управления и а соответствии с планом. 


Черты: 
1) Планирование экономики осуществляется из единого центра, является адресным и административным 
2) Все средства производства принадлежат государству 
3) Высокая монополизация экономики со стороны государства 
4) Высокий удельный вес военно-промышленного комплекса 
5) Управление экономикой осуществляется при помощи ко-мандно административных методов 
6) Отсутствует самостоятельность товаропроизводителей в во-просах, касающихся производства и распределения продукции 
7) Централизованная затратная система цен не позволяющая оценивать экономическую эффективность производства 
8) Большая часть прибыли уходит в государственный бюджет, а каждый работник получает фиксированную заработную плату 
9) Экономическое положение производителей при данной сис-теме мало зависит от их инициативы, предприимчивости, те-ряются стимулы к эффективной работе 


Вывод: 
Не гибкость экономической системы приводит к застою эконо-мики. 


Плюсы: 
1) Развитие экономики без экономических кризисов 
2) Низкие цены 
3) Отсутствие безработных 
4) Гарантированные заработки 


Минусы: 
1) Отсутствие экономических стимулов к труду 
2) Постоянный дефицит товаров 
3) Низкое качество продукции 
4) Расточительное отношение к ресурсам 
5) Иждивенчество

Разница между командной и рыночной экономикой заключается в следующем:

1)Производство. Рынок стремится к стабильности за счёт диалога и консенсуса между всеми участниками игры, административная экономика жёстко навязывает свою волю и указывает, когда, сколько и для кого производить.

2)Капитал. При рыночной экономике основные средства находятся в руках частного бизнеса, при командной альтернативе – под контролем государства.

3)Стимул к развитию. Рынок порождает конкуренцию, в то время как командно-административная система реализует политическую волю правящей власти.

4)Принятие решений. При рыночной экономике важные шаги предпринимаются путём диалога общества и власти, командная система не считается с мнением других субъектов политики.

5)Ценообразование и «чёрный рынок». Свободная экономика предполагает свободное формирование цены на основе спроса и предложения. Административная модель формируется лишь за счёт товаров, запрещённых к обороту (оружие, наркотики и т.д.). Командно-административная система, напротив, сама выставляет цены, что неминуемо ведёт к появлению «чёрного рынка», где представлены товары за их реальную стоимость.

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА - тип современной общественно-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и Японии, а также в продвинутых развивающихся странах. Смешанная экономика - это рыночная экономика, в которой активную роль играет государство.

Для смешанной экономики характерна интеграция частных и общественных начал, которая пронизывает развитие всех форм собственности, секторов и укладов, механизмов регулирования и определяет как тенденции ее развития, так и ее противоречия. Это проявляется во все большем превращении частной собственности из индивидуальной в частно-коллективные формы собственности, в развитии различных форм акционерной собственности, в т. ч. трудовой, собственности различных институтов и фондов, осовременивании индивидуально-частной и мелкогрупповой собственности, усилении роли собственности неприбыльных организаций.

Административно-командная экономика долгое время существовала в СССР, а также в некоторых странах восточной части Европы. Главной отличительной чертой такого государственного устройства считается абсолютная власть правительства и его влияние во всех сферах жизни общества. Конечно, официально вся собственность принадлежала социуму, и все было в руках населения.

Государство в условиях командно-административной экономики стремилось к достижению централизованного влияния, директивному планированию, причем в некоторых случаях доходило до деспотизма. В таких условиях собственники предприятий и организаций лишались возможности самостоятельно функционировать, ведь полностью зависели от управления. Если говорить о то тут спрос и предложение формируется не под влиянием свободной конкурентной борьбы, а по желанию и распоряжению правящей партии. И это не удивительно, так как контролирующие органы занимаются распределением и сбытом уже готового товара.

Организована таким образом, что власть максимально концентрируется в руках чиновников. А это, в свою очередь, значительно усугубляет бюрократию. Отсутствие конкуренции и чрезмерное давление государственных органов препятствует развитию промышленности, что приводит к снижению эффективности производства. Абсолютная монополизация объясняет снижение сбыта и нехватку продуктов. В обществе растет напряжение из-за тотальной нехватки продуктов питания, одежды и прочих товаров первой необходимости.

Составлялся заранее непосредственно уполномоченными государственными органами. Правительство полагало, что доверять столь сложный механизм расчета руководителям предприятий безответственно и нецелесообразно. Самой большой ошибкой органов планового развития является принцип их расчета, так как смета производства исходила из установленных минимальных потребностей населения. Заранее предполагалось, что человек не возьмет товара больше, чем ему нужно. Хотя детализация и учет непредвиденных обстоятельств должен был присутствовать, возможно, это улучшило бы благосостояние граждан.

Административно-командная экономика подавляла и деятельность В эти времена присутствовала жесткая цензура, игнорирование которой грозило не только ответственностью в виде лишения свободы, но и угрожало жизни смельчака. Понятия свободы слова тогда не существовало, а в печать отдавался только материал, одобренный контролирующими службами.

Командно-административная экономика - это система, обладающая как положительными, так и отрицательными сторонами. Минус такого уклада заключается в первую очередь в отсутствии развития производственной сферы, что значительно снижает показатели эффективности. Кроме того, централизация власти удлиняет процесс принятия любого решения, касающегося корректировки предварительного плана. Пока запрос дойдет до высшего органа, затем осуществится рассмотрение и выйдет официальное распоряжение с принятием предложения или отказом, пройдет очень много времени.

Тем не менее, административно-командная экономика обладает и существенными преимуществами. Правительству удалось добиться четкого соблюдения установленных дисциплинарных норм, ведь все знали, что будет за нарушение. К тому же, каждый гражданин страны мог быть уверен в собственном будущем. Согласно лозунгам того времени, труд облагораживал человека. Трудящийся человек всегда будет обеспечен и едой, и жильем, а тунеядцев было принято перевоспитывать.

Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде

азиатских государств.

Её характерными чертами является общественная (а в реальности –

государственная) собственность практически на все экономические ресурсы,

монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах,

централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного

механизма.

Хозяйственный механизм командно-административной системы имеет ряд

особенностей. Он предполагает:

1. непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших

эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность

хозяйственных субъектов;

2. государство полностью контролирует производство и распределение

продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между

отдельными хозяйствами;

3. государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью,

преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает

материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам

монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии,

утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые

министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о

внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией

дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских

резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с командно-административной системой решение общеэкономических

задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими

идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции

считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим

непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и

колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых

ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и

потребителей, в соответствии с заранее выбранными целями и критериями, на

основе централизованного планирования.

Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими

установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко

регламентировалось центральными органами посредствам повсеместно применяемой

тарифной системы и посредством централизованно утверждаемых нормативов

средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного

подхода к оплате труда

Отличительной особенностью распределения продукции в командно-

административной системе являлось привилегированное положение партийно-

государственной элиты.

3.2. Рыночная система.

На смену традиционной и командно-административной системам пришла рыночная

Основу этой системы составляют:

1) право частной собственности;

2) частная хозяйственная инициатива;

3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

Право частной собственности - это признаваемое и защищаемое законом право

отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом

и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением

угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы.

Поначалу право частной собственности защищалось лишь силой оружия, а

собственниками были только короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь

войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным

собственником смог каждый гражданин, если его доходы позволяли приобрести

собственность.

Частная хозяйственная инициатива - это право каждого владельца

производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере

их использовать для получения дохода. При этом благосостояние каждого

определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке ресурс, которым

владеет: свою рабочую силу, навыки, собственноручно изготовленные изделия,

собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение

организовывать коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям

наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в

борьбе за деньги покупателей и открывает себе дорогу к росту благосостояния.

И, наконец, собственно рынки, то есть определенным образом организованная

деятельность по обмену товарами.

Рыночная система имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинства:

1. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех

товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается.

2. Диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов

для производства.

3. Способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий

производства.

4. Делает ставку на роль личной свободы, т.е. рыночная система координирует

экономическую деятельность без принуждения, предоставляет свободу

предпринимательства и выбора.

Недостатки:

1. Угасание конкуренции. Критики полагают, что существует два основных

источника ослабления конкуренции:

à критика больше всего досаждает индивидуальному производителю своей

безжалостной действительностью;

à сам технический прогресс, который рыночная система поощряет,

способствует упадку конкуренции.

В результате, по мере ослабления конкуренции подрывается также суверенитет

потребителя, рыночная система теряет свою способность распределять ресурсы в

точном соответствии с желаниями потребителей.

2. Неравное распределение дохода.

Административно-командная (плановая) экономика

Административно-командная система (плановая экономика) - это экономика, при которой материальные ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования, управления и контроля. Плановая экономика функционирует на базе общественной собственности на экономические ресурсы. Основные экономические решения принимаются централизованно в виде планов социально-экономического развития. Посредством выполнения планов достигается сбалансированность экономической деятельности Гукасьян Г.М. Экономическая теория: курс лекций и практические занятия. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2008. - С. 99..

Существуют два вида плановой экономики: демократическая плановая экономика и командная плановая экономика.

Демократическая плановая экономика предполагает как общественную, так и частную собственность на экономические ресурсы, однако господствующей формой остается общественная собственность. Планирование имеет общий, а не детальный характер. Выполнение планов обязательно лишь для государственных предприятий. Для остальных участников экономики планы имеют рекомендательный характер. Элементы демократической плановой экономики имеются как в развитых странах (Франция, Германия), так и в развивающихся (к примеру, в Индии с 1951г. разрабатываются пятилетние планы социально-экономического развития страны).

Командная плановая экономика представляет более жесткую модель, характерную для бывшего СССР, а также для ряда стран Восточной Европы, Кубы, для стран Азии (Китай, Вьетнам, Монголия, Северная Корея). Она основана на государственной собственности на экономические ресурсы. Частная собственность почти полностью исключается. Главным звеном управления экономикой является директивное планирование. Оно сверху вниз пронизывает практически все стороны экономической жизни, а выполнение плана обязательно для всех. В условиях командной экономики управление всеми предприятиями осуществляется из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов.

Важнейшей отличительной чертой командной плановой экономики служит отсутствие полноценного рынка средств производства, их прямое, неопосредованное рынком распределение по потребителям в соответствии с установленными для них фондами (лимитами) на ресурсы (так называемое фондирование ресурсов). Потребители жёстко прикрепляется к поставщикам. Какой бы то ни был выбор поставщика потребной продукции отсутствует. Потребитель и поставщик напрямую не связаны, между ними всегда посредник в виде государственного органа (планового либо снабженческого). Здесь значение имеет не спрос потребителя, определяемый его реальными потребностями, а спрос, узаконенный государственным органом. В этих условиях возник феномен командной экономики -- монополизм производителя и полное бесправие и бессилие потребителя в вопросах выбора номенклатуры потребляемой продукции, её качества, цены и т. д. Гигантские монополии при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В командной экономике: производитель производит не то, что необходимо потребителю, а то, что предусмотрено планом, потребитель же получает не то, что для него наиболее выгодно, а то, что предусмотрено фондами, лимитами. Эта парадоксальная ситуация и является, безусловно, решающей причиной низкого качества и неконкурентоспособности производимой продукции, отсутствия конкуренции, торможения роста производительности труда и введения инноваций.

В рамках данной системы подавляющая часть национального дохода перераспределяется через финансовую систему, причём непрерывно движутся встречным курсом огромные массы финансовых ресурсов: всё, что можно, изымается в бюджет и централизованные финансовые фонды, затем всё, что нужно, по усмотрению центральных органов направляется из этих фондов на предприятия. Такая процедура финансового управления подрывает экономические стимулы эффективной работы предприятий, лишает их необходимой финансовой основы для осуществления инициативной технической политики и т. п. На основную массу выпускаемой продукции, цены устанавливаются государством, а не на рынке в результате столкновения интересов потребителей и производителей и сложившегося соотношения между спросом и предложением. Себестоимость же продукции как база цены, никем и никак не регламентируется. Неизменным спутником системы является уравниловка в оплате труда.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществляется без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования.

Подводя итоги, следует отметить, что в экстремальных условиях войн и разрухи, при отсутствии ограничений по важнейшим ресурсам производства (земля, полезные ископаемые, рабочая сила) административно-командная система управления экономикой могла бы обеспечить на определённом отрезке времени достаточно высокие темпы экстенсивного развития благодаря использованию административных, силовых, внеэкономических мер воздействия и принуждения работников, а также возможности сосредоточить через план огромные ресурсы страны на наиболее приоритетных направлениях роста.

Краткое содержание и значимость статей Г.Х. Попова

В статье используется развернутая отсылка к «Новому Назначению » как к произведению, хорошо иллюстрирующему сталинистские способы руководства экономикой. "Административная" система противопоставляется "рыночной". Если в первой решения принимаются путем приказов сверху в бюрократической пирамиде, то во второй - игроками "среднего уровня" (уровня директоров заводов), над которыми уже почти нет приказного управления. Делается утверждение, что административная система слишком централизована и потому не способна в разумные сроки ответить на ряд вызовов. Она способна ко многому, но имеет свои типичные слабые места (показаны на разборе "Нового Назначения" и главного героя данного текста сталинского наркома Онисимова - прототипом являтся Тевосян). Переход к рыночной системе понимается как благо, ибо улучшает управление экономикой и соответствие экономической инфраструктуры нации - реальным потребностям людей.

Значимость статьи, помимо всего прочего, в том, что впервые во время перестройки был явно провозглашен лозунг если и не восстановления частной собственности (т.е. 100% сворачивания коммунистической идеологии), то хотя бы ее "десатанизации" по принципу "а в этом что-то есть".

Статья предвосхитила деятельность "младореформаторов" и приватизацию 90х годов. какие основы этой системы?

Особенности

Для административно-командной системы характерно директивное планирование из Центра, все предприятия действуют в соответствии с доводимыми им плановыми заданиями. Основная роль отводится распределительным, командным методам, а вся полнота власти сосредоточена в руках центральных органов управления, бюрократического аппарата.

Важнейшими причинами наших бед [интеллигенция] считала «засилье бюрократов», «уравниловку», «некомпетентность начальства», «наследие сталинизма» - причины, для массового сознания не так уж существенные. И вот, опираясь на эти стереотипы, Г. Х. Попов запустил в обиход, как нечто сущее, туманный термин «». Если вдуматься, смысла в этом никакого, но словечко было подхвачено прессой, духовными авторитетами, даже получило аббревиатуру - АКС. И стали его употреблять, как будто оно что-то объясняет в советском строе. Как будто это нечто уникальное, созданное в СССР и предопределяющее жизнь именно советского человека. На деле любая общественная система имеет свой административно-командный «срез», и иначе просто быть не может. И армия, и церковь, и хор имени Свешникова - все имеет свою административно-командную ипостась, наряду с другими. Антисоветские идеологи, глубокомысленно вещавшие: АКС, АКС… - намекали, что в «цивилизованных» странах, конечно, никакой АКС быть не может, там действуют только экономические рычаги. Но ведь это попросту глупо - любой банк, любая корпорация, не говоря уж о государственных ведомствах, действуют внутри себя как иерархически построенная «», причем с контролем несравненно более жестким, чем был в СССР. Но так людей очаровали этой АКС, что даже историки, прекрасно знавшие, что системы управления и в государстве, и в хозяйстве складываются исторически, а не логически, не исходя из какой-то доктрины, стеснялись прямо сказать, что пресловутая АКС - плод самого примитивного гипостазирования .

Дальнейшее развитие идеи С.Г. Кара-Мурзы, приведенной выше, приводит к гипотезе, что под "отменой административной системы" понималось не более чем отмена ее самого высокого эшелона, цепочки "Политбюро-директор предприятия". Более низкие ее уровни, по мнению С.Г. Кара-Мурзы, будут существовать в любой экономической системе.

Таким образом, идеи Г.Х. Попова, по мнению Кара-Мурзы, логически приводили к а) повышению роли руководителей предприятий в обществе б) ослабление - а то и отмену - единого правительственного управления ими в) повышение роли денег как инструмента расчетов между предприятиями.

Все это, по мнению некоторых, логически приводило (и привело) к появлению олигархов, богатых магнатов, владеющих целыми отраслями и комплексами промышленности, управляющих ими как заблагорассудится и перенаправляющих почти неограниченные средства из своих предприятий на личное потребление.

Критика этой ситуации в обществе (прямо вытекшей из статьи Г.Х. Попова, по мнению Кара-мурзы) составляет значимую часть критики перестройки.

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Административная реформа в Российской Федерации
  • Административно-территориальное деление Адыгеи

Смотреть что такое "Административно-командная система" в других словарях:

    АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА Экономический словарь

    АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА - АДМИНИСТРАТИВНО КОМАНДНАЯ СИСТЕМА, см. Командная система (см. КОМАНДНАЯ СИСТЕМА) … Энциклопедический словарь

    Административно-командная система - система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно командной системы… … Словарь-справочник по педагогической психологии

    АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА - система управления обществом (включая экономику, идеологию, социальные отношения), в которой главная роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для… … Профессиональное образование. Словарь

    Административно-командная система - система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно командной системы… … Словарь по педагогической психологии

    административно-командная система - система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно командной системы… … Словарь экономических терминов

    АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА - система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам, а власть сосредоточена в руках центральных органов управления, бюрократического аппарата. Для такой системы характерно… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Административно-командная система - система власти, основанная на бюрократических методах руководства, на прямом командовании нижестоящими предприятиями, подразделениями и должностями. см. также Планово распределительная экономика … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике