Значение внешней торговли для экономики страны. Формирование внешнеторговой политики.
Виды внешнеэкономических операций. Внешнеторговые документы.
Внешнеторговые расчеты в составе ВЭД.
Вопрос № 1
Одной из традиционных форм участия России в системе международных экономических отношений является внешняя торговля
Реформирование внешней торговли осуществляется в общем контексте рыночных преобразований. Однако оно предшествовало радикальным рыночным реформам начала 90-х гг. XX века и проводилось более решительно и последовательно. Рыночные отношения стали складываться у российских хозяйствующих субъектов с иностранными партнерами раньше, чем с отечественными.
Реформирование внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом связано, в первую очередь связано, с переходом к открытой экономики и отмены государственной монополии в этой сфере. Государственная монополия, то есть исключительное право государства на осуществление внешнеэкономической деятельности во всех формах, господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Ее ослабление происходило уже со второй половины 80-х гг. XX века. Начало было положено расширением прав государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 80-х гг. XX века производители экспортной продукции получили право непосредственного выхода на внешний рынок.
Существенные изменения внешнеторговой политики и регулирование ВЭД связано с указом президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. Фактически этот документ ликвидировал монополию государства на все виды ВЭС, включая внешнюю торговлю и валютные операции. С этого момента право на ВЭД формально получили все хозяйствующие субъекты, независимо от формы собственности.
В период, предшествующий 1992 году, внешнеторговые связи России осуществлялись не самостоятельно, а в рамках единого государства – СССР. Взаимные поставки товаров между союзными республиками не рассматривались как внешнеторговая деятельность, а товары российского производства, поступая на мировой рынок, никак не выделялись из общего союзного экспорта.
В постсоветской экономике России приходится одновременно решать три важнейшие задачи, тесно связанные между собой:
1. это системная трансформация, переход от централизованной плановой экономики к рыночным отношениям;
2. структурная перестройка экономики с целью создания и развития современных, конкурентоспособных производств, соответствующих преимуществам России в факторах производства;
3. эффективное включение российской экономики в мировое хозяйство на микро-, макроэкономическом и институциональном уровнях.
Таким образом, внешнеэкономический комплекс приобретает большое значение, а развитие внешней торговли и других форм ВЭД, которые обеспечивают потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами мира и тем самым влияют на структурную перестройку экономики, стабильность национальной денежной системы, формирование доходов бюджета.
Значение внешней торговли подчеркивается и тем обстоятельством, что ее динамика в 90-е гг. XX века, по крайней мере до кризиса 1998 г., отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. На фоне экономического спада, преодоление которого наметилось только в 1992-2000 гг., во внешней торговле уже с 1993 года наблюдались устойчивый рост, положительная динамика по внешнеторговому обороту, объемам экспорта и импорта, внешнеторговому сальдо.
Развитие внешней торговли России в 90-е гг. XX века осложнялось теми же проблемами, что и развития российской экономике в целом, в том числе и влияние неустойчивой конъюнктуры мирового рынка. Поэтому в соответствии с изменениями в экономической политики России корректировалось и ее внешнеторговая политика. В частности, с середины 90-х гг. XX века происходил переход от безоглядной открытости экономики, включение в мировое хозяйство «любой ценой», к разумной защите отечественного рынка и отечественного производителя.
Одной из главных проблем в развитии внешнеторговых связей России выступает обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой отечественного производства. Именно в этом плане актуально создание импортозамещающих производств, в том числе конкурентоспособных производств, потребительских и инвестиционных товаров.
Другая проблема – развитие экспортных производств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потенциала как в топливно-энергетическом, так и военно-промышленном комплексах, а также в других наукоемких отраслях.
Третья важнейшая проблема в государственной внешнеторговой политике – обеспечение равноправного, не дискриминационного участия России в международной торговле. На этом направлении важно завершить процесс вступления в ВТО.
В 90-е гг. XX века постепенно создается правовая основа внешней торговли, предпринимаются попытки формирования концепции и стратегии развития внешнеторговых связей. Разработана основа государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая таможенно-тарифное регулирование, нетарифные ограничения, валютной и экспортный контроль, координацию внешнеторговой деятельностью субъектов РФ. Установлен приоритет экономических методов регулирования внешней торговли при равенстве ее участников независимо от форм собственности.
В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» сформулированы основные направления, принципы и организационные основы внешней торговли России.
Внешнеторговая деятельность рассматривается как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами и информацией и интеллектуальной собственности. Под товаром понимается любое движимое имущество, а результаты интеллектуальной деятельности включают интеллектуальную собственность.
Участниками внешнеторговой деятельности могут быть:
– российские юридические лица;
– российские и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
– иностранные юридические лица и организации в иной форме;
– иностранные физические лица;
– Российская Федерация;
– субъекты РФ;
– муниципальные образования.
Целями государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
– защита экономического суверенитета;
– обеспечение экономической безопасности РФ;
– стимулирование и развитие национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности;
– обеспечение условий эффективной интеграции российской экономики в мировую экономику.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредствам :
– таможенно-тарифного регулирования;
– нетарифного регулирования;
– запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
– мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.
Значение внешней торговли для современной экономики России
Россия на протяжении длительного времени была не только активным участником формирования европейского и мирового рынков, но и лидером по отдельным статьям экспорта, особенно в конце XIX - начале XX вв.
Существенные изменения произошли во второй половине XIX в., когда Россия как капиталистическая страна стала крупным потребителем промышленной продукции европейских стран и поставщиком продовольствия и сырья. В условиях динамичного движения России по цивилизованному пути западные промышленные страны стали интенсивно развивать свои экономические отношения с ней. Поступавшие из европейских стран промышленные капиталы ускорили развитие российской обрабатывающей промышленности.
В системе внешнеэкономических приоритетов России взаимоотношения, например, со странами Центральной и Восточной Европы по-прежнему занимают важное место. В конце 80 - начале 90-х годов, как в России, так и в восточноевропейском регионе в целом, как известно, произошли стремительные политико-экономические преобразования, направленность которых неизбежно повлекла за собой радикальные изменения в сфере экономики.
Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Таким образом, внешняя торговля - очень выгодная отрасль, и сейчас для России она имеет особенно большое значение. Принятие действенных мер соответствующими государственными органами по созданию надежного заслона от проникновения во внешнюю торговлю преступных элементов и усиление борьбы с возрастающей криминализацией, наряду с другими мерами по повышению эффективности внешней торговли должно стать главнейшей задачей государства.
Главной целью развития внешнеэкономических связей (ВЭС) является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений с тем, чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.
Успехи, а равно и неудачи в торговле не являются чем-то статичным. Конкурентоспособность по отдельным видам продукции может варьироваться от компании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новых технологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного качества. История и опыт свидетельствуют, что целые страны, обладающие определенными преимуществами, скажем, в стоимости трудовых или природных ресурсов, могут утратить конкурентоспособность некоторых своих товаров или услуг по мере своего экономического развития. При наличии стимулов, которые предоставляет открытая экономика, однако, они быстро приобретают конкурентоспособность в каких-нибудь других областях. Этот процесс, как правило, является постепенным, так как в той мере, в какой системе торговли дозволено функционировать без каких-либо сдерживающих факторов протекционизма, фирмы заинтересованы в адаптации своей деятельности к новым условиям, причем это происходит достаточно целенаправленно и относительно безболезненно.
Однако, без создания механизма эффективной поддержки национальных производителей, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, зависимость России от экспорта сырья и импорта продовольствия останется самым чувствительным звеном для экономики страны в отношениях с мировой хозяйственной системой.
Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.
Таможенная политика - это мощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.
Существование противодействующих друг другу государств, ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. На сегодняшний день в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике нашей страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.
Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).
Наиболее распространенными средствами служат пошлины, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для раз-витых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).
глобализация мировой экономика торговля
Внешняя торговля - это (англ. foreign trade) торговля между странами, включающая вывоз (экспорт) и ввоз (импорт) товаров и услуг.
Внешняя торговля представляет собой взаимодействие страны с иностранными государствами по поводу перемещения товаров и услуг через национальные границы.
Внешняя торговля проводится благодаря коммерческим операциям, проводимым самостоятельно компаниями, фирмами и государственными организациями, а прерогативой государства остается торговля оружием и стратегическим сырьем, а также установление правил, норм, ограничений, налогов на торговые операции, проводимые участниками внешней торговли.
Внешняя торговля характеризуется понятиями экспорта и импорта: первый предполагает вывоз товаров и услуг за рубеж и получение взамен иностранной валюты, а второй - ввоз их из-за границы с соответствующей оплатой. Экспорт, подобно инвестициям, увеличивает совокупный спрос в стране и приводит в действие мультипликатор внешней торговли, создавая первичную, вторичную, третичную и т.д. занятость. Увеличение же импорта ограничивает действие этого эффекта вследствие оттока финансовых ресурсов за границу.
Уровень внешней торговли характеризуется объемом внешнеторгового оборота, состоящим из экспорта, импорта и реэкспорта. Внешнеторговый оборот рассчитывается в сопоставимых ценах, отражающих его физический объем, и в текущих (фактических) ценах. Критерием места и значения внешней торговли в народном хозяйстве страны является удельный вес экспорта и импорта (экспортная и импортная квота) в валовом внутреннем продукте.
Внешняя торговля организуется на принципах, разработанных в 1947 г. и закрепленных Генеральным соглашением о торговле и тарифах (ГАТТ). В 1996 г. его заменила Всемирная торговая организация (ВТО), более широко рассматривающая внешнюю торговлю, включая в нее обмен товарными услугами и куплю-продажу интеллектуальной собственности.
Необходимость возникновения и развития системы отношений по международному обмену товаров и услуг обусловлена множеством причин. Одной из них является то, что практически ни одна страна не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потребностей.
Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные товары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с ним издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и, продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство которых обходится слишком дорого. Поэтому всегда причинами существования внешнеторговых отношений, а, следовательно, и современного рынка остаются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена.
С развитием рыночной экономики необходимость внешнего рынка возрастает, реализация товаров за границей позволяет частично разрешать присущие рыночной экономике противоречия между производством и потреблением. Участие национальных хозяйств в международной торговле ведет к интенсификации воспроизводственного процесса по ряду направлений. Например, усиливается специализация, создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новой техники и технологий, растет занятость (согласно некоторым оценкам, увеличение экспорта промышленных товаров, эквивалентное 1% ВВП, вызывает рост доли промышленного сектора в общей занятости на 0,62-0,78%).
Активное участие в международной торговле создает условия для ускорения развития и структурных изменений в национальных хозяйствах. Для многих развивающихся стран рост экспорта стал важной составляющей процесса индустриализации и увеличения темпов экономического роста. Это позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, тем самым способствуя росту производительности труда и доходов. Одновременно растут технический уровень и качество выпускаемых в стране товаров. Увеличение внешнеторгового обмена между национальными хозяйствами усиливает синхронизацию экономических процессов в хозяйстве настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника рынка неизбежно влекут за собой международные последствия вплоть до распространения кризисных явлений на другие страны.
Таким образом, значение внешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря ей:
Появляется возможность получать дополнительный доход от продажи национальных товаров и услуг за рубежом;
Происходит насыщение внутреннего рынка;
Преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;
Интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;
Увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и доходов;
На базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;
Повышается уровень международной специализации страны.
Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что, во-первых, она является основой для других форм мирохозяйственных связей - вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товарами, в конечном счете, определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, развитие международной торговли способствует углублению международного разделения труда, интернационализации производства и последующей экономической интеграции. В-четвертых, стимулирует процессы зарубежного инвестирования и международных расчетов.
Одной из традиционных форм участия нашей страны в системе международных экономических отношений является внешняя торговля. Несмотря на относительно незначительные масштабы экспортно-импортных операций России (в сравнении с ее потенциальными возможностями в данной области), ею уже накоплен необходимый опыт разработки и реализации внешнеторговой политики, использования тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли. Сложные задачи в данной сфере стоят перед Россией в связи с решением проблем вступления во Всемирную торговую организацию.
В постсоветский период экономике России приходится одновременно решать три важнейшие задачи, тесно связанные между собой. Во-первых, это системная трансформация, переход от централизованной плановой экономики к рыночным отношениям. Во-вторых, структурная перестройка экономики с целью создания и развития современных, конкурентоспособных производств, соответствующих преимуществам России в факторах производства. В-третьих, эффективное включение российской экономики в мировое хозяйство на микро-, макроэкономическом и институциональном уровнях.
Тем большее значение приобретает внешнеэкономический комплекс страны, развитие внешней торговли и других форм внешнеэкономической деятельности, которые обеспечивают потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами мира и тем самым влияют на структурную перестройку экономики, стабильность национальной денежной системы, формирование доходов бюджета.
Значение внешней торговли подчеркивается и тем обстоятельством, что ее динамика в 90-е гг., по крайней мере до кризиса 1998 г., отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. На фоне экономического спада, преодоление которого наметилось только в 19992000 гг., во внешней торговле уже с 1993 г. наблюдались устойчивый рост, положительная динамика по внешнеторговому обороту, объемам экспорта и импорта, внешнеторговому сальдо.
Развитие внешней торговли России в 90-е гг. осложнялось теми же проблемами, что и развитие российской экономики в целом, в том числе и влиянием неустойчивой конъюнктуры мирового рынка.
Поэтому в соответствии с изменениями в экономической политике России корректировалась и ее внешнеторговая политика. В частности, с середины 90-х гг. происходил переход от безоглядной открытости экономики, включения в мировое хозяйство «любой ценой», к разумной защите отечественного рынка и отечественного производителя.
Для развивающихся экономик в течение десятилетий были характерны две крайние модели развития: 1) импортозамещение и 2) первоочередное развитие экспортных производств. На основе первой модели создавались в 5070-е гг. экономики Индии и Бразилии. Вторая модель характерна прежде всего для новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Однако для России обе эти модели в чистом виде неприемлемы, поскольку ее экономика давно уже прошла процесс индустриализации и обладает несмотря на многолетний системный кризис и спад производства значительным научно-техническим, производственным, кадровым и интеллектуальным, а не только природным, потенциалом.
Одной из главных проблем в развитии внешнеторговых связей России выступает обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой отечественного производства. Именно в этом плане актуально создание импортозамещающих производств, в том числе конкурентноспособных производств потребительских и инвестиционных товаров.
Другая проблема - развитие экспортных производств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потенциала как в топливно-энергетическом, так и военно-промышленном комплексах, а также в других наукоемких отраслях.
Третья важнейшая проблема в государственной внешнеторговой политике обеспечение равноправного, недискриминационного участия России в международной торговле. На этом направлении важно завершить процесс вступления в ВТО.
Охарактеризуем динамику, географическую и товарную структуру внешней торговли России в 90-е годы.
В период, предшествовавший 1992 г., внешнеторговые связи России осуществлялись не самостоятельно, а в рамках единого государства - СССР. Взаимные поставки товаров между союзными республиками не рассматривались как внешнеторговая деятельность, а товары российского производства, поступая на мировой рынок, никак не выделялись из общесоюзного экспорта.
Тенденции развития внешней торговли СССР, ее географическая и, в меньшей степени, товарная структура претерпели значительные изменения в конце 80-х - начале 90-х гг. До 1988 г. оборот внешней торговли постоянно увеличивался и внешнеторговое сальдо, как правило, было положительным. С 1989 г. в условиях углубляющегося экономического кризиса и распада СССР объем внешней торговли начинает снижаться, сальдо внешней торговли становится отрицательным, что является дополнительной причиной роста внешнего долга.
1991 г. последний год существования СССР охарактеризовался резким спадом объема экспорта и импорта. Одной из важных причин этого спада стал перевод с начала 1991 г. внешней торговли со странами СЭВ на мировые цены и свободно конвертируемую валюту и последующий роспуск этой организации, функционировавшей более 40 лет (с 1949 г.).
С 1992 г. Россия выступает самостоятельным субъектом мировой экономики и объемы внешней торговли исчисляются в долларах США по текущему курсу.
Из этого не следует, что все внешнеторговые сделки осуществляются только в долларах или других свободно конвертируемых валютах. До 20 % объема внешней торговли составляют сделки в российских рублях и неконвертируемых или частично конвертируемых валютах, распространены и бартерные сделки (товар на товар).
С 1992 по 1997 гг. наблюдался непрерывный рост внешнеторгового оборота (с 96,6 до 161,0 млрд долл.) и импорта (с 43,0 до 72,0 млрд долл.). Валютно-финансовый кризис 1998 г. в сочетании с падением в 1997 1998 гг. цен на нефть главный экспортный товар России привел к резкому спаду внешнеторгового оборота, экспорта и импорта (табл. 4.1). При этом изменение ситуации на мировом рынке нефти в 19992003 гг., когда цены на этот товар существенно возросли и сохранялись на высоком уровне, позволило увеличивать объем экспорта (начиная с 2000 г.) и при одновременном росте импорта получать довольно значительное внешнеторговое сальдо (максимальный объем которого 60,6 млрд. долл. был достигнут в 2000 г.).
Таблица 1. Динамика внешней торговли России (млрд. долл.)*
С учетом неорганизованной торговли.
Несмотря на колебания объемов импорта и экспорта, с 1992 г. неизменно положительным остается сальдо внешней торговли, достигшее максимальной величины в 2000 г. В условиях высокой внешней задолженности, проблем, связанных с оттоком капитала, и неопределенности в отношениях с международными финансовыми центрами положительное сальдо внешней торговли способствует накоплению иностранной валюты, поддержанию курса рубля, обслуживанию и погашению внешнего долга и в целом проведению Россией более самостоятельной экономической политики.
С 1992 г. в географической структуре внешней торговли России произошли коренные сдвиги, которые частично наметились еще в конце 80-х гг.
Во внешней торговле СССР неизменно преобладали страны члены СЭВ и другие социалистические страны, доля которых превышала 60 %. В связи с переходом на торговлю по мировым ценам и расчеты в СКВ уже с 1990 г. началась переориентация внешней торговли СССР с рынков стран Восточной Европы (бывшие члены СЭВ) на западные рынки с их более качественными товарами. Уменьшение доли бывших стран СЭВ во внешней торговле СССР было связано и с объединением Германии. Торговый оборот с этой группой стран в целом сократился на 60 %, ас некоторыми государствами еще больше. Бывшие ранее лидерами среди внешнеэкономических партнеров СССР Польша, Чехословакия и Болгария отступили на второй план.
Преобладающее место во внешней торговле СССР в 1991 г. заняли развитые страны с рыночной экономикой, удельный вес которых вырос с 26,2 до 57,3 %. Сокращение торгового оборота с этой группой стран тоже произошло, но оно не было столь обвальным, а торговля с США даже выросла. Объединенная Германия заняла первое место во внешней торговле СССР. Наметился рост экономических связей с КНР.
В статистике внешней торговли России выделяются два крупных политико-географических сектора: страны СНГ, «ближнее зарубежье», и страны вне СНГ, или «дальнее зарубежье». Выделение этих двух секторов связано с рядом различий в регулировании, системе расчетов и ценообразовании.
Во внешней торговле России абсолютно преобладают связи с развитыми странами с рыночной экономикой. Так, в 2001 г. удельный вес 15-ти государств ЕС в обороте внешней торговли России составил более 37 %. Если к этому показателю прибавить другие индустриальные страны (США, Канаду, Японию и т.д.), то доля индустриальных государств превысит 50 %. Если же прибавить к ним 10 новых стран-членов ЕС (вступивших в ЕС в мае 2004 г.), то картина изменится еще более существенным образом. В географической структуре внешней торговли РФ продолжается действие тенденции, наметившейся еще в конце 80-х годов.
Страны СНГ занимают устойчивое второе место среди внешнеторговых партнеров России. Их максимальный удельный вес (24 25 %) был достигнут в 1993 1994 гг., а к 2002 г. он сократился в российском экспорте до 14,8 %, а в российском импорте до 22,2.%.
Третью группу внешнеторговых партнеров России составляют государства Центральной и Восточной Европы бывшие члены СЭВ. Их удельный вес составляет 12 13% и имеет тенденцию к снижению. Важнейшие партнеры России в этой группе Польша, Венгрия, Чехия и Словакия.
В целом сохранялась тенденция сокращения в российской внешней торговле удельного веса развивающихся стран. Главные партнеры здесь Турция, Южная Корея, Индия, а также Иран, Египет, Бразилия. До минимума сократилась торговля с такими странами (бывшими членами СЭВ), как Куба, Монголия и Вьетнам, а также КНДР.
Один из крупнейших торговых партнеров России Китай. Если во второй половине 90-х гг. оборот российско-китайской торговли сокращался, несмотря на важные политические и экономические договоренности на высшем уровне, то в 2000 2002 гг. он существенно возрос и доля Китая в российском экспорте в 2002 г. составила 6,4 %, а в российском импорте 5,2 %.
Основными внешнеторговыми партнерами России в 2002 г. были: Германия 7,6 % российского экспорта; Италия 7,0; Нидерланды 6,8; Китай 6,4; Украина 5,5 % (всего на первые пять стран приходилась 1/3 часть российского экспорта); далее Белоруссия 5,5%; Швейцария 5,1; США 3,7; Великобритания 3,5; Польша 3,5 % (всего на десять первых стран приходилось более 1/2 части российского экспорта).
Товарная структура импорта и экспорта России соответствует спросу, предъявляемому на российские товары на мировом рынке, и спросу на иностранные товары на внутреннем рынке России. Однако сложившаяся к началу XXIв. товарная структура внешней торговли не соответствует экономическому, интеллектуальному, промышленному и агроклиматическому потенциалам России. Она является следствием экономического кризиса и спада производства, с одной стороны, неконкурентоспособности многих российских производств и неудач в структурной трансформации народного хозяйства с другой. Многие особенности товарной структуры унаследованы от советского периода, однако ряд проблем возник уже в 90-е гг.
В экспорте России, как и СССР в недавнем прошлом, господствующее место занимает укрупненная группа «Минеральные продукты», включающая энергоресурсы, в первую очередь сырую нефть, а также природный газ и нефтепродукты (табл. 4.2). Удельный вес этой группы традиционно превышает 40 %, а его колебания в стоимости экспорта зависят от мировых цен, тогда как в натуральном выражении поставки энергоресурсов держатся примерно на одном уровне (132 млн. т нефти в 2000 г.).
Таблица 2. Товарная структура импорта и экспорта России в 2000 т., % к итогу*
* Источник: Россия в цифрах. М., 2001. С. 357.
В экспорте России 2-е место занимают металлы, драгоценные камни и изделия из них. Экспортные поставки металлов, в первую очередь различных сортов и марок проката черных металлов, серьезно поддерживают черную металлургию России. Проблемы экспорта российских товаров черных металлов состоят в том, что в США и целом ряде других стран против российского проката, преимущественно высокотехнологичного, ведется антидемпинговая компания, угрожающая российским поставщикам запретительно высокими импортными пошлинами.
По сравнению с советским периодом значительно возрос экспорт алюминия и других цветных металлов (медь, никель и т.д.), поскольку их потребление внутри страны резко сократилось. Россия один из четырех главных экспортеров алюминия, один из трех никеля, почти монополист по производству и экспорту платины, палладия и других металлов платиновой группы.
Что касается драгоценных камней, то по соглашению с алмазным монополистом фирмой «Де Бирс» эта корпорация обязалась закупать у российской компании «Алроса» сырые алмазы на сумму не менее 550 млн. долл. в год.
Группа «Машины, оборудование и транспортные средства» занимает очень небольшое место в российском экспорте, причем больше трети экспорта машинотехнической продукции направляется в страны СНГ. Именно здесь - самое слабое место в структуре российского экспорта, отражающее как неконкурентоспособность российского машиностроения, так и недостатки государственной промышленной политики и «пороки» конверсии военно-промышленного комплекса.
В СССР доля машинотехнической продукции в экспорте была более чем в 3 раза выше. Но не следует забывать, что на рынки стран Западной Европы, США и Японии советская техника до 1992 г. почти не поступала. В настоящее время рынки стран Центральной и Восточной Европы для российского машиностроения практически потеряны, идет борьба за рынки инвестиционных товаров и оборудования Китая и ряда развивающихся стран. То же самое относится и к торговле оружием, где Россия должна жестко конкурировать с США, Францией и другими странами. В 90-е гг. поставки оружия и военной техники из России колебались в пределах 2,03,5 млрд. долл. Однако с начала 2000-х гг. Россия занимала на мировом рынке вооружений и военной техники уже третье место после США и Великобритании. В 2003 г. поставки вооружений и военной техники из России превысили 5 млрд. долл. Значительное место в машинотехническом экспорте России занимают изделия электротехнической промышленности (генераторы, турбины) и металлоемкое оборудование.
В вывозе химических товаров (4-е место) преобладают калийные, азотные и фосфорные удобрения. Положение в этой группе товаров сходно с металлургией: низкий внутренний спрос, опасность антидемпинговых санкций в отношении товаров с более высокой степенью обработки.
На 1-м месте по ввозу находится товарная группа «Машины, оборудование и транспортные средства» (3136 %), высокий удельный вес которой характерен для импорта развитых стран; он был примерно таким же и в советский период. Однако товарная структура данной группы в 90-е гг. значительно изменилась: сократился ввоз промышленного оборудования, а основное место заняли те товары, которые в советское время не ввозились легковые автомобили, бытовая техника, цветные телевизоры, электронная аппаратура, компьютеры. Соответствующие отрасли промышленности России оказались неконкурентоспособными и, за исключением автомобилестроения, сократили до минимума свое производство, не приспособившись к условиям открытой экономики.
Примерно такое же положение сложилось с ввозом товаров группы «Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье» (2-е место, 22 25 %). Удельный вес этой группы примерно соответствует советскому периоду. В 80-е гг. главной статьей ввоза было зерно (максимально до 42 млн. т в год). В 90-е гг. централизо-ванные закупки зерна прекратились, а его ввоз в целом сократился до минимума. Основное место в импорте заняли готовые продоволъственные изделия, в том числе в мелкой расфасовке, алкогольные и безалкогольные напитки, кондитерские и табачные изделия.
Финансовый кризис августа 1998 г. в сочетании с «потребительским патриотизмом» привел к определенному вытеснению импортной продукции и, в еще большей степени, к перемещению ряда производств в Россию посредством прямых иностранных инвестиций. Это касается, в первую очередь, молочной, масложи-ровой, кондитерской, пивоваренной, табачной промышленности, производства соков, безалкогольных напитков и т. д., нередко под привычными российскими марками. Тем не менее агропромышленный комплекс (АПК) России остается нереформированным, восстановление многих отраслей животноводства требует длительного времени и больших инвестиций, чисто торговые меры, включая протекционистские пошлины, для развития АПК и обеспечения продовольственной безопасности недостаточны.
Группа «Продукция химической промышленности» занимает 3-е место в российском импорте (1418 %). Высокий удельный вес этой группы объясняется ввозом большого количества товаров бытовой химии, парфюмерно-косметических товаров, фармацевтических изделий. Указанные товары большей частью в советское время не ввозились вообще, они же составили сильную конкуренцию соответствующим российским предприятиям. И для этой группы, особенно товаров бытовой химии, характерно импортозамещение на базе прямых иностранных инвестиций и импорта технологий.
Следует заметить, что основная ориентация во внешней торговле России на развитые страны с рыночной экономикой и сырьевая направленность российского экспорта взаимосвязаны.
Хотя в мае 2002 г. Министерство торговли США и Комиссии ЕС предоставили России статус страны с рыночной экономикой, ей еще предстоит добиться ликвидации дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта готовой продукции, завершения переговоров о вступлении во Всемирную торговую организацию.
Диверсификация российского экспорта и наращивание вывоза продукции с высокой степенью обработки будет связано с реструктуризацией промышленности и развитием ее конкурентоспособности на мировом рынке производств.
Рассмотрим формирование законодательной, нормативно-правовой базы внешней торговли России. Реформирование внешней торговли осуществляется в общем контексте рыночных преобразований. Однако оно даже предшествовало радикальным реформам начала 90-х гг. и проводилось более решительно и последовательно. Рыночные отношения стали складываться у российских хозяйствующих субъектов с иностранными партнерами раньше, чем с отечественными. Эти отношения послужили как бы образцом для внутреннего рынка.
Реформирование внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом связано, в первую очередь, с переходом к открытой экономике и отменой государственной монополии в этой сфере. Государственная монополия, т.е. исключительное право государства на осуществление внешнеэкономической деятельности но всех формах, господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Ее ослабление происходило уже со второй половины 80-х гг. Начало было положено расширением прав государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 80-х гг. производители экспортной продукции получили право непосредственного выхода на внешний рынок.
Существенное изменение во внешнеторговой политике и регулировании внешнеэкономической деятельности связано с Указом Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. Фактически этот документ ликвидировал монополию государства на все виды внешнеэкономических связей, включая внешнюю торговлю и валютные операции. С этого момента право на внешнеэкономическую деятельность формально получили все хозяйствующие субъекты, независимо от формы собственности.
Формирование внешнеэкономической политики, законодательной и нормативной базы с 1992 г., когда Россия становится самостоятельным субъектом мирового хозяйства, осуществляется как составная часть рыночной трансформации экономики. Непосредственное влияние на этот процесс оказывают: переход к свободному рыночному ценообразованию, приватизация, налоговая и кредитно-денежная политика, курс на конвертируемость рубля, формирование валютного рынка. Особое значение имело введение с 1 июля 1992 г. единого рыночного курса рубля и перевод расчетов с большинством зарубежных партнеров на мировые цены и свободно конвертируемую валюту.
Главные задачи Российской Федерации в осуществлении внешнеэкономической (в более узком смысле внешнеторговой) политики определяются российским законодательством следующим образом:
Обеспечение экономической безопасности, защита экономических интересов государства в целом, субъектов Российской Федерации, российских участников внешнеэкономической деятельности;
· защита внутреннего рынка и отечественного производителя в
процессе осуществления внешнеторговых связей;
· заключение международных договоров в области внешних экономических связей и участие в деятельности международных экономических организаций с целью создания наиболее благоприятных условий для экономического развития страны.
В 90-е гг. постепенно создается правовая основа внешней торговли, предпринимаются попытки формирования концепции стратегии развития внешнеторговых связей. Разработаны основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая таможенно-тарифное регулирование, нетарифные ограничения, валютный и экспортный контроль, координацию внешнеторговой деятельности субъектов Российской Федерации. Установлен приоритет экономических методов регулирования внешней торговли при равенстве ее участников независимо от форм собственности.
Важнейшие Федеральные законы, составившие в 2003 г. основу российского законодательства во внешней торговле, следующие:
· «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 № 63-
ФЗ;
· Таможенный кодекс РФ (в редакции 2003 г., вступил в действие 01.01.2004);
· «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (1998 г.);
· «О координации международных и внешнеэкономических
связей субъектов Российской Федерации» (1999 г.);
· «Об экспортном контроле» (1999 г.);
· «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.);
· «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (2003 г.)
Федеральный закон «О таможенном тарифе» содержит основы государственного регулирования внутреннего рынка при его взаимодействии с мировым рынком. В нем даются определения таможенного тарифа, таможенной территории и таможенной границы, таможенной пошлины с перечислением ее видов. Специальные разделы посвящены таможенной стоимости товара и методам ее определения, а также определению страны происхождения товара. Закон предусматривает также предоставление тарифных льгот (преференций) и случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин.
Ввозная пошлина исчисляется на основе таможенной стоимости товара, по которой рассчитываются также налоги на ввозимые товары, таможенные сборы и штрафы, ведется таможенная статистика. Таможенная стоимость определяется импортером (декларантом), и проверяется таможней, оформляющей груз. Таможня решает вопрос о величине пошлины на основе документов декларанта либо собственной ценовой информации.
Таможенная стоимость определяется шестью методами, главные из которых - расчет по цене сделки с ввозимым товаром и расчет по цене сделки с аналогичным товаром. При этом в цену сделки включаются помимо цены товара по контракту транспортные расходы до пункта пересечения границы и другие расходы импортера, увеличивающие стоимость товара.
К числу налогов на ввозимые товары относятся НДС (почти на все товары) и акцизы, которые взимаются только с подакцизных товаров.
Таможенный тариф включает код товара, название товара, ставку (ставки) таможенной пошлины.
В России преобладают адвалорные ввозные пошлины (от 5 до 20 %), определенное распространение имеют комбинированные, увеличивающие общее обложение. Вывозные пошлины большей частью специфические или комбинированные.
Таможенный кодекс РФ это обширный и детализированный законодательный акт, который содержит правовые, экономические и организационные основы таможенного дела. Таможенный кодекс РФ регулирует перемещение товаров через таможенные границы, устанавливает таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного контроля. Ответственность за нарушения таможенных правил также предусмотрена специальными разделами кодекса. Таможенный кодекс РФ устанавливает также правила ведения таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» сформулированы основные направления, принципы и организационные основы внешней торговли России. Внешнеторговая деятельность рассматривается как Деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Под товаром понимается любое движимое имущество, а результаты интеллектуальной деятельности включают интеллектуальную собственность.
Участниками внешнеторговой деятельности могут быть:
· российские юридические лица;
· российские физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
· иностранные юридические лица и организации в иной форме;
· иностранные физические лица;
· Российская Федерация;
· субъекты Российской Федерации;
· муниципальные образования.
При этом иностранные лица осуществляют свою внешнеторговую деятельность в России в соответствии с российским законодательством. Непосредственное участие государства и муниципальных образований во внешнеторговой деятельности регулируется законами и другими правовыми актами РФ и ее субъектов. Все участники внешнеторговой деятельности равноправны и находятся под защитой государства.
Состав участников внешней торговли России реально выглядит следующим образом.
1. Внешнеторговые фирмы разных форм собственности (порядка 650 тыс.), которые выступают главными субъектами внешнеторговых связей и обеспечивают основной (порядка 80 %) объем экспортно-импортных операций.
Государственные внешнеторговые организации - правопреемники общесоюзных внешнеторговых объединений и вновь созданные, имеющие статус федеральных государственных унитарных предприятий. Они действуют в сфере торговли оружием и военно-технического сотрудничества в целом. Кроме того, сохраняется их роль в поставках российского оборудования и других инвестиционных товаров по межгосударственным соглашениям.
Участники неорганизованной мелкооптовой торговли («челноки»). Сотни тысяч «челноков» в основном поставляют потребительские товары (одежду, обувь и прочие) на внутренний рынок из Турции, Китая, ОАЭ и других стран, продовольственные товары (включая фрукты и овощи) - из стран СНГ. В 1996- 1997 гг. стоимость «челночного» импорта составляла в среднем более
20 млрд. долл. в год, в 1990 2000 гг. она снизилась до 10- 11 млрд.
долл., а в 20012002 гг. вновь повысилась до 1314 млрд. долл.
Удельный вес «челночного» ввоза в общем российском импорте
вновь колеблется по годам в пределах 23 30 %.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеторговую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, подлежат учету в таможенных органах, причем учет официально носит добровольный характер.
Основные методы регулирования внешнеторговой деятельности носят экономический характер. В то же время не исключаются государственная монополия на торговлю определенными категориями товаров, ограничения и временные запреты на ввоз и вывоз товаров в интересах национальной безопасности, включая и экономическую безопасность.
Законы и другие нормативные акты, принятые во второй половине 90-х гг., способствовали усилению государственного регулирования внешней торговли по направлениям экспортного и валютного контроля, защиты внутреннего рынка и национального производителя. Более гибко используя общепринятые в мировой практике принципы и направления внешнеторговой политики, Россия начала жестче и последовательнее отстаивать свои национальные интересы.
Рассмотрим тарифное регулирование внешней торговли России. В государственном регулировании внешней торговли России используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования и нетарифных ограничений.
Российская Федерация как самостоятельный субъект мировой экономики унаследовала от Советского Союза обустроенные государственную и таможенную границы с Норвегией, Финляндией, Китаем, Монголией и КНДР. Вместе с тем таможенные границы с новыми независимыми государствами необходимо было создавать заново. Уже в конце 1992 г. зона таможенного контроля и таможенные посты были созданы на границах со странами Балтии, а также с Украиной, Азербайджаном и Грузией. Особое положение в этом отношении занимают только границы с Белоруссией, где таможенный контроль формально снят в 1995 г., и Казахстаном, где таможенная граница только оборудуется.
С начала 1993 г. независимо от взимания таможенных пошлин все товары, ввозимые в Россию или вывозимые из России, подлежат таможенному оформлению. Это относится и к странам членам СНГ. Точно так же обязательным является взимание таможенных сборов за оформление и хранение товаров, санитарный и ветеринарный контроль и т.д. Только оформление транзитных перевозок в пределах СНГ (например, из Узбекистана в Белоруссию или из Украины в Казахстан) освобождается от таможенных сборов.
Таможенные органы совмещают фискальные (взимание таможенных пошлин и таможенных сборов), контрольные и правоохранительные функции. В исполнении фискальной и контрольной функций таможенная служба сотрудничает с налоговыми органами и Министерством финансов РФ, к которому в 2000 г. отошла функция валютного и экспортного контроля.
При современном экономическом положении России особое значение приобрела фискальная функция. В отличие от большинства развитых стран таможенные пошлины составляют в России одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета, Например, в 2000 и 2001 гг. совокупный объем ввозных и вывозных таможенных пошлин, НДС и акцизов на ввозимые товары составил около 30 % доходной части федерального бюджета.
Формирование российской таможенной службы завершилось к 1994 г. В ее состав входят Государственный таможенный комитет (ныне Федеральная таможенная служба - ФТС), 7 территориальных таможенных управлений, таможни и таможенные посты. Общая протяженность охраняемой таможенной границы составляет 21,2 тыс. км.
Таможенная служба контролирует движение через таможенную границу товаров, движимого имущества и услуг. При взимании пошлин она руководствуется Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Единообразная классификация и кодирование товаров в системе ТН ВЭД были введены Правительством РФ в 1992 г. ТН ВЭД России основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, принятой в Европейском Союзе, и совпадает с ТН ВЭД.
ТН ВЭД включает 97 групп товаров, объединенных в 24 раздела, и имеет свыше 10 тыс. товарных позиций, например:
01.Живые животные.
02.Мясо и пищевые мясные субпродукты.
10. Зерновые хлеба.
30. Фармацевтические товары.
39. Пластмассы и изделия из них.
72. Черные металлы и изделия из них.
84. Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические приспособления.
97. Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат.
Внутри товарных групп каждая товарная позиция имеет 10-значный код, которым и руководствуется таможенник при контроле за прохождением товара.
Ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины. Ввозной (импортный) тариф и ввозные пошлины в 90-е гг. неоднократно менялись в соответствии с изменениями во внешнеторговой политике и экономическом положении России. Например, в начале 1992 г. сложной проблемой считалась нехватка продовольствия и других потребительских товаров и несколько месяцев их ввоз был беспошлинным. По мере насыщения потребительского рынка в условиях либерализации цен на первый план вышла другая проблема затрудненность сбыта отечественной продукции в результате снижения платежеспособного спроса населения и усиления конкуренции со стороны иностранных товаров.
Вследствие этого с 1994 г. и до конца 2000 г. наблюдалась тенденция к росту ввозных пошлин, в том числе и к введению очень высоких (протекционистских) пошлин на многие товары (автомобили, мясные продукты, масло сливочное и подсолнечное, сахар, алкогольные и безалкогольные напитки, сигареты, некоторые виды сырья для легкой промышленности, мебель, отделочные строительные материалы и т.д.).
Ныне действующий таможенный тариф утвержден постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. и введен в действие с 1 апреля 2000 г.
Вопрос о принципиальных изменениях в таможенном тарифе почти сразу стал в повестку дня. На новом этапе развития выяснилось, что высокие ставки ввозных таможенных пошлин вовсе не обеспечивают ни ожидаемых бюджетных поступлений, ни защиты национальных производителей и национального рынка, не способствуют развитию промышленного производства.
Многие со мной уже успели познакомиться, а кто не успел, буду рад знакомству. Сегодня мы с вами рассмотрим термин "экспорт-это" и его значение не только для трейдера, торгующего активами на финансовых рынках, но и для всей мировой экономики. И начнем, по нашей приятной традиции, с определения.
Экспорт – это вывоз товаров, произведенных внутри одной страны, для их потребления внутри другой страны. Почему вообще настолько важен экспорт и зачем производители отправляют свои товары за рубеж? Ответ на данный вопрос прост – с целью получения прибыли. Дело в том, что насколько огромным спросом товар не пользовался бы среди внутренних потребителей, ни одной компании не выгодно терять свою прибыль и игнорировать потребителей в других странах, которые имеют схожие потребности, ведь эти потребности всегда можно будет удовлетворить посредством товаров, которые производит компания. Если бы Coca-Cola производила свою продукцию только для жителей США, в мире о ней знал бы только ограниченный круг людей, которые либо приезжали на отдых в США, либо у которых были бы друзья или родственники в этой стране. И уж точно прибыль Coca-Cola не измерялась бы миллиардами долларов.
Возможно, вы будете удивлены, но 65% всех компаний мира свою лучшую продукцию поставляют в другие страны, оставляя внутри страны то, что осталось. Они понимают, что большую долю прибыли они имеют за счет экспорта своей продукции, а потому они скорее пожертвуют внутренним потребителем, чем внешним. Впрочем, данное правило не касается крупных компаний с мировым именем, качество продукции которых не вызывает сомнений и полностью соответствует принятым мировым стандартам.
Решая вопросы экспорта товаров и услуг, очень важно точно определить, какие товары и в какие страны следует экспортировать. Эта особенность экспорта очень напоминает торговлю на финансовых рынках, где все решает точный вход и своевременные решения. Согласен, сравнение так себе, но это первое, что пришло в голову.
Возможно, кто-то скажет о том, что для нормального функционирования компаниям достаточно удовлетворять спрос внутри страны. Вот именно – для “нормального”, иными словами, для того, чтобы перекрывать прибылью издержки, и при этом еще успевать получать определенный доход. Вот только ни одна компания не согласится на это, если у нее будет возможность получать еще больше прибыли. Спрос, как и предложение, не имеет четких границ. По этой причине сотни компаний тратят миллионы и миллиарды долларов на исследования внешних рынков и изучение потребностей потенциальных покупателей. Они сегментируют своих покупателей по определенным признакам и создают продукцию, которая максимально соответствует их потребностям и удовлетворяет их. Пример – та же вышеупомянутая компания Coca-Cola, создавшая свой напиток под названием “Light” и позиционируя его как оптимальный товар для людей, следящих за своей фигурой. И неважно, что сам напиток содержит в себе компоненты, способствующие ожирению.
Главное, чтобы в глазах потребителей он смотрелся выгодно. Впрочем, мировой бренд решил не останавливаться на достигнутом, произведя новый продукт – “Coca-Cola Zero”. Представляете, в нем вообще ноль калорий! И большая часть этой продукции пошла на экспорт в европейские страны.
Ок, первая важность экспорта для компании ясна – это получение большей прибыли. Что еще? Вторая причина заключается в том, что экспорт – это прекрасная возможность заявить о себе в мировом масштабе. Именно экспорт считается тем фактором, который определяет конкурентоспособность компании. Даже если сейчас дела компании на внутреннем рынке идут лучше всех, рано или поздно у нее появятся конкуренты, которые просто оставят ее за бортом, переманив к себе всех покупателей. Что ждет такую компанию? В лучшем случае, она будет сокращать персонал, урезать другие расходы и пытаться свести концы с концами, но в 90% случаев она просто обанкротится. Однако если экспорт – это важная часть деятельности компании, ей удастся избежать негативных последствий.
Третий фактор – это сегментация рынка. Допустим, ваша компания является крупным производителем запасных частей для машин и оборудования. В вашей стране наибольшим спросом пользуются запчасти для автомобилей Тойота, в Белоруссии – для тракторов, во Франции – запчасти для газонокосилок. Будет ли иметь смысл производить запчасти для газонокосилок и поставлять их на рынок России? Нет, такая продукция не будет пользоваться спросом. А что вы будете делать с партией таких запчастей, которые уже произведены? Ответ очевиден – отправите их на экспорт во Францию! Вот для чего нужен экспорт.
Огромное значение экспорта для отдельных компаний очевидно, ведь именно экспорт позволяет им рассчитывать на получение прибыли и позволяет удерживаться на плаву долгое время, становясь все более конкурентоспособными.
А имеет ли экспорт какое-то влияние на экономику стран? Да, причем не просто “какое-то”, а самое что ни на есть определяющее. Именно экспорт товаров и услуг способствует увеличению ресурсов страны и развитию ее экономики. Если бы страна ничего не поставляла на экспорт, ей пришлось бы искать внешних и внутренних инвесторов. Но будут ли инвесторы стремиться вкладывать свои средства в страну, которая ничего не производит и не экспортирует? Скорее всего, риски такого инвестирования будут оцениваться как чрезмерно высокие.
Экспортируя свои товары, страна принимает непосредственное участие в международной торговле, заявляет о себе всему миру как о надежном партнере, которому есть, что предложить другим странам. За примером далеко ходить не надо – это Россия. Страна экспортирует нефть и газ в другие страны, что позволяет пополнять свой бюджет и распределять его средства на развитие промышленных отраслей, поддержание экономики, социальные выплаты и т.п. Кроме того, страна может диктовать свою волю другим игрокам мирового рынка. Так было в случае отказа России поставлять газ Украине по причине отсутствия предоплаты. И кто устанавливает цену на экспорт газа? Россия, а Украине и другим странам-потребителям приходится либо соглашаться на выдвигаемые условия, либо искать других поставщиков. В случае Украины, единственной альтернативой российскому газу является его реверс из стран ЕС, но уже сейчас стало очевидно – объемов этого реверса явно недостаточно для того, чтобы заполнить все газохранилища. А потому, независимо от отношений между Украиной и Россией, первой пришлось обратиться к России за скидками на газ.
Еще один пример – поставки овощей и фруктов из Турции в Россию, которые ежегодно обеспечивают несколько миллиардов долларов бюджету Турции. После случая со сбитым российским бомбардировщиком, российская сторона ввела мораторий на поставку овощей, фруктов и прочих групп турецких товаров, и сейчас Турция уже подсчитывает колоссальные убытки, а заодно с этим пытается найти новые рынки сбыта своим товарам.
Польза экспорта для экономики страны выражается в том, что он:
Какие страны являются крупнейшими мировыми экспортерами товаров и услуг? Это очень важно знать каждому человеку, торгующему на финансовых рынках, ведь от состояния экспорта напрямую зависит курс национальной валюты.
Итак, пятое место в списке стран-экспортеров по данным 2015 года занимают Нидерланды
. Совершенно не случайно Нидерланды занимают 17 место в списке стран с наиболее развитой экономикой. Как и другие страны мира, Нидерланды переживали не самые лучшие времена: выросла безработица, произошла девальвация валюты, однако за счет экспорта продукции стране удалось избежать дефицита бюджета и уверенно упрочить свои позиции в списке самых благоприятных для жизни людей стран.
Главные статьи экспорта Нидерландов составляют продовольствие, химикаты, оборудование и топливо, а основными торговыми партнерами страны считаются Германия, Франция и Бельгия.
Четвертое место в списке экспортеров занимает Япония
. В стране практически нет собственных ресурсов, однако благодаря развитию инновационного потенциала страна смогла громко заявить о себе на мировой сцене.
Из Японии в другие страны мира поставляют запасные части для автомобилей, железо, технику и полупроводники. Большая часть этой продукции поставляется в Китай, США, ОАЭ, Австралию и Южную Корею.
На третьем место нашего рейтинга расположилась Германия
, которая еще в 2013 году занимала второе место. После поражения в войне страна смогла отстроить себя с нуля, на несколько десятилетий превратившись в основную силу всего Европейского Союза.
Практически 40% всей продукции, произведенной в Германии, отправляется на экспорт. В перечень продукции входят химикаты, компьютерная техника, автомобили, текстиль и машинерия. Крупнейшие партнеры страны – Франция, США, Швейцария, Бельгия и Нидерланды.
Второе место совершенно заслуженно достается США
, стране с крупнейшей экономикой в мире. От решения США зависит экономика других стран, а потому именно Штаты диктуют свою волю, несмотря на то, что долг самой страны уже приближается к 20 триллионам долларов и является крупнейшим в мире.
Америка – это мечта большинства людей, ведь здесь есть все – инфраструктура, природные ресурсы и деньги, очень большие деньги. Что США экспортируют в другие страны мира? Проще сказать, что они не экспортируют. Основными статьями экспорта являются продовольственные товары, автомобили, промышленные ресурсы, нефть и технологии.
И на первом месте в списке стран-экспортеров расположилась РОССИЯ!
Вы уже чувствуете невероятную гордость за свою страну?
Расслабьтесь, России нет даже в ТОП-10.
На первом месте в рейтинге находится Китай
, страна, обеспечивающая 12,5% всего мирового экспорта.
Каждый год из КНР в другие страны экспортируется огромный ассортимент товаров – текстиль, медицинские приборы и техника, сталь, электронное оборудование, одежда и многое другое. Главными партнерами республики считаются Япония, США, Южная Корея и Германия.
Кстати! Торговцы бинарными опционами регулярно интересуются новостями из других стран, обращая свое внимание на экспорт продукции и прочие важнейшие факторы, которые позволяют принять правильное торговое решение.
Если у вас первые сделки идут в “минус” – не теряйтесь, я тоже в свое время терял немало денег, но смог выдержать давление и постепенно начал получать прибыль. Я искал Святой Грааль, один единственный секрет успеха, тем самым уподоблялся барану, который прет вперед по заезженной схеме, а когда упрется в стену, все равно не останавливается.
Хотите знать, к чему я пришел? Никакого секрета успеха не существует. Имею ввиду, единственно верного. Каждый трейдер на собственном опыте создает свой секрет успеха, свою стратегию, и четко следует ей.
Но стоит ли учиться исключительно на собственных ошибках, если можно узнать секреты успеха других трейдеров, которые прошли длинный путь и добились своих целей? Учиться у других однозначно стоит. В статье описывается несколько историй успеха трейдеров, которые начинали с нуля. Когда я только начинал торговать бинарными опционами, данная статья стала для меня откровением. По-правде сказать, до сих пор перечитываю ее. Нравится, как Виктор описывает пошагово алгоритм движения к успеху, акцентируя внимание на важных деталях.
Друзья! Возможно, после прочтения данной статьи у вас остались вопросы, либо вы желаете высказать свою точку зрения. Пожалуйста, не стесняйтесь – комментарии в вашем полном распоряжении.