Вильфредо Парето (годы жизни - 1848-1923) - известный социолог и экономист. Он является одним из основателей согласно которой общество имеет пирамидальную форму. На вершине пирамиды находится элита, которая во многом определяет жизнь социума в целом. Но не только как создатель этой теории известен Вильфредо Парето. Биография его познакомит вас с жизненным путем и основными достижениями этого ученого.
Родился Вильфредо в знатной семье, жившей в Париже. Отцом его был итальянский маркиз, высланный из Италии за республиканские и либеральные убеждения. Мать Парето по национальности француженка. Вильфредо, с детства свободно владевший обоими языками своих родителей, все-таки ощущал себя в большей степени итальянцем, нежели французом. В 1850 году семейству разрешили возвратиться в Италию, и именно с этой страной оказалась связана дальнейшая жизнь Вильфредо Парето (детство, юность и часть зрелого периода).
Парето получил как техническое, так и гуманитарное классическое среднее образование. Уже во время обучения он проявил интерес и склонность к математике. Затем Вильфредо продолжил свое обучение в Турине, в Политехническом университете, по окончании которого получил диплом инженера. Парето защитил в 1869 году диссертацию на тему принципов равновесия твердых тел. Понятие равновесия впоследствии будет одним из основных в его экономических и социологических работах.
Во Флоренции прошел следующий период жизни Вильфредо Парето. Его пригласили сюда для занятия должности инженера путей сообщения. Через некоторое время Парето стал управляющим металлургических заводов, расположенных по всей Италии. К этому времени относятся его выступления против проводимой итальянским правительством милитаристской политики. Парето высказывает либеральные и демократические взгляды.
В 1889 году Вильфредо женился на русской по происхождению девушке Александре Бакуниной. Однако жена оставила его в 1901 году и вернулась в Россию. Через год после этого он связал свою жизнь с Жанной Режи, которой посвятил главный свой труд, написанный в 1912 году ("Трактат по общей социологии"). Он был издан во Флоренции в 1916 году.
Парето в 1891 году познакомился с работами двух виднейших итальянских экономистов, Л. Вальраса и М. Панталеони. Теория экономического равновесия, развиваемая ими, оказала большое влияние на мировоззрение Вильфредо и впоследствии легла в основу его собственной социологической системы. К началу 90-х годов 19 века относится перелом в убеждениях Парето. Ученый стал на позиции антидемократизма и консерватизма. В период с 1892 по 1894 год Парето опубликовал ряд своих материалов по экономической теории.
В 1893 году начинается новый период в жизни итальянского ученого. В это время он переехал в Швейцарию, где стал профессором политэкономии, а также руководителем кафедры в местном Лозаннском университете. Парето сменил на этом посту Л. Вальраса, весьма Вильфредо учился на его работах и именно по его приглашению приехал в Лозанну. В это время Парето много занимался наукой и опубликовал ряд своих сочинений. В Швейцарии появился его "Курс политэкономии" (1896-1897), написанный на французском языке. Вместе с преподаванием политэкономии Парето в 1897 году начал читать в Лозаннском университете и курс социологии. А через год он получил колоссальное состояние в наследство от дяди. В 1901 году Парето приобрел виллу "Ангора", находящуюся в Селиньи, на берегу Она стала его любимым местом отдыха и работы. В Париже в 1902 году была издана книга Парето "Социалистические системы" (на фото ниже).
Вильфредо пришлось прервать в 1907 году преподавательскую деятельность из-за болезни сердца. Через некоторое время, почувствовав улучшение здоровья, он принялся за работу над "Трактатом по общей социологии". Этот труд Вильфредо писал 5 лет, с 1907 по 1912 год. В 1916 году состоялась первая его публикация на итальянском языке, а через 3 года "Трактат" был напечатан на французском. Вильфредо Парето с этого времени и до конца своих дней занимался исследованиями лишь в области социологии. В Лозанском университете в 1918 году был торжественно отмечен его 70-летний юбилей.
Итальянский социолог в начале 1920 годов опубликовал несколько интересных и важных работ. В 1921 году в Милане была издана "Трансформация демократии", в которой изложены в обобщенном виде все основные идеи этого ученого. Социолог в нескольких своих трудах сочувствовал которому он выражал идеологическую поддержку. Именно в это время, в 1922 году, Б. Муссолини (на фото выше) пришел к власти в Италии. Новое правительство чествовало Парето, многие члены его, включая и самого дуче, считали себя учениками Вильфредо. Парето в 1923 году стал сенатором Тогда же он умер в Селиньи и был похоронен здесь.
Как было сказано выше, Парето довольно поздно обратился к социологии, будучи уже известным специалистом в сфере политэкономии. С чем же это было связано? Вероятно, с тем, что Вильфредо перестала устраивать концепция "экономического человека", которая была рационалистической и в рамках которой ученый работал долгое время, изучая монополистический рынок, а также распределение в обществе доходов и некоторые другие экономические проблемы. Еще в созданных в конце 19 - начале 20 века работах заметен интерес автора к новой модели человека. В полной мере этот интерес был реализован в "Трактате по общей социологии" - объемной работе (около 2000 страниц текста).
Парето не случайно решил отказаться от господствовавшей в то время рационалистической модели человека, хотя сам он многие годы был ее сторонником. В соответствии с данной моделью индивид сперва обдумывает действия, сообразуясь с целями, стоящими перед ним, а потом совершает поступки, приводящие к их достижению. Согласно концепции Парето, все происходит на самом деле наоборот. Сначала человек совершает под влиянием интересов и чувств определенные действия, а уже потом объясняет их, стремясь к обоснованности и правдоподобности интерпретаций. На этом, собственно говоря, и основана одна из главных концепций Вильфредо - теория нелогического действия.
Однако ученый не переходит на иррационалистические трактовки человеческих действий. Напротив, он пытается усилить рационализм, превратив его в "ультрарационализм", когда в дискурс включается не только логика, но и наблюдения и эксперимент для разоблачения иллюзий, которые используют люди для обмана самих себя и других, пытаясь скрыть действительные мотивы собственных поступков и действий.
Перейдем к рассмотрению теории, благодаря которой многим знакомо имя такого ученого, как Вильфредо Парето.
Парето является создателем теории элит. Он говорил об их постоянной смене. Историю итальянский исследователь называл кладбищем элит, привилегированных меньшинств, сражающихся за власть, приходящих к ней, пользующихся властью и сменяемых другими меньшинствами. Вильфредо отмечал, что для элит характерна тенденция к упадку. В свою очередь, "неэлиты" способны создать им достойных преемников. Это важно, поскольку зачастую дети не обладают выдающимися качествами своих родителей. Необходимость циркуляции и постоянной смены элит объясняется тем, что стоящие у власти теряют энергию, которая помогла им завоевать себе место под солнцем.
Общество стремится к социальному равновесию, которое обеспечивается взаимодействием различных сил. Парето называл эти силы элементами. Вильфредо выделял 4 основных элемента: интеллектуальные, социальные, экономические и политические.
Теория Вильфредо Парето особое внимание уделяет мотивам поступков человека, поэтому политика для итальянского ученого в значительной мере является функцией психологии. Используя в анализе политики и общества психологический подход, Вильфредо объяснял психологическим неравенством людей многообразие социальных институтов. Он отмечал, что общество неоднородно, а индивиды различаются морально, физически и интеллектуально. Можно считать, что Вильфредо элиту определял по врожденным психологическим свойствам. Им даже была создана балловая система оценок, по которой выявлялись способности человека в той или иной сфере деятельности.
Элита в концепции Парето делится на 2 части: "неправящую" и "правящую". Последняя участвует в управлении, а первая далека от принятия властных решений. Малочисленный класс у власти удерживается частично своей силой, а частично из-за поддержки подчиненного класса. При этом, как отмечал Вильфредо Парето, теория элит которого подробно обоснована, "ресурс согласия" основан в первую очередь на умении находящихся у власти убедить в собственной правоте остальных. Вероятность согласия, как считал он, зависит от способности манипулировать эмоциями и чувствами толпы. Однако умение убеждать не всегда помогает удерживать власть, а значит, элита должна быть готова действовать и силой.
В теории элиты Парето выделяются 2 ее типа: "лисы" и "львы". Если политическая система стабильна, преобладают "львы". Неустойчивая система требует комбинаторов, новаторов, энергичных деятелей, поэтому появляются "лисы". Смена одной элиты другой является результатом того, что каждый из данных типов элит обладает своими преимуществами. Однако они перестают с течением времени удовлетворять потребностям руководства массами. Сохранение равновесия системы поэтому требует постоянной смены элит, по мере того как перед ними возникают повторяющиеся ситуации.
Это еще одно интересное открытие Вильфредо. Иначе его называют принципом 20/80, или Это эмпирическое правило, согласно которому 20% усилий дают нам 80 % результата, а оставшиеся 80 % - лишь 20 %. Правило Вильфредо Парето может применяться как базовая установка при проведении анализа факторов эффективности той или иной деятельности, целью которого является оптимизация результатов. Согласно кривой Парето, выбрав правильно минимум наиболее важных действий, мы получаем значительную часть от полного результата. Дальнейшие улучшения при этом неэффективны и могут являться неоправданными.
Цифры, приводимые в законе, конечно, нельзя считать абсолютно точными. Это, скорее, мнемоническое правило. Выбор чисел 80 и 20 - дань заслугам Вильфредо, который выявил структуру распределения доходов домохозяйств Италии. Он заметил, что 80 % доходов сосредоточено у 20 % семей.
Конечно, мы рассказали лишь в общих чертах о вкладе в науку, который внес Вильфредо Парето. Социология благодаря его работам стала активно развиваться. Внимание многих ученых было обращено к ней. Вильфредо Парето, основные идеи которого актуальны и сегодня, является одним из самых известных социологов и экономистов 19-20 вв.
Вильфредо Парето ($15.06.1848$ г., Париж – $20$ августа $1923$ г., Селиньи, Швейцария) – итальянский экономист, социолог и инженер, а также один из основателей так называемой «теории элит».
Замечание 1
В. Парето были разработаны теории, которые впоследствии были названы его именем (например, «оптимум Парето» и статистическое Парето-распределение). Данные теории приобрели достаточно широкую популярность как в экономической теории, так и в других отраслях знаний.
Парето родился $15. 06. 1848$ г. в городе Париже, в семье итальянского маркиза, который был выходцем из итальянской Генуи. В $1858$ г. семья вернулась в Италию и там юный Вильфредо Парето принимается за учебу учиться и впоследствии получает классическое гуманитарное, а также техническое образование (при этом, наибольшее внимание он уделял изучению математики).
В $1869$ году Парето завершил обучение в Политехнической школе (Турин). После этого будущий ученый защитил диссертацию на тему «Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах». Данная тема научного труда его современниками был воспринята как некое предзнаменование, поскольку в дальнейших социологических и экономических трудах В. Парето отводил понятию «равновесие» весьма весомую роль.
На протяжение многих лет Вильфредо Парето занимал высокие должности в металлургической компании и в железнодорожном ведомстве. В $90$-е гг. $XVIII$ в. Парето предпринял неудачную попытку испытать себя в политике. В те годы он уже достаточно активно занимался публицистикой, а также чтением и переводами классических текстов.
В начале $90$-х гг. $XVIII$ в. В. Парето опубликовал целый ряд исследований в области математической экономики и экономической теории. С $1893$ года и до конца своих лет Парето был профессором политической экономии Лозаннского университета, сменив в этой должности знаменитого экономиста Л. Вальраса.
Умер Парето $20.08.1923$ г. в Селиньи (Швейцария), где он прожил последние годы своей жизни.
По мнению Вильфредо Парето, обществу имманентна пирамидальная структура. На вершине этой структуры находится элита направляющая жизнь всего социума. Залогом успешного развития общества является своевременное обновление элиты (то есть, «циркуляция элит»). В своих трудах выдающийся итальянец довольно скептически относился к демократическим режимам, называя их «демагогической плутократией». Парето полагал, что в политической жизни есть некий «универсальный закон», согласно которому элита всегда обманывает широкие социальные массы.
Основные научные труды В. Парето
Упрощенное изложение закона можно озвучить следующим образом: «затраты времени на выполнение плана: $20\%$ труда реализуют $80\%$ результата, однако остальные $20\%$ результата требуют $80\%$ всех затрат».
Замечание 2
Стоит отметить, что данное правило имеет очень отдаленное отношение к самому В. Парето. Так, знаменитый итальянский ученый умер в $1923$ г., в то время, как название данного закона было предложено в $1941$ г. американским специалистом в сфере качества Дж. Джуран. Так, в одной из работ американского исследователя говорилось о том, что в Италии $80\%$ доходов получают $20\%$ домохозяйств.
(итал. Vilfredo Pareto; 15 июля 1848, Париж - 20 августа 1923, Селиньи, кантон Женева, Швейцария) - итальянский инженер, экономист и социолог. Один из основоположников теории элит.
Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского маркиза, выходца из портового города Генуя, вынужденного эмигрировать из-за своих либеральных и республиканских убеждений. Мать Парето была француженкой, и он с детства одинаково хорошо владел итальянским и французским, однако всю жизнь он ощущал себя прежде всего итальянцем.
В 1858 году семья Парето вернулась в Италию. Там Вильфредо начинает учиться и получает одновременно классическое гуманитарное и техническое образование. При этом большое внимание он уделяет изучению математики.
После окончания Политехнической школы в Турине Парето в 1869 г. защищает диссертацию «Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах». Тема эта воспринимается как предзнаменование, учитывая важное место понятия равновесия в его последующих экономических и социологических трудах. В течение ряда лет он занимал довольно важные должности в железнодорожном ведомстве и в металлургической компании.
В 1890-е годы он предпринимает неудачную попытку заняться политической деятельностью. В это же время он активно занимается публицистикой, чтением и переводами классических текстов. В первой половине 90-х годов Парето публикует ряд исследований в области экономической теории и математической экономики. С 1893 г. и до конца жизни он был профессором политической экономии Лозаннского университета в Швейцарии, сменив в этой должности известного экономиста Леона Вальраса .
По мысли Парето, общество имеет пирамидальную структуру, на вершине которой находится элита - руководящий социальный слой, направляющий жизнь всего общества. Залог успешного развития - своевременная ротация (обновление) элиты.
Он разработал теории, названные впоследствии его именем: статистическое Парето-распределение и Парето-оптимум, широко используемые в экономической теории и иных научных дисциплинах и является автором закона Парето .
В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего сам Муссолини, считали себя учениками лозаннского профессора. В связи с этим в 1923 г. он был удостоен звания сенатора Италии. Парето выразил сдержанную поддержку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным и не ограничивать академических свобод.
Умер Парето 20 августа 1923 г. в Селиньи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни; там он и был похоронен.
Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского маркиза, выходца из Генуи, вынужденного эмигрировать из-за своих либеральных и республиканских убеждений. Мать Парето была француженкой, и он с детства одинаково хорошо владел языками обоих родителей; однако всю жизнь он ощущал себя прежде всего итальянцем. В 1858 г. семья Парето возвращается в Италию. Там он получает прекрасное образование, одновременно классическое гуманитарное и техническое; большое внимание он уделяет изучению математики. После окончания Политехнической школы в Турине Парето в 1869 г. защищает диссертацию «Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах». Тема эта воспринимается как предзнаменование, учитывая важное место понятия равновесия в его последующих экономических и социологических трудах. В течение ряда лет он занимал довольно важные должности в железнодорожном ведомстве и в металлургической компании.
В 90-е годы он предпринимает неудачную попытку заняться политической деятельностью. В это же время он активно занимается публицистикой, чтением и переводами классических текстов. В первой половине 90-х годов Парето публикует ряд исследований в области экономической теории и математической экономики. С 1893 г. и до конца жизни он был профессором политической экономии Лозаннского университета в Швейцарии, сменив в этой должности известного экономиста Леона Вальраса.В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего сам дуче, считали себя учениками лозаннского профессора. В связи с этим в 1923 г. он был удостоен звания сенатора Италии.Парето выразил сдержанную поддержку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным и не ограничивать академических свобод. Умер Парето 19 августа 1923 г. в Селиньи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни; там он и был похоронен.
Как уже отмечалось, первые научные труды Парето были посвящены экономике. В качестве экономиста он занимает видное место в истории науки. Он внес важный вклад в исследование распределения доходов, монополистического рынка, в становление эконометрии и т.д. . Но постепенно он осознает недостаточность и неадекватность представлений о человеке как оhomooeconomicus. В свою очередь это осознание было связано с его общим отрицательным отношением к рационалистическим концепциям человека, которое со временем усиливалось. В поисках более адекватной и целостной модели человека Парето обращается к социологии. Обращение это происходит сравнительно поздно, когда он был уже зрелым и известным ученым, но происходит оно не сразу, не вдруг, а исподволь, постепенно. Оно заметно еще в его несоциологических по жанру научных трудах, таких, как «Курс политической экономии» (1896-1897), «Социалистические системы» (1902) и «Учебник политической экономии» (1906). Уже в 1897 г. Парето читал курс социологии в Лозаннском университете, который он продолжал читать и впоследствии, даже тогда, когда из-за болезни был вынужден отказаться от преподавания экономики.
Самое крупное сочинение В. Парето, в котором представлены его социологические теории, - «Трактат по общей социологии». Автор писал его с 1907 по 1912 г. В итальянском оригинале «Трактат» был впервые опубликован в 1916 г., во французском варианте, проверенном и одобренном автором, он вышел в 1917-1919 гг. Это огромное и весьма громоздкое по своей структуре сочинение написано в нарочито наукообразном стиле; оно насчитывает около 2 тыс. страниц текста большого формата, 13 глав, 2612 параграфов, не считая приложений.
Правящая и неправящая элиты
Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное неравенство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя элита.
Парето различает два вида элиты: правящую , т. е. принимающую участие в осуществлении политической власти, инеправящую . В целом социальная стратификация изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита («высший слой»), а остальную часть - основная масса населения («низший слой») . Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления.
В качестве синонимов этого термина Парето использует термины «правящий класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой», это просто объективно «лучшие» в определенной области деятельности: «Может быть аристократия святых или аристократия разбойников, аристократия ученых, аристократия преступников и т.п.» . Проблема, однако, остается: как определить «лучших», наиболее компетентных и т.п.? Парето, по существу, игнорировал относительность «элитарных» качеств и их тесную связь с определенными социальными системами, каждая из которых вырабатывает свои специфические критерии оценки этих качеств.
Парето стремится к чисто описательной трактовке термина «элита», не внося в него оценочного элемента. Тем не менее ему не удалось избежать известной противоречивости в истолковании этого понятия. С одной стороны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, как своего рода результат естественного отбора. С другой стороны, в «Трактате» встречаются утверждения, что люди могут носить «ярлык» элиты, не обладая соответствующими качествами. Очевидно, что вторая трактовка противоречит первой. По-видимому, в первом случае Парето имеет в виду общество с открытой классовой структурой и совершенной системой социальной мобильности, основанное на принципе «естественного отбора». В этом случае элитарные качества и элитарный статус должны совпасть, но подобная ситуация, разумеется, в истории встречается нечасто. И все-таки в целом у Парето доминирует представление о том, что элиты формируются из людей, действительно обладающих соответствующими качествами и достойных своего высшего положения в обществе.
Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень самообладания; умение улавливать и использовать для своих целей слабые места других людей; способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции; способность применять силу, когда это необходимо. Последние две способности носят взаимоисключающий характер, и управление происходит либо посредствомсипы, либо посредствомубеждения. Если элита неспособна применить то или иное из этих качеств, она сходит со сцены и уступает место другой элите, способной убедить или применить силу. Отсюда тезис Парето: «История - это кладбище аристократий» .
Как правило, между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации.
Циркуляция элит
Циркуляция элит функционально необходима для поддержания социального равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для управления качествами. Но если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и ее упадку. В то же время в низшем слое растет число индиви-дов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счет представителей низшего слоя.
Согласно теории Парето, политические революции происходят вследствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Революция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит. В известном смыслесущность революции и состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты. При этом, как правило, в ходе революции индивиды из низших слоев управляются индивидами из высших, так как последние обладают необходимыми для сражения интеллектуальными качествами и лишены тех качеств, которыми обладают как раз индивиды из низших слоев .
Типы элиты
Итак, в историческом развитии постоянно наблюдаются циклы подъема и упадка элит. Их чередование, смена - закон существования человеческого общества. Но изменяются не просто составы элит, их контингент; сменяют друг друга, чередуются сами типы элит. Причина этой смены состоит в чередовании, точнее, в поочередном преобладании в элитах «осадков» первого и второго классов, т. е. «инстинкта комбинаций» и «настойчивости в сохранении агрегатов» .
Первый тип элиты, в котором преобладает «инстинкт комбинаций», управляет путем использования убеждения, подкупа, обмана, прямого одурачивания масс. Усиление «осадков» первого класса и ослабление «осадков» второго приводят к тому, что правящая элита больше заботится о настоящем и меньше - о будущем. Интересы ближайшего будущего господствуют над интересами отдаленного будущего; интересы материальные - над идеальными; интересы индивида - над интересами семьи, других социальных групп, нации. С течением времени «инстинкт комбинаций» в правящем классе усиливается, в то время как в управляемом классе, напротив, усиливается инстинкт «настойчивости в сохранении агрегатов». Когда расхождение становится достаточно значительным, происходит революция, и к власти приходит другой тип элиты с преобладанием «осадков» второго класса. Для этой категории элиты характерныагрессивность, авторитарность, упорство, непримиримость, подозрительность к маневрированию и компромиссам.
Первый тип правящей элиты Парето называет «лисами», второй - льва-ìè »". В сфере экономики этим двум типам соответствуют категории "спекулянтов" и "рантье": в первой из них преобладают «осадки» первого класса, во второй - второго [там же, § 2235]. «Спекулянты», обладая хорошими способностями в области экономических комбинаций, не довольствуются фиксированным доходом, часто незначительным, и стремятся заработать больше. Каждая из двух категорий выполняет в обществе особую полезную функцию. «Спекулянты» часто «служат причиной изменений и экономического и социального прогресса» [там же]. Рантье. наоборот, составляют мощный фактор стабильности. Общество, в котором почти исключительно преобладают «рантье», остается неподвижным и склонно к застою и загниванию; общество, в котором доминируют «спекулянты», лишено стабильности; оно находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко может быть нарушено изнутри или извне.
Парето Вильфредо - Pareto Vilfredo (1848 – 1923) был выдающимся итальянским экономистом и социологом, представителем математической школы.
Парето Вильфредо родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского маркиза, выходца из портового города Генуя. Его мать была француженкой, поэтому он одинаково хорошо владел языками обоих родителей. В 1858 г. семья Парето вместе с родителями возвращается в Италию, где он получает одновременно классическое гуманитарное и техническое образование. Окончив Политехническую школу в Турине Парето в 1869 г. защищает диссертацию на тему «Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах», где впервые он особое внимание уделяет понятия равновесия.
В первой половине 90-х годов Парето публикует ряд исследований в области экономической теории и математической экономики. С 1893 г. и до конца жизни он был профессором политической экономии Лозаннского университета в Швейцарии. В этот период он опубликовал ряд книг – Курс политической экономии (Cours d"économie politique, 1896–1897); Социалистические системы (Les Systémes socialistes, 1902–1903); Учебник политической экономии (Manuale di economia politica, 1906). В последние годы жизни Парето собирал материалы для своей самой известной книги Трактат по общей социологии (Trattato di sociologia generale, 1916). Последним его трудом стало Краткое руководство по общей социологии (Compendio di sociologia generale, 1920).
В экономической науке Парето прежде всего известен т.н. «законом Парето», объясняющим процесс распределения доходов, препарируя который он выдвигает теорию «остатков» и «производных», а также теорию элиты. В основе его социологии лежит идея о том, что значительная часть социальных действий не имеет ничего общего с логикой, а поступки индивидов нередко продиктованы стремлением придать нерациональным действиям некую видимость логичности. Человек движим как инстинктивными «остатками», так и логизированными «производными» этих остатков. История человечества есть не что иное, как смена преобладающих настроений среди элиты. К власти могут приходить лидеры с психологией «львов», склонные к консерватизму, однако постепенно в сознании элиты распространяется философия «лис», т.е. людей, склонных к риску. «Лисы» приводят общество к кризису, и происходит возвращение консерваторов к власти.
Парето считал, что этот круг могло бы разорвать применение силы, однако элита постепенно становится все более слабой и стремится избегать насилия. В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего сам дуче Муссолини, считали себя учениками лозаннского профессора. В связи с этим в 1923 г. он был удостоен звания сенатора Италии. Парето выразил сдержанную поддержку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным и не ограничивать академических свобод. Умер Парето 20 августа 1923 г. в Селиньи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни.
Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное неравенство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя элита.
Парето различает два вида элиты: правящую, т.е. принимающую участие в осуществлении политической власти, и неправящую. В целом социальная стратификация изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита («высший слой»), а остальную часть – основная масса населения («низший слой»). Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления. Входящих в элитарный слой он, с одной стороны, характеризовал как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, как своего рода результат естественного отбора. Но в его «Трактате», с другой стороны есть утверждения и о том, что люди могут носить «ярлык» элиты, не обладая соответствующими качествами. В качестве синонимов слова «элита» Парето использует термины «правящий класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой» или просто «лучшие», игнорируя при этом относительность «элитарных» качеств и их тесную связь с определенными социальными системами. Между элитой и остальной массой населения, на взгляд Парето, постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации.
Циркуляция элит функционально необходима для поддержания социального равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для управления качествами. Если элита оказывается закрытой, т.е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и ее упадку. В то же время в низшем слое растет число индивидов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счет представителей низшего слоя. Парето считал, что политические революции происходят вследствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Революция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит. Сущность революции и состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты.
По теории Парето, в процессе истории постоянно наблюдаются циклы подъема и упадка элит. Их чередование, смена – закон существования человеческого общества. Но изменяются не просто составы элит, их контингент; сменяют друг друга, чередуются сами типы элит. Причина этой смены состоит в чередовании, точнее, в поочередном преобладании в элитах «осадков» первого и второго классов, т. е. «инстинкта комбинаций» и «настойчивости в сохранении агрегатов». Первый тип элиты, в котором преобладает «инстинкт комбинаций», управляет путем использования убеждения, подкупа, обмана, прямого одурачивания масс. Усиление «осадков» первого класса и ослабление «осадков» второго приводят к тому, что правящая элита больше заботится о настоящем и меньше – о будущем. Интересы ближайшего будущего господствуют над интересами отдаленного будущего; интересы материальные – над идеальными; интересы индивида – над интересами семьи, других социальных групп, нации. С течением времени «инстинкт комбинаций» в правящем классе усиливается, в то время как в управляемом классе, напротив, усиливается инстинкт «настойчивости в сохранении агрегатов». Когда расхождение становится достаточно значительным, происходит революция, и к власти приходит другой тип элиты с преобладанием «осадков» второго класса. Для этой категории элиты характерны агрессивность, авторитарность, упорство, непримиримость, подозрительность к маневрированию и компромиссам. Первый тип правящей элиты Парето называет «лисами», второй – львами». В сфере экономики этим двум типам соответствуют категории «спекулянтов и «рантье»: в первой из них преобладают «осадки» первого класса, во второй – второго. «Спекулянты», обладая хорошими способностями в области экономических комбинаций, не довольствуются фиксированным доходом, часто незначительным, и стремятся заработать больше. Каждая из двух категорий выполняет в обществе особую полезную функцию. Общество, в котором почти исключительно преобладают «рантье», остается неподвижным и склонно к застою и загниванию; общество, в котором доминируют «спекулянты», лишено стабильности; оно находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко может быть нарушено изнутри или извне.
В математическом измерении его еще можно назвать принципом 20/80. В свою очередь этот принцип означает, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата. Дальнейшие улучшения не всегда оправданны. Основные положения закона Парето состоят в следующем: – Значимых факторов немного, а факторов тривиальных множество – лишь единичные действия приводят к важным результатам. – Бо́льшая часть усилий не даёт желаемых результатов. – То, что мы видим, как правило отличается от того, что мы получаем, – всегда существуют скрытые силы. – Обычно слишком сложно и утомительно разбираться в том, что происходит, а часто это и не нужно: необходимо лишь знать – работает ли Ваша идея или нет, и изменять её так, чтобы она заработала, а затем поддерживать ситуацию до тех пор, пока идея не перестанет работать. – Большинство удачных событий обусловлено действием небольшого числа высокопроизводительных сил; большинство неприятностей связано с действием небольшого числа высокодеструктивных сил. – Бо́льшая часть действий, групповых или индивидуальных, являет собой пустую трату времени. Они не дают ничего реального для достижения желаемого результата.