Состав институциональных единиц государственного сектора в рф. Территориальное расположение институциональных единиц

Институциональная единица является важнейшим понятием в СНС.

Существуют два типа институциональных единиц: юридические лица и домашние хозяйства. Среди Юридических лиц СНС выделяет:

· корпорации;

· некоммерческие организации (НКО);

· органы государственного управления.

У этих видов институциональных единиц разные экономические задачи, функции и поведение.

Корпорации – это институциональные единицы с коллективной формой собственности держателей акций, созданные специально в целях производства товаров и услуг для рынка. Они могут быть источниками прибыли для владеющих ими единиц. В комплексе с корпорациями в СНС рассматриваются также квазикорпоративные предприятия, которые, не находясь в коллективной собственности акционеров, заняты рыночным производством в целях получения прибыли и управляются по типу корпораций. Квазикорпорациями являются: а) государственные предприятия, занятые производством рыночных товаров и услуг с целью извлечения дохода; б) некорпоративные предприятия – рыночные производители, находящиеся в собственности физических лиц и обладающие признаками юридического лица; в) филиалы или постоянные представительства зарубежных компаний, занятые производством товаров и услуг в пределах национальной экономики.

НКОявляются институциональными единицами, созданными для производства или распределения продуктов и услуг, но не с целью получения дохода или прибыли единицами, которые их контролируют или финансируют. Большая часть НКО (профсоюзы, политические партии, благотворительные общества и т.п.) оказывает нерыночные услуги. Однако НКО могут быть заняты рыночным производством и иметь от своей деятельности прибыль, которая направляется на повышение качества предоставляемых услуг и снижение платы за них. Такие НКО часто создаются в сфере образования, науки и здравоохранения.

В составе НКО, занятых рыночном производством, выделяются организации, учрежденные группами предприятий в целях содействия своей деятельности – торговые палаты, организации предпринимателей и арендаторов, исследовательские лаборатории и т.п. Взносы предприятий-учредителей на их содержание рассматриваются как плата за предоставляемые услуги, и в силу этого такие НКО классифицируются в СНС как рыночные производители.

Органы государственного управления предоставлены центральным правительством, региональными и местными органами управления. Они организуют и финансируют оказание обществу услуг коллективного пользования (в области обороны, правопорядка, общего управления и т.д.) и индивидуальных (в области здравоохранения, образования и т.д.). Они также занимаются распределением и перераспределением доходов и богатства при помощи налогообложения и других трансфертов. При этом правительство не обязательно выступает в роли непосредственного производителя услуг. Производители нерыночных услуг (коллективного пользования, а также индивидуальных услуг общедоступного бесплатного образования, медицинского обслуживания, социальной защиты и т.п.) неотделимы от самих органов управления и не рассматриваются как самостоятельные институциональные единицы. Для выполнения других своих функций в области здравоохранения, образования и т.д. правительство может создавать НКО или привлекать рыночных производителей, оплачивая их услуги по рыночным ценам.



Домашнее хозяйство в СНС определяется как индивидуум или небольшая группа людей, живущих в одном и том же жилище, объединяющих часть или весь свой доход и богатство и совместно потребляющих продукты и услуги определенных типов, главным образом – жилищные услуги и продукты питания. Домашние хозяйства не ведут счета в полном наборе, но являются хозяйствующими субъектами и могут от своего имени владеть и распоряжаться собственными ресурсами и принимать обязательства.

Индивидуальные члены домашних хозяйств не рассматриваются как отдельные институциональные единицы. Люди, длительное или неопределенное время живущие в учреждениях типа монастырей, психиатрических клиник, домов для престарелых и т.п., рассматриваются как принадлежащие к одному домашнему хозяйству, поскольку они не пользуются (или пользуются в малой степени) самостоятельностью действий и принятием экономических решений.

Домашние хозяйства являются преимущественно потребительскими единицами, но они могут участвовать в любого рода экономической деятельности. Они не только поставляют рабочую силу для других институциональных единиц, но могут осуществлять производственную деятельность в рамках принадлежащих им некорпоративных предприятий.

Корпорации и некоммерческие организации являются резидентами той страны, в которой они юридически образованы и зарегистрированы. Если корпорация содержит отделение, офис или производство за рубежом в течение длительного периода времени, то это отделение, офис или производство рассматривается как квазикорпорация, являющаяся резидентом той страны, в которой она расположена.

Некорпоративные предприятия имеют то же резидентсво, что и домашние хозяйства, к которым принадлежат их владельцы. Однако, если они находятся на территории другой страны, то их следует рассматривать как квазикорпорацию, являющуюся резидентом той страны, в которой они расположены.

Все члены одного домашнего хозяйства имеют то же резидентство, что и само домашнее хозяйства. Определяющим признаком здесь является место проживания, а не место работы. Если физические лица достаточно долго (год и более) живут или работают за границей, они перестают быть членами своих первоначальных домашних хозяйств и приобретают статус резидентов других стран. Это не относится к персоналу посольств и дипломатам, работающим в зарубежных анклавах страны, так как центр их экономических интересов не выходит за пределы экономической территории. Продолжают оставаться резидентами своих стран студенты, обучающиеся за границей (если они не порывают связей со своими домашними хозяйствами), а также лица, находящиеся за границей на лечении.

В системе национальных счетов используется несколько классификаций, позволяющих на научной основе собирать и анализировать сведения об экономической деятельности огромного числа хозяйствующих субъектов.

В первую очередь СНС выделяет три типа экономической деятельности:

· производство;

· потребление;

· накопление капитала.

Между ними существуют взаимосвязи, в основе которых лежат процессы образования, распределения и использования доходов.

Деление внутренних институциональных единиц по секторам экономики представляет собой исходный момент в составлении денежной и банковской статистики. Институциональные единицы согласно общепринятой системе национальных счетов (СНС) подразделяются на несколько секторов:

Все они различаются по своим экономическим целям, функциям и поведению. Экономическое поведение институциональных единиц в секторе корпораций значительно отличается от других секторов. Корпорации создаются с целью производства товаров и услуг для их реализации на рынке. Органы государственного управления, напротив, предоставляют нерыночные товары и услуги обществу и занимаются перераспределением доходов и богатства. Корпорации отличаются от домашних хозяйств, поскольку последние руководствуются другими экономическими целями, прежде всего – конечным потреблением.

Финансовые корпорации отделяются от нефинансовых корпораций уже на первом этапе разбивки экономики по секторам. Целью их деятельности является содействие трансферту средств от кредиторов заемщикам, т. е. финансовое посредничество. Оно принципиально отличается от других видов производственной деятельности.

Финансовый сектор , или сектор финансовых корпораций , включает все корпорации и квазикорпорации-резиденты, основной функцией которых является финансовое посредничество или связанная с ним вспомогательная финансовая деятельность. Финансовое посредничество, в свою очередь, может быть определено как производственная деятельность, н процессе которой институциональная единица мобилизует финансовые ресурсы путем принятия обязательств за собственный счет с целью направления собранных ресурсов другим институциональным единицам путем кредитования или приобретения финансовых активов иным способом. Предоставление услуг, носящих вспомогательный характер для финансового посредничества, может осуществляться в форме вторичной деятельности самими финансовыми посредниками либо выполняться специализированными агентствами или брокерами. На рынке действуют также другие институциональные единицы, основной функцией которых является предоставление гарантий по векселям и иным финансовым инструментам, использующимся для учета и рефинансирования. Эти институциональные единицы предоставляют услуги, весьма схожие с услугами финансовых корпораций, однако они не являются финансовыми посредниками в полном смысле, поскольку не подвергают себя риску через принятие обязательств за собственный счет.

Сектор финансовых корпораций включает в себя также некоторые некоммерческие организации, которые:

  1. занимаются предоставлением финансовых услуг (например, страхованием);
  2. финансируются за счет взносов финансовых корпораций и призваны содействовать их деятельности или служат их интересам.

Отдельные корпорации и квазикорпорации занимаются предоставлением финансовых услуг в ограниченных объемах. Например, некоторые торговые сети предоставляют своим покупателям потребительские кредиты. Такие институциональные единицы не могут быть отнесены к финансовым посредникам, поскольку их главная деятельность состоит в предоставлении нефинансовых товаров и услуг. Домашние хозяйства, со своей стороны, могут заниматься финансовой деятельностью, например, в частном порядке давать взаймы деньги. Однако исходя из их конечной цели (потребление), мы их также не относим к финансовому сектору.

2. Финансовый сектор и его структура

Финансовый сектор или сектор финансовых корпораций включает и себя следующие основные сектора и подсектора:


Центральный банк представляет собой национальное финансовое учреждение (или сеть учреждений), осуществляющее денежно-кредитное регулирование, и выполняет такие задачи, как эмиссия наличных денег, валютное регулирование и контроль, рефинансирование других депозитных корпораций. В ряде стран центральные банки также принимают депозиты нефинансовых корпораций или предоставляют им кредит. В ряде стран, где отсутствует денежно-кредитная автономия (невозможна эмиссия независимой валюты), центральный банк отсутствует. Его функции выполняет иностранный центральный банк. Согласно международным стандартам он считается депозитной корпорацией.

Подсектор центрального банка включает в себя следующие институциональные единицы:

  1. Центральный банк , или «банк банков », являющийся проводником денежно-кредитной политики государства в большинстве стран. Центральный банк наделен монопольным правом денежной эмиссии, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса. Нередко центральный банк выступает агентом правительства при обслуживании государственного бюджета и надзорным органом банковской системы. В разных странах его называют национальным, эмиссионным или резервным банком, например, в России - Банк России (Центральный банк Российской Федерации).
  2. Валютное правление (валютный совет, валютный комитет, валютная палата, валютное управление, currency board) – денежно-кредитное учреждение, эмитирующее банкноты и монеты, которые при предъявлении первого требования свободно конвертируются по фиксированному курсу обмена в иностранную валюту или другой внешний резервный актив. Валютное правление имеет на пассивных счетах банкноты и монеты в обращении, но дел с банками оно обычно не ведет, в результате чего банковские резервы отсутствуют. В качестве активов валютное правление держит только иностранные резервы, которые служат обеспечением денежной эмиссии. Отсутствие внутренних активов говорит о том, что оно не может кредитовать ни правительство, ни банки. Фактически валютное правление представляет собой некий автоматический механизм конверсии иностранной валюты в национальные денежные средства и обратно. В 2006 г. валютное правление действовало в Боснии и Герцеговине, Брунее, Болгарии, Гонконге (Китай), Джибути, Эстонии и Литве.
  3. Агентства и учреждения, связанные с государством или правительственные агентства (Government-affiliated agencies). В специфических случаях проводником денежно-кредитной политики может выступать министерство финансов от лица правительства и частный банк, обладающий монополией на денежную эмиссию. Если институциональная единица в основном занимается выполнением функций денежно-кредитного регулятора, она включается в подсектор центрального банка. Во многих странах центральные банки регулируют деятельность депозитных и других финансовых корпораций или осуществляют за ними надзор. В 2000-х гг. мегарегулятор финансового сектора потеснил специализированных регуляторов во многих странах. За рубежом под мегарегулятором понимают модель объединенного или интегрированного надзора за финансовым сектором. По формальным признакам мегарегулятором становится специализированное государственное учреждение, уполномоченное регулировать не менее двух из трех основных категорий финансовых посредников - банки и страховые копании; банки и компании, работающие на рынке ценных бумаг; инвестиционные и страховые компании. В настоящее время мегарегулятором действует приблизительно в 50 странах, как развитых, так и развивающихся.
    Учреждение, отвечающее за интегрированный надзор за финансовым сектором, классифицируется в составе финансовых вспомогательных единиц, а не в подсекторе центрального банка. Частные корпорации, выполняющие такие функции, как клиринг и расчеты по чекам, включаются в подсектора других финансовых корпораций в соответствии с направлениями их деятельности.

Другие депозитные корпорации включают в себя все финансовые корпорации (кроме центрального банка) и квазикорпорации-резиденты, основным видом деятельности которых является финансовое посредничество и которые эмитируют долговые обязательства, включающиеся в национальное определение широкой денежной массы. В мировой практике чаще всего в подсектор других депозитных корпораций входят:

  1. коммерческие банки;
  2. инвестиционные банки;
  3. сберегательные банки;
  4. ипотечные банки;
  5. сельские и сельскохозяйственные банки;
  6. ссудосберегательные ассоциации;
  7. строительные общества;
  8. кредитные союзы и кооперативы;
  9. компании по выпуску дорожных чеков, занимающиеся деятельностью, свойственной финансовым корпорациям.

Подсектор других финансовых корпораций (other financial corporations) представляет собой группы страховых корпораций и пенсионных фондов, других финансовых посредников и финансовых вспомогательных единиц.

  1. Страховые корпорации (Insurance Corporations) включают корпоративные, взаимные и иные организации, основной функцией которых является страхование жизни, страхование от несчастных случаев, страхования на случай болезни, страхование от пожара и другие виды страховании индивидуальных институциональных единиц или их групп.
  2. Пенсионные фонды (Pension Funds) организованы в форме самостоятельных институциональных единиц, действующих независимо от своих учредителей. Они предназначены для выплаты пенсионных пособий работникам. Пенсионные фонды имеют собственные активы и пассивы и осуществляют финансовые операции за собственный счет. Они организуются и управляются индивидуальными частными или государственными работодателями или совместно индивидуальными работодателями и их работниками. Служащие и (или) работодатели вносят в пенсионные фонды регулярные взносы (отчисления). В мировой практике в большей степени распространены частные (и в меньшей – государственные) закрытые и открытые пенсионные фонды. Подсектор пенсионных фондов не охватывает программы пенсионного обеспечения, предназначенные для работников частных или государственных структур которые не имеют отдельно организованного фонда, и не охватывают программы, организующиеся негосударственными работодателями, резервы которых просто включаются в резервные средства самого работодателя или вкладываются в выпускаемые им ценные бумаги.
  3. Другие финансовые посредники (Other Financial Intermediaries) охватывают группы разнообразных институциональных единиц, в которые входят все финансовые корпорации, за исключением депозитных корпораций, страховых корпораций и пенсионных фондов, финансовые вспомогательных единиц. Институциональные единицы подсектора, других финансовых посредников обычно мобилизуют финансовые ресурсы путем приема долгосрочных или специализированных форм депозитов и выпуска ценных бумаг и финансовых инструментов участия в капитале. Эти финансовые посредники часто специализируются на кредитовании конкретных категорий заемщиков и на использовании специализированных финансовых механизмов, например финансового лизинга. Они также занимаются предоставлением ценных бумаг в кредит и операциями с производными финансовыми инструментами.

    В подсектор других финансовых посредников могут входить следующие институциональные единицы.

    1. Финансовые компании (Finance companies) – институциональные единицы, основным видом деятельности которых является предоставление кредитов нефинансовым корпорациям и домашним хозяйствам.
    2. Финансовые лизинговые компании (Financial leasing companies) – институциональные единицы, занимающиеся финансированием покупки материальных активов в форме лизинга.
    3. Инвестиционные пулы (Investment pools) – институциональные единицы, выступающие в форме финансовых организаций (за исключением пенсионных фондов), которые объединяют средства инвесторов с целью приобретения финансовых активов. Примерами инвестиционных пулов являются взаимные фонды, инвестиционные трасты, паевые фонды другие институциональные единицы коллективного инвестирования.
    4. Андеррайтеры ценных бумаг и дилеры (Securities underwriters and dealers) включают физические лица и фирмы, специализирующиеся на операциях с ценными бумагами в форме оказания помощи фирмам в выпуске новых ценных бумаг путем андеррайтинга и размещения на рынке новых выпусков ценных бумаг, а также проведения операций купли-продажи с новыми или непогашенными ценными бумагами за собственный счет. Брокеры и другие институциональные единицы, проводящие операции купли-продажи между покупателями и продавцами ценных бумаг, но не приобретающие и не хранящие их на собственных счетах, классифицируются как финансовые вспомогательные единицы.
    5. Компании специального назначения или компании-носители (Vehicle companies) представляют собой финансовые структуры, созданные для владения секьюритизированными активами или активами, переданными с балансов корпораций или государственных предприятий в рамках их реструктуризации. Многие компании специального назначения организованы как трасты, которые создаются исключительно с целью владения определенным портфелем финансовых активов или пассивов.
    6. Посредники, специализирующиеся на операциях с производными финансовыми инструментами (Financial derivative intermediaries) включают институциональные единицы, которые (1) занимаются выпуском производных инструментов, считающихся финансовыми активами, или (2) создают позиции по таким инструментам.
    7. Специализированные финансовые посредники (Specialized financial intermediaries) включают: холдинговые корпорации; компании, предоставляющие краткосрочное финансирование операций по слияниям и поглощениям корпораций; фирмы по финансированию экспорта и импорта; факторинговые компании; фирмы венчурного капитала; фирмы, занимающиеся вложением капитала в целях развития; ломбарды, занимающиеся ссудными операциями с физическими лицами.
    8. Финансовые вспомогательные единицы - это те финансовые корпорации, деятельность которых тесно связана с финансовым посредничеством, но которые сами по себе не выступают финансовыми посредниками. К ним относят: рынки ценных бумаг; брокеров и агентов; компании, осуществляющие обмен валютами; корпорации, предоставляющие финансовые гарантии (страхование от убытков, относящихся к конкретным финансовым корпорациям, и от финансовых убытков по конкретным контрактам).

3. Классификация финансовых активов

Финансовые инструменты представляют собой широкий спектр финансовых контрактов, заключаемых между различными институциональными единицами. Финансовые инструменты классифицируются как финансовые активы (financial assets) или как другие финансовые инструменты (other financial instruments).

Финансовые активы определяются как финансовые требования (financial claims). К ним относятся, например, наличная валюта, депозиты и ценные бумаги – все они имеют очевидную, доказуемую стоимость (demonstrable value). К другим финансовым инструментам относятся такие финансовые контракты, как, например, финансовые гарантии, кредитные линии, обязательства по предоставлению займов и аккредитивы. Они являются обусловленными инструментами (contingent instruments), или зависят от наступления неопределенных будущих условий (uncertain future events). Обусловленные финансовые контракты выходят за границу охвата финансовых активов и классифицируются как «другие финансовые инструменты».

В Системе национальных счетов от 1993 г. финансовые активы определяются как подмножество экономических активов – объектов, в отношении которых институциональными единицами устанавливаются (индивидуально или коллективно) права собственности и от владения которыми или использования которых в течение определенного периода времени их владельцы могут получать экономические выгоды.

Большинство финансовых активов представляют собой финансовые требования, возникающие на основе договорных отношений, устанавливаемых, когда одна институциональная единица предоставляет финансовые ресурсы другой единице. Контракты между институциональными единицами создают основу для финансовых отношений между кредитором и должником, через которые владельцы актива приобретают безусловные требования на экономические ресурсы других институциональных единиц. Характер финансовых отношений между кредитором и должником придают финансовому инструменту аспекты актива и пассива. Монетарное золото и СДР, несмотря на отсутствие у них обязательств на стороне пассивов, также считаются финансовыми активами.

Классификационный признак ликвидности, заданный в СНС, могут дополнять другие, более конкретные характеристики актива, такие как обращаемость (negotiability), переводимость (transferability), реализуемость на рынке (marketability) и конвертируемость (convertibility). Хотя они не присутствуют среди формальных классификационных признаков, эти характеристики играют важнейшую роль в определении категорий финансовых активов.

Финансовые активы подразделяются на следующие классы.

Монетарное золото (monetary gold) – золото, хранящееся центральным банком или органами денежно-кредитного регулирования и составляющее часть официальных международных резервов страны. Запасы золота, не входящие в состав официальных резервов, классифицируются как нефинансовые активы. Операции с монетарным золотом отражаются на счетах центрального банка как изменение по счету активов, а соответствующая контрпроводка записывается как изменение активов остального мира. Операции с немонетарным золотом классифицируются как операции с нефинансовыми активами.

СДР (специальные права заимствования) – международные резервные активы, которые создаются МВФ и распределяются среди его государств-участников в дополнение к официальным резервам. У членов МВФ, получивших в свое распоряжение СДР, не возникает реального (безусловного) обязательства по возврату выделенных СДР. Специальные права заимствования могут быть активами только государств – участников МВФ и международных финансовых организаций, являющихся уполномоченными держателями СДР.

Наличная валюта (currency) – банкноты и монеты, имеющие фиксированную номинальную стоимость и выпускаемые центральными банками или правительствами. Наличная валюта подразделяется на отдельные категории для национальной валюты и иностранной валюты, представляющей обязательства центральных банков или правительств других стран. В некоторых странах выпускаются золотые монеты, оценивающиеся по их рыночной (внутренней) стоимости, или памятные монеты, хранимые за их нумизматическую ценность. Если монеты из драгоценных металлов или памятные монеты не находятся в активном денежном обращении, они должны классифицироваться как нефинансовые активы.

Депозиты (deposits) – все требования к центральному банку, другим депозитным корпорациям, органам государственного управления, которые подтверждены свидетельством о вкладе. В категорию депозитов вхожи переводные и другие депозиты. Для депозитов в национальной в иностранной валюте в целях учета используются отдельные категории.

Переводные, или передаваемые депозиты (transferable deposits) – депозиты, характеризующиеся следующими признаками: могут быть конвертированы в наличные деньги по номиналу по первому требованию без уплаты штрафа и без каких-либо ограничений; могут быть использованы для осуществлении платежей с помощью чека, тратты, жиро-поручения, прямого зачисления/списания или других механизмов прямых денежных платежей.

Другие депозиты (other deposits) – финансовые требования, кроме переводных депозитов, которые подтверждены свидетельством о вкладе. К ним относят: депозиты до востребования; сберегательные и срочные вклады; непереводные депозиты в иностранной валюте; обязательства финансовых корпораций в форме акций или других свидетельств о вкладе, которые юридически или на практике могут обмениваться на наличные немедленно или с уведомлением за короткий срок; доли взаимных фондов денежного рынка с ограничениями переводимости; соглашения о последующем выкупе (РЕПО), включающиеся н национальные показатели широкой денежной массы.

Депозитами с ограничениями (restricted deposits) – депозиты, снятие средств с которых ограничивается законодательством, нормативными актами или коммерческими требованиями. К депозитам с ограничениями относятся следующие депозиты: импортные депозиты, формирование которых требуется от импортеров до ввоза товаров в страну; переводные депозиты, перечисленные на счета вкладчиков, которые не могут быть изъяты, пока депозитная корпорация, которой бы ли перечислены депозиты (например, чеки или тратты), не получит средств по ним; обязательные сберегательные депозиты, открываемые в соответствии с законодательными требованиями, по которым часть доходов работника помещается на депозитный счет, средства с которого могут использоваться только по истечении оговоренного периода или сниматься только для оговоренных целей (таких как покупка жилья или пенсия); блокированные валютные депозиты (средства не могут быть сняты со счета), открываемые по требованиям валютного контроля; депозиты в финансовых корпорациях, закрытых до ликвидации или реорганизации.

Включение депозитов с ограничениями в состав денежных агрегатов зависит от характера действующих ограничений.

Долговые ценные бумаги (debt securities) или категория «ценные бумаги, кроме акций » (securities other than shares) включают обращающиеся финансовые инструменты, служащие свидетельством того, что институциональная единица имеет обязательства, которые должны быть погашены путем предоставления наличных денег, финансового инструмента или какого-либо иного объекта, имеющего экономическую ценность. К наиболее распространенным долговым ценным бумагам относятся: государственные казначейские векселя; государственные облигации; облигации корпораций; необеспеченные долговые обязательства корпораций; векселя корпораций; депозитные сертификаты, выпускаемые депозитными корпорациями.

В категорию «ценные бумаги, кроме акций» включают привилегированные акции (preferred stocks or shares), обеспечивающие получение фиксированного дохода, но не дающие права на получение остаточной стоимости корпорации при ее ликвидации. В «ценные бумаги, кроме акций» входят также конвертируемые облигации (convertible bonds) – облигации, которые при определенных условиях могут быть конвертированы в акции.

Для создания долговых ценных бумаг иногда используется секьюритизация финансовых активов . Секьюритизация (securitization) представляет собой выпуск ценных бумаг, обеспечиваемых финансовыми активами, такими как ипотечные кредиты, требования к держателям кредитных карт и иные виды займов. Финансовые активы (например, ипотечные ссуды), служащие обеспечением ценных бумаг, продолжают отражаться на стороне активов бухгалтерского баланса. На стороне пассивов учитываются ценные бумаги, которые реализованы инвестором, заинтересованным в косвенных требованиях на выплаты основной суммы и процентов от финансовых активов, подвергшихся секьюритизации.

Банковские акцепты (banker"s acceptances) считаются долговыми финансовыми активами, несмотря на то, что никакого обмена денежными средствами может не происходит. Банковские акцепты представляют собой принятие финансовой корпорацией тратты или переводного векселя и безусловное обещание выплатить оговоренную сумму на заданную дату. Банковский акцепт представляет безусловное требование со стороны держателя и безусловное обязательство со стороны акцептующего банка. Встречным активом банка в случае акцепта является требование по отношению к своему клиенту.

Кредиты и займы (loans) – финансовые активы, которые обладают следующими характеристиками: создаются, когда кредитор предоставляет финансовые ресурсы напрямую заемщику; подтверждены не обращающимися на рынке документами.

Категория «кредиты и займы » включает все ссуды и авансы (кроме кредиторской и дебиторской задолженности, которая относится в отдельную категорию финансовых активов), предоставляемые различным секторам со стороны финансовых корпораций, органов государственного управления и, в некоторых странах, других секторов. К «кредитам и займам» относятся ссуды с погашением в рассрочку (installment loans), кредит на покупку в рассрочку (hire-purchase credit) и ссуды для финансирования торговли (loans to finance trade). Сюда же входят требования и обязательства по отношению к МВФ, имеющие форму займов, и финансовый лизинг.

В особые группы категории «кредиты и займы» выделяются соглашения РЕПО , кредитование ценными бумагами и другие активы, не относящиеся к кредитам и займам. Соглашение о продаже ценных бумаг с обратной покупкой (РЕПО) представляет собой операцию, включающую продажу за наличные денежные средства ценных бумаг по оговоренной цене с обязательством выкупить эти или аналогичные ценные бумаги по фиксированной цене либо на оговоренную будущую дату, либо «с открытым сроком». Соглашение называется «обратным РЕПО» когда оно рассматривается с точки зрения покупателя ценных бумаг, т. е стороны, предоставляющей наличные денежные средства. Соглашение РЕПО могут использоваться для самых разнообразных целей, например как средство финансирования покупки лежащего в основе РЕПО инструмента, для заимствования наличных средств или как средство покрытия короткой позиции.

Предоставлением в ссуду ценных бумаг или кредитованием ценными бумагами (securities lending) называется механизм, посредством которо го держатель ценных бумаг передает их «заемщику» с условием, что те же (или аналогичные) ценные бумаги будут возвращены на оговоренную дату или по требованию. Полное и неограниченное право собственности передается заемщику, однако риск и выгоды, связанные с правом собственности, остаются у первоначального владельца. Кредитование ценными бумагами используется владельцами ценных бумаг для повышения прибыли от операций с ценными бумагами и (или) для снижения издержек, связанных с их хранением. Механизмы предоставления в ссуду ценных бумаг делятся на две категории в зависимости от вида залога: наличные деньги или ценные бумаги. Заемщик ценных бумаг обычно предоставляет залог, стоимость которого равна или выше стоимости ссужаемых ценных бумаг. Кредитование ценными бумагами с денежным залогом весьма схоже с соглашением РЕПО, оно ведет к тому же экономическому результату. По этой причине РЕПО и предоставление в ссуду ценных бумаг учитываются в денежной и банковской статистике одинаковым образом.

Золотые займы (gold loans ) или золотые депозиты (gold deposits) представляют собой предоставление в ссуды или зачисление на депозит золота как финансового актива (монетарного золота) либо как нефинансового актива (т. е. немонетарного золота). Операции с золотом могут производиться для получения доходов от золота выше среднерыночных.

Долевые ценные бумаги (share securities) или «акции и другие формы участия в капитале » (shares and other equity) включают все финансовые инструменты и учетные документы, подтверждающие требования на стоимость имущества корпораций, оставшиеся после удовлетворения требований всех кредиторов. Право собственности на долю участия в капитале, как правило, подтверждено акциями, паями, сертификатами донского участиями и аналогичными документами. Описываемая категории охватывает чистую стоимость средств собственников в капитале квазикорпораций, акций и другие формы участия в корпорациях. Она также включает привилегированные акции, обеспечивающие участие в распределении остаточной стоимости при ликвидации корпорации.

Страховые технические резервы (insurance technical reserves) – чистая стоимость средств домашних хозяйств в резервах по страхованию жизни и в пенсионных фондах, а также предварительные взносы страховых премий и резервов для покрытия неурегулированных претензий. Указанные статьи считаются активами бенефициаров и держателей полисов.

Чистая стоимость средств домашних хозяйств в резервах по страхованию жизни и в пенсионных фондах (Net Equity of Households in Life Insurance Reserves and in Pension Funds) – требования держателей страховых полисов в отношении резервов страховых корпораций и пенсионных фондов. Резервы страховых корпораций и пенсионных фондов в конечном счете, должны быть использованы для выплат пособий держателям полисов либо по их выходе на пенсию, либо в случае иного оговоренного события, либо для выплаты компенсации наследникам в случае смерти держателя полиса. Требования представляют собой активы сектора домашних хозяйств, а не страховых корпораций или пенсионных фондов.

Чистая стоимость средств домашних хозяйств в пенсионных фондах (Net equity of households in pension funds) представляет собой требования м отношении будущих выплат дохода по достижении установленного возраста или по окончании оговоренного периода. Характер пассивов пенсионного фонда и активов домашних хозяйств зависит от пенсионного плана. В плане с установленным размером пособий работодатель гарантирует участвующим работникам определенный уровень пенсионных платежей. Пассивы плана с установленным размером пособий равны приведенной стоимости обещанных пособий. В планах с установленным размером взносов (defined contribution plans, «планах покупных денег» – money purchase plans) фиксированными являются взносы, а пособия напрямую зависят от активов фонда. Пассивы фонда с установленным размером взносов и активы домашних хозяйств равны текущей рыночной стоимости активов фонда.

Предварительные взносы страховых премий и резервы на покрытие неурегулированных претензий (Prepayments of Insurance Premiums and Reserves 4gainst Outstanding Claims) являются текущими требованиями держателей полисов и бенефициаров, а не чистой стоимостью собственных средств страховых корпораций. Предварительные взносы премий, производимые клиентами в начале периода, на который распространяется действие страхового полиса, ведут к образованию резервов у страховых корпораций. При этом считается, что страховая компания получает эти средства постепенно в течение всего срока действия полиса, а образовавшиеся резервы являются активами держателей полисов.

Финансовые деривативы, или производные финансовые контракты (financial derivatives) – финансовые инструменты, которые привязываются к другому финансовому инструменту, показателю или товару, с помощью которого на финансовом рынке можно проводить операции с финансовыми рисками (например, процентным и валютным рисками, риском изменения курсов акций и цен на товары, кредитным риском и т. п.) независимо от основного инструмента. Стоимость производного финансового инструмента является производной от цены базового объекта, которым может быть, например, актив или индекс. В ходе заключения производного финансового контракта не происходит передачи основной суммы контракта, которая должна была бы впоследствии погашаться, и не осуществляется начисления инвестиционного дохода. Производные инструменты используются для различных целей, в том числе для управления риском, хеджирования, арбитражных операций между рынками и спекуляции. Финансовые деривативы могут быть представлены двумя широкими категориями: контракты форвардного типа (forward-type contracts) – безусловные контракты, в рамках которых две стороны договариваются обменять установленное количество лежащих в основе контракта объектов (реальных или финансовых) по согласованной цене (цене исполнения) на оговоренную дату; контракты опционного типа (option contracts) – контракты, в рамках которых покупатель приобретает у продавца право купить (или продать, в зависимости от того, является ли опцион опционом на покупку или опционом на продажу) оговоренный объект, лежащий в основе опциона, по цене исполнения на оговоренную дату или до нее.

Другая дебиторская/кредиторская задолженность (Other accounts receivable/payable) включает: коммерческий кредит, предоставленный напрямую корпорациям, органам государственного управления, некоммерческим организациям, домашним хозяйствам и остальному миру; авансы на работы, которые находятся на стадии незавершенного производства (или которые еще предстоит предпринять); предварительная оплата товаров и услуг; все остальные статьи, которые требуют дополнительного анализа для включения в другие категории, а также для начисленных налогов и начисленных расходов, например, ренты и заработной платы; отложенные доходы и резервы на покрытие убытков по ссудам и на другие цели.

Другие финансовые инструменты (Other financial instruments) применяются во многих договорных финансовых отношениях между институциональными единицами. Они не ведут к возникновению безусловных требований (unconditional requirements), например, произвести платеж или предоставить иные объекты, обладающие экономической ценностью. Подобные договоренности, которые называются «обусловленными» (contingencies), не включаются в определение финансовых активов и не должны отражаться на балансах финансовых корпораций. Перечислим другие наиболее распространенные финансовые инструменты:

  1. гарантии платежа третьей стороной являются обусловленным контрактом, поскольку платеж требуется только в том случае, если основной должник допускает невыполнение обязательств (дефолт).
  2. Кредитные линии (Lines of credit) дают гарантию, что денежные средства будут предоставлены, однако никакой финансовый актив (т. е. ссуда) не создается до тех пор, пока средства фактически не переданы заемщику.
  3. Аккредитивы (Letters of credit) представляют собой обещание произнести платеж, когда будут предоставлены определенные документы, оговоренные в контракте.
  4. Эмиссионные программы с банковской поддержкой (Note issuance facilities, NIFs) гарантируют сторонам возможность продажи эмитируемых ими краткосрочных ценных бумаг (векселей) и покупку финансовыми корпорациями, обеспечивающими действие такого механизма, всех ценных бумаг, не проданных на рынке. В случае, когда финансовая корпорация, обеспечивающая действие такого механизма, фактически предоставляет средства, она приобретает фактический актив, который подлежит отражению на балансе.

Разделение экономики на институциональные секторы применяется в СНС для отражения поведения и функций отдельных типов экономических суб"єктів12.

Институционный сектор экономики - это совокупность институциональных единиц, имеющих сходные интересы, функции и источники финансирования, что обусловливает сходство их экономической поведінки13.

Согласно международных статистических стандартов институциональные единицы группируются в пять секторов:

Нефинансовые корпорации - это институциональные единицы, основной деятельностью которых является производство рыночных товаров или предоставление нефинансовых услуг;

Финансовые корпорации - все корпорации, специализирующиеся на финансовых услугах или вспомогательной финансовой деятельности;

Сектор общего государственного управления - объединяет юридические лица, для которых основной деятельностью является выполнение функций законодательной, исполнительной или судебной власти в отношении других институциональных единиц в пределах определенной территории;

Сектор домашних хозяйств домохозяйство определяется в "Руководстве по денежно-кредитной и финансовой статистики" как небольшая группа лиц, которые совместно проживают и объединяющих полностью или частично свои доходы и имущество и совместно потребляют определенные виды товаров и услуг (главным образом жилье и продукты питания). Согласно отечественной Классификации институциональных секторов экономики домохозяйства - это совокупность лиц, которые совместно проживают в одном жилом помещении или его части, обеспечивают себя всем необходимым для жизни, ведут общее хозяйство, полностью или частично объединяют и расходуют средства.

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, определяется как совокупность всех некоммерческих организаций-резидентов за исключением некоммерческих организаций, являющихся рыночными производителями, а также нерыночных некоммерческих организаций, контролируемых и в основном финансируемых органами государственного управления.

Состав и структура институциональных секторов экономики Украины согласно отечественных методологических положений статистики приведены в табл. 2.1.

Согласно отечественной Классификации институциональных секторов экономики некоммерческая хозяйственная деятельность (деятельность некоммерческих организаций (НКО)) - это самостоятельная систематическая хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования, направленная на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли.

Поскольку НКО отличаются значительным разнообразием в отношении учредителей и функций, они могут принадлежать к разным институциональных секторов. При решении этого вопроса необходимо прежде всего провести грань между рыночными и нерыночными НКО.

В рыночных НКО относятся НКО, которые предоставляют товары и услуги по экономически значимым ценам, то есть по цене, которая позволяет повлиять на уровень спроса. С другой стороны, статус НКО позволяет им иметь дополнительные средства в виде добровольных пожертвований частных лиц, корпораций или органов государственного управления.

С другой стороны, статус НКО позволяет им иметь дополнительные средства в виде добровольных пожертвований частных лиц или корпораций, что дает им возможность владения высокодоходными активами.

В составе рыночных НКО преобладают НКО, которые обслуживают предприятия. Большинство из них образуются ассоциациями предпринимателей, в интересах которых ведется их деятельность.

К ним относятся торговые палаты, сельскохозяйственные, производственные и торговые ассоциации, организации предпринимателей, научно-исследовательские институты, лаборатории и другие организации.

Эти НКО могут заниматься рекламной деятельностью в интересах какой-либо группы, оказывать консультационные услуги и тому подобное. Такие НКО в основном финансируются за счет членских взносов, уплачиваемые работниками предприятий, которые они обслуживают.

К нерыночным относятся НКО, которые предоставляют основную часть товаров и услуг бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения. Главным источником финансирования для них являются средства государственного бюджета, регулярные взносы их членов, пожертвования, другие трансферты, а также доходы от собственности.

Таблица 2.1. Состав институциональных секторов в экономике Украины

Институционный сектор

Институциональной единицы, входящие в институционного сектора

Нефинансовые корпорации

1.1. Государственные нефинансовые корпорации;

1.2. Частные нефинансовые корпорации;

1.3. Нефинансовые корпорации под иностранным контролем

Финансовые корпорации

2.1. Национальный банк Украины;

2.2. Другие депозитные корпорации;

2.3. Другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и негосударственных пенсионных фондов;

2.4. Вспомогательные финансовые организации;

2.5. Страховые корпорации и негосударственные пенсионные фонды

3.1. Центральные органы государственного управления (центральное правительство);

3.2. Региональные и местные органы государственного управления;

3.3. Фонды социального страхования

Домашние хозяйства

4.1. Наемные работники;

4.2. Работодатели;

4.3. Самостоятельно занятые работники;

4.4. Получатели доходов от собственности и трансфертов

Некоммерческие организации

которые обслуживают домохозяйства

5.1. Политические партии и другие общественные организации;

5.2. Благотворительные организации и фонды;

5.3. Социально-культурные подразделения нефинансовых и финансовых корпораций

В составе нерыночных НКО выделяют две основные группы:

НКО, контролируемых и в основном финансируемых органами государственного управления;

НКО, обслуживающих домохозяйства.

Единицы-нерезиденты, осуществляющие операции с резидентными институциональными единицами или имеют с ними другие экономические связи, образуют группу, что может рассматриваться как своеобразный сектор "другого мира", предназначенный для учета внешнеэкономической деятельности страны. В состав "другого мира" входят некоторые нерезиденте институциональные единицы, находящиеся в географических границах страны, например, посольства, консульства, военные базы, международные организации.

До сектора внешнеэкономических связей ("другой мир") входят институциональные единицы-резиденты других стран, деятельность которых связана с операциями с институциональными единицами-резидентами данной страны.

Признаками классификации институциональных единиц по секторам является их главные экономические функции и источники формирования доходов (табл. 2.2).

Таблица 2.2. Основные функции и источники доходов (ресурсов) секторов

Сектор

Основные функции

Основные источники доходов (ресурсов)

Нефинансовые корпорации

Производство товаров и рыночных нефинансовых услуг

Финансовые корпорации

Финансовые операции на коммерческой основе и операции по страхованию

Поступления от кредитно-депозитных операций, проценты, страховые взносы по контрактам

Органы государственного управления

Предоставление нерыночных услуг для коллективного потребления и перераспределения национального дохода, богатства

Обязательные платежи (налоги) из институциональных единиц других секторов

Домашние хозяйства:

Как потребители;

Как предприниматели

Потребление;

Производство товаров и рыночных услуг

Оплата труда, трансферты из других секторов, доход от собственности;

Выручка от реализации товаров и услуг

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства

Предоставление нерыночных услуг домашним хозяйствам

Добровольные и благотворительные взносы населения (домохозяйств), доходы от собственности, а также трансферты

"Другой мир"

Этот сектор не характеризуется какой-либо принципиальной функцией или доходами (ресурсами); он включает иностранные единицы (нерезиденты), потому что они осуществляют операции с отечественными институциональными единицами (резидентами данной страны)


Классификационной единицей в секторной группировке является институциональная единица – хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может самостоятельно принимать решения и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Исключение составляют считающиеся институциональными единицами домашние хозяйства. Они не ведут счетов, но могут распоряжаться своими ресурсами, от своего имени владеть активами и принимать обязательства и являются хозяйствующими субъектами. Относящиеся к каждому сектору хозяйствующие субъекты имеют сходные цели, функции и источники финансирования, обуславливающие их сходное экономическое поведение.

Основными видами институциональных единиц внутренней экономики в соответствии с определениями, принятыми в СНС-93, являются:

Корпорации (нефинансовые и финансовые),

Квазикорпорации (нефинансовые и финансовые),

Некоммерческие организации (НКО) (рыночные и нерыночные),

Государственные учреждения,

Домашние хозяйства.

Корпорация – институциональная единица, имеющая статус юридического лица, которая создается с целью производства товаров или услуг для реализации их на рынке, что составляет основной источник дохода для их владельцев.

Квазикорпорация – хозяйствующий субъект, формально не имеющий статуса корпорации, но во всех других отношениях схожий с ней, например, неакционированные предприятия.

Государственное учреждение – институциональная единица, основная функция которой состоит в предоставлении товаров и нерыночных услуг обществу в целом или отдельным его членам, а также в перераспределении доходов и богатства. Государственное учреждение финансируется и контролируется органами государственного управления.

Некоммерческая организация (НКО) – институциональная единица, занятая экономической деятельностью, целью которой не является извлечение прибыли для единиц, которые являются владельцами НКО или которые их финансируют и контролируют. НКО могут быть рыночными и нерыночными единицами. Рыночные НКО, финансируемые и контролируемые корпорациями, относятся к сектору корпораций (нефинансовых или финансовых). Нерыночные НКО могут финансироваться и контролироваться органами государственного управления и домашними хозяйствами. Первые относятся к сектору государственного управления, а вторые образуют отдельный сектор экономики – некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ). Отнесение НКО к тому или иному сектору экономики осуществляется в зависимости от источников их финансирования.

Домашнее хозяйство – институциональная единица, состоящая, как правило, из небольшой группы лиц, которые живут вместе, объединяют часть или все свои доходы и активы и которые коллективно потребляют некоторые виды товаров и услуг (в основном жилищные). К домашним хозяйствам относится также так называемое институциональное население, т. е. лица, находящиеся в течение относительно длительного периода времени в больницах, домах престарелых, тюрьмах и т. д. Домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров и услуг, осуществляя производственную деятельность в форме индивидуальных предприятий, либо неформально, с целью обеспечения продукцией собственных потребностей или реализации ее на рынке.

Институциональный сектор экономики – совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения их функций в экономике и источников финансирования, обуславливающих их сходное экономическое поведение.

Выделяются следующие сектора внутренней (национальной) экономики: «Нефинансовые предприятия», «Финансовые учреждения», «Органы государственного управления», «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства».

В сектор «Нефинансовые предприятия» (НФП) включаются корпорации, которые производят товары и нефинансовые услуги для продажи их на рынке по экономически значимым ценам. В этот сектор входят частные и государственные корпорации, совместные предприятия, а также предприятия, полностью находящиеся под контролем иностранного капитала.

Сектор «Финансовые учреждения» (ФУ) включает банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения, основной функцией которых является финансовое посредничество. Последнее состоит в том, чтобы находить на финансовом рынке свободные денежные средства, аккумулировать их, перерабатывать в форму, удобную для инвесторов, и предоставлять инвесторам по ценам (ставкам), складывающимся на рынке. Финансовые учреждения финансируют свои издержки главным образом за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.

Сектор «Органы государственного управления» (ОГУ) включает бюджетные государственные учреждения, главной функцией которых является перераспределение национального доходов и национального богатства, а также предоставление нерыночных услуг как обществу в целом, так и его отдельным членам. Эти функции государственные учреждения осуществляют с целью реализации социально-экономической политики, которая, как правило, предусматривает оказание помощи определенным социальным группам населения (малоимущим, пенсионерам, инвалидам, студентам и пр.), а также с целью недопущения чрезмерных разрывов в уровнях доходов наименее и наиболее обеспеченных слоев общества. Органы государственного управления финансируют свои издержки за счет налогов, но также частично за счет доходов от собственности, которой они располагают.

Сектор «Домашние хозяйства» (ДХ) включает домашние хозяйства, т. е. единицы в основном потребительского характера, и мелкие некорпорированные предприятия, владельцами которых выступают домашние хозяйства (мелкие фермы, небольшие магазины, рестораны, мастерские и т. д.). В этот же сектор включаются лица свободных профессий. Предполагается, что они являются собственниками некорпорированных предприятий, состоящих из одного лица.

К сектору домашних хозяйств относятся также собственники жилья, в котором они сами проживают. Платная наемная прислуга (садовники, шоферы, повара) рассматриваются как члены тех домашних хозяйств, где они работают.

Свои издержки единицы, входящие в сектор домашних хозяйств, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений (пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий, которые входят в этот сектор.

Сектор «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» (НКО) включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членам этих организаций. Единицы, входящие в этот сектор, фи­нансируют свои издержки за счет взносов, доходов от собственности и пожертвований.

В финансово-промышленных группах (ФПГ), представляющих собой группу предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, при секторной группировке каждый участник ФПГ должен рассматриваться как отдельная институциональная единица и относиться к соответствующему сектору при всех способах формирования группы (путем передачи ее участниками находящихся в их собственности пакетов акций входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений в доверительное управление одному из участников группы, путем приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, учреждений и организаций, становящихся участниками группы и т. п.).

В холдингах, представляющих собой группы предприятий, в которых материнская корпорация контролирует несколько дочерних корпораций, каждая отдельная корпорация, за исключением вспомогательных, рассматривается при секторной группировке как самостоятельная институциональная единица.

Материнская (холдинговая) корпорация, основным (часто единственным) источником дохода которой являются дивиденды дочерних корпораций, а основным видом деятельности – владение и управление или осуществление иным способом контроля над группой дочерних корпораций, относится к тому сектору, который соответствует основному направлению деятельности группы компаний, входящих в холдинг, а не основной деятельности самой холдинговой компании. Например, в тех случаях, когда большинство контролируемых корпораций является финансовыми, материнская (холдинговая) корпорация относится к сектору «Финансовые учреждения».

Дочерние корпорации, являющиеся полной собственностью материнской корпорации или группы корпораций, занятые исключительно предоставлением услуг материнской компании, которой они принадлежат (например, транспортных услуг, снабженческо-сбытовых, маркетинговых, информационно-вычислительных услуг, услуг по охране и т. п.), называются вспомогательными корпорациями и рассматриваются как часть материнской корпорации или одной из корпораций группы, которая создала эту корпорацию, и самостоятельными институциональными единицами не являются.

Отдельно выделяется сектор «Остальной мир» , который охватывает нерезидентов в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны. Этот сектор не характеризуется какой-либо принципиальной функцией или принципиальными ресурсами.

Институциональная единица - это хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может самостоятельно принимать решение и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Исключение составляют считающиеся институциональными единицами домашние хозяйства

На практике существуют два основных типа институциональных единиц: домашние хозяйства и корпорации (юридические лица), чье существование и чьи права признаются независимо от людей или других юридических лиц, которые ими владеют.

Домашние хозяйства обычно состоят из нескольких человек, которые при этом не рассматриваются как отдельные институциональные единицы. Это может быть семья, или просто несколько человек, которые живут совместно, совместно же владеют имуществом и имеют общий бюджет.

В качестве юридических лиц выступают корпорации (то есть предприятия, принадлежащие нескольким владельцам), некоммерческие организации или государственные единицы. Предприятия или организации, как правило, самостоятельно принимают экономические решения, хотя самостоятельность может быть ограничена их владельцами, например, корпорации в конечном счете контролируются акционерами.

С позиций принадлежности к национальной экономике субъекты разделены на резидентов и нерезидентов.

Институциональная единица является резидентом страны, или, точнее, экономики, если центр ее экономических интересов расположен на экономической территории данной страны. Считается, что единица имеет где-либо центр экономического интереса, если она владеет на данной территории землей или недвижимостью, продолжительное время участвует или намерена продолжительное время участвовать в экономической деятельности.

Резидентами считаются все экономические единицы (предприятия, домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории данной страны (занимаются производственной деятельностью или проживают в стране не менее года). К резидентным макроэкономическим институциональным единицам); кредитно-инвестиционные институты – экономические единицы, осуществляющие привлечение и использование свободных денежных средств.



К нерезидентным институциональным субъектам, участвующим в макроэкономическом кругообороте относятся: иностранные фирмы и физические лица, занимающиеся импортом продукции; зарубежные инвесторы и заемщики капитала; правительственные и общественные организации других стран.

Секторы национальной экономики:
нефинансовые предприятия;
финансовые учреждения;
государственные учреждения;
некоммерческие организации, обслуживающие домашние
хозяйства;
домашние хозяйства;
мировая экономика.

Сектор представляет собой совокупностьинституциональных единиц, т. е. хозяйствующих единиц (хозяйствующих субъектов), которые имеют похожие цели, функции и источники финансирования.
К сектору «Финансовые учреждения» относятся резидентные финансовые корпорации и квази-корпорации, занятые финансовым посредничеством и другими коммерческими услугами.
Ресурсы данных секторов формируются за счет принятых обязательств и полученных процентов, страховых премий и комиссионных.

Отрасль определяется как совокупность предприятий, расположенных в одном месте, занятых одним видом производственной деятельности или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть выпуска. Заведение не является институциональной единицей, способной владеть активами самостоятельно, получать или использовать доходы, принимать обязательства и т. д.
Отрасль «Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение» включает банковскую деятельность, страхование, пенсионное обеспечение, финансово-посредническую деятельность.

Банковская деятельность охватывает услуги Банка России и его учреждений, коммерческих банков, сберегательных банков и т. п. (корпорации, фонды, инвестиционные фирмы, включая инновационные и осуществляющие финансовый лизинг). Например, завершившийся 2006 г. неожиданно оказался хорошим для российской экономики, т. е. прирост ВВП за год составил около 7%, а первоначально прогнозировалось, что будет 6%.
Цифры экономического роста в России в 2006 г. показывают, что была переломлена тенденция снижения экономического роста, наблюдавшаяся в последние годы, а точнее в 2003 г. ВВП вырос на 7,3%, а в 2004 г. - на 7,2% и в 2005 г. - на 6,4%, и соответственно 2006 г. - почти 7%.
Из всего изложенного следует вывод о том, что действительно качество экономического роста пока оставляет желать лучшего. Очень плачевно, когда рост ВВП обеспечивается в первую очередь не развитием производства, а ускоренным развитием торговли, финансовой деятельности, рынка недвижимости - т. е. тех видов экономической деятельности, которые ничего нового не создают, и по своему характеру их можно отнести к обыкновенной спекуляции. Основа валовой добавленной стоимости в этом случае, прежде всего, перепродажа.
Соответственно, понятно, почему хорошо развивается легкая про-мышленность, так как при такой модели экономики толчок к развитию в промышленности получают только те виды производства, которые удовлетворяют растущий потребительский спрос. Только этим и объясняются такие хорошие показатели по текстильному и швейному производству, производству кожи и обуви, резиновых и пластмассовых изделий.
Если довольствоваться малым, то, конечно, можно расти подобным образом и на производстве пластмассовых изделий. Но вряд ли такая экономика станет той самой экономикой нового инно-вационного типа, о которой сейчас многие говорят.
Таким образом, проводя внимательно структурный анализ статистических показателей развития российской экономики, мы увидим, что у нее уже на сегодняшний момент есть достаточно много серьезных проблем. К сожалению, хорошие основные макроэкономические показатели притупляют реакцию вовремя обратить внимание на отмеченные перекосы в развитии. Но эту проблему нужно увидеть сегодня самим, чтобы завтра она не была очевидна всем.
Структурные перекосы в современной экономике имеют свойство накапливаться достаточно длительное время. Особенно это характерно для стадии экономического роста. Так как эти перекосы никуда не пропадают, соответственно, не стоит надеяться на то, что они исчезнут сами собой.
Экономическое развитие России зависит от развития мировой экономики, включая ее темпы роста, динамику мировых цен на нефть, соотношение курсов и уровень процентных ставок по активам, номинированным в основных мировых валютах, и предполагают инерционный характер развития внутренних факторов экономического развития. Существенное воздействие уровень цен на нефть оказывает на платежный баланс, курс рубля, на бюджет, инвестиционную активность, потребительский спрос. Складывающиеся на мировых финансовых рынках процентные ставки оказывают влияние на межрегиональные и глобальные потоки инвестиций. Соответственно, в общем все эти факторы существенно влияют на уровень инвестиций и темпы роста национальной экономики.
Для российской экономики главное значение имеют наиболее чувствительные для состояния платежного баланса показатели. К таким показателям относятся цены на нефть, газ и нефтепродукты, уровень процентных ставок на международном рынке капитала, складывающиеся соотношения курсов основных мировых валют. Из этого видно, что на стороне внешних факторов рассматриваются различные варианты сочетания упомянутых показателей.


В качестве базовой единицы учета в СНС используется понятие институциональной единицы, под которой понимается экономическая единица, обладающая единством поведения, самостоятельностью в принятии решений в сфере своей основной деятельности. Она ведет полный набор бухгалтерской отчетности и является юридическим лицом. Национальная экономика выступает как совокупность всех национальных единиц - резидентов, к числу которых относятся экономические единицы, которые функционируют на
данной территории более года. В число резидентов включают территориальные анклавы - посольства, научные и военные базы, размещенные в других странах.
Нерезиденты (экстерриториальные анклавы) - находящиеся в стране иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства. Различные стороны экономической деятельности в совокупности институциональных единиц-резидентов представлены в виде институционных секторов. Обычно в СНС выделяют четыре категории внутренних секторов и одну внешнюю. Первую категорию (сектор) составляют нефинансовые
предприятия, которые выполняют функцию производства материальных благ и услуг нефинансового характера, в основном за счет ресурсов из выручки от продаж. Сюда также относятся производят материальные блага и услуги, ведут бухгалтерский учет в полном объеме, но не обладают юридической самостоятельностью. Домашние хозяйства относятся ко второй категории и со-
ставляют самостоятельный сектор. Основная функция этих единиц-резидентов - потребление, хотя здесь имеет место и некоторая производственная деятельность, организованная в форме индивидуального предприятия, которое ни юридически, ни экономически не может быть отдельно от домашнего хозяйства владельца предприятия. Основные ресурсы домашних хозяйств формируются из заработной платы, доходов от собственности, получения наследства, трансфертов других секторов и
продажи благ и услуг, произведенных индивидуальными предприятиями. Категория администрации или сектор государственных учреждений, а по терминологии СНС ООН сектор производителей государственных услуг, включает институционные единицы, которые оказывают услуги, не реализуемые за деньги,для которых не существует рынка. Они выполняют функцию производства нетоварных услуг, а также перераспределения национального дохода и национального богатства. Различают 45 типов администрации, в том числе центральное правительство, местные власти, социальное страхование. Основные ресурсы этого сектора складываются из налогов, социальных выплат, получаемых с других единиц прямо или косвенно(например, в виде общественных субсидий). Сектор финансовых учреждений охватывает институционные единицы, которые осуществляют финансовые операции.Основные ресурсы их деятельности формируются из фондов,образованных в результате принятия финансовых обязательств
(денежные депозиты и проценты, акции, облигации, долгосрочные государственные фонды и другие).
Помимо этих четырех внутренних институционных секторов французская РСНС выделяет еще два сектора. Сектор частных организаций по оказанию услуг домашним хозяйствам (или производителей частных услуг, по терминологии СНС ООН) объединяет частные организации, производящие в основном нетоварные услуги для домашних хозяйств (например, услуги здравоохранения, образования, культуры и отдыха и прочие) и функционирующие на бесприбыльной основе.Сектор страховых учреждений включает все предприятия, основная деятельность которых состоит в страховании,превращении индивидуального риска в риск коллективный,с гарантией выплаты возмещения ущерба или пособия в случае реализации риска. Ресурсы этих учреждений складываются из добровольных общественных взносов или платы по
страховым договорам.

Кроме внутренних институционных секторов (категорий,агентов) СНС имеет один внешний - сектор «остальной мир»или заграница. Сюда относятся институционные единицы-резиденты, которые работают за пределами территории страны.


Сибирский государственный университет

путей сообщения

Тема: «Резидентные и нерезидентные институциональные единицы в Российской экономике»

Выполнила: Кетрарова Я.С.ст.гр.МПМ-211

Проверил:Шматков Р.Н.,к.ф.м.н, доцент

Новосибирск 2015


Салин В. Н., Медведев В. Г., Кудряшова С. И., Шпаковская Е. П. Макроэкономическая статистика: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2000. С. 31.