Психологическое свойство эффективной профессиональной памяти. Память и развитие профессиональной памяти продавца. Долговременная и кратковременная память

Психологическое свойство эффективной профессиональной памяти. Память и развитие профессиональной памяти продавца. Долговременная и кратковременная память

К:Банки, основанные в 1990 году

«Совкомба́нк» - универсальный российский банк с головным офисом в Костроме . Полное наименование - Публичное акционерное общество «Совкомбанк» . Входит в 20-ку крупнейших банков по активам по состоянию на 1 квартал 2016 года .

История

Банк основан в 1990 году в городе Буе Костромской области как «Буйкомбанк».

В 2003 году головной офис перемещён в областной центр Кострому и банк получил современное название, которое расшифровывается как «Современный Коммерческий Банк».

В 2006 году «Совкомбанк» начал распространение своей деятельности на другие регионы.

В 2007 году акционером Совкомбанка становится нидерландский инвестиционный фонд TBIF. Совкомбанк присоединяет к себе сибирский банк «Региональный кредит» и сеть кредитных агентств «АРКА». В 2012 году голландская компания SovCo Capital Partners B.V., которому принадлежали 50% банка выкупила у фонда TBIF другие 50% акций и тем самым консолидировала весь пакет акций банка.

В 2012 году TBIF перестал быть совладельцем банка , его доля была выкуплена другими участниками .

В октябре 2013 года Совкомбанк подписал соглашение о приобретении 100 % акций ДжиИ Мани Банка у корпорации General Electric . В течение 2014 года все офисы ДжиИ Мани Банка были переведены на бренд Совкомбанка В декабре 2014 г. Совкомбанк полностью завершил операционную интеграцию ДжиИ Мани Банка и юридически присоединил ДжиИ Мани Банк (ЗАО "Современный коммерческий банк") к Совкомбанку.

В сентябре 2014 года банк был преобразован из общества с ограниченной ответственностью в открытое акционерное общество (ОАО) и затем, в декабре 2014 года, в соответствии с изменениями в законодательстве, банк был преобразован из открытого акционерного общества в публичное акционерное общество (ПАО). Проведенная реорганизация не отразилась на основных видах деятельности Банка и составе его акционеров.

В декабре 2014 года ICICI Bank Limited, второй крупнейший банк в Индии, объявил о продаже своего дочернего банка в России, АйСиАйСиАй Банк Евразия, Совкомбанку. Сделку по приобретению АйСиАйСиАй Банка Евразия Совкомбанк закрыл в марте 2015 года.

Собственники и руководство

Банк не находится под фактическим контролем какого-либо юридического или физического лица, конечными бенефициарами Банка является группа российских бизнесменов, включая ключевых членов руководства Совкомбанка

Наблюдательный совет

  • Кучмент Михаил Львович - Председатель Наблюдательного совета
  • Клюкин Михаил Васильевич
  • Панферов Алексей Валерьевич
  • Фисун Алексей Леонидович
  • Хотимский Дмитрий Владимирович

Правление банка

  • Гусев Дмитрий Владимирович – Председатель Правления
  • Хотимский Сергей Владимирович – Первый Заместитель Председателя Правления
  • Сарычева Елена Владимировна – Заместитель Председателя Правления
  • Черствова Елена Александровна- Заместитель Председателя Правления
  • Спиваков Андрей Дмитриевич – Управляющий директор Банка

Финансовый директор

  • Оснос Андрей Петрович

Деятельность

Банк работает на основании Генеральной лицензии № 963 на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации. Банк также имеет лицензии на проведение операций с ценными бумагами и депозитарную деятельность, выданные Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (далее – "ФКЦБ"). С 7 февраля 2006 г. Банк является участником системы страхования вкладов, реализуемой под управлением Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".

Совкомбанк – это крупный частный универсальный банк. Основные направления бизнеса: оказание финансовых услуг физическим лицам, а также работа с крупнейшими российскими корпорациями и субъектами РФ (кредитование, размещение облигаций). По состоянию на 1 июня 2016 года банк обслуживает более 1,5 миллионов клиентов, проживающих в 947 населенных пунктах 65 регионов РФ. В банке работает 7192 сотрудника Особенностью банка является широкий спектр предложений для категорий населения, недополучающих банковское обслуживание: пенсионеры, жители малых городов, заёмщики с проблемной кредитной историей.

Докапитализация банка Агентством по страхованию вкладов ("АСВ")

В 2015 г. Агентство по страхованию вкладов в целях увеличения кредитования приоритетных отраслей экономики выбрало Совкомбанк в числе 27 российских банков для участия в "Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году", принятом распоряжением Правительства РФ №98-р от 27 января 2015 г. Перечень банков, участвующих в программе был одобрен Советом директоров АСВ 23 января 2015 г. и утвержден Правительством РФ 2 февраля 2015 г. В апреле 2015 года АСВ перевело Совкомбанку пять выпусков облигаций федерального займа (ОФЗ) стоимостью 6,27 млрд рублей в рамках докапитализации .

В сентябре 2015 года АСВ выбрало Совкомбанк в качестве инвестора банка «Экспресс-Волга». Санация банка проводится при поддержке агентства, которое предоставило Совкомбанку около 50 млрд рублей на 10 лет под 0.51% для обеспечения обязательств санируемого банка. Существующая региональная сеть «Экспресс-Волги» позволяет Совкомбанку усилить своё присутствие в стратегически важных регионах нижней Волги .

Финансовые показатели

Совкомбанк, по данным Интерфакс-100 , на апрель 2016 года занимает 19-е место среди банков России по размеру активов и 9-е по совокупному финансовому результату. На 1 апреля 2016 года совокупные активы Совкомбанка по МСФО составили 468 млрд. рублей. Портфель кредитов физических лиц к 1 мая 2016 года составил 107,5 млрд. рублей.

Рейтинги

Standard & Poor"s B Прогноз Стабильный Fitch Ratings Рейтинг по международной шкале B+ Прогноз Стабильный Рус-Рейтинг Рейтинг по международной шкале BBB Прогноз Стабильный Интерфакс-100 : 9 место – совокупный финансовый результат, 19 место – сумма чистых активов, 17 место – средства частных лиц, 25 место – собственный капитал Banki.ru: Banki.ru: 10 место - вложения в ценные бумаги, 14 место - чистая прибыль, 21 место – активы, 16 место - вклады физических лиц, 26 место - кредиты физическим лицам, 28 место – капитал (форма 123) CCBONDS: 12 место в сводном рэнкинге организаторов облигационных займов в корпоративном и муниципальных секторах; 12 место – в рэнкинге андеррайтеров (по итогам III кв. 2015)

Аудиторы

Отчётность по МСФО Совкомбанка аудируется международной аудиторской компанией Ernst & Young (Эрнст энд Янг).

Напишите отзыв о статье "Совкомбанк"

Примечания

Ссылки

  • - официальный сайт

Отрывок, характеризующий Совкомбанк

Князь Андрей почувствовал, что либо из всех дел, занимавших военного министра, действия кутузовской армии менее всего могли его интересовать, либо нужно было это дать почувствовать русскому курьеру. «Но мне это совершенно всё равно», подумал он. Военный министр сдвинул остальные бумаги, сровнял их края с краями и поднял голову. У него была умная и характерная голова. Но в то же мгновение, как он обратился к князю Андрею, умное и твердое выражение лица военного министра, видимо, привычно и сознательно изменилось: на лице его остановилась глупая, притворная, не скрывающая своего притворства, улыбка человека, принимающего одного за другим много просителей.
– От генерала фельдмаршала Кутузова? – спросил он. – Надеюсь, хорошие вести? Было столкновение с Мортье? Победа? Пора!
Он взял депешу, которая была на его имя, и стал читать ее с грустным выражением.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Шмит! – сказал он по немецки. – Какое несчастие, какое несчастие!
Пробежав депешу, он положил ее на стол и взглянул на князя Андрея, видимо, что то соображая.
– Ах, какое несчастие! Дело, вы говорите, решительное? Мортье не взят, однако. (Он подумал.) Очень рад, что вы привезли хорошие вести, хотя смерть Шмита есть дорогая плата за победу. Его величество, верно, пожелает вас видеть, но не нынче. Благодарю вас, отдохните. Завтра будьте на выходе после парада. Впрочем, я вам дам знать.
Исчезнувшая во время разговора глупая улыбка опять явилась на лице военного министра.
– До свидания, очень благодарю вас. Государь император, вероятно, пожелает вас видеть, – повторил он и наклонил голову.
Когда князь Андрей вышел из дворца, он почувствовал, что весь интерес и счастие, доставленные ему победой, оставлены им теперь и переданы в равнодушные руки военного министра и учтивого адъютанта. Весь склад мыслей его мгновенно изменился: сражение представилось ему давнишним, далеким воспоминанием.

Князь Андрей остановился в Брюнне у своего знакомого, русского дипломата.Билибина.
– А, милый князь, нет приятнее гостя, – сказал Билибин, выходя навстречу князю Андрею. – Франц, в мою спальню вещи князя! – обратился он к слуге, провожавшему Болконского. – Что, вестником победы? Прекрасно. А я сижу больной, как видите.
Князь Андрей, умывшись и одевшись, вышел в роскошный кабинет дипломата и сел за приготовленный обед. Билибин покойно уселся у камина.
Князь Андрей не только после своего путешествия, но и после всего похода, во время которого он был лишен всех удобств чистоты и изящества жизни, испытывал приятное чувство отдыха среди тех роскошных условий жизни, к которым он привык с детства. Кроме того ему было приятно после австрийского приема поговорить хоть не по русски (они говорили по французски), но с русским человеком, который, он предполагал, разделял общее русское отвращение (теперь особенно живо испытываемое) к австрийцам.
Билибин был человек лет тридцати пяти, холостой, одного общества с князем Андреем. Они были знакомы еще в Петербурге, но еще ближе познакомились в последний приезд князя Андрея в Вену вместе с Кутузовым. Как князь Андрей был молодой человек, обещающий пойти далеко на военном поприще, так, и еще более, обещал Билибин на дипломатическом. Он был еще молодой человек, но уже немолодой дипломат, так как он начал служить с шестнадцати лет, был в Париже, в Копенгагене и теперь в Вене занимал довольно значительное место. И канцлер и наш посланник в Вене знали его и дорожили им. Он был не из того большого количества дипломатов, которые обязаны иметь только отрицательные достоинства, не делать известных вещей и говорить по французски для того, чтобы быть очень хорошими дипломатами; он был один из тех дипломатов, которые любят и умеют работать, и, несмотря на свою лень, он иногда проводил ночи за письменным столом. Он работал одинаково хорошо, в чем бы ни состояла сущность работы. Его интересовал не вопрос «зачем?», а вопрос «как?». В чем состояло дипломатическое дело, ему было всё равно; но составить искусно, метко и изящно циркуляр, меморандум или донесение – в этом он находил большое удовольствие. Заслуги Билибина ценились, кроме письменных работ, еще и по его искусству обращаться и говорить в высших сферах.
Билибин любил разговор так же, как он любил работу, только тогда, когда разговор мог быть изящно остроумен. В обществе он постоянно выжидал случая сказать что нибудь замечательное и вступал в разговор не иначе, как при этих условиях. Разговор Билибина постоянно пересыпался оригинально остроумными, законченными фразами, имеющими общий интерес.
Эти фразы изготовлялись во внутренней лаборатории Билибина, как будто нарочно, портативного свойства, для того, чтобы ничтожные светские люди удобно могли запоминать их и переносить из гостиных в гостиные. И действительно, les mots de Bilibine se colportaient dans les salons de Vienne, [Отзывы Билибина расходились по венским гостиным] и часто имели влияние на так называемые важные дела.
Худое, истощенное, желтоватое лицо его было всё покрыто крупными морщинами, которые всегда казались так чистоплотно и старательно промыты, как кончики пальцев после бани. Движения этих морщин составляли главную игру его физиономии. То у него морщился лоб широкими складками, брови поднимались кверху, то брови спускались книзу, и у щек образовывались крупные морщины. Глубоко поставленные, небольшие глаза всегда смотрели прямо и весело.
– Ну, теперь расскажите нам ваши подвиги, – сказал он.
Болконский самым скромным образом, ни разу не упоминая о себе, рассказал дело и прием военного министра.
– Ils m"ont recu avec ma nouvelle, comme un chien dans un jeu de quilles, [Они приняли меня с этою вестью, как принимают собаку, когда она мешает игре в кегли,] – заключил он.
Билибин усмехнулся и распустил складки кожи.
– Cependant, mon cher, – сказал он, рассматривая издалека свой ноготь и подбирая кожу над левым глазом, – malgre la haute estime que je professe pour le православное российское воинство, j"avoue que votre victoire n"est pas des plus victorieuses. [Однако, мой милый, при всем моем уважении к православному российскому воинству, я полагаю, что победа ваша не из самых блестящих.]
Он продолжал всё так же на французском языке, произнося по русски только те слова, которые он презрительно хотел подчеркнуть.
– Как же? Вы со всею массой своею обрушились на несчастного Мортье при одной дивизии, и этот Мортье уходит у вас между рук? Где же победа?
– Однако, серьезно говоря, – отвечал князь Андрей, – всё таки мы можем сказать без хвастовства, что это немного получше Ульма…
– Отчего вы не взяли нам одного, хоть одного маршала?
– Оттого, что не всё делается, как предполагается, и не так регулярно, как на параде. Мы полагали, как я вам говорил, зайти в тыл к семи часам утра, а не пришли и к пяти вечера.
– Отчего же вы не пришли к семи часам утра? Вам надо было притти в семь часов утра, – улыбаясь сказал Билибин, – надо было притти в семь часов утра.
– Отчего вы не внушили Бонапарту дипломатическим путем, что ему лучше оставить Геную? – тем же тоном сказал князь Андрей.
– Я знаю, – перебил Билибин, – вы думаете, что очень легко брать маршалов, сидя на диване перед камином. Это правда, а всё таки, зачем вы его не взяли? И не удивляйтесь, что не только военный министр, но и августейший император и король Франц не будут очень осчастливлены вашей победой; да и я, несчастный секретарь русского посольства, не чувствую никакой потребности в знак радости дать моему Францу талер и отпустить его с своей Liebchen [милой] на Пратер… Правда, здесь нет Пратера.
Он посмотрел прямо на князя Андрея и вдруг спустил собранную кожу со лба.
– Теперь мой черед спросить вас «отчего», мой милый, – сказал Болконский. – Я вам признаюсь, что не понимаю, может быть, тут есть дипломатические тонкости выше моего слабого ума, но я не понимаю: Мак теряет целую армию, эрцгерцог Фердинанд и эрцгерцог Карл не дают никаких признаков жизни и делают ошибки за ошибками, наконец, один Кутузов одерживает действительную победу, уничтожает charme [очарование] французов, и военный министр не интересуется даже знать подробности.
– Именно от этого, мой милый. Voyez vous, mon cher: [Видите ли, мой милый:] ура! за царя, за Русь, за веру! Tout ca est bel et bon, [все это прекрасно и хорошо,] но что нам, я говорю – австрийскому двору, за дело до ваших побед? Привезите вы нам свое хорошенькое известие о победе эрцгерцога Карла или Фердинанда – un archiduc vaut l"autre, [один эрцгерцог стоит другого,] как вам известно – хоть над ротой пожарной команды Бонапарте, это другое дело, мы прогремим в пушки. А то это, как нарочно, может только дразнить нас. Эрцгерцог Карл ничего не делает, эрцгерцог Фердинанд покрывается позором. Вену вы бросаете, не защищаете больше, comme si vous nous disiez: [как если бы вы нам сказали:] с нами Бог, а Бог с вами, с вашей столицей. Один генерал, которого мы все любили, Шмит: вы его подводите под пулю и поздравляете нас с победой!… Согласитесь, что раздразнительнее того известия, которое вы привозите, нельзя придумать. C"est comme un fait expres, comme un fait expres. [Это как нарочно, как нарочно.] Кроме того, ну, одержи вы точно блестящую победу, одержи победу даже эрцгерцог Карл, что ж бы это переменило в общем ходе дел? Теперь уж поздно, когда Вена занята французскими войсками.

Совкомбанк – это чей банк и кто является официальным владельцем его документов? Для обычных потребителей данный вопрос может оказаться неважным, однако ответ на него ищут многие крупные предприятия, желающие сотрудничать с ПАО. Совместная работа открывает внушительные перспективы, поскольку сегодня он обладает высоким оборотом и хорошими рейтингами в среде бизнес-клиентов и частных лиц. Головной офис организации располагается в Костроме, однако его филиалы распространены практически по всей территории России.

Во времена Советов понятия “Банк” как такового не существовало, а все финансовые учреждения и институты принадлежали государству и подчинялись государственному управлению. Сегодня они сосредоточены в руках частных лиц, поэтому Правительство имеет право только на некоторые правовые регулирования их деятельности. Лицензии выдает Центробанк, он же вносит очередную коммерческую организацию в собственный реестр, если та работает по предложенным нормативам.

На фоне работы нынешней системы экономики вопрос о том, кому принадлежит Совкомбанк, понятен и актуален, поскольку его управление также сосредоточено в частных руках. Управлением сегодня занимаются три ключевые фигуры:

  1. Михаил Кучмент – председатель наблюдательного совета.
  2. Дмитрий Гусев – председатель правления.
  3. Николай Варма – независимый директор финансового учреждения в корпоративном управлении.

В списке числятся и иные лица, входящие в состав правления и наблюдательного совета. Главных бухгалтером числится Марина Христенок. Работают также и заместители Председателя Правления.

Но кому необходима компания и кто является ее полноправным владельцем? Сама организация является собственностью Публичной компании из Нидерландов “Совко Капитал Партнерс Эн Ви”. В то же время ПАО принадлежит не зарубежным партнерам, а группе предпринимателей из России во главе с Сергеем и Дмитрием Хотимскими.

Кому принадлежит контрольный пакет акций

Формально считается, что контрольный пакет акций (100% ценных бумаг) принадлежит организации с ограниченной ответственностью “Совко Капитал Партнерс Эн Ви”, работающей на территории Нидерландов. Но на практике организацией управляет 20 совладельцев, среди которых:

  • Сергей Хотимский (6,22% голосов);
  • Дмитрий Хотимский (единственный акционер, входящий в управляющий состав);
  • фирма “Ява Ворлдвайд Лимитед” (обладает 4% голосов);
  • “Седиал Лимитед” (всего около 27% голосов от общего числа) и т. д.

Выделить единственного владельца, кому бы принадлежал весь пакет, нельзя. Весь управляющий аппарат при этом базируется на основе принципа разделения по голосам. Поэтому администрированием занимается более десяти человек аппарата.

Чей это дочерний банк

Первым названием еще самостоятельного кредитного учреждения, открывшегося в 1990 году, было “Буйкомбанк”. В таком виде оно просуществовало на протяжении трех последующих лет. Михаил Клюкин и Сергей Хотимский приобрели предприятие и дали ему новое название, которое сохранилось для частной компании и по сей день. Однако сегодня Совкомбанк – что за банк и чей дочерней организацией он является? Нидерландская бизнес-группа TBIF приобрела ровно половину всех акций еще в 2007 году. Затем она продала свою часть ценных бумаг другим акционерам. В дальнейшем фирма становилась дочерней еще у трех крупнейших организаций, а сегодня вошла в состав “Совко Капитал Партнерс Эн Ви”. Ее владельцы являются официальными бенефициарами кредитного учреждения.

Сегодня компания обладает очень большим управляющим аппаратом, поэтому достаточно трудно ответить на вопрос, чей это банк. Не исключено, что число акционеров будет расти и в дальнейшем, возможна также смена или рокировка руководящего состава.

Заключение

Совкомбанк относится к числу наиболее востребованных организаций в сфере партнерства и финансовых услуг, предоставляемых населению. Это является заслугой крупного руководящего состава, а также богатой истории коммерческой организации. Компания растет и развивается на территории страны по сей день, несмотря на то, что ее акции принадлежат иностранной группе. За счет грамотного управления в банке удается проводить акции и улучшать условия предоставления кредитов и депозитов, улучшается и общее банковское обслуживание населения и юридических лиц. Перспективное развитие планируется и в будущем.

Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Процессы памяти

При характеристике памяти выделяют следующие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала.

Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление - кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;

3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.

При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания

Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.

Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.

Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание. Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.

Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию. Забывание материала под влиянием деятельности, предшествующей запоминанию, получило название проактивного торможения, а забывание материала под влиянием последующей деятельности - ретроактивного. Под воздействием этих видов торможения средние элементы информации сохраняются в памяти хуже, чем первые и последние («эффект края»). Для того чтобы восстановить важную для следствия информацию, следователю следует активизировать словесно-логическую память свидетеля, попытаться найти связь между выпавшими их памяти элементами и теми из них, которые сохранились в его сознании.

Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:

узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта;

воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия;

припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач;

реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий.

Виды памяти

Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти.

В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала

Двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве.

Эмоциональная (аффективная) память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Она характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию.

Образная память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта. Это память о внешнем виде объекта и его местонахождении в пространстве. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память

Словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания. Словесно-логическая память – ведущий вид памяти.

В зависимости от характера деятельности

Произвольная память характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока. Это наиболее продуктивный вид памяти.

Непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.

В зависимости от способа запоминания

Механическая память не опирается на осмысление запоминаемого материала.

Смысловая память основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материала.

В зависимости от продолжительности хранения материала в памяти

Ультракороткая память (иконическая – для зрительного и эхоническая – для слухового восприятия) – вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную.

Кратковременная память – определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются «стиранию» под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.

Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 сек. Ее объем ограничен 5 - 7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.

Долговременная память обусловливается структурно-химическими изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение запоминаемого материала на длительное время, возможно, на всю жизнь.

Оперативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти . Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности, так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним условие задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях.

Список литературы

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с.

Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та,1997. – 244 с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496 с.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.

8. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 368 с.


С точки зрения рефлекторной теории И.П. Павлова в основе процессов памяти лежат ассоциации (по смежности, сходству, контрасту и др.), представляющие собой временную нервную связь. Степень прочности образования связей обуславливается характером подкрепления (П.К. Анохин).

Современная наука выдвигает ряд гипотез о механизмах памяти:

  1. механизмом памяти являются самовозобновляющиеся биотоки в нервных клетках и другие модели;
  2. механизм памяти выполняет важную роль в образовании следов памяти нуклеиновых кислот (в частности, рибонуклеиновой кислоты – РНК), находящихся в белках нейронов. Показано также, что мозговая активность при кодировании (запоминании) и воспроизведении разная и что кратковременная и долговременная память реализуется разными мозговыми структурами.

В отечественной психологии при изучении механизмов памяти под-черкивается зависимость их от характера деятельности (П.П. Блонский).

Процессы памяти

При характеристике памяти выделяют такие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала (рис. 2).

Запоминание

Сохранение

Забывание

Процессы памяти

Воспроизведение

Рис. 2. Процессы памяти

Запоминание − процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление − кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;

3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.

Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

  1. сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);
  2. то, что вызывает ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, его контрастность по отношению к фону и т.п.);
  3. то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность процесса необычного явления, раздражители, имеющие эмоциональную окраску;
  4. то, что более связано с потребностями данного человека;
  5. то, что является объектом активной деятельности.

Условиями успешного произвольного запоминания выступают:

  1. осознание значимости и смысла запоминаемого материала;
  2. выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа и т.д.;
  1. содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта;
  2. возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;
  3. эмоционально-эстетическая насыщенность материала.

При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания. Запоминание может протекать с различной степенью осмысления материала. В соответствии с этим положением различают механическое и смысловое (логическое) запоминание. Смысловое запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов. Этапы логического запоминания:

  1. осознание цели запоминания;
  2. понимание смысла запоминаемого;
  3. анализ материала;
  4. выявление наиболее существенных мыслей;
  5. обобщение;
  6. запоминание этого обобщения.

Механическое запоминание основано на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений. При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания – мнемотехника – создание вспомогательных искусственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, легко запоминающемся ритмическом темпе. Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.

Большое значение для психологии свидетельских показаний играет явление, получившее название эффекта Зейгарник – по имени оте-чественного психолога Б.В. Зейгарник, изучавшей зависимость запо-минания от эмоционально-мотивационной сферы. Вывод, к которому пришла она, заключался в том, что незавершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза чаще, чем незаконченные. Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатления, сопровождающие действия, вызывают более стойкие очаги возбуждения в коре головного мозга. Поэтому, опрашивая свидетеля, который затруд-няется что-то вспомнить, следователю следует уточнить, чем он занимался в интересующий для следствия период, помочь ему вспомнить важные для дела обстоятельства, отталкиваясь от его занятий, личных дел.

Психологи предлагают некоторые приемы, позволяющие улучшить запоминание, которые могут использоваться юристами в их практической деятельности (рис. 3).

Приемы, позволяющие улучшить запоминание

Смысловая (семантическая) организация материала с выделением в нем основных опорных пунктов, слов

Составление вспомогательных схем, таблиц с графическим отражением связей между различными элементами схемы, с фиксацией временных и пространственных координат исследуемого события

Составление плана, в котором раздельно отражаются:

  1. исходная информация (что необходимо сделать);
  2. вопросы, подлежащие выяснению;
  3. при запоминании сложного материала смысловая группировка материала проводится по различным основаниям (по интересующим следователя лицам, по расследуемым эпизодам)

Сравнение сходных явлений, фактов, например выявление общего и расхождений в показаниях свидетелей, документах и в других источниках доказательств

Рис. 3. Приемы, позволяющие улучшить запоминание

Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятель-ности), условий в организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное. Для сохранения информации в долговременной памяти нужна особая организация материала (классификация, удобное пространственное расположение, ассоциативные связи, схемы, таблицы и пр.). Информация сохраняется вместе с той ситуацией, в которой кодировалась (запоминалась). Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.

Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание.

Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу. Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию. Забывание происходит по «закону гиперболы» (Г. Эббингауз): чем больше времени с начала запоминания, тем меньше он забывается (рис. 4).

Процент запоминания информации

1 2 3 4 5 6 10 20 30 60 90

Прошедшее время (в днях)

Рис. 11.4. Кривая забывания Г. Эббингауза:

I – бессмысленный материал; II – логическая обработка; III – при повторении

На качество запоминания влияют различные факторы: модальность, осмысленность, привычность материала, функциональное и эмоцио-нальное состояние человека (шок, стресс). Забывание материала под влиянием деятельности, предшествующей запоминанию, получило название проактивного торможения, а забывание материала под влиянием последующей деятельности ретроактивного. Под воздействием этих видов торможения средние элементы информации сохраняются в памяти хуже, чем первые и последние («эффект края»).

Для того чтобы восстановить важную для следствия информацию, следователю нужно активизировать словесно-логическую память свидетеля, попытаться найти связь между выпавшими из памяти элементами и теми из них, которые сохранились в его сознании. Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроиз-ведение имеет несколько уровней.

Узнавание – сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринималось в прошлом. Узнавание базируется на сопоставлении образа объекта, полученного в результате процесса его восприятия, опознания, со следами, сохраняющимися в памяти. Узнавание разделяется на симультанное (систематическое) и сукцессивное (аналитическое). Симультанное узнавание происходит быстро, интуи-тивно, без анализа деталей и чаще всего безошибочно. Сукцессивное узнавание предполагает внимательное рассмотрение опознаваемого объекта с целью сличения воспоминаний с предложенным оригиналом. Типичным примером узнавания является опознание лиц, предметов свидетелями.

Воспоминание осуществляется в отсутствие объекта восприятия.

Процесс воспоминания в памяти осуществляется либо произвольно, по желанию человека, либо непроизвольно. Непроизвольность воспоминания – понятие относительное: память извлекает информацию по механизму ассоциаций. Ассоциация возникает по смежности (все предметы, явления и отношения вспомнились одновременно), сходству (когда вспоминаемое имеет общие или сходные черты с тем, о чем думается), противоположности (если мысли о чем-либо вызывают воспоминания о предметах и явлениях, контрастных по своему назначению или содержанию).

При допросе свидетелей и потерпевших нужно иметь в виду, что ассоциация по ходу воспоминаний – непрерывный процесс и что ассоциации группируются вокруг представлений, наиболее значимых с точки зрения самого рассказывающего. Поэтому не следует навязывать свидетелю определенный характер ассоциаций. Необходимо дать ему возможность рассказать о событии в той последовательности, в которой он его запомнил, в противном случае потеря части информации неизбежна.

Припоминание – представляет собой наиболее активную форму воспроизведения и во многом зависит от четкости поставленных задач.

Хотелось бы отметить, что воспоминание и припоминание не являются изолированными друг от друга процессами. Между ними существует двухсторонняя связь. Припоминание с одной стороны, является предпосылкой воспроизведения, а с другой – оказывается его результатом.

Припоминание совершается в процессе воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе. Поэтому не случайно следователю рекомендуется начинать допрос со свободного рассказа, так как это способствует активизации латентного слоя, запечатленного в памяти. Не следует прерывать допрашиваемого, так как заданный в ходе свободного рассказа вопрос может рассеять внимание допрашиваемого, нарушить ход его мыслей, помешает припоминанию фактов.

Реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого. Эта особенность воспроизведения имеет особое крими-налистическое значение, так как сущность реминисценции состоит в усилении в памяти новых смысловых связей при отсроченном воспроизведении. Данное явление объясняется процессами торможения в коре головного мозга, которые появляются сразу же после события под влиянием сильного раздражителя, каким может являться сам акт преступного поведения. И лишь после угасания этих процессов заторможенные следы начинают восстанавливаться в сознании. Поэтому повторные допросы свидетелей, потерпевших с интервалом в несколько дней и более нередко дают положительные результаты.

Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий и половой принадлежности.

В юридической практике, оценивая показания свидетелей, важно учитывать, что воспроизведение связано с реконструкцией воспринятого. Очевидцы происшедшего вспоминая те или иные события, прежде всего, выделяют те стороны, которые соответствуют их эмоциональным состояниям и доминирующим установкам. Так, например, при страхе утрируется степень угрожающих обстоятельств, а чувство ненависти способствует воспроизведению, в первую очередь, отрицательных качеств другого человека и т.д. В обстановке крайней напряженности может возникнуть временное неузнавание хорошо знакомых объектов. Следователю часто приходится сталкиваться с тем, что у несовершеннолетних (особенно у малолетних) свидетелей в процессе воспроизведения может проявляться такое качество, как склонность к фантазированию, т.е. стремление сознательно или бессознательно дополнить запечатленные в памяти образы элементами вымысла.

На качество воспроизведения большое влияние могут оказать объективные факторы, такие как обстановка, в которой происходит допрос, формулировка вопросов самим следователем и некоторые другие обстоятельства.

Виды памяти

Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти (рис. 5).

Двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве.

Так, свидетели, затрудняясь определить время какого-либо события, вспоминая характер и очередность своих действий, дают очень важные для следствия показания о длительности того или иного события, его последовательности.

Эмоциональная (аффективная) память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Она характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию. Эмоциональная память юриста помогает ему глубже проникать в эмоциональную сферу личности потерпевшего, свидетеля, обвиняемого.

Виды памяти

В зависимости

от особенностей запоминания и воспроизведения материала

В зависимости от характера деятельности

В зависимости от способа запоминания

Ультракороткая

Смысловая

Оперативная

Механичес-кая

Образная

Словесно-логическая

Кратковремен-ная

В зависимости

от продолжительности хранения материала

Долговременная

Эмоциональная

Двигательная

Непроизволь-ная

Произвольная

Рис. 5. Виды памяти

Образная память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта. Это память о внешнем виде объекта и его местонахождении в пространстве. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память. Это наиболее активный вид памяти свидетелей, очевидцев происшествия. Для активизации у свидетеля образной памяти следователь использует различные приемы. Например, допрос свидетеля на месте происшествия, предъявление ему во время допроса необходимых фотографий, схем и т. д. При допросе несовершеннолетних лиц следователю следует учитывать, что особенностью детской памяти является ее образный характер. Дети и подростки лучше запоминают предметы и наглядные ситуации.

Словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания. Словесно-логическая память – ведущий вид памяти. Велика роль этой памяти в деятельности следователя, расследующего сложное, многоэтапное дело.

Юристам присущи все виды памяти, но, в зависимости от вида профессиональной деятельности, получают большее развитие отдельные виды памяти: у следователя, судьи – словесно-логическая, у оперативных работников – образная, двигательная и т.д.

Произвольная память характеризуется преднамеренностью запоми-нания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока. Это наиболее продуктивный вид памяти. Юристу необходимо обладать развитой произвольной памятью умело использовать её в профессиональной деятельности.

Непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне. Данный вид памяти проявляет себя в ситуации допроса свидетеля, который случайно оказался очевидцем какого-либо происшествия.

Механическая память не опирается на осмысление запоминаемого материала.

Смысловая память основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материала.

Ультракороткая память (иконическая – для зрительного и эхоническая – для слухового восприятия) – вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную.

Кратковременная память – определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются «стиранию» под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа. Кратковременная память обеспе-чивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.

Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 с. Ее объем ограничен 5 – 7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.

Долговременная память обусловливается структурно-химически ми изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение запоминаемого материала на длительное время, возможно, на всю жизнь. Отбор информации, входящий в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий. Объем долговременной памяти зависит от релевантности информации, т.е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, для его ведущей деятельности.

Оперативная память обеспечивает непосредственно осуществля-емые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти.

Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности. Так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним условие задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях. Из памяти следователя с окончанием предварительного следствия многие детали по делу полностью утрачиваются, так как они теряют свое значение и актуальность.

Память юриста может явиться не только источником важных сведений по конкретным делам, но иногда и единственным условием доказывания обстоятельств случившегося. Умение правильно извлекать из памяти необходимые сведения относится к важнейшим профессиональным навыкам работника правоохранительных органов. Профессиональная память юриста должна отличаться достаточным объемом, точностью запоминания и воспроизведения важных в его деятельности обстоятельств, высокой мобилизационной готовностью припоминать требуемые сведения в нужный момент. Юристам необходимо знать общие правила формирования памяти и основные приемы ее активизации.

Характеристики продуктивности
оперативной памяти

К основным характеристикам продуктивности оперативной памяти относят объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения, лабильность, помехоустойчивость (рис. 6).

Объем

Количество запоминаемого и сохраняемого в памяти материала

Скорость

запоминания

Длительность
сохранения

Лабильность

Показатель времени (из числа повторений), затрачиваемого на запоминание необходимой для решения задачи информации

Показатель максимального времени от предъявления информации до осуществления цели действия

Показатель соотношения между запоминанием и забыванием материала

Помехоустойчивость

Устойчивость памяти к действию внешних и внутренних помех

Точность

Показатель идентичности воспроизводимого и востребуемого материала

Основные характеристики
продуктивности оперативной памяти

Рис. 6. Характеристики продуктивности оперативной памяти

Объем, быстрота, точность и длительность памяти в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективность памяти в целом и конкретного человека в частности.

Нарушения памяти

Грубые нарушения памяти – амнезия (от а – отрицательная частица и гр. mnёmё – память, воспоминание). Различают две формы амнезии: ретроградую (нарушение памяти на события, предшествующие заболеванию) и антроградную (нарушение памяти на события, происходившие после заболевания). Так, например, травма черепа с потерей сознания у потерпевшего может вызвать полное забывание того, что предшествовало событию, и того, что происходило после него. Кроме того, выделяют постгипнотическую амнезию (забывание событий, происходящих в течение гипнотического сеанса) и охранительную амнезию (забывание посредством механизма вытеснения неприятных, травмирующих событий).

В определенных психических состояниях, при крайнем переутомлении возникают явления парамнезии – обмана памяти:

  1. псевдореминисценции (иллюзии памяти);
  2. явление dёja vu (уже видел) – возникновение впечатления повторного восприятия тех явлений, которые в действительности воспринимаются впервые);
  1. различные конфабуляции – ложные воспоминания.

Известны случаи, когда свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый абсолютно уверенно «вспоминают» факт, которого не было в действительности. Это явление называется обманом памяти или «феноменом пережитого». Такое нарушение относится к патологии, но нередко наблюдается и у вполне здоровых людей. Человеку кажется, что все воспринимаемое сейчас он когда-то видел, слышал, и это может привести к заблуждению, к путанице в определении времени, места, факторов, явлений. Содержанием конфабуляций могут быть не только вымышленные события, но и действительные события, перенесенные в другое время (криптомнезия). С дефектами памяти связаны различные нарушения речи, в частности амнестическая афазия – невозможность речевого определения узнаваемого объекта.