Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Смотреть что такое «Налог» в других словарях. Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Смотреть что такое «Налог» в других словарях. Большая Энциклопедия Нефти и Газа

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

Комментарий к ст. 8 НК РФ

    Комментируемая статья посвящена вопросам определения ключевой категории налогового права - налога и разграничению понятий налога и сбора. Она отвечает на два основных вопроса: что представляет собой налог как правовая категория и каковы его основные правовые признаки?

    Как известно, с помощью налогов публичная власть в одностороннем порядке изымает у собственников - организаций и физических лиц - часть их собственности, которая затем поступает в централизованные фонды публичных финансов (бюджеты) для финансирования институтов публичной власти - государства и местного самоуправления. Налоги являются основным источником пополнения публичных доходов, из которых формируются бюджеты государства и муниципальных образований.

    Суть налогов и налогообложения не раз находила свое отражение в решениях Конституционного Суда РФ (Постановления КС РФ от 17.12.1996, от 11.11.1997).

    Право частной собственности, охраняемое Конституцией РФ (ст. 35), как это отмечает в своих решениях Конституционный Суд РФ, не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии с Конституцией РФ (ст. 56) не подлежат ограничению ни при каких условиях. Оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Положения Конституции РФ по вопросу ограничения прав человека, и в частности права собственности, соответствуют общепризнанным принципам международного права. Так, согласно Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет обязанности перед обществом и при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

    Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы - это обязанность публично-правового характера, обусловленная публично-правовой природой государственной и муниципальной власти. В этом смысле налоговая обязанность не должна рассматриваться с позиции частноправового регулирования, и к ней неприменимы нормы гражданского законодательства, гарантирующие неприкосновенность права собственности.

    Налоги являются необходимым условием существования государства, именно поэтому конституционная обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г., не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. При этом взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

    В обязанности налогоплательщиков, в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица, уплачивать законно установленные налоги и сборы воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому, как замечено в уже упомянутом Постановлении Конституционного Суда РФ, государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых отношений в целях защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

    До принятия Налогового кодекса РФ в российском налоговом праве применялся расширительный подход к определению налога. Под налогом понимался любой обязательный платеж в бюджетную систему Российской Федерации. Приведем в качестве примера ст. 2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации": "Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему".

    Очевидно, что такой расширительный подход к определению налога не содействовал дальнейшему развитию правового регулирования налоговых отношений. Поэтому в принятой в 1998 г. первой части Налогового кодекса РФ (ст. 8) содержалось уже более точное определение налога, позволяющее отделить налог от иных обязательных публично-правовых платежей в бюджет и, прежде всего, от близкого к нему по своей природе сбора.

    Налог определяется законодателем как "обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований" (ст. 8 НК РФ).

    Таким образом, законодательство о налогах и сборах закрепляет следующие признаки налога:

    1) обязательный характер налогового платежа;

    2) его индивидуальную безвозмездность;

    3) денежную форму уплаты;

    4) публичные цели налогообложения.

    Обязательный характер уплаты налога обусловлен закрепленной на конституционном уровне обязанностью каждого платить законно установленные налоги.

    Этот правовой признак налога отличает его от пожертвований в пользу государства и иных видов добровольных взносов, а также от различных форм кредитования государства и местного самоуправления.

В рамках осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности организации и индивидуальные предприниматели, помимо уплаты налогов, сталкиваются с необходимостью уплаты иных, так называемых неналоговых платежей. В качестве примера можно привести различные экологические и утилизационные сборы, плату за проезд по трассам большегрузных автомобилей, платежи за обязательные услуги, оказываемые государством и государственными учреждениями, портовые сборы, плату за водопользование и т. п.

Количество неналоговых платежей составляет несколько десятков и постоянно меняется. В настоящий момент их точное количество неизвестно. Такая нагрузка является достаточно существенной для бизнеса, в связи с чем механизм установления и оплаты платежей требует четкого и, прежде всего, понятного правового регулирования. В то же время процесс установления и сбора платежей порою носит несистемный и непредсказуемый характер. Администрирование данных неналоговых платежей осуществляют различные структуры в разное время, по разным ставкам и правилам. Иногда появление того или иного платежа становится полной неожиданностью для бизнесменов и влечет за собой непредвиденные финансовые и временные издержки.

Решение проблемы

В июле 2017 года Минфином был подготовлен законопроект «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который, по мнению разработчиков проекта, призван решить проблему. Рассмотрим основные, наиболее интересные положения законопроекта, чтобы определить, решает ли он существующие проблемы в сфере неналоговых платежей.

Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что законопроект не содержит определение неналогового платежа. Вместо этого ведомство использует понятие обязательного платежа.

Обратите внимание

3 группы неналоговых платежей установлены законопроектом.

К обязательным платежам законопроект относит индивидуально-безвозмездные платежи, уплачиваемые юрлицами и ИП, зарегистрированными на территории страны, а также иностранными лицами, которые при этом не установлены законодательством о налогах и сборах, законодательством о страховых взносах, таможенным законодательством, федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, а также платежи, обязанность по уплате которых возникает в результате применения мер ответственности.

Исходя из вышеуказанного положения, можно сделать вывод, что законопроект не охватывает своим действием все неналоговые платежи, ограничиваясь только их частью. Многие из таких сборов выведены из-под действия законопроекта либо остались за пределами его регулирования, как, например, неналоговые платежи физических лиц. Все это свидетельствует в пользу того, что если данный законопроект и способен решить проблему нефискальных сборов, то только частично.

Специальный реестр

Согласно законопроекту, все обязательные платежи можно разделить на три группы: установленные законодательством России (федеральные); установленные законодательством субъекта (региональные) и муниципальными правовыми актами (муниципальные). Таким образом, мы видим, что правом на введение неналоговых платежей обладают федеральные, региональные и муниципальные органы власти. Для упорядочивания и систематизации сборов законопроект предусматривает создание их специального реестра, точнее трех списков, для каждой группы сборов. Реестры обязательных платежей будут содержать информацию о нормативно-правовых актах, устанавливающих или изменяющих данные платежи, порядке их исчисления, размерах и сроках уплаты. Каждый новый обязательный платеж будет подлежать включению в реестр.

Реестры обязательных платежей будут размещаться в Интернете, что сделает информацию о них общедоступной и позволит каждому бизнесмену как определиться с подлежащими уплате обязательными платежами, так и просчитать свои затраты на них. В то же время говорить о том, что реестры будут содержать полную информацию о подлежащих уплате платежах, не представляется возможным, так как в них будут отражаться лишь те платежи, которые подпадают под действие законопроекта.

Без неожиданностей

Одним из положительных моментов законопроекта является закрепление процедуры установления обязательных платежей. Так, закреплено, что введение новых или изменение действующих обязательных платежей допускается не ранее 1 января года, следующего за годом принятия актов, устанавливающих обязательные платежи, но не ранее шести месяцев со дня официального опубликования актов, предусматривающих их введение или изменение. Данное положение позволит избежать появления «неожиданных» обязательных платежей и даст бизнесу время на подготовку к появлению новых сборов. Помимо этого, среди положительных моментов законопроекта можно назвать и то, что нормативно-правовые акты, вводящие обязательные платежи, должны будут содержать положения об их предельных размерах. В то же время следует отметить, что установление предельных размеров не означает, что расти не будет, так как законопроект не содержит положений, препятствующих в будущем осуществлять повышение предельного размера сборов. В любом случае нужно быть готовыми к тому, что размер сборов может быть увеличен, т. к. вопрос пополнения бюджета сейчас стоит остро как никогда.

Обратите внимание

Количество неналоговых платежей составляет несколько десятков и постоянно меняется. В настоящий момент их точное количество неизвестно. Такая нагрузка является достаточно существенной для бизнеса, в связи с чем механизм установления и оплаты платежей требует четкого и, прежде всего, понятного правового регулирования.

Права и обязанности

Помимо процедуры установления обязательных платежей, в законопроекте прописаны права и обязанности их плательщиков. В целом, они носят общий характер. Также законопроект содержит права и обязанности органов, осуществляющих администрирование обязательных платежей, многие из которых аналогичны правам налоговиков. Так, например, эти организации вправе истребовать от плательщика документы, вызывать его для дачи пояснений, вести учет фирм и т. д. При этом процедура реализации этих прав (сроки, порядок, ответственность) в законопроекте не урегулирована. Это, в свою очередь, создает неудобства как для плательщиков, так и для самих ведомств, администрирующих эти средства. Учитывая многообразие обязательных платежей, целесообразно четко прописать в законе единую процедуру их взаимодействия с плательщиками, например, установить единую процедуру и срок предоставления документов по всем обязательным платежам.

Следует отметить, что в целом законопроект имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Среди плюсов можно назвать введение единых правил установления, исчисления и взимания некоторых неналоговых платежей, что делает данный институт более понятным для применения. В числе минусов – то, что законопроект не охватывает своим регулированием все сборы, не содержит понятие неналоговых платежей, не способствует уменьшению финансовой нагрузки на бизнес. О практической полезности будущего закона для бизнеса можно будет говорить лишь после того, как мы прочтем его окончательную редакцию.

Хочется надеяться, что законотворцы учтут все замечания предпринимателей, которые активно обсуждались в сети Интернет. Главное, чтобы принятые нормы не противоречили существующим правилам, иначе не избежать последующих неоднократных разъяснений Минфина и

Понятия «налог» и «сбор»

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы является одной из важнейших обязанностей гражданина Российской Федерации. Значимость этой обязанности подчеркивается внесением положения в Основной Закон государства (ст. 57 Конституции РФ).

  • 1) в материальном смысле;
  • 2) как экономическую категорию;
  • 3) в правовом смысле.

В материальном смысле налог - это сумма денег (или финансовых ресурсов), подлежащая передаче налогоплательщиком государству в установленных размерах, в обусловленные сроки и в определенном порядке.

В правовом смысле - это государственное установление, порождающее обязательство лица по передаче государству суммы денег в определенных размерах, в обусловленные сроки и в предписанном порядке .

Материальным признаком налога выступает то, что он выражает собой определенную сумму денег (при денежной форме налога) либо определенное количество вещей, определяемых родовыми признаками (при натуральных налогах), которые налогоплательщик обязан отдать государству.

Юридические признаки налога:

  • 1) налог устанавливается только государством в лице уполномоченного на то органа и в надлежащей правовой форме (признак законности установления налога);
  • 2) налог может существовать только в правовой форме;
  • 3) налог является односторонним установлением государства;
  • 4) установление налога порождает финансовое обязательство налогоплательщика, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства и мерами юридической ответственности;
  • 5) осуществляемое посредством уплаты налога изъятие денег носит правомерный характер;
  • 6) установление налога порождает стабильное финансовое правоотношение.

К экономическим признакам налога можно отнести следующие :

  • 1) налог является доходом государства;
  • 2) безвозвратность;
  • 3) безэквивалентность;
  • 4) стабильный характер налоговых отношений;
  • 5) наличие объекта обложения;
  • 6) определенность субъекта налога;
  • 7) определенность размера налога;
  • 8) фиксированность срока уплаты;
  • 9) смена формы собственности при уплате налога.

Существует несколько определений понятия «налог». Причем

имеются как легальные определения, так и доктринальные.

Из числа доктринальных определений интерес представляет определение, предложенное в свое время С.Д. Цыпкиным. Он определял налоги как установленные государством обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, которые вносятся в бюджет при наличии соответствующих материальных предпосылок по заранее предусмотренным ставкам и в точно определенные сроки . Это одно из самых развернутых определений налога, имеющихся в юридической литературе. Однако в нем не отображен такой характерный признак налога, как его безэквивалентность.

Л.К. Воронова дает следующее определение налога: это платежи, вносимые в бюджет на основании актов уполномоченных государственных органов юридическими лицами и гражданами безвозмездно, в определенных размерах и в установленные сроки, для удовлетворения общегосударственных потребностей . Однако данное определение не отражает таких признаков налога, как обязательность, безвозвратность и безэквивалентность.

Еще более лаконичное определение предлагает Э.Д. Соколова: «Налог - это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок» .

К сожалению, данное определение не дало исчерпывающих признаков налога, в результате оно охватывает собой целый ряд других платежей, которые к налогам не относятся (например, платежи в фонды обязательного медицинского страхования).

Весьма интересное определение предлагает С.Г. Пепеляев. По его мнению, «единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов политической власти» .

Данное определение, несмотря на весьма точную характеристику своего предмета, все же несет в себе, на наш взгляд, некоторые неточности.

Во-первых, понятия «единственно законная» и «устанавливаемая законом» не являются равнозначными: первое говорит об эксклюзивности отчуждения, второе отвечает на вопрос, посредством каких правовых актов эта отчуждение установлено.

Во-вторых, налог не является «единственно законной» формой отчуждения собственности - даже помимо упомянутых в самом определении форм в виде наказания и контрибуции законодательством большинства стран (включая Россию) предусмотрены еще такие формы отчуждения, как обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка и т.д.

В-третьих, налог не всегда связан с отчуждением собственности - в случае если налогоплательщиком выступает государственное юридическое лицо, смены формы собственности не происходит. На этом признаке мы еще остановимся ниже.

Весьма интересное определение налога, причем «финансовоправовое», предложил Е. Дорохов. По его мнению, «налоги - это односторонне устанавливаемые высшими органами государственной власти (как правило, парламентом) через издание законов обязательные, безвозмездные и безвозвратные денежные платежи, которые постоянно взимаются в лице его уполномоченных органов в доход государства (в государственную собственность) путем зачисления их в государственный (республиканский и местные) бюджет и обеспечиваются силой государственного принуждения» .

Но и это определение не лишено, по нашему мнению, некоторых недостатков. Так, оно предусматривает, что налоги зачисляются в бюджет. Однако налоги могут быть доходным источником внебюджетных фондов - адресат налоговых поступлений зависит от налогового устройства конкретной страны. Налоги могут быть не только денежными, но и натуральными. Кроме того, полагаем, что налоги - это в целом установление государства, а не какого-либо его конкретного органа. И устанавливаться, кстати, они могут не только высшими органами государственной власти, но и другими органами (например, представительными органами субъектов федерации применительно к региональным налогам), что вытекает из особенностей налогового устройства той или иной страны. Конечно, можно по-разному относиться к реальной налоговой практике (и во многих случаях она действительно заслуживает критической оценки). Тем не менее научное определение не может эту практику полностью игнорировать (т.е. быть построенной на чисто умозрительных позициях) и, следовательно, должно носить более универсальный характер.

Наконец, существует легальное определение, содержащееся в Налоговом кодексе Российской Федерации, который был принят Государственной Думой 16 июля 1998 г.

Согласно этому определению, «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ (НК РФ)).

Под сбором понимается установленный налоговым законодательством обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Определение налога и сбора, данное в Налоговом кодексе, учитывает целый ряд рекомендаций отечественной финансово-правовой науки. В нем очерчены такие признаки налога, как обязательность и безвозмездность платежа. Индивидуально-безвозмездный характер налога содержит две стороны. С одной стороны, нужно признать, что уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу персонально определенного налогоплательщика конкретные действия в виде помощи или услуги, предоставить ему какие-либо дополнительные субъективные права. Налог уплачивается гражданином по приказу государства и имеет индивидуальнобезвозмездный характер. Однако с социально-политической точки зрения налог уплачивается государству с условием, что оно будет выполнять свои функции в интересах всего общества и каждого налогоплательщика в отдельности. Каждый гражданин отдает государству часть своего имущества в денежной форме, для того чтобы оно обеспечило ему личную безопасность и другие блага, какие не под силу самому гражданину. При этом уплата налога осуществляется гражданином добровольно. Уплата налога является конституционной обязанностью гражданина (ст. 57). При этом не совсем корректно было бы считать, что гражданин уплачивает налог в силу определенного соглашения с государством. В постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. подчеркивается, что требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют не из договора, а из закона . В налоговом правоотношении «налогоплательщик - государство» диспозитивные элементы все-таки присутствуют, пусть и в незначительном виде. Каждый сознательный налогоплательщик понимает, что государство может функционировать на определенной материальнофинансовой основе, значительную часть которой образуют налоги. В этой связи налоговое законодательство устанавливает презумпцию добросовестного плательщика, предполагающую добровольность уплаты налога. Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. «Налоги не взимаются в форме отчуждения, а осуществляются налогоплательщиком» . Поэтому, говоря об обязательности уплаты налога, не совсем корректно начинать характеристику налога с того, что он является принудительным по своей природе, так как большинство налогоплательщиков в любой стране мира добровольно и своевременно выполняют налоговые обязательства перед государством.

Налоговый кодекс РФ также указывает на то, что налог взимается с определенного имущества в денежной форме. Объектом обложения является имущество в денежной форме, не «душа» человека, что имело место при подушном налоге. Хотя в практике налогообложения встречались ситуации, когда налоги взимались в натуральной форме. Такие налоги применялись в прошлом и в России (например, знаменитый продналог, знаменующий начало нэпа). В некоторых странах они существуют и поныне. Например, во Вьетнаме сельскохозяйственный налог может выплачиваться рисом. Поэтому если задаться целью сконструировать универсальное определение налогов как научной категории, это обстоятельство должно быть учтено.

Наконец, НК РФ пытается поставить точку в споре о том, могут ли быть государственные субъекты плательщиками налогов, имея в виду вопрос, обладает ли налог признаком (и свойством) смены формы собственности или нет.

Налоги являются установлением государства и непосредственной причиной их возникновения выступает его волеизъявление. Попутно отметим, что никакой субъект, кроме государства, не может ввести налог. И если даже предположить, что общество посредством некоего опроса, вече, собрания своих уполномоченных, всеобщего голосования и т.п. установит какой-то сбор в свою пользу и в своих интересах, то данный сбор с юридической и экономической точек зрения не будет являться налогом. Установить налог или сбор можно только законом (ст. 57 Конституции РФ). Общие принципы налогообложения в Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (ст. 72, п. «и», ч. 1 Конституции Российской Федерации). Конституция Российской Федерации не препятствует субъектам Федерации до издания федеральных законов осуществлять собственное правовое регулирование по предметам их совместного с Российской Федерацией ведения, включая установление общих принципов налогообложения и сборов, с тем, однако, что принятый в опережающем порядке акт субъекта Российской Федерации после издания федерального закона должен быть приведен в соответствие с ним. Следовательно, для субъектов Федерации не исключается возможность устанавливать собственные налоги и сборы, но лишь в пределах, определенных Конституцией РФ, и с соблюдением основных прав и свобод граждан .

Для характеристики налога обычно употребляют термины «взнос» или «платеж». И то и другое представляется не вполне точным. Термин «взнос» обозначает «внесенные за что-нибудь деньги (например, членский взнос)» . Налог не вносится налогоплательщиком «за что-нибудь». Государство взимает налог в целях выполнения возложенных на него в соответствии с Конституцией функций.

Налоговая деятельность государства является одним из направлений его финансовой деятельности и связана с таким направлением последней, как добывание государством денежных средств, необходимых для своего существования и обеспечения своего функционирования. В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) и местные налоги (ст. 12-15 НК РФ), а также специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ). При этом ответственность по ст. 198 УК РФ или по ст. 199 УК РФ наступает в случае уклонения от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов.

Разумеется, государство добывает себе денежные средства не только посредством налогов - имеются еще и другие способы. В соответствии с п. 1 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ денежные доходы государства образуются за счет налоговых и неналоговых доходов. Примером неналогового дохода, например, могут служить доходы, получаемые государством от приватизации государственного или муниципального имущества. Тем не менее налоги являются либо основным, либо одним из основных источников финансирования государства.

В отличие от категории «финансовая деятельность государства», довольно тщательно освещенной в юридической литературе, понятие «налоговая деятельность» хотя и встречается в тех или иных источниках, однако развернутой характеристики в литературе до сих пор не получило.

Между тем от того, как эта деятельность будет осуществляться, зависит само существование государства, что, собственно, и предопределяет необходимость исследования данного направления государственной деятельности.

Налоговая деятельность - это деятельность государства по организации налогообложения и обеспечению его осуществления.

Таким образом, понятие «налоговая деятельность» соприкасается с понятием «налогообложение». Отличие между этими понятиями заключается в том, что налоговая деятельность отражает организующую деятельность государства как субъекта политической системы общества, наделенного односторонне властными полномочиями по обеспечению себя денежными средствами путем установления налогов и осуществления их взимания. Налогообложение же выражает процесс сбора (взимания и уплаты) установленных государством налогов.

Налоговая деятельность государства включает в себя несколько компонентов и нескольких направлений, а именно:

  • формирование налоговой системы государства путем установления и введения налогов и их взаимного согласования (гармонизации);
  • установление компетенции органов государственной власти в области налогообложения и распределение их полномочий в данной сфере;
  • формирование системы специализированных налоговых органов государства и обеспечение ее надлежащего функционирования;
  • осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства;
  • осуществление сбора налогов как путем их принудительного взимания, так и путем их самостоятельной уплаты налогоплательщиками;
  • принудительное взыскание недоимок и пени, начисленных за просрочку уплаты налогов;
  • поддержание режима соблюдения законности в сфере налогообложения .

В процессе осуществления налоговой деятельности государство выступает в двух качествах:

  • 1) в роли субъекта политической системы общества, управомоченного устанавливать налоги в односторонне властном порядке и регулировать налоговые отношения посредством издания соответствующих нормативных правовых актов;
  • 2) в роли субъекта (стороны) конкретного налогового отношения, противостоящего другой стороне этого отношения. В материальных налоговых отношениях в качестве такой стороны выступает налогоплательщик.

Деятельность государства в сфере налогообложения в качестве субъекта политической системы, устанавливающего налоги и регулирующего налоговые отношения, носит в основном нормотворческий характер. Посредством издаваемых законов и иных нормативных правовых актов государство вводит налоги и регулирует возникающие при этом налоговые отношения, определяя права и обязанности их участников. В этом же порядке устанавливается ответственность за нарушение налогового законодательства, которая обычно носит характер ответственности за неполную или несвоевременную уплату налогов.

Как субъект конкретного налогового отношения государство в лице своих специализированных налоговых органов добивается выполнения конкретным налогоплательщиком своих налоговых обязательств перед государством, опираясь при этом на ту правовую базу, которая была уже ранее создана им самим.

Налоговая деятельность государства реализуется через деятельность большого количества органов, каждый из которых имеет свою сферу, определяемую его компетенцией и наличием принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

По сложившимся в большинстве стран демократической ориентации традициям установление налогов является прерогативой законодательной (представительной) ветви власти, которая делает это путем принятия законов. Удел исполнительной власти - обеспечение сбора налогов, для чего обычно создаются специализированные органы налоговой службы. Судебная власть осуществляет привлечение лиц, нарушающих предписания налогового законодательства, что обычно выражается в неуплате или уклонении от уплаты налогов, к установленной юридической ответственности.

При осуществлении своей налоговой деятельности государство руководствуется определенными представлениями и идеями. Иначе говоря, у каждого государства существует своя система взглядов по поводу того, каким должно быть налогообложение. Руководствуясь ими, государство проводит свою налоговую политику. В литературе предложено несколько определений понятия «налоговая политика».

Так, в работе под редакцией А.В. Брызгалина налоговая политика государства определяется как система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом .

Данное определение отражает мысль, что государство осуществляет свою налоговую деятельность в интересах общества и, следовательно, налоговая политика государства направлена на реализацию этих интересов.

Т.Ф. Юткина, которая полагает, что налоговая политика - это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющих целенаправленное применение налоговых законов . Из данного определения совершенно непонятно, что представляет собой «правовые меры, определяющие применение закона». Закон является правовой категорией и содержит норму права. Определяет применение закона в первую очередь он сам в силу содержащихся в нем предписаний. Другое дело, что сам по себе налоговый закон «работать» не будет и государство должно создать определенные организационные и правовые предпосылки, обеспечивающие исполнение закона.

Таким образом, не «правовые меры» определяют применение налогового закона, а сам закон своим содержанием определяет данные меры. Кроме того, совершенно очевидно, что свою налоговую политику государство осуществляет не только в форме «применения» налогового законодательства, а в первую очередь путем принятия или издания актов этого законодательства, посредством которых устанавливаются налоги и формируется налоговая система государства.

По мнению В.Г. Панскова, налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов .

Представляется, что данное определение более точно выражает содержание понятия «налоговая политика государства», хотя и оно нуждается, на наш взгляд, в уточнении. Так, «финансовые меры», во-первых, безусловно, есть разновидность экономических мер, поэтому «финансовое» и «экономическое» явления не выступают в качестве однопорядковых. Во-вторых, все явления налоговой деятельности осуществляются в правовых формах. Поэтому, говоря об «экономических и правовых мерах», следует иметь в виду, что речь идет о правовой форме и экономическом содержании.

Воплощением налоговой политики государства является его налоговая деятельность. В основе налоговой политики государства лежат те или иные идеи, система представлений и взглядов, определенная идеология, которыми руководствуется государство, осуществляя свою налоговую деятельность. Налоговая политика имеет свое содержание и реализуется в установленных правовых формах. Содержание налоговой политики определяется теми задачами и функциями, которые возлагает на себя государство или которые объективно ему присущи. Сами же цели и задачи налоговой политики обычно определяются конкретной экономической и политической конъюнктурой.

В зависимости от характера налоговой политики государства Л. Окунева выделяет три ее типа. Первый тип - политика максимальных налогов, основанная на принципе «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка»», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов. Второй тип - политика разумных налогов, которая способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокой уровень обложения, но при значительной социальной защите. Для России характерен, по мнению Л. Окуневой, первый тип налоговой политики в сочетании с третьим Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1981. С. 73.

  • Чибинев В.М., Бродский М.Н. Указ. соч. Т. 1. С. 89.
  • Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1998. С. 50.
  • Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. С. 126.
  • Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999. С. 24.
  • Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. М., 1996. С. 17.
  • Налоги играют значимую роль в экономике любого современного государства. Российская федеральная налоговая служба не исключение. Она обеспечивает ключевой источник пополнения государственного бюджета. При этом все многообразие налогов РФ подразделяется на 3 вида: местные (муниципальные), региональные и федеральные. В сегодняшней статье речь пойдёт об обязательных платежах государству на наивысшем уровне. То есть поговорим про федеральные налоги и сборы . С ними сталкивался любой из вас, и функционируют они на территории всей нашей необъятной Родины. К тому же вопросы про федеральные налоги любят задавать на семинарах и экзаменах.

    Федеральные налоги и сборы

    Пожалуй, стоит начать с определения. Федеральные налоги и сборы – обязательные безвозмездные платежи, установленные Налоговым Кодексом РФ, и взимаемые федеральной налоговой службой с физических и юридических лиц на всей территории России.


    То есть федеральные налоги обязательны для всех и всюду, вне зависимости от того, какой это регион РФ (республика, область, край и т. д.). Соответственно ставки по ним также задаются в Налоговом Кодексе и не зависят от регионального и местного законодательства.

    Это важно! Если налог именуется федеральным, это еще не значит, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. Например, налог на прибыль организаций частично направляется на пополнение и того бюджета субъекта РФ, где он был собран.

    На 2017 год, в систему федеральных налогов входят:

    • НДФЛ;
    • налог на прибыль;
    • акцизы;
    • налог на добычу полезных ископаемых;
    • водный налог;
    • сборы за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов;
    • государственная пошлина.

    Итого 8 налогов и сборов федерального уровня. Их сравнительный анализ приведен в таблице.


    Отмечу, что в таблице, как и далее в статье, информация приведена с некоторыми упрощениями. Я не ставил себе целью в мелочах описать здесь федеральные налоги, но хотел максимально просто и доступно дать Вам общее о них представление. Поэтому за дополнительными данными рекомендую обратиться к первоисточникам. Особенно к Налоговому Кодексу РФ (далее НК РФ ).

    А пока предлагаю пройтись по списку федеральных налогов и сборов, и кратко ознакомиться с их ключевыми особенностями.

    Налог на добавленную стоимость

    Первый федеральный налог, рассматриваемый нами – налог на добавленную стоимость, или как его обычно сокращают, НДС. Подробно все его аспекты описаны в главе 21 НК РФ ч. 2.

    НДС – это форма обязательной уплаты в госбюджет доли от стоимости товара (материального или нематериального продукта, услуги), создаваемой на всех этапах производственного процесса, и вносимая в бюджет по мере его реализации потребителям.

    НДС – косвенный налог . То есть это такой вид налога, который устанавливается в форме надбавки к цене товара. Получается, что, по сути, налог платит покупатель товара, а продавец выступает в роли сборщика налога.

    Налогоплательщики НДС: юридические лица, ИП, организации занимающиеся перевозкой груза через таможню. Объекты налогообложения: реализация товаров на территории России, ввоз продукции из заграницы.


    Основная налоговая ставка в случае НДС – 18% . Кроме того, в некоторых ситуациях используется пониженная ставка: 10% (реализация мясных и молочных продуктов, яиц, сахара, соли; продажа определенных детских товаров, журналов и газет, медикаментов и пр.) или 0% (услуги международной транспортировки товаров, сбыт экспортируемой продукции и пр.).

    Налог на доходы физических лиц

    Подоходный налог, он же налог на доходы физических лиц (НДФЛ ) – доля взимаемая от совокупного дохода физических лиц.

    Это прямой налог , поскольку он взимается напрямую с дохода физического лица им заработанного или полученного иным способом. Например, с зарплаты работника предприятия.

    Платить НДФЛ обязаны все физические лица – резиденты РФ, а также лица налоговыми резидентами России не считающиеся, но извлекающие экономическую выгоду из источников на территории нашей страны.

    Объект налогообложения, как сказано ранее – доходы физического лица, за рядом исключений. К таким исключениям, освобождаемым от налогообложения, относятся: разнообразные компенсационные выплаты, государственные пособия, пенсии, научные гранты, алименты и пр.


    Основная налоговая ставка НДФЛ на 2017 год – 13% . Но ставка может быть повышена в ряде случаев. Так она может составлять: 9% — для процентов по ряду облигаций, 30% — для лиц, не являющихся резидентами РФ, и некоторых видов ценных бумаг, 35% — для выигрышей в лотереях.

    Также российские налогоплательщики вправе получить налоговые вычеты , ознакомиться с которыми можно в главе 23 НК РФ ч. 2.

    Налог на прибыль организаций

    Налог на прибыль организаций (НПО) – федеральный налог, взимаемый как определенная доля от прибыли юридического лица.

    Налог на прибыль – прямой налог , уплачиваемый российскими организациями (предприятиями, коммерческими банками, торговыми сетями) и иностранными организациями получающими доходы в РФ. Объект налогообложения – прибыль юридического лица (доходы за вычетом расходов).

    Базовая ставка в случае НПО – 20% . При этом 2% уходит в федеральный, а 18% перечисляется в региональный бюджет (с 2017 года это соотношение иное: 3% и 17%, соответственно).

    В ряде случаев (например, для предприятий особых экономических зон) может применяться пониженная налоговая ставка. Подробности – в главе 25 НК РФ ч. 2.

    Акцизы

    Акциз – налог, устанавливаемый на особые категории товаров массового потребления (табак, алкоголь, легковые автомобили) внутри страны.

    Это также косвенный налог , поскольку величина акциза учитывается в стоимости товара или тарифа на услугу, и по факту уплачивается конечным потребителем.

    Как правило, величина акцизов довольно большая, и они считаются крупным источником пополнения госбюджета страны.

    В России к подакцизным причислены следующие категории товаров:

    • этиловый спирт, содержащая спирт продукция (с долей этанола > 9%) и алкогольная пищевая продукция (водка, вино, шампанское, пиво, ликеры);
    • разнообразная табачная продукция;
    • электронные сигареты для вейпинга;
    • легковые автомобили и мотоциклы (с мощностью движка > 150 л.с.);
    • бензин, дизельное топливо и отдельные виды моторных масел.

    Размер акцизов разный и устанавливается отдельно для каждой категории товаров. К примеру, для пива он может составлять от 0 до 39 рублей за литр (в зависимости от крепости напитка). Акциз на сигары – 171 руб. за штуку. Автомобильный бензин – 10 130 руб. или 13 100 руб. за тонну, в зависимости от класса топлива. Более подробно — в главе 22 НК РФ ч. 2.

    Налог на добычу полезных ископаемых

    НДПИ – прямой федеральный налог, который платят организации и предприниматели, являющиеся пользователями земных недр и добывающие полезные ископаемые (нефть, уголь, руды металлов, торф, минеральные воды, известняк, гранит, алмазы, апатиты и пр.).

    ИП и юрлица платят НДПИ при добыче полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью РФ (а это почти все природные богатства, кроме песка, мела и некоторых типов глины). При этом «добытчикам» необходимо оформить разрешение. Подробнее в главе 26 НК РФ ч. 2.

    Налоговые ставки, применяющиеся в случае федерального налога на добычу полезных ископаемых, разнообразны и зависят от их вида и обстоятельств добычи. Они могут быть заданы в абсолютном или относительном выражении. Например: 4% — при добыче горючего торфа; 6,5%- при разработке драгоценных металлов (кроме золота). Или 11 рублей за тонну суббитоминозного, или иначе бурого, угля (при этом ставка еще перемножается на дефлятор).

    Водный налог

    Водный налог – федеральный налог, взимаемый с физических лиц и организаций за особое (подлежащее обязательному лицензированию) пользование водными объектами России.


    Объектами налогообложения считаются: забор воды, применение энергии воды для выработки электричества (например, работа ГЭС) или сплав древесины. Не подлежит налогообложению использование акваторий для рыбалки, хождения судов, тушения пожаров и т.п.

    Ставка водного налога зависит от месторасположения водного объекта, его наименования и объема забранной жидкости. К примеру, забор воды из реки Волги в Приволжском экономическом районе будет стоить 294 руб. за 1 тыс. куб. м. (согласно главе 25.2 НК РФ ч. 2).

    Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

    Эти сборы – обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет физическими лицами (в т. ч. ИП) и организациями, получившими разрешение на добычу представителей фауны на территории РФ и/или водных биоресурсов в ее водах.

    К объектам налогообложения здесь относятся, говоря простым языком, звери, птицы и рыбы. Ставка этого сбора зависит от вида животного или рыбы. К примеру, установлено 20 руб. за фазана, 450 руб. за косулю или 3500 руб. за тонну улова минтая из Охотского моря. Соответствующие данные имеются в главе 25.1 НК РФ ч. 2.

    Государственная пошлина

    Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц обращающихся в государственные органы, органы местного самоуправления или к уполномоченным специалистам, за осуществлением определенных услуг.


    Например, за удостоверение у нотариуса доверенности на совершение сделки определена госпошлина в размере 200 руб. А государственная регистрация физического лица в качестве ИП предполагает уплату 800 руб.

    Подробное описание этого федерального сбора можно получить, обратившись к главе 25.3 НК РФ ч. 2.

    На этом завершу обзор федеральных налогов и сборов РФ. В следующий раз расскажу про региональные и местные налоги.

    Галяутдинов Р.Р.

    © Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.

    galyautdinov.ru

    В статье анализируется структура доходов федерального бюджета в 2013–2015 годах. Рассматривается роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета.

    Ключевые слова: НДС, федеральный бюджет, доходы, расходы, ВВП, нефтегазовые доходы, ненефтегазовые доходы

    В российской налоговой системе основную роль играют косвенные налоги, к которым относится НДС. Налог на добавленную стоимость - косвенный налог и как любой косвенный налог представляет собой надбавку к цене товара (работы или услуги), которая оплачивается конечным потребителем. НДС является федеральным налогом, только за 2015 год за счет него формируется 36,1 % всех доходов федерального бюджета. Выполняя свою основную функцию - фискальную, НДС влияет на процессы ценообразования, структуру потребления и др.


    НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемый на всех стадиях производства и обращения. Добавленная стоимость создается живым трудом, поэтому НДС возникает там, где есть живой труд, в результате которого создается новая стоимость. А живой труд есть на каждом этапе создания товара - начиная от добычи сырья и заканчивая торговлей. При этом по мере продвижения товара растут затраты, соответственно, возрастает и величина НДС. Каждый участник этой цепочки включает НДС в цену своего товара, реализует его и получает от покупателя деньги. Из этих денег и уплачивается налог. Таким образом, предприятия и организации можно рассматривать только как сборщиков налога, конечным же его плательщиком является конечный потребитель товара. Именно на нем лежит вся тяжесть налогового бремени, что дает полное основание причислить НДС к налогам на потребление.

    Налоговая база по НДС определяется в соответствии со ст. 153 НК РФ и имеет многочисленные особенности в зависимости от вида облагаемой операции.


    Так ввоз товаров в Россию (импорт товаров) признается объектом налогообложения по НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налог при этом уплачивается в составе общих таможенных платежей (подп. 3 п. 1 ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза).

    При этом сумма налога рассчитывается по особым правилам.

    Например, если организация импортирует товары, облагаемые и таможенными пошлинами, и акцизами, используйте формулу:

    НДС = Таможенная стоимость товара + Таможенные пошлины + Акцизы × Ставка НДС.

    Рис. 1. Объекты налогообложения НДС

    По каждой группе товаров налог рассчитывайте отдельно. Общая сумма НДС к уплате будет равняться сумме налогов, подсчитанных по группам товаров.

    Такие правила установлены пунктом 3 статьи 160 и пунктом 5 статьи 166 Налогового кодекса РФ.

    С точки зрения экономической практикифедеральный бюджет - важнейший элементмакроэкономической политики. Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.

    Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. (БК гл. 3 ст. 16)

    За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.

    В структуре федерального бюджета, безусловно, выделяются его доходная и расходная части. Доходы федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

    Структура налоговых доходов федерального бюджета закреплена в статье 50 Бюджетного Кодекса РФ. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов; налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов; акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов и проч. (см. ст. 50 БК РФ) .

    Структура доходов федерального бюджета в 2013–2016 годах представлена в следующей таблице 1 .

    Таблица 1

    Структура доходов федерального бюджета в 2013–2016 годах, млрд. руб.

    Показатели

    2013 год

    2014 год

    2015 год

    млрд. руб

    в % к объему доходов фед. бюджета

    млрд. руб

    в % к объему доходов фед. бюджета

    млрд. руб

    в % к объему доходов фед. бюджета

    Доходы, всего

    в том числе:

    Нефтегазовые доходы

    в том числе:

    Таможенные пошлины

    Ненефтегазовые доходы

    в том числе:

    Налог на прибыль организаций

    НДПИ (без нефтегазовых доходов)

    Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов)

    Прочие ненефтегазовые доходы

    Таким образом, из вышеприведенной таблицы мы можем проследить, что доля нефтегазовых доходов за 2013–2015 гг. снижается на 2,7 %, а доля ненефтегазовых доходов повышается на 2,7 %. Это происходит так как меняется соотношение нефтегазового и ненефтегазового секторов в структуре ВВП, а также действует бюджетное правило, согласно которому нефтегазовые доходы не расходуются, а идут в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

    Проанализировав данные, представленные в таблице, можно сделать вывод о том, что значительную часть налоговых доходов федерального бюджета поставляют поступления по НДС. Как видно из таблицы 1, удельная доля НДС в федеральном бюджете за 2013–2015 гг. увеличивается от 33,0 % до 36,1 %, то есть на 3,1 %.

    Для наглядности представим данную таблицу в виде графика (рис. 2).

    Рис. 2. Структура доходов федерального бюджета в 2013–2015 годах, млрд. руб.

    Заметим, что с каждым годом доходы в федеральный бюджет растут и удельный вес в поступлениях в бюджет занимают доходы, поступившие от уплаты НДС.

    «Налог на добавленную стоимость входит в первую группу доходов федерального бюджета и является одним из решающих налогов во всей системе налогообложения России. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы» .

    В трехлетней перспективе 2014–2017 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности. Относительно налогообложения в части НДС на указанный период со стороны Правительства РФ не запланировано существенных изменений .

    Литература:

    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-Ф (принят ГД ФС РФ 17.07.1998); действующая редакция от 01.09.2016 [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс / Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/budget
    2. Райзберг Б. А. Экономика и управление [Текст]: словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский; Моск. психол.-социал. ин-т. - М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2005. - 488 с.
    3. Романовский М. В. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник/ М. В. Романовский, О. В. Врублевская. – СПб.: Питер, 2008. - 576 с.
    4. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Исполнение доходной части бюджета РФ / Режим доступа: https://www.nalog.ru
    5. Налог на добавленную стоимость: основные проблемы и пути их решения [Электронный ресурс]: НДС портал / Режим доступа: http://www.nds-nalog.ru
    6. Исполнение бюджета по доходам. Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ [Электронный ресурс]: Министерство финансов Российской Федерации / Режим доступа: http://info.minfin.ru/kons_doh.php
    7. Исполнение бюджета по доходам. Налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ [Электронный ресурс]: Министерство финансов Российской Федерации / Режим доступа: http://info.minfin.ru/kons_doh.php

    moluch.ru

    Механизм исчисления федеральных налогов и сборов

    Для каждого вида федеральных налогов и сборов устанавливается свой круг налогоплательщиков.

    Это могут быть физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

    В законе также могут указываться категории лиц, которые не могут рассматриваться как налогоплательщики конкретного налога и сбора.

    Чтобы правильно определить объект налогообложения, используются нормы НК РФ.

    Объект налогообложения большинства федеральных налогов с организаций так или иначе связан с операциями реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав.

    В НК РФ также указываются операции, освобождаемые от налогообложения.

    Если у лица существует обязанность по уплате определенного налога или сбора и присутствует объект налогообложения, ему необходимо самостоятельно рассчитать сумму, подлежащую уплате в бюджет.

    Для этого определяется налоговая база, налоговая ставка берется из кодекса и производится расчет.

    Если у налогоплательщика есть право на налоговую льготу, то он указывает и это.

    Расчет налога происходит по формуле:

    налоговая база Х налоговая ставка.

    Каждый вид федерального налога или сбора считается по своим правилам.

    Все эти правила детально прописаны в Налоговом кодексе РФ.

    Кроме этого, существуют различные разъяснения ФНС.

    Порядок уплаты налогов и сборов

    Если исчисление налога происходит за определенный налоговый период, то и для его уплаты отведены специальные сроки.

    Универсальных сроков для уплаты федеральных налогов и сборов не существует.

    Каждый раз необходимо сверяться с нормами НК РФ.

    При этом могут использоваться привязки к календарным датам или целому периоду времени, а также указания на конкретное событие или действие.

    Не всегда налогоплательщик сам определяет дату платежа. Когда расчет суммы налога лежит на налоговой службе, то обязанность перечислить деньги в бюджет возникает только после получения уведомления.

    Но один принцип уплаты налогов неизменен: за просрочку назначаются штрафные санкции. И налогоплательщик будет обязан перечислить в бюджет не только сумму налога, но и дополнительные платежи, такие как штрафы и пени.

    При невыполнении требования налоговой инспекции средства для погашения задолженности будут взыскиваться принудительно.

    Для этого деньги разыскиваются на счетах должника, а если их недостаточно, то реализуется его имущество.

    Специальные налоговые режимы

    Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

    Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН

    Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН — представляет собой систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельхозпроизводителями. Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

    Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 6 процентов.

    Упрощенная система налогообложения — УСН

    Упрощенная система налогообложения — УСН — может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями.

    Ставка налога в случае налогообложения доходов составляет 6%, а при выборе объектом налогообложения «доходы минус расходы» — 15%.

    Налогоплательщики обязаны вести учет операций для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов.

    Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

    Единый налог на вмененный доход — ЕНВД

    Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п.

    Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

    Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).

    Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

    www.audit-it.ru

    Примечание 1: Некоторые канадские провинции взимают в размере 13 % так называемый harmonized sales tax (буквально «гармонизированный налог на продажи») - комбинацию федерального и провинциального НДС. В остальных, федеральный налог на продажи взимается в размере 5 %, а провинция может взимать свой, отдельный, налог на продажи. Как правило, для нового жилья возвращается часть налога, что фактически уменьшает налог до 4,5 %.

    Примечание 2: Данные налоги не взимаются в Гонконге и Макао, представляющих собой финансово независимые специальные административные регионы. Ставка 13 % применяется для льготных категорий товаров, 3 % - для малых налогоплательщиков, 2 %, 4 % и 6 % - по упрощённой системе сбора НДС.

    Примечание 3: В октябре 2006 года правительство сообщило, что, начиная с марта 2007, сниженная ставка будет составлять 7 %. Сниженной ставкой будут облагаться большая часть продуктов питания, обогрев, номера в отелях, печатные издания, и (с 1 марта 2007) питание в ресторанах.

    Примечание 4: В 2 из 28 индийских штатов НДС не взимается.

    Примечание 5: НДС в Израиле постепенно снижается. В марте 2004 года он был снижен с 18 % до 17 %, в сентябре 2005 - до 16,5 %, 1 июля 2006 - до 15,5 %. Планируется дальнейшее снижение НДС в ближайшем будущем, но оно будет зависеть от состава Кнессета.

    Примечание 6: Принимая бюджет на 2005 год, правительство сообщило, что НДС будет введён в январе 2007. Сообщается, что товары первой необходимости и мелкие бизнесы будут освобождены от уплаты НДС или облагаться по льготной схеме. Уровень НДС ещё не объявлен.

    Примечание 7: 1 января 2006 президент Филиппин получил право повысить НДС до 12 %. НДС был повышен до 12 % 1 февраля.

    Примечание 8: 13 ноября 2006 года премьер-министр Ли Сянь (Lee Hsien) сообщил о повышении НДС до 7 % начиная с 1 июля 2007. Дополнительные детали будут объявлены 15 февраля 2007 года. (недоступная ссылка с 23-05-2013 )

    Примечание 9: На протяжении нескольких лет остров Джерси готовится к введению налога на продажи для покрытия крупного бюджетного дефицита. Размер НДС будет составлять 3 %. НДС, возможно, не будет взиматься на местные продукты питания (то есть продукты питания, освобождённые от пятипроцентного «островного налога») и детскую одежду.

    Примечание 10: Законом Республики Казахстан от 7 июля 2006 года № 177 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» снижены ставки НДС: с 1 января 2007 года с 15 до 14 %, с 1 января 2008 года с 14 до 13 %, а с 1 января 2009 года с 13 до 12 %.

    ru.wikipedia.org

    Федеральные налоги

    Рассмотрим, в федеральный бюджет, какие налоги уплачиваются. Федеральными налогами являются:

    1. НДС (налог на добавленную стоимость) – часть добавленной стоимости, взыскиваемая государством на всех стадиях производства и сбыта продукции, работ и услуг по мере реализации.
    2. Акцизы – налог, которым облагаются товары массового потребления (табак, алкоголь и др.) приобретаемые внутри страны.
    3. НДФЛ (налог на доходы физических лиц) – налог, взыскиваемый государством с доходов граждан.
    4. Налог на прибыль – платят все юридические лица, зарегистрированные на территории РФ.
    5. Налог на добычу полезных ископаемых – взыскивается государством с юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, являющихся недропользователями.
    6. Водный налог – платят организации и ИП, использующие в реализации своей деятельности водные ресурсы.
    7. Сбор за пользование животным миром – взимается с организаций и ИП, использующих в своей деятельности различные виды животных.
    8. Сбор за пользование объектами водных ресурсов – взимается государством с коммерческих структур, занимающихся промышленным рыболовством.
    9. Госпошлина – денежный сбор, который граждане уплачивают за выполнение уполномоченными органами определенных функций и действий, в предусмотренных законодательством размерах.

    Региональные налоги

    В этом абзаце мы рассмотрим, в какие бюджеты платятся налоги, помимо федерального. Региональными налогами являются:

    1. Транспортный налог;
    2. Налог на игорный бизнес;
    3. Налог на имущество организаций.

    Региональные власти, с согласия федеральных властей, могут вносить или вводить в них изменения. Органы местного самоуправления городов и районов могут вводить местные налоги, не противоречащие федеральному налоговому законодательству и после согласования их с федеральными властями.

    Местные налоги

    К данному виду налогов относят:

    • Земельный налог;
    • Налог на имущество физических лиц.

    Часто бывает так, что федеральные власти передают часть сборов некоторых федеральных налогов местным и региональным властям, предварительно согласовав процентное соотношение. Тогда одну часть налога юридическое лицо платит в федеральный бюджет, а другую – в региональный или местный.

    elhow.ru