Особенности демографической ситуации в зарубежной европе. Зарубежная Европа: проблемы воспроизводства населения. Общая характеристика демографической ситуации в Европейском Союзе

Особенности демографической ситуации в зарубежной европе. Зарубежная Европа: проблемы воспроизводства населения. Общая характеристика демографической ситуации в Европейском Союзе

История демографической политики в странах зарубежной Европы весьма разнообразна. В некоторых из них на протяжении более или менее длительных периодов времени проводилась пронаталистская (т. е. направленная на повышение рождаемости) политика. В других особой озабоченности низким уровнем рождаемости не проявлялось. В настоящее время в странах Западной Европы в демографической политике все больше внимания уделяется семье.

В конце 90-х годов двадцатого века в Европе сохранялись высокие темпы роста экономики, увеличивался ВВП, годовые темпы инфляции в большинстве государств не превышали 2-3%. Уровень жизни населения за это время заметно повысился, однако многие демографические показатели резко ухудшились (табл.1).

Таблица 1. Демографическое движение населения в Западной Европе (страны ЕС) (1960-1999 гг.), в тысячах человек

Европейский Союз 1960 1999
Население 314800 372000
Рождаемость 5784 3999
Смертность 3386 3719
Естественный прирост 2398 280
Миграционный процесс 43 787
Общий прирост (убыль) 2441 1067
Коэффициент рождаемости 18,3 11,8
Коэффициент смертности (в %) 10,7 10,0
Суммарный коэффициент рождаемости 2,59 1,43

Демографический кризис, поразивший страны Старого Света и вызывающий крайнее беспокойство политиков и озабоченность экспертов, поражает противоположными тенденциями: падением рождаемости и увеличением средней продолжительности жизни, что ведет к старению и общему сокращению численности коренного населения. Так, в 1999г. в Западной Европе рождаемость составила 11,8%, а смертность – 10,0%, в то время как в целом в мире эти показатели равнялись соответственно 24,0 и 9,0%. Очень выразителен крайне низкий коэффициент суммарной рождаемости (среднее число детей, рожденных одной женщиной за свою жизнь). Почти во всех западноевропейских странах этот коэффициент заметно ниже 2,1 – той величины, при которой обеспечивается расширенное воспроизводство будущих поколений.

Многочисленные факты свидетельствуют о расшатывании традиционных семейных устоев европейцев. Среди них стало поветрием не торопиться связывать себя настоящими семейными узами, жить холостым/незамужней или в свободном гражданском браке. В итоге заметно увеличился средний брачный возраст.

Становится все больше семей, где имеется только один ребенок. Растет число разводов и детей рожденных вне брака (в странах ЕС в среднем в 1999г. их число уже составляло 23,4% всех детей).

Вместе с тем в государствах Западной Европы низки показатели младенческой смертности и велика средняя продолжительность жизни, что предопределяет высокий процент людей старше 65 лет. Не случайно эти страны заслужили название «старых наций»: в большинстве их доля детей и подростков до 15 лет почти такая же, как и представителей старших возрастных групп (свыше 65 лет).

В 1996г. ООН провела опрос среди руководителей государств, попросив их оценить демографическую ситуацию в своих странах и действенность проводимой демографической политики. Большинство лидеров государств Европы было единодушно в том, что необходимо увеличить рождаемость, и сообщило информацию о мерах, которые предпринимаются в этом направлении. В частности, в 1992г. в странах ЕС были одобрены законы, в соответствии с которыми предусматривается продолжительные отпуска женщинам по рождению ребенка (от 14 до 16 недель) с сохранением содержания (выплаты заработной платы в полном объеме, либо в размере 75 – 80%). Кроме того, эти законы запрещают увольнять женщин с работы в период такого отпуска.

С начала 90-х годов основным фактором роста населения стран ЕС становится миграция. Так, например, в 1996г. естественный прирост населения составлял здесь 280 тыс. человек, а миграционный – почти 800 тысяч. Западная Европа стала главным мировым центром притяжения иммигрантов, превосходя США – до недавнего времени лидера по этому показателю. Практически во всех остальных население растет за счет притока иностранцев, обгоняя естественный прирост. Миграция в ее нынешних масштабах заметно изменила национальный состав отдельных западноевропейских государств и всего региона в целом.

При этом многие иммигранты стремятся приобрести гражданство тех стран, где они обосновались. В последнее время этот процесс приобрел массовый характер: в отдельные годы меняли подданство свыше 300 тыс. человек. В середине 90-х годов в Западной Европе насчитывалось 20 млн. человек, сменивших гражданство. К ним следует добавить еще 17,6 млн. человек, не изменивших его, среди них выходцы из самых разных уголков Земли, в том числе из других государств Европы, а также из Азии и Африки.

И в будущем возможности для трудоустройства в странах Европы, похоже, сохранятся, ибо демографическая ситуация в регионе продолжает ухудшаться, а доля населения в трудоспособном возрасте уменьшается. К тому же выявилась «любопытная тенденция»: представители коренного населения, как правило, игнорируют разного рода низкооплачиваемую работу непрестижного характера.

В Венгрии, ГДР и Чехословакии в 1970-е гг. были существенно повышены размеры пособий и надбавок на детей. Кроме того, в Чехословакии и Венгрии были введены ограничения на искусственное прерывание беременности и одновременно усилена пропаганда противозачаточных средств - в Венгрии, например, годовой оборот пероральных таблеток увеличился с 3,4 млн. пачек в 1973 г. до 7,8 млн. пачек в 1979 г.

Мероприятия демографической политики оказали заметное, по кратковременное воздействие на рождаемость в этих странах. Так, в Венгрии суммарный коэффициент рождаемости вырос с 1,95 в 1973 г. до 2,26 в 1975 г., но затем начал снижаться и к 1980 г. упал до 1,80. Сходный характер носила динамика суммарного коэффициента рождаемости в ГДР и Чехословакии.

В Румынии в 1966 г. в период правления Н. Чаушеску был принят закон, практически запрещавший аборты. Запрет абортов мотивировался необходимостью переломить тенденцию к снижению рождаемости. Поскольку к моменту принятия закона аборты служили важнейшим инструментом регулирования рождаемости на уровне отдельной семьи, а использование контрацептивов было весьма ограниченным, после принятия закона произошел резкий скачок суммарного коэффициента рождаемости - с 1,9 до 3,7. Затем, однако, рождаемость вновь начала снижаться - СКР составил в 1970 г. 2,89, в 1980 г. - 2,45, а в 1990 г. - 1,84. В настоящее время аборты в Румынии снова легализованы, а величина СКР составляла по оценке на 2003 г. 1,2.

В Польше, в период нахождения у власти коммунистов, активной пронаталистской политики не проводилось. Однако после отстранения от власти коммунистического руководства усилиями победившего на выборах движения «Солидарность» и польской католической церкви был принят закон, практически запрещающий аборты. Принятие этого закона не было напрямую связано со стремлением как-либо повлиять па рождаемость и мотивировалось религиозными и морально-этическими соображениями. В результате принятия закона число легальных абортов в стране, составлявшее в 1985 г. 135,6 тыс., к 1995 г. снизилось более чем в 200 раз и составило всего 0,6 тыс.

Столь сильное сокращение числа легальных абортов не оказало тем не менее повышающего влияния па рождаемость. Напротив, в условиях рыночных реформ рождаемость в Польше, как и в других бывших социалистических странах, быстро снижалась. Величина СКР, составлявшая в 1985 г. 2,32, сократилась до 1,62 в 1995 г. и 1,37 в 1999 г. По мнению польских правозащитных организаций, несмотря на высокие цены, взимаемые за производство подпольных абортов, число таких абортов ежегодно составляет от 40 до 50 тыс., включая примерно 16 тыс. абортов, осуществляемых во время «туристических» поездок за границу.

Чрезвычайно жесткое законодательство в области абортов создает для Польши определенные политические проблемы, поскольку Европейский парламент принял резолюцию, призывающую к легализации абортов во всех странах, входящих в Европейский союз или являющихся кандидатами на вступление в него. С другой стороны, против «проабортного давления» европейских парламентариев жестко выступает польская католическая церковь. Нынешнее правительство Польши вынуждено учитывать в своей политике оба эти фактора.

В настоящее время уровень рождаемости во всех европейских странах, кроме Албании, не обеспечивает простого воспроизводства населения. Тем не менее естественный прирост населения в странах Европейского союза (за исключением Швеции и Германии) пока остается положительным. Это объясняется в первую очередь инерцией возрастной структуры населения (данный фактор до начала 1990-х гг. обеспечивал естественный прирост населения и в России), а также высокой продолжительностью жизни. Оба эти фактора растягивают во времени переход к отрицательному естественному приросту, но при сохранении рождаемости на уровне ниже простого замещения поколений не смогут его предотвратить. Кроме того, в Ирландии и Франции рождаемость почти обеспечивает простое замещение поколений - суммарные коэффициенты рождаемости по оценке на 2003 г. составляли в этих странах соответственно 2,0 и 1,9 при уровне простого замещения поколений около 2,1. По прогнозам Нидерландского Института демографических исследований, переход к отрицательному естественному приросту населения стран Северной, Западной и Южной Европы произойдет зависимости от того, какими будут показатели рождаемости в интервале от 2005 до 2030 г.

Существенное отличие демографической ситуации в странах Европейского союза от российской заключается, среди прочего, в том, что страны ЕС всегда могут пополнить нехватку квалифицированной рабочей силы и стране, приглашая мигрантов из России и стран Восточной Европы. Кроме того, страны ЕС находятся под постоянным миграционным давлением со стороны стран третьего мира. По прогнозам демографов, чистое сальдо миграции в европейских странах в ближайшие десятилетия останется положительным, что скорее всего обеспечит небольшой (не более 0,5% в год) рост их населении. Неудивительно, что сложившаяся демографическая ситуации вызывает у правительств России и наиболее развитых стран мира совершенно разное отношение. Страны Европейского союза, часто считан уровень рождаемости в своих странах слишком низким, не проводят политики, прямо направленной на повышение уровня рождаемости. Для этих стран более характерна семейная политика, цель которой - оказание социальной помощи семье в выполнении ею ее функций. Европейская Комиссия (один из руководящих органов ЕС) определяет цели в этой области следующим образом: «Социальная защита должна способствовать успешному сочетанию профессиональной деятельности и семейной жизни, что является не только вопросом обеспечения равных возможностей для мужчин и женщин, по также - в свете происходящих демографических изменений - и вопросом экономической необходимости». Основным источником роста населения стран ЕС в ближайшие десятилетия будет миграции, поэтому именно миграционная политика с присущими ей проблемами и противоречиями находится сейчас в центре внимания правительств и общественности этих стран. Что касается семейной политики, то основными составляющими пакета детской помощи, который получают семьи в странах ЕС, являются :

Универсальные детские пособия, выплачиваемые независимо от доходов семьи (во всех странах ЕС кроме Греции, Испании и Италии);

Дополнительные пособия бедным семьям, зависящим от заработка родителей (Франция, Ирландии, Португалия и Великобритания);

Бесплатное питание школьникам (Финляндии и Швеция - для всех школьников без исключении; Франции - только дли бедных);

Освобождение от определенных расходов ни оплату услуг здравоохранения (Ирландия, Нидерланды);

Отпуска по уходу за новорожденным, и также, пособия женщинам, прервавшим карьеру дли воспитания детей;

Налоговые льготы и ряд другим мер.

Реальный размер этих пособий (с учетом того, платными или бесплатными являются те или иные услуги здравоохранения и образования) различается от страны к стране. К странам с наиболее высоким уровнем государственной поддержки семьи относятся: Люксембург, Франция, Бельгия и Германия; со средним, уровнем - Дания, Финляндии, Швеции и Великобритания; с относительно низким уровнем поддержки - Ирландия, Португалия, Нидерланды, Испании, Италии.

Граница между демографической и семейной политикой является достаточно размытой, поскольку мероприятия семейной политики могут оказывать заметное влияние на ход демографических процессов. Характерный пример - Швеция, где основным мотивом усилении помощи семьям с детьми послужило стремление к дальнейшему уравниванию прав мужчин и женщин, а причиной последующего уменьшения объемов такой помощи - обязательства, принимаемые на себя Швецией в связи с подготовкой к вступлению в ЕС. Не преследуя непосредственно демографических целей, эти меры оказали неожиданно сильное влияние на рождаемость. Суммарный коэффициент рождаемости вырос с 1,74 в 1985 г. до 2,13 в 1990 г., а после уменьшения объемов мер демографической помощи семье вновь снизился до 1,73 к 1995 г. Рост рождаемости в этот период был «истинным» и не сводился к изменению календаря рождений.

До начала 1980-х гг. в СССР проводилась, главным образом, семейная политика, обычно называемая охраной материнства и детства, и не направленная непосредственно на изменение параметров демографического воспроизводства. К числу немногих исключений относился законодательный запрет абортов в 1936 г. (отменен в конце 1955 г.). В условиях использования аборта как одного из основных методов предотвращения нежеланных рождений его запрет привел к кратковременному росту рождаемости - суммарный коэффициент рождаемости в СССР повысился с 4,2 в 1936 г. до 4,9 в 1937 г. и 4,7 в 1938 г. Тем не менее, законодательный запрет абортов не смог прервать долговременную тенденцию к снижению рождаемости. В СССР в 1949 г. СКР составлял 3,3, в 1950 г. - 3,1, в 1955 г. - 2,9. Отмена законодательного запрета аборта в 1955 г. не привела к каким-либо резким отклонениям от этой тенденции - СКР и 1956-1958 гг. оставался на уровне 2,9, а в последующие годы продолжил свое падение.

Демографическая политика в СССР была наиболее активной в первой половине 1980-х гг. В 1981 г: было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей. Постановлением предусматривалось введение для работающих матерей, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1 года. Ежемесячный размер выплачиваемого при этом пособия составлял 35 руб., а в районах с неблагоприятным климатом - 50 руб. (для сравнения: заработная плата начинающего специалиста с высшим образованием и тот период обычно не превышала 90-120 руб.). Кроме тою, были установлены единовременные пособия при рождении детей (50 руб. при рождении первого ребенка, 100 руб. при рождении второго и третьего детей), предусмотрено введение дли женщин, имеющих двоих и более детей до 12 лет, ежегодного трехдневного оплачиваемого отпуска, гарантировалось сохранение трудового стажа на период ухода за ребенком до достижении им 1,5 лет. Целесообразность таких мер была обоснована необходимостью создания наиболее благоприятных условий дли роста населении и воспитания подрастающих поколений.

Вслед за введением частично оплачиваемых отпусков по уходу за ребенком в 1981-1982 гг. произошел заметный рост суммарных коэффициентов рождаемости (табл. 11.3). Возможно, что наряду с мероприятиями демографической политики этот рост был обусловлен и какими то другими факторами, например надеждами, связанными с временным улучшением «микроклимата» во многих семьях в период недолгих успехов антиалкогольной кампании в 1986-1987 гг.

В СНГ 1990-х гг., в условиях острого социально-экономического кризиса, демографическая политика практически не проводилась. В 1993 г. Правительство, отвечая на вопрос Секретариата ООН о политике в отношении темпов роста населения, обозначило свою позицию как «не вмешиваться». Та же позиция была декларирована и в отношении рождаемости. В 1999 г. эта позиция была изменена и в качестве цели было названо повышение уровня рождаемости и темпов роста населения.

Таким образом, для преодоления кризиса в постсоветских странах, смертности необходим широкий комплекс мер, охватывающий все сферы жизни общества - здравоохранение, охрану окружающей среды, охрану правопорядка, охрану труда. Очень важную роль играет повышение престижа здорового, созидательного образа жизни среди таких социально-демографических групп населения, как молодежь и мужчины трудоспособного возраста. В связи с этим в Концепции отмечается необходимость объединения и координации действий органов государственной власти всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций по пропаганде здорового образа жизни и возрождению системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке средств массовой информации.

История демографической политики в странах зарубежной Европы весьма разнообразна. В некоторых из них на протяжении более или менее длительных периодов времени проводилась пронаталистская (т. е. направленная на повышение рождаемости) политика. В других особой озабоченности низким уровнем рождаемости не проявлялось. В настоящее время в странах Западной Европы в демографической политике все больше внимания уделяется семье.
Демографический кризис, поразивший страны Старого Света и вызывающий крайнее беспокойство политиков и озабоченность экспертов, поражает противоположными тенденциями: падением рождаемости и увеличением средней продолжительности жизни, что ведет к старению и общему сокращению численности коренного населения. Многочисленные факты свидетельствуют о расшатывании традиционных семейных устоев европейцев. Становится все больше семей, где имеется только один ребенок. Вместе с тем в государствах Западной Европы низки показатели младенческой смертности и велика средняя продолжительность жизни, что предопределяет высокий процент людей старше 65 лет. Не случайно эти страны заслужили название «старых наций»: в большинстве их доля детей и подростков до 15 лет почти такая же, как и представителей старших возрастных групп (свыше 65 лет).
Большинство лидеров государств Европы было единодушно в том, что необходимо увеличить рождаемость, и сообщило информацию о мерах, которые предпринимаются в этом направлении.
С начала 90-х годов основным фактором роста населения стран ЕС становится миграция. Так, например, в 1996г. естественный прирост населения составлял здесь 280 тыс. человек, а миграционный – почти 800 тысяч. Западная Европа стала главным мировым центром притяжения иммигрантов, превосходя США – до недавнего времени лидера по этому показателю. Практически во всех остальных население растет за счет притока иностранцев, обгоняя естественный прирост. Миграция в ее нынешних масштабах заметно изменила национальный состав отдельных западноевропейских государств и всего региона в целом.
При этом многие иммигранты стремятся приобрести гражданство тех стран, где они обосновались. В последнее время этот процесс приобрел массовый характер: в отдельные годы меняли подданство свыше 300 тыс. человек. И в будущем возможности для трудоустройства в странах Европы, похоже, сохранятся, ибо демографическая ситуация в регионе продолжает ухудшаться, а доля населения в трудоспособном возрасте уменьшается. К тому же выявилась «любопытная тенденция»: представители коренного населения, как правило, игнорируют разного рода низкооплачиваемую работу непрестижного характера.
Страны Европейского союза, часто считан уровень рождаемости в своих странах слишком низким, не проводят политики, прямо направленной на повышение уровня рождаемости. Для этих стран более характерна семейная политика, цель которой - оказание социальной помощи семье в выполнении ею ее функций. Европейская Комиссия (один из руководящих органов ЕС) определяет цели в этой области следующим образом: «Социальная защита должна способствовать успешному сочетанию профессиональной деятельности и семейной жизни, что является не только вопросом обеспечения равных возможностей для мужчин и женщин, по также - в свете происходящих демографических изменений - и вопросом экономической необходимости» . Основным источником роста населения стран ЕС в ближайшие десятилетия будет миграции, поэтому именно миграционная политика с присущими ей проблемами и противоречиями находится сейчас в центре внимания правительств и общественности этих стран. Что касается семейной политики, то основными составляющими пакета детской помощи, который получают семьи в странах ЕС, являются :
универсальные детские пособия, выплачиваемые независимо от доходов семьи (во всех странах ЕС кроме Греции, Испании и Италии);
дополнительные пособия бедным семьям, зависящим от заработка родителей (Франция, Ирландии, Португалия и Великобритания);
бесплатное питание школьникам (Финляндии и Швеция - для всех школьников безисключении; Франции - только дли бедных);
освобождение от определенных расходов ни оплату услуг здравоохранения (Ирландия, Нидерланды);
отпуска по уходу за новорожденным, и также, пособия женщинам, прервавшим карьеру дли воспитания детей;
налоговые льготы и ряд другим мер.
Реальный размер этих пособий (с учетом того, платными или бесплатными являются те или иные услуги здравоохранения и образования) различается от страны к стране. К странам с наиболее высоким уровнем государственной поддержки семьи относятся: Люксембург, Франция, Бельгия и Германия; со средним, уровнем - Дания, Финляндии, Швеции и Великобритания; с относительно низким уровнем поддержки - Ирландия, Португалия, Нидерланды, Испании, Италии.
Граница между демографической и семейной политикой является достаточно размытой, поскольку мероприятия семейной политики могут оказывать заметное влияние на ход демографических процессов. Характерный пример - Швеция, где основным мотивом усилении помощи семьям с детьми послужило стремление к дальнейшему уравниванию прав мужчин и женщин, а причиной последующего уменьшения объемов такой помощи - обязательства, принимаемые на себя Швецией в связи с подготовкой к вступлению в ЕС.

Зарубежная Европа – регион с весьма сложной и в целом неблагоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется самой низкой рождаемостью и самым низким естественным приростом населения, словом, состоянием «демографической зимы». Доказательством этого тезиса могут служить данные, приведенные в таблице 3.

Рассмотрим сначала показатели рождаемости. После сравнительно непродолжительного «бэби-бума», характерного для конца 40– 50-х гг. XX в. и являвшегося своеобразным демографическим следствием Второй мировой войны, в большинстве стран региона проявилась отчетливая тенденция к снижению уровня рождаемости. В результате в 2006 г. средний для региона показатель упал до 10 человек на 1000 жителей, т. е. оказался в 2 раза ниже среднемирового (20 / 1000). Этому показателю соответствует такой уровень фертильности (плодовитости), при котором женщина в течение репродуктивного периода производит на свет в среднем 1,5 ребенка; при нем расширенное воспроизводство не обеспечивается.

Причины такого снижения уровня рождаемости многообразны. Главными среди них следует, очевидно, считать естественные демографические процессы: увеличение средней продолжительности жизни, постепенное старение населения, вхождение в новую стадию демографического перехода. Однако нужно учитывать и такие социально-экономические факторы, как резкое возрастание «цены ребенка», влияние разного рода экономических и политических потрясений, непрочность семьи и др.

Таблица 3

ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЕ В 2006 г., ЧЕЛОВЕК НА 1000 ЖИТЕЛЕЙ

В таблице 3 особенное внимание привлекают те страны, которые имеют самую низкую рождаемость, в пределах 8–9 человек на 1000 жителей (8-9b), – Латвия, Литва, Чехия, Италия, Словения, ФРГ, Австрия, Хорватия. Именно в этих государствах общая демографическая ситуация отличается особой сложностью, а уровень фертильности самый низкий. Можно добавить, что показатели рождаемости в них также самые низкие в мире.

Таблица 3 свидетельствует также о довольно высоком уровне смертности, который в среднем для всего региона составляет тоже 10 человек на 1000 жителей, т. е. превышает среднемировой. Объяснение этому факту нужно искать прежде всего в тех же общих процессах увеличения средней продолжительности жизни, старения населения, нарушения полового состава в периоды двух мировых войн. Но нельзя не учитывать и таких причин, как профессиональные заболевания, производственный травматизм, несчастные случаи, влияние алкоголизма, курения, наркомании. Например, на автодорогах зарубежной Европы ежегодно погибают более 100 тыс. человек и около 2 млн получают ранения и увечья. Поскольку все это в первую очередь относится к мужской части населения, смертность среди мужчин, как правило, значительно выше.



Наконец, своеобразным итогом анализа таблицы 3 может послужить знакомство с данными колонки о естественном приросте населения, которое позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, о том, что все страны зарубежной Европы относятся к первому типу воспроизводства населения. Во-вторых, о том, что в наши дни только в нескольких государствах региона (Албания, Франция, Ирландия, Исландия, Норвегия, Босния и Герцеговина, Македония) реально обеспечивается более или менее расширенное воспроизводство населения. В-третьих, о том, что в большинстве стран зарубежной Европы это воспроизводство либо крайне суженное (Великобритания, Нидерланды, Дания, Швейцария, Польша, Сербия), либо «нулевое», не обеспечивающее даже прямого замещения поколений (Бельгия, Швеция, Финляндия, Испания, Греция, Словакия, Словения). В-четвертых, о том, что самую большую группу образуют 11 стран с отрицательным естественным приростом населения (Австрия, Болгария, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Румыния, ФРГ, Хорватия, Чехия, Эстония), фактически уже вступившие в стадию депопуляции. Наглядной иллюстрацией сказанного может служить рисунок 5.

В результате средний показатель естественного прироста населения для современной зарубежной Европы оказывается почти «нулевым». Еще в 1950 г. абсолютный годовой прирост населения составлял почти 5,5 млн человек, но уже в 1990 г. он упал до 1,3 млн, а в 2000 г. оказался совсем незначительным. Да и все население региона с 1990 по 2007 г. выросло лишь с 488 млн до 527 млн человек. Соответственно и доля зарубежной Европы в мировом населении уменьшилась, как уже отмечалось, с 15,5 % в 1950 г. до 8 % в 2007 г.

Большой интерес представляет анализ основных демографических показателей зарубежной Европы в разрезе четырех ее субрегионов (табл. 4).

Из таблицы 4 со всей очевидностью вытекает, что наихудшая демографическая ситуация сложилась в странах Восточной Европы. Именно для них характерны самые низкие показатели рождаемости, самый высокий уровень смертности, отрицательный естественный прирост населения, самая большая младенческая смертность («рекордсмен» Европы в этом отношении, если не считать Албании, – Румыния с показателем 17 / 1000), самая низкая фертильность женщин (в Болгарии, Чехии – 1,3 ребенка на одну женщину за репродуктивный период) и, наконец, самая низкая средняя продолжительность жизни (у мужчин 62 и у женщин 74 года). Такая демографическая ситуация, помимо чисто демографических факторов, объясняется социально-экономическими трудностями, сопровождающими переход от одной общественной системы к другой, а в некоторых странах (бывшая Югославия) также и длительной политической нестабильностью.

Таблица 4

ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО СУБРЕГИОНАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ В 2006 г.


Рис. 5. Естественный прирост населения в странах зарубежной Европы в 2006 г., %

В странах Западной, Южной и Северной Европы демографическая ситуация тоже довольно непростая: достаточно вспомнить перечисленные выше страны с нулевым и минусовым естественным приростом населения. Добавим, что в начале XXI в. в этих субрегионах он тоже стал нулевым или минусовым.

Неудивительно, что большинство стран региона стремится проводить демографическую политику, направленную на повышение уровней рождаемости и естественного прироста населения. До начала 1990-х гг. наиболее активно и даже жестко такую политику проводили страны Восточной Европы, теперь – страны Европейского союза, например Франция, Германия. Но результаты ее не очень существенны. Так, в Германии возраст вступления в брак даже вырос: у женщин до 28, а у мужчин до 30 лет.

Пожалуй, наиболее спорным был и остается вопрос о запрещении или легализации абортов. В Румынии при режиме Чаушеску делать аборты разрешали только женщинам, имевшим пять и более детей, а за незаконный аборт врачам грозило тюремное заключение. В Польше запрет на аборты был введен только в начале 1993 г. В большинстве стран Южной Европы с преобладанием католицизма аборты законодательно запрещены, а в протестантских странах Западной и Северной Европы, напротив, легализованы. Это породило своего рода «аборт-туризм»: женщины для этой цели специально приезжают в страну с более либеральным законодательством. Очень любопытным примером отношения к абортам может служить Бельгия, где долгое время под давлением католической церкви они были запрещены. А когда в 1990 г. в парламенте обсуждали вопрос об их легализации, король Бодуэн I, чтобы избежать конфронтации с Ватиканом и не оказывать давления на своих подданных, принял поистине беспрецедентное решение на короткое время (39 часов)… отречься от престола. В конце 1990-х гг. в первую десятку стран мира по показателю числа абортов на тысячу женщин в возрасте от 15 до 44 лет из стран зарубежной Европы входили: Румыния (78), Бельгия (68), Сербия (55), Эстония (54) и Болгария (52).

Таблица 5

ПРОГНОЗ ЧИСЛЕННОСТИ ЖИТЕЛЕЙ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ НА 2025 г., млн человек

Демографические прогнозы свидетельствуют о том, что в перспективе проблемы воспроизводства населения в зарубежной Европе вряд ли станут более простыми – в первую очередь из-за дальнейшего повышения средней продолжительности предстоящей жизни людей и увеличения доли лиц старших возрастов. Уже 16 % населения стран ЕС имеют возраст более 65 лет (максимум в Италии – 20 %), а средняя продолжительность жизни достигла 78 лет, в том числе 80,5 года для женщин и 74 года для мужчин (максимум в Швеции, Швейцарии, Испании и Исландии – 81 год). Общая численность населения зарубежной Европы, согласно расчетам, в 2025 г. останется на нынешнем уровне. Прогноз роста населения по 34 отдельным странам (табл. 5) свидетельствует о том, что в 14 из них должен произойти некоторый прирост, в 4 численность жителей не изменится, а в 16 она уменьшится.

Рис. 6. Возрастно-половая структура населения Европы в 1990 и 2025 гг. (по Б. С. Хореву)

Что же касается старения населения зарубежной Европы, то прогнозируемый ход этого процесса до 2025 г. показан на возрастно-половой пирамиде (рис. 6). Можно добавить, что уже в 2000 г. численность жителей от 60 лет и старше составляла в этом регионе 70 млн человек, а к 2025 г. она, по прогнозам, увеличится до 114 млн, что делает необходимым разработку новых мер социальной поддержки.

В 2006 г. были опубликованы новые прогнозы ООН, относящиеся к изменению численности населения отдельных стран на период до 2050 г. Они говорят о том, что в большинстве стран зарубежной Европы численность жителей к этому времени уменьшится. В первую очередь это относится к Италии, население которой к 2050 г. может уменьшиться до 50,9 млн или на 7,2 млн человек, к Польше, где такое уменьшение может составить 6, бмлн, к Румынии (4,8 млн), к Германии (3,9 млн), к Болгарии (2,6 млн), к Венгрии (1,8 млн). Уменьшится также население Испании, Греции, Австрии, Бельгии, Латвии, Литвы, Эстонии, Чехии, Словакии, Словении, Сербии, Боснии и Герцеговины, Македонии, Хорватии. На нынешнем уровне останется число жителей в Финляндии и Швейцарии. Наряду с этим, прогноз предусматривает рост населения в десяти странах зарубежной Европы. При этом в Дании, Португалии он ожидается совсем небольшим, а в Великобритании, Германии, Дании, Швеции, Норвегии, во Франции, в Нидерландах и Албании – более заметным.

Демографические проблемы современной Европы. 1. Причины падения уровня рождаемости. 2. Демографическую стабильность. 3. Уровень рождаемости. 4. Поддержка материнства и детства. 5. Ситуация в Польше, Швеции и Франции. 6. Ситуация в Германии. 7. Демографическая проблема в России. 8. Демографическая проблема не в деньгах, а в мужьях. . . 9. Новая программа по стимулированию рождаемости. 10. Почему выросло количество разводов? 11. Три условия для решения проблемы. 12. Решение проблемы.

Причины падения уровня рождаемости. Страны ЕС пытаются выяснить причины падения уровня рождаемости, а также найти возможности для изменения этой тенденции правительства.

Более двух детей в семье - норма, которая могла бы дать Европе демографическую стабильность. Работоспособное население Европы сокращается, а рождаемость падает, настолько, что один министр в Германии предостерег немцев, что если рождаемость не увеличится, он потребует "выключить свет по всей стране". В наши дни никто не осуждает холостяков, не выдает медалей за многодетность. Правительства стран Европы пытаются найти свое решение проблемы. Падение рождаемости вызывает тревогу, поскольку за демографическим кризисом следует экономический. Чем меньше молодых работников, которые платят за здравоохранение и пенсии, тем труднее государству сбалансировать свой бюджет.

К 2050 году на каждого европейца в возрасте от 65 лет и выше будет приходиться не четыре, а два человека трудоспособного возраста. Рост иммиграции, теоретически, может оказаться выходом для Европы, однако, многие считают это политически опасным. Есть еще один путь: увеличить репродуктивный показатель работоспособного населения, вовлекая в него больше людей и отдаляя пенсионный возраст. Остается создавать стимул для увеличения рождаемости.

Уровень рождаемости. В Европе для нормального воспроизводства населения необходимо, чтобы рождаемость находилась на уровне 2, 1 ребенка на женщину. Средний показатель в странах ЕС: Ирландия: 1, 99 Франция: 1, 90 Норвегия: 1, 81 Швеция: 1, 75 Британия: 1, 74 Голландия: 1, 73 Германия: 1, 37 Италия: 1, 33 Испания: 1, 32 Греция: 1, 29

Поддержка материнства и детства. Многие европейские страны уже претворяют в жизнь демографическую политику. У некоторых из них более ярко выражено стремление увеличить рождаемость. Франция гордится своей общепризнанной демографической политикой, нацеленной на увеличение уровня рождаемости. Государство стимулирует семьи с детьми налоговыми льготами и социальными выплатами.

Ситуация в Польше, Швеции и Франции. В Польше, население которой за последние шесть лет сократилось на полмиллиона человек, недавно одобрен закон, согласно которому женщинам будут платить за каждого рожденного ребенка. Уровень рождаемости в Швеции и Франции может быть выше, чем в большинстве других европейских стран. В то же время, несмотря на заботу о матерях и детях, шведы и французы пока не достигли показателя 2, 1 ребенка на женщину, который необходим для поддержания стабильного уровня численности населения.

Ситуация в Германии. Недавние исследования, проведенные в Германии, указывают на то, что женщины в действительности хотят иметь по одному ребенку, в то время как нормой часто считается двое детей в семье. Кроме того, выяснилось, что некоторые счастливы, оставаясь бездетными.

Демографическая проблема в России не решена. Статистика подтвердила коэффициент естественного прироста населения в России на уровне 1, 34. Для воспроизводства естественной убыли и роста населения необходим коэффициент в 2, 13, но пока этого добиться не удалось.

Демографическая проблема не в деньгах, а в мужьях. . . О любви, о женщинах, о детях. . . Возрождение нации одна из центральных тем апрельского Послания Президента Российской Федерации. 250 тысяч за второго ребенка, сохранение 40% зарплаты мамам в декретном отпуске и компенсация расходов на садик - конкретные цифры, которые говорят о решимости властей кардинально решить демографическую проблему.

Новая программа по стимулированию рождаемости Многое из того, что прозвучало в Послании президента относительно улучшения демографической ситуации в стране. Ситуация в Пензенские женщины получают пособие на ребенка - 400 рублей с 30 недель беременности до исполнения года ребенку, выплачиваются единовременные пособия в размере 12 тысяч рублей, что на четыре тысячи больше, чем платит государство. Кроме того, уже разработана программа по стимулированию рождаемости.

Почему выросло количество разводов? Проблема здесь куда глубже и серьезнее. Она кроется в отношениях мужчины к женщине, к содержанию своей семьи. Почему они не хотят заводить детей? Так вот женщины сказали, что на первом месте не жилье, не деньги, а более или менее трезвый муж. Исключительно трезвых мужиков на Руси не бывает. Женщинам немного нужно: чтоб мужчина любил жену, детей и не издевался над ними.

Три условия для решения проблемы. Желающих разойтись больше, чем заключающих браки - вот самое слабое место нашей семьи. Можно построить жилье для молодых. Но если мужья будем вести себя так, как сегодня, разводы неизбежны. Необходимо создавать женские движения, надо заниматься воспитанием в школе. Для решения проблемы демографии необходимы три условия. Первое - достойная зарплата. Второе жилье. И третье - непьющий, любящий глава семьи. Если первые две составляющие можно обеспечить, и сейчас в стране есть все ресурсы для этого, то третью проблему решить куда как сложнее.

Решение проблемы. Важным условием стабилизации демографической обстановки является привлечение в село молодежи: Необходимо найти такой стимул, чтобы сельский житель, получивший образование в городе, возвращался на работу домой. Нужно работать над системой мотивации для молодых специалистов.




Миграции Европы Мировой очаг трудовой иммиграции млн. иммигрантов. Задание Используя рисунок, выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией Страны с массовой иммиграцией Страны с массовой миграцией


Национальный состав зарубежной Европы Индоевропейская семья – 95% Романская группа – 36% Германская группа – 35% Славянская группа – 17% Задание Используя карту в атласе, заполните таблицу в тетради Однонациональные страны Двунациональные страны Многонациона льные страны










Ответь на вопросы теста 1. Каковы особенности демографической ситуации в Европе: а) Растущая доля молодежи в населении б) Низкие показатели естественного прироста, а в некоторых странах даже убыль в) Наибольшая доля пожилых людей г) Преобладание мужского населения над женским 2. Страны - основные поставщики рабочей силы в высокоразвитые страны Европы. а) Югославия и Турция. б) Швеция и Испания в) Польша и Швейцария 3. В населении Зарубежной Европы преобладают народы языковой семьи ______________________________ 4. Процесс роста пригородных зон городов и городов – спутников, способствующий снижению населения в центральной части городов __________________________________ 5. Установи соответствие. А. Католицизм 1. Северная Европа Б. Православие 2. Южная Европа В. Протестантизм 3. Средняя Европа